Отношения матери и дочери. Прощение после разрыва
Многочисленные исследования по позволяют предположить, что на заре человечества большинство людей лучше владели левой рукой, чем правой, и лишь на поздних этапах эволюции правая рука опередила в развитии левую. Существует несколько теорий, объясняющих, почему человек стал больше пользоваться правой рукой.
Самая популярная из них, приписываемая одними Пай-Смизсу, другими Карлейлю, - « теория меча и щита». Согласно ей, древний воин держал щит в левой руке, чтобы защитить сердце, а меч - в правой, которая благодаря этому лучше развивалась. Другие ученые говорят о неравномерном распределении тяжести тела, о разнице в нагрузках на сердечно-сосудистую систему в левой и правой половинах туловища. Но большинство современных ученых связывают приоритет в развитии рук с особенностями мозга.
Около ста лет тому назад ученые установили, что полушария головного мозга несут неодинаковую нагрузку, выполняют разные функции. В левом полушарии находятся центры, управляющие способностью говорить и понимать речь, читать, писать, считать, запоминать. А правое полушарие позволяет воспринимать музыку, различать интонации, петь, узнавать голоса близких. Правому полушарию мы обязаны способностью запоминать зрительные образы, осознанно следить за изменчивой картиной происходящего. Воспоминания, дорогие сердцу, или неприятные переживания прошлых лет также воспроизводятся правым полушарием.
Обобщая, можно сказать, что левое полушарие отвечает за конкретное мышление, а правое - за чувственную сферу и абстрактное познание. Ученые, изучающие психологию творческого процесса, считают, что аналитическими способностями мы обязаны левому полушарию, а развитой интуицией и эмоциональностью - правому.
В соответствии с законами высшей нервной деятельности, правое полушарие руководит левой половиной тела, а левое полушарие - правой половиной. Следовательно, для леворуких людей ведущим является правое полушарие мозга. Но поскольку мозг функционирует как единое целое, в тесной взаимосвязи всех своих отделов, говорить можно не о механическом разделении его функций, а лишь о преобладании тех или иных тенденций.
И все-таки есть основания утверждать: люди, владеющие левой рукой лучше, чем правой, часто обладают иррациональным восприятием мира, тонкой интуицией, способностями к творчеству.
Психиатры Тамара Доброхотова и Наталия Браг исследуя удивительные психические проявления левшей, увидели в них много общего со сказочным миром, описанным Льюисом Кэрроллом, который и сам, кстати, был левшой. Такое впечатление, считают они, что левши смотрят на мир из Зазеркалья и наблюдают течение процессов во времени и пространстве в обратном, по сравнению с правшами, направлении. Вполне возможно, что вместе со свободным владением левой рукой они от рождения получают неожиданный взгляд на мир, особый ракурс видения. Например, на расшифровку дневников, оставленных Леонардо да Винчи, ученым пришлось потратить много лет: они были написаны зеркально - справа налево левой рукой. Эти дневники поражают оригинальностью суждений о пространстве и времени. Немало выдающихся людей были левшами: император Тиберий, Юлий Цезарь, Александр Македонский, Микеланджело, Наполеон, Жанна д"Арк, Чарли Чаплин, Пабло Пикассо.
Приоритетное владение левой рукой проявляется у ребенка не сразу. В каком возрасте это становится заметным? Обычно в 2-2,5 года. Окончательно предпочтение левой руки определяется к 5-6 годам. Иногда ребенок пользуется обеими руками одинаково.
Как определить, какая рука будет ведущей?
Детям младшего возраста можно предложить следующие простые тесты: попросить отвинтить крышку у бутылки, развязать узел веревки, поднять какой-нибудь предмет с пола. При этих действиях ребенок будет активнее пользоваться ведущей рукой.
Леворукость связана с наследственной системой функционирования головного мозга. И переучивать леворукого ребенка - значит серьезно менять его биологию, перекраивать стойкий стереотип психической деятельности.
