«Инновационный подход к изучению канона на начальном этапе в младшем хоре. Современные педагогические технологии в работе хоровой студии

музыкальный педагогика школьник урок

Форма - способ, приём теоретического исследования или практического осуществления чего-либо, иначе говоря, способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

Под понятием «форма» в педагогике понимается упорядоченный способ деятельности для достижения учебно-воспитательных целей.

Форма характеризуется тремя признаками:

  • 1. направленностью обучения (цель);
  • 2. способом усвоения (последовательность действий);
  • 3. характером взаимодействия субъектов (преподавание и учение).

Современная система образования ставит задачи, основанные на организации совместной деятельности педагога и учащихся, при которой активность субъектов образовательного процесса становится главным и определяющим фактором методической оснащенности.

В педагогике принято подразделять формы обучения на методы обучения и методы воспитания, так как они имеют разную направленность: методы обучения ориентированы на решение дидактических задач, методы воспитания - на формирование у учащихся ценностного отношения к миру и самим себе. Музыкальная педагогика общеобразовательной школы, опираясь на совместную деятельность учителя и учащихся, стремится к их органическому единству - как двум составляющим метода. Предпосылкой к этому является двойственность духовно-материальной природы самого музыкального языка как языка искусства.

Формы музыкальной педагогики относятся к области отдельного конкретного учебного предмета «Музыка». В то же время они неразрывно связаны как с частными дидактическими формами, раскрывающими специфику различных этапов обучения, так и с общедидактическими методами, отражающими общие способы достижения целей образования. К наиболее важным и действенным методам относится метод сравнения.

Сравнивая музыкальные произведения, части одного произведения между собой, учащиеся приходят к выводу, что музыка строится на основании сходства и различия (контраста и повторности). Тенденция применения метода сравнения в педагогической практике - от ярко выраженных контрастов к менее ярким. В качестве объектов сравнения могут выступать музыкальные явления разного уровня: высота звуков, регистры, различные размеры, лады, длительности, жанры, формы, тембры, разные трактовки одного произведения и т. д. Сравнение помогает детям лучше услышать и понять музыкальные особенности произведения, что чрезвычайно важно для более глубокого его восприятия.

Существуют различные подходы к классификации форм обучения. В педагогике одной из наиболее распространенных является классификация методов по источнику получения знаний:

словесные формы, когда источником знаний является устное или печатное слово;

¶ наглядные формы, когда источник знаний - наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия;

¶ практические формы, когда учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия. Остановимся более подробно на особенностях применения каждой из этих групп методов на уроке музыки как уроке искусства.

Словесные формы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой) занимают ведущее место в системе методов обучения. Они позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить проблемы, указать пути их решения, сделать выводы. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.

«Слово учителя, - писал В.А. Сухомлинский, - ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитания включает прежде всего искусство говорить, обращаясь к человеческому сердцу... Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сфере познания чувств. Я старался, чтобы слово, объяснение музыки было своеобразным эмоциональным стимулом, который пробуждает чувствительность к музыке, как непосредственному языку души. Слово должно настроить чуткие струны сердца... Объяснение музыки должно нести в себе что-то поэтическое, что-то такое, что приближало бы слово к музыке».

Начинающему педагогу необходимо помнить, что чрезмерное увлечение словесными методами на уроке музыки нередко приводит к вербализации учебно-воспитательного процесса, в результате чего теряется самоценность музыки как средства общения, специфика собственно музыкальной деятельности ребенка. В педагогической практике повсеместно наблюдается обилие слов и недостаточная их выразительность и точность, очень редки случаи недосказанности на уроке музыки.

Слово, нередко искажая смысл произведения, подменяет и олицетворяет собой музыку, становится предметом восприятия. Постоянное обращение учителя к слову, предваряющему восприятие музыки, поясняющему ее, формирует у детей, с одной стороны, недоверие к собственным силам, с другой - сомнение в содержательности музыкальной речи. Инструментальная музыка в этом случае представляется детям трудной и непонятной.

Недоверие к природной восприимчивости детей, к их музыкальному, интонационному опыту вызывает к жизни предметно-образную, ситуативную интерпретацию музыкального сочинения, неадекватную его интонационному смыслу. В результате интерес к данному произведению может возникнуть, дети запомнят его название, но такой путь отстраненного внеличностного слушания не учит ребенка восприятию новой для него музыки, особенно не программного характера, не связанной со словом, и даже приводит к неприятию инструментально-симфонической музыки в целом. Подтверждением этой мысли является тот факт, что дети в течение долгого времени помнят названия произведений, увлекательные истории, рассказанные учителем, и даже называют их в качестве своих любимых, однако практика показывает, что собственно музыку этих произведений дети не помнят: не могут не только напеть основные темы, но даже не узнают их на слух.

Наглядные формы предназначаются в педагогике для чувственного ознакомления учащихся с жизненными явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде или в символическом изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем, моделей.

В силу звуковой природы музыкального искусства наглядно-слуховая форма, или форма слуховой наглядности, обучения приобретает особое значение. Приоритетным видом наглядности на уроке музыки является звучание самой музыки, предполагающее демонстрацию музыкальных произведений как в живом звучании, так и с использованием звуковоспроизводящей техники. Особую ценность в этой связи представляет исполнение музыки самими детьми: хоровое пение, пропевание отдельных тем-мелодий, вокализация, элементарное музицирование, игра на воображемых инструментах, пластическое интонирование, дирижирование, музыкально-сценическое представление и др. Объем и качество звучащей на уроке музыки, а также ее функция в драматургии урока являются важным показателем успешности музыкально-педагогического процесса.

Среди широкого спектра методов и приемов слуховой направленности выдающиеся деятели массового музыкального воспитания (Б.В. Асафьев, Б.Л. Яворский, Н.Л. Гродзенская, Д.Б. Кабалевский) особо выделяли форму наблюдения и считали его основополагающим звеном музыкального образования.

В музыкально-педагогической практике широко применяется и наглядно-зрительная форма, или форма зрительной наглядности. Например, наглядные дидактические пособия, схемы, нотные таблицы, словарь эмоциональных характеристик. Для подготовки детей к восприятию музыки и обогащения музыкальных впечатлений зрительными ассоциациями используются репродукции. Схожие функции на уроках музыки выполняют и рисунки детей о музыке и под музыку.

Активное действование с музыкой, ее сочинение, воспроизведение в разных формах исполнительской деятельности, моделирование интонационно-звукового процесса - все это по своей сути можно рассматривать как группу практических методов, составляющую диалектическое единство с методом слуховой наглядности. «Наблюдение музыки, - писал Б. В. Асафьев, - прежде всего, ведет к обострению слуховых впечатлений... и, следовательно, к обогащению нашего жизненного опыта и нашего знания о мире через слух... но необходимо вызвать в слушателе инстинкт исполнителя. Надо, чтобы возможно большее число людей активно, хоть в самой меньшей мере, но соучаствовало в воспроизведении музыки. Только тогда, когда такой человек ощутит изнутри материал, которым оперирует музыка, явнее почувствует он течение музыки вовне».

Та же закономерность действует и при восприятии инструментальной музыки детьми. Наиболее эффективно восприятие в том случае, если включается активность не только слуховая, но и зрительная, и моторно-двигательная.

Пение, по мысли Н.Л. Гродзенской, - «активный и очень важный метод для развития восприятия музыки». В связи с этим, среди действий, с помощью которых ребенок может отразить воспринимаемую музыку, особое место занимает вокализация, а также пластическое интонирование, нотная, графическая запись. Все это помогает пережить музыку, точнее понять замысел композитора, тверже и быстрее ее запомнить. В то же время долгие годы восприятие музыки отождествлялось со слушанием музыки. К активным и приоритетным видам музыкальной деятельности относились хоровое пение, игра на музыкальных инструментах и др. Главным становилось формирование умений и навыков по осуществлению этих видов деятельности.

Если говорить о музыкальном образовании, то наиболее рациональным и правильным способом оказывается совместная музыкально-творческая деятельность учителя и учащихся, сообразная природе музыки и природе ребенка и направленная на присвоение духовных ценностей музыкальной культуры в единстве деятельности композитора - исполнителя - слушателя. Средства для выполнения этой деятельности могут быть выражены как в предметной, так и в интеллектуальной формах, которые в художественной практике обеспечивают сам процесс творческой деятельности учащихся по присвоению художественных ценностей. Связанный с этим процесс художественного переживания принимает на себя целевую функцию.

В узком смысле форма выступает как характеристика одной из сторон музыкальной деятельности, связанной с развитием отдельных музыкальных способностей (ритмического слуха, гармонического, полифонического, тембрового слуха и др.), с пением (методы вокально-хоровой работы, например, упражнения-распевания) с освоением музыкальной грамоты, импровизацией, слушанием музыки. Могут быть формы, связанные с тем или иным видом работы (вокализация, метод игры на музыкальных инструментах, упражнения), видом музыкальной деятельности.

