География во второй половине 19 века. Развитие географии в России в XIX—XX вв

На карте мира конца XVIII - начала XIX в. правильно показаны очертания Европы, Азии, Африки; за исключением северных окраин, верно изображена Америка; без больших ошибок очерчена Австралия. Нанесены на карту главнейшие архипелаги и крупнейшие острова Атлантического, Индийского и Тихого океанов.

Но внутри материков значительная часть поверхности обозначена на карте «белыми пятнами». Неизвестными для картографов были обширные и безлюдные полярные области, почти три четверти Африки, около трети Азии, почти вся Австралия, значительные области Америки. Все эти территории получили достоверное отображение на карте лишь на протяжении XIX столетия и в начале нашего века.

Крупнейшим географическим достижением XIX столетия было открытие последнего, шестого материка Земли - Антарктиды. Честь этого открытия, совершенного в 1820 г., принадлежит русской кругосветной экспедиции на шлюпах «Мирный» и «Восток» под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева.

При создании современной карты обобщались картографические знания и географические сведения различных народов и разных эпох. Так, для европейских географов XIX в., изучавших Центральную Азию, большую ценность имели старинные китайские карты и описания, а при исследовании внутренних областей Африки они пользовались старинными арабскими источниками.

В XIX в. начался новый этап в развитии географии. Она стала не только описывать земли и моря, но и сравнивать явления природы, искать их причины, открывать закономерности различных природных явлений и процессов. На протяжении XIX и XX столетий были сделаны крупные географические открытия, достигнуты немалые успехи в изучении нижних слоев атмосферы, гидросферы, верхних слоев земной коры и биосферы.

Во второй половине XIX в. русские плавания с Балтики на Дальний Восток почти прекратились в связи с началом Крымской войны, а затем - продажей царским правительством Аляски США.

Среди иностранных кругосветных экспедиций первой половины XIX в. Своими географическими открытиями прославилась французская экспедиция на судне «Астролябия» в 1825 - 1829 гг. под Командованием Жюля Себастьяна Дюмон-Дюрвиля; Во время этого путешествия были положены на, карту северные берега островов Новая Зеландия и Новая Гвинея.

Особенно важное значение в истории науки имело кругосветное плавание английского корабля «Бигль» в 1831 -1836 гг. под командованием Роберта Фиц-Роя. Экспедиция выполнила обширные гидрографические работы и, в частности, впервые подробно и точно описала большую часть Тихоокеанского побережья Южной Америки. На «Бигле» совершил путешествие знаменитый натуралист Чарлз Дарвин. Наблюдая и сравнивая природу различных областей Земли, Дарвин позже создал теорию развития жизни, обессмертившую его имя. Учение Дарвина нанесло сокрушительный удар по религиозным представлениям о сотворении мира и неизменности видов растений и животных (см. т. 4 ДЭ).

Во второй половине XIX в. начинается новый этап в изучении океана. В это время стали организовывать специальные океанографические экспедиции. Усовершенствовались техника и способы наблюдений физических, химических, биологических и других особенностей Мирового океана.

Океанографические исследования широкого плана выполнила английская кругосветная экспедиция 1872 -1876 гг. на специально оборудованном судне - парусно-паровом корвете «Челленджер». Всю работу вела ученая комиссия из шести специалистов во главе с начальником экспедиции шотландским зоологом Уайвиллом Томсоном. Корвет прошел около 70 тыс. морских миль. Во время плавания на 362 глубоководных станциях (местах, где корабль останавливался для исследований) измеряли глубину, брали пробы грунта и образцы воды с разных глубин, измеряли температуру воды на разных горизонтах, вылавливали животных и растения, наблюдали за поверхностными и глубинными течениями. В продолжение всего путешествия каждый час отмечали состояние погоды. Собранные экспедицией материалы оказались так велики, что для их изучения в Эдинбурге пришлось создавать специальный институт. В обработке материалов участвовали многие английские и иностранные ученые во главе с участником плавания Джоном Мерреем - редактором трудов

экспедиции. Отчет о результатах исследований на «Челленджере» составил 50 томов. Завершить издание удалось только через 20 лет после окончания экспедиции.

Исследования «Челленджера» дали много нового и впервые позволили выявить общие закономерности природных явлений Мирового океана. Например, было установлено, что географическое распределение морских грунтов зависит от глубины океана и удаленности от берега, что температура воды в открытом океане везде, кроме полярных районов, от поверхности до самого дна непрерывно понижается. Впервые была составлена карта глубин трех океанов (Атлантического, Индийского, Тихого) и собрана первая коллекция глубоководных животных.

За плаванием «Челленджера» последовали другие экспедиции. Обобщение и сопоставление собранных материалов приводило к выдающимся географическим открытиям. Особенно ими прославился замечательный русский флотоводец и ученый-моревед Степан Осипович Макаров.

