Чем необычны герои в сказках притчах. Анализ татарской народной сказки «Три дочери»

1.Вы прочитали сказку Сент-Экзюпери Маленьки принц. О комс и о чем эта сказка? Кто её герои? Расскажите о каждом из них. 2. Что в этом

произведение сказочного и что реального?

3.О чём узнает маленький принц и мы вместе с ним?

4. Сказка напоминает взрослым о том что и они были детьми что нельзя забывать о детстве потому что дети острее чувствуют и иногда глубже чем взрослые понимают жизнь. Что же в сказке (слова поступки героев взаимоотношения) говорит об этом?

1)Из каких произведений А.С.Пушкина взяты следующие цитаты?

1) Там на неведомых дорожках
Следы невиданых зверей
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей.

2)Ветер,ветер! ты могуч,
ты гоняеш стаи туч
ты волнуешь сине море
всюду веешь на просторе
не боишься никого
кроме Бога одного

3)Подруга дней моих суровых
глубока дряхлая моя!
одна в глуши лесов сосновых
давно,давно ты ждёшь меня!
2)Закончи цитаты из сказок А.С.Пушкина:
1)Три девицы под окном...
2)Белка песенки поет...
3)И днем и ночью кот учёный...
4)Сказка ложь да в ней намек!

3)Узнай персонажа сказки А.С.Пушкина по описанию.
Высока,стройна,бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда,ломлива
Своенравна и ревнива

4)С какими событиями в жизни Пущкина связано стихотворение "Узник"?
1)учёба в Царскосельском лицее
2)ссылка в Кишенёв
3)путишествие по Кавказу

5)Сколько героев в стихотворение "Узнак"?

7)Если бы тебе предложили проиллюстрировать это стихотворение,что бы ты изобразил и какие краски использовал?

1.какую роль в повествовании играет сказка о тридевятом орехе рассказанная крестным

2.попробуйте определить,что в Щелкунчике сказка, а что реальность.Есть ли у Гофмана четко выражения грань между сказкой и реальностью? Почему, автор несколько раз подчёркивает внешнее сходство Щелкунчика с крестным?Помогите пожалуйста хотя бы на один вопрос!!

Конспект урока по литературному чтению 2 класс

УМК: литературное чтение, автор Е.И.Матвеева, система Эльконина-Давыдова

Раздел: Притчевое слово в сказке

Тема: Притчевые слова в сказках К.Д. Ушинского «Два плуга» и «Ветер и солнце»

Цель: раскрыть поучительные выводы на основании житейских историй в сказках-притчах К.Д.Ушинского «Два плуга» и «Ветер и солнце»

Задачи:

Определить особенности сказки-притчи, учиться выявлять поучения в сказках притчах;

Развивать умение делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

Способствовать воспитанию нравственных ценностей как доброта и трудолюбие.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

1.Создание учебной ситуации

Слайд 1 притча

О чем вам говорит это слово?

Слайд 2 короткий рассказ

Житейский рассказ

Скрытый смысл

Содержит поучение

Притча – это короткий житейский рассказ со скрытым смыслом, содержащий поучение.

Притча – это поучение в примере

Что такое поучение?

Поучение учит жизни, уму разуму, как нельзя себя вести, учит добру, милосердии, трудолюбии, любить ближнего

Вспомним предыдущий урок. Прочитайте притчу:

Какое поучение содержит притча?

Вот вышел сеятель сеять. И когда он сеял, то иное семя упало при дороге, и птицы поклевали его. Иное же семя упало на места каменистые, где мало было земли., и вскоре взошло, но скоро и засохло, потому что не имело корня и влаги. Иное упало в терние, и терние заглушило его. Иное семя упало на добрую землю и принесло плоды.

Кто имеет уши слышать да слышит!

Учит быть внимательными, добрыми, чуткими друг к другу. Ведь добрая земля – это доброе сердце.

Решение конкретно-практических задач

Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

Откройте стр.49. К.Д.Ушинский

А вы слышали когда-нибудь это имя?

-Послушайте и запомните: КДУ – великий русский писатель и педагог. Родился в городе Тула в 1824 году- это примерно 200 лет тому назад, в семье дворянина. Написал много интересных рассказов, сказок для детей.

Найдите и подпишите портрет КДУ.

Писатель, сказочник…

Работа в группах

(Карточки с тремя не подписанными портретами: А.С.Пушкин, К.Д.Ушинский, Ф.К.Сологуб)

Физминутка:

В чистом поле теремок.

Из трубы идет дымок.

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Серый зайка прыг да скок –

И запрыгнул за порог,

Зашатался теремок,

И открылся сам замок.

Читаем «Два плуга»

Слайд 3 – фото плуга

Читаем «Ветер и солнце»

Назови героев сказок

К какому жанру можно отнести эти произведения? Почему?

Читают подготовленные ученики.

Блестящий плуг и ржавый плуг

Ветер, солнце, человек

Сказка, потому что…

Притча, потому что…

Сказки-притчи

Сказка + притча = сказка-притча

Работа в группах

Выявить поучение

Работа в группах

( у каждой группы заготовки )

1гр.- инсценировать сказку «Два плуга»

2гр. – пересказать сказку «Ветер и Солнце»

3гр.- выявить основную мысль сказки-притчи «Два плуга» и подобрать подходящие пословицы, поговорки.

4гр.- выявить основную мысль сказки-притчи «Ветер и Солнце» и прочитать самые добрые слова в этом произведении.

Рефлексия

Могут ли пригодиться вам в жизни эти поучения?

Да…

Домашнее задание

Расскажи сказки –притчи своим родителям.

Происхождение сказок. Специфика вымысла. Древнейшие мотивы. Типы сюжетов. Опыт классификации сюжетов. Поэтика и стиль. Композиция. Пространство и время. Стилевые формулы. Контаминация. Система образов. Темы, образы, смысл наиболее распространенных сказок.

Волшебная сказка – это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи. В ней происходят чудесные, фантастические события. Сказки этого типа возникли в результате поэтического переосмысления древнейших рассказов о соблюдении табу – бытовых запретов на разные случаи жизни, созданных для того, чтобы уйти из-под власти таинственной злой силы. Вероятно, когда-то существовали рассказы о нарушении табу и о следующих за этим печальных событиях.

В волшебных сказках мы видим отголоски запретов – употреблять неизвестную еду или пить из неизвестных источников, а также покидать дом, прикасаться к некоторым предметам. Нарушив запрет сестры, братец Иванушка пьет воду из следа козлиного копытца и превращается в козлика. Преступив запрет родителей покидать дом, сестра уходит с маленьким братцем на полянку, и его уносят гуси-лебеди в избушку Бабы-Яги. Забыв о запрещении серого волка прикасаться к клетке жар-птицы и уздечке златогривого коня, Иван- царевич попадает в беду.

