Почему местоимение так называется? Русский язык "Общее понятие о личных местоимениях" (4-й класс).

Цель: познакомить с личными местоимениями

Задачи:

  • закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи;
  • познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют личными;
  • упражняться в определении рода, числа, лица местоимений;
  • замене существительных местоимениями в речи;
  • воспитывать любовь к русскому языку, чувство коллективизма;
  • развивать внимание, память, мышление, речь уч-ся.

Ход урока

I. Организация начала урока.

У нас необычный урок. На нашем уроке вы станете настоящими исследователями. В ходе этого урока постараемся узнать как можно больше о новой части речи местоимении.

II. Словарная работа

Внимательно прочитайте предложения. (слайд № 3)

У школы растут красивые б.резы. Б.резы широко раскинули свои ветви.

Уч.ник вошел в спортивный зал.. Уч.ник поздоровался с друзьями.

Дев.чка ходила в магазин. Дев.чка купила хлеб.

На окне росли п.м.доры. П.м.доры были большие, красные, спелые.

Ранней весной мы отправились в пут.ш.ствие. Пут.ш.ствие проходило по г.р.дам России.

Выпишите из них повторяющиеся слова, запишите их в столбик

  • березы - (они)
  • ученик - (он)
  • девочка - (она)
  • помидоры - (они)
  • путешествие - (оно)

Что общего между этими словами? (Они все словарные)

III. Изучение нового.

  • Как вы считаете, удачно ли построены данные предложения? Посоветуйтесь и решите, что можно изменить? Запишите эти слова рядом с существительными.
  • Какие еще местоимения встретили в предложениях?
  • Какие слова они заменили?

Место какой части речи заняли в предложении слова? (место имени существительного)

Местоимение только указывает на предмет, но не называет его.

Местоимения, которые ставят вместо имени существительного, называют личными местоимениями или местоимениями-существительными. (слайд № 4)

Я и мы,
Ты и вы,
Он, она, оно, они -
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Всё местоимения.

(Вывешивается тема урока: Личные местоимения).

Сегодня на уроке мы исследуем эти местоимения.

Письмо по памяти.

Я и мы,
Ты и вы,
Он, она, оно, они.

Запомните первые три строчки стихотворения.

Запишите их по памяти.

Местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они называют личными.

В "Толковом словаре" Ожегова записано: (слайд № 5)

1. Личный - осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью (т.е. человеком). Личный пример.

2. Личный - касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь лицу. Личное имущество, личное дело.

Как вы, думаете, почему данные местоимения называют "личными"?

(Они указывают на лицо или лица. Личное - значит принадлежащее лично кому-то).

В старших классах вы познакомитесь ещё с другими разрядами местоимений по значению.

Сегодня мы исследуем эти местоимения.

Нам нужно заполнить таблицу (слайд № 6)

Сначала распределим личные местоимения по числам (слайд № 7)

(дети самостоятельно распределяют слова, затем проверяют)

Теперь нам надо распределить их по лицам.

Давайте определим, почему местоимение я называется личным? Кто может сказать о себе я? Тот, кто начинает разговор. Он первый, поэтому местоимение я - 1 лица.

Я беседую с мальчиком. Как я к нему обращусь? (ты). Он второй участник нашей беседы, значит ты - местоимение 2 лица.

А тот человек, который не участвует в разговоре - это 3 лицо.

(заполняем таблицу слайд № 8)

Попробуйте сами распределить местоимения во множественном числе по лицам.

(проверка)

Если я иду с другом, то как скажем о себе? (мы)

При беседе с двумя и более людьми я употреблю местоимение: (вы). Это местоимение множественного числа.

Но иногда местоимение Вы употребляют при обращении к одному человеку. Когда это бывает?

Что мы можем добавить в копилку знаний о местоимении? (они изменяются по числам, бывают 1,2 и 3 лица)

Проанализируйте местоимения 3 лица, единственного числа. (слайд № 9)

Что они нам помогают сделать? (определить род существительных, значит, эти местоимения могут иметь род)

Личные местоимения, заменяют в предложениях имена существительные, значит, какие члены предложения могут быть выражены личными местоимениями?

(Подлежащее, дополнений, обстоятельство.)

IV. Закрепление

Предлагаю обобщить нашу исследовательскую деятельность. Начну я.

