Открытый урок сольфеджио — Обращение трезвучий. Открытый урок по сольфеджио "игровые формы работы на уроке сольфеджио"

Каждый педагог регулярно показывает свой опыт работы на открытых занятиях.Такие уроки можно проводить как для своих коллег -преподавателей,так и для родителей учеников.Открытые уроки для родителей я провожу регулярно перед выпускными и переводными экзаменами. Это открытый устный контрольный урок, на который обязательно приглашаются все родители.Такой урок -своеобразная "репетиция" устного экзамена. Дети ответственно готовятся к нему,стараются показать свои знания родителям. А для меня сразу становится ясно над чем надо еще побольше поработать.Подробнее про эти уроки здесь:

Другой тип открытого урока -это урок для коллег-преподавателей.На таких уроках педагог показывает свою работу, делится опытом,методическими находками, показывает достигнутые результаты.Вот пример такого урока:

открытый урок по сольфеджио для 5 класса 2013г

"Работа с трезвучиями главных ступеней"

В рамках работы над педагогическим проектом "Сольфеджио за рамками урока" я проводила открытые уроки,на которые приглашала и своих коллег и родителей учеников.Это были итоговые уроки,посвященные музицированию.

открытый урок по сольфеджио на тему "музицирование" 3 класс 2017г.

открытый урок по сольфеджио на тему "музицирование" 2класс 2016г.


открытый урок по сольфеджио на тему "музицирование" 1 кл 2015г.

2015 г-методич. разработка.

открытый урок на тему "музицирование"2кл.1-е полуг.

2015 г -ход.урока.

открытый урок по сольфеджио для 3 кл."Подготовка к теоретической олимпиаде для 3 кл" 2012г.

открытый урок по сольфеджио для 7кл. "Подготовка к устному экзамену в присутствии родителей"(2017г.)


открытый урок по сольфеджио для 4 класс."Подготовка к устному контрольному уроку"

1.Предмет «Сольфеджио», 1 класс (7 –летнее обучение: пианисты, скрипачи,

домристы, гитаристы),

2.Тема урока: развитие чувства ритма на уроках сольфеджио на начальном

этапе обучения

3.Цель: показать современный подход к воспитанию чувства ритма,

разнообразные методы и формы работы, применяемые на сольфеджио,

ритмике, хоре, ансамбле, слушании музыки и специальности.

4.Задачи урока:

а) учебно – образовательные

Формирование у обучающихся основ знаний в области метроритма

(понятия: метр, пульс, доли, сильная и слабая доля, размер, такт, тактовая

черта, ритмический рисунок и т.д.);

Выработка умений, способствующих воспитанию чувства ритма

(музыкально – слуховые представления, воспроизведение метрических

долей в различных темпах и размерах, отстукивание и чтение ритмических

рисунков, сольфеджирование, игра в шумовом оркестре и т.д.);

Координация межпредметных связей, способствующих интенсификации

обучения;

б ) воспитательные

На основе музыки различных жанров и стилей (Марш Д.Кабалевского,

Полька М. Глинки, Вальс Ф.Шуберта, песня «Неприятность эту мы

переживём» Б.Савельева, русская народная потешка «Растворились ворота»

и др.) сформировать эстетические, нравственные чувства

Привить любовь к изучаемому предмету

Развить личностные качества, обеспечивающие трудолюбие,

ответственность, дисциплинированность, активность, сообразительность,

наблюдательность и т.д.

в) развивающие

Формирование умений и навыков учебной, практической и умственной

деятельности (отражение в движении долей, игра в ансамбле, ритмизация,

запись ритмического рисунка,сольмизация,сольфеджирование и т. д.)

Развитие познавательных процессов обучающихся (восприятие на основе

включения народной, классической русской и западно – европейской, а

также отечественной музыки; мышление, внимание в воспроизведении

ритмических упражнений, прослушивании музыкальных произведений;

память, речь в ответах учащихся)

Умение применять логические операции (анализ, синтез, сравнение,

классификация, систематизация, обобщение в заданиях, связанных с

формированием музыкально – слуховых представлений, в теоретических

знаниях и практических навыках)

Развитие воли, эмоций, интересов, способностей и дарований личности

в выполнении упражнений, связанных с ритмо – двигательными навыками,

ансамблевыммузицированием, творческими заданиями и т. д.;

Развитие комплексных способностей, включающих восприятие, понимание,

воспроизведение.

5. Тип урока:

Урок закрепления знаний, умений, навыков

6 .Оснащение урока:

Фортепиано;

Ритмические кубики, таблицы и карточки;

Учебные пособия:

Н. Баева, Т. Зебряк Сольфеджио 1 -2 класс

Ж.Металлиди и А.ПерцовскаяСольфеджио.Мыиграем, сочиняем и поём1класс

А.ВарламоваЛ.Семченко Сольфеджио 1 класс

В.Жилин «Занимательные игры для чтения с листа»

О.Берак «Школа ритма» т.2

Л. Синяева Наглядные пособия на уроках сольфеджио

Шумовые инструменты: треугольник, маракас, бубен, барабан, ложки.

I Организационный момент. Перекличка учащихся, готовность обучающихся

к занятию, определение темы, цели и задач урока.

1.Проверка домашнего задания: запись в тетрадиритма песни В.Блага

«Чудак»

2.Проверка знаний и умений обучающихся:

Закрепление понятий метр, пульс, сильная и слабая доли, размер, ритм на

основе анализа музыки иритмо - двигательных упражнений (Марш Д.

Кабалевского, чешская народная песня «Аннушка»);

Ритмическая игра «Эхо» (ребята маршируют доли и повторяют за

преподавателем ритм, проговаривая его ритмослогами);

Исполнение ритмического аккомпанемента с одновременным пением

песни «Неприятность эту мы переживём» Б.Савельева (ансамблевое

музицирование, включающее 3 группы обучающихся: 1-я хлопает доли, 2 - я

топает на сильную долю, 3 -я -отстукивает ритм карандашами).

Чтение ритмического рисунка ритмослогами по ритмическим кубикам и

таблицам с одновременным вышагиваниемдолей в 2-х и 4-х дольном

размере;

Исполнение ритмических танцев в 3-х дольном размере (на сильную долю

хлопок, на две слабые – попеременные прыжки на каждой ноге отдельно);

Игра ритмического аккомпанемента (на сильную долю – хлопок, на слабые

Шлепки поколеням).

II .Постановка цели перед обучающимися:

Работа по освоению различных ритмических рисунков в 3-х дольном

размере в графической записи, как наиболее сложном в освоении

учащимися.

