Прощение как способ избавления от страданий. Сила момента сейчас

Тренинг по системе Экхарта Толле. Пробуди силу настоящего! Выход из страданий в мир гармонии и счастья Бакнер Марк

Прощение как способ избавления от страданий

Если вам трудно соединиться со своим внутренним телом и перейти в момент «Сейчас» – значит, внутри вас так или иначе присутствует непрощение . Но надо понять это слово правильно: оно вовсе не синоним вины. Многие люди считают, что прощение всегда подразумевает какую-то вину. И если им говорят, что они должны самих себя, то они начинают чувствовать себя виноватыми. Им кажется, что их в чем-то обвиняют. Никому из нас не нравится, когда нас обвиняют! Поэтому многим людям не нравится и призыв к прощению. Если мы ни в чем не виноваты, что же прощать?

Но давайте отнесемся к понятию прощения по-другому. Попробуем воспринимать его как синоним слова «принятие».

Простить – это вовсе не значит примириться с чем-то плохим, с чем-то, что нам не нравится, например, с чьим-то плохим обращением.

Простить – это вовсе не значит продолжать мучиться, терпеть и страдать.

Если же речь идет о прощении самого себя, то простить – это не значит потакать своему эгоизму и негативным эмоциям.

Простить – это значит принять, то есть признать существование негативных эмоций, и, признав, освободиться от них.

Экхарт Толле говорит, что непрощение – это отказ ума принимать реальность такой, какая она есть. Ум не прощает реальность, ум не прощает прошлое, ум не прощает даже будущее, потому что он не в состоянии смириться с тем, что будущее неопределенно. Ум требует от будущего определенности и соответствия его собственным планам. Это и означает неприятие жизни такой, как она есть, или, другими словами, непрощение жизни за то, что она такая, как есть. Прощение служит тому, чтобы отпустить это неприятие, отпустить недовольство собой, миром и другими людьми.

Пока мы не прощаем, то есть не принимаем себя, других, мир в целом такими, как есть – мы тратим огромные усилия на сопротивление жизни. Мы даже не замечаем, сколько нашей энергии уходит на это сопротивление.

Вот почему, если не удается войти в настоящий момент и принять его, надо прощать. Прощать все, что мешает, что вызывает хоть малейшую боль. Прощать – и отпускать недовольство, раздражение, обиду.

Настройте себя на прощение – без чувства, что вы в чем-то виноваты. Вы не виноваты. Вам не за что винить ни себя, ни других. Простить – значит, просто отпустить то, что вас мучило, освободиться от этого. Но только помните о том, что эго не может прощать, ложное «я» не может прощать.

Простить может только подлинное Я. Ведь для него все ошибки, «грехи», промахи и недостатки столь незначительны и малы, что простить их не составляет никакого труда.

Пока мы не прощаем – ум, его суждения и порождаемые ими эмоции забирают у нас всю силу. Простить – это значит вернуть себе силу, принадлежащую вам по праву.

Упражнение

Останьтесь наедине с собой, расслабьтесь, закройте глаза.

Перенесите свое внимание на внутреннее тело. Определите, где есть ощущение непрозрачности, какой-то негативной эмоции. Направьте внимание на ощущение этой эмоции, и одновременно следите за тем, не пытается ли ум вынести какие-либо суждения.

Например, ум может выдать вам реакцию чувства вины, или самоуничижения, или гнева, недовольства, негодования. Мысленно скажите, что вы отпускаете это. Что вы даете этому свободу, больше не держитесь за это.

Когда будете произносить это, не цепляйтесь за слова – сосредоточьтесь на ощущениях. Хорошо, если вам удастся почти не произносить эти слова, а просто позволить возникнуть соответствующим ощущениям.

Представьте, что все недовольство и другие неприятные эмоции растворяются, и при этом происходит выплеск энергии, которую вы вдыхаете в себя. Негатив ушел как дым, а вы оставили себе только свет. Это и будет означать, что вы простили.

Из книги Ум человека автора Торсунов Олег Геннадьевич

Из книги Здоровье в три шага (Базовый курс системы М. Норбекова) автора Гогохия Г

"ПРОЩЕНИЕ" Для чего необходимо это упражнение? Это как прополка, избавляет наш сад, который внутри нас, в душе, от сорняков. Можно прополоть его так, что через неделю снова зарастет, если остались корни. Нам надо научиться прополоть так, чтобы не осталось и корней, очень

Из книги Трикасамарасья Каула. Стратегия и тактика тропы Узора Великой Бездны автора Бхайравананда

Некоторые методы избавления от страданий Наше учение очень внимательно исследует феномен страдания. Бхайрава и Бхайрави дали много разъяснений о природе страданий и о том, как их предотвращать или трансформировать в Ос-вобожденность. В этой главе я упомяну пять методов,

Из книги Как изменить свою жизнь за 7 дней автора Шинн Флоренс

Прощение Мы уже говорили выше, как важно научиться прощать себя и других

Из книги Когда Бог смеется (сборник рассказов-медитаций) автора Мелло Энтони Де

Прощение нацистам Бывший заключенный нацистского концлагеря пришел в гости к своему другу, с которым прошел через все испытания.- Ты простил нацистов? - спросил он друга. - Да.- А я нет. Я по-прежнему полон ненависти к ним.- В таком случае, - мягко ответил друг, - ты

Из книги Путь к свободе. Взгляд в себя автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Алгоритм избавления от боли С помощью этого метода можно работать с болью и любыми другими физическими ощущениями, которые беспокоят вас.Алгоритм:1. Уйдет - уйдет,останется - останется.2. Где в точности это находится?3. Какой формы?4. Каких размеров?5. Какого

Из книги Пробуждение сознания. 4 шага к жизни, о которой вы мечтаете автора Витале Джо

Из книги Главная книга о счастье и благополучии автора Виилма Лууле

Как поумнеть без страданий При всей своей похожести люди очень различны.Одни говорят: «Я за все беспокоюсь и все принимаю близко к сердцу». Что это значит? Беспокойство есть страх; в сердце обитает чувство вины. Это значит, что человек из-за всего боится и ощущает себя