Местоимение - самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.

Личные местоимения (перечислить) :::::::::::..

Они бывают::::. лица,::::: числа, в 3 лице ед. числа имеют::::::,

В предложении бывают:::::::::::::::::..

Физминутка.

  • Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),
  • Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -
  • Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
  • Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -
  • Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
  • Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) -
  • Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

1. Загадки. (слайд № 10)

Нужно отгадать загадку, рядом с отгадкой записать местоимение, которым замещено существительное в загадке.

Утром -
Так заведено -
Разомкнёшь ресницы,
И к тебе идёт ОНО
Розовой жар - птицей: (Солнце)

А стемнеет - ОН придёт:
Тоненький,
Смущённый, -
Он на цыпочках войдёт
Долькою лимонной. (Месяц)

Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки Я грызу. (Белка)

И в море не купаются,
И нет на них щетинки,
И все же называются
ОНИ - морские... (Свинки)

Сделал дыру, вырыл нору,
Солнце сияет, а ОН не знает. (Крот)

Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам Я весь кудрявый,
Даже завитком рога. (Баран)

2. "Четвёртое - лишнее"

Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему. (слайд № 11)

  1. Он, она, оно, я
  2. Я, ты, они, он
  3. Ты, к, от, за

Запишите лишние слова, укажите лицо и число личных местоимений.

Я (1 л., ед.ч.), они (3 л., мн.ч.), ты (2 л., ед.ч.).

3. Самостоятельная работа. "Вставь местоимение"

Спиши, вставляя пропущенные местоимения. Определи их число, лицо, если возможно род.

Когда __(:) приедете?

__ (:) нарисую елочку.

Почему __ (:) улетают?

Куда __ (:) идешь?

Завтра __ (:) пойдем в кино.

Какую задачу __ (:) решает?

Проверка.(слайд № 12)

4. Экспресс-опрос "Местоимение".

1. Укажи местоимения 1-го лица.

3) он, она, оно, они

2. Какие местоимения относятся ко 2-му лицу?

3) он, она, оно, они

3. Выбери местоимения 3-го лица.

1) я 2) он 3)ты 4) она 5) мы 6) оно 7) они 8) вы

4. Личные местоимения употребляются вместо...

1) имени существительного;

2) имени прилагательного.

5. Личные местоимения...

1) называют предметы;

2) указывают на предметы.

6. Найди в стихотворных строчках местоимения. Подчеркни, укажи их лицо.

Целый день он занят делом,
Двух минут не отдохнет:
То он парту мажет мелом,
То сидит, бумажки рвет!

а) 1 л. б) 2 л. в) 3 л.

Конец формы

IV. Итог урока.

Как называются местоимения, с которыми мы сегодня работали? (Личные).

Назовите местоимения 1-лица, 2, 3.

Назовите местоимения ед. числа, мн.ч.

У каких местоимений можно определить род? (Он, она, оно).

Мне бы очень хотелось, чтобы в нашем классе чаще звучало местоимение мы.

Все дети получают сердечки с надписью "Я+Я= МЫ (слайд № 13,14)

Рефлексия "Светофор" (слайд № 15)

Ребята приклеивают на лист сигналы.

Домашнее задание.

С. 30 № 8, выучить таблицу личных местоимений.

Дополнительный материал.

Задания на смекалку.

  • Какие два местоимения мешают транспорту? (Я, МЫ)
  • Какие местоимения самые чистые? (ВЫ, МЫ, ТЫ)
  • Первый слог звук, который издаёт лягушка, второй местоимение. А вместе они - овощ. (ТЫ, КВА)
  • Шарада.
    Первый слог - личное местоимение,
    Второй - детская болезнь.
    А целое - тот предмет, который
    Выбрасывают, когда он нужен
    И поднимают, когда он не нужен.
    Что это? (Я - корь).
  • Ребус. 7 я (семья)