1.Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение

исходных знаний:

Пение гаммы соль мажор четвертными нотами в 3 –х дольном размере с

ритмическим аккомпанементом (к примеру, та –ти –ти – та или та - та – ти –ти и т. д.);

Ритмизация потешки «Растворились ворота» в 3-х дольном размере

(работа по карточке);

Предварительный анализ и сольмизация попевки «В огороде» (из

современного пособия В.Жилина «Занимательные игры для чтения с листа»);

Сольфеджирование песни «Чудак» с ритмическим аккомпанементом,

остинато (работа по карточке), пение ритмо – мелодического канона (1 –й

вариант – ритмическое сопровождение опережает мелодию, 2 –й -

ритмический аккомпанемент запаздывает).

Сочинение текста к заданным ритмам (к примеру, та – ти - ти – та, та – та -

ти–ти, ти – ти– та – та и т.д.);

Сочинение и импровизация ритмического остинато к песне

Чтение с листа ритмического рисунка ритмослогами с попеременным

движением левой и правой рукой, стараясь при этом удерживать единый

темп, представление вариантов различной интерпретации текстана основе

упражнения №5 из 2-й тетради «Школы ритма» О.Берак)

III . Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее

усвоенных знаний.

Анализ ритма пьесы Вальс Ф.Шуберта, исполнение по нотамнашумовых

инструментах)

1.Контроль результатов учебной деятельности, осуществляемый

Вопросы к классу:

Что такое доли, сильная доля, размер, такт, тактовая черта, в каком

размере пишутся марши, вальсы; что такое ритм?

Какие варианты ритмического рисунка возможны в 3-х дольном размере?

2.Домашнее задание к следующему уроку:

Повторить правила;

Записать ритмический рисунок припева песни«У каждого свой

музыкальный инструмент»;

Сочинить ритмическое остинато к песне «Чудак».

3. Подведение итогов урока.

Учащиеся проявили активность, хорошее мышление и реакцию. Они, в

основном, справились с предлагаемыми заданиями, показав при этом

хорошее владение теоретическими понятиями, слуховыми навыками;

вместе с тем, у некоторых учащихся намечались определённые трудности в

импровизации и записи ритмического рисунка, а также в чтении с листа

ритмических блоков в едином темпе.

План - конспект открытого урока

1.Предмет сольфеджио , 5 класс народное отделение (баян,

домра,аккордеон), преподаватель Прусова Л.Л., 16. 02. 2012 г.

2. Тема урока : «Приёмы педагогической техники на уроках сольфеджио»

3.Цель урока : с учащимися старших классов показать разнообразие

методов, приёмов и форм работы, способствующих применению

знаний, умений и навыков на практике

4. Задачи урока :

а) учебно – образовательные

- сформировать у обучающихся знания и навыки, связанные с

развитием ладового, гармонического, полифонического слуха, чувства

ритма и уметь применять их в конкретной практической

деятельности

б) воспитательные

- на примере образцов из художественной литературы, включающей

народную, классическую и современную, отечественную и

зарубежную музыку различных времён и стилей, воспитывать

нравственные, патриотические и эстетические чувства;

- развивать личностные качества, обеспечивающие трудолюбие,

успешность,уверенность, убеждённость,способность к самооценке,

критичность, принципиальность, взаимосотрудничество,

взаимопомощь и взаимоконтроль

в) развивающие

- научить чисто петь одноголосные и многоголосные музыкальные

элементы, включающие интервальные и аккордовые цепочки, точно

воспроизводить ритм и отражать его а записи;

- развить познавательные процессы обучающихся: память, мышление,

внимание, воображение, восприятие;

- уметь применять логические операции: анализ, синтез, сравнение,

классификацию, систематизацию, обобщение;

- развить волю, эмоции, интерес, способности и дарование личности.

5.Тип урока :

интегрированный

6 . Оснащение урока :

- фортепиано;

- таблицы, карточки, схемы;

- учебные пособия:

- А.Андреева От примы до октавы Сольфеджио 5 класс;

- Л.Варламова, А. Семченко Сольфеджио 5 класс;

- Т.Калужская Сольфеджио 6 класс;

- О. Берак Школа ритма Т.3;

- Н.Ладухин Вокализы;

- Л. Синяева Наглядные пособия на уроках сольфеджио;

-В.Флис, Я.Якубяк Сольфеджио 7 класс;

- Ж.Металлиди, А.Перцовская Двухголосные музыкальные диктанты;

- В.Жилин Занимательные игры для чтения с листа;

- партитуры пьес для народного оркестра (В.Андреев Полонез

В.Купревич «Тульский самовар»);

- шумовые инструменты.

Основные этапы современного урока

I . Организационный момент

Готовность учащихся к уроку, перекличка

обучающихся, объявление темы, цели и задач

II .Проверка домашнего задания

1. Построение (письменно) и пение:

Гаммы D dur 2-х видов;

Отдельных ступеней, тритонов и характерных интервалов в D dur ;

Всех известных аккордов от звука « d ».

2. Проверка знаний и умений обучающихся:

Слуховой анализ ступеней в произвольном порядке;

Пение интонационных упражнений для усвоения интервалов

(мелодическая цепочка вверх и вниз в тональности от тоники и

доминанты по предложенной схеме, записанной на доске);

«Танцуй, танцуй»);

Пение и слуховой анализ септаккордов и аккордовых цепочек;

Теоретическая разминка (работа в командах).

III . Организация восприятия и осмысления новой информации

1.Увоение исходных знаний:

Гармонический анализ 2 - й пары тритонов (на 2-й и 6-й ступенях) и

характерных интервалов (ув 5 и ум 4) на материале фрагментов из

музыки Ф.Листа «Утешение», Р.Шумана «Отзвуки театра»;

Чтение с листа ритма со слигованными и синкопами по современному

пособию О.Берак «Школа ритма» (Т.3 №7).

2.Творческое применение и добывание знаний, освоение способа

деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе

ранее усвоенных знаний и умений:

Слуховой анализ аккордов на примере образцов из музыкальной

литературы (главная партия из симфонии №5 Л. Бетховена – Д65, Р.Глиэр

Вальс - Д43, Д. Тухманов «День Победы» - Д 2, М.Мусоргский «Венчание

царя Бориса на царство» - сочетание Д 65 и Д 2 в низком регистре,

имитирующих колокольный звон);

Игра на шумовых инструментах I периода пьесы В.Андреева Полонез,

исполняемого в оркестре русских народных инструментов;

Создание тематического сценария (анализ и сольфеджирование

музыкального примера №5 из сборника «Вокализы» Н.Ладухина).

3. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее

усвоенных знаний:

Анализ ритма I периода пьесы В. Купревича «Тульский самовар»,

исполнение на шумовых инструментах ритмической партитуры, а затем

оформление ритма по записанной на карточке мелодии по памяти;

Анализ обучающимися одной из пьес по специальности.

4.Контроль результатов учебной деятельности, осуществляемый

преподавателем и обучающимся, оценка знаний.

Вопросы к классу:

Что такое родственные тональности, перечислить их для D dur , e moll ;

Что такое период, предложение, фраза, каденция?

Какие аккорды строятся на IV , VI , VII ступенях тональности?

IV .Домашнее задание к следующему уроку :

Построить и петь все изученные аккорды от звука « e »;

Сочинить и записать 8 тактов ритма с синкопами и слигованными нотами;

Сольфеджировать музыкальные примеры №№ 83, 84 из сборника Л.

Варламовой, А.Семченко Сольфеджио 5 класс.

V .Подведение итогов урока

На занятии были представлены все основные разделы предмета

«Сольфеджио»:

Вокально - интонационные навыки;

Сольфеджирование и пение с листа;

Воспитание чувства метро – ритма;

Воспитание музыкального восприятия;

Музыкальный диктант;

Воспитание творческих навыков;

Теоретические сведения.

На уроке в традиционных формах работы были показаны следующие

приёмы педагогической техники:

Использование опорных сигналов (клавиатуры, карточки, схемы, таблицы);

Повторение с расширением;

Пересечение тем (межпредметные связи);

Работа в командах;

Взаимоопрос, опрос по цепочке, идеальный опрос;

Применение практических навыков в конкретной деятельности;

Обмен мнениями, оценками.

На уроке использовались следующие современные технологии:

Проблемно – развивающая;

Личностно – ориентированная;

Перспективно – опережающего развития;

Сотрудничества.

Урок проведен в соответствии с современными требованиями:

Цели и задачи, поставленные перед обучающимися выполнены;

Темы, методы и формы проведения урока обусловлены чёткой логикой

построения;

Задания, формы их выполнения, музыкальный материал подобран с

учётом индивидуальных музыкальных способностей, уровня развития и

темпа работы обучающихся, что создавало психологический комфорт;

Использование музыкальных фрагментов различных композиторов,

стилистических направлений и жанров способствовало расширению общего

художественного кругозора, развитию интеллекта и воспитанию

эмоционального восприятия учащихся;

Обучащиеся показали хорошие знания предмета, практические навыки и

умение применять их в комплексе, при исполнении музыкального

материала, в творческих формах музицирования, что помогло

расширить их исполнительские и слушательские возможности,

необходимые как для будущих любителей музыки, так и для музыкантов –

профессионалов.

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования детей
Табунская музыкальная школа

КОНСПЕКТ УРОКА ПО СОЛЬФЕДЖИО
В 3 КЛАССЕ
«ОБРАЩЕНИЕ ТРЕЗВУЧИЙ»

подготовила
преподаватель музыкально – теоретических дисциплин
Пешкова Людмила Алексеевна

2015 год
Цель урока: Укрепление взаимосвязи между изучением музыкально-теоретичеких дисциплин и музыкальной практикой учащихся.
Задачи урока:
Обучаюшие:
Повторить и закрепить теоретические сведения
Ввести новую терминологию
Освоить новые метроритмические формулы
Закрепить навыки целостного анализа музыкального текста
Сформировать навыки семантического анализа музыкального текста
Развивающие:
Развивать музыкальное мышление
Развивать ладовые ощущения
Развивать навыки ориентирования в тональности
Воспитательные:
Воспитывать умение работать в группе
Воспитывать творческую активность
Повышать исполнительскую грамотность учащихся

Тип урока: комбинированный
Оборудование: музыкальный инструмент (фортепиано), нотный материал, задания на доске, тестовые задания, схемы, карточки интервалов, наглядные пособия (кубики трех цветов), цветные магниты, мелки, шумовые инструменты (бубен, ложки).
Методы и методические приемы обучения: анализ, сравнение, обобщение, исследование, наглядно-демонстрационный (схемы, задания на доске), частично поисковые, игровые, ролевые игры (проблемные ситуации).
Формы работы с учащимися: диктант, слуховой анализ, чтение с листа, анализ музыкального текста, вокально-интонационные упражнения, упражнения на фортепиано, творческое задание, игры, практические задания, интонационный этюд.

План урока
Организационный момент
Вхождение в тему
Объяснение нового материала
Закрепление нового материала
Чтение с листа, анализ музыкального текста
Подбор баса к мелодии
Интонационный этюд
Музыкальный диктант
Слуховой анализ
Подведение итогов. Рефлексия
Домашнее задание
Ход урока
I.Организационный момент (1 минута)

Приветствие учителя, эмоциональный настрой учащихся
- Я рада вновь видеть вас. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!
II Вхождение в тему (3 минуты)
Цель: повторение ранее изученного материала, формулировка темы урока
Участники: все учащиеся
Необходимые материалы: презентация (кроссворд на слайде).
Проведение: учитель предлагает ученикам разгадать кроссворд, в выделенных клетках «появится» тема урока.
Вопросы кроссворда:
По вертикали:
1.Перенос нижнего звука на октаву вверх
3.Расстояние от одной сильной доли до другой
5.Нота на второй линейке в скрипичном ключе
8.Момент расчленения в музыке
9.Название I ступени лада
По горизонтали:
2.Динамический оттенок
4.Название интервала
6.Знак, при помощи которого записывается музыкальный звук
7.Силовое выделение звука
9. Аккорд из трех звуков, расположенных по терциям
10.Интервал, который делит октаву пополам

После разгадывания кроссворда педагог формулирует тему урока

III.Объяснение нового материала (8 минут)
Цель: научиться выполнять обращение трезвучий, овладеть новой терминологией
Участники: все учащиеся
Необходимые материалы: разноцветные кубики, магниты на доске, схемы
Проведение: учащиеся выполняют практические задания на доске и в тетрадях, следуя указаниям педагога.

Обращение - это действие, при котором «вершина» становится «основанием», а «основание» - «вершиной», перенос нижнего звука на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз.

Здесь педагогу с помощью цветных магнитиков можно показать на доске варианты перемещения звуков при выполнении обращений, после чего выясняем, что интервал имеет одно обращение.

