Олимпиада по истории муниципальный этап 9. Всероссийская олимпиада школьников по истории муниципальный этап

Всероссийская олимпиада школьников по истории.

Школьный этап. 10-11 класс.

2014-2015 учебный год.

Задание № 1. Установите соответствие между правителями и событиями, происходившими в годы их правления: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца (до 3 баллов) .

Правители: События:

А) Василий Шуйский 1) Ливонская война

Б) Иван IV 2) Восстание под руководством И. И.

В) Петр I Болотникова

Г) Екатерина II 3) Разделы Речи Посполитой

Д) Александр I 4) Северная война

5) Отечественная война 1812 г.

6) Учреждение патриаршества

Задание № 2. Соотнесите элементы правого и левого столбцов (6 баллов).

А) (3 балла)

Международная

конференция периода

Великой Отечественной

Достигнутая договоренность

1. Московская

А. США и Великобритания дали обещание открыть Второй фронт в Северной Франции не позднее мая 1944 г. СССР обещал вступить в войну против Японии.

2. Тегеранская

Б. Определено послевоенное устройство Германии: был

согласован ее раздел на четыре оккупационные зоны. Было принято решение о создании ООН.

3. Ялтинская

В. СССР, США и Англия рассмотрели план экономической помощи СССР вооружением и стратегическим сырьем.

4. Потсдамская

Г. Признавались включение в состав СССР прибалтийских стран; между Польшей и СССР была поделена территория Восточной Пруссии.

Б) (3 балла) В перечне справа есть лишняя характеристика.

Композитор

Произведение

1.Глинка М.И.

А. Опера «Борис Годунов»

2.Даргомыжский А.С.

Б. Опера «Жизнь за царя»

3.Чайковский П.И.

В. Опера «Русалка»

4.Римский-Корсаков

Г. Опера «Пиковая Дама»

Д. Опера «Псковитянка»

Задание № 3. Заполните пробелы в тексте. Ответ оформите в виде перечня элементов под соответствующими номерами (1 балл за каждый правильно заполненный пропуск, максимальный балл – 14).

Барклай де Толли начал свою службу унтер-офицером пятнадцати лет от роду. В 1778 году он был произведен в корнеты и только через восемь лет – в следующий офицерский чин – __ 1__ .

Отсутствие влиятельной родни сказывалось на прохождении службы. Выдвинулся Барклай де Толли во время войны 1805-1807 годов против наполеоновской Франции. Во время русско- __2__ войны 1808-1809 годов Барклай командовал одним из корпусов, действовавших в Финляндии, был

произведен в генералы от инфантерии. Затем, до окончания войны, он состоял главнокомандующим всеми русскими войсками на территории Финляндии.

В январе 1810 года Барклай назначается __3__ министром и на этом посту руководит мероприятиями по укреплению армии и по подготовке ее к уже назревавшей новой войне с __4__ .

Весною 1812 года он становится главнокомандующим 1-й Западной армией. В начале Отечественной войны на Барклая легла основная тяжесть ответственности за успех военных действий. Положение его осложнялось присутствием в армии __5__ с многочисленными придворными «советниками».

Только после того как 1-я армия, отойдя от западной границы, оставила злополучный __6__ лагерь и пошла на восток, царь уехал и Барклай получил свободу действий.

Умело, руководя отходом своих войск, Барклай 20 июля привел их к __7__ , куда через два дня подошла с юга и армия __8__ , вступившего под командование Барклая. После ожесточенных боев русские армии продолжали отходить на восток. Но если ранее необходимость отступления была

очевидна, то дальнейшее отступление Барклая, не желавшего рисковать армией в преждевременном генеральном сражении, вызвали в войсках открытый ропот. 17 __9__ он передал командование прибывшему к войскам Кутузову. Пользуясь полным доверием нового главнокомандующего,

Барклай остался во главе 1-й армии.

