Педагогика и психология лекции. Введение

Название: Психология и педагогика. Курс лекций.

В пособии представлены лекционный материал в соответствии с учебной программой дисциплины «Психология и педагогика» и вопросы для самопроверки, которые помогут студентам систематизировать и конкретизировать приобретенные знания, а также сосредоточить внимание на основных понятиях, признаках, свойствах, явлениях.
Курс лекций предназначен для самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения и будет полезен при подготовке к семинарским занятиям, контрольным и курсовым работам, зачетам и экзаменам.

Курс лекций по дисциплине «Психология и педагогика» предназначен для студентов, обучающихся по не психолого-педагогическим специальностям, таким, например, как «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Налоги и налогообложение», «Прикладная информатика в экономике» на очной, очно-заочной и заочной формах обучения. Учебная дисциплина «Психология и педагогика» входит в федеральный компонент основной образовательной программы подготовки данных специалистов в ВУЗах Российской Федерации.
В пособии представлены лекционный материал в соответствии с учебной программой дисциплины «Психология и педагогика» и вопросы для самопроверки, которые помогут студентам систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения данной дисциплины, а также сосредоточить внимание на основных понятиях, признаках, свойствах, явлениях.
Целью курса является формирование у студентов целостных представлений об условиях формирования личности, о целях, задачах, закономерностях педагогического процесса, об общении людей, а также приобщение студентов к элементам психологической и педагогической культуры как составляющих общей культуры современного человека и будущего специалиста.
Курс лекций «Психология и педагогика» призван способствовать подготовке студентов не только к их будущей профессиональной деятельности, но и к организации обучения и воспитания подчиненных, а также своих детей.

Содержание
Введение 3
Лекция 1. Психология как наука и практика 8
1. Предмет, объект, задачи и методы психологии 9
2. Место психологии в системе наук 16
3. Основные отрасли психологии 19
4. Основные этапы развития психологической науки 21
5. Основные направления психологии 26
Лекция 2. Психология личности 29
1. Теории личности 29
2. Индивидуальность 31
Лекция 3. Психика 43
1. Эволюция психики 44
2. Психика и особенности строения головного мозга. Структура психики 48
3. Психика, поведение, деятельность 50
Лекция 4. Сознание 55
1. Сознание и его свойства. Виды сознания 55
2. Самосознание. Структура сознания. «Я-концепция» 57
3. Соотношение сознания и бессознательного 58
Лекция 5. Психические явления 61
1. Познавательные психические процессы 63
2. Эмоции и чувства 79
Лекция 6. Межличностные отношения 81
1. Общение 81
2. Перцепция 84
3. Аттракция 85
4. Общение и речь 86
Лекция 7. Межгрупповые отношения и взаимодействия 89
1. Группа и ее характеристики. Малая группа 89
2. Коллектив 94
3. Межличностные отношения в группах и коллективах 96
Лекция 8. Педагогика как наука 98
1. Предмет, объект, задачи, методы, основные категории педагогики 98
2. Место педагогики в системе наук 104
3. Система педагогических наук 106
Лекция 9. Образование как общечеловеческая ценность. Современное образовательное пространство 107
1. Образование как социальное явление 107
2. Образование как социокультурный феномен 108
3. Образование как система 109
4. Современное мировое образовательное пространство 110
5. Свойства современного образования 112
6. Образовательная система России 115
Лекция 10. Педагогический процесс 117
1. Сущность, закономерности и принципы педагогического процесса 117
2. Основные системы организации педагогического процесса 121
3. Управленческий цикл 124
Лекция 11. Обучение как составная часть педагогического процесса. 127
1. Сущность и структура обучения 127
2. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения 129
3. Методы обучения 130
4. Формы обучения 133
Лекция 12. Организация учебной деятельности в ВУЗе 134
1. Формы организации учебной деятельности в ВУЗе 136
2. Самостоятельная работа студентов 140
3. Педагогический контроль в высшей школе 142
Лекция 13. Теоретические основы воспитания 144
1. Сущность, цели, содержание, организация, воспитания 144
2. Закономерности и принципы воспитания 147
3. Методы воспитания 150
Лекция 14. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности 152
1. Семья как малая группа 153
2. Семейное воспитание 155
3. Стиль взаимоотношений в семье. Отношения родителей и детей 157
4. Проблемы семейного воспитания. Семейные конфликты 162
5. Психологический контакт между родителями и детьми 166
Вопросы для самопроверки 168
Приложения 171
1. Методические рекомендации по написанию рефератов 171
2. Словарь основных психологических терминов 181
3. Словарь основных педагогических терминов 183
Литература 187

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Психология и педагогика. Курс лекций. Луковцева А.К. 2008 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Психология и педагогика. Курс лекций. Луковцева А.К.

