Географические кружки в школе. Рабочая программа кружка "занимательная география"

Пояснительная записка

Настоящая программа кружка разработана в условиях реализации ФГОС нового поколения. В основу разработки программы положены следующие документы:

Концепция интеллектуально-познавательного воспитания российских школьников

Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования

Программа разработана с соответствии с новыми требованиями ФГОС основного общего образования второго поколения. Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание школьнтков. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:

патриотизма: через активное познание географии своей страны и других стран и народов;

трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об экологической культуре;

ценностного отношения к окружающей среде и социально-ответственному поведению в ней;

Актуальность программы определяется не только требованиями ФГОС ООО. В результате выполнения программы предусматривается повышение географических знаний, приобретение практических умений и навыков работы с картой, со справочной, научно- популярной литературой, Интернет- ресурсами. Программа предполагает повышение интереса учащихся к предмету. Участие в общешкольных мероприятиях, олимпиадах и в конкурсах различного уровня, конференциях. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Новизна данной программы в том, что программа является комплексной и вариативной, дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах деятельности, выбрать приоритетное направление и максимально реализовывать себя в реализации творческой проектной деятельности во внеурочное время.

Основные принципы реализации программы – доступность, добровольность, субъективность, деятельностный и личностный подходы, приемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Педагогические принципы

1. Любовь и уважение к ребенку как к активному субъекту воспитания и развития – главный принцип работы.

При организации учебно-воспитательного процесса учитываются:

Комплексное решение задач обучения и воспитания (учебная деятельность и личностное общение на занятиях раскрепощенное, уважительное; поощряется взаимная помощь; разрешается свободное перемещение в кабинете), потребность детей в общении реализуется во внеурочной деятельности, при выполнении коллективной работы и посещении различных мероприятий;

Потребности, интересы обучающихся;

Уровень развития коллектива;

Уровень развития и самооценка ребенка, его социальный статус.

К каждому ребенку применяется индивидуальный подход:

Осознание и признание права личности быть не похожей на других;

Предоставление права на свободу выбора (быть или не быть в творческом объединении);

Оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;

Учет индивидуально-психологических особенностей ребенка (тип нервной системы, темперамент, особенности восприятия и памяти, мышление, мотивы, статус в коллективе, активность).

Индивидуальный подход требует дифференцированного обучения. На занятиях предлагаются работы различной степени сложности. Кульминацией деятельности является разработка творческих проектов направленное на развитие и поддержку детских инициатив, приобретение опыта взаимодействия с взрослыми и детьми.

Личностный подход требует от педагога создания на занятиях условий, при которых ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание наставника лично к нему.

2. Создание ситуации успеха для каждого ребенка – один из значимых принципов, обеспечивающих условия, способствующие самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценке личности.

В рамках данной программы реализуются следующие педагогические идеи:

Формирование индивидуальных образовательных запросов участников кружка;

Развитие интереса к изучению географии, умения работать с различными источниками информации;

Расширение кругозора учащихся в области географии;

Воспитание чувства коллективизма и ответственности через игру и соревнование;

Подготовка учащихся к самообразованию в области географии и смежных наук;

Формирование у учащихся представления о «замечательных» объектах своей страны и мира.

Цель программы - Воспитание творческой личности, способной к успешной самореализации в современном мире, через целенаправленное приобщение к географической культуре.

Задачи

Обучающие:

Расширить знания учащихся о странах;

Обогатить представление учащихся о жизни в разных странах;

Включить учащихся в поисково-исследовательскую деятельность;

Формирование умения школьников работы с источниками географической информации.

Развивающие:

Способствовать развитию у учащихся навыков организации самостоятельных путешествий;

Развивать познавательные возможности учащихся;

Развивать познавательные умения работы с информацией (сбор, хранение и использование),навыки систематизации информации;

Развивать логическое и образное мышление .

Воспитательные:

Воспитывать инициативу, самостоятельность и активность;

Воспитывать чувство ответственности перед коллективом;

Воспитывать этику взаимоотношений, культуру общения.

Мотивационные:

Создание условий для освоения учащимися навыков самостоятельной творческой деятельности при выполнении заданий повышенного уровня сложности.

Социально-педагогические:

Формировать социокультурную компетентность, умение общаться и совместно решать творческие задачи.

Отличительные особенности программы кружка состоит в том, что он завершится вполне реальным, осязаемым практическим результатом – проектом по разработке маршрута путешествия в мир географии. Критериями оценивания будет являться экономическая привлекательность маршрута. В ходе занятий кружка учащиеся, работая самостоятельно, приобретают опыт познавательной и учебной деятельности. Внеурочная деятельность позволяет осуществить индивидуальный подход, позволяет обучающимся раскрыть свои творческие способности и интересы.

У учащихся появляется возможность использовать полученные знания по географии вне школы, выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме.

Возраст детей: программа предусмотрена для детей 12-15 лет учащиеся 6-9 классов.

Сроки реализации программы: 1 год.

Формы и методы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, беседы, конкурсы, викторины, игры, практические и теоретические занятия.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой – организация работы в группах.
индивидуальный – индивидуальное выполнение.

Количество учебных часов в неделю: занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут, что составляет 68 часов в год.

Количество обучающихся в группе : наполняемость группы 8 человек, с учетом индивидуального подхода.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности . В процессе учащиеся должны:

Знать:

  1. Вклад Великих учёных в развитие науки;
  2. Основные особенности формы, размеров, характера вращений Земли и их географических последствий;
  3. Природные рекорды на материках и океанах;
  4. Особенности стран мира и народонаселения;
  5. Приёмы работы с источниками географической информации;
  6. Географическая терминология.

Уметь:

  1. Проводить измерения, с использованием различных приёмов и приборов;
  2. Проводить исследование на основе накопленных фактов;
  3. Читать и анализировать различные источники географической информации, в том числе географическую карту – как величайшее творение человечества;
  4. Решать географические задачи.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. Ориентирования в потоке географической информации;
  2. Умения решать географические задачи
  3. Повышения собственной географической культуры.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

- защита презентаций,проектов; участие в общешкольных мероприятиях, олимпиадах и в конкурсах различного уровня, конференциях.

Учебно - тематический план

№п/п

Наименование тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Введение

Уникальность планеты Земля.

Путешествие по странам мира.

Итого

Календарно- тематический план работы по программе «Занимательная география» на 2016-2017 учебный год,68 часов

занятия

Наименование разделов и тем

Количество

часов

Планируемые сроки

Фактические сроки

Вводное занятие.

Раздел 1.Уникальность планеты Земля.(42 ч)

Земля – планета Солнечной системы

Земная кора. Минералогия

Свойства минералов.

9-10

«Своя игра»

11-12

В мире падающей воды.

Водопады Анхель и

Йосемитский.

13-14

Самые широкие водопады мира. Ниагарский водопад.

15-16

Водопады Игуасу и Гуагира.

Водопад Виктория.

другие водопады мира

17-18

Водопады России.

Водопад Кивач.

19-21

Сказочные падуны Сибири и Дальнего Востока.

Культ праздников водопадов.

22-23

Эти удивительные

озёра . Самые большие озёра мира.

24-25

Озёра с уникальной солёностью.

Самые диковинные озёра

26-27

В мире падающей воды.

28-29

Грозное дыхание

Земли. Вулканы.

31-32

Предвестники подземных бурь.

33-34

Тепло подземных вод и природных фонтанов Горячие источники Памуккале. Гейзеры Исландии.

35-36

Гейзеры Северной Америки.

Новозеландское чудо.

Долина гейзеров на Камчатке.

37-38

Каньоны мира. Большой каньон.

39-41

В мире песка и камня. Известные пустыни мира. Сахара. Намиб. Гоби.

42-43

Этот удивительный ледяной мир . Ледники Гренландии, Антарктиды. Айсберги.

Раздел 2 Диковинки растительного и животного мира.(4ч)

44-45

Диковинки растительного мира

46-47

Диковинки животного мира

Раздел 3 Путешествие по странам мира.(21ч)

49-51

Имена на карте мира

52-53

Путешествия по странам Евразии.

54-56

Путешествия по странам Африки.

57-59

Путешествия по странам Северной Америки.

60-62

Путешествия по странам Южной Америки.

63-65

Путешествия по странам Австралии и океании.

66-67

Необычайные памятники мира

Итоговое занятие

Введение.

Вводное занятие. План работы кружка.

