Фигуры речи таблица с примерами для егэ. Тропы: примеры

1. Определите выразительные средства.

3 Город отмечает юбилей.

4 Карась здесь не водится.

5 Слышно было, как ликовал швед.

6 Мы все глядим в Наполеоны.

7 Судьба играет человеком.

8 Заботы пчёлами кружились вокруг.

9 Он действовал чётко и точно, словно робот.

10 Какой ты умный!

11 В доме кошмарный беспорядок.

12 Лошадь величиной с кошку.

2. Определите выразительные средства.

1 Из чащи на опушку вышел лесной великан – лось.

2 Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?

3 Я всегда это знала, и ты тоже знал, мы оба это знали!

4 Я вас прошу, я очень прошу, я вас умоляю.

5 Хороши летние вечера.

6 Татьяна в лес, медведь за ней.

7 Ласковый ветер, ледяной взгляд, туманные мечты.

8 Как град посыпалась картечь.

9 В каждый гвоздик душистой сирени,

Распевая, вползает пчела…

Вознеслась ты под свод голубой

Над бродячей толпой облаков.

10 А в двери – бушлаты, шинели, тулупы…

11Театр уж полон, ложи блещут;

Партер и кресла, всё кипит…

12А у Анны беда стряслась. Большая.

3. Определите выразительные средства.

1 А волны моря с печальным рёвом о камень бились.

2 Смирились вы, моей весны высокопарные мечтанья.

3 В сто сорок солнц закат пылал.

4 Где стол был яств, там гроб стоит.

5 С ужасом думала я, к чему всё это приведёт.

6 Дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр.

7 Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт.

8 Утешится безмолвная печаль.

9 Ругал Гомера, Феокрита,

11Он снял с полки Бунина.

12Весь зал оглушительно захлопал.

4. Определите выразительные средства.

1 Сладкая горечь воспоминаний, молодая старость.

2 Любви, надежды, тихой славы недолго нежил нас обман.

3 И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь.

4 Белеет парус одинокий в тумане моря голубом.

5 Прощай, немытая Россия!

6 Город на Неве.

7 Это был создатель «Евгения Онегина».

8 Тамара в театр пошла.

9 Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!

10Ветер терзал меня.

11 Избушка на курьих ножках, мальчик с пальчик.

12 Вспомнились и лица, давно позабытые, вспомнились обильные страстные речи.

Ответы.

1. №2.

1Метонимия. 1Перифраза.

2Метонимия. 2Параллелизм.

3Метонимия. 3Эпифора.

4Синекдоха. 4Градация.

5Синекдоха. 5Инверсия.

6Синекдоха. 6Эллипсис.

7Олицетворение. 7Эпитет.

8Сравнение. 8Сравнение.

9Сравнение. 9Метафора.

10Ирония. 10Синекдоха.

11Гипербола. 11Метонимия.

12Литота. 12Парцелляция.

3. №4

1Эпитет. 1Оксюморон.

2Метафора. 2Бессоюзие(ряды однород. чл.)

3Гипербола. 3Многосоюзие.

4Антитеза. 4Инверсия.

5Инверсия. 5Обращение.

6Многосоюзие. 6Перифраза.

7Параллелизм. 7Перифраза.

8Олицетворение. 8Инверсия.

9Метонимия. 9Риторический вопрос.

10Перифраза. 10Олицетворение.

11Метонимия. 11Литота.

12Метонимия. 12Анафора.

Просмотр содержимого документа
«Урок Выразительные средства языка. 10 кл.»

МАОУ «Кондратовская средняя школа»

Конспект урока в 11 классе:

«Средства выразительности языка»

Кондратово, 2016

Урок русского языка в 11 классе (в рамках подготовки к ЕГЭ).

Тема урока. Средства выразительности языка.

Цель урока: развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие

средства выразительности, определяя их роль в тексте.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2 .Слово учителя.

Все мы любим тепло, солнышко. Солнышко лучистое улыбнётся всем нам весело, если мы его откроем.

Орфографическая разминка «Солнышко».

Вставить пропущенные буквы, объясняя условия выбора орфограммы.

Метафора, аллегория, перифраза, градация, парцелляция, бессоюзие, ассонанс, эллипсис.

Как называются эти слова? (Это выразительные средства языка.)

На какие группы мы их можем разделить? (Тропы – метафора, аллегория, перифраза, стилистические фигуры речи – градация, парцелляция, бессоюзие, эллипсис, выразительное средство фонетики – ассонанс.)

Для чего могут использоваться средства выразительности? (Это путь к выразитель-

ной, образной речи.)

Слово учителя.

Каждый образованный человек, безусловно, должен уметь оценивать речевое поведение – своё и собеседников. Почему же сегодня в 21 веке журналисты, учёные, языковеды, психологи, социологи, писатели, педагоги особенно остро ощущают речевое неблагополучие и задают извечные русские вопросы «Что делать?» и «Кто виноват?» Почему не испытывают чувства стыда люди, не знающие родного языка, засоряющие его «модными», на их взгляд, словами? Вопросов много. А ведь изучение лингвистики и литературы, этих важных составляющих гуманитарного образования,- один из путей, позволяющих овладеть нам мастерством человеческого счастья и мудрости, сохранить культуру.

Наш родной язык, самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык, по определению К.Г.Паустовского, явление уникальное, удивительное. В нём уживаются и тесно переплетаются красивое и некрасивое… Продолжите ряд противопоставлений: выразительное -невзрачное, сильное – слабое, родное – чужое, величественное – скверное, живое – мёртвое.

Какая проблемастоит перед нами, перед теми, кто владеет языком, кто его изучает? Сформулируйте проблему в виде вопроса.

- Проблема: « Как сделать так, чтобы язык был лучшим из того, что есть на свете – красивым, величественным, выразительным?»

Как связана проблема с темой урока? Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.

Определите, пожалуйста, цель урока.

3. Беседа по теме урока.

Что такое тропы? (Тропы – такие речевые обороты, которые основываются на употреблении слов в переносном значении.)

За 1 мин. вспомните, какие знаете тропы, запишите их.

(Эпитет, олицетворение, метафора, метонимия, сравнение, гипербола, гротеск, литота (мейосис), синекдоха, перифраза, аллегория, ирония, юмор, сарказм, сатира, эвфемизм и др.)

Что такое стилистические фигуры? (Это особые стилистические обороты, выходящие за рамки необходимых норм для создания художественной выразительности.)

За 1 минуту вспомните, какие знаете стилистические фигуры, запишите их.

(Инверсия, антитеза, градация, анафора, эпифора, оксюморон, синтаксический параллелизм, парцелляция, эллипсис, обращение, восклицание, риторический вопрос, умолчание, многосоюзие (полисиндентон), бессоюзие (асиндентон), повтор (аналепсис), рефрен, экспрессивная лексика, каламбур, цитация и др.)

Вспомните выразительные средства фонетики (звукописи). (Аллитерация, ассонанс, гиатус.)

4. Лист №1. Задание №1. Индивидуальная работа с текстом.

Вставьте пропущенные буквы, объясняя условия выбора орфограммы, вставьте пропущенные знаки препинания. Какие тропы использует автор, чтобы подчеркнуть создаваемый контраст? Примеры.

Дивно устро..н наш свет! Тот име..т отличного повара, но к сож..лению такой маленький рот, что больше двух кусочков н..как не может пропустить; другой име..т рот величиной в арку Главного Штаба, но, увы! должен довольств..ват..ся каким (ни-

будь) немец..им обедом из картофеля.

Что такое литота? (Литота (мейосис) – троп, содержащий непомерное преуменьшение предмета, силы, значения какого-либо явления.)

Что такое гипербола? (Гипербола – троп, содержащий непомерное преувеличение силы, размера, значения какого-либо явления.)

5. Лист №1.Задание №2. Работа в паре.

Какие выразительные средства иллюстрируют данные примеры?

