Руки в позе наполеона. Консультации для родителей «Леворукий ребёнок
ТЕСТ:
1. Сплетая пальцы нежных рук
Когда человек переплетает пальцы, обратите внимание, какой из них оказался сверху. Левый свидетельствует об эмоциональности, правый говорит об аналитическом складе ума.
2. Вижу цель
Хотите узнать, можно ли пойти с другом в разведку? Отведите его в тир и понаблюдайте, как он целится. Чтобы прицелиться, нужно прищурить ведущий глаз, тогда мишень правильно сместится относительно мушки.
Левый ведущий глаз говорит о мягкости, уступчивости и нерешительности, если зажмурен правый глаз – в характере преобладают твердость и настойчивость.
3. Поза Наполеона
Если при скрещивании рук на груди сверху оказывается левая рука, в характере вашего визави преобладает лукавство, правая говорит о склонности к простодушию.
4. Аплодисменты, аплодисменты
Обращали вы когда-нибудь внимание как ваши друзья и знакомые аплодируют? Даже один хлопок в ладоши может существенно дополнить их образ.
Если человеку удобнее хлопать правой рукой по левой, можно говорить о его решительности и напоре. Если наоборот – о скромности и застенчивости.
В ответах на условия теста правая сторона условно обозначается как «П», левая – как «Л».
Каждый отдельно взятый тест может помочь определить лишь нюансы некоторых проявлений человека. Их сочетание позволяет узнать гораздо больше и выделить целых 16 типов характера.
ПППП – консерватор, вечно живущий с оглядкой на общественное мнение. С одной стороны, с ним сложно ладить. Но в таком характере есть и свои положительные качества – люди подобного склада не любят конфликтовать и ссориться.
ПППЛ – он везде будет «белой вороной». Левые его уличат в приверженности к правым взглядам, правые обвинят в левизне. А все из-за нерешительности характера.
ППЛП – вы имеете дело с артистической натурой, склонной к авантюризму. Не удивляйтесь, если ночью придется идти с этим человеком на кладбище искать сокровища. Но будьте готовы к тому, что как только найдется более преданный «соратник по партии», вас оставят в тени невнимания. Очень контактный тип личности, чаще встречается среди женщин.
ПЛПП – при аналитическом складе ума потрясающая мягкость характера, понимание и всепрощение. Но не надейтесь найти расположение быстро. Такие люди очень осторожны, медленно привыкают ко всему новому, их предупредительность в отношениях можно даже поначалу принять за некоторую холодность.
ППЛЛ – редкий тип характера. Про таких говорят – «семь пятниц на неделе». Сегодня он порхает, цитируя Бальмонта, завтра тоном сержанта отчитывает подчиненных за опоздание, а через неделю, услышав по телефону хорошо знакомый голос, спрашивает: «Кто говорит?» Спасти отношения поможет любовь к новизне.
ПЛПЛ – слабый, беззащитный цветок. Гнется туда, куда подует ветер. Самая правильная позиция в отношениях с таким человеком – стать представителем Гринписа.
ЛППП – эмоциональность и отсутствие настойчивости в отстаивании своих интересов в целом дает достаточно уживчивый тип характера. Артистичный приспособленец – в хорошем смысле этого слова. И это вовсе не потому, что у него нет собственной точки зрения. Просто ему очень хорошо с друзьями.
ЛППЛ – смотрит на мир по-детски широко раскрытыми глазами. Все отмечают мягкость и наивность этого человека – «он как будто из другого мира». Но не стоит обманываться, это вовсе не мягкотелый неудачник. Все будет хорошо до тех пор, пока вы находите расположение царственной особы.
ЛЛПП – дружелюбие и простота с непременным разгильдяйством. Вы когда-нибудь были в гостях у милейшего человека, в доме которого фарфоровые статуэтки на книжной полке непринужденно соседствуют с забытыми там же носками? Пару раз в год, правда, у таких людей случаются периоды самоанализа, и тогда для уборки приглашается домработница.
ЛЛЛП – энергичный, решительный и целеустремленный человек. Правда, порой его наспех принятые решения могут провалить даже самую подготовленную операцию. Хорошо, если рядом будет находиться тот, кто вовремя может сказать: «Притормози».
ЛЛЛЛ – «Я центр Вселенной». Это не произносится, но и так все понятно. Упрямство и эгоизм этих людей может довести до белого каления. Но все же, они потрясающе обаятельны. Способность взглянуть на мир по-новому, экстравагантно решить наболевшие проблемы прощает им многое.
ЛПЛП – самый сильный тип характера. Переубеждать таких людей все равно, что бросаться под танк с последней гранатой. Но у них на это есть все основания. Они действительно очень редко ошибаются.
