Какие бывают шрифты по назначению. Наиболее известная классификация шрифтов — по их анатомии

Одним из самых сложных пунктов выбора, с которым вы столкнетесь при установке Linux и делении жесткого диска на разделы, таков: разместите ли вы директорию /home на отдельном разделе? Именно в ней проживают файлы пользователя – то есть личные документы и настройки учетной записи пользователя, а не файлы ОС, которые сидят в отдельных директориях. Некоторые дистрибутивы Linux рекомендуют учредить отдельный раздел, а некоторые по умолчанию все размещают в том же разделе. Как же поступить вам? Ответ зависит от того, как вы будете применять свой компьютер. Если вы планируете пробовать много разных дистрибутивов и часто устанавливаете новые поверх старых, тогда имеет смысл создать отдельный раздел /home .

Благодаря этому вы сможете делать с ОС все, что заблагорассудится – обновлять, понижать до более ранней версии или стереть и поставить случайно выбранный экзотический новый дистрибутив с Фарерских островов. Каким бы дистрибутивом Linux вы ни пользовались, ваши личные файлы всегда будут там, в целости и сохранности, на отдельной части диска. При известной осторожности можно даже иметь несколько дистрибутивов Linux на одном компьютере, и все они будут обращаться к одному и тому же разделу /home после загрузки. Но почему мы говорим об осторожности? Вспомните о настройках и файлах конфигурации. Скомандовав, например, ls -a в своей домашней директории, вы увидите огромное количество скрытых файлов и директорий, имена которых начинаются с точек – там содержатся настройки программ. Если вы попытаетесь использовать одинаковые настройки в разных версиях программы, программа может запутаться. Допустим, у вас на компьютере есть Дистрибутив A и Дистрибутив Б. Вы загружаете Дистрибутив А и запускаете FooProgram 2.0 в первый раз, и она создает папку с настройками.fooprogram/ в вашей домашней директории.Затем вы загружаете Дистрибутив Б при той же самой домашней директории и запускаете FooProgram – но на сей раз это будет версия 1.0. Она запутается из-за разницы в файлах настройки, что может привести к полной утрате или повреждению данных.

Потенциальные проблемы /home в Linux

Другая потенциальная проблема с отдельной директорией /home – ограничение по размеру. Если вы поместите все в один раздел, то и ОС, и домашние директории будут иметь доступ к свободному месту. Если вы поместите /home на отдельный раздел и места не будет хватать, вы не сможете просто взять место из раздела ОС (но если вы используете LVM, Logical Volume Manager , как это предлагается на стадии установки во многих дистрибутивах, вы преодолеете эту проблему, поскольку он поддерживает изменение размера разделов).

Однако у подхода, поддерживающего отдельный раздел, есть и плюсы, особенно сейчас, когда все популярнее и доступнее становятся диски SSD (твердотельные накопители). Поскольку они невероятно быстры по сравнению с вращающимися жесткими дисками, вы можете поместить файлы ОС на SSD, чтобы обеспечить быструю работу системы и время запуска приложений, а /home – на традиционный жесткий диск (в конце концов, вас не слишком заботит, долго ли будут грузиться документы LibreOffice или фотографии). Но для систем на обычных жестких дисках, если вы не собираетесь что ни день осваивать новый дистрибутив, мы рекомендуем подход «Размести все на одном разделе».

На первый взгляд кажется, что за всю историю письменности придумано так много шрифтов, что разобраться в них просто невозможно. На самом деле все гораздо проще и все эти бесконечные вариации окружностей и палочек легко умещаются в стройную и простую систему.

Все шрифты делятся на четыре большие группы, как времена года или стороны света:

  • Антиква (с засечками)
  • Гротеск (без засечек)
  • Рукописные (имитирующие человеческий почерк)
  • Акцидентные (для заголовков и плакатов)

Антиква

Стиль: академический, классический, традиционный, консервативный, элегантный.
Применение: деловые газеты, научные статьи, книги, учебники, документация.

