Географическое положение хабаровского края. Хабаровский край - краткая характеристика

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Площадь – 787,6 тыс. кв. км

Расстояние от Хабаровска до Москвы: по железной дороге – 8533 км; по воздуху – 6075 км

Хабаровский край включает в себя 2 городских округа и 17 муниципальных районов , на территории которых располагаются 28 городских и 186 сельских поселений

Входит в число крупнейших по размерам административно-территориальных образований Российской Федерации, расположен в центральной части российского Дальнего Востока, простираясь с севера на юг на 1800 км, с запада на восток – от 125 до 750 км. С востока край омывается водами Охотского и Японского (Татарский пролив) морей. Береговая линия протяженностью более 2,5 тысяч километров изобилует множеством бухт и заливов. Помимо континентальной части в состав Хабаровского края входят несколько островов, самые крупные из которых - Шантарские .

Край имеет общие границы с Республикой Саха (Якутия), Приморским краем, Амурской, Магаданской, Еврейской автономной областями; проливы Невельского и Татарский отделяют его от Сахалинской области, а Охотское море – от Камчатского края. На юго-западе по рекам Амур и Уссури проходит государственная граница с Китайской Народной Республикой.

Основную часть территории занимают многочисленные горные хребты (Сихотэ -Алинь, Джугджур , Баджал , Хинган и др.) и плоскогорья с высотами от 500 до 2500 м.

Климат континентальный с хорошо выраженными муссонными чертами. Климатические условия меняются при движении с севера на юг, зависят от близости к морю , формы и характера рельефа . Зима продолжительная, снежная, суровая. Холодный период года длится около 6 месяцев (с конца октября по конец апреля). Средняя температура января от −22 °C на юге и до −40 °C на севере, на побережье от −18 °C до −24 °C. Лето на большей части территории относительно теплое и влажное. Средняя температура июля на юге +20 °C, на севере около +15 °C. Годовая сумма осадков колеблется от 400-600 мм на севере и до 600-800 мм на равнинах и восточных склонах хребтов. На юге края до 90% осадков выпадает с апреля по октябрь , особенно много их в июле и августe .

Край богат лесными, минеральными, рыбными и другими природными ресурсами. В Красную книгу Хабаровского края внесены 167 видов растений и грибов, 127 видов животных. Среди них есть редчайшие виды, внесенные в Международную Красную книгу.

Речная сеть края насчитывает свыше 200 тыс. больших и малых рек и 55 тыс. озер. Все водотоки имеют четко выраженный горный характер, с глубоко врезанными долинами и стремительным течением в верхней и средней их части. Самые крупные реки - Амур, Амгунь , Тунгуска, Бурея, Тумнин , Анюй ; озера - Чукчагирское , Болонь, Удыль , Орель , Большое Кизи . В реках и озерах насчитывается до ста видов рыб, в том числе осетровых. По рекам, впадающим в Японское и Охотское моря, идут на нерест проходные лососи. В северном Охотоморье обитает основное на Дальнем Востоке стадо тихоокеанской сельди. Промысловое значение имеют навага, камбала, минтай и другие виды рыб, моллюски, водоросли, а также морские животные.

Край является одним из самых лесных регионов Российской Федерации. На севере растительность представлена в основном стланиковыми формами лесов, лесотундрами и редколесьями. Южнее таежные типы растительности постепенно замещаются хвойными и кедрово-широколиственными лесами.

Для животного и растительного мира края характерно смешение северных и южных видов флоры и фауны.

Для сохранения естественных ландшафтов и углубленного их изучения в крае выделены особо охраняемые природные территории. Среди них 6 государственных заповедников (Буреинский , Ботчинский , Большехехцирский , Болоньский , Джугджурский и Комсомольский) общей площадью 1,7 млн. га.

Среди полезных ископаемых наиболее выгодны в экономическом отношении и стратегически важны каменный и бурый угли, углеводородное сырье, золото, платина, олово, медь, строительные материалы, подземные воды.

По состоянию на 1 января 2013г. в Статистическом регистре хозяйствующих субъектов учтено более 42 тысяч организаций, их филиалов и других обособленных подразделений. Большинство из них функционируют в сфере оптовой и розничной торговли (32%), 17% заняты операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, 12% - в строительстве .

Важными составляющими промышленного производства в крае являются добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды. Развиты рыболовство и лесное хозяйство.

Хозяйства населения, сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства специализируются в растениеводстве (кормовые и зерновые культуры, соя, картофель, овощи) и животноводстве (молочно-мясное скотоводство, птицеводство, пчеловодство).

Хабаровский край занимает ключевые позиции в единой транспортной системе Дальнего Востока. Протяженность сети железных дорог общего пользования - 2,1 тыс. км. Основу ее составляют участки Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей, связывающих Европу и центральные районы России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Между материковой сетью железных дорог и о. Сахалин действует паромная переправа Ванино – Холмск.

Протяженность эксплуатируемых внутренних водных судоходных путей составляет 2,8 тыс. км. Наиболее крупные речные порты расположены в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре. По водным путям край имеет выход к Охотскому и Японскому морям. Крупные морские международные порты - Ванино, Советская Гавань и Де-Кастри . В Советской Гавани создана портовая особая экономическая зона , предусматривающая формирование международного многопрофильного портового центра, судоремонтного и судостроительного центра, строительство контейнерных терминалов, а также развитие переработки водно-биологических ресурсов.

Хабаровский край находится на пересечении международных воздушных транспортных коридоров. На территории эксплуатируются аэродромы различных классов. Крупнейший на Дальнем Востоке международный аэропорт Хабаровск (Новый ) принимает воздушные суда всех типов. Предприятия местных воздушных линий предоставляют широкий спектр авиационных услуг.

Сеть автомобильных дорог сосредоточена, в основном, на юге Хабаровского края. Протяженность автомобильных трасс общего пользования составляет 6,6 тыс. км, из них 95%- дороги с твердым покрытием. По территории края проходят автомагистрали федерального значения: Хабаровск - Владивосток, Чита - Хабаровск, Хабаровск - Находка.