Из книги Курс Йоги 200. Третий Принцип Йоги автора Бегунова Виктория

Шаг 1 Отказ от страданий. "Никто и ничто не имеет права навязывать мне страдания!"Содержание занятия:1. Отказ от страданий2. Третий принцип в свете 1-ого и 2-ого принциповОтказ от страданийДрузья,Если мы осознаем, что наше естественное проявление в мире - это состояние

Из книги Мудры. Все в одной книге. Исполни любое желание автора Левин Петр

Мудра для избавления от одиночества 1. Поставьте правую руку (для левшей – левую) перед грудью, ладонью вверх, пальцы направлены от себя. Разведите пальцы в стороны, мизинец немного согните в сторону ладони, но он не должен ее касаться, безымянный палец тоже согнут, но

Из книги Эффективный лайф-менеджмент автора Борисова Анастасия

Из книги Тренинг по системе Джозефа Мэрфи. Сила подсознания для привлечения денег автора Бронштейн Александр

Из книги 30 уроков личной силы от психолога-мастера, которые приведут к счастью и благосостоянию автора Сучкова Ольга

Из книги Принцип денег. Секретная практика управления реальностью автора Смирнов Антон

Из книги 18 в квадрате [или Книга для женщин, которые хотят стать неотразимыми, богатыми, сделать карьеру, построить семью] автора Криксунова Инна Абрамовна

Лучший способ избавления от обид Все мы не раз испытывали чувство обиды. Допустим, едете вы в транспорте, читаете увлекательный детектив, и вдруг какая-то тетка кричит, что вы, дескать, наступили ей на ногу. Или в магазине вы спрашиваете продавщицу, сколько стоит тот или

Из книги Любовь! Верните ее в свою жизнь. Курс на чудеса автора Уильямсон Марианна

Мышление у большинства людей — это, в огромной мере, непроизвольное, автоматическое и без конца повторяющееся думанье. Своего рода мысленный шум, некая разновидность ментальной статики, лишенная какой бы то ни было целесообразности. Строго говоря, ты не думаешь. Думанье происходит само по себе. Утверждение «я мыслю» подразумевает присутствие воли или желания. Оно содержит предположение, что ты сам участвуешь в процессе, что это твой выбор, и что ты решил это делать. Но у большинства людей это не так. Выражение «я думаю» — ошибочно. Оно находится на том же уровне, что и утверждения типа «я перевариваю пищу» или «я циркулирую кровь». Пищеварение происходит, кровообращение происходит, думанье происходит.

Тысячелетиями люди становились все более одержимы умом, так как не могли распознать в овладевшей ими сущности нечто отличное от себя. В результате полного отождетсвления человека со своим умом у него возникло ложное ощущение себя - эго. Плотность эго зависит от степени того, насколько ты — сознание — отождествлен с умом, с мышлением. Мышление — это лишь крошечная составляющая всего сознания, всего того, что вы есть.

У разных людей степень отождествленности с умом разная. Одним нравятся периоды, когда они хотя бы ненадолго от нее освобождаются. Спокойствие, радость и жизненная сила, переживаемые ими в такие моменты, делают их жизнь такой, что ее стоит жить. Это моменты творчества, любви, сочувствия. Другие постоянно находятся в плену эгоического состояния. Они стали чужими не только для самих себя, но и для других людей вместе со всем окружающим миром. Если посмотреть на них, то на их лицах можно заметить напряжение, может быть, глубокие морщины меж бровей, отсутствующий или пристальный взгляд. Большая часть их внимания поглощена собственными мыслями, поэтому тебя они практически не видят, и вряд ли будут слушать. Они не присутствуют ни в какой ситуации, их внимание направлено либо в прошлое, либо в будущее , — каковые, разумеется, существуют только в виде мыслеформ, или имеют к тебе такое же отношение, как исполняемая роль, а потому не являются тобой. Многие отчуждены от того, кто они есть, но отчуждены до такой степени, что их поведение и общение с другими почти всеми распознается как «фальшь» — за исключением тех, кто сами настолько же фальшивы и в той же мере отчуждены от своей сути.

Отчуждение означает, что ты никогда, ни в какой ситуации, ни в каком месте, ни с каким человеком, даже с самим собой не чувствуешь себя свободно. Ты все время стремишься «домой», но никогда и нигде не чувствуешь себя дома. Некоторые из величайших писателей двадцатого столетия, такие как Франц Кафка, Альберт Камю, Т.С. Элиот и Джеймс Джойс, считали отчуждение общим фактором мировой дилеммы человеческого существования. Они, возможно, пережили его глубоко внутри и потому сумели столь блестяще выразить его в своих произведениях. Они не предлагают решения. Их вкладом является то, что они показали нам проблему человечества так, чтобы и мы смогли ее ясно увидеть. Ясно увидеть свою проблему - это первый шаг к тому, чтобы ее преодолеть.

Рождение эмоции

К потоку мыслей добавляется еще одно, хотя и не совсем отдельное от него измерение эго — эмоция. Нельзя сказать, что все мышление и все эмоции исходят из эго. Они превращаются в эго только тогда, когда ты с ними отождествляешься. Тогда они полностью подменяют тебя, иначе говоря, становятся твоим «я».

Физическое тело, твой организм, как и любой другой живой организм, имеет собственный интеллект. И этот интеллект реагирует на то, что говорит твой ум, он реагирует на твои мысли. Поэтому эмоция — это реакция тела на состояние ума. ...

Эмоция — это реакция тела на мысль. Косвенно любая эмоция может быть также и откликом на реальную ситуацию или событие, — но уже на событие, воспринимаемое через фильтр умственной интерпретации, фильтр мышления, иначе говоря, через ментальные концепции «плохого» и «хорошего», «нравится — не нравится», «меня» и «моего». Например, у тебя, скорее всего, не возникнет никаких эмоций, если тебе скажут, что у кого-то угнали машину, но если это твоя машина, то ты, возможно, расстроишься. Поразительно, как много эмоций порождает такая маленькая, созданная умом идея, как «моё».

