Современные формы диагностики и контроля знаний по русскому языку и литературе.

Лада Павловская
Справка по тематическому контролю «Приобщение дошкольников к чтению»

Справка по результатам тематического контроля на тему :

приобщению детей к чтению »

Цель контроля : Определить эффективность работы ДОУ по ознакомлению

дошкольников с художественной литературой.

Согласно годовому плану работы детского сада МБОУ «Катунинская СОШ» филиала «Детский сад д. Лахта» на 2015/2016 учебный год с 2.11.2015 – 11.11.2015 гг. был проведен тематический контроль «Эффективность используемых педагогами методов и приемов работы с детьми с целью решения проблемы по приобщению детей к чтению »

Тематический контроль включил в себя следующие вопросы :

1. Оценка профессионального мастерства педагогов.

2. Выявление уровня знаний детей.

3. Анализ предметно-развивающей среды, условий для организации детской деятельности, направленной на приобщение ребёнка к книге .

4. Анализ планирования работы по ознакомлению детей с художественной литературой.

5. Оценка форм взаимодействия с родителями по данной теме.

По первому вопросу в ходе тематического контроля была просмотрена НОД во всех возрастных группах. Посещение занятий позволило сделать вывод о качественной подготовке воспитателей. Каждый педагог приготовил сюрпризный момент для привлечения внимания детей : в группах «Семицветик» и «Одуванчик» пришли в гости к детям любимые игрушки, в

группах «Ромашка» и «Незабудка» дети получили письма, в группе

«Колокольчик» для привлечения внимания в начале занятия использовались загадки. В группе «Василек» во время всего занятия использовались ИКТ, что, конечно, помогало организовать детей и удержать их внимание. Хочется отметить положительные моменты в занятиях. Удивили дети группы «Семицветик» . Отличное знание детей фруктов и овощей, знание цветов говорит о большой проделанной работе воспитателей. В группе «Одуванчик» занятие проходило в форме дидактических игр. Дети хорошо знают стихи А. Барто «Игрушки» . Украсила занятие физкультминутка под музыку. Четко была выдержана структура занятия по пересказу рассказов в группах «Ромашка» и «Колокольчик» . Очень понравилось, что Соболева И. А. задавала детям вопросы, заставляющие детей думать, отстаивать свою точку зрения. В группах «Незабудка» и «Василек» занятия были построено таким образом, что дети практически не сидели на стульях, что позволило педагогам решить все поставленные задачи, не отвлекаясь на дисциплину. Во всех группах были проведены физкультминутки, что также помогает отдохнуть детям и настроиться на следующую часть занятия. В конце занятия педагоги обобщили знания детей, проведя анализ.

Свои знания по разделу программы «Чтение художественной литературы» педагоги показали в деловой игре «С книгами знаться- ума набираться» .

Педагоги определяли жанр литературного творчества, подбирали программные задачи и произведения к возрастным группам. Определяли автора и название произведения по предложенному отрывку. Разгадывали зашифрованные названия произведений. Отгадывали портреты детских писателей и поэтов. Вспомнили пословицы и поговорки о книгах. Игра показала, что педагоги владеют знаниями по разделу программы ЧХЛ и применяют их на практике.

По второму вопросу в рамках тематического контроля было проведено анкетирование детей групп «Ромашка» и «Василек» в количестве 40 человек на тему «Мои любимые книжки» . Детям были заданы следующие вопросы :

1. Любишь ли ты смотреть книжки?

2. Любишь ли ты, когда тебе читают книжки?

3. Есть ли у тебя книги дома?

4. Кто тебе чаще читает книги?

5. Когда обычно читают книги?

6. Есть ли у тебя любимая книжка?

7. Запоминаешь ли ты сказки и рассказы, которые тебе читают?

8. Можешь ли ты рассказать какой- нибудь рассказ или сказку?

9. А можешь ли ты рассказать стихотворение?

Анкетирование показало следующие результаты :

95% детей ответило, что любят смотреть книжки, 5% детей- нет. Также 95% детей ответило, что любят, когда им читают книги, 5% детей- нет. На вопрос

«Есть ли у тебя книги дома?» - 95% детей ответило, что есть, 5%- нет книг.

На вопрос «Кто тебе чаще читает книги?» - 60% детей ответило, что читает мама, 17%- папа, 14%- бабушки, сестры, братья, 7%-никто не читает и 2%- «я- сам» (Батманов Т.) На вопрос «Когда обычно читают книги?» -43% детей ответило, что читают на ночь, 20% детей- вечером, 25% детей- в выходные, 7%- не читают. Любимые книги наших детей : на первом месте рассказы Н. Носова («Живая шляпа» , «Три охотника» , «Незнайка» , на втором- К. И. Чуковский («Айболит» , «Федорино горе» , «Телефон» , на третьем- сказка «Красная Шапочка» , а также «Бременские музыканты» , «Как вести себя в самолете» , «Лягушка- путешественница» , «Почемучка» , «Приключения Буратино» , «Правила поведения» , «Про драконов» , «Про Бабку- Ежку» , «Про самолеты» , «Колобок» , «Три поросенка» , «Васька- микроб» , «Маша и медведь» , «Про воинов» , «Про львенка» и др. На вопрос «Запоминаешь ли ты сказки и рассказы, которые тебе читают?» , 55% детей ответило, что не запоминают рассказы и сказки, которые им читают, 45%- запоминают.