Между Хабаровским краем и российскими регионами осуществляется сотрудничество практически во всех сферах деятельности: экономика, образование, культура, спорт, туризм, здравоохранение, социальная защита населения, организуются и проводятся межрегиональные фестивали, конкурсы, научно-практические конференции.

Внешнеторговый оборот Хабаровского края в 2012 году составил 3233,2 млн. долларов США, в том числе экспорт – 2060,6 млн. долларов США, импорт – 1172,6 млн. долларов США. Основными торговыми странами-партнерами остаются Китай, Республика Корея, Япония.

На начало 2012/2013 учебного года в крае функционировало 401 государственное и муниципальное общеобразовательное учреждение, 16 учреждений начального, 27 учреждений среднего и 10 учреждений высшего профессионального образования. Негосударственный учебный сектор представлен 5 общеобразовательными учреждениями , 2 учреждениями среднего и 5 учреждениями высшего профессионального образования .

В 2012 году услуги здравоохранения в крае оказывали 91 больничное и 219 амбулаторно-поликлинических учреждений. В системе здравоохранения работали 8,0 тыс. врачей и 14,5 тыс. среднего медицинского персонала.

Культуру в крае представляют 5 профессиональных театров, филармония, цирк, 271 учреждение культурно-досугового типа, 19 музеев, 258 общедоступных библиотек.

Периодическая печать включает широкий спектр изданий, старейшие из них: краевые газеты "Приамурские ведомости" и "Тихоокеанская звезда", литературный журнал "Дальний Восток". Развиты радио- и телевизионное вещание, Интернет.

Экономико-географическое положение субъекта

Положение по отношению к соседним странам, регионам

Расположен на юге Дальнего Востока, в юго-восточной части Российской Федерации. На севере граничит с Хабаровским краем, на западе с КНР, на юго-западе с КНДР, с юга и востока омывается Японским морем. Крупный залив -- Петра Великого. Берега залива сильно изрезаны и образуют внутренние заливы: Амурский, Уссурийский, Посьета, Стреломк, Восток.

Областной центр - Владивосток.

Положение по отношению к главным сухопутным и морским транспортным путям :

К сухопутным путям - устойчивые железнодорожные и автомобильные сообщения.

К морским путям - выгодное, потому что Приморский край имеет выход к морю, а его областной центр - один из крупнейших портов Российской Федерации.

Положение по отношению к главным топливно-сырьевым базам, промышленным и сельскохозяйственным районам: находится рядом с Охотской нефтегазоносной провинцией, находится вдали от сельскохозяйственных регионов и регионов тяжелой промышленности.

Положение по отношению к главным районам сбыта продукции : Основные торговые партнеры Приморского края: Китай (49 % внешнеторгового оборота), Республика Корея (21 %) и Япония (10 %), то есть Приморский край находится вблизи от главных районом сбыта продукции.

Изменение ЭГП региона во времени:

Общий вывод о влиянии ЭГП на развитие и размещение хозяйства страны: Таким образом, благодаря выгодному ЭГП Приморье выполняет связующие, контактные функции в развитии разнообразных связей России со странами АТР. Через порты Приморья ежегодно завозятся многие жизненно важные грузы: продовольствие, топливо, машины и оборудование в северо-восточные районы страны - в Магаданскую область, на Камчатку и Чукотку, на Сахалин.

История образования и формирования территории региона

Доисторический период. К концу каменного века на территорию Приморья начинает проникать примитивное земледелие, и уже ближе к началу I тысячелетия до нашей эры местное население овладело бронзовыми орудиями труда и оружием.

Древний мир.

В начале железного века -- примерно в 800-е годы до нашей эры -- прибрежную зону занимало население янковской культуры. В это время появляются крупные поселки, в которых люди жили круглый год. Основным видом деятельности было рыболовство, собирание растений, так же было развито земледелие. На побережье выращивали преимущественно просо, а в континентальной зоне -- ячмень.

Во второй половине I тысячелетия до нашей эры, в западных районах Приморья появляются племена воцзюй -- носители кроуновской культуры. В середине I тысячелетия нашей эры Приморье было заселено племенами сумо моэх. приморье хозяйство регион

Средние века.

На территории Приморья в средние века существовало три империи, последовательно сменявшие друга друга: Бохай (698--926 гг.), Цзинь (1115--1234 гг.), Восточное Ся (1215--1233 гг.).

Этот период истории края характеризуется появлениям неравенства и сословий, становлением неподконтрольных народу органов власти, которые основаны на легитимном насилии. Экономика характеризуется качественными преобразованиями хозяйства (в первую очередь его производящих форм, таких как земледелие), развитием ремесла, торговли. Развитие экономики приводит к появлению первых городов. В области культуры начинается поляризация идеологии, разделение культуры на элитарную и массовую.

С начала VIII века территория края входила в состав государства Бохай (или Пархэ) и на тот момент делилась как минимум на две территориально-административные единицы: область Шуайбинь, названная по реке Суйфун (ныне Раздольная), в долине которой располагался её центр, и округ Янь (Яньчжоу), с центром находившимся вблизи современного поселка Краскино в Хасанском районе.

Империя Цзинь в 1141 году

В 926 году Бохай было уничтожено под натиском киданей, после чего начинается объединение части племен хэйшуй моэх (чжурчжени), которое завершилось созданием государства Цзинь, разгромившего в 1125 году киданьскую империю Ляо. Позже в ходе войн с китайской империей Сун Цзинь удалось захватить весь Северный Китай и удерживать его в течения столетия.

В начале XIII века территория Восточной Азии подверглась монгольским нашествиям. Это привело к потере восточных территорий империи Цзинь, которые выделились в самостоятельное государство Восточное Ся. В это время бывшее далекой окраиной Приморье стало одной из центральных областей нового чжурчжэньского государства. Однако в 1233 году, пройдя через Корё, монгольские войска осадили Южную столицу Восточного Ся, и с этого момента государство прекратило свое 19-летнее существование.

