Максимилиан волошин биография кратко. Достоин ли Максимилиан Волошин анафемы? Творческая биография и художественный мир М

Достоин ли Максимилиан Волошин анафемы?

Максимилиан Волошин. Автопортрет. 1919

De mortuis aut bene, aut male

Нынче 28 мая исполняется 135 лет со дня рождения, 11 же августа – 80 лет со дня кончины известного поэта и живописца «Серебряного века» Максимилиана Волошина.

Следующая ниже статья представляет собой переработку моей курсовой работы, написанной в 1995 году. В то время личность и творчество Волошина привлекли меня своей загадочностью. Его стихи тогда цитировались некоторыми священнослужителями (и что удивительно, до сих пор) цитируются точно некое духовное откровение. В то же время наиболее глубокий и авторитетный исследователь жизни и творчества Волошина В.Купченко называл его оккультистом, приводя достаточные к тому основания. Немало воды утекло с 1995 года, но к моему удивлению до сих пор личность и творчество Волошина не получили духовной оценки (с точки зрения святого Православия). Это и понудило меня сдуть пыль со своей отпечатанной еще на машинке работы, чтобы привести здесь ее основные положения.

Максимилиан Волошин привлекал при жизни и до сих пор привлекает к себе людей не только как человек с недюжинным интеллектом, блестящий поэт и художник, наконец, как большой оригинал, но и как учитель жизни. Очень важно, что он представляет собою тип не философа нового времени, прилежно трудящегося под сенью и за надежными стенами какого-нибудь университета, но тип мудреца древнего, философа под открытым небом.

Вот какое впечатление он производит на некоторых людей: «Максимилиан Волошин создал мiр, исполненный любви и братства людей искусства, неповторимый мiр, о котором можно говорить с завистью и восторгом…» (Лев Озеров); «Все, кто бывал в этом Доме, чувствовали сказочную атмосферу всеобщего братства, когда стираются личные конфликты и остается объединяющее – любовь к искусству, природе, ближнему…» (Герман Филиппов). Что касается мiровоззрения, Э. Менделевич определяет Волошина как христианина, А.К. Пушкин – как пантеиста, В.Купченко, как выше сказано – в качестве оккультиста. Впрочем, последний добавляет: «Примерявший в молодости все мiровые религии, западные и восточные, Волошин в зрелые годы вернулся «домой» – к православию…»

Как же оценивает себя сам поэт? Вот слова из его «Автобиографии» 1925-го года: «Мой поэтический символ веры – см. стихотворение «Подмастерье»… Мое отношение к государству – см. «Левиафан». Мое отношение к мiру – см. «Corona Astralis»». Венок сонетов «Corona Astralis» написан в 1909 году. Из другой «Автобиографии» («По семилетьям»), также относящейся к 1925 г., мы узнаем, что годы гражданской войны «являются наиболее плодотворными», как в смысле качества, так и количества написанного. Итак, 1925 год можно назвать временем, последовавшим за пиком цветения личности Волошина. Если бы мiровоззрение поэта к 1925 году изменилось, он бы это зафиксировал, однако же для оценки его отношения к мiру Волошин отсылает нас к 1909 году.

Марина Цветаева сообщает о нем следующие интересные сведения: «Макс принадлежал другому закону, чем человеческому, и мы, попадая в его орбиту, неизменно попадали в его закон. Макс сам был планета. И мы, крутившиеся вокруг него, в каком-то другом, большем, круге, крутились совместно с ним вокруг светила, которого мы не знали. Макс был знающий. У него была тайна, которой он не говорил. Это знали все, этой тайны не узнал никто…»

Свидетельство Ильи Эренбурга: «Глаза у Макса были приветливые, но какие-то отдаленные. Многие его считали равнодушным, холодным: он глядел на жизнь заинтересованный, но со стороны. Вероятно, были события и люди, которые его по-настоящему волновали, но он об этом не говорил; он всех причислял к друзьям, а друга, кажется у него не было».

Жизненная философия Максимилиана Александровича довольно отчетливо звучит в стихотворении «Доблесть поэта» (1923 г.):

Творческий ритм от весла, гребущего против теченья,
В смутах усобиц и войн постигать целокупность.
Быть не частью, а всем: не с одной стороны, а с обеих.
Зритель захвачен игрой – ты не актер и не зритель,
Ты соучастник судьбы, раскрывающий замысел драмы.

Начиная с 1905 г., огромное влияние на Волошина оказывала последовательница теософии Анна Рудольфовна Минцлова. Максимилиан Александрович подробно приводит то, что она прочитала по его руке (мы можем относиться к подобным сведениям как угодно – важно, что сам поэт ценил их очень высоко): «В Вашей руке необычайное разделение линий ума и сердца. Я никогда не видала такого. Вы можете жить исключительно головой. Вы совсем не можете любить. Самое страшное несчастье для Вас будет, если Вас кто-нибудь полюбит, и Вы почувствуете, что Вам нечем ответить… Для Вас будет самое ужасное, если Вас кто-нибудь полюбит и увидит, что Вы совершенно пусты. Потому что снаружи этого не видно. Вы очень артистическая натура…»

Чтобы лучше понять отношение поэта к людям, будет полезно рассмотреть его отношение к природе. Он называет землю матерью, а себя представляет как опосредующее звено между мiром материи и мiром «духа». Вот обращение Волошина к земле:

Я сам – уста твои, безгласные, как камень!
Я тоже изнемог в оковах немоты.
Я – свет потухших солнц, я – слов застывший пламень,
Незрячий и немой, безкрылый, как и ты.

Волошин представляет себя выразителем, освободителем природы. Эта мысль подтверждается свидетельством Андрея Белого: «Сам Волошин как поэт, художник кисти, мудрец, вынувший стиль своей жизни из легких очерков коктебельских гор, плеска моря и цветистых узоров коктебельских камешков, стоит мне воспоминанием как воплощение идеи Коктебеля. И сама могила его, влетевшая на вершину горы, есть как бы расширение в космос себя преобразующей личности».

Что есть идея Коктебеля? Нечто скрытое, заключенное в глубинах вещества. И здесь Волошин предстает человеком, вещающим от лица природы, от лица самой земли, почему и назвал себя: «я голос внутренних ключей». В своих живописных работах он обнажает землю – так, что становятся видны скрытые в ней силы; разрежает воду и воздух – так, что становятся видны их скелеты (подводные и воздушные течения). Стремление выражать скрытую сущность стихий стало потребностью Максимилиана Александровича.

