Упражнения и игры профилактики наркомании. Профилактика наркомании у детей и подростков

Пережогин Л. О., Крюковский С. В.
Отдел социальной психиатрии детей и подростков ГНЦ ССП им. В. П. Сербского

Пояснительная записка.

Употребление психоактивных веществ (ПАВ) (веществ, вызывающих зависимость), включая наркотические вещества, является на сегодняшний день одной из наиболее остро стоящих перед обществом проблем. По современным статистическим данным, большинство наркоманов начинают употреблять наркотики в подростковом возрасте, и более половины лиц, регулярно употребляющих ПАВ - подростки.

Вопросы лечения наркотической зависимости сегодня разработаны только в общих чертах. Лечение наркоманий - долгий, многоступенчатый процесс с большим риском неудачи. Поэтому ведущее место в снижении числа наркоманов занимает профилактика наркотической зависимости, и в первую очередь - среди молодежи.

Главная отличительная черта профилактики наркотической зависимости - разъяснение подросткам не столько медицинских последствий употребления ПАВ, о которых подростки в общих чертах осведомлены, сколько последствий социальных. Для подростков особенно актуально мнение не медицинских экспертов, но их возрастного окружения, являющегося референтной группой в этот период. Наиболее эффективным методом профилактической работы являются в указанном контексте тренинговые занятия.

Тренинговые занятия с подростками имеют ряд особенностей - они должны проводиться квалифицированными тренерами, владеющими информацией по проблеме наркоманий и собственно тренинговыми приемами. Упражнения, игры должны носить дискуссионный подтекст, не навязывать подросткам однозначных выводов и решений, позволять в ходе групповой работы свободно выражать свои мнения.

Предлагаемый нами план тренинга создан с учетом основных методических требований к работе с подростковой аудиторией. Тренинг рассчитан на 8 часов работы, большую группу - 20 человек. В ходе некоторых упражнений ведущему приходится выполнять роль игрока, что дает ему преимущество общения "на равных" с подростковой аудиторией.

Цель тренинга: обозначить проблемы, связанные с наркоманией и предупреждение первого употребления наркотиков и других психоактивных веществ.

Задачи тренинга: (1) повышение уровня информированности детей о проблеме наркомании; (2) изменение отношения детей к наркомании; (3) умение сказать "Нет наркотикам"; (4) формирование мотивации к сохранению здоровья.

Организационные аспекты: группа подростков в возрасте 10-14 лет; желательно, чтобы возраст подростков был одинаков, если же приходится работать с разновозрастной группой, необходимо следить, чтобы при делении группы на команды учитывался возрастной состав; состав группы - 20 подростков; тренер принимает участие в ряде игр, являясь в этот момент 21-м игроком; необходимо предусмотреть наличие технического персонала, который осуществлял бы помощь тренеру; тренинг направлен на работу с группой социально неблагополучных детей, не являющихся наркоманами; в случае, если тренинг проводится в рамках закрытого учреждения (ЦВИНПа, спецшколы и т.д.) необходимо позаботиться о соблюдении порядка; время работы группы рассчитано с 9-00 до 17-00 с часовым перерывом на обед.

Тренинг апробирован на группе социально-неблагополучных подростков в Центре временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей ГУВД г. Москвы.

Материально-техническое обеспечение игр указано в описании каждой игры. Для проведения тренинга необходимо предусмотреть просторное помещение (не менее 50 кв. метров), мебель (столы, стулья), канцелярские принадлежности, видеомагнитофон.

План-конспект.

Введение. (30 мин).

Следует игра-разминка, например: участники становятся в круг, перебрасывая мяч друг другу, они называют собственное имя и говорят комплимент участнику, которому бросают мяч. Игра должна проходить в быстром темпе, все участники должны быстро представиться. Затем их имена будут вписаны на таблички.

Следуют несколько подвижных упражнений, по которым тренер оценивает готовность группы к работе, ее активность. Группа располагается вдоль стены, дается команда: "Вы - стрелка измерительного прибора. Эта стена - нулевая отметка, противоположная стена - максимальная. Сделайте столько шагов к противоположной стене, насколько вы оцениваете свою работоспособность (хорошее настроение, усталость, готовность сотрудничать, сонливость и т.д.)". Участники располагаются по комнате, тренер отмечает наиболее активных и наиболее пассивных игроков, игроков не уверенных в своих силах. Упражнение повторяется несколько раз, измеряются различные параметры. В идеале помощники регистрируют показатели каждого игрока, чтобы сравнить их с таковыми в ходе и в конце тренингового занятия.

Ведущий представляет тему тренинга, обозначает проблему, кратко рассказывает, что будет происходить в ходе тренингового занятия.

Знакомство в группе. (30 мин)

Все участники, включая ведущего, располагаются по кругу. Ведущий рассказывает о себе, своей профессиональной деятельности и личных ожиданиях от тренинга, просит участников представится так, как они хотели бы называть себя во время тренинга (для простоты запоминания легче сделать бейджики для всех участников в которые вписываются их имена). Так же участники рассказывают о своём отношении к поставленной проблеме и опыте приёма наркотических или иных психотропных веществ.

Принятие правил работы. (10 мин)

Ведущий кратко объявляет правила работы и объясняет их значение. Правила таковы: (1) говорящего может прервать только ведущий, никто из участников не перебивает говорящего товарища; (2) желающий высказаться поднимает руку и отвечает, когда ему позволяет ведущий; (3) критикуя - предлагай; (4) не давать оценок другим участникам; (5) вся личная информация, сообщённая на тренинге является закрытой. По желанию и с учетом специфики группы, можно предложить дополнительные правила.

Оценка уровня информированности. (40 мин)

Ведущий просит группу ответить на вопросы: (1) существует ли проблема наркомании в нашем обществе? (2) сталкивались ли с этой проблемой вы или ваши близкие? (3) что вы чувствовали, когда сталкивались с этой проблемой? (4) насколько опасна проблема наркомании среди молодёжи? (5) как проблема наркомании может повлиять на будущее Земли? (6) знаете ли вы тех людей, которые погибли от наркотиков?

В случае, если группа не спешит включаться в дискуссию, тренер должен опираться на полученные данные измерений, предлагать высказаться самым активным участникам. Каков бы ни оказался уровень информированности группы (а бывает он крайне низким; нам пришлось столкнуться с полным незнанием каких-либо фактов об опасности применения ПАВ в ряде подростковых групп) следует избегать изложения материала в лекционной форме. Особенность тренинговой работы - участие всех каналов получения информации, вырабатывание положительного личного опыта.

1. Игра "Спорные утверждения" (2 часа)

Цель: эта игра, кроме информирования, даёт возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему наркомании.

Для проведения игры необходимо четыре листа бумаги с написанными на них утверждениями:

"Совершенно согласен"

"Согласен, но с оговорками"

"Совершенно не согласен"

"Не имею точного мнения"

Эти листы прикрепляются по четырём сторонам комнаты.

Ведущий зачитывает спорные утверждения, после чего участники должны разойтись и встать около тех листов, на которых отражена их точка зрения на данный вопрос. После принятия решения каждый из участников должен его обосновать: "почему я считаю именно так". Выслушав мнения каждого из участников ведущий в виде краткой лекции излагает своё мнение. Выслушав все точки зрения, участники могут выбрать листы с утверждениями, наиболее подходящими для них теперь.