Окончательным итогом монгольских нашествий стало разрушение древних цивилизаций, опустошение и разорение Приморья. Как писал один из китайских летописцев «на том месте, где стояли города и кипела бурная жизнь, царило запустение и паслись дикие звери». С позиций официальной российской историографии, вплоть до появления русских первопроходцев край оставался нетронутым и забытым, чему отчасти способствовала политика самоизоляции, проводившаяся в Китае и Корее в XVII--XIX веках. Это, впрочем, не подтверждается свидетельствами самих русских первопроходцев, в частности, Ерофея Хабарова, который в своих «отписках» докладывал руководству о том, что «теми людми, Дмитрей Андреевичь да Осип Степановичь, той земли овладеть не можно, потому что та земля многолюдна и бой огненной».

XIX век -- начало XX века

В середине XIX века Россия начала укреплять свои позиции на северо-западном побережье Тихого океана.

В 1856 году из приморских частей Восточной Сибири вместе с Камчаткой была образована Приморская область, из состава которой в 1857 году была выделена Амурская область. В 1858 году в состав Приморской области вошло все, вновь приобретенное по Айгунскому договору, пространство между правым берегом Амура, рекой Уссури и Японским морем, центром управления областью сделан город Николаевск, куда был переведен из Петропавловска флот, однако, эта территория на тот момент объявлялась в совместном хозяйственном ведении России и Китая.

В том же году было основано село Хабаровка, а в 1859 году заложен Софийск. 20 июня (2 июля по новому стилю) 1860 года был основан Владивосток, как военный пост. 14 ноября этого же года был подписан Пекинский договор, результатом подписания которого явилась передача южных земель Дальнего Востока под полную юрисдикцию России, с тех пор южная часть Приморья приняла нынешние очертания.

В это же время начинается переселенческое движение, которое осуществлялось двумя способами: принудительным и добровольным. В первом случае происходила отправка воинских команд по приказу, отправка казаков по жребию, направление крестьян в счет рекрутов, административное водворение государственных крестьян, ссылку катаржан и т. д. Добровольный способ, в отличие о принудительного, характеризовался свободным переселением желающих на новые земли.

Всего, в течение 1858--1914 годов в Приморье переселились 22 122 крестьянские семьи, 70 % которых были выходцами из Украины, при этом их доля в Южно-Уссурийском крае составляла 81,26 % от всех крестьян-переселенцев.

В 1880 году областное управление было переведено в Хабаровку, а из состава области выделен Владивостокский порт с полуостровом Муравьев-Амурским, образовавший отдельное Владивостокское военное губернаторство.

В 1884 году учреждено Приамурское генерал-губернаторство, в состав которого вошли области Приморская, Амурская и Забайкальская области и Сахалин, в том же году Сахалин был изъят из ведения губернатора Приморской области. В 1888 году Владивостокское военное губернаторство было опять присоединено к Приморской области, а областное управление перенесено во Владивосток.

26 июня 1889 года в составе Приморской области был образован округ Уссурийского казачьего войска с четырьмя станичными округами: Казакевичевским, Козловским, Платоно-Александровским и Полтавским.

Дальнейшее укрепление российских позиций на Дальнем Востоке ограничивалось малочисленностью российского населения и отдалённостью от населённых частей империи. С целью сократить время пути из Европейской части России до 2--3 недель, в мае 1891 года было начато строительство Транссибирской магистрали -- железнодорожной магистрали между Челябинском и Владивостоком длиной около 7 тысяч километров. Регулярное сообщение между столицей империи -- Санкт-Петербургом и тихоокеанскими портами России -- Владивостоком и Дальним -- по железной дороге было установлено 1 (14) июля 1903 года, когда Китайско-Восточная железная дорога, проходящая через Маньчжурию, была принята в постоянную эксплуатацию.

Немного ранее, в 1899 году, во Владивостоке был открыт Восточный институт -- первое высшее учебное заведение в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, и одно из старейших в Восточной Азии.

17 июня 1909 года согласно закону «Об административном переустройстве Приморской области и острова Сахалина» из состава Приморской области были выделены Сахалинская и Камчатская области. В том же году Южно-Уссурийский уезд был разделён на 3 уезда: Никольск-Уссурийский, Иманский и Ольгинский. 26 февраля 1914 года из Приморской области в состав Сахалинской области был передан Удский уезд (центр -- город Николаевск).

С 1861 по 1917 годы в Приморье прибыло 245476 крестьян, которыми было основано 342 селения, и уже к началу февральской революции численность населения Приморья составила 307332 человек.

Революция и Гражданская война.

Сразу после Октябрьской революции, в ходе которой к власти пришли большевики, был объявлен «Декрет о мире» -- Советская Россия 2 декабря 1917 года заключила перемирие и вышла из Первой мировой войны. 15-16 марта 1918 в Лондоне состоялась военная конференция Антанты, на которой обсуждался вопрос о начале интервенции. 1 августа 1918 года английские войска высадились во Владивостоке. На Дальнем Востоке интервенты продержались до 1922 года.

В это время граница Приморья была слабо охраняемой, что позволило перейти в Россию тысячам корейских иммигрантов, большая часть которых осела во Владивостокском округе, и составив в Посьетском районе до 90 % населения. Границу пересекали также и китайские иммигранты, которые, в отличие от корейцев, приходили в Приморье, как правило, на сезонные заработки.

6 апреля 1920 года была провозглашена Дальневосточная республика (ДВР), состав которой вошла, в том числе, и Приморская область. 22 ноября 1920 года из Иманского, Сахалинского, Удского и Хабаровского уездов Приморской области была образована Приамурская область ДВР с центром в городе Хабаровске.

26 мая 1921 года в южной части территории Приморской области в результате свержения власти большевиков было образовано независимое государственное образование -- Приамурский земский край.

В ноябре 1921 года из Владивостока начался поход на Хабаровск и Анучино, завершившийся провалом.

Просуществовал Приамурский земский край до 25 октября 1922 года, когда Владивосток был взят войсками НРА ДВР под командованием Иеронима Уборевича.

