Как британия стала самой могущественной колониальной державой. Как англия стала морской державой


В 1588 году английским адмиралом Френсисом Дрейком была разгромлена «Непобедимая армада» (подробнее об этом ): испано-португальскому могуществу на океанах был нанесен сокрушительный удар. Победительница Великобритания уже тогда могла стать морским гегемоном. Однако близорукая политика первых Стюартов не позволила это сделать: короли Яков I и Карл I считали флот всего лишь роскошью, а не средством утверждения могущества своей державы. В 1625 году Карл I предпринял поход на Кадис. «Собранный для этой цели флот состоял всего лишь из 9 военных и 73 коммерческих судов; он был настолько плохо укомплектован и вооружен, что потерпел полнейшую неудачу. Командующий флотом и многие командиры оказались никуда не годными, столкновения и аварии были обычным явлением. Дисциплина до такой степени пала, что 2 корабля с 300 солдатами дезертировали и принялись за морские разбои. Отвратительная пища и скверное обмундирование породили большую смертность среди матросов. Вот до чего опустился флот, победивший 37 лет тому назад Армаду» (Штенцель, «История войн на море»). Возрождение британского флота связано с именем Роберта Блэка. Этот бывший кавалерист благодаря энергичной и эффективной деятельности заслужил всеобщее уважение матросов и офицеров. Он изгнал из флота взяточников и казнокрадов, стал заботиться о боевой готовности кораблей, придавал большое значение морально-боевым качествам солдат и офицеров. При нем побережье Великобритании было очищено от дюнкерских и мавританских пиратов, были одержаны несколько побед над испанскими и французскими эскадрами. Англичане вновь осознали свою морскую мощь и были готовы сражаться за морскую гегемонию. Первым препятствием на этом пути для Великобритании была Голландия. Эта маленькая страна пышно расцвела после обретения независимости от Испании. Выгодное географическое положение позволило нидерландским купцам сосредоточить в своих руках всю посредническую торговлю между испанскими колониями и странами Балтики. Голландский военный флот очистил моря от дюнкерских пиратов; были одержаны блестящие победы над испанцами. Торговые и военно-морские успехи Нидерландов породили острую зависть у англичан – между двумя морскими державами начинается острое соперничество, которое вылилось в три англо-голландские войны (1651 – 1674). В течение первых двух войн англичане, несмотря на численный перевес, терпели поражения: голландские адмиралы – Тромп, Кейн, Рюйтер – доказали полное превосходство своего флота над британским. Во время третьей англо-голландской войны союзником Великобритании становится Франция. Однако даже объединенные англо-французские силы не смогли справиться с флотом Нидерландов: в Четырехдневном бою при Кампердауне Рюйтер вновь одержал блестящую победу. Не сумев победить Голландию на море, англичане применили хитрый дипломатический маневр. Дождавшись, пока война между Францией и Нидерландами на суше разгорится сильнее, они решили заключить мир, потребовав взамен передачи им тех торговых преимуществ, которые ранее принадлежали голландцам. После заключения этого мира война с Францией продолжалась ещё 4 года. Голландцы, всегда заботившиеся о боеспособности своего флота, оказывали значительно меньше внимания сухопутным войскам. Война с Людовиком XIV заставила их расходовать основные силы и средства на армию: голландский флот за 4 года пришёл в упадок. Великобритания в это время, напротив, заметно усилила свой флот и захватила ряд колоний. Так, в результате третьей англо-голландской войны, Нидерланды, несмотря на блестящие победы и на суше и на море, стали второстепенной державой Европы. Последним соперником Великобритании на пути к власти над морями была Франция. Эта страна после Тридцатилетней войны стала ведущей державой Европы. Пока Англия и Голландия выясняли отношения между собой, французы создали сильный флот и захватили ряд колоний в Северной Америке, Африке, Индии. Франция в начале 18 века стала главным претендентом на морскую гегемонию. Англо-французское соперничество на море прошло красной нитью через весь 18 век и завершилось лишь во время наполеоновских войн. Первым серьезным столкновением Англии и Франции была война за Испанское наследство. Английский король Вильгельм Оранский создал против Франции и Испании сильную коалицию, в которую входили Англия, Нидерланды, Австрийская империя, Португалия и несколько более мелких государств. Французы потерпели поражение в той войне и были вынуждены заключить Утрехский мир, по условиям которого в руки англичан перешли Гиблартар, Менорка, ряд французских островов в Вест-Индии и Северной Америке. Положение Великобритании как ведущей морской державы укрепилось.Следующим витком борьбы между Францией и Британией была Семилетняя война. Ввязав Францию в войну с прусским королём Фридрихом II, англичане захватили Канаду и почти все французские владения в Ост-Индии. Английское могущество на морях пошатнулось в 1778 году во время войны американских колоний за независимость. Затяжная борьба с повстанцами, объединение французского и испанского флотов против англичан, российская политика «вооруженного нейтралитета» поставили военную мощь Британии под угрозу. Вскоре крупная британская колония, не без помощи Франции, обрела независимость. Французы ликовали.Вековая борьба двух держав за морскую гегемонию окончилась во время революционных войн 1792-1815 годов. В 1798 году британский флот под командованием адмирала Горацио Нельсона одержал ряд побед над французами в Средиземном море, благодаря которым под власть английского короля перешли Мальта, Ионические острова, Египет. Великобритания вернула себе славу ведущей морской державы. В 1805 году Наполеон решил уничтожить могущественного конкурента при помощи десанта на Британские острова. В Булони была собрана сильная армия, которая ждала подхода объединенного испано-французского флота. Однако адмирал Нельсон не позволил этой эскадре прибыть по назначению: он встретил её у мыса Трафальгар. Там произошло крупнейшее в истории морское сражение. Нельсон, не перестраивая свой флот в боевой порядок, атаковал двумя колоннами флагманские корабли противника. После выведения их из строя связь между кораблями французов была нарушена. Английский же флот, управляемый талантливым флотоводцем, действовал уверенно и решительно. Адмирал Нельсон в конце битвы был убит, но это никак не повлияло на исход сражения – объединенный франко-испанский флот был уничтожен практически полностью. Историческое значение Трафальгарской битвы громадно: Великобритания стала абсолютным морским гегемоном. Корабли всех стран приспускали флаг при виде британского судна. До 1914 года никто не смел оспаривать британскую власть над морями, а если и оспаривали, то терпели поражение, так как им прежде всего приходилось защищать собственные гавани. В течение дальнейших 100 лет «владычица морей» создала огромную колониальную империю, занимавшую четверть Земной суши и рухнувшую лишь после второй мировой войны.