Деление форм по источникам знания (словесные, наглядные и практические), вне опоры на природу музыки, приводило к тому, что целостный урок музыки распадался на разделы с соответствующими каждому из них методами. И тогда активной формой становилось лишь практическое действие ученика, связанное либо с пением, либо с игрой на музыкальных инструментах. Интеллектуальная деятельность подменялась пассивным восприятием музыки и слов учителя. Вместо диалога нередко возникал монолог учителя.

Появление в педагогике на современном этапе методов конструирования, планирования, исследовательского метода, основанных на диалоговом взаимодействии, обусловлено требованиями практики и характеризуют они не внешние проявления деятельности учащихся, а ее внутреннюю сущность, т. е. характер познавательной деятельности. В этом плане фундаментальное значение на музыкальных занятиях приобретает форма сравнения. Сходство и различие как методический принцип занятий адекватен принципу тождества и контраста - принципу организации самой музыкальной формы.

Форма размышления о музыке направлена на личностное, творчески индивидуальное присвоение учащимися духовных ценностей. В каждом таком собеседовании должны наглядно ощущаться три неразрывно связанных момента: первый - четко сформулированная учителем задача; второй - постепенное совместно с учащимися решение этой задачи; третий - окончательный вывод, сделать который и произнести (всегда, когда это возможно) должны сами учащиеся».

Столкновение мнений вызывает «творческий конфликт», который приводит к открытию новых, точнее, к осознанию давно уже (на практике) известных, но ранее не осознававшихся истин.

Форма забегания вперед и возвращения к пройденному (Д.Б. Кабалевский), или метод перспективы и ретроспективы в процессе обучения (Э.Б. Абдуллин) позволяет устанавливать преемственные связи между темами программы, формируя целостное представление о музыке у школьников. При этом предусматривается установление связей на трех уровнях: между годами обучения, между темами четвертей, между музыкальными произведениями.

Преимущества этой формы заключаются в том, что освоение новой темы на уже знакомом материале становится более легким; пройденный материал поднимается на более высокий уровень новой темы, на уровень большей сложности и большей содержательности; устанавливаются связи между различными музыкальными явлениями.

Форма создания композиций (Д.Б. Кабалевский, Л.В. Горюнова) направлен на объединение разных форм общения учащихся с музыкой при исполнении одного произведения. Так, если играется знакомая песня («Перепелочка», «Лявониха» и т. п.), весь класс может одновременно исполнять эту песню в различных вариантах. Первый куплет звучит только на инструменте, второй куплет весь класс начинает петь очень тихо, постепенно усиливая звучность, третий куплет поется на постепенном затихании звучности, а четвертый исполняется опять только на инструменте очень тихо.

Исполнение такого рода «композиций», составленных из очень простых элементов, но требующих внимания и музыкального «дыхания» на значительном отрезке времени, очень увлекает ребят и развивает их музыкальность в самых разных направлениях. Подобные композиции можно обогатить введением в ансамбль (сопровождение, обрамление) игры ребенка на детских музыкальных инструментах. Использование данного метода, вызывая большой интерес у учащихся, вносит в занятия игровой элемент, обогащает музыкально-исполнительский опыт детей.

Форма музыкального обобщения (Э.Б. Абдуллин) - ведущий метод организации музыкальных занятий - направлен на усвоение детьми ключевых знаний о музыке, воплощенных в тематизме программы, на формирование художественного мышления, а также на достижение целостности урока на основе темы четверти.

Данная форма включает ряд последовательных действий:

  • 1. первое действие формы ставит задачу активизировать тот музыкальный, жизненный опыт школьников, который необходим для введения темы или углубления темы;
  • 2. второе действие формы имеет целью познакомить учащихся с новым знанием. Основное значение в связи с этим приобретают разнообразные варианты организации поисковой ситуации;
  • 3. третье действие формы связано, во-первых, с закреплением знания в разных видах учебной деятельности школьников. Во-вторых, оно направлено на формирование способности учащихся все более самостоятельно ориентироваться в музыке на основе усвоенного знания»

Форма эмоциональной драматургии (Д.Б. Кабалевский, Э.Б. Абдуллин) направлен на активизацию эмоционального отношения школьников к музыке. На основе принципов эмоционального контраста или последовательного обогащения и развития одного эмоционального тона решается задача соотнесения предлагаемого в программе варианта построения урока с конкретными условиями, уровнем музыкального и общего развития учащихся, определяется наилучшая последовательность форм и видов музыкальных занятий в условиях данного класса.

Форма создания художественного контекста (Л.В. Горюнова) направлена на развитие музыкальной культуры школьников через «выходы» за пределы музыки (в смежные виды искусства, историю, природу, жизненные ситуации и образы), создание богатой художественно-педагогической среды. Данный метод дает возможность представить музыку в богатстве ее разнообразных связей, понять сходство и отличие от других искусств, других сфер общественного сознания.

Анализ перечисленных выше методов показывает, что все они имеют четкую ориентацию, многофункциональный характер. Но в то же время разрешение противоречий, существующих в современной практике, требует дальнейшего развития группы методов, инновационных форм работы, направленных на формирование музыкального мышления, музыкального восприятия школьников на интонационной основе, позволяющих ребенку глубже проникнуть в музыку, активнее проявлять себя в музыкальной деятельности.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей городского округа Троицк в городе Москве «Троицкая детская школа искусств» ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ПРЕДМЕТУ ХОРОВОЕ ПЕНИЕ ТЕМА: «Инновационный подход к изучению канона на начальном этапе в младшем хоре» Разработала: Сопкина Ольга Викторовна, преподаватель хорового класса МАОУДОД «Троицкая ДШИ» г. Москва 2015 г.

2 ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА преподавателя хорового класса МАОУДОД городского округа Троицк в городе Москве «Троицкая детская школа искусств» Сопкиной Ольги Викторовны 15 сентября 2015 года, г.о. Троицк ТЕМА: «Инновационный подход к изучению канона на начальном этапе в младшем хоре». Инновационность данного подхода заключается в использовании разнообразных нетрадиционных для хорового занятия приемов обучения учащихся младшего школьного возраста с учетом их психофизиологических возрастных особенностей для освоения и исполнения сложного музыкального материала в игровой форме, так как дети младшего школьного возраста нуждаются в постоянной смене деятельности. Поэтому задача преподавателя состоит в организации благоприятной среды и применения различных форм работы для поддержания интереса детей к творческому процессу. Цели: - всестороннее развитие творческих способностей учащихся; - развитие музыкальных способностей; - развитие исполнительских качеств; - пробуждение творческой инициативы. Задачи: - развивать вокально хоровые навыки; - добиваться чистой интонации; - развивать чувство ритма; - развивать артикуляционный аппарат; - развивать творческую фантазию. Учебная дисциплина: хоровое пение. Время урока: 45 мин. Группа: младший хор «Радость» (1-3 классы инструментального отделения). Специальность: фортепиано, флейта, сольное пение. Возраст: 7-10 лет. Количество: 28 человек. Форма занятия: групповая. Тип урока: «Урок практикум», «Урок беседа», «Урок игра». Методы обучения: - словесный; - практический; - формирование умений и навыков; - творческая деятельность. Материально-техническое обеспечение урока: фортепиано, стулья. Дидактический материал: ударные инструменты ложки, бубенцы. 2

3 Ход урока: Организационный момент (1 мин.): - Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, дорогие ребята! Рада видеть вас всех в этом зале. Начинаем открытый урок на тему: «Инновационный подход к изучению канона на начальном этапе в младшем хоре». На занятии будут первый раз изучать и исполнять каноны ученики младшего хора инструментального отделения «Радость». Дыхательные упражнения (2 мин.): 1. Первое упражнение будет направлено на активизацию дыхания «шарик сдувается»: руки положить на талию, ладошки на живот, быстро вдохнуть через нос, задержать дыхание и тянуть через сомкнутые зубы звук «с», экономя расход воздуха. 2. Развитие фонационного выдоха: сделать быстрый вдох и сказать скороговорку на одном дыхании столько раз, сколько получится. Закончив свою попытку, надо слушать, как это продолжают делать другие ребята. Победитель определится в конце упражнения. Скороговорка такая: «Как на горке, на пригорке жили 33 Егорки». Давайте ее запомним. А теперь отчетливо, с хорошей дикцией, по знаку начнем упражнение. Вокально - хоровые упражнения (9 мин.): 1. На активизацию певческого дыхания, атаку звука, развитие унисона: чередование протяженного гласного звука «у» на одной ступени на legato и staccato на I-II-I-II-I ступени; 2. На атаку звука и единую манеру звукообразования: гласные «ю-у-у-у-у» на стаккато в поступенном движении I-II-III-II-I ступени; 3. На округлость звука и высокую позицию: пение закрытым ртом «м-м-м» нисходящих ступеней V-IV-III-II-I; 4. На расширение диапазона голоса, сглаживание регистров: согласный звук «р» в объеме октавы; 5. На воспитание культуры звука и развитие унисона: исполнение унисона на одном звуке на длинной фразе «У кота - воркота колыбелька золота». 6. Развитие мелодического слуха, чистого интонирования: чередование лада (мажор минор) восходящая мажорная гамма «Мама мыла Милу мылом», нисходящая минорная гамма «Мила мыло не любила». 7. На закрепления навыка пения двухголосия: расходящееся движение двух хоровых партий сопрано от V-VI-VII-I-I-VII-I ступени «Как хорошо на лугах» и альтов от V-IV-III- III-II-I ступени «Хорошо на лугах». Основная часть урока работа над изучением и исполнением канонов (33 мин.): Рассказ о том, что такое канон: - Что такое канон? Это слово с греческого языка означает правило, образец. 3

