Презентация экскурсия по библиотеке. Экскурсия в библиотеку "Первое посещение библиотеки.Посвящение в читатели"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Пелевская средняя общеобразовательная школа"
Лаишевского муниципального района Республики Татарстан
Библиотекарь: Гайнуллина Р.С.

 Дать учащимся первых классов базовые понятия по
основам библиотечно-библиографической грамотности –
"библиотека", "читальный зал", "абонемент», «книжный
фонд», «читательский формуляр».
2016­2017 учебный год.
Оборудование: читальный зал библиотеки.
Цели:
 Вызвать у школьников интерес к книге.
 Научить их ориентироваться в библиотечном пространстве.
 Обучить правилам пользования библиотекой.
 Формировать бережное отношение к книгам.
 Знакомство с "Правилами поведения в библиотеке".
Форма проведения: рассказ о библиотеке, просмотр красочных
изданий книг и журналов, викторина «Мои любимые книжки».
Библиотекарь. Здравствуйте, дорогие ребята! Вы ученики
первого класса и на многие вопросы знаете ответы – как
называется дерево, которое растет под вашим окном, кто живет
в море, какое животное постоянно умывается, как растет хлеб. Я
пригласила вас в удивительный дом, называется он
«библиотекой», в нем собраны путеводители по жизни. «Библио»
по-гречески – книга, а «тека» – хранилище. Еще бумагу не
изобрели, а библиотеки уже были и в них хранили книги! Им
более 5 тысяч лет! В Египте книги писали на папирусе, в Китае
были свитки из шелка, а в Междуречье писали на глиняных
табличках, в Индии – на пальмовых листьях. В России в старину
простой люд писал на бересте, а государственные бумаги –
указы и грамоты – на специально обработанной тонкой коже –
пергаменте, который скатывался в трубочки – свитки.
Библиотека – это дом книг. Здесь живут и дружат между собой
ваши верные друзья.
Библиотекарь.
О сколько в этом доме книг!
Внимательно всмотрись –
Здесь тысячи друзей твоих
На полках улеглись.
Они поговорят с тобой
И ты, мой юный друг,
Весь путь истории земной
Как бы увидишь вдруг…
С. Михалков
Библиотекарь. В библиотеке много книг, журналов, и все это
называется книжным фондом. Человек, любящий, умеющий
читать, – счастливый человек. Он окружен множеством умных,
добрых и верных друзей. Друзья – это книги. Книги рассказывают
об интересных событиях, приключениях, приглашают в
увлекательный мир, заманчивый и разнообразный, учат и
заставляют совершенствоваться.
Библиотекарь.
Я книги выбираю с наслажденьем –
На полках, в тишине библиотек,
То радость вдруг охватит, то волненье,
Ведь книга каждая – как будто человек. …

Какая радость – открывать, читать
Рассказы, сказки, повести, романы!
Могу узнать, что было век назад,
И что когда-нибудь, наверно, будет.
О многом книги людям говорят,
Во многом книги помогают людям.
Л. Охотницкая
Библиотекарь. Библиотека – это удивительный город, где
вместо проспектов и улиц ряды книжных стеллажей, вместо
этажей – книжные полки, дома – тома книг, а у каждого дома
своё название. И живут в этом чудесном городе ваши друзья –
литературные герои.
Каждая книга стоит на своем месте. А хорошо ориентироваться в
этом удивительном городе вам поможет библиотекарь.
В нашей библиотеке есть отделение – абонемент, где выдают
книги на дом. Несколько дней книга твоя. Ты можешь читать,
перечитывать, рассматривать картинки. И в назначенный срок
книгу надо вернуть в библиотеку – она нужна другим ребятам.
Но если не успел прочитать? Не беда. Ты можешь прийти в
библиотеку и продлить срок чтения книги.
У нас есть книги, которые на дом не выдаются, но их можно
прочесть в нашем читальном зале. Это справочная литература –
энциклопедии, словари, книги, которые могут понадобиться
читателям в любой день. (Библиотекарь показывает
справочную литературу).
В читальном зале очень интересные книжные выставки,
посвященные важным и интересным событиям. Здесь можно
прочесть свежие газеты и журналы. (Библиотекарь
показывает журналы и газеты для детей).
И всегда готовы прийти на помощь читателю.
А вот это, ребята, читательский формуляр (показать), куда
записываются все книги, которые вы прочтете.
Библиотекарь.
Книги любят бережное отношение и чистоту.
В библиотеке для ребят
На полках книги в ряд стоят.
Бери, читай и много знай,
А если сделаешь больной ты книжку –
Навсегда
страницы замолчат тогда.
Т. Блажнова
Библиотекарь. Книги – как люди: рождаются, живут, стареют и
могут болеть. Главные причины – время и небрежное отношение
к книге. Книга может полностью разрушится. В нашей
библиотеке есть «Книжкина больница», в которой ребята
помогают книгам, которые нуждаются в лечении. Но все врачи
знают: любую болезнь легче предупредить, чем вылечить. И мы с
вами должны книги и учебники беречь!
Давайте мы с вами запомним, как правильно обращаться с
книгами. Вам дома взрослые говорили, что книги нельзя рвать,
пачкать, к ним нужно относиться бережно. Так вот, точно также
нужно относиться и к библиотечной книге. В библиотеке книги
читают многие дети. Книги переходят из рук в руки, и поэтому

