Обертоны в голосе. Высокая форманта и заикание

Слайд 2

Слайд 3

Человек – это часть природы. И людям, как и любым другим живым существам присущи определенные инстинкты. Одним из этих инстинктов является реакция на запах. Как и животные, которые, например, по запаху могут распознать «своего» и «чужого», мы также в своем поведении может руководствоваться запахами и ароматами.

Слайд 4

Знаете ли вы, что в Европе уже давно существуют направления в парфюмерии, которые нацелены на создание ароматов для магазинов, кафе, ресторанов, гостиниц? Зачем, спросите вы? Сейчас вы сами ответите себе на этот вопрос. Вспомните, как заходя в какой-нибудь дорогой магазин, например, обуви или одежды, вы тут же ощущаете легкий приятный аромат. Почему-то он сразу же ассоциируется у вас с богатством, роскошью и благополучием. И как-то непроизвольно возникает желание приобрести что-нибудь из этого магазина. Теперь понимаете? Запах может моментально подавать импульсы в наш мозг, побуждая к определенным действиям. И этим пользуются различные коммерческие организации. Так, например, известно, что запах кожи в салонах, где продаются кожаные изделия (даже изделия из кожзаменителя) могут существенно повысить объемы продаж. В продуктовых магазинах такой эффект способен произвести запах арбуза или огурца, в магазинах одежды – аромат ванили, лаванды, базилика, мяты и лимона. Теперь вы понимаете, как элитная парфюмерия может повлиять на восприятие вас собеседником?

Слайд 5

Значение цвета в деловом общении Цвет одежды и аксессуаров - важный элемент техники делового общения. Влияние цветовой гаммы одежды собеседника на подсознание. Требования делового этикета к цветовой гамме классического костюма. Нормы и правила невербального общения в разных странах.

Слайд 6

Одежда и обувь делового человека значительно влияют на имидж. Деловой костюм должен быть строгим, без броских расцветок и экстравагантного покроя. Очень важно, чтобы одежда подходила по фигуре, соответствовала полу, цвету волос и другими особенностями его тела, была чистой, отглаженной опрятной. Основными элементами одежды делового мужчины является костюм, сорочка и галстук. Для зимнего времени более подходят костюмы темных тонов, для теплого – светлые. Во все времена года подходят костюмы темно-серого и темно-синего цветов. Удобны костюмы тройки. Пригодны и пиджаки в мелкую клетку с однотонными брюками, в официальной обстановке пиджак должен быть застегнут. Сорочки предпочтительны из хлопка и Полина. Наиболее подходящие для них белый, голубой, бежевый цвета, цвет слоновой кости, допускаются в полоску или еле заметную клеточку. Манжеты сорочки должны выступать из-под рукава пиджака на 2-3 см. Для деловой одежды не подходят сорочки красного и черного цветов, а также рубашки с короткими рукавами. Полуботинки и ботинки для службы и приемов предпочтительнее черного цвета. Для костюмов коричневого и бежевого тонов подходит коричневая обувь. Для приемов не годится обувь на толстой подошве, сандалии и кроссовки. Носки должны быть удлиненными, а их цвет – чуть темнее цвета костюма и чуть светлее обуви.

Слайд 7

Слайд 8

Деловая женщина на дневные приемы может надевать платье или костюм строгих и скромных тонов. На приемы, организуемые после 20 часов, рекомендуется надевать более нарядные и открытые вечерние платья. Они могут быть длинными и обычной длинны. Ее одежда в этом случае дополняется вечерними туфлями из кожи или замши на удобном для нее каблуке и маленькой сумочкой. Косметика деловой женщины должна быть неброской, а запах духов – едва ощутим. Необходимым украшением для деловой женщины является обручальное кольцо. Это знак того, что ее отношение к окружающим только деловое. На работе на женщине должно быть как можно меньше украшений, а те, что есть, должны служить ее деловому имиджу. Неотъемлемым атрибутом для женщины в обществе является портфель или дамская сумочка, сделанные из кожи хорошего качества, без ярких украшений. Одежда женщины и мужчины может подвергаться изменениям моды. Однако деловой костюм должен быть подчинен таким требованиям, как удобство, рациональность, элегантность и соответствовать интеллекту, деловитости, высокой внутренней культуре и хорошими манерами. От внешнего вида, одежды, интеллекта, умения общаться, этической воспитанности зависят и карьера человека и его судьба.

