Т и в проживают вместе. Контрольно-учётный материал по обществознанию

Каждому из вас хотя бы раз в жизни доводилось звонить незнакомому человеку или в какое-либо учреждение, организацию и т. п. Для некоторых людей телефонный разговор с незнакомцем практически ничем не отличается от беседы с родителями, близкими, друзьями или знакомыми. Но есть люди, которые во время разговора по телефону с незнакомыми людьми начинают чувствовать волнение, неуверенность, внутренний дискомфорт.

Боязнь разговора по телефону — весьма распространенное явление. В реальной жизни человек может быть уверенным, общительным, но как только ему приходится набирать чей-то незнакомый номер, он начинает смущаться, комкать слова, невнятно разговаривать.

Телефонофобия — новый вид страхов

Такое поведение означает наличие страха перед телефоном. В психологии эта фобия называется телефонофобией.

Причины появления страха

Психологи в один голос утверждают, что боязнь телефона вовсе не является психологическим заболеванием. Это – всего лишь невроз, небольшой стресс для организма, вызванный волнением от предстоящего разговора. Но если боязнь телефонных звонков не считается болезнью, то возникают следующие вопросы: почему это вызывает у нас страх, и как от него избавиться.

Причины появления данной фобии могут быть самые разные, для каждого они индивидуальны. Но самыми распространенными являются следующие:

  • Часто, звоня незнакомцам, люди боятся, что им нахамят. Когда вы кому-то звоните, вы рассчитываете, что с вами будут говорить спокойно, лояльно, но никак не грубо.
  • Получив в ответ на вежливое обращение негатив, сразу появляется чувство обиды, оскорбления и разочарования.
  • Многие страдают заниженной самооценкой. Такие люди считают, что они не умеют выражать свои мысли, правильно формулировать предложения и непонятно говорят.
  • Поэтому они боятся телефонных разговоров. При общении они путают фразы, теряют смысл разговора, часто появляются неловкие паузы. Из-за этого у таких людей пропадает желание говорить по телефону.
  • Если человек не может долго концентрировать внимание на чем-либо, то для него будет свойственен страх разговора по телефону. Ведь во время беседы он будет постоянно отвлекаться на посторонние темы и терять суть разговора. По утверждению психологов, сниженный уровень концентрации характерен для людей с дефицитом внимания.
  • Получив однажды неприятные известия по телефону, у человека может появиться телефонофобия. После пережитого стресса он начнет ассоциировать телефон с плохими новостями, и каждый раз, когда раздастся звонок, он будет бояться отвечать на вызов, думая о том, что снова услышит печальное известие.

Неприятная новость по телефону

Все эти причины связаны исключительно с психологическим состоянием людей, а не с физическими отклонениями. Из-за этих факторов страх звонить по телефону сопровождается неприятными мыслями и негативными эмоциями. Только одна мысль о предстоящем звонке может вызвать эмоциональное напряжение.

Чтобы избавиться от фобии телефонных разговоров, психологи проводят специальные тренинги, на которых учат страдающих от этой проблемы людей, как успокоиться и перебороть страх. Можно и самостоятельно решить эту проблему, но понадобится терпение и упорство, чтобы работать над собой, а главное – желание.

Как побороть страх

В наше время телефон стал одним из самых простых способов обмена информацией. Ведь так мы можем связаться с людьми в любое время и независимо от того, как далеко мы от них находимся. Но если мы будем бояться разговаривать по телефону, то мы просто усложним себе жизнь. Поэтому нужно научиться справляться с этой проблемой.

Есть много способов в борьбе со страхом телефонных разговоров, но чтобы решить проблему, нужно, прежде всего, настроить себя на положительный результат. Помните, что незнакомому человеку, которому вы звоните, нет никакого дела до вас. Он поговорит с вами, ответит на вопросы, а потом положит трубку и забудет про своего собеседника. Поэтому не стоит бояться переговоров с незнакомцами, и нет никакого смысла напрасно переживать перед таким кратковременным обменом информацией.

Важной составляющей успешной борьбы с фобией является психологический настрой.

Преодоление страха телефона

Когда мы говорим по телефону, мы не можем видеть эмоции нашего собеседника, и часто по голосу невозможно понять, как он реагирует на сказанные нами слова. Чтобы легче было проводить телефонные переговоры, нужно представить, что ваш собеседник находится рядом с вами. И старайтесь всегда говорить мягко, вежливо, с улыбкой, тогда получите взаимную отдачу от человека по другую сторону телефонной линии.

Разные причины страха мешают нам собраться с мыслями и сделать телефонный звонок. Чтобы побороть волнение, недостаточно просто уговорить себя сделать вызов и переубедить, что в этом нет ничего страшного. С первого раза это не поможет вам успокоиться, нужно практиковаться в этом. А вот зарядиться положительными эмоциями – всегда действенный способ. Для этого нужно расслабиться, подумать о чем-нибудь хорошем, представить, что вы уже успешно совершили звонок, а можно придумать какое-нибудь вознаграждение для себя после телефонного разговора – пирожное, конфету, что угодно.

Правила успешного разговора

Чтобы боязнь телефонных разговоров не мешала вам позвонить по важным делам, существует несколько правил, которые помогут успешно совершить переговоры, несмотря на волнение.

