Научно-техническая революция и социально-экономический прогресс. Научно-технический прогресс как важный фактор развития мировой экономики Что такое научно технический прогресс определение

Если попытаться взглянуть на историю развития человечества в крупном временном масштабе, то можно заметить, как сильно изменились условия жизни нашей цивилизации под влиянием научно-технического прогресса (НТП). Наука и техника глубоко проникли во все сферы жизнедеятельности человека, повлияли на его взаимоотношения с природой, дали ему новые приемы и способы производства, сказались на уровне и стиле жизни людей. Так, благодаря современной технике люди могут за несколько часов перемещаться из одной точки земного шара в другую, общаться друг с другом на расстоянии в несколько тысяч километров с помощью телефонной, радиотелевизионной связи, практически мгновенно узнавать о событиях, происходящих в других странах, или непосредственно наблюдать за ними с помощью прямой трансляции. Человек может сегодня погружаться в самые глубокие точки Мирового океана, где давление в сотни раз больше атмосферного, и работать на других планетах в условиях космического перепада температур при полном отсутствии атмосферы. Оптическая и электронная техника помогает нам изучать как жизнь огромных космических объектов, так и строение мельчайших элементов живой клетки, отдельных молекул и атомов. Создание быстродействующих компьютеров и разработки в области кибернетики позволили человеку отказаться от непосредственного участия во многих производственных процессах и поручить их выполнение автоматам.

При этом важно отметить, что большинство из этих достижений науки и техники получены в последние десятилетия, за срок, ничтожно малый по сравнению со всей предшествующей историей человечества. Еще в конце 19 в. - начале 20 в. проходили многие годы, прежде чем открытие ученого внедрялось в технику или промышленность. Основным способом совершенствования и создания новой техники был эволюционный путь поиска, накопления и развития практических навыков, который и привел к созданию большинства машин и инструментов, используемых и сегодня, особенно в быту и традиционных отраслях промышленности.

Значительный толчок развитию производительных сил был дан в 19 в. благодаря бурному развитию естествознания, которое сумело объединить в себе разрозненные знания об окружающем мире в виде единой стройной научной системы, позволяющей не только объяснить многие открытия, но и определять приоритетные направления научных исследований на далекую перспективу. Бее это создало предпосылки для быстрого развития естественных наук, открытия которых стали активно внедряться в технику и промышленность. На этом этапе НТП стал приобретать уже не эволюционный, а революционный характер. Количественное накопление как практических навыков в использовании и совершенствовании технических орудий, так и научных знаний об окружающем мире переросло в качественный скачок, позволивший обеспечить тесное, все ускоряющееся взаимодействие между наукой и техникой. Особенность этого этапа развития НТП состоит в том, что все значительные технические достижения стали опираться в первую очередь не на прямой практический опыт человечества, а на научные открытия, сделанные на основе этого опыта. Это, разумеется, не значит, что в прошлом наука не оказывала никакого влияния на прогресс техники. Открытия Б. Паскаля, А. Л. Лавуазье, М. В. Ломоносова, Дж. К. Максвелла, И. Ньютона и многих других ученых безусловно помогали изобретателям выбирать верные направления технического поиска. Однако, во-первых, ранее не было столь бурного прямого внедрения научных достижений в технику, и, во-вторых, взаимодействие между наукой и техникой было очень слабым. Ведь только при очень высоком уровне техники можно было создать такие передовые средства научного исследования, как электронные микроскопы, радиотелескопы, синхрофазотроны, ядерные реакторы, мощные быстродействующие ЭВМ и другие приборы. Научные исследования, производимые с их помощью, приводят к новым открытиям, которые внедряются в новые машины и приборы, и, таким образом, обеспечивают базу для новых открытий. Следовательно, возникает своеобразная обратная связь: новая техника способствует еще более глубокому проникновению науки в тайны природы, а это, в свою очередь, порождает новые, еще более глубокие технические идеи, методы и процессы. Конечно, это не означает, что в науке не осталось места для чисто теоретических исследований с помощью «бумаги и карандаша», однако практическое воплощение научных разработок в наши дни немыслимо без соответствующей технической экспериментальной базы. Таким образом, современное развитие человечества определяется все ускоряющимся взаимодействием науки и техники, создающим качественно новый этап в развитии производительных сил. Этот процесс получил название научно-технической революции в рамках научно-технического прогресса.