ЛПЛЛ – та же настойчивость в достижении поставленных целей. Вот только цели не всегда бывают выбраны правильно. Мешает постоянное «самокопание» и самоконтроль. Желание этого человека говорить только о себе любимом наводит на мысль об обете молчания. Положение может скрасить наличие благодарных слушателей
ПЛЛП – «Мягко стелет, да жестко спать». Такие люди умело конфликтуют, даже не обидно. Оставляют своих оппонентов в полной уверенности, что они сами во всем виноваты. Зато, когда конфликт исчерпан, в качестве вознаграждения вас возьмут в путешествие или позовут в ресторан.
ПЛЛЛ – рабочая лошадка с замашками породистого скакуна. Все взвалить на себя – любимое развлечение этих людей. Но это вовсе не потому, что они любят работать. Просто они уверены, что лучше со сложной задачей все равно никто не справится. Мягкие и приятные в общении они превращаются в «кремень», когда речь идет о делах.
Тест, который позволит вам лучше узнать себя, выявить вашу принадлежность к художникам или мыслителям.
А. Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец левой руки (Л) или правой (П)? Запишите результат.
Б. Сделайте в листе бумаги небольшое отверстие и посмотрите сквозь него двумя глазами на какой-либо предмет. Поочередно закрывайте то один, то другой глаз. Предмет смещается, если вы закрываете правый глаз или левый?
В. Станьте в "позу Наполеона", скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверху?
Г. Попробуйте изобразить "бурные аплодисменты". Какая ладонь сверху?
Ваши результаты:
ПППП - обладатель такой характеристики консервативен, предпочитает общепринятые формы поведения.
ПППЛ - темперамент слабый, преобладает нерешительность.
ППЛЛ - характер близок к предыдущему типу, но более мягок, контактен, медленнее привыкает к новой обстановке. Встречается довольно редко.
ПЛПП - аналитический склад ума, основная черта - мягкость, осторожность. Избегает конфликта, терпим и расчетлив, в отношениях предпочитает дистанцию.
ПЛПЛ - слабый тип, встречается только среди женщин. Характерны подверженность различным влияниям, беззащитность, но вместе с тем способность идти на конфликт.
ПЛЛП - артистизм, некоторое непостоянство, склонность к новым впечатлениям. В общении смел, умеет избегать конфликтов и переключаться на новый тип поведения. Среди женщин встречается примерно вдвое чаще, чем среди мужчин.
ПЛЛЛ - а этот тип, наоборот, более характерен для мужчин. Отличается независимостью, непостоянством и аналитическим складом ума.
ЛППП - один из наиболее распространенных типов. Он эмоционален, легко контактирует практически со всеми. Однако недостаточно настойчив, подвержен чужому влиянию.
ЛППЛ - похож на предыдущий тип, но еще менее настойчив, мягок и наивен. Требует особо бережного отношения к себе.
ЛПЛП - это самый сильный тип характера. Настойчив, энергичен, трудно поддается убеждению. Несколько консервативен из-за того, что нередко пренебрегает чужим мнением.
ЛПЛЛ - характер сильный, но ненавязчивый. Внутренняя агрессивность прикрыта внешней мягкостью. Способен к быстрому взаимодействию, но взаимопонимание при этом отстает.
ЛЛПП - характерны дружелюбие, простота, некоторая разбросанность интересов.
ЛЛПЛ - простодушие, мягкость, доверчивость - вот его основные черты. Очень редкий тип, у мужчин практически не встречается.
ЛЛЛП - эмоциональность в сочетании с решительностью приводит к непродуманным поступкам. Энергичен.
ЛЛЛЛ - обладает способностью по-новому взглянуть на вещи. Ярко выраженная эмоциональность сочетается с индивидуализмом, упорством и некоторой замкнутостью.
Сочетание ЛЛЛЛ соответствует художественному типу, а ПППП присуще мыслителям.
ЛПЛП
LYNXjust the same.............
Психологический практикум. Предлагаю вашему вниманию
результат.
Б. Сделайте в листе бумаги
или левый?
рука оказалась сверху?
Какая ладонь сверху?
Ваши результаты:
нерешительность.
чувство юмора.
ППЛЛ - характер близок к
с тем способность идти на
конфликт.
ПЛЛЛ - а этот тип,
складом ума.
ЛППП - один из наиболее
ЛППЛ - похож на предыдущий
ЛПЛП - это самый сильный
мнением.
- вот его основные черты.
Очень редкий тип, у мужчин
поступкам. Энергичен.
и некоторой замкнутостью.
а ПППП присуще мыслителям.Психологический практикум. Предлагаю вашему вниманию
тест, который позволит вам лучше
узнать себя, выявить вашу принадлежность
к художникам или мыслителям.
А. Переплетите пальцы рук. Сверху
оказался большой палец левой руки
(Л) или правой (П)? Запишите
результат.