Специфичен вымысел волшебной сказки. В ней все необычно, и напрочь снимается вопрос о вероятности, достоверности повествования. В сказке этого типа встречаются мотивы, содержащие веру в колдовство, в существование потустороннего мира и возможность возвращения оттуда, в оборотничество – превращение людей в реку или озеро, всевозможных животных и даже в церковь, как, например, в сказке «Василиса Премудрая и Морской царь».

Некоторые волшебные сказки связаны с мифологическими представлениями. Такие персонажи как Морозко, Морской или Водяной царь, чудесные зятья Солнце, Месяц, Ветер или Орел, Сокол и Ворон явно связаны с обожествлением сил природы и почитанием тотемного зверя. Культ предков обнаруживается в образе чудесной куколке, которую умирающая мать дает Василисе. Куколка помогает сироте противостоять козням мачехи и спасает ее от Бабы Яги.

Таким образом, сказки сохранили в себе когда-то реальные черты давно исчезнувших представлений, жизненных явлений, следы пережитых человеческих эпох, которые теперь воспринимаются нами как фантастика, вымысел. Например, в образах мудрых дев Василисы Премудрой, Марьи Моревны, Елены Прекрасной, обладающих сверхъестественными способностями и помогающих герою, явно обнаруживаются представления эпохи матриархата о превосходстве женщины над мужчиной. Мотивы человеческих жертвоприношений видны, например, в сказках о Змее, похищающем девушек; колдовства и людоедства – в сказках о Бабе – Яге. Эти и другие сказочные мотивы – отзвук давно забытой действительности, но в сказках они не воспринимаются как рассказ о прошлом. Они формируют тот чудесный фантастический мир, в котором живут сказочные герои.

Фантастику волшебной сказки сформировали также мечты, обращенные в будущее. Сказка опережает действительность. Мечтая о быстром передвижении по земле, человек в сказке создает сапоги-скороходы. Он хочет летать по воздуху – создает ковер-самолет. Хочет всегда быть сытым – и в сказке появляются скатерть-самобранка, чудесная мельница, горшок, который может по приказу наварить любое количество каши.

Волшебные сказки по своему сюжетному составу – сложный жанр. Они включают в себя героические сказки о борьбе героя с врагами, сюжеты о поисках диковинок, добывании невесты, повествования о падчерице и мачехе и другие. В указателе сказочных сюжетов А. Аарне можно обнаружить 144 сюжета, известных в русских сказках. Кроме того, русский ученый Н.П. Андреев нашел еще 38 сюжетов, неизвестных фольклору других народов. Русский исследователь сказок В.Я. Пропп выделил следующие типы сюжетов:

1. Борьба героя с чудесным противником.

2. Освобождение от плена или колдовства невесты (жены) или жениха.

3. О чудесном помощнике.

4. О чудесном предмете, помогающем герою достичь цели.

5. О чудесной силе или необычном умении героя.

6. Прочие типы сюжетов, не вошедшие в предыдущие разделы.

Как правило, сюжет волшебной сказки начинается с интригующей завязки, необычного события: например, в сказке «Три царства» завязка сказочного действия начинается с того, что в сад, где гуляет царица, прилетел вихрь, схватил ее и унес неведомо куда. Завязка подчеркивает необычность происходящего, показывает, что речь пойдет о чудесных приключениях героев. Сюжет каждой волшебной сказки неповторим. Его отличительная черта – многособытийность. В сказке описывается довольно продолжительный период в напряженной и драматичной жизни героя. Герой сказки проходит через ряд испытаний, выполняет трудные задания.

В разных волшебных сказках встречаются одни и те же мотивы, или наиболее часто встречающиеся эпизоды. Например, мотив отлучения героя от дома по какой- либо причине, мотивы трудных поручений, поиска похищенной жены или невесты, состязания с врагом, мотив бегства от врага, содействия чудесных помощников или предметов. При всем сюжетном различии структура волшебных сказок едина: мотивы строго последовательны, каждый предшествующий мотив поясняет последующий, подготавливает событие основного, кульминационного. Обычно наиболее значительный мотив в сказке может повторяться трижды. Повтор замедляет сюжетное действие, но фиксирует внимание слушателей на важном моменте.

Композицию сказки можно охарактеризовать как круговую и однолинейную. Условно последовательность действия может быть передана схемой: герой покидает дом для совершения подвигов или для приключений – подвиги или приключения – возвращение. Так создается замкнутость действия, круговая композиция. Выделяя героя в начале повествования, сказка связывает все действия с ним, к нему относится вся цепь сказочных событий. Мы не найдем ни одного эпизода, где бы отсутствовал главный герой. Такое построение принято называть однолинейным.

Специфической чертой волшебной сказки является изображение особого сказочного пространства и времени, в которых совершаются действия героя. Художественное пространство волшебно-фантастической сказки ограничено от реального. Оно четко членится на свое – «некоторое царство, некоторое государство», в котором живет герой, и чужое, иное – «тридевятое царство, тридесятое государство», в котором герой проходит испытания и совершает подвиги. Граница между ними – всегда какое-то препятствие. Это может быть темный лес, огненная река, море, гора, колодец, глубокая яма, которые герою нужно суметь преодолеть, чтобы из «своего» попасть в «иное» царство.

Художественное время волшебной сказки – это особое сказочное время, не совпадающее с реальным ни по своей протяженности, ни по своему характеру. Оно всегда отнесено к неопределенно далекому прошлому. Оно условно, ирреально. Оно никогда не исчисляется годами, а лишь событиями. Герой сказки никогда не стареет. О его жизни до того момента, как он уходит из дома для выполнения своих подвигов, повествуется очень кратко. Только с момента выезда героя из дома начинается отсчет времени и далее время определяется лишь теми событиями, о которых повествует сказка. Сказочное время всегда последовательно движется вперед, в будущее, никогда не возвращаясь в прошлое героя. Оно явственно подразделяется на время в пути и время событий.

Для обозначения времени героя в пути используются особые художественные формулы, например: «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». Употребляются глаголы движения, повторяющиеся 2-3 и более раз. Увеличение повторов означает увеличение длительности времени в пути. «Идет, идет, идет Иван-царевич...» – означает, что он идет очень долго. Протяженность пути может передаваться состоянием усталости, голода, жажды, изнашиванием одежды и обуви.

Мир персонажей волшебной сказки необычайно разнообразен. Центральное место в системе образов занимают положительные герои, наделенные идеальными физическими и моральными качествами. В свою очередь они подразделяются на следующие группы: герой-богатырь, герой-удачник и герой – мнимый дурак. Второй ряд составляют помощники героя, при содействии которых он совершает свои подвиги и успешно преодолевает все препятствия и приключения. Третий ряд – враги или вредители героя, с которыми он борется.