Из истории. Британцы первыми в мире создали свой флот, стали географическими первооткрывателями Австралии, Новой Зеландии и т. д.(открытия, которые иначе как через морские пути не могли бы случиться). Великобритания - остров, омываемый морем. Чтобы попасть на материк англичане вынуждены были заняться наукой мореплавателей и строительством кораблей, а также стать одними из первых морскими путешественниками, завоевателями.


Елизавета I, королева Англии и глава англиканской церкви год. Во время правления Елизаветы I английские корабли рассекали волны мирового океана, демонстрируя своё превосходство. В 1588 году Англия окончательно утвердилась в роли главной морской державы, разгромив испанскую Непобедимую армаду.


Сэр Фрэнсис Дрейк, корсар и вице-адмирал английского флота () году английским адмиралом Френсисом Дрейком была разгромлена «Непобедимая армада»: испано- португальскому могуществу на океанах был нанесен сокрушительный удар.


"Пеликан" - флагманский корабль Френсиса Дрейка






Власть на море неоднократно переходила к Голландии и Франции В 1805 году Наполеон решил уничтожить могущественного конкурента при помощи десанта на Британские острова. В Булони была собрана сильная армия, которая ждала подхода объединенного испано- французского флота.






"Victory" - самый большой линейный корабль британского флота, которым командовал Адмирал Нельсон.


Битва за власть. Адмирал Нельсон в конце битвы был убит, но это никак не повлияло на исход сражения – объединенный франко-испанский флот был уничтожен практически полностью. Историческое значение Трафальгарской битвы громадно: Великобритания стала абсолютной морской державой. Корабли всех стран приспускали флаг при виде британского судна. До 1914 года никто не смел оспаривать британскую власть над морями, а если и оспаривали, то терпели поражение, так как им прежде всего приходилось защищать собственные гавани. В течение дальнейших 100 лет «владычица морей» создала огромную колониальную империю, занимавшую четверть Земной суши и рухнувшую лишь после второй мировой войны.