нужно стараться, чтобы книга после тебя осталась чистой и
аккуратной. Есть несколько правил о том, как нужно обращаться
с книгой:
Правила обращения с книгой
надень обложку.
 Прежде чем начать читать книгу, оберни ее бумагой или
 При чтении книг пользуйся закладкой.
 Не загибай книжные страницы.
 Нельзя книги перегибать. Книга может рассыпаться на
 Нельзя закладывать в книги карандаши и ручки.
 Не читай во время еды. На страницах появятся пятна,
 Не разбрасывай книги – ты можешь их потерять.
которые невозможно очистить.
отдельные листочки.
Библиотекарь. Чтобы стать настоящими читателями, надо
знать как нужно вести себя в библиотеке. (Каждому ученику
выдаются «Правила пользования библиотекой»).
«Правила пользования библиотекой»
 В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает
другим читателям.
 Четко и внятно назови свой класс и фамилию, чтобы
библиотекарь вычеркнул книгу.
 С библиотечными книгами надо обращаться особенно
бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше
учеников.
останется ни одной книги.
их взяли.
 Библиотечные книги нельзя терять, иначе в библиотеке не
 Книги в библиотеке надо ставить точно на то место, где вы
Ребята, после того, как вы познакомились с нашей библиотекой,
давайте поговорим о книгах, которые вам читали ваши мамы,
папы и бабушки и которые вы уже сами прочли. Вы любите
сказки?Конечно, любите. Сказки любят все. Сейчас мы
посмотрим, как вы их знаете. Вы должны ответить на наши
вопросы. (Когда ученики будут давать правильный ответ –
показывать книгу, из которой был взят вопрос).
1. Назовите писателя, придумавшего сказочных персонажей
Винтик и Шпунтик? (Н.Носов)
2. Скольких разбойников перехитрил Али Баба? (40).
3. Кто из трёх поросят построил самый прочный домик? (Наф-
Наф).
4. Они перевоспитали почтальона Печкина. (Дядя Фёдор, кот
Матроскин, пёс Шарик. Э.Успенский «Дядя Фёдор, пёс и
кот»).
5. Сколько братьев было у Элизы, героини сказки Г.Х.Андерсена
«Дикие лебеди? (11 братьев).
6. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара).
Перед вами строчки сказочных повестей. Кто их автор? Как они
называются?
1. «Среди обширной канзасской степи жила девочка
Элли». (А.Волков «Волшебник Изумрудного города»).
2. Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,

В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай варёную полбу.
(А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»).
3. «В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их
называли потому, что они были очень маленькие». (Н.Носов
«Приключения Незнайки и его друзей»).
4. «Давным давно, в городке на берегу Средиземного моря, жил
старый столяр Джузеппе, по прозванию Синий Нос». (А.Толстой
«Золотой ключик, или приключение Буратино»).
5. «Алиса сидела со старшей сестрой на берегу и маялась:
делать ей было совершенно нечего, а сидеть без дела, сами
знаете, дело не лёгкое …». (Л.Кэрролл «Приключения Алисы
в Стране Чудес»).
Вспомни, кто говорил такие волшебные слова:
1. По щучьему веленью, по моему хотенью. (Емеля. Русская
народная сказка «По щучьему веленью»).
2. Бамбара, чуфара, лорики, ёрики, пикапу, трикапу, скорики,
морики. (Бастинда. А.Волков «Волшебник изумрудного
города».).
3. Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север,
через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли –
быть по моему вели. (Женя. В.Катаев «Цветик-семицветик).
4. Крекс, фекс, пекс! (Буратино. А.Толстой «Золотой ключик,
или приключение Буратино»).
Библиотекарь. Ребята, на этом наш урок подошел к концу. Я
всегда рада видеть вас в школьной библиотеке. А сейчас вы
можете самостоятельно выбрать книги на дом.
С помощью одного из учеников библиотекарь показывает,
как правильно выбрать и записать книгу.
В заключение урока ученики подходят по несколько
человек к полкам с книгами, выбирают себе для чтения и
подходят к столу библиотекаря для записи.

Конспект НОД на тему «Экскурсия в центральную детскую библиотеку г. Салават» (подготовительная группа № 6)

Тип НОД: усвоение новых знаний.

Форма организации: экскурсия.

Основная образовательная область: «Познание»(формирование целостной картины мира, расширение кругозора, была в интеграции с обр. обл. «Коммуникация» (развитие речи) ; "Социализация"(развитие игровой деятельности) .

Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, продуктивная.

Цель: познакомить детей с профессией библиотекарь, заинтересовать детей вместе с родителями на регулярное посещение библиотеки.

Задачи:

Образовательные: формировать у детей реалистические представления о труде библиотекаря, показать значимость библиотеки; закрепить на практике знаний ПДД, при переходе через перекресток.

