Справочник по обществознанию. Обществознание - Полный справочник для подготовки к ЕГЭ - Баранов П.А

Русский язык — самый распространенный из славянских и 6-й по общему числу носителей. Поэтому многие стремятся выучить русский язык для работы и карьерных перспектив, некоторым он нужен для образования, а кто-то хочет лучше узнать русскую культуру.

В этой статье мы дадим Вам 10 дельных советов, которые помогут в изучении русского и сделают этот процесс интересным и увлекательным.

1 — Начните с самого простого

Первый шаг к тому, чтобы выучить русский язык – освоить его алфавит. Кириллица, в отличие от латиницы, имеет в своей основе греческую азбуку. Из-за этого многие буквы хоть и похожи, но означают другие звуки, а некоторые и вовсе уникальны. Так, например, русская буква «Р» аналогична английской «R», а русская «Н» не что иное, как английская «N». Если с самого начала уделить достаточно времени алфавиту и основам фонетики, то дальнейшее изучение многих аспектов языка станет легче и будет продвигаться гораздо быстрее.

Для обучения чтению хорошо подойдут детские сказки, их список можно найти в Википедии . Они написаны простым и правильным языком и легки для понимания. Такое чтение поможет Вам прочувствовать основы языка, научится красиво и правильно строить предложения. Более сложные вещи лучше оставить на потом.

2 — Повторение - это мать учения

Так гласит старая русская пословица. Клейте листочки с русскими названиями на предметы мебели, технику, посуду и все, что Вас окружает во всех местах, где проводите много времени: дома, в офисе, в машине. Это поможет всегда держать новые слова перед глазами и, со временем, запомнить их, не прибегая к скучному заучиванию.

3 — Записывайте все

Не стоит всегда надеется на свою память. Особенно, если Вы в другой стране и все, что Вас окружает это, зачастую, новые явления. Всегда держите под рукой записную книжку, или мобильный телефон, в котором вы сможете быстро и удобно делать заметки. В конце каждого дня просматривайте свои записи, среди них безусловно найдется то, что стоит запомнить.

4 — Всегда оставайтесь в контакте

ВКонтакте – русский аналог Facebook, который на территории многих постсоветских стран гораздо популярнее своего старшего брата. Русскоязычные пользователи с удовольствием заводят новые знакомства с иностранцами, что может быть очень полезным для языковой практики. Благодаря общению в социальных сетях можно быстро улучшить свои знания разговорного языка, и обучиться чужой сетевой культуре. К тому же, порой, друзья и знакомые во время такого неформального общения могут гораздо лучше преподавателей объяснить некоторые явления и понятия.

5 — Кино и музыка

Для многих самым интересным способом изучения другого языка является просмотр фильмов и прослушивание музыки. В случае с русским языком отличным подспорьем станет официальный канал концерна Мосфильм , где собраны все старые русские фильмы. На канале имеется отдельный плейлист с фильмами с субтитрами.

Far From Moscow – отличная площадка, на которой можно найти много русской музыки из России, Украины, Белоруссии и других стран. Здесь представлены все жанры и направления, и есть много контента, который можно легально слушать и загружать.

Эти ресурсы помогут не только улучшить сами языковые знания, но и найти новые темы для разговоров с друзьями.

6 — Читайте по-русски

Чтение очень быстро развивает языковые навыки. Старайтесь как можно больше читать по-русски, например, новостные сайты и русскоязычные блоги. Так Вы улучшите знания языка и сможете более глубоко вникнуть в русский менталитет, культуру и повседневность. В конце концов, это просто интересно почитать, как об одних и тех же событиях пишут в разных странах.

7 — Никогда не отказывайтесь от приглашений

Русские иногда кажутся не совсем дружелюбными и холодными, но это только до тех пор, пока Вы не окажетесь у них дома. Если вас позвали на вечеринку, или просто на чай, то будьте уверены, что Вас угостят лучшей едой и с Вами поделятся самыми необычными историями. Такое живое и непринуждённое общениеотличный способ улучшить навыки разговорного языка, узнать новое о культуре и завести друзей.

