Позиции по берну. Транзактный анализ: кратко и по сути

Трансактный анализ Эрика Берна одновременно является анализом и психокоррекцией жизни человека, его судьбы.
Каждый человек появляется на свет обладая способностью развивать свои потенциальные возможности во благо себя и общества, продуктивно, творчески, работать и радоваться жизни, быть свободным от психологических проблем…

Приветствую Вас, уважаемые посетители психологического кабинета Олега Матвеева , где Вы можете бесплатно задать вопрос психоаналитику.
Желаю Вам психического здоровья!

Говоря обычными словами, в каждом из нас живет маленький мальчик или девочка.

У психически здорового, удачливого человека все три Я-состояния личности живут и работают автономно не конфликтуя между собой, общее поведение находится под контролем Взрослого.

В случае внутриличностного конфликта, когда Взрослый теряет власть и не в состоянии регулировать отношения Родителя и Дитя, то у человека возникают различные тупиковые ситуации приводящие к психологическим проблемам: от плохого настроения до конфликтов во взаимоотношениях, депрессий , неврозов, психозов и суицидов (в том числе затяжных: алкоголизм , наркомания , курение , переедание, трудоголизм).

Цель структурного анализа выявить отношения между Я-состояниями личности и помочь человеку осознать и исправить внутриличностные проблемы, для дальнейшей адаптации и исключения структурной патологии.

Транзактный анализ

Взаимодействие между людьми состоит из набора транзакций. Транзакция — единица общения (взаимодействия).
Один что-то говорит (стимул), другой — отвечает (реакция).
Например: — здрасте (стимул), — добрый день (реакция).

Обычно человек обращается из какого-то одного Я-состояния к тому же Я-состоянию собеседника.
Например:
Взрослый — Взрослый
— Сколько время? (стимул)
— Три часа. (реакция)

Родитель — Родитель
— Какая нынче молодежь беспардонная… (стимул)
— И не говори… (реакция)

Дитя — Дитя
— Давай прогуляем школу…
— А нас не накажут?

Такие транзакции называют прямыми, когда человек так общается, то конфликты исключены.

Но, транзакции могут пересекаться, что приводит к напряженности в межличностном общении и к конфликтам. (см. контрперенос и перенос)
Например: муж жене
— В-В где моя рубашка? (стимул)
— Д-Р вечно я у тебя во всем виновата (реакция)
или — Р-Д я что должна следить за твоими вещами, сам уже не маленький (реакция)

Такие транзакции называют пересекающимися — они служат началу ссор и конфликтов , как дома, так и на работе.

Есть и другие наборы транзакций приводящие людей к разрыву отношений, ругани и скандалам. Зачастую, реально на пустом месте.

Транзакции человека в жизни

Человек существо общественное и без общения (транзакций) жить не может.

Условно, человеческое общение можно разделить на шесть типов, которые и заполняют наше жизненное время, структурируют его.

Структурирование времени

Уход -когда человек отказывается от общения и общается внутри себя.

Ритуал — ритуальные, заученные или привычные для данной культуры или общества действия, например, приветствия.

Времяпрепровождение — общение без дела: в барах, клубах, на улице, у компьютера и телевизора.

Деятельность — любые дела, деловые, рабочие отношения , в том числе, учеба.

Игры — это не те игры, которые веселят детей, это взрослые, как правило нечестные и порой жестокие игры , которые приводят к конфликтам, скандалам, распадам отношений, а в более крупных масштабах — к войнам.

Близость — Честные, доверительные близкие отношения, которые присущи любви и дружбе. Изначально отношения матери с грудным ребенком. То, к чему нужно стремиться в семье и в других отношениях.

Транзактный анализ помогает человеку разобраться в использовании своего времени и в отношениях в семье и на работе, в обществе и внутри себя. Он помогает правильно структурировать свое время и обеспечивает удачное общение и взаимодействие.

Удачливый человек — человек со структурированным временем .

Сценарный анализ

На основе детско-родительских отношений , воспитания и транзакций (родительского программирования); подкрепленное детскими сказками и историями, у человека формируется жизненный сценарий, которому он неосознанно следует всю свою жизнь.

Сценарий может быть либо победителя (если повезло с родителями), либо банальный (непобедителя), либо сценарий неудачника (часто трагический).

Цель сценарного анализа — распознать суть и истоки неудачного сценария жизни, разрушить его, либо изменить на более удачливый.

Лучший вариант — это полное освобождение от сценария, приход к свободе, автономности личности, и последующее осознанное выстраивание, по свободному выбору, своего жизненного пути и судьбы удачливого человека.

Итак, трансактный анализ Берна направлен:
На познание и понимание себя, своей личности;
На научение бесконфликтному общению, рациональному взаимодействию и возможности иметь близкие честные отношения;
На Разрушение трагического жизненного сценария, и написания нового, по своему свободному выбору.

Текущая страница: 1 (всего у книги 19 страниц) [доступный отрывок для чтения: 5 страниц]

Эрик Берн
Трансакционный анализ в психотерапии

© Грузберг А., перевод на русский язык, 2015

© Оформление. ООО «Издательство «Э», 2015

Вместо вступления

Прежде надо познакомиться с терминологией, которая встретится вам в этой книге, где много внимания уделено индивидуальной и социальной психиатрии.

Социальная психиатрия обозначает изучение психиатрических аспектов трансакции или набора трансакций, которые происходят между двумя или несколькими индивидами. Сравнение психиатрических проблем различных социальных, культурных или национальных групп, которое иногда тоже именуют «социальной психиатрией», может быть лучше и точнее обозначено как «сравнительная психиатрия».

Он часто обозначает человека вообще, независимо от пола. Есть в контексте означает «обычно, насколько это известно автору». Кажется означает «мне кажется, что это так, но у меня недостаточно данных, чтобы быть окончательно уверенным». Конкретные люди именуются «взрослый», «родитель» и «ребенок». Когда эти термины написаны с прописной буквы: Взрослый, Родитель, Ребенок – они означают состояния Эго, а не конкретных людей. Соответственно и прилагательные «взрослый», «родительский» и «детский» пишутся с прописной или строчной буквы согласно контексту.

Термин «психоанализ» и его синонимы в данной книге обозначают то, что известно как «ортодоксальный психоанализ», то есть разрешение приобретенных в детстве комплексов и конфликтов при помощи систематического использования свободных ассоциаций, когда терапевт работает с феноменами переноса и сопротивления в соответствии с принципами Фрейда. Стоит, однако, иметь в виду, что после пятнадцати лет совместной жизни психоаналитическое движение и автор мирно расстались (оставаясь в самых дружеских отношениях) и что концепция функций Эго в представлении автора отлична от той, которой придерживается большинство ортодоксальных психоаналитиков.

Введение

Состояние Эго можно описать феноменологически – как связную систему чувств по отношению к определенному субъекту и операционно – как набор образцов поведения; или прагматически – как систему чувств, которая мотивирует соответствующий набор поведенческих образцов. Пенфилд1
Уайлдер Грейвс Пенфилд (1891–1976) – американский невролог и нейрохирург. – (Здесь и далее, кроме особо оговоренных случаев, – прим. перев. )

Продемонстрировал, что воспоминания эпилептиков в своей естественной форме проявляются как состояния Эго. Электрическим стимулированием височных участков коры головного мозга с обеих сторон он был способен вызвать эти феномены.

Пенфилд далее продемонстрировал, что два различных состояния Эго могут существовать в сознании одновременно как отдельные психологические сущности, четко отличающиеся друг от друга. В одном случае такого «вынужденного» в результате электрической стимуляции вторичного переживания пациент воскликнул, что слышит, как кто-то смеется. Однако сам пациент «не склонен был смеяться над шуткой, в чем бы она ни заключалась. Он таким образом сознавал две одновременно существующие ситуации. Его восклицание свидетельствует о том, что он сознавал несовместимость этих двух ситуаций – одной настоящей и другой, вызванной в его сознании из прошлого». Хотя, когда такое воспоминание вызывается в сознании пациента, «оно кажется ему соответствующим настоящему моменту». И только когда оно проходит, он способен осознавать его как яркое воспоминание из прошлого. В момент стимулирования «пациент одновременно является и актером, и аудиторией».

Пенфилд, Джаспер и Робертс подчеркивают разницу между такими полными воспоминаниями, то есть пробуждением полных состояний Эго, и изолированными феноменами, которые возникают при стимуляции слуховых и зрительных центров, или воспоминаниями о словах. Они особенно отмечают, что случаи стимуляции височных долей включают в себя важные психические элементы, такие, как понимание смысла происходившего и эмоции, которые вызвало когда-то это происходившее.