Развивающие: обогащение новых слов: библиотекарь, стеллаж, книжные полки; активизация словаря: читатели, книги, журналы, иллюстрации.

Воспитывающие: воспитывать интерес к книге, бережное отношение и уважение к труду библиотекаря; воспитывать трудовые навыки самостоятельного ухода за книгой.

Методы и приемы : вопросы, разъяснение, пояснение, эксперименты, игровые, наглядные, практические.

Предварительная работа: Чтение художественного произведения, беседа о труде библиотекаря. Заранее воспитатель договаривается о возможности проведения экскурсии, как с родителями воспитанников, так и с библиотекарем.

Оборудование: книги, стеллажи, все находящиеся в библиотеке.

Литература: Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Ход экскурсии:

1. Вводная часть.

1) Дети вышли из детского сада парами. Повторение правила поведения в общественных местах и на улице.

2) Повторение ПДД (правила дорожного движения). Подойдя к первому перекресту, воспитатель обращает внимание детей, почему именно здесь мы решили переходить дорогу?

Дети: потому, что здесь есть знак, переходный переход (дети вместе с воспитателем рассматривают знак, вспоминают его значение).

Также воспитатель вносит пояснение, что все должны убедиться, перед началом движения, что машины остановились и пропускают пешехода. Нельзя подойдя к пешеходному переходу начинать движение через дорогу, водитель машины мог их не заметить из - за кустов на обочине или по другой причине. Обязательно убедитесь, что машина остановилась, и только тогда начинайте движение.

2. Основной этап.

Воспитатель: вот мы и пришли к библиотеке, давайте с вами вспомним правила поведения в библиотеке .

Надо внимательно слушать

Разговаривать можно только шепотом

Если хочешь, задать вопрос нужно поднять руку

Взял посмотреть, положи на место

Воспитатель: молодцы ребята, все правила помните, тогда приглашаю вас в дом, где живут книги.

Библиотекарь: Здравствуйте дети! Есть такой дом на свете, в котором собраны для вас путеводители по жизни. Дом этот большой или маленький, но всегда удивительный, называется он…

Давайте попробуем отгадать загадку:

Снаружи смотришь –

Дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нём.

В нём книги интересные

Стоят рядами тесными.

На длинных полках вдоль стены

Вместились сказки старины:

И Черномор, и царь Гвидон,

И добрый дед Мазай …

Как называют этот дом?

Попробуй, угадай.

Молодцы, конечно, это библиотека ! «Библио» по-гречески – книга, «тека» -хранилище. Меня зовут___________________, и я работаю в этом удивительном доме библиотекарем .

Немного из истории библиотек.

Давным-давно, когда люди еще не знали бумаги, но хотели передавать свои знания другим, слова записывали на чем при­дется: они высекали значки на камне, позже буквы изобража­ли тиснением на глиняных дощечках. В Древнем Египте пи­сали на папирусе - материале, сделанном из многолетнего растения с таким же названием. А в России выделывали тон­кую кожу и писали на пергаменте, на березовой коре.

Эти письма люди старались сохранить: и глиняные дощеч­ки, и папирусы, и пергаменты. Создавались первые библио­теки. Но со временем слова стирались, дощечки, береста пор­тились. Тогда люди научились делать бумагу и печатать книги. Люди, которые пишут книги, называются писателями. Писа­тели писали о том, что видели, слышали. Писали стихи и придумывали рассказы, сказки. Появилось очень много книг, которые нужны нам всем, чтобы узнать наше прошлое, насто­ящее и будущее. Узнать обо всем, что творится в мире, происходит на Земле. Где мы можем взять книги? (В магазине купить, в библиотеке.)

Молодцы, ребята! Я убедилась, что вы хотите стать умными, хотите много узнать нового.

Итак, библиотека – это дом книги.

В библиотеке очень много книг, журналов и все это называется книжным фондом. Для того, чтобы мы могли быстро найти нужную книгу, она должна стоять на своем месте. Другими словами можно сказать, что каждая книга имеет свой дом и свою квартиру. У каждой книги есть свой номер из букв и цифр – шифр . По этому шифру можно узнать адрес книги: этаж и полку, где она хранится. В ящиках - каталогах хранятся карточки с названиями и шифрами всех книг. Посмотрит библиотекарь на такую карточку, сходит в хранилище и принесёт тебе нужную книгу (библиотекарь показывает карточки, дети рассматривают). А вот это, ребята, читательский формуляр (показывает), куда записываются все книги, которые вы прочтете.

В нашей библиотеке есть два основных отдела: абонемент и читальный зал . Абонемент в библиотеке означает место, где выдают книги на дом. У нас есть книги, которые не выдаются на дом – это энциклопедии и словари. Это книги, которые могут понадобиться читателям в любой день (библиотекарь рассказывает, как расставлены книги, что такое выдача и возврат книги)

Библиотекарь: Книги – как люди: рождаются, живут, стареют и могут болеть. Главные причины – время и небрежное отношение к книге. Книга может полностью разрушится.