Мысль о том, что Волошин – «воплощение идеи Коктебеля» высказывает и Марина Цветаева, правда, другими словами, посвященными внешности поэта: «Макс был настоящим чадом, порождением, исчадием земли. Раскрылась земля и породила: такого, совсем готового, огромного гнома, дремучего великана, немножко быка, немножко бога, на коренастых, точеных как кегли, как сталь упругих, как столбы устойчивых ногах, с аквамаринами вместо глаз, с дремучим лесом вместо волос, со всеми морскими и земными солями в крови…»

Вот впечатление в стихотворении «Максимилиан Волошин» Георгия Шенгели:

Огромный лоб и рыжий взрыв кудрей,
И чистое, как у слона, дыханье…
Потом – спокойный, серый-серый взор.
И маленькая, как модель, рука.
«Ну, здравствуйте, пойдемте в мастерскую» —
И лестница страдальчески скрипит
Под быстрым взбегом опытного горца,
И на ветру хитон холщовый хлещет,
И, целиком заняв дверную раму,
Он оборачивается и ждет.
Я этот миг любил перед закатом:
Весь золотым тогда казался Макс.
Себя он Зевсом рисовал охотно,
Он рассердился на меня однажды,
Когда сказал я, что в его чертах
Заметен след истории с Европой.
Он был так горд, что силуэт скалы,
Замкнувшей с юга бухту голубую,
Был точным слепком с профиля его.
Вот мы сидим за маленьким столом;
Сапожничий ремень он надевает
На лоб, чтоб волосы в глаза не лезли,
Склоняется к прозрачной акварели
И водит кистью – и все та ж земля,
Надрывы скал и спектры туч и моря,
И зарево космических сияний
Ложатся на бумагу в энный раз.
Загадочное было в этой стасти
Из года в год писать одно и то же:
Все те же коктебельские пейзажи,
Но в гераклитовом движенье их.
Так можно мучиться, когда бываешь
Любовью болен к подленькой актрисе,
И хочется из тысячи обличий
Поймать, как настоящее, одно…
(…)
Все обветшало, стал и он слабее,
Но – как мальвазия течет беседа:
От неопровержимых парадоксов
Кружиться начинает голова!
Вот собственной остроте он смеется,
Вот плавным жестом округляет фразу:
Сияя, как ребенок, – но посмотришь:
Как сталь спокойны серые глаза.
И кажется: не маска ли все это?
(…)
Не маска ли?
Какая, к черту маска,
Когда к Деникину, сверкая гневом,
Он входит и приказывает, чтобы
Освобожден был из тюрьмы поэт –
И слушается генерал!..

В этом замечательном стихотворении действительность смешана с мифом. Как следует из повествования самого Волошина («Дело Н.А.Маркса»), к Деникину он послал письмо, никакой встречи не было. Для чего нужна выдумка (я не утверждаю, что она принадлежит Г.Шенгели)? Чтобы фигура Максимилиана выглядела эффектнее.

Весьма многие сравнивали Волошина с Зевсом, со львом, тем самым возводя его в некое царственное достоинство. И в собственных стихах он выглядит эффектно, например:

…И мiр – как море пред зарею,
И я иду по лону вод,
И подо мной и надо мною
Трепещет звездный небосвод…
(1902 г.)

Когда подобные мысли приходят кому-то в голову, можно с большой степенью уверенности говорить о болезни духа, что в аскетических трудах именуется «прелестью».
Вот портрет Волошина, написанный им самим, на фоне пламени Гражданской войны:

Народ, безумствием объятый,
О камни бьется головой
И узы рвет, как бесноватый…
Да не смутится сей игрой
Строитель внутреннего Града…
(Стихотворение «Петроград», 1917 г.)

Следующий пример:
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
(Стихотворение «Гражданская война»).

По прочтении этих стихов в нашем воображении невольно встает фигура великого «строителя», «пророка», вставшего между двумя армиями под перекрестным огнем. Однако воспоминания самого же Волошина дают представление несколько иное: просто он умел сойтись и с красными, и с белыми, вовремя выправить соответствующую бумагу – дабы не подвергаться чрезмерной опасности. Говорю это не в осуждение поэта, а чтобы обозначить грань между действительностью и мифом.

Свидетельство Ивана Бунина: «Волошин хлопочет, как бы ему выбраться из Одессы домой, в Крым. Вчера прибежал к нам и радостно рассказал, что дело устраивается, и как это часто бывает, через хорошенькую женщину… Помогаю Волошину пробраться в Крым еще и через «морского комиссара и командующего черноморским флотом» Немитца, который, по словам Волошина, тоже поэт, «особенно хорошо пишет рондо и триолеты». Выдумывают какую-то тайную большевистскую миссию в Севастополь… Одет он был по-дорожному – матроска, берет. В карманах держал немало разных спасительных бумажек, на все случаи: на случай большевистского обыска при выходе их одесского порта, на случай встречи в море с французами или добровольцами, – до большевиков у него были в Одессе знакомства и во французских командных кругах, и в добровольческих».

Конечно, Бунин в своих воспоминаниях небезпристрастен, однако факты искажать он не склонен. Налицо противоречие: с одной стороны, перед нами суровый пророк, с другой – просто ловкий человек.

О наигранности облика Волошина говорил Александр Бенуа: «Возможно, что «изнутри» он себя видел иначе; быть может, он почитал свою фигуру за нечто внушительное и прямо «божественное». Маска греческого божества ему, во всяком случае, не пристала, да это только и была маска, а не настоящее его лицо».

Если воспринимать внешность Волошина как произведение искусства, естественно задаться вопросом: с какой целью оно создавалось? И второй вопрос: если во внешности заметна маска, может быть, и все творчество некая маска (о чем на заре его говорила теософка Минцлова)?

Вновь процитирую Александра Бенуа: «Его стихи меня пленили, но они не внушали того к себе доверия, без которого не может быть подлинного восторга. Я «не совсем верил» ему, когда по выступам красивых и звучных слов он взбирался на самые вершины человеческой мысли, откуда только и можно «беседовать с Богом» и где поэзия переходит в прорицания и вещания. Но в одном я могу поручиться: Максимилиана влекло к этим «восхождениям» совершенно естественно, и именно слова его влекли. Они представлялись ему в баснословном разнообразии и пышности, рождая те идейные подборы, которые пьянили его величием и великолепием… Ирония же получалась от того, что замыслы и цели волошинской поэзии были колоссальны, а реализация замыслов и достижение целей возбуждали чувства известного несоответствия. Увы, не тот Божией милостью пророк, кто из благороднейший побуждений желал бы им быть, а тот, кто действительно к тому призван. И однородной с этим разладом между прорывами, между noble ambition (благородным честолюбием) Волошина и тем, что ему было дано творить, являлась и вся его манера быть, вплоть до его наружности».

Современники и позднейшие исследователи творчества Волошина указывают на его способность проникаться разными формами бытия, выражать свойственное различным культурам человечества. Притом творчество его не отличалось большим разнообразием жанров и стиля. Если Пушкин в его всеотзывчивости предстает в богатстве своей натуры, Волошин – главным образом, – в богатстве тех форм, которые он отражал, в принципе, однотипно.

Максимилиан Александрович относился к творчеству мистически и понимал его очень широко, охватывая им всевозможные проявления человеческой жизни: от чадородия, от манеры одеваться, до искусства, науки, религии (понятой по-своему: именно, как продукт исключительно человеческого творчества). В соответствии со своей философией, Волошин видел в нем (творчестве) путь материи к совершенству, и здесь он примыкает к неоплатоникам с их заумным мистицизмом.

Читаем в дневнике поэта: «В слове – волевой элемент. Слово есть… эссенция воли. Оно замещает действительность, переводит в другую область… Слово – это будущее, а не прошлое. Всякое желание исполняется, если оно не выражено в слове. Чтобы предотвратить его исполнение – его надо сказать».