До сих пор мы очень мало знаем о том, как общаются между собой животные, каков их язык. Известно, что одним из способов их общения является язык запахов. Собака без труда может найти по следу человека, если перед этим ей дали обнюхать что-нибудь из его вещей. Что же могут сказать друг другу звери с помощью этого таинственного языка, почти недоступного нам, людям? Сейчас учёные в какой-то мере уже могут ответить на этот вопрос, хотя роль запахов в общении млекопитающих основательно начали изучать относительно недавно — в конце 50-х — начале 60-х годов девятнадцатого столетия.

Представьте себе, что в лаборатории какого-либо исследователя встретились две крысы. Одна из них была привезена из Англии, другая отловлена в Москве. В отличие от людей, говорящих на разных языках, зверьки без труда поймут друг друга, воспользовавшись языком запахов. Достаточно, чтобы один обнюхал другого или же его пахучую метку. После этого животные смогут ответить на многие важные для них вопросы: какого пола встретившийся зверёк; молодой он или старый; испуган или чувствует себя уверенно. Более того, каждый из них поймет, что прибыли они из разных мест.

Общение с помощью запахов особенно широко распространено у зверей, которые ведут ночной или сумеречный образ жизни и не всегда могут воспользоваться зрением. Язык запахов удобен: чтобы узнать необходимое друг о друге, совсем необязательно встречаться, достаточно оставить в каком-нибудь заметном месте пахучую метку. Маркировка территории пахучими выделениями широко распространена у млекопитающих. Если вам посчастливится попасть на Дальний Восток, в Сихотэ-Алиньский заповедник, то, обследуя удивительные по красоте горные районы, вы увидите, что в некоторых местах кора на деревьях ободрана. А когда приглядитесь повнимательней, заметите на коре и отдельные шерстинки. Эти метки принадлежат красавцу горалу. Передвигаясь по тропинке, самец часто опускает голову, принюхиваясь к травинкам, к почве. Он тщательно проверяет, нет ли на его территории следов пребывания других самцов. Иногда горал останавливается около какого-нибудь дерева и начинает энергично тереться о ствол лбом, теменем, основанием рогов. Так он метит свою территорию секретом желез.

Виртуозно читают запахи представители семейства куньих, например колонок.
Едва уловимые следы пахучих ферментов рассказывают ему о врагах, добыче и границах соседей.

Хорошо маркируют места обитания хищ-ные животные. Соболь, лесная и каменная куницы оставляют пахучие метки на камнях, сучках, палках. Прежде чем нанести на предмет метку, зверек тщательно его обследует. Если камень или сучок невелик, грызет его и перетаскивает с места на место. После этого животное наносит на этот предмет секрет пахучей железы.


А у зайчат фотограф пой-мал мгновение первого знакомства.

Свой участок метят не только крупные звери. Грызуны также защищают свою тер-риторию — оставляют пахучие выделения, предупреждая других зверьков, что место уже занято. Оригинальный способ мечения у водяных полевок. Если зверёк сильно возбужден, например, видит перед собой вторгшегося в его владения незнакомца, он начинает как бы пританцовывать на месте. Кажется, что рассерженный хозяин топает ногами на непрошеного гостя, пытаясь его напугать. На самом же деле у этих зверьков такой способ мечения территории. Самцы быстро проводят задними лапками по бокам туловища, где расположены у них специальные железы. Секрет выдавливается на шкурку и остается на лапках. Прикасаясь ими к поверхности почвы, животное оставляет на ней невидимый след.