Чтение стихотворения С.Я. Маршак «Книжка про книжки». Ребята чтобы такого не случилось с вашими книжками, помните правила пользования книгой:

Правила обращения с книгой

  • Прежде чем начать читать книгу, оберни ее бумагой или надень обложку.
  • При чтении книг пользуйся закладкой.
  • Не загибай книжные страницы.
  • Нельзя книги перегибать. Книга может рассыпаться на отдельные листочки.
  • Нельзя закладывать в книги карандаши и ручки.
  • Не читай во время еды. На страницах появятся пятна, которые невозможно очистить.
  • Не разбрасывай книги – ты можешь их потерять.

Библиотекарь. Чтобы стать настоящими читателями, надо знать как нужно вести себя в библиотеке.

«Правила пользования библиотекой»

  • В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.
  • Четко и внятно назови свой класс и фамилию, чтобы библиотекарь вычеркнул книгу.
  • С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше учеников.
  • Библиотечные книги нельзя терять, иначе в библиотеке не останется ни одной книги.
  • Книги в библиотеке надо ставить точно на то место, где вы их взяли

Библиотекарь: Ребята, а вы любите читать книги? Назовите свою любимую книгу? (дети отвечают)

А сейчас, ребята, я загадаю вам загадки.

Будьте внимательны!

2. Не куст, а с листочками, не рубаха, а сшита, не человек, а разговаривает.

3. Кто говорит молча?

4. Ты беседуй чаще с ней, будешь вчетверо умней.

5. Мы стоим рядком на полке, нас немало – толстых, тонких,

Помогаем детям мы стать разумными людьми.

Нас ребята носят в класс, а лентяй не любит нас.

Молодцы! Все эти загадки были о книгах.

Воспитатель: Ребята, какие новые слова вы сегодня узнали? Ребята повторяют (прием словарной работы) .

Воспитатель и библиотекарь: Молодцы, ребята! Вы, так себя хорошо вели, а самое главное вы запомнили, как нужно вести себя в библиотеке, в читальном зале?

Дети: Тихо, не шуметь!

Воспитатель: Ребятки, а что же вы узнали о профессии библиотекарь? (рефлексия) (обобщение) (дети отвечают)

В нашей библиотеке начались занятия «Основы информационной культуры». Эти занятия проходят ежегодно в сентябре для студентов 1 курса.

Наши читатели познакомятся с правилами пользования библиотекой, её историей, графиком работы, отделами и особенностями фонда, каталогами и картотеками; узнают, какие услуги оказывает библиотека, что такое читательское требование.

Впервые в этом году первокурсники побывали на познавательной экскурсии с посещением самых сокровенных мест библиотеки, куда не ступала нога студента. Предлагаю совершить эту экскурсию вместе с нашими первокурсниками.

Начнем с отдела, которому «в глубине души» завидует каждый библиотекарь. И всё потому, что именно здесь первыми имеют возможность посмотреть и полистать новые-преновые книги и журналы.

Отдел комплектования и научной обработки документов

Каждый журнал, газета, и особенно книга, здесь учитываются и проходят специальную обработку.

Книгу систематизируют, то есть, дают ей адрес, «прописку по месту жительства» на полке; наклеивают листок-срок возврата; описывают – причем на каждую книгу печатаются сразу 4 карточки для каталогов – в алфавитный и систематический – для читателей, в служебный каталог и картотеку книгообеспеченности – для библиотечного учета; проводят по инвентарным книгам; обязательно вносят в электронный каталог, и только потом книгу отправляют в отделы обслуживания к читателям.

Перейдем с вами в следующий отдел.

Научно-библиографический отдел

В этом отделе работают библиографы. Это на их плечи, т.е. на их «ручки» ложится вся кипа журналов и газет, которые выписывает наша библиотека (а это более 300 названий). Но не надо думать, что библиографы только и делают, что целыми днями сидят и читают новые журналы. Нет, они просматривают, систематизируют и вносят в Электронный каталог статьи из периодических изданий и новых книг.

Также библиографы оказывают помощь студентам и преподавателям при работе с каталогами и картотеками. Именно к ним адресуют читатели свои самые «заумные» вопросы, и именно они находят ответы на них.

Задать вопрос можно, не только придя в библиотеку, но и виртуально, воспользовавшись услугами “Web-библиотекаря”. Для этого надо зайти на сайт нашей библиотеки и обратиться в виртуальную справочную службу.

При подготовке ВКР (дипломных работ) выпускники часто затрудняются, как грамотно оформить библиографические списки и ссылки. И опять на помощь приходят наши библиографы. Именно библиографы проводят бесплатные консультации по оформлению списков литературы.

А сейчас давайте проследуем в читальный зал и к нашим каталогам.

Читальный зал

Заходя в , мы попадаем в зону действия Wi-Fi. У кого есть мобильный телефон или ноутбук, придя в библиотеку, может не только взять книгу, полистать журналы и газеты, но и бесплатно подключиться к интернету в зоне действия Wi-Fi. Работать в зоне Wi-Fi можно во всех залах. Еще раз повторю – эта услуга бесплатная.