Герои – богатыри рождаются от чудесного зачатия и с младенчества наделены титанической силой и иными сверхъестественными качествами. К такому типу героев относятся Покатигорошек, Иван – Медвежье ушко, Иван Сучич, Иван – Коровий сын и другие. Покатигорошек рождается чудесным образом – от горошины, которую находит и съедает его мать. Время от его зачатия до рождения фантастически сокращено. Растет он не по годам, а по часам, у него необыкновенные умственные способности: говорить и разумно рассуждать он начинает, еще находясь в утробе матери. У него сверхчеловеческая выносливость и исполинская сила. Он совершает подвиги, убивая чудовищного змея, избавляя из плена сестру и братьев. Это один из архаических типов героев восточнославянского сказочного эпоса, в основе его лежит культ растительной силы.

Иван – Медвежье ушко или Медведко рождается в результате сожительства женщины (иногда мужчины) с медведем (медведицей). Внешне он «совсем как человек, только уши медвежьи» или «до пояса человек, а от пояса – медведь». Как и Покатигорошек, он необыкновенно быстро растет, силен и умен. Это буйная, озорная натура. В детстве, неосторожно играя со сверстниками, калечит их. В образе этого героя слились героические и сатирико-юмористические черты. В сказках о медвежьем сыне видны следы культа тотемного зверя.

Герой – удачник (обычно его имя в сказках Иван-царевич, Иван крестьянский сын) в отличие от героя- богатыря не обладает титанической силой, хотя он силен и ловок, часто красив: «красавец писаный, взглянет соколом, встанет львом – зверем, глаз отвести нет возможности». Но главное в нем – его высокие моральные качества, которыми он привлекает помощников, и они служат ему, помогая одолеть все препятствия. Этот тип героя воплощает в себе человеческий идеал: он добр, справедлив, бескорыстен, честен. Умирая от голода, он щадит животных, терпя нужду, делится последним куском с нищим. Он беспрекословно выполняет наказ отца, приходя три ночи подряд за себя и за старших братьев караулить отцовскую могилу. За каждый свой добрый поступок герой награждается чудесным конем или чудесным предметом.

Мнимый дурак – это замаскированный герой. В сказке это всегда третий, младший сын в крестьянской семье («По щучьему велению», «Сивка-бурка», «Свинка – золотая щетинка», «Конек-горбунок»). Иногда это единственный сын бедной вдовы («Волшебное кольцо»), купеческий сын («Незнайка», «Плешивый», «Таинственный рыцарь»). Дурак не имеет собственной семьи и живет с братьями, находясь как бы в подчинении у их жен, которые дают ему мелкие поручения. Сказка никогда не показывает его участником важных хозяйственных и семейных дел. Его могут послать на речку за водой или в лес по дрова, или отправить в караул. Но никогда не посылают пахать, сеять или торговать.

Он может показаться ленивым и бездеятельным. Обычно он ничем не занят: сидит на печи или в уголке за печкой, перебирает печную золу, что воспринимается окружающими как дурость. Однако это как раз и выделяет дурака как особого героя. Печь (зола, и пепел) в народной мифологии привязана к духам дома и культу предков. Дурак связан с иным миром, законы которого отличаются от законов реального мира, и находится под его особым покровительством.

Находясь в зависимом положении от членов семьи, порой терпя голод и лишения, дурак не стремится изменить свое незавидное положение. Поэтому Емеля, получив от щуки чудесную возможность – повелевать, не употребляет ее на приобретение материальных благ и власти, а пользуется ею, чтобы не тратить время на скучные житейские дела: заставляет ведра идти в избу, сани ехать в лес, топор рубить дрова – ему якобы лень. Но лень его мнима, ибо как только пробьет час, лени этой не останется и в помине: Иван-дурак будет скакать на коне, добывая перстень невесты, Емеля на прекрасном острове воздвигнет огромный мост с хрустальным дворцом. В нужный момент дурак начнет проявлять незаурядную хитрость и смекалку, которые напрочь отсутствуют у него в обыденной жизни.

Он не наделен от рождения ни физической силой, ни красотой. Внешне он может выглядеть замарашкой, забитым и ничтожным, неприглядным. Но ведь сказка никогда не говорит о его физических недостатках, малом росте или внешнем безобразии. Обычно его неприглядность связана с тем, что он нарочито неопрятен: грязен, немыт, испачкан сажей, одет в лохмотья. В таком виде он может на потеху братьям отправиться на худой лошаденке на званый пир в царский дворец, в то время как братья наряжаются в лучшие одежды и едут на хороших конях.

Дуростью кажется окружающим его непрактичность. Емеля выпускает в речку пойманную щуку, вместо того, чтобы сварить ее и наесться досыта («По щучьему веленью»). Дурак не знает цены деньгам. Ванька, вдовий сын, тратит последние гроши, предназначенные на пропитание, и даже отдает свой последний пиджак, чтобы выкупить обреченных на смерть животных («Волшебное кольцо»). Иван – купеческий сын выхаживает ледащего жеребенка, покрытого коростой («Незнайка»). Странная (с точки зрения окружающих) непрактичность дурака при ближайшем рассмотрении оказывается его достоинством: жалостью и добротой по отношению к слабым и беззащитным.

Благодаря его гуманному отношению к животным, бескорыстию, неукоснительному выполнению отцовских заветов, моральному превосходству над своими недругами и недоброжелателями, он приобретает верных друзей и помощников, которые помогают ему приобрести такие сокровища и блага, о которых и не мечтали его практичные и деятельные братья. За доброту сказка награждает добром, и со временем мнимый дурак становится писаным красавцем, совершает героические подвиги (освобождает царство от врагов) или строит дворцы, насаждает прекрасные сады, а затем женится на царской дочери и получает в наследство царство.

В качестве героев волшебной сказки могут выступать несправедливо гонимые героини – страдалицы. Чаще всего это «сиротки»: Золушка, сестрица Аленушка, Крошечка – Хаврошечка, Василиса, Безручка. В сказках подчеркивается не внешняя красота, а доброта, скромность, мягкость, послушание, терпение, смирение, трудолюбие и другие качества, свойственные женщине – христианке. Их изнуряет непосильной работой злая мачеха («Золушка»), они страдают от голода, холода, одеваются в лохмотья, они ни от кого не слышат доброго слова. На них возводят клевету, их противопоставляют родным дочерям. Сирота не имеет права подать голос в свою защиту. Ей некому пожаловаться на свою тяжелую жизнь, не перед кем выплакать свое горе. Однако горести сирот в сказке временны, а их страдания носят очистительный характер. Кроме того, у сироты есть множество помощников.

Помощники героя в волшебных сказках разнообразны. Чаще всего первым помощником и другом героя выступает женщина: его жена, невеста, мать или сестра. Это могут быть и волшебницы, и царевны: Марья-царевна, Настасья Королевична, Марья Моревна, Варвара-краса, золотая коса, Елена Прекрасная, Василиса Премудрая,- помощницы, обладающие чудесными способностями, мудростью и красотой. Сказочные героини такие красавицы, что «ни в сказке сказать, ни пером описать».