Если бы шрифты можно было бы сравнить с цивилизациями, антиква, несомненно, была бы представителем западной. Эти шрифты формальны, строги и имеют самую длинную историю. У них традиции и манеры. Особенность антиквы, как уже говорилось, засечки - накрахмаленные воротнички и манжеты букв, элементы, которые делают шрифт устойчивее, основательнее, аккуратнее. Антикве хорошо удается передавать смысл деловых документов, научных справочников и статей, больших объемных текстов. Бизнесмен с газетой скорее всего пробегает глазами антикву, студент, сдающий сессию, имеет дело с засечками.

Антиква старого стиля

Скругление засечек в местах примыкания к основному штриху и наклонная ось овальных элементов, умеренная контрастность.

Переходная антиква

Разница между основными и соединительными линиями в переходной антикве более явная, чем в старом стиле, но менее четкая, чем в антикве нового стиля.

Антиква нового стиля

Отличается более сильным контрастом между основными и соединительными линиями, строго вертикальными овалами, тонкими и длинными засечками.

Брусковая антиква

Разница между основными и соединительными линиями либо малозаметна, либо ее нет совсем, засечки мощные, прямоугольной формы. Как, например:

Гротеск

Стиль: современный, легкий, нейтральный, функциональный.
Применение: деловые, технические и электронные документы, учебная литература, архитектура, интернет и цифровые технологии.

Это, несомненно, шрифтовой север - минималистичный, четкий, функциональный и прямолинейный, как шкаф из Ikea, не терпящий никаких излишеств, как например засечки антиквы или росчерки рукописных шрифтов. Эти элементы, как атавизм, исчезли за ненадобностью. Гротескные шрифты - это новая история, конструктивизм и Баухаус, космос и компьютеры. Лента Фейсбука - гротескный Gotham. Компании Microsoft, Panasonic и даже NASA.

Старые гротески

Переходное звено в шрифтовой эволюции от антиквы до гротеска, буквы с небольшим контрастом. Примеры: Franklin Gothic, Akzidenze Grotesk

Новые гротески

Самые нейтральные, одноширинные шрифты почти без контраста. Примеры: MS Sans Serif, Arial, Helvetica, Univers.

Гуманистические гротески

Имеют большую контрастность в толщине штрихов. И гуманистическими они названы не случайно, а потому что напоминают рукописные (пером). Примеры: Gill Sans, Frutiger, Tahoma, Verdana, Optima, и Lucide Grande.

Геометрические гротески

Как ясно из названия, строятся на основе геометрических форм. Пример: Futura, Geometria.

Рукописные шрифты

Стиль: поэтический, художественный, декоративный.

Применение: оформление приглашений, альбомов, изысканные заголовки, вывески, поздравительные открытки.

Представьте себе сосредоточенного китайского мастера, выводящего пером иероглифы. Да, рукописные шрифты прекрасны, непостоянны и изящны, как восток. Они кружат своими росчерками, как турецкие дервиши, и чаще похожи на арабскую вязь и иероглифы. В рукописных шрифтах слишком много непостоянства, поэтому они кажутся человечнее и могут служить классической поэзии (как, например, формальные) и современному уличному искусству (как неформальные). Но слишком много на них не прочитаешь - в больших объемах они становятся приторными, как халва. Рукописные шрифты легко отличить по окончанию sсript в названии.

Формальные рукописные

Неформальные рукописные

Не такие старомодные как формальные и в принципе, похожи на большинство почерков современного человека, не обладающего каллиграфическим навыком. Примеры: Mistral и Brush.

Акциндентные шрифты

Стиль: декоративный, народный, фантазийный.

Это все странные, стилизованные, художественные, дизайнерские и слегка ненормальные шрифты. Читать с их помощью большие объемы текста – получится едва ли. Они лишь могут обрамлять его, быть эдакой вишенкой на торте. Акцидентные не знают правил, их начертания ограничиваются только фантазией дизайнера. Их уместно сравнить с пестрым многообразием юга: экзотической флорой и фауной джунглей или магическими орнаментами африканских племен. Реклама, вывески, заголовки, логотипы, словом все, что умещается в двух-трех словах - вот ареал обитания этой группы.