Советский период.

15 ноября 1922 года Дальневосточная республика была включена в состав РСФСР как Дальневосточная область с центром в Чите (с декабря 1923 года -- в Хабаровске). Приморская область была переименована в Приморскую губернию. В августе 1923 года в состав Приморской губернии вошла территория ликвидированной Приамурской губернии.

4 января 1926 года декретом ВЦИК Дальневосточная область преобразована в Дальневосточный край, в составе которого предусматривалось 9 округов, объединяющих 76 районов. Территория упразднённой Приморской губернии была разделена на четыре округа: Владивостокский (в пределах Владивостокского уезда (за исключением северной части Тетюхинской волости), Никольско-Уссурийского уезда, а также Шмаковской, Спасской, Яковлевской и Чугуевской волостей Спасского уезда Приморской губернии, с центром в городе Владивостоке), Николаевский, Сахалинский и Хабаровский.

К середине 20-х годов население Приморья достигло 600 тысяч человек, что равнялось 44 % всех дальневосточников.

20 октября 1932 года вышло постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О новом территориальном делении и районировании Дальневосточного края». В составе Дальневосточного края были образованы четыре области, в том числе Приморская с центром в городе Владивостоке.

В 30-е годы началась форсированная индустриализация и коллективизация сельского хозяйства. Это привело к миграции на Дальний Восток жителей западных и сибирских районов СССР. Миграция была как добровольной, так и принудительной (депортация заключенных ГУЛАГа).

Одновременно с этим сталинское руководство проводили политику этнических и социально-демографических чисток, результатом которых стало выселение нескольких десятков тысяч «неблагонадежных» и «социально-чуждых» лиц. В 1937 -- 1938 годах принудительно были депортировано 200 тысяч жителей корейской (в Казахстан и Среднюю Азию) и китайской (в основном в Китай) национальностей. В результате этнических депортаций до конца 80-х годов XX века китайцы и корейцы исчезли из национального состава населения Приморья.

Летом 1938 года на самой южной границе Приморского края, в районе озера Хасан, между Маньчжоу-го (марионеточным государством, находящимся под управлением Японии) и Советский союзом произошли военные столкновения, вошедшие в историю, как Хасанские бои. Причиной конфликта послужили претензии Японии на территорию озера Хасан и реки Туманная, в результате двухнедельных столкновений победу одержал СССР. Потери СССР составили 960 погибших, 2752 раненых, потери Японской стороны -- 650 убитых, 2500 раненых.

В том же году, 20 октября указом Президиума Верховного Совета СССР был образован Приморский край в составе РСФСР с центром во Владивостоке, в состав которого вошли Приморская и Уссурийская области Дальневосточного края.

18 сентября 1943 года была ликвидирована Уссурийская область, ранее входившая в Приморская край.

После окончания второй мировой войны Приморский край продолжал развиваться как крупный промышленно-аграрный район Дальнего Востока, но при этом сохранял сырьевую специализацию. Значительную роль в экономике края играл железнодорожный и морской транспорт.

15 сентября 1948 года Президиум Верховного Совета РСФСР постановил «Передать город Советская Гавань вместе с пригородной зоной из Приморского края в Хабаровский край»

В середине 60-х гг. XX века были созданы, ранее не имеющеюся в крае, отрасли промышленности: химическая, электротехническая, приборостроительная, инструментальная, фарфоровая, мебельная и др.

В это же время продолжались миграция жителей Европейской части России и Сибири, которая привела к увеличению численности населения края, с 1381 тысяч человек в 1959 до 1978 тысяч в 1979 году, при этом в социально-демографической структуре края преобладало городское население.

Постсоветский период.

середине 80-х годов началась «перестройка», которая внесла существенные изменения в экономическую, политическую, демографическую и социальную жизнь всего СССР, не исключением был и Приморский край.

В 1992 году Владивосток был открыт для иностранных граждан.

С началом в России экономических реформ в Приморье произошло разукрупнение большинства предприятий с образованием на их базе малых, акционерных, смешанных компаний, создание совместных с зарубежными фирмами предприятий. Развалилась система морского транспорта, огромный урон понесла рыбная промышленность, сельское хозяйство пришло в упадок. Понижение жизненного уровня населения привело к резкому снижению рождаемости, и эмиграции населения в Европейскую часть России, а также частично на Украину и в Белоруссию.

В 2000 году был создан Дальневосточный федеральный округ с центром в Хабаровске, в состав которого вошли все дальневосточные регионы России, в том числе и Приморский край.

2. Введение 2

3. Экономико-географическое положение 2


стороны 2

3.2. Как связанна с другими территориями 2

3.3. Особенность географического положения 3

4. Природные условия региона 3

4.1. Поверхность и ее удобство для хозяйственного освоения 4

4.2. Климатические условия 5

4.3. Полезные ископаемые и их хозяйственное освоение 5

4.4. Реки и озера их назначение 6

5. Население 6

5.1. Численность и плотность 6

5.2. Национальный состав и религии 6

5.3. Степень урбанизации 6

6. Экономика региона 6

6.1. Отрасли производства и их география 6

6.2. Отрасли сельского хозяйства и их эффективность 8

7. Перспективы развития экономики 9

7.1. Крупнейшие города их специфика 9

7.2. Развитие транспорта и связи в регионе 11

7.3. Центр административного района и его значение 12

8. Заключение 13

9. Список используемой литературы 14

2. Введение

Хабаровский край и город Хабаров названы в честь одного из отважных
русских землепроходцев 17 века Ерофея Павловича Хабарова. Южная часть
Хабаровского края более благоприятна для хозяйственного освоения чес
северная. На территории, составляющей около 30% площади всего региона,
проживает 80% его жителей. Север, напротив, отличается суровой природой
и малонаселенностью. Разработка ценных полезных ископаемых - главная
специализация района, определяющая его место в хозяйстве России.
Промышленные очаги, связанные, в основном с добычей полезных ископаемых,
значительно удалены друг от друга, поэтому их развитие затрудняется.
Также у Хабаровского края есть и другие преимущества, недостатки,
проблемы; которые будут рассмотрены в данной работе.

