Речевая агрессия причины и формы проявления. V

Речевая агрессия, чрезвычайно распространенная сегодня в различных видах общения, является серьезным препятствием па пути к эффективной коммуникации. Термин "речевая агрессия" в современных лингвистических и психологических исследованиях употребляется применительно к разнообразным речевым действиям, весьма неоднородным по мотивации участников коммуникативного акта, ситуациям проявления, формам словесного воплощения и целям, которые преследуют собеседники.

В самом общем виде под речевой агрессией понимают: 1) грубое, оскорбительное, обидное общение и 2) словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме. Речевая агрессия проявляется в оскорблении, угрозе, грубом требовании, грубом отказе, обвинении, насмешке. Агрессивные намерения скрыто или косвенно могут выражаться в разнообразных формах: от ерничества и брани до доносов и сплетен.

Ю. В. Щербинина, специалист в области речевой агрессии, выделяет несколько путей классификации вербальной агрессии:

По интенсивности: слабые ("стертые", "размытые") и сильные ("максимальные", "предельные");

По степени осознанности действий говорящего и цели воздействия: осознанная и неосознанная;

Но способу выражения: выражение агрессии и в форме, и в содержании; выражение агрессии исключительно формальное; выражение агрессии в содержании;

По числу участников: массовая и социально замкнутая (групповая, межличностная).

Если речь идет о межличностном общении, то традиционно в нем выделяют следующие типы речевой агрессии.

1. Оскорбление - это умышленное унижение чести и достоинства, выраженное в неприличной форме. Структурная формула оскорбления предельно проста: "(Ты - это) X", где X - любое эмоционально-оценочное слово с отрицательным значением. Вторая часть оскорбления (X) определяет смысловое наполнение оскорбительного высказывания.

В качестве наиболее распространенных способов оскорбления профессор В. И. Жельвис выделяет следующие: а) сопоставление имени адресата с обеденными (непристойными) наименованиями; б) метафорический перенос на адресата названия животного (козел); в) обвинение в нарушении социальных норм (вор); г) употребление сниженного слова или выражения для демонстрации отрицательного отношения к адресату (морду отъел).

2. Угроза - это обещание причинить адресату вред или зло в случае, если он не совершит или, наоборот, совершит какое-либо действие. Структурная формула угрозы выглядит следующим образом: "Если ты (не) сделаешь X, то я сделаю тебе нечто плохое".

Угроза имеет разнообразные языковые формы: а) побудительное предложение с придаточным условия ("Если ты..., то я...!"); б) сложное предложение, одна из частей которого содержит повелительное наклонение ("Сделай..., иначе..."); в) сложноподчиненное предложение с придаточным следствия ("Еще раз..., (то)...!"); г) констатация будущего факта ("Ты у меня попляшешь!"). Возможны также скрытые или косвенные угрозы, которые воплощаются в форме высказываний, построенных на приеме умолчания или с помощью намека.

3. Грубое требование - это грубое, выраженное в решительной, категорической форме распоряжение. Структурно грубое требование практически всегда оформляется как побудительное по цели высказывания и восклицательное по интонации предложение, смысловое ядро которого содержит повелительную форму глагола ("Шагай отсюда!";

"Ишь давай!") или форму изъявительного наклонения в значении повелительного ("Быстро начала отвечать!"; "Замолчал и сел!", "Быстро пошли!").

4. Грубый отказ - это выраженный в неподобающей форме отрицательный ответ на просьбу или требование. Обычно эта форма речевой агрессии не содержит необходимых формул вежливости (извините, пожалуйста), сопровождается повышенным топом и не содержит объяснения причины отказа. Языковое воплощение грубого отказа может быть различным: от простого нераспространенного ("Обойдешься!"; "Разбежался!"; "Отстань от меня!") до сложного предложения ("Тебе надо - ты и делай!").

5. Враждебное замечание - это замечание, которое сводится к выражению негативной позиции к адресату или окружающим ("Не выношу тебя!"; "Твое присутствие мне противно!"; "Ты меня бесишь" и т.п.). Отличительной особенностью враждебного замечания следует признать его клишированную (застывшую, неизменяемую) языковую форму. Так, по наблюдениям учителей, для коммуникации в отечественной средней школы характерны такие враждебные замечания: "Да не знаешь ты ничего!"; "Чего он ко мне лезет?! Надоел!"; "Ты меня достал!"; "Глупости говоришь!"

Разновидностью враждебного замечания является проклятье: "Будь ты проклят!", "Чтоб ты сдох!", "Да провались ты сквозь землю!"

6. Порицание - это выражение неодобрения, осуждения. По меткому замечанию известного лингвиста Е. М. Верещагина, можно выделить разные типы порицания в зависимости от степени их воздействия на адресата: "малая - это упреки, соразмерно интенсивная - обличение, излишне интенсивная - распекание".

Структурно порицание состоит из обращения к адресату (обычно "ты", реже - "вы") или называния его в третьем лице и оценочного глагола или синтаксически цельного словосочетания ("Ты нагрубил мне!", "Вы хамите!"). Иногда порицание оформляется в виде риторического вопроса-восклицания ("Ты совсем с ума сошел?!").

7. Насмешка (колкость) - это обидная шутка, высказанная в чей-либо адрес с целью сказать собеседнику неприятное, подвергнуть его осмеянию. Насмешка предполагает особую речевую изощренность и очень часто строится на подтексте или ироническом несовпадении сказанного с реальным. Примером колкости может послужить предложение обратиться за советом к человеку, которого держат за глупца: "Давайте послушаем, что скажет самый умный из нас!"

Речевая агрессия в насмешке может проявляться не только в содержании высказывания, но и в его форме например, в иронической, язвительной интонации или особом темпе речи (с намеренным, утрированным растягиванием слов, с искусственными паузами и т.п.).

