Руаль Амундсен и Роберт Скотт. Амундсен и Скотт

Открытие Южного полюса - многовековая мечта полярных исследователей - на своём заключительном этапе летом 1912 года приняла характер напряжённого состязания между экспедициями двух государств - Норвегии и Великобритании. Для первых оно завершилось триумфом, для других - трагедией. Но, несмотря на это, руководившие ими Руаль Амундсен и Роберт Скотт навеки вошли в историю освоения шестого континента.

Первые исследователи южных полярных широт

Покорение Южного полюса началось ещё в те годы, когда люди лишь смутно догадывались, что где-то на краю Южного полушария должна быть земля. Первым из мореплавателей, которому удалось приблизиться к ней, был совершавший плаванье в Южной Атлантике и в 1501 году достигший пятидесятой широты.

Это была эпоха, когда совершались Кратко описав своё пребывание в этих, прежде недоступных широтах (Веспуччи был не только мореплавателем, но и учёным), он продолжил свой путь к берегам нового, недавно открытого континента - Америки, - носящего сегодня его имя.

Планомерное исследование южных широт в надежде отыскать неведомую землю почти три века спустя предпринял знаменитый англичанин Джеймс Кук. Ему удалось приблизиться к ней ещё больше, достигнув при этом семьдесят второй параллели, но дальнейшему его продвижению на юг помешали антарктические айсберги и плавучие льды.

Открытие шестого континента

Антарктида, Южный полюс, а самое главное - право называться первооткрывателем и первопроходцем скованных льдом земель и связанная с этим обстоятельством слава не давали покоя многим. В течение всего XIX века шли непрестанные попытки покорения шестого континента. В них приняли участие наши мореплаватели Михаил Лазарев и Фаддей Беллинсгаузен, которых направило Российское географическое общество, англичанин Кларк Росс, достигший семьдесят восьмой параллели, а также целый ряд немецких, французских и шведских исследователей. Увенчались сии предприятия успехом лишь на исходе столетия, когда австралийцу Иоганну Буллю выпала честь первому ступить на берег неведомой доселе Антарктиды.

С этого момента в антарктические воды устремились не только учёные, но и китобои, для которых холодные моря представляли широкий промысловый простор. Год за годом осваивалось побережье, появились первые исследовательские станции, но Южный полюс (его математическая точка) по-прежнему оставался недосягаем. В этом контексте с необычайной остротой встал вопрос: кому удастся опередить конкурентов и чей национальный флаг первым взовьётся на южной оконечности планеты?

Гонка к Южному полюсу

В начале XX века неоднократно предпринимались попытки покорить неприступный уголок Земли, и с каждым разом полярникам удавалось всё больше к нему приблизиться. Кульминация же наступила в октябре 1911 года, когда суда сразу двух экспедиций - британской, под руководством Роберта Фолкона Скотта, и норвежской, которую возглавлял Руаль Амундсен (Южный полюс для него был давней и заветной мечтой), почти одновременно взяли курс к берегам Антарктиды. Их разделяли лишь несколько сот миль.

Любопытно, что вначале норвежская экспедиция не собиралась штурмовать Южный полюс. Амундсен и члены его экипажа направлялись в Арктику. Именно северная оконечность Земли значилась в планах амбициозного мореплавателя. Однако в пути он получил сообщение, что уже покорился американцам - Куку и Пири. Не желая ронять свой престиж, Амундсен резко изменил курс и повернул на юг. Тем самым он бросил вызов британцам, и они не могли не постоять за честь своей нации.

Его соперник Роберт Скотт, прежде чем посвятить себя исследовательской деятельности, длительное время служил офицером военно-морского флота её величества и получил достаточный опыт командования линкорами и крейсерами. Выйдя в отставку, он провёл два года на побережье Антарктиды, принимая участие в работе научной станции. Им даже была предпринята попытка пробиться к полюсу, но продвинувшись за три месяца на весьма значительное расстояние, Скотт был вынужден повернуть обратно.

Накануне решающего штурма

Тактика достижения цели в своеобразной гонке «Амундсен - Скотт» у команд была различная. Основным транспортным средством англичан являлись маньчжурские лошадки. Низкорослые и выносливые, они как нельзя лучше подходили к условиям полярных широт. Но, кроме них, в распоряжении путешественников имелись и традиционные в таких случаях собачьи упряжки и даже совершенная новинка тех лет - моторные сани. Норвежцы же во всём положились на проверенных северных лаек, которые должны были на всём протяжении пути тянуть четверо нарт, тяжелогруженых снаряжением.

И тем и другим предстоял путь длиной восемьсот миль в один конец, и столько же обратно (если останутся живы, разумеется). Впереди их ждали ледники, изрезанные бездонными трещинами, страшные морозы, сопровождавшиеся метелями и пургой и полностью исключавшей видимость, а также неизбежные в таких случаях обморожения, травмы, голод и всевозможные лишения. Наградой же для одной из команд должна была стать слава первооткрывателей и право водрузить на полюсе флаг своей державы. Ни норвежцы, ни британцы не сомневались, что игра стоит свеч.

Если был более умелым и искушённым в мореплавании, то Амундсен явно превосходил его как опытный полярник. Решающим переходам к полюсу предшествовала зимовка на антарктическом континенте, и норвежец сумел выбрать для неё гораздо более подходящее место, чем его британский коллега. Во-первых, их лагерь располагался почти на сто миль ближе к конечной точке путешествия, чем у британцев, а во-вторых, маршрут от него к полюсу Амундсен проложил таким образом, что сумел миновать районы, где в это время года свирепствовали наиболее сильные морозы и непрекращающиеся бураны и метели.