Местоимение

Местоиме́ние

Класс слов, отношение которых к частям речи спорно: очевидно их единство, но они обнаруживаются во всех частях речи. Задача местоимений – не называя явлений действительности (как это делают обычные слова), указывать на них. Указывать же необходимо, чтобы задавать вопросы (Кто? Где? Почему?) и отвечать на них (Это там); высказываться отрицательно (Никто никуда не спешит); неопределённо (Есть кое-что; Нечто странное) или, напротив, определённо (Всё пропало; Любой поймёт). В решении этих задач сложились разряды местоимений: вопросительные, указательные, отрицательные, неопределённые и определительные. В каждом разряде местоимения могут быть эквивалентами существительных, прилагательных, числительных и наречий. Считается, что в рус. языке есть и местоименный глагол что делать. Особое место среди местоимений занимают личные и возвратные. Фонд местоимений пополняется прилагательными следующий, аналогичный, выражениями что попало, чёрт знает куда. Числительное один может использоваться как местоимение: в одном городе.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Местоимение

МЕСТОИМЕНИЕ (лат. pronomen). М-ми наз. такие существительные (см.) и прилагательные (см.), которые не являются названиями самостоятельных предметов или определенных признаков предметов независимо от данной речи, а только указывают на отношение тех или других предметов или признаков к данной речи, т.-е. получают различное значение, определяемое из данной речи. М. делятся на личные и неличные . Личные М. (см.) называют тот или другой предмет не сам по себе, а лишь в его отношении к лицу речи; так, М. «я, меня» и пр. могут относиться к какому угодно предмету, указывая лишь на тождество его с лицом говорящим, и т. д. Из неличных М. притяжательные (мой, твой, свой и пр.) указывают на отношение того или другого предмета к другому предмету, являющемуся лицом речи; остальные - на разные другие отношения данных предметов мысли к данной речи, наприм., на тождество данного предмета или признака с предметом или признаком, названным в речи другим словом (он, сам, самый, такой и пр.) или на то, что название или сущность данного предмета или признака безразлично для данной речи (кто-то, какой-то, некто и пр.); или то, что предмет или признак предмета в данной вопросительной речи представляются неизвестными и должны быть определены в следующей ответной речи (кто, что, какой, чей и пр.), или на то или другое отношение данного предмета к месту или времени речи (этот, тот). Б. ч. М. образует формы склонения как в русском, так и в других индоевропейских языках, отлично от других существительных и прилагательных, что и послужило в свое время поводом к выделению М. в особую часть речи. На самом деле М. в целом отличается от остальных существительных и прилагательных не по грамматическим признакам, а по значению и потому особой части речи или грамматмческой категории не составляет. По значению же М. принадлежит к неграмматическому классу т. н. местоименных слов (см.).

Н. Д. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925


Смотреть что такое "местоимение" в других словарях:

    МЕСТОИМЕНИЕ, местоимения, ср. (грам.). Название одной из частей речи слово, само по себе не означающее определенного предмета, или числа (в отличии от имени сущ., прил., числ.), но приобретающее такое значение в зависимости от данной речи (букв.… … Толковый словарь Ушакова

    МЕСТОИМЕНИЕ, часть речи класс слов, которые указывают на лицо, предмет или признак, не называя их (он, это, такой и т.п.). По значению выделяются разряды местоимений, например в русском языке личные, возвратные, притяжательные, вопросительно… … Современная энциклопедия

    Часть речи класс слов, которые указывают на предмет (лицо) или признак, не называя его (он, это, такой и т. п.). По значению выделяются разряды местоимений, напр. в русском языке личные, возвратные, притяжательные, вопросительные,… … Большой Энциклопедический словарь

    МЕСТОИМЕНИЕ, я, ср. В грамматике: слово (существительное, прилагательное, числительное или наречие) в предложении, указывающее на предмет или признак и замещающее соответствующие знаменательные имена и наречия. Личные, возвратные, указательные… … Толковый словарь Ожегова

    Местоимение - МЕСТОИМЕНИЕ (лат. pronomen). М ми наз. такие существительные (см.) и прилагательные (см.), которые не являются названиями самостоятельных предметов или определенных признаков предметов независимо от данной речи, а только указывают на… … Словарь литературных терминов

    Местоимение - МЕСТОИМЕНИЕ, часть речи класс слов, которые указывают на лицо, предмет или признак, не называя их (“он”, “это”, “такой” и т.п.). По значению выделяются разряды местоимений, например в русском языке личные, возвратные, притяжательные,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Местоимение самостоятельная часть речи, употребляемая вместо имени существительного, прилагательного, числительного, наречия или его характеристики и указывающая на них, их отношение к иным предметам, явлениям и т. д. Содержание 1 … Википедия