4 А в музыке каноном называют многоголосное произведение, в котором все голоса исполняют одну и ту же мелодию (тему), но вступают не одновременно, а поочередно, один позже другого. Каноны возникли в музыкальной культуре Западной Европы в XVI - XVII веках и стали очень популярными. Среди них есть мелодии, принадлежащие как известным, так и анонимным авторам. Каноны пелись и на веселых праздниках, и в семейном кругу, и в церкви. Все участники канона пели одну и ту же мелодию с одним и тем же текстом, вступая поочередно. Тот, кто начинал петь первым, заканчивал первым. Для русской народной музыки пение каноном нехарактерно. Однако в русском фольклоре существуют формы, близкие к канону - это хороводы. Каноны можно исполнять по-разному их можно говорить, прохлопывать, исполнять с помощью ударных и шумовых инструментов, можно шагать каноном. Мы начнем изучение канона с самого простого канона жестов. Это последовательность каких-либо жестов или движений, исполняемых в определенном темпе и метре. Участники должны встать в круг и договориться о размере, темпе, шаге канона. Количество голосов зависит от количества участников. Можно исполнять канон, поделившись на группы. Ведущий показывает движения, остальные, поделившись на группы, их повторяют. Игра 1 Канон жестов (активизирует внимание, способствует координации движений): I группа Сесть, встать, Сесть, встать, Руки вперед, вниз, Руки вперед, вниз, II группа - Сесть, встать, Сесть, встать, Руки вперед, вниз, I группа Поворот вправо, влево, Поворот вправо, влево, Голову вправо, влево, и т.д. II группа Руки вперед, вниз, Поворот вправо, влево, Поворот вправо, влево, и т.д. Игра 2 Речевой канон (активизирует внимание, помогает укреплению артикуляционного аппарата): I группа II группа Дож- дик, дож-дик, по- силь- ней -бу-дет трав- ка зе-ле- ней, - вы- рас- тут цве- -точ-ки - на на- шем лу- жоч-ке. - - Дож-дик, дож- дик, пу- ще - рас- ти, рас- ти тра- ва - - гу-ще

5 Игра 3 Ритмический канон (активизирует внимание, развивает тембровый слух) русская народная песня «Во поле береза стояла» исполнение ритмического рисунка с помощью ударных и шумовых инструментов: I группа - ложки, II группа - бубенцы. I группа: Во поле береза стояла, во поле кудрявая стояла. Лю-ли, лю-ли стояла, Лю-ли, лю-ли стояла. II группа: Во поле береза стояла, во поле кудрявая стояла. Лю-ли, лю-ли стояла, лю-ли, лю-ли стояла. - Но не стоит много говорить о канонах, лучше всего их петь. - Сегодня мы познакомимся с французским каноном «Братец Яков». Это один из многочисленных вариантов текста канона: I группа: Братец Яков, Что ты спишь? В колокол звонили: бим-бом-бом! Братец Яков, и т.д. II группа: Братец Яков, Что ты спишь? В колокол звонили: бим-бом-бом! Братец Яков, и т.д. Этапы разучивания канона: Речевой канон Предлагаю ребятам продекламировать первую строчку всем вместе. Просьба продекламировать всем вместе еще раз, а преподаватель в это время декламирует каноном. Делим хор на две группы, обе группы декламируют самостоятельно. Мелодический канон - Приглашаю Татьяну Александровну Новгородову на помощь. Послушайте этот канон в нашем исполнении (исполнение канона a cappella). 5

6 - Теперь выучим все вместе мелодию канона в унисон. Постараемся петь чисто. После уверенного пропевания мелодии разделимся на две группы: одна группа поет с Татьяной Александровной, вторая группа поет вместе со мной. Выполняем правило: «Сначала слушаю, потом пою». Обращаем внимание на точное вступление голосов, сохраняем чистую интонацию и темп. Канон с движением Для исполнения двухголосного канона образуем два круга один в другом. В первом внутреннем круге ученики из первой группы, во втором внешнем круге ученики из второй группы. Первый круг небольшой, второй чуть больше. Каждый круг начинает двигаться только с началом пения своего голоса. Преподаватели помогают на моментах вступления каждому кругу. Надо напоминать ребятам, чтобы они слушали друг друга и двигались «в такт музыки». Этот этап внесет оживление в работу над разучиванием канона и очень понравится детям они быстрее запомнят музыкальный материал. - Наш урок окончен. Благодарю всех за внимание! Список использованной литературы: 1. Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики», Москва, «Музыка», Емельянов В.В. «Развитие голоса», Санкт-Петербург-Москва-Краснодар, «Лань», Зебряк Т.А. «Дразнилки, пословицы, скороговорки, считалки», Москва, «Кифара», Малинина Е.М. «Вокальное воспитание детей», Ленинград, «Музыка», Поплянова Е. М. «Игровые каноны на уроках музыки», Москва, «Владос», «Работа с детским хором». Сборник статей под редакцией проф. В.Г. Соколова, Москва, «Музыка», Сафонова В.И. «Некоторые особенности вокального воспитания, связанные с охраной детского голоса. Работа с детским хором. Сборник статей», Москва, «Музыка», Стулова Г.П. «Теория и практика работы с детским хором», Москва, «Владос»,


П/ п Дата Тема учебного занятия Всего часов 3. Календарно-тематический план «Хоровое пение» 1 А и 1 Б классы Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности Содержание деятельности Практическая

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования г. Хабаровска «Дворец творчества детей и молодежи «Северное сияние» Конспект занятия ТЕМА: «РАБОТА НАД ХОРОВЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ» (3-4 год обучения

2 Пояснительная записка Рабочая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сольное пение, вокальный ансамбль» художественно-эстетической направленности для детей 7-10 лет первого года

Средняя группа (от четырех до пяти лет) Дети уже имеют достаточный музыкальный опыт, благодаря которому начинают активно включаться в разные виды музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкальноритмические

Открытый урок по теме: Ладоинтонационная работа на основе художественных музыкальных примеров Исакова Г. К. Преподаватель МАУДО «Детская школа искусств им. А. Алябьева» города Тобольска Цель: Развитие

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Ишеевская детская школа искусств» Открытый урок «Работа с начинающими» Подготовила и провела преподаватель МБОУ ДОД «Ишеевская ДШИ»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 6 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА КИРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Приложение 1 ПРИНЯТО Педагогическом советом Протокол 1 от 1.08.015г.

МДК. 008. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом Тема 8. Музыка как вид искусства. Всего часов - 90; в т.ч. практические занятия - 60ч.; самостоятельная работа обучающегося - 5 ч. Содержание

Тематическое планирование «Хоровой класс» для 1, классов и вокального ансамбля (по адаптированной программе А.И. Клейменовой, Усть Илимск) Учитель: Адамкова А.М. Усть-Илимск Название темы Колво 1 класс

Государственное бюджетное образовательное учреждение Физико-математический лицей 366 Московского района Санкт-Петербурга. УТВЕРЖДАЮ: Директор 2016 г. Приказ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Камерный

Пояснительная записка Программа «Хоровое пение» реализуется в рамках отделения дополнительного образования детей. Направленность программы: музыкальная, художественноэстетическая. Хоровое пение действенное

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества «Солнечный» УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ ДОД ЦДТ «Солнечный» С.В. Завьялова 20 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

Учебно-тематический план по предмету ансамбль фольклорного отделения Первый год обучения Календарные 1 четверть Основы вокально-хоровой работы: певческая установка, навыки пения стоя и сидя. Постановка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 60» (МБДОУ 60) «60-тШ номеро нылпи сад» школаозь дышетонъя муниципал" коньдэтэн возиськись ужъюрт (60-тШ номеро ШДМКВУ) 426049,