Триумф и поражение

Отряд норвежцев сумел проделать весь намеченный путь и вернуться в базовый лагерь, уложившись в период короткого антарктического лета. Остаётся лишь восхищаться тем профессионализмом и блеском, с которым Амундсен провёл свою группу, выдержав с невероятной точностью им самим составленный график следования. Среди людей, доверившихся ему, не было не только погибших, но даже получивших сколько-нибудь серьёзные травмы.

Совершенно иная судьба ожидала экспедицию Скотта. Перед самым тяжёлым участком пути, когда до цели оставалось сто пятьдесят миль, повернули назад последние члены вспомогательной группы, и пятеро исследователей-англичан сами впряглись в тяжёлые нарты. К этому времени пали все лошади, вышли из строя моторные сани, а собаки были попросту съедены самими полярниками - приходилось идти на крайние меры, чтобы выжить.

Наконец, 17 января 1912 года в результате неимоверных усилий они достигли математической точки Южного полюса, но там их ждало страшное разочарование. Всё вокруг носило следы побывавших здесь перед ними соперников. На снегу виднелись отпечатки полозьев нарт и собачьих лап, но убедительнее всего свидетельствовала об их поражении оставленная между льдов палатка, над которой развевался норвежский флаг. Увы, открытие Южного полюса ими было упущено.

О том потрясении, которое пережили члены его группы, Скотт оставил записи в дневнике. Ужасное разочарование повергло британцев в настоящий шок. Последующую ночь все они провели без сна. Их тяготили мысли о том, как они посмотрят в глаза тем людям, которые на протяжении сотен миль пути по ледяному континенту, замерзая и проваливаясь в трещины, помогали им достигнуть последнего участка пути и предпринять решительный, но не увенчавшийся успехом штурм.

Катастрофа

Однако, несмотря ни на что, следовало собраться с силами и возвращаться. Между жизнью и смертью пролегли восемьсот миль обратного пути. Двигаясь от одного промежуточного лагеря с топливом и продуктами к другому, полярники катастрофически теряли силы. Их положение с каждым днём становилось всё безнадёжнее. Через несколько дней пути лагерь впервые посетила смерть - умер самый молодой из них и казавшийся физически сильным Эдгар Эванс. Его тело зарыли в снег и завалили тяжёлыми льдинами.

Следующей жертвой стал Лоуренс Отс - драгунский капитан, отправившийся на полюс, гонимый жаждой приключений. Обстоятельства его гибели весьма примечательны - отморозив руки и ноги и сознавая, что становится обузой своим товарищам, он ночью втайне ото всех покинул место ночлега и ушёл в непроглядную тьму, добровольно обрекая себя на смерть. Его тело так никогда и не было найдено.

До ближайшего промежуточного лагеря оставалось лишь одиннадцать миль, когда неожиданно поднялась пурга, полностью исключавшая возможность дальнейшего продвижения. Трое англичан оказались в ледяном плену, отрезанные от всего мира, лишённые пищи и какой-либо возможности обогреться.

Разбитая ими палатка, разумеется, не могла служить хоть сколько-нибудь надёжным укрытием. Температура воздуха снаружи опустилась до отметки -40 о С, соответственно, внутри, при отсутствии обогревателя, она была ненамного выше. Эта коварная мартовская пурга так никогда и не выпустила их из своих объятий…

Посмертные строки

Спустя полгода, когда трагический исход экспедиции стал очевиден, на поиски полярников была послана спасательная группа. Среди непроходимых льдов ей удалось обнаружить занесённую снегом палатку с телами трёх британских исследователей - Генри Бауэрса, Эдварда Уилсона и их командира Роберта Скотта.

Среди вещей погибших были найдены дневники Скотта, и, что поразило спасателей, мешки с геологическими образцами, собранными на склонах выступающих из ледника скал. Невероятно, но трое англичан упорно продолжали тащить эти камни даже тогда, когда практически не было надежды на спасение.

В своих записях Роберт Скотт, подробно изложив и проанализировав причины, приведшие к трагической развязке, дал высокую оценку нравственным и волевым качествам сопровождавших его товарищей. В заключение, обращаясь к тем, в чьи руки попадёт дневник, он просил сделать всё, чтобы не остались брошенными на произвол судьбы его родные. Посвятив несколько прощальных строк своей жене, Скотт завещал ей позаботиться о том, чтобы их сын получил соответствующее образование и сумел продолжить его исследовательскую деятельность.

К слову сказать, в будущем его сын Питер Скотт стал знаменитым экологом, посвятившим свою жизнь охране природных ресурсов планеты. Появившись на свет незадолго до того дня, когда его отец отправился в последнюю в своей жизни экспедицию, он дожил до преклонных лет и умер в 1989 году.

вызванный трагедией

Продолжая рассказ, следует заметить, что состязание двух экспедиций, результатом которого для одной стало открытие Южного полюса, а для другой - смерть, имело весьма неожиданные последствия. Когда завершились торжества по случаю этого, безусловно, важного географического открытия, смолкли поздравительные речи и отзвучали овации, встал вопрос о моральной стороне произошедшего. Не оставалось сомнения, что косвенным образом причина гибели британцев заключалась в глубокой депрессии, вызванной победой Амундсена.

Не только в британской, но и в норвежской прессе появились прямые обвинения в адрес ещё недавно чествуемого победителя. Поднимался вполне резонный вопрос: имел ли моральное право опытный и весьма искушённый в исследовании крайних широт Руаль Амундсен втягивать в состязательный процесс амбициозного, но лишённого необходимых навыков Скотта и его товарищей? Не было ли правильнее предложить ему объединиться и общими усилиями осуществить задуманное?