Под Бородином Барклай де Толли руководил __10__ флангом и центром русских войск. Как бы бросая вызов смерти, он появлялся в самых опасных местах. Под ним было убито и ранено пять лошадей. За Бородинское сражение Барклай был награжден орденом __11__ 2-й степени. В ­­­­­­­ _ 12__

лагере он подал рапорт об увольнении его по болезни с поста главнокомандующего 1-й армией, и уехал в тыл. Незабываемая заслуга Барклая де Толли – сохранение армии в первый, наиболее тяжелый, период войны.

В Санкт-Петербурге, в сквере перед __13__ собором, стоят памятники Кутузову и Барклаю де Толли. А портрет Барклая де Толли работы Доу, находящийся, как и портрет Кутузова в __14__ галерее Зимнего дворца относится к числу лучших произведений художника.

Задание № 4. Изображения, каких исторических деятелей представлены ниже? (до 3-х баллов за каждый ответ, максимальный балл – 6)

Укажите:

    их фамилии;

    сферу их деятельности;

    примерное время их деятельности.

1. 2 .

1)_________________________________________________________________

_____­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_____________________________________________________________

2)_________________________________________________________________

__________________________________________________________________ __________________________________________________________________

Задание № 5. Применительно к каждой представленной ниже картине укажите:

1) ее название;

2) художника;

3) время создания (с точностью до половины столетия).

(1 балла за каждый из перечисленных элементов ответа, до 3 баллов за каждый ответ, максимальный балл за все задание – 6).

1.

2.

__________________________________________________________________

Задание № 6. Применительно к каждому изображенному ниже памятнику укажите:

1) его название;

2) место расположения (город);

3) архитектора;

4) время создания (с точностью до половины столетия) постройки памятника. (1 балл за каждый из перечисленных элементов ответа, до 4 баллов за каждый ответ, максимальный балл за все задание – 8)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 7. Выполните задания по карте (максимальный балл – 12).

А) Определите, карта какого сражения здесь представлена?

Б) Когда оно произошло?

В) В ходе какой войны оно произошло?

Г) Кто командовал русской эскадрой?

Д) Какие еще морские сражения этой войны вы можете назвать?

Е) В годы правления какого царя произошло это сражение?

А)________________________________________________________________

Б)_________________________________________________________________

В)________________________________________________________________

Г)________________________________________________________________

Д)________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Е)________________________________________________________________

Задание № 8. Установите верность или ложность утверждений (ДА или НЕТ). Свой ответ занесите в таблицу (4 баллов).

    Новоторговый устав А. Ордина-Нащокина отменял привилегии иностранным купцам в России.

    «Оком государевым» была названа должность обер- прокурора Синода.

    Россия по проекту Н.М. Муравьева должна была стать демократической республикой.

    Парад Победы в июне 1945 года на Красной площади принимал Г.К. Жуков.

Задание № 9. Определите по картинкам, в каких веках выглядела так Москва (максимальный балл - 4, по одному за каждый верный ответ).

Картинка

Задание № 10. Работа с документом (12 баллов).

«Товарищи! Граждане!

Братья и сёстры!

Бойцы нашей армии и флота!

К Вам обращаюсь я, друзья мои!

Вероломное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину, начатое 22 июня продолжается. Несмотря на героическое сопротивление Красной Армии, несмотря на то, что лучшие части его авиации и лучшие дивизии врага разбиты и нашли себе могилу на полях сражений, враг продолжает лезть вперёд, бросая на фронт новые силы. Гитлеровским войскам удалось захватить Литву, значительную часть Латвии… Фашистская авиация расширяет районы действия своих бомбардировщиков, подвергая бомбардировкам Мурманск, Оршу, Могилёв, Смоленск, Одессу, Киев, Севастополь. Над нашей Родиной нависла серьёзная опасность..

В целях быстрой мобилизации всех сил народов СССР, для проведения отпора врагу, вероломно напавшего на нашу Родину, - создан Государственный Комитет Обороны… »

1. Укажите название войны, к истории которой относится данный документ (1 балл).