Когда Макарову было 18 лет, он опубликовал первую научную работу об изобретенном им способе определения девиации 1 в море. В это время Макаров плавал на кораблях Балтийского флота. Одно из таких учебных плаваний в 1869 г. на броненосной лодке «Русалка» едва не закончилось гибелью судна. «Русалка» наскочила на подводный камень и получила пробоину. Судно было далеко от гавани и затонуло бы, но находчивый командир направил его на мель. После этого случая Макаров заинтересовался историей кораблекрушений и узнал, что от подводных пробоин погибло множество кораблей. Вскоре он нашел простой способ заделки пробоин с помощью особого парусинового пластыря, названного его именем. «Пластырь Макарова» стали применять на всех флотах мира.

1 Девиация - отклонение магнитной стрелки судовых компасов от направления магнитного меридиана под влиянием металлических частей корабля.

Макаров разработал также конструкцию водоотливных систем и других аварийных устройств на кораблях и тем самым стал основоположником учения о непотопляемости судна, т. е. его способности оставаться на воде, имея пробоины. Это учение позднее развил знаменитый кораблестроитель академик А. И. Крылов. Вскоре Макаров прославился как герой русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Видя ее неизбежность, он добился перевода на Черное море еще до начала военных действий. По Парижскому мирному договору, заключенному после Крымской войны, Россия не имела права строить военные корабли на этом море до 1871 г. и поэтому создать здесь свой флот еще не успела. Иностранные военные специалисты предсказывали полную свободу действий турецкого флота на Черном море. Однако благодаря Макарову этого не случилось. Он предложил использовать быстроходные торговые суда как плавучие базы для беспалубных минных катеров. Пассажирский пароход «Великий князь Константин» Макаров превратил в грозное боевое судно. Катера спускали на воду и на них шли в минную атаку на неприятельские корабли. Макаров применил и новое боевое оружие - торпеду, т. е. самодвижущуюся мину. Степан Осипович уничтожил и повредил немало кораблей противника, в том числе и броненосных; его лихие рейды сковали действия турецкого флота и немало способствовали победе России в войне. Минные катера, примененные Макаровым, стали родоначальниками нового класса кораблей - миноносцев.

После войны Степана Осиповича назначили командиром парохода «Тамань», находившегося в распоряжении русского посла в Турции. Судно стояло в Константинополе. Свободное время Макаров решил использовать для исследования течений в Босфоре. От турецких рыбаков он услышал, что в этом проливе есть глубинное течение из Мраморного моря в Черное, оно идет навстречу поверхностному течению из Черного моря. О глубинном течении не упоминалось ни в одной из лоций, его не показывали ни на одной карте. Макаров на шлюпке-четверке выходил на середину пролива, и матросы спускали на тросе наполненный водой бочонок (анкерок) с привязанным к нему тяжелым грузом. Это «прямо показало мне,- рассказывал он,- что внизу существует обратное течение и довольно сильное, потому что анкерок в пять ведер воды был достаточен, чтобы заставить четверку двигаться против течения».

Убедившись в существовании двух течений, Макаров решил их тщательно изучить. В то время еще не умели измерять скорость глубинных течений. Степан Осипович изобрел для этого прибор, получивший вскоре широкое распространение.

Макаров провел тысячу измерений скорости течений в различных местах Босфора от поверхности до дна и сделал четыре тысячи определений температуры воды и ее удельного веса. Все это позволило ему установить, что глубинное течение вызывается разной плотностью вод Черного и Мраморного морей. В Черном море благодаря обильному стоку рек вода менее соленая, чем в Мраморном, а поэтому и менее плотная. В проливе на глубине давление со стороны Мраморного моря оказывается большим, чем со стороны Черного, что и порождает нижнее течение. О своих исследованиях Макаров рассказал в книге «Об обмене вод Черного и Средиземного морей», которая в 1887 г. была отмечена премией Академии наук.

В 1886-1889 гг. Макаров совершил кругосветное плавание на корвете «Витязь». Плавание «Витязя» навсегда вошло в историю океанографии. В этом заслуга Макарова и увлеченных им на путь служения науке офицеров и матросов. Сверх положенной повседневной военной службы экипаж корвета участвовал в океанографических исследованиях. Уже первые наблюдения, сделанные на «Витязе» вскоре после выхода из Кронштадта, привели к интересному открытию. Было установлено характерное для Балтийского моря в летний период расслоение воды на три слоя: теплый поверхностный с температурой свыше 10°, промежуточный на глубине 70- 100 м с температурой не больше 1,5° и придонный с температурой около 4°.

В Атлантическом и Тихом океанах моряки «Витязя» успешно вели многосторонние наблюдения и, в частности, превзошли экспедицию на «Челленджере» в точности определения температур и удельного веса глубинной воды.

На Дальнем Востоке «Витязь» пробыл свыше года, совершив несколько рейсов в северной части Тихого океана, во время которых исследовались районы, еще не посещенные ни одним океанографическим судном. На Балтику «Витязь» вернулся через Индийский океан, Красное и Средиземное моря. Все плавание заняло 993 дня.

