Классификация видов детских творческих объединений в учреждении дополнительного образования детей. Познание Творческие объединения ансамбли в общеобразовательных школах

Не углубляясь в многогранность понятия «форма», отметим только то, что имеет принципиальное значение для понимания формы как объединения людей.
Форма - установленная совокупность свойств, черт, показателей, внешних отличительных признаков, порядок их расположения в целом; сложившаяся система, обладающая специфическими свойствами; установленный образец чего-либо.
В Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей предлагаются следующие формы детских объединений по интересам - клуб, студия, ансамбль, группа, секция, кружок, театр и др. Каждая из них имеет свои специфические, отличительные признаки, но полное описание их практически неосуществимо, так как реальная жизнь постоянно вносит свои коррективы в содержание образовательного процесса.
Но для повышения эффективности управления функционированием и развитием учреждения важно ответить на вопросы: какие формы объединений сложились и действительно ли они соответствуют своему названию (идеальному образцу)? Существует ли между ними преемственность в структурной организации образовательной среды учреждения? Соответствуют ли они содержанию и результатам педагогического процесса?
Ответы на эти вопросы можно получить в процессе: определения обязательных признаков объединений, по которым они отличаются один от другого; выделения сущностных признаков форм дополнительного образования детей как образовательных объединений, что будет способствовать упорядочению процессов формотворчества в системном самоопределении учреждения.
Группа. Понятие « группа» - универсально для общей характеристики социальных отношений. Оно универсально и по отношению к учреждению дополнительного образования детей как социальному институту, в структуру которого входят самые разнообразные большие и малые группы детей, педагогов, смешанного состава.
С одной стороны, группа - это формальное объединение. Подобно тому, как в школе объектами управления являются классы, так и в учреждении дополнительного образования объектами управления являются - группы или относительно устойчивые объединения детей и педагога на основе единой цели (декларируемой и закрепленной в образовательной программе), сходных интересов, потребности в общении и совместной деятельности.
Инициатива в создании таких групп (предмету их деятельности, количеству участников) принадлежит самому учрежде-
нию. Дети, приходя первый раз в учреждение дополнительного образования, не выбирают группу и не предлагают создать совсем новую, а ориентируются в имеющихся предложениях, соотносят их со своим интересом, записываются туда, где их привлекает вид занятий, профиль деятельности, изучаемый предмет или иной показатель. Часто таким ведущим показателем является мнение друга, родителей, а иногда - имя педагога, о котором известно много хорошего.
Для групп характерно наличие сходных интересов и потребностей в общении и совместной деятельности. Главный фактор, объединяющий группу, - совместная деятельность, а одним из основных признаков группы является способность участников осознанно и непосредственно включаться в согласованное действие (прямой обмен деятельностью и способностями, творческое сотрудничество), благодаря которому могут быть удовлетворены их индивидуальные потребности. Кроме этого главного признака, традиционно выделяют и другие групповые показатели: установление определенных отношений между членами группы; внутренняя организация, включающая в.себя распределение обязанностей, иерархию статусов; наличие так называемого группового давления (мнения, оценки) и воздействие его на изменение взглядов, поведения отдельных участников группы. Регуляция отношений и разделение ролей в группе осуществляется в процессе саморегуляции, корректируемой руководителем (педагогом) или другим лидером группы. Основным средством, инструментом объединения малой группы можно назвать межличностное взаимодействие, которое имеет преимущественно эмоциональный характер и подчиняется закономерностям психологической совместимости и конфликтности (симпатии и эмпатии).
Содержание совместной деятельности членов группы оказывает влияние на все процессы внутригрупповой динамики (восприятие друг друга, формирование норм, ценностей, взаимной ответственности), а отношения внутри группы между ее членами влияют на эффективность деятельности, на возможность или невозможность реализации цели.
Процесс образования и развития группы имеет сложный, внутренне противоречивый характер, в котором сталкиваются тенденции к объединению и дифференциации. Первая направлена на сохранность, обособленность группы, на ее стабилизацию в окружающих обстоятельствах, а вторая - на специализацию ролей участников группы, на их индивидуальное признание и самоопределение. Поэтому развитие группы может проходить своеобразные этапы внутреннего и, одновременно, внешнего утверждения - от спонтанного объединения к подлинному сообществу равноправных, взаимозначи- мых партнеров (но и обратно!).
Следовательно, с другой стороны, группа - это неформальное сообщество детей и педагога, особое добровольное самодеятельное объединение. Группа из объекта управления переходит в статус субъекта управления образовательным процессом учреждения. В рамках государственных образовательных учреждений отношения неформальных детских объединений (с участием или под руководством взрослых) с администрацией учреждения складываются трудно, порой конфликтно. Учреждения дополнительного образования детей более способны к построению и поддержке диалога с такими объединениями.
Естественно, что процесс появления таких самоуправляемых, самодеятельных объединений не может быть жестко регламентирован и стандартизирован, формализован, что и гарантируется приоритетными идеями системы дополнительного образования детей. При этом особое значение придается педагогу, его педагогическому стилю, реализуемому в содержании авторской программы, в инновационном проектировании свой педагогической деятельности.
В рамках такого сообщества создается реальная возможность дать каждому ребенку опыт свободного демократического освоения культуры в системе диалогических отношений не только со сверстниками, но и со взрослыми, детьми разного возраста как носителями иных смыслов, ценностей, норм. Диалогическое общение - это всегда совместное обсуждение одной, интересной для всех проблемы или совместное действие по ее разрешению. В диалоге важен предмет общения и деятельности, на который направлена вся активность единого сообщества. Но не менее значимо и то, что каждый участник диалога имеет свое собственное мнение, свое вйдение, умеет выразить свою позицию и защитить ее. На пересечении этого разнообразия смыслов и открывается для каждого участника диалога многогранность, объемность, глубина действительности, значимость и ценность другого человека, способность к сопереживанию и сочувствию. Другими словами, включение и развитие диалогических отношений в образовательный процесс способствуют наиболее эффективному удовлетворению потребности каждого человека в выражении своего «Я» и в то же время опосредует индивидуальную способность к персонализации.
Результатом такого взаимообмена и взаимовлияния является не совокупность (сумма) предметно-ограниченных знаний, умений, навыков или способностей, а сложившийся индивидуальный механизм восприятия, понимания, репродуцирования и коммуникации культуры. Основным механизмом организации партнерских отношений (взаимодействия) сообщества, как мы уже отмечали, является договор - форма проявления свободы и добровольности субъектов, что подразумевает принятие ими обязательств, нравственной ответственности перед другими членами сообщества.
Итак, группа - понятие, объединяющее множество разных форм учреждения дополнительного образования детей на основании их сущностной принадлежности (тождественности) к данному типу образования.
Главными принципами организации деятельности детских объединений называются те, которые определяют и гарантируют каждому ребенку право свободного выбора: Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их. Занятия в объединениях могут проводиться по программам одной тематической направленности или по комплексным, интегрированным программам. Численный состав объединения, продолжительность занятий в нем определяются Уставом учреждения. Занятия проводятся по группам, индивидуально или всем составом объединения. Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей, с учетом пожеланий родителей, возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм. В работе объединений могут участвовать совместно с детьми их родители без включения в основной состав, при наличии условий и согласия руководителя.
Однако практика богата самыми разными примерами инноваций в области формообразования детских объединений. Имеющаяся пестрота и разнообразие названий, действующих в структуре учреждений дополнительного образования детских объединений, отражает все то же стремление педагогов и детей
к своему индивидуальному самоопределению, которое часто проходит только на поверхностном уровне внешней формулировки. При этом нередко возникает прямое несоответствие между организацией деятельности, содержанием и технологиями, результатами образования с формой объединения. Подобная ситуация не только дезориентирует деятельность детей и педагога, но и дискредитирует саму практику дополнительного образования детей в данном учреждении.
Проектирование системы работы с детским объединением не может не опираться на осознанный выбор адекватной формы образовательного объединения. Точное определение этой формы значительно облегчает весь последующий процесс педагогического проектирования.
Существуют различные подходы к определению отличительных черт той или иной формы объединения. Однако все подходы опираются на общие основания дифференциации: уровень и приоритет задач; количество предметов, профилей; степень их интегратив- ности; приоритет направлений деятельности; особенности организации образовательного процесса: принципы набора и комплектования коллектива, постоянность контингента (условия приема в течение года), наличие ступеней обучения, структура объединения, наличие органа самоуправления; система учета и контроля знаний, умений, навыков; уровень образовательных результатов; обеспечение образовательного процесса: нормативное, программное, кадровое, методическое и т. д.
Кружок. Наиболее распространенная, традиционная форма добровольного объединения детей в системе дополнительного образования. Исторически кружок возник как самодеятельное объединение людей, а затем - как форма внеурочной или внешкольной работы. Как форма внеклассной или внешкольной работы, кружок выполняет функции расширения, углубления, компенсации предметных знаний; приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширения коммуникативного опыта; организации детского досуга и отдыха.
В организационной структуре учреждения дополнительного образования детей кружок занимает начальную (базовую) ступень закрепления индивидуальной потребности ребенка, его