    Местоимение - Местоимение лексико семантический класс знаменательных слов, в значение которых входит либо отсылка к данному речевому акту (к его участникам, речевой ситуации или к самому высказыванию), либо указание на тип речевой соотнесённости слова с… … Лингвистический энциклопедический словарь

    Я; ср. Лингв. Часть речи, к которой относятся слова, указывающие или называющие предметы или их признаки, не раскрывая их содержания, и выступающие в речи вместо слов, относящихся к существительному, прилагательному или числительному. Личные… … Энциклопедический словарь

    Калька из лат. prōnōmen, греч. ἀντωνυμία, т. е. вместо имени; см. Томсен, Gesch. 19 … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Книги

  • Местоимение "это" и его функциональные омонимы. Монография , Бабайцева Вера Васильевна. Монография посвящена актуальной проблеме функционирования омокомплекса это в простом, сложном предложениях и тексте (сложном синтаксическом целом) в аспекте переход-ности и синкретизма.…

Очень многие русские слова имеют «говорящее» строение. Поэтому не удивительно, что термины науки о русском языке имеют «говорящие» названия. Почему местоимение так называется? Как объяснить деление самостоятельных частей речи на имена и неименные обозначения?

Именные и неименные термины

Практически все морфологические понятия можно объяснить даже без учебника. Достаточно внимательно вчитаться в них, посмотреть на строение этих терминов русского языка. Если начать с первой ступени деления, получается следующее:

Самостоятельные , потому что имеют самостоятельное значение, отвечают на значимые вопросы, выполняют определенную функцию в предложении; они сами по себе значимы и важны;

Служебные , потому что «находятся на службе у значимых»; служат для связи слов в коммуникативных единицах (предложении и словосочетании); для образования новых форм; для придания дополнительных значений, эмоциональных оттенков.

Особняком стоят междометия и звукоподражания. Понятие «междометие» - точное заимствование с арабского языка, где первая половинка обозначает «похвалу», вторая – «порицание». Звукоподражания – это подражания звукам живой и неживой природы.

Обратимся к значимым словам, ведь герои нашей статьи «живут» именно в этой группе.

Все самостоятельные слова-термины можно условно поделить на именные и неименные. Именные в своем названии имеют слово «имя».

1) Существительное. Дословное повторение из латинского – «nomen substativum». То, что существует. Все сущее на земле: предметы, идеи, концепции, множества предметов, люди и т.д. Почему необходимо беречь свое имя? Потому что это обозначение тебя.

2) Прилагательное. Калька из латинского – «nomen adjectivum». То, что прилагается. К чему? К сущему на земле. Это признаки объектов, предположений, идей, людей и т.д. Какой предмет? Какая вещь?

3) Числительное. Зеркальное отображение – «nomen numerale». Обозначение для чисел.

Глаголы, глагольные формы и наречия являются неименными единицами:

Глагол. Древнерусское «глаголъ» - «выражение». Производное – «глаголить» - «говорить». Имена, просто сказанные, обозначают только предметы, признаки, числа. Полноценной смысловой нагрузки они не несут. О них нужно что-то говорить, «глаголить». Только тогда получится коммуникативная единица – призыв, побуждение, просьба, неспешное повествование, вопрос и т.д. Впрочем, в самом значении слова «глаголить» заложено действие.

Наречие. Одно из значений древнерусского слова «глаголъ» - «речь». А в названии этого морфологического термина есть частица «-реч-». Следовательно, наречие приближено к глаголу. Латинское слово «adverbium» переводится, как «приглаголие». Древнерусские лингвисты просто изменили приставку. Но смысл остался – наречие «накладывается» на глагол.

Почему местоимение так называется? Как определить этимологию термина? - Ответы лежат на поверхности.

Тайна местоименного слова

Это значимая часть речи. И входит она в группу именных слов. Калька из латинского – «prōnōmen». Дословный перевод – «вместо имени».

То есть, местоимение «заняло место значимого слова». Какого? Которое было употреблено в предыдущем предложении. Которое подразумевается. О котором говорят. Как понять, кого именно заменило местоимение? Нужно спросить.

Если слово-предмет употреблено ВМЕСТО существительного, то оно отвечает на такие вопросы, как: кто? что? кому? чему? и т.д. Я, ты, он, ему, к ним.