По-другому поступают самцы песчанок. Эти небольшие зверьки, напоминающие немного и хомячка, и крысу, и тушканчика, населяют степные и пустынные районы на-шей страны. Песчанки активны днём, поэтому за ними легко следить. В Узбекистане мне приходилось наблюдать, как живут большие песчанки — зверьки величиной с крысу, желтоватой окраски. Они образуют колонии, в которых каждая семья охраняет свой участок от вторжения соседей. Иногда можно видеть, как какой-нибудь зазевавшийся зверёк переходит невидимую границу участка другой семьи. Если это замечает кто-нибудь из хозяев, он тут же нападает на нарушителя и изгоняет его со своей территории. Если в пылу погони преследователь случайно переходит границу и оказьтается во владении животного, за которым только что гнался, роли меняются. Теперь убегавший зверек поворачивается к своему противнику «лицом» и смело встречает его на своем участке. Поняв свою ошибку, бывший преследователь спасается бегством.

Если на территорию, где уже живёт семья песчанок, поставить клетку с чужим зверь-ком, то хозяева сначала будут долго принюхиваться к нему, потом, рассмотрев чужака, попытаются вступить с ним в драку через сетку; убедившись, что до чужака не так-то легко добраться, самец — хозяин участка вдруг начинает вести себя на первый взгляд довольно странно. Он быстро роет песок, сгребает его в маленький холмик и про-ползает по нему на брюшке. Через некоторое время вокруг клетки вырастет ещё несколь-ко таких холмиков. Оказывается, на брюшке у песчанок расположена пахучая железа. Проползая по холмику, самец оставляет на нем секрет этой железы. Такие же холмики строят зверьки на границах своего участка и около нор. С помощью запаха они оповещают других песчанок, что этот участок и нора уже заняты.

Сигнальные холмики у песчанок сооружают только самцы. У самочек пахучая железа развита плохо, и они не метят территорию. Под знойным среднеазиатским солнцем на раскаленном песке пахучая метка сохраняется недолго: всего несколько часов. Поэтому самцам приходится все время заботиться об их обновлении. Зверёк периодически совершает патрульные обходы, строя новые сигнальные холмики и обновляя метки на старых.

Для того чтобы понять, что узнают животные по таким безадресным сообщениям, потребовались сотни опытов в лаборатории. Оказывается, звери могут запечатлевать запахи, когда они еще питаются молоком матери. Остроумный опыт провели итальянские исследователи. Они натирали брюшко кормящих самок духами «Пармская фиалка». И выяснилось, что подросшие мышата чаще всего ухаживают за самками, надушен-ными этими же духами. То есть взрослые мыши предпочли тот запах, который им был знаком с детства. Однако так бывает не всегда. Под моим наблюдением находился крысенок по кличке Глаша, который был выкормлен мышью. Так как молока у мы-шей сравнительно мало, а малыш скоро стал размером с приемную маму, приходилось подкармливать его молоком из пипетки. Глаша никогда не видела других крыс, тем не менее твердо знала, что она крыса. Если ей предлагали на выбор два запаха: крысы и мыши, то она всегда выбирала запах крысы.

В целом о запечатлевании запаха у зверей известно очень мало. Мы знаем, что зверьки одних видов могут запечатлевать запах другого вида, у иных же животных этого не происходит, реакция на запах сородичей у них закреплена генетически.

Для того чтобы убедиться, что самцы грызунов агрессивны по отношению к незнако-мым зверькам того же пола, но благожелательны к самкам, проведём простой опыт. В клетку к самцу домовой мыши подсадим другого незнакомого самца. Вот хозяин клетки подходит к чужаку, обнюхивает его и тут же приходит в страшное беспокойство: начинает горбиться, шерсть на загривке встает дыбом. Несмотря на крохотные размеры, выглядит он очень грозно. Передвигаясь по дуге вокруг незнакомца, хозяин в ярости хлещет хвостом по полу клетки. При этом хвост его совершает быстрые волнообразные движения. Удары о пол такие сильные, что вы хорошо их слышите, они напоминают барабанную дробь. Наконец ощетинившийся зверек нападает на при-шельца. Тот встает на задние лапки, он готов обороняться. Некоторое время зверьки бьют друг друга передними лапками, напоминая двух боксеров на ринге. Наконец хозяин побеждает, а чужак обращается в бегство.