Кьюби в своих комментариях к этому эксперименту отмечает, что пациент одновременно является и наблюдателем, и наблюдаемым и что перед нами «воспоминание полное, включающее и то, что пациент не в состоянии вспомнить сознательно, и приближающееся к полноте воспоминаний, которое иногда может быть достигнуто под гипнозом». Прошлое становится таким же непреодолимым и ярким, как настоящее. Словесная память служит просеивающим экраном, через который проходят чувственные воспоминания о прошлом опыте. Уместно привести замечание Кобба из того же сборника, что «изучение эмоций сейчас является законным медицинским занятием», которое он связывает с физиологией древнейших участков коры головного мозга.

Психологам хорошо известно, что состояния Эго могут постоянно сохраняться. Федерн одним из первых подчеркнул, что психологическая реальность основана на полных и дискретных состояниях Эго. Вайсс описывает состояния Эго как «действительно испытываемую реальность умственного и физического Эго в отношении к определенному периоду жизни». В этой связи Федерн говорит о «повседневных» состояниях Эго.

Вайсс, главный истолкователь Федерна, точно формулирует, что Эго прежних возрастных уровней сохраняются в потенциальном состоянии. Это хорошо доказано клинически тем фактом, что «подобные состояния Эго могут быть в особых условиях вторично наделены энергией либидо, например: в гипнозе, во сне и в психозах». Он также замечает, что «два или больше раздельных состояний Эго могут попытаться сохранить единство и сознательно существовать одновременно». Согласно Федерну подавление травматических воспоминаний или конфликтов возможно во многих случаях только при подавлении относящихся к этим переживаниям состояний Эго. Ранние состояния Эго сохраняются в латентном виде, ожидая возможности снова быть наделенными энергией либидо. И это имеет прямое отношение к проблеме «личности».

Вайсс говорит об «остаточном инфантильном состоянии Эго у взрослого человека, которое обычно сохраняет энергию либидо, но может быть лишено ее», это своего рода «детское Эго». С другой стороны, существует и иной тип влияния, которое Вайсс именует «психическим присутствием». Это «мысленный образ другого Эго», иногда родительского, которое воздействует на эмоции и поведение индивида.

Существуют и другие авторы, чьи работы имеют отношение к состояниям Эго, но приведенных цитат достаточно, чтобы привлечь внимание читателя к этому феномену. Структурный и трансакционный анализы – предмет настоящей работы – основаны исключительно на клинических наблюдениях и работе с пациентами, причем отставляются все предубеждения и заранее составленные мнения. При таких условиях изучение комплексных состояний Эго возникает как «естественный» подход к психологии и психотерапии.

Часть I
Психиатрия индивида и структурный анализ

Глава 1
Общие соображения
1. Логическое обоснование

Структурный и трансакционный анализы предлагают систематическую, последовательную теорию личности и социальной динамики, созданную на основе клинического опыта, а также действенную терапию, которую большинство пациентов легко воспринимают и естественно используют.

Психотерапевтическое лечение может быть представлено в двух видах: в первом случае используется внушение, уверения и другие «родительские» методы; второй, или «рациональный», подход основан на методах конфронтации и интерпретации, таких, как недирективная психиатрия и психоанализ. «Родительский» подход страдает большим недостатком: при нем игнорируются или подавляются архаичные фантазии пациента, и в конечном счете терапевт часто теряет контроль над ситуацией и сам бывает удивлен и разочарован исходом лечения. Рациональный подход предназначен для установления контроля изнутри; при обычных методах на это может потребоваться очень много времени, а тем временем не только сам пациент, но все его родственники и окружающие подвержены результатам его неблагоразумного поведения. Если у пациента есть маленькие дети, слишком долгий путь к положительным результатам лечения может оказать решающее воздействие на развитие характера этих детей.

Структурно-трансакционный подход преодолевает эти трудности. Поскольку он имеет тенденцию быстро увеличивать способность пациента контролировать собственные тревоги и ограничивать притворство, он обладает большинством преимуществ «родительской» терапии. В то же время, поскольку терапевт постоянно и полностью осознает наличие архаических элементов в личности пациента, он не утрачивает преимуществ рациональной терапии. Такой подход оказывается особенно плодотворным в тех случаях, когда обычная терапия сталкивается с большими трудностями. Сюда входят психопаты различных разновидностей: латентные, перемежающиеся, находящиеся на грани шизофрении или маниакально-депрессивные; а также умственно отсталые взрослые.

С образовательной точки зрения структурный и трансакционный анализы легче изучать и применять, чем другие клинические подходы. Их принципами можно овладеть недель за десять, а еще через год работы под руководством высококвалифицированного клинициста терапевт приобретает необходимый опыт.

Самооценка в этой системе свободна от недостатков, свойственных другим подходам к «психоанализу самого себя»; практикующему терапевту легко определить и контролировать архаичные элементы собственной личности, а также предубеждения.

2. Процедура

В работе с индивидом и с группой метод используется по стадиям, которые легко определить и которые четко следуют друг за другом, так что и терапевту, и пациенту можно в любой момент точно указать терапевтическую позицию, то есть чего они достигли к этому моменту и какова должна быть следующая стадия.

Структурный анализ, который должен предшествовать анализу трансакционному, заключается в выделении и анализе состояний Эго. Цель этой процедуры – в достижении верховенства состояний Эго, ориентированных на реальность, и в освобождении их от влияния архаичных и чуждых элементов. Когда это достигнуто, пациент может переходить к трансакционному анализу; вначале анализируются простые трансакции, затем стереотипные наборы трансакций и, наконец, сложные комплексные операции, часто включающие несколько человек и обычно основанные на усложненных фантазиях. Примером может служить фантазия об освобождении у женщины, которая выходит замуж за одного алкоголика за другим. Цель этой фазы – достижение социального контроля, то есть контроля индивида над собственной тенденцией манипулировать другими людьми деструктивным или расточительным образом и тенденцией без выбора или вдохновения отвечать на манипулирование со стороны других.

В ходе терапевтических действий травматически фиксированные архаические состояния Эго разделяются, но не разрешаются. К концу такой программы, достигнув верховенства ориентированных на реальность состояний Эго, индивид находится в благоприятной позиции для разрешения архаических конфликтов и искажений. Практика показывает, что решение применять или нет такую последовательность определяется клиническими соображениями и предоставляет значительную ситуационную свободу.

3. Словарь

Применение структурного и трансакционного анализа требует специального словаря всего из шести терминов. Экстеропсихе, неопсихе и археопсихе рассматриваются как психические органы, которые проявляют себя феноменологически и как экстеропсихические (то есть идентифицирующие), неопсихические (то есть обрабатывающие данные) и археопсихические (то есть регрессивные) состояния Эго. Обычно эти состояния Эго именуются Родитель, Взрослый и Ребенок соответственно. Эти три слова, как уже упоминалось, составляют терминологическую основу структурного анализа.

Некоторые наборы социальных маневров как будто объединяют оборонительные и вознаграждающие функции. Такие маневры именуются развлечением и играми. Некоторые из них, обычно позволяющие достичь первичной и вторичной выгоды, чрезвычайно распространены; например, когда в нашей стране собираются группами родители, обычно они играют в «Какой ужас!». Более сложные операции основаны на экстенсивном подсознательном жизненном плане, который называется сценарием – по сходству с театральными сценариями, которые интуитивно основаны на этих психологических драмах. Эти термины: развлечение, игра и сценарий – и составляют словарь трансакционного анализа.

Будет показано, что Родитель, Взрослый и Ребенок не являются концептами, подобно Супер-Эго, Эго и Ид или подобно конструктам Юнга, но феноменологическими реальностями; а развлечение, игры и сценарии – это не абстракции, а операционные социальные реальности. Как только трансакционный аналитик – врач, психолог, социальный работник – прочно овладевает психологическим, клиническим и социальным смыслом этих шести терминов, он может использовать их в терапии, в исследованиях как рабочие инструменты в соответствии со своими возможностями и подготовкой.

Примечания

Строгая классификация психотерапевтических подходов невозможна из-за гибкости любого опытного терапевта. Деление на «родительские» и «рациональные» типы примерно соответствует схеме, данной Джайлзом У. Томасом, который основал свое деление на работах Меррила Мура. К. Э. Эппель делит психотерапию на «симптоматический, или прямой психологический подход», включающий гипноз, внушение, моральное убеждение (Дюбуа), убеждение (Деджери), власть, руководство и волю; и «подход, включающий реорганизацию личности», включающий психобиологию (А. Мейер), «изучение личности», психоанализ и его модификации, и терапию «динамического роста», к которой в наши дни следовало бы добавить недирективную терапию (Роджерс). Это деление, опять-таки примерно, соответствует «родительскому» и «рациональному» аспектам соответственно. Третий тип, который относится к особой категории, – это психотерапевтические игры с детьми; они могут быть временами не родительскими и не рациональными, а «детскими».