8 — Посетите русскоговорящую страну

Полное погружение в языковую среду – самый верный способ начать быстро говорить по-русски. На просторах бывшего СССР русский язык весьма распространён, не обязательно ехать непосредственно в Россию — можно найти города и в других странах, где одним из основных языков общения будет русский. Такое место можно найти даже в Европейском Союзе. Например, город Даугавпилс в Латвии: для 80% его жителей русский язык является родным, а 96% жителей говорят на русском свободно. В Даугавпилсе стандартный современный русский язык без какого-либо акцента используется как основной для общения, что делает этот город очень привлекательным местом для его изучения.

Если есть возможность, то лучше проживать не в отеле, а в семье, где основной язык общения – русский. Такую возможность предоставляют многие языковые обучающие программы. Так Вы никогда не будете выпадать из языковой среды, и будете вынуждены говорить на русском, что со временем обязательно даст свои плоды.

9 — Найдите себе собеседника

Найти собеседника, для которого русский язык был бы родным не так тяжело. Можно воспользоваться социальными сетями, но, если Вы находитесь в русскоговорящей стране, обязательно найдите кого-то, с кем можно проводить время. Это не только поможет завести новую дружбу, но и поможет Вам быстрее втянуться в изучение языка.

Главное помните, если Ваша цель язык, то не стоит забывать о необходимости записывать и запоминать все новое. Анализируйте каждый раз Ваши встречи, учите новые слова и выражения. Таким образом с каждым последующим «занятием» Вы будете чувствовать себя увереннее, а значит и будете готовы к более сложным вещам.

10 — Найдите новое хобби

Любите готовить? Попросите знакомых научить Вас приготовлению некоторых традиционных блюд. Увлекаетесь музыкой? Разучите несколько традиционных песен и несколько популярных в народе современных русских композиций. Погрузитесь глубже в русскую культуру. Это сделает Вас еще более интересным собеседником и позволит лучше понять русский менталитет. Так Вы сможете быстрее находить общий язык с русскоговорящими людьми и сможете получить гораздо больший разговорный опыт.

Русская культура и язык, который является неотъемлемой ее частью невероятно интересны, и, поэтому, привлекают многих. Уверены, что советы, которые мы Вам дали упростят процесс изучения русского. Если Вам интересны курсы по изучению этого языка, которые дают уникальный культурный опыт и практику, обязательно ознакомитесь с информацией с нашего сайта. Не бойтесь трудностей, и учите русский язык!

В стремлении освоить модные и престижные языки - английский, немецкий, китайский — современные молодые люди все меньше внимания уделяют Кто-то не считает это необходимым, кто-то полагается на текстовые редакторы, а есть и те, кто уверен, что для текущей деятельности вполне достаточно школьного курса.

Тем не менее, работодатели обращают внимание на грамотность составленных документов, поэтому для многих людей актуально самостоятельное изучение русского языка. Но можно ли достичь нужного результата без репетитора?

Вот несколько советов от преподавателей:

Начните с грамматики. Мало кто обладает врожденной способностью «чувствовать» язык. Чтобы свободно лавировать среди подавляющего большинства правил, достаточно освоить учебники за 5-10 классы. Еще проще, если в школе у вас были хорошие отметки по В этом случае «вернуться в форму» помогут схемы и шутливые картинки-правила, которых достаточно в интернете.

Старайтесь как можно реже пользоваться текстовыми редакторами. Во-первых, они часто ошибаются, во-вторых, уменьшают вашу уверенность в собственных силах.

Не расслабляйтесь. Самостоятельное изучение русского языка предполагает постоянную работу над собой, поэтому даже во время общения в чатах с друзьями нужно следить за орфографией и пунктуацией.

Работайте над произношением. Неправильные ударения в таких словах как «торты» и «звонишь» во время общения выдадут ваши пробелы в образовании.

Читайте классику. Так вы на зрительном уровне запоминаете, как пишутся те или иные слова. При этом выбор у вас огромен. Прекрасной альтернативой «скучному чтиву» Достоевского станут произведения иностранных авторов, переведенные на русский язык. Правда, перед прочтением следует поинтересоваться отзывами о качестве перевода.

И еще один совет. Чтобы улучшить произношение, повторяйте за дикторами новостных передач или программ на каналах культуры. Именно здесь у вас больше всего шансов «впитать» породистое звучание А если вы хотите учиться вместе с нами, добро пожаловать! На сайте много интересного материала для

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте !

Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Если сомневаетесь, как писать то или иное слово, вы всегда можете проверить его на старом и уважаемом портале «Грамота.ру». Для этого на сайте есть форма поиска по веб-словарям. Кроме того, «Грамота.ру» предлагает посетителям текстовый курс «Репетитор онлайн » с правилами орфографии и пунктуации, а также интерактивными диктантами и другими заданиями для закрепления пройденного материала.

2. «Глазарий языка»

Эта программа, в создании которой участвовали преподаватели СПбГУ, представляет собой оригинальный сборник кратких статей об истории, синтаксисе, фонетике, стилистике и других разделах русского языка.

Из-за гиперссылок, которые связывают тексты, формат справочника напоминает «Википедию». После запуска программы в глаза бросается её чудесное оформление: она выглядит непривычно стильно для своей тематики.

«Верные слова» - детский интерактивный учебник русского языка. Доступные и нескучные материалы этого ресурса, написанные профессиональными педагогами, помогут вашему чаду заполнить пробелы в знаниях школьной программы.

Сайт использует игровые механики и яркое оформление, чтобы втянуть ребёнка в образовательный процесс и научить писать без ошибок. Система оценивает учеников с помощью тестов и предоставляет родителям статистику о прогрессе. Сайт платный, но пробные уроки лежат в свободном доступе.

4. «Русский язык - грамотей»

Внутри этой программы - более 16 000 тестовых заданий по орфографии, пунктуации и не только. Как утверждает разработчик, в составлении вопросов принимали участие специалисты по русскому языку. Столкнувшись с трудным тестом, вы можете запросить помощь - программа отобразит связанный с вопросом теоретический раздел.

«Орфограммка» позволяет совершенствовать владение русским языком на практике. Если вам приходится писать много текстов, то вы можете проверять их в этом сервисе. Система анализирует написанное с учётом многочисленных норм языка, указывает на ошибки и отображает связанные с ними правила. Сервис работает по платной подписке, но стоимость тарифов вряд ли отпугнёт заинтересованного пользователя.

6. «Пунктуация»

С помощью этой программы вы можете проверить и, если необходимо, подтянуть знания пунктуации. Работает она следующим образом: вам показывают предложения из известных книг, а вы расставляете знаки препинания. Система оценивает результат и комментирует ошибки.

Бесплатно можно обработать лишь 20 предложений, ещё 200 доступны за символическую цену.


На этом ресурсе Городского методического центра Департамента образования Москвы появляются диктанты, основанные на произведениях выдающихся русских писателей. В каждом тексте есть пропуски - вам нужно вставлять недостающие символы, выбирая их из предложенных вариантов. По завершении система подсчитывает количество допущенных ошибок и выдаёт результат.

8. «Орфография»

Судя по всему, «Орфография» - программа от разработчика уже упомянутой «Пунктуации». Приложения очень похожи, но если предыдущее было посвящено знакам препинания, то «Орфография» помогает прокачать навык правописания.

Система показывает предложения с пропущенными буквами. Вы заполняете пропуски, а приложение указывает на ваши ошибки и приводит связанные с ними правила орфографии.

25 предложений доступны каждому пользователю бесплатно. Ещё несколько сотен можно купить за небольшую сумму.

Предисловие . . . . . . . . . . .

Р а з д е л I

РОЛЬ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ В ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Р а з д е л II

ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. . . . . .

ЕГЭ по обществознанию: основная цель,

форма проведения, объекты проверки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Характеристика заданий экзаменационной работы

по обществознанию и алгоритмы их выполнения. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Р а з д е л III

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1. Человек и общество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.1. Природное и общественное в человеке (человек

как результат биологической и социокультурной эволюции) . . . . .

1.2. Мировоззрение, его виды и формы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.3. Виды знаний. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.4. Понятие истины, её критерии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.5. Мышление и деятельность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.6. Потребности и интересы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. . . . .

1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемы. . . . .

1.9. Основные институты общества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры. . . . . .

1.11. Наука. Основные особенности научного мышления.

Естественные и социально@гуманитарные науки. . . . . . . . . . . . . . .

1.12. Образование, его значимость для личности и общества. . . .