Развитие гармонического слуха на уроке сольфеджио Открытый урок с учащимися 6 класса 1. Вступительное слово Тема урока «Развитие гармонического слуха на уроке сольфеджио». Гармонический слух это проявление

1 1. Пояснительная записка С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать

Краткая презентация дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности вокального кружка «Улыбка» (для детей старшего дошкольного возраста) Руководитель - Пузина Ольга Владимировна,

Развитие вокально - хоровых навыков музыкально-одаренных детей. Выполнил: музыкальный руководитель МБДОУ детский сад 5 р.п. Хор Дмитриева О.Н. Одаренность это с системное, развивающиеся в течении жизни

1. Пояснительная записка 1.1 Направленность программы художественная Пение наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности для детей. Пение развивает у детей музыкальные способности, музыкальный

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разна для реализации в 2016-2017 учебном году дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Полянка» в группах 1, 3 и 4 года обучения на базе ЦО

Управление образования администрации городского округа Коломна Муниципальное бюджетное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад 31 «Жемчужинка» 140405, М.О. г. Коломна, ул. Весенняя,

Пояснительная записка Основной базой для развития детского хорового пения как важнейшего фактора музыкально-эстетического воспитания детей является общеобразовательная школа. Элементарная музыкальная грамотность,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА 11 ИМЕНИ М.А. БАЛАКИРЕВА» Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка к обучению

Рабочая программа по внеурочной деятельности детского объединения «Веселые нотки» для класса на 06 07 учебный год Направление: художественно-эстетическое Учитель: Ткачева Наталья Петровна, I квалификационная

Пояснительная записка Настоящая модифицированная программа предполагает обучение обучающихся 1 классов по хоровому пению. Срок реализации программы года. Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТУПАЮЩИМ 1. Ребѐнок, поступающий в гимназию-колледж, должен иметь хорошие музыкальные способности, очевидную яркую одарѐнность и индивидуальные творческие данные. 2. Поступающий должен

Воспитательное значение пения в жизни детей Консультация для родителей. Подготовила музыкальный руководитель Богатова Татьяна Владимировна Воспитательное значение пения в жизни детей. Многие передовые

Рабочая программа разработана на основе дополнительной, общеобразовательной художественной направленности объединения «Беллиссимо». Цель программы: формирование у воспитанников исполнительских умений и

Календарно тематический план работы вокального кружка «Музыкальная капель» (1 год) Разделы, название темы теория Практи ка Часы индивид работа Общее количест во часов I. Пение как вид музыкальной деятельности.

Вокально-технические упражнения для младшего хора. Детский хор живой организм, удивительное существо, постоянно растущее, изменяющееся и всегда молодое, с энтузиазмом несущее энергетику юности, оптимизма

Пояснительная записка Направленность программы кружка «Музыкальная шкатулка» по содержанию является общекультурной, по форме организации кружковой, рассчитанной на 1 год. Программа предполагает реализацию

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 1362» Образовательная программа дополнительного образования

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дети любят петь, ведь голос ребёнка это естественный и доступный инструмент, которым он обладает с ранних лет и который позволяет не только выразить свои чувства, но и вызвать у других

Вокально-хоровая работа с мальчиками дошкольного возраста Рахманова Н.А. Муниципальный хор мальчиков г. Петрозаводска был организован в 1996 году. В течение восемнадцати лет преподаватели хора, набирая

Развитие певческого вибрато Цели: Обучающая: Обучать навыку пения на вибрато путем репетиционной работы Развивающая: Развивать вокально-хоровые навыки, интерес к музыке и музыкальным занятиям. Воспитывающая:

Государственное учреждение образования «Поречская средняя школа» Методическая разработка урока музыки для учащихся 1 класса «Песня, танец, марш» Соболевская Ирина Александровна учитель музыки Класс: 1

Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Омска «Дом детского творчества Октябрьского административного округа» Открытое занятие: «Дикция в хоре» Разработала: педагог дополнительного

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 11г.ВЫБОРГА» ПРИНЯТА: на заседании педагогического совета протокол от28.08.2014 1 УТВЕРЖДЕНА: Приказом МБДОУ «Детский сад 11 г.выборга»

Муниципальное Образовательное Учреждение Дополнительного Образования Детей Детская Музыкальная Школа г. Борзя Методическая разработка по теме: «Первые шаги на пути к многоголосию» (работа с младшим хором)

В учебном году 2015/2016 программа студии авторской песни «МоСт» реализуется на трёх группах первого, второго и третьего года обучения. Всего в объединении обучается 34 человека. Средний возраст учащихся

Государственное образовательное учреждение города Москва «Детская музыкальная школа имени Э.Г. Гилельса» Образовательная программа дополнительного образования детей Эстрадно-джазовое пение Для учащихся

1 График работы: 1 раз в неделю среда Актуальность. Пение, как активная исполнительская деятельность, очень способствует постигать мир музыкальных звуков, дети учатся слышать окружающий мир, выражать свои

Пояснительная записка. Программа ориентирована для детей разного уровня и предусматривает развитие музыкальнопевческого искусства. Программа по сольному, ансамблевому и хоровому пению способствует развитию

(виды, формы контроля) МДК 02.05. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом Преподаватель: Шлопак О.С. является одним из видов учебных занятий студентов. проводится с целью систематизации

Пояснительная записка Данная программа предназначена для учащихся -4 классов (дети 7-10 лет) и рассчитана на 1 год обучения. Детское хоровое пение один из самых распространенных общественных видов музыкально-эстетической

Пояснительная записка. Предмет по выбору «Сольное пение» может быть использован учащимися всех отделений Детской школы искусств по желанию и на основании заявления родителей. Следует обратить внимание

Муниципальное общеобразовательное учреждение «ДЬЯКОНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования «Сольное и хоровое пение» для 2 9 классов на 2015 / 2016 уч. год Срок реализации:

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 440 имени П. В. Виттенбурга Приморского района Санкт-Петербурга ПРИНЯТО Решением Педагогического Совета ГБОУ школы

План конспект Открытого урока педагога Горобцовой Галины Вячеславовны в классе фортепиано. Урок проведѐн с учащимся 3 класса общеэстетического отделения Горобцовым Георгием. Использована вариативно-адаптированная

Так же процесс обучения пению требует от ребенка большой активности и умственного напряжения. Он учится сравнивать своё пение с пением других, оценивать качество исполнения. Пения благотворно влияет на

Программа по сольфеджио (5-летний срок обучения) 1 класс. 2 Вокально-интонационные навыки. Правильное положение корпуса. Спокойный, без напряжения вдох. Одновременный вдох перед началом пения. Выработка

Утверждаю: и.о. директора государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования края «Краснодарский колледж -Корсакова» февраля 2016 г. 129-П А.Н. Иванова Приемные

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Курчатовская детская школа искусств» УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по предмету «Хоровой класс» для дополнительной предпрофессиональной

«УТВЕРЖДАЮ» Ректор ФГБОУ ВПО МГУДТ В.С. Белгородский 2016 г. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа занятий составлена с учетом возраста и певческого диапазона детей. Для развития творческой индивидуальности детей и певческих навыков в условиях подготовки детей к школе.

Образовательная программа по классу блокфлейты. Блокфлейта в хоровой школе предмет факультативный. Занимаются блокфлейтой учащиеся только по желанию, наряду со специальными занятиями хором и двумя разами

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа ансамбля «Вдохновение» имеет художественную направленность и предполагает создание условий для развития творческих способностей, социального и культурного самоопределения,

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Красногорский детский сад «Сказка» Утверждаю заведующий МДОУ Красногорский детский сад «Сказка» Г.В.Бибикина Принята на педагогическом совете МДОУ Красногорский

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Гимназия 1529 имени А.С. Грибоедова» 2 ой Обыденский пер. д.9, г. Москва, 119034 Тел./факс:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВЫКСА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВИЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА Рассмотрено на заседании «Согласовано» «Утверждено» педагогического Совета Заместитель

Программа вокально-инструментального ансамбля Пояснительная записка Музыка играет важную роль в жизни детей. Хорошая песня становится первым кумиром и возможностью выразить себя. Песня не только форма

С5.П.1 Хоровой класс Цель освоения дисциплины: подготовка высококвалифицированного специалиста к художественно-творческой деятельности, владеющего методикой репетиционной работы и концертного исполнительства

М. А. ДАВЫДОВА ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО МУЗЫКЕ 2 класс МОСКВА «ВАКО» 2011 УДК 372.878 ББК 74.268.53 Д13 Д13 Давыдова М.А. Поурочные разработки по музыке: 2 класс. М.: ВАКО, 2011. 256 с. (В помощь школьному

Раздел 1. Пояснительная записка Направленность и уровень программы Программа базового уровня художественной направленности для всех желающих заниматься вокалом решает задачи воспитания трудолюбия и настойчивости,

