Слоновая башня. Значение словосочетания «башня из слоновой кости

Богослужении это выражение стало использоваться иносказательно по отношению к Деве Марии (например, в обращённой к ней литании).

Современное употребление

Совершенно другое значение метафора получила в XIX веке. Нынешнее употребление этого образа внедрил французский критик и поэт Шарль Огюстен Сент-Бёв . В одном из стихотворений сборника «Августовские мысли» (фр. Pensées d’Août , 1837), сравнивая современных ему поэтов, Сент-Бёв описывал творчество Альфреда де Виньи следующими словами: «А самый таинственный, Виньи, ещё до полудня словно возвращался в башню из слоновой кости » (Et Vigny, plus secret, Comme en sa tour d’ivoire , avant midi rentrait ). (Де Виньи, в отличие от таких своих современников, как Виктор Гюго и Альфонс де Ламартин , отличался показным безразличием к политическим проблемам, настаивал на абсолютной независимости творческой личности от внешних обстоятельств, избегал выходов в свет и вёл крайне уединённую жизнь.)

Благодаря авторитету и популярности Сент-Бёва выражение «башня из слоновой кости» стремительно сменило значение, а его первоначальный смысл забылся. Уже Флобер употреблял эту фразу для подчёркивания своего «аристократизма духа». В частных письмах он постоянно использовал образ башни из слоновой кости: «...Надобно отдаться своему призванию - взойти на свою башню из слоновой кости и там, подобно баядере среди благовоний, погружаться в одинокие свои грёзы» ; «Пусть Империя шагает вперед, а мы закроем дверь, поднимемся на самый верх нашей башни из слоновой кости, на самую последнюю ступеньку, поближе к небу. Там порой холодно, не правда ли? Но не беда! Зато звёзды светят ярче, и не слышишь дураков» ; «Я всегда пытался жить в башне из слоновой кости; но окружающее её море дерьма поднимается всё выше, волны бьют об её стены с такой силой, что она вот-вот рухнет» .

В культуре США представление о «башне из слоновой кости» связано с критикой университетов (особенно входящих в «Лигу плюща ») и академической элиты в целом за презрительное отношение к «профанам», снобизм и замкнутость.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Башня из слоновой кости" в других словарях:

    С французского: La tour d ivoire. Из стихотворения французского критика и поэта Шарля Огюстена Сент Бёва (1804 1869), которое вошло в его сборник «Августовские мысли» (1837). В этом стихотворении, написанном в форме послания, Сент Бёв создает… … Словарь крылатых слов и выражений

    Сущ., кол во синонимов: 1 предмет мечтаний (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Выражение, метафорически означающее теорию «искусства для искусства», символизирует отделённость художника от общества, погружённость в творчество. Впервые использовано Ш. О. Сент Бёвом в письме к Г. Флоберу. По словам Флобера, в «башне из… … Литературная энциклопедия

    Книжн. Символ мира мечты; о предмете мечтаний, оторванных от жизни. ШЗФ 2001, 17; БТС, 63. /i> Выражение принадлежит франц. поэту и критику Ш. О. Сент Бёву. БМС 1998, 43 …

    башня из слоновой кости - символ мечты; о предмете мечтаний, оторванных от жизни. Выражение принадлежит французскому поэту и критику Ш.О. Сент Бёву (1804 1869) (стихотворное послание к Виллеману, вошедшее в сборник “Мысли августа”). Образ восходит к словам католической… … Справочник по фразеологии

    Символ восхождения и бдительности. Ее символизм подобен символизму лестницы и колонны. Когда в башне находится девушка, принцесса и т, п, она приобретает значение замкнутого пространства или обнесенного стеной сада. В христианстве этот символ… … Словарь символов

    Дать в башню кому. Жарг. мол. Шутл. Совершить половой акт с кем л. оральным способом. Максимов, 29. Накрыть башню. Жарг. мол. Шутл. Надеть головной убор. Максимов, 267. Отвернуть башню кому. Жарг. спорт. Победить кого л. Максимов, 29. Снесло… … Большой словарь русских поговорок