1.13. Религия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.14. Искусство. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.15. Мораль. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.16. Понятие общественного прогресса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.17. Многовариантность общественного развития (типы обществ) 105

1.18. Угрозы XXI века (глобальные проблемы) . . . . . . . . . . . . . . . .

109 113 . 128 2. Экономика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133

Тематические элементы содержания: краткая характеристика. . . . . . . . 133 2.1. Экономика и экономическая наука. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133 2.2. Факторы производства и факторные доходы. . . . . . . . . . . . . . . . 135 2.3. Экономические системы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137 2.4. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. . . . . . . . . 139 2.5. Постоянные и переменные затраты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146 2.6. Финансовые институты. Банковская система. . . . . . . . . . . . . . . 147 2.7. Основные источники финансирования бизнеса. . . . . . . . . . . . . . 151 2.8. Ценные бумаги. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152 2.9. Рынок труда. Безработица. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153 2.10. Виды, причины и последствия инфляции. . . . . . . . . . . . . . . . . . 158 2.11. Экономический рост и развитие. Понятие ВВП. . . . . . . . . . . . 160 2.12. Роль государства в экономике. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163 2.13. Налоги. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167 2.14. Государственный бюджет. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171 2.15. Мировая экономика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173 2.16. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина. . . . . . . . . . . . . . . 177

Обобщаем и систематизируем: вопросы и задания на повторение. . . . . 181 Примеры тематических заданий и алгоритмы их выполнения. . . . . . . . . 185 Применяем знания и умения: учебно@тренировочные задания. . . . . . . . . 209 3. Социальные отношения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 215

Тематические элементы содержания: краткая характеристика. . . . . . . .

3.1. Социальная стратификация и мобильность. . . . . . . . . . . . . . . . .

3.2. Социальные группы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.3. Молодёжь как социальная группа. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.4. Этнические общности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.5. Межнациональные отношения,

этносоциальные конфликты, пути их разрешения. . . . . . . . . . . . . . .

3.6. Конституционные принципы (основы)

национальной политики в Российской Федерации. . . . . . . . . . . . . . .

3.7. Социальный конфликт и пути его разрешения. . . . . . . . . . . . . .

3.8. Виды социальных норм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.9. Социальный контроль. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.10. Свобода и ответственность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.11. Отклоняющееся поведение и его типы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.12. Социальная роль. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.13. Социализация индивида. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.14. Семья и брак. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Обобщаем и систематизируем: вопросы и задания на повторение. . . . .

Примеры тематических заданий и алгоритмы их выполнения. . . . . . . . .

Применяем знания и умения: учебно@тренировочные задания. . . . . . . .

4. Политика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Тематические элементы содержания: краткая характеристика. . . . . . .

4.1. Понятие власти. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4.2. Государство, его функции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4.3. Политическая система. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4.4. Типология политических режимов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4.5. Демократия, её основные ценности и признаки. . . . . . . . . . . .

4.6. Гражданское общество и государство. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4.7. Политическая элита. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4.8. Политические партии и движения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4.9. Средства массовой информации

в политической системе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4.10. Избирательная кампания в РФ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4.11. Политический процесс. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4.12. Политическое участие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4.13. Политическое лидерство. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4.14. Органы государственной власти РФ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4.15. Федеративное устройство России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Обобщаем и систематизируем: вопросы и задания на повторение. . . . .

Примеры тематических заданий и алгоритмы их выполнения. . . . . . . . .

Применяем знания и умения: учебно@тренировочные задания. . . . . . . .

5. Право . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Тематические элементы содержания: краткая характеристика. . . . . . .

5.1. Право в системе социальных норм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5.2. Система российского права.

Законотворческий процесс в РФ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5.3. Понятие и виды юридической ответственности. . . . . . . . . . . . .

5.4. Конституция Российской Федерации.

Основы конституционного строя РФ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5.5. Законодательство РФ о выборах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5.6. Субъекты гражданского права. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5.7. Организационно@правовые формы

и правовой режим предпринимательской деятельности. . . . . . . . . .

5.8. Имущественные и неимущественные права. . . . . . . . . . . . . . . .

5.9. Порядок приёма на работу. Порядок заключения

и расторжения трудового договора. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5.10. Правовое регулирование отношений супругов.

Порядок и условия заключения и расторжения брака. . . . . . . . . . .

