Роль игры в подготовке детей к школе. Как подготовить ребенка к школе: игры, которые вам помогут

Каждый год множество детей идут в первый класс. Если вашему чаду осталось совсем чуть-чуть до школы, готовить его уже нет особого смысла. Просто отдохните, объясните малому правила поведения и поговорите с учителями. Будет отставать, значит, придется нагонять на выходных. Если же в запасе год или пара лет, подготовкой стоит заняться уже сейчас.

Что нужно ребенку в школе?

Главные навыки, которые необходимо развить перед началом учебы в первом классе:

  • умение представляться и представлять ближайших родственников, друзей. Свое полное имя и имена родителей нужно знать наизусть;
  • любознательность, за которой последует наличие определенного кругозора. Ваше чадо должно быть в курсе сезонов, количества дней в неделе, знать, какая сегодня дата, отвечать на простые вопросы, вроде "Когда птицы летят на юг?";
  • умение читать, писать и считать. Чтения достаточно по слогам, письма - печатными буквами, а счета до 20 и обратно. Желательно знать правила сложения и вычитания на простейших примерах;
  • логическое мышление. Например, умение обобщать предметы по одному признаку, исключать лишнее из ряда, находить сходства и различия между предметами;
  • память. Ребенок должен запоминать минимум половину из 10 слов, которые называет учитель;
  • навыки обслуживания себя. Одеваться, шнуровать обувь, убирать свой мусор, прибираться и т. д.

Все это простейшие умения, которые доступны любому взрослому. Но помните, что без специальных занятий ваш ребенок не сможет ими овладеть быстро и в полной мере. Ваша задача ему помочь.

Основные правила занятий

Независимо от того, в игровой форме или нет, вы готовитесь к школе, важно соблюдать основные правила. Если игнорировать эти простые вещи, попытка изучить что-то новое провалится. Помните, что:

  • нельзя заниматься, если у малыша плохое настроение. И тем более, если плохое настроение у вас. Для начала поиграйте, успокойтесь вместе. Потом переходите к занятиям;
  • продолжительность занятий зависит от ребенка. Некоторые дети в пять лет спокойно высиживают полчаса, другие постоянно отвлекаются. Чтобы не тратить время зря, можно переключаться с одного урока на другой, например, 10 минут складывать яблоки, и 10 минут разыгрывать смену сезонов;
  • занимаясь сидя, не забывайте про перерывы. Разминайте пальцы и делайте зарядку;
  • хвалите ребенка за успехи и не только после занятий. Рассказывайте об успешных уроках семье и знакомым так, чтобы ваше чадо вас услышало;
  • старайтесь не заканчивать уроки негативно. Даже если вы поругались, разозлились, ребенок разнервничался, договоритесь, что вы сейчас же прекратите урок, но сначала подведете итоги. Во время итогов найдите все хорошее, что успели сделать. Если не успели сегодня - вспомните прошлые дни. Закончите на позитивной ноте. Это запомнится ребенку, и у него не будет возникать желания пропустить занятия из-за плохих воспоминаний.


Игровые упражнения: готовимся к школе без скуки

Методик, как подготовить ребенка к школе, описано множество. Буклеты про игры с карточками, фруктами и другими вещами можно взять в любом учебном заведении. Остановимся лучше подробнее на новых технологиях. В разделе развивающих игр на сайте Multoigri.ru представлено множество различных флешек, которые могут помочь вам в обучении ребенка. Самые полезные:

  • "Картинки для детей". Флешка направлена на развитие памяти. На поле отображаются картинки, которые необходимо запомнить и открыть парами;
  • "Учить буквы для детей". Игра, в которой ребенку необходимо собрать букву из палочек вверху основного поля. Помогает запомнить алфавит;
  • "Для детей цифры". Приложение, где вы сможете объяснить своему чаду цифры и проверить, насколько хорошо он их запомнил.

Три перечисленные выше игры - самые показательные примеры. На самом деле, их намного больше. С помощью компьютерных игр вы сможете выучить цвета, основные элементы природы ("Алхимия"), сезоны и правила поведения. Всего лишь нужно потратить немного времени и выбрать для своего ребенка наиболее подходящие программы. Это не так сложно и обязательно окупится в будущем.

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении
Ж.-Ж.Руссо
(Перед родительским собранием в помещении группы оформляется выставка методической литературы по игровой деятельности дошкольника, подборку детской литературы по организации сюжетно-ролевых игр).

Воспитатель:
Уважаемые родители, сегодня мы собрались, чтобы поговорить о детской игре и наших детях.
Вся наша жизнь игра… Игра начинается с началом жизни человека. Как только малыш рождается, он сразу начинает играть. Игра детей - это и развлечение, и обучение, и средство самоисследования, и построение своего «Я», и самооздоровление себя через игру, и коррекция детско-родительских отношений.
А что означает слово - «играть»?
(Воспитатель предлагает высказаться присутствующих на собрании родителей - не менее 4-5)
Воспитатель:
(Подводит итоги обсуждения, приводит определение слова «игра»)
«Играть, игровать - шутить, тешиться, веселиться, забавляться, проводить время потехой, заниматься чем-либо для забавы, от скуки, безделья.»
«Толковый словарь русского языка», В.Даль
Пожалуйста, придумайте слова, которыми можно назвать играющего ребенка?
(Игрун, игруша, игрунок, игрунчик, игрунишка)

Кто такая «игрица»?
(Молодица, девка, которая поет на игрище, вечеринке)

Кто такой «игрец»?
(Актер, лицедей, шут, потешник, скоморох)
Воспитатель:
Играли всегда и везде. А для чего и почему люди играют?
(Высказывания 2-3 родителей)
Через игру ребенок познает окружающий мир, в игре удовлетворяются его основные потребности:
- стремление к самостоятельности;
- участие в жизни взрослых;
- потребность в познании окружающего мира;
- активное движение, общение со сверстниками.
Ребенок хочет действовать как взрослый, и он начинает действовать, как будто бы он взрослый. Выполняя определенную роль, ребенок осознает свое «Я»…
Игра - это максимально свободная от всякого принуждения деятельность, находящаяся во власти эмоций, в которой ребенок раньше всего учится управлять своим поведением и регулировать его в соответствии с общепринятыми правилами и нормами. Свобода в игре существует только в пределах взятой на себя роли. Эти ограничения ребенок берет на себя добровольно, по собственному желанию, и это доставляет ему удовольствие.
Игра упорядочивает не только поведение ребенка, но и его внутреннюю жизнь, делая ее более осмысленной и осознанной.
Игра - самая привлекательная деятельность для дошкольника и является ведущей в дошкольном детстве.
Однако, в последние годы сложилась тенденция постепенного ухода игры из детского сада, семьи. Она вытесняется учебной деятельностью.

