Just english английский для юристов базовый курс. Юридический английский: учебники, словари, подкасты и журналы
В учебном пособии, написанном профессорами химическою факультета МГУ имени М. В. Ломоносова и Первого МГМУ имени И. М. Сеченова, изложены основы современной химии в объеме школьной программы углубленного уровня. Подробно рассмотрены важнейшие теоретические представления химии, принципы классификации веществ и реакций, химические свойства классов органических и неорганических веществ. В конце каждой главы приведены решения типовых задач и предложены разнообразные задачи для самостоятельного решения (ответы на них в конце книги). Учебное пособие будет полезным школьникам выпускных классов для подготовки не только к выпускным и вступительным экзаменам, но и к олимпиадам различного уровня - от школьных до международных.
Для школьников, обучающихся по базовой и углубленной программе, студентов нехимических вузов, учителей и преподавателей химии.
3 | ||
Часть I. Теоретическая химия | 5 | |
Глава 1. Основные понятия и законы химии | 7 | |
§ 1.1. Естественные науки. Научный метод познания | 7 | |
§ 1.2. Предмет химии | 8 | |
§ 1.3. Атомно-молекулярная теория. Доказательство существования атомов и молекул | 11 | |
§ 1.4. Закон сохранения массы и энергии | 16 | |
§ 1.5. Периодический закон. История открытия | 18 | |
§ 1.6. Основные понятия химии | 23 | |
§ 1.7. Газовые законы | 28 | |
Задачи с решениями | 30 | |
Зядачи для самостоятельного решения | 34 | |
Глава 2. Строение атома и периодический закон | 38 | |
§ 2.1. Модели строения атома | 38 | |
§ 2.2. Квантовые числа электронов | 42 | |
§ 2.3. Электронные конфигурации атомов | 45 | |
§ 2.4. Атомное ядро. Радиоактивность | 51 | |
§ 2.5. Периодический закон | 60 | |
Задачи с решениями | 65 | |
66 | ||
Глава 3. Химическая связь | 69 | |
§ 3.1. Образование сложных частиц. Природа химической связи | 69 | |
§ 3.2. Ковалентная связь | 72 | |
§ 3.3. Валентность элементов в ковалентных соединениях | 77 | |
§ 3.4. Пространственное строение молекул | 80 | |
§ 3.5. Ионная связь | 86 | |
§ 3.6. Металлическая связь | 90 | |
§ 3.7. Межмолекулярные взаимодействия. Водородная связь | 90 | |
Задачи с решениями | 94 | |
Задачи для самостоятельного решения | 97 | |
Глава 4. Агрегатные состояния вещества | 99 | |
§ 4.1. Свойства газов, жидкостей и твердых тел | 99 | |
§ 4.2. Фазовые диаграммы | 102 | |
§ 4.3. Газы | 103 | |
§ 4.4. Жидкости | 106 | |
§ 4.5. Кристаллические вещества | 108 | |
§ 4.6. Различные формы существования веществ | 114 | |
§ 4.7. 5Кидкие кристаллы | 115 | |
§ 4.8. Плазма - четвертое агрегатное состояние вещества | 116 | |
Задачи с решениями | 117 | |
Задачи для самостоятельного решения | 121 | |
Глава 5. Физико-химические закономерности протекания химических реакций | 126 | |
§ 5.1. Энергетика химических реакций | 126 | |
§ 5.2. Химическая кинетика и катализ | 131 | |
§ 5.3. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие | 138 | |
§ 5.4. Применение закономерностей протекания химических реакций при управлении химико- технологическими процессами на производстве |
141 | |
Задачи с решениями | 144 | |
Задачи для самостоятельного решения | 148 | |
Глава 6. Физико-химическая теория растворов электролитов. Растворы неэлектролитов | 152 | |
§ 6.1. Как происходит растворение веществ в различных растворителях? Классификация растворов | 152 | |
§ 6.2. Идеальные и реальные растворы. Растворение как физико-химический процесс | 154 | |
§ 6.3. Зависимость растворимости различных веществ от природы растворителя, температуры и давления | 157 | |
§ 6.4. Способы выражения концентрации растворов | 163 | |
§ 6.5. Электролиты. Электролитическая диссоциация | 165 | |
§ 6.6. Ионные уравнения реакций | 173 | |
§ 6.7. Гидролиз солей | 179 | |
§ 6.8. Коллоидные растворы | 180 | |
Задачи с решениями | 183 | |
Задачи для самостоятельного решения | 187 | |
Глава 7. Классификация химических реакций | 197 | |
§ 7.1. Общие сведения | 197 | |
§ 7.2. Классификация по числу реагентов и продуктов реакции и их составу | 199 | |
§ 7.3. Классификация реакций по агрегатным состояниям вещества | 203 | |
§ 7.4. Классификация реакций по типу переносимых частиц | 204 | |
§ 7.5. Обратимые и необратимые химические реакции | 205 | |
Задачи с решениями | 205 | |
Задачи для самостоятельного решения | 206 | |
Глава 8. Окислительно-восстановительные реакции | 208 | |
§ 8.1. Обшие понятия | 208 | |
§ 8.2. Восстановители и окислители | 210 | |
§ 8.3. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций | 213 | |
§ 8.4. Количественные характеристики ОВР | 220 | |
§ 8.5. Электролиз растворов и расплавов электролитов | 227 | |
Задачи с решениями | 229 | |
Задачи для самостоятельного решения | 236 | |
Часть II. Неорганическая химия | 245 | |
Глава 9. Классы неорганических соединений | 247 | |
§ 9.1. Классификация и номенклатура. Простые и сложные вещества | 247 | |
§ 9.2. Классификация и номенклатура оксидов | 249 | |
§ 9.3. Получение и свойства солеобразующих оксидов | 250 | |
§ 9.4. Основания (гидроксиды металлов) | 253 | |
§ 9.5. Кислоты | 255 | |
§ 9.6. Соли | 262 | |
Задачи с решениями | 264 | |
Задачи для самостоятельного решения | 266 | |
Глава 10. Водород - уникальный химический элемент | 268 | |
§ 10.1. Общая характеристика | 268 | |
§ 10.2. Химические свойства водорода | 271 | |
§ 10.3. Получение водорода и его примененией | 273 | |