5.11. Особенности административной юрисдикции. . . . . . . . . . . . .

5.12. Право на благоприятную окружающую среду

и способы его защиты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5.13. Международное гуманитарное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени). . . . 382

5.14. Споры и порядок их рассмотрения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 385 5.15. Основные правила и принципы гражданского процесса. . . . . 387 5.16. Особенности уголовного процесса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 391 5.17. Гражданство РФ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 396 5.18. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 399

5.19. Права и обязанности налогоплательщика. . . . . . . . . . . . . . . . . 402 5.20. Правоохранительные органы. Судебная система. . . . . . . . . . . 405 Обобщаем и систематизируем: вопросы и задания на повторение. . . . . 409 Примеры тематических заданий и алгоритмы их выполнения. . . . . . . . . 413 Применяем знания и умения: учебно@тренировочные задания. . . . . . . . . 431

Р а з д е л IV

ПРОВЕРИМ СВОЮ ГОТОВНОСТЬ К ЕГЭ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 436

Тренировочный вариант экзаменационной работы по обществознанию. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 436

Подведём итоги. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 449

Ответы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Применяем знания и умения: учебно@тренировочные задания. . . . . . . . . 452 1. Человек и общество. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 452 2. Экономика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 454 3. Социальные отношения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 456 4. Политика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 458 5. Право. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 461 Система оценивания тренировочного варианта экзаменационной работы по обществознанию. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 464

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Предисловие

Данное учебное пособие - это не обычный учебник по курсу обществознания для средней школы, а руководство по подготовке к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по общество@ знанию.

Структура пособия обусловлена задачами быстрой и качествен@ ной подготовки к ЕГЭ и состоит из четырёх разделов: «Роль учебно@ го пособия в подготовке к ЕГЭ по обществознанию», «ЕГЭ по об@ ществознанию: общая характеристика», «Содержательные блоки@ модули, проверяемые на ЕГЭ по обществознанию», «Проверим свою готовность к ЕГЭ». Эти разделы, с одной стороны, логически связаны между собой, что позволяет организовать процесс подго@ товки к ЕГЭ более продуктивно, а с другой - являются в опреде@ лённой степени автономными, самоценными, что расширяет грани@ цы возможного использования учебного пособия в целом с учётом образовательных потребностей экзаменуемых.

Раздел I «Роль учебного пособия в подготовке к ЕГЭ по обще@ ствознанию» - вводный, а поэтому отличается небольшим объё@ мом. Он раскрывает ряд подходов к организации процесса подготов@ ки к ЕГЭ, основываясь на учебных возможностях и индивидуальных особенностях экзаменуемого, что повышает образовательный по@ тенциал данной учебной книги.

Раздел II «ЕГЭ по обществознанию: общая характеристика» включает два подраздела - «ЕГЭ по обществознанию: основная цель, форма проведения, объекты проверки», «Характеристика за@ даний экзаменационной работы по обществознанию и алгоритмы их выполнения». В первом подразделе представлены особенности ЕГЭ по обществознанию, его основные преимущества перед другими фор@ мами итоговой аттестации выпускников, ведущие принципы отбора объектов проверки, структура экзаменационной работы по обще@ ствознанию, основные принципы отбора типов заданий. Это позво@ ляет ознакомить экзаменуемого с сущностью ЕГЭ по обществозна@ нию. Второй подраздел посвящён общей характеристике заданий, составляющих экзаменационную работу и расположенных в соответ@ ствии с её структурными частями. Подраздел включает спецификацию каждого экзаменационного задания (его содержание, уровень слож@ ности, умения, проверяемые заданием, разновидности задания, вре@

мя, отводимое на его выполнение, оценивание качества выполнения задания), дающую возможность сформировать у экзаменуемого пол@ ное представление о содержательном своеобразии заданий. Ценным является то, что наряду со спецификацией к каждому заданию пред@ лагается алгоритм его выполнения, что усиливает практическую на@ правленность учебного пособия, вооружая экзаменуемого техноло@ гией работы с заданиями разных типов, используемых в рамках ЕГЭ.