8. Ссора - это сложный речевой жанр межличностного общения, в котором в наибольшей степени проявляется речевая агрессия.

Структурно ссора выстаивается как диалог, в котором происходит периодическая смена ролей говорящего и слушающего. Если же один из участников такого диалога претендует на доминирующую роль (чаще всего - "обвинителя"), то ссора приобретает монологический характер. Важно отмстить, что ссоры не возникают на пустом месте: один из участников коммуникации с самого начала разговора уже имеет какие-то претензии ко второму участнику и заранее готов реализовать свои агрессивные намерения.

Языковое воплощение ссоры многообразно: неслучайно словари синонимов русского языка приводят протяженный ряд схожих по значению слов: свара, несогласие, раздор, разлад, размолвка, распря, нелады.

Психолингвисты И. Н. Горелов и К. Ф. Седов выделяют следующие тактики развертывания ссоры.

1. Тактика возмущения - применяется, как правило, в начале ссоры как негативная эмоциональная реакция на поступок собеседника.

2. Тактика насмешки - чаще всего строится па использовании иронии и может возникнуть в любой момент ссоры.

3. Тактика колкости - строится на косвенном выражении намерений говорящего (намек, подтекст).

4. Тактика упрека - имеет место на любой стадии развития ссоры.

5. Тактика демонстрации обиды - недовольство говорящего высказывается не но поводу какого-либо действия адресата, а по поводу его речевого поведения, которое рассматривается как оскорбительное.

6. Тактика оскорбления - возникает обычно в кульминации ссоры и предполагает употребление оскорбительной лексики.

7. Тактика угрозы - возникает чаще всего в высших по накалу стадиях ссоры.

К. Ф. Седов связывает речевую агрессию с типом личности и выделяет так называемых конфликтных агрессоров (они склонны к ссоре, скандалу, выяснению отношений) и конфликтных манипуляторов (они предпочитают использовать речевые жанры выговора, нравоучения и т.п.).

Необходимо помнить, что вербальная агрессия создает негативную модель поведения человека и может послужить основой более сильного и социально неприемлемого поведения - физической агрессии. Как пишет В. И. Жельвис, "укрепившись в допустимости агрессии вербальной, человек может распространить эту модель на другие сферы жизни, требующие, по его мнению, уже физической агрессии".

Помимо рассмотренных видов речевой агрессии, характеризующих прежде всего частное, межличностное общение, существует и массовая речевая агрессия. Так, известный специалист в области риторики А. К. Михальская особо выделяет ситуации речевой агрессии, в которых "участвуют массы людей под руководством лидера", где "все участники объединяются в акте речевой агрессии против некоего общего "врага", представленного/не представленного в ситуации конкретным лицом/лицами": "лидер направленно и намеренно воздействует на особый инстинкт... "воодушевления", "воодушевляющего боевого порыва"". Примерами таких ситуаций могут служить мероприятия массового характера (политический митинг, футбольный матч, рок-концерт и пр.).

Особым проявлением речевой агрессии становится такое характерное для ряда средств массовой информации и некоторых политиков явление, как язык вражды (от англ. hate speech), к которому относятся обозначения любого публичного "языкового поступка", прямо или косвенно способствующего возбуждению национальной, религиозной, социальной и/или иной вражды.

Следует отметить, что Комитет министров Совета Европы определяет язык вражды как все формы самовыражения, которые включают распространение, провоцирование, стимулирование или оправдание расовой ненависти, ксенофобии, антисемитизма или других видов ненависти на основе нетерпимости, включая нетерпимость в виде агрессивного национализма или этноцентризма, дискриминации или враждебности отношении меньшинств, мигрантов и лиц с эмигрантскими корнями.

В России (как и в большинстве цивилизованных стран мира) существуют довольно жесткие административные и уголовные запреты на действия, возбуждающие расовую, национальную и религиозную рознь, однако время от времени в публичном пространстве возникают прямые или закамуфлированные проявления языка вражды, которые нужно уметь видеть и с которыми, безусловно, следует бороться.

Социологи и лингвисты выделяют разнообразные формы существования языка вражды, важно знать наиболее часто встречающиеся из них.

1. Призывы к насилию (например, провозглашение насилия допустимым средством, в том числе в виде абстрактных призывов типа "Всех больных СПИДом - па необитаемый остров!").

2. Призывы к дискриминации, в том числе в виде общих лозунгов (например, "Долой гастарбайтеров! Рабочие места только для местных!").

3. Завуалированные призывы к насилию и дискриминации (пропаганда "позитивных", исторических или современных примеров насилия или дискриминации, зачастую оформленная как выражения типа "Хорошо бы сделать с теми-то то-то и то-то", "Давно пора..." и т.н.).

4. Создание негативного образа этнической, религиозной, возрастной, тендерной, профессиональной и т.п. группы (сопряжено не с конкретными обвинениями, а скорее передано тоном текста "Известно, что блондинки не отличаются высоким уровнем интеллекта").

5. Оправдание исторических случаев насилия и дискриминации (выражения типа "Турки резали армян в 1915 году в порядке самообороны").

6. Публикации и высказывания, подвергающие сомнению общепризнанные исторические факты насилия и дискриминации (например, наличие или масштабы Холокоста).

7. Утверждения о разных типах неполноценности (недостаток культурности, интеллектуальных способностей, неспособность к созидательному труду и т.д.) той или иной социальной или этнической группы как таковой (идеи типа "негры глупы", "деревенские жители невоспитанны").

8. Утверждения об исторических преступлениях той или иной этнической или религиозной группы как таковой (типа "поляки всегда готовили провокации против русских").

9. Утверждения о криминальности той или иной этнической или религиозной группы (например, "все итальянцы - мафиози").