§ 10.4. Вода и пероксид водорода | 275 | |
Задачи с решениями | 278 | |
Задачи для самостоятельного решения | 279 | |
Глава 11. Подгруппа галогенов | 280 | |
§ 11.1. Общая характеристика | 280 | |
§ 11.2. Химические свойства галогенов | 284 | |
§ 11.3. Получение галогенов | 287 | |
§ 11.4. Соединения галогенов | 289 | |
§ 11.5. Применение галогенов и их соединений | 293 | |
Задачи с решениями | 294 | |
Задачи для самостоятельного решения | 299 | |
Глава 12. Подгруппа кислорода | 302 | |
§ 12.1. Общая характеристика | 302 | |
§ 12.2. Химические свойства кислорода | 303 | |
§ 12.3. Химические свойства серы | 305 | |
§ 12.4. Сероводород. Сульфиды и полисульфиды | 306 | |
§ 12.5. Оксид серы(IV). Сернистая кислота. Тиосульфат | 309 | |
§ 12.6. Оксид серы(VI). Серная кислота | 310 | |
Задачи с решениями | 313 | |
Задачи для самостоятельного решения | 316 | |
Глава 13. Подгруппа азота и фосфорае | 321 | |
§ 13.1. Общая характеристика | 321 | |
§ 13.2. Химические свойства простых веществ | 323 | |
§ 13.3. Водородные соединения азота и фосфора. Галогениды фосфора | 325 | |
§ 13.4. Кислородные соединения азота и фосфора | 327 | |
Задачи с решениями | 333 | |
Задачи для самостоятельного решения | 338 | |
Глава 14. Подгруппа углерода и кремния | 335 | |
§ 14.1. Общая характеристика | 345 | |
§ 14.2. Химические свойства углерода и кремния | 347 | |
§ 14.3. Кислородные соединения углерода и кремния | 348 | |
§ 14.4. Карбиды и силициды | 355 | |
§ 14.5. Некоторые замечания о подгруппе германия | 357 | |
Задачи с решениями | 357 | |
Задачи для самостоятельного решения | 360 | |
Глава 15. Щелочные и щелочноземельные металлы | 364 | |
§ 15.1. Общая характеристика | 364 | |
§ 15.2. Химические свойства металлов | 366 | |
§ 15.3. Соединения s-металлов | 368 | |
Задачи с решениями | 370 | |
Задачи для самостоятельного решения | 373 | |
Глава 16. Главная подгруппа III группы | 377 | |
§ 16.1. Общая характеристика | 377 | |
§ 16.2. Физические и химические свойства алюминия и бора | 378 | |
§ 16.3. Получение и применение бора и алюминия | 380 | |
§ 16.4. Соединения бора и алюминия и их свойства | 384 | |
Задачи с решениями | 385 | |
Задачи для самостоятельного решения | 387 | |
Глава 17. Переходные металлы | 390 | |
§ 17.1. Общая характеристика | 390 | |
§ 17.2. Хром и его соединения | 393 | |
§ 17.3. Марганец и его соединения | 395 | |
§ 17.4. Железо и его соединения | 395 | |
§ 17.5. Медь и ее соединения | 397 | |
§ 17.6. Цинк и его соединения | 398 | |
§ 17.7. Серебро и его соединения | 399 | |
Задачи с решениями | 399 | |
Задачи для самостоятельного решения | 404 | |
Глава 18. Благородные газы | 412 | |
§ 18.1. Общая характеристика | 412 | |
§ 18.2. Химические соединения благородных газов | 414 | |
§ 18.3. Применение благородных газов | 417 | |
Задачи с решениями | 417 | |
Задачи для самостоятельного решения | 418 | |
Часть III. Органическая химия | 419 | |
Глава 19. Общая характеристика органических соединений | 421 | |
§ 19.1. Предмет органической химии. Теория строения органических соединений | 421 | |
§ 19.2. Классификация органических соединений | 423 | |
§ 19.3. Номенклатура органических соединений | 426 | |
§ 19.4. Изомерия органических соединений | 430 | |
§ 19.5. Взаимное влияние атомов в молекуле и реакционная способность органических соединений | 432 | |
§ 19.6. Общая характеристика органических реакций | 434 | |
§ 19.7. Получение органических соединений в промышленности | 437 | |
Задачи с решениями | 444 | |
Задачи для самостоятельного решения | 447 | |
Глава 20. Предельные углеводороды | 452 | |
§ 20.1. Алканыи | 452 | |
§ 20.2. Циклоалканы | 458 | |
Задачи с решениями | 464 | |
Задачи для самостоятельного решения | 465 | |
Глава 21. Углеводороды с двойной связью | 470 | |
§ 21.1. Алкены | 470 | |
§ 21.2. Алкадиены (диеновые углеводороды) | 475 | |
Задачи с решениями | 478 | |
Задачи для самостоятельного решения | 481 | |
Глава 22. Углеводороды с тройной связью (алкины) | 487 | |
§ 22.1. Общая характеристика | 487 | |
§ 22.2. Получение алкинов | 488 | |
§ 22.3. Химические свойства алкинов | 489 | |
Задачи с решениями | 492 | |
Задачи для самостоятельного решения | 494 | |
Глава 23. Ароматические углеводороды (арены) | 499 | |
§ 23.1. Общая характеристика | 499 | |
§ 23.2. Получение и химические свойства аренов | 502 | |
§ 23.3. Правила ориентации (замещения) в бензольном кольце | 506 | |
Задачи с решениями | 509 | |
Задачи для самостоятельного решения | 513 | |
Глава 24. Спирты и фенолы | 518 | |
§ 24.1. Одноатомные спирты | 518 | |
§ 24.2. Многоатомные спирты | 522 | |
§ 24.3. Фенолы | 523 | |
Задачи с решениями | 527 | |
Задачи для самостоятельного решения | 530 | |
Глава 25. Альдегиды и кетоны | 538 | |
§ 25.1. Общая характеристика | 538 | |
§ 25.2. Получение и химические свойства | 540 | |
Задачи с решениями | 543 | |
Задачи для самостоятельного решения | 546 | |
Глава 26. Карбоновые кислоты | 550 | |
§ 26.1. Общая характеристика | 550 | |
§ 26.2. Получение и химические свойства карбоновых кислот | 554 | |
§ 26.3. Некоторые представители карбоновых кислот | 561 | |
Задачи с решениями | 563 | |
Задачи для самостоятельного решения | 567 | |
Глава 27. Сложные эфиры. Жиры. Моющие средства | 574 | |
§ 27.1. Сложные эфиры | 574 | |
§ 27.2. Жиры и масла | 577 | |
§ 27.3. Мыла и моющие средства | 579 | |
Задачи с решениями | 581 | |
Задачи для самостоятельного решения | 585 | |