90% детей не смогли вспомнить и пересказать сказку или рассказ, но 10% детей рассказали (Новицкая В. - «Красная Шапочка» , Белякова У. - «Телефон» , Ванюков А. - «Красная Шапочка» , Булыгин В. - «Репка» , стихотворения вспомнили 20% детей, но в основном стихи с осеннего утренника, 80% детей не смогли вспомнить и рассказать стихотворение. И на вопрос «Что ты больше любишь : читать книгу или смотреть м/ф?» , 58% детей любят больше смотреть мультфильмы, 19% детей- любят и то и другое, как сказал Артем В. «я люблю по разному развлекаться» и 23% детей выбрали книгу, что очень порадовало! Можно сделать вывод, что дети любят, когда им читают книги. Практически всем детям дома читают книги. В основном дети предпочитают классические произведения. Думаю, что на выбор рассказов Н. Носова повлиял проект, который был реализован педагогами группы «Ромашка» , о котором будет рассказано чуть позже.

В рамках выполнения годовой задачи по чтению художественной литературы учителем- логопедом была проведена литературная викторина по произведениям К. И. Чуковского «Мои любимые сказки» . Дети подготовительных групп «Ромашка» и «Василек» показали хорошие знания по произведениям К. И. Чуковского. Дети отгадывали названия сказок по предложенным отрывкам, заканчивали строчки произведений, находили «нужные» предметы тому или иному герою, отгадывали загадки, связывали героя сказки с определенным поступком, который он совершал и мн. другое.

Обе команды показали хорошие результаты, но все же 1 место заняла команда группы «Ромашка» .

Для анализа предметно- развивающей среды был проведен смотр книжных уголков в каждой возрастной группе. Во всех возрастных группах книжные уголки размещены целесообразно по отношению других игровых зон и пространства группы в целом (спокойная зона, рядом стол и стульчики и т. д.) . В некоторых группах уголки имеют свои названия : «Книголандия» - гр. «Ромашка» , «Книжкин дом» - группа «Колокольчик» . Подбор книг в уголках соответствует возрасту детей. В младшей группе «Семицветик» –книжки для маленьких с плотными страничками, книжки- малышки, есть дополнительные экземпляры книг одного произведения. Имеются картинки, наклеенные на картон, для рассматривания. В группах «Одуванчик» и «Незабудка» также соответствующее количество необходимых книг, есть книги, изучаемые в данный момент по программе. Имеются картинки, иллюстрации к произведениям. В группах «Одуванчик» , «Колокольчик» и «Василек» имеются портреты писателей. В старших и подготовительных группах имеются книги о природе, животных, стихи и рассказы, направленные на формирование гражданских черт. Имеются различные энциклопедии, книги о космосе. В группе «Колокольчик» организован «Музей любимой книги» , где представлены любимые книжки детей, имеется мастерская по починке книг «Книжкин доктор» . Организована выставка книг по произведениям С. Михалкова. В группе «Незабудка» организована С/Р игра «Библиотека» . В группе «Ромашка» организована выставка по произведениям Г. Х. Андерсена, в группе «Василек» - выставка по произведениям Н. Носова. К сожалению, кроме организованной выставки, в группе «Василек» в свободном доступе книги отсутствовали. Таким образом можно сделать вывод, что большинство педагогов ответственно подошли к организации предметно- развивающей среды и создали все условия для детской деятельности, направленной на приобщение ребенка к книге .

Анализ календарного и перспективного планирования по теме позволил сделать вывод, что воспитатели понимают значимость детской художественной литературы во всестороннем развитии ребёнка. Организуется чтение разнообразных художественных произведений с последующей беседой, заучивание стихов и потешек, драматизации сказок. Систематически планируется работа по художественной литературе в группах «Василек» , «Ромашка» , «Незабудка» , «Колокольчик» . В группе «Семицветик» работа по ХЛ отражена в перспективном и календарном плане. Педагогам группы «Одуванчик» необходимо планировать ЧХЛ не от случая к случаю, а ежедневно, прописывая при этом цели и задачи. Педагогами используются разнообразные формы работы по приобщению детей к ХЛ . Так педагоги группы «Ромашка» организовали с детьми экскурсию в библиотеку. Педагогами группы «Василек» была проведена викторина по произведениям К. Чуковского. В группах «Незабудка» и «Одуванчик» в ноябре запланирован КВН по сказкам.

По пятому вопросу было проведено анкетирование с родителями «Семейное чтение » . В анкетировании приняло участие 66 семей. Анкетирование показало следующие результаты :

По первому вопросу «Читаете ли Вы ребенку книги? По чьей инициативе это происходит?» - 45% ответили, что чтение происходит по инициативе ребенка, 38%- по инициативе родителей, 15%- по обоюдной инициативе, не читают книги 2% родителей.

На вопрос «Проводите ли Вы беседы после чтения - 77% родителей ответили, что проводят, не всегда- 8%, не проводят- 15%.