10. Утверждения о моральных недостатках той или иной этнической или религиозной группы ("цыгане - обманщики").

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«АКАДЕМИЯ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Юридический факультет

Кафедра гуманитарных, социальных, экономических и информационно-правовых дисциплин

РЕФЕРАТ

по дисциплине:

«Культура речи прокурорского работника»

«Речевая агрессия в языке современного человека»

Выполнила: студентка 1 курса группы № 15-ЮБ-12 Митюрникова В.А.

Проверил: кандидат философских наук Кузнецов А.О.

Москва 2015

Введение. 3

Понятие и виды речевой агрессии. 4

Причины проявления и способы выражения вербальной агрессии. 6

Опасность речевой агрессии. 8

Вербальная агрессия в средствах массовой информации. 9

Способы преодоления речевой агрессии. 13

Заключение. 18

Список использованной литературы. 19


Введение.

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».

Библия, Новый Завет, Евангелие от Иоанна.

Агрессивное поведение является неотъемлемой частью жизни личности и общества. Оно обладает мощной притягательной силой и свойством заразительности. Агрессия – это целенаправленное деструктивное индивидуальное или коллективное поведение, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический или психологический ущерб др. человеку или группе людей. Большинство людей на словах отвергает агрессию, при этом широко демонстрируя ее в своей повседневной жизни.

Агрессивное поведение разделяется на два основных вида:

1. Физическая агрессия - форма агрессивного поведения, характеризующаяся использованием физической силы, направленной против другого лица или объекта.

2. Вербальная агрессия – форма агрессивного поведения, проявляющегося в речи, в котором отрицательные эмоции передаются при помощи содержания высказывания, интонации, мимики и жестов.

Вербальная или речевая агрессия – это явление, захватившее большинство сфер жизнедеятельности современного общества. Все чаще современная речь стала характеризоваться повышенной агрессивностью, активным использованием таких тактик речевого поведения, как игнорирование, ложь, брань, оскорбления, дискредитация, угрозы и т.д. Речевому поведению современного носителя языка присущи такие качества, как неуважение к чужому мнению, нарушение принципа плюрализма в оценках и мнениях, категоричность.

Понятие и виды речевой агрессии.

Одни исследователи связывают речевую агрессию с ответной реакцией на внешний раздражитель, основной функцией которой является психологическая разрядка, снятие нервного напряжения, избавление от негативных эмоций. Другие связывают с речевой агрессией манипулирование сознанием адресата, осуществляемое посредством языка, а именно «явное и настойчивое навязывание адресату определенной точки зрения, лишающее его выбора и возможности сделать собственный вывод, самостоятельно проанализировать факты», изменение его ценностных установок. Третьи акцентируют внимание на такой особенности вербальной агрессии, как нацеленность на оскорбление или намеренное причинение вреда человеку, которое не обязательно должно быть связано с желанием говорящего изменить личностные установки собеседника.

Таким образом, мы можем говорить о том, что вербальная агрессия – это использование языковых средств для выражения негативного эмоционально-оценочного отношения к кому - или чему-либо.

Существуют различные основания для классификации вербальной агрессии.

Виды речевой агрессии по степени целенаправленности:

1. Осознанная (целенаправленная) речевая агрессия, характеризующаяся тем, что главной целью агрессора является унижение, оскорбление оппонента или оказание влияния на него.

2. Неосознанная речевая агрессия, отличающаяся тем, что оскорбление или оказание влияния на собеседника не является главной целью говорящего. Примером подобного агрессивного поведения может служить попытка человека повысить себе самооценку, самоутвердиться, что может привести к оскорблению других. К данному пункту относится так же агрессия как способ защиты.

По интенсивности вербальной агрессии выделяют следующие виды:

1. Сильная речевая агрессия – агрессивное поведение, при котором человек не скрывает своего желания оскорбить собеседника.

2. Слабая речевая агрессия – агрессия по отношению к оппоненту наблюдается, но при этом соблюдаются все нормы вежливости. В качестве примера можно привести иронию.

Также можно классифицировать речевую агрессию по способу выражения:

1. Эксплицитная речевая агрессия - ярко выраженное влияние на сознание с целью навязывания своих идей, точки зрения.

2. Имплицитная речевая агрессия - скрытое, неявное влияние на сознание с целью навязывание своих идей, точки зрения.

Следует так же упомянуть о том, что наиболее развернутую классификацию агрессивного поведения дали А.Басс и А.Дарки, разработав в 1957 году опросник Басса-Дарки, предназначенный для диагностики агрессивных и враждебных реакций. Они выделили три основных параметра, по которым характеризовали формы агрессивного поведения:

1. Физическая - вербальная (речевая) агрессия;

2. Активная - пассивная;

Согласно этой классификации выделяют следующие виды речевой агрессии:

1. Активная прямая (оскорбление, унижение, угрозы, призывы к агрессивным действиям, насилию);

2. Активная непрямая (распространение клеветы, сплетен);

3. Пассивная прямая (отказ разговаривать, игнорирование);

4. Пассивная непрямая (демонстративное молчание).

После изучения ГЛАВЫ 13 студент должен:

· знать:

ü основные формы существования языка вражды;

ü основные типы речевой агрессии;

ü основные тактики ссоры

· уметь:

ü распознавать речевую агрессию и противостоять ей;

· владеть:

ü навыками преодоления конфликта в общении;

ü тактиками бесконфликтного поведения.

Речевая агрессия, чрезвычайно распространенная сегодня в различных видах общения, является серьезным препятствием на пути к эффективной коммуникации. Термин «речевая агрессия» в современных лингвистических и психологических исследованиях употребляется применительно к разнообразным речевым действиям, весьма неоднородным по мотивации участников коммуникативного акта, ситуациям проявления, формам словесного воплощения и целям, которые преследуют собеседники.