Б. Сделайте в листе бумаги
небольшое отверстие и посмотрите сквозь
него двумя глазами на какой-либо
предмет. Поочередно закрывайте то один,
то другой глаз. Предмет смещается,
если вы закрываете правый глаз
или левый?
В. Станьте в "позу Наполеона",
скрестив руки на груди. Какая
рука оказалась сверху?
Г. Попробуйте изобразить "бурные аплодисменты".
Какая ладонь сверху?
Ваши результаты:
ПППП - обладатель такой характеристики
консервативен, предпочитает общепринятые формы поведения.
ПППЛ - темперамент слабый, преобладает
нерешительность.
ППЛП - характер сильный, энергичный,
артистический. При общении с таким
человеком не помешают решительность и
чувство юмора.
ППЛЛ - характер близок к
предыдущему типу, но более мягок,
контактен, медленнее привыкает к новой
обстановке. Встречается довольно редко.
ПЛПП - аналитический склад ума,
основная черта - мягкость, осторожность.
Избегает конфликта, терпим и расчетлив,
в отношениях предпочитает дистанцию.
ПЛПЛ - слабый тип, встречается
только среди женщин. Характерны подверженность
различным влияниям, беззащитность, но вместе
с тем способность идти на
конфликт.
ПЛЛП - артистизм, некоторое непостоянство,
склонность к новым впечатлениям. В
общении смел, умеет избегать конфликтов
и переключаться на новый тип
поведения. Среди женщин встречается примерно
вдвое чаще, чем среди мужчин.
ПЛЛЛ - а этот тип,
наоборот, более характерен для мужчин.
Отличается независимостью, непостоянством и аналитическим
складом ума.
ЛППП - один из наиболее
распространенных типов. Он эмоционален, легко
контактирует практически со всеми. Однако
недостаточно настойчив, подвержен чужому влиянию.
ЛППЛ - похож на предыдущий
тип, но еще менее настойчив,
мягок и наивен. Требует особо
бережного отношения к себе.
ЛПЛП - это самый сильный
тип характера. Настойчив, энергичен, трудно
поддается убеждению. Несколько консервативен из-за
того, что нередко пренебрегает чужим
мнением.
ЛПЛЛ - характер сильный, но
ненавязчивый. Внутренняя агрессивность прикрыта внешней
мягкостью. Способен к быстрому взаимодействию,
но взаимопонимание при этом отстает.
ЛЛПП - характерны дружелюбие, простота,
некоторая разбросанность интересов.
ЛЛПЛ - простодушие, мягкость, доверчивость
- вот его основные черты.
Очень редкий тип, у мужчин
практически не встречается.
ЛЛЛП - эмоциональность в сочетании
с решительностью приводит к непродуманным
поступкам. Энергичен.
ЛЛЛЛ - обладает способностью по-новому
взглянуть на вещи. Ярко выраженная
эмоциональность сочетается с индивидуализмом, упорством
и некоторой замкнутостью.
Сочетание ЛЛЛЛ соответствует художественному типу,
а ПППП присуще мыслителям.ППЛЛ... не думала - не думала... =)))
ЛППП - один из наиболее
распространенных типов. Он эмоционален, легко
контактирует практически со всеми. Однако
недостаточно настойчив, подвержен чужому влиянию.
сабж...Для расшифровки приведу цитату:
"ЛПЛП - это самый сильный тип характера. Настойчив, энергичен, трудно поддается убеждению. Несколько консервативен из-за того, что нередко пренебрегает чужим мнением. "хм.. а чего у всех полно Л???? ась?? у мну усе наоборот!!!
ППЛП - характер сильный, энергичный, артистический. При общении с таким человеком не помешают решительность и чувство юмора.ЛЛЛП Вроде вышло...
ПЛПП - аналитический склад ума, основная черта - мягкость, осторожность. Избегает конфликта, терпим и расчетлив,
в отношениях предпочитает дистанцию.Психологический практикум. Предлагаю вашему вниманию
тест, который позволит вам лучше
узнать себя, выявить вашу принадлежность
к художникам или мыслителям.
А. Переплетите пальцы рук. Сверху
оказался большой палец левой руки
(Л) или правой (П)? Запишите
результат.
Б. Сделайте в листе бумаги
небольшое отверстие и посмотрите сквозь
него двумя глазами на какой-либо
предмет. Поочередно закрывайте то один,
то другой глаз. Предмет смещается,
если вы закрываете правый глаз
или левый?
В. Станьте в "позу Наполеона",
скрестив руки на груди. Какая
рука оказалась сверху?
Г. Попробуйте изобразить "бурные аплодисменты".
Какая ладонь сверху?
Ваши результаты:
ПППП - обладатель такой характеристики
консервативен, предпочитает общепринятые формы поведения.