М.: КДУ, 2008. - 192 с.

В пособии представлены лекционный материал в соответствии с учебной программой дисциплины «Психология и педагогика» и вопросы для самопроверки, которые помогут студентам систематизировать и конкретизировать приобретенные знания, а также сосредоточить внимание на основных понятиях, признаках, свойствах, явлениях.

Курс лекций предназначен для самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения и будет полезен при подготовке к семинарским занятиям, контрольным и курсовым работам, зачетам и экзаменам.

Формат: doc+pdf / zip

Размер: 3 ,7 Мб

Скачать

Содержание
Введение 3
Лекция 1. Психология как наука и практика 8
1. Предмет, объект, задачи и методы психологии 9
2. Место психологии в системе наук 16
3. Основные отрасли психологии 19
4. Основные этапы развития психологической науки 21
5. Основные направления психологии 26
Лекция 2. Психология личности 29
1. Теории личности 29
2. Индивидуальность 31
Лекция 3. Психика 43
1. Эволюция психики 44
2. Психика и особенности строения головного мозга. Структура психики 48
3. Психика, поведение, деятельность 50
Лекция 4. Сознание 55
1. Сознание и его свойства. Виды сознания 55
2. Самосознание. Структура сознания. «Я-концепция» 57
3. Соотношение сознания и бессознательного 58
Лекция 5. Психические явления 61
1. Познавательные психические процессы 63
2. Эмоции и чувства 79
Лекция 6. Межличностные отношения 81
1. Общение 81
2. Перцепция 84
3. Аттракция 85
4. Общение и речь 86
Лекция 7. Межгрупповые отношения и взаимодействия 89
1. Группа и ее характеристики. Малая группа 89
2. Коллектив 94
3. Межличностные отношения в группах и коллективах 96
Лекция 8. Педагогика как наука 98
1. Предмет, объект, задачи, методы, основные категории педагогики 98
2. Место педагогики в системе наук 104
3. Система педагогических наук 106
Лекция 9. Образование как общечеловеческая ценность. Современное образовательное пространство 107
1. Образование как социальное явление 107
2. Образование как социокультурный феномен 108
3. Образование как система 109
4. Современное мировое образовательное пространство 110
5. Свойства современного образования 112
6. Образовательная система России 115
Лекция 10. Педагогический процесс 117
1. Сущность, закономерности и принципы педагогического процесса 117
2. Основные системы организации педагогического процесса 121
3. Управленческий цикл 124
Лекция 11. Обучение как составная часть педагогического процесса. 127
1. Сущность и структура обучения 127
2. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения 129
3. Методы обучения 130
4. Формы обучения 133
Лекция 12. Организация учебной деятельности в вузе 134
1. Формы организации учебной деятельности в вузе 136
2. Самостоятельная работа студентов 140
3. Педагогический контроль в высшей школе 142
Лекция 13. Теоретические основы воспитания 144
1. Сущность, цели, содержание, организация, воспитания 144
2. Закономерности и принципы воспитания 147
3. Методы воспитания 150
Лекция 14. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности 152
1. Семья как малая группа 153
2. Семейное воспитание 155
3. Стиль взаимоотношений в семье. Отношения родителей и детей 157
4. Проблемы семейного воспитания. Семейные конфликты 162
5. Психологический контакт между родителями и детьми 166
Вопросы для самопроверки 168
Приложения 171
1. Методические рекомендации по написанию рефератов 171
2. Словарь основных психологических терминов 181
3. Словарь основных педагогических терминов 183
Литература 187

Курс лекций по дисциплине «Психология и педагогика» предназначен для студентов, обучающихся по не психолого-педагогическим специальностям, таким, например, как «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Налоги и налогообложение», «Прикладная информатика в экономике» на очной, очно-заочной и заочной формах обучения. Учебная дисциплина «Психология и педагогика» входит в федеральный компонент основной образовательной программы подготовки данных специалистов в вузах Российской Федерации.