Хотя тело и весьма разумно, оно все же не способно отличить реальную ситуацию от мысленной. На любую мысль оно реагирует, как на реальность. Тело не знает, что это всего лишь мысль. Для тела тревожная, пугающая мысль означает «я в опасности», и оно реагирует соответственно, даже если ты лежишь ночью в теплой и уютной постели. Сердцебиение и дыхание учащаются, мышцы сокращаются. Нарастает энергия, но поскольку это опасность вымышленная, то энергия не находит выхода. Часть ее возвращается в ум и порождает еще более тревожные мысли. Остальная энергия делается токсичной и мешает гармоничному функционированию тела.

Эмоции и эго

Эго — это не только ненаблюдаемый ум, голос в голове, претендующий на то, что он это ты, но также и ненаблюдаемые эмоции , являющиеся реакциями тела на то, что этот голос говорит. ...

Дисфункциональное думанье — это то, на что тело откликается негативной эмоцией.

Голос в голове рассказывает историю, в которую тело верит и соответственно реагирует. Эти реакции являются эмоциями. Эмоции, в свою очередь, возвращают энергию мыслям, возбудившим первоначальную эмоцию. Это порочный круг неисследованных мыслей и эмоций, порождающих эмоциональное мышление и эмоциональное сочинительство историй.
Эмоциональный компонент у разных людей разный. У одних эго он больше, у других меньше. Мысли, спускающие курок обоймы эмоциональных откликов тела, иногда приходят так быстро, что ум еще не успеет их высказать, как тело уже откликается эмоцией, и уже эта эмоция становится реакцией. Эти мысли существуют на невербальной стадии, и мы можем назвать их невысказанными, бессознательными ожиданиями. Они берут начало в прошлой обусловленности человека, обычно в раннем детстве. Примером такого бессознательного ожидания у человека, чьи изначальные отношения, например, с родителями, или братьями и сестрами, не были ни поддерживающими, ни доверительными, ни вдохновляющими, является установка «людям нельзя доверять». Вот несколько примеров наиболее распространенных бессознательных предположений: «Никто меня не уважает и не ценит. Чтобы выжить, я должен драться. Денег всегда не хватает. Жизнь всегда бьет по голове. Я не заслуживаю богатства. Изобилие не для меня. Я не заслуживаю любви». Бессознательные предположения формируют в теле эмоции, возбуждающие в свою очередь мыслительную активность и/или вызывающие немедленную реакцию. Так они создают твою личную реальность.

Голос эго постоянно подрывает и естественное состояние тела — состояние благополучия и здоровья. Тело почти любого человека испытывает сильное напряжение и стресс не со стороны какого-то внешнего фактора, а исходящие изнутри, их ума. У тела есть присосавшееся к нему эго, поэтому тело не может не откликаться на все нарушающие его нормальное функционирование ментальные модели поведения, образующие эго. В итоге непрерывный поток навязчивых мыслей сопровождается потоком негативных эмоций. Что такое негативная эмоция? Это эмоция, токсичная для тела и нарушающая его равновесие и гармоничное функционирование. Страх, тревога, гнев, обида, печаль, ненависть или сильная антипатия, ревность, зависть - все это нарушает нормальный ток энергии в теле, влияет на сердце, иммунную систему, пищеварение, выработку гормонов и т.д. Даже официальная медицина, хотя она еще очень мало знает о механизме действия эго, начинает признавать наличие связи между негативными эмоциональными состояниями и физическими болезнями. Эмоция, которая вредит телу, также передается людям, с которыми вы вступаете в контакт, и опосредованно, по цепочке, заражает бессчетное множество других людей, с которыми вы вообще никак не сталкиваетесь. Для всех негативных эмоций есть одно определение: "я так несчастен".

Оказывают ли позитивные эмоции противоположное действие на физическое тело? Укрепляют ли они иммунную систему, дают ли силы и исцеляют ли тело? Да, конечно, но нам нужно уметь различать позитивные эмоции, порожденные эго, и более глубокие эмоции, исходящие из твоего естественного состояния соединенности с Сущим.

Позитивные эмоции, порожденные эго, изначально содержат в себе свою противоположность, в которую быстро и превращаются. Вот несколько примеров: то, что эго называет любовью — это обладание и болезненная привязанность, способная в секунду обернуться ненавистью. Ожидание по поводу предстоящего события, которому эго заранее дает завышенную оценку, легко превращается в свою противоположность — неудовольствие или разочарование, если событие уже завершилось или не оправдало ожиданий. Сегодня похвала и признание заставляет тебя чувствовать себя живым и счастливым; завтра критика и безразличие сделают тебя удрученным и несчастным. Удовольствие от дикой вечеринки наутро превращается в озноб и похмелье. Без плохого нет хорошего, без низа нет верха.

Эмоции, порожденные эго, извлекаются из ментального отождествления с внешними факторами, ни один из которых не стабилен и может в любой момент измениться. Более глубокие эмоции — это совсем не эмоции, а состояния Сущего. Эмоции существуют в мире противоположностей. Состояния Сущего могут заслоняться, но у них нет противоположности. Они излучаются изнутри тебя как любовь, радость и покой, являющиеся твоей истинной природой.

Утка с человеческим умом

В книге «Сила Момента Сейчас» я упоминал о своих наблюдениях за утками, когда две из них устроили небольшую драку, какие у них никогда не бывают долгими, а после расплылись в противоположных направлениях. Потом каждая сделала несколько энергичных взмахов крыльями, высвобождая избыточную энергию, накопившуюся во время драки. Похлопав крыльями, они поплыли так же мирно, как и прежде, словно никакой драки и не было.

Имей утка человеческий ум, она продолжала бы драться мысленно, сочиняя разные истории. Одной из таких утиных историй могла бы быть такая: «Даже поверить не могу, что она сейчас сделала. Она приблизилась ко мне меньше чем на пять дюймов. Она, наверное, думает, что весь этот пруд принадлежит ей. У нее нет никакого уважения к моему личному пространству. В следующий раз она попытается сделать что-нибудь еще, просто чтобы досадить мне. Я уверена, она уже что-то замышляет. Но я не собираюсь это терпеть. Я проучу ее так, что она этого не забудет». И так далее и тому подобное, ум раскручивает свои сказки, думая и рассказывая их дни, месяцы и даже годы спустя. Что касается тела, то для него драка все еще продолжается, и в ответ на все эти мысли и эмоции генерируется соответствующая энергия, порождая еще больше мыслей. Это становится эмоциональным думаньем эго. Легко понять, насколько трудной была бы жизнь утки, будь у нее человеческий ум. Но большинство людей живут так постоянно. Никакая ситуация или событие никогда по-настоящему не завершаются. Ум и созданное им «я и моя история» поддерживают их в перманентно активном состоянии.