    - (англ. The Ebony Tower) книга британского писателя Джона Фаулза, состоящая из пяти повестей, объединённых пересекающимися мотивами, и изданная в 1974 году. Содержание 1 Содержание 1.1 Башня из чёрного дерева … Википедия

    БАШНЯ, и, род. мн. шен, жен. 1. Высокое и узкое архитектурное сооружение. Кремлёвские башни. Телевизионная б. Водонапорная б. Б. маяка. 2. Возвышение для орудий на судах, танках, бронемашинах. 3. Высокий и узкий многоэтажный дом.… … Толковый словарь Ожегова

    И; мн. род. шен, дат. шням; ж. [от итал. bastia крепость]. 1. Высокое узкое архитектурное или инженерное сооружение (круглой, четырёхгранной или многогранной формы) различного назначения. Башни Кремля. Б. маяка. Телевизионная, водонапорная б.… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Костер в ночи. Мой брат Майкл. Башня из слоновой кости. Романы , Стюарт М.. Книги Мэри Стюарт завоевали сердца миллионов читателей, получив при этом высокую оценку критиков, особо отмечавших ее мастерство в жанре авантюрного романа. Ей какникому другому удалось…

"башня из слоновой кости"

"ба́шня из слоно́вой ко́сти"

Выражение, метафорически означающее теорию «искусства для искусства », символизирует отделённость художника от общества, погружённость в творчество. Впервые использовано Ш. О. Сент-Бёвом в письме к Г. Флоберу . По словам Флобера, в «башне из слоновой кости» можно «наблюдать звёзды и не слышно дураков».

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .


Смотреть что такое ""башня из слоновой кости"" в других словарях:

    На витраже церкви св. Игнатия (Честнат Хилл, штат Массачусетс, США) … Википедия

    С французского: La tour d ivoire. Из стихотворения французского критика и поэта Шарля Огюстена Сент Бёва (1804 1869), которое вошло в его сборник «Августовские мысли» (1837). В этом стихотворении, написанном в форме послания, Сент Бёв создает… … Словарь крылатых слов и выражений

    Сущ., кол во синонимов: 1 предмет мечтаний (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Книжн. Символ мира мечты; о предмете мечтаний, оторванных от жизни. ШЗФ 2001, 17; БТС, 63. /i> Выражение принадлежит франц. поэту и критику Ш. О. Сент Бёву. БМС 1998, 43 … Большой словарь русских поговорок

    башня из слоновой кости - символ мечты; о предмете мечтаний, оторванных от жизни. Выражение принадлежит французскому поэту и критику Ш.О. Сент Бёву (1804 1869) (стихотворное послание к Виллеману, вошедшее в сборник “Мысли августа”). Образ восходит к словам католической… … Справочник по фразеологии

    Башня из слоновой кости символизирует неприступность и, кроме того, женский принцип. В христианстве она означает Деву Марию, чистоту, неподкупность и моральную силу … Словарь символов

    тур д"ивуар - * tour d ivoire. Башня из слоновой кости. Убежище личных переживаний, которым отдается поэт, убегая от пошлой буржуазной действительности. Источник выражения стихотворное послание фр. поэта и критика СентБева (1804 1869) к Виллемону. БИШ. Вот в… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Lotte no Omocha! … Википедия

    Символ восхождения и бдительности. Ее символизм подобен символизму лестницы и колонны. Когда в башне находится девушка, принцесса и т, п, она приобретает значение замкнутого пространства или обнесенного стеной сада. В христианстве этот символ… … Словарь символов

    Литания Пресвятой Деве Марии католическая молитва к Богородице, построенная в форме литании. Одна из семи литаний, одобренных Церковью для всеобщего использования. Называется также Лоретанской литанией по названию Лоретанского… … Википедия

Книги

  • Костер в ночи. Мой брат Майкл. Башня из слоновой кости. Романы
  • Костер в ночи. Мой брат Майкл. Башня из слоновой кости , Стюарт М.. Книги Мэри Стюарт завоевали сердца миллионов читателей, получив при этом высокую оценку критиков, особо отмечавших ее мастерство в жанре авантюрного романа. Ей какникому другому удалось…
  • Башня из слоновой кости - метафора, впервые использованная в библейской Песне песней: «Шея твоя - как столп из слоновой кости» (Песн. 7:5).