С точки зрения целого ряда ученых, в последнее время начался качественно новый этап НТП, который неминуемо приведет к новым глубоким революционным сдвигам в развитии производительных сил и в жизни общества. Эти изменения обусловливаются целым рядом проблем, в частности возможным в ближайшее столетие существенным истощением природных ресурсов Земли.

Уже сегодня на смену традиционным источникам энергии - углю, газу и нефти - пришли альтернативные: энергия атома, солнца и воды. Редкие и благородные металлы постепенно вытесняются специальными стекловолокнами, значительно превосходящими своих предшественников по целому ряду физических и химических свойств; чугун и высокие сорта стали, используемые в машиностроении, уступают свое место керамике и пластмассам; успехи в развитии медицины и биологии привели к возникновению целой новой отрасли науки, именуемой биоинженерией, она поможет людям избавиться от тяжелых недугов и болезней. Сочетание достижений в биологии, вычислительной технике и кибернетике привело к созданию современных сверхмощных компьютеров с элементами искусственного разума, способного не только заменить человека на производстве и в экстремальных условиях, но и помочь ему проникнуть в глубинные тайны природы. Большое влияние на современную науку и технику оказало изобретение лазера, находящего все более широкое применение в самых разнообразных отраслях человеческой деятельности. С его помощью открылись новые горизонты в технике связи, в медицине, в космических исследованиях, в быту. Еще трудно оценить влияние на развитие человечества новой отрасли знания - информатики, но несомненно то, что она способна оказать огромное воздействие на сложившиеся стереотипы научной и производственной деятельности.

Но научно-технический прогресс помимо всего того прогрессивного значения, которое он имеет для современной цивилизации, несет в себе и целый ряд проблем. Здесь можно назвать и использование достижений науки в средствах массового уничтожения людей, и участившиеся психологические стрессы, связанные с огромным информационным потоком, и экологические проблемы нашей планеты (см. «Зеленых» движение), и многое другое. Все это требует разумного использования крупных достижений науки и техники, что позволит сделать каждого человека поистине счастливым обитателем Вселенной.

Новые уловки телефонных мошенников, на которые может попасться каждый

Научно-технический прогресс

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС (НТП) - поступательное и взаимосвязанное развитие науки и техники, характерное для крупного машинного производства. Под воздействием роста и усложнения общественных потребностей научно-технический прогресс ускоряется, что позволяет поставить все более могущественные природные силы и ресурсы на службу человеку, превратить производство в технологический процесс целенаправленного применения данных естественных и других наук.

Непрерывность НТП зависит прежде всего от развития фундаментальных исследований, открывающих новые свойства и законы природы и общества, а также от прикладных исследований и опытно-конструкторских разработок, позволяющих воплотить научные идеи в новую технику и технологию. Научно-технический прогресс осуществляется в двух взаимообусловленных формах: 1) эволюционной, означающей сравнительно медленное и частичное совершенствование традиционных основ науки и техники; 2) революционной, протекающей в виде научно-технической революции, которая порождает принципиально новую технику и технологию, вызывает коренное преобразование производительных, сил общества. При капитализме научно-технический прогресс осуществляется в интересах буржуазии, используется ею для усиления эксплуатации пролетариата, в милитаристских и человеконенавистнических целях, вызывает массовую безработицу.

В условиях социализма научно-технический прогресс способствует динамичному развитию производительных сил и неуклонному повышению благосостояния народа. XXVII съезд КПСС поставил задачу всемерного ускорения НТП как решающего средства качественного преобразования производительных сил, перевода экономики на рельсы всесторонней интенсификации, решительного улучшения качества продукции. На период до 2000 г. намечены меры, позволяющие путем эффективного использования присущих социализму форм и методов осуществления НТП вывести народное хозяйство страны на передовые рубежи науки, техники и технологии. Осуществляется глубокая техническая реконструкция народного хозяйства на основе современных научно-технических достижений.

