Спарта – древнее государство в Греции. Спарта

Спарта

Спартанский образ жизни хорошо описал Ксенофонт в своем произведении: «Лакедемонская политика». Он писал, что в большинстве государств каждый обогащается, как только может, не брезгуя никакими средствами. В Спарте, напротив, законодатель с присущей ему мудростью лишил богатство всякой привлекательности. Все спартариаты – бедные и богатые ведут совершенно одинаковый образ жизни, одинаково питаются за общим столом, носят одинаково скромную одежду, их дети без всяких различий и поблажек военной муштре. Так что приобретательство лишено в Спарте всякого смысла. Деньги Ликург (спартанский царь) превратил в посмешище: настолько они неудобны. От сюда и выражение «спартанский образ жизни», означает - простой, без всяких излишеств, сдержанный, строгий и суровый.

Случайные фото природы
Все древние классики от Геродота и Аристотеля и до Плутарха сходились на том, что до прихода Ликурга к управлению Спартой существующие там порядки были безобразными. И что худших законов не было ни в одном из тогдашних греческих городов-государств. Ситуация усугублялась тем, что спартанцы должны были постоянно удерживать в повиновении массы коренного греческого населения некогда покоренных земель, превращенного в рабов или полузависимых данников. Само собой разумеется, что внутриполитические конфликты создавали угрозу самому существованию государства.

В древней Спарте существовала причудливая смесь тоталитаризма и демократии. Основоположник «спартанского образа жизни» легендарный реформатор древности Ликург создал, по мнению многих исследователей, прототип как социал-коммунистических, так и фашистских политических систем ХХ в. Ликург не только преобразовал политическую и хозяйственно-экономическую систему Спарты, но и полностью регламентировал личную жизнь сограждан. Суровые меры по «исправлению нравов» предполагали, в частности, решительное искоренение «частнособственнических» пороков - алчности и корыстолюбия, для чего были почти полностью обесценены деньги.

Ликурговы помыслы, таким образом, не просто преследовали цель навести порядок, но были также призваны решить проблему национальной безопасности Спартанской державы.

История возникновения Спарты
Спарта, главный город области Лакония, находилась на западном берегу реки Эврот и простиралась на север от современного города Спарта. Лакония (Лаконика) - сокращенное название области, которая полностью звалась Лакедемон, поэтому обитателей этой местности часто именовали "лакедемонянами", что равнозначно словам "спартанец" или "спартиат".

С VIII века до н.э. Спарта начала расширяться за счет покорения соседей - других греческих городов-государств. В ходе 1-й и 2-й Мессенских войн (между 725 и 600 до н.э.) была покорена область Мессения к западу от Спарты, а мессенцы были превращены в илотов, т.е. государственных рабов.

Отвоевав еще часть территории у Аргоса и Аркадии, Спарта перешла от политики завоеваний к наращиванию своего могущества через заключение договоров с различными греческими городами-государствами. В качестве главы Пелопоннесского союза (начал возникать ок. 550 до н.э., оформился ок. 510-500 до н.э.) Спарта фактически превратилась в мощнейшую военную державу Греции. Тем самым была создана сила, ставшая противовесом надвигавшемуся вторжению персов, объединенные усилия Пелопоннесского союза и Афин с их союзниками привели в решительной победе над персами при Саламине и Платеях в 480 и 479 до н.э.

Конфликт между двумя величайшими государствами Греции, Спартой и Афинами, сухопутной и морской державой, был неизбежен, и в 431 до н.э. разразилась Пелопоннесская война. В конечном счете, в 404 до н.э. Спарта взяла верх.

Недовольство спартанским засильем в Греции привело к новой войне. Фиванцы и их союзники во главе с Эпаминондом нанесли спартанцам тяжелое поражение и Спарта стала терять былое могущество.

Спарта обладала особым политическим и социальным устройством. Во главе спартанского государства издавна стояли два наследственных царя. Они проводили заседания вместе с герусией - советом старейшин, в который пожизненно избирались 28 человек старше 60 лет. В народном собрании (апелле) участвовали все спартанцы, достигшие 30 лет и имевшие достаточно средств для того, чтобы исполнять то, что считалось необходимым для гражданина, в частности, вносить свою долю на участие в совместных трапезах (фидитиях). Позднее возник институт эфоров, пяти чиновников, которых избирало собрание, по одному от каждой области Спарты. Пять эфоров имели власть, превосходившую власть царей.

Тип цивилизации, который именуется теперь "спартанским", не характерен для ранней Спарты. До 600 до н.э. спартанская культура в целом совпадала с образом жизни тогдашних Афин и других греческих государств. Обломки скульптур, изящная керамика, фигурки из слоновой кости, бронзы, свинца и терракоты, обнаруженные в этой местности, свидетельствуют о высоком уровне спартанской культуры точно так же, как и поэзия спартанских поэтов Тиртея и Алкмана (7 в. до н.э.). Однако вскоре после 600 до н.э. произошла внезапная перемена. Искусство и поэзия исчезают. Спарта внезапно превратилась в военный лагерь, и с этих пор милитаризованное государство производило только солдат. Внедрение этого образа жизни приписывается Ликургу – наследственному царю Спарты.

Спартанское государство состояло из трех классов: спартиаты, или спартанцы; периэки ("живущие рядом") - выходцы из союзных городов, окружавших Лакедемон; илоты – рабы спартанцев.

Голосовать и входить в органы управления могли исключительно спартиаты. Им запрещалось заниматься торговлей и, чтобы отвадить их от извлечения прибыли, использовать золотые и серебряные монеты. Земельные участки спартиатов, обрабатываемые илотами, должны были давать своим владельцам достаточный доход для приобретения военного снаряжения и удовлетворения повседневных потребностей. Спартанцы-хозяева не имели права освобождать или продавать прикрепленных к ним илотов; илоты давались спартанцам как бы во временное пользование и являлись собственностью спартанского государства. В отличие от обыкновенного раба, который не мог иметь никакой собственности, илоты имели право на ту часть произведенных на своем участке продуктов, которая оставалась после уплаты фиксированой доли урожая спартанцам. Для предотвращения восстаний имевших численный перевес илотов и поддержания боеготовности собственных граждан постоянно устраивались тайные вылазки (криптии) с целью убийства илотов.

Торговлей и производством занимались периэки. Они не участвовали в политической жизни Спарты, но обладали некоторыми правами, а также привилегией служить в армии.

Благодаря труду многочисленных илотов спартиаты могли посвящать все свое время физическим упражнениям и военному делу. К 600 до н.э. насчитывалось около 25 тыс. граждан, 100 тыс. периэков и 250 тыс. илотов. Позднее число илотов превосходило число граждан уже в 15 раз.

Войны и экономические невзгоды сокращали численность спартиатов. Во время греко-персидских войн (480 до н.э.) Спарта выставила ок. 5000 спартиатов, но столетием позднее в битве при Левктре (371 до н.э.) их сражалось только 2000. Упоминается, что в 3 в. в Спарте насчитывалось лишь 700 граждан.

Спартанское воспитание
Государство контролировало жизнь граждан от рождения до самой смерти. При рождении всех детей подвергали осмотру старейшин, которые решали здоровы ли они, сильны и не увечны ли. В последнем случае дети, как не могущие стать способными орудием государства, обрекались на гибель, для чего сбрасывались в пропасть с Тайгетской скалы. Если же они были здоровы, то возвращались родителям на воспитание, которое длилось до 6 лет.

Воспитание было крайне суровым. С 7 лет ребенок полностью принадлежал власти государства, и почти все время дети посвящали физическим упражнениям, в ходе которых допускались удары ногами, укусы и даже царапание друг друга ногтями. Все городские мальчики разделялись на разряды и классы и жили вместе под наблюдением назначенных государством надзирателей. Надзиратели, в свою очередь, со всеми подчиненными находились под начальством главного надзирателя – педонома. Эту должность обычно занимал один из знатнейших и почетнейших граждан. Этим совместным воспитанием достигалось то, что все дети были проникнуты одним общим духом и направлением. Кроме гимнастики спартанцев учили в школе играть на флейте и петь религиозные воинственные гимны. Скромность и уважение к старшим были первым долгом молодых людей.

Детей воспитывали в величайшей простоте и умеренности, подвергали всякого рода лишениям. Пища их была дурна и настолько недостаточна, что они должны были сами добывать себе недостающее пропитание. Для этого а также для развития в молодых спартиатах находчивости и ловкости, им позволялось безнаказанно красть что-либо из съестного, но если вор попадался, то его больно наказывали. Одежда детей состояла из простого плаща, и они всегда ходили босиком. Спали на сене, соломе или тростнике, собираемом ими самими из реки Эврот. Ежегодно в праздник Артемиды мальчиков секли до крови, и некоторые из них падали мертвыми, не произнеся ни одного звука, не издав ни одного жалобного стона. Этим думали достигнуть того, что вышедшие из таких мальчиков мужчины не будут бояться в сражении ни ран, ни смерти.

По истечении испытательного срока, в 15 лет подростки попадали в группу эйренов. Здесь в основе обучения были строевые занятия и овладение оружием. Базу собственно физической подготовки составляли пятиборье (пенатлон) и кулачный бой. Кулачный бой, а также приемы рукопашной схватки составляли «спартанскую гимнастику». Даже танец служил подготовке воина: по ходу ритмических движений требовалось имитировать поединок с противником, метание копья, манипулировать щитом, чтобы увернуться от камней, которые бросали во время танца воспитатели и взрослые. Спартанские юноши обыкновенно ходили по улицам тихим, ровным шагом, с опущенным взором и, держа руки под плащом (последнее считалось в Греции признаком скромности). Они с детства приучались не плодить речей, а отвечать коротко и сильно. Отсюда подобные ответы и теперь называются «лаконичными».