С этой точки зрения любопытны данные дерматоглифических исследований. Дерматоглифика не имеет ничего общего с хиромантией. Эта наука изучает характер кожного рисунка внутренней поверхности ладоней и подошв человека. Поскольку кожа и нервная система по своему происхождению взаимосвязаны, особенности дерматоглифики можно использовать при изучении мозга.
Как же следует вести себя родителям, узнавшим, что их ребенок - левша? Некоторые психологи считают наиболее разумным развивать обе руки. Не запрещать детям активно пользоваться левой рукой, а неназойливо предлагать им совершать определенные действия также и правой рукой. Разумеется, ни в коем случае не следует говорить ребенку-левше, что он не такой, как все. Лучше подбадривать и хвалить малыша, когде он что-либо делает двумя руками. С годами, естественно, ребенок мм заметит свои особенности, но к тому времени родители научат его приспосабливаться к проблемам, возникающим в связи с тем, что все в окружающем его мире рассчитано на правшей. Обратите внимание: все инструменты, начиная с простейших (например, ножниц), телефон-автомат, бытовые приборы, турникеты в метро, рычаги управления автомобилем ориентированы на правую руку.
Надо сказать, что при начальном развитии речи леворукие малыши имеют даже преимущества перед своими праворукими сверстниками, так как речь дошкольников больше связана с эмоциями и непосредственными впечатлениями - той сферой, которая лучше развита у левшей. Лишь позже, к 8-10-летнему возрасту, у большинства детей словесно-логический центр речи занимает свое законное место в левой височной доле мозга.
Врачи и логопеды знают о феномене « зеркального письма», которое часто наблюдается у детей-левшей. К примеру, вместо « машина» они пишут « анишам». Зеркальное письмо встречается у 80% леворуких детей. Обычно это проявляется до семи лет и иногда носит временный, преходящий характер. Кроме того, при письме леворукие дети допускают характерные ошибки - путают схожие по форме буквы: вместо « с» и « е» пишут « э» или « з». Дети-левши часто путают верхнюю и нижнюю части букв, например, прописную « т» и « ш», « п» и « и». Ни в коем случае нельзя ругать за это ребенка, обучение левши - дело тонкое, требующее великого терпения. Полезно прибегать к образному изображению трудных букв: рядом с « о» рисовать воздушный шар или обруч, а рядом с « п» - перекладину. При обучении левшей помогают всевозможные наглядные пособия, картинки, поскольку этим детям свойственна образность мышления и эмоциональность восприятия.
За партой леворукий ребенок должен сидеть обязательно слева, тогда ему не будет мешать рука соседа. Правой рукой левша придерживает тетрадь, а левая свободно располагается на столе, опираясь на нижнюю часть ладони и согнутый мизинец. Тетрадь надо наклонять вправо - правый нижний угол страницы должен быть направлен в середину груди. Ребенок-левша при письме чаще всего производит движения справа налево, и самый сложный момент в обучении - научить его писать левой рукой слева направо. Школьного учителя с самого первого дня необходимо предупредить о том, что ваш ребенок - левша, это поможет предотвратить трудности в обучении.
Не забывайте все время тренировать правую руку ребенка: пусть в игре он перекладывает ею мелкие игрушки, застегивает и расстегивает пуговицы.
Во всех языках мира, как установили лингвисты, слово « левый» часто употребляется с отрицательной окраской. Вспомним русские фразеологизмы: « встал с левой ноги», « левый заработок», « написано левой рукой». За что такая несправедливость? - вправе спросить те, кому выпало родиться левшой.
« Леворукие люди, - считает профессор Тамара Доброхотова, возглавляющая группу психологических исследований в Институте нейрохирургии имени Бурденко, - испытывают подчас непреодолимые трудности, приспосабливаясь к “правому миру“. Леворукость оказывается препятствием в учебе, овладении ремеслом. Попычки изменить себя. сделать своей основной рукой правую порой приводит к трагедиям. Известен, например, такой случай: переученный летчик-левша погиб, безуспешно пытаясь достать кольцо парашюта левой рукой».