Те, кто овладел трансакционным анализом, сейчас применяют его во многих медицинских учреждениях как к пациентам психиатрических клиник, так и в особых случаях, которые будут описаны или упомянуты в тексте. (В последнее время этот метод начал использоваться даже полицией, священниками и персоналом армии и флота.)

Относительно самоанализа существует поговорка, что «беда самоанализа в контрпереносе». (По крайней мере полдюжины психиатров скромно утверждают, что афоризм принадлежит именно им.) В процедуре структурного анализа этой трудности легко избежать.

Глава 2
Структура личности

Миссис Примус2
Берн обозначает пациентов латинскими числами: Примус – первый, Секундо – второй и т. д.

Молодая домохозяйка, была направлена к семейному врачу для установления диагноза. Минуту или две она сидела напряженно, опустив глаза, потом рассмеялась. Немного погодя перестала смеяться, украдкой посмотрела на врача, опять отвернула взгляд и снова рассмеялась. Такая последовательность повторялась три или четыре раза. Потом миссис Примус резко перестала хихикать, выпрямилась на стуле, потянула вниз край юбки и повернула голову направо. Некоторое время понаблюдав за этим новым поведением, психиатр спросил, слышит ли она голоса. Не поворачивая головы, она кивнула и продолжала прислушиваться. Психиатр снова вмешался и спросил, сколько ей лет. Его тщательно рассчитанный тон голоса неожиданно привлек ее внимание. Она повернулась к нему лицом, собралась с мыслями и ответила на вопрос.

Вслед за этим она точно ответила на целый ряд относящихся к делу вопросов. И за короткое время была получена достаточная информация, чтобы подтвердить предварительный диагноз – острая шизофрения. Собранная информация позволила психиатру соединить несколько разрозненных факторов и наблюдений с особенностями окружения пациентки в раннем возрасте. После этого врач перестал задавать вопросы, и пациентка вернулась в прежнее состояние. Цикл кокетливого хихиканья, незаметной оценки, внимания и сосредоточенности повторялся до тех пор, пока пациентку не спросили, чьи голоса она слышит и о чем они говорят.

Она ответила, что голос мужской и он обзывает ее всякими неприличными словами, которых она раньше никогда не слышала. Тогда разговор зашел о ее семье. Отца она описала как замечательного человека, внимательного мужа, любящего родителя, которого уважали все окружающие, и так далее. Но вскоре выяснилось, что он сильно пил и в таком состоянии совершенно менялся. Грязно выражался. Пациентку спросили, что это был за грязный язык. И только тогда она поняла, что те же самые слова она слышит от своего воображаемого голоса.


Данная пациентка совершенно отчетливо проявляет три различных состояния Эго. Они обозначены различиями в ее позе, манерах, выражении лица и в других физических характеристиках. Первое состояние Эго характеризуется хихиканьем и застенчивостью – особенностями поведения маленькой девочки; второе – чопорная добродетельность девочки-подростка, которую едва не поймали на какой-нибудь невинной сексуальной проделке; наконец, в третьем состоянии она способна отвечать на вопросы как взрослая женщина, какой и была, демонстрируя, что ее понимание, память и умение мыслить логически не затронуты.

Первые два состояния Эго обладали архаическими свойствами, они были уместны на прежних этапах ее жизни, но неуместны в реальности этого разговора с врачом. В третьем состоянии она демонстрировала вполне здравое понимание непосредственной ситуации; это можно назвать «взрослым» функционированием, на что не способен ни малыш, ни сексуально озабоченная школьница. Процесс «взятия себя в руки», активированный деловым тоном психиатра, представляет трансакцию – переход от архаических состояний к взрослому состоянию Эго.

Мы сознательно вводим термин «состояния Эго», обозначающий определенные уровни сознания и связанные с ними наборы образцов поведения, как они реализуются в действительности. Мы делаем это для того, чтобы избежать таких конструктов, как «инстинкт», «культура», «Супер-Эго», «анимус», «эйдетический» и так далее. Структурный анализ постулирует лишь то, что подобные состояния Эго можно классифицировать и прояснить и что применительно к пациентам психиатра подобная процедура «полезна».

В поисках оснований для классификации мы обнаружили, что клинический материал подтверждает гипотезу: детские состояния Эго существуют у взрослого человека как реликты и могут быть при определенных обстоятельствах оживлены. Как уже отмечалось, этот феномен неоднократно регистрировался в связи со снами, гипнозом, фармакологическими интоксикациями и прямым электрическим стимулированием височных долей головного мозга. Но тщательные наблюдения позволили продвинуть гипотезу еще на шаг вперед и подтвердить предположение, что такие реликты могут проявлять спонтанную активность и в нормальном бодрствующем состоянии.

Переход от одного состояния Эго к другому можно наблюдать со стороны, и это может наблюдать сам пациент. В типичном случае одно состояние Эго характеризуется способностью воспринимать и оценивать реальность, логически мыслить (вторичная обработка), а другое состояние отличается аутистическим, склонным к фантазиям мышлением и архаическими страхами и ожиданиями (первичная обработка). Первое состояние – обычная форма функционирования ответственного взрослого, вторая напоминает то, как маленькие дети разного возраста занимаются своими делами. Это ведет к предположению о наличии двух психических органов – неопсихе и археопсихе. Нам показалось уместным – и наше предложение было принято всеми, кто имеет отношение к данной проблеме, – называть феноменологические и операционные проявления этих двух органов Взрослым и Ребенком соответственно.

Ребенок миссис Примус проявляет себя в двух различных формах. Форма, проявляющаяся в отсутствии отвлекающих стимулов, – это поведение «плохой» (сексуальной) девочки. В таком состоянии трудно представить себе миссис Примус, принимающую на себя ответственность сексуально взрослой женщины. Сходство с поведением девочки-подростка настолько поразительно, что позволяет классифицировать это состояние Эго как архаичное. В определенный момент голос, который воспринимается как приходящий извне, застает ее врасплох, и она переходит в состояние «хорошей» маленькой девочки. Примененные ранее критерии позволяют и это состояние характеризовать как архаическое. Разница между этими двумя состояниями Эго в том, что «плохая» девочка проявляет себя более или менее независимо и ведет себя естественно, в то время как «хорошая» девочка пытается приспособиться к тому факту, что ее ругают. И естественное, и приспособительное поведения являются проявлениями археопсихе и, следовательно, аспектами Ребенка миссис Примус.

Вмешательство терапевта привело к переходу в совсем иное состояние. Не только поведение, способность отвечать на вопросы, оценивать реальность, не только образ мысли, но и поза, выражение лица, голос и мышечный тонус – все это приняло знакомые формы состояния Эго Взрослый, поведения и мышления ответственной домохозяйки. Этот переход, который во время разговора с врачом происходил неоднократно, обозначает краткие периоды ремиссии в душевном расстройстве. Это позволяет описать душевное заболевание как перенос психической энергии, или, если воспользоваться принятым психоаналитическим термином, как катексис от системы Взрослого к системе Ребенка. Это также позволяет описать ремиссию как обратное направление того же процесса.

С учетом перемены в поведении пациентки, которую вызывало появление голоса с «незнакомыми» неприличными словами, всякому образованному наблюдателю становилось очевидным происхождение этой галлюцинации. Оставалось только подтвердить предположение, и именно поэтому психиатр перевел разговор на семью пациентки. Как и ожидалось, голос использовал лексику ее отца – к большому удивлению ее самой. Этот голос принадлежал к экстеропсихической, или родительской, системе. Это не был «голос ее Супер-Эго», а голос реального человека. Данное обстоятельство подчеркивает тот факт, что Родитель, Взрослый и Ребенок представляют реальных людей, которые существуют в настоящий момент или существовали когда-то, у которых есть реальное имя и реальный гражданский статус. Для начала лучше сосредоточиться на диагностике и различиях Взрослого и Ребенка, а соображения относительно Родителя в клинической практике можно временно отложить.


Мистер Секундо, первый пациент, стимулировавший эволюцию структурного анализа, рассказал следующую историю.

Восьмилетним мальчиком он проводил каникулы на ранчо и однажды в своем ковбойском костюме помогал наемному работнику расседлывать лошадь. Когда они кончили, работник сказал: «Спасибо, ковбой!» – на что его помощник ответил: «На самом деле я не ковбой, я только маленький мальчик».