1 Мужики – за топоры! (эллипсис)

2 И снова Гулливер. Стоит. Сутулясь. (парцелляция)

3 Волос длинный – ум короткий. (антитеза)

4 Каждую копейку в дом несёт. (синекдоха)

5 Весь пансион признавал превосходство Д.И.Писарева. (метонимия)

6 Летят алмазные фонтаны. (метафора)

7 И звезда с звездою говорит. (олицетворение)

8 Гигантский карлик. (оксюморон)

9 Я не парю – сижу орлом. (сравнение)

10 Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет. (бессоюзие)

11 И скучно и грустно, и некому руку подать. (многосоюзие)

12 Вся комната янтарным блеском озарена. (эпитет)

13 На лице светились, горели, сияли глаза. (градация)

14 Солнце русской поэзии. (перифраза)

15 Такой ты умный! (ирония)

16 Судьбы свершился приговор! (инверсия)

Распределите письменно в тетрадь выразительные средства на две группы: тропы и стилистические фигуры. Два ученика работают на доске.

Стилистические фигуры.

синекдоха

эллипсис

метонимия

парцелляция

метафора

антитеза

олицетворение

оксюморон

сравнение

бессоюзие

многосоюзие

перифраза

градация

инверсия

6. Лист №2. Задание №3. Работа в паре.

В отрывках из стихотворений русских поэтов 19 и 20 веков найдите примеры, иллюстрирующие олицетворение, синтаксический параллелизм, метонимию, сравнение, метафору, анафору.

1 В синем море волны плещут.

В синем небе звёзды блещут. (А.С.Пушкин) (параллелизм)

2 Колокольчики мои!

Цветики степные!

Что глядите на меня,

Тёмно-голубые? (А.К.Толстой) (олицетворение)

3 Вихри снежные крутя;

То, как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя… (А.С.Пушкин) (сравнение)

4 Ты вёл мечи на пир обильный;

Всё пало с шумом пред тобой;

Европа гибла; сон могильный

Носился над её главой… (А.С.Пушкин) (метонимия)

5 Ах, увял головы моей куст,

Засосал меня песенный плен.

Осуждён я на каторге чувств

Вертеть жернова поэм. (С.А.Есенин) (метафора)

6 Клянусь я первым днём творенья,

Клянусь его последним днём,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством. (М.Ю.Лермонтов) (анафора)

7. Лист №2. Задание №4. Работа в паре. Определите виды звукописи, их значение.

О весна без конца и без краю,

Без конца и без краю мечта. (А.Блок) (ассонанс – звуки и, а)

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн. (К.Бальмонт) (аллитерация -звук в)

(Повторение этого звука в придаёт стиху выразительность и музыкальность. Это способствует созданию благозвучия. Видим разновидность звуковой игры – тавтограммы, когда все слова начинаются с одной и той же буквы.)

(Чтение наизусть стихотворения Ф.И.Тютчева «Как над горячею золой…»)

8. Лист №3. Задание №4. Работа в паре.

Определите ключевое выразительное средство в первой строфе стихотворения Ф.И.Тютчева.

Как над горячею золой

Дымится свиток и сгорает

И огнь сокрытый и глухой

Слова и строки пожирает.

Так грустно тлится жизнь моя

И с каждым днём уходит дымом,

Так постепенно гасну я

В однообразье нестерпимом!..

О небо, если бы хоть раз

Сей пламень развился по воле -

И, не томясь, не мучась доле,

Я просиял бы – и погас!

(развёрнутое сравнение – тип сравнения, с его помощью построены целые части текста)

9 .Лист №3. Задание №5. Работа в группе.

Создайте небольшой текст, вставив эпитеты. Их значение в тексте.

Каждый год возвращаются журавли из … стран на … болото.

Над … морями и … степью, над … реками и …

лесами летят они весной на свою родину.

… болото заросло … камышом и прошлогодней осокой. В самых

… местах устраивают свои гнёзда … журавли. Хорошо им жить на болотах. Никто не потревожит их покой.

(Эпитеты придают речи образность, эмоциональность, выразительность.)

10. Экспресс – опрос.

1 Оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия. (антитеза)

2 Троп, состоящий в замене обычного однословного названия какого-либо предмета описательным выражением. (перифраза)

3 Особое расположение слов, нарушающее обычный порядок. (инверсия)

4 Перенос названия с одного предмета на другой на основании смежности. (метонимия)

5 Слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. (метафора)

6 Троп, состоящий в переносе признаков живого существа на явления природы, предмета и понятия. (олицетворение)

7 Художественное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении. (эпитет)

8 Повторение слова или словосочетания в конце строки. (эпифора)

9 Соединение несоединимых понятий. (оксюморон)

10 Одинаковая синтаксическая структура предложений. (параллелизм)

11 Вопрос, заданный не с целью получить ответ, а с целью привлечь внимание к явлению. (риторический вопрос)

12 Повторение однородных согласных звуков. (аллитерация)

11. Лист №3. Задание №6. Работа в паре.

Прочитайте текст и выполните задание 24 теста ЕГЭ.

12. Лист №4. Задание №7. Проверочный тест.

13. Слово учителя. Вывод.

Итак, средства выразительности выполняют стилистическую и изобразительно-выразительную функцию, а синтаксические стилистические приёмы создают особую организацию речи. Для того чтобы оказать эмоциональное воздействие и с целью создания образности и выразительности мастера слова используют средства и приёмы выразительности речи. Мы с вами должны помнить, что родное слово- это основа нашей духовности, нашей культуры. Мы в ответе за настоящее и будущее русского языка. Думайте. Решайте. Каким он будет? Пусть о вас всегда говорят: «Это культурный человек». Человек, который владеет культурой общения, умеющий правильно, красиво и выразительно говорить, писать.

14. Рефлексия. Составьте синквейн (сенкан ) на тему «Средства выразительности».

Средства выразительности.

Красивые, необычные.

Украшают, описывают, имитируют.

«Богатство языка… богатство мыслей» (Н.М.Карамзин)

Сокровища речи (тропы).

15. Дополните предложения.

Мне понравилось на уроке…

Меня удивило…

Мне запомнилось…

Я считаю, что…

16. Домашнее задание. Написать сочинение по тексту задания №6 теста ЕГЭ.

Приложение.

Проверочный тест.

1.И слышно было до рассвета, как ликовал француз.

2.Игру его любил творец Макбета.

3.Старый клён на одной ноге стережёт голубую Русь.

4.Путь шёл по целине; люди падали с обрывов.

5.Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную –

Вынесет всё, что господь не пошлёт!

Вынесет всё – и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

6. «Не станет нас!» А миру хоть бы что.

«Исчезнет след!» А миру хоть бы что.

7.Она свежа, как вешний цвет,

Взлелеянный в тени дубравной.

Как тополь киевских высот,

Она стройна.

8.Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лёд и пламень.

Не столь различны меж собой.

9.Кроткий лик, прозрачная дева.

10.Я три тарелки съел.

1.Синекдоха. 2.Перифраза. 3.Олицетворение. 4.Параллелизм. 5.Анафора. 6. Эпифора. 7.Сравнение. 8.Антитеза. 9.Эпитет. 10.Метонимия.

Просмотр содержимого презентации
«К выразительным средствам. 10 кл.»

Средства

выразительности языка.

Выполнил:

учитель русского языка и литературы МАОУ «Кондратовская средняя школа»

Бакланова Н.Л.


Цель урока:

развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности, определяя их роль в тексте.


Тропы:

эпитет, олицетворение, метафора, метонимия, сравнение, гипербола, гротеск, литота (мейосис), синекдоха, перифраза, аллегория, ирония, юмор, сарказм, сатира, эвфемизм и др.


Стилистические фигуры:

инверсия, антитеза, градация, анафора, эпифора, оксюморон, синтаксический параллелизм, парцелляция, эллипсис, обращение, восклицание, риторический вопрос, умолчание, многосоюзие (полисиндентон), бессоюзие (асиндентон), повтор (аналепсис), рефрен, экспрессивная лексика, каламбур, цитация и др.


Я испытал(а) трудности …

Мне понравилось на уроке …

Меня удивило …

Мне запомнилось …

Я считаю, что …


Домашнее задание.

Написать сочинение по тексту задания №7 .

В русском языке широко применяются дополнительные выразительные средства, например, тропы и фигуры речи

Тропы — это такие речевые обороты, которые основываются на употреблении слов в переносном значении. Они используются для усиления выразительности речи пишущего или говорящего.

К тропам относятся: метафоры, эпитеты, метонимия, синекдоха, сравнения, гипербола, литота, перифраз, олицетворение.

Метафора — прием, в котором употребляются слова и выражения в переносном значении на основе аналогии, сходства или сравнения.