    В Средние века в католическом богослужении это выражение стало использоваться иносказательно по отношению к Деве Марии (например, в обращённой к ней литании). В эпоху романтизма смысл метафоры значительно видоизменился; она стала обозначением ухода в мир творчества от проблем современности, самоизоляцию, замыкание в духовных исканиях, «оторванных» от «прозы жизни».

    Заимствованное из Песни песней сравнение первоначально употреблялось как метафора красоты и непорочности. В XVI веке его латинский перевод (лат. Turris eburnea) был включён, среди других эпитетов, в литанию Деве Марии, хотя сам образ, скорее всего, восходит по меньшей мере к XII столетию. Изображения башни распространены в католической религиозной живописи и на церковных витражах.

    Совершенно другое значение метафора получила в XIX веке. Нынешнее употребление этого образа внедрил французский критик и поэт Шарль Огюстен Сент-Бёв. В одном из стихотворений сборника «Августовские мысли» (фр. Pensées d’Août, 1837), сравнивая современных ему поэтов, Сент-Бёв описывал творчество Альфреда де Виньи следующими словами: «А самый таинственный, Виньи, ещё до полудня словно возвращался в башню из слоновой кости» (Et Vigny, plus secret, Comme en sa tour d’ivoire, avant midi rentrait). (Де Виньи, в отличие от таких своих современников, как Виктор Гюго и Альфонс де Ламартин, отличался показным безразличием к политическим проблемам, настаивал на абсолютной независимости творческой личности от внешних обстоятельств, избегал выходов в свет и вёл крайне уединённую жизнь.)

    Благодаря авторитету и популярности Сент-Бёва выражение «башня из слоновой кости» стремительно сменило значение, а его первоначальный смысл забылся. Уже Флобер употреблял эту фразу для подчёркивания своего «аристократизма духа». В частных письмах он постоянно использовал образ башни из слоновой кости: «...Надобно отдаться своему призванию - взойти на свою башню из слоновой кости и там, подобно баядере среди благовоний, погружаться в одинокие свои грёзы»; «Пусть Империя шагает вперед, а мы закроем дверь, поднимемся на самый верх нашей башни из слоновой кости, на самую последнюю ступеньку, поближе к небу. Там порой холодно, не правда ли? Но не беда! Зато звёзды светят ярче, и не слышишь дураков»; «Я всегда пытался жить в башне из слоновой кости; но окружающее её море дерьма поднимается всё выше, волны бьют об её стены с такой силой, что она вот-вот рухнет».

    В культуре США представление о «башне из слоновой кости» связано с критикой университетов (особенно входящих в «Лигу плюща») и академической элиты в целом за презрительное отношение к «профанам», снобизм и замкнутость.

По асфальту, мимо цемента.
Избегая зевак под аплодисменты.
Обитатели спальных аррондисманов.
Социального дна, классы нац. элементов.
Мимо зданий муниципального центра.
И статуи вице-мэра, насвистывая концерты.
Я спускаюсь беспрецедентно оправдан.
И лицемерно помилованный тридцатилетний.
Бля, меня явно любит Вселенная.
Не знай меня все, я вряд ли бы уцелел там.
Но, видимо, мэру надо улицы бедным продать.
Было милосердие то, правосудие, щедрость - х*р знает.
Я живой, спасибо фортуне.
И балансирую через пропасти на ходулях.
Иду сутулясь и подпрыгиваю через судьбы и бури к неуловимой Ultima Thule.