Мы заблудившиеся существа. Все естественное, любой цветок или дерево, любое животное может преподать нам важный урок, может многому научить, если только мы остановимся, посмотрим и прислушаемся. Урок, преподанный уткой, таков: похлопай крыльями — что переводится как « отпусти свою историю» — и вернись в единственное место силы — в настоящий момент.

Ноша прошлого

История о двух дзенских монахах Танзане и Экидо прекрасно иллюстрирует неспособность, а скорее, нежелание человеческого ума отпускать прошлое. Монахи шагали по раскисшей от дождей проселочной дороге, и вблизи деревни встретили молодую женщину. Она пыталась перейти дорогу, но грязи было столько, что женщина могла безнадежно испортить свое шелковое кимоно. В один миг Танзан подхватил ее и перенес на другую сторону. В молчании монахи пошли дальше. Пять часов спустя, уже на подходе к храму, где их ждал приют, Экидо уже не смог себя сдержать.
— Зачем ты перенес ту девушку через дорогу? — спросил он. — Нам, монахам, не полагается так поступать.
— Я поставил девушку на землю несколько часов назад, — сказал Танзан. — А ты ее все еще несешь?

Теперь вообрази, какой должна быть жизнь человека, живущего подобно Экидо, неспособного или нежелающего внутренне отпустить ситуацию, накапливая внутри себя все больше и больше хлама, и ты сможешь представить себе, как живет большинство людей на нашей планете и какой тяжелый груз прошлого несут они по миру в своем уме.

Прошлое живет в вас в виде воспоминаний, однако сами они не являются проблемой. На самом деле именно благодаря памяти мы можем учиться у прошлого, учиться на прошлых ошибках. Лишь когда воспоминания, то есть мысли о прошлом, полностью овладевают вами, они становятся бременем, становятся проблемой и превращаются в часть вашего самоощущения. И тогда ваша личность, обусловленная прошлым опытом, становится вашей тюрьмой. Вы начинаете наделять воспоминания своим самоощущением, и ваша история становится тем, кем вы себя считаете. Это "маленькое я" - не что иное, как иллюзия, заслоняющая ваше истинное "я" - вневременное и бесформенное Присутствие.

Однако ваша история состоит не только из воспоминаний ума, но и из эмоциональной памяти - старых эмоций, которые беспрерывно воскрешаются. Подобно монаху, который пять часов нес в себе груз возмущения, питая его своими мыслями, большинство людей всю жизнь носят в себе массу ненужного багажа, как умственного, так и эмоционального. Они ограничивают себя обидами, сожалением, враждебностью и чувством вины. Их эмоциональное мышление превратилось в их "Я", и они цепляются за старые эмоции, так как те укрепляют образ их личности.

По той причине, что люди имеют склонность увековечивать старые эмоции, почти каждый включает в свое энергетическое поле накопленную прежде эмоциональную боль, что я называю «болевым телом».

Однако мы можем перестать пополнять и подпитывать уже имеющееся у нас болевое тело. Мы можем этому научиться и сломать привычку накапливать и увековечивать старые эмоции , метафорически говоря, научиться, похлопав крыльями, удерживать себя от пребывания в прошлом, независимо от того, случилось ли это вчера или тридцать лет назад. Мы можем научиться не оживлять в своем уме ситуации или события, и не попадаться на удочку собственного ментального киносценария, а все время возвращать внимание к первоначальному, не имеющему времени, чистому и нетронутому настоящему моменту. Тогда нашей тождественностью становится истинное Присутствие, а не мысли и эмоции.

Что бы ни случилось в прошлом, это не может помешать вам присутствовать в настоящем. А если прошлое не может помешать вам присутствовать в настоящем, тогда какая в нем сила?

Разум постоянно рыщет не только в поисках пищи для думанья; он ищет пищу для собственного отождествления, для чувства самого себя. Так эго возникает и поддерживает свое существование, так оно непрерывно воссоздает само себя.

Когда ты думаешь или говоришь о себе, когда ты произносишь: «Я», то обычно имеешь в виду вот что - «я и моя история». Это «Я» сделано из того, что ты любишь и не любишь, чего боишься и желаешь. Это то самое «Я», которое никогда не бывает удовлетворено надолго. Это - созданное разумом чувство того, кто ты есть, которое обусловлено прошлым и ищущее реализации в будущем.

Видишь ли ты, что это «Я» - мимолетно, поверхностно, что это временная формация, похожая на волновой узор на воде?

Кто это видит? Кто осознает скоротечность и поверхностность твоей физической и психологической формы? Я. Это гораздо более глубокое «Я», у которого нет ничего общего ни с прошлым, ни с будущим.

Что останется, если не будет тех страхов и желаний, которые связаны с твоей проблематичной жизненной ситуацией и которые день за днем отвлекают на себя львиную долю твоего внимания? Прочерк - длиной в один-два дюйма, тире между двумя датами - рождения и смерти - на твоем надгробном камне.

Для эгоистичного «я» это очень неприятная мысль. Для тебя же она - освобождающая.

Если какая-нибудь мысль целиком поглощает твое внимание, это значит, что ты отождествляешься с голосом, звучащим у тебя в голове. Тогда эта мысль получает подкрепление от твоего чувства самого себя. Это эго, это «я», созданное разумом. Ментально сконструированное «я» чувствует себя неполноценным и перебивающимся случайными подачками. Вот почему и чувство страха, и его желания являются не только доминирующей и господствующей эмоцией, но и мотивирующей силой.