Если слово-определение использовано ВМЕСТО прилагательного, то оно отвечает на такие вопросы, как: какой? какому? какие? Некий, какой-то, какие-либо.

Если слово-количество употреблено ВМЕСТО числительного, то его основной вопрос – сколько? Столько, несколько, столько-то, сколько-либо.

Местоимение не называет конкретную вещь, конкретный признак или количество, оно только указывает на них.

Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна,
Я заменяю имена.

Цели урока:
Образовательные:

  • обобщение и систематизирование знаний по теме: «Местоимение»
  • контроль и оценка ЗУН по теме: «Местоимение как часть речи»
  • расширение кругозора учащихся при выполнении заданий

Развивающие:

Воспитательные:

  • воспитание коммуникативности
  • привитие культуры общения
  • воспитание интереса к предмету

Оборудование:

  • компьютер
  • мультимедийная приставка
  • экран

Форма проведения урока: урок-игра.
Учащимся заранее даётся задание: разделиться на две команды, выбрать капитана команды и консультанта.

Ход урока

1. Организационный момент.
Подготовка к уроку. Слово учителя.
Дорогие ребята, тема нашего урока - «Обобщение по теме «Местоимение как часть речи». Сегодня вы должны будете показать знания, умения и навыки, которые приобрели на предыдущих уроках: умение находить местоимения в тексте, отличать от других частей речи, определять разряд, указывать морфологические признаки, а также правильно употреблять местоимения в речи.
Но урок у нас будет не совсем обычный. Урок – игра. Класс разделён на 2 команды, которые уже выбрали капитана и помощника-консультанта, к которому команда может обратиться за помощью. Команды не имеют названия. Они их получат только в конце урока, в зависимости от того, кто будет победителем, а кто побеждённым. За каждый правильный ответ или выполненное задание команда получает жетон. Победитель определяется по большему количеству жетонов.
Итак, отправляемся в удивительное путешествие в страну Местоимений. Сегодня вы ещё раз убедитесь, как удивительно интересен русский язык.

2. Повторение и обобщение. Выполнение заданий.
(При выполнении заданий конкурса используется компьютерная презентация, в которой даются и задания, и ответы к ним).
Учитель:
Почему местоимение имеет такое название?
(Местоимение так называется, потому что употребляется вместо имени существительного, имени прилагательного и имени числительного.)
Чем отличается местоимение от этих частей речи?
(Местоимение указывает на предмет, признак, количество, но не называет их.)

Конкурс 1 «Кто быстрее». (Слайд 2 «Разряды местоимений»)
Задание: За минуту записать все разряды местоимений.
Учитель:
С каким первым разрядом мы с вами познакомились?
Расскажите, что обозначает личное местоимение, приведите примеры.
(Первый разряд – личные местоимения. Личное местоимение указывает на лицо:
1 - я, мы;
2 - ты, вы;
3 – он, она, оно)
Как изменяются личные местоимения, какими членами предложения они являются ? Ответ подтвердить примерами.
(Личные местоимения изменяются по числам и падежам, в 3 лице местоимение он изменяется и по родам. В предложении они являются дополнением и подлежащим).

Конкурс 2 «Подумайте». (Слайд 3 «Подумайте». Личные местоимения)
Задание:
Прочитайте выразительно стихотворение. Найдите личные местоимения, укажите их падеж.

Какими членами предложения они являются?

Конкурс 3 «Отгадай загадки». (Слайд 3)
1. Какое личное местоимение, если к нему добавить шипящую согласную и мягкий знак, превратится в маленького грызуна? (М ы -шь)
2.Какие 3 личных местоимения, если их соединить, кричат, что они чистые?
(Вы -мы -ты )
3.Какие 2 личных местоимения мешают движению по дорогам? (Я -мы )
4.В каком местоимении 2 звука, одна буква? (Я )

Учитель:
–Какой разряд имеет всего лишь одно местоимение?
(Возвратное местоимение себя )
–Что вы знаете об этом местоимении?
(Себя указывает на того, о ком говорят. Изменяется по падежам, но не имеет И.п.)