Загадка Амундсена

Как отнёсся к этому Амундсен и обвинял ли он себя в том, что невольно стал причиной гибели своего британского коллеги - вопрос, навсегда оставшийся без ответа. Правда, многие из тех, кто близко знал норвежского исследователя, утверждали, что видели явные признаки его душевного смятения. В частности, доказательством того могли послужить его попытки публичных оправданий, совершенно не свойственные его гордой и отчасти высокомерной натуре.

Некоторые биографы склонны видеть свидетельство непрощённой самому себе вины в обстоятельствах гибели самого Амундсена. Известно, что летом 1928 года он отправился в арктический полёт, суливший ему верную смерть. Подозрение в том, что он заранее предвидел собственную гибель, вызывает предпринятая им подготовка. Мало того, что Амундсен привёл в порядок все дела и расплатился с кредиторами, он ещё и распродал всё своё имущество, как будто не собирался возвращаться назад.

Шестой континент сегодня

Так или иначе, а открытие Южного полюса совершено им, и эту честь уже никто у него не отнимет. В наши дни на южной оконечности Земли ведутся широкомасштабные научные исследования. На том самом месте, где когда-то норвежцев ожидал триумф, а британцев - величайшее разочарование, сегодня находится международная полярная станция «Амундсен - Скотт». В её названии незримо объединились эти два неустрашимых покорителя крайних широт. Благодаря им Южный полюс на глобусе воспринимается в наши дни как нечто привычное и вполне досягаемое.

В декабре 1959 года был заключён международный договор по Антарктиде, первоначально подписанный двенадцатью государствами. Согласно этому документу, любая страна имеет право производить научные исследования на всей территории континента южнее шестидесятой широты.

Благодаря этому сегодня многочисленные исследовательские станции в Антарктиде ведут разработку самых передовых научных программ. В наши дни их насчитывается более пятидесяти. В распоряжении учёных не только наземные средства контроля над окружающей средой, но и авиация и даже спутники. Имеет своих представителей на шестом континенте и Российское географическое общество. Среди действующих станций есть ветераны, такие как «Беллинсгаузен» и «Дружная 4», а также сравнительно новые - «Русская» и «Прогресс». Всё говорит о том, что и в наши дни не прекращаются великие географические открытия.

Кратко изложенная история того, как отважные норвежские и британские путешественники, презрев опасности, стремились к заветной цели, лишь в общих чертах может передать всю напряжённость и драматизм тех событий. Неверно рассматривать их поединок лишь как борьбу личных амбиций. Несомненно, первостепенную роль в нём сыграла жажда открытия и построенное на истинном патриотизме желание утвердить престиж своей страны.

Станция №3 «Амундсен – Скотт» (Amundsen – Scott) США 90 0 ю.ш. 0 0 в.д. действует с 1956 года. Располагается на высоте 2835 метров над уровнем моря. Первая станция в глубине Антаркитики, а не на побережье материка. Станция получила свое название в честь первооткрывателей Южного полюса – Руаля Амундсена и Роберта скотта, достигнувших цели в 1911 – 1912 годах.

4 января 1958 года на станцию прибыла Трансатлантическая экспедиция Британского содружества с известным альпинистом Эдмундом Хиллари. Это была первая экспедиция, в которой использовался автомобильный транспорт, она двигалась с новозеландской станции «Скотт-Бейс».

На Южном полюсе закат и восход Солнца теоретически видны только по одному разу в год, в осеннее и весеннееравноденствие соответственно, но из-за атмосферной рефракции Солнце восходит изаходит в течении более чем четырех дней каждый раз. Здесь нет солнечного времени, нет выраженных ежедневных максимума и минимума высоты Солнца над горизонтом.

В час дня в комнату Джонса осторожно постучали несколько раз. Джонс встал и одев халат, подошел к двери. Открыв ее, он увидел молодого человека, одетого в форму корпорации без знаков отличия.

Добрый день. Простите, что побеспокоил. Я пришел по поручению главы корпорации. Архип Великий хочет лично встретиться с вами сегодня в пять часов в «Big Father House». Мы оба понимаем, что отказ не подлежит обсуждению, поэтому ровно в пять часов вы должны быть там. И еще, сегодня кухня работает в свободном режиме, то есть вы можете есть в любое время. Всего доброго.

Хорошо, я понял, – ответил Джонс.

Человек удалился по коридору. Джонс посмотрел на время, поставил будильник на три часа дня и вернулся в теплую кровать к Фрэе.

Повторно он встал уже по сигналу будильника, вслед за ним проснулась и Фрэя.

Что-то происходит? – спросила она томным голосом.

Меня вызывает Архип, – ответил он.

Не знаю. Просто вызывает и все. Я должен быть к пяти часам. Хочу есть. Ты пойдешь со мной? Сегодня кухня круглосуточная.

Да ты что?! Конечно, пойду! А спиртное сегодня можно не знаешь? Башка немного мутная и шампанское очень вкусное.

Не знаю. Ну, от бокала я думаю, ничего не случится. Закинешь все сверху салатом и фруктами. А вылет на «Восток» не раньше завтрашнего утра. Так что у тебя еще много времени, чтобы проветриться.

О.к., я так и сделаю, но если что, отвечать будешь ты, – шутливо и весело произнесла она, - постой! А с тобой ведь нельзя?



Конечно, нет.

Тогда спроси у Архипа, можно мне посмотреть на его апартаменты?

Ты про «Big Father House»? Чего он тебе так дался?

Ну, просто хотела посмотреть, интересно же.