Ребята, давайте выясним, а сколько обращений имеет трезвучие? Для этого нам понадобятся разноцветные кубики. Представим, что каждый из кубиков – это соответствующий звук трезвучия. Чтобы было более понятно, обозначим кубики цифрами:
1 (прима) – кубик красного цвета
3 (терция) - кубик синего цвета
5 (квинта) – кубик зеленого цвета

Далее выполним перемещения: нижний кубик переставляем вверх, остальные кубики (звуки) остаются на месте и наоборот, верхний кубик – вниз, остальные кубики (звуки) остаются на месте.
- У нас получились следующие варианты перемещений (схемы №1,2).

А) вверх:
5 1 3
3 5 1
1 3 5

Б) вниз:
5 3 1
3 1 5
1 5 3

Таким образом, выясняем, что в результате перенесения одного из звуков трезвучия на октаву вверх или вниз, как в интервалах, образуются два новых аккорда (обращения), состоящие из тех же звуков, но расположенных в другом порядке.
- Итак, делаем вывод: количество обращений всегда на одно меньше, чем общее количество звуков. Например, у созвучия из двух звуков одно обращение, из трех – два, из четырех – три и. т. д.
- А сейчас давайте переведем цифры на кубиках в ноты и выпишем на доске тоническое трезвучие с обращениями в тональности До-мажор и других пройденных тональностях, подписав обозначения (к доске приглашаются ученики по желанию, остальные работают в тетрадях):

Подумайте, как отличить данные аккорды друг от друга, ведь все они содержат три звука?
- Вам подскажут интервалы, которые образуются между средними и крайними звуками (схема №3)
в трезвучии - 3+3 (терция + терция, крайние - квинта)
в первом обращении - 3+4(терция + кварта, крайние – секста)
во втором - 4+3 (кварта + терция, крайние - секста).

Делаем вывод: в составе обращений появляется новый интервал «чистая кварта», расположенная или сверху или снизу, между крайними звуками образуется интервал «секста».
-Запоминаем названия обращений:
первое обращение – секстаккорд (Т6)
второе обращение – квартсекстаккорд (Т64)

IV. Закрепление нового материала (7 минут)
Цель: закрепить полученные навыки в различных видах деятельности
Участники: работа парами, тройками, хором все учащиеся
Необходимые материалы: инструмент (фортепиано), нотный материал, нотная запись на доске, цветные мелки.
Проведение: упражнение на фортепиано, вокально-интонационные упражнения, игровое задание
- Построим на фортепиано обращения тонического трезвучия в тональности Ми-бемоль мажор, поиграем ими в разных ритмах (работа парами за инструментом в разных регистрах):

Игра «Разноцветные аккорды»
-А теперь давайте немного отдохнем и поиграем. Правила игры: к доске приглашаются трое учащихся, которым раздаются цветные мелки. Каждому из них предлагается в выписанной на доске аккордовой последовательности найти и раскрасить
трезвучия – красным цветом
секстаккорды – синим цветом
квартсекстаккорды – зеленым цветом

Побеждает тот, кто быстрее и правильно справится с заданием. Желаю удачи!

V.Чтение с листа, анализ музыкального текста (5 минут)

Цель: закрепить навыки целостного анализы музыкального текста, развитие вокально-интонационных навыков
Участники: индивидуально, хором (все учащиеся)
Необходимые материалы: инструмент (фортепиано), нотный материал Проведение: после предварительного анализа учащиеся сольфеджируют нотные примеры с тактированием.
- В качестве примеров для чтения с листа мы с вами обратимся к старинным западно - европейским танцам контрдансу и гавоту. Но сначала совершим небольшой экскурс в историю:
Веселый галоп родился в Германии около 400 лет назад, в переводе означает «хорошо бежать», исполняется в стремительном темпе со скачками.
Контрданс родился в Англии как народный хороводный танец, стал популярным, попав на бал, отличается более свободными движениями, его могли танцевать все присутствующие.

Предварительный этап работы:
сольмизация примеров, с тактированием, выявление цезур
определение тональности (Ре мажор, Соль мажор)
определение размера (две четверти)
особенности мелодического рисунка (движение по аккордам)
особенности ритмического рисунка (ритмические группы с шест-
надцатыми длительностями)
определение жанровой основы (танцевальная)
опредление синтаксического строения (анализ фраз по буквам)
(а+в+а+с, а+в+а+в1, в2+в3+а+в5)
форма (квадратный период повторного строения, простая двухчастная репризная)

После предварительного анализа поем с листа хором всей группой и индивидуально (цепочкой по фразам).

V. Подбор к мелодии функционального баса (4 минуты)
Цель: развитие творческих навыков, ладовых ощущений учащихся
Необходимые материалы: нотный материал для групповой работы.
Участники: все учащиеся, индивидуально за инструментом

-Следующее наше задание – творческое. Для начала давайте вспомним основные правила подбора баса:
басовый голос более спокойный
ровные длительности должны подчеркивать характер мелодических оборотов
где оборот мелодии устойчивый – в сопровождении звучит тоника (Т)
где оборот мелодии неустойчивый – доминанта (Д)
Ваша задача, пропеть мелодию галопа внутренним голосом, определить какие фразы мелодии звучат устойчиво, какие – неустойчиво, расставить обозначения функций Т и Д.
-Далее проигрываем мелодии с основными звуками Т и Д в аккомпанементе
\

VI .Интонационный этюд «Танцевальный конкурс» (5минут)
Цель: формирование семантических представлений учащихся
Необходимые материалы: нотный материал для групповой работы, шумовые инструменты (бубен, ложки)
Участники: 2 солистов, 2 группы учащихся
Проведение: учащиеся выполняют творческие задания, предложенные педагогом.
-Ребята, музыковед Б.Асафьев назвал музыку «искусством интонируемого смысла», имея в виду присутствие в музыкальном тексте устойчивых оборотов с закрепленными значениями (в том числе, наиболее часто повторяемые ритмические обороты), которые конкретизируют смысловую значимость текста и его содержание. Даже в самых простых мелодиях широко распространены повторяющиеся устойчивые обороты с закрепленными значениями. В детской музыке это могут быть интонационно-ритмические формулы пластического происхождения (фигуры «шага», «бега», «притопа» и.т.д.), которые возникли в жанрах старинной танцевальной музыки.
В музыкальном тексте галопа вы услышите ключевые интонации, которые озвучивают основные фигуры танца: «бег подскоками» (1- 2 тт.), фигура «притопа» (т.4).
Эти две ключевые интонации могут принадлежать разным героям. В нашем исполнительском сценарии они будут служить характеристикой героев ролевой игры «Танцевальный конкурс».
На веселом празднике танцоры решили показать свое мастерство и начали выступать по очереди. Сначала свое мастерство показал первый танцор, затем второй, завязался диалог: «вопрос - ответ» (2т.+2т.). Получилось что-то вроде конкурса – состязания.