Корабль-памятник "Victory", восстановленный в том виде,в котором он участвовал в Трафальгарском сражении, на вечной стоянке в Портсмуте




Морские порты расположены по всему побережью Великобритании. Крупнейший британский порт Лондон. Также можно назвать Ливерпуль, Саутгемптон, Манчестер, Суонси, Кардифф и Бристоль, на северо-востоке Англии Ньюкасл и Мидлсбро, на западе Средней Шотландии Глазго. У Па-де-Кале расположен порт Дувр, через который проходит пассажирское сообщение с Францией (паромы перевозят поезда линии Лондон Париж). В Северной Ирландии большую роль в сообщении с Великобританией играет порт Белфаст.


В XVI веке участие в борьбе за мировое морское господство приняли Нидерланды и Англия. Долгое время Португалия и Испания обладали монополией на вывоз из колоний золота и пряностей. Однако слабость промышленного производства в этих странах определила отсталость их экономики несмотря на постоянно возобновляемый запас драгоценных металлов. Португалия и Испания были вынуждены покупать промышленные товары в странах Европы с более развитой экономикой. Таким образом, Нидерланды, Англия, а также Франция стали скапливать золото и серебро, которые Португалия и Испания привозили из Америки, Африки и Азии, выступая посредниками между промышленной Европой и всем остальным миром.Посредничество было выгодно Португалии и Испании, но не устраивало в первую очередь Нидерланды и Англию, товарооборот контрабандной торговли которых с испанскими и португальскими колониями в конце XVI века в два раза превышал их товарооборот с метрополиями. Это стало причиной потери Португалией и Испанией мирового господства и перехода его вначале к Нидерландам, а затем, после продолжительной борьбы на морях в разных концах Мирового океана, к Англии. Франция хотя и стремилась к мировому морскому господству, но так никогда и не овладела им.

Попытки Португалии и прежде всего Испании защитить свои экономические интересы путем ограничения торговли Голландии и других европейских государств с колониями привели к отрицательному результату. В 1573 году после семилетней войны Голландия добилась независимости от Испанского королевства, в состав которого она входила до этого.

Англия требовала “свободу морей”. Торговая монополия и господство Испании и Португалии на морях были постепенно уничтожены. В это время английские корабли и суда других европейских стран не имели права заходить в порты испанских и португальских колоний, что, естественно, ограничивало возможности и рост мировой торговли.

Первоначально борьба велась с помощью пиратов, многие из которых находились на государственной службе и имели “патент” (каперское свидетельство) на грабеж иностранных судов и убийство. Каперство, как назывался этот вид морской деятельности, особенно процветало при английской королеве Елизавете I, и английские пираты наиболее известны в истории того времени. Они нападали на испанские корабли, на которых в Европу доставлялись золото и серебро. Грабежам в Америке подвергались порты и даже города вдали от берега. Многие пираты совершали географические открытия, изучая самостоятельно моря и берега Америки. Одновременно с пиратством активно осуществлялась работорговля.

Известный английский пират, ставший впоследствии лордом и адмиралом королевского военно-морского флота Англии, Френсис Дрейк начинал как работорговец. В 1577?-1580 годах он совершил второе в истории кругосветное путешествие, открыв южную оконечность Америки? мыс Горн. По пути англичане нападали на испанские и другие иностранные корабли и грабили их. По прибытии Дрейка в Лондон королева Англии и знатные дворяне, финансировавшие предприятие Дрейка, получили 4700 процентов прибыли. Флагманский корабль эскадры Дрейка “Пеликан” (переименованный в пути в “Золотую лань”) имел длину 26 м, ширину 7 м и водоизмещение 100 т (рис. 8.13).

Пиратство, контрабанда и несанкционированная работорговля англичан, религиозные и политические разногласия между Испанией и Англией привели к войне. Испанский король Филипп II организовал
в 1588 году строительство, покупку и подготовку мощного флота для переброски в Англию сильной сухопутной армии из Нидерландов.

Однако это было началом конца мирового господства Испании на море. Поражение “Непобедимой армады”, как называли эскадру испанцы, показало преимущество быстроходных английских кораб-
лей с орудиями, установленными по бортам, над тихоходными неповоротливыми испанскими галионами и галеасами, основная часть которых была вооружена пушками на носовой и кормовой надстройках.