В двадцать лет спартиат оканчивал свое воспитание и поступал в войско. Он имел право вступить в брак, но навещать жену мог лишь тайком.

В 30 лет спартиат становился полноправным гражданином, мог законно жениться и участвовать в народном собрании, но львиную долю времени он проводил в гимнасии, лесхе (что-то вроде клуба) и фидитии. Брак заключался между молодыми людьми свободно, по склонности. Обыкновенно спартиат похищал свою подругу (впрочем, с ведома родителей) и несколько времени виделся с ней тайком, а потом уже открыто объявлял ее своей женой и вводил в дом. Положение жены в Спарте было довольно почетное: она была госпожою в доме, не вела такой затворнической жизни, как на Востоке и отчасти у других греческих племен, и в лучшие времена Спарты обнаруживала высокий патриотический дух.

Спартанские девочки также проходили атлетическую подготовку, включавшую в себя бег, прыжки, борьбу, метание диска и копья. Ликург ввел такое обучение для девочек для того, чтобы они вырастали сильными и смелыми, способными произвести на свет крепких и здоровых детей. Спартанки были известны своей красотой во всей Греции; спартанские кормилицы вошли в такую славу, что везде богатые люди старались поручать им своих детей.

Обычаи и быт спартанцев
Законы, касавшиеся частного образа жизни полностью были направлены на уничтожение неравенства.

Спартанцам предписан был самый строгий образ жизни. Например, мужчины не могли обедать дома, они собирались за общие столы, где обедали группами, или товариществами. Этот обычай общественных столов назывался сиссития. Каждый член товарищества доставлял к столу определенное количество муки, вина, плодов и денег. Обедали они очень умеренно, любимое кушанье их составляла черная похлебка, сваренная на свинине, с приправой из крови, уксуса и соли. На покрытие издержек такого общего стола каждый спартанский гражданин обязан был ежемесячно доставлять какое-то количество съестных припасов: ячменной муки, вина, сыра и фиг. Приправы приобретались на незначительные денежные взносы. Самые бедные люди, которые были не в состоянии платить эти взносы, освобождались от них. Но от сисситии мог быть освобожден только тот, кто был занят жертвоприношением или чувствовал усталость после охоты. В этом случае, чтобы оправдать свое отсутствие, он должен был послать в сисситию часть принесенной жертвы или убитого им животного.

В частных жилищах Ликургом был изгнан всякий признак роскоши, для чего им было предписано не употреблять при постройке домов никаких других инструментов, кроме топора и пилы.

Естественным следствием простоты таких отношений и потребностей было то, что деньги в государстве не обращались в большом количестве, и при ограниченности торговли с другими государствами, в особенности в первые времена, легко обходились без золота и серебра.

В одежде и жилищах соблюдалась также величайшая простота. Только перед битвой спартанцы наряжались как на праздник: они надевали тогда багряные плащи, украшали венками свои длинные волосы и шли с песнями под звуки флейт.

При необыкновенной привязанности спартанцев к своим законам и обычаям умственное развитие их задерживалось всею системою древних учреждений, приспособленной к их государственному устройству. И когда в других греческих государствах появлялись ораторы, софисты, философы, историки и драматические поэты, умственная сторона воспитания у спартанцев ограничивалась лишь обучение к грамоте и письму, священным и воинственным песням, которые они пели на празднествах и начиная битву.

Такая самобытность в нравах и образовании, которую поддержали законы Ликурга, еще больше усиливала противоположность между спартанцами и всеми остальными эллинами, вела к еще большей отчужденности природного характера спартанско-дорийского племени. Поэтому, хотя и указывают на Ликургов закон, по которому ни один иностранец не мог оставаться в Спарте дольше необходимого времени и не имел права долго жить вне отечества, очевидно, что это был просто обычай, вытекавший из самой сущности вещей.

Природная суровость Спарты уже сама по себе удаляла от нее чужеземца, и если что и могло привлекать его туда, так это только одна любознательность. Для спартанца же любая сторона не могла иметь никакой заманчивости, так как там он встречал чуждые ему обычаи и условия жизни, к которым он приучался с самого детства относиться не иначе, как с презрением.

Кроме изложенных законов, устанавливающих умеренность, сохранность телесного здоровья, презрение ко всякого рода опасностям, существовали еще и другие постановления, непосредственно стремившиеся образовать из спартанцев воинов и храбрых мужей.

Пребывание в военном лагере считалось праздником. Здесь строгость домашней жизни получала некоторое облегчение и жилось несколько свободнее. Багряная одежда, носимая спартанцами на войне, венки, которыми они украшались, вступая в сражение, звуки флейт и песен, сопровождавших их при наступлении на врага, - все это придавало страшной прежде войне веселый торжественный характер.

Храбрые воины, павшие на поле битвы, погребались увенчанные лавровыми венками. Еще почетнее было погребение в багряной одежде; имена указывались только на могилках убитых в сражении. Трус же наказывался оскорбительным позором. Кто бежал с поля битвы или уходил из строя, тот лишался права участвовать в гимнастических играх, в сисситиях, не смел ни покупать, ни продавать, одним словом, во всем выставлялся на всеобщее презрение и поношение.

Поэтому матери перед битвой напутствовали своим сыновьям: «Со щитом или на щите». «Со щитом» - значит, ожидаю твоего возвращения с победой. «На щите» - значит, путь лучше тебя принесут мертвого, нежели ты побежишь с поля боя и вернешься в бесславии.

Заключение
Спартиаты намеренно ввели у себя деспотию, которая лишала индивидуума свободы и инициативы и уничтожала влияние семьи. Однако спартанский образ жизни весьма импонировал Платону, который включил в свое идеальное государство многие из ее милитаристских, тоталитарных и коммунистических черт.

Воспитание подрастающего поколения считалось в Спарте делом государственной важности и прямой задачей государства.

В сущности, Спарта была довольно отсталое аграрное государство, которое не только не заботилось развитием своих производительных сил, но, как это ни парадоксально, больше того, видело своей целью всяческое воспрепятствование ему. Торговля и ремесло считались здесь занятиями, позорящими гражданина, этим могли заниматься лишь пришлые (периэки), да и то в сравнительно ограниченных масштабах.

Однако отсталость Спарты состоит не только в структуре ее экономики. В сущности, здесь еще очень сильны пережитки родовой организации общества, полисное начало проявляется слабо, и не в последнюю очередь именно это обстоятельство мешает ей объединить Грецию. Впрочем, пережитки родовой организации, и слабость полисного начала накладываются на строгие идеологические ограничения. Античный полис жестко увязывает свои представления о свободе, кроме всего прочего, еще и с полной хозяйственной независимостью. Просто в Спарте, как, может быть, ни в каком другом греческом государстве, и общая отсталость и стремление к абсолютной экономической самодостаточности проявились в наиболее резкой и контрастной форме.

Спарту не зря считают самым странным государством Древней Эллады: эта репутация прочно закрепилась за ней еще у древних греков. Одни смотрели на спартанское государство с нескрываемым восхищением, другие же клеймили царившие в нем порядки, считая их дурными и даже аморальными. И, тем не менее, именно Спарта, военизированная, закрытая и законопослушная, стала образцом идеального государства, придуманного Платоном, уроженцем вечного соперника Спарты - демократических Афин.

Недельный тур, однодневные пешие походы и экскурсии в сочетании с ком фортом (трекинг) в горном курорте Хаджох (Адыгея, Краснодарский Край). Туристы проживают на турбазе и посещают многочисленные памятники природы. Водопады Руфабго, плато Лаго-Наки, ущелье Мешоко, Большую Азишскую пещеру, Каньон реки Белой, Гуамское ущелье.

Историческое государство
Спарта
Λακεδαίμων
(Лакедемон)

Территория Древней Спарты

XI век до н. э. - 146 год до н. э.

Столица Спарта
Язык(и) древнегреческий, дорийский диалект
Религия Древнегреческая
Форма правления аристократическая , олигархическая
Династия Агиды, Эврипонтиды
Цари Спарты
XI век до н. э. Аристодем
IX век до н. э. Ликург (регент)
491 - 480 до н. э. Леонид I
262 - 241 до н. э. Агис
235 - 222 до н. э. Клеомен
207 - 192 до н. э. Набис (узурпатор)
История
XI век до н. э. возникновение города-государства Спарта
IX век до н. э. введение законодательства Ликурга
480 до н. э. подвиг 300 спартанцев у Фермопил в войне с персами
431 – 404 до н. э. Пелопоннесская война и утверждение в Греции гегемонии Спарты
195 до н. э. Лаконская война, поражение Спарты и присоединение её к Ахейскому союзу
146 до н. э. Подчинение Спарты Риму

Спа́рта (др.-греч. Σπάρτη , лат. Sparta ), или Лакедемóн (др.-греч. Λακεδαίμων , лат. Lacedaemon ) - древнее государство в в области Лакония на юге полуострова Пелопоннес, в долине Эврота.