    Примеры спорных утверждений:
  • Наркомания - это преступление.
  • Лёгкие наркотики безвредны.
  • Наркотики повышают творческий потенциал.
  • Наркомания это болезнь.
  • У многих молодых людей возникают проблемы из-за наркотиков.
  • Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент.
  • Наркомания излечима.
  • Многие подростки начинают употребление наркотиков "за компанию".
  • Люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них.
  • Наркоман может умереть от СПИДа.
  • Зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления.
  • По внешнему виду человека можно определить, употребляет он наркотики или нет.
  • Наркоман может умереть от передозировки.
  • Продажа наркотиков не преследуется законом.
  • Наркомания не излечима.
  • Программы обмена шприцами стимулируют распространение наркомании.
  • Лечение и реабилитация наркоманов должны быть абсолютно бесплатным, если государство хочет решить эту проблему.
  • Наркоманы - это не люди.
  • Чтобы решить проблему употребления опиатов, нужно разрешить лёгкие.

2. Оценка усталости (15 мин)

Все участники выстраиваются вдоль стены и должны сделать столько шагов до следующей стены, на сколько они устали. Следующая стена - максимум усталости.

3. Показ фильма о наркоманах. (30 мин)

В фильме должны быть показаны наркоманы во время "ломки", короткие интервью с рассказом о проблемах, возникающих в связи с приёмом наркотиков. В конце фильма короткая статистика о смертности среди наркоманов.

4. Игра "Ассоциации". (30 мин)

Цель: определить уровень знаний участников группы. Создать основу для более глубокого содержания работы и дискуссий.

Для игры необходимы ручки и листы бумаги.

Даётся задание: "назовите 2 - 3 слова, которые приходят вам на ум, когда вы слышите - "наркотики", "наркомания", "зависимость".

После чего участники по кругу говорят записанные ассоциации, а ведущий записывает их так, чтобы варианты не повторялись. В результате обсуждения ведущий суммирует предложенные ассоциации.

5. Игра "Словесный портрет" (30 мин)

Группа при помощи жеребьёвки делится на четыре микрогруппы по пять человек. Группе даётся задание описать наркомана.

6. Ролевая игра "Семья". (45 мин)

Цель: принять личное участие в решении проблемы, найти возможные стратегии выхода.

Каждая микрогруппа должна придумать историю семьи, где кто-то страдает зависимостью от психоактивных веществ. Вся группа участвует в написании истории, распределении ролей. Задача каждого участника - найти способы решения проблемы и подумать, как лично он может повлиять на ситуацию.

Группа разыгрывает ситуацию, после чего необходимо обсуждение наиболее приемлемых способов решения проблемы.

Вариант распределения ролей в микрогруппе из пяти человек: наркоман, его мать и отец, его друг и тень наркомана (его внутренний голос).

7. Игра "Марионетки". (30 мин)

Цель: определить, что может чувствовать человек, когда им кто-то управляет, когда он не свободен.

Участники должны разбиться по три человека. Каждой тройке даётся задание: два участника должны играть роль кукловода - полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, один из участников играет роль куклы. Каждый участник должен побывать в роли куклы. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5 - 3 метра. Цель "кукловодов" - перевести "куклу" с одного стула на другой. При этом человек, который играет "куклу", не должен сопротивляться тому, что с ним делают "кукловоды". Очень важно, чтобы на месте "куклы" побывал каждый участник.

    После завершения игры происходит обсуждение, игравшим предлагается ответить на вопросы:
  • Что вы чувствовали, когда были в роли "куклы"?
  • Понравилось ли вам это чувство, комфортно ли вам было?
  • Хотелось ли что-либо сделать самому?

8. Игра "Отказ". (30 мин)

Цель: дать возможность участникам овладеть навыками уверенного поведения, аргументационного отказа в ситуации выбора.

    Работа так же проводится в микрогруппах, каждой из которых предлагается одна из ситуаций:
  • Одноклассник (сосед, лидер двора) просит разрешения приготовить наркотик у тебя дома.
  • Одноклассник (сосед, лидер двора) просит оставить какие-то вещи у тебя дома.
  • Одноклассник (сосед, лидер двора) предлагает попробовать наркотик "за компанию".
  • Одноклассник (сосед, лидер двора) просит отвезти какую-то вещь незнакомому тебе человеку.
  • Одноклассник (сосед, лидер двора) просит достать для него наркотик.

Задание подгруппам: в течение семи минут придумать как можно больше аргументов для отказа в этой ситуации. После этого каждая подгруппа "проигрывает" свою ситуацию перед остальными участниками. Один играет роль - "уговаривающего, другой - "отказывающегося". Ведущий предлагает использовать в каждой ситуации три стиля отказа: уверенный, агрессивный, неуверенный.

Евгения Водопьянова
«А ты против». Деловая игра по профилактике наркомании в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних

Актуальность :

Проблема наркомании среди молодежи для российского общества является сегодня наиболее острой и представляет собой глобальную угрозу.

Вывод, к которому пришло абсолютное большинство специалистов, исследующих данную проблему, заключается в том, что главным направлением борьбы с этим социальным злом должно стать не только лечение тех, кто успел приобщиться к наркомании , но и профилактика этого заболевания . И чем раньше начнется процесс профилактических мероприятий , тем эффективнее будет результат усилий, направленных на предупреждение наркомании .

В решении комплексной задачи профилактики наркомании среди подростков значительную роль играют социально -психологические средства, включающие в себя формирование соответствующих ценностных ориентаций здорового образа жизни, психотехнологий воспитательных воздействий, формирование личностной устойчивости и саморегуляции подростков.

В связи с этим актуализируется проблема научной разработки системы мер по предупреждению подростковой наркомании , а именно первичной социально-психологической профилактики наркомании среди молодежи .

Цель :

Повысить уровень информации подростков о проблемах, связанных с наркотиками . Информирование молодых людей о последствиях потребления наркотиков и формирование у каждого участника собственной позиции по отношению к наркопотреблению .

Задачи :

Познакомить воспитанников с психоактивными веществами и последствиями их действия на организм человека и жизнь; Изучить пути распространения ВИЧ-инфекции, её развития в организме человека; Закрепить полученные знания; Закрепить потребность в ведении здорового образа жизни.

Оборудование : презентация для игры, карточки для всех участников игры, жетоны.

Ход мероприятия:

Добрый день! Я рада вас приветствовать на деловой игре «А ты - против , которая посвященная Международному дню борьбы против наркотиков .

Игра состоит из 3 основных туров, в которых вы будете зарабатывать себе жетоны. В финале побеждает тот, у кого большее количество звезд.

А начать нашу игру я хочу с игры «АССОЦИАЦИИ »

Для игры используется мячик. Ведущий поочередно кидает мячик участникам игры, со словами «наркомания » , «наркотики » , «зависимость» . А дети отвечают быстро, не раздумывая, что первое приходит на ум.

Большое спасибо за ваше внимание и участие. Теперь приступим к игре.

Правила : Играющим предлагается вопрос и варианты ответов. Участник должен найти правильный ответ и поднять соответствующую табличку с цифрой. За правильный ответ участник получает жетон.

1 тур «Психоактивные веществ» .

Психоактивные вещества - это вещество, которое при введении в организм человека может изменять поведение, двигательные функции, настроение. Могут быть «легальные» , «нелегальные» .

Задание :

Какие вещества в списке не относятся к нелегальным психоактивным веществам?

1. Набор веществ : сигареты, гашиш, кофе, ЛСД, бензин. (1,2)

2. Набор веществ : чай, героин, клей, крепкие спиртные напитки, экстази. (1,4)

Ответы :

Лишние в списке (легальные наркотики ) : крепкие спиртные напитки, сигареты, кофе, чай.

Мы с вами выяснили что к «легальным» психоактивным веществам относятся крепкие спиртные напитки, сигареты, кофе, чай.