Глава 28. Углеводы | 590 | |
§ 28.1. Моносахариды | 590 | |
§ 28.2. Дисахариды | 594 | |
§ 28.3. Полисахариды | 596 | |
Задачи с решениями | 598 | |
Задачи для самостоятельного решения | 600 | |
Глава 29. Амины | 603 | |
§ 29.1. Предельные алифатические амины | 603 | |
§ 29.2. Анилин - простейший ароматический амин | 606 | |
Задачи с решениями | 609 | |
Задачи для самостоятельного решения | 614 | |
Глава 30. Аминокислоты, пептиды и белки | 616 | |
§ 30.1. Аминокислоты | 616 | |
§ 30.2. Пептиды | 620 | |
§ 30.3. Белки | 622 | |
Задачи с решениями | 627 | |
Задачи для самостоятельного решения | 629 | |
Глава 31. Азотсодержащие гетероциклические соединения | 633 | |
§ 31.1. Шестичленные гетероциклы | 633 | |
§ 31.2. Соединения с пятичленным циклом | 636 | |
§ 31.3. Строение нуклеиновых кислот | 639 | |
§ 31.4. Биологическая роль нуклеиновых кисло | 646 | |
Задачи с решениями | 648 | |
Задачи для самостоятельного решения | 651 | |
Глава 32. Синтетические высокомолекулярные соединения (полимеры) | 653 | |
§ 32.1. Общая характеристика полимеров | 653 | |
§ 32.2. Пластмассы | 655 | |
§ 32.3. Волокна | 658 | |
§ 32.4. Каучуки | 659 | |
Задачи с решениями | 661 | |
Задачи для самостоятельного решения | 662 | |
Ответы на задачи | 663 | |
Предметный указатель | 683 |
Нашим родителям
мы посвящаем эту книгу
Предисловие
Перед вами новое, переработанное и дополненное, издание. Книга «Начала химии» задумывалась как пособие по химии для поступающих в университеты и медицинские вузы, но за 15 лет своего существования переросла эти рамки и действительно стала углубленным пособием для всех, кто любит химию. Эту книгу используют в качестве полноценного учебника химии в учебных заведениях разного уровня, а также при подготовке к олимпиадам и для дополнительных занятий по химии.
Такой популярностью это учебное пособие обязано не только высокому уровню теоретического материала и удачному подбору задач. Авторы вложили в книгу всю свою любовь к химии, что нашло отражение прежде всего в стиле изложения, а также в простых и дружелюбных подходах, предложенных при решении задач, и отборе интересных задач для самостоятельного решения.
Мы старались подчеркнуть везде две очень важные идеи, которыми должны проникнуться будущие химики: 1) в науке нет незыблемых истин; 2) в химии возможно «абсолютно все» (!), даже то, что раньше казалось невозможным (или даже нелепым). Для иллюстрации бурного развития химических идей нами написано несколько не совсем обычных для школьной литературы разделов, таких как «Жидкие кристаллы» и «Благородные газы».
Курс химии изложен здесь в традиционной последовательности. В первой главе вводятся основные понятия и законы химии, которые рассматриваются в историческом аспекте. Последующие главы 2-8 посвящены теоретической химии (в основном физической химии). Главы 9-18, в которых представлена неорганическая химия, охва- тывают все группы Периодической системы элементов. Последние главы 19-32 посвящены органической химии.
Каждая глава заканчивается двумя разделами с задачами. В пер- вом из них даются развернутые решения типовых задач, в которых наглядно демонстрируются общие приемы и подходы (всего таких решенных задач более 180). Во втором разделе - задания разного уровня сложности (от простых теоретических вопросов до сложных многоступенчатых расчетных задач) для самостоятельной работы. Эти задачи были использованы ранее на вступительных экзаменах и на олимпиадах. Обращаем внимание, что для решения любой задачи требуется не только прочное усвоение теории, но и творческое применение приобретенных знаний.
Книга давно живет собственной жизнью, поэтому при подготовке очередного издания мы не стали подвергать ее коренной переработке, а ограничились исправлением неточностей, корректировкой стиля и добавлением нового материала (глава 5), отражающего по- следние достижения химии.
За много лет авторы так часто совместно обсуждали различные разделы книги, что каждый из нас отвечает за весь материал (мы решили не указывать конкретные сферы ответственности, об этом можно получить информацию из предыдущих изданий). Здесь же мы считаем своим долгом подчеркнуть, что в работе над книгой нам помогали очень многие наши коллеги - сотрудники Московского университета и Первого Московского медицинского университета имени И. М. Сеченова. Поэтому перед вами - результат совместного творчества коллективов этих двух вузов.
Мы надеемся, что новое издание по-прежнему вызовет живой интерес читателей.
Желаем увлекательного и полезного чтения!
Декабрь 2015 г.
Н. Е. Кузьменко
В. В. Еремин
В. А. Попков
7-е изд., перераб. и доп. - М.: 2002. Том 1 - 384с.; Том 2 - 384с.
Книга представляет собой попытку современного, всеобъемлющего и систематического изложения основ химии, которые необходимо знать в первую очередь поступающим в вузы. Ее содержание основано на тщательном анализе программ вступительных экзаменов по химии большинства вузов (химических, медицинских, биологических и т.д.), а также конкретных экзаменационных заданий.
Пособие предназначено для школьников, абитуриентов и учителей. В пособии изложены основы современной химии, которые надо понимать каждому выпускнику средней школы и совершенно обязательно знать каждому, кто видит себя студентом - химиком, медиком или биологом XXI века. В новом издании отражены последние достижения химии и приведены новые задачи вступительных экзаменов.