Позже, когда ему удалось до определенной степени прояснить, что в нем от Взрослого и что от Ребенка (на самом деле мистер Секундо не всегда был Ребенком, часто он был адвокатом), он ввел в ситуацию и Родителя. То есть когда его деятельность и чувства были распределены между двумя этими категориями, выяснилось, что существуют остаточные состояния, которые не подходят ни к той, ни к другой категории. Эти состояния обладали особыми свойствами – проявлениями того, каким ему представлялись его родители. Возникла необходимость введения третьей категории, которая при дальнейшем испытании оказалась клинически весьма ценной. Это третье состояние Эго отличалось отсутствием независимости, свойственной Взрослому и Ребенку. Оно словно навязывалось извне и имело привкус устрашения.

Три различных аспекта особенно отчетливо проявлялись в отношении к денежным тратам. Ребенок был скуп, жалел каждый цент и использовал самые разные способы мелочной экономии; несмотря на риск для своего положения, мистер Секундо крал в магазинах жевательную резинку и другие мелочи, точно так, как делал это в детстве. Взрослый распоряжался крупными суммами с проницательностью, умом и решительностью преуспевающего адвоката и готов был потратить деньги, чтобы заработать больше. Но иная сторона его личности подчинялась фантазиям, в которых он раздавал свое добро общине и нуждающимся. Мистер Секундо происходил из набожной, склонной к филантропии семьи и действительно выделял на благотворительность крупные суммы с таким же благочестивым видом, как и его отец. Но когда приступ филантропии проходил, мстительный Ребенок был полон негодования по поводу этих даяний. А затем его сменял Взрослый, и тогда мистер Секундо сам удивлялся, как его угораздило потратить такие суммы по сентиментальным причинам.

Один из самых трудных аспектов структурного анализа в том, что сложно показать пациенту (или обучающемуся), что Ребенок, Взрослый и Родитель – это не просто удобные идеи или интересные неологизмы, но они обозначают феномены, основанные на реальности. Это положение очень хорошо иллюстрирует случай мистера Секундо. Личность, крадущая жевательную резинку, называется Ребенком не для удобства или не потому, что дети так часто поступают, но потому что он крал резинку как ребенок, с той же самой радостью и с использованием тех же приемов. Взрослый именуется Взрослым не потому, что он играет взрослую роль, подражая поведению больших, а потому что проявляет в своих юридических и финансовых операциях высокую надежность, ответственность и умение обрабатывать полученную информацию. Родитель называется Родителем не потому, что для филантропа традиционно характерным является «отцовское» или «материнское» отношение, а потому что он действительно в своей филантропической деятельности имитирует поведение и душевное состояние своих собственных родителей.


В случае мистера Троя, компенсированного шизофреника, подвергшегося лечению электрошоком после нервного срыва в ходе морского боя, родительское состояние Эго было утверждено настолько прочно, что Взрослый и Ребенок вообще редко себя проявляли. Мистер Трой вначале вообще оказался не в состоянии понять идею Ребенка. В своих отношениях он всегда проявлял критичность. Проявления со стороны остальных детского поведения: наивности, очарования, буйного веселья или болтовни и подшучивания – особенно часто приводили к его презрительным отповедям и брани. В своей терапевтической группе он был известен отношением «Убить маленького ублюдка». Не менее строг он был и по отношению к самому себе. Его целью, на жаргоне группы, было «не позволять собственному Ребенку высовывать голову из шкафа». Подобное отношение вообще характерно для пациентов, прошедших лечение электрошоком. Такие пациенты винят Ребенка (и часто справедливо) в испытанных ими неприятностях; Родитель сильно заряжен («катектизирован») и часто с помощью Взрослого строго подавляет все детские проявления.

Но в осуждающем отношении мистера Троя были и любопытные исключения. По отношению к гетеросексуальным излишествам и алкоголю он вел себя скорее как благожелательный отец, а не тиран, и охотно делился с девушками и юношами своим опытом. Но советы его всегда оказывались пагубными и основанными на банальных предубеждениях, и, даже видя, что постоянно ошибается, он не в состоянии был изменить свои рекомендации. Мы нисколько не удивились, узнав, что в детстве его постоянно ругал или бил отец именно за проявления наивности, влюбчивости, за буйное поведение или болтовню. Отец также щедро пичкал его рассказами о сексуальных и алкогольных излишествах. И его родительское состояние Эго, прочно закрепленное, вплоть до мелочей воспроизводило отношение отца. Этот прочно закрепившийся Родитель не допускал никаких отклонений со стороны Взрослого или Ребенка, за исключением тех сфер, в которых отец проявлял снисходительность к самому себе.


Наблюдения за такими фиксированными личностями весьма поучительны. Постоянно присутствующий Родитель, как в случае мистера Троя; постоянно присутствующий Взрослый, который во всей полноте проявляется у одержимых ученых; постоянно присутствующий Ребенок, – часто хорошо иллюстрируют некоторые поверхностные характеристики всех трех состояний Эго. Некоторые профессии основаны на постоянном публичном проявлении одного из состояний Эго: Родителя – у священника, Взрослого – у врача-диагноста, Ребенка – у клоуна.

Представленные случаи демонстрируют теоретическую основу структурного анализа, которая состоит из трех прагматических абсолютов и трех общих гипотез. Под «прагматическим абсолютом» мы понимаем условие, исключений из которого до настоящего времени не найдено.

1. Каждый взрослый идивид когда-то был ребенком.

2. Каждое человеческое существо обладает нормально функционирующим мозгом, потенциально способным воспринимать и верно оценивать реальность.

3. Каждый индивид, доживший до взрослого состояния, имел некогда родителей или тех, кто заменил ему родителей.

Соответствующие гипотезы таковы:

1) реликты детства сохраняются в последующей жизни как полные состояния Эго (археопсихические реликты );

2) восприятие и испытание реальности – не изолированная «способность», а функция осмотрительного состояния Эго (неописхическое функционирование );

3) состояние Эго может полностью принимать на себя контроль за поведением индивида (экстеропсихическое функционирование ).


Рис. 1


В целом структура личности рассматривается как компромиссное сочетание трех органов: экстеропсихе, неопсихе и археопсихе, как показано на рисунке 1а. Эти органы феноменологически и операционно проявляются в состояниях Эго, которые называются Родитель, Взрослый и Ребенок соответственно, как показано на рисунке 1б.

Согласно теории трансактного анализа , которую предложил и развил в начале прошлого века американский психотерапевт Эрик Берн, наше искусство убедительно говорить, адекватно мыслить, чувствовать и реагировать на происходящее определяются одним из наших трех эго-состояний – Ребёнка, Взрослого или Родителя .


Наши эго-состояния – это наша психологическая реальность. Каждое из них имеет для нас определенную ценность. Все три в целом и каждое из них по отдельности чрезвычайно важны для нашего выживания и равно необходимы для плодотворной жизни и общения.

Трансакции – кирпичики наших отношений

Для того, чтобы анализировать наше вербальное или невербальное общение было проще, весь процесс взаимодействия между людьми Эрик Берн предложил разбить на элементарные кусочки – трансакции. Трансакция, как единица общения, описывает единичные взаимодействия между людьми с учетом трех эго-составляющих.

Согласно структурному анализу Берна , общение двух людей – это всегда контакт определенных состояний их Я. Когда один из участников диалога посылает стимул другому, а тот другой реагирует на этот стимул по крайней мере одним из своих Я-состояний – общение можно считать состоявшимся. Если для общения собеседникам оказывается достаточно по одному Я-состоянию от каждого, такую трансакцию называют простой.

Учитывая то, какие состояния нашего Я вовлечены в общение и как они взаимодействуют, трансакцию можно отнести к одному из трех типов:

  1. Дополняющая или комплиментарная
  2. Пересекающаяся или перекрестная
  3. Скрытая

Дополняющие или комплиментарные трансакции

Поскольку все мы разные, то в процессе общения какие-то из состояний остаются активными, взаимодействуя друг с другом, как основные или дополняющие, а какие-то заметно для нас себя не проявляют. На рисунках ниже простейшие дополняющие трансакции обозначены параллельными линиями.

На рис. 1, стрелками отображены активные эго-состояния между двумя супругами. Хотя в общении все три эго-состояния, активную роль от каждой стороны играет одна. Стимулирующее дополняющее воздействие (стимул) направлено из состояния мужа «Я-Родитель» – к состоянию «Ребёнка» жены (РРе). Её реакция, – в противоположном направлении, из состояния «Я-Ребёнок» – к состоянию «Родитель» мужа (РеР).

Таким образом, дополняющее воздействие в нашем примере – это параллельная трансакция, протекающая по сценарию РРе – РеР. В идеале такая трансакция схематически отражает отношения в семье, когда муж по-отечески заботится о жене, а она принимает такую заботу с благодарностью.