Уникальность планеты Земля.

Удивительное разнообразие природы Земли. Уникальность объектов солнечной системы.

Природа самых удивительных водопадов мира: Анхель, Ниагарский водопад, Кивач, Игуасу.

Эти удивительные озера: Байкал, Балхаш, Титикака, Чад. Вулканы Земли: Гекла, Фудзияма, Ключевская сопка.

Диковинки растительного и животного мира.

Растения, которые растут на определенных территориях земного шара. Необыкновенная фауна южных и северных материков.

Путешествие по странам мира.

Занимательный материал по материкам (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида и Австралия). Рекорды каждого материка в рубрике «самый, самое, самая». Составления визитных карточек материков. Разнообразие стран мира. Различия по территории, географическому положению, населению, природе и хозяйственной деятельности. История формирования политической карты мира. Изменения на карте мира.

Методическое обеспечение программы

№ п/п

Раздел программы

Форма организации и форма проведения занятий

Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактический материал, техническое оснащение занятия

Вид и форма контроля, форма предъявления результата

Графа учета

Уникальность планеты Земли.

демонстрация

презентаций,сообщений,

игра с использованием ИКТ.

Индивидуальные; групповая.

Объяснительно-иллюстративные; репроруктивные

Географические атласы,

контурные карты,

настенные карты,

проектор,

компьютер,

справочники интернет.

Вводный

Рубежный

Защита проектов.

Диковинки растительного и животного мира.

демонстрация

презентаций, сообщений,

видеофрагментов; работа с дополнительной литературой, с картой; Выработка умения использования знаний в практической деятельности;

Индивидуальные; групповые

Объяснительно-иллюстративные; репроруктивные;

частично-поисковый.

Справочники, проектор, интернет ресурсы.

Вводный

Рубежный

Выставка поделок фотографий необыкновенных растений и животных.

Путешествие

по странам мира

демонстрация

презентаций, сообщений,

видеофрагментов; работа с дополнительной литературой, с картой; Выработка умения использования знаний в практической деятельности

Индивидуальные; групповые; коллективные

Объяснительно-иллюстративные;

Частично-поисковый

Географические атласы,

контурные карты,

настенные карты,

проектор,

компьютер,

справочники интернет.

Вводный

Рубежный

Защита проекта. Разработка презентации.

Список литературы

Для учащихся:

1. Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПКи ПРО, 1997.

2. ПивовароваН.Н. За страницами учебника географии – М: Просвещение, 1997.

3. Запартович Б.Б. С любовью к природе. – Москва: Педагогика, 1976.

4. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир. География» - М: ООО «Издательство АСТ»2002

5. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир Животные.» - М: ООО «Издательство АСТ»2014 г

6.А.Муранов «Голубые очи планеты» Издательство «Детская литература» 1977г

7. Безруков А.М., Пивоварова Г.П. Занимательная география для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ – Пресс, 2013г.

8.Вагнер Б.Б. Сто великих чудес природы. – М.: Вече, 2002.

9. Земля: Универсальная энциклопедия для юношества. – М.: Педагогика – Пресс, 2001.

10. Самые красивые города Европы: Открытия. Путешествия. Отдых. История. Современность.- М.: БММ АО, 2012 г.

11. Поспелов Е.М. Школьный словарь географических названий.- М.: Профиздат, 2000.

Для учителя:

1. Н. М. Клюшникова «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград,2000

2. Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин.М.:ООО «Издательство Астрель».2002-302 с.:ил/

3. Предметная неделя географии в школе Серия: Библиотека учителя

4. География:\"Раннее развитие детей\" - География детям
Сайт:http://www.danilova.ru

6. География:Энциклопедическая библиотека.
Сайт:http://megacollection.ru

Образовательные диски

1.http://mega.km.ru/ (Библиотека Кирилла и Мефодия).

2.http://www.worlds.ru (Каталог стран мира – информация по разделам: история, география, население, столица, религия, культура).

3 . http://www.kulichki.com/travel (Виртуальные путешествия. Рассказы о достопримечательностях, истории и современном развитии стран, городов, регионов.

4. http://www.geo2000.nm.ru/index 1.htm .

5.www.ch0103.emsd.iks.ru/valleyinfo.html (Долина гейзеров. Общие сведения).

Сайты:

Всемирный фонд дикой природы в России – www.wwf.ru

Природа России priroda.ru

Детский Интернет-проект «Сохраним природу» www. ecocoop.ru

--«Малые острова России". Путеводитель по достопримечательностям России

www. isles.ru

Все о геологии. www.geo.web.ru

Каталог минералов www. catalogmineralov,ru

Цифровые образовательные ресурсы:

библиотека электронных наглядных пособий;

школьная геоинформационная система;

цифровые карты и космические снимки.


Программа поможет учителю интересно организовать внеклассную работу по географии. Так как программой предусмотрено вовлечение в работу кружка учащихся разных возрастов с 5 по 11 классы, она может быть с успехом реализована, прежде всего, в сельской малокомплектной школе. Важно также. что работая в таком неоднородном коллективе, учащиеся приобретают коммуникативные черты характера общения в разновозрастном сообществе. Широкое использование ИКТ позволяет приобщать школьников к современному информационному пространству. Выполнение индивидуальных и групповых проектных работ активизирует познавательные интересы обучающихся к учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Жарынская средняя (полная) общеобразовательная школа

«Клуб путешественников «Путешествуем по Белу свету …»

Составил: учитель географии В.Ф.Симаков,

д. Красная Горка

2013/2014 учебный год

Путешествия помогают понять красоту пространства

и бесценность времени.

  1. Пояснительная записка

Курс предназначен для более углубленного изучения школьного курса географии. Он максимально учитывает пожелания и интересы обучающихся, которые были выявлены учителем в процессе бесед и анкетирования учащихся школы, изучающих географию. Содержание курса предназначено для расширения и углубление знаний учащихся по физической географии материков, океанов, даются дополнительные знания страноведческого характера, что усиливает его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.
Новизна программы заключается в том, что достаточно сложные и глубокие вопросы о природе Земли изучаются в занимательной и доступной форме для учащихся. Ролевые игры, кинопутешествия, презентации позволяют поддерживать и развивать познавательный интерес учащихся. Построение занятий в такой форме позволяют также поддерживать интерес к учению и познанию нового, неизвестного, побуждают школьников к активной самостоятельной учебной деятельности.

Актуальность реализуемой программы заключается в том, что в этом возрасте у школьников возникают множество вопросов, и темы, рассматриваемые в рамках реализации программы кружка, позволят ребятам не только получить ответы, но и самим познавать окружающий нас мир путём наблюдений и экспериментов. Большое внимание в программе уделяется вопросам бережного отношения к природе.

Возрастная рамка участников кружка практически не ограничена. Это создает определенные трудности для руководителя, и в то же время способствует активному формированию коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся.
Педагогическая целесообразность реализации программы кружка «Клуб путешественников «Путешествуем по Белу свету …» заключается не только в том, что это позволит полезно занять свободное время учащихся, но и пробудить интерес к активному познанию окружающего мира, его экологическим и социальным проблемам. В реализации программы особое место занимает работа учащихся над творческими исследовательскими проектами. Следует отметить, что участие школьников в работе кружка строится строго на добровольных началах. Возраст членов кружка: учащиеся, изучающие географию 5-11 классы.
Целями реализации программы являются:

Формирование устойчивого интереса школьников к изучению географии и других естественных наук;

Получение учащимися сверхпрограммных теоретических и практических географических знаний и умений;

Более глубокое изучение отдельных вопросов физической и экономической географии своей Родины, показ ее уникальности и значимости в мировом сообществе;

Ознакомление учащихся с уникальными природными территориями земного шара, являющимися достоянием всего человечества;

Знакомство с народами и странами мира;

Умение работать с различными источниками информации, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов .

Образовательные и воспитательные задачи географического кружка определяются общими целями и задачами обучения по предмету.

Важнейшими задачами являются:

Способствовать формированию у учащихся коммуникативных черт личности: взаимопомощь, дружба, умение работать в группах и коллективе;
- побуждать и поддерживать стремление школьников к обогащению новыми знаниями, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни природы и общества;

Обеспечить через использование в работе кружка средств и приемов занимательности, игровых моментов развитие познавательного интереса к географической науке;

Создавать условия для развития творческих способностей учащихся, реализации их индивидуальных возможностей и потребностей в учебной деятельности.