желания, интереса к какому-либо конкретному виду деятельности или выявления способности к активному творчеству.
Кружок - это среда общения и совместной деятельности, в которой можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в реалиях заинтересовавшей сферы занятости, приняв решение продолжать или отказаться от нее. Кружок позволяет удовлетворить самые разнообразные, массовые потребности детей, развить их и соединить со способностью к дальнейшему самосовершенствованию в образовательных группах, коллективах или перевести «стихийное» желание в осознанное увлечение (хобби).
Успех и точность в решении этих задач зависят от степени активного участия в работе кружка детей, но в большей степени - от личных качеств и профессиональной квалификации пе- дагога-руководителя. Деятельность (ее объем и ритм, длительность) в кружке корректируется принципами добровольности, самоуправления, неформальности общения. Занятия в кружках осуществляются в разных занимательных, игровых видах, соревнованиях, состязаниях или в виде занятия-диалога равных партнеров. Последнее более всего приемлемо для старшего школьного возраста, в котором доминирует стремление к самообразованию и социальному утверждению себя в успехе собственной деятельности.
Важным элементом кружка, его особенностью является и форма выражения итога, результата. Чаще всего он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т. д. На базе кружков могут быть созданы клубы, научные общества и школы, профильные группы.
Кружок можно рассматривать и как наиболее приемлемую форму объединения, соответствующего начальному уровню образовательного процесса в рамках целостной образовательной программы учреждения.
Клуб - объединение детей и подростков на основе совпадения интересов, стремления к общению, совместному проведению досуга и отдыха.
Главные принципы клуба - добровольность членства, самоуправление, единство цели, совместная деятельность в непосредственном контакте друг с другом (в этом плане клуб является группой). Клуб может иметь свой устав, программу, эмблему, девиз и другие внешние атрибуты. Возглавляется
Л

клуб, как правило, Советом, избираемым общим собранием членов клуба. Но в то же время состав клуба не отличается обязательным постоянством. Скорее обратное - клуб является временным, неустойчивым объединением для большинства и только для единиц-энтузиастов (они выполняют роль лидеров) - постоянным местом самоутверждения, развития.
Типология клубов еще полностью не разработана, но различают клубы по масштабам деятельности (многопрофильные и однопрофильные); по преобладающим видам деятельности (учебные, дискуссионные, творческие, досуговые и др.); по степени организованности (официальные и неформальные); по возрастному признаку членов клуба (одновозрастные или разновозрастные); по временному фактору (постоянные, временные).
В дополнительном образовании клуб может стать своеобразной социокультурной технологией воспитания. Продуманная и целенаправленно организованная деятельность клуба (усилиями педагога, коллектива, учреждения, города и т. д.) как организованного общения в группе единомышленников, союзников, равных и самостоятельных позволяет в привлекательной, ненавязчивой форме утверждать (понимать и принимать для себя) ценности образования, ценности здоровья, ценности традиций и истории, ценность другого человека, ценность личной свободы, ценность мышления и т. д.
Результатами деятельности клуба можно считать наличие у детей способов, приемов, техник мышления, деятельности, культуры рефлексии, поведения. Другое назначение клуба - быть средой формирования культуры свободного времени, здорового образа жизни.
Студия - творческий коллектив в определенном виде деятельности, объединенный общими задачами, едиными ценностями совместной деятельности, эмоциональным характером межличностных отношений.
Для понимания студии как формы детского образовательного объединения полезно вспомнить перевод этого термина. С латинского «студия» - «усердно работаю, изучаю», а в переводе с итальянского - «изучение, комната для занятий». Отталкиваясь от итальянского перевода, студия - место для деятельности, специально обустроенное и подготовленное, в которой организованы занятия по усвоению каких-либо действий, знаний, умений. Это может быть театр-студия, киностудия, музыкально-хореографическая и т. д. Такие студии часто становятся самостоя-

тельным структурным подразделением учреждения, имеющим свою организацию учебного процесса (ступени, уровни обучения), орган по оценке качества творческих достижений (художественный совет). Часто в такие студии осуществляется конкурсный отбор с предварительным выявлением задатков и склонностей детей к определенному профилю творчества (танцевального, литературного, изобразительного и пр.); основной целью деятельности таких студий является развитие художественных и творческих способностей детей, выявление ранней творческой одаренности, поддержка ее и развитие.
Первый же смысл слова «студия» таков: в нем доминирует процесс самостоятельной, усердной, старательной деятельности, учения, самодеятельности и др. Это означает, что объединение детей, называемое студией, организует свою работу и отношения между участниками на признании ценности любого индивидуального творчества, уникальности личности, незаменимости ее другими, права на свободное самоопределение абсолютно каждого. Тем самым создается возможность для процесса становления способности персонализации, что требует особых усилий (педагога и коллектива в целом) для сохранения благоприятного психологического климата в совместной деятельности и развития процессов интеграции.
С понятием студия находятся в тесном соотношении понятия театр и ансамбль.
Ансамбль (от французского слова «вместе») - небольшая группа исполнителей отдельных художественных произведений, выступающих совместно как единый творческий исполнительский коллектив.
Театр - творческий коллектив, где разделение труда, ролей, видов деятельности определяется индивидуальными способностями и единым стремлением добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене. Театр - объединение, которое может организовывать свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности и его актуализации. Например, существует «Фольклорный театр», «Театр моды» и др.
Школа представляет собой такую форму образовательного объединения, которая сочетает в себе изучение нескольких взаимосвязанных предметов или углубленное изучение одного профиля с устойчивой ступенчатой системой обучения.
I у-3084