Ладно я спрошу в зависимости от обстановки визита, – ответил Джонс, - да и еще, - не хочешь покататься вдвоем по сдешним пространствам? Здесь очень красивые места и оригинальные тренировочные ландшафты для гонщиков. Это нельзя пропустить!

Хорошо, давай!

Собирайся, пойдем обедать! Я пока схожу - найду вахтенного диспетчера, предупрежу заранее, что мы будем совершать рейс сегодня вечером, – сказал, одевшись Джонс, и вышел за дверь.

Вернувшись, они направились вместе в столовую, после чего еще некоторое время ходили по станции вдвоем, пока Джонсу не пришла пора идти на назначенную встречу. Никого из участников вчерашнего торжества они не встретили. Видимо все еще спали, хотя официант в столовой сказал, что один из гонщиков приходил обедать по расписанию и пить кофе, и, судя по-всему, это был Ганс.

Я не задержу вас надолго, – начал свою реплику Архип Великий, обращаясь к Джонсу, когда тот уже сидел у него за столом, - несомненно, вы показали лучший результат не только, как пилот, но и как член команды. Я не собираюсь лезть в ваши проблемы и отношения с бывшим капитаном Зордаксом, хотя на его месте я бы заткнулся и сидел тихо, не показываясь. А лучше всего, подобрал бы свои амбиции от тестестеронового токсикоза и отчалил восвояси, чтобы мне не пришлось еще раз разруливать очередное говно перед нашими партнерами по бизнесу! Так вот, следующая миссия планируется через два месяца, то есть она будет через два месяца, и это уже точно и вы все будете в ней участвовать!!! И Зордакс там будет участвовать тоже, если вдруг ему не захочется отказаться! А мне было бы проще и спокойней заменить его Майнером или Кëхлером! Вы знаете, почему я не могу этого сделать?! Потому что немцы не согласны принимать участие в совместных миссиях пилотами второго плана, а командовать нашими пилотами они не хотят!!! А вы наверно подумали, что меня терзают какие-то патриотические предубеждения?.. В общем, для следующей миссии, как и в целом для всей программы необходим руководитель. Капитан, командир, старший пилот… называйте, как хотите, короче главный. Тот, кто будет отвечать за все происходящее в вашей команде, и являться связующим звеном между пилотами и руководством. Соответственно со своими полномочиями и естественно дополнительным вознаграждением. Вознаграждение, сразу оговорюсь, чтобы все было прозрачно и понятно, при условии, что не будет никаких проблем как в прошлый раз, будет составлять полтора, а в случае успешного выполнения миссии – два вознаграждения пилота. Ну и понятно, что эту должность я предлагаю вам! Все обоснования и мои и ваши ясны и понятны. Я свое слово сказал, остается дело за вами. Думать будете? Или тут нечего думать?



Я согласен! – твердо ответил Джонс.

А ну и прекрасно! Просто замечательно! Именно такого ответа я от вас и ожидал! Значит, все документы и приказы будут подготовлены еще до вашей увольнительной на «Востоке». Вы их подписываете, инструкции берете с собой, получаете деньги, уходите в отпуск, по возвращению вступаете в должность. Можете обрадовать своих друзей, секретной эта информация не является. Если вопросов нет, вы свободны!

Есть один вопрос!

Моя подруга, пилот сновигатора «Space Shark», бывший капитан моей группы, Фрея, очень хочет посмотреть на ваш офис, и просила меня спросить у вас разрешения.

Да ради Бога, смотрите, сколько хотите! Спросите у дежурного при входе в сектор, я предупрежу его, он вас проводит и за всем проследит. Надеюсь, мое присутствие при этом не требуется.

Нет-нет. Только офис, спасибо!

Джонс возвращался ошеломленный, счастливый и довольный. Он никогда бы не подумал, что для него это все может так обернуться. Он был не из робкого десятка и на фоне своего офицерского звания никогда не позволил бы себе струсить и сделать шаг назад, но сегодня его охватило реальное беспокойство и чтобы не начать осторожничать приходилось серьезно бороться с собой. Дело в том, что, не смотря на тяжелые испытания во время миссии, он в короткие сроки добился невероятно больших результатов, придя в программу всего месяц назад. Он победил соперника, нашел свою любовь, стал героем среди остальных пилотов, заработал большие деньги, получил гарантированную возможность учавствовать в следующей миссии, да еще и возглавил всю команду. Здесь любой бы начал следить за каждым своим шагом. Джонс просто не знал, что его ожидает в дальнейшем за все эти прелести, и что Архип на самом деле вел очень сложную неоднозначную игру, никогда не бросался деньгами просто так, и Джонсу придется убедиться в этом уже сегодня вечером.

Когда после встречи он рассказал обо всем Фрэе, было уже шесть часов вечера. Фрэя обрадовалась за него, но какое-то внутреннее препятствие все-таки не давало ей сделать это до конца откровенно. По-своему она ему позавидовала, так как ирония отнеслась к ней достаточно остро, сделав Джонса - еë капитаном, а не еë - капитаном Джонса. К тому же теперь он был абсолютно достаточен, независим, а значит - и менее управляем, что являлось естественным поводом для появления излишней ревности.

Ты спросил про меня? – начала она с грустью.

Да, он разрешил, только давай после ужина, часов в восемь, а сейчас пошли - прокатимся, пока не совсем стемнело.

Хорошо, – ответила Фрэя.