Большинство из них обладает необычными способностями потому, что связанные с иным миром, они могут быть дочерьми или родственницами могущественных сил природы. Например, Марья Моревна – дочь Морского царя. Василиса Премудрая может быть дочерью Кощея Бессмертного или Змея. Иногда помощницей может быть дочь Бабы Яги. Они выполняют за героя всевозможные трудные задания, спасают его от опасностей.

Образы чудесных помощников в волшебной сказке разнообразны, и их функции соответствуют их именам: Сват-Разум, могущественный невидимка, выполняющий все приказания героя в сказке «Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что». Помощниками героя могут быть наделенные необычными свойствами встречные богатыри, олицетворяющие могучие силы природы: Горыня или Гор – Горовик («горы выворачивает, с ручки на ручку перебрасывает»), Дубыня или Дуб – Дубовик (с корнем вырывает могучие дубы), Усыня, перекрывающий своими усами реки: «Усынец – богатырь – усами реку запирает, ртом рыбу ловит», Скороход, который ходит на одной ноге, а другая у него к уху привязана, так как на двух ногах он «за один бы шаг весь свет перешагнул». Эту галерею помощников продолжают Слухач, Опивало, Объедало, От собак горазд, От огня горазд и пр.

Иногда в качестве помощницы героя выступает Баба-Яга. Она дает ему добрый совет, волшебного коня необычной силы, вручает чудесные предметы: клубок, указывающий путь герою к цели, шапку-невидимку, сапоги-скороходы и т.д. Она обитает в «тридесятом царстве, за тридцатью озерами, куда даже ворон русской кости не заносит». Многие сказочные атрибуты указывают на то, что образ Бабы-Яги – воплощение покойницы-прародительницы. Ее избушка на курьих ножках напоминает древний тип захоронений в небольших рубленых из дерева сооружениях на столбах. В некоторых сказках сообщается, что она огорожена тыном с черепами на кольях (это как бы могила в центре большого захоронения).

Обычно Баба-Яга неподвижно лежит «на печи, на девятом кирпичи, нос в потолок врос» или разъезжает по избушке в ступе. Она уродлива, безобразна, у нее костяная нога. В.Я. Пропп считает, что «костеногость» Бабы-Яги также указывает на то, что это образ мертвеца. Она не видит героя, но узнает о его приближении по запаху. Это тоже сближает образ Бабы-Яги с покойником, у которого глаза всегда закрыты. Она становится помощницей героя в тех случаях, когда он приходится ей родственником со стороны жены. Можно предположить, что в образе Бабы-Яги-помощницы воплощено почитание покойных родственников, милость и помощь которых стремился получить человек.

Помощниками могут быть животные: конь, корова, волк, медведь, собака, кошка, змея, сокол, ворон, селезень, утка, орел, щука. Помогают герою и насекомые (пчелы, муравьи). В качестве помощников выступают также разные волшебные предметы и диковинки. Одна из групп таких помощников – «неистощимые» чудесные предметы: «скатерть-самбранка», «кувшин о сорока рожков», из которых появляются разные напитки и яства, «кошелек-самотряс»; другая группа – «самодействующие» предметы: «ковер-самолет», «сапоги-скороходы», «дубинка-самодрачунка», «гусли-самогуды».

Некоторые волшебные предметы обладают свойством скрывать и в нужный момент выпускать из себя молодцов, помогающих герою: «сума – дай ума», чудесный ларчик и пр. В качестве помощника выступает также «шапка-невидимка», волшебный клубочек, указывающий верный путь. Помогают герою живая и мертвая вода, прибавляющая или убавляющая силу, зелья («сонное зелье»), булавки, гребень и др. предметы, обладающие свойством усыпления. Часто встречаются в сказках чудесные предметы, имеющие магическую силу превращаться в мощные преграды для преследователей героя: полотенце – в реку, озеро, море, гребень – в густой лес, горы.

Помощники в сказках о сиротах – это добрые волшебницы, которые заменяют им умершую мать («Золушка»), волшебная куколка, оставленная сироте умирающей матерью («Василиса Премудрая и Баба-Яга»), коровушка («Крошечка-Хаврошечка»). И, как позднее явление христианского периода, в волшебных сказках – Пресвятая Богородица, исцеляющая героиню и помогающая восстановить справедливость («Безручка»).

Противники героя условно делятся исследователями на две группы: чудовища «иного» царства и враги «своего» царства. К первым относятся «Ох» – искусный колдун и оборотень, «Сам с ноготок, борода с локоток» – злой карлик русских сказок, неблагодарное и дерзкое существо, обладающее непомерной физической силой, несмотря на свой маленький рост. В качестве противника может выступать также и Баба-Яга, колдунья, злая советчица, воительница, людоедка и похитительница детей. В образе Яги – противницы героя угадываются представления древних людей о чужом, враждебном заложном покойнике.

Самый распространенный образ в сказке – Змей (Змеище-горынище) – огромное многоголовое чудовище с тремя, шестью, девятью, двенадцатью и более головами, агрессивное по отношению к герою. Он может жить в воде, горе или подземном царстве. Он пожирает людей, похищает девушек (отголоски культовых жертвоприношений), реже – похищает небесные светила (отголоски древних мифов). Кащей Бессмертный (Кош, Карачун) – традиционный образ похитителя женщин в русских сказках. Он похищает мать или невесту героя. Убить его можно, лишь узнав тайну его смерти: «Там стоит дуб, под дубом ящик, в ящике заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце моя смерть». Это наиболее распространенный сюжет о «смерти Кащея в яйце».

Противники «своего» царства – это злая мачеха-колдунья, царь, царские зятья, а иногда занимающая более высокое социальное положение невеста или жена героя, желающая его извести. Борьба героя с противником помогает увидеть его характер, становится средством раскрытия идейного содержания сказки. Особое место среди этих образов занимает образ мачехи и ее родных дочерей. Обычно после смерти первой жены старик женится во второй раз.

Мачеха в сказке всегда дается по контрасту с родной матерью, она никогда не бывает доброй, всегда ненавидит падчерицу или детей своего мужа от первого брака. Причины могут быть разные. Чаще всего мачехины дочери в сказке уродливые, ленивые, спесивые, им противопоставлены красота и нравственные качества сироты. Иногда мачеха выступает как глупая сварливая баба, которой никак не может угодить падчерица. Очень часто она изображается в сказке как злая ведьма, которая старается извести неродных детей, превращает их в птиц и прогоняет прочь. В сказке мачеха всегда наказывается. Ее родная дочь возвращается пристыженной (изо рта у нее при каждом слове выскакивают жабы) или привозят ее останки – своим грубым поведением она накликала на себя смерть. При этом падчерица получает богатое приданое и выходит замуж за сказочного принца.