Испанская эскадра имела 50 транспортных судов для экспедиционного корпуса из Нидерландов, 60 галионов водоизмещением около 1000 т, восемь галеасов (парусно-весельных кораблей устаревшего
типа). У англичан было 34 военных корабля (из которых только два имели водоизмещение более 1000 т), около 100 пиратских и наскоро вооруженных торговых судов. Английские корабли были более скоростными и маневренными, пушки? более дальнобойными, чем у испанцев. Общая численность экипажей и войск на испанской эскадре составила около 30 тыс., а на английской? 15 тыс. человек.

В конце июля 1588 года после многодневного сражения в Ла-Манше испанцы были разбиты и морская мощь Испании сокрушена (Португалия в это время входила в Испанию).

Но Англия еще не стала “морской владычицей”. Нидерланды, имевшие к этому времени большой флот и опытные морские кадры, определенные завоевания в Южной Азии и на Дальнем Востоке, превращаются в сильнейшую морскую державу мира.

Свое восхождение голландцы начали еще в XV веке, когда занимались в основном вывозом зерна из стран Балтийского моря и ловили сельдь в Северном море. Затем в XVI веке в поисках новых путей в
Китай и Индию они пытаются найти северо-восточный проход к странам Востока (экспедиция В. Баренца).

В 1595 году голландские корабли совершили первое плавание в Индийский океан. В 1596 году флотилия из четырех кораблей достигла острова Ява. Начался колониальный захват Голландией стран
Южной Азии и на Дальнем Востоке.

В Южной Азии голландцам противостояли португальцы. В 1605 году у берегов Малакки португальско-испанская эскадра была разгромлена голландским флотом. В дальнейшем голландцы также одержива-
ли неоднократно победы в морских сражениях против португальцев.

XVII век стал золотым для Нидерландов. В это время получил признание новый тип корабля? знаменитый трехмачтовый флейт (рис. 8.14), который благодаря своей маневренности, очень вместительным трюмам, наличию пушек использовался как военный корабль и как торговое судно. Судостроение Нидерландов было на подъеме, так как с 1600 года здесь в большом количестве строятся флейты. Первый был построен в 1595 году. Длина этих судов в 4?6 и более раз превышала их ширину. Это повысило мореходность и позволяло им ходить под парусами довольно круто к ветру. Впервые в судостроительной практике в такелаже были применены изобретенные в 1570 году стеньги. Высота мачт превосходила длину судна, а реи стали укороченными. Паруса стали небольшими, узкими и удобными в обслуживании, что позволило сократить общее число верхней команды. На флейтах впервые появился штурвал для облегчения перекладки руля. Флейты начала XVII века имели длину около 40 м, ширину около 6,5 м, осадку 3,0?3,5 м, грузоподьемность 350?400 т. Для самообороны устанавливались от 10 до 20 пушек. Экипаж состоял из 60-?65 человек. Флейты имели хорошие мореходные качества, высокую скорость хода и большую вместимость. В 1598 году голландцы достигли Японии и установили с ней торговые отношения.

Голландские пираты и военный флот продолжают расшатывать морскую мощь Испании и Португалии.

В это время были созданы торговые компании, ставшие впоследствии всемирно известными, в том числе голландская Ост-Индская, которая стала управлять судьбами многих государств. Компания была организована в 1602 году (английская Ост-Индская компания основана в 1600 году, была еще французская Ост-Индская компания). Она получила от парламента исключительное право торговли, право чеканить свою монету, а также административную и юридическую власть во всех открытых ею землях. Компания содержала собственную армию и вооруженный флот, вела самостоятельные военные действия против Испании и Португалии.

В 1606 году Голландская Ост-Индская компания послала на поиски Terra Australis Incognita (Неведомая Южная Земля) небольшой корабль “Маленький голубь” под командованием Вильяма Янсона. Корабль достиг мыса Йорк и закартографировал 300 километров австралийского берега. Это было первое исторически задокументированное посещение Австралии европейцами.

“Маленький голубь” (рис. 8.15) имел длину по ватерлинии всего около 20 м, ширину 6 м, осадку 2,45 м, водоизмещение 110 т.