Дополняющими или комплиментарными Берн назвал трансакции, в которых стимулирующее воздействие исходящее от одного из собеседников дополняется соответствующей реакцией другого участника общения. При этом вектор стимула и вектор реакции совпадают. Пример: «Который час?» – стимул, «Без двадцати семь» – реакция. Дополняющие трансакции – обычное дело, когда контактируют «Взрослые» Я-состояния собеседников.

Важно: Пока трансакция исполняется как дополняющая, она может развиваться неограниченное время, вне зависимости от её содержания, поскольку ситуация полностью устраивает обе стороны и не содержит почвы для конфликта.


Три базовых эго-состояния способны составить 9 различных типов простых дополняющих трансакций – РР, РВ, РРе, ВР, ВВ, ВРе, РеР, РеВ, РеРе. (рис. 2).

В практической работе психологи выделяют:

    Три типа дополняющих равноправных трансакций, в которых общение происходит между одними и теми же состояниями участников диалога (РР, ВВ, РеРе):

    • По линиям РР мы обычно чешим языки и повторяем банальности: …Молодежь потеряла всякий стыд — Полностью согласен…
    • По линиям ВВ – контактируем по работе: … Подай-ка вон тот шуруповерт — Возьми… или обмениваемся оперативной информацией: …Который час? — Полночь…
    • По линиям РеРе – любим и придаемся развлечениям: …Может сходим в кино? — Отличная идея…

    Линии, соединяющие Я-состояния во всех перечисленных случаях на рис. 2 параллельны друг другу.

  1. Неравноправные трансакции, возникающие в ситуациях опеки, заботы, подавления или восхищения.

Пересекающиеся или перекрестные трансакции

Если стрелки стимула и реакции пересекаются, то такие взаимодействия на языке трансактного анализа общения называются пересекающимися или перекрестными. Пересекающаяся трансакция возникает, когда в ответ на стимул одного из собеседников, направленный к одному эго-состоянию собеседника, последний реагирует от имени другого своего эго-состояния.

Пересекающиеся трансакции – один из самых вероятных источников межличностных конфликтов.

— Муж, к жене: «Куда ты положила мои запонки?» .

— Жена: «Когда ты последний раз вспомнил, куда положил свою вещь?» .
Реакция РВ – «Родитель» жены наставляет «Взрослого» мужа.

Имеет место пересекающаяся трансакция ВВ – РВ. Почва для развития конфликта подготовлена.

— Муж, к жене: «Где мой галстук?» .
Стимул ВВ – «Взрослый» мужа обращается к «Взрослому» жены.

— Жена: «Почему ты всегда и во всем пытаешься обвинить меня?» .
Реакция РеР – «Ребёнок» жены обиженно надувает губки и взывает к «Родителю» мужа.

Ясно, что дальнейший разговор о галстуке становится невозможен, поскольку, на языке психотерапии, здесь имеет место классический «перенос» акцентов с проблем бытового уровня на уровень взаимоотношений. Перед нами пересекающаяся трансакция 1-го типа ВВ – РеР. Трансакции такого рода – основной источник наших бытовых конфликтов.

Начинаясь со взаимных упрёков на бытовом уровне, перекрестные трансакции зачастую оканчиваются бурными ссорами, сопровождающимися хлопаньем дверью и стремительной сменой эго-состояний у каждого из участников конфликта.

— Коллега по работе: «Ты не в курсе, шеф сегодня собирает планёрку?» .
Стимул ВВ – «Взрослый» одного из служащих обращается к «Взрослому» другого, равного по статусу.

— Второй коллега: «Я то в курсе, а когда на подобные вопросы сможешь отвечать мне ты?» .
Реакция РРе – «Родитель» того коллеги, которому был адресован стимул, тоном покровителя поучает «Ребёнка» коллеги, задавшего вопрос.

Пересекающаяся трансакция 2-го типа ВВ – РРе , соответствующая описанной ситуации проиллюстрирована на рис. 2б. Такие трансакции в психиатрии соответствуют реакциям контрпереноса. Они часто питают конфликты в личной жизни и на дипломатической почве.

Важно: Пересекающиеся трансакции – признак нарушения в коммуникации и потенциального конфликта. Бурно протекая, такие конфликты, как правило, быстро затухают, но будут происходить до тех пор, пока не будет найдена и устранена их причина.

Три базовых эго-состояниях согласно теории трансактного анализа раскладываются на 9 х 9 = 81 различных схем реализации простых трансакций. За вычетом 9 дополняющих трансакций остается 72 варианта. – Многовато даже для трансактного аналитика.

На «прикладном» уровне обычного человека для продуктивного анализа структуры взаимоотношений оказывается вполне достаточно научиться распознавать и оперировать с 4-мя наиболее распространенными схемами парных трансакций одного уровня:

  1. ВВ – РеР – вариант реакции переноса (пример на рис. 2а).
  2. ВВ – РРе – вариант реакции контрпереноса (пример на рис. 2б).
  3. РеР – ВВ – реакция раздражения, характеризующая состояние человека, рассчитывающего на сочувствие и получающего вместо него сухие факты.
  4. РРе – ВВ – дерзость. Вместо ожидаемой жалобы автор стимула слышит ответ, который воспринимает как вызов и апеллирует к фактам.

Скрытые трансакции

Более сложными по своему пониманию и структуре оказываются скрытые трансакции, когда люди говорят одно, а подразумевают другое или же вообще не подозревают о том, от имени какой из трех Эго-составляющих они в данный момент говорят. В таких трансакциях на разных уровнях участвуют сразу два или более Я-состояний. Исходная «посылка» в скрытой трансакции замаскирована под внешне нейтральный стимул, при этом реакция ожидается в виде скрытого сообщения.

Участвуя в скрытых трансакциях участники диалога передают информацию в неявной форме. При этом автор стимула рассчитывает повлиять на собеседника так, как тот этого не осознает. Скрытая трансакция исполняется на двух уровнях. Один из них – внешний, осознанный социальный уровень, в котором в общении участвуют два Взрослых собеседника. Второй – скрытый, психологический, в котором Ребёнок одного собеседника провоцируется одним из Я-состояний второго собеседника. Инициатива на скрытом уровне стимулирует Взрослый одного собеседника, но исход всегда определяет реакция Ребёнка другого.

Скрытые трансакции могут быть угловыми или сдвоенными. В качестве примера скрытой трансакции Эрик Берн рассматривает угловую трансакцию с участием трех Эго-состояний. Особенно активно и успешно по роду деятельности угловую трансакцию используют продавцы.

Пример угловой трансакции 1:

— Продавец в магазине наручных часов: «Из тех моделей, что вы уже видели, эта, конечно, лучше. Но вы вряд ли позволите себе её купить» .
Стимул ВРе.

— Покупатель: «Вы обо мне плохого мнения, именно эту модель я для себя и выбрал» .
Реакция РеВ.

Включившись в состояние Взрослый, продавец, внешне обращаясь к Взрослому покупателя, сухо констатирует факт, который соответствует действительности: «Эта модель лучше, но она слишком вам не по карману». При этом, произнося фразу продавец умело сместил психологический акцент, направляя стимул Ребёнку покупателя (ВРе). Ребёнок с готовностью принимает вызов (РеВ), и, демонстрируя, что он ничуть не хуже, «договаривается» со своим Взрослым купить дорогие часы.

Пример угловой трансакции 2:

— Официант ресторана: «Что будете пить?»
Стимул ВРе.

— Посетитель: «Пить вообще и не собирался, люблю вашу кухню – зашёл перекусить… Пожалуй, коньяк» .
Реакция РеВ.

Внешне общение протекает на линии Взрослый-Взрослый. В то же самое время Взрослый официанта провоцирует Ребёнка посетителя, как бы намекая: «Как так – такой солидный гость и не готов позволить себе на час забыть о проблемах и чуточку расслабиться?» (ВРе). В итоге: Ребёнок посетителя ресторана буквально заставляет своего Взрослого заказать у официанта коньяк. Ответ посетителя в этом случае исходит от Ребёнка и содержит скрытый подтекст: «Я докажу тебе, официантишко, что я ничуть не хуже других».

Пример сдвоенной трансакции:

— Он: «Как насчет попить чайку, я тут совсем один, да и недалеко живу?»

— Она: «Идея блеск. Я промокла, да и продрогла до костей» .

Это классическая сдвоенная трансакция флирта, в которой инициатива принадлежит его Взрослому. Финал игры определил её спонтанный импульсивный Ребёнок.

Конечная задача трансактного анализа – научиться различать в какой позиции в любой момент времени находится Я. Распознать Я-состояние у окружающих достаточно просто, если обратить внимание на определенные слова и фразы, жесты, интонации, мимику.