Вопрос родителям:
Как вы думаете, почему?
(Главной заботой родителей и, следовательно воспитателей детского сада, является готовность детей к школе, которая выражается в умении детей читать, писать, считать…)

Вместе с тем, ранняя загруженность детей в детском саду и в семье учебной деятельностью ведет к тому, что они все раньше становятся маленькими школьниками. Раннее обучение нарушает специфику дошкольного этапа развития ребенка, превращая детей в уменьшенную копию взрослых. Такая готовность не только не способствует, но и препятствует нормальному школьному обучению. Дошкольник, так и не научившийся играть, останется личностью незрелой.
По данным психологов, успешностью в обучении отличаются те дети, которые исчерпали возможности развития в рамках дошкольного возраста с его ведущей деятельностью - ролевой игрой. А «ненаигравшиеся» дети характеризуются худшей успеваемостью, несформированностью мотивов учебы и в целом познания, быстро утрачивают интерес к школе.
Те дети, у которых игровая деятельность не сформирована, обычно не испытывают потребности в переходе к новой ведущей деятельности - учебной.

Вопрос родителям:
Как вы думаете, какими качествами должен обладать младший школьник, чтобы учение происходило успешно?
(Высказывания 3-5 родителей)

Воспитатель:
(Подводя итоги обсуждения)
Необходимые качества ребенка, ориентированного на обучение:
- в первую очередь у него должна быть сформирована учебная мотивация, учебный мотив - он должен хотеть учиться;
- для успешного обучения в школе у ребенка должны быть сформированы навыки построения внутреннего плана действий в рамках предстоящих задач, игры, поведения, т.е. способность действовать в уме;
- важно, чтобы ребенок обладал достаточным запасом общих и практических знаний;
- необходимым качеством является произвольность деятельности, т.е. умение (опыт) подчинять свои действия правилам, которые устанавливает воспитатель (учитель), взрослый;
- творческая активность и инициативность.
Эти качества являются стержневыми для формирования личности, они формируются не на занятиях, им нельзя «научить» ребенка. Тем не менее многие родители предпочитают отдавать ребенка на занятия, которые проводятся по школьному типу и на учебном материале.
Подготовка к школе ни в коем случае не должна сводиться к обучению ребенку чтению, письму и т.д. Все эти умения и навыки легко могут быть сформированы при наличии вышеперечисленных базовых характеристик. Однако при недостаточном развитии этих характеристик ребенок активно натаскивается в отношении каких-то конкретных умений, что может весьма пагубно отразиться на его дальнейшем развитии.
Учебная деятельность - преимущественно деятельность индивидуальная. Тем не менее учителя обращают внимание на то, чтобы класс формировался как коллектив. Формирование детского коллектива начинается в дошкольном детстве, в совместной деятельности детей. И игра при этом имеет первостепенное значение. В игре ребенок не только учится прислушиваться к партнеру, ориентироваться на его интересы и особенности, но и учится смотреть на себя глазами «другого», корректируя собственное поведение, подчиняя свое желание общим интересам.

Вопрос родителям:
Как вы думаете, будут ли в школе отличаться дети, пришедшие из дошкольного учреждения и семьи?
(Высказывания 3-5 родителей)

В школе заметны «домашние» дети, не получившие в достаточном объеме совместного игрового опыта. В результате такой ребенок, «дорвавшись» до сверстников, либо полностью отдается игре и общению, либо с трудом устанавливает отношения с одноклассниками, требуя признания своей исключительности или же полностью перекладывает всю инициативу на других (как это было в семье). То есть задачи, не решенные в дошкольном детстве, переносятся на школьный возраст. При этом начинает страдать учебная деятельность - ведущая в этом возрасте.
Вопрос родителям:
Стоит ли, на ваш взгляд, считаться со здоровьем ребенка при определении его в школу?
(Высказывания 3-5 родителей)

Проблема здоровья - актуальнейшая на сегодняшний день проблемам. Организация современного учебного процесса ориентирована на ребенка с хорошим здоровьем - нагрузки в начальной школе велики. Гиподинамия, характерная для учебного процесса, еще более усугубляет эту ситуацию. Особенно плачевно состояние детей, мало игравших в подвижные и спортивные игры, которые способствуют общему физическому развитию, формированию мелкой моторики, общей сенсомоторной координации. В младшем школьном возрасте на это остается реально мало времени.
Результат - сколиозы и прочие нарушения в физическом развитии детей.

Вопрос родителям:
Кто из вас обучает ребенка письму дома?
(Высказывания 2-3 родителей)

Прежде чем обучать ребенка письму, помните, что подлинная подготовка к письму происходит не в процессе тренингов по книжкам «готовим руку к письму», где дети механически копируют палочки и крючочки, а в результате формирования у ребенка мотивации к письменному выражению своих мыслей, которую он получает в специфических видах детской деятельности - играх и рисовании, в результате которых появляется потребность а передаче письменного сообщения.
К родителям у нас есть пожелание - научить ребенка писать свое имя, чтобы они могли подписывать свои работы по изобразительной деятельности, поделками.
Развитие ребенка происходит по присущим ему закономерностям психического развития, а попытка ускорить развитие путем более раннего начала обучения по школьному типу приводит к искаженному развитию детей, ухудшению их психического здоровья, что проявляется в массовой неготовности детей к школьному обучению. Поэтому нецелесообразно укорачивать дошкольный период детства за счет целенаправленной подготовки детей к обучению в школе в виде проведения с ними занятий, на которых их обучают школьным азам.
Задача детского сада - воспитание и развитие ребенка (развитие его мотивационной сферы, мышления, памяти, внимания и др.), а не обучение его простейшим школьным навыкам. Это задача начальной школы.
Так давайте же больше и чаще играть с детьми в самые разнообразные игры. Позволяйте себе игровой опыт общения с ребенком.
Игра - прекрасный источник укрепления физического, духовного, телесного и эмоционального самочувствия ребенка. Давайте играть!