Они выехали с полигона в сторону «тренировочных платформ». Так называли территории с искусственными и естественными препятствиями, для прохождения тренировочных заездов. Фрея и Джонс спокойно вели свои машины, не превышая семидесяти узлов, практически вплотную друг к другу так, что было видно очертания лица через стекло кабины. Они то и дело отходили на небольшое расстояние, потом снова сближались и переглядывались между собой. Пейзаж был умиротворенным, сине – бардовым из-за непонятного состояния Солнца.

Они так засмотрелись друг на друга, что не заметили, как на радаре к ним быстро приближается точка. Внезапно раздался громкий свист форсажа и на скорости, приближенной к максимальной, их резко и достаточно характерно подрезал сновигатор неизвестной модели. Джонс по реакции даже вильнул в сторону.

Что это было? – произнес он.

Не знаю! – ответила Фрея.

Сейчас включу идентификатор.

Он нажал несколько кнопок на панели навигации, на экране высветилась вращающаяся 3D проекция сновигатора, его описание, тип модели SK-2H1 и название «Arctic Fantom». Сновигатор имел внушительный вид и судя по всему серьезные ходовые параметры. Он сделал круг где-то впереди и начал двигаться навстречу в направлении фронтальной атаки.

Джонс, что он делает? – заволновалась Фрея.

Не знаю, держись рядом, скорость не снижай! - скомандовал Джонс.

«Арктический фантом» несся прямо на них на той же сумасшедшей скорости. Внезапно в эфире раздался незнакомый голос на английском языке:

Приветствую тебя, Джонс! Меня зовут Стив Эдиссон. Я смотрю у вас тут романтическая прогулка. Не расслабляйся, герой! Выходит, ты самый лучший из всех? Позволь мне усомниться в этом! Предлагаю тебе еще раз убедиться в своем лидерстве и прокатиться прямо сейчас со мной до вашей станции «Восток» на время!

В этот момент его сновигатор совершил зверский фронтальный подрез спереди на высокой скорости и ушел назад для совершения маневра на разворот в обратную сторону.

КОНЕЦ ПЕРВОЙ ЧАСТИ.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВТОРОЙ ЧАСТИ.

Действие начинается с диалога Фрэи и Джонса, которые едут вдвоем на новом кроссовере BMW (например X6) из Франции через Германию в Крым, к Акселю с Кэтрин, чтобы встретиться и провести остаток своего отпуска вчетвером в их домике на побережье, после продолжительного вояжа по Европе. Они обсуждают неприятную историю с американским гонщиком в конце первой миссии.

По приезду к ним, выясняется, что на месте все очень лазурно, современно и круто. Виноградники, раскопки древнегреческого города неподалеку, двухэтажный дом с бассейном, все самое крутое и лучшее, что можно придумать, а самое главное, что все это уже полностью свое. Все счастливы, молоды и красивы, едят шашлыки, пьют вино, занимаются любовью в бассейне и загорают на терассе. Тема о том, как военные РУССКИЕ Офицеры обосновались и наслаждаются в Крыму! - лично давать читать эту часть Порошенке на ночь.

Внезапно происходит тревожный звонок из управления программы «Polar Navigation» и уже хорошо знакомая нам подполковник Сударева сообщает, что всех очень срочно собирают на станции «Восток» в полном составе и подготовке без обсуждения! За ними прилетает личный вертолет и всех четверых оперативно доставляет по месту назначения. Когда все собираются на «Востоке», их знакомят с японским пилотом Катсуро Наядзуко, который экстренно приехал с японской станции на своем сновигаторе «Бегущий самурай».

Сударева вводит команду в курс происшедшего. Оказывается, их вызвали для того, чтобы помочь японским коллегам, а Наядзуко будет среди них кем-то вроде помощника-консультанта. Дело в том, что недавно с их станции «Купол Фудзи» одним из японских пилотов был угнан сновигатор, и необходимо помочь поймать его, т.к. этот пилот не совсем адкватен и может нанести непоправимый ущерб любой другой станции или антенным сооружениям связи, просто врезавшись в них. Когда наши пилоты начинают выяснять подробности, то оказывается, что вся проблема заключается в том, что этот пилот на самом деле не совсем человек, а одна из последних масштабных разработок японских ученых-кибернетиков и инженеров – робот андроид «Rei». Человекообразная машина с собственным интеллектом и очень – очень сложной системой управления. Во время эксперимента что-то пошло не так. Возможно даже это был вражеский вирус, но в один прекрасный момент андроид взбунтовался и сбежал, угнав сновигатор, и теперь они не только рискуют потерять катасрофически дорогую разработку вместе с не довольно не дешевым сновигатором впридачу, но и понести ущерб при его возможном столкновении с другими станциями, т.к. пилотные испытания, которые они проводили с ним не были завершены до конца, и в сновигаторе заложена не вся карта Антарктики, а только те маршруты, по которым они тренировались. Помощь вооруженных сил исключается, т.к. риск повреждения робота при обстреле очень велик. Его можно захватить только определенным образом с помощью специальных электромагнитных излучателей, которые были разработаны японцами для этого случая. Чтобы это сделать, необходимо окружить его с разных сторон и включить приборы, тогда он как бы попадет в ловушку. Вертолеты так низко летать и совершать сложные взаимные маневры не могут, поэтому остается только один вариант – установить приборы на сновигаторы и начать охоту на андройда. Также выясняется, что сделать это будет не просто, потому что он обучен пилотированию на самом высоком уровне.