ПППЛ - темперамент слабый, преобладает
нерешительность.
ППЛП - характер сильный, энергичный,
артистический. При общении с таким
человеком не помешают решительность и
чувство юмора.
ППЛЛ - характер близок к
предыдущему типу, но более мягок,
контактен, медленнее привыкает к новой
обстановке. Встречается довольно редко.
ПЛПП - аналитический склад ума,
основная черта - мягкость, осторожность.
Избегает конфликта, терпим и расчетлив,
в отношениях предпочитает дистанцию.
ПЛПЛ - слабый тип, встречается
только среди женщин. Характерны подверженность
различным влияниям, беззащитность, но вместе
с тем способность идти на
конфликт.
ПЛЛП - артистизм, некоторое непостоянство,
склонность к новым впечатлениям. В
общении смел, умеет избегать конфликтов
и переключаться на новый тип
поведения. Среди женщин встречается примерно
вдвое чаще, чем среди мужчин.
ПЛЛЛ - а этот тип,
наоборот, более характерен для мужчин.
Отличается независимостью, непостоянством и аналитическим
складом ума.
ЛППП - один из наиболее
распространенных типов. Он эмоционален, легко
контактирует практически со всеми. Однако
недостаточно настойчив, подвержен чужому влиянию.
ЛППЛ - похож на предыдущий
тип, но еще менее настойчив,
мягок и наивен. Требует особо
бережного отношения к себе.
ЛПЛП - это самый сильный
тип характера. Настойчив, энергичен, трудно
поддается убеждению. Несколько консервативен из-за
того, что нередко пренебрегает чужим
мнением.
ЛПЛЛ - характер сильный, но
ненавязчивый. Внутренняя агрессивность прикрыта внешней
мягкостью. Способен к быстрому взаимодействию,
но взаимопонимание при этом отстает.
ЛЛПП - характерны дружелюбие, простота,
некоторая разбросанность интересов.
ЛЛПЛ - простодушие, мягкость, доверчивость
- вот его основные черты.
Очень редкий тип, у мужчин
практически не встречается.
ЛЛЛП - эмоциональность в сочетании
с решительностью приводит к непродуманным
поступкам. Энергичен.
ЛЛЛЛ - обладает способностью по-новому
взглянуть на вещи. Ярко выраженная
эмоциональность сочетается с индивидуализмом, упорством
и некоторой замкнутостью.
Сочетание ЛЛЛЛ соответствует художественному типу,
а ПППП присуще мыслителям.
Инструкция: «Скрестите руки на груди. Ведущая рука определяется по пальцам, расположенным сверху плеча».
4. Упражнение «Переплетение пальцев».
Инструкция: «Поставьте локти на стол, соедините ладони. По команде сплетите пальцы. Ведущая рука определяется по большому пальцу, оказавшемуся сверху, закрывающему другой».
5. Упражнение «Поднимите упавшую ручку».
Инструкция: «По команде уроните ручку на пол, а затем поднимите ее. Ведущая рука - это рука, в которой вы держите поднятую ручку».
56 Раздел 1. Взаимодействие психики и физического тела
Упражнение -«Динамометрия».
Инструкция 1: «Возьмите динамометр и поочередно правой и левой рукой выжмите наибольшее усилие. Ведущая рука определяется по лучшему результату».
Инструкция 2: «Возьмите динамометр сначала правой рукой, выжмите усилие, а затем "/ 2 от данного усилия. Аналогичную процедуру выполните левой рукой. Ведущая рука определяется по меньшему отклонению от идеального У 2 усилия. Например, вы правой рукой показали 32, а У 2 усилия - 22: ошибка составила (+5). А левой рукой - 30 и 13: ошибка - (-2). Следовательно, по точности воспроизведения заданного усилия ведущей является левая рука».
Упражнение «Рисунок».
Инструкция: «Возьмите в каждую руку по ручке (карандашу). По команде одновременно рисуете правой рукой квадрат, левой - круг. Под фигурами проведите черту и по команде рисуете левой рукой круг, а правой - квадрат. Сравните фигуры, нарисованные правой и левой рукой. Более точные рисунки выполнила ведущая рука. Если точность рисования примерно одинакова, то доминирования не выявлено и по точности движений вы являетесь амбидекстром».
Упражнение «Поймать мяч».
И прукция: «Встаньте в парах на расстоянии 3-5 шагов друг напро-" з друга. По команде один бросает теннисный мяч партнеру, тот его „о 1жен поймать одной рукой. Поменяйтесь. Та рука, которой вы пой-м и мяч, является ведущей».
. Упражнение «Бросок».