Для школ характерны следующие отличительные признаки: наличие концепции, представленной в Уставе, Положении и образовательной программе; школы, как правило, решают комплексные и разноуровневые педагогические цели и задачи; при многообразии направлений деятельности приоритет отдается системно организованному обучению (ступени обучения, преемственная связь между стадиями, уровнями, результатами обучения);
наличие системы педагогического анализа, контроля, оценки образовательных результатов; четко обозначенные условия набора и обучения; есть сертификат или итоговый документ об окончании (удостоверение, диплом, свидетельство, права и пр.); образовательный процесс организуется и осуществляется педагогическим коллективом; наличие прошедших экспертизу и лицензирование образовательной программы и учебного плана; устойчивый спрос на предлагаемые образовательные услуги.
В практике дополнительного образования детей сложилось достаточно широкое разнообразие школ как образовательных объединений. Для их классификации используются разные основания, среди которых можно назвать: приоритет педагогических задач (профессиональной или допрофессиональной подготовки, довузовской подготовки, социальной адаптации и реабилитации, творческой ориентации и др.); степень выраженности профиля деятельности (профильные, многопрофильные по типу школ раннего развития, не имеющие четко выраженного профиля); ориентация на особенности развития детей (одаренные дети, дети-инвалиды).
Мастерская. Чаще всего это слово употребляют при описании помещения, в котором работает художник, скульптор, архитектор, или небольшого производственного предприятия, связанного с выпуском какой-либо продукции или выполнением услуг.
Когда речь заходит о мастерской в образовании, то выделяется имя мастера (творца, автора), создавшего свою, не имеющую аналогов, «школу-производство» учеников, последователей.
В учреждениях дополнительного образования детей этот смысл сохраняется. Вместе с тем отличительными признаками мастерской как формы детского образовательного объединения предлагается считать:
принадлежность содержания деятельности к определен ному виду прикладного творчества, ремесла, искусства; приоритет целей обучения и предметно-практических задач, ориентированность на прикладные умения и достижение уровня мастерства в освоении определенного вида деятельности, в освоении специальных технологий, демонстрационно-исполнительское выражение практиче ских результатов и достижений детей (выставки, конкурсы, фестивали).
В образовательной программе учреждения мастерская может стать обозначением групп, а точнее - договорного сообщества или профессионального сообщества детей и педагога (нескольких педагогов), «выросших» до результатов профессионального мастерства и заключающих проектируемую последовательность образовательных ступеней.

Классификация видов детских творческих объединений в учреждении дополнительного образования детей

Кружок

Кружок – одна из самых наиболее распространенных, традиционных, базовых форм добровольного объединения детей в учреждении дополнительного образования. В организационной структуре УДОД кружок занимает начальную (базовую) ступень закрепления индивидуальной потребности ребенка, его желания, интереса к какому – либо конкретному виду деятельности или выявления способности к активному творчеству.

Исторически кружок возник как самостоятельное объединение людей, а затем – как форма внеурочной или внешкольной работы. Как форма внеклассной или внешкольной работы, кружок выполняет функции расширения, углубления, компенсации предметных знаний; приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширения коммуникативного опыта; организации детского досуга и отдыха.

Во внешкольных учреждениях прошлых лет кружок был основной формой добровольного объединения детей. В системе современного дополнительного образования кружки также продолжают существовать, но являются при этом одной из самых простых форм организации деятельности детей.

Сегодня кружок может существовать как начальный этап в реализации образовательной программы , на котором дети имеют возможность попробовать свои силы, проверить правильность выбора направления деятельности. Кружок – это среда общения и совместной деятельности , в которой можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в реалиях заинтересовавшей сферы занятости, приняв решение продолжать или отказаться от нее. Кружок позволяет удовлетворить самые разнообразные, массовые потребности детей, развить их и соединить со способностью к дальнейшему самосовершенствованию в образовательных группах, коллективах или перевести « стихийное» желание в осознанное увлечение. Успех и точность в решении этих задач зависят от степени активного участия в работе кружка детей, нов большей степени – от личных качеств педагога – руководителя.


Обучение детей в кружке проводится по образовательной программе, где четко регламентировано время учебных занятий для детей по годам обучения. Приоритетны для них предметно – практические задачи освоения конкретного профиля деятельности, т. е. изучается один учебный курс, соответствующий требованиям программы, с группой работает, как правило, один педагог.

Деятельность (ее объем и ритм, длительность) в кружке корректируется принципами добровольности, самоуправления, неформальности общения. Занятия осуществляются в разных занимательных, игровых видах, соревнованиях, состязаниях или в виде занятии – диалога равных партнеров.

Результатами работы кружка чаще всего являются знания, умения, навыки детей по предмету, соответствующие программным требованиям педагога.

Важным элементом кружка, его особенностью является и форма выражения итога, результата. Он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т. д. На базе кружков могут быть созданы клубы, научные общества и школы, профильные группы.

Кружок можно рассматривать и как наиболее приемлемую форму объединения, соответствующую начальному уровню образовательного процесса в рамках целостной образовательной программы учреждения.

Студия

Для понимания студии как формы детского образовательного объединения полезно вспомнить перевод этого термина. С латинского «студия» - «усердно работаю, изучаю», а в переводе с итальянского «студия» - «изучение, комната для занятий». Отталкиваясь от итальянского перевода, студия – место для деятельности, специально обустроенное и подготовленное, в которой организованы занятия по усвоению каких – либо действий, знаний, умений.

Первый смысл слова « студия » таков: в нем доминирует процесс самостоятельной, усердной, старательной деятельности, учения, самодеятельности и др. Это означает, что объединение детей, называемое студией, организует свою работу и отношения между участниками на признании ценности любого индивидуального творчества, уникальности личности, незаменимости ее другими, права на свободное самоопределение абсолютно каждого. Тем самым создается возможность для процесса становления способности персонализации, что требует особых усилий (педагога и коллектива в целом) для сохранения благоприятного психологического климата в совместной деятельности и развития процессов интеграции.

Студия – творческий коллектив, объединенный общими задачами, едиными ценностями совместной деятельности, а также эмоциональным характером межличностных отношений, в котором организованы занятия по усвоению коллективных действий и умений; это своего рода мастерская для подготовки детей, «специализирующихся» в различных областях искусства и спорта: артистов, художников, скульпторов, литераторов, спортсменов.

Студия обычно создается в художественно – эстетическом профиле деятельности (музыкальном, изобразительном, театральном и т. п.) с целью развития художественных и иных творческих способностей учащихся, выявления ранней одаренности детей, ее поддержки и развития. Это может быть театр – студия, киностудия, музыкально – хореографическая или музыкально – фольклорная студия, студия моды и др. Такие студии часто становятся самостоятельным структурным подразделением учреждения, имеющим свою организацию учебного процесса (ступени, уровни обучения), орган по оценке качества творческих достижений (художественный совет). Часто в такие студии осуществляется конкурсный отбор с предварительным выявлением задатков и склонностей детей к определенному профилю творчества (танцевального, литературного, музыкального и др.).


В основе содержания лежит доминирующий, основной предмет, вокруг которого «выстраиваются» смежные, сопряженные с ним. При разных вариантах «авторства » программа обучения в студии составлена с учетом того, что детям преподаются несколько необходимых для творческой деятельности дисциплин. Содержание деятельности студии связано с определенным видом искусства или художественного творчества. В основе содержания лежит доминирующий, основной предмет, вокруг которого «выстраиваются» смежные, сопряженные с ним.

Среди педагогических задач объединения – создание условий для становления и развития художественного творчества детей в различных областях. Отсюда глубина предлагаемого для освоения содержания, наличие комплекса интегрированных учебных курсов. Специфика организации состоит в сочетании традиционных и инновационных форм учебных занятий и активном включении всего детского объединения в практическую деятельность (проведение концертов, спектаклей, фестивалей, творческих вечеров и т. п.). Специфика обучения в студии заключается в сочетании:

учебных, экспериментальных (поиск эффективных методик развития творческих способностей, изучение и использование новых приемов в искусстве), практических и производственных (показ спектаклей, оформление выставок, выпуск рукописных и печатных изданий, реализация изделий) задач

индивидуальных, групповых и коллективных форм организации занятий.

Студию отличает четкая ступенчатость по уровню подготовленности: младшие, старшие. В деятельности студии преобладает самостоятельная работа детей под руководством педагога и с его помощью. Во главе студии стоит мастер, который на высоком уровне может продемонстрировать свою работу. Помимо обучения в студии проводится большая общественно – полезная работа, учебные занятия сочетаются с творческой практикой. Деятельность студии отличает высокое качество творческого « продукта» детей. В организации деятельности студий может участвовать общественный коллегиальный орган (художественный совет). С понятием студия находятся в тесном соотношении понятия ансамбль и театр.