Попробуйте надеть часы на правую руку и завести их - и вы почувствуете, как нелегко живется леворукому меньшинству. Считается, что левшей в мире примерно 10%. По мнению некоторых специалистов, эта цифра значительно занижена, поскольку невозможно учесть тех из них, кого переучили. В некоторых странах уже принимаются меры, чтобы облегчить жизнь людям, лучше владеющим левой рукой. В Бразилии, например, выпускают школьные принадлежности, фотоаппараты, предметы быта в зеркальном варианте - например, штопор с обратной резьбой. А в Японии левши окружены особым уважением, они издавна почитаются как искусные, талантливые люди. В русской литературе тоже есть пример такого отношения - знаменитый Левша, подковавший блоху.
Владислав Печкин
Человек левша
Есть люди, не похожие на других. Они резко отличаются от большинства особенностями поведения, мировоззрения, отношения к происходящему вокруг – соответственно и чувствуют себя иначе, зачастую, будто пришельцы с чужой планеты. Белые вороны, готы, «ботаники» – вот лишь малая крупица представителей homo sapiens, не признающих общепринятые рамки социума. Но мой рассказ будет о категории людей, на первый взгляд ничем не выделяющихся из толпы. Единственное их отличие от окружающих – использование в ряде манипуляций непривычного для подавляющего числа населения средства. Предмет нашей сегодняшней дискуссии – левши.
- Человек левша: путешествие в прошлое
Субъекты, с легкостью держащие ложку и карандаш в левой руке, как эксперимент матери-природы существовали еще до нашей эры. Причем, отношение к левшам у разных народов было неоднозначным. К примеру, древние греки считали этих неординарных людей сверхъестественными созданиями, общение с которыми дарует удачу. В похожем ключе мыслили индийцы того времени. Древними римлянами левши ценились также очень высоко, но несколько в ином качестве: из них получались отличные наемные убийцы. Соответственно, большая часть населения относилась к необычной категории граждан с опаской.
Средневековье стало достаточно тяжелым периодом для левшей. Если помните, вездесущая инквизиция уличала в чернокнижии любого, кто хоть немного выделялся из «серой массы». В случае с левшами, зачастую в самом деле обладавшими эзотерическими способностями, приговоры, не имевшие под собой практической основы доказательств, регулярно приводились в исполнение. Немалую роль в этом сыграл тот факт, что, согласно учению церкви, левой рукой вместо правой пользовался Князь Тьмы – Сатана.
Но минула страшная эпоха, и для людей от природы леворуких наступило относительно спокойное время. По крайней мере, их больше никто не преследовал с целью уничтожить. Сейчас же левша воспринимается как человек-загадка, а вовсе не в качестве врага или урода, несмотря на нелицеприятное значение обозначающего его термина (например, английское «sinister» переводится как «мрачный», вторая суть итальянского «sinistra» - зловещий).
- Почему человек стал левшой
Разница между обычными правшами и нестандартными, с точки зрения общества, левшами предельно проста. Все дело в распределении функций между полушариями мозга. Сферу управления левого составляют логическое мышление, склонность к анализу, способность к точным наукам, грамотность. Во власти правого находятся инстинкты, тактильные ощущения, чувство прекрасного, ориентировка на гуманитарные науки, абстрактное, ассоциативное мышление. Наивысшая степень развития того или иного полушария и определяет принадлежность человека к многочисленной группе правшей либо малогабаритной категории левшей. Вывод напрашивается сам собой: субъект, чья правая рука участвует в осуществлении различных операций в качестве помощницы, но не ведущей, более эмоционален и гораздо острее чувствует окружающий мир по сравнению со своим левополушарным собратом. Такой человек выберет скорее профессию художника или актера, нежели бухгалтера либо физика.