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества 1» Утверждаю: Директор МБУ ДО «Дом детского творчества 1» О.В. Раткина 20 г. Дополнительная общеразвивающая программа

2 1. Основные положения Вступительные испытания по специальности 53.02.01 Музыкальное образование проводятся в форме прослушивания по определению уровня развития музыкальных способностей. Вступительные

Современные педагогические технологии в работе хормейстера ДМШ:
между традицией и инновацией
Представим себе идеальный образ детского хора: горящие глаза, устремленные на вас с трепетным ожиданием; открытые чуткие сердца, готовые слиться в едином эмоциональном порыве; чистые голоса, наполняющие слушателей гармонией и одухотворенностью.
Детский хор - это живой организм, постоянно растущий и изменяющийся, удивительное существо, несущее энергетику оптимизма и обаяния; особый исполнительский инструмент, нежный, гибкий и отзывчивый, способный на самое искреннее и непосредственное выражение человеческих чувств. Только этот инструмент нельзя получить готовым. Его нужно настроить, научить, вырастить, воспитать...
Хормейстеру предстоит решить главный вопрос: как создать по-настоящему художественный детский хоровой коллектив? Это большая и увлекательная работа, полная экспериментов и ошибок, анализа и размышлений.
Руководитель коллектива должен помнить, что главной особенностью работы с детским хором является умелое сочетание обучения (развитие музыкальных способностей, певческих навыков, голосового аппарата, музыкальной грамотности), музыкального воспитания (сознательное отношение к искусству, любовь к музыке, пению, расширение музыкального кругозора) и исполнительства. Только такой комплексный подход позволит хору полноценно развиваться, при этом раскрывая способности каждого отдельно взятого ребенка.
К психологическому содержанию учебной деятельности в ДМШ особенно близко определение, данное Д.Н. Узнадзе, грузинским психологом и философом: "Обучение - это особая форма деятельности - не игра и не труд, но и то, и другое". Не секрет, что сложный процесс освоения навыков хорового пения требует от обучающихся огромной эмоциональной увлеченности и сосредоточенности, и только чередование характера и методов учебной деятельности способно преодолеть чувство усталости в процессе урока. Для поддержания устойчивого интереса участников хора в учебном процессе должно быть определенное, выверенное соотношение старого и нового, традиционного и инновационного.
Что же такое инновации? Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности нашей школы. И это не случайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту обучающихся. Инновационный подход в обучении распространяется на содержание образования, методы преподавания и формы контроля качества обучения.
Широкое распространение различных инноваций, в том числе новых педагогических технологий в системе общего образования требует от современного преподавателя ДМШ знания основных тенденций инновационных изменений и возможность их применения в собственной практике. Обновленные методики хорового воспитания, обобщенный предыдущий опыт своих коллег - любой материал может быть проанализирован, использован хормейстером в собственной практике, введен в процесс развития вокально-хоровых навыков в конкретном отдельно взятом хоровом коллективе.
Очень важно понять, какой результат мы должны получить в процессе воспитания с помощью инновационных воспитательных технологий. Как говорил Сенека, римский философ и драматург: "Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным". В одной методической статье говорилось, что целью инновационной деятельности в воспитательном процессе является качественное изменение личности ученика по сравнению с традиционной системой. Но любой опытный преподаватель скажет, что это крайне неверное суждение. Применительно к детскому пению следует отметить, что именно традиции, опыт прошлых поколений, и обусловили исключительное значение хоровой музыки в нашей культуре. Именно хоровое пение на протяжении столетий являлось выражением русского духа, русской художественной натуры, национального характера. Хоровая школа России - это определенный эталон хоровой звучности: ясное, чистое пение и, как говорил А.Д. Кастальский: "...где исполнители участвуют в исполнении всем своим существом".
Следуя лучшим образцам хорового исполнительства, мы совмещаем традиционный и инновационный подход в обучении, тем самым прививая детям лучшие традиции академического пения и решая вопрос повышения качества обучения c использованием инновационных образовательных технологий. А основой в этой непростой и кропотливой работе является сама музыка, те произведения, на которых учится и растет детский хор.
При выборе репертуара хормейстер должен знать закономерности музыкально-певческого развития детей и уметь предугадать динамику этого развития под влиянием отобранного репертуара; должен уметь моделировать для каждого занятия и выступления все новые "комплексы" музыкального материала, а так же гибко реагировать в учебно-воспитательном плане на новые веяния в современной музыкальной жизни.
Например, сегодня многие руководители детских хоровых коллективов отмечают недостаток в юмористическом, шуточно-игровом материале, особенно для самых маленьких исполнителей. Песни современных авторов, входящие в новые сборники, как правило, интонационно неудобны для исполнения или текст плохо воспринимается учащимися. Это происходит оттого, что авторы часто не имеют практики работы с хоровым коллективом. Сборники С. Мышкиной, С. Крупа-Шушариной, М. Живова отчасти восполняют этот недостаток. Так, М. Живов, сознательно не расписывая песни на голоса и по возможности избегая жестких авторских ремарок, предоставляет исполнителям широкие возможности для совместного творчества, свободных импровизаций, для превращения "забавных" историй в самостоятельные театрально-хоровые постановки. "Я хотел бы, чтобы эти новые забавные музыкально-поэтические истории стали бы поводом для детского творчества, материалом для развития у детей чувства юмора, воображения, фантазии и артистизма", - писал автор.
Репертуар хора должен содержать по возможности обширный и интересный музыкальный материал, включая народные песни и музыку композиторов-классиков, сочинения a cappella и с сопровождением, полифонические и гомофонные, произведения собранные по тематическому принципу и стилистическому единству и т.д.
Работая с таким благодатным репертуаром на хоровых занятиях, можно применять как традиционные формы работы, так и новые педагогические технологии.
1. Личностно ориентированные технологии. Они предусматривают диагностику личностного роста, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, предусматривающих развитие личности в реальном, социокультурном и образовательном пространстве. Эти технологии музыкального образования являются концептуальной основой педагогического процесса и являются традиционными. Даже проводя занятия в группах, педагог обязан учитывать индивидуально-психологические особенности и перспективы развития каждого ученика.
2. Игровые технологии обучения. В современной общеобразовательной практике они получили большое распространение (А. А. Вербицкий, Н. В. Борисова и др.). Эти технологии характеризуются наличием игровой модели, сценария игры, ролевых позиций, возможностей альтернативных решений, предполагаемых результатов, критериев оценки результатов работы.
Применяются игры познавательные, театрализованные, имитационные, решение практических ситуаций и задач и др. Выбор каждой игры определяется ее возможностями, соотнесенными с особенностями дидактической задачи.
3. Проблемно-развивающая технология обучения (М. М. Махмутов, Н. Г. Мошкина и др.). Специфическими функциями проблемно-развивающей технологии обучения являются: формирование у учащихся критического мышления, умений и навыков активного речевого общения, положительных эмоций, а также организация деятельности преподавателя по построению диалоговых конструкций и их реализации в процессе обучения. Данная технология очень интересна, с успехом может использоваться на уроках хора, хотя многие из методов этой технологии уже широко применяются в практике и являются скорее традиционными.
4. Нетрадиционные формы урока. Ягненкова Н.В. в статье "Возможности практического применения некоторых инновационных педагогических технологий на уроках теоретического цикла в ДМШ" рассматривает педагогическую технологию, основанную на системе эффективных уроков (Автор - А.А. Окунев) и приводит ряд нетрадиционных технологий урока:
- интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях; уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина и т.д.;
- уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия и т.д.;
- уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, бенефис, телепередача и т.д.;
- уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: заочная экскурсия в прошлое, путешествие, гостиная и т.д.;
- перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: утренник, инсценировка, "посиделки" и др.
Практически все названные виды уроков могут быть использованы в ДМШ на хоровых занятиях.
5. Взаимоконтроль. Эта техника преследует цели: проверка знаний, предоставление возможности каждому ученику сообщить о своих успехах, снятие неуверенности у слабых учеников, развитие певческих навыков учащихся, интенсификация опроса. Группа разбивается на "учителей" и "учеников". "Ученики" отвечают своим "учителям". Известно, что когда человек учит других, то он сам начинает глубже понимать материал и его запоминать.
Таким образом, изложенные инновационные формы и методы работы на уроке, несомненно, расширяют возможности современного образовательного процесса, поэтому их необходимо активно внедрять в практику преподавания в ДМШ, но при этом не забывать о важности воспитания школы академического пения в духе лучших традиций хоровой культуры.
Литература:
1. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий.- М: Каро, 2005.
2. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. - Волгоград: Учитель, 2008.
3. Нотная папка хормейстера No. 1. Младший хор. Составители и редакторы: Заслуженный деятель искусств РФ, профессор Б. И. Куликов, хормейстер Детской хоровой школы "Весна" Н. В. Аверина.- М: Дека-ВС, 2008.
4. Ягненкова Н.В. Возможности практического применения некоторых инновационных педагогических технологий на предметах теоретического цикла в ДШИ. - http://festival.1september.ru/articles/581644 (25.09.2012).