  1. Перед тем как набрать неизвестный номер, представьте себе собеседника: как он выглядит, во что одет, где он сидит и что делает. Представьте, что он такой же, как и вы, обычный человек и нечего его бояться. Для начала можно позвонить родственникам или друзьям, чтобы успокоиться.
  2. Очень важно заранее продумать разговор, лучше составить план и написать необходимые реплики. Часто от волнения можно растеряться и даже забыть элементарные фразы типа «Здравствуйте, я такой-то», «Меня зовут так-то», «Я звоню по такому-то вопросу». Листок с пометками поможет вам сконцентрироваться, правильно и последовательно вести разговор. Можно во время звонка записывать услышанную нужную информацию.
  3. Если во время разговора вы не знаете, что сказать, просто слушайте собеседника и иногда поддакивайте ему. Так, у него сложится впечатление, что вы в теме.
  4. Сосредоточившись на его речи, вы перестанете судорожно мыслить о том, как поддержать диалог. К тому же полученная от незнакомца информация может натолкнуть вас на вопросы или ответный монолог.
  5. Психологи советуют прорепетировать речь перед звонком. Можно записать разговор на диктофон или провести пробную беседу со знакомым вам человеком. Делать это нужно до тех пор, пока ваша речь не станет четкой.
  6. Рекомендуется также продумать возможные вопросы к вам и заранее подготовить на них ответы. Это придаст вам уверенность в том, что вы сможете правильно вести диалог и не поставите себя в неловкое положение.

Если вы будете придерживаться этих простых правил, то сможете побороть страх телефонного звонка и успешно общаться с незнакомыми людьми.

Умение слушать важно при телефонофобии

Главное, что от вас требуется – желание и постоянная тренировка. Чем чаще вы будете звонить по телефону, тем быстрее вы осознаете, что в этом нет ничего страшного. Повторяя постоянно один и тот же разговор, вы добьетесь того, что он станет для вас привычным, обыденным, и сам телефонный звонок не будет для вас неизвестностью.

Если же длительная работа над собой не дает никаких результатов, то следует обратиться к психологу. Он выяснит причины этого страха и поможет справиться с ним.

Не стесняйтесь говорить о своем страхе, такая проблема существует у многих людей, не только у вас. И если вы будете бездействовать, то эта небольшая проблема станет причиной постоянных стрессов и усложнит вам жизнь.

Как привыкнуть к телефонным звонкам

Если привыкнуть к разговорам по телефону с неизвестными людьми, то эта фобия быстро исчезнет. Но одно дело звонить в такси, кинотеатр, заказывать еду на дом и т. п., а вот звонить работодателю, деловому партнеру, в банк или какую-нибудь другую серьезную организацию намного сложнее. Для этого нужно понять и принять некоторые факты и научиться справляться с эмоциями.

Борьба с волнением

Перед важным разговором на человека обычно нападает волнение. Ваши испуганные глаза и дрожащие руки собеседник не увидит, а вот по голосу легко можно определить, что вы переживаете. Уверенного в себе и испуганного человека обычно воспринимают и оценивают по-разному. Если вы будете бояться, о вас может сложиться не самое лучшее мнение. Поэтому нужно научиться успокаиваться.

Надежным средством в борьбе с волнением являются физические упражнения. Приседания или отжимания от пола помогут вашему организму перестроиться на другие задачи. А когда вы отдохнете, можете совершить нужный вызов. Для успокоения нервов придумали антистрессовые кубики, мячики и разные другие предметы. Можно крутить или мять их в руке во время разговора, это тоже снизит волнение.

Антистрессовые кубики помогают при волнении

Принятие очевидного

Обычно, когда мы звоним кому-то по телефону, мы хотим, чтобы нас воспринимали как умных, серьезных людей. Мы опасаемся показаться глупыми, некомпетентными, боимся опозориться и поставить себя в неловкое положение. Порой, когда мы говорим не как в повседневной жизни и стараемся казаться умнее, чем мы есть на самом деле, мы выглядим еще глупее и нелепее.

Нужно понимать, что невозможно знать и разбираться во всем, людям свойственно ошибаться. Поэтому не бойтесь сказать, что вы чего-то не поняли, не стесняйтесь переспрашивать и задавать вопросы. Ваша заинтересованность не означает, что вы ничего не знаете, наоборот, покажет вашему собеседнику, что вы пытаетесь вникнуть в суть разговора.

Быть готовым ко всему

Ситуации и люди, которым вы звоните, могут быть самыми разными. Вы можете позвонить в неподходящее время, и нужный вам человек может оказаться в плохом настроении, быть раздраженным, уставшим, слишком занятым, плохо себя чувствовать. В этикете существуют правила разговора по телефону с незнакомыми людьми. Те, чья профессия обязывает часто совершать звонки, должны придерживаться этих правил, но не всегда у них это получается.

Вы должны смириться с тем, что вам могут нагрубить, не ответят на ваши вопросы или вовсе не захотят разговаривать.

Не имеет значения, по какой причине и кому вы звоните: то ли вы обзваниваете разных людей, потому что это ваша работа, то ли вам звонят из каких-либо организаций. В обоих случаях вы должны быть готовы услышать любой ответ и не ставить крест на телефонных разговорах после неудачного звонка.

Заключение

Проблема боязни телефонных разговоров может стать помехой в решении многих повседневных вопросов, поиске работы, самой работе, получении необходимой информации. Нужно побороть в себе этот страх. Для этого психологи разрабатывают различные методики, дают множество советов и помогают в решении этой проблемы. Но самым эффективным способом борьбы со страхом перед телефоном является практика и опыт. Чем чаще вы будете совершать телефонные звонки неизвестным людям, тем быстрее вы научитесь справляться с волнением, переживанием и привыкнете к подобным разговорам.