Конкурс 4 «Подумайте». (Слайд 4)
Задание:
Поставьте возвратное местоимение СЕБЯ в нужном падеже.
1.Вернулся Иван-царевич домой на коне златогривом, привёз отцу своему Жар-птицу, а (…) – невесту, Елену Прекрасную.
СЕБЕ Д.п .
2.Иван-царевич лёг спать, а лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с (…) лягушачью кожу и обернулась Василисой Премудрой, такой красавицей, что и в сказке не расскажешь.
СЕБЯ – Р.п.
3. «Сколько ни держать при (…) , - думает царь, - а отдавать надобно: дело неминучее!»
СЕБЕ – П.п.
4.- Не за перстнем ты здесь: отдал тебя отец морскому царю. Выйдет морской царь и возьмёт тебя с (…) в подземное царство.
СОБОЮ – Т.п.

Учитель:
–Что вы знаете о притяжательных местоимениях?
(Притяжательные местоимения указывают на принадлежность, отвечают на вопросы: чей? чья? чьё? чьи?)
– Перечислите притяжательные местоимения.
(Мой, твой, наш, ваш, её, его, их ) (слайд 5)

Конкурс 5 «Подумайте». (Слайд 5)
Задание: Прочитайте стихотворение, найдите ошибки, замените неправильные формы притяжательных местоимений правильными.

Как-то раз во дворе из собачьей миски
Пять чумазых поросят кушали сосиски.
Папа к ним подошёл, крикнул возмущённо:
«Так съедите вы у пса весь обед евонный!»
Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки:
Детям надо наполнять ихние желудки».
Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:
«Слушать я уже устал ейные упрёки.
Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут,
И такая дребедень происходит каждый день».
А.Хайт

(евонный – его, ихние – их, ейные – её)

Конкурс 6 «Отгадай загадки».
Задание: Найти местоимения. Указать разряд. (Слайд 6)
1.Кто ходит ночь и ходит день,
Не зная, что такое лень? (Часы)
2.Что возвратить нельзя? (Время) (Что – вопросительное местоимение)
3.Кто без кисти и белил
Крыши города белил? (Дед Мороз) (Кто – вопросительное местоимение)
4.Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили? (Картошка) (Что – вопросительное местоимение, мы -личное)

Учитель:
–Почему вопросительные местоимения так называются? Какие вопросительные местоимения вы ещё знаете?
(Вопросительные местоимения – это вопросы существительного, прилагательного и числительного, употребляются только в вопросительных предложениях.)
С каким разрядом можно перепутать вопросительные местоимения?
(Вопросительные местоимения можно перепутать с относительными.)
–Чем отличаются относительные местоимения от вопросительных?
(Относительные местоимения служат для связи простых предложений в составе сложных. Вопросительные местоимения указывают на вопрос, употребляются только в вопросительных предложениях.) (Слайд 7)

Конкурс 7
Задание :
Команды должны придумать по 2 предложения с вопросительными местоимениями, а команда соперников перестроить предложения так, чтобы вопросительное местоимение стало относительным.
(Читают по очереди, начинают с предложения с вопросительным местоимением.)
Например:
Кто едет на велосипеде? (Кто – вопросительное местоимение.)
Я знаю, кто едет на велосипеде. (Кто – относительное местоимение.)

Учитель:
–Какие разряды местоимений образованы от вопросительных?
(Неопределённые и отрицательные)
–Приведите примеры неопределённых местоимений. С помощью чего они образуются?
(Неопределённые местоимения образуются при помощи приставки не -, суффиксов –то, -либо, -нибудь и приставки кое-)
–Приведите примеры отрицательных местоимений. С помощью чего они образуются?
(Отрицательные местоимения образуются при помощи приставок не- и ни-)
(слайд 8)

Конкурс 8 «Подумайте». (Слайд 9)
Задание: Прочитайте текст. Найдите отрицательные и неопределённые местоимения.
Собрались как-то трое друзей и стали спорить, кто лучше сказку расскажет. Первый начал:
- В некотором царстве, в некотором государстве жил Некто . Пошёл он однажды по некоей дороге, нашёл нечто , встретил некоего человека, дал ему некоторую часть от найденного. Что у него осталось?
А второй и говорит:
- Ну что за сказка? Вот я расскажу, так расскажу. В каком-то царстве, в каком-то государстве жил Кто-то . Пошёл он по какой-то дороге, нашёл что-то . Встретил кого-то и отдал часть. А у него что осталось?
Третий посмеялся и сказал:
- Ни в каком царстве, ни в каком государстве Никто не жил. Никто не шёл, никого не встретил, никому ничего не отдавал. Нечего и спрашивать, сколько у него осталось.
(Некотором, некто, некоей, нечто, некоего, некоторую, каком-то, кто-то, что-то, какой-то, кого-то, ни в каком, никто, никого, никому, ничего, нечего)