2. Укажите время этого обращения. (1 балл)

4. Какие территории к этому времени уже подверглись бомбардировкам? (2 балла)

5. Опираясь на знания курса, укажите, какие территории оказались в руках врага в первые месяцы войны. (2 балла)

6. Какие органы власти были созданы для управления страной в военное время и кто их возглавил? (2 балла)

7. Опираясь на знания курса, объясните причины неудач Красной армии в начале войны. (2 балла)

1.________________________________________________________________

2.________________________________________________________________

3._________________________________________________________________

4._________________________________________________________________

__________________________________________________________________

5._________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

6._________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

7._________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 11. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (эссе или развернутый ответ, 25 баллов).

Примерные темы эссе:

1. Ненавистное иго остановило культурное развитие Руси более чем на два века, что и послужило причиной отставания России по сравнению с европейскими странами. (А.Н. Кирпичников).

2. Отличительной особенностью Смуты является то, что в ней последовательно выступают все классы русского общества (В.О. Ключевский).

3. Век XVII дал Петру "материал", без которого он не смог бы и шагу ступить (И.Л. Андреев).

4. Зарождение декабризма, десятилетняя история тайных обществ, а вслед затем и восстание 14 декабря 1825 г. были серьезными симптомами явного неблагополучия в политическом строе России (С.В. Мироненко).

5. Политика Александра III, политика контрреформ на определенный срок продлила существование неограниченной монархии (Л.Г. Захарова).

6. В битве под Москвой была заложена прочная основа для последующего разгрома фашистской Германии (Г.К. Жуков).

Примерные темы развернутых ответов:

1. Влияние Золотой Орды на развитие Древней Руси в XIII-XV вв.

2. Петровские реформы и их оценка историками и современниками.

3. Война 1812 г. и ее влияние на развитие России в первой половине XIX в.

4. «Оттепель» и ее влияние на развитие культуры.

Ключи к школьному этапу олимпиады по истории 10-11 класс

2014-2015 учебный год.

Задание № 1 . А- 2; Б -1; В- 4; Г – 3; Д – 5.

Задание № 2 . А) А – 2; Б – 3; В – 1; Г – 4.

Б) Б -1; В – 2; Г – 3; Д – 4.

Задание № 3.

    Поручика 8. Багратиона

    Русско-шведской 10. Правым

    Военным 11. Святого Георгия

    С Францией (Наполеоном) 12. Тарутинском

    Александра I 13. Казанским

    Дрисский 14. Военной

    Смоленску

Задание № 4 .

Портрет № 1: 1) Сперанский М.М.

2) Государственный деятель, реформатор при дворе

Александра I.

3) первая половина 19 века.

Портрет № 2. 1) Александр III

2) Российский император

3) 1881-1894. Конец 19 века.

Задание № 5.

Картина № 1. 1) Васнецов В.М.

2) «Богатыри»

3) II половина 19 века.

Картина № 2. 1) Перов В.Г.

2) «Охотники на привале»

3) II половина 19 века.

Задание № 6.

Памятник № 1. 1) Здание Сената

3) М. Казаков

4) вторая половина 18 века (1776-1787)

Памятник № 2. 1) Колокольня Ивана Великого

2) Москва, Соборная площадь

3) Бон Фрязин

4) начало 16 века, надстроена в 1600 году.

Задание № 7.

А) Гангутское сражение – 2 балла

полную дату).

В) Северная война 1700-1721 гг. – 2 балла.

Г) Адмирал Апраксин, а также Петр I – 2 балла

Д) Сражения у острова Гренгам, бой в устье Невы,

Эзальский бой – 2 балла (1 балл за одно сражение)

Е) Пётр I – 2 балла.

Задание № 8.

Задание № 9.

А) Москва в конце 14 века

Б) Москва 12 век

В) Сер. 16 века, идет строительство собора Василия

Блаженного.

Г) Москва после постройки собора Василия Блаженного

конец 16 века.

Задание № 10.

1) Великая Отечественная война

3) И. В. Сталин

4) Литва, значительную часть Латвии; подверглись бомбардировкам - Мурманск, Орша, Могилёв, Смоленск, Одесса, Киев, Севастополь.

5) Литва, Латвия, Белоруссия, Украина, часть Российской Федерации

6) Государственный Комитет Обороны, Ставка Верховного Главнокомандования, в них была сосредоточена вся полнота власти в стране. Возглавил оба органа управления – И. В. Сталин.