Волшебная сказка имеет свою специфическую структуру. В отличие от других типов сказок она имеет присказки, зачины и концовки. Присказки – это ритмичные и рифмованные шуточные прибаутки, не связанные с сюжетом. Их цель – сосредоточить, привлечь внимание слушателей, настроить их на особый лад. Говорится прибаутка бойко и содержит юмор: «Начинается сказка от Сивки, от Бурки, от вещей Каурки. На море, на океане, на острове на Буяне стоит бык печеный, в заду чеснок толченый. С одного боку режь, а с другого макай да ешь». Присказка встречается лишь в сказках опытных искусных сказочников и довольно редко. Чаще сказка начинается с зачина, который переносит слушателя из реального в особый сказочный мир, знакомит с местом действия и героями. Наиболее распространенный зачин: «В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь...» или: «Бывало да живало – жили-были старик да старушка, у них было три сына», или коротко: «Жил-был...».

Завершает сказку концовки, которые также носят юмористический характер, их цель – как бы закрыть сказку, разрядить внимание и вернуть слушателей в реальный мир, вызвать у них улыбку и даже смех, обратить внимание на сказочника с целью получить благодарность, подарок или угощение. Наиболее традиционно: «Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец. Вам – сказка, а мне – бубликов вязка». Иногда сказочник оказывается гостем свадебного пира, завершающего сюжет: «И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало. Дали мне блин, да и тот сгнил». Концовки встречаются не всегда. Чаще всего сказка заканчивается формулой: «Стали жить-поживать и добра наживать». Или: «Сказка вся, боле врать нельзя».

В сказках встречаются часто повторяемые поэтические штампы – общие для разных сюжетов и текстовых вариантов традиционные формулы. Мы говорили уже о художественных формулах, изображающих время и пространство. Кроме того, в сказках используются формулы для описания красоты героев: «ни в сказке сказать, ни пером описать», формула, изображающая быстроту роста героя: «растет не по дням, а по часам». Во многих сказках встречается обращение-заклятие к волшебному коню: «Сивка-бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой». Распространено заклятие героем вращающейся избушки Бабы-Яги, в которую он должен войти: «Избушка-избушка, встань по-старому, как мать поставила, – к лесу задом, ко мне передом» и т.д.

У волшебных сказок своеобразный язык и поэтический стиль. Раньше говорили не рассказывать, а сказывать сказку, ибо речь сказочника при исполнении значительно отличалась от бытовой речи. В поэтическом языке волшебной сказки отметим склонность к использованию словосочетаний, образованных из синонимов и однокоренных слов. Синонимия усиливает яркость и выразительность изображаемых лиц и событий: «Море взболталось, море всколебалось», «Нашла на царицу грусть-тоска», «Диво-дивное, чудо-чудное», «Стали горе горевать», «Он шутки шутит нехорошие».

В речь персонажей вводятся пословицы, поговорки, фразеологизмы, свойственные разговорно-бытовому языку: «Взялся за гуж, не говори, что не дюж», «А ну ее, собаке собачья и смерть», «Сели за стол, и откуда что явилось».

Из словесно – изобразительных средств сказка наиболее часто прибегает к эпитетам. Традиционный эпитет некоторое царство, некоторое государство – подчеркивает неопределенность места действия. Такие постоянные эпитеты как скатерть-самобранка, живая вода, гусли-самогуды обозначают свойства, скрытые в предметах. Эпитет может определять сословную принадлежность или положение героя в семье. Например: Иван – царевич, Иван – крестьянский сын, Иван – коровий сын, Иван – меньшой сын и т.д. Эпитеты могут подчеркивать высокую степень качества лица или предмета: Василиса Премудрая, сила непомерная, дремучий лес. Используются оценочные эпитеты: дума невеселая, паршивая лошадь, дух нечистый.

Волшебная сказка часто использует сравнения в простой или развернутой форме. Благодаря сравнениям поступки героев выделяются, усиливается эмоциональный эффект: «Не ясен сокол налетает на стадо гусей, лебедей и на серых утиц, нападает Иван-царевич на войско вражье», «Понесли их, словно вихри буйные, на окиян-море широкое», «Как ударились боевыми палицами, ажно гром загремел».

Методическая разработка урока чтения во 2-м классе "Сказка-притча «Мудрая дева»

Предлагаю разработку одного из уроков чтения, где интересно происходит подача нового материала, уделяется внимание развитию навыка чтения и дифференцированной работе на уроке.

Цели:

  1. Познакомить с новым разделом учебника “Сказка – притча”. Сформировать умение анализировать сказки.
  2. Обучать выразительному чтению текста, правильной, красивой, устной речи. Развивать память, внимание, речь.
  3. Воспитывать интерес к чтению сказок, учить доброму отношению к людям.

Оборудование:

  • Кукольный театр (ширма + куклы).
  • Магнитофон (кассета муз. “В мире много сказок”).
  • Экран и микрофон.
  • Книги для выставки.
  • Иллюстрации к сказке.

Ход урока

I. Орг. момент. Эмоциональный настрой класса.

Мы сегодня с вами узнаем много нового, побываем в кукольном театре. Я вас прошу не стесняться, работать активно. Все у вас получится, давайте только внимательно слушать и активно работать.

II. Речевая разминка. От топота копыт пыль по полю летит.

  1. Чтение учителем.
  2. Посмотрите, какой звук нам нужно четко проговорить [т] [п]
  3. Чтение самостоятельно.
  4. Чтение вслух (медленно), “жужжащим” чтением.
  5. Прочитать с удивлением, злобно. Как бы прочитала лиса, медведь.
  • Какое животное скрыто в скороговорке? (конь)
  • Назовите, в каких произведениях встречается конь?
  • Вы перечислили мне рассказы или сказки?

Я хочу вам предложить поговорить о сказках. Со сказками мы начинаем знакомиться с самого раннего возраста. Сначала нам читают их взрослые, а затем и сами начинаем читать. В данный момент свой жизни, я уверена, каждый из вас знает много сказок. Назовите их? Сказка - одно из основных жанров фольклора, этическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел (большая энциклопедия).

Давайте вспомним сказки, для этого устроим маленький конкурс на лучшего знатока сказок. Условия такие: я читаю цитаты из сказок, а вы отгадайте. Спрашиваю по поднятой руке. Активного ученика наградим медалью: “Лучший знаток сказок”.

1. Ты же вся в золе, да в грязи, куда уж тебе идти на пир?

У тебя ведь ни платья нет, ни туфель, а ты хочешь еще танцевать.

(Золушка)

2. Бедной девочке так было тяжело расставаться с ясным солнышком.

(Дюймовочка)

3. Два поросенка застали брата за работой

Что это, дом для поросенка или крепость?

Дом поросенка и должен быть крепостью! – сказал Наф-Наф.

(Три поросенка)

4. Собралась и пошла девочка к бабушке в другую деревню. Идет она лесом, а навстречу ей серый Волк.

(Красная Шапочка)

МОЛОДЦЫ! Сказки вы хорошо знаете. Награждение!

III. Новый материал.

Любовь, тепло, нежность. Какие прекрасные слова, за которыми стоят прекрасные чувства. И как от них становится хорошо на душе. Но ведь в жизни есть и другие слова, за которыми совсем иные чувства. Что делать со злобой, завистью, ненавистью?