Том 1.
Формат: pdf
Размер: 1 0,8 Мб
Смотреть, скачать: drive.google
Том 2.
Формат: pdf
Размер: 10 Мб
Смотреть, скачать: drive.google
ТОМ 1.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Часть I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Глава 1. Основные понятия и законы химии
§ 1.1. Естественные науки. Научный метод познания
§ 1.2. Предмет химии
§ 1.3. Атомно-молекулярная теория. Доказательство существованияатомов и молекул
§ 1.4. Закон сохранения массы и энергии
§ 1.5. Периодический закон. История открытия
§ 1.6. Основные понятия химии
§ 1.7. Газовые законы
§ 1.8. Задачи с решениями
§ 1.9. Задачи для самостоятельного решения
Глава 2. Строение атома и периодический закон
§ 2.1. Модели строения атома
§ 2.2. Квантовые числа электронов
§ 2.3. Электронные конфигурации атомов
§ 2.4. Ядро атома и радиоактивные превращения
§ 2.5. Периодический закон
§ 2.6. Задачи с решениями
§ 2.7. Задачи для самостоятельного решения
Глава 3. Химическая связь
§ 3.1. Образование сложных частиц. Природа химической связи
§ 3.2. Ковалентная связь
§ 3.3. Валентность элементов в ковалентных соединениях
§ 3.4. Пространственное строение молекул
§ 3.5. Ионная связь
§ 3.6. Металлическая связь
§ 3.7. Межмолекулярные взаимодействия
§ 3.8. Задачи срешениями
§ 3.9. Задачи для самостоятельного решения
Глава 4. Состояния вещества
§ 4.1. Характерные свойства газов, жидкостей и твердых тел
§ 4.2. Фазовые диаграммы веществ
§ 4.3. Газы
§ 4.4. Жидкости
§ 4.5. Кристаллические вещества
§ 4.6. Различные формы существования веществ
§ 4.7. Жидкие кристаллы
§ 4.8. Задачи с решениями
§ 4.9. Задачи для самостоятельного решения
Глава 5. Физико-химические закономерности протекания химических реакций
§ 5.1. Энергетика химических превращений
§ 5.2. Химическая кинетика и катализ
§ 5.3. Обратимые и необратимые реакции. Состояние химическогоравновесия
§ 5.4. Важность знаний о закономерностях протеканияхимических реакций для управления химико-технологическими процессами на производстве
§ 5.5. Задачи с решениями
§ 5.6. Задачи для самостоятельного решения
Глава 6. Физико-химическая теория растворов электролитов и неэлектролитов
§ 6.1. Механизм образования растворов и их классификация
§ 6.2. Идеальные и реальные растворы. Растворение как физико-химический процесс
§ 6.3. Зависимость растворимости различных веществ от природы растворителя, температуры и давления
§ 6.4. Способы выражения концентрации (состава) растворов
§ 6.5. Электролиты и электролитическая диссоциация
§ 6.6. Ионные уравнения реакций
§ 6.7. Гидролиз солей
§ 6.8. Коллоидные растворы
§ 6.9. Задачи с решениями
§ 6.10. Задачи для самостоятельного решения
Глава 7. Классификации химических реакций
§ 7.1. Общее рассмотрение
§ 7.2. Классификация по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции
§ 7.3. Классификация реакций по агрегатным состояниям
§ 7.4. Классификация реакций по типу переносимых частиц
§ 7.5. Обратимые и необратимые химические реакции
§ 7.6. Задачи с решениями
§ 7.7. Задачи для самостоятельного решения
Глава 8. Теория окислительно-восстановительных процессов
§ 8.1. Окислительно-восстановительные реакции
§ 8.2. Восстановители и окислители
§ 8.3. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций
§ 8.4. Количественные характеристики ОВР
§ 8.5. Электролиз растворов и расплавов электролитов
§ 8.6. Задачи с решениями
§ 8.7. Задачи для самостоятельного решения
Часть II. НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Глава 9. Важнейшие классы неорганических соединений
§ 9.1. Классификация и номенклатура простых и сложных веществ
§ 9.2. Классификация и номенклатура оксидов
§ 9.3. Получение и свойства солеобразующих оксидов
§ 9.4. Основания (гидроксиды металлов)
§ 9.5. Кислоты
§ 9.6. Соли
§ 9.7. Задачи с решениями
§ 9.8. Задачи для самостоятельного решения
Глава 10. Водород - уникальный химический элемент
§ 10.1. Общее рассмотрение
§ 10.2. Химические свойства водорода
§ 10.3. Получение водорода и его применение
§ 10.4. Вода и пероксид водорода
§ 10.5. Задачи с решениями
§ 10.6. Задачи для самостоятельного решения
Глава 11. Подгруппа галогенов
§ 11.1. Общее рассмотрение
§ 11.2. Химические свойства галогенов
§ 11.3. Получение галогенов
§ 11.4. Соединения галогенов
§ 11.5. Применение галогенов и их соединений
§ 11.6. Задачи срешениями
§ 11.7. Задачи для самостоятельного решения
Глава 12. Элементы подгруппы кислорода
§ 12.1. Общее рассмотрение
§ 12.2. Химические свойства кислорода
§ 12.3. Химические свойства серы
§ 12.4. Сероводород. Сульфиды и полисульфиды
§ 12.5. Оксид серы (IV). Сернистая кислота. Тиосульфат
§ 12.6. Оксид серы (VI). Серная кислота
§ 12.7. Задачи с решениями
§ 12.8. Задачи для самостоятельного решения
Глава 13. Подгруппа азота в фосфора
§ 13.1. Общая характеристика
§ 13.2. Химические свойства простых веществ
§ 13.3. Водородные соединения азота и фосфора. Галогениды фосфора
§ 13.4. Кислородные соединения азота и фосфора
§ 13.5. Задачи сретениями
§ 13.6. Задачи для самостоятельного решения
ТОМ 2.