Данная программа предусматривает получение следующих учебных и воспитательных результатов в ходе изучения курса:

Повышение качества географических знаний и умений школьников;

Повышение успеваемости по предмету;

Повышение интереса к занятиям в классе и во внеклассное время, чтение дополнительной литературы, активное участие в общественно полезной работе;

Активизация самостоятельности и творческих способностей учащихся в выполнении практических индивидуальных и групповых заданий и проектов;

Рост самостоятельности школьников во время урочной и домашней работы;
- повышение качества знаний по другим предметам;
- приобретение умений работы с различными источниками информации;

Повышение интереса и приобретение практических навыков работы с интернет ресурсами;
- повышение общего уровня культуры школьников;

- рост дисциплинированности, повышение ответственности за себя и товарища, гордость за дела коллектива, школы.

В течение учебного года члены кружка выполняют индивидуальную проектную работу.

Темы индивидуальных и групповых проектных работ

  1. Русские путешественники, прославившие Россию.
  2. Современные российские географические средства массовой информации.
  3. Мое путешествие по великой реке мира (по выбору учащегося).
  4. Составление и обзор географической карты «Природные уникумы моей Родины».
  5. Я – туристический гид по родной Смоленщине.
  6. Страна, в которой я мечтаю побывать.
  7. Мировые экологические проблемы человечества.
  8. Этот континент меня удивил.
  9. Эти уникальные животные требуют защиты человека.
  10. Африка (любой другой материк по выбору учащегося) на страницах журнала «Вокруг света».
  11. Моя переписка со сверстником (из страны по выбору учащегося).
  12. Мои кроссворды и викторины по географии.
  13. В этих местах я был(а).
  14. «Семь чудес света» моей Родины.
  15. Моя презентация (тема определяется учащимся).

Формы проведения занятий кружка

В течение года занятия кружка проводятся в различных формах: беседы за круглым столом, видео путешествия, презентации, деловые игры, конференции, практикумы.

Кружок рассчитан на 35 занятий, проводится 1 занятие в неделю.

  1. Содержание программы
  1. Введение (1 час)

Организационные вопросы. Знакомство с планом работы кружка. (1 час).

Тема 1. Путешествуем по природным зонам мира (2 часа)

Видео путешествие: Природные зоны мира.

Тема 2. Отправляемся в плавание по Мировому океану (5 часа)

География Атлантического, Тихого, Индийского, Северного Ледовитого океана.

Видео путешествия: Путешествие в глубины Тихого океана (2 занятия), Тайны островов Тихого океана, Индийский океан.

Тема 3. Знакомимся с великими реками мира (6 часа)

Видео путешествия: Амазонка – великая река мира (2 занятия), Путешествие по Меконгу, Окаванго – загадочная река Африки, Колорадо – река застывшего камня.

Тема 4. Путешествуем по странам и материкам (9 часов)

Формирование современного облика суши. Материки и страны. Народы мира. Политическая карта мира. Современные международные отношения.

Видео путешествия: Величайшие вулканы и горы мира, Тектоника мировых плит,

Континентальная Азия, Путешествие в Центральную Америку, Ступени цивилизации: Великая Индия, Современный Китай, Жемчужины Австралии, Самые опасные животные африканского континента.

Тема 5. Туристические маршруты по России (10 часов)

Знакомимся с природными красотами России (видео путешествия): Карелия – край озер, Великий Кавказ, Седой Урал, Уникальный Байкал, Богатство Сибири, Удивительное Приморье, Неспокойная Камчатка, Старинные русские города Центральной России. В гостях у русского народного хора имени Пятницкого.

Конференция. Защита членами кружка проектных работ и подведение итогов.

  1. Тематическое планирование

Тема занятия

Форма занятия

Дата

Введение – 1 час.

Организационное занятие. Мир моих увлечений. Знакомство с планом работы кружка

Круглый стол

Сентябрь/ 1

Тема 1. Путешествуем по природным зонам мира – 2 часа

Природная зона как территориально природный комплекс и равновесная экологическая система. Структура природной зоны. Общие закономерности природных зон мира и их территориальные особенности.

Сентябрь/ 2

Природные зоны мира.

Видео путешествие.

Сентябрь/ 3

Тема 2. Отправляемся в плавание по Мировому океану – 5 часов

Мировой океан как своеобразный гигантский ТПК Земного шара. Роль и влияние Мирового океана жизненные процессы Земли. Человечество и океан. Тайны глубин Мирового океана. Богатства Мирового океана.

Занятие-викторина знатоков океанологов.

Сентябрь/ 4

5-6.

Путешествие в глубины Тихого океана

Видео путешествие.

Октябрь/ 1-2

Тайны островов Тихого океана, Индийский океан.

Видео путешествие.

Октябрь/ 3

Индийский океан.

Видео путешествие.

Октябрь/4

Тема 3. Знакомимся с великими реками мира – 6 часов

Река – важнейший компонент любой экосистемы. Жизнь реки. Значение рек в природе и для человека. Великие реки мира.

Занятие-презентация учащихся.

Ноябрь/ 2

10-11.

Амазонка – великая река мира

Видео путешествие.

Ноябрь/ 3-4

Путешествие по Меконгу

Видео путешествие.

Декабрь/1

13 .

Окаванго – загадочная река Африки

Видео путешествие.

Декабрь/2

Колорадо – река застывшего камня

Видео путешествие.

Декабрь/3

Тема 4. Путешествуем по странам и материкам – 9 часов

Формирование современного облика суши. Материки и страны. Народы мира.

Занятие-практикум (работа с картой, к/к)

Декабрь/4

Величайшие вулканы и горы мира

Видео путешествие

Январь/3

Путешествие в Центральную Америку

Видео путешествие

Январь/4

Ступени цивилизации: Великая Индия

Видео путешествие

Февраль/1

Современный Китай

Занятие-деловая игра, презентация

Февраль/2

Жемчужины Австралии

Видео путешествие

Февраль/3

Самые опасные животные африканского континента.

Видео путешествие

Февраль/4

Политическая карта мира. Современные международные отношения.

Занятие-политическая информация «Сообщают наши корреспонденты …» Деловая игра

Март/1

Как я знаю и умею работать с географической картой

Занятие-практикум.

Март/2

Тема 5. Туристические маршруты по России – 9 часов

Россия – уникальная страна мира. Наша Родина на карте мира. Особенности природы России.

Занятие-практикум

Март/ 3

Знакомимся с природными красотами России: Карелия – край озер.

Презентация, сообщения членов кружка

Март/ 4

Знакомимся с природными красотами России: Великий Кавказ

Презентация.

Март/ 1

Знакомимся с природными красотами России: Седой Урал. Уральские самоцветы.

Видео путешествие,

презентация

Март/ 2

Знакомимся с природными красотами России: Уникальный Байкал

Видео путешествие

Март/ 3

Знакомимся с природными красотами России: Богатство Сибири

Видео путешествие,

презентация

Март/ 4

Знакомимся с природными красотами России: Удивительное Приморье

Видео путешествие

Апрель/ 1

Знакомимся с природными красотами России: Неспокойная Камчатка.

Видео путешествие

Апрель/ 2

Старинные русские города Центральной России. Смоленск .

Видео путешествие,

презентация

Апрель/ 3

В гостях у русского народного хора имени Пятницкого.

Видео концерт

Апрель/4

Как я знаю свою Родину

Практикум, викторина

Май/1

Заключительные занятия – 2 часа

34-35.

Защита членами кружка проектных работ. Подведение итогов. Награждение лучших кружковцев.

Конференция

Май/ 2-3

Итого – 35 занятий

  1. Методическое обеспечение работы кружка

Оборудование:

1. Географические карты, глобусы, контурные карты.

2. Видеоматериалы:

3. Презентации:

4. Компьютерные фото-альбомы:

5. Ноотбук, мультивидеопроектор, экран.

6. Телевизор

- Литература для учителя:

1. Николина В.В. , Липкина Е.К. География. Проекты и творческие работы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, Москва, «Просвещение», 2012.

2.Раковская Э.М. География: природа России. Методическое пособие для учителя. М.: 1999.

3.Николина В.В., Алексеев А.И. Методическое пособие по географии населения и хозяйства России. М.: Просвещение, 1997.

4. Якубович В.И. и Смирнова Г.А. Записки географического клуба М.: Просвещение, 2005.

5.Интернет ресурсы.