Я думал, время вышло, вымя выдоено.
На дороге рытвины и выбоины, валуны и глыбы.
На моей тропе меж мира, войны.
Одни считают, что я сильно хитровы*банный.
Другие видят во мне наивны миры, игры книг.
Ты пойми: я - гибрид, я вырос и таким, и таким.
Я не был задуман для света софитов, интриг.
И адреналина, выбор линии судьбы не хитрит.
Я просто годами писал и смотрел в окно.
Зачёркивал, стирал, неустанно толстел блокнот.
Хрупкие миры распадались во тьме на столп.
Покуда мёртвые кумиры взирали со стен во двор.
Я был один, мироздание по краю вело.
Теперь из каждого киоска смотрит моё е*ло.
Но что изменилось? Ничего внутри, а с виду ***
Ведь закрутили в узелок сильные мира сего.
До того, что стресс, кипиш, бег, квиддич.
Раньше я думал, что в тридцать лет - финиш.
Но я здесь, видишь? Глен, видь их.
Они коксились, сдулись.
Хули ты не сгинешь?
Они что-то просят и портят воздух и нервы.
Судмедэксперт то ли кровь, то ли сперму.
Сукки руку и сердце, издателям - буки, разделки.
Читателям - чучела в клетке.
Эй, я видел цирк ваш с виселицы.
Забудьте Сунь-цзы и Лао-цзы.
Ведь в этом цирке лишь два пути: су*цид или стоицизм.
И если выбрал не суицид, тогда терпи, хватит ныть, дай во всю идти.
И да, мой сын, каждый сыт, страх и солипсизм.
Но на зло миру мы взлетим среди суеты.

Мой город вне времени, вне территории, племени, рода и империи.
Троя, Помпеи, Рим...
Мой город - морок, эпидемия, что во тьме видит Бедуин.
Мой город на горе руин.
Мой город - лабиринт, где по нему слепой и неумелый гид.
И мой город не верит им.
Его правление внутри, но не под горой и не в мэрии.

Я - стоик, будто Луций Сенека.
Спускаюсь от палаццо элиты к улицам Гетто.
Раз уцелел, то надо жить и глубже дышать.
И Девочка Пиздец ушла, придав, но я переживу и это.
Ты ответь на такой вопрос мне: может ли творец жить в башне слоновой кости?
Вхожем быть дворец или яро против вельмож, или сохранять свой нейтралите.