В библиотеке три читальных зала. Часто наши читатели, оказавшись в читальном зале, теряются и не знают где и как искать информацию, куда и к кому обратиться, чтобы получить книгу или журнал. Сориентироваться вам поможет дежурный библиограф.

Мы с вами узнали, что в отделе комплектования на каждую книгу печатается несколько карточек с её выходными данными. Одна из карточек идет в систематический каталог. Систематический каталог содержит карточки на книги, расставленные по отраслям знаний. К этому каталогу вы обращаетесь, когда дана определенная тема доклада или реферата без списка литературы. Для работы над рефератом, курсовой, дипломной бывает недостаточно материала из учебников и книг. Поэтому как дополнение к систематическому каталогу у нас создана систематическая картотека статей. В этой картотеке собраны карточки на статьи из книг, журналов и газет. Карточки расставлены тоже по отраслям знаний. К этой картотеке вы тоже обращаетесь, когда надо найти информацию по определенной теме.

Еще одна карточка на книгу в обязательном порядке помещается в алфавитный каталог. Алфавитный каталог находится в читальном зале №2 . В АК карточки на книги стоят строго по алфавиту авторов и названий. Содержание книг здесь значение не имеет. Рядом могут оказаться и повесть, и учебник по химии, и альбом репродукций. Этим каталогом вы можете воспользоваться, когда знаете автора и название книги. С помощью АК можно узнать и где хранится книга – на обороте карточки указано, сколько экземпляров есть в библиотеке и в каких отделах они находятся.

Заказать и получить литературу для работы можно в читальном зале № 1. Сейчас мы с вами пройдем в зал №1. Здесь находится справочный аппарат: энциклопедии, словари и справочники. Чтобы ими воспользоваться, нужно просто обратиться к библиотекарю. Вся остальная литература выдается только по письменной заявке читателя, при наличии студенческого и читательского билетов.

В этом читальном зале можно работать с литературой, а также знакомиться с различными выставками. Выставки часто меняются, тематика их разнообразна. Ночной абонемент дает возможность взять литературу домой на сутки, услуга бесплатная.

В читальном зале № 3 вы можете работать на компьютере, имеется доступ к интернету, электронная библиотека диссертаций, электронный каталог, видеотека. В этом же зале делают ксерокопии и распечатку необходимых материалов, запись информации на съемные цифровые носители (диск, флешку).

В читальном зале № 3 проходят различные библиотечные и общеинститутские мероприятия.

Спускаемся в хранилище читального зала .

Книги здесь расставлены по отраслям знаний, а периодические издания – по алфавиту. В читальном зале хранятся учебники и учебные пособия; энциклопедии, словари, справочники; научно-популярная литература; периодические издания; авторефераты и диссертации; краеведческая литература.

В библиотеке ШГПИ два абонемента : один расположен в корпусе № 3 (ул. Кондюрина), другой абонемент находится в секторе В главного корпуса, куда мы с вами сейчас и пройдем.

Абонемент

Отдел располагает различными видами изданий:

  • Учебники и учебные пособия
  • Научно-популярная литература
  • Литература на иностранных языках
  • Художественная литература

Как и в читальном зале, все книги в фонде расположены в алфавитном порядке по отраслям знаний.

Чтобы получить нужную книгу, вам необходимо предоставить читательский билет и заявку. В заявке указать шифр книги, автора и заглавие. Подобрать необходимую литературу и найти данные на книгу для заявки можно, воспользовавшись электронным каталогом. Для этого на абонементе установлено два компьютера. Как работать с ЭК вам подскажут наши библиотекари.

Чтобы получить литературу на абонементе и в читальном зале при себе обязательно надо иметь читательский билет. Каждый читательский билет имеет свой индивидуальный штрих-код и выдается на все время обучения в институте, поэтому его нельзя передавать в чужие руки, желательно всегда иметь при себе и не терять.

Немного о выдаче книг на абонементе: учебная литература выдается на учебный год. В конце учебного года читатели должны сдать все книги и пройти перерегистрацию. Иначе в новом учебном году читатели-задолжники книги получают в последнюю очередь.

Кроме выдачи литературы, для читателей абонемент проводит различные мероприятия: книжные выставки; выставки новой литературы; обзоры литературы; беседы и экскурсии по библиотеке. Оформлены постоянные стенды: «Информация», «Не скучай», «Хронограф».

Несколько слов о книгохранилище. Под абонементом находится Отдел хранения фондов .

Фонд книгохранилища очень большой – одних только стеллажей в книгохранилище насчитывается более 210 штук, на которых размещено более 150 тыс. экземпляров книг, журналов и газет! Особая наша гордость – это фонд редких книг , часть которых мы с вами посмотрели на выставке в читальном зале.

Литература из отдела хранения фондов выдается на абонементе при наличии читательского билета.

Пройдя с экскурсоводом по отделам библиотеки, вы ознакомитесь со структурой и содержанием фонда библиотеки, предлагающей вам свои услуги.

Поздравляем всех первокурсников с началом учебного года!

Приглашаем посетить библиотеку!