Порядок игровых действий:
Делим мелодию на две смысловые реплики и распределяем их между участниками сцены: т.1-2 – 1 танцор, т.3-4 – 2 танцор
Исполняем в разном составе:
сольфеджируя голосом (2солиста, хором)
чередуя реплики в разных регистрах фортепиано (нижний – 1 танцор, верхний -2 танцор) с инструментальным сопровождением фортепиано (функциональный бас)
в сопровождении голосов ритмического остинато (хлопки - 1 танцор, «удары каблуком» - 2 танцор)
все это время танцорам помогали музыканты своей ритмичной и непрерывной игрой (удары бубна на сильной доле)

Сюжет второй» Мы танцуем»
Меняем участников сцены и изображаем выступление Девочек (т.1-2) и Мальчиков (т.3-4)
Исполняем мелодию в диалоге двух реплик (девочки и мальчики исполняют отдельно каждый свою реплику)
Показываем, как танцоры объединяются в пары: т. 9-12 поем хором все вместе
Выбираем шумовые инструменты, которые будут звучать на празднике: (бубен, ложки)

VIII. Музыкальный диктант (5 минут)
Цель: развитие ладовых ощущений учащихся
Необходимые материалы: нотный материал для групповой работы, тестовые задания
Участники: все учащиеся
Проведение: учащиеся выполняют задания, следуя предложенной инструкции
- Перед вами мелодия диктанта с пропущенными тактами и вариантами ответов, ваша задача:
прослушать мелодию целиком
определить тональность, размер, структуру
выбрать правильные номера ответов и вписать их в пропущенные такты

Варианты ответов:

IX. Слуховой анализ. Игра «Музыкальный паровозик»
Цель: развитие музыкально-слуховых представлений учащихся
Необходимые материалы: карточки интервалов, фишки
Участники: все учащиеся
Проведение: учащиеся выполняют задания в игровой форме, следуя правилам игры
А сейчас мы с вами отправимся в страну «Звуколярию» на музыкальном паровозике. Все превращаются в машинистов. Пассажирами будут интервалы! Я – главный контролер! Поехали!
Правила игры: после 2-3 проигрываний на фортепиано определить на слух интервалы, выложить на столе карточки с названиями. В конце «путешествия», проходя мимо «вагончиков» с интервалами, педагог выявляет «пассажиров без билетов» и за каждый неверный интервал дает фишку. Того, кто набрал больше фишек, ждет дополнительный вопрос или задание.

XII. Подведение итогов. Рефлексия (1 минута)
Цель: проанализировать выполнены ли задачи урока.
Участники: все учащиеся.
Проведение: учитель предлагает ученикам озвучить, какие задачи выполнены, какие нет, достигнута ли цель урока.
- Наш урок подошел к концу, сегодня мы повторили с вами пройденный материал, узнали новые теоретические термины - названия обращений трезвучий, а также закрепили полученные сведения в виде практических заданий, в игровой форме, проанализировали примеры из нотной литературы. Надеюсь, наш урок прошел плодотворно, мы все хорошо потрудились.
- Давайте вернёмся к цели и задачам нашего урока. Были ли они достигнуты? Выполнили вы задачи, которые ставили перед собой? Что не удалось? Что понравилось? Выберите солнышко, подходящее вашему настроению и просигнальте мне.
На следующем занятии мы продолжим изучение данной темы, более подробно рассмотрим примеры из музыкальной литературы.
XIII. Домашнее задание (1 минута)
играть и петь трезвучия с обращениями в тональностях до 3-х знаков
галоп и контрданс петь, басы играть
придумать сюжет интонационного этюда, разработать исполнительский сценарий

Список образовательных ресурсов:
Первозванская Т. Мир музыки. Полный курс теоретических дисциплин. Учебник Сольфеджио,3 класс.- Санкт-Петербург: издательство «Композитор», 2006.
Первозванская Т. Мир музыки. Полный курс теоретических дисциплин. Рабочая тетрадь по Сольфеджио,3 класс.- Санкт-Петербург: издательство «Композитор», 2006.
Поплянова Е. Чики – брики - гав: Песни, игры, каноны для уроков музыки и детских праздников, ручные ритмознаки. – Челябинск, 1996.
Федорова Л. Веселое сольфеджио: Учебно-методическое
пособие для 1-го класса ДМШ / Под общей ред. Л.Н.Шаймуха-
метовой.- Лаборатория музыкальной семантики УГИИ, 2003

Рисунок 12D:\нотные фрагменты\Кроссворд.JPGРисунок 6D:\нотные фрагменты\9.jpgРисунок 9D:\нотные фрагменты\12.jpgРисунок 7D:\нотные фрагменты\10.jpgРисунок 8D:\нотные фрагменты\11.jpgРисунок 5D:\нотные фрагменты\8.jpgРисунок 3D:\нотные фрагменты\4.jpg15

Открытый урок по предмету «Сольфеджио» 4 класс

ТЕМА: Тритоны в ладу
Цель урока: сформировать понятие «тритоны» (увеличенная
кварта (ув4) и уменьшенная квинта (ум5), развивать навыки построения, определения на слух интервалов, музыкальный слух, навыки интонирования, воспитать чувство лада.
Задачи урока:
1.Дать знания об ув.4 и ум.5, их строении, разрешении, местонахождении в
ладу.
2. Научить интонировать, определять на слух, строить интервал «тритон»

3. Закрепить знания об интервалах.

Ход урока:
1. Музыкальное приветствие и распевка.
2. Проверка домашнего задания. (повторение знаний об интервалах)
3. Объяснение нового материала:

Здравствуйте, ребята и уважаемые коллеги. Мы рады вас видеть сегодня на нашем уроке. Тема урока «Тритоны». Это интервалы. Новые интервалы, с которыми нам сегодня предстоит познакомиться. А начнём мы урок с проверки домашнего задания. Задание было повторить тему «Интервалы», всё что связано с интервалами. Это повторение поможет нам в работе с новой темой. И первый вопрос: Что такое интервал?

(С латинского – промежуток, сочетание двух звуков, взятых последовательно или одновременно).