инструкция: «Перед собой вы видите мишень. Каждый выполнит по два броска правой и левой рукой, стараясь попасть этим шариком из пластилина, стоя на линии, расположенной на расстоянии двух метров от мишени. Ведущая рука определяется по более точному попаданию».
Упражнения для определения ведущей ноги
Упражнение «Самооценка».
Инструкция: «Представьте, что к вам катится мяч; какой ногой вы бы его отбили? Эта нога является ведущей (маховой)».
Упражнение «Нога на ногу».
Инструкция: «Сядьте удобно. По команде примите положение сидя, нога на ногу. Нога сверху - ведущая».
Тема 3. Психомоторные и функциональные асимметрии 57
58 Раздел 1. Взаимодействие психики и физического тела _______________
Упражнение «Шаг вперед».
Инструкция: «Задание выполняется из и. п. стоя. По команде - подъем на носки, и затем перенесите вес тела вперед, делая шаг. Нога, которой вы сделали шаг, является ведущей.
4. Упражнение «Ступенька».
Инструкция: «Задание выполняется у лестницы. По команде поднимитесь на несколько ступенек вверх. Нога, с которой вы начинали движение, является ведущей (маховой)».
Упражнение «Длина шага».
Инструкция: «Задание выполняет одновременно несколько человек. Стоя у линии на полу по команде выполните шаг вперед правой ногой. Ваши партнеры определяют длину шага от линии до пяток по сантиметровой ленте (как в прыжках в длину). Теперь то же левой. Ведущая нога определяется по лучшему результату».
3. Упражнение «Поза Наполеона».
Инструкция: «Скрестите руки на груди. Ведущая рука определяется по пальцам, расположенным сверху плеча».
4. Упражнение «Переплетение пальцев».
Инструкция: «Поставьте локти на стол, соедините ладони. По коман-де сплетите пальцы. Ведущая рука определяется по большому пальцу, оказавшемуся сверху, закрывающему другой».
5. Упражнение «Поднимите упавшую ручку».
Инструкция: «По команде уроните ручку на пол, а затем поднимите ее. Ведущая рука - это рука, в которой вы держите поднятую ручку».
56 Раздел 1. Взаимодействие психики и физического тела
6. Упражнение -«Динамометрия».
Инструкция 1: «Возьмите динамометр и поочередно правой и левой рукой выжмите наибольшее усилие. Ведущая рука определяется по лучшему результату».
Инструкция 2: «Возьмите динамометр сначала правой рукой, выжми-те усилие, а затем "/ 2 от данного усилия. Аналогичную процедуру вы-полните левой рукой. Ведущая рука определяется по меньшему от-клонению от идеального У 2 усилия. Например, вы правой рукой по-казали 32, а У 2 усилия - 22: ошибка составила (+5). А левой рукой - 30 и 13: ошибка - (-2). Следовательно, по точности воспроизведения заданного усилия ведущей является левая рука».
7. Упражнение «Рисунок».
Инструкция: «Возьмите в каждую руку по ручке (карандашу). По ко-манде одновременно рисуете правой рукой квадрат, левой - круг. Под фигурами проведите черту и по команде рисуете левой рукой круг, а правой - квадрат. Сравните фигуры, нарисованные правой и левой рукой. Более точные рисунки выполнила ведущая рука. Если точность рисования примерно одинакова, то доминирования не выявлено и по точности движений вы являетесь амбидекстром».
8. Упражнение «Поймать мяч».
И прукция: «Встаньте в парах на расстоянии 3-5 шагов друг напро-" з друга. По команде один бросает теннисный мяч партнеру, тот его „о 1жен поймать одной рукой. Поменяйтесь. Та рука, которой вы пой-м и мяч, является ведущей».
. Упражнение «Бросок».
инструкция: «Перед собой вы видите мишень. Каждый выполнит по два броска правой и левой рукой, стараясь попасть этим шариком из пластилина, стоя на линии, расположенной на расстоянии двух мет-ров от мишени. Ведущая рука определяется по более точному попада-нию».
Упражнения для определения ведущей ноги
1. Упражнение «Самооценка».
Инструкция: «Представьте, что к вам катится мяч; какой ногой вы бы его отбили? Эта нога является ведущей (маховой)».
2. Упражнение «Нога на ногу».
Инструкция: «Сядьте удобно. По команде примите положение сидя, нога на ногу. Нога сверху - ведущая».
Тема 3. Психомоторные и функциональные асимметрии 57
58 Раздел 1. Взаимодействие психики и физического тела
3. Упражнение «Шаг вперед».
Инструкция: «Задание выполняется из и. п. стоя. По команде - подъ-ем на носки, и затем перенесите вес тела вперед, делая шаг. Нога, кото-рой вы сделали шаг, является ведущей.
4. Упражнение «Ступенька».