По окончании плавания Макаров тщательно обработал огромный материал наблюдений на «Витязе». Кроме того, он изучил и проанализировал судовые журналы всех кругосветных плаваний не только русских, но и иностранных судов. Степан Осипович составил карты теплых и холодных течений и специальные таблицы распределения температуры и плотности воды на разных глубинах. Он сделал обобщения, раскрывающие закономерности природных процессов Мирового океана в целом. Так, он впервые пришел к выводу, что поверхностные течения во всех морях северного полушария имеют, как правило, круговое вращение и направлены против часовой стрелки; в южном же полушарии течения движутся по часовой стрелке. Макаров верно указал, что причина этого - отклоняющая сила вращения Земли вокруг оси («закон Кориолиса», согласно которому все тела при движении отклоняются в северном полушарии вправо, в южном - влево).

Результаты исследований Макарова составили капитальный труд «Витязь» и Тихий океан». Эта работа была удостоена премии Академии наук и большой золотой медали Русского географического общества.

В 1895-1896 гг. Макаров, командуя уже эскадрой, вновь плавал на Дальнем Востоке и, как прежде, проводил научные наблюдения. Здесь он пришел к выводу о необходимости быстрейшего освоения Северного морского пути. Этот путь, говорил Степан Осипович, «вызовет к жизни дремлющий теперь Север Сибири» и свяжет центр страны с Дальним Востоком как кратчайшая, а одновременно и безопасная, далекая от иностранных владений морская дорога. Вернувшись в Петербург, Макаров обратился к правительству с проектом постройки мощного ледокола для исследования Арктики, но тупые царские чиновники всячески ему противодействовали. Тогда ученый выступил в Географическом обществе с докладом, в котором убедительно доказал, «что ни одна страна не заинтересована в ледоколах столько, сколько Россия». Виднейшие ученые, в том числе П. П. Семенов-Тян-Шанский и Д. И. Менделеев, решительно поддержали проект Макарова, и в октябре 1898 г. первый в мире мощный ледокол «Ермак», построенный по чертежам Макарова в Ньюкасле (Англия), был спущен на воду.

Летом 1899 г. «Ермак» под командованием Макарова совершил первое арктическое плавание. Он проник к северу ох Шпицбергена и выполнил исследования в Ледовитом океане.

Новую славу принесло «Ермаку» спасение броненосца «Генерал-адмирал Апраксин», наскочившего во время снежной бури на камни у острова Готланд. Во время этой операции было впервые применено великое изобретение А. С. Попова - радио.

В 1904 г. началась русско-японская война. Вице-адмирал Макаров был назначен командующим Тихоокеанским флотом, действия которого из-за нерешительности бездарных предшественников Макарова ограничились пассивной обороной Порт-Артура. Стремясь внести перелом в ход военных действий, Макаров приступает к активным операциям, лично руководя боевыми походами соединений кораблей. 31 марта 1904 г. броненосец «Петропавловск», на котором Степан Осипович возвращался после отражения очередной атаки японских кораблей на Порт-Артур, подорвался на мине. Затонувший в течение нескольких минут броненосец стал могилой этого замечательного человека.

Исследования Макарова в Босфоре положили начало изучению Черного моря. В этом море в 1890-1891 гг. работала экспедиция под руководством профессора Морской академии Иосифа Бернардовича Шпиндлера. Экспедиция установила, что в Черном море до глубины 200 м вода имеет меньшую соленость, чем в нижележащих слоях, а на глубине свыше 200 м нет кислорода и образуется сероводород. В центральной части моря исследователи обнаружили глубины до 2000 м.

В 1897 г. экспедиция Шпиндлера исследовала каспийский залив Кара-Богаз-Гол и нашла в нем мирабилит - ценное химическое сырье.

В 1898 г. начала работу Мурманская научно-промысловая экспедиция. Она изучала возможности развития рыбных промыслов в Баренцевом море. Эту экспедицию, работавшую на научно-промысловом судне «Андрей Первозванный», возглавлял профессор, впоследствии почетный академик Николай Михайлович Книпович. Он был вице-президентом созданного в 1898 г. Международного совета по изучению морей для морских промыслов и выработки мер охраны естественных богатств моря от хищнического истребления.

Мурманская экспедиция работала до 1906 г. Она провела подробное океанографическое исследование Баренцева моря и, в частности, составила первую карту течений этого моря.

Первая мировая война 1914 г. приостановила исследования наших морей. Они возобновились уже при Советской власти, когда приняли планомерный характер и невиданный ранее размах.



Для этого этапа развития экономической географии, эпохи победы и утверждения капитализма в передовых странах и быстрого прогресса производительных сил России, замечательных достижений мирового естествознания и философской мысли, характерны следующие три главных направления: 1) исследование процесса взаимодействия общества (общественного производства) и природы, места географической среды в развитии общества; 2) антропогеографическая концепция, исследования в области "географии человека"; 3) экономический анализ, дальнейшее развитие теории и практики экономического районирования, размещения производительных сил.

Рассмотрим основные достижения в процессе становления экономической географии на данном этапе на примере национальных географических школ, сформировавшихся в России, странах Западной Европы и США.

