Виды открытых уроков в музыкальной школе. Новые разработки уроков музыки

«Сильным, опытным становится педагог,

который умеет анализировать свой труд...»

В. А Сухомлинский

Умение анализировать свою педагогическую деятельность на уроке лежит в основе творческого труда педагога. От умения анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие в ходе урока, результаты собственных педагогических воздействий на ученика, во многом зависит способность учителя отрегулировать свою педагогическую деятельность для достижения наибольшего эффекта. От способности анализировать урок во многом зависит профессиональное мастерство преподавателя, производительность его педагогического труда.

Любой разбор урока должен носить аналитический характер, который помогает выявить наиболее удачные фрагменты занятия, а также и те, которые требуют дальнейшего совершенствования. К сожалению, возможности аналитической деятельности в ходе планирования урока используются далеко не в полной мере.

Работая много лет в Детской музыкальной школе преподавателем и руководителем, я пришла к выводу, что при анализе уроков педагоги испытывают затруднения, так как не очень представляют себе, что надо поставить во главу угла в этом процессе, на что обратить внимание и обсудить. Ведь каждое открытое занятие для педагога, прежде всего, способ повысить свою квалификацию. Поэтому ему крайне важно услышать квалифицированную аргументированную оценку и выстроить перспективу своего профессионального роста. Анализируя педагогическую деятельность (как чужую, так и собственную), педагог учится избегать ненужных ошибок и приобретает новый бесценный опыт.

Поэтому цель данной методической работы:

Повышение профессионального уровня педагога, качества его обучения,

Методическая помощь педагогам и администрации школы в обучении методам анализа и самоанализа педагогической деятельности.

Самоанализ урока

Самоанализ урока необходимо рассматривать с методической позиции, с профессиональной и с позиции здоровьесбережения учащихся. Это очень актуальный вопрос в настоящее время. Известно, что только 11% выпускников школ выходят во взрослую жизнь здоровыми. В музыкальной школе положение усугубляется неправильными посадками за инструментом и напряжением игрового аппарата детей (форсированием голоса) в моменты интенсивных репетиций. Поэтому вопросам посадки, постановки игрового аппарата, его координации, движениям в процессе занятий, логичной смены и чередования видов деятельности должно уделяться особое внимание.

Ниже приведен образец самоанализа урока по общим принципам российской педагогики, адаптированные к уроку в музыкальной школе.

Модель самоанализа группового занятия.

  1. Место данного урока в системе уроков по общей теме. Как реализована триединая задача педагогики: обучение, развитие и воспитание? Не упущено ли чего? Основная цель урока? Была ли она оглашена в начале урока, подведены ли её итоги?
  2. Все ли дети были включены в практическую деятельность? Нашлось ли время для физминутки, отдыха у младших школьников? Всегда ли дети были активны, если пассивны, то почему? Не связано ли это со скукой, перегрузкой, монотонностью ведения урока, невниманием к ним педагога, большой по количеству детей группой, необычной обстановкой, слишком темпераментным энергичным педагогом?
  3. Насколько рационально был выстроен урок? Учтены ли психологические особенности внимания детей: трудное чередуется с легким, новое с известным, от простого к сложному и т.д.
  4. Характеристика класса, мотив отбора материала для данного урока, общение детей друг с другом и педагогом.
  5. Достаточно ли свободно владеет педагог музыкальным инструментом (голосом) для необходимых показов. Всегда ли это эффективно и оправдано? Не давит ли педагог ученика своими профессиональными умениями?
  6. Успешно ли был реализован план урока? Пришлось ли сменить темп урока, заменить задания с тем, что бы удержать внимание детей, «топтаться» на одном месте, излишне заниматься вопросами дисциплины и порядка и т.д.
  7. Использовались ли на уроке межпредметные связи с музыкальным инструментом, эстетикой, сольфеджио и хором? Смог ли педагог увязать в единое целое необходимость этой связи?
  8. Было ли что-то неожиданное на уроке? Как вышел из положения педагог?
  9. Индивидуальный подход. Как учитывались особенности сильных и слабых учащихся? Чувствовалась ли граница между ними? Помогают ли сильные слабым и педагогу в этом вопросе? Эффективно ли использует педагог способности «подвинутых» учащихся?
  10. Общая культура педагога, его умение выстроить непринужденную творческую обстановку на уроке. Эстетика подачи материала на доске и в наглядных пособиях.
  11. Состояние удовлетворенности уроком, чего не хватило для удовлетворения? Меры, намеченные по устранению указанных недостатков.
  12. Оценка и обоснование достигнутых на уроке результатов.

Модель самоанализа индивидуального занятия.