В пособии представлены лекционный материал в соответствии с учебной программой дисциплины «Психология и педагогика» и вопросы для самопроверки, которые помогут студентам систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения данной дисциплины, а также сосредоточить внимание на основных понятиях, признаках, свойствах, явлениях.

Целью курса является формирование у студентов целостных представлений об условиях формирования личности, о целях, задачах, закономерностях педагогического процесса, об общении людей, а также приобщение студентов к элементам психологической и педагогической культуры как составляющих общей культуры современного человека и будущего специалиста.

Курс лекций «Психология и педагогика» призван способствовать подготовке студентов не только к их будущей профессиональной деятельности, но и к организации обучения и воспитания подчиненных, а также своих детей.

Задачи курса:

– сформировать у студентов понятийный аппарат психолого-педагогической науки;

– обеспечить овладение студентами методологией и методикой анализа межличностных отношений, возникающих в процессе общения и профессиональной совместной деятельности;

– научить студентов оценивать влияние субъективных и объективных факторов, действующих на отношения человека с другими людьми;

– дать основы психологических знаний о личности – ее деятельности, основных свойствах и способах воспитания;

– раскрыть природу свойств и явлений человеческой психики, механизмов и закономерностей памяти, мышления, особенностей поведения человека;

– научить студентов управлять своими эмоциональными состояниями, а также развивать свою память, внимание, волю;

– удовлетворить интерес студентов к образованию, закономерностям и особенностям педагогического процесса.

Одной из важнейших задач учебной дисциплины «Психология и педагогика» является выработка у студентов способности осуществлять научный подход к определению содержания, а также наиболее целесообразных приемов, форм, методов, средств, психолого-педагогических технологий самосовершенствования и влияния на потенциальных подчиненных в целях повышения своей и их профессиональной компетентности. Вместе с тем данный курс лекций, каким бы глубоким и разносторонним ни было его содержание, не в состоянии дать исчерпывающие рекомендации на каждый конкретный случай, с которым может встретиться выпускник высшего образовательного учреждения в своей практической деятельности. В этой связи основной упор в изучении дисциплины делается на формирование у студентов умения методически верно строить служебные и межличностные отношения, правильно организовывать совместную практическую деятельность членов коллектива, творчески применять передовой опыт обучения, воспитания, самосовершенствования, оказания психологической помощи.

В результате изучения данной учебной дисциплины студент должен уметь:

– применять теоретические знания в своей профессиональной практической деятельности;

– подбирать научно-методическую литературу по определенной тематике;

– дискутировать по актуальным проблемам психологии и педагогики;

– аргументировать свою точку зрения;

– проводить анализ образовательной ситуации;

– ставить задачи по решению проблем образовательного процесса.

Цели, стоящие перед российским обществом, требуют от выпускников высших образовательных учреждений овладения конструктивными подходами и продуктивными психолого-педагогическими технологиями в выполнении практических задач. Многоплановые вопросы профессиональной деятельности руководитель не может решать без учета индивидуальных особенностей сотрудников, психологии коллектива, реальной системы социально-психологических характеристик всех сторон профессиональной деятельности. От уровня овладения теоретико-методологическими и прикладными компонентами психологии и педагогики во многом зависит не только успех в решении практических задач, но и авторитет руководителя.

Современным руководителям всех уровней необходимо владеть методами формирования коллектива, уметь анализировать межличностные отношения, возникающие в процессе общения и совместной деятельности, знать психологические особенности персонала, эффективно влиять на совершенствование работника как личности, а также понимать сущность педагогического процесса, использовать наиболее перспективные методы и технологии обучения и воспитания.

Изучение учебной дисциплины «Психология и педагогика» является необходимым условием не только высокопрофессиональной подготовки специалиста, но и гармоничного развития личности, эффективного выполнения ее функций в обществе, коллективе, семье.

Учебная дисциплина занимает важное место в общей системе подготовки студентов. Обучение базируется на глубоком усвоении различных наук, изучающих человека, прежде всего общественных дисциплин, которые преподаются в российских вузах в соответствии с Государственными образовательными стандартами.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....