Если вы уже познакомились с основами типографии и знаете, где можно найти подходящие для вас шрифты, то самое время познакомиться с классификацией шрифтов и их типами. В наше время существует достаточно большое количество самых разнообразных шрифтов. Они бывают как платные, так и бесплатные.

Основные группы шрифтов

Сейчас существует очень много различных шрифтов. Все они имеют специфические характеристики, благодаря которым их можно разделить на группы:

Serif (с засечками)

Такие шрифты обычно применяют в печати. Причиной этого является удобство их чтения, которое и делает их очень популярными. Этот тип шрифтов привлекателен небольшими линиями на концах букв. Свое применение он получил в книгах, разных журналах и газетах. В свою очередь, шрифты с засечками помогут вашему сайту приобрести некую элегантность и сделать внешний вид веб-дизайна более утонченным.

Slab serif (прямоугольные засечки)

Использование такого типа шрифтов придаст вашему сайту уникальности и сделает его внешний вид довольно стильным. Прямоугольные засечки тяжело читаются и поэтому их не рекомендуют использовать в тексте, которым вы наполняете тело сайта. Лучшего всего их использовать при оформлении заголовков, что придаст им более интересный вид и визуально отделит их от основной части текста.


Script (пропись)

Лучше всего эти шрифты используются для дополнения декоративных элементов вашего дизайна. Применяя шрифты прописью, будьте особо осторожны, эксплуатируя их в своих заголовках, а также в тексте тела сайта, потому как их чтение является довольно затруднительным процессом для посетителей.


Blackletter (готический шрифт)

Этот шрифт имеет декоративный вид. Если вы хотите разбавить ваш веб-дизайн чем-нибудь старинным, то вам следует воспользоваться именно этим шрифтом. Зачастую эти шрифты используют различные рестораны на своих вывесках.


Sans serif (без засечек)

Буквы не будут иметь засечек. Они довольно схожи со шрифтами, которые имеют засечки и будут замечательно смотреться в тексте любого интернет ресурса или в заголовках. Обычно их применяют на компьютере, потому как читать их намного удобней, когда шрифт имеет мелкие размеры. Эти шрифты могут помочь сделать ваш проект более простым, а его дизайн - более минималистичным. На сегодняшний день San serif - это самый популярный шрифт, который дизайнеры используют для текста статей, размещаемых на своих веб-сайтах.


Handwriting (рукописный шрифт)

С применением шрифта такого типа ваш текст будет выглядеть так, будто его кто-то написал своей рукой. Он может послужить для веб-проекта неплохим декоративным дополнением, что в свою очередь сделает его уникальным и неповторимым. Лучше всего использовать шрифт только для выделения информации, на которую вы хотите обратить внимание читателя.


Decorative (декоративный)

Эти шрифты включают в себя все существующие типы забавного характера и являются довольно оригинальными. Небольшой их минус заключается в том, что их очень трудно прочитать. Если вы хотите, чтобы ваш веб-проект имел необыкновенное оформление текста, то можете смело их использовать.


Подборка и совмещение шрифтов

Разнообразие шрифтов огромно, а значит комбинаций их совмещения еще больше. Поэтому правильная подборка шрифтов занимает очень много времени. Это довольно непростой процесс, при котором вы всегда должны основываться на стиле вашего интернет проекта и на предпочтениях ваших посетителей.

Во-первых, в начале этого процесса вы должны определиться с выбором шрифта, который будете использовать в тексте тела сайта, он же станет основным для всего вашего проекта. Зачастую для тела сайта выбирают шрифт с засечками или же без них. Это даст вам уверенность в том, что ваш сайт будет читабельным, и поэтому поиск шрифтов следует проводить непосредственно именно в этих двух группах.

Обратите свое внимание и на то, чтобы шрифт, выбранный вами, имел разнообразные стили. Это позволит вам быть более гибкими при использовании их в веб-проекте. Хорошим способом понять, подходит ли вам тот или иной шрифт, будет его тестирование на больших блоках, например в заголовках, параграфах и т.д.