  1. Место урока в общей системе занятий (тематический урок - с проработкой каких-то технических или художественных приемов, по определенной теме, жанру или отдельному произведению разбор программы, или текущая работа с репертуаром);
  2. Краткая характеристика способностей и потенциала учащегося;
  3. Исполнительский репертуар урока: целесообразность и доступность, соответствие программным требованиям и индивидуальным возможностям ученика.
  4. Необходимость выбранных приемов, методов работы над каждым произведением. Разнообразие методов обучения: беседа, объяснение, показ на инструменте или голосом, использование аудиотехники, приемы и упражнения, развивающие исполнительское мастерство.
  5. Постановка конкретных проблем и задач в процессе работы (желательно по каждому произведению, если их было несколько). Оценка педагогом достигнутой цели,
  6. Развитие творческого мышления учащегося, самостоятельности в раскрытии образа, побудительные приемы к развитию фантазии.
  7. Как сложились профессиональные отношения на уроке: партнерские (ученик-учитель), авторитарные (педагог диктует), стихийные (ученик не понимает, педагог не может объяснить)? Состоялось ли сотрудничество педагога и ученика на уроке? Есть ли результаты? Понял ли ученик, что от него требуется? Понятно ли ему, что надо делать дома?
  8. Запись домашнего задания. Сопровождалось ли оно пояснениями, закреплением усвоенного на уроке? Конкретно ли задание, нет ли в нём общих фраз, ни к чему не обязывающих?
  9. Самоанализ недостатков (недоработок) урока. Самооценка. Перспективы дальнейшей работы.

Факторы, влияющие на успешность проведения уроков

Сколько бы ни готовился педагог к своему открытому занятию или к посещению его урока администратором школы, он вряд ли получится полноценным и эффективным, если педагог не будет работать над собой. Для достижения успеха урока, нужно знать, из чего он складывается, в чем его суть, предназначение, каковы последствия и результаты. Каждый успешный урок приближает конечную цель педагогической работы преподавателя: воспитание эстетически развитой личности, грамотного слушателя и ценителя музыки. И это достигается не одним уроком, а целенаправленно выстроенной системой обучения, развития и воспитания. Итак, что нужно знать педагогу?

Факторы, влияющие на качество преподавания:

1) система теоретических и практических знаний, исполнительская база педагога;

2) умения изучать и учитывать реальные творческие возможности учащихся, осуществлять индивидуальный подход, формировать и развивать познавательный интерес и мотивацию к обучению, управлять процессом обучения, коммуникабельность, креативность, творчество.

Факторы, влияющие на качество знаний (и/или исполнительский уровень учащегося):

1) методика преподавания, его уровень,

2) владение музыкальным инструментом, имидж педагога,

3) наличие и качество учебников, нотных сборников, методических пособий,

4) индивидуальные особенности учащихся (интерес, мотивы, склонности, состояние здоровья, игрового и голосового аппарата, возраст, пол, темперамент и т.д.),

5) внешние влияния (семья, среда, средства информации, общеобразовательная школа и т.д.),

6) сложившаяся система оценивания учащихся у педагога,

7) посещаемость, уровень домашней подготовки,

8) уровень воспитательной работы на уроке, в школе, в классе по специальности.

Виды общения между педагогом и учеником

От того, как сложены взаимоотношения в музыкальной школе ученика и педагога зависит половина успеха.

Виды общения

Краткая характеристика

стихийное

учащиеся не заинтересованы преподавателем и предметом, невнимательные в ходе урока, запоминание случайное, неосознанное, практические навыки слабые

преподаватель занимает главенствующее положение, делает много замечаний, исправляет, поучает, торопит с ответами (подпевает, подыгрывает, подсказывает), быстрый темп урока, громкая (одноообразная) речь, насыщенность материала, за практическими навыками проследить сложно - детей почти не слышно

партнерское

осуществляются по принципу «дети - те же взрослые, только с меньшими разумом и знаниями». На уроке идет спокойная беседа, включающая в себя и рассказ, и показ, и опрос. Практические навыки хорошие, учащиеся имеют возможность научиться, показать свой уровень, быть услышанными и понятыми

профессиональное

учащиеся максимально активны, ими руководит стремление лучше разобраться в материале, научиться большему и с более высоким качеством, инициативны, сами формируют учебные проблемы и решают их самостоятельно. Практические навыки отличные: уровень профессиональной ориентации

Видов общения и взаимодействия педагога с учащимися существует гораздо больше. Вышеуказанные охватывают лишь самые основные моменты педагогического общения.

Заключение

Необходимость анализа (самоанализа) - одно из обязательных условий успешности преподавателя. От того, насколько критично и аналитически подходит он к результатам своей деятельности, зависит его мастерство как учителя, наставника, воспитателя, человека, «сеющего разумное, доброе, вечное». Преподавателю музыкальной школы в оценке своей работы ошибаться нельзя - он формирует внутренний мир ребенка, вовлекает детей в мир прекрасного, воспитывает ценителя и умного слушателя музыки, закладывает основы исполнительства и музыкальной культуры.