Пребывая в состоянии «Родитель», человек любит произносить фразы-обязательства: «я должен», «мне нельзя» или критиковать и наставлять окружающих поучительным или угрожающим тоном: «я бы в твоем случае…», «я с этим покончу раз и навсегда», «не следует забывать, что…», «милый мой, это следует прекратить…». На невербальном уровне состояние «Родитель» проявляет себя руками, скрещенными на груди, в снисходительном поглаживании собеседника по плечу или голове, сокрушенном вздохе или покачивании головой, проступившими морщинками на лбу.

Состояние Ребёнка легко диагностируется по высказываниям, в которых преобладают чувства, опасения, пожелания: «я хочу», «меня это бесит», «ненавижу это», «… до фени». Невербально ребёнок проявляется в подрагивании губ, активной жестикуляции, пожимании плеч, потупившемся взоре, откровенных выражениях восторга.

Взрослый обозначает себя в окружении фразами «могу – не могу», «это целесообразно», «с моей точки зрения» и им подобными. Его жесты неторопливы и сдержанны, тон рассудителен.

Общение в радость

Идеи трансактного анализа Эрика Берна обретут для вас видимые и осязаемые очертания, когда будут подкреплены личным опытом. Внимательно наблюдая за вербальной и невербальной стороной поведения окружающих, со временем вы научитесь распознавать и диагностировать эго-состояния так же легко, как читать любимую книгу.

С этого момента игры с вашим триединым Эго, из опасного дайвинга среди острых рифов сумбурных трансакций превратятся в увлекательное, а главное, приятное и осознанное путешествие под парусом, наполняемым попутным ветром. Вы научитесь общаться даже с теми людьми, которых избегали ранее и совершите одно неожиданное и приятное открытие: общение почти с любым человеком может доставить истинное удовольствие.

Американский психолог Эрик Бери (1910-1970) создал самостоятельное психотерапевтическое направление, которое получило широкое распространение во всем мире под названием трансакционный анализ. Слово трансакция переводится как взаимодействие, и соответственно понятие «трансакционный анализ» подразумевает анализ взаимодействия, а проще - общения людей.

Как и все ведущие американские психотерапевты, Берн имеет широкую подготовку: является и психологом, и психиатром, и психотерапевтом.

Как всегда, сначала рассмотрим некоторые важные биографические факты, которые помогут нам лучше понять личность ученого (в том числе то, что повлияло на ее формирование и привело его к определенным достижениям).

Полное его имя - Эрик Леонард Бернстайн. Он родился в Монреале в 1910 г. Первые 20 лет прожил в Канаде. Он любил своих родителей, но особенно отца, который оставил у него особое впечатление. Отец его был врач, хирург. Он старался помогать людям не только хирургией, но и вообще своими медицинскими знаниями, особенно тем, у кого не было денег на квалифицированного врача. В будущем Эрик Берн (переехав в Америку, он сократил свою фамилию на американский манер), свою первую книгу посвятил отцу, написав на титуле слова: «Моему отцу, врачу для бедных». Он очень гордился тем, что его отец по собственной инициативе ходил по бедным кварталам и помогал людям, которые не могли позволить себе хорошего врача. Он часто брал Эрика с собой. И тот воспринял этот подвижнический труд настоящего врача в духе наших земских врачей.

Когда отец умер, Эрику было девять лет. Для него это была очень большая потеря и настоящая психологическая травма. Он мало пишет об этом, но в упоминаниях чувствуется боль утраты. Он быстро повзрослел и почувствовал, что эстафету врача, помогающего бедным, должен принять он.

Еще во время походов с отцом к пациентам Эрик понял, какое важное значение в работе любого врача имеет психотерапия, какую важную роль в помощи людям играет общение и что многие больные страдают не столько от физических недугов, сколько от нехватки общения, взаимопонимания, особенно с близкими. И вся его дальнейшая работа была направлена на изучение психоанализа и других психологических подходов, что сделало Берна отличным специалистом по оказанию научной помощи людям в организации правильного общения друг с другом.

После смерти отца он начинает помогать матери. Мать его была журналисткой и редактором. Ей приходится очень много работать, чтобы сдержать семью. От нее Эрик и перенял трудолюбие и добросовестное отношение к труду. И потому огромная работа Берна не была ему в тягость, он работал легко, красиво и увлеченно. И в конце своей жизни Берн писал: «Искусство жить состоит в том, чтобы идти по земле принцем, разбрасывая спелые яблоки, а искусство умереть состоит в том, чтобы доесть свое яблоко и сказать другим: “Наслаждайтесь тем, что я вам оставил”».

Но вернемся к его биографии. В 1935 г. Берн заканчивает медицинский факультет, который в свое время закончил и его отец (он трепетно идет по его стопам), но его все больше притягивают психологические проблемы. Ну и, естественно, в пределах медицины он выходит на психиатрию, чтобы связать психологию и медицину. Слово «психотерапия» тогда очень мало употреблялось, тем более в Канаде. Она еще только зарождалась. В Америке она развивалась быстрее, чем в Канаде. К тому же Монреаль был центром франкоговорящей провинции, куда литература по психологии и психотерапии поступала в ограниченном количестве и все больше была на английском или немецком языках. (Надо сказать, что и психиатрия - наука ведь довольно молодая, а психотерапия еще моложе.)

Берн прекрасно излагал свои мысли, любовь к литературному слову, хороший стиль он перенял у матери. Еще в 11 лет он начал писать разные рассказы (в основном детской направленности), и, будучи уже взрослым, он продолжает эту свою страсть - пишет научно-популярные, а иногда детские книжки (для души), которые, следует отметить, пользовались успехом. Видимо, тогда уже складывается то, что он потом назовет «сценарной директивой». То есть некий жизненный сценарий, принятый человеком в детстве от близких (в основном в родительской семье), который руководит им всю жизнь.

В 1941 г. он вступил в Армейский медицинский корпус в качестве врача-психиатра. Именно армейский опыт способствовал его развитию как психотерапевта. Напомним, что через это же прошли Перлз и Райх, которые именно в военных госпиталях начинают сталкиваться с различными посттравматическими явлениями, которые не могли быть объяснимы только с неврологической точки зрения. Они начинают искать другие новые походы. С одной стороны, эти проявления нельзя было четко отнести к области психиатрии, поскольку у человека не обнаруживались явные отклонения от нормы, с другой - присутствовали фобии, страхи, навязчивые мысли, различные «зацикленности». Сейчас мы можем сказать, что это зона психотерапии.

Эта армейская практическая школа заставила Берна развивать природную наблюдательность и интуицию. При большом количестве постоянно поступающих пациентов времени на теоретизирование и долгое обдумывание диагнозов не оставалось. Приходилось подчас быстро отвечать на вопросы, ответы на которые в учебниках и в его учебном курсе не содержались, и в кратчайшие сроки принимать важные решение, например, о годности пациентов продолжать военную службу после госпитализации. Такие условия требовали развитой интуиции и, с другой стороны, способствовали ее развитию. Берн понимал это и работал в этом направлении, придумав очень много интересных упражнений по развитию оной.

Берн, как и Перлз и Райх в аналогичных условиях, начинает внимательно изучать психоанализ, пытаясь найти в нем ответы, которых не давала ему традиционная психиатрия и неврология. Однако каждый из них (и каждый в свое время) обнаруживает, что традиционный психоанализ тоже не дает исчерпывающих ответов, поэтому, приняв многие его положения, они начинают его собственные модификации: Перлз создает гештальт- терапию, Райх - характерологический анализ и телесную психотерапию, а Эрик Берн - трансакционный анализ.

Вы можете столкнуться со спорами о том, как правильно звучит русская транскрипция слова «transactional»: тран- зактный, трансактный, трансакционный и даже транзак- циональный. Допустимы все перечисленные варианты. Для простоты использования трансактный анализ часто называют аббревиатурой - ТА.

Создав свое собственное направление в психотерапии, Берн, безусловно, остается психоаналитиком (хотя и неклассическим). Его знаменитая схема ТА «Ребенок»-«Взрослый»-«Родитель» построена по аналогии с психоаналитической схемой «Оно »- «Я » -«Сверх-Я ».

Ортодоксы психоанализа считают ТА профанацией психоанализа, его недопустимым упрощением, но именно это упрощение помогло невероятно расширить применение многих психоаналитических подходов.

Возможно, здесь сказался и «родительский сценарий»: его отец был «врачом для бедных», и Эрику хотелось сделать хотя бы некоторые подходы дорогостоящего психоанализа доступными для небогатых людей и для многих психотерапевтов.

Берн первым применил групповой вариант психоанализа (опять же упрощенного).