В самом общем виде под речевой агрессией понимают (1) грубое, оскорбительное, обидное общение и (2) словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме. Речевая агрессия проявляется в оскорблении, угрозе, грубом требовании, грубом отказе, обвинении, насмешке. Агрессивные намерения скрыто или косвенно могут выражаться в разнообразных формах: от ерничества и брани до доносов и сплетен.

Ю.В. Щербинина, специалист в области речевой агрессии, выделяет несколько путей классификации вербальной агрессии:

– по интенсивности: слабые («стертые», «размытые») и сильные («максимальные», «предельные»);

– по степени осознанности действий говорящего и цели воздействия: осознанная и неосознанная;

– по способу выражения: выражение агрессии и в форме, и в содержании; выражение агрессии исключительно формальное; выражение агрессии в содержании;

– по числу участников: массовая и социально замкнутая (групповая, межличностная).

Если речь идет о межличностном общении, то традиционно в нем выделяют следующие типы речевой агрессии:

1. Оскорбление – это умышленное унижение чести и достоинства, выраженное в неприличной форме. Структурная формула оскорбления предельно проста: «(Ты – это) Х », где Х – любое эмоционально-оценочное слово с отрицательным значением. Вторая часть оскорбления (Х ) определяет смысловое наполнение оскорбительного высказывания.

В качестве наиболее распространенных способов оскорбления профессор В.И. Жельвис выделяет следующие: а) сопоставление имени адресата с обсценными (непристойными) наименованиями; б) метафорический перенос на адресата названия животного (козел ); в) обвинение в нарушении социальных норм (вор ); г) употребление сниженного слова или выражения для демонстрации отрицательного отношения к адресату (морду отъел ).



2. Угроза – это обещание причинить адресату вред или зло в случае, если он не совершит или, наоборот, совершит какое-либо действие. Структурная формула угрозы выглядит следующим образом: «Если ты (не) сделаешь Х , то я сделаю тебе нечто плохое».

Угроза имеет разнообразные языковые формы: а) побудительное предложение с придаточным условия («Если ты..., то я …! »); б) сложное предложение, одна из частей которого содержит повелительное наклонение («Сделай…, иначе… »); в) сложноподчиненное предложение с придаточным следствия («Еще раз …, (то)…! »); г) констатация будущего факта («Ты у меня попляшешь! »). Возможны также скрытые или косвенные угрозы, которые воплощаются в форме высказываний, построенных на приеме умолчания или с помощью намека.

3. Грубое требование – это грубое, выраженное в решительной, категорической форме распоряжение. Структурно грубое требование практически всегда оформляется как побудительное по цели высказывания и восклицательное по интонации предложение, смысловое ядро которого содержит повелительную форму глагола («Шагай отсюда! »; «Ешь давай! ») или форму изъявительного наклонения в значении повелительного («Быстро начала отвечать! »; «Замолчал и сел! », «Быстро пошли! »).

4. Грубый отказ – это выраженный в неподобающей форме отрицательный ответ на просьбу или требование. Обычно эта форма речевой агрессии не содержит необходимых формул вежливости (извините , пожалуйста ), сопровождается повышенным тоном и не содержит объяснения причины отказа. Языковое воплощение грубого отказа может быть различным: от простого нераспространенного («Обойдешься! »; «Разбежался! »; «Отстань от меня! ») до сложного предложения («Тебе надо – ты и делай! »).

5. Враждебное замечание – это замечание, которое сводится к выражению негативной позиции к адресату или окружающим («Не выношу тебя! »; «Твое присутствие мне противно !»; «Ты меня бесишь » и т.п.). Отличительной особенностью враждебного замечания следует признать его клишированную (застывшую, неизменяемую) языковую форму. Так, по наблюдениям учителей, для коммуникации в отечественной средней школы характерны такие враждебные замечания: «Да не знаешь ты ничего! »; «Чего он ко мне лезет?! Надоел! »; «Ты меня достал! »; «Глупости говоришь! ».

Разновидностью враждебного замечания является проклятье : «Будь ты проклят! »,«Чтоб ты сдох! », «Да провались ты сквозь землю! ».

6. Порицание – это выражение неодобрения, осуждения. По меткому замечанию известного лингвиста Е.М. Верещагина, можно выделить разные типы порицания в зависимости от степени их воздействия на адресата: «малая – это упреки , соразмерно интенсивная – обличение , излишне интенсивная – распекание ».

Структурно порицание состоит из обращения к адресату (обычно «ты», реже – «вы») или называния его в третьем лице и оценочного глагола или синтаксически цельного словосочетания («Ты нагрубил мне! », «Вы хамите! »). Иногда порицание оформляется в виде риторического вопроса-восклицания («Ты совсем с ума сошел?! »).

7. Насмешка (колкость) – это обидная шутка, высказанная в чей-либо адрес с целью сказать собеседнику неприятное, подвергнуть его осмеянию. Насмешка предполагает особую речевую изощренность и очень часто строится на подтексте или ироническом несовпадении сказанного с реальным. Примером колкости может послужить предложение обратиться за советом к человеку, которого держат за глупца: «Давайте послушаем, что скажет самый умный из нас! »

Речевая агрессия в насмешке может проявляться не только в содержании высказывания, но и в его форме – например, в иронической, язвительной интонации или особом темпе речи (с намеренным, утрированным растягиванием слов, с искусственными паузами и т.п.).

8. Ссора – это сложный речевой жанр межличностного общения, в котором в наибольшей степени проявляется речевая агрессия.

Структурно ссора выстаивается как диалог, в котором происходит периодическая смена ролей говорящего и слушающего. Если же один из участников такого диалога претендует на доминирующую роль (чаще всего – «обвинителя»), то ссора приобретает монологический характер. Важно отметить, что ссоры не возникают на пустом месте: один из участников коммуникации с самого начала разговора уже имеет какие-то претензии ко второму участнику и заранее готов реализовать свои агрессивные намерения.