Кратко останавливаясь на первом направлении, теме природопользования, выделим книгу американского ученого Джорджа (Георга ) Перкинса Марша (1801 – 1882) "Человек и природа, или Физическая география, измененная человеческой деятельностью", вышедшую в США в 1864 г. Цель своего труда Марш сформулировал так: "Показать характер и в какой-то мере степень изменений, производимых человеческой деятельностью в природных условиях земного шара, который мы населяем; указать на опасность опрометчивого вмешательства и необходимость осторожности во всех предприятиях, которые при своей крупномасштабности вторгаются в стихийно организованные органические и неорганические царства природы; подчеркнуть возможность и важность восстановления нарушенной гармонии и существенного улучшения заброшенных и опустошенных территорий; и кстати, чтобы пояснить представление о том, что человек по степени вмешательства являет собой силу более высокого порядка по сравнению с любой другой формой животной жизни, которая, как и он, питается у стола щедрой изобильной природы".

Книга Марша разоблачает хищническое воздействие капиталистического производства на природную среду (показателен первоначальный вариант заглавия – "Человек – нарушитель гармонии природы") и в то же время имеет ярко выраженный конструктивный характер. Марш наметил пути реконструкции природы при помощи мелиорации, насаждения лесов, обогащения флоры и фауны.

С его мыслями – и по времени, и по существу – перекликаются идеи и научно-практические разработки выдающегося русского ученого-естествоиспытателя (1842–1916).

Изучение влияния человеческого труда на природу (положительное и отрицательное), преобразование ее человеческой деятельностью – одна из главных сфер научных интересов А. И. Воейкова. В таких трудах, как "Воздействие человека на природу" (1894), "Климат и народное хозяйство" (1892), "Искусственное орошение и его применение на Кавказе и в Средней Азии" (1884), "Орошение Закаспийской области с точки зрения географии и климатологии" (1908), и ряде других им разработаны мелиоративно-географические проблемы, имеющие научно-практическое значение и в наши дни.

На рубеже XIX–XX вв. в мировой географической науке широко была представлена так называемая антропогеография , прежде всего в деятельности выдающегося географа Фридриха Ратцеля (1844–1904), профессора Лейпцигского университета, автора капитальных трудов "Земля и жизнь", "Антропогеография", "Политическая география", "Народоведение" и многих других.

По мнению Ратцеля, ключевым элементом географии является страноведение, в котором осуществляется синтез естественно-научного и социально-исторического направлений в развитии географической науки. Суть его антропогеографической концепции заключается в единстве географического описания и исторического объяснения. Он считал, что антропогеография должна знакомить людей не только (и не столько) с тем, каково человечество теперь, но и с тем, как оно стало таковым: "Поэтому окружающей среде народов мы посвящаем более подробное рассмотрение, пытаясь вместе с тем исторически разъяснить современные условия ее. Географическое воззрение (рассмотрение внешних условий) и историческое разъяснение (рассмотрение развития) должны, таким образом, идти рука об руку".

В своих основных трудах (о взаимоотношении человека и окружающей природной среды) Ратцель рисовал общую картину расселения человечества по земной поверхности и развития культуры в связи с географическими условиями. Но при этом он рассматривал географию человеческого общества прежде всего как раздел биогеографии: "Отношения человека к почве таковы же, как и отношения к ней всего живого. Всеобщие законы распространения жизни охватывают также законы распространения жизни человеческой. Поэтому антропогеография мыслима только как отрасль биогеографии, и целый ряд биогеографических понятий может быть непосредственно перенесен на вопросы о распространении человека". С точки зрения Ф. Ратцеля, общественные явления не только объясняются влиянием природных условий, но и к изучению развития самой природы необходимо подходить в зависимости от политических задач.

От Ратцеля в истории географии пошли две линии: геополитическая и поссибилистическая. Геополитическая линия была развита в работах ряда ученых Западной Европы, но особенно ярко она проявилась в книге X. Маккиндера "Британия и Британские моря" (1902). По Маккиндеру, человеческое общество – это сочетание союзов, объединяющихся в процессе борьбы за существование. Решающим фактором общественного развития он считал так называемую "географическую инерцию", т.е. географическую обусловленность, определяющим, исходным элементом которой является географическое положение. Население же рассматривалось X. Маккиндером только как часть природы, как безвольная масса, целиком подчиненная действию закона "географической инерции".

Поссибилистическая линия (от лат. possibiles – возможный) была развита французской школой "географии человека" – ее основоположником Полем Видалем де ла Блашем (1845–1918). Методологической платформой этой научной школы была экологическая модель общества, а именно модель описания механизмов приспособления хозяйства и быта человека к окружающей среде. Французские ученые больше интересовались архаичными формами хозяйственной деятельности, игнорируя новые отрасли промышленности и новые тенденции географии населения, мало зависящие от природной среды.

Экономическое направление в географии продолжило статистическую линию предшествующих периодов истории географического знания. В конце XIX в. более всего оно было представлено немецким ученым В. Готцем, который ввел в употребление термин "экономическая география" (с 1882 г. он стал применяться в Западной Европе вместо термина "статистика"), английским географом Дж. Чисхолмом – автором "Руководства по коммерческой географии", русским экономистом и экономикогеографом В. Э. Деном – первым профессором, который начал читать в Санкт-Петербурге курс экономической географии под ее современным названием.