Во-вторых, вам обязательно нужно определить еще один шрифт, который вы будете использовать в некоторых заголовках. Определенных правил такого выбора не существует, но опытные дизайнеры рекомендует подбирать такой шрифт, который будет отличаться от основного, используемого вами для тела сайта. Таким образом, вы сможете сделать заголовки на вашем сайте более привлекательными для пользователей. Лучше использовать шрифт для тела сайта слегка измененный, например, сделав его полужирным.

Неплохим вариантом оформления текста является смешивание и соединение группы шрифтов заголовков с засечками с основным текстом сайта, который будет без засечек. Провидите этот эксперимент, и вы увидите, что эти две группы очень гармонично сочетаются друг с другом, создавая красивый дизайн типографии.

В-третьих, если вы хотите обратить внимание ваших пользователей на какие-то определенные элементы текста и сделать их более видимыми, то вам следует внести еще один шрифт в дизайн. В этом случае поэкспериментируйте с рукописным и декоративным шрифтом, так как именно они позволяют привлечь внимание посетителей веб-сайта.

Как смешивать и использовать шрифты в тексте

Рассмотрим несколько принципов совмещения шрифтов, которые позволят добиться красивого оформления текста.

Сайт должен быть читабельным

Подбирая шрифт для текста тела сайта или заголовка, обязательно следует помнить то, что он должен быть легко читаем пользователем. Конечно, читаемость некоторых шрифтов напрямую зависит от правильных их настроек: необходимо следить за тем, чтобы был выбран соответствующий размер шрифта, высота строк, цвета. Перед применением в веб-дизайне каких-либо шрифтов проверьте, как они будут смотреться в разных цветах. Таким образом, вы сможете понять, подходит ли вам тот или иной цвет.

Это правило имеет пару исключений, о которых следует помнить всегда. К примеру, вы разрабатываете веб-дизайн для детского интернет-проекта и, возможно, вам захочется применить один из видов декоративного шрифта, который понравится детям. В этом случае старайтесь придерживаться шрифта с засечками и без засечек. Соблюдать это правило необходимо, потому как проведенные исследования доказали, что эти шрифты намного легче читаются, поэтому выбор декоративных шрифтов будет не самым лучшим вариантом в данном случае.

Не используете большое количество разных шрифтов

Создавая дизайн проекта, старайтесь не использовать большое количество шрифтов. Оптимальным количеством для использования будет три шрифта. Этому есть несколько причин:

    При использовании сервисов шрифтов каждый шрифт, добавленный вами, будет способствовать увеличению скорости загрузки страницы сайта.

    Присутствие большего количества шрифтов на страницах сайта отвлекает посетителей, из-за чего им будет тяжелей сконцентрировать свое внимание на чтении контента.

    Применяя не более трех шрифтов, вы экономите свое время, но при этом веб-сайт выглядит отлично.

Не используйте неподходящие сочетания

Комбинирование нескольких шрифтов при написании заголовков сайта или соединение большого количества различных шрифтов – это очень плохая задумка. Такие комбинации являются рискованными и могут принести вам много проблем.

Просматривая шрифты на веб-сервисе Typekit, вы имеете возможность устанавливать необходимые для вас фильтры, которые помогут разобраться в том, какие шрифты лучше применять для заголовков или параграфов, что будет очень полезным инструментом во время разработки дизайна.

Примеры объединения шрифтов

Для примера рассмотрим страницы нескольких сайтов, где грамотно подобраны шрифты.

Заголовки:
Sentinel (serif slab)

Параграфы:
Gotham Narrow (sans-serif)

На этих примерах мы можем наблюдать, что заголовки и подзаголовки имеют шрифт с прямоугольными засечками. Он выступает в качестве контраста к основному тексту сайта и является простым и легко читаемым шрифтом. Этот дизайн имеет единообразность. От него можно добиться многого, лишь изменив цвет и его стиль.

Заголовки и параграфы:
Freight Text Pro (serif)

Остальное:
Freight Sans Pro (san-serif)

На этом примере мы можем наблюдать, как используют только один шрифт для заголовков и параграфов. Это выглядит довольно здорово, потому как заголовки имеют более жирный и крупный вид.