И тьмой и холодом объята душа усталая моя. (М. Ю. .Лермонтов)

Эпитет — слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-либо его свойства, качества, признаки. Обычно эпитетом называют красочное определение.

Твоих задумчивых ночей прозрачный сумрак. (А С. Пушкин)

Метонимия — средство, в основе которого лежит замена одного слова другим на основе смежности.

Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой. (А.С. Пушкин)

Синекдоха — один из видов метонимии — перенесение значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними соотношения.

И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Ю. Лермонтов)

Сравнение — прием, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим. Обычно при этом используются сравнительные союзы.

Анчар, как грозный часовой, стоит — один во всей вселенной. (А.С. Пушкин).

Гипербола — троп, основанный на чрезмерном преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления.

По неделе ни слова ни с кем не скажу, все на камне у моря сижу… (А. А. Ахматова).

Литота — прием, противоположный гиперболе, — художественное преуменьшение.

Ваш шпиц, прелестный шпиц, — не более наперстка…(А.С. Грибоедов)

Олицетворение — средство, в основе которого лежит перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные.

Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость. (А.С. Пушкин).

Перифраз — троп, в котором прямое название предмета, человека, явления заменяется описательным оборотом, в котором указываются признаки не названного прямо предмета, лица, явления.

«Царь зверей» вместо лев.

Ирония — прием осмеяния, содержащий в себе оценку того, что осмеивается. В иронии всегда есть двойной смысл, где истинным является не прямо высказанное, а подразумеваемое.

Так, в примере упомянут граф Хвостов, который современниками не был признан поэтом из-за бездарности своих стихов.

Граф Хвостов, поэт, любимый небесами, уж пел бессмертными стихами несчастья невских берегов. (А.С. Пушкин)

Стилистические фигуры — это особые обороты, выходящие за рамки необходимых норм для создания художественной выразительности.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что стилистические фигуры делают нашу речь информационно избыточной, но эта избыточность нужна для выразительности речи, а значит, для более сильного воздействия на адресата

К таким фигурам относят:

А вы, надменные потомки…. (М.Ю. Лермонтов)

Риторический вопрос — такое построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса. Риторический вопрос не требует ответа, а лишь усиливает эмоциональность высказывания.

И над отечеством свободы просвещенной взойдет ли наконец желанная заря? (А С. .Пушкин)

Анафора — повтор частей относительно самостоятельных отрезков.

Словно клянете вы дни без просвета,

Словно пугают вас ноченьки хмурые…

(А. Апухтин)

Эпифора — повтор в конце фразы, предложения, строки, строфы.

Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьет меня,

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня. (А.А. Блок)

Антитеза — художественное противопоставление.

И день, и час, и письменно, и устно, за правду да и нет … (М. Цветаева)

Оксюморон — соединение логически несовместимых понятий.

Ты — меня любивший фальшью истины и правдой лжи… (М. Цветаева)

Градация — группировка однородных членов предложения в определенном порядке: по принципу нарастания или ослабления эмоционально-смысловой значимости

Не жалею, не зову, не плачу… (С А. .Есенин)

Умолчание — намеренное прерывание речи в расчете на догадку читателя, который должен мысленно докончить фразу.

Но слушай: если я должна тебе… кинжалом я владею, я близ Кавказа рождена…(А.с. Пушкин)

Многосоюзие — повторение союза, воспринимающееся как избыточное, создает эмоциональность речи.

И для него воскресли вновь: и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь. (А. С. Пушкин)

Бессоюзие — такое построение, в котором для усиления экспрессии опущены союзы.

Швед, русский, рубит, колет, режет, бой барабанный, клики, скрежет… (А.С. Пушкин)

Параллелизм — тождественное расположение элементов речи в смежных частях текста.

Одни дома длиною до звезд, другие — длиной до луны..(В. В. Маяковский).

Хиазм — перекрестное расположение параллельных частей в двух смежных предложениях.

Автомедоны (кучер, возница — О.М.) наши бойки, неукротимы наши тройки… (А.С. Пушкин). Две части сложного предложения в примере по порядку расположения членов предложения находятся как бы в зеркальном отражении: Подлежащее — определение — сказуемое, сказуемое — определение- подлежащее.

Инверсия — обратный порядок слов, например, расположение определения после определяемого слова и т.п.

На заре морозной под шестой березой, за углом, у церкви, ждите, Дон Жуан… (М.Цветаева).

В приведенном примере прилагательное морозной стоит в позиции после определяемого слова, что и является инверсией.

Для проверки или самоконтроля по теме можете попробовать отгадать наш кроссворд

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Речь. Анализ средств выразительности.

Необходимо отличать тропы (изобразительно-выразительные средства литературы), основанные на переносном значении слов и фигуры речи, основанные на синтаксическом строении предложения.

Лексические средства.

Обычно в рецензии задания В8 пример лексического средства дается в скобках либо одним словом, либо словосочетанием, в котором одно из слов выделено курсивом.

синонимы (контекстные, языковые) – близкие по смыслу слова скоро – вскорости – на днях – не сегодня-завтра, в недалеком будущем
антонимы (контекстные, языковые) – противоположные по смыслу слова они никогда не говорили друг другу ты, а всегда вы.
фразеологизмы устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову на краю света (= «далеко»), зуб на зуб не попадает (= «замерз»)
архаизмы устаревшие слова дружина, губерния, очи
диалектизм – лексика, распространенная на определенной территории курень, гутарить
книжная,

разговорная лексика

дерзновенный, сподвижник;

коррозия, менеджмент;

просадить деньги, глубинка

Тропы.

В рецензии примеры тропов указываются в скобках, как словосочетание.

Виды тропов и примеры к ним в таблице:

метафора – перенос значения слова по сходству мертвая тишина
олицетворение – уподобление какого-либо предмета или явления живому существу отговорила роща золотая
сравнение – сопоставление одного предмета или явления с другим (выражаются через союзы как, словно, будто , сравнительную степень прилагательного) яркий, как солнце
метонимия – замена прямого названия другим по смежности (т.е. на основе реальных связей) Шипенье пенистых бокалов (вместо: пенящееся вино в бокалах)
синекдоха – употребление названия части вместо целого и наоборот белеет парус одинокий (вместо: лодка, корабль)
перифраз – замена слова или группы слов, чтобы избежать повторения автор «Горе от ума» (вместо А.С. Грибоедов)
эпитет – использование определений, придающих выражению образность и эмоциональность Куда ты скачешь, гордый конь?
аллегория – выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах весы – правосудие, крест – вера, сердце – любовь
гипербола – преувеличение размеров, силы, красоты описываемого в сто сорок солнц закат пылал
литота – преуменьшение размеров, силы, красоты описываемого ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка
ирония – употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки Откуда, умная, бредешь ты, голова?

Фигуры речи, строение предложений.

В задании В8 на фигуру речи указывает номер предложения, данный в скобках.

эпифора – повторение слов в конце предложений или строк, идущих друг за другом Мне хотелось бы знать. Отчего я титулярный советник ? Почему именно титулярный советник ?
градация – построение однородных членов предложения по нарастанию смысла или наоборот пришел, увидел, победил
анафора – повторение слов в начале предложений или строк, идущих друг за другом Железная правда – живой на зависть,

Железный пестик, и железная завязь.

каламбур – игра слов Шел дождь и два студента.
риторическое восклицание (вопрос , обращение ) – восклицательное, вопросительное предложения или предложение с обращением, не требующие отклика у адресата Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?

Да здравствует солнце, да скроется тьма!

синтаксический параллелизм – одинаковое построение предложений молодым везде у нас дорога,

старикам везде у нас почет

многосоюзие – повтор избыточного союза И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

Щадят победителя годы…

бессоюзие – построение сложных предложений или ряда однородных членов без союзов Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари…

эллипсис - пропуск подразумеваемого слова я за свечкой – свечка в печку
инверсия – непрямой порядок слов Изумительный наш народ.
антитеза – противопоставление (часто выражается через союзы А, НО, ОДНАКО или антонимы Где стол был яств, там гроб стоит
оксюморон – соединение двух противоречащих понятий живой труп, пожар льда
цитирование – передача в тексте чужих мыслей, высказываний с указанием автора данных слов. Как сказано в поэме Н. Некрасова: «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить…»
вопросно -ответная форма изложения – текст представлен в виде риторических вопросов и ответов на них И опять метафора: «Живите под минутными домами…». Что это означат? Ничто не вечно, все подвержено тлену и разрушению
ряды однородных членов предложения – перечисление однородных понятий Его ждала долгая, тяжелая болезнь, уход из спорта.
парцелляция – предложение, которое расчленено на интонационно-смысловые речевые единицы. Я видел солнце. Над головой.