Ансамбль

Ансамбль (от французского слова «вместе») – объединение детей - исполнителей или небольшая группа исполнителей отдельных художественных произведений (музыкальных, хореографических и др.), выступающих совместно как единый творческий исполнительский художественный коллектив. В нем могут быть подструктуры и подгруппы, но сохраняется общая устремленность. В учебном процессе в ансамбле сочетаются групповые и индивидуальные формы обучения. Это могут быть ансамбль песни и танца, народных инструментов, спортивного танца, вокально-инструментальный и др.

Театр

Театр – творческий коллектив, объединение, которое организует свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности и его актуализации. Например, существуют фольклорные театры, театры моды, эстрадные театры песни и др. Обычно в театре существует разделение ролей, труда по видам деятельности в зависимости от индивидуальных способностей членов коллектива. Успеху способствует единое стремление всего коллектива добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене.

Оркестр

Оркестр – группа музыкантов, обучающихся совместному исполнению музыкальных произведений на различных инструментах. Например, детский оркестр народных инструментов, детский духовой оркестр.

Класс

Класс в системе дополнительного образования – это группа учащихся, обычно одного возраста, занимающихся под руководством педагога по одной образовательной программе, или учебный коллектив изучающих определенный предмет. Например, класс вокала, рояля, скрипки, живописи, композиции и др.

Школа

Школа – это узкоспециализированное объединение, которое осуществляет профильное образование, сочетает в себе изучение нескольких взаимосвязанных предметов или углубленное изучение одного профиля с устойчивой ступенчатой системой обучения. В зависимости от учебной программы продолжительность обучения составляет один, два и более лет. Учащиеся школы объединяются в учебные группы (классы). Школу отличает помимо обязательной образовательной программы и учебного плана устойчивый спрос на предлагаемые образовательные услуги, обязательная система оценивания успешности обучения. В школе возможна выдача итогового документа, подтверждающего полученное дополнительное образование.

Для школ характерны следующие отличительные признаки:

наличие концепции, представленной в Уставе, Положении и образовательной программе

решение комплексных и разноуровневых педагогических целей и задач

приоритетность системно организованного обучения (ступени обучения, преемственная связь между стадиями, уровнями, результатами обучения) при многообразии направлений деятельности

наличие системы педагогического анализа, контроля, оценки образовательных результатов

четко обозначенные условия набора и обучения

наличие сертификата или итогового документа об окончании (удостоверение, диплом, свидетельство и пр.)

организация и осуществление образовательного процесса педагогическим коллективом, а не одним педагогом

наличие прошедших экспертизу и лицензирование образовательной программы и учебного плана, устойчивый спрос на предлагаемые образовательные услуги.

В практике дополнительного образования детей сложилось достаточно широкое разнообразие школ как образовательных объединений. Для их классификации используются разные основания, среди которых можно назвать:

приоритет педагогических задач (школы профессиональной или допрофессиональной подготовки, довузовской подготовки, социальной адаптации и реабилитации, творческой ориентации и др.)

степень выраженности профиля деятельности (профильные школы, многопрофильные по типу школ раннего развития, не имеющие четко выраженного профиля)

ориентация на особенности развития детей (школы для одаренных детей, детей – инвалидов)

В практике учреждений дополнительного образования детей наименование «школа» иногда используется в развивающих, досуговых, узкопрофильных, а также во временных творческих детских объединениях, где имеет место либо познавательная деятельность детей (школа творческой ориентации, школа раннего развития), либо процесс формирования и отработки конкретных умений и навыков (школа выживания, школа юного инспектора дорожного движения).

Мастерская

Мастерская. Чаще всего это слово употребляют при описании помещения, в котором работает художник, скульптор, архитектор, или небольшого производственного предприятия, связанного с выпуском какой – либо продукции или выполнением услуг. Когда речь заходит о мастерской в образовании, то выделяется имя мастера (творца, автора), создавшего свою, не имеющую аналогов, «школу – производство» учеников, последователей.

В учреждениях дополнительного образования детей этот смысл сохраняется. Вместе с тем отличительными признаками мастерской как формы детского образовательного объединения предлагается считать:

принадлежность содержания деятельности к определенному виду прикладного творчества, ремесла, искусства (мастерская хореографии и др.)

приоритет целей обучения и предметно – практических задач

ориентированность на прикладные умения и достижение уровня мастерства в освоении определенного вида деятельности, в освоении специальных технологий

демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений детей (выставки, конкурсы, фестивали и др.)

Мастерская – это объединение детей, важной особенностью которого является не только наличие широкого спектра изучаемых дисциплин, но и ориентация на создание под руководством педагогов предметов декоративно – прикладного творчества. В основе образовательного процесса – изготовление чего – либо (декораций для спектакля, его шумового оформления, костюмов и реквизита – если речь идет о театральной мастерской в составе большого коллектива детского театра) или формирование и оттачивание прикладных умений.

Лаборатория

Лаборатория – детское объединение преимущественно для коллективов технического профиля. Существенным признаком здесь является наличие исследовательской составляющей в творческой деятельности детей.

Проектирование – ведущий метод. Продуктом деятельности является создание ребенком под руководством педагога новых и усовершенствованных моделей. В технологиях преобладает самостоятельная, поисковая, опытная работа. Здесь воспитанниками проводятся научные и технические опыты, экспериментальные исследования. Основная цель деятельности лаборатории – развитие умственных и изобретательских способностей детей и подростков. В ее состав входят преимущественно старшие подростки и старшеклассники. Педагог – направляющий, помощник, координатор исследования.

Секция

Секция – объединение детей, в работе которого обязательно присутствует и обучение, в результате чего ребятам прививаются определенные умения и навыки, и участие в соревнованиях, где эти умения и навыки проверяются.

Салон

Салон – объединение детей, в основе которого широко развернутое на социум общение детей и подростков: встречи с гостями, обсуждение различных вопросов, демонстрация и распродажа своих работ.

Клуб

Клуб – это объединение детей с целью общения по интересам, проведения совместных занятий и досуговой ориентации. Оно приемлемо для массового привлечения школьников к конкретному виду деятельности (клуб космонавтики, клуб моряков, книголюбов, туристический клуб и др.).

Клубы организуются с целью создания условий для общения, развития способностей и талантов детей, а также - для целенаправленной организации их свободного времени . Они успешно развиваются и достигают цели – развитие личности – только там, где преобладают социально – значимые потребности и возможности полностью раскрыть все свои качества и свободно реализовать себя.

Кроме того, клуб решает задачи:

удовлетворения разнообразных образовательных, культурных потребностей и интересов личности

расширения кругозора по широкому кругу проблем

предоставления неограниченных возможностей самореализации и самоутверждения личности в творческом процессе

В основе организации клубных объединений лежит интерес. Дети и подростки объединяются для совместной деятельности в сводное время. Клубы образуются в различных условиях, имеют различные цели и задачи, объединяют различные группы и слои общества, могут иметь и различное название. Анализ и учет интересов, потребностей, возрастных особенностей детей и молодежи – это главное, что должно определять выбор направлений деятельности клуба.

Главные принципы организации деятельности клуба

Добровольность членства

Самоуправление

Единство цели

Совместная деятельность в непосредственном контакте друг с другом (в этом плане клуб является группой)

Сочетание различных видов деятельности (обучение, воспитание, развитие)

Совместная деятельность (познавательная, творческая, практически – преобразующая, рекреационная)

Отсутствие взаимного давления

Особый дух сотворчества и содружества и доброжелательная атмосфера

Личностный комфорт

Ориентированность на перспективу

Широкие возможности для выбора единомышленников

В клубе занимаются обучающиеся разного возраста и пола, объединенные в секции или учебные группы. Члены клуба могут заниматься в одной или нескольких секциях (учебных группах). В клубе могут быть объединения детей по годам обучения (возрасту и опыту деятельности в клубе и т. д.), по интересам (творческие группы, творческие объединения и др.)

Количественный состав клуба может изменяться. В состав клуба могут приниматься коллективные члены (классы, творческие коллективы и др.), почетные члены (ветераны войны и труда, бывшие воспитанники клуба и др.)