Решение родительского собрания:

1.Продумать в семье организацию игрового пространства для детской игры;
2.Уделять больше внимание игры. Включаться в игры ребенка;
3.Поощрять сюжетно-ролевые игры ребенка;
4. Включаться в работу детского сада по игровой деятельности.

Результаты анкетирования
детей и родителей по теме «Игра»
(к родительскому собранию на тему:
«Роль игры при подготовке детей к школе»)

1.На вопрос «Что такое игра?» в основном получены следующие ответы родителей: «развлечение», «интересное времяпровождение», «общение», «получение новых знаний», «ознакомление с окружающим миром», «активный вид деятельности».
Наши дети как один ответили, что они любят играть.
2. Ответы детей и родителей про любимую игрушку ребенка не во всех семьях совпали. Некоторые родители просто перечислили игрушки, в которые играет ребенок. Настораживает, что любимой игрушкой детей является компьютер, что дети отдают предпочтение: «Черепашкам-ниндзя»; «Звездные войны»; другие «стрелялки». Любимой игрушкой называют ружье.

Вопрос родителям:
Давайте подумаем, а что воспитывают эти игрушки, что они дают для развития личности ребенка?
(Обсуждение с родителями, 3-4 чел.)
3. Где играет ваш ребенок?
Большинство родителей отмечают, что у ребенка есть игровое пространство в семье.
По опросам детей видно, что дети в основном играют на диване, на полу, на своей кровати. Лишь двое сказали, что играют в своей комнате.
При этом следует обратить ваше внимание на то, что у ребенка должно быть обязательно свое игровое пространство, которое оказывает влияние на развитие личности ребенка. Пространство должно быть достаточным для деятельности ребенка. Из-за стесненных жилищных условий порой это порой трудно сделать, но надо находить выход их этой ситуации.
4. Играете ли вы с ребенком?
Почти все родители ответили положительно - да, играем, кроме одной семьи.
Вместе с тем, многие дети ответили, что играют: одни; с киской (я ее мучаю); на ПЭВМ (игровой приставке); с братиком, сестрой, бабушкой (дедушкой). Лишь двое ребят ответили, что играют с мамой.
Дети играют в прятки, прыгают на диване, играют в аркадные и другие игры на ПЭВМ. Два мальчика сказали о том, что играют в настольные игры. Но практически никто из детей не сказал о том, что дома они играют в сюжетно-ролевые игры, а ведь сюжетно-ролевые игры хорошо готовят к обучению в школе.
5. Учитываете ли вы нагрузку во время игр?
Результаты опроса показали, что взрослым необходимо помнить, что перегрузки вредны дошкольнику, это может впоследствии отразиться на его здоровье и учебе в школе.
6. Мнения о том, что важнее для дошкольника - игра или подготовка к школе, разделились практически поровну.
Однако следует помнить, что игра является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве, поэтому наши дети должны как можно больше играть.
7. Копируют ли дети взрослых?
Дети копируют нас. У нас они учатся, с нас берут пример, как и мы, будут строить свой досуг, свою жизнь. Поэтому неудивительно, что дети, посещающие дополнительные занятия, так же отправят своих детей на занятия, когда станут взрослыми.

Негосударственное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №211 ОАО «РЖД»

Значение игры при подготовке ребенка к школе

Выполнил: Макарова Наталья Юрьевна

Усть-Кут 2013 г.

Дошкольный возраст - замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развиваются мотивации, желание что- то делать, выражать себя, творить, общаться. Все это происходит в собственной активности ребенка - в игре, рисовании, констр у ировании, танцах, пении.

Игровая деятельность - ведущая для ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок примеряет на себя новые роли, учится жизни. Недооценивать значение игры в разв и тии дошкольника нельзя. Ведь учебная деятельность формируется только с семи лет. А значит, для того чтобы научить ребенка чему-то новому, надо учить его в игре. Учите детей играть! Как часто родители слышат от ребенка: «Поиграй со мной, ну пожалуйста!». И какую радость он испытывает, когда мама или папа, оторвавшись наконец от беск о нечных дел и забот, соглашаются побыть пациентом в больнице, покупателем в супермаркете или клиентом в парикмахерской.

Игра для ребенка - это не только удовольствие и радость. Это мир, в котором он живет, через который постигает жизнь, учится стр о ить взаимоотношения с другими людьми. С помощью игры можно развивать память, внимание, мышление, воображение - псих и ческие функции, необходимые для успешного обучения в школе, благополучной адаптации в новом детском коллективе. «Именно в игре проявляются разные стороны личности ребенка, удовлетв о ряются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, - пишет Б.В. Никитин. - Что бы вы ни делали, к чему бы ни стремились, окунитесь в мир детства так, как, по вашим представлениям, купается в нем ваш ребенок. И надо это сделать быстрее, иначе можно опоздать на целую жизнь».

Игра имеет самое непосредственное отношение к подготовке к школе. В ней есть все, что необходимо для полноценного развития ребенка. И в этом ее незаменимое значение. В играх ребенок фо р мируется как активный деятель: он определяет замысел и воплощает его в игровом сюжете. Он по своему усмотрению вносит коррек тивы в игровые планы, самостоятельно входит в контакты со све р стниками, пробует свои силы и возможности. Самостоятельность, активность, саморегуляция - важнейшие характеристики свобо д ной игровой деятельности - играют неоценимую роль в форм и ровании личности будущего школьника. Если сюжетно-ролевые игры оказывают более широкое общеразвивающее влияние на личность дошкольника, то игры с правилами (дидактические игры) самым непосредственным образом связаны с предстоящей учебной деятельностью и поведением учащихся. В играх с правилами прои с ходит своеобразное моделирование, проигрывание ребенком ситу а ций и действий, в значительной степени приближенных к будущей учебной деятельности. В любой дидактической игре всегда есть игровая задача, которую ребенку следует понять и принять (узнать, каких предметов больше, убрать лишние игрушки, найти одинак о вые и т.п.); чтобы ее решить, необходимо выполнить определе н ные действия (сравнить, проанализировать, измерить, сосчитать). Многие игры с правилами, например настольно-печатные, требуют от ребенка довольно сложных действий, выполнения одновременно нескольких условий, в таких играх развивается и необходимая буд у щему школьнику произвольность поведения и общения со взросл ы ми и сверстниками.