А к «нелегальным» - гашиш, ЛСД, героин, клей, экстази

Задание :

Найдите соответствие между психоактивными веществами и типами.

Например : Крепкие спиртные напитки – это алкоголь.

Конопля Опиоиды Никотин Галлюциногены Летучие ингалянты

1. К какому типу веществ относятся сигареты (3)

2. К какому типу веществ относится клей (5)

3. К какому типу веществ относится героин (2)

4. К какому типу веществ относится гашиш (1)

5. К какому типу веществ относится ЛСД (4)

2 тур «Последствия употребления психоактивных веществ» .

Выделяют следующие последствия употребления психоактивных веществ (наркотиков ) : социальные , психические, физические, юридические.

Задание : Распределите предложенные вам различные примеры последствий в определенные группы.

1. Финансовые проблемы (1)

2. Воровство (4)

3. Галлюцинации (2)

4. СПИД (3)

5. Конфликты в семье (1)

6. Ранняя смерть (3)

7. Агрессивность (2)

Минута релаксации.

А сейчас я вам предлагаю отдохнуть и поиграть в игру которая называется «НИКТО НЕ ЗНАЕТ, ЧТО Я…» Всем, начиная со взрослых, ведущий кидает мячик со словами «Никто не знает, что я …» , участник, к которому попал мячик продолжает фразу, к примеру «…очень люблю петь» , «… пеку очень вкусные пироги…» и т. п.

Отдохнули? Значит можно продолжать работу и снова поиграть , на этот раз серьезно. Продолжаем нашу игру.

3 тур «Что вы знаете?»

Известно, что наркомания может привести к заражению ВИЧ, который является трудно переносимым вирусом. При каких же условиях это происходит? Когда пользуются люди общими шприцами. Что такое ВИЧ? - вирус иммунодефицита человека. Существуют три основных пути передачи ВИЧ - кровяной, половой, от матери к ребенку

Задание : Перед вами на экране три уровня риска заражения при контакте с ВИЧ-инфицированным или больным СПИДом.

риск большой риск небольшой риск отсутствует

Вам называются различные жизненные ситуации. Вы должны правильно оценить уровень риска в каждой ситуации.

1. Пользование общественным туалетом. (3)

2. Прикосновение или уход за больным СПИДом. (3)

3. Разрез кожи ножом, которым пользуются другие. (1)

4. Укус комара. (3)

5. Использование общих игл для прокалывания ушей и нанесения татуировок. (1)

6. Использование общих игл для введения лекарственных веществ. (1)

7. Прием пищи, приготовленной ВИЧ-инфицированным лиц (1)

8. Посещение школы с ВИЧ-инфицированным лицом. (3)

Итог : Ваша жизнь и здоровье во многом зависят от вас. Каждый из вас является хозяином своей жизни и своего здоровья. За вас вашу жизнь никто не проживет : ни родители, ни педагоги, окружающие и заботящиеся о вас, ни кто-нибудь другой. Как каждый из вас решил, так все и будет. И я надеюсь на то, что вы все-таки сможете выбрать верный путь и следовать ему в жизни, несмотря ни на что, потому, что ваше здоровье – только в ваших руках. И каждый из вас может сказать «А Я – ПРОТИВ »

Всегда помните о том, что наркотики лишают надежды , радости, свободы, а главное – они лишают человека жизни!

А сейчас мы с вами подсчитаем сколько жетонов у вас и определим победителя нашей игры. Награждение победителя.

Рефлексия :

1. Какие психоактивные вещества вы знали?

2. Какие последствия употребления (наркотиков ) вы знаете?

3. Что вы знали о ВИЧ и СПИДе?

Анна Гладкова
Дискуссия с элементами игры по теме «Наркомания» для подростков 14–14 лет

Государственное казенное учреждение

социального обслуживания Краснодарского края

«Отрадненский социально-реабилитационный центр для

несовершеннолетних»

Тема : «Наркомания »

Форма проведения : дискуссия с элементами игры .

Воспитатель :

Гладкова А. С.

Третья реабилитационная группа

Целевая аудитории : несовершеннолетние 14-18 лет.

Форма и методы работы : беседа, дискуссия , упражнение, обсуждение, ролевая игра.

Цель наркотиках участников

Задачи :

предоставление сведений о наркомании

наркотическое или токсическое вещество;

наркотические вещества .

Ожидаемый результат : сформировать навыки самозащиты и предупреждения возникновения проблем с наркоманией , осознание детьми пагубного влияния наркомании на организм человека.

Оборудование

План :

1. Начало занятия : приветствие, упражнение «Снежный ком» .

2. Вводная часть : беседа-обсуждение.

3. Основная часть : упражнение «Мои ожидания» , дискуссия «Что такое наркомания » , упражнение на релаксацию «Полянка» , обсуждение, ролевая игра «Способы отказа от наркотика » .

4. Заключительная часть : рефлексия, подведение итогов.

«Наркомания »

Цель : выяснить степень информированности о наркотиках участников ; расширить и углубить информацию.

Задачи :

сформировать навыки, которые помогут сделать положительный выбор;

в жизненных ситуациях, принимать решения с четким осознанием собственного поведения и с ответственным отношением к социальным и культурным требованиям общества;

сформировать навыки самозащиты и предупреждения возникновения проблем.

предоставление сведений о наркомании как о социально значимом заболевании;

развитие навыков сопротивления предложениям попробовать наркотическое или токсическое вещество;

выработка настороженного отношения к людям, употребляющим или предлагающим наркотические вещества .

Материалы : рисунки, ткань разных цветов, фломастеры, бумага, самоклеящиеся листочки, скотч, ножницы, магнитофон, музыка.

Ход занятия.

1. Начало занятия.

Приветствие.

Упражнение «Снежный ком» .

Сегодня мы с вами поговорим о наркомании . Почему этой теме уделяется такое внимание? Потому что наркомания представляет большую опасность, как для человека, так и для общества и цивилизации в целом.

2. Вводная часть.

Начнем наше занятие по теме , которую мы сейчас определим все вместе. Вывешиваю картинки. Кто изображен? Какая тема выносится на обсуждение? Правильно, речь пойдет о наркомании .

"Всё, чем может помочь один человек другому, - это раскрыть перед ним правдиво и с любовью существование альтернативы".

Эрих Фромм

"Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать на помощь. Тот стал помогать тем, кто ещё держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали на помощь : Но он, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги : "Разве тебе безразлична судьба детей?" - спросили спасатели. Третий путник им ответил : "Я вижу, что вы вдвоём пока справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить".

Обсуждение : о чём эта притча? Эта притча иллюстрирует возможные подходы к решению проблемы наркомании . Большая роль отведена профилактическим мероприятиям "добежать до поворота и предотвратить".

Опасность начать принимать наркотики существует в любом возрасте. Но исследования говорят о том, что многие наркоманы начали приобщаться к наркотическим средствам уже с 8-10 лет. С каждым годом их число возрастает, но особенно в возрасте 13-15 лет. Оказаться в наркотической зависимости могут как дети из неблагополучных семей, так и дети, которых в обществе называют «золотой молодёжью» .

3. Основная часть.

Цель нашего занятия : профилактика употребления психоактивных веществ - наркотиков .

Упражнение "Мои ожидания".

Цель : выяснить ожидания участников от занятия.

Материалы : самоклеящиеся цветные бумажки и фломастеры.

Прошу участников написать свои ожидания на цветных листочках. Важно предупредить участников, что на одном листочке можно писать только одно ожидание или один вопрос. Затем листочки приклеиваются на большой лист, вывешиваются на доске и зачитываются.