Если в клетку поместить не самца, а самочку, картина будет совсем иной. После взаимных обнюхиваний отношения между зверьками будут абсолютно мирными. Проведем еще один опыт. Возьмем из клетки самку, на её шкурку нанесём запах незнакомого самца и посадим её обратно к тому же зверьку, который только что мирно сидел с ней рядом. Отношение резко изменится. Самец взъерошит шерсть и нападет на самку. Оказывается, чтобы вызвать агрессивное поведение у самца, достаточно одного только запаха чужака.

Существует мнение, что животные боятся запаха хищных зверей с момента рождения. Однако грызуны, по крайней мере домовые мыши, по-видимому, не обладают такой способностью, пока не познакомятся со своими врагами поближе. Мне пришлось наблюдать довольно интересную сцену. В нашей лаборатории одно время жил кот Васька. Кот как кот, только вот мышей не ловил. Любимым местом отдыха Васьки был стол, на котором стояла клетка с мышами. К моему удивлению, они нисколько не боялись, когда кот лежал, прислонившись к их жилью. Наиболее предприимчивые из них отгрызали у Васьки через сетку кусочки шерсти, и они сразу же шли в дело: зверьки утепляли ими свои гнезда. Особенно усердствовали заботливые мамаши, у которых в это время были малыши.

Если же мышь встречается с кошкой не через решетку клетки, это может закончиться для мыши плачевно. Однако зверек может успеть предупредить об опасности своих сородичей. Сделает это он опять же с помощью запаха. Испуганный зверек пахнет совсем по-другому. Он издает «запах страха», от которого другие мыши приходят в страшное беспокойство. Если около хлеба или даже кусочка сыра, который так любят эти грызуны, испуганная мышка оставила пахучую метку, то другой зверек никогда не рискнет прикоснуться к лакомому кусочку. Более того, он будет всячески стараться обойти это опасное место. Вот почему иногда бывает трудно заставить мышей есть отравленную приманку. Пострадавший от нее зверек с помощью запаха предупреждает других мышей о грозящей им смертельной опасности.

Пахучие секреты животных имеют очень сложный химический состав, в который входят сотни веществ. Неизвестно, по каким именно из этих многочисленных соедине-ний животные узнают представителей своего вида, отличают особей разного пола, а по каким — знакомых и незнакомых зверьков. Чтобы узнать химическую формулу феромонов, то есть веществ, которые вызывают у животных определенные поведенческие реакции, современные исследователи вооружились сложными приборами: хроматографами, масс-спектрометрами, ик- и уф-спектрофотометрами. Эти приборы позволяют узнать, какие вещества входят в состав пахучих секретов, выделяемых животными. Детально изучен химический состав феромонов насекомых. У млекопитающих пока исследовано только семь феромонов. Хотя их, наверное, тысячи!

Спрашивается, а зачем, собственно, изучать строение феромонов? Можно ли использовать их в практической деятельности человека? Конечно, можно. В настоящее время феромоны широко применяются для борьбы с вредными насекомыми. Часто для этого используют аттрактивные вещества, которые выделяют самки. Самцы прилетают в ловушки с привлекающими веществами, преодолевая десятки километров. В работе с феромонами млекопитающих в этом направлении сделаны пока только первые шаги. А ведь разработка новых методов борьбы с грызунами — очень важная проблема. Наличие таких привлекающих веществ избавит нас от необходимости применять яды, от которых погибают часто не только вредители, но и полезные животные. Феромоны же, действуя в очень малых концентрациях и являясь естественными продуктами живых существ, не загрязняют окружающую среду. Уже проведены опыты, которые говорят о том, что это возможно. Мы проводили эксперименты в Москве, в помещениях, где жили домовые мыши. Оказалось, что эти зверьки чаще попадаются в ловушки с запахом других мышей, чем в чистые, с одной только пищевой приманкой.