Народная мудрость может нам подсказать ответ на эти вопросы, потому что испокон веков человеку приходилось противостоять злобе, жадности, корысти. И он, знал, что только собственная смекалка и хитроумие помогут ему справиться с напастями.

Рядом с волшебными сказками всегда существовали и другие – сказки – притчи, в которых главными героями были люди смекалистые и наблюдательные, рассчитывающие в любой трудной ситуации на свои силы и благополучие, преодолевающие все жизненные преграды.

С одной из таких сказок мы сегодня будем знакомиться чуть позже. Но вначале давайте посмотрим на доску и узнаем, что означает слово притча. Притча – краткий иносказательный и поучительный рассказ.

IV. Выставка книг

Я вам подобрала сказки-притчи, которых нет в учебнике. Для расширения вашего кругозора, вы можете их прочесть дома, взяв в детской библиотеке. Краткое сообщение о книгах.

V. Работа с учебником.

Давайте откроем учебники стр. 187 “Мудрая дева”.

Посмотрите, написано ли в книге, кто автор этой сказки? (Не написано)

Правда, это русская народная сказка. Но могут быть сказки и других народов мира. Например, литовские, калмыцкие, испанские.

VI. Словарная работа.

Перед чтением текста давайте поработаем над трудными для вашего понимания словами.

ИМЕНИТЫЙ – известный, богатый

КУМА – крестная мать по отношению к родителям.

КРОСНЫ – ткацкий станок.

ПРИПОЛ – подол платья (предложить детям самим прокомментировать некоторые слова).

VII. Физ.минутка

Музыка “В мире сказок”

VIII. Чтение всего текста хорошо читающими детьми.

IX. Беседа по восприятию текста.

Какие чувства вызвал прочитанный текст?

Что в сказке больше добра или зла?

Кто из героев сказки вам понравился?

Как вы думаете, почему так сказка названа?

X. Упражнение для развития беглого чтения у детей. “Фотоглаз”.

Жеребенок

Подошел

Брат

Царь

Вспомнил

Загадки

Телега

XI. Чтение текста детьми по цепочки.

Дети, мы сегодня будем работать только над кусочком текста. Перед чтением текста обратимся к памятке (на столе у каждого ученика). Давайте вспомним, как нужно читать текст.

ПАМЯТКА.

  1. Правильно ставь ударение.
  2. Соблюдай паузы.
  3. Выбери силу голоса (громко, тихо).
  4. Определи темп (быстро, медленно).
  5. Читай эмоционально.
  6. Покажи интонацией свое отношение к произведению.

XII. Работа по содержанию.

Из-за чего возник спор между бедным и богатым мужиком?

Как царь рассудил братьев?

Как бы вы рассудили спор?

Кто помог бедному мужику разгадать загадки?

А богатому?

Давайте скажем о настроении, которое было у братьев?

Охарактеризуйте бедного мужика?

XIII. Работа над выразительностью.

А теперь я вам предложу потренироваться над выразительностью чтения, а для этого мы с вами будем дикторами центрального ТV. Вы видели, как себя ведут дикторы: они сидят ровно, читают информацию с отрывом от текста.

1. Желающие ученики садятся за стол (экран, микрофон) и читают выбранный отрывок с отрывом глаз от текста. Дети оценивают, кто был лучшим диктором.

2. Я вам предлагаю чтение по ролям с использованием кукольного театра. Разделимся на чтецов и актеров.

Богатый мужик.

Бедный мужик.

Царь.

Дочка.

Вышли все поклонились. Аплодисменты.

IX. Дифференцированная работа.

У каждого на парте лежит карточка, выберите любое задание №1 – легкое, №2 – чуть сложнее, №3 – еще сложнее.

№ 1. Из слов данных на карточке, выберите те, которые встретились тебе при чтении текста. Подчеркни их.

Жеребенок

Кума

Телега

Загадка

Осень

Жирнее

Богатый

Сильнее

Холодный

Листья

Сосулька

Торт

Зеленый

Шаловливый

№ 2. Прочитайте отрывок и подумайте, какие бы ты подобрал жесты и движения для выразительности.

Ехали два брата: один бедный, другой именитый; у обоих, лошадки: у бедного кобыла, у именитого мерин. Остановились они на ночлег рядом. У бедного кобыла принесла ночью жеребенка; жеребенок подкатился под телегу богатого. Будит он наутро бедного:

Брат встает и говорит:

Как можно, чтобы телега жеребенка родила! Это моя кобыла принесла.

№ 3. В тексте найди лишнее предложение. Проверь по книге.

Ехали два брата: один бедный, другой именитый; у обоих по лошади: у бедного кобыла, а у именитого мерин. Прадедушка Мороз кричал тонким голосом. Остановились они на ночлег рядом. У бедного кобыла принесла ночью жеребенка; жеребенок подкатился под телегу богатого. И белки спрыгнули на пол и побежали к мальчику. Будит он наутро бедного:

Ну, пой, коли, хочешь, а я не стану!

Вставай, брат, у меня телега ночью жеребенка родила.

Брат встает и говорит:

Как можно, чтобы телега жеребенка родила! Посмотри-ка, горе, никак там еще деньги остались? Это моя кобыла принесла.

X. Работа над иллюстрированием текста.

Давайте попробуем стать художниками, только рисовать будем не кисточкой, а словами. Работаем коллективно по рядам, следить за своей речью. Предложения строить красивые и правильные. Дети обсуждают коллективно. Один из учеников выходит и описывает картину.

1 ряд

2 ряд

3 ряд

Сказка
Раздел 3. Тема 4.
Что нас будет интересовать?
 Как появилась сказка?
 В какую «сказку» вносили имена своих крестьян
помещики из «Мертвых душ»?
 Что объединяет все сказки?
 Почему в сказках летают по небу, превращаются
в птиц и животных, ?
 Как связана сказка с мифами и обрядами?
 За что вознаграждаются герои сказок?
Ученые утверждают.
Кто из них прав?
 Е.М.Мелетинский:
 «Происхождение сказки из мифа не вызывает
сомнения»
 В.Я.Пропп:
 «…сказку нужно сопоставлять с обрядами и
обычаями»
 В.П.Аникин:
 «Через сказку перед нами раскрывается
тысячелетняя самобытная история»
Сказка и миф
Тотемные мифы
Мифы о культурном герое
Откуда в сказке:
 «Жили-были кум с кумой – волк с лисой ».
 «Мужик и говорит медведю: «Давай, Миша, сеять
пшеницу». – «Давай», говорит Миша.
 «Все три молодца на одно лицо удались, и
признать нельзя было, кто из них дитя царское,
кто кухаркино и кто от коровы народился »
Орел осерчал , выскочил из-за стола, подхватил
царя и улетел с ним еще дальше»
Тотемные мифы и сказка
Тотемные мифы – мифы о родстве
определенного человеческого рода с
тотемами (животными, растениями).