Вам многое уже известно о наркотиках , давайте поговорим о наркомании , о состоянии, поведении наркомана с помощью тематических рисунков.

Дискуссия "Что такое наркомания ".

Цель : выяснить уровень информированности участников по проблеме наркомании . Раздаю рисунки участникам. Рисунки : подарок, сосуды, губка, рыба на блюде, игра в мяч, кормление кашей, упряжка лошадей, погода, шар на наклонной плоскости, забор, роза, цветок, сорняк, вхождение в холодную воду, оса в комнате, сообщающиеся сосуды. В течение 3 минут составить ассоциативный рассказ, начиная со слов : "Человек, который употребляет наркотики :", "Наркомания - это :"

Возможные варианты ответов (из ответов школьников 8-х классов) : подарок "человеку специально дают в качестве подарка дозу наркотика , бесплатно, тем самым "подсаживая" его на наркотик . Затем в результате развившейся зависимости человек будет готов за любые деньги купить дозу у торговцев";

сосуды : "человек, который употребляет наркотики , сначала начинал с малой дозы, затем ему требуется все больше и больше. Часто наступает передозировка и наркоман умирает ";

губка : "человек, употребляющий наркотики впитывает в себя всё, что вызывает состояние одурманивания";

рыба на блюде : " человек, употребляющий наркотики , как рыба на блюде с открытым ртом, жаждущей воздуха, воды, а наркоман - спасительной для него дозы наркотика , погружения себя в привычную для него среду обитания - наслаждения, кайфа, отрешенности";

игра в мяч : " человек, употребляющий наркотики , словно в игре в мяч : получил мяч (укололся, поймал кайф и больше его ничего не волнует - ни правила игры , ни человеческие взаимоотношения, ни летний пасмурный день :";

кормление кашей : "человек, употребляющий наркотики лишается самостоятельности, как малыш неспособный принимать взвешенные решения";

упряжка лошадей : "человек, употребляющий наркотики вынужден тащить за собой "тяжелый воз зависимости от психоактивных веществ". Наркотики управляют им . Освободиться от упряжи очень сложно, необходима помощь со стороны : врачей, семьи, окружающих людей и своей силы воли";

погода : "настроение наркомана такое же переменчивое как погода?";

шар на наклонной плоскости : "человек, употребляющий наркотики очень быстро катиться вниз. Удержаться очень сложно";

забор : ":преодолевает любые трудности, препятствия лишь бы достать дозу, даже переступает черту закона";

роза : "агрессивность, вспыльчивость, причинение боли окружающим";

цветок : " червь - это наркотики , уничтожающие внутренние органы";

сорняк : "бесполезность, ненужность существования";

вхождение в холодную воду : "хоть и знает, что опасно, но всё равно ступает. "Река" наркотиков быстро уносит его . Выбираться против течения, из зависимости очень сложно";

оса в комнате : "как оса, стремящаяся вылететь на свободу, так и наркоман в поисках дозы ";

сообщающиеся сосуды : "приносит страдание всем. Возникают проблемы и в семье, и на работе, и межличностных отношениях".

Медицинский аспект наркомании . (5 мин)

Каждый человек свободен. И сам может выбирать, что ему делать со своим здоровьем. Но всякий выбор должен основываться на знании, между, чем и чем ты выбираешь. Как же наркотик действует на организм человека. Знаете ли вы, что в организме человека есть вещества чем-то похожие на наркотик . Когда вы веселитесь, едите что-то вкусное, ваш мозг вырабатывает особые гормоны, которые по-научному называются эндорфины. Если человек начинает принимать наркотик , его организм перестаёт вырабатывать естественные вещества. И человек становится больше не в состоянии радоваться жизни без наркотика . Чтобы элементарно быть в хорошем настроении, а потом, чтобы существовать, ему становится необходим наркотик

Чтобы вам легче было это понять, можно привести пример из биологии. Вы наверняка знаете, что кукушка сама не высиживает птенцов. Она подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда. Например, в гнездо камышевки. Камышевка не замечает подмены. И принимает яйцо кукушки за своё. В итоге кукушонок выбрасывает яйца камышевки и занимает всё гнездо. Теперь приемные родители все усилия направляют на то, чтобы прокормить птенца. А он ненасытно требует ещё и ещё. Но из кукушонка вырастет кукушка, а у камышевки своего потомства не будет. Вот и наркотик , словно, кукушонок, приводит к гибели естественного для человека вещества. При этом он не собирается выполнять те функции, которые необходимы для нормальной работы.

(Может быть использован видеоролик по медицинскому аспекту наркомании .)

Упражнение на релаксацию " Полянка".

Материалы : ткань, скотч, ножницы, запись музыки, магнитофон.

Звучит музыка "Звуки природы". Устройтесь поудобнее, закройте глаза, вслушайтесь в звуки музыки : Представьте себе летний солнечный день. Теплый ветерок колышет листья деревьев. Вы босиком ступаете на мягкую зеленую траву : Перед вами поляна вся усеянная разноцветными цветами. Внимательно рассмотрите, какие они :

Откройте глаза. Давайте из кусочков ткани создадим свой цветок. Работаем в парах. Найти своему цветку место на полянке (ткань зеленого цвета) . Представить всем свою работу : как называется цветок, его особенности, увлечения.

Обсуждение.

Оказывается, цветы умеют говорить. Рассказываю начало сказки "Цветок по имени Незнакомка". Названия цветов беру из представленных участниками упражнения "Полянка".

Каждый цветок на этой поляне рассказывает другому лесные новости. Им весело и интересно жить на этой поляне. Однажды утром на поляне появился новый цветок на тоненьком стебельке, с маленькими листиками и очень маленьким нераскрывшимся зеленым бутоном.

Ты похож на обыкновенную траву, - сказали большие цветы Лотоса. - Ведь ты такой же зеленый.

Нет, ответил новый цветок, я цветок Незнакомка.

Да какой же ты цветок, если твой бутон не раскрылся! - сказали Лилии.

Таких цветов не бывает, - зазвенели Колокольчики.

И все цветы на поляне сказали : "Нет такого цветка, ты не наш, мы не будем с тобой дружить!"

Маленькая тоненькая зеленая Незнакомка посмотрела на себя. "Да. Я не такая как они, никто не хочет со мною разговаривать :" От этой мысли она почувствовала себя такой одинокой и всеми покинутой! Она стала увядать : и без того тоненький стебелек стал еще тоньше и хотела. Но тут она услышала голос Розы : "Не грусти! На, уколись : Чего слабо? Что боишься?" " Да, боюсь. Да, испугалась!"- ответила Незабудка :

Цель : отработка умений правильно вести себя в ситуации спора, давления со стороны сверстников.

Обсуждение : какие проблемы были у Незнакомки? (низкая самооценка, чувство неполноценности, ощущение себя "белой вороной".

Вывод : наличие разумного чувства опасности естественно. Боязнь наркотиков и их употребления - признак не трусости, а разумного, ответственного отношения к себе, к своему здоровью. Есть проблема ответственности перед собой за свою жизнь и проблема инфантилизма. Выбор делает только сам человек - двигаться в сторону здоровья или смерти.

Отработка примерных вариантов отказа :

Спокойное-уверенное "Нет!" и взгляд прямо в глаза тому, кто предлагает наркотик .

Обсуждение.

Ролевая игра «Когда может быть предложен наркотик . Способы отказа» .

Каждый человек сам делает выбор : принимать ему наркотики или нет . Но выбор он, к сожалению, делает только один раз – самый первый раз. Все остальные решения за человека принимает наркотик .

Давайте рассмотрим ситуации, в которых может быть предложен наркотик .