Следом возникает вопрос: а как, собственно говоря, субъект становится левшой?
Существует несколько факторов, под воздействием которых у человека формируется леворукость. Первым является наследственность, и таких граждан на планете Земля около 10% от общего количества левшей. Второй фактор более прозаичен и носит случайный характер – это травма правой руки. Таким образом, у человека просто не остается другого выхода, как пустить ход здоровую верхнюю конечность. Еще один фактор – подражание. Может, из чистого любопытства опробовать возможность переучиться, либо по иной причине, но это вполне реально - стать левшой, задавшись такой целью. Наконец, влияние последнего фактора происходит в момент поздней беременности, когда возраст женщины приближается к 40-летнему рубежу или миновал его. В результате процесс вынашивания плода сопровождается необратимыми изменениями, отражающимися на функциях головного мозга. Таким образом, малыш вынужден перестраиваться на приоритетную работу правого полушария, и рождается левшой.
Копнув чуть глубже, можно обнаружить и генетическую причину возникновения леворукости. Оказывается, учеными выделен ген, отвечающий за специфику назначения полушарий головного мозга. Из этого следует, что в приоритетном значении левой руки у некоторой части населения с научной точки зрения нет ничего паранормального.
- Аспекты личности человека левши
По статистике количество левшей на земном шаре сейчас приблизительно 0,5 миллиарда. Это не так уж мало, если учесть, что с каждым годом в роддомах появляется все больше «нестандартных» малышей. Но как их можно заметить в повседневной суете, и легко ли самим левшам жить в нашем мире?
По утверждению педагогов, леворуких детей вычислить из массы школьников реально. Умственные способности таких учеников вызывают зависть сверстников, но это не часто определяет их как отличников или даже хорошистов. Многие дети-левши рассеяны и ленивы. Обязательность, усидчивость – не их кредо. Предпочитая математике увлекательный иностранный язык, нередко общий уровень успеваемости талантливых левшей оставляет желать лучшего. Зато в области знаний, к которой необычный ребенок испытывает непреодолимую тягу, он может добиться больших успехов.
Не зря ведь множество знаменитых людей были леворукими: великие императоры Наполеон и Юлий Цезарь, незабвенный Чарли Чаплин, гениальный Исаак Ньютон, неподражаемый Моцарт... Язык не повернется назвать личностей, внесших неоценимый вклад в развитие искусства, науки, политики «ненормальными».
Так почему же к левшам из обычных слоев населения должно возникать какое-то предубеждение? Тем более что среди них нет ни одного заурядного. Уровень IQ у взрослых личностей превосходит таковой у правшей. Кроме того, леворукие более чувствительны, обладают мощной интуицией, граничащей с ясновидением; им дано мыслить образами, дольше хранить яркие воспоминания, несколько иначе ощущать музыкальную и цветовую гамму. Но самая главная их особенность – богатство души и способность замыкаться в своем собственном мире, куда вход открыт лишь избранным.
Впрочем, у этих незаурядных личностей есть и минусы, затрудняющие контакты левшей с окружающими, делающие их неприспособленными к праворукому земному миру: это излишняя эмоциональность, психическая неуравновешенность, как следствие – вспыльчивость, непостоянство, проявляющееся в поступках и суждениях, нестандартность мышления, одних повергающая в шок, других – в дикий восторг. Но несмотря ни на что левшу нельзя переучивать, как это делали раньше. Ведь природа не совершает ошибок: то, что мы считаем грубым нарушением, изъяном – на самом деле свойство, назначение и механизм которого нам не дано до конца понять.
Левша – необыкновенный индивидуум. Возможно, человек будущего: далекого и прекрасного, когда для земного населения культом будет не материальное, а тонкая связь с космосом, из которого можно без устали черпать вдохновение для истинных шедевров, заставляющих сердце замирать от восхищения…
Узнав, что вы левша, люди начинают проявлять к вам несколько повышенный интерес, нежели к привычным представителям праворукого мира. По статистике, левши составляют примерно 20% населения планеты. До сих пор ученые не могут дать точного объяснения, почему одни люди владеют лучше правой рукой, а другие - левой.