7) Причины неудач Красной Армии в начальный период войны:

Репрессии в армии накануне войны

Ошибки и просчёты в отношении сроков начала войны

Военная доктрина, которая предусматривала ведение военных действий только на чужой территории

Опоздание с приведением войск в боевую готовность

Демонтаж старых и отсутствие новых укреплений на границе

Задание № 11.

Эссе или развернутый ответ.

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ
ПО ИСТОРИИ 2009/2010. 11 КЛАСС

Школьный этап Всероссийской олимпиады по истории

2010-2011 учебный год

11 класс

Задания и ключи

Задание 1. Укажите лишнее имя в ряду в перечне деятелей, входивших в Избранную раду:

    Андрей Курбский.

    Алексей Адашев.

    Иван Висковатый.

    Иван Пересветов.

Ответ (максимально 1 балл): 4

Задание 2. Какой из перечисленных рядов составляет даты начала крупнейших народных выступлений?

    1607 г., 1671 г., 1708 г., 1775 г.

    1558 г., 1632 г., 1700 г., 1768 г.

    1606 г., 1670 г., 1707 г., 1773 г.

    1649 г., 1678 г., 1698 г., 1711 г.

Задание 3. По какому принципу образованы ряды (дайте краткий ответ)? Завершите ряд или заполните пробел в нём.

А) 1325 г., 1327 г., 1328 г., ________г.

Б) классицизм, сентиментализм, романтизм, __________________.

В) Екатерина I, Анна Ивановна, ____________________, Екатерина II.

__________________________________________________________________________________

Ответ (максимально 3 балла):

А) Даты, связанные с деятельностью Ивана Калиты. 1325 г., 1327 г., 1328 г., 1340 г. -СМЕРТЬ ИВАНА КАЛИТЫ.

Б) Художественные направления в искусстве. Классицизм, сентиментализм, романтизм, РЕАЛИЗМ.

В) Российские императрицы XVIII века. Екатерина I, Анна Ивановна, ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА, Екатерина II.

Задание 4. Что или кто является лишним в ряду (лишнее слово подчеркните и кратко объясните свой выбор)?

А) Мурома, вятичи, древляне, дреговичи, тиверцы.

__________________________________________________________________________________

Б) Духовенство, купечество, горожане, крестьяне.

__________________________________________________________________________________

В) Ф.Ф. Беллинсгаузен, В.И. Беринг, Н.Ф. Крузенштерн, Ю.Ф. Лисянский, Г.М. Невельской.

__________________________________________________________________________________

Ответ (максимально 3 балла):

А) Мурома (финно-угорское племя). Остальные - славянские племена.

Б) Крестьяне (непривилегированное сословие). Остальные - привилегированные и полупривилегированные сословия в России конца XVIII в.

В) В.И. Беринг (мореплаватель первой половины XVIII в.). Мореплаватели, принимавшие участие в экспедициях XIX в.

Задание 5. Какой из перечисленных рядов составлен только из художников-передвижни-ков?

    В.Г. Перов, В.А. Тропинин, И.И. Шишкин, П.А. Федотов.

    И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, В.Г. Перов, Г.Г. Мясоедов.

    И.И. Шишкин, П.А. Федотов, В.Г. Перов, В.А. Тропинин.

    К.П. Брюллов, И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, В.И. Суриков.

Ответ (максимально 1 балл): 2

Задание 6. Заполните пропуск в ряду.

«Русская правда» П.И. Пестеля; «Конституция» Н. Муравьева; ___________________________ П.Я. Чаадаева; «Катехизис революционера» С.Г. Нечаева.

Ответ (максимально 1 балл):

«Философические письма»

Задание 7. Историк должен уметь грамотно писать исторические понятия и термины, географические названия. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков и объясните, что обозначает термин.

    Б…г…дельня - _____________________________________________________________;

    Л…ств…чное право - _______________________________________________________;

    Ф…л…грань - _____________________________________________________________;

    Ф…льк…нет - _____________________________________________________________;

    Ш…ст…пер - ______________________________________________________________.