Глава 14. Подгруппа углерода и кремния
§ 14.1. Общее рассмотрение
§ 14.2. Химические свойства углерода и кремния
§ 14.3. Кислородные соединения углерода и кремния
§ 14.4. Карбиды и силициды
§ 14.5. Некоторые замечания о подгруппе германия
§ 14.6. Задачи с решениями
§ 14.7. Задачи для самостоятельного решения
Глава 15. Щелочные и щелочноземельные металлы
§ 15.1. Общее рассмотрение
§ 15.2. Химические свойства металлов
§ 15.3. Соединения s-металлов
§ 15.4 Задачи с решениями
§ 15.5 Задачи для самостоятельного решения
Глава 16. Главная подгруппа Ш группы
§ 16.1. Общее рассмотрение
§ 16.2. Физические и химические свойства алюминия и бора
§ 16.3. Получение и применение бора и алюминия
§ 16.4. Соединения бора и алюминия и их свойства
§ 16.5. Задачи с решениями
§ 16.6. Задачи для самостоятельного решения
Глава 17. Главные переходные металлы
§ 17.1. Общая характеристика
§ 17.2. Хром и его соединения
§ 17.3. Марганец и его соединения
§ 17.4. Железо и его соединения
§ 17.5. Медь и ее соединения
§ 17.6. Цинк и его соединения
§ 17.7. Серебро и его соединения
§ 17.8. Задачи с решениями
§ 17.9. Задачи для самостоятельного решения
Глава 18. Благородные газы
§ 18.1. Общая характеристика
§ 18.2. Химические соединения благородных газов
§ 18.3. Применение благородных газов
§ 18.4. Задачи с решениями
§ 18.5. Задачи для самостоятельного решения
Часть III. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Глава 19. Общая характеристика органических соединений
§ 19.1. Предмет органической химии. Теория строения
§ 19.2. Классификация органических соединений
§ 19.3. Номенклатура органических соединений
§ 19.4. Изомерия органических соединений
§ 19.5. Взаимное влияние атомов в молекуле и реакционная способностьорганических соединений
§ 19.6. Общая характеристика органических реакций
§ 19.7. Промышленное производство органических соединений
§ 19.8. Задачи с решениями
§ 19.9. Задачи для самостоятельного решения
Глава 20. Предельные углеводороды
§ 20.1. Алканы
§ 20.2. Циклоалканы
§ 20.3. Задачи срешениями
§ 20.4. Задачи для самостоятельного решения
Глава 21. Углеводороды с двойной связью
§ 21.1. Алкены
§ 21.2. Алкадиены (диеновые углеводороды)
§ 21.3. Задачи с решениями
§ 21.4. Задачи для самостоятельного решения
Глава 22. Углеводороды с тройной связью (алкины)
§ 22.1. Общее рассмотрение
§ 22.2. Получение алкинов
§ 22.3. Химические свойства алкинов
§ 22.4. Задачи с решениями
§ 22.5. Задачи для самостоятельного решения
Глава 23. Ароматические углеводороды (арены)
§ 23.1. Общее рассмотрение
§ 23.2. Получение и химические свойства аренов
§ 23.3. Правила ориентации (замещения) в бензольном кольце
§ 23.4. Задачи с решениями
§ 23.5. Задачи для самостоятельного решения
Глава 24. Гидроксильные соединения
§ 24.1. Одноатомные спирты
§ 24.2. Многоатомные спирты
§ 24.3. Фенолы
§ 24.4. Задачи с решениями
§ 24.5. Задачи для самостоятельного решения
Глава 25. Карбонильные соединения
§ 25.1. Общая характеристика
§ 25.2. Получение и химические свойства
§ 25.3. Задачи с решениями
§ 25.4. Задачи для самостоятельного решения
Глава 26. Карбоновые кислоты
§ 26.1. Общее рассмотрение
§ 26.2. Получение и химические свойства карбоновых кислот
§ 26.3. Отдельные представители карбоновых кислот
§ 26.4. Задачи с решениями
§ 26.5. Задачи для самостоятельного решения
Глава 27. Сложные эфиры. Жиры. Моющие средства
§ 27.1. Сложные эфиры
§ 27.2. Жиры и масла
§ 27.3. Мыла и моющие средства
§.27.4. Задачи с решениями
§ 27.5. Задачи для самостоятельного решения
Глава 28. Углеводы
§ 28.1. Моносахариды
§ 28.2. Дисахариды
§ 28.3. Полисахариды
§ 28.4. Задачи с решениями
§.28.5. Задачи для самостоятельного решения
Глава 29. Амины
§ 29.1. Предельные алифатические амины
§ 29.2. Анилин - простейший ароматический амин
§ 29.3. Задачи с решениями
§ 29.4. Задачи для самостоятельного решения
Глава 30. Аминокислоты, пептиды и белки
§ 30.1. Аминокислоты
§ 30.2. Пептиды
§ 30.3. Белки
§ 30.4. Задачи с решениями
§ 30.5. Задачи для самостоятельного решения
Глава 31. Азотсодержащие гетероциклические соединения
§ 31.1. Шестичленные гетероциклы
§ 31.2. Соединения с пятичленным циклом
§ 31.3. Строение нуклеиновых кислот
§ 31.4. Биологическая роль нуклеиновых кислот
§ 31.5. Задачи с решениями
§ 31.6. Задачи для самостоятельного решения
Глава 32. Синтетические высокомолекулярные соединения (полимеры)
§ 32.1. Общая характеристика полимеров
§ 32.2. Пластмассы
§ 32.3. Волокна
§ 32.4. Каучуки
§ 32.5. Задачи с решениями
§ 32.6. Задачи для самостоятельного решения
ОТВЕТЫ НА ЗАДАЧИ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
О том, как читать книги в форматах pdf , djvu - см. раздел "Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. "
Химия. Для школьников старших классов и поступающих в вузы. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А.
М.: 2008 - 480с . М.: 1995 - 527с .
В данном пособии приводится теоретический материал
по всем разделам курса химии. Оно содержит около 1500 экзаменационных задач,
вопросов и упражнений с подробными решениями и ответами. Диапазон сложности
задач достаточно широк - от самых простых до очень сложных. Книга предназначена
для учащихся старших классов, абитуриентов и учителей химии.
Формат: pdf (2008, 480с.)