Работы этого направления по-прежнему были заполнены статистическими данными о странах и отраслях хозяйства, а также описаниями технологических процессов производства и торговли. Статус такой географии был широко признан, и на ней лежала ответственность за подготовку информационных обзоров для колониального и военного ведомств. Нуждалась в ней и внешняя, и внутренняя торговля.

Однако все вышеназванные направления не могли удовлетворить интересы предпринимателей, стремившихся к наиболее выгодному размещению производства с наименьшими транспортными издержками. В связи с широким развитием промышленности возникает запрос на такое размещение, которое имело бы наименьшие затраты в системе "сырье – производство – рынок". Для удовлетворения этого запроса возникло направление штандорта (от нем. Standout – местоположение), которое путем математических и пространственных построений решало вопрос рационального размещения производства.

В основе этого направления лежит рассмотренная выше работа Тюнена, которую можно назвать штандортом сельского хозяйства. Среди многих других выделим работу немецкого экономиста Альфреда Вебера (1868– 1958) "Теория размещения промышленности" (1909 г., русский перевод 1926 г.). Согласно его учению о штандорте (размещении) промышленное предприятие стремится занять наиболее выгодное место по отношению к источникам сырья и рынку рабочей силы, обеспечивающее наименьшие издержки для предпринимателей. А. Вебер первым сделал это учение составной частью экономической географии. Он видел в экономической географии науку о теоретическом обосновании размещения экономических процессов на определенной территории. Заслугой А. Вебера стало также введение метода расчетов размещения. Он предложил ряд приемов установления местоположения предприятий путем построения изопан – линий равных издержек производства.

Экономическое направление в экономической географии получило большое развитие и в русской дореволюционной географии, особенно в трудах великого русского ученого Петра Петровича Семенова-ТянШанского (1827–1914) "Статистика поземельной собственности и населенных мест Европейской России" (1880) и "Мураевенская волость" (1880). В первой работе дан глубокий и подробный территориальный, а по существу экономико-географический, анализ обильного статистико- экономического материала, отражающего значительные изменения в распределении поземельной собственности, происшедшие после реформы 1861 г. "Мураевенская волость" представляет детальный "срез" аграрной географии небольшой территории и является одним из первых в нашей стране социально-географических исследований. Вариант районирования

России, разработанный ученым в 1880 г., произведенный по совокупности экономических признаков с учетом природных условий и ресурсов, достаточно точно отражал реальную действительность.

Экономико-географические проблемы нашли отражение в трудах многих русских ученых. Так, неоднократно обращался к ним великий русский ученый, знаменитый химик Дмитрий Иванович Менделеев (1834–1907). Его особенно привлекали вопросы хозяйственной оценки природных ресурсов и географического положения различных частей России, экономическое районирование и установление системы показателей экономического района, экономический анализ демографических показателей. Среди сочинений Менделеева экономико-географического характера выделяется "Фабрично-заводская промышленность и торговля России" (1893). В нем подчеркнуто "величайшее разнообразие" в разных частях страны условий для развития промышленности. К "первейшим" среди них Менделеев относит густоту населения, удобство путей сообщения для вывоза продукции и подвоза сырья, возможность получить дешевое топливо.

Д. И. Менделеевым представлен оригинальный опыт районирования России (выделение экономических районов "различного хозяйственного характера" в результате группировки губерний в 14 краев), который исходит прежде всего из интересов укрепления промышленности, необходимости быстрой индустриализации нашей страны. Характеристики районов отражают наиболее типичные черты структуры экономики и возможные перспективы промышленного развития. Д. И. Менделеев составил также особую таблицу показателей экономики районов. Это была попытка в сводных цифровых данных представить экономико-географическую характеристику района, выявить его экономический профиль.

С именами Александра Ивановича Воейкова (1842–1916) и Вениамина Петровича Семенова-Тян-Шанского (1870–1942), сына Петра Петровича, связано становление в России географии населения . Классическими являются работы А. И. Воейкова "Распределение населения Земли в зависимости от природных условий и жизнедеятельности человека" (1906) и "Людность селений Европейской России и Западной Сибири" (1909) и книга В. П. Семенова-Тян-Шанского "Город и деревня в Европейской России. Очерк по экономической географии" (1910).

Итак, во второй половине XIX – начале XX в. благодаря деятельности ученых разных стран, в том числе и России, завершилось становление экономической географии как самостоятельной географической науки. Определилось ее центральное направлениеисследование территориальной организации производительных сил общества. Территориальность, пространственный подход признавались ведущими критериями экономической географии. Россия в этот период стала родиной учения об экономическом районировании, нацеленного не только на глубокое познание существующего размещения хозяйства, но и на его разумное преобразование. Усилилось внимание к географическому изучению народонаселения, закономерностей его расселения, взаимодействия с природной средой.

РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ v В течение второй половины XIX и начала XX вв. русская география добилась больших успехов, что было связано главным образом с деятельностью Русского географического общества.

Ф. П. ЛИТКЕ v Ф. П. Литке (1797- 1882 гг.)- адмирал русского флота, был крупным географомпутешественником. В чине мичмана он принял участие в плавании В. М. Головнина на «Камчатке» .

Ф. П. ЛИТКЕ v В 1826- 1829 гг. Ф. П. Литке был командиром шлюпа «Сенявин» , совершившим кругосветное плавание, во время которого были выполнены значительные научные работы в северной части Тихого океана. На Камчатке были определены важнейшие пункты берега и измерены высоты многих сопок; подробно описаны острова.

СЕМЕНОВА-ТЯНШАНСКИЙ v Ф. П. Литке руководил Географическим обществом до 17 января 1873 г. После него руководителем общества стал П. П. Семенова-Тян-Шанский (1827- 1914 гг.), сыгравший большую роль в развитии русской географии.

v В 1856- 1857 гг. Семенов-Тян-Шанский совершил научную экспедицию в Тянь-Шань, положив начало, комплексному изучению природы и человеческой деятельности. Во время экспедиции Семенов-Тян-Шанский изучил взаимные связи между различными компонентами природы и человеческой деятельностью, а также нашел закономерности в связях элементов природы, выделив вертикальные пояса и типы местности. v Семенов-Тян-Шанский способствовал созданию целой школы географовисследователей, куда входили крупнейшие ученые: Я. М. Пржевальский, В. И. Роборовский, Я. Г. Потанин, М. В. Певцов, Я. К. Козлов, В. А. Обручев, И. В. Мушкетов и другие.

ПЕТР АЛЕКСЕЕВИЧ КРОПОТКИН v Петр Алексеевич Кропоткин (1842- 1921 гг.) во время своих путешествий по Сибири в 1862- 1867 гг. собрал исключительно ценный материал, который изменил все прежние представления о северовосточной части Азии.

НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ ПРЖЕВАЛЬСКИЙ v Николай Михайлович Пржевальский (1839- 1888 гг.) известен как великий исследователь Центральной Азии. Находясь в Военной академии, Пржевальский составил большой труд «Военностатистическое обозрение Приамурского края» и был избран членом Географического общества.

v В 1867 г. П. П. Семенов-Тян-Шанский предложил Пржевальскому направиться в Уссурийский край. Пржевальский принял это предложение и замечательно провел свою первую экспедицию, результаты которой изложены в книге «Путешествие в Уссурийском крае» . После этого Географическое общество приняло план его путешествия в Центральную Азию. v Н. М. Пржевальский совершил в Центральную Азию четыре путешествия: Монгольское (1871 - 1873 гг.), Лоб-Норское и Джунгарское (1876- 1877 гг.), Тибетское первое (1879- 1881 гг.) и Тибетское второе (1883- 1886 гг.). В начале пятой экспедиции Пржевальский умер.

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ МИКЛУХО-МАКЛАЙ v Среди путешественников прошлого века особое место занимает Николай Николаевич Миклухо-Маклай (1846- 1888 гг.). В то время как другие географы открывали новые, доселе неизвестные земли, Миклухо-Маклай стремился прежде всего открыть человека среди исследовавшихся им «первобытных» , т. е. не затронутых европейской культурой, народов.

v Гуманитарные науки в России в XIX в. отличались оригинальностью и были на мировом уровне развития. Характерной особенностью развития гуманитарных наук в XIX веке является их дифференциация: из философии выделяются такие науки как социология, политология; из исторической науки - археология, этнография и вспомогательные исторические дисциплины. Гуманитарные науки стали отличаться разнообразием школ и течений, которые оказали влияние на развитие науки в XX веке.

v Характерным явлением начала XIX в. в России было возрастание интереса к истории. Как следствие, появляются многочисленные исторические общества, в частности Московское общество истории и древностей российских (1804). С именами К. Д. Кавелина (1818 -1885), Б. Н. Чичерина (1828 -1904), С. М. Соловьева (1820 -1879) связано направление в отечественной исторической науке, за которым утвердилось название “государственная школа”.

В. О. КЛЮЧЕВСКИЙ v Легендой и классиком русской историографии стал ученик С. М. Соловьева - В. О. Ключевский (1841 -1911) яркий представитель национальной психолого-экономической школы, формировавшейся в России в последней четверти XIX в. , когда стал популярен психоанализ.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 96

г. КРАСНОДАРА

Методическая разработка мультимедийного урока по истории России на тему:

«Просвещение и наука во второй половине XIX века»

Подготовила

учитель истории СОШ №96

Культюшнова И.Б.

Краснодар, 2013 г.

Тема урока: «Просвещение и наука во второй половине XIX века».

(мультимедийный урок)

Цель урока:

  • Познакомить учащихся с достижениями науки и системой образования во второй половине XIX века;
  • Выделить особенности развития науки и просвещения;
  • Воспитание у учащихся чувства гордости за тот вклад, который внесли великие соотечественники в мировую культуру.