На вопрос «О чем говорите после чтения - о содержании произведения- 59% родителей, о героях- 27%, «что хорошо, а что плохо» - 7%, пересказывают прочитанное -7 %. Были и следующие ответы : одни родители говорят «о вечном» , другие «о том, что книжка пошла спать» .

На вопрос «Стремится ли ребенок пересказать прочитанное, выделить, что ему понравилось?»- «да» , ответило 67% родителей, «нет» -24%, «иногда» -9%.

На вопрос «Повторяет ли ребенок эпитеты, образные выражения?» - «да» - ответило 65% родителей, «нет» - 29%, «иногда» - 6%.

На вопрос «Играете ли Вы с детьми в словесные литературные игры?» -«да» - ответило 61% родителей, «нет» -30%, один родитель написал, что «надо заняться» , «иногда» - ответило 9% родителей.

«Любимыми книжками детей оказались» : на первом месте- сказки Чуковского, на втором месте –русские народные сказки, на третьем месте- рассказы Н. Носова, на четвертом- стихи А. Барто. А также рассказы о животных, зарубежные сказки («Винни Пух» , «Чипполино» , «Русалочка» , детские энциклопедии и мн. другие.

На вопрос «Каких современных детских писателей Вы знаете?» - на первом месте самым «современным» оказался Н. Носов, на втором месте- А. Барто, на третьем- К. Чуковский, далее С. Маршак, В. Драгунский, С. Михалков, Н. Волков, К. Булычев, Ю. Энтин, Д. Родари, Э. Успенский, А. Лингред, Б. Заходер и мн. другие. Можно сделать вывод, что интерес к классикам очень большой и их произведения выступают на первое место в чтении детям .

На вопрос «Назовите любимую книгу Вашего детства и будет ли она интересна Вашему ребенку?»: сказки Чуковского- «да, интересны» , русские народные сказки- «интересны» , «Золотой ключик» - «пыталась читать, не слушает» , «Приключения капитана Врунгеля» , «Винни Пух» - «возможно» , «Волшебник изумрудного города» , «Золушка» , «Дюймовочка» - «будут интересны» , «Трое из Простоквашино» -«да» , «Алиса в стране чудес» - «не будет интересна» , «Приключения Робинзона Крузо» - «да» , «Незнайка на луне» - «думаю, да» , Н. Носов «Фантазеры» , «Маугли» - «мал еще» , «Два капитана» - «когда подрастет» , «Малыш и Карлсон» - «да» , «В стране не выученных уроков» - «нет» , «Приключения Незнайки» - «да» , «Остров сокровищ» , «Малахитовая шкатулка» и др. Ответ одного папы : «настольный хоккей интереснее, уже играли» .

На вопрос «Рассказывает ли ребенок о прочитанных в детском саду книгах?» 51% родителей ответили, что рассказывают, 49%- «нет» . На вопрос «Имеются ли дома книги?» - 100% родителей сказали, что «да» .

У 81% семей в доме есть библиотека, у 19%- нет.

На вопрос «Как Вы сами относитесь к книгам? Помогают ли они в воспитании?» - 88% родителей положительно относятся к книгам, пользуются их советами, остальные 12% родителей «читают редко» , «не читают» , «не пользуются книгами» . И на последний вопрос «Считаете ли Вы, что книгу заменил интернет и она потеряла свою ценность?»-67% родителей сказали, что нет, не заменил, 33% -«да, заменил» . Вот интересные ответы, которые вселяют надежду, что наши дети будут воспитываться на книгах, а не на компьютерных играх : «Лучше книги нет ничего» , «Главное заинтересовать ребенка» , «Интернет не заменит ощущений о прочитанной книге» , «Частично заменил, но книга значения не потеряла» . Анкетирование показало, что родители являются активными читателями, в основном предпочитают классическую литературу, детям также предпочитают читать классику. Во всех семьях имеются книги, родители стараются воспитывать детей на примерах поступков героев книг. Если сравнить анкеты родителей и детей, то можно увидеть, что 5% родителей слукавили, сказав, что читают детям книги. Один ответ мамы совпал с ребенком, обе сказали, что книг не читают.

Анализ работы с родителями по данной теме показал, что педагоги используют разнообразные формы работы. В группе «Семицветик» для родителей представлена папка- передвижка с консультациями «Роль родителей в приобщении ребенка к чтению » , «Радость встречи с книгой» , «Как воспитать маленького читателя?» . В группе «Одуванчик» была организована «Неделя добрых дел» , во время которой родители вместе с детьми занимались ремонтом книг, приносили из дома книги для чтения . Для родителей представлены консультации «Зачем читать сказки?» , «Значение фольклора в развитии речи детей» , проведены индивидуальные беседы с родителями о пользе чтения . В группе «Незабудка» была организована выставка книг и рисунков, нарисованных детьми с родителями «Моя любимая книжка» . Для родителей также представлены консультации : , «Роль родителей в приобщении ребенка к чтению » . В группе «Колокольчик» представлена консультация для родителей «Почему необходимо рассказывать, читать детям сказки?» . В группе «Василек» представлены консультации «Чтение- вот лучшее учение » , «Как учить запоминать стихотворение?» . Педагогами группы «Ромашка» был разработан литературный проект по ознакомлению детей с творчеством Н. Носова. В проекте активными участниками были родители. В результате была организована выставка поделок и рисунков по произведениям Н. Носова. Для родителей размещены консультации «Время читать!» , «Чтение художественной литературы детям» . Также в детском саду был организован конкурс «Книжка- самоделка» , в котором родители своими руками выполняли книжки из различных материалов. В конкурсе приняли участие родители детей всех возрастных групп.