В свете современных требований к педагогу, не стоит забывать о необходимости непрерывного и систематического повышения квалификации, педагогического мастерства. Можно очень хорошо владеть инструментом, голосом, много знать из истории и теории музыки, быть творческим и увлеченным человеком, но «споткнуться» на том, что не можешь научить тому, чем владеешь сам. Педагогический дар, так же как любой другой, дается не каждому. Поэтому многим из нас приходится учиться, учиться и учиться этой сложной и мудрой науке - педагогике, её правилам, принципам и законам. Конечно, многое приходит с опытом, но без знания и изучения основных педагогических принципов состояться и добиться признания учеников педагогу будет нелегко.

Таким образом, данная методическая работа поможет педагогу в планировании своей педагогической деятельности и установлении эффективного взимотворческого сотрудничества со своими учениками для достижения основных целей музыкального воспитания.

Урок – основная форма организации учебного процесса в музыкальной школе.
В школе есть групповые занятия – сольфеджио, музыкальная литература, хор, оркестр. И есть индивидуальные занятия – так называемая специальность. Это может быть обучение на каком-либо инструменте или занятие вокалом. По принципу индивидуального обучения проходят музыкально-исполнительские уроки.
Есть много форм проведения музыкально-исполнительского урока. Эти формы применяются и в каждодневной практике преподавателей, и при проведении открытых уроков.

.
Давайте вспомним традиционные типы уроков:

.
— ознакомление с новой темой и усвоение новых знаний
— усвоение навыков и умений
— применение знаний, навыков и умений на практике
— обобщение и систематизация знаний
— контроль и корректировка знаний, умений и навыков

.
Урок может быть:
— комбинированный урок
— тематический (моно урок)
Более распространены в музыкальной школе уроки комбинированные и тематические.

Комбинированный урок состоит из трех основных частей:

.
1 Проверка самостоятельной работы ученика:
— контроль и оценивание выполнения домашнего задания по всем пунктам
— определение дальнейших задач в работе с учеником

.
2 Основная часть урока:
— анализ игры ученика, выявление как положительного в исполнении, так и недочетов
— определение дальнейших учебных задач
— выявление причины неудачи и способов её преодоления
— ознакомление с новыми знаниями, формирование новых игровых навыков и умений, усовершенствование и закрепление приобретенных навыков
— осмысление нового материала, систематизация знаний и умений

.
3 Подведение итогов и домашнее задание
— выводы по достижению цели урока и решению поставленных задач
— оценка работы ученика и его успехов
— домашнее задание, объяснение по самостоятельной работе над фрагментами музыкального произведения.

Домашнее задание базируется на принципах посильности и постепенного нарастания трудностей, анализа сложных отрывков в музыкальных произведениях и нахождения путей преодоления сложностей.

Моно урок, или тематический урок , посвящен решению одной задачи – работа над техникой, интонацией, фразировкой и так далее.
Приведем приблизительный перечень тематических уроков, темы которых могут рассматриваться и на открытых уроках.

Темы открытых уроков

1 - Организация игрового аппарата у начинающих
2 - Работа над штрихами
3 - Работа над кантиленой
4 - Работа над выразительными средствами музыки
5 - Ритм – смысловая категория
6 – Работа над художественным образом произведения
7 – Использование межпредметных связей на уроке
8 – Формирование исполнительских навыков на начальном этапе обучения
9 – Музыкальное интонирование и проблемы интонации на соответствующем музыкальном инструменте
10 –Соответствие стиля исполняемой музыки и применяемых штрихов
11 – Музыкальное интонирование — результат осознания учащимся содержания произведения
12 – Взаимосвязь техники исполнения и музыкально-художественного воспитания ученика
13 – Проблемы педализации (для пианистов)
14 – Работа над звукоизвлечением
15 – Взаимосвязь звукоизвлечения с выполнением конкретных музыкально-художественных заданий
16 – Работа над развитием музыкального мышления
17 – Проблемы фактуры
18 – Работа над полифоническим произведением
19 – Работа над крупной формой
20 – Работа над целостностью формы и содержанием произведения
21 – Усовершенствование технического оснащения ученика

Планирование урока

Преподавателю необходимо помнить, что время урока ограничено. И чтобы рационально и эффективно его использовать, следует тщательно спланировать ход урока.

.
При составлении плана урока следует:
— Определить место конкретного урока в учебном процессе и его взаимосвязь с другими уроками
— Выявить цель и содержание урока, определиться с формами проведения урока и методикой его проведения
— Спланировать домашнее задание, которое может корректироваться в ходе урока
Решающим значением при планировании урока является анализ итогов предыдущих уроков.