Размер: 11,4 Мб
Смотреть, скачать: drive.google
Формат: djvu / zip (1995, 527с.)
Размер: 4 ,6 Мб
/ Download файл
Оглавление
Предисловие 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ
§ 1. Предмет химии. Важнейшие понятия и законы химии 5
§ 2. Строение атома. Электронные конфигурации атомов. Атомное ядро.
Периодический закон и периодическая система элементов Д.И. Менделеева 16
§ 3. Строение молекул. Химическая связь. Валентность элементов 35
§ 4. Агрегатные состояния вещества . 57
§ 5. Закономерности протекания химических реакций (тепловой эффект реакций,
скорость реакций, химическое равновесие) 68
§ 6. Растворы. Электролитическая диссоциация. Гидролиз солей 87
§ 7. Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные процессы.
Электролиз 109
Глава II. НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
§ 8. Номенклатура, классификация неорганических веществ. Свойства и способы
получения 135
§ 9. Водород. Галогены и их соединения 147
§ 10. Подгруппа кислорода 159
§ 11. Подгруппа азота 171
§ 12. Подгруппа углерода 186
§ 13. Свойства ^-элементов (щелочных и щелочноземельных металлов) и их
соединений 196
§ 14. Алюминий - типичный р-металл 205
§ 15. Главные переходные металлы (rf-элементы) и их соединения 210
§ 16. Задачи для повторения по неорганической химии 227
Глава III. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
§ 17. Основные понятия и закономерности в органической химии. Предмет
органической химии 230
§ 18. Предельные (насыщенные) углеводороды 246
§ 19. Алкены. Диеновые углеводороды 256
§ 20. Алкины 269
§ 21. Ароматические углеводороды (арены) 278
§ 22. Спирты и фенолы 292
§ 23. Карбонильные соединения - альдегиды и кетоны 308
§ 24. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры 317
§ 25. Углеводы (сахара) 337
§ 26. Амины. Аминокислоты. Белки 350
§ 27. Азотсодержащие гетероциклические соединения 367
§ 28. Задачи для повторения по органической химии 380
Глава IV. ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
§ 29. Введение 385
§ 30. Определение молекулярной формулы вещества 386
§ 31. Определение состава и разделение смесей 393
§ 32. Задачи на газовые законы 402
§ 33. Способы выражения концентрации растворов 407
§ 34. Ионные реакции в растворах 408
§ 35. Задачи на окислительно-восстановительные реакции 416
§ 36. Разные задачи (изомерия, угадайки, цепочки, теоретическая химия) 422
Программа по химии для поступающих в университеты 437
Ответы 444
Рекомендуемая литература 459
Предметный указатель 462
Настоящая книга является универсальным пособием, в котором объединен
теоретический материал и экзаменационные задачи по химии.
Необходимость создания такого пособия вызвана тем, что в ведущих вузах России
(Московский государственный университет, Санкт-Петербургский университет,
Казанский университет, Новосибирский университет, Красноярский университет,
Ростовский университет, Российский химико-технологический университет им. Д.И.
Менделеева, Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова, Российский
университет дружбы народов) получила широкое распространение система письменных
вступительных экзаменов по химии. Первые годы экзаменов показали, что
большинство абитуриентов не умеют эффективно решать задачи. Поэтому мы пришли к
выводу, что хорошее пособие по химии должно, помимо теоретических разделов,
содержать большой набор задач и описывать основные приемы их решения.
Прошедшие годы показали правильность такого вывода. Эта книга выдержала уже
несколько изданий. В ней содержится около 1500 задач, вопросов и упражнений по
всем разделам программы вступительных экзаменов по химии. Абсолютно все задачи
являются экзаменационными. Пособие обобщает многолетний опыт письменных
экзаменов по химии в Московском государственном университете, Московской
медицинской академии, Казанском медицинском институте и ряде других вузов. В
этом смысле его можно рассматривать как справочник, содержащий основные типы
задач для письменного экзамена. Учащийся, решивший самостоятельно хотя бы
половину задач из этой книги, не будет иметь никаких проблем на экзамене по
химии в любом вузе России.
Наша книга отличается от других тем, что все задачи в ней разбиты на три уровня
- очень простой, средний и очень сложный, поэтому она предназначена для широкого
круга учащихся - от школьников, начинающих изучать химию, до медалистов.
Некоторые очень сложные задачи могут быть использованы на младших курсах
университетов.
Теоретический материал в книге построен в соответствии с примерной программой по
химии для поступающих в университеты, которая приведена в конце пособия.
Поскольку пособие ориентировано главным образом на практическую подготовку,
теория изложена достаточно
кратко. Теоретический материал к основном написал проф. Н.Е. Кузьменко (§ 1-15,
17-23); § 26, 27 написал проф. 13.13. Еремин, § 24 и 25 - проф. В.А. Попков,
отобрали задачи и распределили их по уровням В.А. Попков и В.В. Еремин, решения
задач (гл. IV) сделаны В.В. Ереминым и Н.Е. Кузьменко. Подавляющее большинство
задач в книге принадлежит авторам.
Настоящее издание дополнено задачами из реальных экзаменационных билетов в МГУ и
ММА за последние несколько лет. Кроме того, переработке и исправлению
подверглись некоторые теоретические разделы.
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М. В. Ломоносова
Факультет иностранных языков кафедра английского языка для гуманитарных факультетов
Ю. Л. Туманова
В. А. Королева-МакАри
М. Л. Свешникова
Е. В. Тихомирова
АНГЛИЙСКИЙ ДЛЯ ЮРИСТОВ БАЗОВЫЙ КУРС
Учебное пособие для юридических ВУЗов под ред. Т. Н. Шишкиной
работу. Координирует подбор аудио- и видеоматериалов для студентов -юристов.
Тихомирова Елизавета Владимировна - Преподает на кафедре английского языка для гуманитарных факультетов МГУ им. М. В. Ломоносова с 1990 г. Елизавета Владимировна осуществляет координацию методической работы по английскому языку на первом курсе юридического факультета. Организует семинары и мастер-классы для специалистов юридического профиля в области преподавания английского языка.