Заниматься групповой терапией он стал случайно. В военном госпитале выпивка была строго запрещена, однако пациенты покупали чуть ли не ящиками какой-то лосьон и пили его. Берн не любил жаловаться начальству и угрожать дисциплинарными взысканиями и решил провести разъяснительную беседу о вреде питья лосьона. И вот тогда в нем и обнаружился талант рассказчика. Слушатели пришли со скучающим видом, а уходили проникнувшимися и неожиданно для Берна обратились к нему с просьбой проводить с ними такие беседы и на другие темы.

Они просто поняли, что им интересно с этим человеком общаться. И не важно, на какую тему он будет говорить, им хотелось вновь собраться в одной компании и ощутить атмосферу дружелюбия и тепла и послушать мудрого человека, который на них не орет, не поучает их, а спокойно беседует, проявляет заботу о них. Он не просто говорил, что пить (тем более лосьон) вредно, он выводил их на другие проблемы, старался показать, что даже в их, вот в этой, военной, госпитальной жизни есть много интересного, мимо чего они проходят, что можно развивать себя, строить интересные взаимоотношения, что каждого человека можно читать, как книгу, и т.д. И он понял, что групповая работа, если создать хорошую атмосферу взаимодействия, может приносить успех, которого не всегда можно добиться в индивидуальной работе. Позже он стал постепенно вводить в эту «разговорную терапию» с пациентами все больше психоаналитических элементов, которые постепенно оформлялись в ТА.

После демобилизации в чине майора Берн начинает широкую практику и одновременно сам консультируется у выдающихся психоаналитиков. Почему? Ну, во-первых, потому что в цивилизованных странах довольно строгие критерии каждой профессии. В частности, считается, что психоаналитиком можно стать, только пройдя собственный курс психоанализа, испытав на себе все, что будут испытывать твои пациенты.

Но у Берна желание соблюсти все эти профессиональные требования еще совпало с тем, что он действительно хотел лучше понять себя и свои межличностные проблемы. Дело в том, что к этому времени у него уже было три неудачных брака.

Он считал, как настоящий психоаналитик, что причины надо искать в первую очередь в самом себе, посмотреть, нет ли у него схожих алгоритмов проблем с разными партнерами. Очень часто, когда наши дети решают с кем-то разводиться или расставаться, мы спешим сразу же занять их позицию. И подчас та же самая проблема у них возникает уже с другими партнерами. Значит, дело в них самих, и пока мы будем винить других, мы все более будем делать наших детей неспособными найти свое счастье. Впрочем, такой поход мы часто применяем и к своим собственным межличностным проблемам, усугубляя их нежеланием искать причины в себе самом. Берн решил найти эти причины в себе путем психоанализа.

Однако именно этот личный опыт послужил одной из причин его отхода от традиционного психоанализа. Он понял, что он в нем не находит ответа: «Что же во мне такого, что я не могу ни с кем ужиться? Вроде такой контактный, пациенты любят, коллеги любят, студенты любят, а вот в личной жизни не получается». Он начинает искать для себя ответ на этот вопрос. По-настоящему сильны именно те разработки, которые человек рождает, пытаясь решить собственную проблему, тогда подход становится практичным, работающим, а не просто красивой теорией.

Берн считает, что хотя психоанализ действеннее, чем традиционные неврологические и психиатрические подходы, все же и он слишком схематичен и специалист должен больше совершенствовать собственную интуицию, но не просто так, а для более творческого применения основных положений психоанализа, которые надо освободить от слишком жесткой мелочной детализации. И он разрабатывает собственную систему развития интуиции, а затем (в 50-е годы) так называемый структурный анализ. Так складывается оригинальная психотерапевтическая система Берна, основу которой составляет теория эго-состояний.

Берн имеет в виду, что в каждом из нас находятся три эго-состояния (как правило, у каждого человека доминирует одно из них, но они могут и меняться, и взаимодействовать). Они все присутствуют, но с разной степенью выраженности. Это состояние «Ребенка», состояние «Взрослого» и состояние «Родителя». Среди них рациональным является только состояние «Взрослого», которое может быть и у десятилетнего ребенка. В чем оно заключается? Состояние «Взрослого» - когда человек мыслит реалистично (происходит реалистичное принятие проблемы и реалистичная попытка ее решения).

Наш внутренний «Ребенок» всегда категоричен: «Я хочу (я не хочу), и все тут!». (Близко к фрейдовскому «Оно».) Его уравновешивает внутренний «Родитель » («Ты должен - ты не должен», «Можно - нельзя», «Прилично - неприлично»). (Близко к «Супер-Эго».) И только наш внутренний «Взрослый» (близко к «Эго») смотрит на ситуацию реально, пытаясь найти разумный компромисс между состояниями (требованиями) «Ребенка» и «Родителя». И все же ТА - не просто упрощенная аналогия психоанализа, а имеет важное отличие - по Берну, и Ребенок, и Родитель, и Взрослый - не различные структурные подразделения личности, а разные состояния одного и того же «Я» (Эго-состояния).

И более того, надо сказать (и это очень важно), что периодически эти позиции могут быть вполне здоровыми, потому что в нас в какой-то мере и «Ребенок» должен покапризничать, и «Родитель» почитать нотации. Но главное, чтобы в конечном итоге принимал решение все-таки «Взрослый».

Если идти только на поводу у «хочу», ничего хорошего не будет. Если руководствоваться только «должен» - формальные принципы «засушат» живые отношения с другими людьми и самого человека, «задавят» нормальную жизнь.

Сколько людей своими принципами в интересах воспитания детей фактически оттолкнули их от себя или даже поломали им судьбы! То есть «Взрослый», призывая «Ребенка» к сознательности, должен и «Родителю» говорить: «Принципы для человека, а не человек для принципов».

В 1960 г. выходит книга Берна «Трансакционный анализ в психотерапии». Правда, сначала, в 1957 г., он опубликовал программную статью в «Американском журнале психотерапии». Это примечательно. Почему? Потому что в Америке существует множество различных психологических и психиатрических журналов, но серьезных (академических) - очень мало. Такие издания всегда имели очень серьезный редакционный совет, и публикация в нем означает некое признание ценности идей и сразу обращает внимание на автора.

В 1964 г. Берн выпускает свою новую книгу которая стала очень популярной, в том числе у нас. А в 1966 г. появляется его руководство для психотерапевтов «Принципы группового лечения».

Книгу Берна «Что ты говоришь после того, как поздоровался?» у нас назвали Ее издают вместе с первой, где первой частью идут «Игры, в которые играют люди», а второй - «Люди, которые играют в игры». В этой части он раскрывает свою так называемую теорию сценарного анализа. То есть анализ жизненного сценария: почему он такой возник и как его можно скорректировать. (Надо сказать, что у Берна была также книга «Секс в человеческой любви», но в России она осталась мало замеченной, посколько отталкиваясь от названия, книгу помещали на полки сексологической литературы. А она, по-существу, была также посвящена психиатрии и психотерапии.)

Берн мечтал создать такую психотерапевтическую концепцию, которая обеспечивала бы полное излечение проблемы человека за минимальное время. Потому его ТА нередко критиковали как недопустимое упрощение психоанализа. Берн и не скрывал, что пытался сделать те психоаналитические подходы, которые он считал эффективными и доступными. Он так и назвал одну из своих книг - «Психоанализ для непосвященных». (Она издавалась и у нас, написана ясно, хорошим литературным языком.)

Несмотря на большую популярность, только в конце своей короткой (60 лет) жизни он получает полное признание своих идей, в том числе академическое, потому что количество специалистов, применяющих его метод в психотерапии и в психиатрии, стремительно возрастало.

Тема 6. Трансактный анализ Э.Берна

1. Модель эго-состояний

2. Транзакции

4.Игры и анализ игр.

Транзактный анализ (от лат. transactio - сделка и греч. analysis - разложение, расчленение) - психотерапевтическая методика группового и личностного роста, предложенная американским психологом и психиатром Эриком Берном. Этот метод психотерапии основан на процедуре анализа структуры личности. В качестве личностных структур, как интериориза-ций социального опыта, здесь рассматриваются особенности и взаимодействие трех состояний Я: «Родитель», «Ребенок» и «Взрослый». «Родитель» представляет собой авторитарные тенденции индивида, «Ребенок» - подчиненную позицию, «Взрослый» - умение отстаивать собственное мнение и организовать взаимоотношения с другими на основе равноправного партнерства.

Существует несколько ключевых идей, которые лежат в основе теории транзактного анализа: модель эго-состояний, транзакции, поглаживания, структурирование времени, жизненный сценарий и игры.