Ведущую роль в ускорении НТП играет машиностроение, обеспечивающее внедрение техники новых поколений, принципиально новых технологий. Более быстрое развитие получают отрасли, от которых зависит реализация крупных комплексных программ по стратегическим направлениям НТП и техническое обновление производства. Усиливается интеграция науки и производства, возникают новые эффективные формы их взаимодействия, улучшается организация и сокращаются сроки разработки и освоения в народном хозяйстве технических новинок, научных открытий и изобретений.
В результате ускорения научно-технического прогресса более полно реализуется историческое призвание социализма - поставить на службу коммунистическому строительству достижения передовой науки, самую совершенную и могучую технику, возрастающую силу творческого коллективного труда.

Задачи ускорения НТП осуществляются посредством единой технической политики, перестройки структурной политики и инвестиционной политики (см. также Научно-техническая революция).

Научно-технический прогресс - основа современной цивилизации. Ему всего около 300-350 лет. Именно тогда начала зарождаться индустриальная цивилизация. Научно-технический прогресс вещь двоякая: у него есть как положительные, так и отрицательные черты. Положительные - улучшение комфорта, отрицательные - экологические (комфорт ведет к экологическому кризису) и культурные (в связи с развитием средств общения нет необходимости непосредственного контакта).Научно-технический прогресс - это непрерывный процесс открытия новых знаний и применения их в общественном производстве, позволяющий по-новому соединять и комбинировать имеющиеся ресурсы в интересах увеличения выпуска высококачественных конечных продуктов при наименьших затратах.

Рисунок 1.1 - Научно-технический прогресс как фактор формирования МЭ

НТП выступает в двух основных формах:

А) эволюционной, предполагающей постепенное совершенствование техники и технологий. Экономический рост идет за счет количественных показателей;

Б) революционной, проявляющейся в качественном обновлении техники и резком скачке производительности труда.

Научно-технический прогресс приводит к значительной экономии ресурсов и снижает роль природных материалов в экономическом развитии, заменяя их синтетическим сырьем. Использование современной техники и технологий в комплексе привело к созданию гибких производственных систем, которые широко используются в производстве.

Научно-технический прогресс, признан во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития. Все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Американский экономист Джеймс Брайт, отметил НТП как единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшеств и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, объединяя таким образом весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.

В этих обстоятельствах инновация изначально нацелена на практический коммерческий результат. Сама идея, дающая толчок, имеет меркантильное содержание: это уже не результат “чистой науки”, полученный университетским ученым в свободном, ничем не ограниченном творческом поиске. В практической направленности инновационной идеи и состоит ее притягательная сила для компаний.

Ж.Б. Сей определил инновацию так же, как и предпринимательство - то есть как изменение отдачи ресурсов. Или, как сказал бы современный экономист в терминах спроса и предложения, - как изменения в ценности и удовлетворённости, получаемых потребителем из используемых им ресурсов.

Сегодня на первое место в мире вышли сугубо прагматические соображения. С одной стороны, как никогда обострились и приобрели глобальный характер такие проблемы, как быстрый рост народонаселения земного шара, сокращение прироста населения и его старение в промышленно-развитых регионах, истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды. С другой стороны, появились определенные предпосылки для решения многих глобальных проблем на основе достижений научно-технического прогресса, их ускоренного внедрения в экономику.

С понятием НТП тесно связано понятие научно-технического потенциала. С точки зрения развития мировой экономики представляется целесообразным рассматривать научно-технический потенциал в широком смысле этого понятия. Именно в этом смысле научно-технический потенциал государства (промышленности, отдельной отрасли) можно представить как совокупность научно-технических возможностей, характеризующих уровень развития данного государства как субъекта мирового хозяйства и зависящих от количества и качества ресурсов, определяющих эти возможности, а также от наличия фонда идей и разработок, подготовленных к практическому использованию (внедрению в производство). В процессе практического освоения нововведений происходит материализация научно-технического потенциала. Таким образом, научно-технический потенциал, с одной стороны, характеризует возможности государства применять объективные достижения научно-технического прогресса, а с другой - характеризует степень непосредственного участия в нём. Результатом участия любого научного исследования в создании общественно полезной потребительной стоимости является такая научная или техническая информация, которая, воплощаясь в различные технические, технологические или какие-либо другие новшества, превращается в один из необходимых факторов для развития производства. Однако, ошибочно рассматривать научно-техническое творчество и его связь с производством лишь как процесс поставки необходимой для производственной деятельности информации. Научные исследования, особенно в области естественных и технических наук, по своей природе и диалектическому предназначению все более превращаются в непосредственную составную часть процесса материального производства, а прикладные исследования и опытно-конструкторские разработки практически можно считать неотъемлемой составной частью этого процесса.