Инструкция: «Задание выполняется у лестницы. По команде подни-митесь на несколько ступенек вверх. Нога, с которой вы начинали дви-жение, является ведущей (маховой)».
5. Упражнение «Длина шага».
Инструкция: «Задание выполняет одновременно несколько человек. Стоя у линии на полу по команде выполните шаг вперед правой ногой. Ваши партнеры определяют длину шага от линии до пяток по санти-метровой ленте (как в прыжках в длину). Теперь то же левой. Веду-щая нога определяется по лучшему результату».
6. Упражнение «Прыжок в длину толчком одной ноги».
Инструкция: «Вам следует, не наступая на линию, выполнись пры-жок в длину толчком одной ноги. Партнер измеряет длину прыжка по сантиметровой шкале. Для каждой ноги дается по две попытки. Веду-щая нога определяется по меньшему среднему значению».
7. Упражнение «Проба на равновесие».
Инструкция: «Задание выполняется поочередно в парах. Один при-нимает и. п. стоя руки вперед с закрытыми глазами. По команде следу-ет поднять правую ногу вперед и сохранить это положение как можно дольше. Отсчет времени ведется мною вслух. Партнер фиксирует вре-мя (с) по постановке ноги на пол. Наименьшее время удержание опре-деляет ведущую ногу».
8. Упражнение «Удар по мячу».
Инструкция: «Представьте себя футболистом. Перед вами ворота, вы бьете пенальти... разбегаетесь, удар! Какой ногой вы ударили по мя-чу? - она ведущая при ударе ногой».
Задание 2. Исследование сенсорных асимметрий спортсменов
Вводные замечания. Сенсорные асимметрии характерны для парных дистантных органов чувств человека - глаз и ушей. При этом само-оценка ведущего глаза и уха часто не совпадает с данными специаль-ного обследования. Следует также учитывать, что сенсорная асиммет-
Тема 3. Психомоторные и функциональные асимметрии 59
рия по зрению (ведущий глаз) является более значимой, чем асим-метрия по слуху, - особенно для обучения стрелков и спортсменов в различных видах единоборств с ациклическим характером двигатель-ной деятельности и необходимостью постоянной концентрации вни-мания на точности выполняемых двигательных действий (гимнасти-ка, акробатика, прыжки в воду, бокс, фехтование и др.). Ниже предла-гаются простые приемы для определения ведущего глаза и уха.
Упражнения для определения ведущего глаза и уха
1. Упражнение «Самооценка».
Инструкция: «Как вы считаете, какой глаз у вас ведущий?»
2. «Проба на зрение» (у врача-окулиста).
Инструкция: «Каждый знает, какое у него зрение. Если различий нет, то доминирования глаза по остроте зрения не выявлено. Если один глаз видит лучше другого, он является ведущим по данному показате-лю. Например, острота зрения правого глаза - 1,0; левого - 0,8; значит, ведущий глаз - правый».
3. Упражнение «Прицельная способность глаза».
Инструкция: «Возьмите в руку ручку или карандаш и совместите ее (его) с любой вертикальной линией, например, с краем доски, окон-ной рамы. Поочередно закройте глаза. Отметьте, с правым или левым закрытым глазом ручка не отклонилась от линии совмещения или от-клонилась в меньшей мере. Этот глаз является ведущим».
4. Упражнение «Подмигивание».
Инструкция: «Упражнение выполняется в парах. Развернитесь лицом друг к другу и по команде подмигните партнеру. Вы подмигнули веду-щим глазом».
60 Раздел 1. Взаимодействие психики и физического тела
5. Упражнение -«Телефонный разговор».
Инструкция: «Перед вами телефонный аппарат, он звонит. Ответьте абоненту, - к какому уху вы приставили снятую с аппарата телефон-ную трубку? Попробуйте еще раз, каким ухом вам удобнее слушать?»
Задание 3. Исследование психических
асимметрий
Методики определения доминирования правого/левого полушария
1. Метод самооценки.
Инструкция: «Как вы считаете, какое полушарие у вас ведущее? Если сложно, подумайте, какие предметы в школе вам легче давались: мате-матика, физика или литература, история? Если точные науки, то ве-дущее - правое полушарие. Если затрудняетесь с ответом, значит яв-ного доминирования нет и, скорее, вы относитесь к смешанному типу».
2. Задача Арнхейма.
Инструкция: «Представим, что сейчас 3 часа 40 минут. Сколько вре-мени будет через 40 минут? Если вы оперировали цифрами, значит, ведущим является левое полушарие. Если представляли стрелки или электронные часы, то - правое».
3. Исследование способов запоминания номера телефона.
Инструкция: «Представим, что вы не можете записать номер телефона. Как вы его запоминаете? Если ищете какую-нибудь закономерность в расположении цифр или ассоциацию (например, номер дома - дата рождения и т. п.), то ведущим является левое полушарие, а если пред-ставляете, как вы записываете (зрительный образ) или последователь-ность набора - то правое полушарие».