Государственное устройство

Древняя Спарта - образец аристократического государства, которое в целях подавления огромной массы подневольного населения (илотов) сдерживало развитие частной собственности и успешно пыталось сохранить равенство среди самих спартанцев. Организация политической власти у спартанцев была типичной для периода распада племенного строя: два родоплеменных вождя (возможно, как результат объединения ахейских и дорийских племён), совет старейшин, народное собрание. В VI веке до н. э. сложился так называемый «ликургов строй» (установление илотии, укрепление влияния общины Спарты путём уравнивания их в экономическом отношении и политических правах и превращения этой общины в военный лагерь). Во главе государства стояли два архагета, которые выбирались каждый год путём гадания по звёздам. Им подчинялось войско, и они имели право на большую часть военной добычи, обладали правом жизни и смерти в походах.

Должности и органы власти:

  • Апелла - народное собрание (все полноправные спартиаты мужского пола, достигшие 30-летнего возраста).
  • Цари Спарты - Спартой правили всегда два царя из двух династий: Агиадов и Эврипонтидов. Обе династии пошли от царя Аристодема. В случае войны один из царей шёл в поход, а другой оставался в Спарте.
  • Эфоры - выборные должности, в руках которых сосредоточивалась судебная власть (всего было 5 эфоров, два из которых в случае войны сопровождали царя в походе).
  • Герусия - высший правительственный орган в Спарте, совет старейшин. Герусия состояла из 30 человек (28 геронтов в возрасте старше 60 лет, избиравшихся пожизненно, и 2 царя).
  • Наварх - одна из высших военных должностей Спарты. Наварх командовал спартанским флотом и имел очень широкие полномочия, иногда даже выходившие за пределы чисто военных (Аристотель называл власть наварха «чуть ли не второй царской властью»). Навархом был, например, один из наиболее известных спартанских полководцев - Лисандр.
  • Гиппагреты - трое 30-летних юношей, избранных эфорами, и гиппеи, «всадники» - 300 юношей моложе 30 лет, избранных гиппагретами.

История

Доисторическая эпоха

На лаконские земли, где первоначально жили лелеги, прибыли ахейцы из царского рода, родственного Персеиде, место которых позднее заняли Пелопиды. После завоевания Пелопоннеса дорийцами, Лакония, наименее плодородная и незначительная область, вследствие обмана, досталась несовершеннолетним сыновьям Аристодема, Еврисфену и Проклу из рода Гераклидов. От них произошли династии Агиадов (от имени Агида, сына Еврисфена) и Еврипонтидов (от имени Еврипонта, внука Прокла).

Главным городом Лаконии вскоре стала Спарта, расположенная вблизи древних Амикл, которые, как и остальные ахейские города, потеряли свои политические права. Наряду с господствующими дорийцами спартиатами , население страны состояло из ахейцев, среди которых выделяли периэков (др.-греч. περίοικοι ) - лишённых политических прав, но лично свободных и имеющих право на владение собственностью, и илотов - лишённых своих земельных участков и обращённых в рабов. Долгое время Спарта ничем не выделялась среди дорических государств. Внешние войны она вела с соседними и городами. Подъём Спарты начался со времён Ликурга и Мессенских войн.

Архаическая эпоха

С победой в Мессенских войнах (743-723 и 685-668 гг. до н. э.) Спарте удалось окончательно покорить Мессению, после чего древние мессенцы были лишены своих земельных владений и обращены в илотов. О том, что внутри страны в это время не было покоя, свидетельствует насильственная смерть царя Полидора, расширение полномочий эфоров, что повлекло ограничение царской власти, и высылка парфений, которые под начальством Фаланфа основали в 707 году до н. э. . Однако, когда Спарта после тяжелых войн победила аркадян, особенно, когда вскоре после 660 год до н. э. заставила Тегею признать свою гегемонию, и по договору, который хранился на поставленной вблизи Алфеи колонне, вынудила заключить военный союз, с тех пор Спарта считалась в глазах народов первым государством Греции. Спартанцы импонировали своим почитателям тем, что пытались свергнуть тиранов, которые с VII века до н. э. появлялись почти во всех греческих государствах. Спартанцы способствовали изгнанию Кипселидов из и Писистратов из Афин, освободили Сикион, Фокиду и несколько островов Эгейского моря. Тем самым спартанцы приобрели себе в разных государствах благодарных и знатных сторонников.

Дольше всего соперничал со Спартой за первенство . Однако, когда спартанцы в 550 году до н. э. завоевали пограничную область Кинурии с городом Фиреей, царь Клеомен около 520 год до н. э. нанес аргивянам решительное поражение при Тиринфе, и с тех пор Аргос держался вдали от всех областей, которыми руководила Спарта.

Классическая эпоха

Прежде всего спартанцы заключили союз с Элидой и Тегеей, а затем привлекли на свою сторону полисы остального Пелопоннеса. В образовавшемся Пелопоннесском союзе гегемония принадлежала Спарте, которая осуществляла руководство на войне, а также являлась центром собраний и совещаний Союза. При этом она не посягала на независимость отдельных государств, которые сохраняли свою автономию. Также союзные государства не платили Спарте взносы (др.-греч. φόρος ), не существовало и постоянного союзного совета, но он при необходимости созывался в Спарте (др.-греч. παρακαλειν ). Спарта не пыталась распространить свою власть на весь Пелопоннес, но общая опасность во время Греко-персидских войн подтолкнула все государства, кроме Аргоса, перейти под начальство Спарты.С устранением непосредственной опасности спартанцы поняли, что им не под силу продолжать войну с персами далеко от своих границ, и, когда Павсаний и Леотихид опозорили спартанское имя, спартанцы были должны допустить, чтобы Афины взяли на себя дальнейшее руководство на войне, а сами ограничились Пелопоннесом. Со временем начало проявляться соперничество между Спартой и Афинами, вылившееся в Первую Пелопоннесскую войну, завершившееся Тридцатилетним миром.

Рост могущества Афин и их экспансия на запад в 431 году до н. э. привели к Пелопоннесской войне. Она сломила могущество Афин и привела к установлению гегемонии Спарты. Одновременно начали нарушаться устои Спарты - законодательство Ликурга.

Из стремления неграждан к полноправию в 397 году до н. э. произошло восстание Кинадона, не увенчавшееся успехом. Устоявшуюся в Греции власть Агесилай пытался распространить и на Малой Азии и успешно воевал против персов, пока персы не спровоцировали Коринфскую войну в 395 году до н. э. После нескольких неудач, особенно после поражения в морском сражении при Книде (394 год до н. э), Спарта, желая воспользоваться успехами оружия своих противников, уступила по Анталкидову миру царю Малую Азию, признала его посредником и судьей в греческих делах и, таким образом, под предлогом свободы всех государств, обеспечила за собой первенство в союзе с Персией. Только Фивы не подчинились этим условиям и лишили Спарту преимуществ позорного мира. Афины с победой при Наксосе в 376 году до н. э. заключили новый союз (см. Второй афинский морской союз), и Спарта в 372 году до н. э. формально уступила гегемонии. Ещё большее несчастье постигло Спарту в дальнейшей беотийской войне. Эпаминонд нанес окончательный удар городу восстановлением Мессении в 369 году до н. э. и образованием Мегалополя, поэтому в 365 году до н. э. спартанцы были вынуждены позволить своим союзникам заключить мир.

Эллинистическая и римская эпоха

С этого времени Спарта быстро начала приходить в упадок, а вследствие обеднения и обременения долгами граждан законы обратились в пустую форму. Союз с фокеянами, которым спартанцы послали помощь, но не предоставили действительной поддержки, вооружил против них Филиппа Македонского, который появился 334 год до н. э. в Пелопоннесе и утвердил независимость Мессении, Аргоса и Аркадии, однако, с другой стороны, не обратил внимания на то, что не были отправлены послы в Коринфские сборы. В отсутствие Александра Македонского царь Агис III с помощью денег, полученных от Дария, пытался сбросить македонское иго, но потерпел поражение от Антипатра при Мегалополисе и был убит в бою. То, что мало-помалу исчез также и знаменитый спартанский воинственный дух, показывает наличие укреплений города при приступах Деметрия Полиоркета (296 до н. э) и Пирра Эпирского (272 до н. э).

Попытка Агиса IV в 242 год до н. э. выработать с уничтожением долговых книг новый раздел поземельной собственности и увеличить число граждан, которое снизилось до 700, оказалась неудачной из-за корысти богатых. Осуществить это преобразование удалось в 226 до н. э. Клеомену III только после насильственного уничтожения эфора. Для Спарты в это время наступила, пожалуй, новая эра процветания, - Клеомен был близок к тому, чтобы установить свою власть над Пелопоннесом, но союз ахейцев с Македонией привел Антигона Досона в Пелопоннес. Поражение при Селласии в 222 год до н. э. и затем смерть Клеомена в положили конец государству Гераклидов. Антигон, правда, великодушно оставил спартанцам их независимость. После царствования незначительных правителей (Ликург, Хилон) восстали тираны, которые пользовались дурной славой, Маханид (211-207 годы до н. э) и Набис (206-192 годы до н. э).

Оба должны были уступить Филопемену, который в 192 год до н. э. включил Спарту в Ахейский союз, но в 189 год до н. э. строго наказал восставших спартанцев. Между тем 195 год до н. э. началась лаконская война. Жалобы угнетённых были услышаны римлянами, которые долгое время поддерживали взаимные распри, пока не признали своевременным покорить Грецию в 146 год до н. э. По Павсанию в римский период 18 городов Лаконии принадлежали к Элевтеролаконам, которых император Август освободил от владычества Спарты.