Переход от дошкольного детства, где доминирует игра, к школьной жизни, где основной деятельностью является учеба, должен быть педагогически продуманным. Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Л.С.Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но наоборот, она пропитывает собой всю деятельность ученика. «В школьном возрасте, – говорит он, – игра не умирает, а проникает в отношение к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде…». Игровая деятельность может иметь место на любом этапе учебно-познавательной деятельности при подготовке ребенка к школе.

Игровая форма организации занятий помогает детям легко включиться в познавательную деятельность, благоприятствует многогранному раскрытию личности, развивает ее способности, сплачивает детей на основе общих замыслов и интересов. Успешное применение игры в организации познавательной деятельности в значительной мере связано с творчеством самого педагога, его умения «подать» игру, направить инициативу детей и их творческую активность.

Игра является одной из универсальных педагогических технологий, которые с успехом применяются в работе с любой возрастной группой учащихся, особенно с детьми 5-6 лет. Они могут быть использованы на любом занятии и во внеклассной работе. Интересная и содержательная игровая деятельность детей обеспечивает при условии использования разнообразных игр: подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых, игр – драматизации, игр-путешествий и т.д .

Детская игра - вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними, направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности, одно из средств физического, психического, умственного и нравственного воспитания детей. Наблюдая за игрой, можно многое сказать об уровне развития ребенка в целом. Каждая игра – это общение ребенка с окружающими. В логических играх воспитывается сознательная дисциплина, ребенок приучается к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, радоваться успехам других, стойко переносить свои неудачи. Если ребенок пассивен, не проявляет интереса к играм, если они стереотипны и примитивны по содержанию, это серьезный сигнал неблагополучия в развитии ребенка.

Знакомясь с математическими понятиями, малыш учится анализировать, сравнивать, обобщать, группировать, а также планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий. У него развивается мышление, внимание, память, творческая активность и речь.

Математика в повседневной домашней жизни встречается всюду. Важно ненавязчиво, в игровой форме, привлекать внимание ребенка к таким предметам, которые в обычных условиях его не интересуют. Их можно включить в игровое пространство, В игре ребенок начинает незаметно для себя решать учебные задачи.

Для того чтобы ребенок был умным, веселым, дружелюбным и уверенным в себе, не обязательно ему читать лекцию на эту тему (да и не действенно это), надо просто играть в полезные для его возраста игры.

Игра – это максимально свободная от всякого принуждения деятельность, находящаяся во власти эмоций, в которой ребенок раньше всего учится управлять своим поведением и регулировать его в соответствии с общепринятыми правилами и нормами. Свобода в игре существует только в пределах взятой на себя роли. Эти ограничения ребенок берет на себя добровольно, по собственному желанию, и это доставляет ему удовольствие.

Игра упорядочивает не только поведение ребенка, но и его внутреннюю жизнь, делая ее более осмысленной и осознанной.

Одна из важных задач родителя - научить ребенка проигрывать. Известно, что некоторые дети не переносят проигрышей: плачут, устраивают сцены, отказываются играть. Не стоит в таких случаях жалеть ребенка, идти у него на поводу, стараться нарочно проиграть. Ведь игра - это прообраз жизненных ситуаций, где будут соревнование, соперничество и, конечно, возможные проигрыши.

Еще хочется вспомнить предупреждение мудрого В. Даля о том, что игра не доведет до добра, если ее пустить на самотек. Давайте помнить, что игрушка для детей – не просто забава, времяпровождение, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает, огромный, сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины.

Игра – самая привлекательная деятельность для дошкольника и является ведущей в дошкольном детстве.

Подготовка к школе заключается не в том, чтобы научиться читать и писать. Многие родители дум а ют, что чем раньше ребенок начнет писать, тем развитее он будет. Но это абсолютно неверное представление. Письмо - это навык, который практически ничего не дает для личностного развития, для мотивации. Лучшая подготовка к школе - это нормально прожитые детские годы.

По данным психологов, успешностью в обучении отличаются те дети, которые исчерпали возможности развития в рамках дошкольного возраста с его ведущей деятельностью – ролевой игрой. А «ненаигравшиеся» дети характеризуются худшей успеваемостью, несформированностью мотивов учебы и в целом познания, быстро утрачивают интерес к школе.

Необходимо развивать качества ребенка, ориентированного на обучение:

В первую очередь у него должна быть сформирована учебная мотивация, учебный мотив - он должен хотеть учиться;

Для успешного обучения в школе у ребенка должны быть сформированы навыки построения внутреннего плана действий в рамках предстоящих задач, игры, поведения, т.е. способность действовать в уме;

Важно, чтобы ребенок обладал достаточным запасом общих и практических знаний;

Необходимым качеством является произвольность деятельности, т.е. умение (опыт) подчинять свои действия правилам, которые устанавливает воспитатель (учитель), взрослый;

Творческая активность и инициативность.

Эти качества являются стержневыми для формирования личности, они формируются не на занятиях, им нельзя «научить» ребенка. Тем не менее многие родители предпочитают отдавать ребенка на занятия, которые проводятся по школьному типу и на учебном материале.

Учебная деятельность – преимущественно деятельность индивидуальная. Тем не менее учителя обращают внимание на то, чтобы класс формировался как коллектив. Формирование детского коллектива начинается в дошкольном детстве, в совместной деятельности детей. И игра при этом имеет первостепенное значение. В игре ребенок не только учится прислушиваться к партнеру, ориентироваться на его интересы и особенности, но и учится смотреть на себя глазами «другого», корректируя собственное поведение, подчиняя свое желание общим интересам.

В школе заметны «домашние» дети, не получившие в достаточном объеме совместного игрового опыта. В результате такой ребенок, «дорвавшись» до сверстников, либо полностью отдается игре и общению, либо с трудом устанавливает отношения с одноклассниками, требуя признания своей исключительности или же полностью перекладывает всю инициативу на других (как это было в семье). То есть задачи, не решенные в дошкольном детстве, переносятся на школьный возраст. При этом начинает страдать учебная деятельность – ведущая в этом возрасте. Те дети, у которых игровая деятельность не сформирована, обычно не испытывают потребности в переходе к новой ведущей деятельности – учебной.