1)На дискотеке . Причем предлагаться он будет очень умело. Дилер будет вами манипулировать (то есть управлять как марионеткой) . И будет делать это профессионально. Для чего это делается? Чтобы ты пришёл ещё раз и получил дозу, но теперь надо будет уже заплатить. Какие фразы им при этом используются?

Так тебе будет веселее!

Это безопасно и поможет тебе расслабиться!

Это не наркотик . За кого ты меня принимаешь. Эти таблетки просто настроение поднимают.

Что это опасно вам мама с папой наговорили. Они просто тебя контролируют. Слушай больше своих предков, они тебе сказки рассказывают.

Я тоже это принял. И теперь могу зажигать до утра.

Все это принимают. Ты просто отстал. Ты станешь круче.

2) Предложение друга. Вероятно, что друг хочет попробовать таблетку, но одному страшно. А второй вариант : если друг уже является наркоманом . А при наркомании не может быть дружбы. У наркомана один хозяин – наркотик . И ради наркотика он готов предать близкого человека.

3) Предложение взрослых. В этом случае тоже идёт манипуляция. Наркотики представляются как атрибут взрослости и крутости, мужественности. Возможные фразы :

Знаешь, как это круто. Ты же уже не маленький! Ты же не маменькин сынок!

Ты взрослый, ты сам уже можешь решать, что тебе пора попробовать травку.

Тут надо помнить, что мужественность не в том, чтобы употребить, а в том чтобы отстоять своё мнение и свою позицию, хотя это гораздо труднее. Не всегда большинство, которое тебя окружает, оказывается правым. Важно иметь своё собственное мнение. От этого зависит, выживешь ли ты.

Давайте подумаем, как отказываться от наркотиков .

Способы отказа :

1. Просто сказать «нет» без объяснения;

2. Отказаться и объяснить причины : «Я занимаюсь спортом. Это помешает достичь успехов» , «Не хочу умереть в молодости» и т. д. ;

3. Предложить сделать что-то взамен предлагаемого;

4. Отказаться и уйти;

5. «Заезженная пластинка» (на все уговоры повторять «нет» , «не буду» );

6. Проигнорировать предложение;

7. Постараться объединиться с кем-то, придерживающимся твоего мнения;

8. Постараться избегать опасных ситуаций

Следует научиться сразу, выражать свою позицию уверенно, не пользоваться такими оборотами, как «я подумаю» , «может, попробую разочек» . Эти обороты очень похожи на обещания.

Сейчас я предлагаю Вам упражнение, в котором Вы должны продумать несколько вариантов отказа от принятия наркотика и предложения его попробовать.

Работа идет в парах. Один из учащихся предлагает попробовать наркотик , другой отказывается. Отказ должен быть тактичным, но твердым. Затем учащиеся в паре меняются ролями. Время, отведенное на работу в паре, 5 минут.

После завершения упражнения следует обсудить два вопроса :

– Легко ли подбирать достойные отказы?

– Как чувствовали себя участники в ролях уговаривающего и отказывающего?

По каким же причинам начинают принимать наркотики ?

Мозговой штурм «Почему начинают принимать наркотики (15 мин)

Предлагается свободно высказаться по поводу причин, побуждающих человека употреблять алкоголь или наркотики . Ведущий фиксирует по мере поступления ответы на листе ватмана, поощряя к активности всех участников. Примерные варианты ответов могут выглядеть так : "Человек употребляет наркотики и алкоголь потому , что эти вещества помогают ему :

Снимать барьеры в общении

Удовлетворять свое любопытство

Снимать напряжение и тревожность, борьба со стрессом

Стимулировать активность

Следовать принятой традиции

Приобретать новый опыт".

В конце подводится итог и делается обобщение, задается вопрос о том, каково им сейчас вспоминать эти причины, что было трудно, были ли сделаны какие-то открытия. В ходе обсуждения целесообразно обратить внимание на то, какие человеческие потребности якобы удовлетворяются с помощью алкоголя и наркотиков и есть ли другие способы достичь того же эффекта. К примеру, человек употребляет алкоголь, чтобы снять психическое напряжение. Этого же можно достичь при помощи физических упражнений, прогулок, занятия своим хобби, разговора с другом и т. п.

10 причин не принимать наркотик . (15 мин)

1. Наркотик заводит в ловушку зависимости. Существует мнение, что после первого раза применения наркотика зависимость не возникает. С одной стороны, это так. Так как физическая зависимость возникает с третьего –четвертого раза. Но есть ещё один вид зависимости – психологический. Он возникает с первого раза. И остаётся на всю жизнь. Её нельзя убрать, можно только приглушить. Будущий наркоман , попробовав наркотик впервые , испытывает сильное удовольствие. И снова стремится его повторить. Но во второй раз он уже не испытывает подобных ощущений. Он хочет повторить их снова и снова. И вот тут-то и возникают роковые третий и четвёртый раз. И соскочить с наркотика становится уже невозможным. Но всё же есть наркотическое средство , от которого зависимость появляется с первого раза. Название его - крэк. Приятные ощущения, при курении крэка, проходят очень быстро. Для повторения эффекта необходимо выкурить ещё одну дозу наркотика , чтобы снять ломку. Передозировка возникает очень легко и может привести к тяжелым последствиям. Крэковый наркоман часто подвержен мыслям о самоубийстве.

2. Портятся отношения с родными. Наркоману становится всё равно, кто перед ним. Он запросто может обворовать своих родителей, применить к ним физическую силу. Любовь к родным людям просто перестаёт существовать. В итоге он лишается самых близких для него людей. Он обрекает родителей на страдания. Ведь никому из родителей не хочется хоронить своих детей. А родители наркоманов часто обречены на это.

3. Портятся отношения с девушкой/парнем. У многих наркоманов были близкие отношения. Но они были до приёма наркотиков . Потом любовь пропадала, и оставалось только желание использовать своего парня/девушку, получить с него/ с неё средства на наркотики .

4. Плохая успеваемость. При приёме наркотиков в первую очередь страдает мозг. И учащийся уже физически не может учиться. У него просто не хватает сил и способностей к учёбе. (рисунок наркомана ) .

5. Конец карьеры. Все люди хотят быть успешными, хотят престижной работы. Но всё, чего человек достигает в один миг может быть потеряно. Все мечты рушатся. Виной этому наркотики .

6. Потеря самоуважения. Для наркомана нет никаких моральных ценностей. Он разрушает всё, потому что не может остановиться. Он будет красть у близких людей, девушка-наркоманка будет вступать в интимные связи с теми, у кого есть деньги на наркотик , и терпеть любые унижения и издевательства за дозу.

7. Проблемы с законом. Употребляя наркотики , человек начинает вести преступный образ жизни. Люди перестают контролировать себя под воздействием наркотика , и становятся способными на любое преступление. Наркотик стоит дорого и его никогда не бывает достаточно. Чтобы его купить, наркоманы готовы на всё . Поэтому каждый из них имел дело с правоохранительными органами. У каждого из них есть судимость, которая мешает стать успешным в жизни.

8. Нарушения психики. Употребляя наркотики , ты приобретёшь необратимые изменения психики : нарушенная речь и координация, эпилептические припадки, бред, галлюцинации. Как следствие возможно самоубийство.

9. Разрушение здоровья. У большинства наркоманов есть гепатит , ВИЧ, часто наркоманам ампутируют конечности, т. к. их поражает гангрена.

10. Смерть. Большинство наркоманов умирает через 3-5 лет после начала употребления наркотиков . Бывших наркоманов не бывает . Лишь одному из тысячи удаётся вернуться к более-менее полноценной жизни.