Во всех возрастных группах работу по художественной литературе систематически отображать в уголке книги.

В рамках реализации годовой задачи по ознакомлению детей с художественной литературой запланировать и провести конкурс чтецов.

Планировать индивидуальную работу с детьми по данному направлению (постоянно) .

Продолжать использовать разнообразные формы работы с дошкольниками по приобщению их к чтению художественной литературы (викторины, вечера загадок, беседы по творчеству детских писателей и др.)

Цель контроля:

· выявить особенности работы по реализации образовательной области «Чтение художественной литературы»;

· формы и методы работы по освоению детьми ОО «Чтение художественной литературы»;

Структура тематического контроля:

· оценка профессиональных умений педагогов;

· разнообразие методов и приемов, используемых педагогами при работе с детьми по теме контроля;

· анализ предметно-пространственной среды по ОО «Чтение художественной литературы»;

· анализ работы с родителями и социумом по данному направлению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аналитическая справка оп итогам тематической проверки о состоянии работы по освоению детьми ОО «Чтение художественной литературы»

Согласно годовому плану МДОУ «Майский детский сад «Солнышко» на 2015-2016 учебный год, проведена тематическая проверка с 09.12.2015 года по 30.12.2015 года по определению состояния работы по освоению детьми ОО «Чтение художественной литературы». Проверку проводил: заведующий МДОУ Рыбак Л.Г.. старший воспитатель Попкова И.П.

Цель контроля:

  • выявить особенности работы по реализации образовательной области «Чтение художественной литературы»;
  • формы и методы работы по освоению детьми ОО «Чтение художественной литературы»;

Структура тематического контроля:

  • оценка профессиональных умений педагогов;
  • разнообразие методов и приемов, используемых педагогами при работе с детьми по теме контроля;
  • анализ предметно-пространственной среды по ОО «Чтение художественной литературы»;
  • анализ работы с родителями и социумом по данному направлению.

В соответствии с Федеральным государственный образовательным стандартом в дошкольных образовательных учреждениях идет модернизация дошкольного образования. В связи с этим определяются новые цели, задачи и направления в работе ДОУ. Одной из образовательных областей является «Чтение художественной литературы». В современном обществе уделяется серьезное внимание проблеме приобщения детей к чтению художественной литературы.

Задача формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, как одна из первоочередных ставится в действующей федеральный государственный образовательный стандарт для реализации содержания ОО «Чтение художественной литературы». Потребность в ежедневном общении с книгой формирует у детей привычку к постоянному интеллектуальному труду, способствует развитию речи, мышления. Основная задача педагогов ДОУ – привить детям любовь к художественному слову, уважению книге

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Для реализации вышеперечисленного педагогами ДОУ были проведены следующие занятия:

  • чтение сказки К.Поустовского «Теплый хлеб» - подготовительная группа, воспитатель Матвеева Л.О.
  • чтение художественных произведений Л.Огурцова «Счастливый народ детвора» - старшая группа, воспитатель Вавринюк О.Н.
  • заучивания наизусть стихотворения Н.Найденова «Новый год» - средняя группа, воспитатель Дорман О.П.
  • заучивание отрывка из стихотворения А.Барто «Машенька» - вторая младшая, воспитатель Филина С.Д.
  • чтение произведения Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца, длинные уши, косые глаза, короткий хвост» - вторая младшая группа, воспитатель Брудер А.И.

Проведенная непосредственная образовательная деятельность с детьми по ОО «Чтение художественной литературы» носит эмоциональный, психологический настрой, оригинальность, продолжительность соответствует программным требованиям. Педагоги использовали разнообразные методы, приемы и средства такие как:

  • вопросы к детям по содержанию произведения;
  • словесный метод;
  • практически-наглядный;
  • наглядный показ иллюстраций;
  • показ схем.

Методика проведения занятия по художественному чтению и рассказыванию, его построение зависит от типа занятия, содержания литературного материала и возраста детей. Для усиления воздействия на эмоциональную сферу детей педагоги использовали прием объединения произведений, принадлежащим к разным видам искусства. Это было чтение в сочетании с музыкой, а так же чтение сопровождаемое изобразительной наглядностью: картинами известных художников, иллюстрациями, фотографиями, рисунками. Работа с рисунками известных иллюстраторов детских книг, рассматривание картин разных художников на одну темы с обсуждением, как по-своему каждый из них передал тот или иной образ - имеет мощный потенциал для понимания смысла литературного произведения, возможности передачи вариативности образа. Этот прием развивает у детей способность всматриваться и вслушиваться, замечать мелки, но характерные детали, что так же поможет им выразить свои впечатления в изобразительной деятельности.