Когда ты понимаешь, что у тебя в голове есть голос, претендующий на то, чтобы быть тобой, и никогда не прекращающий своей трескотни, ты пробуждаешься от своего бессознательного отождествления с этим мыслительным потоком. Когда ты начинаешь замечать этот голос, тогда ты начинаешь понимать, что ты - не этот голос, ты не думатель - но тот, кто осознает его.

Знание того, что ты - это осознанность, которая за голосом, и есть свобода.

Эгоистичное «я» только и делает, что что-нибудь ищет. Оно ищет побольше того, побольше этого. Чтобы приплюсовать это к себе. Чтобы почувствовать себя более цельным. Это является объяснением тому, почему эго так озабочено будущим и почему оно его так любит.

Если ты осознаешь себя «живущим в следующем мгновении», значит, твой выход за пределы схемы действий эгоистического разума состоялся, и одновременно с этим у тебя появляется возможность выбора - перенести всё свое внимание в это мгновение и оставить его в нем.

Перенос всего внимания в настоящий момент позволяет интеллекту, неизмеримо большему, чем эгоистический разум, войти в твою жизнь.

Когда ты живешь через эго, то всегда низводишь настоящий момент до уровня цели и средства. Тогда ты живешь ради будущего, и когда достигаешь своих целей, они тебя уже не устраивают, во всяком случае, надолго.

Когда ты больше внимания уделяешь тому, что делаешь, чем тому, чего хочешь этим достичь, ты ломаешь старую эгоистическую обусловленность.

Тогда то, что ты делаешь, становится не только несоизмеримо эффективней, но и дает тебе бесконечно больше возможностей для самовыражения и радости.

Почти в каждом эго содержится хотя бы один элемент, который мы могли бы назвать «отождествлением с образом жертвы». Некоторые люди носят в себе такой сильный образ себя-жертвы, что для их эго он становится центральной, стержневой опорой. Самая сущностная часть их чувства себя складывается и формируется из негодования и обид.

Даже если твои обиды полностью «обоснованы», то все равно то отождествление, которое ты из них для себя соорудил, больше похожее на тюрьму, решетки которой сделаны из мыслеформ. Стремись видеть то, что ты сам же себе и делаешь, или, вернее, то, что твой ум тебе делает. Чувствуй ту эмоциональную привязанность к своей истории жертвы, которая у тебя есть, и осознавай свою навязчивую потребность думать и говорить о ней. Будь свидетельствующим присутствием своего внутреннего состояния. Тебе ничего не надо делать . Вместе с осознанностью приходит трансформация и свобода.

Жаловаться, выражать недовольство и реагировать - вот любимые модели поведения, из которых эго черпает свою силу. Огромная часть ментально-эмоциональной активности очень большого числа людей состоит из недовольства тем или этим, а также реагирования на то или другое. Тем самым ты делаешь других людей «неправыми», ситуации «неправильными», а себя - «правым». Через собственную «правоту» ты чувствуешь свое превосходство, а через чувство превосходства ты усиливаешь свое чувство себя. На самом деле, в реальности, ты всего лишь усиливаешь иллюзию эго.

Способен ли ты наблюдать за этими моделями поведения, которые исходят из тебя, и распознавать тот недовольный голос у себя в голове, ибо это именно он.

Эгоистичное чувство себя нуждается в конфликте, потому что его чувство отделенной от других личности черпает силу и крепнет в борьбе против того или этого, и, кроме того, оно демонстрирует: вот это - «я», а это - не «я».

Нередко кланы, народы и религии извлекают усиление чувства своего коллективного отождествления из того, что имеют врагов. Что же это за «верующий», если нет «неверующих»?

Можешь ли ты обнаружить в том, как ты взаимодействуешь с другими людьми, хотя бы едва заметное чувство превосходства или неполноценности по отношению к ним? Если да, тогда ты смотришь на эго, которое живет через сравнение.

Зависть - это побочный продукт эго, которое чувствует себя ущемленным, если у кого-то другого происходит что-нибудь хорошее, или у кого-то чего-то больше, или он больше знает, или способен на большее, чем ты. Отождествление эго зависит от результатов сравнения, и его пищей является больше . Оно хватает всё, что под руку попадет. Если ничего другого не получается, то ты можешь усиливать свое ложное чувство себя тем, что будешь считать себя более невезучим и пострадавшим от жизни или более больным, чем кто-либо еще.

Каковы же эти истории, фикции, из которых ты извлекаешь чувство самого себя?

Необходимость в том, чтобы спорить, сопротивляться, не пускать и отказывать кому-либо с целью нагнетания и усиления чувства разобщенности, от величины которого зависит, сможешь ли ты продолжить свое существование, выживешь ли, встроена во все схемы действия эгоистичного «я». То есть - «я» против «него», «мы» против «них».

Эго нуждается в конфликте с кем-то или чем-то. Это объясняет, почему ты ищешь и покоя, и радости, и любви, но не можешь выносить их достаточно долго. Ты говоришь, что хочешь счастья, а сам сидишь на игле несчастья.

В конечном счете, всё твое несчастье рождается не из обстоятельств твоей жизни, а в твоем обусловленном разуме.

Носишь ли ты в себе чувство вины по поводу чего-то такого, что сделал - или не сумел сделать - в прошлом? Вот что несомненно: ты действовал тогда в полном соответствии со своим уровнем осознанности или неосознанности. Если бы ты был более осознан, более сознателен, ты бы действовал иначе.

Чувство вины - это еще одна попытка эго создать личное отождествление, чувство себя. Для эго совершенно неважно, будет ли это чувство позитивным или негативным. То, что ты сделал или не сумел сделать, было демонстрацией бессознательности - человеческой бессознательности. Тем не менее, эго его персонифицирует и говорит: «Это сделал Я», и, таким образом, ты начинаешь носить в себе ментальный образ себя как «плохого».

В течение всей своей истории люди причиняли друг другу неисчислимые страдания и боль, вершили насилие и жестокость и продолжают этим заниматься по сей день. Неужели все они были прокляты; разве все они виновны? Или эти акты просто являются выражением бессознательности, этапа эволюции, из которого мы сейчас вырастаем?

Слова Иисуса «Прости им, ибо не ведают что творят» примерь еще и на себя.