Языковое воплощение ссоры многообразно: неслучайно словари синонимов русского языка приводят протяженный ряд схожих по значению слов: свара, несогласие, раздор, разлад, размолвка, распря, нелады .

Психолингвисты И.Н. Горелов и К.Ф. Седов выделяют следующие тактики развертывания ссоры:

1. Тактика возмущения – применяется, как правило, в начале ссоры как негативная эмоциональная реакция на поступок собеседника.

2. Тактика насмешки – чаще всего строится на использовании иронии и может возникнуть в любой момент ссоры.

3. Тактика колкости – строится на косвенном выражении намерений говорящего (намек, подтекст).

4. Тактика упрека – имеет место на любой стадии развития ссоры.

5. Тактика демонстрации обиды – недовольство говорящего высказывается не по поводу какого-либо действия адресата, а по поводу его речевого поведения, которое рассматривается как оскорбительное.

6. Тактика оскорбления – возникает обычно в кульминации ссоры и предполагает употребление оскорбительной лексики.

7. Тактика угрозы – возникает чаще всего в высших по накалу стадиях ссоры.

К.Ф. Седов связывает речевую агрессию с типом личности и выделяет так называемых конфликтных агрессоров (они склонны к ссоре, скандалу, выяснению отношений) и конфликтных манипуляторов (они предпочитают использовать речевые жанры выговора, нравоучения и т.п.)

Необходимо помнить, что вербальная агрессия создает негативную модель поведения человека и может послужить основой более сильного и социально неприемлемого поведения – физической агрессии. Как пишет В.И. Жельвис, «укрепившись в допустимости агрессии вербальной, человек может распространить эту модель на другие сферы жизни, требующие, по его мнению, уже физической агрессии».

Помимо рассмотренных видов речевой агрессии, характеризующих прежде всего частное, межличностное общение, существует и массовая речевая агрессия. Так, известный специалист в области риторики А.К. Михальская особо выделяет ситуации речевой агрессии, в которых «участвуют массы людей под руководством лидера», где «все участники объединяются в акте речевой агрессии против некоего общего "врага", представленного / не представленного в ситуации конкретным лицом / лицами»: «лидер направленно и намеренно воздействует на особый инстинкт... "воодушевления", "воодушевляющего боевого порыва"». Примерами таких ситуаций могут служить мероприятия массового характера (политический митинг, футбольный матч, рок-концерт и пр.).

Особым проявлением речевой агрессии становится такое характерное для ряда средств массовой информации и некоторых политиков явление, как язык вражды (от англ. hate speech), к которому относятся обозначения любого публичного «языкового поступка», прямо или косвенно способствующего возбуждению национальной, религиозной, социальной и/или иной вражды.

Следует отметить, что Комитет министров Совета Европы определяет «язык вражды» как все формы самовыражения, которые включают распространение, провоцирование, стимулирование или оправдание расовой ненависти, ксенофобии, антисемитизма или других видов ненависти на основе нетерпимости, включая нетерпимость в виде агрессивного национализма или этноцентризма, дискриминации или враждебности в отношении меньшинств, мигрантов и лиц с эмигрантскими корнями.

В России (как и в большинстве цивилизованных стран мира) существуют довольно жесткие административные и уголовные запреты на действия, возбуждающие расовую, национальную и религиозную рознь, однако время от времени в публичном пространстве возникают прямые или закамуфлированные проявления языка вражды, которые нужно уметь видеть и с которыми, безусловно, следует бороться.

Социологи и лингвисты выделяют разнообразные формы существования языка вражды, из них важно знать наиболее часто встречающиеся:

1) Призывы к насилию (например, провозглашение насилия допустимым средством, в том числе и в виде абстрактных призывов типа «Всех больных СПИДом – на необитаемый остров! »);

2) Призывы к дискриминации, в том числе в виде общих лозунгов (например, «Долой гастарбайтеров! Рабочие места только для местных! »);

3) Завуалированные призывы к насилию и дискриминации (пропаганда «позитивных», исторических или современных, примеров насилия или дискриминации, зачастую оформленная как выражения типа «Хорошо бы сделать с теми-то то-то и то-то », «Давно пора... » и т.п.);

4) Создание негативного образа этнической, религиозной, возрастной, гендерной, профессиональной и т.п. группы (сопряжено не с конкретными обвинениями, а скорее передано тоном текста «Известно, что блондинки не отличаются высоким уровнем интеллекта »);

5) Оправдание исторических случаев насилия и дискриминации (выражения типа «Турки резали армян в 1915 году в порядке самообороны »);

6) Публикации и высказывания, подвергающие сомнению общепризнанные исторические факты насилия и дискриминации (например, наличие или масштабы Холокоста);

7) Утверждения о разных типах неполноценности (недостаток культурности, интеллектуальных способностей, неспособность к созидательному труду и т.д.) той или иной социальной или этнической группы как таковой (идеи типа «негры глупы », «деревенские жители невоспитанны »);

8) Утверждения об исторических преступлениях той или иной этнической или религиозной группы как таковой (типа «поляки всегда готовили провокации против русских »);

9) Утверждения о криминальности той или иной этнической или религиозной группы (например, «все итальянцы – мафиози »);

10) Утверждения о моральных недостатках той или иной этнической или религиозной группы («цыгане – обманщики »);

12) Рассуждения о непропорциональном превосходстве той или иной социальной группы в материальном достатке, представительстве во властных структурах, прессе и т.д.;

13) Обвинения в негативном влиянии той или иной этнической или религиозной группы на общество и/или государство («размывание национальной идентичности », «мормоны подрывают православные устои российского общества »);

14) Упоминание этнической или религиозной группы или ее представителей как таковых в унизительном или оскорбительном контексте (например, в уголовной хронике);

15) Цитирование ксенофобных высказываний и текстов без комментария, определяющего размежевание позиций интервьюируемого и журналиста.