.
При проведении урока преподаватель использует разнообразные методы обучения :

.
— словесное пояснение
— показ-демонстрация (живое исполнение)
— подпевание
— дирижирование
— демонстрация того, как не следует играть

Наиболее распространенным, доступным и деятельным инструментом обучения является слово . Овладев этим инструментом, преподаватель делает доступным для ученика сложные понятия и идеи. Слово активизирует воображение и чувства учащихся, развивает их мышление. С помощью слова учитель может раскрыть содержание произведения и закономерности музыкально-исполнительского искусства. Объяснить принципы постановки исполнительского аппарата и суть технического приема, выявить недочеты в исполнении и выявить пути решения проблемы. Речь преподавателя музыки должна отличаться яркостью, эмоциональностью, живостью. Важное место в речи педагога занимают сравнения, метафоры, ассоциации, меткие характеристики. Творческое общение с преподавателем образует у ученика своеобразную профессиональную лексику, образную, лаконичную и понятную обеим сторонам обучения.

Один из главных принципов обучения – принцип наглядности . Наглядность проявляется в демонстрации «живого звучания». Этот метод эффективен, если не превращается в простую демонстрацию исполнительского мастерства педагога, а преследует определенные цели. Цель «живого звучания» — помощь ученику в понимании сути замечания и указания преподавателя, нахождение учеником соответствующего звучания. В некоторых случаях целесообразно продемонстрировать ученику, как не следует исполнять, изобразить игру учащегося. А затем обязательно показать эталонное исполнение. Это может быть демонстрация преподавателем, а может быть аудио и видеозапись в исполнении известных музыкантов.

.
Часто преподаватели применяют на уроке дирижирование (тактирование). Что позволяет воздействовать на игру ученика в процессе исполнения. Или совмещают дирижирование с подпеванием.
И все же основным методом обучения является активная практическая деятельность ученика на уроке. А объяснения педагога носят дополнительный характер.

.
Большую роль в музыкальной педагогике занимает проблема воспитания эмоциональной сферы ученика, которая не должна ограничиваться только развитием чувствительности на исполняемую музыку. Эмоциональная сфера способна оказать существенное влияние и на технику исполнения, так как работа исполнительского аппарата музыканта тесно связана с состоянием его нервной системы. Определенные эмоции или способствуют преодолению технических трудностей, или усложняют этот процесс.

Иными словами, любой технический прием может превратиться в способ художественной выразительности только тогда, когда ученик пропускает его через свою эмоциональную сферу. Продуктивность преподавателя во многом зависит от эмоциональной атмосферы, которую он сможет создать на уроке, от умения заинтересовать ученика. Зависит также от того, сможет ли педагог привить учащемуся чувство любви к музыке и чувство восхищения музыкой.

.
Все, о чем мы говорили выше, относится как к повседневному уроку, так и к уроку открытому.

В педагогической практике играет большую роль и используется как:

.
— форма повышения квалификации преподавателя
— внедрение передовых методик, технологий, инноваций в собственный опыт преподавателя
— форма контроля со стороны администрации за ростом и совершенствованием педагогического мастерства преподавателя
— толчок для самосовершенствования, творческих поисков, размышлений, анализа как для преподавателя, дающего открытый урок, так и для слушателей
— педагогическая мастерская для преподавателей отдела, школы, методического объединения:
а) распространение профессионального опыта преподавателя
б) возможность оказания методической помощи молодому преподавателю

В начале открытого урока преподавателю необходимо сообщить следующую информацию:

.
— причина и мотив выбора данной темы
— цель и задачи урока
— творческая характеристика учащегося на данный момент и наличие у него исполнительских проблем
— сообщить, в какой стадии работы находятся изучаемые на уроке произведения

.
В конце урока преподаватель подводит итоги — что удалось и насколько удалось выполнить поставленные задачи, качество выполнения заданий учеником, достигнута ли цель урока

При обсуждении открытого урока преподавателями следует учесть:
— стиль работы педагога (стимулирует обучение, воспитывает музыкой, дрессирует ученика)
— организация урока во времени, его структура и темп
— общая музыкальная грамотность и культура преподавателя
— умение четко формулировать задания и пояснять ученику способы их выполнения

На открытый урок преподаватель составляет план-конспект урока , куда входят следующие разделы:
— Дата урока
— ФИО ученика, с которым проводится урок
— Класс, инструмент
— Тема урока
— Цель урока
учебная
воспитательная
— Определение конкретных задач для достижения поставленной цели урока
— Тип урока
— Структура урока
— Ход урока (по пунктам)
— Итоги урока, домашнее задание

.
Вот что нужно учитывать при подготовке открытого урока в музыкальной школе.

.
Совсем скоро закончится лето, и начнется новый учебный год. Кроме учебной работы, преподавателям предстоит и методическая работа. Проведение открытых уроков тоже входит в обязанности педагогов. Поэтому выбирайте тему, уважаемые коллеги, и проведите открытый урок с огоньком и вдохновением, как это умеют делать преподаватели-музыканты.