Если ради освобождения себя, повышения своей значительности или усиления чувства собственной важности ты ставишь эгоистические цели, то даже если их достигаешь, они все равно тебя не устраивают.

Ставь цели, но знай, что их достижение - это еще далеко не все, что имеет значение. Когда что-то возникает из присутствия, это значит, что настоящий момент не является средством достижения цели: делание само по себе в каждый свой момент является самой полной реализацией. Ты больше не низводишь этот момент до уровня средства достижения цели, до уровня эгоистичного сознания.

«Нет меня. Нет проблем», - сказал буддистский Мастер, когда его попросили объяснить глубинный смысл буддизма.

Экхарт Толле, один из самых влиятельных духовных лидеров современного мира, утверждает: каждый человек носит в себе фантом себя – эго, ложное «я», рожденное от отождествления себя со своим умом. Эго постоянно поддерживает прошлое в активном состоянии. Оно постоянно проецирует себя в будущее. Эго воспринимает настоящее только как средство для достижения цели, лежащей в спроецированном умом будущем. Результат? Вы не можете получить удовольствие от жизни в настоящем. Необходимость постоянно соотносить собственную жизнь с прошлым и будущим вовлекает вас в новые и новые витки стресса: не смог, не справился, не подумал, провалился, не подстелил соломки. Как же Экхарт Толле предлагает избавиться от этого состояния?

  1. Разорвите оковы желаний, которые вызывают у вас боль и страдание. Откажитесь от жизни в будущем и полностью сосредоточьтесь на жизни в настоящем. Наблюдайте за каждым мгновением своей жизни здесь и сейчас, не пытаясь анализировать его значимость для вашей жизни. Например, сосредоточьтесь на там, как шевелятся ветви стоящего во дворе дерева, насколько прекрасна каждая прожилка на его листьях.
  2. Отстранитесь от внутреннего голоса. Именно он заставляет видеть мир в негативном ключе, ставит под сомнение все, что с вами происходит. Заглушить внутренний голос полностью невозможно, но в ваших силах не позволять ему оказывать на вас влияние. Представьте, что вы слушаете нудную лекцию, в то время как за окном светит солнце и раздается чей-то смех. Ваш мозг перестает воспринимать голос лектора, концентрируясь на том, что происходит на улице. Поступайте так же со своим внутренним голосом.
  3. Осознайте свое эмоциональное тело боли – негативное энергетическое поле, завладевшее вашим телом и разумом. Именно оно заставляет вас испытывать стресс и негативные ощущения, вызывает болезни. Чтобы не позволить ему влиять на себя, примите его существование, но не позволяйте ему формировать вашу личность. Станьте безмолвным свидетелем боли, а не ее объектом.
  4. Освободитесь от психологического времени. Часовое время необходимо, в том числе для того, чтобы извлекать из прошлого уроки. Психологическое время – когда главным становится поставленная цель и стремление достичь ее – лишает вас возможности наслаждаться жизнью здесь и сейчас, заставляет снова и снова проходить спираль стресса. Вы уже не видите солнечного света и не слышите смеха, не осознаете красоту жизни. Толле считает: отказавшись от постоянного контроля за выполнением целей, вы освобождаете свое «я» для полноценного восприятия окружающей гармонии и выскальзываете из любой стрессовой ситуации.
  5. Поймите, что проблем не существует. Есть только ситуации, с которыми надо разобраться здесь и сейчас, и ситуации, которые нужно воспринимать как часть настоящего, пока они не изменятся так, что с ними можно будет разобраться – опять же в настоящем времени. Если вы когда-то попадали в экстремальную ситуацию, вы могли почувствовать: ваш ум не успел превратить ситуацию в проблему. Он просто остановился, и включилось что-то значительно более мощное, заставлявшее вас совершать потрясающе смелые действия. Вы вошли в состоянии присутствия и слились с моментом Сейчас. Постарайтесь принести эти ощущения в свою повседневную жизнь.

Конечно, вам не удастся избавиться от стресса моментально, всего лишь следуя этим правилам. Но именно они станут первым шагом на пути к просветлению, в котором ощущение стресса просто перестанет иметь какое-либо значение.

В большинстве случаев страданий и боли можно избежать. Причина боли - мы сами, ведь нашей жизнью руководит разум - разум, за которым мы не наблюдаем. Создаваемая нами боль - всегда признак неприятия, неосознанного сопротивления тому, что есть.

На уровне мышления это сопротивление проявляется как осуждение. На эмоциональном уровне оно выплескивается негативными эмоциями. Чем сильнее сопротивление настоящему, тем сильнее боль. Интенсивность сопротивления, в свою очередь, зависит от степени идентификации с разумом. Разум всегда пытается отвергнуть Сейчас и бежать от него.

Иными словами, чем теснее вы отождествляете себя с разумом, тем больше страдаете. Можно сказать и так: чем больше ваша способность ценить и принимать Сейчас, тем меньше вы страдаете от боли и мучаетесь - и тем свободнее вы от эгоистического разума.

Как утверждают некоторые духовные учения, боль есть иллюзия. Это действительно так. Вопрос в том, так ли это для вас. Одной убежденности мало. Или, быть может, вы хотите всю жизнь страдать от боли, продолжая утверждать, что боль - это иллюзия? Это поможет вам избавиться от мучений? Самое важное здесь - как вы реализуете эту истину, то есть как воплотите ее в собственном опыте.

Пока вы отождествляете себя с разумом (в духовном смысле - пока вы не осознаёте себя), вы обречены терпеть боль. Главным образом я имею в виду душевную боль - основную причину боли физической и физических же болезней. Обида, ненависть, жалость к себе, чувство вины, гнев, депрессия, зависть, даже легкое раздражение - все это разновидности боли. В любом наслаждении, эмоциональном подъеме есть зернышко боли, неотъемлемая противоположность наслаждения, которая рано или поздно обязательно даст о себе знать.