3. Экономико-географическое положение

3.1. С какими другими административными единицами, граничит и с какой
стороны

Хабаровский край расположен в центральной части южной половины Дальнего
Востока, у Тихого океана. Граничит с Китаем на юго-западе; с востока
омывается Охотским и Японским морями; проливами Татарский и Новельского
отделяется от острова Сахалин. На западе соседствует с Амурской областью
и Якутской АССР, на северо-востоке – с Магаданской областью. В состав
края входит Еврейская автономная область. Включает в себя 9 городов.
Центр - края город Хабаровск

3.2. Как связан с другими территориями

В настоящее время основным внешнеэкономическим партнером в Хабаровском
крае является Япония. С этой страной был подписан ряд долгосрочных
соглашений компенсационного плана по освоению в этом регионе лесных
ресурсов, развитию лесоперерабатывающих производств, производству
целлюлозы и бумаги, развитию угольной промышленности, транспортному
строительству, расширению портового хозяйства. По многим направлениям
ширятся внешнеэкономические связи Хабаровского края с Китаем. Интенсивно
растет приграничная торговля, совершаются сделки и соглашения с
китайскими фирмами по освоению природных ресурсов Хабаровского края.
Достигнуто соглашение между властями китайской провинции Хэйлунцзян и
Хабаровского края об охране и воспроизводстве рыбных запасов пограничных
рек Уссури и Амура. Весьма вероятно участие китайского капитала в
разработке месторождений железной руды Южной Якутии, Хабаровского края

3.3. Особенность географического положения

Особенность географического положения Хабаровского края заключается в
том, что он имеет выход в океан. Расположен близко к мировым торговым
маршрутам, что благоприятно сказывается на экономике края. Но для
Хабаровского края характерны отдаленность от основных, наиболее обжитых
и развитых районов России, а так же окраинность и ограниченность
контактов с – Восточной Сибирью. Также Хабаровский край имеет мощный
ресурсный потенциал. Это дает ему возможность занимать важное место в
экономике страны по ряду сырьевых позиций.

4. Природные условия региона

4.1. Поверхность и ее удобство для хозяйственного освоения

На территории края преобладает горный рельеф (свыше 70% территории). На
юге горные системы вытянуты в северо-восточном направлении. Яго-запад
занимают хребты Турана, М. Чинган, Буреинский, Ям-Линь, Баджальский,
Куканский и др. с высотам от 750 – 1000 метров до 2000 – 2500 метров.
Юго-восток выделяется рядом горных цепей Сихоте-Алинья средними высотами
700 – 1400 метров (наивысшая точка в городе Тардоки-Яни, 2077 метров). В
центральной части края – горы с широтной ориентацией: хребты Джагды,
Селемджинский, Майский, Становой. На севере – хребет Сунтар-Хаята (самая
высокая в крае вершина – 2933 метров). Параллельно Охотскому побережью
проходят хребты Прибрежный, Ульинский, Джугджур с высотами до 2000
метров, за которыми распологаются Юдомо-Майское нагорье со средними
высотами 800-1200 метров. Наиболее обширные низменности, которые
используются для пашен это: на юге – Нижне- и Средне-амурская,
Эворон-Тугурская, на севере Охотская.

4.2. Климатические условия

Климат муссонный, с суровой и малоснежной зимой и теплым влажным летом.
Средняя температуря января от –22 С на юге, до –30 -40 С на севере, на
морском побережье от –15 С до -25 С. средняя температура июля
колеблется от 12 – 16 С. - приморской части и до 20 – 21 С во внутренних
и южных районах. Осадков за год выпадает 400-600 мм на севере, 600-800
мм на юге и 1000 мм на востоке склонах Сихотэ-Алиня. Максимум осадков
(70-75%) приходится на лето. Вегетац. период 170-180 суток на юге края.
Вдоль побережья с севера на юг проходит холодное течение, с которым
связанны продолжительные летние туманы.

В Хабаровском крае распространены дерново-подзолистые почвы, на
равнинных участках – лугово-болотные и болотные почвы, в южных районах –
бурые лесные и буро-таежные почвы.

Край расположен в лесной зоне. Леса исключительно разнообразны по
составу и включают представителей дальневосточной (амурской),
охотско-камчатской и восточно-сибирской областей. Преобладают хвойные
леса: на севере, северо-западе и востоке; светлохвойные из даурской
лиственицы и темнохвойные с преобладанием аянской ели и белокорой пихты.
На юге края и на среднеамурской низменности – смешанные
кедрово-широколиственные леса. В лесу - различные виды лиан. В крае
много осоково-вейниковых лугов, пойменных и суходольных. В верхней части
гор – тундра с зарослями кедрового стланика.

Животный мир характеризуется сочетанием элементов фауны северного и
южного регионов. В тайге обитают копытные, хищники, грызуны. Из птиц –
глухарь, рябчик, свиристели, кедровка и другие. В смешанных лесах
водится изюбр, косуля, восточноазиатский кабан, и др. Из птиц
распространены тетерев, индийская кукушка, синяя мухоловка и др. В
озерах и реках насчитывается свыше 100 видов рыб, в их числе: амурская
щука, амур, чебак, серебряный карась, хариус, сом, ленок, сазан и др. В
Амуре обитают осетр, калуга и др. В прибрежных морских водах –
тихоокеанская сельдь, камбала, корюшка и др. В более теплом Японском
море ведется добыча кальмаров, трептангов, моллюсков, водорослей. На
территории края расположены Бльшехехцирский и Комсомольский заповедник.