Прежде всего, необходимо учитывать, что дети дошкольного возраста не способны к целенаправленной учебной деятельности, поэтому надежды на то, что они осознанно будут что-то учить в 3-4 года – это верх оптимизма! Да, они могут выучить названия времен года, месяцев, и даже несколько слов на иностранном языке, но применить свои знания на практике не в состоянии. Если у дошкольника спросить, какой сейчас месяц – он вряд ли сможет ответить, несмотря на то, что учил его название. Таким образом, знания, полученные дошкольником в рамках «учебной деятельности» становятся оторванными от жизни – что приводит лишь к нервному и умственному истощению ребенка и обессиливанию педагогов и родителей.

Многие сейчас могут посетовать на лень малыша, но это не так. Ребенок не может все это выучить и применить не потому что он не старается или ленив, а просто потому что он ребенок – и он ещё не в силах «прыгнуть выше головы».

Таким образом, от такого интенсивного раннего развития ни ребенок, ни родители не приобретают ничего положительного, а вот минусов – хоть отбавляй! Прежде всего, психологи в один голос отмечают, что современные дошкольники абсолютно не умеют играть самостоятельно, у них плохо развито воображение и умение находить нестандартные решения к различным задачам. Именно поэтому сейчас в детских садах основное время детей занято различными развивающими упражнениями и обучающими занятиями, а когда им дают время для игр – начинают возиться, толкаться, драться – то есть делать все, что угодно, но не играть в привычном понимании этого слова.

Кроме того, как ни парадоксально, но ребенок, интенсивно готовящийся к школе, уже теряет всякое желание идти в эту самую школу – потому что усталость и разочарование накапливаются – и продолжать эту «каторгу», конечно, у малыша нет никакого желания.

Любая игра подчиняется каким-то правилам – поэтому игровая деятельность еще и помогает детям учиться придерживаться каких-то правил. Конечно, Вы сейчас можете возразить, что в процессе обучения, а особенно в школе, также нужно придерживаться определенных правил. Это верно, но различие состоит в том, что школьные правила установлены кем-то – и ребенок подчиняется им просто потому что надо, а правила в игре устанавливаются им же самим, по собственному желанию – и здесь он выступает творцом и добровольным (а не по принуждению)исполнителем. Не зря психологи и педагоги утверждают, что игра развивает воображение, логическое мышление, способность мыслить нестандартно. Игра также помогает ребенку научиться организовывать свою деятельность, не ожидая подсказки извне (чем грешат современные дети), развивает любознательность и самостоятельность.

Играя дома вместе с детьми, важно соблюдать несколько усл о вий:

- четко и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры;

занимать в игре позицию равноправного партнера. Сопереживать играющим, живо и эмоционально реагировать на ход игры, проя в лять интерес к действиям ребенка;

во время игры давать ребенку возможность быть в роли как уч а стника, так и ведущего;

варьировать задания и правила игры, развивая способность пр о извольно перестраивать свое поведение в соответствии с изменен и ем игрового содержания;

-· обязательно поощрять победителя игры.

Итак, какие же игры советуют педагоги?

1. Сюжетно-ролевые игры

К ним относятся те самые игры «во врача», «дочки-матери» и тому подобные. Такие игры отражают действительность и позволяют детям копировать взаимоотношения между людьми во взрослом мире. Ребенок же берет на себя какую-то роль какого-то взрослого, начинает действовать, отчасти копируя увиденное поведение, отчасти добавляя что-то свое. Такие игры развивают самостоятельность, являются первым опытом «взрослой жизни» малыша, они помогают познавать окружающий мир и, отталкиваясь от увиденного в реальности, под воздействием собственной фантазии, создавать новые модели поведения.

У сюжетно-ролевых игр есть свои характерные особенности:

Это форма активного отражения ребенком повседневной жизни взрослых людей;

Эта игра предполагает комплексные действия, а не отдельные – одинаковые и периодически повторяющиеся (как письмо или чтение);

Сюжет таких игр меняется с течением времени – то, во что играли дети 20 лет назад, и то, во что они играют сейчас – две большие разницы;

Сюжетно-ролевая игра предполагает творческое отражение действительности ребенком;

Такая игра способствует познанию малышом окружающего мира и развитию познавательных способностей и любознательности;

Такая игра предполагает не пустое заучивание чего-то, а применение своих знаний не практике;

Как правило, в такие игры можно играть только коллективно, поэтому эта деятельность способствует развитию коммуникативных навыков ребенка;

Изначальный сценарий сюжетно-ролевой игры может измениться в процессе его реализации, что способствует развитию творческих способностей малыша и его способности ориентироваться и выбирать нестандартные пути решения.

2. Разгадывание кроссвордов, загадок и ребусов

Такие игры помогают развивать у ребенка логические мышления, познавательные способности и, опять же, учат применять полученные знания на практике. Детский ребус – это, наверное, наиболее популярная форма загадок для маленьких детей, развивающая не только логическое мышление, но и творческую фантазию.

Обычные детские загадки и кроссворды в игровой форме помогут ребенку улучшить свой словарный запас, развить память и образное мышление. Кроме того, разгадывание загадок позволяет развить смекалку, наблюдательность, воображение и нестандартное мышление ребенка.

3. Игры-соревнования

Психологи считают, что именно в играх-соревнованиях у детей развивается стремление к успеху и возможности стать первым.

4. Конструкторская игра

Такой вид игры больше подходит для детей старшего дошкольного возраста, когда моторика у них уже хорошо развита, и они уже могут что-то сконструировать. С помощью различных конструкторов и сборных моделей у детей формируются элементарные трудовые умения и навыки, они познают физические свойства предметов, и у них развивается практические мышление. В результате конструирования у малыша развивается воображение и образное мышление, он учится планировать свои действия в определенной последовательности.

5. Игра-драматизация

По сути, эта игра подразумевает заучивание малышом слов роли, точная передача чувств и эмоций героя. Она развивает нравственные черты малыша, учит его различать эмоции и уметь их передавать. Основой для сюжета такой игры может стать любое литературное произведение, конечно, не представляющее большой сложности для маленького ребенка.

Каждая игра предполагает какой-то результат, обучение чему-то, развитие чего-то.

Используйте в играх с детьми фольклор: потешки, прибаутки, считалки, скороговорки, загадки, пословицы, сказки. Это сокровищница русской народной речи и мудрости.

Не забывайте о подвижных и спортивных играх. Они развивают не только силу, ловкость и другие физические качества, но и внимание, мышление, воображение.

Значительную часть времени мамы проводят на кухне. Постарайтесь использовать это время для общения с ребенком. Например, параллельно готовя, предложите поиграть в игры «Большой - маленький», «Какого цвета», «Придумай слово»; сочинить с вами сказку, сосчитать предметы на кухне, придумать задачу, посоревноваться в скороговорках и т. д.