В процессе глобализации значение научно-технического прогресса становится определяющим. На его основе в мировой экономике произошла дифференциация стран на две группы. Первая группа представляет собой особый, высший, элитный слой мирового хозяйства. Это - своеобразная надстройка над остальной экономической системой. Ее роль определяется тем, что здесь сосредоточены 90% научно-технического потенциала планеты, сконцентрированы научно-производственная и интеллектуальная элита, новейшая техника и технологии.

Роль данной надстройки постоянно растет, и научно-технический прогресс превращается в интеграционный, связующий фактор развития мирового хозяйства. Он определяет функционирование различных элементов мирового хозяйства: торговли, миграции труда и капитала, международного разделения труда. Так, в высокоразвитые страны устремляются потоки наиболее квалифицированной рабочей силы. В США и Западную Европу происходит «утечка мозгов» из Африки, Азии, России. Научно-технический прогресс вызывает движение наиболее квалифицированной рабочей силы к центрам человеческой цивилизации. Она притягивается сосредоточением в высшем интеграционном научно-техническом слое новейшей техники и технологии, высокими затратами на науку, НИОКР, более высокой зарплатой и уровнем жизни.

Образование научно-технической надстройки, основанной на развитии научно-технического прогресса, приводит к тому, что он становится определяющим элементом мирового хозяйства и выступает как «локомотив» мировой экономики, ее основная движущая сила. За последние 50 лет МВП (мировой валовой продукт) вырос в 5,9 раза. Огромный вклад в данный процесс внесли именно развитые страны, обладающие наибольшим научно-техническим потенциалом. На долю этих государств приходится более 50% МВП. Они потребляют 70% минеральных ресурсов. Это происходит благодаря огромной производительности, энергоемкости новейшей техники, технологий, оборудования, сосредоточенных в данных странах.

Значительную роль в росте мирового валового продукта играют новые индустриальные страны: их определяющий вклад в МВП объясняется тем, что данные страны все больше специализируются в области новейших технологий, осваивают наукоемкие и технически сложные производства.

Научно-технический прогресс не только обеспечивает создание все увеличивающегося МВП, но и является определяющим фактором развития международного разделения труда. Производство новой техники, оборудования, новых материалов и готовых изделий сосредоточивается в различных регионах и странах, которые становятся «точками роста» МРТ.

Научно-технический прогресс - важнейший фактор формирования современной наукоемкой структуры. Под его влиянием идет процесс сокращения доли сельского хозяйства. Освобождающаяся в результате интенсивного роста НТП рабочая сила и другие ресурсы обусловили пропорциональное увеличение сферы услуг, включая торговлю, транспорт, связь.

Роль научно-технического прогресса проявляется в том, что в настоящее время на его основе происходит усиление глобализации и интернационализации. Ранее этот процесс сдерживался наличием СССР и иных социалистических стран. Это ставило серьезные и часто непреодолимые преграды развитию планетарного сотрудничества в области совершенствования современной науки и техники, решению стоящих перед человечеством острых задач и проблем.

качественный скачек в развитии науки и техники, обусловливающее формирование новой системы научного знания и изменение взаимоотношений человека с техникой, целью которого является более глубокое познание законов природы, использование знаний для создания и функционирования техники, технологии и повышения эффективности творческой деятельности людей, увеличения степени свободы человека. НТП возникает с появлением крупного машинного производства, когда два потока - научный и технический, которые эпизодически соприкасались друг с другом, сливаясь в единый научно-технический поток. Ключевые направления современного НТП: 1) превращение науки в непосредственную производительную силу; 2) автоматизация, роботизация и компьютеризация производства; 3) развитие наукоемких, ресурсо- и трудосберегающих технологий; 4) совершенствование технологии получения атомной энергии, поиск и использование новых источников энергии; 5) создание и применение эффективных конструкционных материалов. Современный НТП является важнейшим фактором перехода индустриального общества в его постиндустриальную или информационную фазу, глобализации производственной и других форм жизнедеятельности людей. Поэтому НТП является объектом внимания политических партий и государственной власти.