4.3. Полезные ископаемые и их хозяйственное освоение

Среди полезных ископаемых в Хабаровском крае имеются различные
строительные материалы, уголь, цветные металлы. В центральной части
имеется угральсое месторождение угля. 0

4.4. Реки и озера их назначение

Большинство рек принадлежит бассейну Амура (длина его в пределах края до
1500 километров) – Бурея (верхнее и среднее течение), Биджан, Бира,
Тунгуска, Горюн, Амгунь, Уссури, Анюй, Гур. Из других рек выделяются
Тумнин и Коппи (впадают в Японское море), Тургур, Уда, Улья, Урак,
Охота, Иня (в Охотское море). Реки северо-западного края – Мая, Учур –
являются притоками Алдана и принадлежат бассейну Лены. Реки Приамурья
главным образом за счет муссонных дождей; у рек, впадающих в Охотское
море, приходится на весенний период. Потенциальные гидроэнергетические
ресурсы оцениваются в 22,8 миллиардов киловатт в час в год. Реки имеют
важное транспортное рыбохозяйственное значение. В крае много озер,
преимущественно небольших и мелководных. Выделяются озера, расположенные
в бассейне Амура: Болонь, Чукчагирское, Хумми, Б. Кизи, Удыль, Орель,
Чля, Эворон.

Моря, омывающие Дальний Восток, отличаются высокой ледовитостью. В
первую очередь она свойственна арктическим морям Северного Ледовитого
океана - Чукотскому и Восточно-Сибирскому. Но и моря Тихого океана -
Берингово и Охотское - также холодные, с длительным ледовым периодом и
потому трудны для плавания. Лишь в Японском море и в открытых водах
северо-западной части Тихого океана, подверженных влиянию теплого
течения Куросио, возможна круглогодичная навигация.

5. Население

5.1. Численность и плотность



Северная часть заселена не так густо, примерно 2 человека на квадратный
километр.

5.2. Национальный состав и религии

В Хабаровском крае живут русские (85,4%, перепись 1970), украинцы
(5,7%), народности Севера, Сибири и Дальнего Востока (нанайцы, эвенки,
ульчи, нивхи, орочи, удегейцы, негидальцы и др. – 1,5%), корейцы (1,4%),
евреи (1,4%), татары, белорусы, мордва, чуваши и др.

5.3. Степень урбанизации

Наиболее густо заселена южная часть края, особенно вдоль Транссибирской
железнодорожной магистрали (20-25 человек на 1 квадратный километр).
Городского населения 80% (на первого января 1977 года). Наиболее крупные
города: Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Советская Гавань, Биробиджан,
Амурск, Николаевск-на-Амуре. Большинство городов и поселков городского
типа возникло в годы Советской власти в связи с развитием промышленности
и транспорта.

6. Экономика региона

6.1. Отрасли производства и их география

Промышленность Хабаровского Края – один из важнейших индустриальных
районов Дальнего Востока. В межрайонном разделении труда хозяйство края
специализируется на машиностроении и металлообработке, черной
металлургии, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной
промышленности, добычи руд, цветных металлов, рыбной промышленности,
нефтепереработке.

Предприятия Хабаровского края выпускают морские и речные суда,
металлорежущие станки, трансформаторы, компрессоры, сельскохозяйственные
машины, подъемные краны, оборудование для литейных цехов, продукцию
широкого потребления: стиральные машины, бытовые приборы, металлическую
посуду и др. Основные центры машиностроения: Хабаровск,
Комсомольск-на-Амуре, Биробиджан, Советская Гавань, Николаевск-на-Амуре.
Черная металлургия представлена заводом «Амурсталь» в
Комсомольске-на-Амуре (действует с 1942 года), который использует
железный лом и дает сталь и прокат. Развита цветная металлургия.

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность –
наиболее развитые отрасли промышленности в Хабаровском Крае.
Заготавливается 12,3 миллионов кубических метров деловой древесины.
Лесозаготовки сосредоточены в южной половине края, преимущественно в
массивах, тяготеющих к железным дорогам, Амуру и его притокам. Большая
часть древесины вывозится за пределы края, главным образом на экспорт.
Деревообрабатывающая промышленность включает в себя несколько
предприятий, которые производят пиломатериалы, древесноволокнистые
плиты, паркет, стандартные дома, тару и др. Мухинский лесокомбинат и
фанерный завод в поселке Литково выпускают фанеру. На отходах
производства работают Хорский гидролизный завод. В Хабаровске,
Комсомольск-на-Амуре, Биробеджане действцют предприятия по изготовлению
строительных деталей, мебели. Целлюлозно-бумажная промышленность
представлена самым крупным на Дальнем Востоке комбинатом а городе
Амурске. Перспективы отрасли связанны с дельнейшим развитием глубокой
переработки древесины, полным использованием всего сырья и отходов
производства.

Основная роль в энергобалансе играют уголь и нефтепродукты. Среди
угольных месторождений эксплуатируются Ургальское. Большая часть угля
завозится из Райчихинска (Амурская область). Основа электроэнергетики –
тепловые станции в Хабаровске, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре
и Амурске. Централизованное электроснабжение охватывает экономически
развитые районы края, входящие в формирующуюся энергосистему юга
Дальнего Востока.

Промышленность строительных материалов получила развитие в Хабаровске
(производство железно-бетонных изделий, кирпича, рубероида,
стекловолокна, минеральной ваты и др.), Комсомольске-на-Амуре (заводы
железно-бетонных изделий, кирпичные заводы), Теплоозерске (цементный
завод), Лондоко (известковый завод) и др.

Предприятия легкой промышленности выпускают обувь, швейные, трикотажные,
чулочно-носочные и кожгалантерейные изделия; центры: Хабаровск,
Комсомольск-на-Амуре, Биробиджан (швейные фабрики), Бикин и Биробиджан
(трикотажные фабрики). Среди отраслей пищевой промышленности выделяется
рыбная, имеющая международное значение. Имеются также мукомольная,
кондитерская, пивоварня, спиртоводочная, мясомолочная, масложировая
отрасли промышленности. Главные центры: Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре,
Биробиджан.