На вопрос, почему не подождать, пока кончится инертный газ в сновигаторе, Наядзуко объяснил, что сам сновигатор выполнен с использованием новейших технологий постоянного дополнительного, автономного накопления заряда от солнечных батарей и выработки аргона из окружающей среды. Поэтому топливо у него закончится только через неделю, а может быть и две. Робот не передвигается постоянно, а начинает движение, только когда к нему приближаются объекты ближе, чем на две мили. А когда он начинает убегать, то может по ошибке без подробных карт врезаться в другую станцию или в системы антенные коммуникаций связи, которых в Антарктике очень много. Пилотам нужно на высоких скоростях догнать его, окружить, используя тактические маневры, и включить электромагнитные излучатели вокруг его минимум с четырех сторон, тогда он не сможет вырваться, будет скован и не перестанет функционировать. В конце Наядзуко добавил, что главный инженер на их станции который создавал этого робота был так расстроен и угнетен потерей многих лет своей работы, что собрался сделать себе хара-кири, если его детище не получится вернуть обратно. Его и так еле успели остановить при первой попытке, когда все произошло, т.к. для всех это большой провал перед вышестоящими очень строгими начальни-ками, и у них это дело чести.

Дальше все начинают ловить робота. Описываются всякие подробности, как они его гоняют по Антарктическому материку и т.п. Попутно проезжают только что начавшееся глобальное строительство Конкордии II, о которой шла речь в первой части. Робот оказался на редкость очень проворным и постоянно куда-то съ.бывал, но в итоге все получилось и его действительно заклинило, когда со всех сторон включили специальные электромагнитые излучатели.

После того, как пилоты вновь справились с трудной ответственной задачей, их пригласили на станцию «Амундсен-Скотт» посмотреть на только что выпущенную разработку американской стороной программы «Polar Navigation» совместно с российскими учеными в сфере оборонной промышленности. Это несколько видов экспериментального оружия на принципе энергетического импульсного удара. Принцип очень простой, основанный на явлении образования круга в воздухе при хлопке за сверхзвуковым истребителем, когда он переходит звуковой барьер.

Питание электрическое, поэтому просто добавят новых облегченных нано батарей высокой емкости, а вместе с последними японскими системами накопления заряда и выработки аргона технические характеристики нисколько не поменяются, только добавится 150 кг веса, что не существенно.

Пушки будут размещать в боковых такелажных отсеках, вместо инструментов, так как соревнования теперь будут проходить с постоянным сопровождением спасательных служб быстрого реагирования и собственные действия не понадобятся. Также вводится новое понятие «Сореснования по гонкам на Сновигаторах» как вид спорта, подразделяющийся уже на несколько видов: стандартные – спринт на протяженной дистанции, гонка с препятствиями, а также самый интересный и убойный новый вид под названием «Snow Battle», когда гонщики применяют шквальный обстрел сновигаторов соперника, чтобы сбить друг друга с дистанции.

Далее нашим пилотам предлагают опробовать новинку на различных сновигаторах американской стороны, уже оборудованных такими пушками нескольких классов. Среди них две одиночных скорострельных пушки высокой дальности, две двойных энергоимпульсных скорострельных пушки с вертикальным расположением спаренных стволов и одиночное шестиствольное радиально-осевое вращающееся энергоимпульсное орудие. Американцы не остановились на этом и ведут дальнейшие совместные разработки по созданию небольших ракет, которые также могут сбивать цели энергетическим ударом разрыва при столкновении с поверхностью.

После нескольких заездов пилоты поняли, что такой режим гораздо интересней и более захватывающий, а Хэлбокс и Вэндэр изъявили желание, чтобы им поскорее установили такие пушки на сновигаторы, так как им очень хочется еще погонять в этом режиме.

На этом заканчивается вторая часть романа «Сквозь лëд и снег».

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТРЕТЬЕЙ ЧАСТИ.

Действие начинается на финской Антарктической Полярной станции Абоа. Финского пилота Арвида Хулко провожают на международный чемпионат по гонкам на Сновигаторах. У финнов своя модель сновигатора - «Peloton», что в переводе с финского означает «бесстрашный». Арвид должен проследовать до станции «Амундсен-Скотт», на которой будет происходить старт чемпионата.

Далее тоже самое происходит на станции Конкордиа, только с французским пилотом Жозэ Лесьон и французским сновигатором «Supplanter» (от франц.-«вытеснять») соответственно, потом Немцы, Японцы, Шведы, Китайцы, Англичане и несколько других стран-участников на сновигаторах уже имеющихся моделей России, США и перечисленных стран. Англичане выступают на сновигаторе «Mr.Bug», модель которого они полностью выкупили у Архипа Великого и произвели свой собственный полный рестайлинг. Архип не захотел этим заниматься и решил попросту дешево продать эту, неплохую в принципе модель.

После того, как все собираются на чемпионате, начинаются гонки по разным маршрутам, идет подробное описание оформления инфраструктуры трасс со всеми сопутствующими компонентами: маяками, семафорами, указателями, электронными таблицами, искусственными трамплинами и перестрелками из импульсно-энергетического оружия. Все это снимается в режиме реального времени дронами-беспилотниками, квадрокоптерами и транслируется по всему миру.

Идет острая борьба за места, ликуют зрители и гости на станциях, которые приехали посмотреть вживую на сновигаторы и гонки в Антарктике, а также самим покататься на них. Как уже говорилось ранее, основной упор делается на сюжет состязаний «Snow Battle», где вдобавок к скорости и различнообразным препятствиям на трассах (трамплины, лабиринты) добавляется стрельба из импульсного энергитического оружия с применением ракет такого же типа, не травмирующих гонщиков, а позволяющих сбивать и затормаживать движение сновигаторов во время гонки.

В конце идет награда тройки победителей, в которую попали русские, американцы и немцы, чуть-чуть не дотянул финн, но в следущий раз дотянет обязательно.