Государственный строй Спарты

В основу государственного строя Спарты был положен принцип единства полноправных граждан. Для этого государство строго регламентировало жизнь и быт спартанцев, сдерживала их имущественное расслоение. Основы государственного строя были заложены ретро (договором) легендарного царя Ликурга. Спартиаты были обязаны заниматься только военным искусством и спортом. Земледелие, ремесло и торговля стали делом илотов и периэков.

«Строй Ликурга» трансформировал военную демократию спартиатов в олигархическую рабовладельческую республику, которая сохранила черты родоплеменного строя. Во главе государства находились одновременно два царя - архагеты. Их власть была наследственной. Полномочия архагета сводились к военной власти, организации жертвоприношений и участия в совете старейшин.

Герусия (совет старейшин) состояла из двух архагетов и 28 геронтов, которых избирали пожизненно народным собранием из знатных граждан, достигших 60-летнего возраста. Герусия выполняла функции правительственного учреждения - готовила вопросы для обсуждения на народных собраниях, руководила внешней политикой, рассматривала уголовные дела о государственных преступлениях (включая преступления против архагета).

Коллегия эфоров (появилась в VIII веке до н. э) состояла из пяти достойных граждан, которых избирали на один год народным собранием. Сначала полномочия эфоров ограничивались судопроизводством по имущественным спорам. В VI веке до н. э их власть растет, они вытесняют герусии. Эфоры начали созывать герусии и народное собрание, руководить внешней политикой, осуществлять внутреннее управление государством и судопроизводство, контролировать должностных лиц (включая архагета).

Народное собрание (апелла) в Спарте отличались пассивностью. Право на участие в народном собрании имели полноправные граждане-мужчины, достигшие 30-летнего возраста. Сначала народное собрание созывалось архагетом, впоследствии руководство ими перешло к эфором. Апелла не обсуждала выдвинутые вопросы, а лишь принимала или отвергала предложенное решение. Голосование проводилось примитивно - криком или участники расходились по разные стороны и «на глаз» определялось большинство. Народное собрание имело законодательные права, право на избрание должностных лиц, решали также вопросы войны и мира.

Хроника

Ликург Спартанский - великий законодатель

Хилон - законодатель, один из Семи мудрецов

  • XI век до н. э. - возникновение города-государства Спарта.
  • X век до н. э. - территория Лаконии была завоевана дорийцами, которые часть прежних жителей-ахейцев превратили в периэков (политически бесправных, но граждански свободных), часть в илотов (государственных рабов); сами дорийцы составили господствующее сословие спартиатов.
  • IX век до н. э. - законодательство Ликурга делает из Спарты сильное военное государство, приобретшее гегемонию над Пелопоннесом и даже преобладание во всей Древней Греции, вплоть до периода греко-персидских войн.
  • 743 - 724 годы до н. э. - Первая Мессенская война. Спарта захватывает часть Мессении.
  • 685 - 668 годы до н. э. - Вторая Мессенская война. Спарта захватывает всю Мессению.
  • 545 год до н. э. - «Битва 300 чемпионов».
  • 499 - 449 до н. э. - Греко-персидские войны.
    • 480 год до н. э. - Фермопильское сражение. Подвиг трёхсот спартанцев.
    • 479 год до н. э. - Битва при Платеях. Окончательная победа спартанцев и их союзников.
  • 479 - 464 - война с Тегеатидой, закончившаяся победой Спарты.
  • 464 - 455 годы до н. э. - Третья Мессенская война (восстание илотов Мессении).
  • 460 - 445 годы до н. э. - Малая Пелопоннесская война. Раздел сфер влияния между и Спартой. Мирный договор на 25 лет.
    • 457 год до н. э. - Битва при Танагре. Победа спартанцев и их союзников.
  • 431 - 404 годы до н. э. - Пелопоннесская война. В соперничестве с афинянами спартанцы побеждают их и становятся доминирующим государством в Греции.
    • 427 год до н. э. - Взятие спартанцами Платей и уничтожение большей части населения.
    • 425 год до н. э. - Поражение спартанцев под Пилосом.
    • 422 год до н. э. - Битва при Амфиполе. Победа спартанцев и их союзников.
    • 418 год до н. э. - Битва при Мантинее. Победа спартанцев.
  • 395 - 387 годы до н. э. - Коринфская война. Победа Спарты и Персии.
  • 378 - 362 годы до н. э. - Беотийская война между Беотийским союзом во главе с Фивами и Пелопоннесским союзом во главе со Спартой. В этой войне никто не победил, но обе стороны были существенно ослаблены.
    • 371 год до н. э. - Битва при Левктрах. Спарта теряет своё преобладание в войне с Фивами.
    • 362 год до н. э. - Битва при Мантинее. Битва закончилась победой спартанцев.
  • 331 год до н. э. - Война Спарты и Македонии.
    • 331 год до н. э. - Битва при Мегалополе. Поражение Спарты и её союзников.
  • 279 год до н. э. - Вторжение галатов в Грецию. Вторая битва при Фермопилах с участием спартанцев.
  • 245 - 241 годы до н. э. - попытка реформ Агиса, закончившаяся неудачей.
  • 235 - 221 годы до н. э. - попытка реформ Клеомена, которые были весьма успешными, но были отменены македонским царём Антигоном III, после военного поражения Спарты в битве при Селласии.
  • 229 - 222 годы до н. э. - Клеоменова война. Война Спарты против Ахейского союза и Македонии за гегемонию на Пелопоннесе.
    • 222 год до н. э. - Спарта в битве при Селласии терпит тяжёлое поражение. Спарту силой включают в Эллинский союз.
  • 220 - 217 годы до н. э. - Союзническая война, в которой Спарта выступила как союзник Этолийского союза против Эллинского союза.
  • 215 - 205 годы до н. э. - Первая Македонская война.
    • 207 год до н. э. - Битва при Мантинее. Битва закончилась поражением спартанцев и гибелью их царя Маханида.
  • 204 год до н. э. - спартанцы неудачно пытаются захватить Мегалополь.
  • 201 год до н. э. - спартанцы вторгаются в Мессению, но терпят поражение у Тегеи.
  • 195 год до н. э. - Лаконская война, поражение Спарты и присоединение её к Ахейскому союзу.
  • 147 год до н. э. - Спарта выходит из Ахейского союза и получает поддержку Рима. Начинается Ахейская война.
  • 146 год до н. э. - вся Греция попадает под власть Рима и становится римской провинцией Ахея. Спарта и при этом получили права самоуправления в пределах своей территории в знак памяти об их былой славе.

Сословия

Аристократия:

  • Гомеи (буквально «равные») - полноправные граждане, именно они чаще всего именуются спартанцами и спартиатами
    • Парфении (буквально «девой рождённые») - потомки детей незамужних спартанок. Согласно Аристотелю, они являлись гражданами второго сорта, но входили в число гомеев, то есть аристократов. Сословие появилось во время 20-летней Первой Мессенской войны, затем было выселено в

Народ:

  • Гипомейоны (буквально «опустившиеся») - обедневшие или физически неполноценные граждане, лишённые за это части гражданских прав
  • Мофаки (буквально «выскочки») - дети не-гомеев, получившие полное спартанское воспитание и потому имеющие некоторый шанс на получение полного гражданства
  • Неодамоды (буквально «новые граждане») - бывшие илоты (из числа лаконских), получившие неполное гражданство (сословие появилось во время Пелопоннесской Войны)
  • Периэки - свободные не-граждане (примерный аналог афинских метеков)

Зависимые земледельцы:

  • Лаконские илоты (жившие в Лаконии) - государственные рабы, именно они иногда получали свободу (а со времён Пелопоннесской войны также и неполное гражданство: см. выше неодамоды )
  • Мессенские илоты (жившие в Мессении) - государственные рабы, в отличие от прочих рабов имевшие свою общину, что позднее после обретения независимости Мессении послужило основанием для признания их свободными эллинами.
  • Эпейнакты - илоты, получившие свободу за брак с вдовами спартанцев
  • Эриктеры и деспоионавты - илоты, допущенные к оказанию услуг своим господам в армии и на флоте
  • Афеты и адеспоты - отпущенные на волю илоты.

Армия Спарты

Впервые спартанская армия упоминается в Илиаде. В трактате «Государственное устройство лакедемонян» Ксенофонт подробно рассказывает о том, как была организована спартанская армия в его время.

Вооружение спартанца составляли копьё, короткий меч, круглый щит, шлем, панцирь и поножи. Общий вес вооружения достигал 30 кг. Тяжеловооружённый пехотинец назывался гоплитом. В состав спартанского войска включались и бойцы вспомогательных частей, чьё вооружение составляло лёгкое копьё, дротик или лук со стрелами. Основу спартанской армии составляли гоплиты, имевшие численность порядка 5-6 тысяч человек.

Что касается конницы, то так называемые «всадники» хоть и состояли из граждан, способных позволить себе покупку и содержание лошади, тем не менее сражались исключительно в пешем строю в составе фаланги, составляя отряд царской гвардии численностью в 300 человек (именно такой отряд погиб в знаменитой битве при Фермопилах вместе с царём Леонидом). По мнению некоторых учёных, этот отряд в мирное время мог выполнять функции военной полиции, играя основную роль в подавлении восстаний рабов и в криптиях.

В отличие от других греческих государств, спартанцы не имели военных формирований, составленных из любовников .