Каждый раз когда надо позвонить незнакомому человеку, а уж тем более в организацию вы чувствуете неуверенность, внутренний дискомфорт, язык начинает предательски комкать слова и заикаться, а это значит вы из тех кто боится телефонных переговоров.

Я тоже когда-то боялась , мне было страшно даже подумать о необходимости набрать чей-то номер и сказать невидимому абоненту, что мне чего-то от него надо. (в живую мне всегда было проще общаться).

Так продолжалось достаточно долго, пока я не поменяла место работы.
Приход в новую фирму означал для меня каждодневные телефонные переговоры, общение с рядовыми клерками, с их начальниками, президентами компаний, адвокатами, да с кем угодно, каждый божий день и в огромном количестве.

Кто бы знал, чего мне это стоило , каждый поход на работу вызывал чувство напряжения, каждый звонок оборачивался сбитым дыханием и покалыванием по коже.
Так могло бы продолжаться и дальше, но учиться надо было быстро,и мне пришло в голову разложить свой страх на части и взять себя в руки .

Для начинающего бизнес консультанта звонки по телефону - новое дело. Так уж наш мозг устроен, что на уровне инстинкта защищает хозяина от всего неизвестного и включает страхи. Страх рассказать о себе и предложить бизнес - это нормально. То, чего мы боимся, кажется непомерно трудным, а то, что трудно откладываем на потом и не делаем.

Как в школе, помните? Уроки потом, готовиться к экзаменам потом. Не сделанная работа копится, совесть грызет, сила намерения ослабевает… Кончается бизнес. Я не буду рассказывать, как правильно составить скрипт и сделать звонок. Я поделюсь своими секретами, как перестать бояться делать звонки. Наставник говорит, что я хорошо это делаю. Все очень просто.

Подумайте о звонках вот так: «Я хочу» - «Я могу» - «Я действую» - «Я получаю»

Посмотрим, как это работает? Однажды коллега подарила мне магнитик, на котором нарисована чудесная чашечка кофе и надпись «Меня невозможно остановить, если я смогу начать». Надо сделать первый шаг. Фу… опять это слово надо. Кому надо? Мне надо. А зачем? Мне не надо, я боюсь звонить. Вместо «Хочу» с детства запечатлелось в подсознании «надо». А кому надо чтобы ребенок не лез туда, куда не надо? Ребенок и гражданин должен быть послушным, а чего он хочет никого не интересует. Но вас то - это интересует! Какие у вас мечты? А цели? Когда цель - через «Хочу» - получаешь драйв и кайф, и человек реализуется.Самая большая проблема. Со звонками также.

Прежде чем делать звонки снова, на 1 минуту вспомните про свое «Хочу» и проговорите его

Вы действительно хотите перемен? Или сойдет как раньше? Друзья поверьте, что вы не тот человек каким привыкли считать себя. Каждый человек алмаз, свет которого предназначен светить миру. Садитесь делать звонки только с этой установкой про себя. Вы уникальны. Вторая установка - вы четко понимаете, чего хотите и помните об этом всегда, когда беретесь за телефон. Помните про морковку на удочке перед осликом? И все, ослик хочет морковку и бежит. Раз этого хотите вы, значит и другие хотят, осталось найти друг друга. С «Хочу» разобрались.

Разберемся с «Могу»

Если бы мы были сейчас на тренинге, и я спросила вас (меня так однажды спросили): «Поднимите руку, кто думает, что не может управлять компанией Газпром?» Вы бы подняли или нет? Я подняла. Речь идет о наших ограничивающих убеждениях. Ограничивающие убеждения это мысли, препятствующие, нашим действиям. Они похожи на клетку, в которую мы сами себя загнали и уже не можем вырваться. Можем. Меняем мировоззрение. К сожалению, они тоже из предыдущего жизненного опыта.

Нас с детства учат в мире плюсов видеть только минусы. Поменяйте ограничивающие убеждения «Никому это не надо» на поддерживающие «Люди ищут возможности и поэтому ждут моего звонка». Найдите свои ограничивающие убеждения, подумайте над ними хорошенько, поменяйте и запишите. Результаты этой работы вас удивят. Вы будете находиться в отличном ресурсном состоянии. Звонки больше не будут проблемой, потому, что дальнейшие действия становятся осознанными и направленными на исполнение мечты. Не сомневайтесь ни минуты, действуйте.

Теперь о «Действую»

Здесь есть третий секрет и заключается он в том, чтобы любить процесс. У всех есть увлечения или хобби, кто - то любит кататься на коньках, кто то - то плавать, шить, проводить время с ребенком, да все что угодно, мы все разные. Я люблю бегать. Почему мы это делаем? Мы это любим делать, в эти моменты мы счастливы. Именно в то время когда мы ищем своих ключевых людей мы и двигаем свой бизнес. Движется бизнес, есть результат, и мы счастливы.

Вы хотите быть счастливым? Действуйте. Когда долго собираетесь, возвращайтесь к «Хочу» и «Могу», а еще, прежде чем звонить по скрипту, просто позвоните хорошему человеку (подруге, коллеге, любимому) и просто начните говорить, заканчивайте разговор с улыбкой и с улыбкой начинайте делать звонки по бизнесу. Сделаете, получите результат, и будет вам хорошо!

Разумеется, функция звонка сейчас уже не так важна в телефоне, как прежде, можно отправлять сообщения и переписываться в социальных сетях. Тем не менее полностью избежать звонков все равно нельзя. Всегда есть ситуации, в которых нужно позвонить, к примеру, иногда собеседование проходит по телефону, иногда нужно уведомить об опоздании. Число людей, для которых это становится проблемой, постоянно растет.