Для реализации ОО «Чтение художественной литературы», педагогами ДОУ выбраны темы по самообразованию:

  • «Воспитание у детей любви к литературе через драматизацию» - Филина С.Д.
  • «Приобщение детей к художественной литературе» - Дорман О.П.
  • «Использование фольклора с целью развития и понимания крымскотатарского языка детьми дошкольного возраста» - Бекироа М.Н.

Для реализации темы проведены следующие мероприятия:

  • сюжетно-ролевая игра «Поход в театр» - вторая младшая группа, Филина С.Д.
  • сюжетно-ролевая игра «Театр» - средняя группа, Дорман О.П.
  • театрализованное развлечение «Курочка ряба» - вторая младшая группа, Филина С.Д.
  • театрализованное музыкальное развлечение «В доброй сказке жили-были» - средняя группа, Дорман О.П.
  • тематическая беседа «Традиции моей семьи» , драматизация сказки «Не ичюн тавукъ ве хораз бир куместе яшайлар?» - старшая разновозрастная с крымскотатарским языком обучения, Бекирова М.Н.
  • выставка «Что любят читать наши дети?» - средняя группа, Дорман О.П.
  • конкурс чтецов «Мои любимые стихи» - вторая младшая группа, Филина С.Д.
  • проектная деятельность с детьми: «Книга», «Какие блюда любят в нашей семье» - ДорманО.П., Бекирова М.Н.

Таким образом, помогая детям овладеть языком художественных произведений, педагоги выполняют следующее задачи воспитания:

  • формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
  • поддерживание интереса к книгам, литературным и фольклорным произведениям различной тематики;
  • закрепление представлений о жанровых особенностях художественных произведений, развитие умений анализировать тексты;
  • поощрение творческих проявлений в ролевых играх по сюжетам литературных произведений, инсценировках и драматизациях, выразительном чтении стихотворений, рисовании и других видах деятельности;
  • развитие литературной речи;
  • приобщение к словесному творчеству, в том числе развития художественного восприятия и эстетического вкуса.

Анализируя предметно-пространственную среду по ОО «Чтение художественной литературы», во всех возрастных группах ДОУ, можно сделать выводы, что одним из средств ознакомления детей с художественной литературой является книжный уголок. Педагоги выполнили все требования к оформлению книжного уголка это:

  • рациональное размещение в группе;
  • соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей в группе;
  • соответствие интересам детей;
  • востребованность.

Огромной популярностью у детей уединенный уголок в группе для прослушивания литературных произведений в аудиозаписи. Им доставляет большое удовольствие художественное чтение с музыкальным сопровождением. А с педагогической точки зрения, это прекрасная возможность для развития слухового восприятия, обогащения детского опыты образными словами и выражениями, красивой литературной речью.

В группах имеются творческие мастерские (разнообразная творческая деятельность детей на основе художественных текстов и книг: рисование иллюстраций, лепка литературных персонажей, сочинение сказок и историй, издание книжек-самоделок, журналов, изготовление кукольного, пальчикового, теневого театра и разыгрывание знакомых художественных произведений.

Анализ работы с родителями и социумом по данной теме показал следующие

  • экскурсия детей старшей и подготовительной группы воспитатели: Вавринюк О.Н., Бекирова М.Н., Матвеева Л.О. в библиотеку с.Майское;
  • Воспитатели ДОУ провели консультации для родителей.

Исходя из вышеизложенного можно сделать выводы, что не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса детей играет художественная литература. Ведь чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе.

  1. Педагоги систематически отображать в уголке книги тематику занятий по художественной литературе (срок – постоянно).
  2. Ежедневно проводить индивидуальную работу с детьми по данному направлению (срок – постоянно)
  3. Разработать перспективный план по ознакомлению детей с писателями в каждой возрастной группе (на 2016 учебный год).
  4. В родительском уголке поместить памятки по организации просмотра: телепередач, мультфильмов, по работе с компьютером.
  5. Планировать и проводить мероприятия (праздники, литературные досуги) посвящению рождения писателей, поэтов, иллюстраторов книг.
  6. Продолжать углублять интерес детей к литературе, воспитывать желание постоянному общению с книгой в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности.
  7. Воспитывать ценностные качества через художественное слово.

Справку составил

старший воспитатель ДОУ Попкова И.П.

Заведующий МДОУ Рыбак Л.Г.


В условиях внедрения ФГОС ООО система оценки достижения учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов образования должна предусматривать использование разнообразных методов и форм контроля, взаимно дополняющих друг друга.

В педагогической литературе, как правило, выделяют следующие виды контроля: вводный, промежуточный, текущий, тематический и итоговый. Тематический контроль - это вид контроля, который проводится учителем по завершении изучения темы или раздела учебного курса. Цель - диагностирование качества усвоения учеником структурных основ и взаимосвязей изученного раздела (темы). Функция тематического контроля: систематизировать и обобщить материал всей темы, путем повторения и проверки знаний ликвидировать пробелы в знаниях, закрепить материал в качестве базы, необходимой для изучения учебного курса.