.
Успехов!
С уважением, Ирина Анищенко

И напишите в комментариях под статьей — как Вы проводите открытый урок.

План - конспект открытого урока

по специальности «фортепиано» с ученицей 1-го года обучения

Выполнила: Ильина Ирина Ивановна

преподаватель по классу фортепиано

МБОУДОД «Школы искусств п. Н. Лапсары г. Чебоксары

Тема урока :

« Освоение средств музыкальной выразительности на начальном этапе обучения »

Тип урока: комбинированный

Цель урока: закрепление понятия средств музыкальной выразительности на материале изучаемых произведений.

Задачи урока:

Образовательные:

Закрепить изученные теоретические знания (штрихи, лад, темп, ритм, мелодия, динамика),

Продолжить формирование практических навыков (игра штрихами legato, staccato; работа с динамическими оттенками, исполнение произведения в заданном темпе);

Развивающие :

Развитие слуха,

Координация движений,

Активизировать образное музыкальное мышление через различные виды деятельности. Воспитывающие:

Воспитывать любовь к музыке,

Воспитывать эстетический вкус,

Воспитывать усидчивость, собранность.

Методические приемы:

Словесный, наглядный, практический;

Активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика;

Прямая и наводящая формы воздействия.

Развитие мышления

Оборудование : фортепиано, 2 стула, таблица «средства музыкальной выразительности». Рисунки, картинки, нотные пособия. Портрет К.Рейнеке и А. Пушкина. Ноутбук

Применение педагогических технологий :

Здоровьесберегающая:

Развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память, которая будет интенсивнее развиваться..

Рациональная организация урока: физкультминутка, включение игровых моментов, гимнастика для глаз, упражнения на расслабление мышц, упражнение «Радуга» и «Говорящие пальцы»

Чередование различных видов учебной деятельности (игра гамм, упражнений сменяется повторением выученных пьес и слушание музыки).

Предварительная подготовка:

Разучивание музыкальных произведений;

Работа над гаммой

Репертуарный план урока :

1. Гамма До мажор

2.М. Крутицкий «Зима»

3. К. Рейнеке «Скерцино»

4.Д. Кабалевский «Клоуны» (прослушивание)

5.П. И. Чайковский «Старинная Французская песенка» (прослушивание)

6. Г. Галынин пьесы из цикла «В зоопарке» (прослушивание)

План урока:

1.Организационный момент

2.Разминка. Упражнения, направленные свободу двигательного аппарата, пальчиковая гимнастика

3. Работа с музыкальным материалом

4.Закрепление пройденного материала – выразительные средства в музыке - с использованием игровой технологии (игра по карточкам, рисунки, картинки)

5. Итог урока

6. Домашнее задание

Ход урока:

1 . Организационный момент . Приветствие. Озвучивание темы урока, задач. Посадка за инструментом

2. Разминка .

Упражнение «Радуга»

Дуговые упражнения над клавиатурой с последующими погружениями в нее. Упражнение вырабатывает свободную ориентировку на клавиатуре и мускульное ощущение расстояния. Руки переносятся дуговым движением свободно и плавно. Можно представить себе, как прозрачная капелька катится по радуге вниз и звонко падает в глубокое озеро.

Нарисуй ее над клавиатурой, а концы радуги пусть звучат, приговаривая:

Ой ты, радуга-дуга

Под тобой лежат луга.

В небе ты повисла, словно коромысло.

Я красивую такую

В пол минуты нарисую.

Сначала рисуй правой рукой, потом левой. А теперь попробуем вместе двумя руками. Дома повторяй это упражнение.

Упражнение «Говорящие пальцы».

Запомни стишок:

Фокус-покус, трали-вали,

Едет мышь на самосвале.

Ты чего же, это, мышь,

Сверху вниз на нас глядишь?

Кыш! Кыш! Кыш!

Проговори – простучи стишок такими пальцами:

1 1 2 2 1 1 3 3

1 1 4 4 1 1 5 5

1 1 2 2 1 1 3

1 1 4 4 1 1 5

Пальчиковая игра: « Волшебный платок»


Педагог:

У меня живет проглот –
Весь платок он скушал, вот!
Сразу стало у проглота
Брюшко, как у бегемота!
Берём небольшой платок за уголок и целиком вбираем его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает. Сначала одной рукой, потом другой.

Далее проверяем знание ученицей гаммы “До мажор” каждой рукой отдельно в 2 октавы в прямом движении и двумя руками в расходящемся движении. Затем разнообразим игру гаммы с подтекстовками и в разных темпах: “Гамму я играю громко и играю хорошо”, “А теперь играю быстро – получу оценку “пять”. Сыграть гамму 1-ым и 2-ым пальцем (упражнение на подкладывание первого пальца) .