Какие бывают интервалы по ступеневой величине? По звучанию?

Интервалы бывают приятные слуху и бывают резкие, неприятные. Как называются? (Консонансы и диссонансы).

Всё верно. Помимо того, что интервалы бывают консонирующими и диссонирующими они ещё различаются по способу исполнения. Когда мы нажимаем на инструменте два звука одновременно, (проигрывается), то такое исполнение называется? (гармоническим), а когда мы их проигрываем поочерёдно и можем спеть, например терцию, кварту? (мелодическим). Поём.

А ещё интервалы бывают узкие и широкие (пример на доске Ре – Си) Что будет основанием? (Ре), а звук Си? (вершиной).

Ну вот, мы вспомнили что такое интервалы, а теперь перейдём к нашей теме «Тритоны». Это интервалы. Но почему они называются так? Тритоны?

4. Слуховой анализ.

По названию вы уже догадались, что тритон – это интервал, содержащий три тона. Но пока мы не знаем что это за интервалы, как звучат, на каких ступенях строятся, как разрешаются. И чтобы ответить на все эти вопросы, для начала я предлагаю вам послушать небольшое произведение итальянского композитора Арканжело Корелли. Произведение называется «Сарабанда» написаное в 17 веке. Перед вами лежат ноты этого произведения. Слушая, проследите как движется мелодия:(поступенно или в ней встречаются скачки). Слушаем.

Итак, слушая произведение вы следили за мелодией по нотам. С какого интервала начинается пьеса? (с кварты). А много таких скачков в мелодии? (Да). Пропеваем мелодию до репризы.

5. Работа по нотам.

А теперь отметьте карандашом все широкие скачки до конца произведения. Определим ступеневую величину всех выделенных интервалов. Пропеваем все квартовые ходы мелодии. Мы встретили множество чистых кварт и две увеличенные на 0,5 тона(3 тона), которые насыщают мелодию диссонансами, придают музыке необычное звучание.

6. Работа в тетради (построение)

Итак, увеличеная кварта – это тритон, но тритон не единственный в ладу. Чтобы найти ему пару, сделаем обращение ув.4 (работа на доске). Какой интервал получился? Сколько в нём ступеней и тонов? Это уменьшеная квинта. В ней тоже 3 тона в отличии от чистой квинты, в которой 3,5 тона.

Таким образом, тритоны – это пара интервалов Ув.4 и Ум.5, дающие друг друга в обращении. Мы уже знаем, что на каждой ступени гаммы можно построить любой интервал. Но пока мы не знаем, на каких ступенях в мажоре строятся Ув.4 и Ум.5. Чтобы выяснить это, предлагаю построить в тональности До мажор кварты на всех ступенях, начиная с 1 ступени. Строим и пропеваем их. Мы видим, что на всех ступенях ч.4, а на 4 ступени – Ув.4. Сделаем обращение Ув.4 и найдём в ладу Ум.5, она строится на 7 ступени мажора.

Ребята, а как звучит тритон? Устойчиво или нет?

(Тритоны – это интервалы, которые звучат неустойчиво, требуют разрешения)

7. Работа у доски.

Разрешаем Ув.4 и Ум.5. Выясняем, что Ув. интервалы становятся шире при разрешении, а уменьшенные – уже.

Чтобы закрепить разрешение данных интервалов предлагаю поработать самостоятельно по карточкам. (Построить и разрешить Ув.4 и Ум.5 в тональности Ре мажор). Проверка работы.

Я вижу вы устали и предлагаю вам немного отдохнуть вмести с весёлыми героями.

8. Физминутка.

9. Разбор примеров из классической музыки.(характеристика музыкального образа интервала «тритон»)

Продолжим наш урок. Предлагаю послушать произведение, которое написал русский композитор П.И. Чайковский. В своей музыке он создал образ сказочного героя. Попробуйте представить что это за герой. Коротко его охарактеризовать. Слушаем.

Итак, что вы можете сказать о прослушанной музыке? (Музыка страшная, нервная, напряженная, беспокойная). Опишите образ сказочного героя словами. Кого вы представили себе? Бабу Ягу – хитрую, нахальную, злую. Вы правильно поняли характер музыки. Композитор П.И.Чайковский пытался передать злой, неприятный образ. А как вы думаете, что использовал композитор для воплощения образа? Давайте заглянем в ноты. Начало, первая строчка. (Исполнение на фортепиано).

Звучат тревожные звуки. Следя по нотам, мы наблюдаем, что композитор использовал множество тритонов для передачи образа Бабы Яги. Именно данные интервалы придают музыке необычное звучание и очень впечатляют.

Давайте послушаем пьесу ещё раз. Пьеса называется «Баба Яга» - это одно из 24 пьес «Детского альбома» для фортепиано П.И. Чайковского, написанная в 1878 году. Этот альбом он посвятил племяннику Володе Давыдову. Альбом был предназначен для домашнего музицирования. А теперь послушаем и посмотрим иллюстрации к музыке(рисунки детей). (Во время прослушивания рассказываю содержание пьесы). Недаром Чайковский использовал тритоны для воплощения образа тёмной силы. Тритоны считают дьявольским сочетанием двух музыкальных звуков. Не все знают, что в средние века под строгим запретом было использование двух звуков, которые содержат 3 тона. Католическая церковь считала, что тритоны в музыке – это отнюдь не допустимое явление. Тот, кто использует их в своих композициях, подвергся дьявольскому влиянию или поклоняется ему. Этот интервал не разрешалось употреблять ни в одновременном, ни в последовательном звучании. Если кто-то нарушал установленные законы относительно данного созвучия, то мог попасть в тюрьму. Прошло время и тритоны стали широко применять русские композиторы: Римский-Корсаков, Бородин, Чайковский.

10. Определение на слух.

Теперь вы знаете, как звучат тритоны и сможете отличить их от чистых кварты и квинты. И сейчас мы проверим это на практике. Я буду играть различные интервалы и конечно же тритоны. Слушаем.(Проверка).

Очень хорошо, ребята.

11. Итог урока

Итак, сегодня на уроке мы познакомились с новыми интервалами. Назовите их. В чем их особенности? Чем они сходны? (Тоновой величиной – 3 тона). Но Ув.4 охватывает 4 ступени, а Ум.5. – 5 ступеней. И в отличии от чистых интервалов Ув.4 будет шире чистой кварты на 0,5 тона, а Ум.5 – уже чистой квинты тоже на 0,5 тона. В этом отличие диссонирующих тритонов от чистых кварты и квинты.