Методы контроля можно условно разделить на две группы: традиционные (устный опрос, различные виды письменного контроля) и нетрадиционные (тестирование, метод проектов, кластеров и др.).

В УМК под ред. В. Ф. Чертова предлагаются различные формы и методы контроля знаний. Например, чтобы проверить знание учащимися темы «Образы древнегреческой и римской мифологии», В. Ф. Чертов предлагает тестовые задания на соотнесение описания и образа:
1. Муза эпической поэзии - это... , муза лирики - это... , муза любовных песен - это... , муза трагедии - это... , муза комедии - это... , муза танцев - это... , муза истории - это... , муза астрономии - это... , муза священных гимнов - это... (Каллиопа, Эвтерпа, Эрато, Мельпомена, Талия, Терпсихора, Клио, Урания, Полигимния).

Расширить и обогатить представления учащихся о художественных средствах создания комического эффекта после изучения творчества А. П. Чехова помогает «Терминологический тест», для выполнения которого учащимся предлагается записать в тетради несколько терминов, вспомнить их значения или найти определения этих терминов в «Кратком словаре литературоведческих терминов»: эпитет, сравнение, «говорящая фамилия», обращение, восклицание, комический афоризм, просторечная лексика.
Далее предлагается ряд примеров из юмористических рассказов Чехова, которые учащиеся должны соотнести с одним из литературоведческих терминов, например:
- прямые обращения к читателю («Не удивляйтесь и не смейтесь, читатель!»; «Но не верьте, читатель!»; «Такие-то дела, читательницы!»);

Эпитеты («жидкая бородка», «нетерпеливый генерал», «пухленькие блины») и т. д.

Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную позицию. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: презентация, статья, рекомендации, альбом, коллаж, составление поэтических сборников и др.

В рубрике «Индивидуальные задания» учебника учащимся предлагается составить сборники «Русская зима в изображении А. С. Пушкина», «Времена года в русской поэзии», «Образ одного из древних русских городов в русской поэзии» и др. Можно также предложить учащимся творческие задания: Продумайте оформление обложки сборника, подберите иллюстрации, напишите аннотацию к сборнику, выпустите стенгазету, составленную из лучших отзывов о литературных произведениях, дополнив её иллюстрациями, рисунками, фотоматериалами. Главный результат работы над проектами – актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях.

В процессе изучения учащимися жизни и творческого пути писателя часто используются хронологические таблицы или опорные конспекты, отражающие взаимосвязь между событиями жизни писателя, его мировоззрением, личностью и творчеством. В 5 классе учащиеся после изучения материалов учебной статьи и дополнительной литературы и источников оформляют «Страничку о писателе».

Исследовательские работы могут быть использованы на уроках по изучению художественного мастерства, творческой биографии писателя или поэта. Это могут быть как индивидуальные, так и групповые работы, как домашние задания, так и мини-исследования отрывков из текста или стихов.

В учебнике литературы после изучения той или иной темы (раздела) встречаются индивидуальные задания под рубриками «Поиск информации» или «Опыт исследования». Например: «Подготовьте информацию о детях - участниках Великой Отечественной войны, используя дополнительную (в том числе и художественную литературу), а также воспоминания ваших родных и близких» и др.

Не только контролирующую, но и обучающую и развивающую функцию носят задания учебника литературы: 1)Подготовьте краткий словарь имён «Славянская мифология» и сообщение об одном из славянских богов. 2) Составьте небольшой толковый словарь по теме «Быт дворянской усадьбы в эпоху крепостного права» и др.

Одним из эффективных методов контроля является создание творческих текстов на основе прочитанного произведения. Такая работа предполагает проверку не только знания текста, но и понимания учеником авторской позиции, особенностей характера героя, его психологии, своеобразия его языка. В УМК В. Ф. Чертова, например, предлагается такое задание: «Напишите письмо герою сказки А. Погорельского мальчику Алёше, в котором выразите своё отношение к происходящим в жизни героя событиям».

Создание компьютерных презентаций по силам современным пятиклассникам. Такая работа позволяет проверить умение учащегося находить информацию, отбирать материал, преподносить его в той или иной форме.

Виртуальная (заочная) экскурсия как одна из форм тематического контроля по литературе, позволяющая учащемуся показать свое видение личности автора, свое понимание его произведения, также представлена в заданиях учебника литературы под ред. В. Ф. Чертова: 1) Подготовьте заочную экскурсию в литературно-мемориальный музей А. С. Грина. Материалы для этой экскурсии можно взять на официальном сайте музея. 2) Подготовьте заочную экскурсию в музей Шерлока Холмса на Бейкер-стрит в Лондоне. Выполняя эти задания, учащиеся получают возможность развивать исследовательские, организационные, информационно-коммуникационные навыки.

В течение всего учебного года на уроках литературы осуществляется работа над понятийным аппаратом. Уровень усвоения литературоведческих понятий проверяется с помощью разноуровневых терминологических тестов или терминологических диктантов, например: Грамотно запишите термины по теме «Тропы»: олицетворение, метафора, метонимия, синекдоха, перифраз, эпитет, амфибрахий, сравнение. Какой из терминов не является видом тропа? Исключите лишнее слово. Дайте определение любым 2-3 терминам.

