Какие у скифов в крыму были жилые и хозяйственные постройки. Временные поселения скифов Поселение древних скифов

ОДНИ ЕДУ ВАРЯТ, ДРУГИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ КОСТИ В ТАЗИКЕ МОЮТ

Вот уже пятнадцать лет в селе Баланово Нижнегорского района кипит работа на древнем поселении (см. НА ЗАМЕТКУ): археологи ищут остатки «поздних» скифов, живших здесь у подножия гор во II–V веках нашей эры. Здесь и состоялся мой первый опыт археологического туризма.

Если учесть, что койко-место в курортном поселке тянет на 70 гривен, то приобщиться к истории стоит недорого. За 120 гривен любого желающего накормят, дадут место в палатке, вручат лопату и отправят копаться в земле вместе с профессиональными археологами. Кормят, кстати, неплохо. Утром давали кашу и чай или кофе на выбор, в обед накормили борщом, картофельным пюре с тушенкой и компотом из сухофруктов. На ужин - миска макарон с мясом, чаем и булочкой. Между прочим, рацион настоящего археолога в походе.

Мы начинаем в шесть утра. Так что переодевайтесь, берите лопату и бегом за мной, - скомандовал начальник раскопок Михаил Шаптц.

Мчусь за прытким 25-летним руководителем. Попутно слушаю лекцию по истории.

Это поселение называется Нейзац, - нисколько не запыхавшись от быстрого темпа, поясняет Михаил Сергеевич. - Слово пошло от названия старой немецкой колонии, которая располагалась неподалеку. Объект уникальный. Мы впервые встретили поселение, которое было возведено на террасированном холме. Для скифов это не свойственно.

КОТЛОВАНЫ-ХОЛОДИЛЬНИКИ

Место поисков похоже на строительную площадку. Такое впечатление, что тут роют котлован для будущего дома. Территория поделена на квадраты, между которыми натянуты веревки. Участочки между ними, по которым только и можно ходить, археологи называют бровками. Юноши и девушки под чутким руководством Шаптца снимают верхний слой почвы, а землю ссыпают рядом, в отвал.

Ступай осторожно, по бровкам, - поясняет археолог. - Будь очень внимателен, не то в яму угодишь или под лопату соседа попадешь.


Как мне пояснили, здесь, под землей, на глубине около метра должна быть древняя хозяйственная яма. Сооружение имеет грушевидную форму, а стенки ее обмазаны глиной. В таких котлованах скифы хранили зерно или использовали их в качестве холодильников. А когда в яме заводились грызуны, сооружение переквалифицировали в свалку.

После пяти минут махания лопатой под обжигающим солнцем я начал сомневаться, что копаю там, где надо.

Скажи, почему ты решил, что это сооружение находится именно здесь? Ведь тут, кроме корней, в земле ничего нет, - спрашиваю я Михаила и зло бросаю землю в отвал.

Это ты так думаешь! - тоже слегка рассерженно бросает он через плечо. - На самом деле яма есть. Посмотри! Здесь большое пятно темного грунта, да и следы пепла видны. Это верные признаки жизнедеятельности человека. Обычно рядом с такими ямами сооружали очаг, остывшие угли из которого ссыпали в хозяйственные ямы.

ПРОВАЛИТЬСЯ В ДРЕВНИЙ МИР ПРОЩЕ ПРОСТОГО

Зачем мы тратим время на раскапывание древних свалок - не лучше ли изучать могильники? - не унимаюсь я. - Недаром же именно их копают «черные» археологи. Наверняка там есть чем поживиться.

Между прочим, в таких свалках часто находят украшения и керамику древних людей, - Михаил продолжает терпеливо отвечать на мои дурацкие вопросы. - Раскапывать их нужно, чтобы понять, какой народ здесь обитал, чем питался и во что был одет. Вот недавно в такой яме нам попался скелет осетра, постоянно находим греческую лаковую посуду… Отсюда и вывод: скифы активно торговали с другими народами, а именно с греками.

А в эти ямы можно провалиться? В них человеческие кости находили?

Скелеты постоянно попадаются, но только не человеческие, - «выгружая» из своих сапог землю, поясняет археолог. - А вот проваливаться в хозяйственную яму мне приходилось несколько раз. Пустоты там образуются от перегнившего мусора, растительности. Как-то верхний слой почвы разломился, и я ушел под землю по пояс. Помню, сильно испугался.

КТО НЕ РАБОТАЕТ, ТОТ НЕ ЕСТ

По соседству работают студенты исторического факультета. Каждое лето они проходят на подобных раскопках практику. Профессиональные археологи используют их в основном для выкорчевывания деревьев и снятия верхнего дерна. Студенты живут в лесном лагере по принципу «Кто не работает, то не ест».

Положено копать по шесть часов в день, в конце каждого часа - 10-минутный перерыв, - рассказывают ребята. - Мы здесь, как трактора в поле. Занимаемся грязной работой, но, если стараться, начальство может допустить к ответственному занятию, например, «зачистке» могил. Труднее всего девушкам. Они не привыкли весь день лопатой махать, да и маникюр от такой работы сильно страдает…

Выкопав приличную яму - около полуметра глубиной, - Михаил вручил мне мастерок, тупой сапожный нож и полуразвалившуюся щетку.

Дальше нужно работать очень аккуратно, чтобы не повредить возможные артефакты, - пояснил Михаил. - Принцип действия простой: разрыхляешь грунт ножиком, а мастерком аккуратно удаляешь землю. Если заметишь что-то твердое, грунт аккуратно сметай щеткой.

НАЙТИ ПАРУ ЧЕРЕПКОВ - ЭТО УДАЧА

Через двадцать минут заболела спина, а еще через двадцать онемели кисти рук. Оказалось, с мелкими инструментами работать еще труднее! После полуторачасового ковыряния ножичком в земле удалось найти лишь несколько бараньих костей и пару черепков древней лакированной амфоры. Михаил обрадовался и сказал, что это удача, ведь могли и вовсе ничего не найти.

Раскопками древних городов люди занимались во все времена. Поэтому мало что уцелело. Одни древние археологи искали покинутые поселения своих современников ради интереса, другие ради наживы грабили их могилы.

Нас постоянно на шаг опережают «черные» археологи, - жалуется Михаил. - У них больше средств на плодотворные поиски, имеются даже металлоискатели и аппараты, работающие по принципу рентгена. Современные грабители умудряются работать даже ночью. Были случаи, когда они ставили над древней могилой палатки, включали фонари и незаметно для всех проводили раскопки. Часто бывает, что находим уже те места, где побывали грабители. Вот, например, рядом с этим городищем есть древний могильник. Его случайно нашел пастух, когда ковырял ручкой кнута в земле, – расковырял верхний слой грунта и провалился в склеп. О находке стало известно ученым. Они в 1996 году начали работу. Первый склеп, который удалось найти и вскрыть, оказался ограблен еще в древности. Остальные найденные захоронения остались нетронутыми. Раскопки скифского кладбища продолжаются и сейчас. Там множество костей - человеческих и жертвенных животных, иногда попадается керамика и различные украшения.