    Богадельня - благотворительный приют для престарелых и инвалидов.

    Лествичное право - от слова «лествица», т.е. лестница – обычай княжеского наследования.

    Филигрань - (от латинского нитка, зерно) один из видов ювелирной техники.

    Фальконет - артиллерийское орудие.

    Шестопер - одна из разновидностей булавы. Шесть пластин, выступающих из шаровидного набалдашника, дали название.

Задание 8. К какому периоду истории СССР относится приведенный документ, чем вызвано его принятие? Своё мнение кратко обоснуйте, ссылаясь на данный текст.

«…Установить, что рабочие и служащие, самовольно ушедшие из государственных, кооперативных и общественных предприятий и учреждений, предаются суду и по приговору народного суда подвергаются тюремному заключению сроком от 2 месяцев до 4 месяцев.

Установить, что за прогул без уважительной причины рабочие и служащие… предаются суду и по приговору народного суда караются исправительно-трудовыми работами по месту работы на срок от 6 месяцев с удержанием из заработной платы до 25%…»

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Ответ (максимально 2 балла):

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 года - «О переходе на восьмичасовой рабочий день и семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий, учреждений». Его появление вызвано обострением международной обстановки.

Задание 9. О каких договорах XIX века говорится в документах?

А) Царь…, видя приближающуюся кончину дней его, знатные чины и сам народ … прибегли ныне к покрову нашему и, не пред­видя иного спасения от конечной гибели покорения врагам их, просили чрез присланных полномочных о принятии областей … царству подвластных в непосредственное подданство императорскому Всероссийскому престолу. Внимая прошению сему по сродному нам ко всем единоверцам нашим милосердию и по всегдашнему нашему о пользах … народа попечению, определили мы исполнить царя … и … народа желание, и для того повелели, сколько для удержания внутреннего в земле устройства, столько для ограждения оной от внешних нападений, ввести войска наши в области...

Б) Ст. 4. Постановлено, что река Прут со входа ее в Молдавию до соединения ее с Дунаем и левый берег Дуная с сего соединения до устья Килийского и до Моря будут составлять границу обеих империй, для коих устье сие будет общее.

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Ответы (максимально 2 балла):

А) Манифест «О присоединении Грузинского царства к России», 18 января 1801 г. Манифест 1801 г. окончательно подтверждал Георгиевский трактат о переходе Грузии под покровительство России, подписанный еще в 1783 г.

Б) Договор, подписанный в Бухаресте, завершил русско-турецкую войну 1806–1812 гг.

Задание 10. О каком князе говорится в документе?

«Когда … вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храб­рых, и легко ходил в походах, как пардус, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив ее на углях, так ел; не имел он и шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, - такими же были и все прочие его воины».

  1. Владимир Мономах.

    Святослав.

    Ярослав Мудрый.

Ответ (максимально 1 балл): 3

Задание 11. Проанализируйте предложенный отрывок и ответьте на вопросы.

Записки из дневника командующего группой армий «Центр»

генерал-фельдмаршала фон Бока

«...Я направил главному командованию сухопутных войск нижеследующую телеграмму.

«На неоднократно посылавшиеся главному командованию сухо­путных войск запросы и донесения группы армий с указанием на угрожающее состояние войск был получен ответ: наступление сле­дует продолжать даже при наличии опасности, что войска полнос­тью сгорят. Однако ведущееся сейчас наступление с использованием всех тактических возможностей осуществляется в общем и целом фронтально. Для более крупных маневров с целью охвата против­ника, как уже докладывалось, сил нет, а теперь нет и возможности и большом объеме перебрасывать войска. Наступление приведет к дальнейшей кровавой борьбе за ограниченный выигрыш террито­рии, а также к разгрому частей противника, но оперативное воздей­ствие оно вряд ли окажет.

Представление, будто противник перед фронтом группы армии был "разгромлен", как показывают бои за последние 14 дней, - галлюцинация… ».