Итак, словесное творчество Волошин воспринимает как способ реального воздействия на мiр, видит в слове силу магического заклинания. Не случайно появляются такие названия стихотворений, как «Заклинание» (1920 г.), «Заклятие о русской земле» (1920 г.). Даже слова стихотворения «Молитва о городе» более напоминают магическую формулу, нежели христианскую молитву:

Блуждая по перекресткам,
Я жил и гас
В безумьи и блеске жестком
Враждебных глаз;
Их горечь, их злость и муку,
Их гнев, их страсть,
И каждый курок, и руку
Хотел заклясть.
Мой город, залитый кровью
Внезапных битв,
Покрыть своею любовью,
Кольцом молитв,
Собрать тоску и огонь их
И вознести
На распростертых ладонях:
Пойми… прости!

В этом стихотворении преобладает не любовь, а гордыня. Ибо христианин знает, что всякая правда человеческая, по слову пророка, – все равно, что руб, поверженный на гноище. Что такое «покрыть своей любовью» как не апофеоз самомнения? Христианин действует силой Божией, а не своей. Здесь же, собственно, и не молитва, а медитация, т.е. самовнушение с последующим выходом индивидуальной воли вовне.

Творчество Волошина – лишь одна из форм проявления магизма в искусстве, характерного как для древних языческих культур, так и для модернизма. Чтобы проиллюстрировать эту мысль, процитирую диалог Волошина с Вячеславом Ивановым, зафиксированный в дневнике Максимилиана Александровича. Волошин определяет свою цель: впитывать природу, на что Иванов отвечает: «Ну вот! А мы хотим претворить, пересоздать природу. Мы – Брюсов, Белый, я. Брюсов приходит к магизму. Белый создал для этого новое слово, свое «теургизм» – создание божеств, это иное, но в сущности то же. Обезьяна могла перевоплотиться в человека, и человек когда-нибудь сделает этот же скачок и станет сверхчеловеком». Волошин: «Или создание человека, или создание произведения искусства – философии, религии – я все это соединяю под одним понятием искусства». Иванов: «Белый в своей статье о Бальмонте называет его последним поэтом чистого искусства. Последним – этого периода. Вы, может быть, первый проблеск следующего периода».

В стихотворении «Подмастерье»(1917 г.), которое определено в 1925 г. как поэтический «символ веры», сказано:

Твой дух дерзающий познает притяженья
Созвездий правящих и волящих планет…
Так, высвобождаясь
От власти малого, безпамятного «я»,
Увидишь ты, что все явленья –
Знаки,
По которым ты вспоминаешь самого себя
И волокно за волокном сбираешь
Ткань духа твоего, разодранного мiром.

Творчество воспринимается Волошиным как растянутое во времени и стягиваемое в пространстве конструирование личности. В этом стихотворении декларируется отказ от чувства, воли, сознания – чтобы «из глубины молчания» родилось «слово». Видимо, «словами» он называет нематериальные индивидуальности. И его цель – общение с ними и получение от них информации.

Заключается стихотворение «Подмастерье» следующими словами:

Когда же ты поймешь,
Что ты не сын земли,
Но путник по вселенным,
Что солнца и созвездья возникали
И гасли внутри тебя,
Что всюду – и в тварях и в вещах – томится
Божественное Слово,
Их к бытию призвавшее,
Что ты – освободитель божественных имен,
Пришедший изназвать
Всех духов – узников, увязших в веществе,
Когда поймешь, что человек рожден,
Чтоб выплавить из мiра
Необходимости и Разума
Вселенную Свободы и Любви, —
Тогда лишь
Ты станешь Мастером.

Слово «Мастер» было избрано сатанинской сектой «вольных каменщиков» для наименования жрецов высоких степеней посвящения. Употребление этого слова Волошиным, конечно, не совпадение.

Вот запись из его дневника от 28 мая 1905 г.: «В прошлый вторник 22-го я посвящен в масоны. Завещание. Удар шпагой». К тому же 1905 г. относится обращение к теософии. Дневниковая запись от 20 июля 1905 г.: «Мне почти ничего не было новостью. Все теософские идеи, которые я узнаю теперь, были моими уже давно. Почти с детства, точно они были врождены».

В. Купченко перечисляет книги, которые тогда читал Волошин: «Эзотерический буддизм», «Каббала», «Голос молчания», «Тайная доктрина», «Свет на пути», «Христианский эзотеризм», «книги по магии, астрологии, спиритизму, физиогномике, хиромантии, алхимии, истории религий».

В 1913 г. Волошин примкнул к «Всеобщему антропософскому обществу», которое тогда выделилось из Теософского. Рудольф Штейнер (1861-1925 г.г.), возглавивший его, стремился, как и теософы, найти «синтез науки и религии», но переносил упор с восточных учений на христианство. Поэт принимает участие в строительстве «антропософского храма» («капища», как он позднее сам его называл) в Дорнахе (Швейцария), но вскоре сбегает оттуда в Париж. Ему были невыносимы никакие догмы, в том числе, даже антропософские, почему позднее в поэме «Путями Каина» (1923 г.) поэт напишет:

Принявший истину на веру –
Ею слепнет.
Вероучитель гонит пред собой
Лишь стадо изнасилованных правдой…

Он ушел из антропософской секты, но остался верен теософскому учению, которое ценил очень высоко. Он считал, что это учение стоит над любой религией и является ключом к пониманию чего бы то ни было. Максимилиан Александрович писал: «Теософия призывает к изучению оккультных сил в природе человека и, вместе с тем, напоминает, что во все времена нормальный путь нравственного очищения, затем духовное возрождение, просветление, и затем уже давалась сила, могущество, способность применять знание скрытых законов на благо человечества».

По всей вероятности, Волошин причислял себя е 3-й степени – иначе не становился бы в прозу пророка. Причем, он обладал не только знанием, но и силой (из оккультного, по-нашему, демонического источника). Сохранились свидетельства современников о его экстрасенсивных способностях.

Волошин указывает, что система его мiровоззрения раскрывается в венке сонетов «Corona Astralis» (1909 г.). От этих стихов веет отчаянием, близким отчаянию падших ангелов. Приведу отрывки:

Печальный взор вперяет в ночь Пелид…
Но он еще тоскливей и грустнее,
Наш горький дух… И память нас томит.

Наш горький дух… (И память нас томит)
Наш горький дух пророс из тьмы, как травы,
В нем навий яд, могильные отравы.
В нем время спит, как в недрах пирамид.

В нас тлеет боль внежизненных обид.
Томит печаль, и глухо точит пламя,
И всех скорбей развернутое знамя
В ветрах тоски уныло шелестит.

Но пусть огонь и жалит и язвит
Певучий дух, задушенный телами, —
Лаокоон, опутанный узлами
Горючих змей, напрягся… и молчит.

И никогда – ни счастье этой боли,
Ни гордость уз, ни радости неволи,
Ни наш экстаз безвыходной тюрьмы

Не отдадим за все забвенья Леты!

Изгнанники, скитальцы и поэты, —
Кто жаждал быть, но стать ничем не смог…

Со всех сторон из мглы глядят на нас
Зрачки чужих, всегда враждебных глаз,
Ни светом звезд, ни солнцем не согреты,

Стремя свой путь в пространствах вечной тьмы, —
В себе несем свое изгнанье мы –
В мiрах любви неверные кометы!

Представленные образы напоминают путь Денницы, который, подобно молнии, спал с небес в вечный мрак.