Литература для учащихся:

1.Владимиров А.В. Рассказы об атмосфере. М.: Просвещение, 1974

2.Романиченко П.Д. Викторины по географии. Минск.: Народная асвета, 1981.

3.Тарасов А.К. Веселый урок. География. Смоленск.: Русич, 1999.

4.Магидович И.П., Покопцев Ю.М. Отечественные и зарубежные путешественники и исследователи. М.: Просвещение, 1980.

5.По родной стране. Книга для чтения для учащихся 8 класса. Составитель

А.А.Шибанова, М.: Просвещение, 1986.

6.По материкам и странам. Составители: Н.П. Смирнова, А.А. Шибанова, М.: Просвещение, 1981.

Поиск материалов:

Количество Ваших материалов: 0.

Добавьте 1 материал

Свидетельство
о создании электронного портфолио

Добавьте 5 материала

Секретный
подарок

Добавьте 10 материалов

Грамота за
информатизацию образования

Добавьте 12 материалов

Рецензия
на любой материал бесплатно

Добавьте 15 материалов

Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций

Добавьте 17 материалов

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»

УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «СОШ № 9»
_______________ / Гафурова Л.Н./
приказ №64/7 от 30 августа 2017 г.

Рабочая программа
учебного предмета «География»
объединения дополнительного образования
«В мире географии»
для учащихся 9­А класса
на 2017­2018 учебный год
Составитель:
Поликарпова Е.Е., учитель географии
высшей квалификационной категории.

г. Воскресенск
2017 год
2

Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа дополнительного образования «В мире географии» для 9
класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного
общего образования на базовом уровне, при разработке была использована авторская рабочая
программа С.В. Рогачева (Программы элективных курсов. География. 9 класс. Профильное
обучение / авт.­сост. С.Е. Дюкова. – М.: Дрофа, 2007).
Данная программа предназначена для углубления знаний учащихся 9 класса по географии и
повышения интереса к предмету. Она систематизирует и обобщает знания учащихся. Кружок
«В мире географии» помогает развивать у учащихся умственные способности, расширять и
углублять знания в области географии, формировать коммуникативную культуру. Материал
программы опирается на знания учащихся по географии, истории, литературе. Содержание
курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими
(топографической и географической картами, глобусом), профилями, диаграммами,
рисунками, схемами и др.
Результатом деятельности объединения дополнительного
образования является участие в различных олимпиадах, конкурсах по предмету.
Цели программы: повышение интереса к естественным наукам на основе расширения
географического кругозора учащихся, углубление содержания основного курса и его
практической направленности, формирование у подростков «образа отдельных территорий
России», развитие познавательной активности; формирование положительной мотивации к
изучению географии, геоэкологии, воспитание бережного отношения и любви к окружающему
миру и Родине.
Основные задачи программы:
Образовательные:
развитие у учащихся научных взглядов на взаимосвязь природы и общества, на
пространственные особенности этой взаимосвязи;
закрепление картографических представлений о размещении основных географических
объектов на территории России;
углублённое изучение самой большой страны материка Евразия – России, своей
Родины;
совершенствование языка географической науки у учащихся.
Развивающие:











развитие ассоциативного мышления путем формирования географического образа
мира, его крупных частей, своей страны и «малой родины»;
развитие пространственного представления, использовать географические знания на
практике, в повседневной жизни;
развитие мотивации к самосовершенствованию, учебной деятельности.
Воспитательные:
воспитание гражданственности и патриотизма с широким взглядом на мир, любви к
природе;
овладение географической культурой, воспитание толерантности;
воспитание у детей бережного отношения к природе и историческому наследию
родного края.
включение учащихся в значимую общественно­полезную деятельность.
При изучении курса в каждой местности России выявляются ее главные, наиболее яркие –
специфические, портретные отличительные черты.

В ходе реализации программы учащиеся
Должны знать/понимать:
Планируемые результаты
 основные понятия курса;
 основные методики проведения наблюдений;
 основные географические понятия и термины;
 различия плана, глобуса и географических карт;
 результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
 географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их
изменения в результате деятельности человека;
 географическую зональность и поясность;
 различия в хозяйственном освоении разных территорий; связь между географическим
положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов;
 специфику географического положения и административно­территориального
устройства РФ, особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства,
природно­хозяйственных зон и районов;
 природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на
локальном, региональном и глобальных уровнях; меры по сохранению природы и
защиты людей от стихийных природных и техногенных явлений;
 воздействие человека на состояние природы и следствия взаимодействия природы и
человека.
Должны уметь:
 проводить самостоятельный поиск информации;
 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни;
 называть и показывать основные географические объекты (по темам разделов);
 выделять и описывать по типовым планам существенные признаки географических
объектов;
 находить в разных источниках географическую информацию;
 составлять краткую характеристику разных территорий;
 приводить примеры, используя основные источники географической информации;
 определять расстояния и направления на местности и по плану;
 находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения
географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности
природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических
проблем.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для
 ориентирования на местности;
 чтения планов местности и географических карт;
 проведения наблюдений за процессами и явлениями, их изменениями в результате
природных и антропогенных воздействий;
 решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее
использованию;
 проведения самостоятельного поиска географической информации из разных
источников: картографических, геоинформационных и др.;
 повышения собственной географической культуры.
4

Методы организации и осуществления учебно­познавательной деятельности:
словесные (рассказ, диалог), наглядные (иллюстрационные и демонстрационные с
привлечением ИКТ, различных источников географической информации), практические
(разбор учебных и олимпиадных заданий), проблемно­поисковые и исследовательские под
руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
Формы занятий:
практикум,
интеллектуальная игра, викторина, решение географических задач, конкурсы.
эвристическая беседа,
лекция,
Учебно­тематический план
Название раздела
Введение.
Региональные характеристики.
Обобщение знаний и умений, самоанализ.

1
2
Всего

1.1. Образ территории
Основное содержание программы
Введение (2 ч)
исследование,
Часы
2
29
3
34
Представление об образе территории, из каких компонентов он складывается и с помощью
каких средств может быть выражен. Модель традиционной научно­справочной
характеристики местности: инвентаризация. Модель научно­аналитической характеристики
местности:
Модель научно­синтетической
характеристики местности: типологические портреты. Модель художественного восприятия
местности: пейзаж в литературе, изобразительном искусстве и музыке.
структурно­функциональные схемы.
Соотношение и взаимодействие научного (типология) и художественного (литературная
или живописная типизация) методов в конструировании образа территории. Соотношение
экономико­географического понятия «специализация территории» и общекультурного
понятия «образ территории». Метод сравнения. Метод типологии.
Образчики ярких и емких характеристик городов и районов в трудах крупных
отечественных и зарубежных географов. Географические метафоры. Проблема выделения
главного в характеристике территории. Проблема соотношения «взгляда изнутри» и «взгляда
со стороны». Примеры «географичных» пейзажей в изобразительном искусстве и литературе.
Типические черты людей (облик, поведение, способности), населяющих ту или иную
местность, в произведениях искусства (портрет, коллективный портрет, психологизм,
социологизм). Образы стран, районов, городов в музыкальной культуре.
Местные мифы (древние и современные) и отражение сути территорий в фольклоре.
«Знаковые» события как проявление сути местности в критические моменты развития.
Выражение местных черт в анекдотах и устойчивых стереотипах. Голос местности -
топонимика. Особенности поведения и творчества знаменитых уроженцев как проявление
местного характера. Народные художественные промыслы как компонент образа местности.
Эмблемы и гербы как визитные карточки местностей, концентраторы наиболее важных
отличительных черт городов, сел, районов. Географическая и регионоведческая
составляющая геральдики. Язык геральдики. Принципы отбора содержания при
конструировании герба. Механизм герботворчества.
Экспрессия (выразительность) географического образа.
1.2. Образная карта
Пространственное упорядочение местных образов, их географический синтез и анализ
(препарирование) для нового, более высокого синтеза. Новые качества, которые начинают
проявлять образы местности, в единой территориальной системе. Образная карта как
5