ОНИ ВОВСЕ НЕ РОМАНТИКИ

Заинтригованный рассказами археолога, я попросил сводить меня на старинное кладбище. Место научных исследований похоже на военное укрепление. В воздухе сильно пахнет сыростью, а от вида лежащих в ямах человеческих костей бросает в холодный пот. На одну могилу уходит до трех дней. За это время археологи перелопачивают несколько тонн плотно слежавшегося грунта. Кстати, к могилам допускают лишь профессионалов.

Вам не страшно работать с костями? - влезая в яму, спрашиваю у симпатичной девушки. - Наверное, после такой работы ночью кошмары снятся, а перед обедом аппетит пропадает?

От усталости спишь как убитый, а от тяжелой физической работы аппетит зверский, - отвечает девушка, сосредоточившись на соскабливании с костей мерзкой грязи. - Поначалу было страшно! Но со временем к этому привыкаешь, и работать все равно интересно.

Археологи - народ несуеверный. Они не верят в проклятия и предсказания. А в красивых древних легендах всегда видят пищу для размышления и научных работ.

Люди идут сюда за знаниями, а не за романтикой или деньгами, - поясняет Михаил. - Ведь прежде чем начинать археологическую экспедицию, приходится перелопатить кучу книг, карт и архивных документов. А зарплаты у нас маленькие. Начинающий специалист получает не больше 2 тысяч гривен.

___________________________________
Ю. А. Коловрат

Население Змиевщины сер. VII - III вв. до н. э. историческая наука именует скифским, т. к. практически всю территорию современной Украины древние греки называли Скифией, а её население скифами. Однако по этническому составу население Скифии не было однородным.

Главным письменным источником в изучении скифского периода истории Змиевщины являются археологические материалы и сообщения древнегреческого историка Геродота. В своей «Истории» Геродот упоминает Северский Донец: «… восьмая река - Танаис . Она … впадает … в … озеро под названием Меотида (оно отделяет царских скифов от савроматов). В Танаис впадает другая река, по имени Сиргис» .

В то же время, по данным археологии на обширной территории лесостепной Скифии, простиравшейся от бассейна среднего и верхнего Днестра на западе до среднего Дона на востоке, жили в VII - III вв. до н. э. племена осёдлых земледельцев. Культура данных племён по своему происхождению, по особенностям быта, религиозных верований существенно отличалась от культуры степных кочевников скифов .

Своеобразные черты племён лесостепной историко-этнографической области складывались постепенно и в основном на местной основе, уходящей своими корнями в доскифское время, в эпоху бронзы. Б.А.Шрамко считает, что на Змиевских землях местную основу составило население позднесрубной и бондарихинской культур, в которое влились на рубеже VII - III вв. до н. э. переселенцы из днепровского Правобережья, являвшиеся носителями культуры жаботинского типа . П.Д.Либеров, изучая северскодонецкую лепную керамику, пришёл к выводу, что аналогичные типы керамики изготовляли местные племена эпохи бронзы (катакомбная, срубная, бондарихинская археологическая культура) .

В результате сложного взаимодействия различных культур, принадлежавших различным этническим группам, в лесостепной зоне Восточной Европы ещё в доскифское время начала формироваться своеобразная историко-этнографическая область. С установлением господства скифов в степях Северного Причерноморья, между ними и лесостепными земледельцами устанавливаются тесные культурно-экономические связи. Межплеменное разделение труда обеспечило взаимовыгодную торговлю. В результате и у тех и у других племён распространяются общие типы вооружения, конской упряжи и украшений, которые нередко имеют изображения, оформленные в т. н. зверином стиле. При этом специфические особенности культуры лесостепной общности сохраняются на протяжении всей скифской эпохи. Поэтому скифские памятники лесостепной части Украины называют лесостепной культурой . В бассейне Северского Донца была распространена северскодонецкая (другое, неверное, название - севернодонецкая) группа памятников данной культуры. Городища, селища и курганы этого периода сосредоточены главным образом на правом берегу Северского Донца, по рекам Уды и Мжа.

Памятники скифского времени на Северском Донце впервые привлекли внимание таких знатоков края, как Н.В.Сибилёв, С.А.Локтюшов и А.С.Федоровский ещё в начале ХХ в. После 1917 г . они изучались Н.М.Фуксом, С.А.Семёновым-Зусером, И.И.Ляпушкиным, И.Ф.Левицким. Наибольшие заслуги в изучении этих памятников принадлежат Б.А.Шрамко и П.Д.Либерову . Скифские городища и селища бассейна Северского Донца изучали А.А.Моруженко, В.П.Андриенко, В.Е.Радзиевская, В.Г.Бородулин. Значительный вклад в открытие и изучение памятников скифского времени внесли И.П.Костюченко, Е.В.Пузаков, Ю.Н.Шкорбатов, В.З.Фрадкин, Я.И.Красюк, Т.И.Щетинин и др. . В последнее время очень интересные материалы, относящиеся к истории лесостепного населения Змиевщины в VII - III вв. были получены во время раскопок, проводившихся под руководством Ю.В.Буйнова и А.В.Бандуровского . В настоящий момент изучением скифских древностей на территории Змиевского края занимаются В.В.Колода, Д.С.Гречко, Г.Е.Свистун, И.Б.Шрамко и др.

Хронологически скифская лесостепная культура подразделяется на три периода:

  • раннескифский (сер. VII - пер. пол.VI вв. до н.э.);
  • среднескифский (вт. пол. VI - V вв. до н.э.);
  • позднескифский (кон. V - нач. III вв. до н.э.) .

Население Левобережной Лесостепи концентрировалось несколькими группами по течению основных рек. Одна из них заселила лесостепное течение Северского Донца. Очевидно, в таком размещении отразилось естественное деление этих групп на племена. Каждое из этих территориальных племенных образований имело определённые особенности материальной культуры, составлявшие их этнографические признаки .

Характерной особенностью населения Левобережной Лесостепи скифского времени является то, что в IV в. до н.э., в пору наивысшей агрессии кочевых скифов, местный этнос, его культура и хозяйственная жизнь не пришли в упадок, как это произошло на Правобережье. Наоборот, в IV в. до н.э. здесь наблюдается рост и расцвет хозяйственной и культурной деятельности. По-видимому, население этой территории в меньшей степени, чем его западные соседи, подвергались опустошительным набегам степняков .

Исследователи предпринимали неоднократные попытки отождествить лесостепную археологическую культуру с конкретным этнонимом, из тех, что приводит Геродот в своём перечне. В соответствии с гипотезой А.И.Тереножкина и В.А.Ильинской, на Левобережной Украине следует локализовать геродотовых скифов-земледельцев .