 Трансформация тотемных мифов в сказку
породила следующие мотивы:

Брак с тотемным существом
 «Как я стану жить с
лягушкой? Век жить –
не реку перебрести ил
не поле перейти!»
Поплакал-поплакал,
да нечего делать –
взял в жены лягушку.»

«Царевна –лягушка»

Звери - помощники
 «Садись на меня, на
серого волка; я тебя
свезу, куда тебе
надобно». Иван –
царевич сел серому
волку на спину, а волк
побежал так скоро, как
стрела…»

«Иван-царевич и серый волк» (Аф.168)

Звери уподобляются человеку
 «Лежит в поле
лошадиная голова…
Прибежал заяц:
«Терем-теремок! Кто в
тереме живет?»
«Терем мухи» (Аф.84)


Превращение
 «Вот и стала перед
ним молода
молодица… Уж такая
красавица была: зрел
бы,смотрел – очей не
сводил»
(«Белая лебедка» Зеленин,85)
Почему в сказках:
 «Посылает царь старшего сына по живую воду ,
по сладкие моложавые яблоки »
 «Буря-богатырь разошелся,. боевой палицей
размахнулся – три головы змею снес »
 «Стрелец-молодец сел на своего богатырского
коня и поехал за тридевять земель; долго ли,
коротко ли, приезжает он на край света , где
красно солнышко из синя моря восходит».
Мифы о культурном герое
 Мифы о введении тех или иных
культурных благ, которые добывает для
людей у первоначального хранителя
герой.
Близнечные мифы – мифы, где роль
культурного героя исполняют братья-
близнецы, наделенные
противоположными чертами.

Из мифов о культурном герое
пришли в сказки
 Добывание
 «Посылает царь
волшебных предметов
старшего сына по
(культурных благ)
живую воду, по
сладкие моложавые
яблоки»

«Сказка о молодце-удальце» Аф.174)
Из мифов о культурном герое
пришли в сказки
 Змееборство (борьба
 «Долго ли, коротко ли
с чудовищами)
бился с змеем Никита
Кожемяка, только
повалил змея» («Никита
Кожемяка»)
 «В третий раз
размахнулся он еще
сильнее и срубил
чуду-юду девять
голов» («Иван Быкович»)
Сказка и обряд
Запреты
Инициация. Свадьба
Переход в иной мир
Как попали в сказку мотивы:
 «Отрежьте от рук по пальцу – я вас попробую»
 «Он взял топор и начал рассекать Марью
Прекрасную на части …»
 «Дед и бросил мальчика в печь …»
 «Отдал учиться птичьему языку»
Инициация
 Обряд, оформляющий переход и
посвящение юношей в число взрослых
членов племени (рода), осмысляющийся
как смерть и новое рождение.

Обряд инициации – источник
мотивов волшебной сказки
 Лес, река – граница
 Избушка бабы-яги
 Получение знаний
 Испытания героя
 Трудные задачи
 Большой дом
 Женитьба
Откуда в сказках мотивы:
 «После они полетели за тридевять
земель; долго-долго летели»
 Прежде три пары башмаков железных
износишь, три посоха чугунных
изгложешь, три просвиры каменных
изгложешь, чем найдешь меня»
Мифологический путь в иной
мир
 Дальнее путешествие
 «Иван-царевич скопал
землю, видит
 Встреча с предками
чугунную доску на 12
 описание иного мира
замках, замки он
 Предметы для
тотчас сорвал и двери
путешествия
отворил, вошел под
землю, тут прикован
на 12 цепях
богатырский конь»
(«Кощей бессмертный»)
Из какого обряда эти мотивы
 «Стану ему задавать разные трудные
задачи »
 «Как увидали семь Семионов, что погоня
уж близко, вот-вот догонит! – нырнули и с
царевной и с кораблем.»
 «Потом приказал ему: за ночь поле
вспахат и обороновать, пшеницу посеять,
сжать, обмолотить и в амбар убрать»
Из какого обряда эти мотивы
 «Василиса Премудрая взяла муки,
замесила тесто, положила творогу да
голубя с голубкой и сделала пирог»
 «с этими словами вынул он из кармана
другой башмачок и положил его на стол»
Свадебный обряд проявился в
сказочных мотивах
 Трудные задачи
 Узнать искомое
 Бегство и погоня
 Проверка навыков невесты
 Отработка жениха
 Кольцо
 Обувание обуви невесты
Из мифа в сказку
Миф :
Сказка :
 Сакральность
 Десакрализация
 Достоверность
 Вымысел
 Этнографическая
 Условность
конкретность
 Обыкновенные люди
 Мифические герои
 Сказочно-неопределенное
 Мифическое время
 Индивидуальная
 Судьба человечества
 социальные
 Космические проблемы
Поэтика волшебной
сказки
Сюжетостроение
Типология героев
Стиль
Сюжетостроение
 Почему сюжет становится ведущей
категорией поэтики волшебной сказки?
 Какова наиболее распространенная схема
сюжета волшебной сказки?
 Что делает каждый герой? Как они
соотносятся с главным?
 Чем характеризуется пространство и
время?


Схема сюжета
 Отлучка
 Запрет
 Нарушение запрета

беда
 Путешествие
 Испытание
 Бой
 Добывание блага
 Возвращение
 Свадьба (награждение)


Типология героев
 Иван-дурак (Ивашко)
«Сивко-Бурко»,»Гусли-самогуды», «Иван-
дурак»
 Иван-царевич
«Иван-царевич и Марфа-Царевна»,
«Три царства», «Кощей Бессмертный
 Иван Быкович
(Горох.Медведко)
«Иван Коровий сын», «Василиса Золотая
коса»

Ложный герой
 Старшие братья
«Три царства», «Емеля дурак»
 Старшие сестры-
«Перышко Финиста»

Героиня
 Чудесная невеста
«Князь Данила-Говорила», «Три
царства», «Морской царь и Василиса
Премудрая»

 Падчерица
«Морозко», «Буренушка», «Волшебное
зеркальце»
 Мудрая дева
«Неосторожное слово», «Мудрая жена»
 Царевна«Василиса
Прекрасная», «Три царства»

Вредитель, враг
 Змей Горыныч
«Королевич и его дядька»(124).
«Никита Кожемяка»
 Кощей Бессмертный
«Марья Моревна», «Кощей
Бессмертный». «Царевна-змея»
 Баба-Яга
«Баба-Яга и Заморышек» , «Баба Яга и
Жихарь», «Марья Моревна»


Вредитель
 Царевна
 Мачеха
 Кощей


Даритель, помощник
 звери
 Птицы
 Старик
 мать
 Баба-яга
 Куколка
 Антропоморфные
существа
 Силы природы

Отправитель
 Царь
 Отец
 Мать
Формы повествования
 Авторское слово
 Сказано-сделано (сообщение, оговор,
пожелание, запрет)
 Диалог
 Художественные формулы (присказки,
концовки, вступительные,
заключительные, медиальные)
Авторское слово
 Краткие описания обстановки
 Комментарии к действиям героев
«Опустились прямо на двор, сестра
выступила навстречу, принимает своего
брата, сажает его за дубовый стол, а на
царя и смотреть не хочет, оставила его
на дворе, спустила борзых собак и давай
травить».