пространственная картина, средство познавательного, эстетического и эмоционального
освоения территории. Зонирование и районирование образов. Установление пространственных
взаимосвязей между образами: причинно­следственных, функциональных, корреляционных.
Географическая режиссура образов на карте.
Соотношение карт традиционных и карты образной. Соотношение между геральдическими
фигурами и картографическими условными знаками. Масштаб образной карты. Технические
приемы работы с образной картой. Опыт самостоятельного составления образной карты.
Компьютерное моделирование образной карты как многомерного пространства. Проблема
сбора информации для составления образной карты.
2. Региональные характеристики (29 ч)
2.1. Западные рубежи (5 ч)
2.1.1. Верхнеее Поднепровье и Подесенье
Смоленская и Брянская области
Каспийско­Балтийско­Черноморский водораздел.
Межбассейновое положение.
Пограничность, промежуточность положения. Этнографическое порубежье. «Порубежный»
менталитет. Прибежище религиозных меньшинств: старообрядцы, евреи­хасиды, баптисты.
Западные влияния в культуре и образе мыслей.
Фронтовое положение в годы повторяющихся межцивилизационных конфликтов. Военные
потери и героика. Партизанская слава.
Лесной ландшафт. Размещение лесных массивов, видовой состав. Особое значение леса на
пороге безлесья. Ограниченный агропотенциал. Диверсификация сельского производства и
деятельности сельских жителей.
Купеческие основания современной промышленности: Демидов, Мальцовы, Тенишев,
Хлудов, купцы­старообрядцы. «Прифронтовой» фактор размещения некоторых заводов.
Региональный менталитет. Нонконформизм. Самостоятельность мышления.
Брянско­Смоленская порубежная Россия в искусстве и литературе: М. Глинка, М.
Блантер, А.К. Толстой, Ф. Тютчев, А. Твардовский, М. Исаковский, К. Паустовский, М.
Пришвин, М. Булгаков, Д. Андреев, Н. Рыленков, Б. Васильев, художники А. и. С. Ткачевы.
Чудско­Ильменский край
Псковская и Новгородская области
2.1.2. Русская Прибалтика
Ленинградская область и Санкт­Петербург
Ощущение Балтики и Скандинавии. Финский экономический палимпсест.
Сухопутные связи из глубины материка к «средиземному» Балтийскому морю: из Варяг в
Греки, Окно в Европу, Мариинка и Волгобалт, первая русская железнодорожная магистраль
Москва-Петербург и Тихвинская рокада.
Фронт и тыл. Настороженность, кровопролитие и скорбь в образах передовых западных
рубежей. Деловитая тыловая поддержка восточных районов: корабли для петровского флота,
энергия для современного пятимиллионного города, алюминий для современной экономики.
Лесные углы и ЦБЗ.
Зона влияния второй столицы. Дворцово­парковая и крепостная агломерация Петербурга.
Очаги старинных монастырей и индустриальные очаги первых пятилеток.
2.1.3. Синтезирование образа Русского Запада
Итоговая работа: распространение качеств, выявленных на примере отдельных частей
региона, на весь регион Западных рубежей России. Дополнение и модификация
собирательного образа. Отбор портретных черт для формирования банка типологических
характеристик. Разделение типичного и уникального, сплошного и очагового, видимого при
взгляде извне и при взгляде изнутри. Отбор возможных черт для формирования
собирательного образа всей России.
Обзор сопредельных территорий Прибалтики и Белоруссии.
6

2.2. Русский центр (5 ч)
2.2.1. Москва­река
Часть Московской области и Москвы (без Мещеры)
Бассейн, невыраженные водоразделы. Древние волоки и современные магистрали. Притоки
Москвы­реки, водохранилища, каналы. Родники.
Московско­днепровская приводораздельная лесная пустыня, аграрные теряющие население
периферии, маленькие городки. Незажившие шрамы внешних вторжений. Бородинское поле,
разъезд Дубосеково, Петрищево.
Столичный шлейф: аэропорты, монастыри, усадьбы, привилегированные дачи, НИИ и КБ.
Заповедник свежего воздуха для Москвы и фильтр московских «выдохов». Коммунальная
инфраструктура: водоснабжение и водоочистка. Первостатейные памятники архитектуры.
Строительные материалы для Москвы. Дислокация «подмосковных» дивизий и воинские
музеи. Военно­космические объекты. Ближние протуберанцы столичной промышленности:
оружейные заводы, точное и тонкое машиностроение и приборостроение, оптика. Старые
текстильные городки и революционные традиции.
Памятные места Москвы. Центральные магазины, вокзалы, ведущие вузы, выставки, органы
государственной власти, штаб­квартиры компаний, театры, музеи, спорткомплексы,
знаменитые научные центры. Интеллектуальная жизнь. География великих имен. Кладбища.
Промзоны и заводы Москвы: рост градообслуживающей сферы.
Массовая жилая застройка и районы индивидуальной и экспериментальной застройки.
Превращение дубрав в пашни и деревенские улицы, деревень и полей - в дачные места, и
всех - в городские территории. Лесные массивы в городской черте и городская фауна.
2.2.1 Волго­Клязьменское междуречье
Части Москвы, Московской, Ярославской, Костромской и Нижегородской областей,
Ивановская область
2.2.2. Мещера
Части Московской, Рязанской и Владимирской областей
Низменный и плоский рельеф: болота и озера. Осадочные породы и фарфорофаянсовая и
стекольная промышленность, торфяная энергетика.
Сосновые леса. Низкое плодородие песчаных почв. Трудовая миграция из Мещеры
(отходничество).
Транзитная роль Мещеры для Москвы: Владимирка, Рязанка, Москва­река.
Текстильная индустриализация XIX - начала ХХ в. и революционные традиции.
Роль убежища (рефугиума): старообрядцы, пережитки язычества, загадка народа мещера.
Роль опоры Москвы: обслуживание городского хозяйства (водоснабжение, энергоснабжение,
канализация), строительство городского транспорта для Москвы (городские автобусы,
электрички) и оборонная промышленность. Аэрокосмическая специализация: заводы,
полигоны, наука.
Региональное миросозерцание и инновационная роль.
Мещера в произведениях К. Паустовского, А. Куприна, С. Есенина, М. Кольцова, Б.
Можаева и других литераторов.
Верхняя Ока
Орловская, Тульская, Калужская области и часть Московской
2.2.3. Синтезирование образа Русского Центра
По модели 2.1.3. с добавлением сравнения образов Запада и Центра: отыскание в одном
черт другого и принципиальных различий (с географической интерпретацией). Опыт
социально­географического зонирования: образ огромного города - образ ближайших
пригородов - образ Дальнего Подмосковья.
2.3. Старый Север (2 ч)
2.3.1. Северные Увалы
7

Части Костромской, Вологодской и Кировской областей
Каспийско­Беломорский водораздел. Волжско­Двинское междуречье.
Медвежий угол в прямом и переносном смысле, край непуганных птиц, социокультурное
убежище (рефугиум). Район периферийной концентрации русской национальной традиции.
Фольклорные мотивы. Лучшие черты русского характера. Народное искусство. Православная
составляющая образа. Старинные монастыри и церкви. Архаика. «Бытовое» литературное
вдохновение. А. Островский. С. Максимов. Б. Шергин. С. Писахов. Н. Рубцов. Модель
эколого­культурного сосуществования.
Подтаежье. Брусника, морошка. Русская традиция и финно­угорская инерция. Застарелая
память о давних столкновениях на фронте русской колонизации. Малохлебность и
хлебородные очаги. Луга. Молочное животноводство. Лесное хозяйство. Лесохимия.
Целлюлозно­бумажное производство.
Экспансия болот.
Примечательность возвышенных, сухих мест и размещение старых городов. Замечательные
географические положения городов.
Болота и сырые луга.
Реки - старые транспортные оси и оси расселения. Былой лесосплав. Умирающее
судоходство. Соль земли для Средневековой Руси. Алмазоносные надежды.
Подвинье и Поморье
Архангельская область и часть Вологодской
2.3.2. Синтезирование образа Старого Севера
По модели 2.1.3 со специальным обсуждением отражения в образах изученных ранее
территорий а) природно­хозяйственной зональности и б) русской национально­культурной
компоненты.
2.4. Южная Россия (4 ч)
2.4.1. Среднерусское Черноземье
Курская и Белгородская области
Переход от лесостепи к степи. Открытые пространства и черноземное плодородие.
Ход освоения территории. Столкновения с враждебными Югом и Западом. География
Слова о полку Игореве, география Курской дуги. Инвазии по Изюмскому и Муравскому
шляхам. Белгородская черта и граница с Малороссией. Этнографическая грань.
Водораздельный веер.
Зерно и скот. Сады. Воронежский щит и КМА. Известняки и мел. Благоденствие Белогорья
на черноземах и черной металлургии.
Географическое положение. Экран Среднерусской возвышенности, ограничивающий
московское столичное влияние. Район географического затишья и культурной пассивности.
Пережитки крепостничества.
Зона русско­украинского
взаимодействия.
Сельский менталитет.
Слово о полку Игореве. Моление Даниила Заточника. Н. Гоголь. Н. Асеев. Т. Шевченко, Н.
Лесков.
Дон
Часть Тульской и Волгоградской, Липецкая, Воронежская и Ростовская области
2.4.2. Волга последних притоков
Саратовская область
Зерновой бассейн. «Недавнее» дно Каспия - «соленая» геохимия. История соледобычи и
заселения степного Заволжья. Зонирование: дубравы и сады Правобережья и степи левого
берега. Оструктуривающая ось Волги. Шиханы Приволжской возвышенности, сырты
Низменного Заволжья. Закон Бэра.
Интернационал: русские, украинцы, казахи, немцы.
Диверсифицированная энергетика.
Маргинальность географического положения («глушь­Саратов»): опасные военные объекты
и акции, рефугиум старообрядцев, разбойничьи предания, объект иронии, уроженцы -
«предреволюционные» консерваторы (Столыпин, Суслов).
8