Такого же мнения придерживаются авторы десятитомной «Истории Украинской ССР» (см. рис. на переднем форзаце). Население, жившее между верховьями Дона и Днепром, Геродот называет гелонами и сообщает о них следующее: «Гелоны … занимаются земледелием, садоводством и едят хлеб» . Этим гелоны резко противопоставляются скифам-кочевникам. Б.А.Рыбаков локализовывал гелонов на Левобережье, в т.ч. и по Северскому Донцу (см. рис.) .

Но, скорее всего, отождествлять гелонов с носителями лесостепной культуры неверно, ибо немного ранее Геродот сообщает: «Жители Гелона издревле были эллинами. После изгнания из торговых поселений они осели среди будинов» . Считать население лесостепной культуры будинами так же ошибочно, так как их ареал обитания - это лес: «…вся земля их покрыта лесом» .

Рис. 1.

Источник: 1987 г . - М.: Наука, 2008. - С. 57

Рис. 2.

Источник: Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. - Репринт. изд. 1987 г . - М.: Наука, 2008. - С. 62

По мнению харьковских учёных В.В.Скирды, Б.П.Зайцева и А.Ф.Парамонова племена лесостепной культуры следует отождествлять с меланхленами . Этой точки зрения придерживаются также Б.А.Шрамко , В.К.Михеев и автор данных строк . Основой данного мнения служит следующее. Исследователями отмечено, что в формировании восточнославянского племени северян (волынцевская и роменская археологическая культура) принял участия определённый иранский (позднескифский и сарматский) элемент. Например, сам этноним сѣверопроисходит от иранского sēv- «чёрный» . Поразительная параллель с меланхленами, чьё имя переводится как «люди в чёрных одеждах» ! В.В.Иванов и В.Н.Топоров полагают, что рассматриваемый этноним мог быть связан с индоиранским savya-, имеющим различные пространственные значения . Это даёт основание предполагать, что имя северян может быть увязано с племенами меланхленов «чёрных плащей», описанными Геродотом . Кроме того, устройство святилищ лесостепной скифской культуры во многом схоже со святилищами северян, о чём будет сказано ниже, в третьей главе. По предположению В.В.Седова, северами первоначально именовалась племенная группа ираноязычного населения, обитавшая в Днепровском лесостепном Левобережье. Это население растворилось среди славян, которые и восприняли старый этноним . Неясным является лишь время этого события.

Рис. 3.

I - древности с городищ (1, 6, 8 - Бельское; 2-5, 7, 9 - Басовское); II - древности из курганов возле с. Аксютинцы (10 - курган № 3 в уроч. Стайкин Верх; 11-15 - Старшая Могила).

Источник: Винокур І. С., Телєгін Д. Я. Археологія України: Підручник для студентів історичних спеціальностей вищих навчальних закладів. - Вид. 2-е, доп. і перероб. - Тернопіль: Навчальна книга; Богдан, 2005. - С. 180

Необходимо отметить, что И.С.Винокур и Д.Я.Телегин считают меланхленов носителями юхновской археологической культуры и размещают их севернее лесостепной культуры. Судя по топонимике, юхновцы принадлежали к числу балтских по языку племён, родственных по своему этносу современным латвийцам и латышам .

Рис. 4.

Источник: Велика Скіфія. - 1 6 500 000 // Україна. Історичний атлас. 7 клас. - К.: Мапа, 2008. - С. 5

Таким образом, вопрос об этнической принадлежности население скифской лесостепной культуры Змиевщины сер. VII-III вв. до н.э., остаётся открытым. Тем не менее, учитывая сложность и неоднозначность этнической идентификации населения нашего края означенного времени, в дальнейшем своём повествовании мы будем именовать местное население этого периода лесостепными скифами.

Рис. 5.

Источник: История Украинской ССР: В 10 т. - К.: Наукова думка, 1982. - Т. 1. Первобытнообщинный строй и зарождение классового общества, Киевская Русь /до второй половины XIII в./

Лесостепная часть бассейна Северского Донца в скифскую эпоху была густо заселена. Всего здесь известно более 150 открытых поселений и городищ . Поселения лесостепных скифов на территории Змиевского края представлены городищами и селищами. Характерно, что на Змиевщине поселения изучены лучше, чем курганы. Поселения лесостепной культуры расположены главным образом на правом берегу Северского Донца и по его правым притокам, в частности: на Мже, Удах, Гомольше .

На сегодняшний день в бассейне Северского Донца насчитывается 18 городищ. Некоторые из них расположены на территории Змиевщины: Водяное, Мохнач, Короповы Хутора, Бльшая Гомольша, Северское городище, Тарановское и, вероятно, Сухая Гомольша . Думается, что в этот список следует добавить Змиево городище . Также имеются сведения о существовании скифского городища на территории с. Островерховка .

Рис. 6.

Источник:

Традиционно исследователи считают, что возникновение городищ на Змиевщине следует связывать с расширением экспансии скифов и нарушением стабильности в Северном Причерноморье. В частности, Д.С.Гречко и Г.Е.Свистун пишут: «Вряд ли укрепления возникали хаотически при отсутствии какой-либо угрозы, поскольку их сооружение требовало огромного количества материальных и людских ресурсов. Характерно, что местная племенная группировка укрепляла поселения, расположенные вблизи Муравского шляха» . Однако В.В.Колода придерживается иного взгляда. По его мнению, причиной продвижения скифоидного населения из бассейнов Ворсклы, Псла и Сулы на территорию Змиевщины могла быть необходимость хозяйственного освоения новых земель, связанная с экстенсивным, а потому экологически рискованным ведением хозяйства .

Рис. 7. Реконструкция защитных сооружений скифского времени на Мохначанском городище

Источник: Гречко Д. С., Свистун Г. Є. Деякі питання вивчення лісостепових городищ скіфського часу на Сіверському Дінці // Археологія. - 2006. - № 4. - С. 20

Технологию сооружения защитных сооружения скифских городищ великолепно реконструировали Д.С.Гречко и Г.Е.Свистун. В основе фортификации находился вал, сооружавшийся следующим образом. Сперва, по линии будущего вала сжигалось огромное количество дерева. Поверх образовавшейся раскалённой зольной подушки ложился слой увлажнённой глиняной массы, в которую вставляли засечённые вверху колоды. Глиняный слой прожигался температурой зольной подушки и превращался в подобие кирпича. Затем глиняная сердцевина сооружения закрывалась насыпью вала .

В 1953 г . Б.А.Шрамко исследовал Змиево городище, больше известное в археологии как Гайдары-1 (урочище Буцера). В отчёте отмечены невыразительные фрагменты лепной посуды, предположительно скифского времени. Подъёмный материал, собранный в разное время А.С.Федоровским, Н.К.Фуксом, М.И.Саяным и В.В.Дидыком, свидетельствует, что в раннем железном веке здесь существовало скифское селище лесостепной культуры . Предполагавшееся некоторыми исследователями наличие на данном памятнике оборонительного вала скифского времени , остаётся невыясненным.