Система воспитания

Рождение

Согласно легенде, ущербных и физически обреченных младенцев сбрасывали в ущелье с горы Тайгет (своего рода примитивная форма евгеники). Однако некоторые археологи отмечают, что в пропасти, куда якобы сбрасывали спартанских детей, были найдены только взрослые останки, что ставит под сомнение существование такой практики в Спарте.. С другой стороны, убийство детей (не обязательно путем сбрасывания со скалы) имело место по всей Греции, включая Афины.

Воспитание

Воспитание молодого поколения считалось в классической Спарте (до IV в. до н. э.) делом государственной важности. Система воспитания была подчинена задаче физического развития граждан-воинов. Среди моральных качеств упор делался на решительность, стойкость и преданность. С 7 до 20 лет сыновья вольных граждан жили в интернатах военного типа. Помимо физических упражнений и закаливания, практиковались военные игры, занятия музыкой и пением. Вырабатывались навыки чёткой и краткой речи («лаконичной» - от Лакония). Все дети в Спарте считались собственностью государства. Суровое воспитание, ориентированное на выносливость, и сейчас называют спартанским.

Наследие Спарты

Самое значимое наследство Спарта оставила в военном деле. Дисциплина - необходимый элемент любой современной армии.

Значительное влияние Спарта оказала и на гуманитарные сферы человеческой жизни. Спартанское государство - прообраз идеального, по мнению Платона, государства, описанного в его «Диалогах». Отвага «трехсот спартанцев» в битве при Фермопилах была темой многих литературных произведений и современных кинолент. Слово лаконичный , означающее немногословного человека, происходит от названия страны спартанцев Лаконии.

Знаменитые спартанцы

  • Агесилай II - царь Спарты с 401 года до н. э., выдающийся полководец древнего мира.
  • Агис IV - царь-реформатор, казнённый за попытку раздачи земель 100 богатейших семей спартанцам, урезанным в гражданских правах по причине бедности.
  • Алкман - спартанский поэт и музыкант.
  • Демарат - царь Спарты с 515-510 гг. до н. э. по 491 г. до н. э. из рода Эврипонтидов; потерпев поражение во внутренней политической борьбе, бежал в Персию через Элиду и Закинф к царю Дарию под видом поездки в Дельфы. В 480 г. до н. э. сопровождал персидского царя Ксеркса в его походе против Эллады.
  • Клеомен I - царь Спарты с 525-517 гг. до н. э. по 490 г до н. э. из рода Агиадов, при нём началось ограничение военной власти царей Спарты (введён закон эфорами о командовании войсками одним царём), он же и устранил Демарата поставив на его место Леотихида II (побочная ветвь Эврипонтидов). Избавление от Демарата самая удачная политическая интрига Клеомена I.
  • Ксенофонт - историк, родившийся в Афинах, но получивший лаконское гражданство за величайшие заслуги перед Спартой.
  • Киниска - первая женщина, победившая в олимпиаде, прислав на игры свою колесницу.
  • Клеомен III - царь-реформатор, едва не сокрушивший Ахейский союз.
  • Ксантипп - военачальник из Спарты, живший в III веке до н. э., во время Пунических войн был нанят правителями Карфагена, провёл реформу Карфагенской армии, в 255 до н. э. одержал полную победу над легионами римского военачальника Регула.
  • Леонид I - царь, погибший во главе отряда из 300 спартанцев и воинов из других греческих городов в битве при Фермопилах против войска персидского царя Ксеркса.
  • Ликург - законодатель.
  • Лисандр - наварх Спарты в период её величайшего могущества, превзошедший (на короткое время) своей властью царей; создатель Спартанской державы.
  • Павсаний - царь Спарты, политический оппонент Лисандра, восстановил демократию в .
  • Телевтий - наварх Спарты, брат царя Агесилая. Принимал деятельное участие в Коринфской войне.
  • Терпандр - спартанский поэт и музыкант.
  • Тиртей - спартанский поэт.
  • Тисамен Элейский - знаменитый жрец-прорицатель и атлет.
  • Хилон - законодатель.

Художественный образ Спарты

Луиджи Муссини. Спартанский мальчик наблюдает последствия чрезмерного потребления алкоголя, 1850

Романы Спарты

  • Асимакопулос, Костас. Убийства в Спарте; Король и Статуя; Алтана из Парги: Романы. Пер. с греческого В. Соколюка. М.: Изд. «Радуга», 1994. (Роман «Убийства в Спарте» удостоен греческой литературной премии им. Менелаоса Лудемиса; события развиваются в III в. до н. э.; роман представляет собой беллетризированную биографию спартанского царя-реформатора Агиса IV.)
  • Йерби, Фрэнк. Изгнанник из Спарты: Роман. Пер. Е. Комиссарова и Т. Шишовой. Минск: Изд. Вагриус, 1993.
  • Ефремов И. А. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 6. Таис Афинская: Ист.роман. - М.: Современный писатель, 1992.

Лирика

  • Кавафис, Константинос. Лирика. Пер. с новогреческого. М.: Художественная литература, 1984. (Константинос Кавафис (1863-1933 гг.) - известный греческий поэт; в указанном сборнике среди прочего опубликовано несколько стихов, посвященных древней Спарте, например: «Фермопилы», «Демарат», «В Спарте», «Мужайся, царь лакедемонян», «В 200 году до нашей эры».)

Кинематограф

  • Триста спартанцев (1962)
  • Гладиаторы Спарты (1964)
  • 300 спартанцев (2007)
  • 300 спартанцев: Расцвет империи (2013)

Живопись

  • Луиджи Муссини. Спартанский мальчик наблюдает последствия чрезмерного потребления алкоголя (1850).

Компьютерные игры

  • Sparta: War of Empires - Браузерная онлайн стратегия во времена великой Спарты.
  • В God of War главный герой игры - спартанский военачальник Кратос.
  • В Rome: Total War Спарта выступает столицей греческого государства 200-х годов до н. э.
  • 300: March to Glory.
  • Атлантика онлайн Спартанец является одним из наёмников.
  • Ancient wars - Sparta Отдельная кампания за спартанцев.
  • В играх серии Halo Спартанцы - элитные суперсолдаты, защищающие Человечество от инопланетян.
  • Легион 3: Спартанцы.
  • В Sid Meier’s Alpha Centauri Спарта - одна из основных фракций, ведущих борьбу за господство на планете.
  • В Rise and Fall: Civilizations at War спартанец-один из военных юнитов цивилизации древних греков.
  • В сериях игр Metro 2033 и Metro Last Light Спарта является военизированным орденом.
  • В Starcraft II: Wings of Liberty отряд наёмников, оставшихся после появления в секторе Копрулу войск ОЗД носит название «Отряд спартанцев».
  • В Total War: Rome II Спарта представлена одной из игровых фракций.

Слава Спарты – пелопонесского города в Лаконии – в исторических хрониках и мире очень громкая. Это был один из известнейших полисов Древней Греции, который не знал смут и гражданских потрясений, а его армия никогда не отступала перед врагами.

Спарта была основана Лакедемоном, царствовавшим в Лаконии за полторы тысячи лет до Рождества Христова и назвавший город именем своей жены. В первые столетия существования города вокруг него не было никаких стен: они были возведены лишь при тиране Навизе. Правда, поздней они были разрушены, но Аппий Клавдий в скором времени воздвиг новые.

Создателем Спартанского государства древние греки считали законодателя Ликурга, время жизни которого приходится приблизительно на первую половину VII столетия до н. э. Население древней Спарты по своему составу разделялось в те времена на три группы: спартанцев, периэков и илотов. Спартанцы проживали в самой Спарте и пользовались всеми правами гражданства своего города-государства: им необходимо было выполнять все требования закона и они были допущены ко всем почетным общественным должностям. Занятие земледелием и ремеслом хоть и не было запрещено этому сословию, но не отвечало образу воспитания спартанцев и поэтому презиралось ими.

Большая часть земель Лаконии была в их распоряжении ее для них возделывали илоты. Чтобы владеть земельным участком, спартанцу было необходимо выполнить два требования: в точности следовать всем правилам дисциплины и предоставлять определенную часть дохода для сиссития – общественного стола: ячменную муку, вино, сыр и т. д.

Дичь добывали охотой в государственных лесах; сверх того каждый, приносящий жертву богам, посылал в сисситий часть туши жертвенного животного. Нарушение или невыполнение этих правил (по любой причине) приводило к потере прав гражданства. Все полноправные граждане древней Спарты, от мала до велика, должны были участвовать в этих обедах, при этом ни у кого не было никаких преимуществ и привилегий.

Круг периэков составляли также люди свободные, но они не были полноправными гражданами Спарты. Периэки населяли все города Лаконии, кроме Спарты, которая принадлежала исключительно спартанцам. Они не составляли политически целого города-государства, так как управление в своих городах получали только из Спарты. Периэки различных городов были независимы друг от друга, и в то же время каждый из них был в зависимости от Спарты.

Илоты составляли сельское население Лаконии: они были рабами тех земель, которые обрабатывали в пользу спартанцев и периэков. Илоты жили и в городах, но городская жизнь не была характерна для илотов. Им разрешалось иметь дом, жену и семью, продавать илота вне владений запрещалось. Некоторые ученые считают, что продажа илотов вообще была невозможной, так как они были собственностью государства, а не отдельных лиц. До наших времен дошли некоторые сведения о жестоком обращении спартанцев с илотами, хотя опять же некоторые из ученых полагают, что в таком отношении больше проглядывало презрение.