Помни!

При выполнении задания В8 следует помнить, что вы заполняете места пропусков в рецензии, т.е. восстанавливаете текст, а с ним и смысловую, и грамматическую связь. Поэтому часто дополнительной подсказкой может служить анализ самой рецензии: различные прилагательные в том или ином роде, согласующиеся с пропусками сказуемые и т.д.

Облегчит выполнение задания и разделение списка терминов на две группы: первая включает термины на основе изменений значения слова, вторая – строение предложения.

Разбор задания.

(1) Земля – космическое тело, а мы – космонавты, совершающие очень длительный полет вокруг Солнца, вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной. (2) Система жизнеобеспечения на нашем прекрасном корабле устроена столь остроумно, что она постоянно самообновляется и таким образом обеспечивает возможность путешествовать миллиардам пассажиров в течение миллионов лет.

(3) Трудно представить себе космонавтов, летящих на корабле через космическое пространство, сознательно разрушающих сложную и тонкую систему жизнеобеспечения, рассчитанную на длительный полет. (4) Но вот постепенно, последовательно, с изумляющей безответственностью мы эту систему жизнеобеспечения выводим из строя, отравляя реки, сводя леса, портя Мировой океан. (5) Если на маленьком космическом корабле космонавты начнут суетливо перерезать проводочки, развинчивать винтики, просверливать дырочки в обшивке, то это придется квалифицировать как самоубийство. (6)Но принципиальной разницы у маленького корабля с большим нет. (7) Вопрос только размеров и времени.

(8) Человечество, по-моему, – это своеобразная болезнь планеты. (9)Завелись, размножаются, кишат микроскопические, в планетарном, а тем более во вселенском, масштабе существа. (10) Скапливаются они в одном месте, и тут же появляются на теле земли глубокие язвы и разные наросты. (11) Стоит только привнести капельку зловредной (с точки зрения земли и природы) культуры в зеленую шубу Леса (бригада лесорубов, один барак, два трактора) – и вот уж распространяется от этого места характерное, симптоматическое болезненное пятно. (12) Снуют, размножаются, делают свое дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли.

(13) К сожалению, столь ранимыми, как и биосфера, столь же беззащитными перед напором так называемого технического прогресса оказываются такие понятия, как тишина, возможность уединения и интимного общения человека с природой, с красотой нашей земли. (14) С одной стороны, человек, задерганный бесчеловечным ритмом современной жизни, скученностью, огромным потоком искусственной информации, отучается от духовного общения с внешним миром, с другой стороны, сам этот внешний мир приведен в такое состояние, что уже подчас не приглашает человека к духовному с ним общению.

(15) Неизвестно, чем кончится для планеты эта оригинальная болезнь, называемая человечеством. (16) Успеет ли Земля выработать какое-нибудь противоядие?

(По В. Солоухину)

«В первых двух предложениях использован такой троп, как ________. Этот образ «космического тела» и «космонавтов» является ключевым к пониманию авторской позиции. Рассуждая о том, как ведет себя человечество по отношению к своему дому, В. Солоухин приходит к выводу, что «человечество – это болезнь планеты». ______ («снуют, размножаются, делают свое дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли») передают негативные деяния человека. Употребление в тексте _________ (предложения 8, 13, 14) подчеркивает, что все сказанное автору далеко не безразлично. Употребленный в 15-м предложении ________ «оригинальная» придает рассуждению печальный финал, который заканчивается вопросом».

Список терминов:

  1. эпитет
  2. литота
  3. вводные слова и вставные конструкции
  4. ирония
  5. развернутая метафора
  6. парцелляция
  7. вопросно-ответная форма изложения
  8. диалектизм
  9. однородные члены предложения

Делим список терминов на две группы: первая – эпитет, литота, ирония, развернутая метафора, диалектизм; вторая – вводные слова и вставные конструкции, парцелляция, вопросно-ответная форма изложения, однородные члены предложения.

Выполнение задание лучше начинать с пропусков, которые не вызывают трудности. Например, пропуск № 2. Так как в качестве примера представлено целое предложение, скорее всего подразумевается какое-либо синтаксическое средство. В предложении «снуют, размножаются, делают свое дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли» используются ряды однородных членов предложения: глаголы снуют, размножаются, делают дело, деепричастия выедая, истощая, отравляя и существительные реки, океаны, атмосферу. В то же время глагол «передают» в рецензии указывает на то, что на месте пропуска должно стоять слово во множественном числе. В списке во множественном числе стоят вводные слова и вставные конструкции и однородные членные предложения. Внимательное прочтение предложения показывает, что вводные слова, т.е. те конструкции, которые тематически с текстом не связаны и могут быть изъяты из текста без потери смысла, отсутствуют. Таким образом, на месте пропуска № 2 необходимо вставить вариант 9) однородные члены предложения.

В пропуске № 3 указаны номера предложений, значит термин снова относится к строению предложений. Парцелляцию сразу можно «отбросить», так как авторы должны указать два или три подряд идущих предложения. Вопросно-ответная форма тоже является неправильным вариантом, так как предложения 8, 13, 14 не содержат вопроса. Остаются вводные слова и вставные конструкции. Находим их в предложениях: по-моему, к сожалению, с одной стороны, с другой стороны.

На месте последнего пропуска необходимо подставить термин мужского рода, так как с ним в рецензии должно согласовываться прилагательное «употребленный», и он должен быть из первой группы, так как в качестве примера дано только одно слово «оригинальная» . Термины мужского рода – эпитет и диалектизм. Последний явно не подходит, так как это слово вполне понятно. Обращаясь к тексту, находим, с чем сочетается слово: «оригинальная болезнь» . Здесь явно прилагательное употреблено в переносном смысле, поэтому перед нами – эпитет.

Остается заполнить только первый пропуск, который является самым сложным. В рецензии сказано, что это – троп, и он используется в двух предложениях, где переосмысляется образ земли и нас, людей, как образ космического тела и космонавтов. Это явно не ирония, так как в тексте нет ни капли насмешки, и не литота, а скорее даже наоборот, автор намеренно преувеличивает масштабы катастрофы. Таким образом, остается единственно возможный вариант – метафора, перенос свойств с одного предмета или явления на другой на основе наших ассоциаций. Развернутая – потому, что из текста нельзя вычленить отдельное словосочетание.

Ответ: 5, 9, 3, 1.

Потренируйся.

(1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец. (2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (З)Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4)Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна. (5)Дети, когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый, говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!»

(6)И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности. (7)Все бы ничего (мало ли у кого какие отцы!), но мне было непонятно, зачем он, обычный слесарь, ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой. (8)Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь! (9)Часто сбиваясь, он тоненько, по-женски, ойкал, и на его круглом лице появлялась виноватая улыбка. (10)Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения.

(11)Я училась в третьем классе, когда сильно простыла. (12)У меня начался отит. (13)От боли я кричала и стучала ладонями по голове. (14)Мама вызвала скорую помощь, и ночью мы поехали в районную больницу. (15)По дороге попали в страшную метель, машина застряла, и водитель визгливо, как женщина, стал кричать, что теперь все мы замёрзнем. (16)Он кричал пронзительно, чуть ли не плакал, и я думала, что у него тоже болят уши. (17)Отец спросил, сколько осталось до райцентра. (18)Но водитель, закрыв лицо руками, твердил: «Какой я дурак!» (19)Отец подумал и тихо сказал маме: «Нам потребуется всё мужество!» (20)Я на всю жизнь запомнила эти слова, хотя дикая боль кружила меня, как метель снежинку. (21)Он открыл дверцу машины и вышел в ревущую ночь. (22)Дверца захлопнулась за ним, и мне показалось, будто огромное чудовище, лязгнув челюстью, проглотило моего отца. (23)Машину качало порывами ветра, по заиндевевшим стеклам с шуршанием осыпался снег. (24)Я плакала, мама целовала меня холодными губами, молоденькая медсестра обречённо смотрела в непроглядную тьму, а водитель в изнеможении качал головой.