Отличное определение

Неполное определение ↓

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС

единое, взаимообусловленное, поступат. развитие науки и техники.

Истоки Н.-т. п. коренятся в мануфактурном произ-ве 16-18 вв., когда науч.-теоретич. и технич. деятельность начинают сближаться. До этого материальное произ-во медленно эволюционировало преим. за счет накопления эмпирич. опыта, тайн ремесла, собирания рецептов. Наряду с этим шел столь же медленный прогресс в науч.-теоретич. знаниях о природе, к-рые находились под влиянием теологии и схоластики и не оказывали постоянного и скольконибудь существ. влияния на произ-во. Науч. и технич. прогресс были двумя, хотя и опосредованными, но относительно самостоят. потоками человеч. деятельности.

В 16 в. нужды торговли, мореплавания, крупных мануфактур потребовали теоретич. и экспериментального решения целого ряда вполне определ. задач. Наука в это время под влиянием идей Возрождения постепенно порывает со схоластич. традицией и обращается к практике. Компас, порох и книгопечатание (особенно последнее) были тремя великими открытиями, положившими начало прочному союзу науч. и технич. деятельности. Попытки использовать водяные мельницы для нужд расширяющегося мануфактурного произва побуждали теоретически исследовать нек-рые механич. процессы. Создаются теории махового колеса и маховых движений, теория желоба, учения о напоре воды, о сопротивлении и трении. «... Мануфактурный период развивал первые научные и технические элементы крупной промышленности» (Марк с К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 23, с. 388). Г. Галилей, И. Ньютон, Э. Торричелли, а затем Д. Бернулли, Э. Мариотт, Ж. Л. Д Аламбер, Р. А. Реомюр, Г. Дэви, Л. Эйлер и мн. другие создали науке репутацию «служанки произ-ва».

Возникновение машинного произ-ва в кон. 18 в. было подготовлено результатами предшествующего науч.-технич. творчества большой армии математиков, механиков, физиков, изобретателей, умельцев. Паровая машина Дж. Уатта явилась «плодом науки», а не только конструкторскотехнич. деятельности. Машинное произ-во в свою очередь открыло новые, практически неограниченные возможности для технологич. применения науки. Его прогресс во все большей степени определяется прогрессом науки, и само оно, по выражению К. Маркса, впервые выступает как «предметно воплощающаяся наука» (там же, т. 46, ч. 2, с. 221). Все это означает переход к новому, второму этапу Н.-т. п., к-рый характеризуется тем, что наука и техника взаимно стимулируют развитие друг друга во все ускоряющихся темпах. Возникают спец. звенья науч.-исследоват. деятельности, призванные доводить теоретич. решении до технич. воплощения: прикладные исследования, опытно-конструкторские разработки, производств. исследования. Науч.-технич. деятельность становится одной из самых обширных сфер приложения человеч. труда.

Третий этап Н.-т. п. связан о совр. науч.-технич. революцией. Под ее воздействием расширяется фронт науч. дисциплин, ориентирующихся на развитие техники. В решении технич. задач участвуют биологи, физиологи, психологи, лингвисты, логики. На ускорение технич. прогресса прямо или косвенно влияют также мн. направления обществ. наук: экономика и организация произ-ва, науч. управление экономич. и социальными процессами, конкретные социальные исследования, производств. эстетика, психология и логика технич. творчества, прогнозирование. Все более явной становится лидирующая роль науки по отношению к технике. Целые отрасли произ-ва возникают вслед за новыми науч. направлениями и открытиями: радиоэлектроника, атомная энергетика, химия синтетич. материалов, произ-во ЭВМ и др. Наука становится силой, непрерывно революционизирующей технику. В свою очередь техника также постоянно стимулирует прогресс науки, выдвигая перед ней новые требования и задачи и обеспечивая ее все более точным и сложным экспериментальным оборудованием. Характерной чертой совр. Н.-т. п. является то, что он захватывает не только пром-сть, но и мн. др. стороны жизнедеятельности общества: с. х-во, транспорт, связь, медицину, образование, сферу быта. Яркое воплощение единство науч. и технич. деятельности находит в прорыве человечества в космос.