Работой клуба руководит Совет клуба, избираемый на собрании членов клуба и действующий на основе Устава или Положения о клубе. В учреждении дополнительного образования детей обычно руководит работой клуба педагог, он же – председатель Совета клуба. Клуб – самодеятельная организация, где педагогическое руководство сочетается с самоуправлением учащихся. При клубе может действовать Совет друзей клуба, в состав которого могут входить ветераны войны и труда, бывшие воспитанники и др.

Деятельность клуба осуществляется на основе одного из разработанных документов: Устава клуба, Положения, Программы деятельности.

Документ утверждается общим собранием членов и отражает: цели и задачи, структуру клуба, традиции, основные направления деятельности, права и обязанности членов клуба, материально – техническую базу.

Клуб считается созданным с момента регистрации Устава (или утверждения Положения), который является основным документом, регулирующим его деятельность.

В течение учебного года деятельность клуба осуществляется на основе перспективного и календарного планов работы, которые обсуждаются и утверждаются общим собранием членов клуба. С целью организации и проведения совместного досуга проводятся клубные дни – тематические вечера, игровые и конкурсные программы и др. Деятельность клуба сочетает и индивидуальные занятия, и работу в кружках, секциях, клубных командах, и общественно – полезные дела, организацию массовых праздников, походов, выставок, отчетных концертов, конференций. Планирование деятельности помогает целенаправленно решать задачи воспитания, обучения и развития детского коллектива, добиваться эффективности в организации клубной деятельности.

Планирование работы клуба – длительный и сложный процесс. Степень успеха в планировании зависит от верно выбранных целей, которые должны быть реальными, четко сформулированными и принятыми всеми членами коллектива.

Процесс планирования состоит из следующих этапов:

1 этап – анализ деятельности за прошедший период, который включает: выявление проблем (что не удовлетворяет в результатах деятельности?), выявление причин появления проблем, определение направления преобразований.

2 этап – постановка целей и задач на новый учебный год. Цель – образ желаемого результата, который можно достичь к определенному времени.

Цель должна обладать свойствами:

Полнотой содержания

Контролируемостью ожидаемого результата

Временной определенностью

Реальностью

Цель раскладывается на конкретные задачи – конкретные результаты, которые предполагается получить при реализации того или иного направления деятельности.

3 этап – определение разделов плана по направлениям деятельности и их коллективное обсуждение.

4 этап – рассмотрение проекта плана, определение сроков исполнения и ответственных.

5 этап – утверждение плана на педагогическом или методическом совете.

Продуманная и целенаправленная организационная деятельность и общение в клубе (усилиями педагога, коллектива, учреждения и др.) как в группе единомышленников, союзников, равных и самостоятельных, позволяет в привлекательной, ненавязчивой форме утверждать (понимать и принимать для себя) ценности образования, ценности здоровья, ценности традиций и истории, ценность другого человека, ценность личной свободы и т. д.

Перспективной становится деятельность тех клубных объединений, где по каждому конкретному направлению соединяются самые разнообразные формы работы, учитываются и целесообразно используются возможности образовательных, культурно – просветительских, спортивных и др. учреждений.

Результатами деятельности клуба можно считать наличие у детей способов, приемов, техник мышления, деятельности, культуры рефлексии, поведения. Другое назначение клуба – быть средой формирования культуры свободного времени, здорового образа жизни.

Клуб имеет свои традиции и отличительные символы, атрибуты (название, песня, эмблема, значок, девиз, форма и др.). Работа клуба отражается в дневнике, летописи дел. Клуб может иметь свой печатный орган – информационный бюллетень , газету.

Клуб осуществляет связи с другими клубами соответствующего профиля, участвует в совместных программах и проектах, в соревнованиях и конкурсах и др.

Типология клубов еще полностью не разработана, но уже сегодня их можно классифицировать:

по масштабу деятельности: многопрофильные и однопрофильные. Клубы могут иметь одно направление работы: общественно – политическое, художественное, техническое, туристско-краеведческое, спортивное и др., могут объединять туристов, краеведов, киноведов, цветоводов и т. п. или быть многопрофильными, организующими одновременно несколько направлений деятельности детей, подростков, молодежи

по преобладающему виду деятельности: учебные, дискуссионные, творческие.

1) Учебные – лектории, клубы интересных встреч, т. е. инициатива организации, подготовки мероприятий принадлежит штатному аппарату или инициативной группе, предполагается зрительская активность.

2) Дискуссионные (бурные обсуждения, обмен информацией: молодежные клубы, дискотеки, клубы коллекционеров и др.)

3) Творческие (деятельностные)- активная индивидуальная, групповая, коллективная деятельность участников: агитбригада, передвижной музей и т. п. по степени организованности: официальные, неофициальные.

В дополнительном образовании клуб может стать своеобразной социокультурной технологией воспитания. Продуманная и целенаправленно организованная деятельность клуба (усилиями педагога, коллектива, учреждения, города и т. д.) как организованного общения в группе единомышленников, союзников, равных и самостоятельных позволяет в привлекательной, ненавязчивой форме утверждать (понимать и принимать для себя) ценности образования, здоровья, традиций и истории, ценность другого человека, личной свободы, мышления и т. д.

Мы живем в мире техники. Нас окружают различные машины, механизмы, конструкции. Как не потеряется в этом технологическом пространстве? педагог высшей категории, 20 лет отдавшая системе дополнительного образования, Л.Т.Алехина успешно обучает техническому моделированию Каширских мальчишек, которые занимаются у нее с увлечением. Она умеет найти подход к каждому из них и каждого научить. Ребята придумывают и создают летающие и плавающие модели, модели, технические игрушки. Этот вид творчества развивает фантазию, находчивость, творческую выдумку, а также конструкторские способности и техническое мышление. Что, несомненно, пригодится в жизни. Программа объединения содержитбогатую научно-методическую базу, снабжена интересными учебно- методичсеским комплексом. Лидия Тимофеевна обучает детей работе с ручными инструментами, изготавлению моделей различной сложности. Но работа ведется не только в кабинете. Ребята вместе с педагогом ходят на экскурсии, в походы. Где проводят запуски новых моделей. И каждую весну плывут по реке созданные детьми корабли и катера. И каждую осень взмывают в небо детские самолеты.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ШОЛОХОВСКИЙ ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ

_________________________________________________

347022, Ростовская область, Белокалитвинский район, р.п.Шолоховский, ул. Пушкина, дом 32

тел : (8863 83) 5-40-08, Е -mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Утверждено

Приказом директора

МБУ ДО ЦВР

Л.С. Аверьянова

№ ____, от «___» мая 2015 г.

ПОЛОЖЕНИЕ

о творческом объединении

I. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172 – 14, Уставом МБУ ДО ЦВР (далее по тексту Центр).

1.2. Творческое объединение – это относительно устойчивая совокупность детей и педагогов, объединенных единой целью (закрепленной в образовательной программе), сходными интересами и потребностями в общении и совместной деятельности.

1.3. Творческое объединение является структурной единицей Центра, которое может осуществлять свою образовательную деятельность на базе Центра или другой образовательной организации (на основе заключенных договоров).

1.4. Творческое объединение создается исходя из интересов и потребностей учащихся.

1.5. По решению администрации Центра, в связи с производственной необходимостью творческое объединение одного направления может быть перепрофилировано на другое.

1.6. На базе творческого объединения могут быть созданы: профильная группа детей и подростков, клубы по интересам, мастерские и творческие лаборатории с целью включения каждого ребенка (обучающегося) в творческую деятельность в меру его возможностей и способностей, в зависимости от интересов.

II. Цель и задачи

2.1. Цель: формирование общей культуры личности учащихся на основе усвоения содержания дополнительных образовательных программ.

2.2. Задачи творческого объединения:

Овладение обучающимися объемом знаний, умений и навыков, развитие их творческих способностей по направлению деятельности.

Формирование высоконравственной, образованной личности, обладающей базовыми компетенциями современного человека.