В современной системе образования широко используется метод Кластера (графическая форма организации информации в виде схемы с обозначением всех связей между смысловыми единицами).

Проверка знаний о художественном образе и его видах может быть проведена в форме кластера (выписки из вступительной главы учебника «Литература как искусство слова») видов художественных образов, представленных в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»:
- образы персонажей главных (Вакула, Оксана) и второстепенных (Солоха, Чуб, Пацюк, императрица Екатерина, Потемкин);
- образ времени (ночь);

Образ пространства открытого (небо, дорога в Диканьке, улицы Петербурга) и закрытого (дом Солохи, комната Оксаны) и др.
В курсе литературы 5 класса по УМК В.Ф. Чертова в течение учебного года предусмотрено проведение шести практикумов, связанных с практическим освоением художественного произведения и созданием связных речевых высказываний, которые являются результатом его анализа:

1. Аннотации (создание аннотации)

2. Заглавный образ в литературном произведении (характеристика заголовочного комплекса книги)

3. Отзыв о литературном произведении (написание отзыва о литературном произведении)

4. Поэзия и проза как формы художественной речи (практическая работа по стиховедению)

5. Монолог и диалог как средство создания художественного образа (речевая характеристика персонажей)

6. Тема и идея литературного произведения (комплексный анализ текста)

Можно перечислять и другие нетрадиционные формы и методы тематического контроля по литературе в 5 классе: литературная игра, конкурс знатоков, да-нет-ка (верю - не верю), синквейн и др. Все они повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества, снимают тревожность, дарят детям ощущение творческой свободы и психологического комфорта.

Задача учителя – используя возможности УМК и разрабатывая новые КИМы по литературе, разумно сочетать традиционные и нетрадиционные методы контроля, взаимно дополняющие друг друга.

Пояснительная записка
Настоящее пособие «Тематический контроль. Русский язык. 5 - 11 классы» представляет собой сборник тематических контрольных работ, составленный на основе Государственной Программы по русскому языку и охватывающий все основные разделы предмета. Тематический контроль - одно из ведущих звеньев отслеживания знаний учащихся по всем разделам русского языка и корректировке пробелов. Пунктуационная и орфографическая грамотность школьников не имеет тех уровней, что требуются стандартом образования. Поэтому своевременное выявление ошибок - залог повышения грамотности письма. Его цели -
- помочь учителю проверить знания, умения и навыки учащихся в области орфографии, лингвистических разборов разного типа (фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный и т. д.), требуемых программой;
- способствовать закреплению знаний по предмету и выявлению их пробелов с целью дальнейшей коррекционной работы;
- развивать лингвистическую чуткость и навыки работы с текстом.
Исходя из целей, вытекают следующие задачи:
- умение работать с текстами любой сложности по разным направлениям;
- способность комментировать любой современный текст с точки зрения его пунктуационного, синтаксического, морфологического, орфографического состояния;
- анализ оформления (пунктуационного, синтаксического, морфологического, орфографического) текста;
- видение компонентов текста в их взаимосвязи;
- применение (самостоятельно!) правил правописания к орфограммам и пунктограммам текста.
Число работ находится в прямой зависимости от количества больших и маленьких тем учебного пособия. Некоторые темы объединяются, объемные проверяются отдельно. Количество работ выглядит так:
5 класс - 5
6 класс - 4
7 класс - 4
8 класс - 4
9 класс - 3
10 класс - 2
11 класс - 2
В основу всех работ тематического контроля положены деформированные тексты, в которые нужно вставить пропущенные буквы (с учётом словарных слов) и знаки. Это - осложнённое списывание, основанное на отработке правописания слов и постановке знаков препинания. Этот вид работы довольно-таки эффективен: при его проведении можно за короткое время повторить и закрепить большой по объёму материал. Тексты для списывания, заложенные в каждую работу тематического контроля, преследуют сразу несколько целей:
- повторение орфограмм, изученных по проверяемой теме и пройденному материалу;
- видение синтаксических конструкций самых разных типов (в том числе и авторских).
- проверка навыков учащихся в области грамотного письма.
Тексты для списывания цельные, соответствуют своим оригиналам, взяты из художественных произведений. При их отборе автор учитывал насыщенность материала нужными орфограммами и пунктограммами, а также эстетическое и воспитательное значение текстов. Поэтому тексты должны способствовать формированию у учащихся любви к природе, бережному отношению к окружающему, высокой человеческой позиции: они составлялись с учётом образовательно-воспитательных задач школы и возрастных особенностей школьников. Несмотря на занимательность текстов, уровень сложности выдерживался достаточно высокий. Не выходя за пределы изучаемых в соответствующих классах орфограмм и пунктограмм, допускалось их сочетание внутри одного предложения, требующее лишь внимательного следования известным правилам и схемам.
Каждая работа предусматривает серию заданий по проверяемой теме. Задания самые разные: найти, выписать, объяснить, сгруппировать, подчеркнуть, прописать, привести примеры, доказать, сделать вывод, обобщить ответить на вопрос, аргументировать, установить, составить и т. д. Все задания носят поисковый характер и требуют от учащихся большой внимательности, глубокой сосредоточенности и ответственности при выполнении. Но аргументация - основное условие практически всех заданий. Выполняя их, учащиеся повторяют теорию, обогащают свою речь различными по строению синтаксическими конструкциями, закрепляют пунктуационные и орфографические навыки.
Предлагаемая система тематического контроля может быть отдельным уроком, но, бесспорно, может стать урока по повторению и обобщению знаний по теме. Это будет зависеть от целей и задач учителя и подготовленности класса. И главное: тематический контроль должен быть естественным, внутренне обусловленным завершением всей работы по проверяемым темам. Подготовку к нему надо вести в процессе изучения материала.
В данном пособии автор пытался в комплексе сочетать вопросы по всем разделам русского языка.