Постепенно владения крупнейшей в мире торговой империи? Голландской Ост-Индской компании распространились на Суматру, Яву, Тимор, Моллукские острова и западную часть Новой Гвинеи (рис. 8.16). В течение всего XVII века Голландия оставалась главенствующим поставщиком на мировом рынке таких продуктов, как кофе, сахарный тростник и пряности.

К середине XVII века флот “морских извозчиков Европы”, как называли в те времена голландцев, имел 16000 судов и составлял половину мирового тоннажа. Нидерланды превратились в самую могучую
морскую державу мира.

Полвека спустя после гибели “непобедимой испанской армады” англичане были вынуждены прибегнуть к экономическим средствам, введенным в свое время против них испанцами. Так, по предложению
Кромвеля в 1651 году следует запрет провоза товаров в Англию на иностранных судах. Запрещалось приобретать товары через голландских посредников. Это почти немедленно привело к войне в 1652 году.

Между Англией и Голландией почти без перерыва были три войны: в 1652-?1657; 1664?-1667; 1672?-1674 годах. Все три в военном отношении выиграли голландцы. Во второй войне в июне 1666 года произош-
ло одно из крупнейших сражений в мировой истории. Более 80 английских кораблей противостояли более чем 90 голландским. Голландцы под командованием адмирала де Рюйтера победили, нанеся англичанам одно из самых сокрушительных поражений в их истории. Англичане потеряли 17 линейных кораблей (девять голландцы захватили) против четырех, потерянных голландцами. 60 голландских кораблей поднялись вверх по Темзе и уничтожили все английские суда, находившиеся ниже Лондона.

Однако военные победы истощили Нидерланды, французские войска вторглись на их территорию, и голландцы вынуждены были подписать мирный договор с Англией. Они признали требования англи-
чан в отношении морской торговли, и эпоха господства Нидерландов постепенно сменилась эпохой новой “владычицы морей” ? Англии. В соответствии с изменением морского влияния отдельных стран
перемещаются и ведущие центры кораблестроения.

Мы помним из курса истории, что в 18-19 веках главной морской державой была Англия. Непобедимый флот обеспечивал ей такое количество колоний по всему миру, что, как говорили, . Однако не так уж давно, всего каких-то 450-500 лет назад, Англия прозябала на “задворках истории мореплаваний”. Бал на море правили совсем другие европейские державы, а у англичан не было даже собственной картографической школы! Однако, возможно, именно это и помогло им вскоре обогнать главных конкурентов.

К середине 16 века, в самый разгар Великих географических открытий, лидерами в картографии были португальцы, французы и испанцы — каждое из этих государств имело свою продвинутую картографическую школу. В 1574 году математик Уильям Боурн упомянул в совсем труде “Regiment for the sea”, что английские моряки вынуждены были полагаться на чужие . Однако другие державы не спешили делиться своими секретами с англичанами — даже за большие деньги редко удавалось купить точные карты новых земель.

Исключением стал, пожалуй, лишь 1576 год, когда английский капитан Фрэнсис Дрейк лично посетил Лиссабон, чтобы купить карты, необходимые ему для кругосветного путешествия, которое он планировал. Дрейк отправился в него в 1577 году и вернулся обратно через три года. По пути он высадился на северном берегу Калифорнии, которую объявил собственностью Королевы. Следующие 200 лет большинство картографов знали этот регион под тем именем, которое дал ему Дрейк — Новый Альбион. А вплоть до 1747 года было широко распространено мнение, что это — пример, насколько стойкими могут быть некоторые картографические ошибки.

Однако Великобритания по прежнему ощущала острую нехватку точных карт. Необходимо было другое — силовое — решение этого вопроса.

Правление Елизаветы I (1553-1603) известно как эпоха великих “елизаветинских морских волков” — Дрейка, Гренвилла, Хокинса и Рэйли. Эти мореплаватели по сути были пиратами, тайно поддерживаемыми самой Королевой. Они начали нападать на корабли испанского флота, которые перевозили сокровища из своих заморских империй обратно на родину. Но не менее важной целью таких нападений было приобретение старинных карт разных регионов мира. Таким образом начало зарождаться будущее морское могущество Великобритании.