Обеспечение необходимых условий для личностного развития, охраны и укрепления здоровья, профессионального самоопределения.

Патриотическое и гражданское воспитание детей и молодёжи.

Организация содержательного досуга обучающихся, развитие их социальной активности, новаторских идей и поисков, утверждение здорового образа жизни.

III. Основные направления и содержание деятельности творческого объединения

3.1.Образовательный процесс в творческом объединении осуществляется в соответствии с общеобразовательной программой по различным направленностям (художественно-эстетической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, социально-педагогической), разрабатываемой педагогом дополнительного образования, принятой на педагогическом совете и утвержденной директором Центра.

3.2.Образовательная деятельность творческого объединения осуществляется по направленностям:

· Художественно-эстетическая направленность предусматривает приобщение учащихся к различным видам прикладного творчества, искусства, раскрытие их индивидуальных возможностей и творческих способностей, профессиональную ориентацию и адаптацию к условиям современной жизни (вокал, вокальный ансамбль, вязание, ИЗО, флористика, бисерное рукоделие, вышивка шелковыми лентами, мягкая игрушка, лоскутное шитье, вышивка и др.);

· Физкультурно-спортивная направлена на воспитание здорового образа жизни и развития детского и юношеского спорта на территории, а также задачу более широкого привлечения обучающихся, родителей и педагогических работников образовательного учреждения к регулярным занятиям по настольному, физической культурой и спортом, формирование здорового образа жизни, повышения уровня их физического развития.

· Социально-педагогическая досуговый клуб, клуб интеллектуального общения, охватывает широкий возрастной диапазон:

Для детей дошкольного возраста решает задачи развития познавательных интересов и творческого развития;

Для детей с ограниченными возможностями здоровья решает задачи социальной адаптации;

Для обучающихся младшего и среднего школьного возраста способствует формированию специальных навыков безопасного поведения на улицах и дорогах в особых условиях НПР;

В рамках познавательно-творческой деятельности решает задачи развития интеллектуально-творческих способностей, проектного мышления, образного воображения;

Для обучающихся старшего школьного возраста призвана оказывать социальную поддержку жизненного самоопределения обучающихся через СМИ, формирование личностных качеств, способствующих саморазвитию индивидуальности, социальной адаптации и профессиональной ориентации подростков.

Творческие объединения осуществляют учебно-консультационную работу, организуют творческие отчеты, участвуют в подготовке и проведении муниципальных, городских мероприятий, фестивалей, конкурсов, концертов, соревнований, выставок, используют другие формы общественно-полезной, любительской деятельности.

3. Организация образовательного процесса

3.1. Организация образовательного процесса в Центре осуществляется в соответствии с Уставом, учебным планом.

3.2. Численный состав творческого объединения, продолжительность и периодичность занятий в неделю определяются образовательной программой направлением деятельности, возрастными особенностями учащихся, условиями работы.

3.3. Зачисление обучающихся в возрасте от 5 до 18 лет осуществляется на срок, предусмотренный образовательной программой.

· Для зачисления в творческое объединение Центра обучающиеся предоставляют следующие документы:

· заявление родителей (законных представителей), дети которых не достигли 14 лет, или заявление детей в возрасте от 14 лет и старше (Приложение 1). Заявление родители пишут каждый учебный год, независимо, сколько лет посещает обучающийся творческое объединение;

· медицинская справка от врача о состоянии здоровья ребенкас заключением о возможности заниматься в группах спортивной направленности. За учащимися сохраняется место в детском объединении в случае болезни, прохождения санаторно-курортного лечения, очередного отпуска родителей.

· Отчисление обучающихся производится в следующих случаях:

По заявлению родителей (законных представителей), переезжающие в другой город, район, уезжающих из своего района (Приложение 2) ;

За грубое нарушение Устава Центра и Правил распорядка обучающихся.

Решение об исключении обучающихся принимается педагогическим советом Центра, оформляется приказом директора Центра.

3.4. Деятельность обучающихся осуществляется как в одновозрастных, так и в разновозрастных объединениях по интересам: творческое объединение, клуб, студия, секция, ансамбль, театр, группа (в дальнейшем именуемые «творческое объединение»). В работе творческого объединения могут принимать участие родители (законные представители), организовываются и проводятся совместные массовые, воспитательные, досуговые мероприятия.

3.5. Творческие объединения могут быть разных видов: однопрофильные, многопрофильные, комплексные, группы совместных занятий детей и родителей.

3.6. Обучающиеся имеют право заниматься в нескольких творческих объединениях, а также менять направление обучения. Перевод ребенка из одного творческого объединения в другой осуществляется на основании заявления родителя (законного представителя) ребенка.

3.7. Занятия в творческих объединениях проводятся по интегрированным, комплексным, сквозным программам, группами, подгруппами, индивидуально или всем составом объединения.

3.8. Режим занятий в творческом объединении регламентируется расписанием, составленным педагогом дополнительного образования и утвержденным директором Центра. Продолжительность академического часа занятия составляет 45 минут, 30 минут для детей дошкольного возраста, младших школьников (хореография, занятия с использованием компьютерной техники), с обязательным 10-минутным перерывом между занятиями для отдыха детей и проветривание помещений. В период школьных каникул (осенние, зимние, весенние) педагог имеет право изменить расписание занятий творческого объединения, перенести на дневное время.

3.9. Учебный год в творческом объединении начинается с 1 сентября текущего года, две недели отводится педагогу дополнительного образования для набора и комплектования групп. Список учащихся предоставляется на утверждение директору на начало года не позднее 15 сентября (Приложение 3), на 2 полугодие – не позднее 15 января. Изменение и движение обучающихся в списочном составе за 1 полугодие предоставляется по заявлению педагога дополнительного образования на имя директора Центра - 15 января (Приложение 4, 5) .

3.10. Результативность усвоения предмета на каждом году обучения осуществляется через определенные критерии системы оценки деятельности учащихся (диагностика, мониторинг, контроль), исходя из направленности, цели и содержания реализуемых образовательных программ.

3.11. Учащиеся, освоившие программу одного года обучения, переводятся на следующий год обучения.

3.12. В объединение второго и последующих годов обучения могут быть зачислены учащиеся, не занимающиеся в группе первого года обучения, но успешно прошедшие собеседование или иные испытания.

3.13. Освоение общеобразовательных программ на третьем и более годах обучения завершается итоговой аттестацией учащихся, осуществляемой в порядке, установленном Положением об аттестации учащихся Центра. По представлению педагога воспитанник допускается и включается в прохождение итоговой аттестации после достижения:

Третьего года обучения, что предполагает развитие компетентности в данной образовательной области, сформированности навыков на уровне практического применения;

Последующего года (4 год и более) обучения, что предусматривает достижение повышенного уровня образованности в данной образовательной деятельности, умение видеть проблемы, формировать задачи, искать средства их решения.

Обучающимся, успешно завершившим предусмотренной программой года обучения, выдаётся свидетельство о прохождении программы.

3.14. Образовательная деятельность в творческом объединении осуществляется по годам обучения, которые включают в себя подготовительный год обучения, первый, второй, третий и более год обучения в соответствии с дополнительными общеобразовательными программами следующих направленностей:

3.14.1. Художественно-эстетическая направленность

Музыкальные:

Ø Вокальные ансамбли

Репетиционно-постановочные, сводные занятия со всем коллективом составляет 2-4 часа в неделю.

Ø Изобразительное искусство (живопись, рисунок, композиция, лепка, графика)

На 2-ом году обучения предусматриваются варианты разбивки часов для создания условий обучения с учетом возрастных особенностей детей.

Ø Декоративно-прикладное творчество

Вязание, плетение, вышивка, макраме, флористика, мягкая игрушка, лоскутное шитье, батик, роспись, цветы из ткани, соленое тесто, природный материал, конструирование и моделирование одежды, одежда для кукол и т.д.