    Укажите название и год битвы Великой Отечественной войны, о которой идет речь в отрывке. ________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

    Используя текст, укажите особенности этой битвы. _________________________________

_________________________________________________________________________________

Ответ (максимально 2 балла):

1. Московская битва, 1941 г.; 2. Войска Красной Армии перешли в контрнаступление, и отбросили противника от столицы. Это было первое крупное поражение гитлеровской Германии во Второй мировой войне.

Задание 12. Определите, о деятельности каких приказов рассказывает подьячий одного из приказов Г. К. Котошихин, бежавший в Швецию?

А) « …а в нем сидит думной дьяк, да два дьяка, подъячих 14 человек. А ведомы в том Приказе дела всех окрестных государств, и послов чюжеземских принимают и отпуск им бывает; такъже и русских послов и посланников и гонцов посылают в которое государство прилучится, отпуск им бывает ис того ж Приказу»;

Б) «А ведомо в том Приказе двор, где делают ружье, и казенная оружничья полата, и стволного и ложного и замочного и иного дела мастеры. <...> ...да ружье же, карабины, и пистоли... на царской обиход покупают в ыных государствах, где прилучитца...»;

В) «А ведомо в том Приказе всего Московского государства ямщики, и дается им царское жалованье по 20 рублев и болши человеку на год, а лошадей держат они для гонбы по 3 лошади у всякого человека указное... <...> А устроены ямские слободы дворов по 30 и по 40 и по 50 и по 80 и по 100, а слобода от слободы по 30 и по 40 и по 60 и по 90 и по 100 верст и болши»;

Г) «…а в нем сидит околничей, да думной дьяк, да два дьяка. А ведомо в том Приказе всего Московского государства земля, и что кому дано поместья и вотчин, или кто у кого вотчину купит и кому вновь что дадут...».

А)________________________________________________________________________________

Б)________________________________________________________________________________

В)________________________________________________________________________________

Г)________________________________________________________________________________

Ответы (максимально 4 балла):

А) Посольский приказ.

Б) Оружейной Приказ.

В) Ямской Приказ.

Г) Поместной Приказ.

Задание 13. Перед вами текст новгородской берестяной грамоты, который предложено включить в книгу по истории России для иностранцев, владеющих русским языком, и изучающих историю России. Необходимо, однако, разъяснить сущность и смысл данного документа, обстоятельства его появления. Для этого:

1. Переведите данный документ на современный русский язык.

2.1. Чем расплачивались новгородцы за покупки? __________________________________

2.2. Бывали ли новгородцы в других городах? ______________________________________

__________________________________________________________________________________

2.3. Кем был Жизномир ? _________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

2.4. Как называли людей, которых можно было продавать? __________________________

__________________________________________________________________________________

2.5. Что в Новгороде стоило дороже – раб или конь? _________________________________

__________________________________________________________________________________

«Грамота от Жизномира къ Микуле. Коупил еси робоу Плескове. А ныне мя въ томъ яла кънягыни. А ныне ся дружина по мя поручила. А ныне ка посъли к томоу моужеви грамотоу, е ли оу него роба. А се ти хочоу, коне коупив, княж моуж въсадивъ, та на съводы. А ты, атче еси не възялъ коунъ техъ, а не емли ничътоже оу него».

Ответ (максимально 5 баллов):

1. Жизномир сообщает Микуле (очевидно, слуге), что он купил рабу в Пскове, а теперь его привлекает к ответственности княгиня (считая рабу беглой или краденой и предъявляя на нее свои права). За Жизномира поручается дружина, и он приказывает Микуле послать грамоту к продавцу раба и узнать, есть ли у него другая раба (что бы отдать ее княгине взамен на то время, пока при помощи купленной рабы будет вестись расследование – свод с целью розыска того, кто похитил ее у княгини). Жизномир покупает коня (для княжа мужа, который будет вести расследование), и, поскольку расследование началось, предостерегает Микулу от получения денег от продавца, если тот будет предлагать, желая таким путем прекратить дело.

2. Попробуйте ответить на вопросы.

2.1. Новгородцы расплачивались за покупки (коунами) – деньгами

2.2. Новгородец Жизномир купил раба в (Плескове) – Пскове.