Также вероятны развития второстепенных историй и новых героев второго плана.

В целом эта часть построена не на каком-то своеобразном сюжете, а ориентирована на постановочные образы экшн – действий и прочей визуализации драйва перестрелок, описания командных тактик, прохождения препятствий в гонках, короче сплошной фэшн.

В декабре 1911 года, знаменитый норвежский путешественник Руаль Амундсен первым достиг Южного полюса. В честь этого дня мы решили посмотреть, как в наше время живут полярники.

Рассказывает фотоблогер Сергей Доля: «Станция «Амундсен - Скотт», названная в честь первооткрывателей Южного полюса, поражает своим размахом и технологиями. В комплексе зданий, вокруг которых на тысячи километров нет ничего, кроме льда, находится прямо-таки свой отдельный мир. Нам не раскрыли всех научных и исследовательских секретов, однако провели интереснейшую экскурсию по жилым блокам и показали, как живут полярники…»

Спонсор поста: Ветряная оспа : Профилактика и лечение.

3. Первоначально, при строительстве, станция располагалась ровно на географическом Южном полюсе, однако из-за движения льда за несколько лет база сместилась в сторону на 200 метров.

4. Это наш самолет DC-3. На самом деле он был сильно модифицирован компанией Basler, и практически вся начинка в нем, включая авионику и двигатели, стоит новая.

5. Самолет может садиться как на землю, так и на лед.

6. На этой фотографии хорошо видно, насколько близко стоит станция от исторического Южного полюса (группа флажков по центру). А одинокий флажок справа - это географический Южный полюс.

8. Оно стоит на сваях, так же как и многие дома на севере. Сделано это для того, чтобы здание не растапливало лед под собой и не «плыло». Кроме того, пространство снизу отлично продувается ветрами (в частности, снег под станцией не чистили ни разу с момента ее возведения).

9. Вход на станцию: необходимо подняться по лестнице два пролета. Из-за того, что воздух разрежен, сделать это непросто.

10. Жилые блоки.

11. На полюсе во время нашего посещения было –25 градусов. Мы прилетели в полном обмундировании - трех слоях одежды, шапках, балаклавах и т.д. - и тут нас вдруг встретил парень в легком свитерке и кроксах. Он сказал, что привыкший: пережил уже несколько зим и максимальный мороз, который застал тут, - минус 73 градуса. Минут сорок, пока мы ходили вокруг станции, он разгуливал в таком виде.

12. Станция внутри просто поражает. Начнем с того, что в ней есть огромный спортзал. Популярные игры среди сотрудников - баскетбол и бадминтон. Для обогрева станции используют 10 000 галлонов авиационного керосина в неделю.

13. Немного статистики: на станции проживает и работает 170 человек, зимой остаются человек 50. Кормят бесплатно в местной столовой. Работают 6 дней в неделю по 9 часов в день. В воскресенье у всех выходной. У поваров тоже выходной, и все, как правило, едят то, что осталось недоеденного в холодильнике с субботы.

14. Есть комната для музицирования (на заглавной фотографии), и кроме спортивного есть тренажерный зал.

15. Имеется комната для тренингов, конференций и тому подобных мероприятий. Когда мы шли мимо, там проходил урок испанского языка.

16. Станция двухэтажная. На каждом этаже ее пронизывает длинный коридор. Направо уходят жилые блоки, налево - научные и исследовательские.

17. Конференц-зал.

18. Рядом балкон, с него открывается вид на хозяйственные постройки станции.

19. Все, что может храниться в неотапливаемых помещениях, лежит в этих ангарах.

20. Это нейтринная обсерватория IceCube, с помощью которой ученые ловят нейтрино из космоса. Вкратце это происходит так: столкновение нейтрино и атома производит частицы, известные как мюоны, и вспышку голубого света, называемую излучением Вавилова - Черенкова. В прозрачных арктических льдах оптические датчики IceCube смогут его распознавать. Обычно для нейтринных обсерваторий роют шахту на глубине и заливают водой, но американцы решили не мелочиться и построили IceCube на Южном полюсе, где льда предостаточно. Размер обсерватории - 1 кубический километр, отсюда, видимо, название. Стоимость проекта - 270 миллионов долларов

21. Тема сделал лук на балконе с видом на наш самолет.

22. По всей базе висят приглашения на семинары и мастер-классы. Вот, например, писательский воркшоп.

23. Обратил внимание на гирлянды-пальмы, приделанные к потолку. Видимо, тоска по лету и теплу имеет место среди сотрудников.

24. Старая табличка станции. Амундсен и Скотт - два первооткрывателя, которые покорили Южный полюс практически одновременно (если смотреть в историческом контексте), с разницей в месяц.

25. Перед этой станцией была другая, называлась она «Купол». В 2010 году ее окончательно разобрали. На этой фотографии запечатлен последний день.

26. Комната для отдыха: бильярд, дартс, книжки и журналы.

27. Научная лаборатория. Нас туда не пустили, но приоткрыли дверь. Обратите внимание на мусорные ведра: на станции практикуется раздельный сбор мусора.

28. Отделения для пожарных. Стандартная американская система: у каждого свой шкаф, перед ним полностью готовое обмундирование.

29. Надо только подбежать, запрыгнуть в ботинки и облачиться.

30. Компьютерный клуб. Наверно, когда строили станцию, он был актуален, но сейчас у каждого есть ноутбуки, и приходят сюда, я думаю, чтобы порезаться в игрушку по сети. На станции нет вайфая, но есть персональный доступ в интернет со скоростью 10 кб в секунду. Нам его, к сожалению, не дали, и мне так и не удалось зачекиниться на полюсе.