Начало богоборческое, сатанинское звучит в поэме «Путями Каина» (1915-1926 г.г.). В начале всего у Волошина мятеж, этим словом названа 1-я глава поэмы. Взгляд его на мятеж и мятежность поясняет свидетельство Анастасии Цветаевой, сохранившей слова поэта: «Не забывай, Ася, что есть люди, которых миссия есть миссия отрицания… Которым всю жизнь дано быть непокорными. Бунт. Но этот бунт может быть ближе к богу, чем вера. Не забывайте, что пути к богу различны. И что путь богоборства, может быть, еще гораздо вернее богопокорности».

В главе «Мятеж» Волошин так говорит о богоборце:

Он утверждает бога – мятежом,
Творит – неверьем, строит – отрицаньем,
Он зодчий,
И его ваяло – смерть.
А глина – вихри собственного духа.

Теософия ставит во главу всего человеческое сознание, обожествляя его («Ты лишь то, что ты мыслишь, мысли же себя вечным»). За всяким человеком признается «своя правда», независимо от ее объективного содержания.

Волошин отрицает в человеке свободу воли: «Мы заключены в темницу мгновения. Из нее один выход – в прошлое. Завесу будущего нам заказано подымать. Кто подымет и увидит, тот умрет, т.е. лишится иллюзии свободы воли, которая есть жизнь. Иллюзия возможности действия. Майя».

За посылкой – человек не обладает свободой воли – следует логический вывод: никакой человек не несет ответственности за любые свои действия. Данный же вывод приводит к ниже следующим заключениям из дневника поэта: (19 июля 1905 г.) «Из рассказов о речах Анни Безант. Не удивляйтесь, если человек значительный и прекрасный совершает недостойные его поступки: дух часто опережает материю. Этим он убивает свои недостатки». Из Оскара Уайльда: «Лучшее средство борьбы с искушением – уступить ему». «Факты ничего не говорят о человеке. Все в его желании. Никогда не судите по фактам и поступкам». (11 августа 1905 г.) «Будда спросил святого, чем он хочет быть до достижения окончательного совершенства – 2 раза демоном или 6 раз ангелом. И святой ответил: конечно, 2 раза демоном». В христианском понимании подобные высказывания суть оправдание зла, служение злу.

Если бы в поэме «Путями Каина» были просто констатированы факты, представляющие собою историю развития цивилизации, мы, пусть с натяжкой, могли бы сказать, что это объективный взгляд на мiр, и не более того. Однако Волошин дает оценку представленным фактам, собственно оправдывая всякий мятеж как один из путей, причем, наиболее совершенный, роста человеческого «духа». Поэтому цикл «Путями Каина» можно назвать апологией зла (в христианском его понимании).

В главе 9-й, «Бунтовщик» (первоначально названной «Пророк») звучит призыв поэта:

Довольно вам заповедей на «не»:
Всех «не убий», «не делай», «не укради», —
Единственная заповедь: «Гори!»
Твой бог в тебе,
И не ищи другого
Ни в небесах, ни на земле:
Проверь весь внешний мiр:
Везде закон, причинность,
Но нет любви:
Ее источник – ты!…

Беги не зла, а только угасанья:
И грех, и страсть – цветенье, а не зло;
Обеззараженность –
Отнюдь не добродетель.

В главе 12-й, «Таноб», дается оценка христианству:

Горючим ядом было христианство.
Ужаленная им душа металась
В неистовстве и корчах, совлекая
Отравленный хитон Геракла – плоть.

Возникает вопрос: как при подобных оценках, с претензией на самообожествление, соединенной с изощренным богохульством, Волошина могли причислить к христианству? Православию? Ответ находим в дневнике: «В логической области ума я строю сколько угодно комбинаций и бросаю их, не жалея. Здесь все возможно, все одинаково важно и безразлично. Блеск – в разнообразии и богатстве. Этой области нельзя любить. Здесь нет искренности, а только комбинации и способность к ним. Я себя чувствую мастером в этой области».

Волошин с помощью логики мог мыслить в различных идеологических системах, оставляя в своем сознании ядро теософского учения. Когда он жил в Западной Европе, его стихи несли на себе печать католицизма, как говорит, например, Б.А. Леман: «Максимилиан Волошин – единственный русский поэт, сумевший понять и передать нам сложное очарование готики и воплотить в русском стихе опьянение мистикой католицизма».

Когда же Волошин основательно проникся Россией, в стихах появилось что-то от православия. И это естественно. Максимилиан ощущал себя пророком, а ведь пророк говорит с целью быть услышанным. Чтобы иметь шанс быть услышанным в стране с православной культурой, необходимо проникнуться начатками (хотя бы внешними) данной культуры. Это не противоречит теософии, т.к. с ее точки зрения, она – над любой религией, и может корректировать любую религию – незаметно – что и делал Волошин в своих стихах. Например, в стихотворении «Готовность» (1921 г.), проникнутом, казалось бы, духом христианского самопожертвования, присутствует противная христианству идея кармы:

Я не сам ли выбрал час рожденья,
Век и царство, область и народ,
Чтоб пройти сквозь муки и крещенье
Совести, огня и вод?

Теософскую идею саморазвития человеческого «духа» то через добро, то через зло, разница между которыми совершенно относительная, в многочисленных перевоплощениях Волошин выразил в популярном на Руси образе Стеньки Разина, преданного анафеме за свои злодеяния:

Мы – зараженные совестью: в каждом
Стеньке – святой Серафим,
Отданный тем же похмельям и жаждам,
Тою же волей томим.

Сходные мысли присутствуют и в других стихах:

Ах, в самом косном и темном
Пленен мiровой дух!
Бичами страстей гонимы –
Распятые серафимы
Заточены в плоть:
Их жалит горящим жалом,
Торопит гореть господь.

Имеются и такие стихотворения, в которых теософская идеология незаметна (например, «Тварь» – о Серафиме Саровском). Здесь нет противоречия – ведь теософия не ставит цели открытой борьбы с религиями. Она – за постепенное в них проникновение с целью подчинить их себе.

Из свидетельств современников мы знаем, что многие относились к Максимилиану Александровичу Волошину с доверием и почитали его как учителя жизни. Почитание, близкое к религиозному, было весьма желательным для Волошина, потому что пророк, каковым он хотел быть, нуждается не только в том, чтобы его слышали, но и чтобы ему верили. Мы знаем, что Максимилиана называли «коробейником идей» и «коробейником друзей» (слова М.Цветаевой). Религия требует чуда, и Волошин его давал – как экстрасенс, поэт-прорицатель, проникновенный живописец, тонкий психолог. Находились люди, попадавшие под его обаяние, его влияние. Но были и те, кто видели на нем маску лицедея. Суть, как мне представляется, здесь в том, что, надевая любые личины, исповедуя внешне любую веру, он оставался теософом. Соглашаясь и проникаясь сочувствием к идеям, мiровоззрению любого человека, он добивался доверия и находил в данном человеке себе поддержку, оставаясь, что называется, себе на уме. Такое поведение принято называть хитростью или лукавством.