2.3. Жизномир был дружинником, так как (дружина по мя поручила) за него поручилась.

2.4 Людей, которых можно было продавать, называли ( робоу ) рабами.

2.5 В Новгороде раб стоил дороже коня, так как коня Жизномир покупает для расследования этого дела.

Задание 14. Перед вами отрывок из «Воспоминаний и размышлений» маршала Г.К.Жукова, в котором говорится об одной из операций Великой Отечественной войны.

1. Заполните пропуски в текстах. Дайте название операции.

2. Запишите порядковые номера этих отрывков в хронологической последовательности.

Г.К. Жуков о ________________________________________

1. Решено было обрушить наш удар за два часа до рассвета. Сто сорок зенитных ______________ должны были внезапно ______________ позиции противника и объекты атаки.

2. В воздух взвились тысячи _____________________. По этому сигналу _______________ 140 _______________, расположенных через каждые 200 метров. Более 100 миллиардов ________________ поле боя, _____________противника и выхватывая из темноты объекты атаки для наших танков и пехоты. Это была картина огромной впечатляющей силы, и, пожалуй, за всю свою жизнь я не помню подобного ощущения…

3.Гитлеровские войска были буквально потоплены в сплошном море ________ и _________. Непроницаемая стена пыли и дыма висела в воздухе, и местами даже мощные ________ зенитных ____________ не могли ее пробить.

4.Со стороны противника в первые секунды протрещало несколько _____________ очередей, а затем все стихло. Казалось, на стороне врага не осталось живого существа. В течение 30-минутного мощного _________ ________ противник не сделал ни одного выстрела, что свидетельствовало о его полной подавленности и расстройстве системы обороны, было решено начать общую атаку.

5. Я взглянул на часы: было ровно пять утра.

И тотчас же от выстрелов многих тысяч ___________, _____________ и наших легендарных «_________» ярко озарилась вся местность, а вслед за этим раздался потрясающей силы грохот выстрелов и разрывов _____________, мин и авиационных ______. В воздухе нарастал несмолкаемый гул ____________.

6. Готовя операцию, все мы думали над тем, что еще предпринять, чтобы больше ошеломить и подавить противника. Так родилась идея ночной атаки с применением ______________.

_______-->_______-->_______-->_______-->_______-->_______

Ответ (максимально 6 баллов):

Г.К. Жуков о Берлинской операции.

1-6 Готовя операцию, все мы думали над тем, что еще предпринять, чтобы больше ошеломить и подавить противника. Так родилась идея ночной атаки с применением прожекторов.

2-1 Решено было обрушить наш удар за два часа до рассвета. Сто сорок зенитных прожекторов должны были внезапно осветить позиции противника и объекты атаки.

3-5 Я взглянул на часы: было ровно пять утра.

И тотчас же от выстрелов многих тысяч орудий, минометов и наших легендарных «катюш» ярко озарилась вся местность, а вслед за этим раздался потрясающей силы грохот выстрелов и разрывов снарядов, мин и авиационных бомб. В воздухе нарастал несмолкаемый гул бомбардировщиков.

4-4 Со стороны противника в первые секунды протрещало несколько пулеметных очередей, а затем все стихло. Казалось, на стороне врага не осталось живого существа. В течение 30-минутного мощного артиллерийского огня противник не сделал ни одного выстрела, что свидетельствовало о его полной подавленности и расстройстве системы обороны, было решено начать общую атаку.

5-2 В воздух взвились тысячи разноцветных ракет. По этому сигналу вспыхнули 140 прожекторов, расположенных через каждые 200 метров. Более 100 миллиардов свечей освещали поле боя, ослепляя противника и выхватывая из темноты объекты атаки для наших танков и пехоты. Это была картина огромной впечатляющей силы, и, пожалуй, за всю свою жизнь я не помню подобного ощущения…

6-3 Гитлеровские войска были буквально потоплены в сплошном море огня и металла. Непроницаемая стена пыли и дыма висела в воздухе, и местами даже мощные лучи зенитных прожекторов не могли ее пробить.

Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М., 1971. C. 602, 612–613.