Оборудование: мультимедийный проектор, тетради, учебники.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания. Тестовый опрос.
  3. Изучение новой темы.

План

  1. Развитие образования.
  2. Успехи естественных наук.
  3. Развитие географических знаний.
  4. Развитие гуманистических наук.

    Закрепление.

  5. Домашнее задание.

Тестовый опрос

Вариант 1.

1. «Перестраховочный» договор России и Германии, в соответствии с которым обе стороны должны были сохранять нейтралитет при войне с любой третьей великой державой, а Германия признавала приобретения и интересы России на Балканах, был заключен

а) в 1881 г.

б) в 1887 г.

в) в 1891 г.

2. Договор, предусматривавший военную помощь и мобилизацию всех военных резервов в случае военной угрозы, был заключен между Россией и

а) Австро-Венгрией

б) Францией

в) Англией

3. «Союз трех императоров» состоял из государей

а) России, Германии, Франции

в) России, Германии и Австро-Венгрии

4. Россия по отношению к Болгарии проводила политику

а) невмешательства во внутренние дела

б) укрепления собственного присутствия на Балканах

в) ввела войска для подавления восстания в Румелии

5. Столкновение интересов на Дальнем Востоке неминуемо приближало военный конфликт между Россией

а) Японией

б) Австро-Венгрией

в) Францией

Вариант 2.

1. Россия заключила с Францией оборонительный союз

а) в 1891 г.

б) в 1894 г.

в) в 1895 г.

2. Международный договор по какому-то определенному вопросу называется

а) концессией

б) монополией

в) конвенцией

3. Отметьте, о ком идет речь. Государственный деятель Российской империи, занимавший различные дипломатические посты на Ближнем Востоке, в Швейцарии, Швеции. В 1882 г. был назначен министром иностранных дел. Главнейшее средство сохранения мира видел в укреплении союза с Германией и Австрией.

а) Н.Х. Бунге

б) Н.К. Гире

в) A.M.Горчаков

4. Отметьте верное утверждение.

а) Франция заключила с Россией конвенцию, предусматривающую военную поддержку в случае войны в 1881 г.

б) «Союз трех императоров» распался в 1885-1886 гг. в связи с обострением австро-германо-российских противоречий из-за болгарского кризиса

в) русско-афганская граница была установлена в 1894 г.

5. Тройственный союз состоял из

а) России, Англии, Франции

б) Германии, Австро-Венгрии, Италии

в) Германии, Австро-Венгрии и России

1. Развитие образования.

Отмена крепостного права, успехи в экономике во второй половине XIX века не могли не повлечь за собой глубоких сдвигов во всех областях культуры. Для пореформенного периода характерен рост грамотности, развитие просвещения. Среди мужчин призывного возраста в 1874 году было 21% грамотных, в 1900 году – 40%. Большую работу проводили земские начальные школы . К концу века в них обучалось более 4 миллионов детей.

Устный счет.

Н.П. Богданов – Бельский. 1895 г.

Но при этом 7,5 миллионов детей образования не получали. Земская школа была самым распространенным типом начальной школы.

Основным типом начальной школы были гимназии. В 1861 году в России было 85 мужских гимназий, где училось 25 тысяч человек. Спустя четверть века их количество выросло в 3 раза, а гимназистов стало 70 тысяч. В конце 60х годов XIX века был поднят вопрос о женском образовании. Уже к началу 80х годов было открыто 300 женских средних учебных заведений, в них занималось до 75 тысяч девушек. Женщинам было разрешено в качестве вольнослушающих посещать лекции в университетах. Вскоре начали действовать в Петербурге и Москве высшие женские курсы.


Рабочие Благуша – Лефортовского района Москвы на экскурсии.

1913 г.


Группа слушателей и преподавателей Пречистенских рабочих курсов. Москва. 1908 г.

По переписи 1897 года


Для сравнения:

В конце 60х годов


Уровень грамотности населения России оставался самым низким в Европе.

2. Развитие науки и техники

Успехи промышленности были тесно связаны с достижениями в различных отраслях науки и техники. Многие открытия русских ученых имели прикладной характер и широко использовались в прикладных целях, став весомым вкладом в мировой технический прогресс.

Математик и механик Пафнутий Львович Чебышев


П.Л. Чебышев

неоднократно подчеркивал, что «науки находят верного руководителя в практике». Будучи членом артиллерийского отделения военно-ученого комитета П.Л. Чебышев связывал свои научные интересы в области математического анализа с практическими потребностями военного дела.

Профессор Московского высшего технического училища Н.Е.Жуковский открыл к концу века метод вычисления подъемной силы крыла самолета и заслуженно был назван «отцом русской авиации».


Н.Е. Жуковский

Петербургский ученый А.С. Попов изобрел радиоприемник.


А.С. Попов

В 1900 году радиоприемник Попова был использован в практических целях для спасения рыбаков в Финском заливе. За свое открытие ученый был удостоен Большой золотой медали на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.

В 1876 году Павел Николаевич Яблочков создал дуговую электрическую лампу. Вскоре лампочки Яблочкова осветили улицы и дома многих городов мира.