© Экскурсия. Филиппова Марина, 2013

© Фото. Вахрамеева Марина, 2013

Мне всегда казалось, что рай
должен быть чем-то вроде библиотеки.

Хорхе Луис Борхес

Уважаемый пользователь!

Если тебе доведётся побывать в тихом районе центральной исторической части нашего города, то обязательно загляни в Областную библиотеку для детей и юношества им. И. Алтынсарина. Впрочем, мы и не сомневаемся, что ты это сделаешь, ведь такую красавицу трудно не заметить!


23 ноября 2010 года в жизни нашей любимицы произошло радостное событие - после капитального ремонта здания обновлённая Библиотека открыла двери для своих новых-старых читателей. Подробнее о том, насколько она преобразилась, можно узнать, заглянув в Нашу историю. Ты только представь, что теперь это целый библиотечный комплекс, включающий в себя два (!) здания. Однако, не забудем и о том, что какою бы ни была библиотека, главным в ней остаётся неповторимая и притягательная атмосфера доброжелательности и уюта, которую никакая евроотделка и цветовое решение заменить не смогут. В этой связи, Областной библиотеке им. И. Алтынсарина равных нет. Ведь главное «лицо» нашей библиотеки - наши читатели. Все они очень разные, интересные и творческие личности. Суди сам: эмблему библиотеки (см. О библиотеке) придумала и подарила нам наша читательница Ольга Бойко.


Интеллектуальная, духовно насыщенная, живая атмосфера, доброжелательность и взаимопонимание, испокон веков царящие в нашей библиотеке, создают теплый, творческий микроклимат, привлекающий сюда новых юных читателей. Это официально. А в разговорах между собой наши читатели зовут нас просто и даже ласково - «АЛТЫНКА».Что ж, милости просим в нашу Библиотеку!


Её девиз - «Взрослая жизнь полна проблем - оставьте их у дверей нашей библиотеки!». Так давай зайдем! Хм-м... пожалуй, для начала стоит определиться, с какой стороны, ведь у Библиотеки теперь два входа (см. Наша история)!


Нашим постоянным читателям более привычно здание на ул. Касымканова (бывшая Повстанческая), 74. С него и начнём!

Максимальное количество книг и минимальное количество посадочных мест слева от фойе подскажет, что ты попал на Абонемент для учащихся 7-11 классов и юношества.


Для людей, незнакомых с терминологией - поясняем: абонемент (в библиотеке) - отдел, где книги выдаются на дом. По особым правилам, конечно. Сии постулаты отражены в «Великой хартии вольностей читателей». Из нее всякий, ставший читателем библиотеки узнает, что уже наделен определенными правилами, а также о том, что библиотекари, в принципе, народ не воинственный и с ними вполне возможно мирное сосуществование.


Сферу влияния на этом, в общем-то большом отделе, делят между собой: кафедра № 1, обслуживающая учащихся 7-9 классов и кафедра № 2, работающая с читателями 10-11 классов, студентами и преподавателями, но это условно, потому как на самом деле обе кафедры объединены в некое подобие круга, что только подчёркивает преемственность и дружбу наших читателей. К тому же, несмотря на возрастное деление, абонемент - отдел демократичный и каждый может брать любую понравившуюся книгу, независимо от её расположения, хотя возрастное деление фонда художественной литературы всё же наличествует.


Именно на абонементе у тебя появиться необыкновенная возможность познать целые «Миры чтения», где ты узнаешь о читательских предпочтениях выдающихся личностей — писателей, поэтов, учёных. Окунувшись в таинства их библиотек, не упусти шанс в очередной раз опустошить эту замечательную выставку.


А за стеклянными дверцами стеллажей абонемента живёт-поживает...Ёжик - тот самый, библиотечный. Да тут их целая банда! ;) ..то есть настоящий ежовый музей! Каких только личностей не встретишь - и плюшевого, и деревянного, и из бисера, и даже чёрного... Но самый любимый, конечно же, самый первый, такой старенький и потрёпанный Ёжик №1 — 2000, имя которому - ЛЕГЕНДА.

Здесь же, на абонементе, к твоим услугам так необходимые в поиске литературы, каталоги и картотеки. Каталогов два: систематический и алфавитный. Особая гордость - литературоведческая картотека, которую дополняют картотека стихов и крылатых выражений, картотека заглавий произведений. Пользоваться всем этим великолепием тебя научат в Справочной зоне, расположенной тут же, неподалёку.


Так что, если ты до сих пор (подумать только!) в этом деле абсолютный «чайник», у тебя остался последний шанс! А значит, скорее к нам! Кстати, в Справочной зоне всегда можно получить консультацию от квалифицированного библиографа, поработать за компьютером самостоятельно или же найти интересующую информацию в Интернете.


А теперь проследуем в Читальный зал для учащихся 7-11 классов и юношества - он напротив. Его классическая «рабочая зона», занимающая львиную часть пространства, представлена столами и стульями, ибо мы понимаем, что пища духовная не подчиняется правилу “стоя больше влезет”.