Необычная проблема

Для некоторых звонки — это вполне обычная ситуация. Других мучает боязнь телефона, им трудно поднять трубку, они заранее репетируют, что скажут, набирают номер трясущимися руками и страдают от панического страха, слушая гудки. Это нормально! Психологи объясняют, что ненависть к звонкам еще не означает проблем с коммуникацией. Есть люди, у которых все в порядке с общением, они просто опасаются звонков. К тому же количество таких людей все увеличивается, а число звонков, которые нужно совершить за день, сокращается. Это значит, что положение дел не такое уж и критическое. Так или иначе, телефон по-прежнему нужен для самых разных повседневных дел. Стоит преодолеть свой страх, а для начала нужно понять, откуда он вообще возникает.

Вы не знаете, о чем думает другой человек

Возможно, вы слышали о том, что более девяноста процентов коммуникации происходит невербально. Это не совсем точная статистика, но идея верная: слова — это лишь малая часть того, как мы доносим свои мысли. Влияет и множество других особенностей, к примеру, выражение лица, язык тела, жесты. Все это можно увидеть только тогда, когда разговариваешь лицом к лицу. Когда же вы разговариваете по телефону, слышно исключительно голос. Это может вызывать у некоторых людей нервное напряжение. Иногда совершенно безобидная фраза может казаться напряженной, хотя на самом деле ее произносили с улыбкой.

Сложности восприятия

По телефону труднее не только понять, что говорит другой человек, но и ощутить уверенность, что вы знаете, что вас поняли. Когда мы разговариваем, мы используем различные выражения лица. К примеру, поднятые или нахмуренные брови могут показывать, что вы внимательно слушаете. По телефону этого не видно, и разговор приходится вести наугад, не зная, все ли в порядке. Это может приводить к неловкости.

У вас ограниченное время

Еще одна причина, по которой звонки пугают людей, — ограниченное время. Когда вы пишете сообщения, в них тоже нет никаких невербальных составляющих. Зато время на вашей стороне, вы можете собраться с мыслями, отредактировать свой текст, обдумать его, перед тем как отправить. Во время звонка по телефону у вас такой возможности нет, вы должны думать на ходу, и каждое слово имеет значение. Разумеется, вы можете исправить свои слова и извиниться, но эффект уже не тот, вы уже высказали неверную мысль. Все паузы тоже обретают большое значение. При общении с глазу на глаз вы видите, когда человек раздумывает и отвлекается. Когда вы разговариваете по телефону, любая пауза пугает и заставляет задумываться, что что-то не так. Кроме того, звонки требуют больше времени, чем сообщения. Сообщениями можно обмениваться, занимаясь при этом чем-то другим, а вот звонок требует полного внимания. Из-за этого телефонный звонок начинает восприниматься как проблема, с которой приходится просто мириться.

Вам кажется, что вас оценивают

В каком-то смысле вы правы. Если вы хоть раз делали звонок в компании других людей, вы знаете, как неловко может быть разговаривать, пока вас слушают. Когда вы разговариваете лицом к лицу, посторонние воспринимают одинаково вас обоих. Если же вы разговариваете по телефону, все внимание сконцентрировано только на вас. Вы единственный человек, который говорит, поэтому эта ситуация неизбежна. К тому же исследователи установили, что половина диалога, беседа, в которой вы слышите лишь одну сторону, кажется более отвлекающей, чем обычный разговор. Впрочем, иногда причина не в людях вокруг, а в человеке, с которым вы разговариваете по телефону. Никто не любит быть предметом оценки окружающих. Люди очень социальные, так как их выживание зависит от окружающих, так что оценивание естественным образом вызывает огромный стресс. Это тот же процесс, как и при выступлении перед публикой, прохождении собеседования на работу и других ситуациях такого рода. Люди боятся, что не смогут справиться с поставленной задачей.

Слишком сильный самоконтроль

Особенно остро проблема с оценкой стоит в случае разговора с партнером. Человек боится, что он расстроит или подведет своего избранника, что разговор как-то повлияет на отношения. В конце концов, если неловкой была беседа с сотрудником справочной службы, вы больше никогда не услышите об этом человеке. В беседе с близкими людьми все иначе. Из-за этого человек начинает контролировать себя слишком сильно, сознательно подстраивая свое поведение под сложившуюся ситуацию. Если вы контролируете себя слишком сильно, разговор может стать еще более неловким, проблема обострится. Вы будете фокусироваться только на себе и на своем поведении, стараясь избежать неловкой ситуации. В результате на собеседника вы внимания не обращаете, и поддерживать связный разговор становится сложно.

Вы просто разговариваете по телефону редко

Это простейшая причина, но и она встречается чаще. Многие люди в наши дни разговаривают по телефону достаточно редко. Отсутствие опыта вызывает волнение. Люди понимают, что такое сообщения и какие использовать смайлики, а вот общение по телефону им незнакомо, и правил, связанных с ним, они просто не знают. Это как если бы пенсионер пытался начать пользоваться социальной сетью: ему было бы неловко, потому что он не знает, в чем суть происходящего. Когда вы разговариваете с человеком лицом к лицу, вы используете интуицию. Беседа по телефону требует знания определенного этикета. Вам нужно знать, как правильно переходить от представления себя к сути разговора, где делать паузы, как завершать беседу. Все это требует некоторой практики.

Как справиться со своей боязнью?