Неполное определение ↓

Современное состояние научно-технического прогресса определяется понятием научно-технической революции.

Научно-техническая революция-это скачок в развитии производительных сил общества, переход их в качественно-новое состояние на основе коренных сдвигов в системе научных знаний.

В НТР выделяют два этапа:

  1. 50-е - конец 70-х гг. ХХ в. Автоматизация производственных процессов;
  2. конец 70-х гг. - по настоящее время. Развитие микроэлектроники, внедрение компьютеров, технологическая революция.

Основные направления НТР:

  1. автоматизация и компьютеризация производства;
  2. внедрение новейших информационных технологий;
  3. разработка биотехнологий;
  4. создание новых конструкционных материалов;
  5. освоение новейших источников энергии;
  6. революционные изменения в средствах коммуникации и связи.

Социально-экономические последствия НТР:

  1. повышение требований к квалификации и образованию работников;
  2. возрастают капиталовложения в науку и наукоемкие отрасли производства;
  3. растет количество людей с высшим образованием;
  4. обостряются проблемы занятости населения;
  5. усиливается социальная направленность экономического роста.

Наука и общество

Наукой принято называть теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований.

Социальные функции науки:

  1. познавательно-объяснительная (заключается в том, чтобы объяснить: как устроен мир и каковы законы его развития);
  2. мировоззренческая (помогает человеку объяснить известные ему знания о мире и выстроить их в целостную систему);
  3. прогностическая (наука позволяет человеку изменять окружающий мир и прогнозировать последствия таких изменений).

Наука испытывает на себе определенное воздействие общества.

Потребность развития общества часто являются основным фактором, определяющим проблематику научных исследований.

Состояние научных исследований зависит от материально-технической базы общества, от тех средств, которые направляются на развитие науки.

Наука как часть культуры

Наука является многогранным общественным явлением. Это важнейшая составная часть духовной жизни общества. Наука - это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме (понятий, теории, законов) и основанные на результатах научных исследований.

Наука и общество по-разному соотносились в отдельные периоды исторического развития. В одни исторические эпохи наука не оказывала существенного влияния на жизнь общества, ею занимались отдельные исследователи-энтузиасты, затраты на поддержание научной деятельности были минимальными. На других этапах роль науки резко возрастает, как и средства, выделяемые обществом на её развитие. Представляя собой подсистему более сложной системы, называемой обществом, наука испытывает на себе определённое воздействие общества:

Потребности развития общества часто являются основным фактором, определяющим проблематику научных исследований (так называемый социальный заказ), который общество даёт учёным (например, найти способы лечения СПИДа, обнаружить новые альтернативные виды энергии, решить экологические проблемы и т.д.).

Состояние научных исследований зависит от материально-технической базы общества, от тех средств, которые выделяются на развитие науки. Так, сокращение финансирования фундаментальных наук в Российской Федерации может привести к кризису и в прикладных науках. Престиж науки, статус учёного в обществе также напрямую влияют на развитие науки. Низкая зарплата, социальная незащищённость учёных приводит к оттоку талантливой молодёжи из науки в другие сферы производства.

Наука не только система знаний, но и вид духовного производства. Под духовным производством обычно понимают производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. К результатам духовного производства можно отнести научные теории и идеи. Духовное производство направлено на совершенствование всех остальных сфер общественной жизни - экономической, политической, социальной. Создаваемые в рамках науки новые идеи и технологии позволяют обществу саморазвиваться.

Некоторые исследователи считают, что развитие науки происходит не путём плавного наращивания новых знаний на старые, а через периодические коренные изменения и смену ведущих представлений, т.е. через периодически происходящие научные революции.

Примером такой революции является научная революция XVII века. Её представителями были Г. Галилей, И. Кеплер, И. Ньютон, Р. Декарт, Ф. Бэкон, Дж. Локк и др. С этого времени научная мысль приобретает черты объективного экспериментально подтверждённого знания, а с другой - само машинное производство становится стимулом развития науки, одновременно создавая для неё необходимую материальную базу. Роль науки постоянно повышается.

Особенности современной науки заключаются в том, что функции науки в обществе усложнились. Культурно-мировоззренческая функция науки заключается в том, что современная наука стала определяющим фактором в решении вопросов первостепенной мировоззренческой значимости.