4. «Цифры и фигуры».
Инструкция: «Закройте глаза. Сейчас я покажу вам плакат, на кото-ром что-то изображено. По команде вы открываете глаза, через секун-ду я плакат убираю, а вы воспроизводите на бумаге первое, что вам бросилось в глаза, на что вы обратили внимание. Ведущим является левое полушарие, если вы записали цифру или цифры, и правое - ес-ли сначала обратили внимание на фигуры».
5. «Старуха и молодая женщина».
Инструкция: «Сейчас я покажу так называемое двойственное изобра-жение. На картинке вы можете увидеть или молодую женщину, или пожилую. Отметьте, что вы увидели сначала. Внимание!.. Если вы сра-зу увидели молодую даму, значит, в этот момент у вас более активно сработало правое полушарие, если старуху - то левое». В зависимо-
Тема 3. Психомоторные и функциональные асимметрии 61
сти от размера изображения следует показать его или сразу всем од-новременно, или каждой паре испытуемых по отдельности.
6. Тест на полушарное доминирование (Н. М. Тимченко). Инструкция: «Отвечаете на вопросы, используя ответ либо "да", либо "нет"».
Иногда я люблю помечтать.
Я скорее сам стремлюсь разобраться в ситуации, чем доверяюсь мнению другого.
Меня очень волнует и вдохновляет пребывание на природе.
Я скорее обдумываю свои поступки, чем действую импульсивно.
Я больше люблю грустную музыку, чем веселую.
Я лучше, чем большинство людей, предвижу последствия собст-венных решений.
У меня выразительная мимика.
Я часто и подолгу сомневаюсь в чем-либо.
Иногда я чувствую себя артистом.
Как правило, я довожу дело до конца.
У меня более выражены склонности к конкретным наукам, чем к абстрактным.
У меня плавная, спокойная речь.
Я предпочитаю яркую оригинальную одежду.
Я люблю спокойно поразмышлять о чем-либо.
Я очень люблю посидеть у телевизора (больше, чем другие люди).
Я очень тщательно выбираю своих знакомых, приятелей, друзей.
Я могу довольно долго и эффективно работать в условиях шума.
Самокритика - мое правило.
Меня считают открытым и непосредственным человеком.
Опаздывать - не в моих привычках.
Обработка данных опыта по тесту Тимченко
Подсчитать количество ответов «да» на четные и нечетные вопро-сы. Если сумма баллов НЕЧЕТ > ЧЕТ, то более активно правое по-лушарие, а если ЧЕТ > НЕЧЕТ, то более активно левое полушарие. Это предварительный вывод.
62 Раздел 1. Взаимодействие психики и физического тела
ние левого полушария; 8-12 баллов - смешанный тип; 13-20 бал-лов - доминирование правого полушария.
Завершение работы. Студенты составляют итоговый протокол опы-тов по трем заданиям и анализируют данные свои и партнера, учиты-вая, что выраженная асимметрия - это явное преобладание правой или левой конечности, глаза, уха и полушария мозга. Для получения более точной информации о функциональной асимметрии головного мозга необходимы специальные аппаратурные исследования (ЭМГ, ЭЭГ). В совместном обсуждении студенты формулируют критерии ведущей руки/ноги, глаза и полушария головного мозга, а также обсуж-дают роль профиля Ф AM для успешности в различных видах спорта.
Раздел 2
Психология личности спортсмена и тренера
Тема 1. Изучение интеллектуальных
свойств занимающихся спортом
Пояснения к теме. В спортивной деятельности человек познает мир прежде всего посредством двигательных восприятий и разнообраз-ных двигательных действий, складывающихся из простых и сложных движений, психомышечных ощущений и психоэнергетических состоя-ний организма, различных спортивных чувств, психомоторных и идео-моторных форм интеллектуальной деятельности, т. е. мышления в дви-жении. У некоторых людей, далеких от спорта, еще бытуют представ-ления о том, что спортсмены интеллектуально не вполне развитые люди, действуют согласно русской поговорке «сила есть - ума не надо». Это ходячее бытовое представление о спортсменах не соответствует дей-ствительности, ибо не только шахматы, но и любой другой вид спорта требует от спортсменов высокого интеллектуально-волевого напря-жения, формирует и развивает мышление спортсменов по-своему, т. е. в соответствии со своейспецификой тактико-технических действий. Реальная жизнь человека в спорте доказывает тот факт, что физиче-ские упражнения, тренировочные нагрузки, соревнования (особенно в спорте высших достижений) - это не только творчески переживае-мый напряженный физический труд, решающий сложную жизненную задачу физического совершенствования своего тела, «делания самого себя», но и не Менее напряженная интеллектуальная деятельность, фор-мирующая и развивающая у спортсменов разнообразные интеллекту-альные умения и умственные навыки, теснейшим образом связанные, с одной стороны, с предметом и содержанием спортивной деятельно-сти, а с другой стороны - с социальными моделями жизненной борь-бы за свое место в социуме.