Chapter I. LAW WORLDWIDE
Unit 1. The Need For Law 4
Unit 2, The First Laws: Laws of Babylon 8
Unit 3. The First Laws: Ancient Greece and Rome 12
Unit 4. The Foundation of British Law: The Magna Carta .... 15 Unit 5. The Foundation of British Law: Habeas Corpus Act ... 19
Unit 6. The Foundation of British Law:
The Petition of Rights and the Bill of Rights 21
Unit 7. The European Law of the 19 th Century:
Napoleon"s Code 25
Chapter II. CRIME AND PUNISHMENT
Unit 1. The Study of Crime 30
Unit 2. Crimes and Criminals 36
Unit 3. The Causes of Crime 39
Unit 4. Punishment 43
Unit 5. The Purpose of State Punishment 48
Unit 6. Treatment of Criminals 49
Unit 7. Capital Punishment: History 55
Unit 8. Capital Punishment: For and Against 60
Chapter III. LAW ENFORCEMENT
Unit 1. The History of Police Forces 68
Unit 2. The Organisation of Police Forces 71
Unit 3. Police Powers 77
Unit 4. Police and the Public 87
Unit 5. Scotland Yard 96
Unit 6. Police Techniques 101
Contents VIII
Chapter IV. FAIR TRIAL: THE JURY
Unit 1. Origins of the Jury 108
Unit 2. Jury Duty 112
Unit 3. Selection of the Trial Jury 118
Unit 4. In the Courtroom . . . 124
Unit 5. Kinds of Cases 130
Unit 6. Steps of the Trial 137
Unit 7. The Value of Juries 143
Chapter V. IMPRISONMENT: RETRIBUTION OR REHABILITATION?
Unit 1. Penal and Correctional Institutions
throughout History 152
Unit 2. Prison Population 160
Unit 3. Prison Life 165
Unit 4. Alternatives to Prison 172
Unit 5. Rehabilitation 178
Part I. Famous Legal Documents throughout History 186
Hammurabi"s Code of Laws (1758 B.C.) 186
The Laws of William the Conqueror (1066-1087) 188
The Magna Carta (1215) 189
The Petition of Rights (1628) 195
The English Bill of Rights (1689) 199
The U.S. Declaration of Independence (1776) 204
The U.S. Bill of Rights (1791) 207
European Prison Rules (1990s) 208
Part III. Notorious Criminals 220
Part IV. Famous Detectives - 231
Part V. The Stupidest Criminals 234
Предисловие
" Just English . Английский для юристов. Базовый курс" -
это новое, улучшенное и дополненное издание из серии учебников Just English .
Предлагаемое учебное пособие предназначено для студентов юридических вузов и факультетов и рассчитано на широкую аудиторию специалистов, изучающих английский язык в связи с правовой специальностью.
В учебник включены современные аутентичные профессионально ориентированные материалы из правовых и общественно-политических , обработанные и адаптированные для студентов юридического профиля.
В соответствии с требованиями учебных программ юридических вузов учебное пособие строится по принципам комплексности и интенсивности с применением новейших материалов, средств и методов преподавания. Комплексный подход и междисциплинарные связи позволяют учитывать степень знакомства с обсуждаемой проблематикой на родном языке. Интенсивность достигается за счет предоставления разнообразных текстов и заданий различного объема и степени сложности в пределах одного раздела (Unit ). Современные методы преподавания дают возможность последовательно провести студентов по разделам специальной лексики , сформировать основные навыки работы с литературой по специальности и использовать полученные знания для беседы на английском языке и дискуссии на изученные темы.
Пособие позволяет обучать студентов с различным уровнем знаний и обеспечивает широкие возможности аудиторной и самостоятельной работы. Правовая лексика вводится тематически, закрепляется в разнообразных упражнениях и находит свое применение в дискуссиях и ролевых играх.
Учебник состоит из пяти глав и хрестоматии.
В первой главе обсуждаются общие проблемы права и
дается исторический обзор правовых систем.
Во второй главе детально рассматриваются вопросы
криминологии и криминалистики.
Chapter I. Law Worldwide
UNIT 1. THE NEED FOR LAW
BRAINSTORM
Rules, laws, regulations, law codes
Lawgivers, legislators
Civil law, criminal law
Government
Law and Society
Mr. Jones, having murdered his wife, was burying her in the garden one night, when his neighbour, hearing the noise, asked him what he was doing.
"Just burying the cat," said Mr. Jones.
"Funny sort of time to bury a cat," said the neighbour.
"Funny sort of cat," said Mr. Jones.
Now it is obvious to everyone that, in a community such as the one in which we live, some kind of law is necessary to try to prevent people like Mr. Jones from killing their wives. When the world was at a very primitive stage, there was no such law, and, if a man chose to kill his wife or if a woman succeeded in killing her husband, that was their own business and no one interfered officially.
But, for a very long time now, members of every community have made laws for themselves in self-protection. Otherwise it would have meant that the stronger man could have done what he liked with the weaker, and bad men could have joined together and terrorized the whole neighbourhood.
If it were not for the law, you could not go out in broad daylight without the fear of being kidnapped, robbed or murdered. There are far, far more good people in the world than bad, but there are enough of the bad to make law necessary in the interests of everyone.
There is no difficulty in understanding this but it is just as important to understand that law is not necessary just because
there are bad people in the world. If we were all as good as we ought.to be, laws would still be necessary. If we never told lies, never took anything that didn"t belong to us, never omftted to do anything that we ought to do and never did anything that we ought not to do, we should still require a set of rules of behaviour, in other words laws, to enable us to live in any kind of satisfactory state.
How is one good man in a motor-car to pass another good man also in a motor-car coming in the opposite direction, unless there is some rule of the road? People sometimes hover in front of one another when they are walking on the pavement before they can pass, and they may even collide. Not much harm is done then, but, if two good men in motor-cars going in the opposite directions hover in front of one another, not knowing which side to pass, the result will probably be that there will be two good men less in the world.
So you can see that there must be laws, however good we may be. Unfortunately, however, we are none of us always good and some of us are bad, or at any rate have our bad moments, and so the law has to provide for all kinds of possibilities. Suppose you went to a greengrocer and bought some potatoes and found on your return home that they were mouldy or even that some of them were stones. What could you do if there were no laws on the subject? In the absence of law you could only rely upon the law of the jungle. You could go back to the shop, demand proper potatoes and hit the shopkeeper on the nose if he refused to give them to you. You might then look round the shop to try to find some decent potatoes. While you were doing this, the shopkeeper might hit you on the back of the neck with a pound weight. Altogether not a very satisfactory morning shopping.