(25)Не знаю, сколько прошло времени, но внезапно ночь озарилась ярким светом фар, и длинная тень какого-то великана легла на моё лицо. (26)Я зажмурилась и сквозь ресницы увидела своего отца. (27)Он взял меня на руки и прижал к себе. (28)Шёпотом он рассказал маме, что дошёл до райцентра, поднял всех на ноги и вернулся с вездеходом.

(29)Я дремала на его руках и сквозь сон слышала, как он кашляет. (30) Тогда никто не придал этому значения. (31)А он долго потом болел двусторонним воспалением лёгких.

(32)…Мои дети недоумевают, почему, наряжая ёлку, я всегда плачу. (ЗЗ)Из тьмы минувшего ко мне приходит отец, он садится под ёлку и кладёт голову на баян, как будто украдкой хочет увидеть среди наряженной толпы детей свою дочку и весело улыбнуться ей. (34)Я гляжу на его сияющее счастьем лицо и тоже хочу ему улыбнуться, но вместо этого начинаю плакать.

(По Н. Аксёновой)

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29 – А31, В1 – В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.

«Использование рассказчицей для описания вьюги такого лексического средства выразительности, как_____(«страшную метель», «непроглядную тьму»), придаёт изображённой картине выразительную силу, а такие тропы, как _____ («боль кружила меня» в предложении 20) и _____ («водитель визгливо, как женщина, стал кричать» в предложении 15), передают драматизм описанной в тексте ситуации. Такой приём, как_____ (в предложении 34), усиливает эмоциональное воздействие на читателя».

ЕГЭ Русский язык.

Экспресс-подготовка.

Задание № 26. Языковые средства выразительности.

Задание № 26. .

Вот и довёз нас вами, ребята, наш замечательный экспресс до последней тестовой остановки.

Сегодня мы вспомним основные художественные выразительные средства языка. Я вам подскажу, как нужно выполнять задание № 25. Но беседа впереди долгая, материала много. Если вы готовы, то начнём.

Я шаг за шагом объясню порядок выполнения задания № 25.

Шаг 1 .

Внимательно прочитайте задание. Посмотрите, ЧТО вам нужно найти.

Если необходимо найти ТРОП в названных предложениях, то вспомните, что это такое и какие виды топов бывают.

ТЕОРИЯ.

Тропы – это слова, употреблённые в переносном смысле, помогающие ярко, образно, выразительно передать мысли и чувства, воссоздать необходимую картину.

Помните главное : это слова в переносном смысле, то есть в жизни мы это «увидеть» не сможем, нам кажется, что это так происходит, это наше вИдение мира.

Аллегория.

Иносказание, при помощи которого передаётся суть, признаки конкретного образа.

Примеры.

Фемида(женщина с весами) – правосудие.

Все животные в баснях, сказках- это изображение людей с подобными характерами.

Гипербола

Преувеличение чего -либо- свойств, признаков и прочего.

Пример.

В сто сорок солнц закат пылал.(В. Маяковский)

Ирония

От греческого «притворство». Это троп, при котором скрывают истинный смысл, это лёгкая насмешка.

Пример.

Откуда, умная, бредёшь ты голова (обращение к Ослу в басне И.Крылова).

Литота

Преуменьшение чего- либо, в противоположность гиперболе.

Пример.

Талии не тоньше бутылочной шейки (Н.В. Гоголь)

Метафора

Это перенос значения слова по внешнему признаку. Метафора - скрытое сравнение. В ней есть то, с чем сравнивают, но нет предмета сравнения.

Метафора бывает развёрнутая, когда создаётся целая картина сравниваемого предмета или явления.

Пример.

Дворянское гнездо .

Метонимия

Это перенос свойств предметов по их внутреннему сходству (в этом отличие от метафоры, при которой сходство- внешнее).

Существую разные случаи переноса по внутреннему признаку, связи между предметами:

1.между предметом и материалом

2.между содержимом и содержащим.

3.между действием и орудием действия.

5.Между местом и людьми, там находящимися.

Примеры.

1.Не то на серебре- на золоте едал (А.Грибоедов).

2. Скушай ложечку. Выпей чашечку.

3.Перо его дышит местью.

4. Читаю Толстого, слушаю Чайковского.

5. На субботник вышла вся школа.

Олицетворение.

Наделение неживых е предметов наделяют свойствами живых - способностью мыслить, чувствовать, переживать.

Пример.

Дождь идёт.

Весна пришла.

Природа радуется.

Синекдоха

Это перенос значения по количественному признаку: когда вместо единственного числа употреблено множественное и наоборот, часть вместо целого.

Когда о человеке в целом говорят через его деталь (одежды, внешности, особенности характера).

Примеры:

Пуще всего береги копейку

(Н.В. Гоголь).

И вы, мундиры голубые. (М.Ю. Лермонтов о жандармах).

Сравнение.

Не путайте сравнение с метафорой. В сравнении есть и то, что сравнивают , и то, с чем сравнивают . Часто используются союзы: как, словно, будто.

Пример.

Молвит слово - соловей поёт.

Эпитет

Образное определении. По- другому, это определение, обозначающее качество, предмета, которое в жизни нельзя увидеть.

Помните! Эпитетами не всегда являются прилагательные, могут быть и другие части речи.

Примеры.

Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком (С.Есенин)..

Кругом трава так весело цвела.

…когда весенний первый гром, как бы резвяся и играя , грохочет в небе голубом

(Тютчев).

Шаг 2.

Если необходимо найти лексические средства , то среди слов предложенного списка нужно искать следующие термины.

Типы слов по смыслу

Синонимы - это слова одной части речи, которые отличаются оттенками значений и стилистическим применением в речи (великолепный, превосходный, изумительный, роскошный, отличный, замечательный, классный, супер).

Контекстные синонимы - это слова, которые являются синонимами только в данном контексте.

Например: по характеру это была добрая, мягкая женщина.

Синонимы данных слов вне текста:

Добрый - сердечный, душевный, жалостливый, человечный и др.

Мягкий - пухлый, пластичный, эластический, пушистый.

Антонимы - это противоположные по смыслу слова (забраковать – одобрить, оригинал – подделка, чёрствый - отзывчивый).

Контекстные антонимы - это слова, которые являются антонимами только в данном контексте. Противопоставление подобных слов является чисто индивидуальным авторским решением.

Например: один день – вся жизнь, волки - овцы, поэт – стихотворец.

Омонимы - это слова, которые пишутся одинаково, но имеют совершенно разные значения (коса девичья и коса как сельскохозяйственное орудие).

Паронимы – это слова, сходные по написанию и звучанию, но имеющие различное значение (великий- величественный, эффектный- эффективный).

Типы слов по сфере употребления

Общеупотребительные слова - это слова, значение которых известно всему народу, всем носителям данного языка (небо, школа, синий, ходить, красиво и т.д.)

Диалектизмы - данные слова употребляются жителями определённой местности («саднова»- то есть постоянно, употребляется в глубинках Поволжья).

Профессионализмы (или специальная лексика)– эти слова употребляются людьми определённой профессии (шприц, скальпель – врачами; корень, морфология, синтаксис- учителями русского языка).

Термины названия определённых понятий, которые используются в той или иной области знаний (например: функция, демократия)

Жаргонизмы - это слова и выражения, которые используются в в социальных группах при неформальном общении (например: глючить, хакнуть – компьютерный жаргон, то есть сленг; ксива, малява- воровской жаргон; училка, трояк, домашка- школьный;

Типы слов по происхождению

Устаревшая лексика (архаизмы )- это устаревшие слова, вышедшие из постоянной речи, так как с течением времени были заменены другими словами (очи- глаза, ланиты- щёки).

Историзмы - это устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением явлений, которые они обозначали. Данные слова могут употребляться для описания исторической эпохи (кольчуга, ботфорты).

Неологизмы - новые слова, недавно возникшие в языке и не утратившие своей новизны. С течением времени данные слова переходят в группу общеупотребительных. Так совсем недавно неологизмами были слова: компьютер, планшет, мобильный телефон, смартфон, однако сегодня они уже переходят в разряд общеупотребительных.

Исконно русские слова – слова, возникшие в древности у восточных славян, старославянизмы (сладкий, враг, ведать)

Заимствованные слова (иноязычные)- по происхождению эти слова заимствованы из других языков. Часто это происходит в период экономического, культурного общения, взаимосвязей стран и народов. (Например, гипербола- слово греческого происхождения, модернизация- французского).