Индивидуальная работа (для детей с ОВЗ, одаренных детей) составляет 2-3 часа в неделю.

Творческая мастерская составляет 2-4 часа на группу.

На 2-ом году обучения предусматриваются варианты разбивки часов для создания условий обучения с учетом возрастных особенностей детей.

Ø Фольклорные ансамбли

Индивидуальная работа (для солистов, детей с ОВЗ, одаренных детей) составляет 2-3 часа в неделю.

Репетиционно-постановочные, сводные занятия со всем коллективом составляют 2-4 часа в неделю.

На 2-ом году обучения предусматриваются варианты разбивки часов для создания условий обучения с учетом возрастных особенностей детей.

3.14.2. Физкультурно-спортивная направленность

Ø ОФП (Общая физическая подготовка)

Гимнастика, баскетбол, акробатика, легкая атлетика, волейбол, мини-футбол, подвижные игры.

На 2-ом году обучения предусматриваются варианты разбивки часов для создания условий обучения с учетом возрастных особенностей детей.

Ø Настольный теннис

Для организации и проведения спортивной секции предусматривается 2-4 часа в неделю.

Индивидуальная работа (для детей с ОВЗ, одаренных детей) составляет до 3 часов в неделю.

На 2-ом году обучения предусматриваются варианты разбивки часов для создания условий обучения с учетом возрастных особенностей детей.

3.14.3. Туристско-краеведческая направленность

Индивидуальная работа (для детей с ОВЗ, одаренных детей) составляет до 3 часов в неделю.

Клубные часы составляют 1-2 часа в неделю.

3.14.4. Социально-педагогическая направленность

Ø Клуб интеллектуального общения. Досуговая деятельность.

Индивидуальная работа (для детей с ОВЗ, одаренных детей) составляет до 2-х часов в неделю.

Клубные часы составляют 1-2 часа в неделю.

3.15. Индивидуальные занятия (2-3 часа в неделю) предусмотрены для работы с солистами хореографических и вокальных коллективов, одаренными детьми и детьми-инвалидами по всем направлениям деятельности.

3.16. Репетиционно-постановочные часы (2-4 часа в неделю) предусмотрены для организации сводных репетиций и проведения постановочных работ по хореографии, вокалу, театру.Репетиционно-постановочная работа – это форма учебной, творческой работы с обучающимися по отработке ранее полученных знаний, умений и навыков на конкретном репертуарном материале.

3.17. Для творческих объединений изобразительного, декоративно-прикладного творчества - художественно-эстетической направленностям предусмотрена творческая мастерская (2-4 часа в неделю) по организации самостоятельной, исследовательской, проектной деятельности обучающихся в сотворчестве с педагогом. Творческая мастерская– это форма учебной, творческой работы по организации самостоятельной, исследовательской, проектной деятельности обучающихся в сотворчестве с педагогом.

3.18. Для творческих объединений социально-педагогического направления предусмотрены клубные часы (1-2 часа в неделю) с целью обобщения научных, художественных, познавательных и других интересов обучающихся и их родителей. Клуб – группа обучающихся, объединяемых общей идеей, интересом и т.п.

3.19. Для творческих объединений физкультурно-спортивной направленности предусмотрено 2-4 часа в неделю для организации и проведения спортивной секции.

4. Управление творческим объединением

4.1. Управление творческим объединением осуществляет педагог дополнительного образования в соответствии с должностными инструкциями.

4.2. Педагог дополнительного образования реализует общеобразовательную программу и несет ответственность перед администрацией Центра за деятельность творческого объединения.

4.3. Основными формами самоуправления в творческом объединении являются актив творческого объединения и родительский комитет.

4.4. Творческое объединение может поощряться в порядке, установленном для поощрения коллективов и участников за определенные творческие успехи.

4.5. В случае снижения фактической посещаемости в течение года группы должны быть объединены или расформированы.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

« УТВЕРЖДАЮ»

ДИРЕКТОР МБОУ ДОД ЦВР

Л.С.Аверьянова

«______» ________________ 20__ г.

СПИСОК

Учащихся творческого объединения

на 201___ – 201___ учебный год

Творческое объединение –

Педагог –

Год обучения_ _______ Год обучения ________

Группа __1___

Группа ___2___

Всего детей:

Всего детей:

Год обучения_________

Группа __3___

Индивидуальное обучение (ОР/ОВЗ)

Всего детей:

Всего детей:

ИТОГО:________________

Подпись педагога ___________________ ____________________________

подписьФ.И.О. педагога

Дата:_________________________

Согласовано:

Методист _______________________ /Н.В.Орлова/

Приложение 4

Информация

о движении учащихся в творческом объединении

за 1 полугодие 201____- 201____ учебный год

Творческое объединение - ____________________________________

Педагог - ___________________________________________________

Выбыл/Дата

ФИО учащегося (полностью)

Год обучения

Причина выбытия

Отчество

Год рождения

МБОУ (где обучается)

Дата:_____________

· Данную заполненную таблицу прилагать к заявлению о замене детей.

· К данной информации приложить список учащихся творческого объединения на 2 полугодие.

Приложение 5

Заявление

Прошу разрешить внести изменения в списочный состав творческого объединения «____________________________________________», в связи с выбытием детей.

Список учащихся и информация о движении учащихся прилагается.

________________ ___________________

Что представляет собой творческий коллектив? К данному термину можно отнести группу Творческий коллектив вполне можно назвать организованным вариантом художественной, технологической, педагогической, исполнительной деятельности. Созданная группа реализует сумму ценностей и норм в соответствии с позициями и функциями совместной деятельности участников и руководителя.

Принципы организации

Творческий коллектив должен справляться с задачами, поставленными перед ним. В педагогическую деятельность входит обучение, воспитание, образование всех его участников. Обучение направлено на овладение участниками теоретических знаний и практических умений работы с разнообразными художественными произведениями, их исполнением.

Творческий коллектив систематически расширяет свой кругозор в области искусства и культуры, является активным участником общественной жизни.

Воспитание предполагает формирование в его участниках эстетических, нравственных, физических, художественных качеств.

Художественные технологии

Создание творческого коллектива предполагает серьезную работу не только руководителя, но и всех его членов. Во время их совместной деятельности осуществляется преобразование различного исходного материала в сценическое произведение, которое представляется на "суд зрителей". Исполнительная деятельность предполагает разные варианты: концерты, спектакли, праздники. Например, детский творческий коллектив принимает активное участие в разнообразных тематических вечерах, музыкальных гостиных, праздничных концертах.

Для создания самостоятельных творческих групп не нужны специальные административные приказы.

Задачи и принципы

Деятельность творческого коллектива направлена на развитие индивидуального потенциала его участников. Его организаторы должны ответственно подходить к формированию и развитию созданных объединений, развивать их с учетом субъективных и объективных факторов.

Основным пунктом формирования новой группы является учет потребностей общества. Организация творческого коллектива предполагает тщательное предварительное изучение его создателем всех реальных запросов людей различных возрастов и социальных категорий. Необходимо учесть и материальные возможности для появления новой группы. Сложно будет создать полноценный художественно-творческий коллектив без материальной базы и профессионального руководителя.

Важные факты

Условием жизнеспособности самодеятельной группы является наличие четкой, обоснованной цели. Необходимо увязать с ней интересы, желания каждого участника. Только при решении этой сложной задачи можно рассчитывать на отсутствие конфликтов внутри создаваемого коллектива.

Руководитель должен найти способ активизации творческого потенциала всех участников, направления его в нужное русло. Методика работы зависит от индивидуальных способностей, свойств участников. Для того чтобы справиться с этой сложной задачей, руководитель должен знать физические, психологические, творческие, художественные свойства каждого члена группы.

Развитие творческого коллектива позволяет обеспечивать возможности для раскрытия творческого потенциала каждого ученика.

Для сознательного и планомерного направления его деятельности важно владеть информацией о качественных особенностях его членов, этапах развития. Основным качеством такой организации являются внутригрупповые высокоразвитые отношения с обществом.