Так же здесь мы можем наблюдать и один шрифт без засечек, который автор использует на кнопках сайта и информации о сообщениях.

Заголовки:
PMN Caecilia (slab serif).

Параграфы:
Gill Sans (sans-serif)

Дизайнеры этого сайта создали очень утонченный и красивый дизайн своего веб-ресурса. Здесь отсутствуют какие-либо раздражители и жирные шрифты. Они остановили свой выбор на тонком шрифте для заголовков и простом шрифте для текста тела сайта.

Присутствующие на этом ресурсе оба семейства шрифтов имеют отличное сочетание, что позволяет посетителю с легкостью читать весь текст.

Заголовки и параграфы:
Skolar (serif)

Дизайнеры этого сайта используют только один шрифт с засечками. Но, несмотря на такое неординарное решение специалистов, заголовки и параграфы между собой имеют видимую разницу. Все это благодаря тому, что здесь используются специфические стили, цвета и размеры шрифта.

Существует много различных шрифтов. Для чего они нужны и как с ними работать, мы и попытаемся разобраться.

Каждый человек уникален! У каждого, например, своя внешность, своя манера говорить и... писать. По почерку можно не только идентифицировать личность автора, но даже рассказать о его характере, привычках и предпочтениях. Ведь буквы, которые он пишет, имеют общий стиль и характерные особенности, присущие тем или иным типам личности (изучением всего этого занимается наука графология).

В давние времена все книги были фактически рукописями и каждая из них была уникальной, передавая в себе частичку автора-переписчика. Однако, с появлением книгопечатания необходимость в ручном переписывании исчезла и вместе с ней исчезла уникальность изданий. Книги стали тиражироваться сотнями и тысячами, выглядя при этом абсолютно одинаково.

Но, разные издатели всё же хотели хоть чем-либо отличаться от своих (тогда ещё немногочисленных) конкурентов. Поэтому каждый при формировании набора печатных символов привносил в них свои индивидуальные особенности. Так появились первые шрифты ...

С глобальной компьютеризацией всё многообразие современных шрифтов перекочевало на ПК и в Интернет. Поэтому, на мой взгляд, каждому современному человеку нужно хотя бы немного ориентироваться в том, где, зачем и как пользоваться теми или иными видами шрифтов.

Основные характеристики шрифтов

Начнём с того, что характеристик шрифтов существует довольно много и всё зависит от того, в каком контексте мы хотим классифицировать тот или иной набор печатных символов. Однако, большинство из нас сталкивается со шрифтами при работе в текстовых процессорах. Настройки шрифта задаются там при помощи кнопок на панели инструментов:

Основных инструментов (а, соответственно, и характеристик) - три:

  1. Гарнитура шрифта - название одного из установленных в системе шрифтов.
  2. - размер литер выбранного шрифта в типографских пунктах (1 пункт равен 0,376 мм по системе Дидо или 0,3528 мм по системе от компании Adobe).
  3. Начертание шрифта (при наличии) - вариации внешнего вида литер шрифта со сменой их толщины и/или наклона.

Кроме основных существует ещё и ряд дополнительных инструментов, позволяющих, например, настроить междустрочный (интерлиньяж) и межбуквенный интервалы. Однако, первые три характеристики являются всё же наиболее востребованными, поэтому разберёмся с ними более детально.

Начнём немного не по порядку, поскольку о гарнитурах нужно будет поговорить отдельно. мы обычно называем его размером. Стандартом при работе с официальными документами считаются кегли 12 и 14 pt (пункты). В книгопечатании и газетном издательстве разброс кеглей может быть значительно больше. Например, для заголовков иногда используют размеры 20 и более, а для незначительного текста различных сносок вплоть до 8 pt:

Что касается начертания , то всего в наборе конкретной гарнитуры шрифта может существовать до 9 его типов. Начертание принято обозначать либо цифрами (от 100 - самое тонкое, до 900 - самое жирное), либо словесно (ultra-light (100), light (200), thin (300), normal (400), medium (500), semi-bold (600), bold (700), black (800), heavy (900)).