Варваризмы – это иноязычные слова, вошедшие в русскую речь, но всегда воспринимаемые как чужеродные. Их часто используют для описания иностранного быта, этикета и т.д. (Например: месье, бой-френд, бизнес-вумен).

Типы слов по сферам употребления

Стилистически нейтральная лексика - это слова, не прикреплённые к определённому стилю речи (сравните: душистый - благовонный, доказательства- аргументы)

Книжная лексика - употребляется в книжных стилях: научной литературе, официально- деловом, публицистическом стиле(например: декларативный, исчислять, конъюктура)

Разговорная лексика - слова, использующиеся в устной речи, часто в бытовом общении

(хвастунишка, читалка, задира.)

Просторечные слова – это слова разговорной лексики, но имеющие свои особенности:

Нарушающие языковые нормы (траНвай вместо траМвай, квАртал вместо квартАл)

Нарушающие моральные нормы, грубые слова (башка, притащиться)

Вульгарна, бранная лексика, оскорбляющая человека.

Эмоционально окрашенные слова (экспрессивная лексика, оценочная лексика) – это слова, при помощи которых выражается отношение к окружающим, явлениям, действиям, позитивное и негативное (например: дружище, силища, врата, страж).

Фразеологизмы - устойчивые словосочетания, которые по значению равны одному слову.

С точки зрения стилистической окраски фразеологизмы бывают:

Разговорные: бежать сломя голову - быстро, работать спустя рукава – лениться

Книжные: яблоко раздора, звёздный час

Просторечные: вкручивать мозги, дурья башка.

Шаг 3.

Если нужно определить, какой приём (фигура речи) использует автор, то ищите следующие приёмы.

Фигура - часть предложения, которая играет определённую функцию в нём (здесь обретает свои права синтаксис). Фигура представляет собой выразительные синтаксические конструкции, которые передают экспрессию текста.

Примечание: некоторые фигуры речи могут быть одновременно и синтаксическими средствами (риторический вопрос, риторическое восклицание и др.).

Фигуры речи

приёмы).

Определения.

Примеры.

Анафора

Повторение слов или сочетаний слов в начале предложений или стихотворных строк.

Пример.

Не напрасно дули ветры,

Не напрасно шла гроза.

Эпифора

Противоположна анафоре: повторение слов или словосочетаний в конце строк или предложений.

Пример.

Правда твоя – это наша правда, Родина!

Слава твоя – это наша слава. Родина!

Антитеза

Противопоставление явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов.

Живые и мёртвые.

Кто был никем, тот станет всем.

Градация

Это такой приём, который позволяет предать события, чувства, действия в процессе их развития - по возрастающей или убывающей значимости.

Пример.

Пришёл, увидел, победил!

Не жалею, не зову, не плачу.

Инверсия

Обратный порядок слов. В русском языке прямой порядок: определение, подлежащее, сказуемое, дополнение.Обстоятельство имеет разное положение в предложении.

Пример.

Жили-были дед да баба.

Пришёл я однажды в школу.

Швейцара мимо он стрелой

Взлетел по мраморным ступеням.

Оксюморон

Сочетание не сочетаемых по смыслу слов.

Примеры.

Мёртвые души.

Горькая радость. Звонкая тишина.

Синтаксический параллелизм

Сходное построение предложений в синтаксическом плане.

Пример.

Молодым везде у нас дорога,

Старика везде у нас почёт.

Перифраз.

От греческого- описание. Это употребление описания предмета, явления, человека, вместо его названия.

Примеры.

(Толстой).

Пишущий эти строки (я).

Туманный Альбион (Англия.)

Царь зверей (лев).

Умолчание

Пример.

Я сама не из таких,

Кто чужим подвластен чарам.

Я сама… Но, впрочем, даром

Тайн не выдаю своих.

Парцелляция.

Приём, при котором предложение делится на несколько. Сначала идёт предложение с основным смыслом, а за ним - неполные предложения, дополняющие его. Этот приём используется для усиления выразительности, значимости слов.

Пример .

Он увидел меня и застыл. Удивился. Замолчал.

Бессоюзие или асиндетон

Приём, при котором союзы опускаются. Это придаёт речи динамичность, помогает воссоздать быструю смену действий героев, картин.

Пример.

Швед, русский, колет, рубит, режет.

Многосоюзие или полисиндетон

Намеренное увеличение союзов в предложении. Это позволяет замедлить речь выделить какие-то слова, усилить выразительность созданного образа.

Пример.

Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал.

Риторические восклицания.

Использование восклицательных предложений, чтобы не только выразить свои чувства, но и предать их читателям, вызвать в ответ такие же.

Пример.

Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство!

Риторические вопросы.

Это вопросы, не требующие ответа. На них автор либо сам отвечает, либо хочет, чтобы над вопросом подумали читатели. Они создают иллюзию беседы. Обращены такие вопросы во всем людям. Часто используются в художественной или публицистической литературе.

Пример.

Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался?

Шаг 4.

Наконец, если необходим найти синтаксические средства , то помните, они связаны со знаками препинания, их выделяют запятыми, тире, ставится знак вопроса или восклицания и т.д.

Средства

Определения

Примеры

Однородные члены способны ярко воссоздать и картину событий, и внешние и внутренние свойства предмета описания, и всю гамму чувств.

Пример.

Природа помогает бороться с одиночеством, преодолевать отчаяние, бессилие, забывать вражду, зависть, коварство друзей.

Ряды однородных членов

Вводные слова.

Вводные слова многообразны по значению. Умелое использование этих значений поможет и выразить оттенки чувств, и систематизировать мысли, и выделить главное, важное

Пример.

Вероятно, там, в родных местах, как в детстве удивительно пахнет цветами, самые большие ромашки из которых можно сплести замечательные букеты.

Вопросно-ответная форма изложения.

Это приём, при котором размышления автора представлены в виде вопросов-ответов.

Пример.

Для чего нужно приучать детей с детства читать правильные книги,- спросите вы? А я отвечу: чтобы стать человеком, настоящим, достойным права так называться.

Риторические обращения

Риторические обращения часто используются в публицистической речи с целью привлечения внимания к проблеме, для призыва к действию.

Пример.

Горожане, сделаем наш город зелёным и уютным!

Обособленные члены.

Обособленные члены позволяют более ярко, конкретно, подробно, эмоционально описать что-то, рассказать о чём-т. Они способствуют уточнению, усилению общего впечатления от содержания текста.

Пример.

В родных местах всё так же шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своим и вещими шёпотами тем поэтом, каким я стал.

Восклицательные предложения.

Примеры.

Милосердие - удивительное свойств души человека!

Надо воспитывать милосердие в детства!

Цитирование

Использование цитаты из произведения или высказывание известного человека для подтверждения своих мыслей.

Пример.

Горький писал: « Человек - это звучит гордо!».

Пользуйтесь подсказками.

В задании часто можно найти скрытые подсказки.

  • Подсказкой является уже то, что вас просят найти троп, лексическое или синтаксическое средство .
  • Часто в скобках даны примеры (например, эпитетов), вам надо вспомнить, как называется такое средство.
  • Могут помочь и формы слов , например, «использована»- слово женского рода, потому ясно, что здесь термины мужского и среднего рода не подойдут.

Рассмотрим пример.

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Рассуждая на тему творчества и «нахождения себя», автор использует такой прием, как (А)_____ (предложения 8-9; 17-18). Что может помешать творческой личности? Использованные в 13-м предложении (Б)_____ дают, по мнению автора, ответ на этот вопрос. Говоря о том, какие профессии можно считать творческими, а какие - нет, В. Белов в 20-м предложении использует (В)_____. Это даёт возможность подготовить читателя к пониманию следующего, 21-го предложения. Кроме этого, в тексте широко использована (Г)_____, например, «потребность», «личность», «ориентация», «принципы» и др.»

Список терминов:

1) сравнительный оборот

2) литота

3) антонимы

4) ирония

5) просторечная лексика

6) ряды однородных членов

7) вопросно-ответная форма изложения

8) общественно-политическая лексика

9) риторический вопрос

10) восклицательные предложения

ПОЯСНЕНИЕ.

А) Приём-7 (вопрос-ответ).