Отмечается, что левшам жить труднее, так как все в мире рассчитано на правшей,
и потому левшам часто приходится учиться владеть и правой рукой. Именно поэтому левши чаще попадают в неприятные ситуации, а вовсе не потому, что это люди с какой-то аномалией
, как почему-то считают некоторые люди.
Как работают полушария мозга.
Если бы мы могли извлечь мозг из черепной коробки, мы бы увидели, что он состоит из двух почти одинаковых полусфер. Эти полусферы связаны мостом, состоящим из миллионов нервных волокон, - так называемым «корпус коллосум»- Этот мост позволяет полушариям мозга общаться друг с другом.
Чтобы работать в полную силу, каждое полушарие должно иметь возможность в первую очередь анализировать свой собственный вклад. Обмен информацией со вторым полушарием через этот самый мост происходит только тогда, когда большая часть процесса обработки информации уже проведена.
Так как каждое полушарие может работать самостоятельно, человек способен обрабатывать два потока информации одновременно. А затем мозг сравнивает и объединяет эту информацию, чтобы обрести более широкое и глубокое понимание изучаемого материала.
В начале 1960-х годов американский психиатр Роджер Сперри продемонстрировал, сначала на животных, чей «корпус коллосум» был поврежден, а потом и на пациентах (которым повреждали «корпус коллосум» для того, чтобы попытаться излечить их от эпилепсии), что каждое полушарие мозга приобрело в процессе эволюции специфические функции и совершенно независимо от противоположного полушария обладает своими собственными ощущениями, восприятием, идеями и мыслями.
Сперри продолжал свои эксперименты и в 1981 году получил за свои работы в этом направлении Нобелевскую премию по медицине. Его группа смогла установить еще многое относительно того, как каждое полушарие специализируется на выполнении определенных задач.
У большинства людей левое полушарие мозга занимается анализом, работает в режиме последовательности и логики и управляет языковыми функциями, приобретением академических знаний и рациональностью.
Правому же полушарию свойственны творческое мышление и интуиция, именно в нем, как правило, рождаются идеи произведений искусства и музыкальных произведений.
Функции левого полушария мозга.
- логика
- сознательное мышление
- внешнее осознание
- методы, правила
- письменная речь
- работа с числами
- рассуждения
- способности к науке
- агрессивность
- последовательность
- словесное мышление
- интеллект
- анализ
Функции правого полушария мозга.
- целостность
- интуиция
- подсознательное мышление
- внутреннее осознание
- творчество
- идеи
- трехмерные формы
- воображение
- музыка, искусство
- пассивность
- параллельность
- практическое мышление
- сенсорика
- синтез
Следует помнить, правое полушарие головного мозга управляет левой стороной тела и наоборот. То есть у левшей преобладает правое полушарие мозга, а не левое, как ошибочно принято считать.
Хотя у тех или иных людей одно полушарие может заметно превалировать над другим, это не значит, что у этих людей доминируют все функции данного полушария, потому что никто не является полностью только «правомозговым» или «левомозговым» существом.
Почему правшей больше.
Любопытную гипотезу о том, почему большинство из нас пользуется преимущественно правой рукой, выдвинул швейцарский доктор П. Ирвин. Изучая действие различных психоактивных медикаментов на энцефалограмму, Ирвин обнаружил, что у левшей, входивших в число его подопытных добровольцев, эти средства действовали на мозг сильнее, чем у правшей.