Гарнитура шрифта может также включать в себя дополнительный курсивный набор литер различного стиля начертания. Таким образом, наиболее полные шрифты имеют до 18 вариантов каждого символа. Однако, в большинстве компьютерных шрифтов вариации ограничиваются всего четырьмя: нормальный, нормальный курсив, полужирный и полужирный курсив.

Виды шрифтов

А теперь пришло время поговорить как раз о гарнитурах шрифтов. В типографике гарнитурой называют шрифт или группу шрифтов, имеющую единый стиль с различными вариантами начертания и размерами символов. Фактически, то, что мы привыкли называть видом шрифта, является его гарнитурой.

Существует довольно много различных классификаций гарнитур, однако, мы рассмотрим лишь некоторые из них, которые больше касаются именно компьютерных шрифтов. Итак, во-первых, шрифты можно разделить на две большие группы в зависимости от оформления краёв их символов : с засечками или без засечек:

Засечками (англ. "serif") называют небольшие декоративные штрихи, которые добавляются к выступающим краям символов шрифта. Шрифты с засечками имеют более "книжный" вид и используются в основном в печатной продукции (книги, журналы, газеты и т.п.). Считается, что такие шрифты больше подходят для восприятия длинных текстов без каких-либо рисунков.

Шрифты же без засечек (англ. "sans serif" или просто "sans" от фр. "без") с ровными концами символов традиционно являются основными в Интернете. Наиболее вероятно это связано с тем. что изначально мониторы компьютеров имели не очень высокое разрешение и засечки на буквах смотрелись не очень эстетично. Сегодня даже дисплеи мобильных устройств могут отображать изображения высокой чёткости, но большинство веб-мастеров и дизайнеров всё же использует онлайн именно шрифты без засечек, позволяя себе, разве что, заголовки оформлять serif-гарнитурами.

Вторым показателем, по которому шрифты можно также разделить на две группы, является ширина символов . По данному критерию принято выделять пропорциональные и моноширинные шрифты:

Пропорциональные шрифты являются более естественными, поскольку разные буквы и символы в них имеют разную ширину. Такие шрифты используются как в большей части печатных изданий, так и в Интернете для подачи основного текста. Они хорошо воспринимаются визуально и имеют очень много вариаций.

Моноширинные же шрифты получили своё название из-за того, что ширина символов (в том числе пробелов и даже знаков препинания) в них примерно одинаковы (при несовпадениях разница обычно компенсируется за счёт небольших пустых областей вокруг литеры).

Изначально моноширинные шрифты широко употреблялись в печатных машинках (поэтому их иногда по-английски называют "typewriter" или сокращённо "tt") для упрощения форматирования текстов. С появлением компьютеров такие шрифты стали использоваться для вывода текста на дисплеи, которые в то время имели кластерную структуру и физически не могли отображать символы разной ширины. С развитием техники такое ограничение пропало, однако, за моноширинными шрифтами закрепилась роль консольных, поэтому большинство интерфейсов командной строки и Блокнотов для программирования по умолчанию используют именно их:

Наконец, шрифты можно классифицировать по их внешнему виду и стилю . Таких классификаций существует несколько, но, если обобщить, то можно выделить следующие их типы:

  • антиква - гарнитуры с засечками, имитирующие староевропейские или античные шрифты (Times New Roman, Antiqua, Bodoni);
  • готические - контрастные часто острые шрифты с неярко выраженными засечками (или вообще без них), имитирующие средневековые рукописные почерки с характерным утончением в местах сочленений и утолщением основного штриха (Textur, Rotunda, Schwabacher);
  • брусковые - шрифты с крупными ровными (или слегка закругленными) засечками, которые слабо контрастируют с толщиной основных штрихов (Courier, Memphis, Century);
  • гротески или рублённые - большинство шрифтов без засечек (Arial, Tahoma, Verdana);
  • рукописные (англ. "script") - шрифты, имитирующие символы, написанные от руки или даже почерком реальных людей (Monotype Corsiva, Alexandra Script, Anastasia Script);
  • акцидентные - шрифты, которые имитируют какие-либо древние или ныне существующие национальные алфавиты (исторические, славянские, восточные), несут в себе дополнительные декоративные элементы (вензеля, иконки, пиктограммы и т.п.) или представляющие собой определённые стилизации (граффити, перфорированные шрифты, контурные шрифты и т.п.);
  • символьные или иконочные - шрифты, которые вместо обычных букв алфавита содержат набор определённых символов или иконок (Wingdings, Font Awesome, Glyphicons).