1. Модель эго-состояний

Практика терапии психосоматических заболеваний в транзактном анализе базируется на последовательном теоретическом подходе, основой которого является убеждение, что ранние решения, которые человек принимает в детстве о том, какие у него должны быть сценарные паттерны поведения, мыслей и чувств, могут быть изменены. В транзактном анализе говорят: «Для того чтобы лучше себя чувствовать, необязательно болеть».

Основная цель этого психотерапевтического метода - актуализация «Взрослого» в человеке, реконструкция личности на основе пересмотра жизненных позиций, непродуктивных стереотипов поведения, формирование новой системы ценностей. В процессе терапии должен учитываться актуальный психологический конфликт и влияние социальных факторов.

Данный вид психотерапии основан на контрактном методе, при котором пациент и терапевт несут взаимную ответственность за достижение целей контракта. Эти цели направлены на выход из сценария и достижение автономии, получение пациентом новых Родительских посланий, создание интегрированного Взрослого.

Кроме того, транзактный анализ позволяет проанализировать игры людей, страдающих психосоматическими расстройствами, и преимущества (выигрыши), вытекающие из них. Выигрыш всех игр направлен в той или иной степени на укрепление самозащиты, получение привилегий, уклонение от близких отношений и уход от ответственности.

Основой транзактного анализа является модель эго-состояний («модель РВД»). Эго-состояние - это совокупность связанных друг с другом поведений, мыслей и чувств как способ проявления нашей личности в данный момент. Модель описывает три различных эго-состояния:

Р - эго-состояние Родителя: поведение, мысли и чувства, скопированные у родителей или парентальных фигур

В - эго-состояние Взрослого: поведение, мысли и чувства, которые являются прямым реагированием на «здесь и теперь»

Д - эго-состояние Ребенка (Дитяти): поведение, мысли и чувства, присущие детскому возрасту.

Модель эго-состояний позволяет устанавливать надежную связь между поведением, мыслями и чувствами.

2. Транзакции

Транзакция имеет место тогда, когда я предлагаю вам какой-то вид коммуникации (общения), а вы отвечаете мне. Начало коммуникации называется стимулом, ответ - реакцией. Берн считал транзакцию «основной единицей социального взаимодействия». Общение между людьми всегда принимает форму подобных цепочек транзакций. Транзакции бывают параллельные (дополняющие), пересекающиеся и скрытые. Примеры схем транзакций приведены на рис. 3.

Пересекающаяся транзакция В-В, Р-Д: С - стимул, Р - реакция

Пересекающаяся транзакция Р-Д, В-В: С - стимул, Р - реакция

Двойная скрытая транзакция:

социальный уровень В-В, В-В;

психологический уровень Р-Д, Д-Р:

С с, С п - социальный и психологический

стимулы; Р с, Р п - социальная и

психологическая реакции

Угловая скрытая транзакция:

С с, С п - социальный

и психологический стимулы;

Р - реакция

Рис. 3. Схемы транзакций

3. Структурирование времени. При встречах людей в группах или парах существует всего шесть различных способов проводить свое время. Эрик Берн дал следующие определения этим шести видам структурирования времени: уход, ритуалы, времяпрепровождение, деятельность, игры, интимность. По мнению Берна, все эти способы способствуют удовлетворению структурного голода человека. Он предлагает рассматривать шесть форм социального поведения - четыре основные и два пограничных случая:

На оном полюсе пограничный случай - замкнутость, когда явная коммуникация между людьми отсутствует. Человек физически присутствует, но психологически - вне контакта, он будто бы окутан собственными мыслями.

Ритуалы - привычные, повторяющиеся действия, не не сущие смысловой нагрузки:

неформальный характер (приветствия, благодарности)

официальный (дипломатический этикет)

Цель этого типа общения - возможность провести время совместно, но не сближаясь.

Времяпрепровождения - полуритуальные разговоры о проблемах и событиях, известных всем. Оно всегда социально запрограммировано: говорить можно лишь в определенном стиле и только на допустимые темы.

Цель этого типа общения - структурирование времени не только ради поддержания приятельских отношений, но отчасти социальный отбор, когда человек ищет новые полезные знакомства.

Совместная деятельность - взаимодействие между людьми на работе, целью является эффективное выполнение поставленной задачи.

Игры - наиболее сложный тип общения, т.к. в играх каждая сторона неосознанно старается достичь превосходства над другой и получить вознаграждение. Особенность игр - скрытая мотивация их участников.

Близость - второй пограничный случай. Двустороннюю близостью можно определить как свободное от игр общение, предполагающее теплое заинтересованное отношение между людьми, исключающее извлечение выгоды.

Поглаживание определяется как единица транзакции. Можно классифицировать поглаживания следующим образом: вербальные или невербальные, позитивные или негативные, условные или безусловные.

Сценарий жизни. В детстве каждый из нас пишет свой собственный сценарий жизни. Основной сюжет мы пишем в раннем детстве до того, как научились говорить. Позднее лишь добавляем детали к нашему сценарию. К семи годам сценарий в основном написан, а в юношеском возрасте мы можем его пересмотреть. Будучи взрослыми, мы обычно не осознаем, что написали для себя сценарий жизни, но тем не менее в точности ему следуем. Без осознания этого факта мы устраиваем нашу жизнь таким образом, что движемся к той финальной сцене, которую определили в детстве. Наряду с моделью эго-состОяний концепция сценария жизни является краеугольным камнем транзактного анализа. Она особенно важна в психотерапевтической деятельности. При анализе сценария мы используем концепцию сценария жизни для понимания того, как люди могут неосознанно создавать себе проблемы и как они решают их.

Берн выдвинул идею о том, что еще на раннем этапе формирования сценария маленький ребенок уже имеет определенные представления о себе и окружающих его людях. Эти представления, по-видимому, остаются с ним всю жизнь и могут быть охарактеризованы следующим образом: «я - ОК» или «я - не ОК»; «ты - ОК» или «ты - не ОК».

Если объединить эти положения во всех возможных комбинациях, мы получим четыре установки о себе и других людях:

1.Я-ОК, ты-ОК;

2. Я - не ОК, ты - ОК;

3. Я - ОК, ты - не ОК;

4. Я - не ОК, ты - не ОК.

Игнорирование в транзактном анализе - это бессознательное игнорирование информации, связанной с решением какой-то проблемы.

Мировосприятие и искажение. Каждый человек воспринимает окружающий мир по-своему, и твое восприятие мира будет отличаться от моего. Мировосприятие определяют как структуру ассоциативных ответов, интегрирующую различные эго-состояния при реагировании на определенные стимулы. Мировосприятие предоставляет человеку целостный перцептуальный, концептуальный, эмоциональный и двигательный набор, который используется для определения себя, других людей и окружающего мира.

Для облегчения понимания этого формального определения мировосприятие предлагают рассматривать как «фильтр на реальность».

Симбиоз имеет место тогда, когда двое или более людей ведут себя так, как будто вместе образуют одного человека. Люди, принимающие участие в таких взаимодействиях, не используют все имеющиеся у них эго-состояния. Обычно один из них исключает Ребенка и использует лишь Родителя и Взрослого, а другой занимает противоположную позицию, оставаясь в Ребенке и блокируя два других эго-состояния. При вхождении в симбиоз его участники чувствуют себя более комфортно. Каждый играет роль, которую от него ожидают, однако этот комфорт достигается за определенную плату: находящиеся в симбиозе блокируют многие свои способности и возможности, присущие им как взрослым.

Чувство рэкета определяется как обычная эмоция, зафиксированная и поощряемая в детстве, переживаемая в самых различных стрессовых ситуациях и не способствующая взрослому решению проблем. Рэкет представляет собой набор сценарных поведений, используемых вне нашего осознания как средство манипулирования окружением и включающее в себя переживания (ощущение) человеком чувства рэкета.

Игры и анализ игр. Можно выделить несколько характерных особенностей, присущих играм.

1. Игры постоянно повторяются. Время от времени каждый человек играет в свою любимую игру, при этом игроки и обстоятельства могут меняться, однако паттерн игры всегда остается одним и тем же.

2. Игры проигрываются вне осознания Взрослого. Несмотря на то что люди играют в одни и те же игры, они не осознают этого. Лишь на заключительной стадии игры игрок может спросить себя: «Как это опять могло случиться со мной?» Даже в этот момент люди обычно не понимают, что они сами начали игру.

3. Игры всегда заканчиваются тем, что игроки испытывают рэкетные чувства.

4. Игроки во время игр обмениваются скрытыми транзакциями. В любой игре на психологическом уровне происходит нечто совершенно отличное от того, что имеет место на социальном уровне. Мы знаем об этом потому, что люди играют в свои игры снова и снова, находя партнеров, игры которых подходят к их играм.

5. Игры всегда включают в себя момент удивления или смущения. В этот момент игрок ощущает, что случилось нечто неожиданное.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....