Оно распространялось и на политику. Велегласно заявляя, что в Гражданской войне он ни за тех, ни за других, но за всех сразу, Волошин с обеих сторон видел «свою правду» и умел поэтому возбудить к себе доверие. Но вместе с тем он имел и свой взгляд на события, будучи членом масонской ложи Великий Восток Франции, который нельзя назвать аполитичным. Процитирую дневник (запись от 12 июля 1905 г.): «Вчера в масонской ложе я читал свой доклад о России – священное жертвоприношение » (выделено мной.– о. С.К.).

Исторические катаклизмы, умело спровоцированные, представляют лучшую возможность воздействовать определенными идеями на массовое сознание, что и было делом Волошина, – «пророчествовать». Максимилиан Александрович – поэт, художник, необычайно отзывчивый человек – маска Волошина-оккультиста.

Кажущейся цельностью своей натуры, неутомимостью в жизни Волошин напоминает, например, Н.К. Рериха, художника, поэта, мыслителя. Есть и различие: Волошин не оставил никакого оригинального философского (религиозного) трактата. Может быть, поэтому он пока избежал участи Е.П. Блаватской (которую всегда почитал) и Н.К. Рериха, что были преданы анафеме на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в ноябре 1994 г. – как проповедники богоборческих, антихристианских идей.

Волошин имеет воздействие, близкое к религиозному, на многих творческих людей, лучшим доказательством чего служит обилие мифов, выросших вокруг этой личности: Миротворчество Максимилиана Волошина входило в его мифотворчество: мифа о великом, мудром и добром человеке». Его образ стал – усилиями самого поэта и его ближайшего окружения – чем-то вроде иконы, с какими-то четко постулированными характеристическими чертами, так что невольно при мысли о нем всплывают образы: лев, Зевс, солнце, хитон, кудри и борода, горы, полынь и море. Вот замечательно образная картина, которую дает М. Цветаева: «Волошин умер в 1 ч. дня – в самый «свой» час. «В полдень, когда солнце в самом зените, т.е. на самом темени, в час, когда тень побеждена телом, а тело растворено в теле мiра – в свой час, в волошинский час».

Могила Волошина – на верху горы – чтобы господствовать над так называемой ноосферой. На ней нет креста – таково завещание. Став теософом, он отрекся от Христа как единородного Сына Божия. Дело Церкви – засвидетельствовать об его отречении, т.е. предать анафеме – дабы прекратить соблазн его творчества среди верных чад Русской Православной Церкви. Это будет, несомненно, проявлением любви по отношению к самому поэту, ибо чем меньше соблазна станет производить его осужденное Церковью творчество, тем меньше он будет истязуем на поистине Страшном Суде Божием.

о. Сергий Карамышев

Волошин Максимилиан Александрович - русский художник-пейзажист, критик, переводчик и поэт. Много путешествовал по Египту, Европе и России. Во время Гражданской войны старался примирить конфликтующие стороны: в своём доме спасал белых от красных и красных от белых. Стихи тех лет были наполнены исключительно трагизмом. Также Волошин известен как художник-акварелист. Произведения Максимилиана Александровича выставлены в феодосийской галерее имени Айвазовского. В статье будет представлена его краткая биография.

Детство

Максимилиан Волошин появился на свет в Киеве в 1877 году. Отец мальчика работал коллежским советником и юристом. После его смерти в 1893 году Максимилиан переехал с матерью в Коктебель (юго-восточный Крым). В 1897 г. будущий поэт окончил в Феодосии гимназию и поступил в Московский университет (юридический факультет). Также молодой человек ездил в Париж, чтобы взять несколько уроков гравюры и рисования у художницы Е. С. Кругликовой. В будущем Волошин очень сожалел о годах, потраченных на обучение в гимназии и университете. Полученные там знания совершенно ему не пригодились.

Годы странствий

Вскоре Максимилиан Волошин был выслан из Москвы за участие в студенческих восстаниях. В 1899 и 1900 годах он много путешествовал по Европе (Греция, Австрия, Германия, Франция, Швейцария, Италия). Памятники древности, средневековая архитектура, библиотеки, музеи - всё это являлось предметом неподдельного интереса Максимилиана. 1900-й был годом его духовного рождения: будущий художник странствовал с караваном верблюдов по среднеазиатской пустыне. Он мог взглянуть на Европу с «высоты плоскогорий» и ощутить всю «относительность её культуры».

Максимилиан Волошин путешествовал на протяжении пятнадцати лет, переезжая из города в город. Он проживал в Коктебеле, Петербурге, Москве, Берлине и Париже. В те годы герой данной статьи познакомился с Эмилем Верхарном (бельгийский поэт-символист). В 1919 г. Волошин перевёл на русский язык книгу его стихов. Помимо Верхарна, Максимилиан встретил и других ярких личностей: драматурга Мориса Метерлинка, скульптора Огюста Родена, поэта Юргиса Балтрушайтиса, Александра Блока, Андрея Белого, Валерия Брюсова, а также художников «Мира искусства». Вскоре молодой человек начал печататься в альманахах «Гриф», «Северные цветы» и журналах «Апполон», «Золотое руно», «Весы» и др. В те годы для поэта было характерно «блуждание духа» - от католичества и буддизма до антропософии и теософии. А ещё во многих его произведениях отразились и романтические переживания (в 1906 году Волошин женился на художнице Маргарите Сабашниковой. Отношения у них были довольно натянутыми).

Масонство

В марте 1905 г. герой данной статьи стал масоном. Посвящение прошло в ложе «Труд и верные истинные друзья». Но уже в апреле поэт перешёл в другой отделение - «Гора Синайская».

Дуэль

В ноябре 1909 года Максимилиан Волошин получил вызов на поединок от Николая Гумилёва. Причиной дуэли стала поэтесса Е. И. Дмитриева. Вместе с ней Волошин сочинил очень удачную литературную мистификацию, а именно - личность Черубины де Габриак. Вскоре произошло скандальное разоблачение, и Гумилёв нелестно высказался о Дмитриевой. Волошин нанёс ему личное оскорбление и получил вызов. В итоге оба поэта остались живы. Максимилиан спустил курок два раза, но произошли осечки. Николай же просто выстрелил вверх.

Творчество Максимилиана Волошина

Герой данной статьи был щедро одарённой натурой и совмещал в себе разные таланты. В 1910 году он выпустил свой первый сборник «Стихотворения. 1900-1910». В нём Максимилиан предстал зрелым мастером, который прошёл школу «Парнаса» и постиг сокровенные моменты поэтического ремесла. В том же году вышли ещё два цикла - «Киммерийская весна» и «Киммерийские сумерки». В них Волошин обратился к библейским образам, а также славянской, египетской и греческой мифологии. Также Максимилиан экспериментировал со стихотворными размерами, пытаясь передать в строках отголоски древних цивилизаций. Пожалуй, его самыми значимыми произведениями того периода стали венки сонетов «Лунария» и «Звёздная корона». Это было новым веянием в русской поэзии. Произведения состояли из 15 сонетов: каждый стих главного сонета был первым и одновременно замыкающим в остальных четырнадцати. А конец последнего, повторял начало первого, образуя тем самым венок. Стихотворение Максимилиана Волошина «Звёздная корона» было посвящено поэтессе Елизавете Васильевой. Именно с ней он придумал упомянутую выше мистификацию Черубины де Габриак.