Or you might pay your money to go to see a film at a cinema. You might go inside, sit down and wait. When the cinema was full, there might be flashed on the screen: "You"ve had it, Chums". And that might be the whole of the entertainment. If there were no law, the manager could safely remain on the premises and, as you went out, smile at you and say: "Hope
Chapter I. Law Worldwide
you"ve enjoyed the show, sir." That is to say, he could do this safely if he were bigger than you or had a well-armed bodyguard. Every country tries, therefore, to provide laws which will help its people to live safely and as comfortably as possible. This is not at all an easy thing to do, and no country has been successful in producing laws which are entirely satisfactory. But we are far better off with the imperfect laws which we have, than if we had none at all.
TASK 1. Work in groups. Find in the text law-related words and expressions. Compare your lists with those of the other students. In your opinion, which of the items are legal terms? Consult a legal dictionary.
TASK 2. Find in the text the English equivalents for the following words and expressions:
самозащита
телохранитель
общество
правила поведения
закон джунглей
несовершенные законы
при свете дня
причинять вред
предусмотреть все возможности
полагаться на кого-либо
требовать
Очевидно, что закон необходим в интересах всего общества.
Иначе людям пришлось бы жить по закону джунглей.
К сожалению, создать совершенные законы не просто.
Следовательно, каждое сообщество пытается установить свои собственные правила поведения.
Однако закон не может удовлетворить всех.
В любом случае, несовершенные законы лучше беззакония.
TASK 4. Make your own chain of arguments with the link words and expressions listed in Task 3, using the following keywords:
to rely upon smb./smth.
TASK 5. Which parts of the text correspond to the following headings? Put them in a logical order:
considering possibilities
П historical background
D conclusion
examples
П joke
Use the structural pattern built up in Task 5 to make a speech on one of the following topics:
Laws haven"t changed since primeval times.
However hard people try, laws are always
insufficient.
Laws are not for ordinary people, they are
for lawyers.
All laws are situational. They suit only
a particular place at a particular time.
There is some eternal law. It is good for all times
and places.
Chapter I. Law Worldwide
Just for Fun
When asked to explain the difference between an ordinary citizen and a lawyer, a well-known barrister explained, "If an ordinary citizen gave you an orange, he would say, "I give you this orange." But if a lawyer gave you an orange, he would say, "I hereby give, grant and convey to you all my interest, right, title and claim of and in this orange, together with all its rind, skin, juice and pulp, and all right and advantage therein with full power to bite, cut, suck, or otherwise eat or consume the said orange, or give away or dispose of to any third party the said orange, with or without its rind, skin, juice and pulp, subject to any amendments subsequently introduced or drawn up to this agreement."
TASK 2. Answer the following questions:
Why is it difficult to judge about the earliest laws?
Where and why did the first laws appear?
What issues did the early laws emphasise? Why?
1) юридический
legal person - юридическое лицо
2) правовой
legal text - правовой текст
3) судебный
legal action - судебный иск
законный, дозволенный законом
legal owner - законный владелец
легальный
Match the following English expressions with their Russian equivalents:
UNIT 2. THE FIRST LAWS: LAWS OF BABYLON
The Birth of Law
Rules and laws - and the conventions or customs from which they are descended - have been a part of human life ever since our ancestors first began to live in large and settled groups. But our knowledge is vague of laws that were in effect before the invention of writing in about 3500 B.C. The earliest known legal text was written by Ur-Nammu, a king of the Mesopotamian city of Ur, in about 2100 B.C. It dealt largely with compensation for bodily injuries, and with the penalties for witchcraft and runaway slaves.
TASK 1. Find in the text the words that mean the following:
the use of magic power, especially with the aid of evil spirits
a punishment imposed for a violation of law or rule
an accepted social custom or practice
not clearly or explicitly stated or expressed
payment for damage or loss, restitution
one from whom a person is descended
harm or damage done or suffered
1) legal activities | а)законные права |
2) legal address | b) законный владелец |
3) legal advice | с) имеющий законную силу |
4) legal age | d) использовать |
5) legal costs | свое законное право |
6) legal decision | е) история права |
7) legal document | f) консультация юриста |
8) legal entity " | g) правовая защита |
9) legal ethics | h) правовой документ |
10) legal expert | і) правовой статус |
11) legal history | j) правомерная, |
12) legal language | законная деятельность |
13) legal owner | к) профессиональная этика |
14) legal procedure | юриста |
15) legal protection | 1) решение суда |
16) legal rights | m) совершеннолетие |
17) legal status | n) стать юристом |
18) of legal force | о) судебные издержки |
19) to enjoy one"s legal rights | р) судопроизводство |
20) to enter the legal profession |
Учебное пособие подготовлено профессорско-преподавательским составом факультета иностранных языков МГУ им. М.В. Ломоносова на основе учебной программы курса английского языка для юридических вузов. Соответствует действующему Федеральному...
"Just English. Английский для юристов. Базовый курс" - это новое, улучшенное и дополненное издание, переработанное в связи с включением его в юбилейную серию МГУ им. М.В. Ломоносова Классический Университетский Учебник.
В учебное пособие включены современные профессионально ориентированные материалы из правовых и общественно-политических источников Великобритании и США, обработанные для студентов юридического профиля. Тексты пособия позволяют овладеть правовой лексикой, на аутентичном материале изучить основные понятия юриспруденции, узнать об истории и функционировании государственных, политических и судебных структур англоговорящих стран, а также развить столь необходимые для юриста-профессионала навыки анализа текста и ведения дискуссии.
Учебное пособие подготовлено профессорско-преподавательским составом факультета иностранных языков МГУ им. М.В. Ломоносова на основе учебной программы курса английского языка для юридических вузов. Соответствует действующему Федеральному государственному стандарту высшего образования нового поколения.
Для специалистов в области права, изучающих английский язык.
13-е издание, стереотипное.