Городище, расположенное у с. Сухая Гомольша - многослойное, также содержит материалы, свидетельствующие о пребывании в этих краях лесостепных скифов. Предположительно, оно возникло в скифскую эпоху , хотя сомнения по этому поводу высказали Д.С.Гречко и Г.Е.Свистун . Общая площадь городища 2 га . Оно состоит из цитадели и двух предградий .

На территории с. Островерховка расположено скифское городище IV - III вв. до н. э. Во время раскопок здесь выявлено наземное жилище .

В с. Большая Гомольша на мысе левого берега реки Гомольши расположено скифское городище V - III вв. до н. э., площадь которого около 7 га . Городище окружено валом и рвом. В 1928 - 1929 гг. в окрестностях городища найден бронзовый котёл скифского типа. Здесь же, В.З.Фрадкиным и В.П.Андриенко в 1968 г . обнаружены два селища. Первое селище расположено в 1 километре к востоку от села, на пашне. Оно имеет площадь 150×70 м. Второе находится в урочище Засемёново, на мысе правого берега реки Гомольша, в 1 км к югу от животноводческой фермы, у северо-восточной окраины села, с площадью 500×300 м .

Между сёлами Водяное и Красная Поляна имеется городище. Оно расположено на высоком мысе правого берега реки Уды, в урочище Холодный Яр. Мыс с напольной стороны ограждён валами и рвами. Площадь городища составляет 2, 54 га . Раскопки, проводившиеся Б.А.Шрамко в 1952 г ., показали, что городище двухслойное - с отложениями скифской эпохи и роменской культуры .

Интереснейшим памятником истории нашего края является городище Коробовы хутора, расположенное возле с. Коробово, на левом берегу реки Северский Донец, на песчаных дюнах около леса. Раскопки, проводившиеся под руководством Б.А.Шрамко в 1953-1954 и в 1970 гг., показали, что оно двухслойное. Нижний его слой относится к скифскому периоду времени. Площадь Коробовского городища составляет 1,5 га . Главный двор его с трёх сторон окружён рвом и валом с остатками каменной кладки от стен. Также, в районе с. Коробова найдены три античные пантикапейские монеты . Вал скифского времени был насыпан из песка, а с боку усиливался, очевидно, рядом засечённых колод. Этот вал датируется типично скифской керамикой и фрагментом точильного бруска с отверстием для подвешивания, характерного для скифской эпохи .

Среди археологических памятников Змиевщины особенное внимание исследователей всегда привлекало внимание городища, расположенное в пределах современного с. Мохнач. Памятник площадью приблизительно 12,5 га размещён на высоком мысе правого берега Северского Донца между заплавой и одной из глубоких балок, выходивших к ней с северо-западной стороны. Защитные сооружения Мохначанского городища начали строиться в раннем железном веке, но, скорее всего, скифы не довели строительство фортификаций до конца, что и привело к разрушению городища . Рядом с городищем, по обе стороны Донца располагались 7 скифских селищ. Данные поселения занимали первую надзаплавную террасу левого и склоны правого берегов реки .

У пос. Кочеток (Чугуевский район) обнаружены два селища скифской эпохи с зольниками и городище. Они расположены на высоком правом берегу Северского Донца, около устья его притока - реки Большая Бабка. Ещё одно многослойное селище также имеет скифские отложения .

Одно из поселений скифского времени расположено в с. Аксютовка. Здесь найдены четыре бронзовых наконечника стрел .

В 1950 г . Б.А.Рыбаковым было открыто скифское селище, расположенное у с. Островерховка . Данное поселение и связанный с ним могильник расположены на плоской возвышенности истоков реки Чернявки (левый приток Мжи). В 1951-1953 гг. исследование данного памятника проводил Харьковский госуниверситет. На территории селища зафиксировано 60 зольников, которые сосредоточены в 5 группах. Каждая из этих групп представляет собою самостоятельное целое и расположена от соседней группы на значительном расстоянии. Первая группа включает 10 зольников, вторая - 15, третья - 11, четвёртая - 21 и пятая - 3. в первой, второй и четвёртой группах зольники располагались приблизительно по кругу. Возможно, такой же порядок был и в третьей группе, однако там это менее заметно, так как площадь её пересекается молодым оврагом .

На околице с. Боровое выявлено поселение скифского времени, V-III вв. до н. э. . Ещё одно такое селище находилось на территории с. Соколово .

В 1951 г . в 2 км к северу от с. Бирочок Я.И.Красюком было обнаружено скифское селище, расположенное на правом берегу Мжи . Несколько ранее, в 1948 г ., Я.И.Красюк открыл многослойное селище эпохи бронзы и скифского времени. Селище расположено на правом берегу реки Мжи, в 2 км к северу-востоку от с. Первомайского, в урочище Бирочок .

На правом берегу реки Мжа, на возвышенности к юго-востоку от с. Гришковка расположено ещё одно скифское селище. На его зольниках собрана керамика, пряслица, глиняные пуговицы, железное копьё, кинжал и бронзовые наконечники стрел V-IV вв. до н. э. . В настоящий момент эти находки экспонируются в Музее боевого братства с. Соколово.

Рис. 8. Ученики Змиевской школы № 1 открыли погребение женщины раннескифского времени. Урочище Сердюково-2 (у с. Лиман)

Интересуясь информацией о кладоискательстве и археологии, я понял, что история нашего края началась намного раньше, чем образование казачества на Дону. С детства я видел курганы, слышал легенды. Но сейчас, когда я знаю, что на Северном Кавказе жили народы скифов и сарматов, смотрю на окружающий мир по-другому. Доподлинно неизвестно кем были эти люди, как жили и чем занимались.

Не понятно, почему у сарматов были поселения, городище и крепости, а скифы вечно скитались. А как же курганы? Они хоронили своих соплеменников в пустынной степи, среди диких трав, создавая огромные холмы. Курганы сравниваются с Египетскими пирамидами.

А я считаю, что в местах больших скоплений курганов, должны находиться временные поселения скифов . Какие бы они не были кочевники, а жён и детей никуда не денешь.

Есть достоверные факты, что многие женщины скифских племён были воинами. Считается, что пресловутые амазонки были ответвлением народности скифов. Возможно им надоели мужчины и они отделились. Доказательства жизни и быта скифских народов найти нелегко, надо найти поселение или стоянку скифов.

Если брать за основу наличие в одной местности скопление курганов и своеобразный ландшафт предположительно существовавший в эпоху бронзы (это старые, глухие и по ныне, места русел рек), именно там необходимо плотно вести поиск и археологические раскопки. Я полностью поддерживаю гипотезу, что чёрное море и каспийское были соединены большим проливом. Возможно, действительно, аргонавты за руном приплывали в наши края. Именно здесь, в степях, происходили чудеса далёкого античного и до античного прошлого.