Научитесь играть в шашки (шахматы). Эти игры развивают логическое мышление, пространственное воображение, внимание, память, умение прогнозировать свои действия и проверять правильность их выбора.

Обогащайте совместные прогулки на природе или прогулки по городу игровыми познавательными моментами. Изучайте окружающий мир вместе с детьми. Совместно разгадывайте тайны, придумывайте викторины, загадки, учите быть наблюдательными.

Вместе с детьми изучайте историю семьи, своей фамилии. Превратите это в увлекательную игру создания своей родословной.

Есть много книг и брошюр, рассказывающих о различных играх. Родитель может выбрать игру по своему вкусу, но обратите внимание на те из них, которые:

– формируют внимание, память, сосредоточенность («Кто ушёл?», «Что изменилось?», «Что спрятали?», «Какой картинки не хватает?», «Сделай так же»);

– развивают детские представления о качествах и свойствах предметов («Что из чего сделано», «Магазин «Ткани»», «Угадай на ощупь», «Угадай на вкус», «Найди такой же предмет» (по цвету, величине, форме);

– развивают логическое мышление («Что сначала, что потом», «Времена года», шашки, шахматы, «Сравни по величине») и речь («Слова наоборот», «Синонимы», «Придумывание стихов»).

Несколько советов, как организовать игру:

1. Никогда не отказывайтесь поиграть с ребёнком, даже если вам некогда. Обязательно находите (лучше заранее) время для совместной игры.

2. Подбирайте игры не слишком трудные, но и не слишком лёгкие, так как интерес падает в том и в другом случае.

3. Подробно объясняйте правила игры. Будьте объективны в оценке игрового результата. Поддерживайте ребёнка, если игра «не клеится», хвалите за честное стремление к победе.

4. Придумывайте новые игры вместе с ребёнком. Дайте ему возможность самому придумывать разные варианты одной игры.

5. Занимаясь дома с ребёнком, почаще берите себе роль ученика, а не учителя. Превратитесь в совсем глупенького, не понимающего первоклашку и задавайте ребёнку различные вопросы (Почему? Зачем?).

Так что же значит игра для дошкольника? Значит она для него очень многое. Именно в игре формируются личностные черты ребенка, именно с помощью игры он учится коммуникабельности, учится проявлять свои способности, начинает стремиться к успеху, учится самостоятельно получать знания и находить решения. Кроме того, ребенок, который в детстве играл в различные игры, более уверен в себе, у него хорошо развито воображение и любознательность и умение придерживаться определенных правил. Все эти качества, несомненно, помогут ему в дальнейшей жизни намного больше, чем бездумно выученные несколько слов на английском языке или умение считать до 100 и обратно в трехлетнем возрасте!

Подготовка ребенка к школе - это непростой процесс, но веселые игры помогут сделать его более приятным и легким. Поэтому старайтесь почаще играть с будущим школьником, и на свои первые в жизни уроки он пойдет с удовольствием!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алябьева Б. А. Психогимнастика в детском саду: методические материалы в помощь психологам и педагогам. - М.: Т Ц Сфера, 2003. – 205 с.

2. Подготовка детей к школе: учебно- методическое пособие / Авторы- составители: Павлова Л.А., Шибанова Н.М., Салютнова В.И., Склярова М. А.: «Про-пресс», 2002. – 188 с.

3. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988. – 214 с.

4. Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков. Автор- составитель И. Г. Сухин / Художник В. Н. Куров. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. – 233 с.

Волошкина М. И. Дидактическая игра в подготовке ребенка к обучению в школе - М.: Начальная школа, 2002. – 160 с.

5. Герасимова А. С. Тесты для подготовки к школе: Развитие речи, математика, мышление. - М.: Айрис-пресс, 2004. – 305 с.

6. Герасимова А. С. Тесты для подготовки к школе: Словарный запас, грамотная речь, память. - М: Айрис-пресс, 2004. – 112 с.

7. Жукова О. Игры и упражнения для подготовки ребенка к школе. Практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов. - М.: ООО Издательство «АСТРЕЛЬ», 2008. – 208 с.

8. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская; Сост. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. - М.: Просвещение, 1989. – 144 с.

9. Колесникова Б. В. Программа «От звука к букве (из опыта работы)». Обучение грамоте детей дошкольного возраста. - М.: Издательство «Ювента», 2003. – 227 с.

10. Коноваленко С. В. Как подготовить ребенка к школе: Психологические тесты, игры и упражнения. - М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 148 с.

11. Михайлова 3. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1990. – 126 с.

12. Михайлова Л. С. Как подготовить ребенка к школе. Пособие для родителей и воспитателей детских садов. Упражнения, задачи, игры, тесты. Часть 1. - Волгоград: Учитель, 2003. – 166 с.

13. Михайлова Л. С. Как подготовить ребенка к школе. Пособие для родителей и воспитателей детских садов. Упражнения, задачи, игры, тесты. Часть 2. - Волгоград: Учитель, 2003. – 177 с.

14. Петерсон Л. Г., Холина.Н П. Раз - ступенька, два - ступенька… Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: «Баласс», 2001. – 153 с.

15. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов)- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 192 с.

16. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / О. С. Ушакова, А. Г. Арушанова, Е. М. Струнина и др.; Под ред. О. С. Ушаковой. - М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996. – 204 с.

17. Соколова Ю. А. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка пяти-шести лет - М.: Эксмо, 2007. – 64 с.

18. Тихомирова А. Л. Упражнения на каждый день: Логика для дошкольников: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 93 с.

19. Чего на свете не бывает?: Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Е. Л. Агаева, В. В. Брофман, А. И. Булычева и др.; Под ред. О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаевой. - М.: Просвещение, 1991. - 64 с.

20. Черемошкина Л. В. 100 игр для развития памяти: Учебное пособие. - М.: Логос, 2001. – 69 с.

21. Шевцова Б. Б., Воробьева Б. В. От первого слова до первого класса. - М.: «Институт общегуманитарных исследований», В. Секачев, 2002. – 172 с.

22. Шмаков С. А. Учимся, играя: Методическое пособие. - М.: ЦТ Л, 2003. – 93 с.