Каждый, кто хоть раз употреблял наркотики, знает: «кайф» неминуемо оборачивается спадом, удовольствие становится болью. Многие из нас не понаслышке знают, как легко отношения с близким человеком превращаются из источника радости в источник боли. Если копнуть глубже, становится ясно, что эти противоположности, позитив и негатив, - две стороны одной медали, две составляющие глубинной боли; боль же - неотъемлемая часть сросшегося с разумом эгоцентричного сознания.

Пока у вас нет доступа к потенциалу Настоящего, внутри скапливается осадок пережитых страданий. Этот «остаток» соединятся с уже присутствующей в вас болью из прошлого и прочно обосновывается в теле и разуме. Частью этой боли, безусловно, является и та детская боль, которую когда-то причинила вам неосознанность нашего мира, в который вы тогда только-только пришли.

Такие залежи боли - не что иное, как поле негативной энергии, захватившей ваше тело и разум. Вы не слишком погрешите против истины, если станете воспринимать это поле как некую невидимую сущность, заслуживающую отдельного разговора. Это эмоциональное болевое тело.

У болевого тела два режима существования: пассивный и активный. Существование в пассивном режиме может составлять девяносто процентов времени. В жизни же глубоко несчастного человека болевое тело может быть активно на все сто процентов. Жизнь некоторых из нас полностью состоит из страданий, в то время как другие люди испытывают боль лишь время от времени: когда что-то не ладится в отношениях с близкими, когда становится больно физически или психологически, при воспоминании о прошлых утратах и так далее.

Активировать болевое тело может что угодно - особенно резонанс с болью из прошлого. Когда болевое тело готово войти в активный режим, катализатором может оказаться любой пустяк - мысль, невинное замечание близкого человека - что угодно.

Разотождествление с болевым телом

Болевое тело не хочет, чтобы его разглядывали и определяли, какое оно на самом деле. Когда вы наблюдаете болевое тело, ощущаете в себе его энергетическое поле и направляете внимание внутрь него, отождествление прекращается.

Вам открывается более высокий уровень сознания. Я называю это присутствием. Теперь вы наблюдаете за болевым телом, созерцаете его. Это значит, что болевое тело больше не может притворяться вами и таким образом вас использовать, не может «подзаряжаться» через вас. Вы обретаете свою сокровенную силу.

Некоторые болевые тела довольно неприятны, но относительно безвредны - как безвредны дети-плаксы. Иные же напоминают злобных монстров-разрушителей, воплощенных демонов. Есть поля, приносящие физическую боль; больше всего тех, что ранят душу. Некоторые поля ранят близких людей, да и вообще всех, кто оказался рядом; другие ранят «хозяина»: жизнь видится вам в мрачных тонах, ваши мысли и чувства начинают вас разрушать. Нередко это становится причиной болезней и несчастных случаев. Случается, болевые поля доводят своих хозяев до самоубийства.

Когда вы думаете, что знаете человека как самого себя, но потом впервые сталкиваетесь с чужеродным и омерзительным существом его болевого тела, то, конечно, испытываете сильный шок. С другой стороны, куда важнее наблюдать эту сущность в себе, а не в другом человеке,

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ К ЗНАКАМ ОТЧАЯНИЯ В СЕБЕ - в любой форме: это могут быть вестники просыпающегося болевого тела. Болевое тело нередко проявляется как раздражение, нетерпение, уныние, желание причинить кому-то боль; как гнев, ярость, депрессия, потребность драматизировать отношения… Поймайте момент, когда оно пробуждается из пассивного состояния.

Болевое тело, как и любая другая сущность, стремится выжить. А выжить оно может только в том случае, если вы неосознанно отождествите с ним себя. Вот тогда болевое тело оживет, возьмет над вами верх, «станет вами» и будет жить через вас.

Получать «пищу» болевое тело может только через вас. Питается оно переживаниями, которые резонируют с его типом энергии и способны воплотиться в самые разные проявления боли: в гнев, стремление разрушать, ненависть, горе, насилие, душевные муки и даже болезни. Таким образом, когда болевое тело берет на себя бразды правления, оно создает такую ситуацию, при которой его энергетические частоты к нему же и возвращаются, питая его таким образом. Боль питается исключительно болью. Боль не может питаться радостью: от радости у нее случается несварение.

Когда болевое тело подминает вас под себя, вы сами тянетесь к боли. Становитесь либо жертвой, либо преступником. Вы хотите причинять боль или страдать от боли. Или и то и другое вместе, разница невелика. Конечно, вы не осознаете этого и утверждаете, что не стремитесь к боли. Но присмотритесь к себе - и вы обязательно увидите: ваши мысли и поступки подчинены желанию продлить боль, заставить страдать себя и других. Если бы вы действительно это осознали, стремление к боли исчезло бы: хотеть боли - это ненормально, а быть осознанно ненормальным невозможно.

Болевое тело, эта темная тень эго, действительно боится света вашего сознания. Оно боится быть обнаруженным. Ваша неосознанная идентификация с ним, равно как и неосознанная боязнь встретиться с живущей в вас болью - гарантия выживания болевого тела. Но если вы не откроете эту боль, не осветите ее лучом сознания, то будете переживать ее снова и снова.

Возможно, болевое тело кажется вам опасным чудищем, на которое даже смотреть невозможно. Но на самом деле это бестелесный фантом, неспособный вытерпеть силу вашего присутствия.

КОГДА ВЫ СТАНЕТЕ СВИДЕТЕЛЕМ и начнете процесс разотождествления, болевое тело не сразу сдаст свои позиции: оно обязательно постарается заставить вас снова слиться с ним. Вы больше не подкармливаете его идентификацией, но у болевого тела есть инерция - вспомните, как вращается по инерции колесо прялки, когда его никто уже не крутит. На этой стадии боль может возникнуть в разных частях тела, но эта боль непродолжительна.

Присутствуйте, живите осознанно. Будьте готовы защитить свое внутреннее пространство. Чтобы наблюдать болевое тело и ощущать его энергию, необходимо в достаточной степени присутствовать в Сейчас. Тогда болевое тело не сможет управлять вашими мыслями.

Когда ваши мысли соединяются с энергетическим полем болевого тела, вы отождествляете себя с ним и снова питаете его мыслями. Предположим, гнев - господствующая энергетическая вибрация болевого тела. Вы сердитесь, мысленно фокусируетесь на обидах и мести - и впадаете в неосознанность, болевое тело становится «вами». Там, где есть гнев, всегда скрывается боль.