Английские корсары в полной мере использовали старые карты с каждого корабля, который им удавалось захватить. Ситуация стала меняться к концу 16 столетия, когда в 1584 году сэр Уолтер Рэйли убедил Елизавету поддержать его план по основанию колонии в Вирджинии — только что открытой территории, которая была названа в честь Королевы-Девственницы, как называли Елизавету. В следующем году кузен Рэйли сэр Ричард Гренвилл основал недолговечное поселение на острове Роанок у берегов Вирджинии.

В 1587 году экспедиция вернулась в эти края под предводительством Джона Уайта, который был уже сложившимся картографом, вместе с главным штурманом Томасом Хэрриотом. Прибыв на остров, они стали исследовать берег от острова Окракоук до Кейп-Генри и на запад вверх по рекам Роанок и Чован. В результате Уайт создал карту-шедевр: она показывает территорию от Флориды на юге до островов Внешние Отмели в районе Северной Каролины. Это самая первая из известных попыток англичан картировать свои владения в Новом Свете.

Несмотря на амбициозные идеи Рэйли, его колонии постигла неудача. Одна из самых больших загадок истории — это вопрос, что стало с колонистами острова Роанока. Когда Уайт вернулся в 1590 году с новыми припасами, он обнаружил поселение покинутым.

Капитан Джон Смит (1580-1631), который дал Новой Англии это имя, также потерпел неудачу. В 1615 году, уже посетив до этого Новую Англию и район Мэна для топографической съемки, он снова снарядил экспедицию, намереваясь основать первую постоянную колонию в регионе. Но примерно на середине плавания через Атлантику его корабли были так повреждены штормом, что он еле добрался обратно в Лондон. Неутомимый Смит сделал еще одну попытку в том же году, но его корабли захватили французские пираты. И хотя ему удалось сбежать из заключения, понесшие убытки инвесторы отказали ему в дальнейшем финансировании.


Наследство Смита скорее картографическое, чем территориальное. Прежде чем посвятить себя Новой Англии, он провел несколько лет в Вирджинии в должности губернатора, где снарядил две экспедиции в Чесапикскую бухту от имени Вирджинской Компании для проведения съемки местности. Полученные данные он использовал для составления очень подробной карты территории, которая была издана в 1612 году.

Не менее амбициозной была и карта Новой Англии, которую Смит составил в 1614 году как часть своей пропагандистской кампании по сбору средств на следующую экспедицию. Она основана на набросках, которые он сделал, плавая из Новой Шотландии на Род Айленд в небольшой лодке.


Карта Новой Англии стала невероятно популярной и претерпела множество переизданий. Смит недвусмысленно указал на принадлежность региона англичанам, подготовив новую землю для быстрого заселения.

Смит обошел вниманием местные названия на карте, да и вообще на ней нет ни одного указания на то, что здесь живут коренные народы.

Карта снабжена большим портретом Смита в левом верхнем углу, который намекает на его амбициозные намерения стать предводителем новой колонии. В 1620 году отцы-пилигримы прибыли в Северную Америку и основали первую постоянную европейскую колонию в Новой Англии.

Англия одной из первых европейских стран вступила на путь индустриализации. Система протекционизма защищающая внутренний рынок от иностранной конкуренции к середине XVIII века обеспечила стране быстрый экономический рост.
В конце XIX столетия когда мир был фактически поделен между крупными метрополиями Англия уже стала главным промышленным монополистом: в «мастерской мира», как называли Британию, производилась треть мировой промышленной продукции. Такие отрасли британской экономики как металлургия, машиностроение и судостроение лидировали по объему производства.
При высоких темпах роста экономики внутренний рынок перенасыщался и искал прибыльного применения за пределами не только Королевства, но и Европы. Продукция и капитал с Британских островов активно потекли в колонии.
Немаловажную роль в успехах Англии как колониальной империи сыграл высокий уровень технологий, которому английская экономика всегда старалась следовать. Различные инновации - от изобретения прядильных машин (1769) до установки трансатлантической телеграфной связи (1858) - позволяли Британии быть на шаг впереди конкурентов.