(8) Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом из нас? (9) Грубо говоря, потому, что мы либо занялись не своим делом (не нашли себя, своего лица, своего таланта), либо не научились жить и трудиться (не развили таланта).

Б) Ответ-6, ряды однородных членов.

(17) Почему, собственно, считается творческой только жизнь артиста или художника ? (18) Ведь артистом и художником можно быть в любом деле.

(13) Стройному восхождению , творческому раскрепощению личности может помешать любой душевный, семейный, общественный или мировой разлад, любая неурядица , которые, кстати сказать, бывают разные.

В) Антонимы-3.

(20)Ореол исключительности той или иной профессии, деление труда по таким принципам, как «почётно-непочётно», «интересно-неинтересно», как раз и поощряет мысль о недоступности творчества для всех и для каждого. (21) Но это вполне устраивает сторонников нивелирования личности, которые выделяют безликую толпу бездарных людей и противопоставляют ей людей талантливых.

Г) Общественно-политическая лексика - 8 (потребность», «личность», «ориентация», «принципы»).

Ответ: 7638.

Алгоритм выполнения задания № 26.

Языковые средства выразительности .

  • Выучите значение терминов , тренируйтесь в их нахождении в тесте. Это первое условие хорошего выполнения задания.
  • Чётко представляйте группы терминов : тропы, лексические, синтаксические средства, приёмы (фигуры).
  • Внимательно читайте задание . В нём часто уже бывает подсказка.
  • Если надо найти ТРОПЫ , выделите их для себя из списка. Помните, что это слова в переносном смысле .
  • Попытайтесь найти тот, который есть в данных предложениях.
  • Круг терминов из списка сократился. Ищем следующее средство выразительности, например, синтаксическое . Из списка находим то, что как-то связано со знаками препинания.
  • Далее круг терминов стал ещё уже. Ищем, например, лексические средства (это синонимы, антонимы фразеологизмы, различная лексика).
  • Но бывает и так, что не указано, какие с редства нужно искать (лексические, синтаксические). Тогда смотрите на подсказку в скобках.

В пример выше читаем: «в тексте широко использован а (Г)_____, например, «потребность», «личность», «ориентация», «принципы» и др.».

Как видим, нет чёткого указания, что надо искать, но даны слова в скобках, кроме того, слово «использована» стоит в ж. роде. Поэтому здесь подходит «политическая лексика». < Назад

  • Вперёд >
  • Выразительность русской речи. Средства выразительности.

    Изобразительно-выразительные средства языка

    ТРОПЫ - употребление слова в переносном значении. Лексический аргумент

    Перечень тропов

    Значение термина

    Пример

    Аллегория

    Иносказание. Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа.

    В баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – волка.

    Гипербола

    Средство художественного изображения, основанное на преувеличении

    Глаза громадные, как прожекторы (В.Маяковский)

    Гротеск

    Предельное преувеличение, придающее образуфантастический характер

    Градоначальник с фаршированной головой у Салтыкова-Щедрина.

    Ирония

    Осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый.

    Откуда, умная, бредёшь ты голова? (И. Крылов).

    Литота

    Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении (в противоположность гиперболе)

    Талии никак не толще бутылочной шейки (Н. Гоголь).

    Метафора, развёрнутая метафора

    Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ

    Со снопом волос твоих овсяных

    Отоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин.)

    Метонимия

    Вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий. Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. Например, название профессии заменено названием орудия деятельности. Много примеров: перенос с сосуда на содержимое, с человека на его одежду, с населённого пункта на жителей, с организации на участников, с автора на произведения

    Когда же берег адаНавек меня возьмёт, Когда навек уснёт Перо, моя отрада... (А.Пушкин.)

    На серебре, на золоте едал.

    Ну, скушай еще тарелочку, сынок.

    Олицетворение

    Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ даром речи, способностью мыслить и чувствовать

    О чём ты воешь, ветр

    ночной,

    О чём так сетуешь безумно?

    (Ф. Тютчев.)

    Перифраз (или перифраза)

    Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи

    Царь зверей (вместо лев)

    Синекдоха

    Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого; целое в значении части; единственное число в значении общего; замена числа множеством; замена видового понятия родовым

    Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин.); Швед, русский колет, рубит, режет. Мы все глядим в Нап o леоны.

    Эпитет

    Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства

    Отговорила роща

    золотая Берёзовым весёлым языком.

    Сравнение

    Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением

    Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Н. Некрасов.)

    ФИГУРЫ РЕЧИ

    Обобщённое название стилистических приёмов, в которых слово, в отличие оттропов, не обязательно выступает в переносном значении. Грамматический аргумент.

    Фигура

    Значение термина

    Пример

    Анафора (илиединоначатие)

    Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф.

    Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид…

    Антитеза

    Стилистический приём контраста, противопоставления явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов

    А новое так отрицает старое!.. Оно стареет на глазах! Уже короче юбки. Вот уже длиннее! Вожди моложе. Вот уже старее! Добрее нравы.

    Градация

    (постепенность)- стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости

    Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.

    Инверсия

    Перестановка; стилистическая фигура, состоящая в нарушении общеграмматической последовательности речи

    Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням.

    Лексический повтор

    Намеренное повторение в тексте одного и того же слова

    Простите, простите, простите меня! И я вас прощаю, и я вас прощаю. Я зла не держу, это вам обещаю, Но только вы тоже простите меня!

    Плеоназм

    Повторение сходных слов и оборотов, нагнетание которых создает тот или иной стилистический эффект.

    Друг мой, друг мой, я очень и очень болен.

    Оксюморон

    Сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом.

    Мёртвые души, горькая радость,сладкая скорбь, звонкая тишина.

    Риторический вопрос, восклицание, обращение

    Приёмы, использующиеся для усиления выразительности речи. Риторический вопрос задаётся не с целью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя. Восклицания и обращения усиливают эмоциональное восприятие

    Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? (А. Пушкин.) Какое лето! Что за лето! Да это просто колдовство.(Ф. Тютчев.)

    Синтаксиче-ский параллелизм

    Приём, заключающийся в сходном построении предложений, строк или строф.

    Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской...

    Умолчание

    Фигура, предоставляющая слушателю самому догадываться и размышлять, о чём пойдёт речь во внезапно прерванном высказывании.

    Поедешь скоро ты домой: Смотри ж... Да что? Моей

    судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен.

    Эллипсис

    Фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу

    Мы сёла - в пепел, грады - в прах, В мечи - серпы и плуги. (В. Жуковский.)

    Эпифора

    Стилистическая фигура, противоположная анафоре; повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания

    Милый друг, и в этом тихом

    Доме. Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом

    ДомеВозле мирного огня. (А.Блок.)

    ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЛЕКСИКИ

    Лексический аргумент

    Термины

    Значение

    Примеры

    Антонимы,

    контекстные

    антонимы

    Слова, противоположные по значению.

    Контекстные антонимы - именно в контексте они являются противополож-ными. Вне кон-текста эта противо-положность теряется.

    Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень... (А. Пушкин.)

    Синонимы,

    контекстные

    синонимы

    Слова, близкие по значению. Контекстные синонимы - именно в контексте они являются близкими. Вне контекста близость теряется.

    Желать - хотеть, иметь охоту, стремиться, меч-тать, жаждать, алкать

    Омонимы

    Слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения.

    Колено - сустав, соеди-няющий бедро и голень; пассаж в пении птиц

    Омографы

    Разные слова, совпавшие по написанию, но не по произношению.

    Замок (дворец) – замок (на двери), Мука (мучение) – мука (продукт)

    Паронимы

    Близкие по звучанию, но различные по значению слова

    Геройский - героический, двойной - двойственный, действенный - действительный

    Слова в переносном значении

    В отличие от прямого значения слова, стилистически нейтрального, лишённого образности, переносное - образное, стилистически окрашенное.

    Меч правосудия, море света

    Диалектизмы

    Слово или оборот, бытующие в определённой местности и употребляемые в речи жителями этой местности

    Драники, шанежки, буряки

    Жаргонизмы

    Слова и выражения, находящиеся за пределами литературной нормы, принадлежащие какому-нибудь жаргону - разновидности речи, употребляющейся людьми, объединёнными общностью интересов, привычек, занятий.

    Голова - арбуз, глобус, кастрюля, корзина, тыква...