Санникова Людмила Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №1"
Населённый пункт: г.Ноябрьск ЯНАО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование инновационных технологий в вокально-хоровом пении
Дата публикации: 06.02.2017
Раздел: дополнительное образование

Использование инновационных технологий

в вокально-хоровом пении.
В настоящее время образовательный процесс должен строиться с учетом разнообразных инновационных технологий. Инновация - нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или. Инновация - это только такое нововведение, которое серьезно повышает эффективность действующей системы. Система современного образования ведёт к смене приоритетов в деятельности учителя: не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика. Инновационные технологии становятся необходимым компонентом образовательного процесса, а современный учитель - это высокопрофессиональный педагог, использующий в своей работе инновационные технологии. В соответствии с современными требованиями педагог-музыкант должен быть разносторонне образованным, его знания, умения и навыки должны находиться в единстве с педагогическими. Кроме этого, необходимым условием в е го профессиональной подготовке является владение современными образовательными технологиями. В настоящее время для повышения качества воспитательной работы с учащимися в образовании применяют самые различные педагогические инновации. В области музыкального воспитания в рамках дополнительного образования я выделила 5 характерных направлений: - применение личностно-ориентированных технологий; - применение здоровьесберегающих технологий; - применение современных прогрессивных методик развития голоса; - применение информационно-коммуникативных технологий. - применение проектных технологий в учебно-воспитательном процессе Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии - это приоритетный субъект, она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Основным принципом разработки личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых условий для его развития. Стиль педагогического общения, при котором взаимоотношения с учащимися строятся на уровне личность – личность, т.е. по принципу равноправного отношения к ребенку, обеспечит введение любых прогрессивных методик для быстрого развития коллектива. Педагогика сотрудничества, творческая атмосфера внесут радость в совместную работу педагога и учащихся, создадут творческий настрой, что окажет 1
положительное влияние не только на музыкальное развитие ребёнка, но и на нравственное формирование его личности. Личностно - ориентированный подход является преобладающим методом вокально-хорового обучения, учёт индивидуальных особенностей каждого ребенка, позволяет сохранить и развить его голосовые особенности: тембр, манеру звукоизвлечения, пластику, подачу музыкального материала. Ведущим методом художественно-эстетического воспитания выступает метод творческого диалога, когда учитель и ученик совместно ищут и находят ответы на вопросы. Детей нужно научить рассуждать, объективно оценивать творческий процесс, художественные явления, находить в них позитивные или негативные стороны, соотносить со своими морально-эстетическими позициями, собственным творчеством. Таким образом, современное занятие вокально-хоровых коллективов должно отвечать следующим требованиям: - реализации личностно ориентированного обучения; - воспитательной направленности занятий; - созданию отношений в системе "руководитель - ученик" с приставкой "со": сопереживание, сотрудничество, соучастие, сотворчество; - развитию творческого потенциала детей посредством воспитания певческой культуры; - построению занятий с учётом метода художественно - педагогической драматургии; - использованию в вокально-хоровой практике интеграции с другими видами искусства, литературой, историей. Здоровье всегда было и остается неизменным и наиболее важным приоритетом. Очень важно начинать заниматься с ребенком укреплением здоровья уже с раннего возраста, тем самым приучая его к здоровому образу жизни. Насколько занятия пением в хоре способствуют этому? Ответ на этот вопрос дают неоднократные исследования в области физиологии и музыкально-акустической терапии. Вот несколько утверждений: 1 . В пении принимает участие не только голосовой аппарат, но и весь организм поющего. 2 . П р и правильном пении благодаря активной работой мышц, корпуса улучшается кровообращение и обменные процессы в организме. 3. Разночастотные вибрации, звуковые волны во время пения пронизывают весь организм поющего, способствуют очищению клеток в первую очередь головного мозга. 4. Регулярные вокальные занятия являются профилактикой простудных заболеваний, т.к. это отличная тренировка и вентиляция легких, способствующая снятию в них застойных явлений. Увеличивается жизненная емкость легких, что добавляет организму запас прочности, предотвращает заболевания дыхательного аппарата. 5 . Вокал – уникальное средство самомассажа внутренних органов, способствующее их функционированию и оздоровлению. 2
6. Занятия вокалом способствуют психическому развитию и укреплению нервной системы. Пение – отличный способ психической саморегуляции, снятия стрессов, эмоциональной стабильности. 7 . Занятия пением совершенствуют речевую функцию человека, делая голосовой аппарат более сильным, тренированным, выносливым. Следующее направление работы – становлению певческого голоса. Основная задача, стоящая перед педагогами-музыкантами – оптимальное развитие голоса каждого ребенка, с учетом его природных особенностей, а это возможно лишь при условии: - учёта возрастных физиологических особенностей детского голоса в процессе занятий; - включении в занятия комплекса мероприятий, направленных на формирование устойчивого интереса детей к певческой деятельности, знаний о хоровом исполнительстве и особенностях голосового аппарата; - использовании на занятиях комплекса упражнений, построенных на адаптированной системе В.В. Емельянова «Фонопедический метод развития голоса» для формирования вокально-хоровых навыков школьников. В качестве специальной технологии обучения детей пению мной используется «Фонопедический метод развития голоса» В.В. Емельянова - известного учителя-исследователя, имеющего многолетнюю практику врача- фониатра. Фонопедический метод развития голоса – это подготовительный, вспомогательный, узконаправленный метод решения координационных и тренировочных задач для постановки голоса. В.В.Емельянов выделяет много принципов ФМРГ, однако в своей работе мною адаптированы некоторые из них в силу возрастных возможностей голосового аппарата школьника. В практике моей работы проблема развития певческого голоса детей проявилась, прежде всего, в том, что школьники незначительно использовали певческий потенциал. Как девочки, так и мальчики затруднялись петь в высоком или низком регистрах, «боялись выходить» за рамки диапазона, зачастую заменяли громкое пение на крик, а тихое – на шёпот. В силу несформированного до конца артикуляционного аппарата, часть звуков ребята пели искажённо, заменяя гласные и согласные близкими по звучанию, не вовлекая в двигательный процесс ротоглоточный аппарат и мышцы лица. Излишняя трудность замечена была при умении детей правильно использовать бесшумный вдох и протяжный долгий выдох. Занятия строятся следующим образом: 1.В качестве предварительной работы провожу комплекс дыхательных упражнений, артикуляционную гимнастику и массаж. 2.Для развития слуха и голоса включаю в работу систему упражнений ФМРГ, попевки, пропевание интервалов. 3
3.В исполнительской певческой деятельности организую и непосредственно участвую в поэтапной работе с вокальным произведением, знакомлю детей с различными способами передачи песенного образа. Опыт работы показал: существенного повышения качества проявления певческих навыков у детей можно достигнуть, постепенно и последовательно развивая у них навыки дыхания и дикции, чистого интонирования и силы голоса, а также способствовать расширению диапазона и напевности в пении через обогащение и расширение вокальных упражнений. Поэтому любое вокальное занятие рекомендую начинать с дыхательных упражнений, т.к. дыхание - один из важнейших компонентов пения. От характера дыхания зависит качество звучания детского голоса (вялый, напряженный, тусклый, звонкий). Дыхание – это двигательная сила голоса. Чтобы голос был сильным и красивым, нужно развивать диафрагмальное дыхание. Диафрагма – мышца, отделяющая грудную клетку от брюшной полости. Она является своего рода дверцей, форточкой, которая не дает воздуху моментально выйти из нижних отделов наших легких, тем самым, позволяя нам сказать или пропеть целую фразу. Вообще такое дыхание очень полезно и для здоровья человека. Оно способствует полной вентиляции легких, усиливается кровообращение, улучшается обмен веществ. У людей «поющих» гораздо меньше встречаются заболевания дыхательных путей. Дыхание и голос – две функции, принципиально важные для выживания человека. Голос и дыхание соединены в одном органе - гортани. Первое, на что нужно обратить внимание при обучении пению – полное расслабление и снятие зажимов. С этого нужно начинать каждое занятие. Следующий этап – работа над певческим дыханием. Следующий этап речевая вокализация. Приведу несколько примеров: Ваш голос станет более благозвучным, насколько это необходимо, его диапазон расширится, произношение станет более четким. Положительный дополнительный эффект выразится в активизации ваших сил. Лучше всего выполнять эти упражнения регулярно, причем по утрам, это зарядит вас бодростью на целый день. У вас не только разовьется более приятный голос, но намного улучшится ваше общее самочувствие. По мере того, как будет развиваться ваш голос, будет совершенствоваться и ваша личность.
1.
Встаньте перед зеркалом. Сделайте выдох, затем вдох и произносите каждый звук до тех пор, пока у вас хватит дыхания. Итак, вдохните и начинайте: (найти примарную зону) ииииииииии ээээээээээ аааааааааа оооооооооо уууууууууу Эта последовательность не случайна, вы начинаете со звука самой высокой частоты - «и». Если вы при этом положите ладонь на голову, то 4
ощутите легкую вибрацию. Это свидетельство более интенсивного кровообращения. Произнесение звука «э» активизирует область шеи и горла, вы это можете почувствовать, приложив руки к шее. Произнесение звука «а» благотворно воздействует на область грудной клетки. При произнесении звука «о» усиливается кровоснабжение сердца, а упражнение со звуком «у» оказывает положительное воздействие на нижнюю часть живота. Произносите медленно один за другим все звуки три раза.
2.
Теперь нужно активизировать область груди и живота, для этого надо произносить звук «м» с закрытым ртом. Упражнения на звук «м» проделайте три раза. Один раз совсем тихо, второй раз - громче и в третий раз - как можно громче, чтобы голосовые связки напряглись. Положив ладонь на живот, вы ощутите сильную вибрацию. Особое внимание следует уделить звуку «р», поскольку он способствует улучшению произношения и придает голосу силу и энергичность. Для того чтобы расслабить язык, проведите предварительную подготовку: поднимите кончик языка к небу за передними верхними зубами и «порычите» как трактор. Итак, сделайте выдох, потом вдох и начинайте «рычать»: «рррр». После этого выразительно и эмоционально с подчеркнуто раскатистым «р» произнесите следующие слова: Роль, руль, ринг, рубль, ритм, рис, ковер, повар, забор, сыр, трава, крыло, сирень, мороз.
3.
В заключение проделайте «упражнение Тарзана», которое представляет собой лучшую профилактику против простудных заболеваний и инфаркта миокарда. Встаньте прямо, сделайте выдох, затем глубокий вдох. Сожмите руки в кулаки. Громко произносите звуки из первого упражнения, начиная со звука «и», одновременно колотите себя кулаками по груди. Затем продолжайте, произнося звук «э» и так далее. По окончании упражнения вы заметите, как очищаются ваши бронхи, как ваше дыхание становится свободным, как вы заряжаетесь энергией. Хорошенько откашляйтесь, избавьтесь от всего ненужного! Это упражнение следует выполнять только по утрам, поскольку оно обладает возбуждающим и активизирующим действием. (В своей работе я так же использую метод вокалотерапии, эффективность и научная обоснованность которого была доказана ведущим российским музыкотерапевтом, руководителем научно-исследовательского Центра музыкальной терапии и медико-акустических технологий профессором Сергеем Шушарджаном. Этот метод, основан на звуковых вибрациях, доступной каждому и не требующей специальной подготовки.) Следующим направлением в использовании инновационных образовательных технологий является применение ИКТ, с помощью которых можно не только разнообразить методы и приемы работы, но и сделать вокально-хоровую деятельность более привлекательной, интересной для детей. Применение ИКТ во внеурочной деятельности в рамках ФГОС, в частности обучению вокалу, представляет собой набор разнообразных 5
технических и информационных средств, направленных на достижение значительного образовательного результата. Особая актуальность данной технологии связана с тем, что обучение детей вокалу происходит без специального отбора учащихся, где не учитываются их начальные вокальные данные. Дети имеют разные стартовые возможности. Целью применения ИК - технологий на моих занятиях является развитие вокальных способностей детей посредством использования современных информационно - технических средств. Основным преимуществом данной технологии является то, что учащиеся активно вовлекаются в учебный процесс, наиболее широко раскрываются их способности, активизируется умственная деятельность, а также раскрывается их творческий потенциал. Использование на занятиях ИКТ даёт мне возможность наглядно представить учащимся результат своей деятельности, выявить достижения в процессе работы, зафиксировать моменты, на которых были допущены ошибки, для их исправления. Ожидаемый результат включает в себя развитие вокальных навыков, развитие артистических возможностей, и приобретение навыков в пользовании техническими средствами. На своих занятиях я использую персональный компьютер с возможностью поддерживания программ для воспроизведения и обработки звука и изображения, синтезатор и аудио аппаратуру (микшер, микрофоны, караоке центр), внешние носители (AudioCD, флешпамять). Таким образом, применение ИКТ на занятиях дополнительного образования в частности вокально – хорового исполнительства решает ряд важнейших задач, прежде всего – это повышение интереса к музыке, вокальному искусству, активации познавательной деятельности, реализации творче ского потенциала учащихся, во спитание активно сти и самостоятельности. Формирование эстетического, эмоционально – целостного отношения к музыкальному искусству и вокальному исполнительству, способствует развитию креативности и творческих способностей. Широкое внедрение инновационных технологий создают условия для повышения качества обучения, познавательной активности и учебной мотивации учащихся. В своей работе я придерживаюсь мнения, что данные технологии, которые я эффективно использую, позволили мне спланировать свою работу, которая направлена на достижение цели современного образования – развитие личности ребёнка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья и добиться хороших результатов. Сосредотачивая усилия на повышение качества и эффективности учебной и воспитательной работы средствами инновационных технологий, я добиваюсь высоких результатов в творческих фесстивалях, конкурсных и концертных выступлениях, что способствует развитию познавательных интересов, активности и творческих способностей учащихся. 6