(«Морской царь и Василиса Прекрасная»)
Сказано-сделано
Сообщение
«Ну, царь-государь, кормил ты меня два
года, уж как хочешь, а прокорми еще год,
хоть займи, да прокорми: в накладе не
будешь!» Царь то и сделал»

Сказано-сделано
Оговор
«Думал-думал, взял да и написал к своему
брату письмо: твоя-де дочь худыми
делами занимается, по чужим дворам
таскается, дома не ночует и меня не
слушает.» («Волшебное зеркальце»)

Сказано-сделано
Запрет
 «Смотри же, не отпирай сундучок, пока
домой не приедешь; красный сундучок
отопри на заднем дворе, а зеленый
сундучок на переднем дворе» Взял царь
сундучок…, не утерпел, больно узнать
ему хотелось..»

Сказано-сделано
Пожелание
«Увидал его царь и говорит: Здорово,
дружок!..Примайся теперь за работу; вот
тебе первая задача: построй за одну
ночь большой хрустальный мост, чтоб к
утру готов был!»

Художественные формулы
 Присказка
 Концовка
«вот сказка вся,
больше сказать
нельзя»

Художественные формулы
Вступительные
Заключительные
«В некотором
«Стал жить да
царстве, в
поживать да добра
некотором
наживать»
государстве жил-
был..»

Медиальные формулы
Пространства
Времени
«Ехали они ехали»
 «растут не по дням,
«попал за тридевять
а по часам»
земель в тридесятое
«живут долго ли,
царство»
коротко ли»
«в ту пору-времечко»
Медиальные формулы
Описания
Приговоры
Красота ни в сказке
 «туда – не знаю куда,
сказать, ни пером
принеси то – не знаю
описать.
что»
Сказки о животных
Притчевое начало
Сюжетостроение
Сказки о животных
 Почему животные-тотемы выглядят
смешными?
 Какими делами заняты животные и какие
решают проблемы?
 Как проявляется в сказке о животных
притчевое начало?

Что позволяет развиваться
действию стремительно?
Мотивы:
 Встречи зверей
 Коварного совета
 Обмана
 Неожиданного испуга
 Песенок
Социально-бытовые
сказки
Средства создания комического
Бытовые сказки
 В чем отличие бытовых сказок от
волшебных?
 Почему мужик дурит барита, работник
попа, а жена все делает наоборот?
 Что вызывает смех в этих сказках?
Переходные сказки
 В числе бытовых сказок есть такие,.
Которые построены по той же
композиционной схеме, что и волшебная
сказка, с тем лишь отличием, что в них нет
ничего сверхъестественного, волшебного.
Выводы
Обобщим и запомним
Эстетика и поэтика сказки
 определяется установкой на вымысел и
занимательность
 через Мотивы и образы связана мифами и
обрядами
 отражает исторические реалии, бытовые
детали и представления о желаемом
Что надо запомнить о сюжете
сказок
 Сюжет – основной компонент поэтики сказки
 Сюжет разворачивается вокруг главного героя
 Сюжет состоит из простейших повторяющихся
повествовательных единиц – мотивов
 Мотивы могут повторятся трижды с нарастанием
 Мотивы могут повторятся по принципу цепочки
(кумулятивные сказки)
Что надо помнить о хронотопе
сказки
 Время и пространство условно
 Время и пространство не изображается, а
только указывается
 Время и пространство эмпирическое
 Время и пространство передается через
формулы
Что надо помнить о конфликте в
сказках
 Конфликт развивается между желаемым и
действительным
 Конфликт разрешается полной победой
героя
 Восстанавливается нарушенная гармония
Что надо помнить о героях
сказок
 Герои представлены по принципу
антитезы
 Герои – это типы, они функциональны
 Герои статичны
 Герои раскрываются в действии
 Герои-победители, социально униженные,
невинно гонимые
Что надо помнить о
повествовании сказки
 Наличие зачинов и концовок
 Использование медиальных формул
 Краткость описаний (природы, интерьера,
портрета)
 Обилие диалогов
 Разговорный язык
 В текст вводятся правдивые бытовые
детали
Сказка и литература
 Сказка может восприниматься как притчи
или как метафора реальных человеческих
отношений
 Сказка продолжает существовать в
авторской литературе как жанровая
модель, источник мотивов и сюжетов,
стилизаций и реминисценций
Обязательно прочитать
 «Солнце, Месяц и Ворон Воронович», «Морозко»,
«Крошечка-Хаврошечка», Три царства – медное,
серебряное и золотое», «Василиса Прекрасная»,
«Терешечка», «Иван Быкович», «Кощей
Бессмертный», «Емеля», «Жар-птица и Василиса-
царевна», «Сказка о молодце-удальце»,
«Волшебное кольцо», «Чудесная рубашка»,
«Мудрая жена», «Золотая гора», «Хитрая наука»,
«Заколдованная королевна», «Косоручка»,
«Золотой башмачок», «Несмеяна-царевна».




Читайте о сказке
 Библиотека русского
фольклора. Сказки.
Книга 1,2. М.,1988




Читайте о сказке
 Владимир Пропп.
 Труды.Русская сказка.
М.,2000.


Читайте о сказке
 В.Я.ПРОПП.ИСТОРИЧ
ЕСКИЕ КОРНИ
ВОЛШЕБНОЙ
СКАЗКИ. М.,2000.




Читайте о сказке
 Е.М.МЕЛЕТИНСКИЙ.
ПОЭТИКА МИФА,
М.,2000


Сборник текстов
 НАРОДНЫЕ
РУССКИЕ СКАЗКИ
 А.Н.АФАНАСЬЕВА.
(любое издание)
Справочники по сказке
 Сравнительный указатель сюжетов.
Восточнославянская сказка. Л.,1979.
 Андреев Н.П. Указатель сказочных
сюжетов по системе Аарне. Л.,1929.

Последние материалы раздела:

История происхождения бурят с глубокой древности Древние буряты
История происхождения бурят с глубокой древности Древние буряты

Портал today.mn опубликовал интересную статью о том, сколько всего в мире проживает монголов. По данным монгольских СМИ: Фото: choibalsan.mn В...

Где в промышленности используется никель Из чего состоит никель
Где в промышленности используется никель Из чего состоит никель

Данный металл серебристо-серого цвета относится к переходным - он обладает и щелочными, и кислотными свойствами. Основными достоинствами металла...

Если разделить произведение на один множитель, то получится другой множитель
Если разделить произведение на один множитель, то получится другой множитель

Умножение - это арифметическое действие, в котором первое число повторяется в качестве слагаемого столько раз, сколько показывает второе число....

© Справочники. Учебная литература EVGENPOL.RU, 2024

Все статьи, расположенные на сайте, несут лишь ознакомительный характер.