    Профессиона -лизмы

    Слова, употребляющиеся людьми одной профессии

    Камбуз, боцман,акварель, мольберт

    Термины

    Слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники и прочие.

    Грамматика, хирургический, оптика

    Книжная лексика

    Слова, характерные для письменной речи и имеющие особенную стилистическую окраску.

    Бессмертие, стимул, превалировать...

    Просторечная

    лексика

    Слова, разговорного употребления,

    отличающиеся некоторой грубоватостью, сниженного характера.

    Болван, вертихвостка, вихлять

    Неологизмы (новые слова)

    Новые слова, возникающие для обозначения новых понятий, только что возникших. Возникают и индивидуальные авторские неологизмы.

    Будет буря - мы поспорим

    И помужествуем с ней.

    Устаревшие слова (архаизмы)

    Слова, вытесненные из современного языка

    другими, обозначающими те же понятия.

    Изрядный - отличный, рачительный - заботливый,

    чужестранец - иностранец

    Заимствованные

    Слова, перенесённые из словадругих языков.

    Парламент,сенат, депутат, консенсус

    Фразеологизмы

    Устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, составу и структуре, воспроизводимые в речи в качестве целых лексических единиц.

    Кривить душой - лицемерить, бить баклу-ши - бездельничать, на скорую руку - быстро

    ЭКСПРЕССИВНО-ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА

    Разговорная.

    Слова, имеющие несколько сниженную по сравнению с нейтральной лексикой стилистическую окраску, характерные для разговорного языка, эмоционально окрашенные.

    Грязнуля, крикун, бородач

    Эмоционально окрашенные слова

    Оценочного характера, имеющие как позитивный, так и негативный оттенок.

    Прелестный, чудный, отвратительный, злодей

    Слова с суффиксами эмоциональной оценки.

    Миленький, зайчонок, умишко, детище

    ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МОРФОЛОГИИ

    Грамматический аргумент

    1. Экспрессивное использование падежа, рода, одушевлённости и пр.

    Что-то воздуху мне мало,

    ветер пью, туман глотаю... (В. Высоцкий.)

    Мы отдыхаем в Сочах.

    Сколько Плюшкиных развелось!

    2. Прямое и переносное употребление форм времени глагола

    Прихожу я вчера в школу и вижу объявление: «Карантин». Ох и обрадо-вался я!

    3. Экспрессивное использование слов разных частей речи.

    Со мной произошла преудивительнейшая история!

    Я получил неприятное сообщение.

    Я был в гостях у ней. Не минует тебя чаша сия.

    4. Использование междометий, звукоподражательных слов.

    Вот ближе! Скачут... и на двор Евгений! «Ах!» - и легче тени Татьяна прыг в другие сени. (А. Пушкин.)

    ЗВУКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

    Средство

    Значение термина

    Пример

    Аллитерация

    Приём усиления изобразительности путём повторения согласных звуков

    Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой..

    Альтернация

    Чередование звуков. Мена звуков, занимающих одно и то же место в морфеме в разных случаях ее употребления.

    Касательная – коснуться, заблистать – блеснуть.

    Ассонанс

    Приём усиления изобразительности путём повторения гласных звуков

    Скучна мне оттепель: вонь, грязь, весной я болен. (А. Пушкин.)

    Звукопись

    Приём усиления изобразительности текста путём такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине

    Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой

    Перестукивали стыки: на восток, восток, восток...

    (П. Антокольский воспроизводит звук вагонных колёс.)

    Звукоподражание

    Подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы

    Когда гремел мазурки гром... (А. Пушкин.)

    ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СИНТАКСИСА

    Грамматический аргумент

    1. Ряды однородных членов предложения.

    Когда пустой и слабый человек слышит лестный отзыв насчёт своих со-мнительных достоинств, он упивается своим тщеславием, зазнаётся и совсем теряет свою крошечную способность относиться критически к своим поступкам и к своей особе. (Д. Писарев.)

    2. Предложения с вводными словами, обращениями, обособленными чле-нами.

    Вероятно, там, в родных местах, так же, как в моём детстве и юности, цветут купавы на болотных затонах и шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своими вещими шёпотами тем поэтом, которым я стал, которым я был, которым я буду, когда я умру. (К. Бальмонт.)

    3. Экспрессивное использование предложений разного типа (сложнопод-чинённых, сложносочинённых, бессоюзных, односоставных, непол-ных и пр.).

    Там везде говорят по-русски; это язык моего отца и моей матери, это язык моей няни, моего детства, моей первой любви, почти всех мгновений моей жизни, которые вошли в моё прошлое как неотъемлемое свойство, как ос-нова моей личности. (К. Бальмонт.)

    4. Диалогичность изложения.

    - Ну что ж? Правда ли, что он так хорош собой?

    - Удивительно хорош, красавец, можно сказать. Стройный, высокий, румянец во всю щеку...

    - Право? А я думала, что у него лицо бледное. Что же? Каков он тебе по-казался? Печален, задумчив?

    - Что вы? Да такого бешеного я и сроду не видывала. Вздумал он с нами в горелки бегать.

    - С вами в горелки бегать! Невозможно! (А. Пушкин.)

    5. Парцелляция - стилистический приём расчленения в произведении фразы на части или даже отдельные слова с целью придать речи интона-ционную экспрессию путём её отрывистого произнесения. Парцеллируе-мые слова отделяются друг от друга точками или восклицательными зна-ками при соблюдении остальных синтаксических и грамматических правил.

    Свобода и братство. Равенства не будет. Никто. Никому. Не равен. Никогда. (А. Володин.) Он увидел меня и застыл. Оцепенел. Замолчал.

    6. Бессоюзие или асиндетон – намеренный пропуск союзов, что придает тексту динамизм, стремительность.

    Швед, русский колет, рубит, режет. Люди знали: где-то, очень далеко от них, идет война.Волков бояться – в лес не ходить.

    7. Многосоюзие или полисиндетон – повторяющие союзы служат для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения.

    Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.

    Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду.

    Тесты.

    1. Выберите правильный ответ:

    1) В ту белую апрельскую ночь Петербург видел Блокапоследний раз... (Е. Замятин).

    а) метафораб) гиперболав) метонимия

    2.То стынешь в блеске лунного лака,

    То стонешь , облитый пеною ран.

    (В. Маяковский)

    а) аллитерацияб) ассонансв) анафора

    3.В пыли влачусь - и в небесах витаю;

    Всем в мире чужд - и мир обнять готов. (Ф. Петрарка).

    а) оксюморонб) антонимыв) антитеза

    4.Пусть заполнится годами

    жизни квота,

    стоит

    только

    вспомнить это диво,

    раздирает

    рот

    зевота

    шире Мексиканского залива.

    (В. Маяковский)

    а) гиперболаб) литотав) олицетворение

    5. Выберите правильный ответ:

    1) Моросил бисерный дождь, такой воздушный, что, казалось, он не достигал земли и дымкой водяной пыли расплывался в воздухе. (В. Пастернак).

    а) эпитетб) сравнениев) метафора

    6.И в осень дней не погасает пламень, текущий с жизниюв крови. (К. Батюшков)

    а) метафораб) олицетворениев) гипербола

    7. Порой влюбляется он страстно

    В свою нарядную печаль .

    (М. Ю. Лермонтов)

    а) антитезаб) оксюморонв) эпитет

    8.Алмаз шлифуется алмазом,

    Строка диктуется строкой.

    а) анафора б) сравнение в) параллелизм

    9. При одном предположении подобного случая вы быдолжны были вырвать с корнем волосы из головы своей ииспустить ручьи... что я говорю! реки, озера, моря, океаны слёз!

    (Ф.М.Достоевский)

    а) метонимия б) градацияв) аллегория

    10. Выберите правильный ответ:

    1) Черные фраки носились врозь и кучами там и там. (Н. Гоголь)

    а) метафораб) метонимия в) олицетворение

    11.Сидит лодырь у ворот,

    Широко разинув рот,

    И никто не разберет,

    Где ворота, а где рот.

    а) гиперболаб) литотав) сравнение

    12. С наглой скромностью смотрит в глаза. (А. Блок).

    а) эпитетб) метафорав) оксюморон

    Вариант

    Ответ

    Последние материалы раздела:

    Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
    Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

    Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

    Интересные факты о физике
    Интересные факты о физике

    Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

    Дмитрий конюхов путешественник биография
    Дмитрий конюхов путешественник биография

    Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...