Лекция

В феврале 1913 года Волошин Максимилиан Александрович, стихи которого обеспечили ему известность, был приглашён в Политехнический музей для прочтения публичной лекции. Тема была следующей: «О художественной ценности повреждённой картины Репина». В лекции Волошин высказал мысль о том, что в самой картине «заложены саморазрушительные силы», и именно художественная форма, а также содержание вызвали против неё агрессию.

Живопись

В культуре Серебряного века особое место заняла литературная и художественная критика Волошина. В собственных эссе Максимилиан Александрович не разделял личность живописца и его произведения. Он стремился создать легенду о мастере, передав читателю его «цельный лик». Все статьи, написанные на тему современного искусства, Волошин объединил в сборнике «Лики творчества». В 1914 году вышла первая часть. Потом началась война, и у поэта не получилось осуществить свой замысел по выпуску многотомного издания.

Помимо написания критических статей, герой данного повествования сам занимался живописью. Поначалу это была темпера, а потом Волошин увлёкся акварелью. По памяти он часто рисовал колоритные крымские пейзажи. С годами акварели стали ежедневным хобби художника, став буквально его дневником.

Постройка храма

Летом 1914 года Максимилиан Волошин, картины которого уже активно обсуждались в сообществе художников, увлёкся идеями антропософии. Вместе с единомышленниками из более чем 70 стран (Маргарита Волошина, Ася Тургенева, Андрей Белый и другие), он приехал в Швейцарию в коммуну Дорнах. Там вся компания приступила к постройке Гетеанума - известного храма святого Иоанна, который стал символом братства религий и народов. Волошин больше работал в качестве художника - создавал эскиз занавеса и рубил барельефы.

Отказ от службы

В 1914 году Максимилиан Александрович написал В. А. Сухомлинову письмо. В своём послании поэт отказывался от участия в Первой мировой войне, называя её «кровавой бойней».

Неопалимая купина

Волошин отрицательно относился к войне. Всё его отвращение вылилось в сборник «В год пылающего мира 1915». Гражданская война и Октябрьская революция застали его в Коктебеле. Поэт сделал всё, чтобы помешать соотечественникам истреблять друг друга. Максимилиан принимал историческую неизбежность революции и помогал гонимому в независимости от его «окраски» - «и белый офицер, и красный вождь» находили в его доме «совета, защиты и убежища». В послереволюционные годы кардинально поменялся поэтический вектор творчества Волошина: на смену импрессионистическим зарисовкам и философским медитациям пришли страстные размышления о судьбе страны, её избранничестве (книга стихов «Неопалимая купина») и истории (поэма «Россия», сборник «Демоны глухонемые»). А в цикле «Путями Каина» герой данной статьи затронул тему материальной культуры человечества.

Бурная деятельность

В 1920 годы Максимилиан Волошин, стихи которого становились всё более популярными, тесно сотрудничал с новой властью. Он работал в сфере краеведения, охраны памятников, народного просвещения - ездил с инспекциями по Крыму, выступал с лекциями и т. п. Неоднократно устраивал выставки своих акварелей (в том числе в Ленинграде и Москве). Также Максимилиан Александрович получил охранную грамоту на свой дом, вступил в Союз писателей, ему назначили пенсию. Однако после 1919 года стихи автора в России почти не печатались.

Свадьба

В 1927 г. поэт Максимилиан Волошин женился на Марии Заболоцкой. Она разделила с супругом самые трудные его годы (1922-1932). В тот период Заболоцкая была опорой во всех начинаниях героя данной статьи. После смерти Волошина женщина сделала всё для сохранения его творческого наследия.

«Дом поэта»

Пожалуй, этот особняк в Коктебеле стал главным творением Максимилиана Александровича. Поэт построил его на берегу моря в 1903 году. Просторный дом с башней для наблюдения за звёздным небом и художественной мастерской стал вскоре местом паломничества художественно-литературной интеллигенции. Здесь гостили Альтман, Остроумова-Лебедева, Шервинский, Булгаков, Замятин, Ходасевич, Мандельштам, А. Н. Толстой, Гумилёв, Цветаева и многие другие. В летние месяцы число приезжавших доходило до нескольких сотен.

Максимилиан был душой всех проводимых мероприятий - ловля бабочек, собирание камешков, прогулки на Карадаг, живые картины, шарады, турниры поэтов и т. д. Своих гостей он встречал в сандалиях на босу ногу и парусиновом балахоне, с массивной головой Зевса, которая была украшена венком из полыни.

Смерть

Максимилиан Волошин, биография которого была представлена выше, скончался после второго инсульта в Коктебеле в 1932 году. Художника решили похоронить на горе Кучук-Янышар. После смерти героя данной статьи завсегдатаи продолжали приходить в Дом поэта. Их встречала его вдова Мария Степановна и старалась поддерживать прежнюю атмосферу.

Память

Одна часть критиков ставит весьма разнородную по ценности поэзию Волошина намного ниже произведений Ахматовой и Пастернака. Другая же признаёт наличие в них глубокого философского прозрения. По их мнению, стихи Максимилиана Александровича рассказывают читателям о русской истории намного больше, чем произведения других поэтов. Некоторые мысли Волошина относят к пророческим. Глубина идей и цельность миросозерцания героя данной статьи привели к сокрытию его наследия в СССР. С 1928 по 1961 год не опубликовали ни одного стихотворения автора. Если бы Максимилиан Александрович не умер от инсульта в 1932 г., то наверняка стал жертвой Большого Террора.

Коктебель, вдохновивший Волошина на создание многих произведений, до сих пор хранит память о своём знаменитом обитателе. На горе Кучук-Янышар находится его могила. Описанный выше «Дом поэта» превратился в музей, привлекающий людей со всех уголков света. Это строение напоминает посетителям о гостеприимном хозяине, собиравшем вокруг себя путешественников, учёных, актёров, художников и поэтов. На данный момент Максимилиан Александрович входит в число самых замечательных стихотворцев Серебряного века.

Поначалу не много стихов писал Волошин Максимилиан Александрович, поэт. Практически все они были помещены в книгу, появившуюся в 1910 году ("Стихотворения. 1900-1910"). Руку "ювелира", "настоящего мастера" увидел в ней В. Брюсов. Волошин считал своими учителями виртуозов стихотворной пластики Ж. М. Эредиа, Готье и др. поэтов-"парнасцев" из Франции. Их произведения находились в противовесе с верленовским "музыкальным" направлением. Эту характеристику творчества Волошина можно отнести к его первому сборнику, а также ко второму, который был составлен Максимилианом в начале 1920-х годов и не был опубликован. Назывался он "Selva oscura". В него были включены стихотворения, созданные в период с 1910 по 1914 гг. Основная их часть вошла позже в книгу избранного, вышедшую в 1916 году ("Иверни").

Ориентация на Верхарна

Можно долго говорить о творчестве такого поэта, как Волошин Максимилиан Александрович. Биография, кратко изложенная в этой статье, содержит лишь основные факты о нем. Нельзя не отметить, что явственным политическим ориентиром поэта становится с начала 1-й мировой войны Э. Верхарн. Брюсовские переводы его еще в статье 1907 года и Валерий Брюсов" были подвергнуты Максимилианом сокрушительной критике. Волошин сам переводил Верхарна "с разных точек зрения" и "в разные эпохи". Отношение к нему он подытожил в своей книге 1919 года "Верхарн. Судьба. Творчество. Переводы".