К сожалению для многих, лучшим способом справиться с боязнью телефонных звонков является регулярная практика. Считайте, что это способ тренировки: чем больше вы звоните, тем проще вам это делать. Подходите к звонкам с особой точки зрения, стратегически преобразите то, что думаете перед звонком. К примеру, если вы боитесь побеспокоить человека, подумайте о том, что по-настоящему занятой человек просто не будет снимать трубку. Если боитесь запутаться в словах, подумайте о своей ошибке заранее. Поймите, что ваш собеседник разговаривал за день не только с вами и наверняка уже слышал оговорки и до вас. То, что вам кажется огромной проблемой, даже не привлечет внимания другого человека. После этого можете попробовать ставить перед собой конкретные цели. К примеру, попробуйте позвонить кому-то и нормально разговаривать пять минут. Не стоит ставить слишком расплывчатую цель, к примеру, планировать просто не звучать слишком взволнованно по телефону. Это невозможно оценить объективно. Ключ к успеху заключается в том, чтобы начинать с малого и постепенно двигаться к более сложным задачам. Если вы боитесь разговаривать, начинайте с тех звонков, у которых будет более четкая и формальная структура, к которой можно заранее записать черновик. Попробуйте проговорить некоторые ключевые фразы вслух. В таком случае вы с легкостью сможете набрать номер и с уверенностью начать разговор.

«УТВЕРЖДАЮ» «СОГЛАСОВАНО»

Директор Федерального Председатель Научноинститута педагогических методического совета ФИПИ измерений по обществознанию

Демонстрационный вариант КИМ 2009 г.

подготовлен Федеральным государственным научным учреждением

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2009 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2009 –2)

Единый государственный экзамен по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Пояснения к демонстрационному варианту

При ознакомлении с Демонстрационным вариантом 2009 года следует иметь в виду, что задания, включённые в демонстрационный вариант, не отражают всех вопросов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2009 году . Полный перечень вопросов, которые могут контролироваться на едином государственном экзамене 2009 года, приведен в кодификаторе, помещённом на сайте www.fipi.ru .

Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику ЕГЭ и широкой общественности составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, их форме, уровне сложности: базовом, повышенном и высоком. Приведённые критерии оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом (тип «С»), включённые в этот вариант, позволят составить представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа.

Эти сведения позволят выпускникам выработать стратегию подготовки и сдачи ЕГЭ в соответствии с целями, которые они ставят перед собой.

© 2009 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Единый государственный экзамен по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Демонстрационный вариант 2009 г.

Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по обществознанию даётся 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 44 задания.

Часть 1 включает 30 заданий с выбором ответа. К каждому заданию даётся 4 ответа, из которых только один правильный.

Часть 2 состоит из 6 заданий, на которые надо дать краткий ответ в виде числа, слова, словосочетания или последовательности букв. Часть 3 включает 8 заданий с развёрнутым ответом. Эти задания требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование, высказать и аргументировать собственное мнение). Выполняя последнее задание работы, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то вы можете вернуться к пропущенным заданиям.

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания даётся от одного до четырех баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!


Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1–А30) поставьте знак « × » в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

Какой из примеров иллюстрирует взаимодействие природы и общества?

1) отношения людей в процессе материального производства 2) подсечно-огневое земледелие восточных славян

3) проповедническая деятельность религиозных организаций 4) этнографические исследования

Что из перечисленного характеризует современное западное общество?

1) аграрный тип общества

2) неразвитость институтов частной собственности

3) особая ценность человеческой индивидуальности 4) преобладание коллективистских форм сознания

Под культурой в наиболее общем смысле понимается

1) уровень воспитанности

2) вся преобразовательная деятельность человека

3) производство материальных ценностей 4) художественное творчество

Страна А. с населением в 15 млн. человек расположена в Южном полушарии. Какая дополнительная информация позволит судить о принадлежности А. к обществам традиционного типа?

1) Основу хозяйства страны составляет аграрное производство.

2) В стране проживает многонациональное население.

3) Слабо развита сеть услуг.

4) Верховная власть в стране передается по наследству.

Верны ли следующие суждения о развитии современной культуры?

А. Интернационализации культуры способствуют мировое разделение труда и возросшая мобильность населения.

Б. Интернационализации культуры способствуют научно-технический прогресс и развитие информационных технологий.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

И человек, и животное

1) свободно определяют цель своего поведения

2) имеют индивидуальные интересы

3) осознают свою уникальность

4) зависят от природных условий

Артисты музыкального театра играют классический спектакль. Субъектом этой деятельности являются

2) исполнители

3) музыкальные инструменты 4) зрители

Экономическую сферу жизни общества характеризует

1) миграция сельского населения

2) межнациональная интеграция

3) разделение труда

4) социальная дифференциация

Экономические системы различаются

1) объемом государственных расходов

2) степенью вмешательства государства в экономику

3) масштабами социальной поддержки населения 4) разнообразием природных ресурсов

Если рыночные цены на товары и услуги повышаются, то

1) растет безработица

2) производители увеличивают предложение

3) снижается минимальный размер оплаты труда 4) сокращается неравенство доходов населения

Рассмотрите диаграмму «Статьи доходов в бюджете страны Ф. в млрд. $».

Какой вывод можно сделать на основании данных диаграммы?

1) в 90-е годы XX в. в бюджете страны Ф. наименьшую долю составляли налоговые доходы

2) в стране Ф. во второй половине XX в. наибольшую долю составляли доходы от внешнеэкономической деятельности

3) бюджет страны Ф. в 50-е гг. XX в. в основном пополнялся за счет доходов от продажи государственного имущества

4) в 50-е годы XX в. налоговые доходы составляли большую часть бюджета страны Ф.

Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?

А. Действие рыночных законов способствует эффективному распределению ресурсов производства.

Б. Государство в условиях рыночной экономики может оказывать поддержку социально незащищенным слоям населения.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


A16 Примером горизонтальной социальной мобильности является

1) получение очередного офицерского звания

2) перевод на новую, лучше оплачиваемую должность

3) выход на пенсию

4) переезд в другой город

Т. и В. проживают вместе, имеют общего ребенка. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что этот союз с юридической точки зрения является семьей?

1) Они совместно владеют квартирой.

2) Т. и В. живут вместе уже 15 лет.

3) У них общий бизнес по предоставлению туристических услуг.

4) Отношения Т. и В. зарегистрированы в органах ЗАГС.

Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека?

А. Социальная роль определяет модель поведения в той или иной ситуации.

Б. Все социальные роли формально закрепляются за человеком.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Что характерно и для мажоритарной, и для пропорциональной избирательных систем?

1) выдвижение кандидатов списками от политических партий

2) создание одномандатных избирательных округов

3) формирование единого общенационального избирательного округа 4) тайная подача голосов избирателей во время голосования

Парламент страны П. формируется из представителей основных политических партий, которые смогли преодолеть семипроцентный избирательный порог. Подберите из приведенных ниже признаков еще один, характерный для избирательной системы страны П.

1) Депутаты представляют весь спектр существующих в стране партий.

2) Места в парламенте распределяются в соответствии с количеством голосов избирателей, которое партия получила на выборах.

4) Политические партии не играют существенной роли при выдвижении кандидатов.

Гражданским правонарушением является

1) дача взятки должностному лицу

2) пропуск занятий без уважительной причины

Какая ситуация является примером семейных правоотношений?

1) мать с дочерью выиграли приз в лотерее

2) отец с сыном были оштрафованы за переход улицы в неположенном месте

3) супруги оформили развод

4) сын устроился работать в семейную фирму

Верны ли следующие суждения о возникновении правоспособности и дееспособности?

А. Правоспособность и дееспособность у юридических лиц возникает в момент регистрации юридического лица.

Б. Правоспособность физического лица возникает в момент получения паспорта.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Часть 2

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 рядом с номером задания (В1–В6), начиная с первой клеточки. Ответ необходимо давать в виде слова (словосочетания), последовательности букв или цифр без пробелов и знаков препинания. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными образцами .

Ниже приведены качества, присущие человеку. Все они, за исключением одного, имеют социальную природу.

Свобода, наследственность, интересы, убеждения, сознание, ответственность .

Найдите и укажите качество, «выпадающее» из общего ряда.

Ответ: _________________________ .

B3 Установите соответствие между правоотношением и соответствующей

Ему отраслью права: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРАВООТНОШЕНИЕ ОТРАСЛЬ ПРАВА

А) Установление денежной единицы РФ 1) конституционное

Б) Определение полномочий Председателя 2) административное Правительства РФ

В) Нарушение требований промышленной безопасности

Г) Нарушение правил рыбной ловли

Д) Установление политического режима

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1)Для того, чтобы определить, как россияне относятся к богатым, был проведен опрос. (2)Установлено, что 46% представителей молодежи относятся к богатым людям с интересом, уважением и в чем-то даже сочувствуют. (3)44% представителей старшего поколения воспринимают «разбогатевших» людей с раздражением. (4)Результаты данного опроса, на наш взгляд, вряд ли отражают мнение всех россиян.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Понятие «_______________(1)» получило распространение с конца 1960-х гг. Так принято называть проблемы, носящие _______________(2) характер. Они затрагивают интересы каждого народа и каждого человека, их решение возможно только совместными усилиями всех людей. От того, в каком направлении будет осуществляться их решение, зависит ______________(3) человечества как биологического вида. В этих проблемах также проявляется ____________(4) социальных и природных основ жизни общества и отдельного человека.

Одна группа проблем связана с отношениями между государствами. Устранение ______________(5) экономического развития, сохранение мира – это одновременно и решение проблемы здоровья людей, и проблемы качества освоения природных ресурсов. Остановка _____________(6) также предотвращает загрязнение природной среды в планетарном масштабе».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово

(словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) выживание

Б) общественный

В) глобальные проблемы

Г) гонка вооружений

Д) неравномерность Е) глобализация

Ж) общечеловеческий

З) динамичность

И) неразрывность

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.

Часть 3

Для ответов на задания этой части (С1–С8) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем развернутый ответ на него.

Количество баллов, выставляемых за задания части 3, зависит от полноты и правильности вашего ответа. Оцениваться будет и полный правильный, и частично правильный ответ.

Прочитайте текст и выполните задания С1–С4.

(Б.Н. Чичерин)

Некоторые думают, что парламентское правление начинается сразу после избрания тех или иных партийных представителей в органы власти. Разделяет ли это мнение автор? Подтвердите ответ словами текста и приведите пример, подтверждающий справедливость данного суждения.

Понятие «личность» подразумевает прежде всего те качества, которые сформировались у человека в процессе жизни под влиянием общения с окружающими. Конкретизируйте это «книжное» утверждение с помощью трех примеров влияния социального окружения на человека. (В каждом из трех случаев назовите качество и укажите, под влиянием чего оно сформировалось).