П.Н. Яблочков

Больших успехов добилась отечественная химическая наука.


Группа членов химической секции I съезда русских естествоиспытателей, вынесшая постановление о необходимости объединения химиков России в Химическое общество

Великий ученый, профессор Петербургского университета Дмитрий Иванович Менделеев сделал мировое открытиепериодический закон химических элементов.


Д.И. Менделеев

Это был ученый с разносторонними знаниями и интересами. Его перу принадлежит свыше 500 крупных исследовательских трудов по химии, физике, метеорологии, воздухоплаванию, сельскому хозяйству, экономике, просвещению.

Больших успехов добились ученые – натуралисты. Иван Михайлович Сеченов создал учение о рефлексах головного мозга, осуществив тем самым переворот в биологической науке.


И.И. Сеченов

Он первым научно доказал единство и взаимную обусловленность психических и телесных явлений, подчеркнув, что мыслительная деятельность не что иное, как результат работы головного мозга.

Изыскания в этой области продолжил Иван Петрович Павлов.


И.П. Павлов

Его учение об условных рефлексах послужило основой современных представлений о мозге животных и человека. Павлов доказал, что условный рефлекс – это наивысшая и наиболее поздняя форма приспособления организма к окружающей среде. Если безусловный рефлекс – сравнительно постоянная врожденная реакция организма, результат накопления их индивидуального жизненного опыта.

Выдающийся русский ученый В.М.Бехтерев посвятил свои работы выявлению роли нервной системы в деятельности органов высших животных и человека.


В.М. Бехтерев

Великий ученый Константин Эдуардович Циолковский сделал ряд крупнейших открытий в аэродинамике, ракетной технике и теории межпланетных сообщений.


К.Э. Циолковский среди изготовленных им моделей металлических дирижаблей. 1913 г.

В 1887 году в своей работе «Теория и опыт аэростата» он дал обоснование конструкции дирижабля с металлической оболочкой. Наибольших достижений Циолковский добился в области движения ракет. Он был автором идеи создания внеземных станций, предложил способы возвращения ракеты на землю.

3. Развитие географических знаний

Русская географическая наука добилась успехов благодаря деятельности Русского географического общества, одним из учредителей которого был Владимир Иванович Даль.


В.И. Даль

Широкую известность он получил после опубликования в 1861-1867 годах «Толкового словаря живого великорусского языка». Большой интерес представляет и его сборник «Пословицы русского народа». В 1863 году Даль избран почетным членом Петербургской академии наук.

Русская географическая наука шагнула вперед благодаря экспедициям выдающихся ученых. Среди них Н.М. Пржевальский.


Н.М. Пржевальский

Николаем Михайловичем был открыт целый ряд неизвестных европейцам горных хребтов и крупных горных озер Центральной Азии. Впервые были даны описания некоторых животных (дикой лошади, дикого верблюда, тибетского медведя).

Изучению народов Юго-Восточной Азии, Австралии, островов Тихого океана посвятил свою жизнь Николай Николаевич Миклухо-Маклай.


Н.Н. Миклухо-Маклай

Два с половиной года (1871-1872;1876-1877,1883) он прожил на берегу Новой Гвинеи. Он завоевал доверие ее жителей. В 1881 году он разработал проект создания на Новой Гвинее независимого государства – Папуасского союза, призванного противостоять колонизаторам. В 1886 году Миклухо-Маклай безуспешно добивался от российского правительства разрешения организовать на Новой Гвинее «Вольную русскую колонию».

4. Развитие гуманитарных наук

Профессор, декан историко-философского факультета, а затем ректор Московского университета Сергей Михайлович Соловьев создал 29-томную «Историю России с древнейших времен».

С.М. Соловьев

Крупным научным и общественным явлением стали его «Публичные чтения о Петре Великом», приуроченные к 200-летию со дня рождения реформатора. Соловьев был сторонником сравнительно – исторического метода исследования, указывая на общие черты развития России и Западной Европы.

Учеником Соловьева С.М. был Василий Осипович Ключевский.


В.О. Ключевский

В 1882 году блестяще защитил диссертацию «Боярская дума Древней Руси». Был автором многих исторических исследований и «Курса русской истории», который он читал в Московском университете. Большое внимание ученый придавал изучению социально-экономических причин событий и явлений.

Отечественная наука во II половине XIX века вышла на передовые рубежи. Русские ученые внесли весомый вклад в развитие мировой научной мысли. Причинами стали те благоприятные изменения в жизни страны, которые пришли вместе с отменой крепостного права. Они способствовали росту инициативы и научному поиску русских людей.

5. Закрепление

Назвать имена выдающихся деятелей в области образования и науки II половины XIX века.

6. Домашнее задание

Составить таблицу «Достижения науки во второй половине XIX века» в тетради.

В тетради чертится таблица:

НАУКА

ОТКРЫТИЯ И ДОСТИЖЕНИЯ

(Кто? Что? Когда?)

математика

физика

химия

биология

география

история

Последние материалы раздела:

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...