Наука стала непосредственной производительной силой общества. Она предопределила появление новых отраслей материального производства (химической, радиотехнической, электронной, атомной промышленности и т.д.). В то же время некоторые проблемы, возникающие в ходе развития техники, становятся предметом научного исследования и даже дают начало новым научным дисциплинам.

Наука становится катализатором процесса непрерывного совершенствования производства. Сегодня у науки всё более отчётливо обнаруживается ещё одна функция - она начинает выступать в качестве социальной силы, непосредственно включаясь в процессы социального развития и управления им. Огромную роль приобретают так называемые научные модели общественного развития, с помощью которого общество получает возможность, не прибегая к таким методам познания, как эксперимент, определять цели и направление своего развития.

Развитие современной науки определяется двумя процессами - дифференциацией и интеграцией наук. Возросший объём информации, углубление знаний привело к появлению отдельных наук в рамках традиционных наук. Эта дифференциация наук, например, привела к тому, что в рамках одной только математики сейчас развиваются десятки направлений, претендующих на звание отдельной науки (теория функций комплексного переменного, аналитическая геометрия, теория множеств, математическая логика, функциональный анализ, дискретная математика и т.д.).

Одновременно развивается интеграция наук. Для решения новых сложных задач необходимо строить систему знаний, привлекая её элементы из различных научных дисциплин.

Интеграция знаний способствует появлению новых наук, находящихся на стыке знаний (математическая лингвистика, математическая статистика, математическая физика и т.д.). Научная картина мира и ценностно-мировоззренческие формы знаний тесно связаны. Вопросы первостепенной мировоззренческой значимости, касающиеся структуры материи, строения Вселенной, возникновения и сущности жизни, происхождения человека решаются теперь не в сфере мифологического и религиозного сознания, а с помощью научного познания.

Выделяют два уровня научного познания.

Эмпирический уровень - это описание предметов и явлений, получение эмпирического факта. На теоретическом уровне происходит объяснение изучаемых явлений, а получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которой раскрывается сущность познаваемых объектов.

Основными методами научного познания являются метод наблюдения, метод эмпирического описания, метод эксперимента, метод гипотезы и формирование научной теории.

В условиях научно-технической революции роль науки резко возрастает. Наука становится постоянным источником новых идей, указывающих пути развития материального производства. Открытия в области атомной и молекулярной структуры вещества создали предпосылки для производства новых материалов; успехи химии позволили создать вещества с заданными свойствами; изучение электрических явлений в твёрдых телах и газах послужило основой возникновения электроники; исследование структуры атомного ядра открыло путь к использованию атомной энергии; благодаря развитию математики были созданы средства автоматизации производства и управления, развитие микроэлектроники привело к созданию компьютера.

В свою очередь компьютерная революция привела к резкому увеличению потока информации, что стало толчком к дальнейшему развитию науки.

Безграничные возможности современной науки сделали особо актуальными проблемы научной этики. С помощью науки можно благоустраивать пустыни, но можно и превращать в пустыню цветущие сады. Исследования в области атомной физики привели к созданию ядерного оружия, которое может привести к гибели человечества. Развитие генной инженерии вплотную подошло к возможности клонирования человека. Но к каким последствиям для человечества это может привести? Поэтому проблема свободы научного поиска и социальной ответственности учёного должна разрешаться с позиций общечеловеческих требований и запретов. Недаром многие страны мира наложили мораторий на исследование проблем клонирования человека. Наука должна подчиняться требованиям морали.

Последние материалы раздела:

Презентация на тему
Презентация на тему "квадратный корень из произведения" Разложение на простые множители

Ученики всегда спрашивают: «Почему нельзя пользоваться калькулятором на экзамене по математике? Как извлечь корень квадратный из числа без...

Буденный Семён Михайлович (), советский военачальник, маршал Советского Союза (1935 г
Буденный Семён Михайлович (), советский военачальник, маршал Советского Союза (1935 г

история создания песни "Марш Буденного", презентация,фонограмма и текст песни. Скачать:Предварительный просмотр:Конкурс «Военная песня» «Марш...

Бактерии- древние организмы
Бактерии- древние организмы

Археология и история – это две науки, тесно переплетенные между собой. Археологические исследования дают возможность узнать о прошлом планеты,...