Юлия Шутова
Развивающие игры для подготовки детей к школе

Данные игры я рекомендую на родительских собраниях в подготовительной группе , чтобы родители ненавязчиво и весело развивали школьно значимые качества своих детей в повседневной жизни (в транспорте, очереди, по дороге в детский сад)

«Закончи предложение»

Нужно выбрать подходящее по смыслу слово, чтобы закончить предложение.

Теленок больше похож на. (корову, лошадь, козу) .

Заяц больше похож на. (кролика, кошку, собаку) . Весной перелетные птицы. (улетают, прилетают) . Дети обычно бывают. (ниже родителей, выше родителей) .

У дерева всегда есть. (тень, ствол) .

Больше народа живет. (в деревне, поселке, городе) .

Обед не может быть без. (одежды, автомобиля, пищи, часов) .

«Найди лишнее слово»

Образец, Стол, стул, шкаф, машина. Ответ - машина, потому что все остальные вещи относятся к мебели.

Книга, газета, журнал, чашка.

Идти, бежать, стоять, стол.

Чашка, миска, вода, кастрюля.

Дерево, книга, кустарник, трава.

Дом, карандаш, хижина, шалаш.

Квадрат, треугольник, круг, четырехугольник.

Велосипед, машина, дом, поезд.

Старик, ребенок, корова, подросток.

Корова, волк, заяц, лиса.

Рыба, акула, ручка, кошка.

Петух, курица, соловей,

Щука, медведь, окунь, карась.

«Определите взаимосвязь слов»

Дается пара слов : одна пара полная, другая неполная. По первой-паре слов можно определить смысл, взаимосвязь по этой аналогии найти второе слово. Например, корова - теленок, кошка. (котенок, потому что теленок так относится к корове, как котенок к кошке.

Темный - светлый, мокрый -. (сырой, пасмурный, сухой) .

Папа - мама, бык -. (коза, корова, овца) .

Мебель - стол, посуда -. (машина, чашка, яблоко) .

Круг - шар, квадрат -. (тело, куб, четырехугольник) .

Животное - лев, пища -. (обед, кухня, хлеб) .

Яблоко - апельсин, пальто -. (стол, куртка, клюшка) .

Молния - гром, туча -. (солнце, земля, дождь) .

Врач - больной, продавец -. (маляр, покупатель, универмаг) .

Строитель - дом, художник -. (картина, ручки, краски) .

«Объединяющее понятие»

Даны два слова, которые можно объединить по смыслу. Этот общий смысл нужно выразить одним словом (если не удается, то двумя или тремя словами) .

Пример : ель, дуб - (деревья) .

Лимон, апельсин - (фрукты)

Суп, чай -. (пища)

Стол, стул - … (мебель)

Ложка, вилка -… (посуда)

Корова, кошка - … (домашние животные)

Ручка, фломастер - … (пишущие предметы)

Дом, магазин -… (здания)

Игра «Найди противоположное слово» .

Пример : день - ночь (противоположное слово) .

Лето. (зима, осень -(весна, горячий-(холодный, твердый - … (мягкий, добрый - … (злой, черный -. (белый, чистый - … (грязный, холодный - … (теплый) и т. д.

«Найди как можно больше слов»

Что бывает твердым? Что бывает красным (кислым, черным, круглым? Кто умеет плавать? Кто живет под землей? Кто живет в воде? У кого из живых существ нет ног?

Упражнение «Угадай предмет»

Взрослый выбирает любой предмет в комнате и описывает его ребенку. Ребенок должен отгадать предмет.

Упр. «Угадай, что я загадал»

Перед детьми выкладываются несколько карточек с изображением разных предметов. Взрослый загадывает один из них. Дети должны угадать его с помощью косвенных вопросов.

Упр. «Логические концовки»

Лимоны кислые, а сахар… (сладкий)

Ты ходишь ногами, а бросаешь … (руками)

Если река глубже ручейка, то ручеек… (мельче реки)

Если сестра младше брата, то брат… (старше сестры)

Если правая рука справа, то левая рука(слева)

Если стол выше стула, то стул… (ниже стола)

Упражнение «Угадай, что внутри»

Необходим непрозрачный мешочек и 10 – 15 мелких предметов (шашки, колпачки от ручек, пуговицы, листики, монеты, скрепки, шурупы, ключи, орехи и др.). Взрослый называет предметы, а ребенок должен быстро наощупь найти нужный предмет и достать его одной рукой, держа мешок другой.

Упр. «Кто летает, кто плавает»

Взрослый бросает ребенку мяч. «Сейчас выясним, кто умеет плавать, а кто летать» .

Взрослый бросает мяч и спрашивает, а ребенок ловит и отвечает. Орел летает? Корова летает? Индюк плавает? Крокодил плавает? Утка плавает? Крокодил плавает? Утка плавает? Ежик летает? Дельфин плавает? Собака летает? Вертолет летает? Камень плавает? Лодка плавает? и т. п.

Упр. «Не пропусти растение»

Ведущий называет слова. Когда среди слов будет растение, ребенок встаёт и тут же садится.

Растения- дерево, роза, трава, береза, цветок, фиалка, пальма, смородина, огурец, помидор, картофель, свекла, морковь, лук.

Упр. «Не пропусти профессию»

Ведущий говорит слова. Кода встречается профессия, ребенок хлопает в ладоши.

Профессии – врач, сантехник, учитель, дворник, водитель, охранник, строитель, парикмахер, продавец, медсестра, воспитатель, повар, нянечка, техничка, директор и др.

По аналогии можно проводить упражнение «Не пропусти животное» .

Упражнение «Не перепутай»

При слове «нос» - дотронутся до носа, «лоб» - до лба и т. д. (рот, ухо, щека, глаз, брови, подбородок) . Ведущий пытается запутать детей , показав нос, показывает подбородок.

Упр. «Да» и «Нет» не говорите»

Взрослый задает вопросы, на которые нельзя отвечать «Да» и «Нет» . За правильные ответы – фишки. Вопросы : Тебя зовут Федя? Сегодня четверг? Ты любишь смотреть мультики? Ты любишь своих родителей? Твоя любимая игра в прятки? Ты любишь мороженое? Медведи летают? И т. п.

Упр. «Четыре стихии»

Если ведущий говорит «земля» , ребенок опускает руки вниз; «вода» - руки вытянуть вперед; «воздух» - поднять руки вверх; «огонь» - произвести вращение в локтевых суставах.