Учитель:
–Объясните правописание данных местоимений. (Слайд 9)
–Перечислите все определительные местоимения . (Слайд 10)
(Сам, самый, весь, всякий, любой, иной, другой, каждый)

Конкурс 9
Задание: Определить значение фразеологизмов. (Слайд 10)
Сам с усами (Нисколько не хуже других.)
Сам не свой (Расстроен, потерял душевное равновесие.)
Сам по себе (Самостоятельно, без помощи, отдельно.)
Само собой (Невольно, непроизвольно, без каких-либо усилий)

Учитель:
–Назовите ещё устойчивые сочетания, в которых употребляются определительные местоимения. Что они обозначают?
(При затруднении можно обратиться к Фразеологическому словарю.)
1.Сам за себя говорит. – Что-либо настолько очевидно, что не нуждается в объяснении, доказательстве.
2. Самое большее. – Не больше чем (столько-то).
3. Самое меньшее. – Не меньше, чем (столько-то).

Учитель
–Назовите указательные местоимения . (Слайд 11)
(Тот, этот, такой, таков, этот)

Конкурс 10
Задание: Прочитайте пословицы. Чему они учат?
Найдите в предложениях указательные местоимения. Определите падеж. Почему у местоимения ТАКОВЫ нет падежа? (Слайд 11) Местоимения каких разрядов встретились ещё в пословицах?

Конкурс 11

Задание: Замените данные выражения подходящими по смыслу устойчивыми сочетаниями, в состав которых входят местоимения. Определить их разряд.
Потерять самообладание, нечто неопределённое, смотреть внимательно, искусный мастер, спешить, скучать от безделья, чувствовать себя неловко, оглядываться беспрестанно.
(Для справок: выйти из себя, ни то ни сё, смотреть во все глаза, на все руки мастер, нестись на всех парусах, скучать от нечего делать, быть не в своей тарелке, оглядываться на каждом шагу.)

3. Итог урока
Учитель:
– Игра окончена. Подсчитайте, пожалуйста, свои жетоны. Мы от всей души поздравляем команду победителей, настоящих ценителей и знатоков русского языка. Ей присваивается название «Аборигены». Команде соперников – «Туристы». Как вы думаете, почему? (При затруднении учащиеся могут обращаться к Толковому словарю.)
А теперь давайте подведём итог нашего урока. Только я хочу знать мнение вас всех и поэтому предлагаю воспользоваться сигнальными карточками.

Рефлексия:
1.Понравился ли вам урок? (использование сигнальных карточек)
Зелёный – да, жёлтый – наполовину; красный – нет.
2.Выполнены ли те цели, которые были поставлены в начале урока? (использование сигнальных карточек)
Зелёный – да; жёлтый – наполовину; красный – нет.
3.Хотелось бы вам чаще проводить такие уроки? (использование сигнальных карточек)
Зелёный – да, жёлтый – наполовину, красный – нет.
4.Какая форма работы вам понравилась больше?
5.Что вызвало затруднения?

4. Домашнее задание:
Подготовиться к контрольному словарному диктанту по разделу: «Местоимение».

Используемая литература:

1.Г.Александрова. Занимательный русский язык/ серия «Нескучный учебник». Санкт-Петербург. «Тригон», 1997.– 656 с., илл.
2.Е.А.Быстрова и др..Учебный фразеологический словарь русского языка. Пособие для учащихся нац.школ.– Л.:Просвещение, 1984.– 271 с.
3.Русский язык: Практика: Сб.задач и упражнений: Учебное пособие для 6-7кл. общеобразоват.учреждений / Г.К.Лидман-Орлова, С.Н.Пименова. Науч.ред. В.В.Бабайцева.– 5-е изд.–М.: Просвещение: АО «Моск.учеб.», 1998.– 256 с.: илл.
4.С.Е.Ожегов.Словарь русского языка: 70000 слов (Под ред. Н.Ю.Шведовой.– 22-е изд., стер.– М.: Рус.яз., 1990.–921 с.