Мирон Янович Фёдоров, более известный под сценическим псевдонимом Oxxxymiron - англо-русский рэппер еврейского происхождения. Один из основателей и бывший участник лейбла «». Считается первым массовым исполнителем жанра «grime» на русском языке.
Мирон родился 31 января 1985 года в Ленинграде в еврейской семье. Отец - физик-теоретик, а мать - библиотекарь. В девять лет уезжает в Германию вместе с семьей, не способной прокормить себя в эпоху первоначального накопления капитала. Бывший экстраверт и любимчик класса оказывается «Чучелом», жертвой систематического моббинга среди детей зажиточных немецких бюргеров, становится нелюдим и асоциален. Мирон уходит в себя, в книги, и, что менее предсказуемо для домашнего мальчика, - в рэп, позволяющий отвлечься от семейного безденежья и тоски по дому.
Впоследствии, уже в Англии, куда семью занесет повторная эмиграция, это раннее книжное затворничество вкупе с наглостью поможет подростку без связей и блата поступить в Оксфордский университет, но от кастового разделения не спасет. Вновь не вписавшись в мир аристократов и сильных мира сего, Мирон из упрямства получает диплом по одной из самых диковинных специальностей - «средневековая английская литература», а в нагрузку зарабатывет еще одну корочку - с диагнозом «маниакальная депрессия».
Подрабатывая кассиром, переводчиком, пионервожатым, грузчиком, гидом, ларечником, репетитором, офисным работником и конферансье, Мирон в то же время все чаще обращается к рэпу. Детское увлечение, начавшееся в 13 лет с записи на кассетник и баттлов во дворах, постепенно становится смыслом существования.
Но поставленная цель требует жертв. Кочевой образ жизни по друзьям и не меблированным квартирам делает отрегулированный быт невозможным. Распадается ранний брак с любовью юности. Обрывается и еще одна загадочная глава биографии - работа в компании, устраивающей детей российской элиты в британские частные школы. Опыт попоек с миллиардерами и вызволения их отпрысков из участка в 3 утра, когда сам не можешь свести концы с концами, лишь сильнее обостряет социальное сознание - и как результат Мирон бросает работу ради записи дебютного альбома «Вечный жид», в который вкладывает всю свою злобу и неприкаянность, ставя пулеметную читку на музыкальные рельсы грайма и дабстепа.
В итоге пластинку замечают не только привыкшие к мироновским провокациям профильные хип-хоп сайты, но и мейнстримные издания, хором называющие альбом одной из сильнейших рэп-записей 2011-го года. Так Oxxxymiron, в точном соответствии со своим псевдонимом являющийся противоречивым гибридом самоуверенного экстраверта и забитого отшельника, люмпена и интеллигента, наконец оказывается услышан. Теперь, после распада не оправдавшей надежд предыдущей команды, он отправляется в сольное плавание - и будьте уверены, он выплывет.
Летом 2010 после ухода из «» Мирон разрабатывает и вынашивает идею создания нового независимого лейбла «», что с немецкого переводится как «скиталец». Осенью того же года Мирон и Schokk отправляются в небольшой тур по странам СНГ, который был назван «Октябрьские события». И, по основной версии, во время этих событий и появляется слоган «На хуй Касту!», который в будущем будет олицетворять. Основная версия появления данного лозунга следующая: во время выступления Шокка и Окси в одном из клубов Украины, в соседнем клубе города предстояло выступление Касты. Некий украинский монополист-организатор русских рэп-концертов пытался помешать выступлению Окси и Шокка, из-за страха того, что последние уведут часть аудитории с концертов Касты. И опять же, по основной версии, как раз после этого Schokk и Oxxxymiron на всех своих совместных концертах и даже в треках скандировали вышеизложенный слоган. Это быстро подхватили и их фанаты
К осени 2011 года Oxxxymiron, Schokk и Ваня Ленин создают лейбл, под которым выходят альбомы «Вечный жид» Мирона и «С большой дороги» Schokk’а. Оба альбома выходят в один день (15 сен 2011) и Vagabund отправляется в совместный тур по странам СНГ.
Воспользовавшись случаем пребывания Vagabund в России, в их съёмной квартире появился рэппер Рома Жиган и его «компания головорезов». Нагрянули они для выяснения давних отношений с Schokk’ом, но разборки так же коснулись и Мирона. После некоторых неоднозначных событий, Шокк покидает страну и делает несколько видеообращений. На что Мирон отвечает роликом, в котором объяснят свою точку зрения о произошедшем и объявляет, что покидает Vagabund и разрывает все связи с Schokk’ом.
6 ноября 2011 года Оксимирон даёт последний бесплатный акапелла концерт, после чего отправляется обратно в Лондон. Vagabund продолжает существование без Мирона.

Вечный жид
miXXXtape I
То густо, то пусто при уч. Schokk
Восточный мордор
Привет со дна при уч. dom!No
Мой менталитет/Russky Cockney
Неваляшка
Ultima Thule при уч. Луперкаль (Проект Увечье)
Полуфиналист 14 Независимого Баттла Hip-hop.ru.
Победитель премии «In Da Awards 2010» в номинации «Звезда андеграунда года».
Победитель премии «Человек года GQ 2012» в номинации «Открытие года».
На церемонии STADIUM Russian Urban Music Awards, вместо Мирона вышел двойник в маске, в то время, как сам исполнитель остался за кулисами.
На портале Hip-Hop.ru в рейтинге «Событие года» первое место занимает ироничное «Нападение стаи лещей на Вагабунд».
В 2006 году Мирону поставили диагноз «маниакально-депрессивный психоз».
Был женат, свадьба состоялась в середине 2007 года, но рэппер никогда не рассказывал подробностей о браке.
Наиболее повлиявшими на него книгами считает «Книгу мертвых» Э. В. Лимонова и автобиографию Клауса Кински «Ich bin so wild nach deinem Erdbeermund».

Найденное на YouTube


Oxxxymiron - Пора возвращаться домой (feat. БИ-2)
Авторы текста: группа БИ2 и Мирон Фёдоров (Оксимирон).Альбом Горизонт событий.Чёрный чёрствый хлеб тупой

Последние материалы раздела:

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...