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЙДАКОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ВЯЗЕМСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

Тема:

«Инновационные технологии

в работе с детским хором»

Преподаватель

Штатная Людмила Станиславовна

Инновационные технологии в работе с детским хором

«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека»

(В. А. Сухомлинский).

Цель всей деятельности ДШИ – музыкальное и личностное воспитание ребенка, развитие его индивидуальности, музыкального вкуса, навыков и принципов работы в коллективе. А совместное хоровое творчество – одно из лучших средств для достижения этой высокой цели.

Хоровое пение – один из самых доступных для детей всех видов музыкальной деятельности. Приходя в хор, дети включаются в творческую атмосферу коллективного музицирования. В процессе обучения пению у них развиваются художественные способности – музыкальный слух, музыкальная память, воспитывается эмоциональная отзывчивость к искусству.

Хор как учебная дисциплина имеет определенные задачи:

    Формирование вокально-хоровых навыков;

    Формирование чувства стиля;

    Обучение коллективному творчеству.

Хоровой коллектив ДШИ – это многообразие участников, в котором каждый ценен своим духовным миром.

Цель преподавателя хорового класса – создать коллектив единомышленников. Руководитель хора использует в своей работе два подхода: коллективный и индивидуальный. «В коллективе устанавливаются своеобразные двусторонние отношения: личность влияет на коллектив, а коллектив – на личность» (В. А. Сухомлинский)

Основу структуры хорового класса Кайдаковской ДШИ составляют 3 ступени – три возрастных хора: младший «Радость» - дети 7-9 лет, средний «Надежда» - дети 9-12 лет и старший «Вдохновение» - дети 12-17 лет. Многоступенчатость – принципиальная основа всей педагогической работы в ДШИ – позволяет выстроить логику образовательного процесса и прогнозировать результат.

В хоре «Радость» дети учатся реагировать на дирижерский жест и слово преподавателя, спокойно и правильно сидеть и стоять на хоровых занятиях, одновременно начинать и заканчивать пение, слышать друг друга.

В хоре «Надежда» певческое развитие детей происходит на более сложном музыкальном материале. На этой хоровой ступени появляются произведения, в которых фортепианное сопровождение не поддерживает вокальную партию, дети начинаю петь a cappella . Новшеством является использование хоровых партитур. Усиленное внимание уделяется работе над певческим дыханием (понятие и навык «пения на опоре», «цепное» дыхание), работе над двухголосием. Появляются партии сопрано и альтов.

Старший хор «Вдохновение». В этом хоре тембры сопрано и альтов ярко выражены. Увеличивается количество классических произведений, в том числе сочинений a cappella. Появляется в репертуаре русская духовная музыка.

Руководитель коллектива должен помнить, что главной особенностью работы с детским хором является умелое сочетание обучения, музыкального воспитания и исполнительства. Только такой комплексный подход позволит хору развиваться полноценно.

Методы вокально-хорового воспитания детей многообразны и сложны, так как объединяют познавательный процесс с практическим умением детей.

Способы обучения и приемы, с помощью которых преподаватель дает обучающимся навыки и знания вокально-хорового образования являются результатом многолетнего опыта.

На протяжении всех лет обучения перед детьми ставятся одни и те же задачи, только они постоянно усложняются и варьируются.