Очень многие русские слова имеют «говорящее» строение. Поэтому не удивительно, что термины науки о русском языке имеют «говорящие» названия. Почему местоимение так называется? Как объяснить деление самостоятельных частей речи на имена и неименные обозначения?

Именные и неименные термины

Практически все морфологические понятия можно объяснить даже без учебника. Достаточно внимательно вчитаться в них, посмотреть на строение этих терминов русского языка. Если начать с первой ступени деления, получается следующее:

Самостоятельные , потому что имеют самостоятельное значение, отвечают на значимые вопросы, выполняют определенную функцию в предложении; они сами по себе значимы и важны;

Служебные , потому что «находятся на службе у значимых»; служат для связи слов в коммуникативных единицах (предложении и словосочетании); для образования новых форм; для придания дополнительных значений, эмоциональных оттенков.

Особняком стоят междометия и звукоподражания. Понятие «междометие» - точное заимствование с арабского языка, где первая половинка обозначает «похвалу», вторая – «порицание». Звукоподражания – это подражания звукам живой и неживой природы.

Обратимся к значимым словам, ведь герои нашей статьи «живут» именно в этой группе.

Все самостоятельные слова-термины можно условно поделить на именные и неименные. Именные в своем названии имеют слово «имя».

1) Существительное. Дословное повторение из латинского – «nomen substativum». То, что существует. Все сущее на земле: предметы, идеи, концепции, множества предметов, люди и т.д. Почему необходимо беречь свое имя? Потому что это обозначение тебя.

2) Прилагательное. Калька из латинского – «nomen adjectivum». То, что прилагается. К чему? К сущему на земле. Это признаки объектов, предположений, идей, людей и т.д. Какой предмет? Какая вещь?

3) Числительное. Зеркальное отображение – «nomen numerale». Обозначение для чисел.

Глаголы, глагольные формы и наречия являются неименными единицами:

Глагол. Древнерусское «глаголъ» - «выражение». Производное – «глаголить» - «говорить». Имена, просто сказанные, обозначают только предметы, признаки, числа. Полноценной смысловой нагрузки они не несут. О них нужно что-то говорить, «глаголить». Только тогда получится коммуникативная единица – призыв, побуждение, просьба, неспешное повествование, вопрос и т.д. Впрочем, в самом значении слова «глаголить» заложено действие.

Наречие. Одно из значений древнерусского слова «глаголъ» - «речь». А в названии этого морфологического термина есть частица «-реч-». Следовательно, наречие приближено к глаголу. Латинское слово «adverbium» переводится, как «приглаголие». Древнерусские лингвисты просто изменили приставку. Но смысл остался – наречие «накладывается» на глагол.

Почему местоимение так называется? Как определить этимологию термина? - Ответы лежат на поверхности.

Тайна местоименного слова

Это значимая часть речи. И входит она в группу именных слов. Калька из латинского – «prōnōmen». Дословный перевод – «вместо имени».

То есть, местоимение «заняло место значимого слова». Какого? Которое было употреблено в предыдущем предложении. Которое подразумевается. О котором говорят. Как понять, кого именно заменило местоимение? Нужно спросить.

Если слово-предмет употреблено ВМЕСТО существительного, то оно отвечает на такие вопросы, как: кто? что? кому? чему? и т.д. Я, ты, он, ему, к ним.

Если слово-определение использовано ВМЕСТО прилагательного, то оно отвечает на такие вопросы, как: какой? какому? какие? Некий, какой-то, какие-либо.

Если слово-количество употреблено ВМЕСТО числительного, то его основной вопрос – сколько? Столько, несколько, столько-то, сколько-либо.

Местоимение не называет конкретную вещь, конкретный признак или количество, оно только указывает на них.

Последние материалы раздела:

Все, что нужно знать о бактериях
Все, что нужно знать о бактериях

Бактерии представляют собой одноклеточные безъядерные микроорганизмы, относящиеся к классу прокариотов. На сегодняшний день существует более 10...

Кислотные свойства аминокислот
Кислотные свойства аминокислот

Cвойства аминокислот можно разделить на две группы: химические и физические.Химические свойства аминокислотВ зависимости от соединений,...

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...