12. Решить кроссворд

И - Этот музыкальный интервал образован двумя звуками с одинаковым названием и обозначается цифрой 1, бывает унисоном. (Унисон - от итальянского слова unisono, от латинского unus - один и sonus - звук - это одновременное звучание двух или нескольких звуков одинаковой высоты: например, в хоре или вокальном ансамбле преподаватель добивается пения в унисон, чтобы голоса сливались друг с другом). (прима)

Н - Этот музыкальный интервал состоит из двух ступеней и обозначается цифрой 2. (секунда)

Т - Этот музыкальный интервал содержит 6 ступеней. (секста)

Е - Музыкальный интервал из семи ступеней. (септима)

Р - Этот интервал содержит 2 тона. (терция)

В - Интервал из пяти ступеней. (квинта)

А - Интервал из шести тонов. (октава)

Л - Этот интервал наименьший из всех интервалов. В кроссворде не хватает интервала из 4 - х ступеней. Это... (полутон).

Оценки за урок.

13Домашнее задание:

Строить и петь тритоны с разрешением в тональностях: ми бемоль мажор и соль мажор.

Найти тритоны в пьесах, исполняемых в классе специального музыкального инструмента или сочинить мелодию с тритоном самостоятельно.

Урок сольфеджио по теме «Интервалы»

Конспект урока по предмету «Сольфеджио» на тему: «В гостях у интервалов» для учащихся 2 класса детской школы искусств

Буторина Е.И., преподаватель теоретических дисциплин.
Место работы: МБУ ДО «Детская школа искусств» г. Горнозаводска, Пермский край.
Пояснительная записка:
Данный урок может быть интересен преподавателям детских музыкальных школ и школ искусств при изучении темы «Интервалы» на уроках сольфеджио. Урок построен на сочетании как традиционных, так и новых форм работы; особое внимание уделяется практическим заданиям с использованием наглядных материалов, созданных на основе компьютерных технологий.
Выбор темы урока обоснован учебным планом по предмету «Сольфеджио», 2 класс, III-IV четверти, тема «Интервалы» (Дополнительные предпрофессиональные программы в области музыкального искусства, предметная область «Теория и история музыки», примерная программа по учебному предмету «Сольфеджио», главный редактор И.Е. Домогацкая, Москва, 2012).
Для всесторонней проверки знаний учащихся рекомендуется использовать репродуктивный метод, а для успешного выполнения практических заданий – поисковый метод. «Самое важное - это не результат поиска, а сам поиск. Правда должна открываться понемногу. Если тебе предоставить ее целиком, ты можешь просто не принять ее», - считает американская писательница Урсула Ле Гуин. С этим нельзя не согласиться!
Тема урока: «В гостях у интервалов».
Целевая аудитория: 2 класс инструментального и вокального отделений детской школы искусств (детской музыкальной школы).
Возраст обучающихся: 8 - 9 лет.
Учебный предмет: сольфеджио, 2 класс, III четверть.
Время учебного занятия: 1 час 05 минут.
Оборудование: учебный класс, мультимедийный проектор, компьютер (ноутбук), экран, колонки, наглядные пособия (презентация, карточки с заданиями для практической работы).
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: определение количественной величины простых интервалов.
Задачи:
- проверить теоретические знания по теме «Интервалы»;
- расширить и закрепить круг вопросов по изучаемому материалу в новом аспекте;
- использовать наглядные материалы для решения учебных задач;
- учиться сосредоточенному восприятию нового учебного материала;
- развивать творческие способности учащихся, память, внимание, логическое мышление;
- повышать самооценку учащихся;
- учить детей эмоциональному раскрепощению;
- учить преодолевать трудности в работе с новым учебным материалом.

Ход урока:

1. Организационный этап
Преподаватель: Здравствуйте, дорогие дети! Настроение отличное?
Ученики: Да!
Преподаватель: Все готовы к уроку, к новым знаниям?
Ученики: Да!
Преподаватель: Тогда начинаем!
2. Постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности
Преподаватель: Дети! Сегодня мы продолжаем изучать интереснейшую тему «Интервалы», а урок наш называется: «В гостях у интервалов».
На экран проецируется слайд № 1:

Преподаватель: Я приготовила для вас новые задания, которые вам помогут в освоении новых знаний. Надеюсь, что они вам понравятся.
В ходе урока нам предстоит выяснить, что такое «величина» музыкального интервала, как её правильно определить и обозначить. Итак, цель нашего занятия - определение количественной величины простых интервалов.
Прежде чем приступить к главному, давайте вспомним, что мы уже знаем об интервалах. Слово «интервал» (промежуток, расстояние) очень часто встречается в разных областях нашей жизни. Где же именно? Давайте вспомним!
На экран проецируются слайды № 2-4:




Преподаватель: Дети, знаете ли вы, как измеряется расстояние? Например, расстояние между двумя точками измеряется в сантиметрах, между городами – в километрах.
На экран проецируется слайд № 5:


Преподаватель: Интервал, точнее, интервалы встречаются и в музыке. Музыканты всего мира знают, что это такое. А вы? Кто-нибудь из вас может дать определение музыкальному интервалу? Если кто-нибудь забыл, не волнуйтесь. Посмотрите на экран, изображение подскажет вам правильный ответ.
На экран проецируются слайды № 6-7:



Преподаватель: «В музыке интервал – это расстояние между двумя музыкальными звуками». Надеюсь, вы помните названия интервалов? Помогите мне составить список интервалов, расположить их по порядку в пределах октавы.
Задание для учащихся: На рабочем столе в свободном порядке разложены 8 карточек с названиями интервалов и 8 карточек с цифрами ступеней. Ученикам нужно расположить интервалы по порядку в соответствии с количеством ступеней.
Карточки для задания:


Преподаватель: Давайте проверим, все ли правильно мы сделали?
Проверка задания по образцу из презентации: у детей должна получиться схема №1.
На экран проецируется слайд № 8:


Преподаватель: Не забыли ли вы, как называется нижний и верхний звуки интервала?
Ученики отвечают: Основание и вершина.
На экран проецируется слайд № 9:


Преподаватель: Дети! Как же выглядят интервалы в нотном тексте? Как они могут быть написаны?
Ученики: Звуки в интервалах пишутся друг над другом (вертикально), либо рядом (горизонтально). А ещё интервалы можно спеть, или сыграть на любом музыкальном инструменте.
Преподаватель: Позвольте я поправлю: на любом музыкальном инструменте, кроме, разумеется, ударных инструментов без определенной высоты звучания, таких к примеру, как барабан или бубен. Как же определить музыкальный интервал?
На экран проецируется слайд №10:


Ученики: Надо посчитать количество ступеней между нижним и верхним звуками, затем по количеству ступеней можно легко определить название интервала.
На экран проецируется слайд №11:


Преподаватель: Какие молодцы! Давайте посмотрим на экран, выполним задание «Кто прав?».
На экран проецируется слайд № 12:


Преподаватель: Все верно. Молодцы! Предлагаю вам немного отдохнуть. Я приготовила для вас сюрприз в виде музыкальной паузы. Вам всем - большой привет от кота Леопольда (эмоциональная разрядка). Слушаем и подпеваем!
Видеофрагмент: песня кота Леопольда «Неприятность эту мы переживем» из мультфильма «Лето кота Леопольда» (слова А. Хайт, музыка Б. Савельева).