Для этого нужна огромная сила воли, соответствующее окружение, котрой будет готово бороться за этого человека, необходимо специальное лечение.

4. Заключительная часть.

Наркомания - это несколько секунд удовольствия и преждевременная смерть. Выбирайте жизнь. Для здравомыслящего человека предложения принять наркотик равноценно предложению прыгнуть с крыши.

Подведение итогов занятия.

Рефлексия : нужны ли профилактические занятия? Какие пожелания?

Э кспериментально уже давно было доказано, что развитие личностных ресурсов и навыков решения проблем не только помогает подросткам успешно реализовать себя в жизни, но способствует осмысленному поведенческому выбору, позволяет молодым людям не пристраститься к употреблению психоактивных веществ.

    развивать навыки распознавания приемов манипулирования и представлений о способах противостояния манипулятору.

    научить сопротивляться давлению группы, показать, что находиться в меньшинстве – тоже достойная позиция;

    научить принимать на себя ответственность за собственную жизнь;

    формировать устойчивое убеждение, что не употреблять наркотические вещества – хорошо;

    с помощью ролевой игры закрепить различные способы противостояния манипулятору.

Участники:

целевая группа – подростки 15–17 лет.

Ожидаемый результат:

Примечание. Разработка состоит из нескольких самостоятельных блоков, объединенных общей темой. В зависимости от особенностей целевой группы она может использоваться как полностью, так и частично.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий. Здравствуйте! Сегодня мы с вами поговорим об одном из видов неконструктивного общения – о манипулировании. Манипуляции стали такой обычной, повседневной частью нашей жизни, что мы порой даже перестаем их замечать. Каждый из нас попадал в ситуации, когда, принимая решение, мы руководствовались не собственными побуждениями и доводами, а мнением и желаниями окружающих. На нашем занятии мы, во-первых, попробуем разобраться, кто же влияет на нас при принятии решений; во-вторых, понять, что быть не таким, как все, – это достойно; и в-третьих, попытаемся на примерах различных ситуаций научиться сопротивляться давлению окружающих.
Итак, манипуляции – это распространенная форма общения, когда влияние осуществляется исподтишка, для достижения собственных целей, о которых не говорят открыто, а человек воспринимается только как носитель «нужных» манипулятору свойств и качеств. Например, при встрече с сердечным человеком манипулятору важно использовать его доброту для собственной корысти. Конечно, манипуляторами не рождаются, ими становятся, и обычно очень рано. Каждый из нас хоть однажды применил подобный прием общения для достижения желаемого. Каковы же причины подобного поведения?

    Недоверие: человек не доверяет себе и считает, что решение его проблем – в руках других, однако и другим он доверяет не полностью.

    Неопределенность: человеку трудно переносить ситуацию неопределенности, и он стремится преобразовать ее в выгодную для себя.

    Любовь: любовь рассматривается как возможность управлять другим человеком.

    Желание получить одобрение как можно большего числа окружающих. И другие.

1. «Принятие решения»

Инструкция. Сейчас предлагаю составить список факторов, влияющих на вас при принятии решений. Каждый вариант ответа необходимо обосновать. Проранжируйте ваши ответы по степени важности. Варианты ответов записываются на листах.

Предполагаемые варианты ответов: родители, друзья, церковь, ситуация, принадлежность к группе, жизненные ценности.

Примечание для ведущих. При работе необходимо корректировать ход беседы и акцентировать внимание на наиболее значимых факторах, актуальных для конкретной группы.

Ведущий. Мы определились с факторами, влияющими на принятие решения. Попробуем вместе рассмотреть следующую ситуацию.

2. «Незапланированная беременность»

Из группы выбираются четверо учащихся, остальные выступают в роли наблюдателей.
Четверо – это юноша, девушка, будущий ребенок, родитель.

Инструкция. Вы – студент, ваша девушка – ученица 11-го класса; в ближайшее время вы не планировали создавать семью, но выясняется, что девушка беременна. Ваши действия?

Расскажите, какие чувства вы испытываете.

Девушка…

Будущий ребенок

Родитель…

Наблюдатели…

    Как вы думаете: кто несет больше ответственности за ребенка – мать или отец?

    Какие выводы вы сделали?

Вывод. Несмотря на то что вынашивает и рожает ребенка женщина, ответственность за него несут оба родителя. Оба партнера должны быть достаточно взрослыми, чтобы создать семью и вырастить ребенка. Все дети имеют право быть желанными, а также право на счастливую жизнь.

Примечание для ведущих. При анализе данной ситуации участники должны четко формулировать свои доводы. Добиться этого возможно с помощью уточняющих вопросов, которые задает ведущий.

Ведущий. Скажите: трудно ли вам было принять решение? Влияло ли на принятие решения мнение окружающих? Возникало ли у вас желание оказать сопротивление давлению?

3. «Сопротивление давлению»

Инструкция. Сейчас предлагается несколько ситуаций, и ваша задача – сказать «нет». Один ученик будет играть роль человека, на которого оказывается давление, и он должен найти выход из создавшегося положения, говоря «нет»; остальные играют роль ровесников, которые оказывают давление (ребята проигрывают ситуации).

Твой приятель предлагает тебе:

украсть несколько конфет;
прогулять занятия;
убежать из дому;
выпить пива;
покурить;
списать контрольную работу;
сделать кому-нибудь пакость.

Незнакомый взрослый уговаривает тебя:

прогуляться вместе с ним;
выгородить его, сказав кому-то неправду;
купить таблетки или другие лекарства;
не слушаться родителей;
рассказать о себе.

Группа друзей хочет, чтобы:

ты тихо ушел ночью из дому и встретился с ними;
ты украл для них образец контрольной работы;
покурил с ними;
ты попросил своего старшего брата купить им пиво;
ты с ними выпил.

Примечание для ведущих. При проведении этой части занятия возможно исключение или дополнение предложенных вариантов ситуации. При достаточно доверительных отношениях внутри группы можно проанализировать реальные ситуации, произошедшие с подростками.

Ведущий. Спасибо всем за активное участие. Давайте подведем итог: существует множество способов выйти из ситуации принуждения, не теряя достоинства и своего лица.

Каким же образом можно противостоять давлению?
Привести веские контраргументы.
Быть уверенным в себе.
Неоднократно повторять свою позицию, не вступая в пререкания.
Проявлять хладнокровие.
Спокойно объяснить причины отказа.
Не бояться брать тайм-аут.
Использовать прием бесконечных уточнений. И т.д.

Ведущий. Наверное, любой из нас хотя бы однажды слышал фразу: «Все уже курили (пробовали спиртное, уходили с уроков и т.д.), а ты что?». И зачастую мы боимся при принятии решения поступить не так, как все, или оказаться в меньшинстве. Но так ли это плохо?

4. «Снежинка»

Участники получают по листу бумаги.

Инструкция. Оценки за это упражнение не ставятся. Делая упражнение, никто не должен смотреть на других. Все спокойно выполняют мои инструкции. Никому не разрешается спрашивать, как делать упражнение.

Упражнение.

а) Взять листок бумаги.
б) Сложить его вдвое.
в) Оторвать верхний правый угол.
г) Снова сложить бумагу вдвое.
д) Оторвать верхний правый угол.
е) Снова сложить бумагу вдвое.
ж) Оторвать верхний правый угол.
з) Снова сложить бумагу вдвое.
и) Если можно, оторвать верхний правый угол.

(Если участники утверждают, что рвать бумагу стало слишком трудно, скажите, что это совершенно не обязательно делать.)

к) Развернуть листки бумаги.