64 Раздел 2, Психология личности спортсмена и тренера
Этим объясняется, во-первых, преимущественная специализация интеллектуальной деятельности спортсменов в направлении овладе-ния ими умственными навыками конкретно-образного, тактического и практического мышления; во-вторых, этим также объясняется огром-ная популярность спорта как социальной модели здорового образа жиз-ни и состязательной борьбы за выживание в этом мире. Зрителями Олимпиад, соревнований на первенство мира по футболу или хоккею с шайбой становятся более 3 миллиардов человек, прильнувших к эк-ранам своих телевизоров и сопереживающих спортсменам. Каждый шестой житель планеты так или иначе приобщен к занятиям спортом.
Конкретный вид спорта развивает интеллект спортсмена в соот-ветствии с присущими данному виду спорта психомоторными требо-ваниями к уровню развития и проявления умственных и двигатель-ных способностей данного человека в учебно-тренировочной и сорев-новательной деятельности, что ставит перед спортивной психологией задачу изучения особенностей мышления представителей разных ви-дов спорта.
Предлагаемые ниже тестовые задания предназначены для изуче-ния интеллектуального потенциала спортсменов - диагностики осве-домленности их ума, измерения быстроты ассоциативного словесно-логического, образного и практического мышления, оценки их креа-тивности и общей эрудиции, т. е. тех умственных способностей, из которых образуется структура их интеллекта (от лат. intellectus - ра-зумение, понимание, постижение). В психологии «интеллект» опре-деляется как «относительно устойчивая структура умственных спо-собностей индивида» 1 .
Задание 1. Умственные способности спортсменов
Вводные замечания. Умственных способностей, изучаемых психоло-гами, очень много. Ниже предлагается адаптированный вариант мето-дики известного немецкого психолога Амтхауэра для определения ос-новных из них. Он состоит из пяти вербальных тестов, каждый из ко-торых содержит по 20 вопросов. Каждый вопрос в тесте представляет собой незаконченное предложение, в котором недостает по смыслу по-следнего слова или последней цифры. Испытуемый должен выбрать это слово из пяти предложенных для каждого вопроса или закончить
1 См.: Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко; Под. ред. А. В. Петров-ского, М. Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985. - С. 119.
Тема 1. Изучение интеллектуальных свойств занимающихся спортом 65
предложение цифрой. Общая форма протокола опыта для всех 5 упраж-нений прилагается ниже. Важно также учесть скорость выполнения заданий, для чего необходим секундомер.
Методика работы. Первое, что нужно сделать испытуемому, - это на Чистом листе бумаги нарисовать таблицу - форму протокола опыта - 5 столбиков по 20 строк в каждом (см. образец выше). В ячейки табли-цы испытуемый будет вписывать ответы на вопросы теста.
Для стандартизации условий опыта экспериментатор обязан ска-зать испытуемому перед началом опыта: «Работайте спокойно и вни-мательно, выполняйте задания в том порядке, в каком они расположе-ны. Если для очередного вопроса вы не можете найти ответ, не задер-живайтесь на нем слишком долго, переходите к следующему вопросу».
Упражнение 1. Осведомленность ума 1
Инструкция: «Прочтите предложение и выберите из предложенного списка то слово, которое, по вашему мнению, лучше всего подходит для смыслового оформления и завершения предложения. Помните: предложение должно быть завершено одним словом. Работайте быстро».
Образец решения:
1. Кролик больше всего похож на... а) кошку, б) белку, в) зайца, г) лису, е) ежа.
Возможный правильный ответ: в) на зайца (поставьте букву "в" в таблицу формы протокола опыта в первый столбик справа против номера вопроса). Отмечая ответ в протоколе опыта, помните, что по-сле каждого вопроса в столбик таблицы ответов нужно вписывать лишь одну букву (или цифру), так как во всех заданиях по каждому вопросу возможно только одноДокумент
ПСИХОЛОГИЯ Под редакцией практикум по
СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ том ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Под редакцией МОСКВА ПЕДАГОГИКА 1984 СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ В ШЕСТИ ТОМАХ Главный редактор Члены редакционной коллегии
ДокументСОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ том ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Под редакцией Д. Б. ЭЛЬКОНИНА МОСКВА ПЕДАГОГИКА 1984 Л.С. Выготский... . М., 1931. * Веселовская К. Я. Педологический практикум : Пособие для практических занятий по педологии. М., 1924. * Звездочкой...