Как видим, выбирать есть из чего, но, прежде чем приступить к работе, нужно ещё определиться с таким важным понятием как форматы компьютерных шрифтов.

Форматы шрифтов

Компьютерный шрифт - это единый файл, в котором хранится набор символов той или иной гарнитуры. Но, разные программы на ПК могут использовать разные типы таких файлов, поэтому существует несколько десятков их различных форматов. Однако, среди них можно выделить несколько наиболее часто используемых.

Фактически все шрифты могут быть в векторном или растеризированном формате. Векторные шрифты обычно используются в интерфейсах программ, на страницах сайтов и при работе с текстовыми документами. Они отличаются тем, что могут свободно масштабироваться до нужных пользователю размеров, поскольку состоят не из привычных точек растра, а из так называемых кривых Безье, которые при помощи специальных команд описывают каждый символ шрифта как совокупность отрезков и дуг:

Вся эта совокупность составляет замкнутый контур, который настраивается при помощи узловых точек и специальных манипуляторов кривизны отрезков между ними. Удлиняя манипулятор перетаскиванием маркера касательной, мы можем увеличить изгиб, а отклоняя маркер в сторону, угол искривления отрезка между двумя узлами. Делается это в специальных программах для редактирования шрифтов, например, в бесплатной :

Говоря о форматах векторных шрифтов, стоит в первую очередь выделить две технологии: PostScript и TrueType. PostScript изначально был творением компании Adobe и разрабатывался в качестве платформонезависимого языка описания для издательских систем. Это довольно сложный язык, ориентированный на хранение информации не только о шрифте, но и обо всём печатном издании. Конкретно со шрифтами связаны реализации Type 1-3 (форматы файлов: .pfa, .pfb, .pt3 и.cff).

Фактически ни один из PostScript-шрифтов (кроме OTF, в основе которого лежат команды PS) не поддерживается в Windows без установки дополнительного софта и драйверов. Поэтому такие шрифты используются в основном профессиональными издателями и верстальщиками. Для более широкой публики существует технология TrueType , созданная ещё в 80-х годах компанией Apple. Эта технология изначально была ориентирована именно на компактное хранение шрифтов, поэтому сегодня именно она поддерживается большинством операционных систем.

Основным форматом шрифтов TrueType является .ttf , который может хранить в себе от 256 до 4 294 967 296 символов (зависит от версии формата). Также, в зависимости от версии, файл шрифта может хранить в себе как одно, так и сразу несколько типов начертания (обычно 4: нормальное, курсивное, полужирное и полужирный курсив). Кроме TTF, шрифты TrueType могут также иметь расширения.tte или.dfont (шрифты для MacOS).

Однако, с форматом TTF, увы, не всё так однозначно. Дело в том, что такой же формат могут иметь шрифты, основанные на технологии OpenType . Эта технология изначально была нацелена на хранение расширенной таблицы символов с поддержкой Юникода с более эффективным, нежели у TrueType, сжатием. Данный контейнер шрифтов может содержать в себе описание символов как в формате TrueType (.ttf или.ttc), так и PostScript (.otf или.otc). Благо, что Windows поддерживает все форматы OpenType, поэтому Вам необязательно слишком глубоко вникать в технические нюансы.

Формат TTF является наиболее распространённым. Его даже поддерживает большинство браузеров. Однако, для применения в веб-разработке у отдельных TTF-шрифтов может быть очень большой недостаток - размер, который может составлять несколько мегабайт! Поэтому для применения на Интернет-страничках были придуманы специальные технологии сжатия шрифтов. На сегодняшний день самыми распространёнными являются.eot (Embedded OpenType), .woff и.woff2 (Web Open Font Format).