Волошин Максимилиан Александрович - русский поэт, который сочинял стихи и о войне. Вошедшие в сборник 1916 года "Anno mundi ardentis", они вполне созвучны верхановской поэтике. В них обрабатывались образы и приемы стихотворной риторики, ставшей устойчивой характеристикой всей поэзии Максимилиана революционных времен, гражданской войны и дальнейших лет. Часть стихотворений, написанных в то время, была опубликована в книге 1919 года "Демоны глухонемые", другая часть в 1923 году была издана в Берлине под заглавием "Стихи о терроре". Однако в большинстве своем произведения эти остались в рукописи.

Официальная травля

В 1923 году началась травля Волошина со стороны государства. Имя его предали забвению. В СССР в период с 1928 по 1961 год ни одной строчки этого поэта не появилось в печати. Когда Эренбург в 1961 году почтительно упомянул в своих мемуарах о Волошине, это сразу же вызвало отповедь А. Дымшица, который указал на то, что Максимилиан был декадентом из самых незначительных и отнесся отрицательно к революции.

Возвращение в Крым, попытки пробиться в печать

Весной 1917 года Волошин возвратился в Крым. В автобиографии 1925 года он писал, что больше не покинет его, никуда не эмигрирует и ни от чего не спасается. Ранее он заявлял о том, что не выступает ни на одной из борющихся сторон, однако живет лишь Россией и совершающимся в ней; а также писал, что ему нужно остаться в России до конца. Дом Волошина, находящийся в Коктебеле, в период гражданской войны оставался странноприимным. Здесь находили приют и скрывались от преследований и белые офицеры, и красные вожди. Об этом Максимилиан написал в своем стихотворении 1926 года "Дом поэта". "Красным вождем" являлся Бела Кун. После того как был разгромлен Врангель, он путем организованного голода и террора заправлял усмирением Крыма. По всей видимости, в награду за укрывательство Куна при советской власти Волошину был сохранен дом, а также обеспечена относительная безопасность. Однако ни его заслуги, ни хлопоты влиятельного в то время, ни отчасти покаянное и умоляющее обращение к Л. Каменеву, всесильному идеологу (в 1924 году) не помогли Максимилиану пробиться в печать.

Два направления мыслей Волошина

Волошин писал о том, что для него стих остается единственным способом выражения мыслей. А они устремлялись у него в двух направлениях. Первое - историософское (судьбы России, произведения о которой принимали у него нередко условно-религиозную окраску). Второе - антиисторическое. Здесь можно отметить цикл "Путями Каина", в котором отразились идеи универсального анархизма. Поэт писал, что в этих произведениях он формирует практически все его социальные идеи, которые были по большей части отрицательными. Следует отметить общий иронический тон этого цикла.

Признанные и непризнанные произведения

Несогласованность мыслей, характерная для Волошина, приводила нередко к тому, что его творения воспринимались порой как высокопарная мелодекламация ("Преосуществление", "Святая Русь", "Китеж", "Ангел времен", "Дикое поле"), эстетизированные умствования ("Космос", "Левиафан", "Таноб" и некоторые другие произведения из "Путями Каина"), претенциозная стилизация ("Дметриус-император", "Протопоп Аввакум", "Святой Серафим", "Сказание об иноке Епифании"). Тем не менее можно сказать, что многие его стихотворения революционного времени получили признание как емкие и точные поэтические свидетельства (например, типологические портреты "Буржуй", "Спекулянт", "Красногвардеец" и др., лирические декларации "На дне преисподней" и "Готовность", риторический шедевр "Северовосток" и другие произведения).

Статьи об искусстве и занятие живописью

После революции деятельность его как искусствоведа прекратилась. Тем не менее Максимилиан смог опубликовать 34 статьи, посвященные русскому изобразительному искусству, а также 37 статей об искусстве французском. Первая его монографическая работа, посвященная Сурикову, сохраняет свое значение. Книга "Дух готики" осталась незавершенной. Над ней Максимилиан трудился в 1912 и 1913 году.

Волошин занялся живописью для того, чтобы судить профессионально об изобразительном искусстве. Как оказалось, он был даровитым художником. Крымские акварельные пейзажи, выполненные со стихотворными надписями, стали его излюбленным жанром. В 1932 году (11 августа) в Коктебеле умер Максимилиан Волошин. Краткая биография его может быть дополнена сведениями о личной жизни, интересные факты из которой мы приводим ниже.

Интересные факты из личной жизни Волошина

Дуэль Волошина и Николая Гумилева состоялась на Черной речке, той самой, где в Пушкина стрелял Дантес. Произошло это 72 года спустя и также из-за женщины. Однако судьба сберегла тогда двух знаменитых поэтов, какими являлись Гумилев Николай Степанович и Волошин Максимилиан Александрович. Поэт, фото которого представлено ниже, - Николай Гумилев.

Стрелялись они из-за Лизы Дмитриевой. Она училась на курсе староиспанской и старофранцузской литературы в Сорбонне. Первым этой девушкой пленился Гумилев. Он ее привез в гости к Волошину в Коктебель. Тот соблазнил девушку. Николай Гумилев уехал, так как почувствовал себя лишним. Однако история эта через некоторое время продолжилась и привела в итоге к дуэли. Суд приговорил Гумилева к неделе ареста, а Волошина - к одному дню.

Первая жена Максимилиана Волошина - Маргарита Сабашникова. С ней он в Сорбонне слушал лекции. Брак этот, однако, вскоре распался - девушка влюбилась в Вячеслава Иванова. Жена его предложила Сабашниковой жить втроем. Однако семья "нового типа" не сложилась. Второй супругой его была фельдшер (на фото выше), ухаживавшая за престарелой матерью Максимилиана.

М аксимилиан Волошин, поэт, художник, литературный критик и искусствовед. Его отец, юрист и коллежский советник Александр Кириенко-Волошин, происходил из рода запорожских казаков, мать – Елена Глазер – из обрусевших немецких дворян.

Детство Волошина прошло в Таганроге. Отец умер, когда мальчику было четыре года, и мать с сыном перебрались в Москву.

«Конец отрочества отравлен гимназией» , – писал поэт, которому учеба была не в радость. Зато он с упоением отдавался чтению. Сначала Пушкин , Лермонтов , Некрасов , Гоголь и Достоевский , позднее – Байрон и Эдгар По.

В 1893 году мать Волошина приобрела небольшой участок земли в татарско-болгарской деревушке Коктебель и перевела 16-летнего сына в гимназию в Феодосии. Волошин влюбился в Крым и пронес это чувство через всю жизнь.

В 1897 году по настоянию матери Максимилиан Волошин поступил в Московский университет на юридический факультет, но проучился недолго. Примкнув к Всероссийской студенческой забастовке, был отстранен от занятий в 1899 году за «отрицательное мировоззрение и агитационную деятельность» и выслан в Феодосию.

«Мое родовое имя Кириенко-Волошин, и идет оно из Запорожья. Я знаю из Костомарова, что в XVI веке был на Украине слепой бандурист Матвей Волошин, с которого с живого была содрана кожа поляками за политические песни, а из воспоминаний Францевой – что фамилия того молодого человека, который возил Пушкина в цыганский табор, была Кириенко-Волошин. Я бы ничего не имел против того, чтобы они были моими предками».