Ведущий. Теперь посмотрите вокруг, обратите внимание на то, как по-разному выглядят листки бумаги.

Можно ли сказать, что у кого-то бумага надорвана неправильно? Почему?
Почему листы надорваны так по-разному?
Если какие-то участники надорвали бумагу не так, как вы, значит ли это, что они плохие люди? Почему?
Бывает ли так, что мы считаем человека хорошим или плохим в зависимости от того, делает ли он что-то точно так же, как и мы? Приведите примеры.
Каким бы стал мир, если бы все видели всё совершенно одинаково? Почему мир интереснее, когда существует много различных точек зрения?

Вывод. Хотя и существуют разные точки зрения, ни одна из них не может быть единственно верной. Многие вопросы не имеют однозначного, единственного ответа. А многие задачи гораздо проще решать, если действовать сообща.

Примечание для ведущих. При проведении данного упражнения необходимо соблюдать инструкцию. Если кто-либо задаст какой-то вопрос, ответьте: «Делайте так, как считаете нужным».

5. «Лабиринт»

Перед вами таблицы, в которых зашифрованы различные фразы. Ваша задача – их прочесть.

Примечание:

– буквы, выделенные курсивом, не участвуют в построении фразы;
– фразы начинаются с букв в сером квадратике.

№ 1. Жизнь прекрасна, живи и действуй с умом!
№ 2. Береги здоровье смолоду (–) ты живешь только один раз.
№ 3. Пьянство (–) добровольное сумасшествие.
№ 4. Спасибо всем.

Примечание для ведущих. При проведении упражнения необходимо фиксировать моменты манипуляции (давление лидера группы), а также оценить способность группы выполнять совместную деятельность. По окончании следует подвести итог.

6. «Ликование»

Инструкция. В древние времена у славян был обычай – выражать доверие ликованием. Воины обнимали друг друга так, чтобы одна рука была на плече, другая на поясе, и несколько раз хлопали друг друга по спине. Колени соприкасались. И воины прижимались щекой к щеке. Тем самым они демонстрировали отсутствие оружия на поясе, брони на груди и спине, шлема на голове. У вас есть 3 минуты «обликовать» каждого, присутствующего в комнате.

Примечание для ведущих. Упражнение направлено на снятие напряжения.

Ведущий. Сегодня наше занятие мы посвятили важной теме. Надеюсь, что теперь каждый из вас сможет увидеть, когда вами пытаются манипулировать, а навыки, полученные во время совместной работы, помогут принять верное решение в любой ситуации.

Пережогин Л. О., Крюковский С. В.
Отдел социальной психиатрии детей и подростков ГНЦ ССП им. В. П. Сербского

Пояснительная записка.

Употребление психоактивных веществ (ПАВ) (веществ, вызывающих зависимость), включая наркотические вещества, является на сегодняшний день одной из наиболее остро стоящих перед обществом проблем. По современным статистическим данным, большинство наркоманов начинают употреблять наркотики в подростковом возрасте, и более половины лиц, регулярно употребляющих ПАВ - подростки.

Вопросы лечения наркотической зависимости сегодня разработаны только в общих чертах. Лечение наркоманий - долгий, многоступенчатый процесс с большим риском неудачи. Поэтому ведущее место в снижении числа наркоманов занимает профилактика наркотической зависимости, и в первую очередь - среди молодежи.

Главная отличительная черта профилактики наркотической зависимости - разъяснение подросткам не столько медицинских последствий употребления ПАВ, о которых подростки в общих чертах осведомлены, сколько последствий социальных. Для подростков особенно актуально мнение не медицинских экспертов, но их возрастного окружения, являющегося референтной группой в этот период. Наиболее эффективным методом профилактической работы являются в указанном контексте тренинговые занятия.

Тренинговые занятия с подростками имеют ряд особенностей - они должны проводиться квалифицированными тренерами, владеющими информацией по проблеме наркоманий и собственно тренинговыми приемами. Упражнения, игры должны носить дискуссионный подтекст, не навязывать подросткам однозначных выводов и решений, позволять в ходе групповой работы свободно выражать свои мнения.

Предлагаемый нами план тренинга создан с учетом основных методических требований к работе с подростковой аудиторией. Тренинг рассчитан на 8 часов работы, большую группу - 20 человек. В ходе некоторых упражнений ведущему приходится выполнять роль игрока, что дает ему преимущество общения "на равных" с подростковой аудиторией.

Цель тренинга: обозначить проблемы, связанные с наркоманией и предупреждение первого употребления наркотиков и других психоактивных веществ.

Задачи тренинга: (1) повышение уровня информированности детей о проблеме наркомании; (2) изменение отношения детей к наркомании; (3) умение сказать "Нет наркотикам"; (4) формирование мотивации к сохранению здоровья.

Организационные аспекты: группа подростков в возрасте 10-14 лет; желательно, чтобы возраст подростков был одинаков, если же приходится работать с разновозрастной группой, необходимо следить, чтобы при делении группы на команды учитывался возрастной состав; состав группы - 20 подростков; тренер принимает участие в ряде игр, являясь в этот момент 21-м игроком; необходимо предусмотреть наличие технического персонала, который осуществлял бы помощь тренеру; тренинг направлен на работу с группой социально неблагополучных детей, не являющихся наркоманами; в случае, если тренинг проводится в рамках закрытого учреждения (ЦВИНПа, спецшколы и т.д.) необходимо позаботиться о соблюдении порядка; время работы группы рассчитано с 9-00 до 17-00 с часовым перерывом на обед.

Тренинг апробирован на группе социально-неблагополучных подростков в Центре временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей ГУВД г. Москвы.

Материально-техническое обеспечение игр указано в описании каждой игры. Для проведения тренинга необходимо предусмотреть просторное помещение (не менее 50 кв. метров), мебель (столы, стулья), канцелярские принадлежности, видеомагнитофон.

План-конспект.

Введение. (30 мин).

Следует игра-разминка, например: участники становятся в круг, перебрасывая мяч друг другу, они называют собственное имя и говорят комплимент участнику, которому бросают мяч. Игра должна проходить в быстром темпе, все участники должны быстро представиться. Затем их имена будут вписаны на таблички.

Следуют несколько подвижных упражнений, по которым тренер оценивает готовность группы к работе, ее активность. Группа располагается вдоль стены, дается команда: "Вы - стрелка измерительного прибора. Эта стена - нулевая отметка, противоположная стена - максимальная. Сделайте столько шагов к противоположной стене, насколько вы оцениваете свою работоспособность (хорошее настроение, усталость, готовность сотрудничать, сонливость и т.д.)". Участники располагаются по комнате, тренер отмечает наиболее активных и наиболее пассивных игроков, игроков не уверенных в своих силах. Упражнение повторяется несколько раз, измеряются различные параметры. В идеале помощники регистрируют показатели каждого игрока, чтобы сравнить их с таковыми в ходе и в конце тренингового занятия.

Ведущий представляет тему тренинга, обозначает проблему, кратко рассказывает, что будет происходить в ходе тренингового занятия.

Знакомство в группе. (30 мин)

Все участники, включая ведущего, располагаются по кругу. Ведущий рассказывает о себе, своей профессиональной деятельности и личных ожиданиях от тренинга, просит участников представится так, как они хотели бы называть себя во время тренинга (для простоты запоминания легче сделать бейджики для всех участников в которые вписываются их имена). Так же участники рассказывают о своём отношении к поставленной проблеме и опыте приёма наркотических или иных психотропных веществ.