Основными методическими принципами постановки голоса являются:

    выработка певческого тона в среднем регистре, начиная от примарных тонов звучания (для большинства детей «фа – ля»). На примарных звуках легче всего настраивать голос на звукообразование и дальнейшее развитие;

    постановка дыхания с опорой на диафрагму, в основе «опоры» лежит экономное расходование выходящего дыхания;

    мягкая атака звука, с фиксированием красивого тембра и посылом звука вперёд (вверх);

    формирование внутреннего слуха, чистой интонации и высокой певческой позиции (купола).

Конечная цель обучения – добиться, чтобы ученики пели свободно, полётным звуком, серебристым тембром, без всякого напряжения.

Становление любого вокально-хорового навыка связано с решением многих технических задач, требующих напряжения духовных и физических сил каждого юного певца. И чтобы эта работа не была тяжелой, следует проводить ее увлекательно. Неусидчивость и подвижность детей заставляют искать разные формы в работе над вокально-техническими навыками. Метод восприятия через игру, через знакомые образы помогает поддерживать у детей интерес к упражнениям, желание добиться хорошего результата.

Используя игровые приемы на хоровых занятиях, преподаватель добивается очень важного момента в коллективном музицировании – атмосферы эмоциональной отзывчивости.

Широкое распространение различных инноваций, в том числе новых педагогических технологий в системе общего образования требует от современного преподавателя ДШИ знания основных тенденций инновационных изменений и возможность их применения в собственной практике. Обновленные методики хорового воспитания, опыт своих коллег - любой материал может быть проанализирован, использован хормейстером в собственной практике, введен в процесс развития вокально-хоровых навыков в хоровом коллективе.

Очень важно понять, какой результат мы должны получить в процессе воспитания с помощью инновационных воспитательных технологий. Применительно к детскому пению следует отметить, что именно традиции, опыт прошлых поколений, и обусловили исключительное значение хоровой музыки в нашей культуре. Именно хоровое пение на протяжении столетий являлось выражением русского духа, русской художественной натуры, национального характера.

Следуя лучшим образцам хорового исполнительства, мы совмещаем традиционный и инновационный подход в обучении, тем самым прививая детям лучшие традиции академического пения и решая вопрос повышения качества обучения c использованием инновационных образовательных технологий. А основой в этой непростой и кропотливой работе является сама музыка, те произведения, на которых учится и растет детский хор.

И вот здесь важную роль в учебном процессе играет хоровой репертуар. Именно в классической музыке мы видим великую силу, помогающую в воспитании музыкальной и певческой культуры ребенка, в расширении его эстетического кругозора.

Второе обязательное направление хорового репертуара – это народная музыка . С русских народных песен начинается приобщение детей к хоровому пению. При исполнении русских народных песен используются бубен, ложки, трещотки, колокольчики.

Третий раздел хорового репертуара – это современная музыка композиторов М. Парцхаладзе, М. Ройтерштейна, С. Соснина и др.

При выборе репертуара хормейстер должен знать закономерности музыкально-певческого развития детей и уметь предугадать динамику этого развития под влиянием отобранного репертуара; должен уметь моделировать новые комплексы музыкального материала, а так же гибко реагировать на новые веяния в современной музыкальной жизни.

Работая с таким благодатным репертуаром на хоровых занятиях, можно применять как традиционные формы работы, так и новые педагогические технологии.

1. Игровые технологии обучения. В современной общеобразовательной практике они получили большое распространение (Н.В. Борисова, А. А. Вербицкий и др.). Эти технологии характеризуются наличием игровой модели, сценария игры, ролевых позиций, возможностей альтернативных решений, предполагаемых результатов, критериев оценки результатов работы.

Применяются игры познавательные, театрализованные, имитационные, решение практических ситуаций и задач и др. Выбор каждой игры определяется ее возможностями, соотнесенными с особенностями дидактической задачи. В игре значительно легче создаются предпосылки для правильного воспитания лучших качеств голоса, его тембра. Дети очень любят и всем своим существом участвуют в исполнении песен с игривым, задорным, комическим, лирическим содержанием. Они также любят музыку звукоподражательную, в которой слышатся голоса животных, птиц, звуки музыкальных инструментов и другие эффекты.

2. Личностно ориентированные технологии. Они предусматривают диагностику личностного роста, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, предусматривающих развитие личности в реальном, социокультурном и образовательном пространстве. Эти технологии музыкального образования являются концептуальной основой педагогического процесса и являются традиционными. Даже проводя занятия в группах, преподаватель обязан учитывать индивидуально-психологические особенности и перспективы развития каждого ученика.

3. Проблемно-развивающая технология обучения (М. М. Махмутов, Н. Г. Мошкина и др.). Специфическими функциями проблемно-развивающей технологии обучения являются: формирование у учащихся критического мышления, умений и навыков активного речевого общения, положительных эмоций, а также организация деятельности преподавателя по построению диалоговых конструкций и их реализации в процессе обучения. Данная технология очень интересна, с успехом может использоваться на уроках хора, хотя многие из методов этой технологии уже широко применяются в практике и являются скорее традиционными.

4. Нетрадиционные формы урока. Чем же характеризуется нетрадиционный урок? Это урок, который не относится ни к одной из известных классификаций, ему присуща большая вариативность структуры, он основан на творчестве, импровизации, на взаимодействии ученика и учителя, при их увлеченности совместной творческой деятельностью, апробировании новых форм работы, что в конечном итоге влияет на активизацию познавательной активности обучающихся на уроках и повышение эффективности преподавания.

Нетрадиционные формы обучения предполагают:

    использование коллективных форм работы;

    повышение мотивации к учебной деятельности;

    развитие умений и навыков самостоятельной работы;

    активизацию деятельности обучающихся.

Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, а так же развивать их творческую самостоятельность.

Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения урока, чем снимается традиционность урока, оживляется мысль. Для учащихся нетрадиционный урок - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения положительные, эмоции, ощущение себя в новом качестве значит новые обязанности и ответственность.

Ягненкова Н.В. в статье "Возможности практического применения некоторых инновационных педагогических технологий на уроках теоретического цикла в ДМШ" рассматривает педагогическую технологию, основанную на системе эффективных уроков (Автор - А.А. Окунев) и приводит ряд нетрадиционных технологий урока:

Интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях; уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина и т.д.;

Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия и т.д.;

Уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, бенефис, телепередача и т.д.;

Уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: заочная экскурсия в прошлое, путешествие, гостиная и т.д.;

Перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: утренник, инсценировка, "посиделки" и др.

Практически все названные виды уроков могут быть использованы в ДМШ на хоровых занятиях.

5. Взаимоконтроль . Эта техника преследует цели: проверка знаний, предоставление возможности каждому ребенку сообщить о своих успехах, развитие певческих навыков обучающихся. Группа разбивается на "учителей" и "учеников". "Ученики" отвечают своим "учителям". Известно, что когда человек учит других, то он сам начинает глубже понимать материал и его запоминать.

Таким образом, изложенные инновационные формы и методы работы на уроке, несомненно, расширяют возможности современного образовательного процесса, поэтому их необходимо активно внедрять в практику преподавания в ДШИ, но при этом не забывать о важности воспитания школы академического пения в духе лучших традиций хоровой культуры.

Сложный процесс освоения навыков хорового пения требует от обучающихся огромной эмоциональной увлеченности и сосредоточенности, и только чередование характера и методов учебной деятельности способно преодолеть чувство усталости в процессе урока. Для поддержания устойчивого интереса участников хора в учебном процессе должно быть определенное, выверенное соотношение старого и нового, традиционного и инновационного.

Только творческая атмосфера позволит ребенку по-настоящему свободно передавать свои чувства и переживания и постигать тайны вокально-хорового искусства.

Литература:

1. Библиотека детского хормейстера. Авторы-составители Л.П.Дуганова, Л.В.Алдакова. – Москва, Владос, 2002

2. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий.- М: Каро, 2005.

3. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. - Волгоград: Учитель, 2008.

4. Сугоняева Е.Э. Музыкальные занятия с малышами. Методическое пособие для преподавателей ДМШ. Ростов-на-Дону, Феникс, 2002.

5. Ягненкова Н.В. Возможности практического применения некоторых инновационных педагогических технологий на предметах теоретического цикла в ДШИ. - http://festival.1september.ru/articles/581644.

Последние материалы раздела:

Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные
Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные

Какую профессию можно получить, поступив в высшие учебные заведения нашего города. На этой неделе во всех школах региона прозвенит последний...

Слои атмосферы по порядку от поверхности земли
Слои атмосферы по порядку от поверхности земли

Космос наполнен энергией. Энергия наполняет пространство неравномерно. Есть места её концентрации и разряжения. Так можно оценить плотность....

Берестяная трубочка — Михаил Пришвин
Берестяная трубочка — Михаил Пришвин

Жанр: рассказГлавные герои: рассказчик - авторЛюди все меньше времени и внимания уделяют природе, а краткое содержание рассказа «Берестяная...