3 . Работа с музыкальным материалом .

Педагог: Какое произведение ты нам сейчас исполнишь?

Ученица: М. Крутицкий «Зима»

Педагог: Скажи, какой характер у пьесы?

Ученица: Грустный, взволнованный немного.

Педагог: Что ты себе представляешь, когда исполняешь это произведение?

Ученица:: Холодную зиму, темный лес.

Педагог : А какая природа зимой?

Ответы ученицы.

Педагог: На первый взгляд – однообразна: все снег да холод. Но ведь нет: то мороз трескучий ударит, то оттепель. А какой зимний день разный! То – сверкающий, солнечный, звонкий, то – хмурый, мягкий, тихий…

Зима, пожалуй, самое волшебное время года. Она дарит самые любимые праздники, самые веселые забавы, самые интересные сказки долгими, таинственными вечерами.
И видится зима каждому по-своему. У А.С.Пушкина она – холодная, великолепная красавица, как Снежная королева.


Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима.
Пришла, рассыпалась, клоками,
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Зима-волшебница очаровывает, околдовывает природу. Все цепенеет, замирает, застывает под ее холодным дыханием.
Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою
Чудной жизнью он блестит…

Композитор, как и поэт, изображает природу только не словами, а звуками.

Посмотреть слайды с изображением зимы.

Ученица исполняет произведение.

Педагог: как ты думаешь, композитору удалось передать образ зимы? с помощью каких музыкальных средств выразительности?

Ученица: с помощью минорного лада, медленного темпа, низкого регистра, длинных тянущихся нот

Педагог: Да, длинные половинные ноты создают ощущение застылости… Сумрачная мелодия, похожая на русскую песню, разворачивается неторопливо, звучит в низком регистре. А каким штрихом исполняется пьеса?

Ученица: legato

Педагог: один маленький мальчик сочинил слова на эту мелодию:

Вьюга на дворе

Заметает.

На окне узор

Сверкает.

Все в снегу.

Я замерз.

Подходят слова к этой музыке? Попробуй и ты дома придумать текст к этой пьесе.

Физкультминутка.

Упражнение для глаз: подвигать глазками (вправо, влево, вверх, вниз)

Упражнение на раскрепощение мышц шеи, рук, плечевого пояса: поднимаясь на носки, медленно и плавно, вместе со вздохом, поднять ненапряженные руки вверх. Затем легко развести руки в стороны и вместе с выдохом, свободно наклонившись вперед, тяжело уронить расслабленные руки вниз. Руки свободно раскачиваются, пока не остановятся.

Упражнение: свободные повороты головы (вправо, влево, вверх, вниз).

Педагог: Аня, как называется твое следующее произведение?

Ученица: Скерцино.

Педагог: А ты знаешь, что такое скерцино?

Ученица: Да. Так называется небольшое произведение шуточного характера.

Исполнение пьесы ученицей.

Педагог: Эту пьесу написал немецкий композитор и пианист, дирижер Карл Рейнеке. Он жил более ста лет назад. (Показать портрет композитора).

Педагог: Какое настроение у произведения?

Ученица: Веселое, радостное.

Педагог: Давай подробнее рассмотрим, какими красками, т.е. какими средствами музыкальной выразительности композитор передал характер в произведении.

Педагог: Аня, какие образы возникают у тебя, когда ты играешь «скерцино»?

(Ответ ученицы).

4 . Закрепление пройденного материала (выразительные средства в музыке) с использованием игровой технологии (карточки, рисунки, картинки).

Педагог: А теперь тебе будет вот какое задание. Я дам тебе послушать произведения, а ты определи, какие средства музыкальной выразительности здесь используются.

1 произведение: звучит Д. Кабалевский «Клоуны»

2 произведение: звучит П. И. Чайковский «Старинная французская песенка». Во время звучания произведений учащийся выкладывает на стол карточки со средствами музыкальной выразительности, которые, по его мнению, соответствуют данному музыкальному произведению. Далее проходит проверка и обсуждение итогов игры.

Педагог: Ты уже поняла, что можно рисовать не только красками, но также и звуками. Попробуй угадать ряд животных и показать их на картинках.

Звучит Г. Галынин «Чижик»

«Зайчик»

«Медведь»

«Лебеди»

«Слон»

5. Итог урока:

Средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, его образ. Отмечая выразительное значение тех или иных средств, целостное восприятие музыки учеником становится полноценнее, осознаннее. Важную функцию при изучении выполняют изображение и слово, они помогают детям проникнуться необходимым эмоциональным настроем. Активное переживание музыкального произведения помогает восприятию музыки и положительно сказывается на исполнении.

6. Домашнее задание:

Закрепление пьес «Зима» и «Скерцино»

Придумать слова к «Зиме»

Дома повторять упражнения «Говорящие пальцы» и «Радуга» со словами.