Всё, что мы рассматривали выше, касалось векторных шрифтов. У них имеется очень хорошая способность к масштабированию, но иногда им не хватает красочности. Например, при разработке надписей на логотипах или оформлении каких-либо поздравительных открыток требуется добавить к тексту оригинальное раскрашивание или определённые художественные элементы. Векторные шрифты, как контуры, могут быть залиты лишь одним цветом, поэтому, если есть особенные требования к эстетической стороне надписи, то иногда прибегают к различным растеризированным декоративным шрифтам .

Наиболее яркими (во всех смыслах) представителями данного типа шрифтов являются шрифты для Фотошопа. Они могут поставляться в виде PNG -изображения с набором букв на прозрачном фоне, либо в формате .PSD (стандартный формат Photoshop) с буквами-картинками на разных слоях. Набирать текст в привычном понимании при помощи данных шрифтов у Вас, конечно, не выйдет. Но Вы вполне сможете составить нужные надписи, копируя фрагменты алфавита и размещая их в нужной последовательности:

Думаю, с форматами теперь тоже более или менее ясно. И теперь мы перейдём к вопросу об их установке и использовании (речь, естественно, пойдёт о векторных шрифтах TTF и OTF).

Установка и работа со шрифтами

Для установки шрифтов в Windows существует специальная папка "Fonts" (или "Шрифты"). Получить к ней доступ можно из Панели инструментов (одноимённый раздел), либо через строку "Выполнить" (WIN+R) командой "%windir%\fonts" (без кавычек). Чтобы новый шрифт был добавлен в систему его достаточно просто перетащить в эту папку. Аналогично, для удаления нужно удалить файл шрифта из общей директории:

Обратите внимание, что некоторые шрифты в папке отображаются в виде иконки с одним листом на фоне, а некоторые со стопкой. Этим способом обозначается количество начертаний данного шрифта (одно или несколько, соответственно). Если Вы дважды кликните по любому из шрифтов, откроется окошко с тестовой фразой и набором цифр, оформленных выбранным шрифтом с различными размерами символов.

Кстати, для установки шрифта не обязательно копировать в папку сам его файл. Достаточно поместить туда ярлык, который ссылается на нужный шрифт. Это позволяет, во-первых, удобно хранить шрифты (особенно, если их много) в папках по категориям, а, во-вторых, избавляет от проблем бэкапа при переустановке системы, поскольку файлы шрифтов можно хранить на несистемных разделах жёсткого диска.

Наконец, для более удобного и профессионального управления шрифтами Вы можете использовать специальные программы-менеджеры. Одним из наиболее удачных из бесплатных, на мой взгляд, является :

Данный менеджер шрифтов поддерживает русский язык, позволяет как угодно сортировать и просматривать шрифты на Вашем компьютере (даже не установленные). При этом очень полезной особенностью является то, что все шрифты в выборках без необходимости их установки можно использовать в любых программах, и они будут доступны пока запущен NexusFont. Это может быть очень удобно, если Вам приходится подбирать шрифты, но нет желания их все устанавливать.

Заключение

После того как мы со всем разобрались (надеюсь:)), у нас остался ещё один вопрос, который, возможно, возник у Вас в процессе чтения: а где скачать шрифты для Windows? Тут однозначного ответа, увы, нет. Дело в том, что многие качественные русскоязычные шрифты могут быть платными и, качая их с многочисленных сайтов со шрифтами, Вы рискуете нарушить авторское право. Если же брать широкодоступные шрифты, то не факт, что они будут иметь хорошее качество исполнения всех символов (нередки случаи неправильной отрисовки больших и маленьких букв или отсутствия альтернативных начертаний шрифта).

В принципе, для личного использования всего, что есть в Интернете, будет достаточно, но, если Вы задумались о профессии, например, веб-разработчика и дизайнера, всегда проверяйте лицензию облюбованного Вами шрифта, дабы не нарушить закон!

P.S. Разрешается свободно копировать и цитировать данную статью при условии указания открытой активной ссылки на источник и сохранения авторства Руслана Тертышного.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....