Таким образом, следует помнить, что свобода массовой информации не должна вступать в конфликт с такой фундаментальной ценностью демократического общества, как равенство прав граждан. Любое средство массовой информации в своей деятельности может случайно перейти данную грань, но целенаправленное нарушение равновесия, особенно имеющее массовый характер, может свидетельствовать о назревшем социальном конфликте, о болезненном состоянии общества.

По мнению Ю.В. Щербининой, вербальная агрессия препятствует реализации основных задач эффективного речевого общения: затрудняет полноценный обмен информацией, тормозит восприятие и понимание собеседниками друг друга, делает невозможной выработку общей стратегии взаимодействия.

Следует помнить, что существуют правила бесконфликтного поведения . Например, профессор И.А. Стернин выделяет в качестве важнейшего «принцип терпимости к собеседнику», который включает в себя следующие советы:

· не пытаться переделать собеседника во время разговора;

· пытаться преодолеть негативную установку в отношении собеседника; во время общения отвлекаться от недостатков собеседника;

· приспосабливаться к собеседнику (учитывать его настроение, уровень речевой подготовленности и т.п.).

Существует множество способов преодоления речевой агрессии в конкретных коммуникативных актах.

Игнорирование . Весьма продуктивным ходом защиты от агрессии может стать отсутствие реакции на бестактность в свой адрес. Очень часто выигрышная тактика в ситуации агрессии – «не замечать» враждебности со стороны собеседника и не отвечать грубостью на грубость. Это может быть молчание в ответ на агрессивное высказывание или отказ от продолжения общения. Опытные и выдержанные собеседники могут продолжить общение спокойным тоном. Такая тактика в большинстве случаев не позволяет продолжать беседу в воинствующем ключе.

Игнорирование – это метод, который вследствие эффекта неожиданности оказывает психологическое воздействие на проявляющего агрессию собеседника и разрушает его негативный сценарий действия. Однако следует помнить, что этот метод борьбы против агрессии действен в том случае, когда ситуация не приобрела острый характер и не перешла в открыто обидное, неприемлемое общение. В противном случае подобная тактика может лишь усугубить конфликт.

Переключение внимания . Полезно в ситуации ссоры или выяснения отношений отвлечь собеседника от его агрессивного намерения или изменить его отрицательное эмоциональное состояние, например, переведя разговор на другую тему. В качестве возможных способов переключения внимания можно назвать следующие: неожиданный вопрос («Слушай, а сколько мы с тобой уже спорим? »); отвлекающее предложение («Давай попробуем найти ответ на этот вопрос в интернете », «Давай спросим об этом общих знакомых »); апелляция к прошлому опыту («По этому поводу мне вспоминается случай… »), шутка («У нас прямо как в анекдоте... ») и др.

Проецирование положительных качеств «агрессора». В определенной ситуации, при хорошем знании «сильных» сторон и положительных черт собеседника можно вспомнить эти качества (намекнуть на них) с помощью высказываний, которые подчеркивают случайность проступка или агрессивного речевого поведения, например: напоминание («Ты же взрослый, рассудительный человек! »); удивление («Неужели Вы могли сказать такое?! »); разочарование («Мне-то казалось, что ты поступишь по-другому... »).

Положительные оценочные высказывания . Целенаправленная демонстрация одобрения, доброжелательного отношения к собеседнику, похвала его качеств и поступков препятствуют речевой агрессии. При этом важно, чтобы выражение одобрения было разнообразным по форме. Выражением позитивной оценки могут быть не только традиционные «молодец !» и «умница !», но и обращение к прошлым успехам («В прошлый раз вы замечательно справились с поставленной задачей, давайте в этот раз сделаем еще лучше!»); согласие, благодарность, поддержка мнения собеседника («Мне нравится, как ты выполнил это задание »; «Полностью разделяю ваше мнение »; «Спасибо за интересный вопрос »).

Юмор . Вовремя сказанная шутка может снять напряжение. Однако необходимо помнить, что шутки неприязненного содержания – это уже не юмор, а сарказм (язвительная, злая, едкая насмешка). Такие шутки, наоборот, могут провоцировать усиление агрессии (см. п. 8.4).

Убеждение . Существуют требования, нарушение которых делает убеждение неэффективным и может вызвать раздражение собеседника. Например, во избежание ответной агрессии не следует применять следующие приемы: разъяснять собеседнику очевидные вещи (например, говорить, почему нельзя оскорблять другого человека), морализировать («Собеседники должны слушать друг друга внимательно »); убеждать в чем-либо неприемлемом в данной ситуации («Всегда необходимо подходить мириться первому »); повышать тон (говорить раздраженно или излишне пафосно).

Начинать всегда лучше с описания достоинств собеседника, его достижений, успехов. Это позволяет снять эмоциональное напряжение, настроить на позитивное общение, снизить возможность протеста. В процессе убеждения эффективен прием смены ролей: моделирование ситуации, в которой «агрессор» оказывается на месте «жертвы». Таким образом можно добиться осознания неправильности поведения через эмпатию (сопереживание): «А тебе самому было бы приятно услышать то, что ты сказал мне? », «Представь, что ты оказался в моей ситуации... »; «Подумай, как бы ты поступил на его месте ».

Таким образом, вербальная агрессия как негативный способ коммуникации имеет разнообразные формы существования – от насмешки и грубого отказа до политических лозунгов и экстремистских призывов, – однако за долгую историю существования человечество выработало и оружие противодействия речевой агрессии, пользоваться которым можно и нужно учиться.