Публикации по теме:

«Развивающие игры по обучению грамоте для детей старших дошкольников» Информация для родителей «Развивающие игры по обучению грамоте для старших дошкольников» Надежда Вьюгина Информация для родителей «Развивающие.

Как считают сторонники методики Монтессори, для занятий с малышами нужно использовать интересные, красочные и необычные по фактуре материалы.

Развивающие игры по ФЭМП для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Жили – были в домике маленькие гномики» Цель: формировать и расширять у детей знания о цифрах от 1 до 5;умение соотносить.

Консультация для родителей «Проблема подготовки детей к обучению в школе» «Источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста В младшем дошкольном возрасте усвоение знаний в игре происходит значительно успешнее чем на занятиях. Ребенок увлеченный замыслом новой игры.

Oльга Клыкова
Значение игры в подготовке детей к школе

Значение игры в подготовке детей к школе .

К. Д. Ушинский писал!: «В действительной жизни дитя не более, как дитя, существо, не имеющее никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя, уже зреющий

человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же знаниями»

Говоря о подготовке детей к школе , надо различать две её стороны : всестороннюю подготовку , обеспечивающую общий уровень развития, и подготовку , которая формирует у ребёнка конкретные знания, умения, навыки, которые способствуют успешности обучения в школе на самых первых этапах.

Всё, что можно сказать о значении игры для развития ребёнка-дошкольника (развития воображения, произвольности поведения, способностей к совместной деятельности, относится в целом к подготовке к школе . Совместная со взрослым деятельность и самостоятельная игра детей уже сама по себе работает на широкую подготовку к школе . И это самое важное. Если же у ребёнка достаточно развиты речь, мышление, он может произвольно управлять собой – действовать по инструкции взрослого, сдерживая свои непосредственные желания, способен достаточно критично оценивать результаты своей работы (видеть, соответствуют они требованию, образцу или нет, значит , он готов к обучению в школе .

В этом случае, даже не научившись до школы (что мало вероятно) читать и считать, в 1 классе ребёнок легко овладеет азами школьной программы и будет удачно продвигаться дальше по дороге знаний.

Но если возникла необходимость подготовить ребёнка к школе также в отношении конкретных умений, можно использовать игру и в этих целях. Игра поможет ребёнку ощутить действительность школьной жизни . Конечно, ребёнок уже знает о школе по рассказам старших, по фильмам, книжкам. Но можно и поиграть с ним в школу .

Будущая школьная жизнь откроется для него в более отчетливой форме, если он в игре побудет «учеником» , (а «учителем» пока будет мама или ещё лучше папа, который сидит за партой, отвечает на вопросы, бегает на перемене, со звонком возвращается за парту и т. д.

После этого он сам начнёт играть в школу . Но он уже – «учитель» , а «ученики» - куклы.

Сюжетная игра в школу , организованная взрослым, может быть использована и при обучении детей началам чтения , счёта.

В чём заключаются родительские муки :

Катя, мы сегодня в букварь не заглядывали, а уже вечер.

Мамочка, я ещё поиграю, а почитаем завтра.

И завтра бывает то же самое.

А попробуем соединить обучение чтению с игрой!

Катя, давай играть.

Можно в школу или в детский сад . Как хочешь.

Лучше в школу .

И Катя тут же готовит всё необходимое для игры . Вот уже сидят куклы – ученики.

Мы пришли в школу , - говорит Катя.

Первый урок – чтение, - говорит мама. – Дети достаньте буквари.

Какая буква на первой странице? Кто знает, поднимите руки.

Я! – поднимает руку Катя. – Это буква А.

Молодец, Катя. А теперь я сложу из букв слово. Кто прочтёт, что

здесь написано?

Катя опять поднимает руку.

Нет, - возражает мама. – Теперь пусть Саша ответит.

Катя отвечает и за кукол – учеников.

Конечно, вводя в игру обучение чтению, не надо забывать о правильной методике, специально разработанных приёмах для дошкольников . Взрослым необходимо познакомиться со специальной литературой, в этом вам помогут воспитатели.

Отработку навыков счёта можно включить в любую сюжетную игру, независимо от её тематического содержания. Это может быть игра в школу , детский сад и др.

Простейшие задачи можно ввести и в игру с правилами. Например, в лото :

У нас всего по 8 картинок. У тебя уже 4 закрыто, сколько же осталось закрыть?. А у меня всего 3 закрыто. Сколько мне осталось?

Когда ребёнок овладеет начальными навыками счёта, чтения (а начальный этап – самый трудный, нужно переходить к отделению учебных занятий от игры . Старший дошкольник да и младший школьник ещё много времени будет проводить за игрой, но при этом они должны четко различать игру и обязательные дела – учебу, труд, для успешного выполнения которых требуются волевые усилия, преодоление своих непосредственных желаний.

В заключении хочется отметить, что рекомендации по организации игры с которыми вы ознакомились на первый взгляд показались вам слишком обременительны. Но хочется успокоить мам и пап. Игровые умения у детей формируются достаточно быстро. Для совместной игры с ребёнком даже не всегда нужно отрываться от домашних дел. Затрачивая не так уж много времени на формирование игры у ребёнка , мы обеспечиваем его содержательную самостоятельную деятельность, продвижение в развитии и счастливое детство. Так что потраченное время и силы взрослых окупятся во много раз.

Но совместная игра с ребёнком имеет ещё один важный аспект, о котором не стоит забывать.

Лишь через общение с ребёнком взрослыё проникает в его душу и раскрывает ему мир своей души. Отсутствие полноценного общения с ребёнком обернётся потом отчуждённостью, непонятностью ребёнка – родителями, родителями – детьми. Быть может, как раз в этом истоки конфликтов поколений родителей и детей .

В дошкольном детстве основой общения взрослого с ребёнком является совместная деятельность, протекающая преимущественно в форме игры . Когда ребёнок подрастёт, общение взрослого с ним примет другие формы, а пока основное – игра.

Литература :

1. А. П. Усова «Обучение в детском саду»

2. А. И. Сорокина «Дидактические игры в детском саду »

3. О. В. Дыбина,О. А. Еник,Л. А. Пенькова «Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности детей

старшего дошкольного возраста »

4. Под ред. С. Л. Новосёловой «Игра дошкольника »

5. «Воспитание детей в игре »

Подготовила воспитатель : Клыкова Ольга Павловна

Последние материалы раздела:

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...