Педагог: На этом наш урок закончен. Спасибо за внимание!

Используемая литература:

1. Смирнова Т. И. «Фортепиано. Интенсивный курс: методические рекомендации»; М.: РИФ «Крипто-логос», 1992г.

2. А. Шмидт-Шкловская «О воспитании пианистических навыков»; М.: «Классика XXI», 2013г.

3. А. Щапов «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище»; М.: «Классика XXI», 2009г.

4. Е. М. Тимакин «Воспитание пианиста»; М.: «Советский композитор», 1984г.


1. Прослушивание программы

И.С.Бах ХТК II том Прелюдия и Фуга Соль-мажор.

Л.Бетховен Соната №14 III часть.

К.Черни Этюд До мажор.

Ф. Шуберт Экспромт Ми бемоль мажор.

Л.Жуманова Восточный танец.

Краткая оценка исполнения

2. И.С.Бах. Прелюдия и фуга Соль-мажор

1) Проверка домашнего задания:

Движение к основным, опорным звукам.

2) Способы и приемы:

- «замахи» пальцев на нижние основные звуки, добиваясь освобождения запястья от излишнего напряжения

Способ вычленения. Оставлять нужные основные звуки, вертикальное мышление

Игра пунктиром в основные звуки

Беззвучное исполнение второстепенных звуков (качание клавиш, не нажимая их)

При взятии повторяющегося звука, не отпускать больше данную клавишу и не давать ей полностью подняться во все время исполнения фигуры, а нажимать ее с половины, из полуподнятого положения, остальными пальцами играть «зацепившись» рукой за «повторяемую» клавишу, образующую как бы точку опоры игрового рычага.

3. Работа над произведением. Л.Бетховен Соната №14 III часть. Арпеджио в правой руке.

Способы и приемы:

Собрать арпеджио в правой руке в аккорды;

Медленная работа над артикуляцией пальцев, уделяя особое внимание вертикальности удара большого пальца и точности указательного;

Чередование акцентов первого и пятого пальцев укрепляют положение руки;

Специально поработать над средними пальцами, они важны для полнозвучия аккордов.

Арпеджио следует играть, ускоряя темп, изыскивая всевозможные оттенки. Гибкая кисть способствует изменению оттенков звучания: прикасаться к клавишам слегка, извлекать звук энергично. Эти поиски развивают технику, помогают одинаково свободно и легко исполнять арпеджио самого различного характера.

Чередование двух звуков в левой руке.

Добиваться звуковой и ритмической ровности путем смещения акцентов и смены метрической пульсации;

Увеличение количества звуков на один удар.

Необходимо точно ощущать доли такта, игра должна сопровождаться счетом.

4. Ф.Шуберт. Экспромт Ми бемоль мажор I часть.

Мелкая моторная техника.

Способы и приемы:

Медленная игра, работа над звуком, над его качеством;

Фразировка, найти опорные звуки, добиваться единства движения;

Избавиться от толчков, добавочных взмахов, подбрасываний локтя и запястья, вихляния плеч, головы, туловища;

При увеличении темпа достичь экономность движений: исключить высокий подъем пальцев, большие смещения руки при подкладывании 1-го пальца, поворотах, сменах позиции. Каждое лишнее движение – задержка. Чем быстрее темп – тем меньше, ближе должны быть движения;

Преувеличенно акцентировать те ноты, которые подлежат выделению или приходятся на слабые пальцы;

Учитывая сравнительную «грузность» 1-го пальца, его тенденцию «выскакивать» из ровной звуковой линии, играть им ближе, легче, тише, чем другими пальцами.

5. К.Черни. Этюд До мажор.

Л.Жуманова. Восточный танец.

Октавы. Аккорды. Глиссандо.

Способы и приемы работы над октавной техникой:

1. Первое требование – «крепкое» звучание обоих пальцев. Гибкое запястье.

2. Октавы брать чуть сбоку, словно арпеджируя от верхнего звука к нижнему. В быстром темпе этот прием порождает легкое колебательное движение предплечья и кисти от 5-го пальца к 1-му и обратно.

3. Ориентироваться на черные клавиши;

4. Применять в игре не только 5-ый палец, но и 4-ый (а если возможно, то и 3-ий);

5. Большую пользу приносит «техническая» фразировка.

Способы и приемы работы над аккордами:

1. Совершенное одновременное взятие всех звуков аккорда. Аккорд берется рукой, летящей сверху вниз не отвесно, а несколько сбоку, в направлении от 5-го пальца к 1-му, причем рука начинает «полет» в мягко-собранном положении, со свободно сближенными пальцами, раскрывающимися и крепко становящимися на свои места лишь в самый момент соприкосновения с клавиатурой.

2. Предохранять руки от «зажима».