Плутарх сообщает, что каждый год (в силу постановлений Ликурга) эфоры торжественно объявляли войну против илотов. Молодые спартанцы, вооружившись кинжалами, ходили по всей Лаконии и истребляли несчастных илотов. Но со временем учеными было установлено, что такой способ истребления илотов был узаконен не во время Ликурга, а только после Первой Мессенской войны, когда илоты стали опасными для государства.

Плутарх, автор жизнеописаний выдающихся греков и римлян, начиная свой рассказ о жизни и законах Ликурга, предупредил читателя, что ничего достоверного сообщить о них невозможно. И все-же он не сомневался в том, что этот политический деятель был лицом историческим.

Большая часть ученых нового времени считают Ликурга личностью легендарной: одним из первых еще в 1820-е годы засомневался в его историческом существовании известный немецкий историк античности К.О.Мюллер. Он предположил, что так называемые «законы Ликурга» намного древней своего законодателя, так как это не столько законы, сколько древние народные обычаи, уходящие своими корнями в далекое прошлое дорийцев и всех других эллинов.

Многие из ученых (У.Виламовиц, Э.Мейер и др.) сохранившееся в нескольких вариантах жизнеописание спартанского законодателя рассматривают как позднюю переработку мифа о древнем лаконском божестве Ликурге. Приверженцы этого направления поставили под сомнение и само существование «законодательства» в древней Спарте. Обычаи и правила, которые регулировали повседневную жизнь спартанцев, Э.Мейер классифицировал как «житейский уклад дорийской племенной общины», из которой почти без всяких изменений и выросла классическая Спарта.

Но результаты археологических раскопок, которые проводились в 1906-1910-х годах английской археологической экспедицией в Спарте, послужили поводом к частичной реабилитации античного предания о законодательстве Ликурга. Англичане исследовали святилище Артемиды Орфии – один из самых древних храмов Спарты – и обнаружили много художественных произведений местного производства: замечательные образцы расписной керамики, уникальные терракотовые маски (больше нигде не встречающиеся), предметы из бронзы, золота, янтаря и слоновой кости.

Эти находки в большинстве своем как-то не вязались с представлениями о суровой и аскетичной жизни спартанцев, о почти совершенной изоляции их города от всего остального мира. И тогда ученые предположили, что законы Ликурга в VII столетии до н. э. еще не были пущены в действие и хозяйственное и культурное развитие Спарты шло так же, как и развитие других греческих государств. Только к концу VI столетия до н. э. Спарта замыкается в себе и превращается в тот город-государство, каким его знали античные писатели.

Из-за угроз мятежа илотов, обстановка тогда была беспокойной, и потому «инициаторы реформ» могли прибегнуть (как это нередко бывало в древние времена) к авторитету какого-то героя или божества. В Спарте на эту роль был избран Ликург, который мало-помалу из божества стал превращаться в исторического законодателя, хотя представления о его божественном происхождении сохранялись до времен Геродота.

Ликургу довелось приводить в порядок народ жестокий и возмутительный, потому надо было научить его сопротивляться натиску других государств, а для этого сделать всех искусными воинами. Одной из первых реформ Ликурга была организация управления спартанской общиной. Античные писатели утверждали, что он создал Совет старейшин (герусию) из 28 человек. Старейшины (геронты) избирались апеллой – народным собранием; в герусию входили и два царя, одной из основных обязанностей которых было командование армией во время войны.

Из описаний Павсания мы знаем, что периодом наиболее интенсивной строительной деятельности в истории Спарты был VI столетие до н. э. В это время в городе были возведены храм Афины Меднодомной на акрополе, портик Скиада, так называемый «трон Аполлона» и другие постройки. Но на Фукидида, видевшего Спарту в последней четверти V столетия до н. э., город произвел самое безотрадное впечатление.

На фоне роскоши и величия афинского зодчества времен Перикла Спарта казалась уже невзрачным провинциальным городком. Сами же спартанцы, не боясь прослыть старомодными, не перестали поклоняться архаичным каменным и деревянным идолам в то время, когда в других эллинских городах создавали свои шедевры Фидий, Мирон, Пракситель и другие выдающиеся скульпторы Древней Греции.

Во второй половине VI столетия до н. э. наступило заметное охлаждение спартанцев к Олимпийским играм. До того они принимали в них самое активное участие и составляли более половины победителей, причем во всех основных видах соревнований. В последствии, за все время с 548 до 480 года до н. э., победу одержал лишь один представитель Спарты – царь Демарат – и только в одном виде состязаний – скачках на ипподроме.

Чтобы добиться согласия и мира в Спарте, Ликург решил навсегда искоренить богатство и бедность в своем государстве. Он запретил употреблять золотые и серебряные монеты, которыми пользовались во всей Греции, а вместо них ввел железные деньги в виде оболов. На них покупалось лишь то, что производилось в самой Спарте; кроме этого, они были настолько тяжелыми, что даже небольшую сумму следовало перевозить на повозке.

Ликург предписал и уклад домашней жизни: все спартанцы, от простого гражданина до царя, должны были жить в абсолютно одинаковых условиях. В специальном предписании указывалось, какие можно строить дома, какую одежду носить: она должна была быть такой простой, чтобы не было места никакой роскоши. Даже еда должна была быть у всех одинаковая.

Таким образом, в Спарте постепенно богатство потеряло всякий смысл, так как пользоваться им было невозможно: граждане меньше начали думать о добре собственном, а больше о государственном. Нигде в Спарте бедность не соседствовала с богатством, как следствие, не было зависти, соперничества и других корыстолюбивых страстей, изнуряющих человека. Не было и жадности, которая частную пользу противопоставляет государственному благу и вооружает одного гражданина против другого.

Одного из спартанских юношей, который за бесценок приобрел землю, предали суду. В обвинении было сказано, что он еще очень молод, а уже соблазнился выгодой, в то время как корысть – враг каждого жителя Спарты.

Воспитание детей считалось в Спарте одной из основных обязанностей гражданина. Спартанца, у которого было три сына, освобождали от несения сторожевой службы, а отца пятерых – от всех существовавших обязанностей.

С 7-и летнего возраста спартанец уже не принадлежал своей семье: дети были отделены от родителей и начинали общественную жизнь. С этого момента они воспитывались в особых отрядах (агелах), где за ними надзирали не только сограждане, но и специально приставленные цензоры. Детей обучали читать и писать, приучали подолгу молчать, а говорить лаконично – кратко и четко.

Гимнастические и спортивные упражнения должны были развивать в них ловкость и силу; чтобы в движениях была гармония, юноши обязаны были участвовать в хоровых плясках; охота в лесах Лаконии вырабатывала терпение к тяжким испытаниям. Кормили детей довольно скудно, потому недостаток в пище они восполняли не только охотой, но и кражей, так как их приучали и к воровству; однако если кто попадался, то били нещадно – не за кражу, а за неловкость.

Достигнувших 16-ти летнего возраста юношей подвергали очень суровому испытанию у алтаря богини Артемиды: их жестоко секли, они же должны были молчать. Даже самый малый вскрик или стон способствовали продолжению наказания: некоторые не выдерживали испытания и умирали.

В Спарте был закон, по которому никто не должен был быть полней, чем это необходимо. По этому закону все юноши, не достигшие еще гражданских прав, показывались эфорам – членам выборной комиссии. Если юноши были крепки и сильны, то их удостаивали похвалы; юношей, чье тело считали слишком дряблым и рыхлым, били палками, так как их вид позорил Спарту и ее законы.

Плутарх и Ксенофонт писали, что Ликург узаконил, чтобы и женщины выполняли те же самые упражнения, что и мужчины, и сделались через то крепкими и могли рожать крепкое и здоровое потомство. Таким образом, спартанские женщины были достойны своих мужей, так как также подчинялись суровому воспитанию.

Женщины древней Спарты, у которых погибли сыновья, шли на поле битвы и смотрели, куда они были ранены. Если в грудь, то женщины с гордостью смотрели на окружающих и с почетом хоронили своих детей в отчих гробницах. Если же видели раны на спине, то, рыдая от стыда, торопились скрыться, предоставив хоронить убитых другим.

Брак в Спарте также подчинялся закону: личные чувства не имели никакого значения, потому как все это было дело государственное. В брак могли вступать юноши и девушки, физиологическое развитие которых соответствовало друг другу и от которых можно было ожидать здоровых детей: брак между лицами неравных комплекций не допускали.

Но у Аристотеля о положении спартанских женщин говорится совсем иначе: в то время как спартанцы вели строгую, почти аскетическую жизнь, жены их предавались в своем доме необыкновенной роскоши. Это обстоятельство заставляло мужчин добывать деньги зачастую нечестными путями, потому как прямые средства были им запрещены. Аристотель писал, что Ликург пытался и спартанских женщин подчинить такой же строгой дисциплине, но встретился с их стороны с решительным отпором.

Предоставленные сами себе, женщины сделались своевольными, предались роскоши и распущенности, они даже начали вмешиваться в государственные дела, что в конце концов привело в Спарте к настоящей гинекократии. «Да и какая разница, – с горечью вопрошает Аристотель, – правят ли сами женщины или же начальствующие лица находятся под их властью?» В вину спартанкам ставилось то, что они вели себя дерзко и нахально и позволяли себе роскошествовать, чем бросали вызов строгим нормам государственной дисциплины и морали.

Чтобы охранить свое законодательство от иноземного влияния, Ликург ограничил связи Спарты с иностранцами. Без разрешения, которое давали лишь в случаях особой важности, спартанец не мог покинуть города и выехать за границу. Иностранцам также было запрещено появляться в Спарте. Негостеприимство Спарты было самым известным явлением в древнем мире.