Принятие правил работы. (10 мин)

Ведущий кратко объявляет правила работы и объясняет их значение. Правила таковы: (1) говорящего может прервать только ведущий, никто из участников не перебивает говорящего товарища; (2) желающий высказаться поднимает руку и отвечает, когда ему позволяет ведущий; (3) критикуя - предлагай; (4) не давать оценок другим участникам; (5) вся личная информация, сообщённая на тренинге является закрытой. По желанию и с учетом специфики группы, можно предложить дополнительные правила.

Оценка уровня информированности. (40 мин)

Ведущий просит группу ответить на вопросы: (1) существует ли проблема наркомании в нашем обществе? (2) сталкивались ли с этой проблемой вы или ваши близкие? (3) что вы чувствовали, когда сталкивались с этой проблемой? (4) насколько опасна проблема наркомании среди молодёжи? (5) как проблема наркомании может повлиять на будущее Земли? (6) знаете ли вы тех людей, которые погибли от наркотиков?

В случае, если группа не спешит включаться в дискуссию, тренер должен опираться на полученные данные измерений, предлагать высказаться самым активным участникам. Каков бы ни оказался уровень информированности группы (а бывает он крайне низким; нам пришлось столкнуться с полным незнанием каких-либо фактов об опасности применения ПАВ в ряде подростковых групп) следует избегать изложения материала в лекционной форме. Особенность тренинговой работы - участие всех каналов получения информации, вырабатывание положительного личного опыта.

1. Игра "Спорные утверждения" (2 часа)

Цель: эта игра, кроме информирования, даёт возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему наркомании.

Для проведения игры необходимо четыре листа бумаги с написанными на них утверждениями:

"Совершенно согласен"

"Согласен, но с оговорками"

"Совершенно не согласен"

"Не имею точного мнения"

Эти листы прикрепляются по четырём сторонам комнаты.

Ведущий зачитывает спорные утверждения, после чего участники должны разойтись и встать около тех листов, на которых отражена их точка зрения на данный вопрос. После принятия решения каждый из участников должен его обосновать: "почему я считаю именно так". Выслушав мнения каждого из участников ведущий в виде краткой лекции излагает своё мнение. Выслушав все точки зрения, участники могут выбрать листы с утверждениями, наиболее подходящими для них теперь.

Примеры спорных утверждений:

    Наркомания - это преступление.

    Лёгкие наркотики безвредны.

    Наркотики повышают творческий потенциал.

    Наркомания это болезнь.

    У многих молодых людей возникают проблемы из-за наркотиков.

    Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент.

    Наркомания излечима.

    Многие подростки начинают употребление наркотиков "за компанию".

    Люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них.

    Наркоман может умереть от СПИДа.

    Зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления.

    По внешнему виду человека можно определить, употребляет он наркотики или нет.

    Наркоман может умереть от передозировки.

    Продажа наркотиков не преследуется законом.

    Наркомания не излечима.

    Программы обмена шприцами стимулируют распространение наркомании.

    Лечение и реабилитация наркоманов должны быть абсолютно бесплатным, если государство хочет решить эту проблему.

    Наркоманы - это не люди.

    Чтобы решить проблему употребления опиатов, нужно разрешить лёгкие.

2. Оценка усталости (15 мин)

Все участники выстраиваются вдоль стены и должны сделать столько шагов до следующей стены, на сколько они устали. Следующая стена - максимум усталости.

3. Показ фильма о наркоманах. (30 мин)

В фильме должны быть показаны наркоманы во время "ломки", короткие интервью с рассказом о проблемах, возникающих в связи с приёмом наркотиков. В конце фильма короткая статистика о смертности среди наркоманов.

4. Игра "Ассоциации". (30 мин)

Цель: определить уровень знаний участников группы. Создать основу для более глубокого содержания работы и дискуссий.

Для игры необходимы ручки и листы бумаги.

Даётся задание: "назовите 2 - 3 слова, которые приходят вам на ум, когда вы слышите - "наркотики", "наркомания", "зависимость".

После чего участники по кругу говорят записанные ассоциации, а ведущий записывает их так, чтобы варианты не повторялись. В результате обсуждения ведущий суммирует предложенные ассоциации.

5. Игра "Словесный портрет" (30 мин)

Группа при помощи жеребьёвки делится на четыре микрогруппы по пять человек. Группе даётся задание описать наркомана.

6. Ролевая игра "Семья". (45 мин)

Цель: принять личное участие в решении проблемы, найти возможные стратегии выхода.

Каждая микрогруппа должна придумать историю семьи, где кто-то страдает зависимостью от психоактивных веществ. Вся группа участвует в написании истории, распределении ролей. Задача каждого участника - найти способы решения проблемы и подумать, как лично он может повлиять на ситуацию.

Группа разыгрывает ситуацию, после чего необходимо обсуждение наиболее приемлемых способов решения проблемы.

Вариант распределения ролей в микрогруппе из пяти человек: наркоман, его мать и отец, его друг и тень наркомана (его внутренний голос).

7. Игра "Марионетки". (30 мин)

Цель: определить, что может чувствовать человек, когда им кто-то управляет, когда он не свободен.

Участники должны разбиться по три человека. Каждой тройке даётся задание: два участника должны играть роль кукловода - полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, один из участников играет роль куклы. Каждый участник должен побывать в роли куклы. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5 - 3 метра. Цель "кукловодов" - перевести "куклу" с одного стула на другой. При этом человек, который играет "куклу", не должен сопротивляться тому, что с ним делают "кукловоды". Очень важно, чтобы на месте "куклы" побывал каждый участник.

После завершения игры происходит обсуждение, игравшим предлагается ответить на вопросы:

    Что вы чувствовали, когда были в роли "куклы"?

    Понравилось ли вам это чувство, комфортно ли вам было?

    Хотелось ли что-либо сделать самому?

8. Игра "Отказ". (30 мин)

Цель: дать возможность участникам овладеть навыками уверенного поведения, аргументационного отказа в ситуации выбора.

Работа так же проводится в микрогруппах, каждой из которых предлагается одна из ситуаций:

    Одноклассник (сосед, лидер двора) просит разрешения приготовить наркотик у тебя дома.

    Одноклассник (сосед, лидер двора) просит оставить какие-то вещи у тебя дома.

    Одноклассник (сосед, лидер двора) предлагает попробовать наркотик "за компанию".

    Одноклассник (сосед, лидер двора) просит отвезти какую-то вещь незнакомому тебе человеку.

    Одноклассник (сосед, лидер двора) просит достать для него наркотик.

Задание подгруппам: в течение семи минут придумать как можно больше аргументов для отказа в этой ситуации. После этого каждая подгруппа "проигрывает" свою ситуацию перед остальными участниками. Один играет роль - "уговаривающего, другой - "отказывающегося". Ведущий предлагает использовать в каждой ситуации три стиля отказа: уверенный, агрессивный, неуверенный.

Последние материалы раздела:

Главные и второстепенные члены предложения — тотальный разбор
Главные и второстепенные члены предложения — тотальный разбор

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Сегодня мы погорим о том, что такое члены и какие они бывают. Эту тему каждый школьник проходит еще в...

медведев баранкин, будь человеком!
медведев баранкин, будь человеком!

Валерий МЕДВЕДЕВ БАРАНКИН, БУДЬ ЧЕЛОВЕКОМ! ЧАСТЬ ПЕРВАЯ БАРАНКИН, К ДОСКЕ! СОБЫТИЕ ПЕРВОЕ Две двойки! Если бы я и Костя Малинин не умудрились...

Интервью с дмитрием мыльниковым
Интервью с дмитрием мыльниковым

19 июля вернулась наша группа, которая ездила в Геленджик к дольменам. Во время этой поездки, произошли события, которые в настоящее время...