Непобедимый флот

Англия постоянно пребывала в ожидании вторжения с континента, что заставляло ее развивать кораблестроение и заниматься созданием боеспособного флота. Разгромив в 1588 году «Непобедимую армаду» Фрэнсис Дрейк серьезно пошатнул испано-португальское господство на океанских просторах. С тех пор Англия, пусть и с переменным успехом, укрепляла свой статус морской державы.
Кроме Испании и Португалии серьезным конкурентом Англии на море выступала Голландия. Соперничество двух стран вылилось в три англо-голландские войны (1651-1674), которые выявив относительное равенство сил привели к перемирию.
К концу XVIII столетия у Британии на море оставался лишь один серьезный конкурент - Франция. Борьба за морскую гегемонию началась в период революционных войн - с 1792 года. Тогда ряд блестящих побед над французским флотом одержал адмирал Нельсон, фактически обеспечив Англии контроль над Средиземным морем.

В октябре 1805 года Великобритания получила возможность утвердить за собой право именоваться «владычицей морей». В ходе легендарного Трафальгарского сражения британский флот одержал сокрушительную победу над объединенной французско-испанской эскадрой, убедительно продемонстрировав свое тактическое и стратегическое превосходство. Британия стала абсолютным морским гегемоном.

Боеспособная армия

Для поддержания порядка и сохранения стабильности в колониях англичане были вынуждены держать там боеспособную армию. Используя свое военное превосходство Великобритания к концу 1840-х годов покорила практически всю Индию, население которой составляло почти 200 млн. человек.
Более того, английским военным постоянно приходилось выяснять отношения с конкурентами - Германией, Францией, Голландией. Показательной в этом плане была Англо-бурская война (1899-1902), в ходе которой британские войска уступая по численности силам Оранжевой республики смогли переломить ход противостояния в свою пользу. Однако эта война запомнилась неслыханной жестокостью британских солдат, применявших «тактику выжженной земли».
Особенно ожесточенными были колониальные войны между Англией и Францией. В период Семилетней войны (1756-1763) Англия отвоевала у Франции практически все ее владении в Ост-Индии и Канаде. Французы могли себя утешить лишь тем, что вскоре Великобритания была вынуждена капитулировать перед США в ходе войны за независимость.

Искусство дипломатии

Англичане всегда были искусными дипломатами. Мастера политических интриг и закулисных игр на международной арене они зачастую добивались своего. Так, не сумев одержать верх над Голландией в морских сражениях, они дождались пока война между Францией и Голландией достигнет апогея, а затем заключили мир с последней на выгодных для себя условиях.
Дипломатическими методами англичане помешали Франции и России отвоевать Индию. Британский офицер Джон Малколм в самом начале русско-французской кампании заключил два стратегических союза - с афганцами и с персидским шахом, которые спутали все карты Наполеону и Павлу I. Первый консул тогда отказался от похода, а русская армия так и не дошла до Индии.
Зачастую английская дипломатия действовала не только хитро, но и угрожающе настойчиво. В ходе Русско-турецкой войны (1877-1878) ей не удалось в лице турков приобрести «солдата на континенте», и тогда она навязала Турции договор по которому Великобритания заполучила Кипр. Остров был оккупирован немедленно и Британия приступила к созданию в Восточном Средиземноморье военно-морской базы.

Управленческие таланты

Площадь заморских владений Великобритании к концу XIX века составляла 33 млн. кв. км. Для управления такой громадной империей нужен был очень грамотный и эффективный административный аппарат. Англичане его создали.
Хорошо продуманная система колониального управления в себя включала три структуры - Форин-офис, Министерство колоний и Управление по делам доминионов. Ключевым звеном здесь выступало Министерство колоний, которое распоряжалось финансами и занималось подбором кадров для колониальной администрации.
Эффективность британской системы управления продемонстрировала себя при строительстве Суэцкого канала. Жизненно заинтересованные в морском канале, сокращающем путь в Индию и Восточную Африку на 10 000 километров, британцы не жалели средств, вкладывая их в экономику Египта. Однако огромные проценты, которые получали инвесторы вскоре превратили Египет в должника. В конечном итоге египетские власти были вынуждены продать Великобритании свои акции в компании Суэцкого канала.
Часто британские методы управления в колониях приносили и большие беды. Так, в 1769 - 1770 гг. колониальные власти устроили голод в Индии, закупив весь рис, а затем продавая его по непомерно высоким ценам. Голод унес жизни около 10 млн. человек. Англичане также практически уничтожили промышленность Индии, завозя в Индостан хлопчатобумажные ткани собственного производства.
Колониальная гегемония Великобритании закончилась лишь после Второй мировой войны, когда на политическую арену вышел новый лидер - Соединенные Штаты Америки.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....