6.2. Отрасли сельского хозяйства и их эффективность

В крае хорошо развито сельское хозяйство. В 1976 году в крае был 91
совхоз и 24 колхоза. Площадь земляного фонда 24525 тысяч гектаров,
сельскохозяйственных угодий 628 тысяч гектаров, из них под пашней 272,
сенокосами 205, пастбищами 145 тысяч гектаров. Посевные площади всех
сельскохозяйственных культур занимали 272 тысяч гектаров, в том числе
под зерновыми 93 тысяч гектаров, картофелем и овощами 30 тысяч гектаров,
кормовыми культурами 83 тысяч гектаров, плодово-ягодными насаждениями
3,8 тысяч гектаров. Площадь орошаемых земель в 1975 году составляла 3,2
тысяч гектаров, осушенных земель 144,7 тысяч гектаров. Из зерновых
культур сеют пшеницу (32 тысяч гектаров), овес, ячмень; из технических
сою (65,2 тысяч гектаров). Основные районы их возделывания расположены в
южной части края. Валовой сбор зерновых культур в 1976 году составил 151
тысяч тонн. Под картофелем занято 21,5 тысяч гектаров, под овощами – 8,4
тысяч гектаров. Валовой сбор картофеля в 1976 году составил 247 тысяч
тонн, овощей – 116 тысяч тонн. Овощи выращивая главным образом вокруг
Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Биробиджана, картофель
преимущественно в Октябрьском, Ленинском, им. Лазо районах. Садоводство
концентрируется на юге края, вблизи городов.

Животноводство имеет молочное и мясное направление. В пригородных зонах
интенсивно развивается птицеводство. Поголовье крупного рогатого скота
составило 191 тысяч, из них коров 74 тысячи; свиней 182 тысячи. Построен
ряд животноводческих предприятий, среди которых крупные птицефабрики,
комплексы по производству молока и свинины в районе Хабаровска и
Комсомольска-на-Амуре. На севере края развито оленеводство (51,5 тысяч
голов на первое января 1976 года). В крае (южные и центральные районы)
имеется 13 пчеловодческих совхозов, значит часть меда вывозится за
пределы края, в том числе на экспорт. Важные отрасли звероводство и
охотничий промысел. На зверофермах разводят норок серебристых лисиц.
Охота – традиционное занятие коренных народностей севера, живущих на
территории края; промышляют соболя, белку, выдру и др.

7. Перспективы развития экономики

7.1. Крупнейшие города их специфика

Хабаровск. Краевой центр. До 1983 года – Хабаровка. Основаны 1858 году
как военный пост. Расположен на реке Амур. Важный транспортный удел
Дальнего востока. Речной порт, железнодорожная станция Транссибирской
магистрали. Узел важнейших авиалиний. Транссибирская магистраль
связывает его с западными районами и владивостоком; железнодорожная
линия Волочаевка – Советская Гавань дает Хабаровску второй выход к
Тихому океану и соединяет с Комсомольском-на-Амуре. Общая площадь
городских земель – 365,91 квадратных километров, население – 600,7 тысяч
человек. Основные отрасли промышленности: машиностроение,
электротехническая, химическая, фармацевтическая, строительных
материалов, деревообрабатывающая, пищевая, легкая.

Амурск. Районный центр. Возник в 1958 году в связи со строительством
крупного целлюлозно-картонного комбината. Городом стал в 1973 году.
Расположен на левом берегу реки Амур, в 60 километрах выше
Комсомольска-на-Амуре. Железнодорожная станция Мылки (до нее 18
километров). Площадь городских земель – 146,64 квадратных километров,
население 78,1 тысяч человек. Основные отрасли промышленности:
целлюлозно-бумажная, машиностроение, пищевая.

Бикин. Районный центр. Расположен в долине реки Бикин (приток Уссури).
Год образования – 1938 – железнодорожная станция в 230 километрах к
юго-западу от Хабаровска. Общая площадь городских земель – 77,76
квадратных километров, население – 20,1 тысяч человек. Основные отрасли
промышленности: лесная и деревообрабатывающая, легкая, пищевая.

Биробиджан. Центр еврейской автономной области. Расположен на реке Бира
(приток Амура). Возник в 1928 году. Городом стал в 1937 году.
Железнодорожная станция (на Транссибирской магистрали) в 175 километрах
к западу от Хабаровска. До ближайшей пристани на реке Амур – село
Ленинское – 128 километров. Площадь городских земель – 150 квадратных
километров, население 85 тысяч человек. Основные отрасли промышленности:
машиностроение, лесная и деревообрабатывающая, строительных материалов,
легкая.

Вяземский. Расположен на террасах двух небольших рек. Год основания
1894. Статус города приобрел в 1951 году. Железнодорожная станция в 130
километрах к югу от Хабаровска. Площадь городских земель – 55,28
квадратных метров, население – 20,5 тысяч человек. Основные отрасли
промышленности: лесная и деревообрабатывающая, пищевая.

Комсомольск-на-Амуре. Население 322 тысяч человек. Площадь городских
земель – 325 тысяч квадратных метров. Год образования – 1932.
железнодорожная станция на линии Волочаевка – Советская Гавань, в 356
километрах к северо-востоку от Хабаровска. Речной порт на Амуре.
Основные отрасли промышленности: металлургическая. Машиностроение,
судостроение, химическая, лесная и деревообрабатывающая, строительных
материалов, пищевая.

Николаевск-на-Амуре. Год образования – 1850. городом стал в 1856 году.
До 1926 года – Николаевск. Ближайшая железнодорожная станция -
Комсомольск-на-Амуре (до нее – 670 километров). Речной и морской порт.
Население – 46 тысяч человек, площадь городских земель – 16,55
квадратных километров. Основные отрасли промышленности: лесная и
деревообрабатывающая, строительных материалов, пищевая.

Облучье. Районный центр. Входит в состав еврейской автономной области.
Год образования – 1938. расположен на реке Хинган (приток Амура).
Железнодорожная в 159 километрах от Биробиджана. Общая площадь городских
земель – 26,93 квадратных километров, население – 37,2 тысяч человек.
Основные отрасли промышленности: лесная, пищевая. Есть предприятия
железнодорожного транспорта.