Первыми монетами скифов были боевые стрелы луков из бронзы. На них можно было приобрести вещи обихода, с другой стороны использовать в бою.

На фотографиях монеты стрелки скифских народов 4-1 в.в. до нашей эры.

Мильоны - вас.
Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразиться с нами!
Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы, -
С раскосыми и жадными очами!


Кто такие скифы? Это вопрос волнует умы историков на протяжении многих веков. Скифы - греческое слово, с помощью которого эллины обозначали кочующие народы, проживающие на территории Причерноморья между течениями рек Дона и Дуная. Скифы сыграли чрезвычайно большую роль в исторических судьбах многих народов нашей страны и внесли огромный вклад в сокровищницу мировой культуры. Какое отношение имеют скифы к становлению культуры нашего края? Есть ли вообще какая - то взаимосвязь или все - таки миф?

Интересуясь информацией о кладоискательстве и археологии, я понял, что история нашего края началась намного раньше, чем образование казачества на Дону. С детства мы видели курганы, слышали легенды. Но сейчас, когда я знаю, что на Северном Кавказе жили народы скифов и сарматов, смотрю на окружающий мир по-другому. Доподлинно неизвестно кем были эти люди, как жили и чем занимались.

Белгородчина - северо-восточная окраина Скифии. Скифы - кочевой народ, родственный славянам по крови и культуре. Совместное проживание со славянскими племенами. VI - III вв. до н.

Фото 1.

Славяне-Сколоты (запад Белгородской области) были оседлым народом, занимались в основном земледелием, освоили выплавку железа, строили города (укрепленные поселения). Торговали с греками зерном, скотом, мехами в обмен на украшения, вина, дорогую посуду. По Геродоту соседи скифов, живущие в лесостепи называют себя сколотами - "детьми Солнца". Пограничное проживание славянских племен сколотов, от которых сохранились названия рек Оскол и Ворскла (Воръсколъ) .

"Воронежские скифы" (северо-восток Белгородской области) - обособившаяся часть скифов.

Сарматы (юго-восток Белгородской области). Здесь был передний край пастбищ сарматов, племен, пришедших из южно-уральских степей в IV - II вв. до н. э.

Фото 2.

Салтово-маяцкая культура — археологическая культура эпохи железного века на юге России. Датируется серединой VIII — началом Х веков, периодом господства в этом регионе Хавзарского каганата. Название дано по двум крупным памятникам — городищу близ села Верхний Салтов на левом берегу Северского Донца и Маяцкому городищу близ впадении в Дон реки Тихая Сосна.

Городище у с. Колтуновка было открыто Г.Е. Афанасьевым в 1977 году и исследовалось им же в 1985 году. Крепость расположена на правом берегу р. Тихой Сосны, со всех четырех сторон окружена валом шириной около 10м. Раскопки Афанасьева 1985 года показали, что в основе укреплений стоит стена из сырцового кирпича, без фундамента, шириной около 3м. Внешняя часть стены была облицована меловыми блоками, что увеличивало общую ширину стены до 4,4м. Судя по сохранившимся остаткам и слою развала, первоначальная высота стены составляла не более 1,6м, т.е. крепость не была достроена.

Городище у впадения р. Тихой Сосны в Дон известно с 17 века как Маяцкое. Откуда произошло название, доподлинно неизвесно, есть мнение, что в старину на холме стоял маяк, либо этими маяками выступали дивы - меловые столбы Дивы.

Крепость расположена на правом высоком берегу р. Тихая Сосна при впадении ее в р. Дон. С северо-восточной стороны городище ограждает узкий овраг, с юго-западной и юго-восточной - искусственный ров шириной 6-8м и глубиной 2,5-5,7м. Стены городища сложены из меловых блоков методом двухпанцирной кладки с внутренней забутовкой из щебня и крупных камней. Ширина стен составляла около 4м, высота - не более 5м

На стенах крепости найдены рунические надписи. Некоторые из них прочитаны. Одна из них гласит: «Элчи и Атаач и Бука — трое их», другая — «Ума и Ангуш — наши имена». Большинство — нет.

Реконструкция Маяцкой крепости Вокруг Маяцкой крепости располагалось поселение, здесь в полуземлянках и юртах жили сторожевые воины, скотоводы, ремесленники и земледельцы, обслуживавшие крепость. Было обнаружено 44 жилых и хозяйственных постройки, 3 святилища, катакомбные погребения, жертвенники, тризны и хозяйственные ямы. Часть поселка реконструирована на этом же мысу. В Большом каньоне, на юго-восточной окраине селища было обнаружено огромное скопление обломков керамики. Здесь располагался хутор гончаров. Тут были вскрыты 4 гончарные мастерские с остатками гончарных печей. Это были полуземляночные постройки площадью от 14 до 17 кв. м с односкатной крышей. Делилась постройка на две части: северную с гончарными кругами и очагами для обогрева постройки, южную, в которой сушилась посуда. Рядом с мастерскими сооружались гончарные печи.

Некрополь был найден во время экспедиции случайно. Местные ребята принесли ученым бронзовые изделия и бусы, найденные в разрастающемся овраге не юго-востоке селища. Изучение места выявило могильник площадью около 3 га с большим количеством погребений. Погребальное сооружение алан представляло собой прямоугольную яму (дромос) ведущую в пещеру (катакомбу). Мужские скелеты лежат вытянуто на спине в центре катакомбы. Женские - скорчившись на боку, что свидетельствует о подчиненном

мужчинам положении. Несколько катакомб были ранее разграблены, лишь в некоторых археологами были найдены ножи, поясные пряжки, наконечники стрел, бронзовые зеркала, бусы, амулеты, другие украшения, в числе которых прекрасные золотые серьги с жемчугом. Все погребения относятся к салтово-маяцкой культуре.

Таким образом, исследованиями 2008 года на территории археологического комплекса был обнаружен грунтовый могильник.

Из изученных скифских поселений своеобразными укреплениями выделяется белгородское - Стрелецкое городище. Своими очертаниями эти укрепления напоминают средневековую крепость, имеют внушительный вид. Жилые постройки были наземными, прямоугольной формы, в их основе находился плетеный каркас, который обмазывали глиной.

Основную массу находок на поселениях скифов составляет глиняная посуда, изготовленная от руки. Местные мастера делали кувшины, похожие на греческие амфоры. Реже, чем керамика, встречаются орудия труда, изготовленные из железа, бронзы, кости и камня - ножи, топоры, шилья, серпы и др. Археологами обнаружены также оружие (мечи, железные и костяные наконечники стрел) и женские украшения. Особую группу находок составляют изделия культового назначения. Среди них - уникальные каменные фигурки людей, найденные на белгородском городище Круглое.