Но самое главное, читальный зал - настоящий досуговый и развивающий центр нашей библиотеки. На сегодняшний день в библиотеке активно работает литературная студия «Феникс», которая принимает в свои ряды всех любителей творчества Дж.Р.Роулинг, а также ребят, пробующих себя на литературном поприще. Причём, членами студии могут стать не только подростки и читатели юношесткого возраста, но и их младшие братишки и сестрички.


Настоящая гордость читального зала (как “старшего”, так и “младшего”), ранее упоминаемый нами Журнал литературного и художественного творчества наших читателей - «Ёжик». Каждый из 4-х его выпусков является долгожданным. Как видно, ребята не зарывают свой талант в землю!


Ну и помимо всего прочего, читальный зал - средоточие всех мыслимых и немыслимых справочников и энциклопедий мира, изобилующих всякого рода информацией. А также газет, журналов и прочей периодики. Как же найти ту иголочку в стоге сена — информацию, которая, ужас как необходима, именно сейчас, сию же минуту? Не переживай, всё будет Ok и тебе обязательно помогут мудрые всезнайки из Информационно-библиографического отдела.
..минуем арку...


Это на их плечи, т.е. на их «ручки» ложится вся кипа журналов и газет, которые выписывает наша библиотека (а это около 400 названий). Именно к ним адресуют читатели свои самые «заумные» вопросы, и именно они находят ответы на них. Ведь в «ведении» библиографов - 3 картотеки - «Страноведение», СКС-систематическая картотека статей и литературоведческая, где собирается информация обо всем, чего нет в книгах. Эти же картотеки существуют с 2002 года и в электронном виде.


Этот отдел по праву считается информационным ядром библиотеки. Библиографами же созданы электронные презентации художественной литературы «Литературный странник» и «Радость чтения», пользующиеся неизменным интересом наших юных читателей.


Но особую радость нам, конечно же, доставляет получение новеньких, свеженьких, прямо-таки аппетитненьких книжек. А этим ведает уже другой отдел - Отдел комплектования и обработки литературы. Туда и лежит наш дальнейший путь.


Этому отделу «в глубине души» завидует каждый библиотекарь. И всё потому, что именно здесь первыми имеют возможность посмотреть-полистать новые-преновые книги и журналы. Но не все так просто. Каждый журнал, газета, и особенно книга здесь учитываются и проходят специальную обработку. Книгу систематизируют, то есть, дают ей адрес, «прописку по месту жительства» на полке; наклеивают листок-срок возврата; описывают - причем сразу в 4 каталога - алфавитный и систематический -для читателей и генеральный, алфавитный и систематический каталоги; проводят по инвентарным книгам, и только потом книгу отправляют к читателям. Компьютеры и принтеры значительно облегчают труд комплектатора.


Тут же, рядом с «отделом всеобщей зависти» находится Комната межгруппового общения, где для читателей, являющихся членами Литературной студии «Феникс» - самое раздолье.


С 1991 года наша библиотека носит имя великого просветителя, педагога-новатора, писателя и общественного деятеля Ибрая Алтынсарина (см. Наша история). Но немногие знают, что одновременно с педагогической работой развивалась и активная деятельность Алтынсарина как основоположника первых детских библиотек Казахстана (!)

Его портрет, а также фотографии памятных мест, посвященных нашему выдающемуся земляку, представлены на стенде лекционного зала рядом с фойе.


К слову, в январе 2011 года мы отметили юбилейную дату — двадцать лет со дня присвоения нашей библиотеке имени великого просветителя.


Направо - Научно-методический отдел, или «Мозговой центр» библиотеки. Именно сюда вливаются все новшества и отсюда черпаются новые идеи, замыслы, творческие начинания. То ли специфика нашей библиотеки в целом, то ли богатый информационный фонд и желание найти читателю всё, что ему нужно, то ли всё вместе взятое привели к тому, что отдел стал методическим центром не только для детских библиотекарей области, но и для многих педагогов тоже. Почему? Да потому, что здесь можно найти материал для проведения абсолютно любого мероприятия на любую тему.

Вообще, методисты обожают всё новенькое тащить себе в отдел, будь то журнал, методическая разработка, информационное письмо, протокол семинара или что ещё. А потом всё собирают по папочкам и стопочкам.


Отсюда выходят все материалы, издаваемые отделом, а так же наш библиотечный журнал Ёжик, издание которого стало возможно благодаря поддержке фонда СОРОС и, конечно же, не без активности наших читателей и библиотекарей. Вот таков сейчас отдел методический.


Второй этаж отдан в распоряжение наших маленьких читателей и сектору искусства. А к услугам ребят с ограниченными возможностями - лифт со всеми удобствами, где можно прокатиться с комфортом..и с ветерком;) Кстати, изготовленный по финской технологии, он был привезён к нам из солнечной Испании (!)


Отдел обслуживания учащихся 0-6 классов и дошкольников - настоящая кузница талантов нашей библиотеки.




Наиболее кипучие и деятельные ребята могут реализовать свою энергию в специально отведенной для этого уютной игровой комнате. Это удачная возможность совместить приятное с полезным: отдохнуть самим и не мешать тем, кто усиленно грызет гранит науки - пишет, читает, занимается.