Достоинство территории. Саратов - московский приближенный на Волге. Саратовский
университет, Радищевский музей, саратовская художественая школа, саратовские
изобретатели, саратовские герои.
К. Петров­Водкин, И. Бабель, Л. Кассиль, К. Шкода, Д. Фурманов, Б. Пильняк, П.
Кузнецов, Ф. Шехтель, В. Милашевский, Э. Лимонов, А.Н. Толстой.
2.4.3. Кубань и Русское Закавказье
Краснодарский край
Край передового освоения. Победный рубеж русской истории. Казачество. Героизм и
лихость в сочетании с консерватизмом. Верноподданнические настроения в сочетании с
самостоятельностью и стремлением к автономизации. Казаческая компонента современной
российской общественно­политической жизни. Заслуги казачества. У горного порога.
Культурные взаимодействия на Юге: кавказские (горские) и украинские черты в быту у
южных русских. Колорит казачьих станиц. Казачий фольклор.
Плодородие. Хлеб, подсолнечник, сады, виноград. Элеваторы. Тополя.
Античное наследие северного побережья Черного моря. Приморские портовые города.
Предэкспортная переработка сырья. Нефть и газ - транзитные и свои.
Сезонная курортная жизнь и жизнь людей в курортных городах и поселках. Рекреационные
ресурсы. Виды рекреации на Черноморском побережье и на Кубани.
2.4.4. Синтезирование образа Южной России
По модели 2.1.3 с добавлением специального изучения и интерпретации гербов республик
Северного Кавказа и Калмыкии, а также сопредельных территорий Украины и признанных и
непризнанных республик Закавказья.
Проводятся также опыты сравнения: а) рубежей России - западного и южного; б) северных
русских и южных русских.
2.5. Урал (3 ч)
2.5.1. Прикамье
Пермская область
Ось Камы, «строящая» край. Камский бассейн, питание притоков. Гидронимия. Левые
притоки Камы - лучи, проецирующие русскую матрицу на экран Урала. Клин русского
заселения, вошедший между финнами (коми­пермяками и удмуртами) на севере и западе и
тюрками (татарами и башкирами) на юге. Обрусение финнов. Два хозяйственных лица
Прикамья: «тайга - лесное хозяйство - ЦБК» и «лесостепь - зерновое хозяйство».
Уральский порог. Коридор Чусовой. Роль Прикамья в освоении Урала и Сибири.
Транзитные функции. Тупиковость алмазного севера. Юг: вход в настоящий горнозаводской
Урал. Бытовая трагедия закрытого Кизеловского угольного бассейна и нефтяная лихорадка.
Д. Мамин­Сибиряк, П. Бажов, О. Мандельштам, Ф. Решетников, П. Антокольский, А. Герцен.
2.5.2. Озерное Зауралье
Челябинская область
Барьер Урала, заэкранированный край. Главные вершины Южного Урала. Горный бордюр
на западе и неограниченная равнина на востоке. Высотная поясность: леса на Урале - в
широтах степи. Деформация широтной зональности.
Горные выработки. Угольные копи и проблемы закрытия шахт и разрезов Челябинского
буроугольного бассейна. Рудное сырье: от изобилия к дефициту.
Озерный край. Озерная топонимика. Предания, связанные с южноуральскими озерами.
Глубокие озера предгорий и степные блюдца. Курортное и лечебное значение челябинских
озер.
Рубеж с Казахстаном. Пограничность. Крепости Исетской и Уйской линий.
Пространственный ход освоения: инверсия. Русское заселение, пришедшее с сибирской
стороны, с северо­востока. Разная преодолимость невысокого Среднего и артикулированного
Южного Урала. Обход Южного Урала и башкир «с тыла». Башкирские и татарские села и
районы.
9

Мрачные предания и настороженная топонимика горнозаводского Урала. Опасные
производства военно­промышленного комплекса и «грязная» металлургия. Экологические
катастрофы. Формируемая современная мифология Урала.
Роль Урала как «опорного края державы»: значение уральского оружия для Победы,
значение уральских ракет и ядерного оружия для успешного противостояния СССР блоку
НАТО. Скромный героизм уральцев.
П. Бажов, Л. Татьяничева, Б. Ручьев, В. Бианки.
Горнозаводское ядро
Свердловская область
2.5.3. Синтезирование образа Урала
По модели 2.1.3 со специальным изучением судьбы горнодобывающих отраслей
промышленности и металлургии на изученной части образной карты страны.
2.6. Новый Север (3 ч)
2.6.1. Кольский полуостров
Мурманская область
Экстремальный климат. Заполярье. Полярные ночи. Дефицит растительного питания для
человека. Альтернатива: рыболовство, оленеводство, охота на морского зверя. Саамы,
поморы. Мурманский рыбный порт. Незамерзающее море. Зимняя форточка петербургского
окна в Европу (Н. Баранский). Сухопутная и морская граница с НАТО, пограничники
Заполярья. Стратегическое значение Баренцева моря. Варяжские, шведские и норвежские
вторжения в средневековье, англо­американская интервенция 1918-1920 гг., финский
реваншизм, германский фронт в Великую Отечественную войну. Базирование стратегического
флота: атомные подводные лодки, ракет несущие корабли. ЗАТО. Слава североморцев. В.
Пикуль. К. Симонов. Обслуживание флота: судоремонт, утилизация списанных АПЛ.
Опасность радиоактивного загрязнения.
Сопки.
Рудное и химическое сырье,
перепады высот для производства
гидроэлектроэнергии (каскады ГЭС на коротких реках).
Карелия
Республика Карелия
2.6.2. Обский Север
Ямало­Ненецкий и Ханты­Мансийский автономные округа.
Тяжелые условия для жизни человека. Низкий выход биомассы на единицу площади.
Кочевой образ жизни коренного населения. Ханты, манси, ненцы. Топонимика, традиции,
фольклор, народное прикладное искусство, мифология. Традиционное жилище - чум. Олени,
рыба, зверь.
Тайга и тундра: экология человека. Конфликты за угодья. Пушнина, лес.
Нефть и газ. Массированное нефтегазовое освоение в 70­е годы.
Рост природоохранного сознания на Обском Севере.
2.6.3. Синтезирование образа Нового Севера
По модели 2.1.3 со специальным обсуждением жизни в экстремальных условиях природной
среды - для последующего развития в разделе 2.8.
2.7. Зона Транссиба (4 ч)
2.7.1. Кузбасс
Кемеровская область
Кузнецкая котловина - карман, ограниченный кряжами и горными странами. Угольная
промышленность. Ландшафт шахтерских поселков. Шахтные копры. Терриконы. Разрезы.
Шахтерская слава, шахтерский образ жизни и традиции. Металлургия, химия и энергетика,
«прицелившиеся» на уголь.
Зерновое богатство Кузнецкой котловины в таежном горном обрамлении. Ось Томи.
Транссиб и подъезды к нему.
2.7.2. Амур и Приморье
10