Советская Гавань. Районный центр. Год образования – 1853. городом стал с
1941 года. Является конечной железнодорожной станцией на линии от города
Комсомольск-на-Амуре. Ближайший порт – Ванино. До него 41 километров.
Площадь городских земель – 29,17 квадратных километров. Население – 57,9
тысяч человек. Основные отрасли промышленности: строительных материалов,
судостроительная и судоремонтная, пищевая.

7.2. Развитие транспорта и связи в регионе

Из транспорта имеет важное значение железнодорожный транспорт. Главная
железная дорога края – Транссибирская магистраль (участок Облучье –
Хабаровск – Звеньевой). К ней примыкают железнодорожные линии:
Известковая – Чегдомын, Волочаевка - Комсомольск-на-Амуре и
Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань. В 1975 году завершено
строительство железнодорожного моста через реку Амур у
Комсомольска-на-Амуре. Важную роль играют речные перевозки по Амуру и
его притокам Уссури, Тунгуске, Амгуни.

Развит морской транспорт, связывающий Хабаровский край с прибрежными
районами Дальнего Востока и зарубежными странами тихоокеанского
бассейна, в частности и с Японией. Главный морской торговый порт –
Ванино, действующий с помощью ледоколов круглый год; из Ванино в Холмск
(остров Сахалин) осуществляется железнодорожная паромная переправа.
Другие порты: Николаевск-нна-Амуре, Маго, Мыс Лазарева, Де-Кастри,
Охотск. Сеть автодорог обслуживает главным образом южные районы края;
основные автодороги: Хабаровск – Владивосток и Хабаровск – Биробиджан,
Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре. Широко развит воздушный транспорт.
Хабаровск – крупный узел международных, союзных и местных авиационных
линий. Имеется нефтепровод Оха (остров Сахалин) - Комсомольск-на-Амуре.

7.3. Центр административного района и его значение

Хабаровск – это экономический, административный и культурный центр
области. В нем располагаются много предприятий, которые хорошо развиты
из-за того, что Хабаровск – это крупный транспортный узел. Хабаровск -
это главный административный центр области. Так как в Хабаровске
проживает более 600 тысяч человек значит этот город стал культурным
центром области.

8. Заключение

Семь - восемь десятилетий двадцатого века хозяйственное освоение
Приамурья шло довольно медленно и виной тому не только суровые природные
условия края, но, прежде всего сам общественный строй Советской России.

С точки зрения капиталистической системы хозяйствования, нетронутые
богатства Приамурья казались несметными, и алчная свора частных
предпринимателей приступила к их беззастенчивому грабежу. Экономика
восточной окраины с самого начала приняла однобокий характер,
развивались лишь добывающие отрасли промышленности: рыбная, лесная,
разработка золотоносных месторождений. Беспощадно вырубались и
вырубаются леса. В земледелии господствует отсталая и также хищническая
в своей основе переложная система.

В настоящее время в Хабаровском крае нужны люди, которые любят свой край
и хотят чтобы людям здесь жилось не хуже, чем в центре России.

Как один из самых уникальных, ввиду необычайного богатства его природы, обилия озер, рек, разнообразных форм рельефа, на карте России известен Хабаровский край. Города и поселки его заселяют в основном коренные малочисленные северные народы — эвенки, удэгейцы, ульчи, нанайцы, нивхы, орочи, негидальцы и эвены.

Край расположен в центре является одним из крупнейших административно-территориальных образований РФ. города и другие населенные пункты которого нанесены на карту, по Казакевичевой протоке и граничит с Китаем. Ближайшими соседями по территории РФ являются: Еврейская Приморский край, Якутия, Амурская и Магаданская области. С востока край омывается морями — Японским и Охотским. От о.Сахалин отделен проливами —Невельским и Татарским. Длина линии края - около 2,5 тыс. км. Кроме континентальной части в его составе есть несколько островов, самыми крупными из которых являются Шантарские.

Субъект федерации

Хабаровский край включен в состав Дальневосточного федерального округа. Дата образования - 1938 год. Краевым центром является Хабаровск, в списке наиболее крупных городов: Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре, Амурск, Советская Гавань.

Хабаровский край: города

  • Хабаровск. Является административным центром и крупнейшим городом края, одним из районных центров. Численность жителей - 577,7 тыс. чел.
  • Комсомольск-на-Амуре. Является крупным промышленным центром. Количество жителей 257 751 чел.
  • Амурск. Город-спутник Комсомольска-на-Амуре, административный центр Амурского района. Численность населения: 43 420 чел.
  • Николаевск-на-Амуре. Небольшой город-порт на р. Нижний Амур. К-во жителей: 22 634 чел.
  • Советская Гавань. Еще один портовой городок, райцентр. Численность населения: 27 671 чел.
  • Вяземский. Небольшой город, расположен на юге края. Это одна из крупных железнодорожных станций.
  • Бикин. Самый южный город, расположен на границе с Приморским краем, райцентр. Здесь проживает 17 156 чел.

Хабаровский край: поселки

Города края не ограничивают список его населенных пунктов. К крупным поселениям Хабаровского края (с более 10 тыс. жителей) относятся:

  • пгт Ванино. Спутник г. Советская Гавань, райцентр;
  • Солнечный. Промышленный пгт. Находится на р. Силинка недалеко от г. Комсомольска-на-Амуре;
  • Чегдомын. Рабочий посёлок. Отличается очень холодной зимой;
  • пгт Эльбан (Амурский район). Расположен в долине р. Эльбан;
  • село Князе-Волконское;
  • село Аян. Жители занимаются ловом рыбы и ее переработкой;
  • поселок Охотск. Осуществление связи с поселком зимой возможно только по воздуху;
  • поселок Переяславка, райцентр;
  • село Троицкое, райцентр;
  • село им. Полины Осипенко. Отличается суровой зимой;
  • село Богородское. Более 2/3 населения составляют представители народа ульчи.

Города и другие населенные пункты которого рассмотрены в статье, имеет самую низкую плотность населения в стране (1,7 чел. на 1 кв. км).

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...