Граждане древней Спарты представляли из себя что-то вроде военного гарнизона, постоянно упражнявшегося и всегда готового к войне или с илотами, или с внешним врагом. Законодательство Ликурга приняло исключительно военный характер еще и потому, что то были времена, когда отсутствовали общественная и личная безопасность, отсутствовали вообще все начала, на которых зиждется государственное спокойствие. Кроме этого, дорийцы в весьма незначительном числе осели в стране покоренных ими илотов и были окружены полупокоренными или совсем не покоренными ахейцами, потому только битвами и победами они могли держаться.

Такое суровое воспитание, на первый взгляд, могло представить жизнь древней Спарты очень скучной, а сам народ несчастным. Но из сочинений древнегреческих авторов видно, что столь необычные законы сделали спартанцев самым благополучным народом в древнем мире, потому что везде господствовало лишь соперничество в приобретении добродетелей.

Существовало предсказание, по которому Спарта останется сильным и могущественным государством, пока будет следовать законам Ликурга и останется равнодушной к золоту и серебру. После войны с Афинами спартанцы привезли в свой город деньги, которые соблазнили жителей Спарты и заставили их отступить от законов Ликурга. И с этого момента доблесть их начала постепенно угасать…

Аристотель же считает, что именно ненормальное положение женщин в спартанском обществе привело к тому, что Спарта во второй половине IV столетия до н. э. страшно обезлюдела и лишилась своей былой военной мощи.

Спарта – древнее государство в Греции, известное ныне во всем мире. Такие понятия как «спартанец», «спартанский» пошли именно от Спарты. Всем известен также обычай спартанцев убивать слабых детей, для поддержания генофонда нации.

Сейчас Спарта это небольшой городок в Греции, центр нома Лакония, расположенного в области Пелопоннес. А раньше Спартанское государство было одним из основных претендентов на главенство в древнегреческом мире. Некоторые вехи истории Спарты воспеты в произведениях Гомера, среди которых выдающаяся «Илиада». Кроме того, все мы знаем фильмы «300 спартанцев» и «Троя», сюжет которых также затрагивает некоторые исторические события с участием Спарты.

Официально Спарта называлась Лакедемон, отсюда и пошло название нома Лакония. Возникновение Спарты относят к 11 веку до нашей эры. Спустя некоторое время местность, в которой располагался город-государство, была завоевана дорийскими племенами, которые, ассимилировавшись с местными ахейцами, и стали спартакиатами в известном нам смысле. Прежние жители города были превращены в рабов-илотов.

Одной из ключевых фигур становления Спарты как сильного государства является Ликург, правивший городом в 9-м веке до нашей эры. До появления Ликурга Спарта, Греция мало чем отличалась от других древнегреческих городов-государств, здесь также было развито искусство, торговля, ремесла. О высокой культуре спартанского государство говорит и поэзия его поэтов. Однако с приходом к власти Ликурга ситуация в корне поменялась, приоритет в развитии получило военное искусство. С этого момента Лакедемон преобразился в могущественное военное государство.

Начиная с 8-го века до нашей эры, Спарта начала вести захватнические войны на Пелопоннесе, покоряя своих соседей один за другим. Так, до наших дней дошла слава о так называемых Мессенских войнах, 1-й и 2-й, по результатам которых победила Спарта. Граждане Мессении были превращены в рабов-илотов. Таким же образом были завоеваны Аргос и Аркадия.

После череды военных операций по захвату работ и новых территорий, Лакедемон перешел к установлению дипломатических отношений с соседями. Путем заключения договоров Лакедемон стал во главе союза Пелопонесских государств - могущественного образования Древней Греции.

Создание Спартой Пелопонесского союза государств послужило прообразом будущего альянса с Афинами для отпора угрозы персидского вторжения. Во время войны с Персией в 5-м веке до нашей эры произошло знаменитое Фермопильское сражение, которое послужило источником для сюжета знаменитого американского фильма «300 спартанцев». И хотя сюжет фильма далек от исторической действительности, благодаря нему миллионы людей во всем мире узнали об этом сражении.

Невзирая на совместную победу в войне с персами, союз Афин и Спарты долго не продержался. В 431-м году до нашей эры разразилась так называемая Пелопонесская война, в которой, спустя несколько десятилетий, победу одержало Спартанское государство.

Однако, не все в Древней Греции были довольны верховенством Лакедемона и через 50 лет после Пелопонесской войны разразилась новая война. На этот раз соперниками спартанцев стали Фивы с союзниками, которым удалось нанести серьезное поражение Спарте, после чего могущество государства спартанцев было утрачено. Стоит отметить, что между этими двумя кровопролитными и жестокими войнами за господство на полуострове спартанцы не сидели без дела, практически все это время велись войны против различных городов-государств Древней Греции, которые в конечном итоге подкосили силы Лакедемона.

После поражения от Фив, Лакедемон вел еще несколько войн. Среди которых война с Македонией в 4-м веке до нашей эры, принесшая поражение спартанцам, война с вторгшимися галатами в начале 3-го века до нашей эры. Также спартанцы боролись за господство на Пелопоннесе с вновь созданным Ахейским союзом, а несколько позже, уже в начале 2-го века до нашей эры, они были участниками Лаконской войны. Все эти сражения и войны наглядно показывали сильный упадок былого могущества Спартанского государства. В конце концов, Спарта, Греция была насильно включена в состав Древнего Рима, вместе с другими древнегреческими государствами. Так закончился самостоятельный период истории гордого и воинственного государства. Спарта - древнее государство в Греции прекратило свое существование, став одной из провинций Древнего Рима.

Устройство древнего Спартанского государства существенно отличалось от других древнегреческих городов-полисов. Так, правителями Лакедемона были два царя из двух династий - Агидов и Эврипонтидов. Они управляли государством вместе с советом старейшин, так называемой герусией, в которую входили 28 человек. Состав герусии был пожизненным. Кроме того, важные государственные решения принимались на всенародном собрании, называвшемся апелле. Участвовать в собрании принимали только свободные граждане, достигшие 30-ти лет и обладавшие достаточными денежными средствами. Несколько позже возник государственный орган эфоров, куда входили 5 чиновников от 5-ти спартанских областей, которые в совокупности власти имели больше чем цари.

Население Спартанского государства было классово неравноправным: спартанцы, периэки - вольные жители из близлежащих городов, не имеющие права голоса и илоты - государственные рабы. Спартанцы должны были заниматься исключительно войной, им нельзя было участвовать в торговле, ремеслах и сельском хозяйстве, все это было отдано на откуп периэкам. Имения спартанцев обрабатывали арендованные у государства илоты. Во времена расцвета Спартанского государства спартанцев было в 5 раз меньше чем периэков и в 10 раз меньше чем илотов.

Такой была древняя Sparta, от которой ныне остались развалины ее сооружений, неувядаемая слава государства-воина и небольшой городов с одноименным названием на юге Пелопоннеса.

из Плутарха:
ДРЕВНИЕ ОБЫЧАИ СПАРТАНЦЕВ

1. Каждого входящего в сисситии старший, указывая на двери, предупреждает:
"Ни одно слово не выходит за них".

3. На своих сисситиях спартанцы пьют мало и расходятся без факелов. Им
вообще не разрешается пользоваться факелами ни в этом случае, ни когда они ходят по другим дорогам. Это установлено, чтобы они приучались смело и бесстрашно
ходить по дорогам по ночам.

4. Спартанцы изучали грамоту только ради потребностей жизни. Все же остальные виды образования изгнали из страны; не только сами науки, но и людей,
ими занимающихся. Воспитание было направлено к тому, чтобы юноши умели
подчиняться и мужественно переносить страдания, а в битвах умирать или
добиваться победы.

5. Спартанцы не носили хитонов, целый год пользуясь одним-единственным гиматием. Они ходили немытые, воздерживаясь по большей части как от бань, так и от того, чтобы умащать тело.

6. Молодые люди спали совместно по илам на ложах, которые сами приготовляли из росшего у Еврота тростника, ломая его руками без всяких орудий. Зимой они добавляли к тростнику еще растение, которое называют ликофон, так как считается, что оно способно согревать.

7. У спартанцев допускалось влюбляться в честных душой мальчиков, но вступать с ними в связь считалось позором, ибо такая страсть была бы телесной, а не духовной. Человек, обвиненный в позорной связи с мальчиком, на всю жизнь лишался гражданских прав.

8. Существовал обычай, по которому старшие возрастом расспрашивали младших,
куда и зачем они ходят, и ругали тех, кто не хотел отвечать или придумывал отговорки. Тот же, кто, присутствуя при этом, не выбранит нарушителя этого закона, подлежал такому же наказанию, как и сам нарушитель. Если же он возмущался наказанием, то подвергался еще большему поношению.

9. Если кто-нибудь провинился и был обличен, то должен был обойти кругом
алтарь, находившийся в городе, и петь при этом песню, сочиненную ему в укор, то
есть сам себя подвергнуть поруганию.

10. Молодые спартанцы должны были почитать и слушаться не только собственных отцов, но заботиться и обо всех пожилых людях; при встречах уступать им дорогу, вставать, освобождая место, а также не подымать шум в их присутствии. Таким образом, каждый в Спарте распоряжался не только своими детьми, рабами, имуществом, как это было в других государствах, но имел также права и на
собственность соседей. Это делалось для того, чтобы люди действовали сообща и
относились к чужим делам, как к своим собственным.