Отсюда и гипотеза Ирвина. Он предположил, что среди наших далеких предков были поровну представлены особи, предпочитавшие действовать левой или правой рукой. Человек тогда еще только начинал познавать окружающий его мир диких растений. Среди этих растений было немало ядовитых, токсины которых действуют на центральную нервную систему. Левша, съевший дозу ядовитых плодов или корней, погибал, так как его мозг больше подвержен действию нервных ядов. Правши выживали. Таким образом, наша праворукость - результат естественного отбора, действовавшего на заре истории человека, а никак не признак «нормальности».
Надо ли переучивать левшей.
Ошибочное мнение о том, что левша не совсем «нормален», иногда толкает родителей на насильственное «переделывание» ребенка-левши. Еще не так давно во многих школах детей-левшей переучивали писать правой рукой. Нужно понимать, что идти против природы, вмешиваясь в деятельность мозга, очень опасно. Это не только травмирует психику ребенка, но и может привести к следующим печальным последствиям:
- капризности;
- негативизму (восприятию окружающего мира в «мрачных тонах»);
- энурезу;
- трудностям произношения;
- нелюбви к чтению;
- заиканию;
- задержке навыков рисования, двигательной пластики.
Cтоит упомянуть, что левшами были: Тиберий, Юлий Цезарь, Александр Македонский, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Жанна Д"Арк, Наполеон, А.С. Пушкин, Лев Толстой, Ф. Шопен, Чарли Чаплин, Пабло Пикассо, Льюис Кэрролл и многие другие великие люди. Кстати, именно Левша подковал блоху!
Существуют и люди, между обоими полушариями мозга которых существует тот благодатный паритет, когда ни одно из них явно не превалирует над другим.
Но, хотя это, несомненно, большое преимущество, это не значит, что такие люди могут полностью успокоиться. Одним из побочных эффектов равновесия между полушариями является тот факт, что такой человек сильнее других может конфликтовать с определенно установленным доминированием. Иногда будет возникать конфликт между тем, что он чувствует, и тем, что думает, и этот конфликт может сказаться на его подходе к проблемам и его интерпретации информации.
Но тут есть и положительные стороны. Одно из преимуществ баланса между обоими полушариями со стоит в том, что, решая какую-либо задачу, можно одновременно и видеть картину целиком, и рассматривать ее основные детали. Например, архитектору, для того чтобы превратить идею в воспроизводимую реальность, необходим баланс между творчеством и логикой и детализированием.
Люди, чьи полушария работают сбалансированно, пользуются тем преимуществом, что благодаря огромной лабильности своего мозга обладают способностью добиваться успеха во многих областях деятельности. Если оба полушария головного мозга человека работают в унисон, мыслительный и познавательный процессы идут значительно легче и результативнее.
Как синхронизировать работу полушарий.
Для нас очень важно, чтобы полноценно работали оба полушария мозга.
И логика, и интуиция, имеют одинаковое значение для жизни человека. Однако система образования западного мира в общем и целом направлена на развитие аналитических способностей левого полушария за счет недоразвития творческих способностей правого.
Пройдите простой тест:
Сложите кисти рук в «замок». Теперь посмотрите внимательно,: пальцы какой руки у вас сверху? Вы сейчас проделали это автоматически - так, как вам удобно, привычно. А теперь сложите руки наоборот: если сверху были пальцы правой кисти, то теперь, пусть будут левой. Ощущение появившегося неудобства и дискомфорта говорит о том, что одно из полушарий несколько более развито, чем другое.
Каждая рука связана со своим полушарием мозга и служит индикатором его деятельности.
Развить функции «отстающего» полушария можно с помощью простого упражнения.
Если вы правша, старайтесь делать все повседневные дела с помощью левой руки: держите вилку, чистите зубы, расчесывайтесь и, конечно, учитесь писать. Сначала обычные действия будут даваться вам с трудом, и правая рука будет перехватывать инициативу. Но постепенно навыки улучшатся, что положительно скажется на ваших способностях в целом. Включая левую руку в работу, вы будете активизировать работу правого полушария и, соответственно, его творческие функции.