▫ В тои и загадка. Спасибо, Александр Леонидович. Всем своим друзьям я разослала Ваши советы и РР, но `воз и ныне там`.
▫ С удовольствием! Знаю, что не ходите по ссылкам, поэтому размещаю длинный комментарий. Хотя ЗДЕСЬ СУПЕР- информация, в том числе и о Каллиопе подробно http://elramd.com/muzy-drevnej-grecii/ 9 дочерей Зевса---- 9 муз Древней Греции Как считали греки, каждая из самых важных сфер жизни имеет свою покровительницу. А поскольку их матерью являлась Мнемосина, олицетворявшая память, муза переводится как мыслящая. А местом обитания девяти муз непременно были горы (Геликон или Парнас) с прозрачными источниками и тенистыми лесами. Здесь они танцевали под звуки лиры бога Аполлона. Именно такой сюжет можно часто рассмотреть и на античных фресках, и на полотнах европейских художников, которых вдохновляла греческая мифология. (1)Каллиопа (Καλλιόπη) покровительствовала эпической поэзии и риторике и считалась самой благородной из муз. Её довольно часто изображали в мечтательной позе со стилосом (палочкой для письма) и табличками или же со свитком. Каллиопа нередко воспринималась греками как главная из всех муз не зря её голову украшал лавровый или золотой венок. Эта муза символизировала любовь к своей земле, поэтому воины, уходившие в бой, брали с собой её изображения. Умеющая говорить пламенные речи и отличающаяся своим красноречием, Каллиопа мгновенно пробуждала в человеке героизм и чувство жертвенности. Согласно некоторым источникам, Каллиопа считалась девственницей, по другим версиям была матерью Орфея, Лина или Иолема от Аполлона. Некоторые даже утверждали, что её сыном был Гомер. В дальнейшем муз стали представлять в виде определённого символического образа.(в порядке фото, которое выше) Каллиопа - муза эпической поэзии и знания, с восковыми табличками, со свитком в руках и заострённой палочкой для письма; Талия--- муза комедии с комедийной маской и венком из плюща Полигимния - муза торжественных гимнов и пантомимы; Мельпомена - муза трагедии с трагической маской и венком из плюща (иногда венком из виноградных листьев); Эвтерпа сопровождала лирическую песню с флейтой в руках; Клио- муза истории со свитком из папируса; Эрато - муза лирической поэзии с кифарой в руках; Урания - муза астрономии с глобусом и циркулем. Терпсихора - муза танца с лирой и плектром в руках, обычно в позе танцовщицы; ===================== От поэта Авсония Клио (6) прошлых времен дела вещает потомству, Мельпомена (4) трагический вопль исторгает печали, Радует Талия (2) шуткой, веселым словцом и беседой, Сладкую песню поет с тростниковою флейтой Эвтерпа, (5) Терпсихора (9) кифарой влечет, бурей чувства владея, С плектром в руке Эрато(7) чарует и словом, и жестом, Песни времен героических в книге хранит Каллиопа, (1) Звезды небес изучает Урания (8) , неба вращенье, Жестами все выражая, Полигимния (3) славит героев. Авсоний На протяжении всей истории Древней Греции, Древнего Рима, в эпоху Средневековья и особенно Возрождения, в последующие века люди постоянно снова и снова обращались к силе и великим принципам девяти муз. Наталья Валентиновна! Спешу очень! Поэтому оформила не очень. Подредактирую уже вечером. (моим)
▫ Нина Николаевна, да чем же я-то помогу) Был сбой сегодня с работой портала. Страница предупреждения содержала техническое наименование ошибки соединения. Загуглил помощь при появлении такой ошибки, произвёл пару предложенных операций. Всего-то требовалось: почистить кэш; почистить сведения о сертификатах... Дольше читал, чем устранял. Всё работает. А создавать сложности пользователю в использовании Портала, да ещё и `маскируя` это под проблемы соединения... Зачем?! Просто не понимаю, кому такое может быть нужно, зачем, для чего и тем паче таким технически изощрённым путём, требующим просто программной эквилибристики...?!
▫ Наталья Валентиновна! Не принимайте ничьи стихи на свой счет, которыми я делюсь у Вас на страничках. Вы- это Вы, а я -это Я! А Поэты- это 3 лицо! Мироощущение у всех у нас разное. Доброго вечера, мой Друг! 6588220-a151550

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....