31. Так же как и в лагере ANI, вода - самое дорогое удовольствие на станции. Например, смыть в туалете стоит полтора доллара.

32. Медицинский центр.

33. Я поднял голову и посмотрел, как идеально уложены провода. Не так, как бывает у нас и уж тем более где-то в Азии.

34. На станции находится самый дорогой и самый труднодоступный сувенирный магазин в мире. Год назад тут был Евгений Касперский, и у него не было наличности (хотел расплатиться карточкой). Когда я поехал, Женя дал тысячу долларов и попросил выкупить все, что есть в магазине. Я, конечно, набил сувенирами сумку, после чего меня стали тихо ненавидеть попутчики, так как я создал очередь на полчаса. Кстати, в этом магазине можно купить пиво и газировку, но продают их только сотрудникам станции.


37. Каждый сотрудник имеет право воспользоваться прачечной раз в неделю. Сходить в душ можно 2 раза в неделю по 2 минуты, то есть 4 минуты в неделю. Мне сказали, что обычно все экономят и моются раз в две недели. Честно говоря, по запаху я и так уже догадался.

38. Библиотека.

40. А это уголок творчества. Тут есть все, что только можно представить: нитки для шитья, бумага и краски для рисования, сборные модели, картон и т.д. Теперь я очень хочу попасть на какую-нибудь нашу полярную станцию и сравнить их быт и обустроенность.

41. На историческом Южном полюсе стоит палка, которая не меняется со времен первооткрывателей. А указатель географического Южного полюса передвигают каждый год в связи с поправкой на движение льда. На станции есть небольшой музей набалдашников, накопленных за эти годы.

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на нашу страницу в

(не на побережье материка).

Станция была построена в ноябре 1956 года для научных целей по приказу правительства США .

Фотография станции «Амундсен-Скотт» с воздуха, сделанная примерно в 1983 году. Виден центральный купол, а также различные контейнеры и вспомогательные строения

Главный вход в купол расположен ниже уровня снега. Изначально купол был построен на поверхности, но затем постепенно погрузился в снег

Алюминиевая неотапливаемая «палатка» - достопримечательность полюса. В нём были даже почтовое отделение, магазин и паб.

Любое здание на полюсе быстро окружается снегом, и конструкция купола была не самой удачной. Тратилось гигантское количество топлива для удаления снега, а доставка литра топлива стоит 7 долларов.

Уникальная конструкция на сваях позволяет снегу не скапливаться у здания, а проходить под ним. Скошенная форма нижней части здания позволяет направить ветер под здание, что способствует выдуванию снега. Но рано или поздно снег засыплет сваи, и тогда можно будет дважды поднять станцию домкратами (это обеспечивает срок службы станции от 30 до 45 лет).

Строительные материалы доставлялись самолётами «Геркулес » со станции Мак-Мердо на берегу и только в светлое время года. Было сделано более 1000 рейсов.

15 января 2008 года в присутствии руководства Национального научного фонда США и других организаций американский флаг был спущен со станции-купола и поднят перед новым современным комплексом. Станция может принимать до 150 человек летом и около 50 - зимой.

Минимальная температура на южном географическом полюсе Земли составила −82,8 °C, на 6,8 °C выше, чем абсолютный температурный минимум на планете и на станции «Восток» (там было −89,6 °C), на 0,8 °C ниже, чем неофициально зарегистрированный минимум в 1916 году в Оймяконе - самом холодном зимнем городе России и Северного полушария и был отмечен 23 июня 1982 года, через день после даты летнего солнцестояния. В нынешнем веке самый сильный мороз в «Амундсен-Скотте» наблюдался 1 августа 2005 года, -79,3 °C.

Летом население станции составляет, как правило, более 200 человек. Большинство персонала уезжает к середине февраля, в результате чего остается всего несколько десятков человек (43 в 2009 году) зимующих , в основном это вспомогательный персонал плюс несколько учёных, которые содержат станцию во время нескольких месяцев антарктической ночи. Зимовщики изолированы от остального мира с середины февраля по конец октября, в это время их подстерегает много опасностей и стрессов . Станция является полностью самодостаточной в зимний период, снабжается электропитанием от трёх генераторов, работающих на авиационном топливе JP-8 .

Исследования на станции включают в себя такие науки, как гляциология , геофизика , метеорология , физика верхней атмосферы , астрономия , астрофизика и биомедицинские исследования . Большинство ученых работают в низкочастотной астрономии; низкая температура и низкая влажность полярного воздуха, в сочетании с высотой более 2743 м (9000 футов), обеспечивают гораздо большую прозрачность воздуха на некоторых частотах, чем обычно в других местах планеты, а месяцы темноты позволяют работать чувствительному оборудованию постоянно.

В январе 2007 года станцию посетила группа российских высоких должностных лиц, в том числе начальников ФСБ Николай Патрушев и Владимир Проничев . Экспедиция, под руководством полярного исследователя Артура Чилингарова , стартовала в Чили на двух вертолетах Ми-8 и совершила посадку на Южном полюсе .

6 сентября 2007 г. вышло в эфир ТВ-шоу Man Made компании National Geographic Channel с эпизодом о строительстве здесь нового здания .

9 ноября 2007 программа Today компании NBC , с соавтором Энн Кэрри сделали репортаж по спутниковому телефону, который транслировался в прямом эфире с Южного полюса .

На Рождество 2007 года два сотрудника базы в пьяном виде устроили драку и были эвакуированы .

Каждый год персонал станции собирается для просмотра фильмов «Нечто » и «Сияние »

Станция занимает видное место в ряде

Последние материалы раздела:

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...