Сегодня педагоги все чаще говорят о речевой агрессии. О физических проявлениях детской агрессии мы уже говорили, но не меньшую тревогу вызывает и агрессия слова - ругается, дерзит, огрызается, пререкается.

Грубый, неуправляемый, настырный – всё чаще и чаще говорим мы такие слова о наших детях.

Что такое речевая агрессия? Речевая агрессия – общение-грубое, оскорбительное, обидное.

Вспомним проявления физической агрессии : ребенок дерется, толкается, кусается, ругается, дерзит, огрызается, пререкается.

Уже четырехмесячный ребенок, если ему не давать некоторое время шевелить руками, реагирует криком и гневной мимикой.

Каковы проявления речевой агрессии средних и старших дошкольников? Речевая агрессия проявляется в оскорблениях и угрозах, грубых требованиях и отказах, обвинениях и насмешках (например, "дразнилки", "обзывательства", "визг", "нытье", "бурчание" и т. п.); более скрыто, косвенно – в жалобах, клевете.

Каждый из нас задаётся вопросом: «Откуда в детях столько грубости и агрессии?». Агрессия все активнее участвует в детских играх и развлечениях, проникает в их разговоры и, что особо ужасает, становится нормой для наших детей. Со всех сторон слышны оскорбления, угрозы, грубые требования, обвинения, насмешки. Вроде бы постоянно твердишь о добре, о взаимопонимании, о дружбе и чести, о моральных ценностях. И всё впустую.

Почему, на самом деле мы, столько говорим с нашими детьми об элементарном уважении друг к другу, а в ответ слышим обидные прозвища в адрес друг друга, оскорбления и насмешки? Должно же этому быть разумное объяснение.

Причины возникновения речевой агрессии :

Речевая агрессия дошкольном возрасте может возникать как подражание поведению взрослых, «как взрослый».

Оказывается, дети учатся речевой грубости у нас, взрослых! У родителей, у воспитателей в детском саду, нянечек, знакомых, просто случайных людей.

Стараться избегать обидных высказываний в собственной речи и овладеть умением правильно реагировать на грубость собеседника, не провоцировать его на обидное общение - посильная задача для цивилизованного человека, а для педагога, чья профессия предполагает повышенную ответственность за свои речевые поступки, - особенно необходимая.

Давайте попытаемся проанализировать поведение воспитателя с точки зрения речевой агрессии.

Речь воспитателей иногда демонстрирует пренебрежительно-грубое или повелительно-покровительственное отношение к детям, что проявляется в резких замечаниях («Рисуешь как курица лапой!»); грубых требованиях (Закрыли рты!»; унизительных обращениях к детям по фамилии, а иногда оскорблениях и часто угрозах («Я тебя сейчас накажу!»...). Сколько раз за день приходиться повышать нам тон! Нам кажется, что это оправданно. Ведь мы должны чему –то научить их каждого, того, кто хочет учиться, и того, кому это вообще не интересно! Мы не задумываемся, что своим тоном приучаем детей к агрессивному речевому поведению.

Добиваясь послушания, мы неосознанно провоцируем детей на ответную речевую агрессию - протест, грубый отказ, желание сделать или сказать «назло» .

Сейчас мы с вами проведём игру «Найди пару»

Здесь написаны модели негативного речевого поведения педагогов.

Я зачитываю вам пример, а вы определяете модель негативного речевого поведения.

Стереотипные коммуникативные установки современного общества "Надо уметь давать сдачи", "На обидное слово надо отвечать обидным", "Иначе не выживешь"

Лояльное отношение к грубости всеобщего любимца "Я не знаю, как мне быть –

Начал старшим я грубить.

А они ко мне:

– Голубчик,

Ешь скорее! Стынет супчик!..

А они ко мне:

– Сыночек,

Положить еще кусочек?

А они ко мне:

– Внучок,

Ляг, лапуся, на бочок!.."

(С.В. Михалков, "Лапуся")

Отсутствие целенаправленного обучения этикетному общению "Разве можно так ругаться?!", "Так нельзя!", "Что ты говоришь!"

Недооценка положительных сторон деятельности ребенка "Вечно ты...!", "Ты всегда...!", "От него всего можно ожидать!", "За ним нужен глаз да глаз!"

Отрицательный личный опыт общения конкретного ребенка "Дразнилки", издевки, жестокие шутки, соревнования в словесной изощренности, игра "кто кого переспорит", навешивание словесных ярлыков типа "ябеда", "врун", "воображала", "очкарик", "тормоз" и т. п.

Пропаганда тех или иных форм речевой агрессии в современных СМИ "Плохими словами" ругается любимый певец или мультипликационный персонаж, популярность жанров боевика и триллера с соответствующими моделями речевого поведения персонажей и набором словесных клише

Открытая речевая агрессия педагога "Рисуешь как курица лапой!", "Сколько можно повторять?!", "Как вы меня достали!", "Закрыли рты!", "Живо мыть руки!", "Поставлю в угол!", "Считаю до трех..."

Неумение педагога управлять поведением детей в конфликтной ситуации приводит к отчуждению, враждебности. Непониманию. С другой стороны, используя агрессию слова как способ коммуникативного воздействия, педагог также не достигает ни методических, ни воспитательных целей, а лишь демонстрирует авторитарный стиль общения и отсутствие профессионализма. Кроме того, дети усваивают агрессивную модель речевого поведения и переносят ее на общение друг с другом.

Сейчас мы проведём небольшой тест « Часто ли вы становитесь участником речевого агрессивного поведения?»

Вряд ли можно говорить о полном устранении речевой агрессии из педагогического общения. Однако можно научиться успешно контролировать, сдерживать, преодолевать агрессию слова, не прибегая при этом к ответной грубости.