Составляют 10-17 процентов населения нашей планеты. В 1930-е годы в Великобритании насчитывалось около 3% левшей, к 1950-м годам их стало около 5%, а сейчас примерно каждый десятый англичанин - левша. В России, соответственно, их порядка 15–18 миллионов человек. Причем отечественная армия леворуких увеличивается год от года – с тех пор как народное образование оставило, наконец, непохожих в покое. Ведь вплоть до 1985 года левшей упрямо переучивали, заставляя писать и рисовать правой рукой.
Доподлинно известно следующее: среди детей праворуких родителей левши составляют примерно 2 процента, если один родитель праворук – 17 процентов, у двух левшей – 46 процентов. В мире насчитывается примерно 9–11 процентов леворуких детей, но в нашей стране – почти 25 процентов. Объясняется этот факт одним прискорбным обстоятельством: редкая российская мама рожает без проблем. Патология в родах достигает 70 процентов.
Некоторые ученые считают, что соотношение левшей и правшей во все времена оставалось примерно одинаковым. Интересно, что наскальные рисунки запечатлели людей, делающих что-либо именно правой рукой. На стенах пещер и египетских пирамид таких изображений предостаточно. Более того, сохранившиеся еще с эпохи палеолита орудия труда и изделия древних оружейников явно предназначались под правую руку.
Но есть работы, доказывающие, что в каменном веке было одинаковое количество праворуких и леворуких, а в бронзовом веке правшей стало уже две трети. Любопытно, что в животном мире в этом смысле царит равноправие. Хотя ряд исследований убедительно доказывает, что обезьяны предпочитают тянуться за кормом левой рукой, а выполнять различные манипуляции – правой. То есть старые функции управляются правым полушарием, а новые – левым. Кстати, если понаблюдать за новорожденными детьми, то можно заметить, что хватают они чаще левой рукой. Даже стопроцентные правши некоторые функции, в частности статические, выполняют левой рукой. Что-либо удерживать легче одной левой.
Повышенное количество леворуких отмечается среди близнецов. По-статистике, однояйцовый близнец человека-левши имеет 76%-ый шанс на то, чтобы быть левшой, причины этого идентифицируются как частично генетические и частично экологические. В то же время немало, увы, слабоумных левшей, алкоголиков, опрокидывающих стопку исключительно левой. «Левые» чаще подвержены несчастным случаям. У них бывают нарушения пространственного восприятия. Говорят, что время они чувствуют иначе. В то же время долго считалось, будто леворукие страдают нарушениями зрительного восприятия, так как это связано с работой правого полушария. Однако научные работы Института возрастной физиологии убеждают: это не так. А вот стратегия деятельности у леворуких другая.
Каждый раз, когда я оказываюсь в тупике и понимаю, что ничего не изменится, в голове сразу всплывают возможные причины, по которым мне не стоит от него уходить. Моих подруг это выводит из себя, потому что я только и говорю, как я несчастна, но в то же время мне не хватает смелости уйти. Я замужем 8 лет, в последние 3 года брак превратился в сплошную муку. В чем же дело?»
Этот разговор меня заинтересовал. Я задумалась, почему людям трудно уйти, даже когда они совершенно несчастны. В итоге я написала книгу на эту тему. Причина не только в том, что в нашей культуре считается важным терпеть, продолжать бороться и не сдаваться. Люди биологически запрограммированы не уходить раньше времени.
Дело в установках, оставшихся в наследство от предков. Выжить в составе племени было гораздо легче, поэтому древние люди, боясь непоправимых ошибок, не решались на самостоятельную жизнь.
Неосознанные механизмы мышления продолжают работать и влиять на решения, которые мы принимаем. Именно они заводят нас в тупик. Как из него выбраться? Первым дело необходимо разобраться, какие подсознательные процессы парализуют способность к действию.