Читинская и Амурская области, Еврейская АО, Хабаровский и Приморский края
Бассейн Амура, притоки. Долины и сопки. Траектория Транссиба и веток. Мосты через Амур,
переправы. ГЭС в Амурском бассейне.
Своеобразие фауны и флоры. Уссурийский тигр, женьшень и пр. Столкновение
континентального и тихоокеанского миров. Слава дальневосточников. Декабристы.
Гражданская война и иностранная интервенция на Дальнем Востоке. Партизаны Приморья.
ДВР.
Дальневосточная тайга. Лесное хозяйство. Не зерновое земледелие. Соя. Золото. Уран.
Цветные металлы. БАМ - пути к новым полезным ископаемым. Стратегическое значение
БАМ. Отопление для Дальнего Востока. Кризис прогрессивных отраслей.
Тихоокеанское побережье. Торговые морские порты. Рыболовство. Военно­морские базы.
Малые народы и их культура. Местные легенды. Природоохранное сознание.
2.7.3. Сахалин и Курилы
Сахалинская область
Сомнительная южность и иллюзорная восточность. Трудный климат: муссоны, изнуряющие
ветры, облачность. Северные надбавки на широте Одессы.
На рубеже азиатской цивилизации. Вековое противостояние с Японией. Подвижный рубеж.
Ситуация с Южными Курилами. Корейская община.
Сосуществование на острове «российских» и «японских» растений и животных.
Островное положение и его проявления. Особенности формирующегося сахалинского
менталитета - менталитета островитянина. Паромная связь сахалинских железных дорог с
веткой от Транссиба.
Сахалинские сопки и долины. Связь рельефа и размещения людей. Сейсмичность и
вулканизм. Цунами 1952 г. на Курилах.
Высокоторавье («гигантизм» сахалинских трав) и неблагоприятные условия для зернового
производства и для жизни копытных. Медведи - действующие лица сахалинской жизни.
Лесное хозяйство. Японское целлюлозно­бумажное хищничество и современное хищничество
российских экспортеров. Ель и северянка­лиственница. Сорные бамбучники.
Старый сахалинский уголь и молодая хищница - нефть. Сахалинский шельф - соглашения о
разделе продукции.
А. Чехов, В. Ажаев, А. Чаковский, Т. Немова, Е. Машукова.
2.7.4. Синтезирование образа Транссибирской России
По модели 2.1.3 со специальным обсуждением российских масштабов, проблемы
преодоления расстояний и территориальной разобщенности людей. Отражение российских
сверх просторов в национальном самосознании. «Комплекс островитянина».
2.8. Крайний Северо­Восток (2 ч)
2.8.1. Лена
Часть Иркутской обл., Республика Саха (Якутия)
Якутская культура и этническая история. Переселения народа. Животноводство. Якутская
лошадь как элемент хозяйства и культуры. Олени. Земледельческие очаги в великой ленской
излучине. Якутский фольклор. Эвенки, эвены, чукчи, долганы, юкагиры в Якутии. Старое
русское проникновение (поморы и казаки) и распространения православия.
Якутское заполярье. Нагорья и котловины. Полюса холода. Особое значение энергетики.
Вечная мерзлота. Ископаемая фауна.
Сырьевая составляющая освоения: пушнина, алмазы, золото, цветные металлы.
Кимберлитовые трубки. Дражная добыча. Роль рек и базовых речных портов в освоении
территории. Особая роль авиации. Автозимники. Роль БАМа.
Колыма
Магаданская обл.
2.8.2. Синтезирование образа крайнего Север­Востока
По модели 2.1.3 со специальным обсуждением черт специфики обитающих здесь народов.
11

3. Обобщение знаний и умений (5 ч)
3.1. Зонирование, районирование и пространственно­смысловое структурирование
образов по всей территории России (3 ч)
3.1.1. Природно­культурные зоны и территориальные кластеры сфер деятельности
Россия лесная и безлесная, равнинная и горная, благоприятная для жизни и экстремальная.
Россия хлебная и Россия бесхлебная.
Где и почему концентрируются плодовые, рыбные, масличные, льняные богатства?
Россия христианская, мусульманская, буддийская, языческая. Ареалы религиозно
индифферентных образов.
3.1.2. Главные структурирующие линии, рубежи и пространственные процессы
Волжская ось. Волга и притоки. Водораздельные рубежи.
Радиальные лучи­магистрали, исходящие от Москвы.
Транссибирский коридор.
Уральский барьер.
Рубежи морские и сухопутные, артикулированные и незаметные, активные и вялые,
стабильные и не устоявшиеся. Обожженные и обжигающие.
Выявляемые на образной карте центро­периферийные отношения, диффузии, внедрения,
Пространственные барьеры и каналы повышенной
пространственные инверсии.
проницаемости пространства.
3.2. Переживание и оценка пространства и себя, выработка отношения и намерений
Рефлексия учащихся на тему: как вошли знания по географии, истории, литературе, химии,
МХК и музыкальной культуре в образ России и ее регионов. Чем полученные знания и умения
наблюдать и анализировать обогащают в жизни, что помогает понять, к чему внимательнее
присматриваться, чем интересоваться.
Появилось ли желание больше узнать о том или ином месте, посетить те или иные места,
жить в том или ином месте. Появились ли любимые места на карте.
Выработалось ли отношение к разным территориям России. Сформировалось ли
представление о стране как единстве многообразных регионов. Возникла ли мысль так или
иначе (по мере сил и по мере взросления) влиять на политику общества в отношении тех или
иных районов.
Перечень учебно­методического обеспечения образовательного процесса.
Для учащихся:
1. Запартович Б.Б. С любовью к природе. – Москва: Педагогика, 1976.
2. Кашинская Е.А. Всё обо всём. М., 1999 г.
3. Ляхов П.Р. Энциклопедия «Я познаю мир. География» ­ М: ООО «Издательство АСТ»,
2002.
4. Ляхов П.Р. Энциклопедия «Я познаю мир Животные.» ­ М: ООО «Издательство АСТ»,
2002.
5. Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПК и ПРО, 1997.
6. ПивовароваН.Н. За страницами учебника географии – М: Просвещение, 1997.
7. Селищев Е.Н «География для любознательных или о чем ты не узнаешь на уроках
географии», Ярославль, Академия Развития, 2006.
1. Баринова И.И. «Внеурочная работа по географии» Москва, Просвещение, 1988.
2. География: Все для учителя географии. Сайт: http://geo.1september.ru
Для учителя:
12

3. География: Энциклопедическая библиотека. Сайт: http://megacollection.ru
4. География:\"Раннее развитие детей\" ­ География детям. Сайт: http://www.danilova.ru
5. Гладилина И.П., Гришакина О.П., Обручникова А. А., Попов Д.В. «Основы
ООО «Центр
исследовательской деятельности школьников»,
полиграфических услуг «Радуга», 2010.
Москва,
6. Клепинина.А. Тайны окружающего мира. Москва, издательство «Ювента», 2005 г.
7. Клюшникова Н. М. «Внеклассная работа по географии, ­ «Корифей», Волгоград, 2000.
8. Литвиненко Л.С. «Нравственно­экологическое воспитание школьников», Москва, «5
за знания», 2005.
9. Лугич М.В. Прогулки с детьми в природу. Москва, 2006 г.
10. Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н. Петрова, В.И. Сиротин. М.:
ООО «Издательство Астрель», 2002­302 с.
11. Наумов А.С. «По материалам олимпиад National Geographic и Всероссийской
олимпиады», Москва, Аст – Астрель, 2007 год
12. Низовцев В.А. «География. Школьные олимпиады», Москва, Айрис – Пресс, 2006 год
13. Рогачев С.В. Верхнее Поднепровье и Подесенье/Образная карта России. Выпуск
девятый//География. - 2005. - № 16. - С. 1-47.
14. Рогачев С.В. Волга последних притоков и Узени/Образная карта России. Выпуск
шестой//География. - 2004. - № 15. - С. 1-32. - № 21. - С. 9-24.
15. Рогачев С.В.
Кольский полуостров/Образная карта России.
Выпуск
первый//География. - 2003. - № 40. - С. 1-31.
16. Рогачев С.В. Мещера/Образная карта России. Выпуск четвертый//География. - 2004.
- № 5, 6, 7. - С. 15-18. - № 8. - С. 1-31.
17. Рогачев С.В. Обский Север/Образная карта России. Выпуск пятый//География. -
2004. - № 11. - С. 1-32.
18. Рогачев С.В. Озерное Зауралье/Образная карта России. Выпуск восьмой//География. -
2005. - № 5. - С. 1-47.
19. Рогачев С.В. Прикамье. Бассейн Верхней и Средней Камы/Образная карта России.
Выпуск третий//География. - 2004. - № 4. - С. 1-32.
20. Рогачев С.В. Сахалин и Курилы/Образная карта России. Выпуск седьмой//География.
- 2004. - № 40. - С. 1-32.
21. Рогачев С.В. Среднерусское Черноземье. Днепровская и Донецкая покатости с
обозрением прилегающей полосы Украины/Образная карта России. Выпуск
второй//География. - 2003. - № 44. - С. 1-32.
22. Росич Ю. Геральдика.ру//http:geraldica.ru.
23. Сергеев И.С. «Как организовать проектную деятельность учащихся», Москва,
«Аркти», 2005.
24. Тяглова Е. В. «Исследовательская и проектная деятельность учащихся по географии»,
Москва, «Глобус», 2008.
Перечень материально­технического обеспечения: географические карты, атласы,
коллекции, раздаточный материал, таблицы, дополнительные дидактические материалы,
учебные пособия, компьютер, мультимедийный проектор, экран. (полный перечень указан в
паспорте кабинета).