3. Актуализация знаний (поиск решения учебной задачи, способ поиска информации, поиск информации)
Преподаватель: Отдохнули? Тогда за дело! Дети, задумывался ли кто-нибудь из вас о том, что любая мелодия состоит из интервалов? И мы с вами можем определить, из каких именно интервалов состоит мелодия. Только надо помнить о том, что два звука мелодии должны находиться рядом друг с другом. Хотите попробовать?
Ученики: Да!
Преподаватель: На примере этой замечательной песенки мы будем определять интервалы, точнее сказать, определять их количественную величину (у интервалов есть ещё и качественная величина, информацию о которой вы видели на слайде № 10, но об этом не сегодня).
На экран проецируется слайд № 13:


Преподаватель: Для правильного выполнения заданий вам помогут ваше внимание и сообразительность, а также те правила, которые мы повторили в начале урока.
4. Первичное усвоение новых знаний
Ученикам раздаются карточки с нотным текстом песни (задание №1)


Слова А. Хайт, музыка Б. Савельева, песенка «Неприятность эту мы переживем».
На экран проецируется слайд №14:


Задание для учащихся: На карточке, как и на слайде, вы видите выделенные разным цветом интервалы. Давайте сначала выпишем выделенные интервалы, расположив их вертикально, затем определим количество ступеней между выделенными звуками, и наконец подпишем данные интервалы (индивидуальная работа). У вас должно получиться следующее:

На экран проецируется слайд № 15 с заданием для учащихся:


Преподаватель: Дети! Кто мне подскажет, как правильно выполнить такое задание? Какая схема может вам помочь?
Ученики: Наверное, схема №1.
Преподаватель: Молодцы, верно мыслите! Если затрудняетесь, как выполнять задание, то можно первый музыкальный интервал определить вместе, а остальные интервалы вам нужно будет определить самостоятельно.
Проверка полученных результатов самостоятельно (по схеме №1), затем сравнение с правильным вариантом.
На экран проецируется слайд № 16:


Преподаватель: По традиции мы с вами сейчас споем эти интервалы и сыграем.
Молодцы! Справились с первым заданием на отлично. Предлагаю приступить к следующему упражнению. Нам необходимо решить музыкальные примеры на интервалы. Складывать и вычитать умеете?
Ученики: Да!
Преподаватель: Тогда справитесь с заданием, я в вас верю!
5. Первичная проверка понимания
Ученикам раздаются карточки с примерами на интервалы (задание №2). Работа в командах: одна команда выполняет примеры на сложение, другая команда – на вычитание.


Преподаватель: Не теряйте время, приступайте к выполнению задания.
Преподаватель: Как ваши успехи? Нужна ли кому-нибудь помощь?
После выполнения задания преподаватель и учащиеся проверяют результаты, сравнивают с правильным вариантом на экране.
На экран проецируется слайд № 17:


Преподаватель: Дети! Следующее задание вы будете выполнять самостоятельно, поэтому будьте очень внимательны. Это задание поможет вам закрепить полученные на уроке навыки для определения количественной величины интервалов.
Ученикам раздаются карточки, на которых задание №3 (индивидуальная работа). На выполнение задания дается время. Выполненное задание проверяется преподавателем, выявляются ошибки, оценивается работа на уроке.


На экран проецируется слайд № 18 с образцом выполнения задания:


6. Первичное закрепление учебного материала
Преподаватель: Дорогие дети! Все ли вам понятно было на уроке? Давайте проверим, как вы усвоили новые знания. Поиграем в «Путаницу». Условия игры простые: если согласны с утверждением, написанном на слайде, то говорите «согласны»; если не согласны – говорите, почему не согласны, и даете правильный ответ.
На экран проецируется слайд № 19:


7. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении
1) найти интервалы в мелодии любой детской песенки (на ваше усмотрение) и подписать (образец - задание №1);
2) придумать музыкальные примеры на сложение и вычитание интервалов (образец – задание №2);
3) написать в тетради несколько разных интервалов, определить их количественную величину, подписать (образец – задание №3).
8. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Преподаватель: Дорогие ученики! Наступило время подведения итогов нашего урока. Предлагаю провести этот этап работы в виде блицопроса. Напоминаю, что отвечать надо очень быстро, «молниеносно». Готовы?
Ученики: Готовы!
Преподаватель задает вопросы, учащиеся отвечают.
1 вопрос: Какое из заданий вам больше всего запомнилось?
2 вопрос: Какие задания на уроке вам показались самыми трудными?
3 вопрос: Помогли ли вам наглядные материалы в выполнении заданий?
4 вопрос: Как вы считаете, урок прошел с пользой, или вы зря потратили время?
Проголосуйте изображениями героев мультфильма, фрагмент из которого использовался во время музыкальной паузы. Если вам понравился урок, то выберите рисунок кота Леопольда, если урок не понравился, выберите изображение мышей-проказников.

Последние материалы раздела:

Генрих Мореплаватель: биография и интересные факты
Генрих Мореплаватель: биография и интересные факты

Португальский принц Энрике Мореплаватель совершил множество географических открытий, хотя сам выходил в море всего три раза. Он положил начало...

Последнее восстание интеллектуалов Франция 1968 год волнения студентов
Последнее восстание интеллектуалов Франция 1968 год волнения студентов

Любой революции предшествует идеологическая аргументация и подготовка. «Майская революция» 1968 года, бесспорно, не является исключением. Почему к...

Другое название индейцев сиу сканворд
Другое название индейцев сиу сканворд

Равнинные сиу являлись самой западной частью племен группы сиу и, соответственно, принадлежали к сиуязычной семье. Их ранняя история ничем не...