Раздел III «Содержательные блоки@модули, проверяемые на ЕГЭ по обществознанию» состоит из пяти таких блоков@модулей: 1. «Человек и общество», 2. «Экономика», 3. «Социальные отно@ шения»», 4. Политика», 5. «Право», каждый из которых включает четыре подраздела - «Тематические элементы содержания: крат@ кая характеристика», «Обобщаем и систематизируем: вопросы и за@ дания на повторение», «Примеры тематических заданий и алгорит@ мы их выполнения», «Применяем знания и умения: учебно@трениро@ вочные задания». Данный раздел объединяет теоретический материал, на основании которого составляются экзаменационные задания, и информацию, связанную с технологией их выполнения в контексте содержания того или иного блока@модуля.

В первых подразделах тематические элементы содержания пяти блоков@модулей представлены в сжатой, компактной и наглядной форме - как правило, в виде структурно@логических схем и таблиц, что позволяет отразить суть самых значимых вопросов обществовед@ ческого курса, а также помогает лучше понять и усвоить материал. Для того чтобы экзаменуемый мог осознать объём учебного матери@ ала, составляющего содержание того или иного тематического эле@ мента, каждый из них открывается перечнем основных понятий. Этот перечень можно использовать в качестве ориентира при после@ дующем изучении материала, а также для закрепления знания ос@ новных обществоведческих понятий. Вопросы и задания, включён@ ные в подразделы «Обобщаем и систематизируем: вопросы и зада@ ния на повторение», помогут определить, насколько полно и глубоко экзаменуемый овладел тематическими элементами содержания. Тре@ тьи и четвёртые подразделы ориентированы на освоение экзаменуе@ мым приёмов выполнения заданий разных типов применительно к пяти содержательным блокам@модулям. Рядом с обозначением ти@ пов тематических заданий и порядковыми номерами учебно@трени@ ровочных заданий указаны коды тематических элементов содержа@ ния, на проверку которых нацелены данные задания. Это позволяет экзаменуемому в процессе работы над ними, при необходимости, предметно обращаться к соответствующему тематическому элемен@

Раздел IV «Проверим свою готовность к ЕГЭ» состоит из двух подразделов - «Тренировочный вариант экзаменационной работы по обществознанию», «Подведём итоги», которые направлены на самостоятельное определение экзаменуемым уровня своей обще@ ствоведческой подготовки. Так, первый подраздел нацелен на фор@ мирование у экзаменуемого целостного представления о структур@ ных компонентах экзаменационной работы, логике построения зада@ ний, которые её составляют, их количестве, уровне сложности и особенностях решения. Результаты выполнения тренировочного ва@ рианта экзаменационной работы по обществознанию позволят ре@ ально выявить, насколько хорошо экзаменуемый владеет общество@ ведческим материалом, ведущими умениями, проверяемыми на ЕГЭ. Заполнение анкеты, помещённой в подразделе «Подведём итоги», даст возможность экзаменуемому оценить свой общий уровень готовности к сдаче ЕГЭ по обществознанию (владение знаниями, умениями, способами деятельности).

При работе с учебным пособием следует обращать внимание на имеющиеся в тексте врезки, актуализирующие представленные по@ ложения: «Совет», «Напоминаем», которые, являясь достаточно автономными, детализируют, либо дополняют и углубляют основное содержание материала, а также включают важные рекомендации. Стрелки (), используемые в тексте пособия, прежде всего в схе@ мах, обозначают причинно@следственные связи между блоками информации, как правило, следующую зависимость: причины, пред@ посылки - последствия, итоги тех или иных социальных фактов, явлений, процессов. Целесообразно помнить о сносках, которые не только конкретизируют учебный материал, но и служат ориентиром при работе с отдельными тематическими элементами содержания блоков@модулей, акцентируя внимание на ранее изученных содержа@ тельных единицах.

В конце пособия представлены ответы на все приведённые учеб@ но@тренировочные задания к содержательным блокам@модулям и за@ дания, включённые в тренировочный вариант экзаменационной ра@ боты по обществознанию. Это даёт возможность экзаменуемому сверить свой ответ с эталоном, что будет способствовать повыше@ нию эффективности подготовки к ЕГЭ по обществознанию.

Учебное пособие может быть использовано в двух форматах:

Самостоятельная системная подготовка к ЕГЭ по обществоз@ нанию с опорой на все его разделы;

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....