Когда в плохом настроении человек размышляет о том, как ужасна его жизнь, мысли сливаются с болевым телом, осознанность исчезает и человек легко поддается атакам со стороны болевого тела.

Под «неосознанностью» я подразумеваю отождествление с некоей мысленной или эмоциональной моделью. Такое отождествление означает полное отсутствие наблюдателя.

Превращение страдания в сознание

Непрерывное сознательное внимание разрывает связь между болевым телом и мыслительным процессом, превращая страдание в сознание. Боль словно становится топливом, питающим сознание, - и свет сознания разгорается ярче.

В этом и заключается эзотерический смысл древнего искусства алхимии: превращение металла в золото, страдания в сознание. Внутренний раскол зарастает, вы вновь обретаете целостность. Ваша обязанность теперь - не преумножать боль.

СОСРЕДОТОЧЬТЕ ВНИМАНИЕ НА ВНУТРЕННИХ ОЩУЩЕНИЯХ. Осознайте, что вы ощущаете болевое тело. Признайте его присутствие. Не думайте о нем, не позволяйте ощущению превратиться в мысль. Не оценивайте и не анализируйте. Не отождествляйте себя с ним. Присутствуйте и наблюдайте, что происходит внутри вас.

Осознайте не только душевную боль, но и «того, кто наблюдает», безмолвного очевидца. Это и есть сила Настоящего, мощь вашего осознанного присутствия. Посмотрите, что будет дальше.

Отождествление эго с болевым телом

Описанная выше техника и эффективна, и проста. Обучить ей можно даже ребенка - возможно, наступит время, когда школьников первым делом будут учить именно этому. Осознав основной принцип присутствия в роли наблюдателя внутренних процессов - а осознать это можно лишь посредством опыта, - вы овладеете мощнейшим инструментом трансформации.

Это не значит, что боль не станет сопротивляться разотождествлению. Сопротивление будет тем сильнее, чем сильнее и дольше вы отождествляли себя с болевым телом эмоций и чем больше вложили в него своего «я». Это значит, что вы сотворили из боли некое «я» (очень несчастливое) и уверовали в то, что этот порожденный разумом фантом есть ваша истинная сущность. В таком случае неосознанный страх утраты идентичности заставит вас изо всех сил сопротивляться разотождествлению. Иными словами, прыжку в неведомое, риску потерять ставшее привычным несчастное «я» вы предпочтете боль - то есть выберете быть болевым телом.

НАБЛЮДАЙТЕ ЗА СОПРОТИВЛЕНИЕМ ВНУТРИ ВАС. Наблюдайте за привязанностью к боли. Будьте очень внимательны. Наблюдайте за своеобразным удовольствием, которое приносит вам ваше несчастье. Наблюдайте за неотвязным желанием говорить и думать о своей горькой участи. Если сможете осознать все это, сопротивление исчезнет.

Затем можно направить внимание внутрь болевого тела, присутствовать как наблюдатель и таким образом начать процесс преобразования. ׳

Сделать это можете только вы. Заменить вас не в силах никто. Но если вам посчастливится найти человека, который полностью присутствует в Сейчас, и если вы сможете быть с ним и последуете его примеру присутствия, это может очень помочь вам ускорить трансформацию. Ваш свет разгорится быстрее.

Если едва начавшее тлеть бревно положить рядом с объятым пламенем поленом, а потом отделить от него, бревно будет гореть ярче. Огонь один и тот же. Одна из функций духовного учителя в том и состоит, чтобы самому быть таким пламенем. С этой функцией могут справиться и некоторые врачи - при условии, что они смогли возвыситься над уровнем разума и во время работы с вами интенсивно и осознанно присутствуют в Сейчас.

Запомните раз и навсегда: пока вы отождествляете себя с болью, вы не можете от нее избавиться. Пока вы вкладываете часть себя в душевную боль, вы будете неосознанно отбрасывать или саботировать свои попытки исцелиться от боли.

Почему? Да потому что боль стала важнейшей частью вашей природы, а себя вы будете беречь и ограждать от любых нападок. Процесс этот неосознанный; вам следует осознать его - это единственный способ с ним справиться.

Сила вашего присутствия

ВНЕЗАПНОЕ ОСОЗНАНИЕ того, что вы привязаны или были привязаны к боли, может вызвать сильный шок. Но именно в момент такого осознания привязанность исчезает.

Болевое тело - это энергетическое поле, почти существо, временно вторгшееся в ваше внутреннее пространство. Это плененная жизненная сила, обездвиженная энергия.

Конечно, болевое тело возникло не просто так - его существование обусловлено какими-то событиями прошлого. Минувшие события все еще живут в вас, и если вы отождествляете себя с прошлыми переживаниями, значит, отождествляете себя с прошлым.

Позиция жертвы - это уверенность в том, что прошлое сильнее настоящего; на самом деле все наоборот. По мнению жертвы, в ее страданиях и неспособности быть собой виноваты другие люди и нанесенные ими обиды; ответственность за свою нынешнюю сущность жертва возлагает на других.

Истина же в том, что единственно реальная сила находится в Сейчас: это сила вашего присутствия. Когда вы это осознаете, вы поймете и то, что теперь за ваше внутреннее пространство отвечаете вы, и только вы, и что перед мощью Настоящего прошлое бессильно.

Неосознанное порождает боль, а сознание превращает боль в сознание. Святой Павел красиво сформулировал этот универсальный принцип: «Все же обнаруживаемое делается явным от света, и все, делающееся явным, свет есть».

Победить болевое тело невозможно, как невозможно победить тьму. Попытки задушить боль спровоцируют внутренний конфликт и доставят еще больше боли. Все, что вам нужно, - это наблюдение. Наблюдать болевое тело означает осознавать его частью Настоящего

Последние материалы раздела:

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...

Третичное образование Третичное образование
Третичное образование Третичное образование

Чешская система образования развивалась на протяжении длительного периода. Обязательное образование было введено с 1774 года. На сегодняшний день в...