В ходе социологического опроса 2007 г. (Левада-Центр) 1600 россиянам предлагалось ответить на вопрос о равноправии женщин и мужчин в современной России. Полученные результаты (отдельно по ответам двух групп: мужчины и женщины) представлены в графическом виде.

Выберите одно из предложенных ниже высказываний.

Опираясь на обществоведческий курс, раскройте смысл выбранного высказывания и изложите свою точку зрения на выдвинутое автором положение (отношение к нему). Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Выполняя задание, используйте знания , полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия , а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт .

В бланке ответов 2 запишите полный номер задания (например, С8.5), выбранное высказывание, а затем развёрнутый ответ.

Инструкция по проверке и оценке работ учащихся по обществознанию

Часть 1

Каждое правильно выполненное задание части 1 оценивается одним баллом.

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

Часть 2

Задания части 2 оцениваются: (В1 – В2) – один балл, (В3 – В6) – два балла (2 балла: нет ошибок; 1 балл: допущена одна ошибка; 0 баллов:

допущены две и более ошибок).

КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ

Внимание! При выставлении баллов за выполнение задания в «Протокол проверки ответов на задания бланка № 2» следует иметь в виду, что, если ответ отсутствует (нет никаких записей, свидетельствующих о том, что экзаменуемый приступал к выполнению задания), то в протокол проставляется «Х» , а не «0». При использовании технологии «КРОК » в подобной ситуации используется знак «–», а не «Х ».

Часть 3

Задания части 3 оцениваются от двух до четырех баллов. За правильное выполнение заданий С1, С4, С5 присваивается 2 балла; С2, С3, С6, С7 – 3 балла, С8 – 4 балла. Максимально возможный балл за всю работу – 62.

Прочитайте текст и выполните задания С1 – С4.

Мы уже говорили о необходимости партий в представительном порядке, о выгодах и невыгодах, проистекающих из их борьбы. Политическая свобода призывает общественные силы к участию в государственных делах. В силу этого политическое движение происходит здесь не иначе, как посредством взаимодействия тех разнообразных течений и направлений, на которые разделяется общество. Здесь лежит главный источник политической жизни в конституционных государствах.

Партии естественно возникают на почве общественного мнения. Необходимость дисциплины и организации для совокупного действия превращает неустроенную массу свободных случайных мыслей в более или менее крепкие и прочные силы, способные быть субъектами политических действий.

При организованных партиях есть возможность рассчитывать, действовать, направлять разрозненные стремления к общей цели, чем партии устойчивее, чем больше они срослись с историей народа, более определилась их программа, тем правильнее течет политическая жизнь, основанная на свободе. Наоборот, там, где партия представляет только смутное брожение бесконечно разнообразных направлений, там из политической свободы дается один хаос. С другой стороны, только при политической свободе могут образовываться настоящие партии, ибо только тогда появляется возможность и необходимость действовать сообща на политическом поприще, достигать известных целей постоянными и совокупными усилиями многих. Но одной свободы для этого недостаточно; необходимо, чтобы в обществе существовали нужные для партий элементы, чтобы развит был политический смысл, чтобы определились основные направления, чтобы люди группировались около некоторых созданных ими начал, наконец, чтобы выработались политические нравы, которые создаются всякой общественной деятельностью, требующей совокупных усилий. Одним словом только созревшее общественное мнение рождает настоящие политические партии. И при этих условиях они возникают не вдруг, а слагаются медленно, в политической борьбе, должны пройти через многие испытания прежде, нежели получат надлежащую крепость и силу. Поэтому не надо думать, что с установлением представительного порядка немедленно водворяется парламентское правление. Оно невозможно, пока партии не накопили опыта работы и не доказали свою способность управлять государством.

(Б.Н. Чичерин)


Ответ :

Укажите с опорой на текст любые четыре условия превращения политических партий в «субъекты политических действий».

Ответ :

C3 Какими словами автор характеризует организованные и неорганизованные партии в обществе? (Выпишите по одному авторскому суждению, характеризующему каждую из этих групп партий). Приведите подтверждающий авторскую характеристику пример деятельности одной из существующих (или существовавших) организованных партий.

Ответ :

Баллы

1) хар

актеристика организованных и неорганизованных партий:

«При организованных партиях есть возможность рассчитывать, действовать, направлять разрозненные стремления к общей цели, чем партии устойчивее, чем больше они срослись с историей народа, более определилась их программа, тем правильнее течет политическая жизнь, основанная на свободе»;

«Там, где партия представляет только смутное брожение бесконечно разнообразных направлений, там из политической свободы дается один хаос».

2) пример деятельности партии, например:

− В США действуют уже более полутора столетий крупные партии республиканцев и демократов, программы которых развиваются вместе с развитием страны, отображая интересы избирателей.

Могут быть приведены и иные адекватные примеры.

Приведены обе характеристики и пример

Приведена одна характеристика и пример

Приведены обе характеристики без примера, ИЛИ приведен пример, свидетельствующий о понимании выпускником характеристик организованных и неорганизованных партий

Приведена одна характеристика без примера,

ИЛИ ответ неправильный

Максимальный балл

C4 Некоторые думают, что парламентское правление начинается сразу после избрания тех или иных партийных представителей в органы власти. Разделяет ли это мнение автор? Подтвердите ответ словами текста и приведите пример, подтверждающий справедливость данного суждения.