Автобиография Максимилиана Волошина. 1925 г.

В последующие два года Волошин совершил несколько путешествий в Европу. Он посетил Вену, Италию, Швейцарию, Париж, Грецию и Константинополь. А заодно передумал восстанавливаться в университете и решил заняться самообразованием. Странствия и ненасытная жажда познания окружающего мира стали тем двигателем, благодаря которому и раскрылись все грани дарования Волошина.

Все видеть, все понять, все знать, все пережить
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Все воспринять и снова воплотить.

Он изучал литературу в лучших европейских библиотеках, слушал лекции в Сорбонне, посещал уроки рисования в парижской мастерской художницы Елизаветы Кругликовой. Кстати, заняться живописью он решил, чтобы профессионально судить о чужом творчестве. В общей сложности он пробыл за границей с 1901 по 1916 год, живя попеременно то в Европе, то в Крыму.

Более всего он любил Париж, куда и наведывался часто. В этой Мекке искусства начала ХХ века Волошин общался с поэтом Гийомом Аполлинером, писателями Анатолем Франсом, Морисом Метерлинком и Роменом Ролланом, художниками Анри Матиссом, Франсуа Леже, Пабло Пикассо, Амедео Модильяни, Диего Риверой, скульпторами Эмилем Антуаном Бурделем и Аристидом Майолем. Интеллектуал-самоучка удивлял современников своей разносторонностью. На родине легко вошел в круг поэтов-символистов и художников-авангардистов. В 1903 году Волошин начал строить в Коктебеле дом по собственному проекту.

«…Коктебель не сразу вошел в мою душу: я постепенно осознал его как истинную родину моего духа. И мне понадобилось много лет блужданий по берегам Средиземного моря, чтобы понять его красоту и единственность…».

Максимилиан Волошин

В 1910 году вышел первый сборник его стихов. В 1915-м – второй – об ужасах войны. Он не принял Первую мировую, как позже не принял и революцию – «космическую драму бытия». В Советской России выходят его «Иверия» (1918) и «Демоны глухонемые» (1919). В 1923 году начинается официальная травля поэта, его перестают издавать.

С 1928 по 1961 год в СССР не было издано ни одной его строчки. А ведь кроме поэтических сборников, творческий багаж Волошина-критика содержал 36 статей о русской литературе, 28 – о французской, 35 – о русском и французском театре, 49 – о событиях французской культурной жизни, 34 статьи о русском изобразительном искусстве и 37 – об искусстве Франции.

После революции Волошин постоянно жил в Крыму. В 1924 году он создал «Дом поэта», напоминающий своим обликом одновременно средневековый замок и средиземноморскую виллу. Здесь бывали сестры Цветаевы, Николай Гумилев , Сергей Соловьев, Корней Чуковский, Осип Мандельштам , Андрей Белый, Валерий Брюсов , Александр Грин, Алексей Толстой , Илья Эренбург, Владислав Ходасевич, художники Василий Поленов , Анна Остроумова-Лебедева, Кузьма Петров-Водкин, Борис Кустодиев , Петр Кончаловский , Аристарх Лентулов, Александр Бенуа ...

Максимилиан Волошин. Крым. В окрестностях Коктебеля. 1910-е

В Крыму по-настоящему раскрылся и дар Волошина-художника. Живописец-самоучка оказался талантливым акварелистом. Свою Киммерию, однако, писал не с натуры, а по собственному методу законченного изображения, благодаря которому из-под его кисти выходили безукоризненные по форме и свету виды Крыма. «Пейзаж должен изображать землю, по которой можно ходить , – говорил Волошин, – и небо, по которому можно летать, то есть в пейзажах… должен ощущаться тот воздух, который хочется вдохнуть полной грудью…»

Максимилиан Волошин. Коктебель. Закат. 1928

«Почти все его акварели посвящены Крыму. Но это не тот Крым, который может снять любой фотографический аппарат, а это какой-то идеализированный, синтетический Крым, элементы которого он находил вокруг себя, сочетая их по своему произволу, подчеркивая то самое, что в окрестностях Феодосии наводит на сравнение с Элладой, с Фиваидой, с некоторыми местами в Испании и вообще со всем тем, в чем особенно обнаруживается красота каменного остова нашей планеты».

Искусствовед и художник Александр Бенуа

Максимилиан Волошин был поклонником японской гравюры. По примеру японских классиков Кацусика Хокусая и Китагава Утамаро свои акварели он подписывал строками своих же стихов. Каждый цвет для него имел особое символическое значение: красный – это земля, глина, плоть, кровь и страсть; синий – воздух и дух, мысль, бесконечность и неизвестность; желтый – солнце, свет, воля, самоосознанность; лиловый – цвет молитвы и тайны; зеленый – растительного царства, надежды и радости бытия.

Стихи Волошина в основной своей массе были написаны о местах, которые он посетил за время своей жизни. Коктебель – это то место, где прошла его молодость, и те годы, которые впоследствии вспоминал с ностальгией. Всю Россию он прошел пешком: как было не написать об этом.

Тема путешествий еще не раз поднималась в его творчестве: оказали влияние поездки по Западной Европе, Греции, Турции и Египту – он описывал все страны, в которых побывал.

Сочинял он стихи и о войне, где призывал всех (даже в годы смуты и революций) оставаться людьми. В длинных стихах о Гражданской войне поэт пытался выявить связь между тем, что происходит в России, и ее далеким, мифическим прошлым. Он не вставал ни на чью сторону, а защищал и белых, и красных: защищал людей от политики и власти.

Его произведения о природе тесно связаны с местом, где он жил. Первозданный Восточный Крым и полумифический мир Киммерии поэт воссоздал не только в стихах, но и в картинах.

Волошин не только сам писал картины, но и был истинным ценителем прекрасного и по-настоящему верующим человеком. Тема веры впервые появляется в стихотворении «Владимирская Богоматерь»: увидев одноименную икону в музее, поэт был так потрясен, что по несколько дней подряд приходил на свидание к ней.

К сожалению, стихи великого поэта не вошли в школьную программу: он не писал для детей. Но каждый из вас может просто зайти на эту страничку и прочитать о том, что волновало Волошина больше всего: о любви и поэзии, о революции и поэзии, о жизни и смерти. Короткие или длинные – не важно, важно только одно: это лучшее, что было им написано за все годы.

Последние материалы раздела:

Бактерии- древние организмы
Бактерии- древние организмы

Археология и история – это две науки, тесно переплетенные между собой. Археологические исследования дают возможность узнать о прошлом планеты,...

Реферат «Формирование орфографической зоркости у младших школьников При проведении объяснительного диктанта объяснение орфограмм, т
Реферат «Формирование орфографической зоркости у младших школьников При проведении объяснительного диктанта объяснение орфограмм, т

МОУ «ООШ с. Озёрки Духовницкого района Саратовской области » Киреевой Татьяны Константиновны 2009 – 2010 год Введение. «Грамотное письмо – не...

Презентация: Монако Презентация на тему
Презентация: Монако Презентация на тему

Религия: Католицизм: Официальная религия - католичество. Однако конституция Монако гарантирует свободу вероисповедания. В Монако есть 5...