Мало мы ещё знаем о языке животных, о языке запахов. Это направление этологии (науки о поведении животных) сейчас разви-вается быстро во всём мире. Каждый год приносит много новых и инте-ресных результатов.

Мир запахов такой разнообразный. Разнообразный настолько, что даже больше чем для половины ароматов люди не придумали названий. Да и зачем это делать, ведь запахи не настолько важны для жизни человека, как звуки или цвета. Но тот, кто так считает, глубоко заблуждается…

Человек - это часть природы. И людям, как и любым другим живым существам присущи определенные инстинкты. Одним из этих инстинктов является реакция на запах. Как и животные, которые, например, по запаху могут распознать «своего» и «чужого», мы также в своем поведении может руководствоваться запахами и ароматами.

Запахи и общение в социальном мире - это понятия, можно сказать, неразлучные. И это не только означает, что мы можем обратить внимание на человека и завести с ним разговор, если нам понравится его запах. Психика может проводить с нами такие интересные игры, о которых мы даже не догадываемся. Особенности нашей психологии могут быть использованы в коммерческих и других выгодных целях.

Знаете ли вы, что в Европе уже давно существуют направления в парфюмерии, которые нацелены на создание ароматов для магазинов, кафе, ресторанов, гостиниц? Зачем, спросите вы? Сейчас вы сами ответите себе на этот вопрос. Вспомните, как заходя в какой-нибудь дорогой магазин, например, обуви или одежды, вы тут же ощущаете легкий приятный аромат. Почему-то он сразу же ассоциируется у вас с богатством, роскошью и благополучием. И как-то непроизвольно возникает желание приобрести что-нибудь из этого магазина. Теперь понимаете? Запах может моментально подавать импульсы в наш мозг, побуждая к определенным действиям. И этим пользуются различные коммерческие организации. Так, например, известно, что запах кожи в салонах, где продаются кожаные изделия (даже изделия из кожзаменителя) могут существенно повысить объемы продаж. В продуктовых магазинах такой эффект способен произвести запах арбуза или огурца, в магазинах одежды - аромат ванили, лаванды, базилика, мяты и лимона. Теперь вы понимаете, как элитная парфюмерия может повлиять на восприятие вас собеседником?

Точно так же запахи могут влиять на ход и результат общения между людьми. Например, для того, чтобы произвести ожидаемый эффект на бизнес-партнеров, перед встречей с ними в комнате распыляют духи с определенным ароматом. Так, аромат розы способен сделать собеседников сговорчивее и податливее. Запахи лимона при общении рассеивают внимание.

Поэтому не стоит недооценивать роль запахов в нашей жизни и их влияние на людей, а, наоборот, стараться пользоваться этой маленькой «ароматной» хитростью в своих целях.

Текст: Маргарита Герговская,

специально для женского журнала Lady Boss

Последние материалы раздела:

«Морские» идиомы на английском языке
«Морские» идиомы на английском языке

“Попридержи коней!” – редкий случай, когда английская идиома переводится на русский слово в слово. Английские идиомы – это интересная,...

Генрих Мореплаватель: биография и интересные факты
Генрих Мореплаватель: биография и интересные факты

Португальский принц Энрике Мореплаватель совершил множество географических открытий, хотя сам выходил в море всего три раза. Он положил начало...

Последнее восстание интеллектуалов Франция 1968 год волнения студентов
Последнее восстание интеллектуалов Франция 1968 год волнения студентов

Любой революции предшествует идеологическая аргументация и подготовка. «Майская революция» 1968 года, бесспорно, не является исключением. Почему к...