Большой интерес представляют захоронения скифов. Курган насыпался, как правило, для одного погребенного. Обязательным элементом в погребальном ритуале была тризна с кострищами в могилах и в насыпи, непременным положением напутственной пищи в виде частей туш домашних и диких животных вместе с железными ножами. Конские захоронения заменялись положением в могилы уздечных наборов, символизирующих верхового коня.

Среди художественных изделий, обнаруженных в погребениях скифов, наиболее интересны предметы, декорированные в зверином стиле: обкладки колчанов и ножен, рукоятки мечей, детали уздечного набора, бляшки (использовавшиеся для украшения конской сбруи, колчанов, панцирей, а также в качестве женских украшений), ручки зеркал, пряжки, браслеты, гривны и т. д.

Наряду с изображениями фигур животных (оленя, лося, козла, хищных птиц, фантастических животных и т. д.) на них встречаются сцены борьбы зверей (чаще всего орла или другого хищника, терзающего травоядное животное). Изображения выполнялись в невысоком рельефе при помощи ковки, чеканки, литья, тиснения и резьбы, чаще всего из золота, серебра, железа и бронзы. Восходящие к образам тотемных предков, в скифское время они представляли различных духов и играли роль магических амулетов; кроме того, они, возможно, символизировали силу, ловкость и храбрость воина.

Могильные сооружения отличались большим разнообразием. Размеры могилы и высота кургана зависели от знатности погребенного. И хотя курганы на Белгородчине значительно меньше, чем степные, даже спустя почти две с половиной тысячи лет, с учетом регулярной вспашки полей, на которых курганы расположены, они даже в настоящее время достигают 3-5 м.

А я считаю, что в местах больших скоплений курганов, должны находиться временные поселения скифов. Какие бы они не были кочевниками, а жен и детей никуда не денешь.

Есть достоверные факты, что многие женщины скифских племен были воинами. Считается, что пресловутые амозонки были ответвлением народности скифов. Возможно, им надоели мужчины и они отделились. Доказательства жизни и быта скифских народов найти нелегко, надо найти поселение или стоянку скифов.

Первыми монетами скифов были боевые стрелы из бронзы. На них можно было приобрести вещи обихода.

Одежда скифских мужчин состояла из коротких кожаных кафтанов (туго перетянутых поясом) и длинных плотно облегающих кожаных штанов или широких шерстяных шароваров. Кафтаны носились мехом внутрь. По их краям располагались узоры, а на спине находилась орнаментная полоса. Кафтаны знатных скифов украшались яркими вышивками и разнообразными аппликациями, а парадная одежда расшивалась множеством золотых украшений. Штаны носились либо на выпуск, либо вправлялись в невысокие, мягкие, перевязанные ремешком возле щиколотки полусапоги («скифики»). Нередко кожаные штаны украшались «лампасами» и разнообразными вышивками. Кожаный пояс служил для подвешивания колчана (с левой стороны) и меча или кинжала (с правой стороны). Пояса знатных скифов и дружинников покрывались металлическими бляшками. Скифские женщины носили одежду из шерсти, растительного волокна конопли и кожи. Наряд скифянок во многом зависел от их социального положения. Одежда простых женщин чаще всего состояла из длинного платья, поверх которого носилась накидка. Наряды знатных скифянок обычно расшивались множеством золотых пластинок и бляшек.

Скифская мифология разнообразна, многое переняли от греков. И отсюда следует вывод что скифы были язычниками.

По многим историческим источникам указано, что скифы это - прорусы, наши дальние предки, которые были и пахарями, и оседлыми охотниками и рыбаками. Именно такие миролюбивые народы жили на территории Белгородской области. Большинство скифских курганов было найдено в Красненском и Алексеевском районах.

Оскол это по одной из версий (одна из двух наиболее вероятных вторая после оскаленных меловых берегов) это на старотюркском наречии река осов (оскол и кол-река) а осы,это аланы это одно из скифо-сарматских племен, ираноязычных и с того, что северяне (предки черниговцев курян белгородцев и харковчян) по видимому племя ославяневшееся но имеющее в том числе иранское скифосарматское происхождение ибо само название северян севуры (отсюда курских этноним севрюки) это тоже скифское слово....

Следы скифов сохранились на территории нашего края. Центром скифов было поселение Городище (не далеко от хутора Кирово, Алексеевского района). Из 23 зарегистрированных курганов-могильников основная часть (19) была расположена в треугольнике, образованном сёлами Репенка, Вербное, хутором Кирово. У села Вербное с 1964 по 1989 год под руководством доктора исторических наук, профессора Петра Дмитриевича Либерова группа московских археологов проводила раскопки. Необходимость раскопок была вызвана тем, что многие историки сомневаются относительно населения, обитавшего в наших краях в 1 веке до нашей эры. Отдельные археологи считают, что Среднее Подонье было заселено скифами. Другие придерживаются мысли, что здесь жили будины - гелоны - родоначальники ранних славянских народов, которые вели более оседлый образ жизни.

Таким образом, можно уверенно сказать, что в эпоху раннего железного века в нашем крае жили люди, которые установили тесные торговые связи с греческими колониями Причерноморья, и археологические находки об этом свидетельствуют.

Много похожих вещей мы видим и в быте славян, во внешнем виде жилищ, в элементах обихода.

Традиционная художественная культура Оскольского края впитала в себя культурные, хозяйственные, социально-бытовые, этнические явления большой территории Курской, Белгородской и Воронежской областей.

Жилище — одно из самых существенных и чрезвычайно сложных элементов культуры. Согласно архивных данных на территории современной Белгородчины преобладало срубное жилище. А раньше, в славянских поселениях, преобладали жилища в форме прямоугольной полу землянки. Известны полу землянки с очагом внутри.

Наш край славился изобилием ремесел. Этому способствовали благоприятные природно-климатические условия.

Основное занятие жителей уезда — земледелие. Сеяли озимую рожь, овес, просо, ячмень, гречиху, в небольшом количестве — пшеницу.

Так в крае зафиксированы следующие ремесленные специальности: токари, кузнецы, горшечники, гончары, бочарники, плотники, шорники, толстовары, чеботари и т. д.

Многие ремесла, связанные с переработкой и обработкой дерева, в своей технологии с древнейших времен дошли до начала ХХ в. практически без особых изменений.

В большом количестве изготавливались гребни, топоры, буравцы, ножницы, ножи, кочерги и т.д.

Удивительным явлением гончарного промысла в казацкой была глиняная игрушка. Изготовляли ее на радость детям, себе и на ярмарку. А еще в стародавние времена по предположениям археологов игрушка была принадлежностью языческих культовых обрядов. Глиняные погремушки, свистульки использовались в обряде погребения. Над усопшим шумели, свистели, отгоняя злых духов и призывая добрых.