В самом же читальном зале большое количество журналов развлекательного и познавательного характера. А какие интересные книги приобретает библиотека для своих юных читалей! Его завсегдатаи имеют возможность не только учиться быть здоровыми, знакомиться с родным краем - согласно книжным выставкам, но и познакомиться с книгами, так сказать заочно, через рекомендательный указатель «Радость чтения». Особой популярностью среди детей пользуется электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия, которая доступна как в читальном зале, так и на абонементе.


Ну а настоящие любители чтения, конечно же ходят на абонемент. Ходят для того, чтобы побольше узнать об интересных книгах и выбрать понравившиеся для чтения дома.




Как же не пройти мимо самой-самой книги? В этом тебе помогут великолепно оформленные выставки, но в первую очередь, конечно же, сами библиотекари, ведь наш «младший» абонемент издавна славится именно индивидуальной работой с маленькими читателями, а также..с их родителями. Кстати, что и способствовало образованию в 2009 году самого настоящего Родительского клуба, названного «Время доброго общения». Именно такое общение на родительских собраниях клуба разбудило желание родителей знать детскую литературу в еще большем объеме, желание читать вместе с детьми и чаще встречаться в стенах любимой библиотеки.


Вот таков он наш Отдел обслуживания учащихся 0-6 классов и дошколят: интересный, шумный, веселый и озорной. Словом, здесь всегда есть место празднику. Ну а о том, как провести настоящий, незабываемый праздник дома или в школе, можно узнать в Секторе искусства нашей библиотеки. Да к тому же, если ты ещё и почитатель (т.е. имеешь в кумирах артистов и звезд), слушатель и листатель, а также тянешься к прекрасному, и не только руками, то мы просто заждались тебя! О чём тебе говорит название «Сектор искусства»? В нашем случае, кроме всего прочего это говорит об особых проявлениях искусства: искусства совмещать несовместимое - абонемент и читальный зал в одном лице; и об искусстве - неповторимого стиля в оформлении этого райского уголка библиотеки. Фонд сектора - это собрание не только привычных читателю книг, журналов и нотных сборников, но и пластинок, аудио-видео кассет, CD-ромов и DVD, прослушивать и просматривать которые читатели могут на самой современной технике. Однако, это не сделало менее популярным старый добрый проигрыватель виниловых дисков, на котором наши юные ценители прекрасного обожают слушать любимые сказки и песенки.


Читатель сектора искусства специфичен, как и сам отдел. Читательский стаж многих из них начинается с 6-ти лет и навсегда бывает куплен возможностью проявить себя и тогда… тогда наверняка вам не раз и не два встретятся подобные вещи:



А ещё, с 2008 года при секторе действует кружок «Мир оригами», где еженедельно собираются любители этого прекрасного искусства, делают красивые поделки, обсуждают новое, придумывают своё, делятся советами и секретами.


Творчество любителей оригами нашло отражение в красочном оформлении сектора искусства:


Научно доказано, что занятие оригами способно развить фантазию, логику, пространственное мышление, воображение и интеллект, а ребята, занимающиеся оригами имеют хорошую успеваемость в школе. Кроме того, родителям дошколят полезно было бы знать, что такая работа пальцев улучшает их моторику, а, следовательно, подготавливает руку к письму. Ведёт этот кружок настоящий профессионал, «оригамист со стажем» Ольга Васильевна Медведева.

Итак, ДИРЕКТОР...




Странно, что рассказ о библиотеке мы начинали не с него? Нет, всё логично, главный у нас все-таки читатель! Ну а директор, директор - это «Энерджайзер» нашей библиотеки. Творческие импульсы, которые посылает к нам наш директор - всегда новые и новые. Она не дает нам стоять на месте и «требует» постоянного развития. Примечательно, что картина Ольги Тросиненко, - подарок библиотеке - как нельзя лучше говорит о её настроениях и, пожалуй, даже о «жизненном кредо». Ведь у директора детской библиотеки должен в душе сохраняться кусочек детства. Вот он и сохраняется!


Ну, вот пожалуй и всё. Хотя нет: есть ещё актовый зал на 70 мест, где проходит большая часть массовых мероприятий библиотеки. Кстати, отныне располагающий настоящей гримёркой и костюмерной (!).



И теперь уж точно всё - и всё только начинается. Посетив нас однажды, читатели с удовольствием становятся нашими постоянными посетителями, найдя тот самый рай по Борхесу. Ведь говорят, что даже «АУРА» у нашей библиотеки - располагает. Так что - до встречи!

Последние материалы раздела:

Все, что нужно знать о бактериях
Все, что нужно знать о бактериях

Бактерии представляют собой одноклеточные безъядерные микроорганизмы, относящиеся к классу прокариотов. На сегодняшний день существует более 10...

Кислотные свойства аминокислот
Кислотные свойства аминокислот

Cвойства аминокислот можно разделить на две группы: химические и физические.Химические свойства аминокислотВ зависимости от соединений,...

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...