Ответ :

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

В ответе должны содержаться следующие позиции :

1) отрицательный ответ (автор не разделяет данное мнение); 2) положение текста: «Не надо думать, что с установлением представительного порядка немедленно водворяется парламентское правление. Оно невозможно, пока партии не накопили опыта работы и не доказали свою способность управлять государством»; 3) пример, подтверждающий справедливость суждения автора, например, указана одна из стран, приступивших к строительству демократии, в которой происходили досрочные выборы, были неустойчивы партийные коалиции в парламентах.

Может быть приведен другой пример.

Приведены ответ, положение текста и пример

Приведены ответ и пример,

ИЛИ положение текста и пример

Приведены ответ и положение текста без примера, ИЛИ пример без ответа и положения текста

Приведен только ответ или только положение текста, ИЛИ ответ неправильный

Максимальный балл

C5 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «диалог культур»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о диалоге культур.

Ответ :

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы : 1) смысл понятия , например:

– диалог культур – это взаимодействие культур, обмен ценностями. 2) два предложения с информацией о диалоге культур, опирающейся на знания курса, например:

− «Диалог культур – процесс, последствия которого неоднозначны».

− «Диалог культур может способствовать как взаимному обогащению культур, так и уничтожению некоторых из них». Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о диалоге культур.

Раскрыт смысл понятия, и составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте

Раскрыт смысл понятия, и составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте, ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что выпускник знает обществоведческое содержание данного понятия

Раскрыт смысл понятия, предложения не составлены, ИЛИ предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний,

ИЛИ обществоведческие знания в составленных предложениях привлечены не в контексте рассматриваемого понятия,

ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте, ИЛИ ответ неправильный

Максимальный балл

C6 Понятие «личность» подразумевает прежде всего те качества, которые сформировались у человека в процессе жизни под влиянием общения с окружающими. Конкретизируйте это «книжное» утверждение с помощью трех примеров влияния социального окружения на человека. (В каждом из трех случаев назовите качество и укажите, под влиянием чего оно сформировалось).

Ответ :

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Ответ должен содержать примеры влияния социального на человека, способствующего формированию ли качеств, например:

1) овладение речью под влиянием общения в семье;

2) складывание системы ценностей человека под

окружения чностных

влиянием

межличностных отношений и совместной деятельности; 3) усвоение традиций социальной общности под

влиянием

участия в национальных праздниках.

Могут быть названы иные качества и иные примеры влияния социального окружения.

Названы три качества и указаны три соответствующих социальных влияния

Названы два – три качества и указаны два соответствующих социальных влияния,

ИЛИ названы три качества и указано одно соответствующее социальное влияние

Названо(-ы) одно – два качества и указано одно соответствующее социальное влияние

Названы только одно – три качества без указания социального влияния,

ИЛИ указано(-ы) только социальное(-ые) влияние(-я),

ИЛИ ответ неправильный

Максимальный балл

C7 В ходе социологического опроса 2007 г. (Левада-Центр) 1600 россиянам предлагалось ответить на вопрос о равноправии женщин и мужчин в современной России. Полученные результаты (отдельно по ответам двух групп: мужчины и женщины) представлены в графическом виде.

(Статистическая погрешность подобных опросов не превышает 3%.)

Сформулируйте любые три вывода по результатам опроса. Приведите обоснование одного из сделанных выводов.

Ответ :

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

ете должны быть следующие элементы :

три вывода , допустим:

большинство россиян (независимо от пола) считают, что мужчины и женщины имеют равные права;

в то же время среди многих опрошенных женщин распространено мнение, что женщины имеют меньше прав, чем мужчины;

большее число мужчин, чем женщин, считают, что женщины имеют больше прав, чем мужчины.

обоснование одного из них , например:

Тот факт, что большее число мужчин (чем женщин) считают, что у женщин больше прав, может быть объяснен следующим: респонденты исходили из того, что во многих


Выполняя задание С8, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний.

C8.1 – С8.6

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы:

1) раскрытие смысла высказывания;

2) представление и аргументацию своей позиции (с опорой на положения курса, факты из истории и современной жизни общества, собственный опыт);

3) уровень приводимых суждений и аргументов: теоретический (с опорой на знания, с обобщениями и выводами, при корректном использовании обществоведческих понятий и терминов) или уровень обыденного сознания (с опорой на представления, сформированные в повседневной жизни).

Смысл высказывания раскрыт.

Представлена и аргументирована собственная точка зрения (позиция, отношение).

Смысл высказывания в явном виде не раскрыт, но приведенные суждения и аргументы свидетельствуют о его понимании. Представлена и аргументирована собственная точка зрения (позиция, отношение).

Суждения и аргументы приведены на теоретическом уровне.

Смысл высказывания раскрыт.

Представлена и аргументирована собственная точка зрения.

Суждения и аргументы приведены на уровне обыденного сознания или при формальном использовании (назывании) обществоведческих терминов.

Смысл высказывания не раскрыт, но приведенные суждения свидетельствуют о его понимании.

Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) с аргументацией на уровне обыденного сознания.

ИЛИ Смысл высказывания раскрыт. Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) без аргументации.

Суждения и аргументы, по которым можно судить о понимании смысла высказывания, отсутствуют

ИЛИ Смысл высказывания не раскрыт, но представленная точка зрения свидетельствует о его понимании. Аргументация отсутствует.

ИЛИ Раскрыт смысл высказывания без выражения собственной точки зрения и аргументов

ИЛИ Дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания .

Максимальный балл

Последние материалы раздела:

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Режим дня II
Конспект урока по окружающему миру на тему: «Режим дня II

Тема Режим дня Учебная задача Цель темы научиться планировать распорядок дня Сформировать понятие о режиме дня школьника Показать...