Народная одежда — яркое, самобытное и своеобразное явление традиционной художественной культуры.

Традиционный костюм края был достаточно разнообразен, в первую очередь это относится к женскому костюму. В Осколье бытовали почти все основные комплексы женской одежды, выделенные этнографами на территории России: поневный и сарафанный комплексы, с домотканной юбкой и «парочка» (кофта — юбка). Украшали одежду по разному, разными цветами, вышивкой, кружевоплетением, узорным ткачеством.

Женский костюм- рубаха, которая служила как нательной так и выходной одеждой. Основным материалом для рубахи служил льняной и конопляный холст домашнего производства.

Льняная ткань обладает замечательными свойствами: она гигиенична, прочна, приятна в носке и поэтому идеально подходит для летней одежды. Ну а в жаркую погоду, одежда изо льна просто незаменима, так как легко впитывает влагу (до 80% собственного веса) и при этом не становится влажными на ощупь и хорошо пропускает воздух. Из стари русский лен называли «северным мелком». Египетские жрецы носили одежды только изо льна. В древней Греции высоко ценили отделанные пурпуром одежды из льняных тканей. Искусство возделывания льна зародилось почти 9 тысяч лет назад в горных областях Индии. Лен был известен в Ассирии и Вавилоне, откуда проник в Египет. Ну а как былинка с голубыми цветками попала к нам? Эта культура пришла от скифов, которые умели возделывать лен. На Руси лен издавна был предметом национального промысла и торговли.

Мужская одежда состояла из рубахи архаичного туникообразного покроя с длинными рукавами. Шилась из тонкой холстины. Рубахи молодых мужчин украшались вышивкой. Рубахи носили с портами (штанами) из домашней холстины, окрашенной в черный или темно-синий цвет.

В Староосколье бытовала распашная верхняя одежда: жилет, кафтан, поддевка, зипун, зипун, тулуп, шуба, полушубок, армяк, халат и другие.

Древним видом обуви наших предков были плетеные из лыка лапти и веревочные лапти-чуны, а с XIX — кожаные сапоги. Башмаки, кое-где ботинки и «знак зажиточности — галоши». В зимнюю пору носили валяные катанки (валенки). У женщин — крестьянок, кроме лаптей и чунь, были сапожки, башмаки, черевички, коты.

Похоронный обряд представлял комплекс ритуальных действий. Верили в посмертное существование души. Женщин хоронили в платках, Молодых парней и девушек одевали «как под венец». Могилу роют до сих пор 6 человек, которых называют копочами лишь утром в день похорон. После погребения в ногах ставили деревянный крест.

Таким образом, изучив источники, можно сказать, что скифы, проживавшие на нашей территории, - это не миф, это объективная реальность. А это значит, что они не могли не оказать значительного влияния на нашу славянскую бытовую и военную культуру.

Ссылки
1.​ Вольная Г.Н., Нарожный Е.И. Поселения скифского времени // Материалы и исследования по археологии Северного Кавказа. - Армавир, Вып. 3, 2004
2.​ Данилов А.А, Косулина Л.Г. История России: 6 класс. - М., 2007
Крупнов Е.И. Древняя история Северного Кавказа. - М., 1960

Победа греков над скифами во II в. до н. э. оказалась эфимерной. Скифы вновь овладели западным Крымом. Раскопки последних десятилетий в этом районе выявляют все новые и новые данные о строительной и хозяйственной деятельности скифов. Целой цепочкой протянулись их поселения вдоль побережья. Большинство из них еще ждет исследований, и лишь на самых значительных в последние годы ведутся раскопки.

На берегу моря, в 7 км к западу от Евпатории, близ детского санатория «Чайка» расположено городище скифов. Оно возникло на месте греческого поселения, которое еще в начале III в. до н. э. пытались захватить скифы.

Во II в. до н. э. они возвели здесь небольшую крепость с мощной оборонительной стеной своеобразной конструкции. Поскольку эта местность песчаная, ров здесь вырыть невозможно (края осыпались бы). Скифы решили проблему обороны города очень остроумно: они насыпали песчаный вал шириной 6 м, который затем укрепили с внутренней и внешней сторон стеной из бутового камня. Стена была высокой - сохранившаяся часть внешней облицовки достигает 3,5-4 м.

Застройка крепости велась по строгому плану. Сказалось, видимо, влияние греческих строителей, да и сами скифы ко II в. до н. э. уже сумели приобрести навыки градостроительства. С востока и юга шли кварталы из примыкающих друг к другу жилищно-хозяйственных комплексов. Если хозяин владения изменял площадь своей постройки (пристраивал сарай или расширял жилое помещение), то это приводило, естественно, к изменению планировки всего квартала. Наряду с одноэтажными, строили и двухэтажные дома. Наверх поднимались по каменным лестницам.

Улицы, как правило, были мощеные, их уровень находился выше полов помещений, куда спускались также по лестницам.

Местное население прибрежной полосы занималось рыболовством, земледелием, торговлей. Видимо, оно унаследовало традиции живших здесь ранее греков, используя установленные ими торговые связи с различными городами.

Городище «Чайка» просуществовало сравнительно недолго. В I в. н. э. жизнь здесь замерла.

К северу от Евпатории, в 28 км от нее, на берегу моря расположено Южно-Дсиузлавское городище. Оно, так же как и «Чайка», возникло во II в. до н. э. на месте греческого поселения. Захватив его, скифы возвели в центральной части укрепление, которое имело округлую в плане форму размером 130 на 45 м. Эта небольшая крепость была хорошо защищена валом, поверх которого шла каменная стена. Перед ней находился глубокий ров, обложенный камнями. За пределами крепостных стен располагалось селище.

Раскопками на городище открыты здания, состоящие из нескольких помещений. Их стены, как правило, сложены из рваного камня. Сохранились каменные ограды дворов, многочисленные хозяйственные ямы. Помимо добротных жилищ, существовали и примитивные. Примером тому могут служить остатки юрты I в. н. э., имеющей почти правильную круглую форму размером 2,7 на 3 м. По краю глинобитного пола шли поставленные на ребро плоские камни. В центре находилась яма, предназначенная для опорного столба перекрытия.

Южно-Донузлавское городище прекратило свое существование, как и «Чайка», в I в. н. э.

На южном побережье Тарханкутского полуострова, у с. Окуневки, на месте ранее существовавшего греческого поселения, во II в. до н. э. возникло скифское городище Тарпанчи. В плане оно имело прямоугольную форму, с трех сторон было защищено каменной стеной толщиной 2,8 м. Кверху она постепенно сужалась до 1,55 м. Снаружи стену обмазывали толстым слоем глины. Это не только придавало ей более опрятный вид, но и делало более прочной. Вдоль стены, на расстоянии 4 м друг от друга, располагались боевые башни. Исследованы две из них.