11. Если кто-нибудь наказывал мальчика и он рассказывал об этом своему отцу,
то, услышав жалобу, отец счел бы для себя позором не наказать мальчика вторично.
Спартанцы доверяли друг другу и считали, что никто из верных отеческим законам
не прикажет детям ничего дурного.

12. Юноши, где только предоставляется случай, воруют продовольствие, обучаясь таким образом нападать на спящих и ленивых стражей. Попавшихся наказывают голодом и поркой. Обед у них такой скудный, что они, спасаясь от нужды, вынуждены быть дерзкими и ни перед чем не останавливаться.

13. Вот чем объясняется недостаток питания: оно было скудным для того, чтобы юноши привыкли к постоянному голоду и могли его переносить. Спартанцы считали, что получившие такое воспитание юноши будут лучше подготовлены к войне, так как будут способны долгое время жить почти без пищи, обходиться без всяких приправ и
питаться тем, что попадет под руку. Спартанцы полагали, что скудная пища делает юношей более здоровыми, они не будут склонны к тучности, а станут рослыми и даже красивыми. Они считали, что сухое телосложение обеспечивает гибкость всех
членов, а грузность и полнота этому препятствуют.

14. Весьма серьезно спартанцы относились к музыке и пению. По их мнению, эти искусства были предназначены ободрять дух и разум человека, помогать ему в его
действиях. Язык спартанских песен был прост и выразителен. В них не содержалось
ничего, кроме похвал людям, благородно прожившим свою жизнь, погибшим за Спарту и почитаемым как блаженные, а также осуждения тех, кто бежал с поля боя, о
которых говорилось, что они провели горестную и жалкую жизнь. В песнях
восхваляли доблести, свойственные каждому возрасту.

17. Спартанцы не разрешали никому хоть сколько-нибудь изменять установлениям
древних музыкантов. Даже Терпандра, одного из лучших и старейших кифаредов
своего времени, восхвалявшего подвиги героев, даже его эфоры подвергли наказанию, а его кифару пробили гвоздями за то, что, стремясь добиться разнообразия звуков, он натянул на ней дополнительно еще одну струну. Спартанцы любили только простые мелодии. Когда Тимофей принял участие в карнейском празднике, один из эфоров, взяв в руки меч, спросил его, с какой стороны лучше обрубить на его инструменте струны, добавленные сверх положенных семи.

18. Ликург покончил с суевериями, которыми были окружены похороны, разрешив хоронить в черте города и вблизи святилищ, и постановил не считать ничего,
связанного с похоронами, скверной. Он запретил класть с покойником какое-либо
имущество, а разрешил только заворачивать его в листья сливы и пурпурное покрывало и так погребать, всех одинаково. Он запретил надписи на могильных памятниках, за исключением тех, которые были воздвигнуты погибшим на войне, а
также плач и рыдания при похоронах.

19. Спартанцам не разрешалось покидать пределы родины, чтобы они не могли
приобщаться к чужеземным нравам и образу жизни людей, не получивших спартанского
воспитания.

20. Ликург ввел ксеноласию - изгнание из страны иноземцев, чтобы, приезжая в
страну, они не научили местных граждан чему-либо дурному.

21. Кто из граждан не проходил всех ступеней воспитания мальчиков, не имел
гражданских прав.

22. Некоторые утверждали, что, если кто из иноземцев выдерживал образ жизни,
установленный Ликургом, то его можно было включить в назначенную ему с самого
начала мойру.

23. Торговля была запрещена. Если возникала нужда, можно было пользоваться слугами соседей как своими собственными, а также собаками и лошадьми, если, только они не были нужны хозяевам. В поле тоже, если кто-либо испытывал в чем-нибудь недостаток, он открывал, если было нужно, чужой склад, брал необходимое, а потом, поставив назад печати, уходил.

24. Во время войн спартанцы носили одежды красного цвета: во-первых, они
считали этот цвет более мужественным, а во-вторых, им казалось, что кроваво-красный цвет должен нагонять ужас на не имеющих боевого опыта противников. Кроме того, если кто из спартанцев будет ранен, врагам это будет незаметно, так как сходство цветов позволит скрыть кровь.

25. Если спартанцам удается победить врага хитростью, они жертвуют богу Арею быка, а если победа одержана в открытом бою, - то петуха. Таким образом они приучают своих военачальников быть не просто воинственными, но и осваивать полководческое искусство.

26. К своим молитвам спартанцы присоединяют также просьбу даровать им силы переносить несправедливость.

27. В молитвах они просят достойно вознаградить благородных людей и больше
ничего.

28. Они почитают Афродиту вооруженную и вообще всех богов и богинь изображают с копьем в руке, ибо считают, что всем им присуща воинская доблесть.

29. Любители поговорок часто приводят слова: "Не приложивши рук, богов не призывай", то есть: призывать богов нужно только, если принялся за дело и работаешь, а
иначе не стоит.

30. Спартанцы показывают детям пьяных илотов, чтобы отвратить их от пьянства.

31. У спартанцев был обычай не стучать в дверь, а подавать голос из-за двери.

33. Спартанцы не смотрят ни комедий, ни трагедий, чтобы не услышать чего-либо, сказанного в шутку или всерьез, идущего вразрез с их законами.

34. Когда поэт Архилох пришел в Спарту, его в тот же день изгнали, так как он написал в стихотворении, что бросить оружие лучше, чем умереть:

Носит теперь горделиво саиец мой щит безупречный:
Волей-неволей пришлось бросить его мне в кустах.
Сам я кончины зато избежал. И пускай пропадает
Щит мой. Не хуже ничуть новый могу я добыть.

35. В Спарте доступ в святилища открыт одинаково как юношам, так и девушкам.

36. Эфоры наказали Скирафида за то, что многие обижали его.

37. Спартанцы казнили человека только за то, что, нося рубище, он украсил
его цветной полосой.

38. Они сделали выговор одному юноше только за то, что он знал дорогу, ведущую из гимнасия в Пилею.

39. Спартанцы изгнали из страны Кефисофонта, который утверждал, что способен целый день говорить на любую тему; они считали, что у хорошего оратора размер речи должен быть сообразен с важностью дела.

40. Мальчиков в Спарте пороли бичом на алтаре Артемиды Орфии в течение
целого дня, и они нередко погибали под ударами. Мальчики гордо и весело
соревновались, кто из них дольше и достойнее перенесет побои; победившего славили, и он становился знаменитым. Это соревнование называли "диамастигосис", и происходило оно каждый год.

41. Наряду с другими ценными и счастливыми установлениями, предусмотренными Ликургом для своих сограждан, важным было и то, что отсутствие занятий не считалось у них предосудительным. Спартанцам было запрещено заниматься какими бы то ни было ремеслами, а нужды в деловой деятельности и в накопительстве денег у
них не было. Ликург сделал владение богатством и незавидным и бесславным. Илоты, обрабатывая за спартанцев их землю, вносили им оброк, установленный заранее; требовать большую плату за аренду было запрещено под страхом проклятия. Это было сделано для того, чтобы илоты, получая выгоду, работали с удовольствием, а спартанцы не стремились бы к накоплению.

42. Спартанцам было запрещено служить моряками и сражаться на море. Однако позднее они участвовали в морских сражениях, но, добившись господства на море, отказались от него, заметив, что нравы граждан изменяются от этого к худшему.
Однако нравы продолжали портиться и в этом, и во всем другом. Раньше, если
кто-либо из спартанцев скапливал у себя богатство, накопителя приговаривали к
смерти. Ведь еще Алкамену и Феопомпу оракулом было предсказано: "Страсть к накопленью богатств когда-нибудь Спарту погубит". Несмотря на это предсказание, Лисандр, взяв Афины, привез домой много золота и серебра, а спартанцы приняли его и окружили почестями. Пока государство придерживалось законов Ликурга и данных клятв, оно в течение пятисот лет первенствовало в Элладе, отличаясь хорошими нравами и пользуясь доброй славой. Однако постепенно, по мере того как законы Ликурга стали нарушать, в страну проникали корысть и стремление к обогащению, а сила государства уменьшалась, да и союзники по этой же причине стали относиться к спартанцам враждебно. Так обстояли дела, когда после победы Филиппа при Херонее все эллины провозгласили его главнокомандующим на земле и на море, а позднее, после разрушения Фив, признали его сына Александра. Одни только лакедемоняне,
хотя их город не был укреплен стенами и из-за постоянных войн у них оставалось совсем немного людей, так что одолеть это утратившее военную мощь государство
было совсем нетрудно, одни лишь лакедемоняне благодаря тому, что в Спарте еще теплились слабые искры Ликурговых установлении, осмелились не принимать
участия в военном предприятии македонян, не признавать ни этих, ни правивших в
последующие годы македонских царей, не участвовать в синедрионе и не платить
фороса. Они не отступали полностью от Ликурговых установлении, пока их
собственные граждане, захватив тираническую власть, не отринули вовсе образ жизни предков и таким образом не сблизили спартанцев с другими народами.
Отказавшись от былой славы и свободного высказывания своих мыслей, спартанцы
стали влачить рабское существование, а теперь, как и остальные эллины, оказались
под властью римлян.

Последние материалы раздела:

Роль Троцкого в Октябрьской революции и становлении советской власти
Роль Троцкого в Октябрьской революции и становлении советской власти

«Лента.ру»: Когда началась Февральская революция, Троцкий находился в США. Чем он там занимался и на какие деньги жил?Гусев: К началу Первой...

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...