МЫ БОИМСЯ ПОТЕРЯТЬ СВОИ «ВЛОЖЕНИЯ»
Научное название этого явления – ошибка безвозвратных затрат. Разум боится потерять время, силы, деньги, которые мы уже потратили. Такая позиция кажется взвешенной, разумной и ответственной – разве не должен взрослый человек серьезно относиться к своим вложениям?
На самом деле это не так. Все, что вы потратили, уже ушло, и назад вы «вложения» не вернете. Эта ошибка мышления не дает вам сдвинуться с места – «Я уже потратил(а) на этот брак десять лет жизни, если я сейчас уйду, все это время пропадет впустую!» – и не дает вам задуматься о том, чего мы сможем добиться через год, два или пять, если все-таки решимся уйти.
МЫ ОБМАНЫВАЕМ СЕБЯ, ВИДЯ ТЕНДЕНЦИИ К УЛУЧШЕНИЮ ТАМ, ГДЕ ИХ НЕТ
За это можно «поблагодарить» две особенности мозга – тенденцию рассматривать «почти выигрыш» как настоящий выигрыш и подверженность прерывистому подкреплению. Эти свойства – результат эволюции.
«Почти выигрыш», как показывают исследования, способствует развитию зависимости от казино и азартных игр. Если на игровом автомате выпало 3 одинаковых символа из 4, это никак не повышает вероятность того, что в следующий раз одинаковыми окажутся все 4, но мозг уверен, что еще чуть-чуть и джек-пот будет наш. Мозг реагирует на «почти выигрыш» точно так же, как на настоящий выигрыш.
Вдобавок к этому мозг восприимчив к так называемому прерывистому подкреплению. В одном из экспериментов американский психолог Беррес Скиннер посадил трех голодных крыс в клетки с рычагами. В первой клетке каждое нажатие на рычаг давало крысе пищу. Как только крыса это поняла, она занялась другими делами и забыла о рычаге, пока не проголодалась.
Если действия дают результат лишь иногда, это пробуждает особое упорство и придает неоправданный оптимизм
Во второй клетке нажатие на рычаг ничего не давало, и когда крыса это усвоила, сразу забыла о рычаге. А вот в третьей клетке крыса, нажимая на рычаг, иногда получала пищу, а иногда – нет. Это называется прерывистым подкреплением. В результате животное буквально помешалось, нажимая на рычаг.
Прерывистое подкрепление так же действует и на человеческий мозг. Если действия дают результат лишь иногда, это пробуждает особое упорство и придает неоправданный оптимизм. Весьма вероятно, что мозг возьмет отдельный случай, преувеличит его значимость и убедит нас, что это – часть общей тенденции.
Например, супруг один раз поступил так, как вы просили, и тут же сомнения улетучиваются и мозг буквально кричит: «Все будет хорошо! Он исправился». Потом партнер берется за старое, и мы снова думаем, что счастливой семьи не будет, затем ни с того ни с сего он вдруг становится любящим и заботливым, и мы снова думаем: «Да! Все получится! Любовь побеждает все!»
МЫ БОИМСЯ ПОТЕРЯТЬ СТАРОЕ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ХОТИМ ПОЛУЧИТЬ НОВОЕ
Мы все так устроены. Психолог Даниел Канеман получил Нобелевскую премию по экономике, доказав, что люди принимают рискованные решения, руководствуясь в первую очередь стремлением избежать потерь. Может, вы считаете себя отчаянным сорвиголовой, но научные данные говорят о другом.
Оценивая возможную выгоду, мы готовы почти на все, чтобы избежать гарантированных потерь. Установка «не потерять то, что имеешь» превалирует, поскольку глубоко внутри все мы очень консервативны. И даже когда мы глубоко несчастны, наверняка есть что-то, что мы очень не хотим потерять, особенно если не представляем, что нас ждет в будущем.
И что же в итоге? Думая о том, что можем потерять, мы словно надеваем себе на ноги кандалы с 50-килограммовыми гирями. Иногда мы сами становимся препятствием, которое нужно преодолеть, чтобы что-то изменить в жизни.