Календарно­тематический план
кружка «В мире географии»
для 9 класса
на 2017­2018 учебный год
Тема занятия
Введение (2 ч)
Плановые
сроки
изучения
учебного
материала
Скорректирова
нные сроки
изучения
учебного
материала
Образ территории.
Образная карта.
01.09­08.09
11.09­15.09
05.09
12.09
Тема 1. Раздел I. Региональные характеристики (29 ч)
Тема 1. Западные рубежи (5 ч)
Каспийско­Балтийско­Черноморский
водораздел.
Брянско­Смоленская порубежная Россия.
Ленинградская область.
18.09­22.09
25.09­29.09
02.10­06.10
19.09
26.09
03.10
14
№ урока
в разделе,
теме
1
2
1.
2.
3.
Номера
уроков
по
порядку
1
2
3
4
5

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
4.
5.
1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
1.
2.
3.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
Санкт­Петербург.
Синтезирование образа Русского Запада.
Тема 2. Русский Центр (5 ч)
Невыраженные водоразделы.
Памятные места Москвы.
Транзитная роль Мещеры для Москвы.
Художественные традиции Мещеры.
Синтезирование образа Русского Центра.
Тема 3 Старый Север (2 ч)
Северные Увалы. Поморье.
Синтезирование образа Старого Севера.
Тема 4. Южная Россия (5 ч)
Среднерусское Черноземье.
Дон.
Волга последних притоков.
Кубань и Русское Закавказье.
Синтезирование образа Южной России.
Тема 5. Урал (3 ч)
Прикамье.
Озерное Зауралье.
Синтезирование образа Урала.
Тема 6. Новый Север (3 ч)
Кольский полуостров.
Карелия. Обский Север.
Синтезирование образа Нового Севера.
Тема 7. Зона Транссиба (4 ч)
Кузбасс.
Амур и Приморье.
Сахалин и Курилы.
Синтезирование образа Транссибирской
России.
Тема 8. Крайний Северо­Восток (2 ч)
Река Лена, Колыма.
Синтезирование образа Крайнего Северо­
Востока.
09.10­11.10
16.10­20.10
23.10­27.10
30.10­03.11
06.11­10.11
13.11­17.11
27.11­01.12
04.12­08.12
11.12­15.12
18.12­22.12
25.12­29.12
09.01­12.01
15.01­19.01
22.01­26.01
29.01­02.02
05.02­09.02
12.02­21.02
26.02­02.03
05.03­09.03
12.03­16.03
19.03­23.03
26.03­30.03
02.04­06.04
16.04­20.04
23.04­27.04
30.04­04.05
10.10
17.10
24.10
31.10
07.11
14.11
28.11
05.12
12.12
19.12
26.12
09.01
16.01
23.01
30.01
06.02
13.02
20.02
27.02
06.03
13.03
20.03
27.03
03.04
17.04
24.04
Раздел II Обобщение знаний и умений, самоанализ (3 ч)
Тема 1. Зонирование, районирование и пространственно­смысловое структурирование
образов по всей территории России (2 ч)
32
33
34
1.
2.
1.

кластеры

зоны
Природно­культурные
территориальные

деятельности.
Главные структурирующие линии, рубежи и
пространственные процессы.
и
сфер

07.05­11.05
08.05
14.05­18.05
15.05
Тема 2. Переживание и оценка пространства и себя (1 ч)
Переживание и оценка пространства и себя.
21.05­25.05
22.05
Итого
часов

34
по
програм
ме
выпол
нено
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по ВР ______ /Москотельникова Н.В./
«___» августа 2017 г.
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО, рекомендуется к утверждению
протокол № 1 от « ___» августа 2017 г.
Руководитель ШМО ________ / Содонова О.А./
16

Одной из наиболее широко распространенных форм внеклассной работы являются географические кружки. Они занимают важное место и выполняют функции, которые не могут обеспечить никакие другие формы работы, так как они способствуют воспитанию активности, самостоятельности, формируют познавательные интересы учащихся, дают возможность системного углубленного изучения интересующей их темы. Организовать географический кружок можно с учащимися различного возраста, но все же наиболее приемлема эта форма работы для среднего звена школьников.

Активность учащихся возрастает в том случае, если работа в кружке имеет общественную значимость. Поэтому в работе кружка целесообразно это учесть и выбрать виды общественно полезной работы: организацию краеведческого уголка, музея, выставки, озеленение участка и т.д.

Важным этапом работы является составление конкретных заданий для отдельных кружковцев или группы учащихся с учетом интересов каждого ученика. В процессе разнообразной по содержанию и характеру деятельности работы учащиеся овладевают умениями и навыками, которые позволяют им проявить свою активность и интерес.

На кружковых занятиях можно проводить индивидуальную работу с учащимися, развивать их творческие способности, ориентировать на определенные профессии, связанные со знанием географии. Участники кружка должны стать активом при подготовке и проведении массовых мероприятий по предмету.

Географические кружки по содержанию можно разделить на группы:

Занимательные. Их основная задача - привлечение учащихся к изучению географии, привитие интереса к предмету.

Кружки этой группы формируют лишь поверхностный интерес к географии, без углубленного изучения каких-либо вопросов. При организации подобного кружка следует отличать занимательность от развлекательности. Занимательность, воздействуя на эмоциональную сферу учащихся, предполагает вовлечение их в аналитическую деятельность, способствует выявлению различных связей. Развлекательное ограничивается лишь эмоциональным воздействием на учащихся. Если школьников не привлекать к аналитической работе, то их интерес перейдет только в стремление к развлекательности, не развивая познавательный интерес, не углубляя знаний по предмету.

Однако чтобы сохранялся интерес к изучаемым географическим объектам и явлениям, необходимо во время занятий использовать элементы занимательности: проведение соревнований, игр, решение задач географического характера.

Кружки, на которых перед учащимися ставятся практические задачи, связанные с формированием умений, навыков и знаний по определенным вопросам (метеорологический, фенологический и т.д.).

Кроме практических умений и навыков, у учащихся формируются познавательные интересы. Такие занятия содержат, прежде всего, практическую задачу, которая должна быть обязательно значимой для учащихся.

Кружки, посвященные специальным вопросам географии, изучаемым на уроках, например, этнографический, по изучению глобальных проблем человечества и др. Эти кружки способствуют углубленному изучению какого-то узкого раздела географии.

Организация кружка начинается с выявления интересов, наклонностей и умений учащихся. Для этого целесообразно провести анкетирование. Количественный состав кружка не должен превышать 15-18 человек. Кружки имеют название, устав.

Сформулируем некоторые общие принципы работы географического кружка:

  • а) руководящая роль учителя,
  • б) применение исследовательского метода,
  • в) тщательная разработка темы, доведение начатого дела до конца,
  • г) обязательное оформление результатов кружковой работы.

Эффективная работа кружка возможна при четком планировании работы. В плане работы кружка необходимо отражать различные виды деятельности учащихся. Его обычно составляют вместе с активом кружка, а потом обсуждают и утверждают на первом заседании. Занятия кружка обычно проводятся 1-2 раза в месяц, в установленные администрацией школы дни и часы. Отчетно-выборное собрание кружка проводится в конце учебного года.

Особенностью методики проведения занятий географического кружка является сочетание коллективных и индивидуальных форм работы. Чтобы не терять познавательного интереса к предмету, углублять знания учащихся по географии, следует чередовать теоретические и практические виды деятельности.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....