Не стоит забывать, что толерантность – терпимость, снисходительность –необходимое профессиональное качество педагога, которое предполагает корректность оценок, умение прощать, признание права ребёнка на собственное мнение.

Способы эффективного реагирования на речевую агрессию детей

  1. "Игнорирование речевой агрессии" – коммуникативная тактика, которая предполагает, что педагог не реагирует на грубость, делает вид, что не замечает ее, демонстрирует внешнюю незаинтересованность. Такая тактика оказывает психологическое воздействие на "агрессора" (эффект неожиданности) и разрушает его "негативный сценарий" (эффект обманутого ожидания). Применяется, если агрессия не несет непосредственной угрозы ребенку и окружающим людям.
  2. "Переключение внимания"–отвлечение ребенка от выполнения нежелательных действий. Основные способы переключения внимания: перевод разговора на другую тему, неожиданный вопрос, необычное задание, интересная игра.
  3. "Проецирование положительных личностных качеств и поведенческих реакций"–актуализация (озвучивание, словесное обозначение, публичное напоминание) положительных качеств ребенка или выражение провокационного сомнения, которое намеренно задевает самолюбие ребенка, бросает ему вызов (способ "подзадоривания").Например:"Ты же умная, взрослая, терпеливая, способная девочка!"; "Неужели это говорит наш Миша?"; "Ну, Миша, никак не ожидала от тебя такого!"; "Мне стыдно за тебя!"; "Тебе, наверное, трудно проявить терпение и выдержку!" и т. п.
  4. "Смена ролей"– моделирование ситуации, в которой "агрессор" оказывается на месте "жертвы", с целью добиться осознания неправильности поведения через эмпатию. Варианты словесной реализации: "Значит, ты хочешь, чтобы в группе убирал игрушки кто угодно, только не ты?"; "А тебе самому было бы приятно услышать то, что ты сейчас говоришь мне?"; "Представь себе, что ты оказался на месте..." и т. п.
  5. "Выпустить джинна"–не прерывая и не комментируя, позволить ребенку выразить свои негативные эмоции, дать возможность полностью "выговориться", после чего спокойно и не торопясь обсудить ситуацию. Возможно сочетание этого метода с последующим перефразированием слов ребенка в более корректной форме. Например: "Я поняла, что ты хотел сказать…", "Наверное, ты имел в виду...".
  6. "Если не можешь чему-то противостоять – возглавь это" – используется в ситуациях, имеющих характер скорее увлеченности игрой, баловства, дурачества, чем настоящей агрессии, заключается в намеренном усилении негативных действий, доведении их до высшей точки или в утрировании до абсурда. Например: "Давайте вместе покричим! Спорим, я громче умею? Ну, еще громче!.. Еще...".
  7. "Частичное согласие" ("Да, но...") –внимательно выслушать и принять претензии ребенка; по возможности, частично удовлетворить их, но в целом сохранить основную линию требований. Варианты речевых конструкций: "Да, Сережа поступил плохо – он тебя ударил. Но ведь ты же сам только что отнял у него пенал! Так что вы оба не правы и должны помириться".
  8. «Привлечение "союзников"»–заручиться реальной или воображаемой поддержкой детей, родственников, знакомых или просто оказавшихся рядом людей. Примеры речевых клише: "Не кричи, пожалуйста, – на тебя уже старшеклассники смотрят!"; "По-моему, ребята не одобряют тебя... Правда?"; "Папе бы очень не понравилось то, что ты говоришь!" и т. п.
  9. "Апелляция к жалости"–при оценке конфликтной ситуации акцентировать внимание не на проступке ребенка или его агрессивных высказываниях, а на собственном эмоциональном состоянии (огорчение, дискомфорт, стыд). Соответствующие словесные клише: "Ты делаешь мне очень больно!"; "Твои слова меня очень огорчили!"; "Пожалей меня, пожалуйста" и т. п.
  10. "Самонаказание"–предложить ребенку самому придумать себе наказание за проступок. Возможные формы словесного воплощения: "Ты же любишь справедливость во всем. Вот и придумай себе наказание за..."; "Как бы ты сам поступил с человеком, сделавшим такое?".
  11. "Убеждение"–прямое разъяснение необходимых правил речевого поведения, норм общения.

При этом не следует:

Морализировать отвлеченно: "Надо вести себя хорошо", "Нужно быть умницей" и т. п.;

убеждать в неосуществимом:

-"Никогда не надо ни с кем спорить";

Повышать тон и говорить излишне пафосно: "Михаил, я до глубины души возмущена твоим ужасным поведением!".

Особую роль в предотвращении агрессии слова играют средства речевого этикета. Задумаемся, все ли наши обращения к детям, просьбы, возражения являются вежливыми? Всегда ли мы приносим извинения за резкость замечания, несправедливую оценку, ошибочное мнение?

Русский речевой этикет предполагает также множество способов косвенного выражения побуждения, просьбы: форму вопроса («Стоит ли ругаться?»), употребление сослагательного наклонения («Хорошо бы нам...»), использование не очень сложного намека («Вы мне что-то сегодня совсем не нравитесь» - указание на нарушение детьми этикетных норм, просьба прекратить ругаться, пререкаться).

Следует отчетливо представлять уровень развития и реальные возможности дошкольника, пытаться посмотреть на проблемы его глазами, и почаще вспоминать себя в том возрасте, когда ступеньки в подъезде казались высокими.


Последние материалы раздела:

Кислотные свойства аминокислот
Кислотные свойства аминокислот

Cвойства аминокислот можно разделить на две группы: химические и физические.Химические свойства аминокислотВ зависимости от соединений,...

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...

Система управления временем Б
Система управления временем Б

Бюджетный дефицит и государственный долг. Финансирование бюджетного дефицита. Управление государственным долгом.В тот момент, когда управление...