Как функционируют крупные творческие коллективы? Москва - город больших возможностей, поэтому создаваемые творческие объединения тесно сотрудничают с разнообразными социальными группами, демонстрируя им продукты совместного труда.

Специфика образования

Можно ли создать из любительских групп полноценные профессиональные творческие коллективы? Москва - столица России, поэтому именно здесь формируется максимальное количество разнообразных объединений художественной направленности. Для того чтобы группа стала полноценным "организмом", необходимо соблюдать определенные условия.

В первую очередь отметим наличие общей цели у всех ее членов. На стадии образования особое внимание необходимо уделять сотрудничеству между представителями кружка, умению их согласовывать совместную деятельность.

В качестве благоприятных мотивов, влияющих на участие в новом коллективе, отметим осознанную мотивацию, стремление к общению между кружковцами, желание улучшать репутацию коллектива, рекламировать любимое занятие.

Совместное действие выстраивается на взаимном уважении, постановке в качестве основной цели развития создаваемого коллектива.

Методы работы

Для того чтобы понять, какие творческие коллективы будут успешными, необходимо остановиться на методах работы с ними. Нельзя упускать из виду тот факт, что основным предметом деятельности любого такого объединения является искусство, а основной целью считается удовлетворение духовных и эстетических потребностей всех участников. Педагогическая деятельность осуществляется путем вовлечения в социально-культурную и художественно-творческую деятельность исполнителей. Она реализуется в процессе репетиций, занятий, концертных выступлений.

Характеристика творческого коллектива неразрывно связана со спецификой его деятельности. Недостаточно просто научиться играть на каком-то музыкальном инструменте, петь, овладеть актерским искусством, важно получить навыки коллективной деятельности, умения выстраивать взаимоотношения с остальными представителями творческого объединения. Самодеятельность не предполагает «ученических» занятий, сразу осуществляется подготовка к выходу на настоящую сцену.

Алгоритм действий

Перед руководителем стоит задача - развить у членов его объединения специальные исполнительские навыки, умения. Сначала осуществляется знакомство с основами искусства, прививаются эстетические знания, затем наблюдается плавный переход к исполнительской практике.

Классификация занятий

В зависимости от специфики творческого коллектива, допускается проведение теоретических и практических видов занятий. Нет какой-то единой теоретической методики, по которой могут проводиться теоретические занятия для творческих объединений.

В одних случаях на них предполагается отведение специальных часов, в других ситуациях их просто включают в практические занятия. Например, при отработке танцевальных движений, разучивании музыкальных партий участники сначала изучают теорию и только после этого переходят к отработке полученной информации.

Это особенно актуально для:

  • хоровых, оркестровых объединений, в которых осуществляется изучение музыкальной литературы, сольфеджио, нотной грамоты, исполнительского искусства;
  • театральных студий, где предполагается изучение культуры речи, истории театрального искусства, музыкальной литературы;
  • хореографических, в которых происходит знакомство с анатомией и физиологией человека, хореографическим искусством, историей и особенностями народного костюма.

Методы теоретической работы

Теоретическая деятельность предполагает применение определенных методов работы. Остановимся подробнее на некоторых из них. Например, информационный рассказ, описание, беседа, объяснение (словесные виды) помогают руководителю творческого объединения знакомить коллектив с теми нюансами, без которых невозможно будет выстроить выступление.

Наглядные виды работы: демонстрация явлений, процессов, дидактического материала, изображений, карт - способствуют визуальному восприятию рассматриваемого материала.

Практическая деятельность

Самым эффективным является показ реальных процессов, отдельных движений, конкретных предметов. Также работа творческих объединений выстраивается на усовершенствовании, приобретении навыков. Разновидностью практических занятий являются этюды. Это упражнения, которые способствуют развитию и совершенствованию технического мастерства, актерской техники.

В этюд включаются несколько действий, которые разработаны преподавателем.

Для создания собственного репертуара пользуются проектной методикой, собирая материал, подбирая костюмы для концертных выступлений.

Описание и объяснение подходят для тех случаев, когда участник коллектива не «схватывает» сути движения, особенностей музыкальной партии.

Овладение техникой пения, приемами игры на музыкальных инструментах осуществляется посредством их первоначальной демонстрации преподавателем (руководителем коллектива).

Уровень умений и навыков каждого представителя творческой группы является показателем исполнительского мастерства коллектива. От этого зависит выбираемый репертуар, популярность.

Руководитель объединения в своей работе часто использует обучающие игры, тренинги, осуществляет периодический контроль и коррекцию навыков и умений, приобретаемых подопечными.

Под репертуаром подразумевается совокупность всех произведений, которые будут исполняться творческим коллективом. Его по праву можно назвать "лицом" любого музыкального или художественного объединения.

Именно по нему зрители создают свое первое впечатление о художественной и общественной значимости творческого объединения.

При подборе концертного репертуара руководитель коллектива опирается на социальный запрос, пожелания артистов, их возможности.

Репертуар имеет важную воспитательную функцию, причем не только для зрителей, но и для самих исполнителей.

Классификация коллективов

Существует условное подразделение их на типы по разным признакам:

  • возрастные особенности предполагают создание юношеских, детских, взрослых объединений;
  • организационные признаки позволяют образовывать ансамбли, студии, кружки;
  • с учетом тематики и репертуарных признаков возможно создание классических, современных, народных коллективов.

Также при организации нового творческого коллектива перед руководителем стоит ответственная задача - объединение индивидуальных особенностей каждого члена коллектива, их навыков, умений, способностей. Например, в репертуаре могут быть использованы как сольные, так и коллективные выступления. Допускается объединение нескольких тематических номеров, например при подготовке к определенному празднику.

Заключение

В настоящее время вопросы, связанные с созданием творческих коллективов, являются актуальными, заслуживающими особого внимания. Практически в каждой образовательной организации есть свое творческое объединение, имеющее определенное направление деятельности. К примеру, все чаще в средних школах появляются вокальные группы среди не только школьников, но и их педагогов. В медицинских организациях врачи объединяются в коллективы художественной самодеятельности, клубы веселых и находчивых.

Безусловно, первичные клубы, объединения носят любительский характер, они не являются профессиональными творческими коллективами. Но можно привести массу примеров, когда из небольшой группы образовывались творческие ансамбли, обладающие высоким профессиональным уровнем. Среди детских коллективов, известных не только в Москве, но и далеко за ее пределами, можно отметить вокальный ансамбль «Непоседы».

Данное творческое объединение стало настоящей "кузницей кадров" для профессиональной сцены. Безусловно, заслуга того сценического профессионализма, который приобретают в студии юные вокалисты, принадлежит ее руководителю. В работе детского коллектива активно применяются разнообразные виды деятельности, учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, подбираются специальные методики для личностного роста.

Несмотря на компьютеризацию, которая присуща двадцать первому веку, люди не перестали посещать разнообразные концерты, с удовольствием смотрят выступления самодеятельных и профессиональных творческих коллективов, создаваемых в нашей стране и за ее пределами.

Последние материалы раздела:

Реферат «Формирование орфографической зоркости у младших школьников При проведении объяснительного диктанта объяснение орфограмм, т
Реферат «Формирование орфографической зоркости у младших школьников При проведении объяснительного диктанта объяснение орфограмм, т

МОУ «ООШ с. Озёрки Духовницкого района Саратовской области » Киреевой Татьяны Константиновны 2009 – 2010 год Введение. «Грамотное письмо – не...

Презентация: Монако Презентация на тему
Презентация: Монако Презентация на тему

Религия: Католицизм: Официальная религия - католичество. Однако конституция Монако гарантирует свободу вероисповедания. В Монако есть 5...

Научный стиль современного русского языка презентация
Научный стиль современного русского языка презентация

Стилеобразующие факторы и языковые особенности научного стиля Стурикова Марина Владимировна, преподаватель русского языка и культуры речи История...