Квадратные в плане, пятиметровые в поперечнике, они, так же как и стены, возведены из бута. Перед стеной башни выступали на 4-4,4 м. Удалось проследить оригинальную конструкцию основания башни, до раскопок городища Тарпанчи не встречавшуюся в скифской фортификациии. Башня имела цоколь из крупных плит, лицевая кладка которого, обращенная к напольной стороне, была пирамидальной. На цоколе возвышалась вертикальная стена. Во второй строительный период башни укрепили дополнительным противотаранным поясом толщиной 1,75 м. Перед стеной находился глубокий (4,5 м) ров, ширина которого в верхней части достигала 11-12 м, а в основании - 5 м. Склон рва, обращенный к городу, облицован камнем28.

К городищу с запада и востока примыкали селища, размеры которых во много раз превосходили размеры самого укрепления. К северу располагались остатки большого зольника.

У оборонительной стены, с ее внешней стороны, открыт пристроенный к ней навес, под которым временно хранили, а может быть, и просушивали пшеницу и ячмень. Площадка под навесом была глинобитной. Когда последний раз промазали пол, кто-то прошел по нему, остались отпечатки босых ног. Раскопана не вся площадка, а только ее часть, но на ней собрано более 500 кг обуглившегося зерна. Погибло зернохранилище внезапно на рубеже II-I вв. до н. э. Вероятно, это произошло во время второго похода войск Диофанта против скифов, когда Диофант «будучи задержан непогодой» - как мы узнаем из декрета в Херсонесе,- неожиданно повернул в приморские земли северо-западной Тав-рики. Нападение было столь внезапным, что скифы не смогли уберечь собранный урожай. От удара врагов пострадала и оборонительная стена. Однако, судя по всему, грекам не удалось захватить Тарпанчи. Жизнь на поселении продолжалась.

Во II-III вв. н. э. здесь возникают различные сооружения, в том числе так называемый дом с контрфорсами. Он состоял из трех помещений: жилого и двух хозяйственных, а также двора со служебными постройками. Такой комплекс характерен для скифских усадеб северо-западного Крыма.

Помимо земледелия, местное население занималось животноводством (разводили овец, коз, свиней, лошадей, коров, собак), рыболовством (ловили кефаль, камбалу, осетров).

В III в. н. э. городище Тарпанчи погибло. Жизнь в нем замерла. Население покинуло свои жилища, они начали быстро разрушаться. И вот в одном из помещений археологи обнаружили остатки гнезда хищных птиц, некогда поселившихся на руинах Тарпанчи. Хищники вывели птенцов, кормили их мелкими птицами, а также змеями. Удалось установить 26 видов последних.

Все сказанное, во-первых, прямо указывает, что край этот Оставался долгое время пустынным, необитаемым. А во-вторых, позволяет судить о той фауне, которая была здесь в начале I тыс. н. э.

Южно-Донузлавское городище, «Чайка», Тарпанчи были сравнительно небольшими поселениями, тогда как в устье Альмы скифы в конце II в. до н. э. возвели большой город. Место для него они выбрали исключительно удачное. Альма в древности была полноводная, обеспечивала жителей пресной водой. Левый берег реки был довольно крутой. Тридцатиметровые отвесные обрывы делали городище неприступным со стороны моря. Более пологий спуск вел к реке. И лишь юго-западная и юго-восточная стороны оставались незащищенными. Здесь скифы создали надежную оборонительную систему.

Городище сейчас имеет форму треугольника, обращенного вершиной к морю. Его площадь около 6 га, но море непрерывно наступает на него, подмывает берег, и огромные массы земли рушатся на пляж. Уничтожается ежегодно примерно 60 см береговой полосы. В обрывах видны остатки хозяйственных ям, каменных построек, битая посуда. Какая площадь разрушилась, что находилось на несохранившейся территории, мы уже никогда не узнаем.

В древности городище было связано морским путем с Херсонесом и Керкинитидой, с близлежащими приморскими скифскими поселениями. Мимо него греческие корабли шли из Херсонеса в Керкинитиду и Ольвию. А может быть, греческие купцы приплывали из Ольвии с товарами для скифов прямо к устью Альмы.

С Херсонесом и Неаполем местных жителей соединяли сухопутные дороги, следы которых выявляет аэрофотосьемка.

С юго-запада и юго-востока к городищу примыкало огромное поселение, во много раз превесходящее его размеры. С напольной стороны оно было, вероятно, защищено земляным валом. Площадь поселения сейчас распахана, засажена виноградником, но оборонительную линию фиксирует аэрофотосъемка. К востоку от него находился большой некрополь. Не все еще его границы удалось выявить. К примеру, южная теряется в винограднике, где встречаются отдельные могилы. Всего исследовано около 7000 м2 площади древнего кладбища (примерно его четвертая часть).

Когда возникло городище, жили ли до него здесь греки, кому принадлежали эти земли до появления скифов? Эти вопросы стояли перед археологами с самого начала исследования памятника. Однако ответить на них не просто. Ведь значительная часть городища уничтожена, и культурные слои, которые, возможно, могли дать ответ на эти вопросы, погибли. Поэтому надо обратиться к имеющимся материалам. О чем говорят они?

При раскопках фрагменты греческой керамики IV-III вв. до н. э. встречаются крайне редко, однако они все-таки есть, и общее их количество постепенно возрастает. Были найдены обломки херсонесских и синопских амфор этого же времени, фрагменты чернолаковых сосудов. Значит, жизнь здесь в IV-III вв. до н. э. была. Существовавшее до скифов поселение могло скорее всего принадлежать грекам хоры Херсонеса. В связи с наступлением моря и уничтожением береговой полосы какая-то часть этого поселения (теперь мы уже не узнаем какая именно) уничтожена.

Если наше предположение верно, а дальнейшие исследования Усть-Альминского городища это могут проверить, то границы хоры Херсонеса в северо-западном Крыму должны быть значительно отодвинуты к югу от уже известной территории.

Что же касается самого скифского городища, то оно возникло в устье Альмы, как мы уже сказали, в конце II в. до н. э.* (до войны с херсонесскими греками).

Разведочные раскопки на городище были проведены П. Н. Шульцем в 1946 г., а с 1968 по 1984 г. городище и некрополь ежегодно исследовал Альминский отряд Института археологии АН УССР».

Приступая к систематическим раскопкам этого памятника, Альминский отряд ставил перед собой несколько задач. Прежде всего следовало выяснить, как был защищен город скифов. Сейчас, поднимаясь к городищу по крутой тропинке со стороны Альмы или подходя к нему с юга от с. Углового, можно видеть довольно высокий поросший травой вал и ров перед ним. Что это - земляные сооружения или развалы саманных стен? Какие у скифов в Крыму были жилые и хозяйственные постройки, чем занималось население, какие существовали у них обряды, как хоронили умерших?

Кроме этих вопросов, предстояло решить и еще один самый трудный - как назывался в древности этот город?

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....