3. Обратить внимание на середину аккордов. Именно на нее должна опираться рука как в «ползучих» аккордах, сцепленных общими звуками.

4. Арпеджированные аккорды брать не «кое-как», а «развертывая» звук за звуком, в очень равномерной и отчетливой последовательности.

5. Выравнивание звучности аккорда достигается путем слуховой тренировки. Внимательно вслушиваться в звучание каждого звука в отдельности.

6. Придавать аккордам различную звуковую окраску. Средство «окраски» аккорда является тонкая градуировка силы звуков, входящих в него.

Глиссандо – специфический вид фортепианной техники:

1. Не допускается тренировка в медленном темпе.

2. При игре меньше наклонять палец, держать его почти вертикально на протяжении всего пассажа, подставлять ребрам клавиш не мякоть пальца, а его ноготь, не погружать палец до дна начальной клавиши.

3. Начинать «скольжение» не снизу, со дна начальной клавиши, а сверху, с воздуха, издалека (то есть раньше, левее начальной клавиши), плавно опускаясь «планируя» на клавиатуру.

4. Употреблять различные пальцы – один третий, второй и третий, второй, третий и четвертый вместе, - держать руку в обычном игровом положении, то есть ладонью вниз, а не вверх; только кисть повернута вправо, к 5-му пальцу и сплющена так, что 1-ые фаланги пальцев оказываются в одной плоскости с пястью, а последние фаланги подогнуты под первые.

6. Слушание музыки (использование технических средств звукозаписи).

И.С.Бах. Прелюдия и фуга. Соль-мажор.

Л.Бетховен. Соната №14 III часть

К.Черни. Этюд. До мажор.

Задание: следить по нотам за движением и развитием музыки.

Невообразимо быстро промчалось лето. Через несколько дней начинается очередной школьный сезон. Самое время учителям музыки пополнить свои методические библиотечки свежими материалами. И наш сайт поможет вам в этом. С этой страницы вы сможете скачать новые разработки уроков музыки, методические материалы по музыкальному воспитанию. Все материалы упакованы в небольшие архивы, бес проблемно и быстро скачиваются по прямой ссылке. Пользуйтесь на здоровье, вооружайтесь новыми знаниями. Успехов вам в вашем далеко не легком труде.

«Мир музыки- прекрасный мир!» Разработка открытого урока для учащихся 2-3 классов. Скачать

«Значение формирования основ православной культуры у школьника в условиях современного образования» скачать работу.

«Угадай мелодию» (музыкально-игровая программа).Разработка позволит научить детей по слуху определять и называть музыкальные произведения. Скачать

«Детские образы в музыке.» Конспект урока содержит материал, который поможет познакомить ребят с композиторами, написавшими музыку для детей. Скачать

«Струнно-смычковая группа инструментов». Работа сформирует представление о симфоническом оркестре. Познакомит с инструментами симфонического оркестра, их тембром, звукоизвлечением. Скачать

«Построение (формы) музыки». Разработка позволит закрепить понимание, что смена частей в произведениях прежде всего связана с изменением характера музыки.Скачать

«Выразительная и изобразительная интонации в музыке.» Урок познакомит с выразительными и изобразительными возможностями, расширит знания о музыкальной интонации. Скачать

«Музыкальные инструменты.»Цель урока: закрепление теоретических знаний пройденного материала. Углубить и продолжить накопление знаний о народных инструментах. Скачать

«Русские народные праздники и песни годового календарного круга (разработка урока)». Урок по слушанию музыки для 3-его класса детской музыкальной школы позволит заложить основы культуры слушания русских народных песен. Скачать

«Путешествие через века - от классики до современности (конспект).» Урок приобщит детей к наследию мирового музыкального искусства. Скачать

«Музыкальные средства выразительности (конспект)». Работа познакомит детей с произведениями П. И. Чайковского «На тройке» через слушание и развитие творческой фантазии детей при создании картины зимы. Скачать

«Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях (конспект)». Цель: обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. Скачать

«Великий дар творчества. Преобразующая сила искусства (разработка урока)». Урок позволит раскрыть значение понятия «дар творчества», сформировать представление о преобразующей силе музыки. Скачать

«Музыкальная азбука (разработка урока).» Цель: обучить правильному написанию нотного стана, скрипичного ключа, расположению нот, с помощью игры привить интерес к музыке. Скачать

План-конспект открытого урока преподавателя фортепианного отделения «Педагогические взгляды Карла Черни». Занятие позволит вспомнить основные педагогические принципы К. Черни. Скачать

Разработка урока по музыке на тему «Методы и приемы развития эмоциональной отзывчивости в работе над произведениями крупной формы. Целью урока является развитие и совершенствование методов и приемов эмоциональной отзывчивости в работе над произведениями крупной формы.

Последние материалы раздела:

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...