15. Система советских органов власти по Конституции РСФСР 1918 г. Найдите на схеме: а) ВЦИК, б) Всероссийский съезд Советов, в) избирателей, г) местные съезды Советов, д) Совет Народных Комиссаров,

Избрание, назначение.

Ответ (максимально 5 баллов): 1-в, 2-г, 3-б, 4-а, 5-д.

16. Используя все приведенные слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам и пр.

    Власть, судебная, носитель, верховная, исполнительная, и, законодательная

    Император, при, орган, законосовещательный

    Вопросы, самостоятельность, в, некоторые, самоуправление

1. ________________________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________________________

3. ________________________________________________________________________________

Ответ (максимально 3 балла):

    Император - носитель верховной законодательной, исполнительной и судебной власти.

    Государственный совет - законосовещательный орган при императоре.

    Автономия - самостоятельность в некоторых вопросах, самоуправления.

Задание 17. Выберите правильный ответ.

А) О каком из перечисленных ниже русских историков это сказано?

Петра соратник, дипломат,

Любитель старины…

Одним из первых написал

Историю страны.

    С.Ф. Платонов.

    Н.М. Карамзин.

    В.О. Ключевский.

    С.М. Соловьёв.

    В.Н. Татищев.

Ответ (максимально 1 балл): 5

Б) Среди событий этой эпохи: освоение целины, начало мирного использования атома, первые полеты в космос. Назовите её.

____________________________________________________________________________

Ответ (максимально 1 балл): «Оттепель» или период правления Н.С. Хрущева

Задание 18. Краеведение. Выберите правильный ответ.

А) На территории Московской области полностью или частично находится:

    Приокско-террасный государственный биосферный заповедник.

    Национальный природный парк Мещера.

    Национальный парк Угра.

    Государственный комплекс Завидово.

Ответ (максимально 1 балл): 1.

Б) В Московской битве 1941-1942 гг. фашистам не удалось захватить:

Ответ (максимально 1 балл): 4.

ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ-ЭССЕ

    «Добрыня крестил мечом, а Путята огнем». (Новгородцы о крещении Новгорода.)

    Сказал брат брату: «Это мое, и то мое ж». А поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую. («Слово о полку Игореве».)

    «Аще ли умру, с вами, аще ли жив буду, с вами же!» (Дмитрий Донской на Куликовом поле.)

    «Судите праведно, наши виноваты не были бы». (Иван Грозный.)

    «Чтоб всякие дела своею рукою подписывали, ибо сим всякого дурость явлена будет». (Петр I.)

    «Не Пугачев важен; важно общее негодование». (Генерал-аншеф Александр Бибиков.)

    «Правление в России есть самовластие, ограниченное удавкой». (Александр Пушкин.)

    «Никакой другой воли не будет». (Александр II.)

    «Мы доведем войну, какая бы она ни была, до конца». (Николай II.)

    «…Судьба войны будет решаться не таким привходящим моментом, как момент внезапности, а постоянно действующими факторами…» (Приказ народного комиссара обороны 23 февраля 1042 г.)

    «Олигархи должны быть равноудалены от власти». (Владимир Путин.)

    «Если к слову «демократия» приставляются какие-то определения, это создает странный привкус». (Дмитрий Медведев».)

Сочинение-эссе оценивается на основе следующих критериев (максимально 40 баллов; каждая позиция - максимально 8 баллов):

    Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).

    Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.

    Грамотность использования исторических фактов и терминов.

    Четкость и доказательность основных положений работы.

    Знание различных точек зрения по избранному вопросу.

    этап олимпиады по ... пор существовавших обществ была историей борьбы классов » 1 2 3 ...
  1. Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по географии в 2011/2012 учебном году 1

    Методические рекомендации

    ... , №3, 2010 , С. 48-52. ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ Методические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по географии...

  2. Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по экологии в 2009/2010 учебном году Москва 2009

    Методические рекомендации

    ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ Е.В.Колесова, Е.В.Титов МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по экологии в 2009 /2010 учебном...

  3. Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по основам

    Методические рекомендации

    И муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности 2010 /2011 ... этапе олимпиады школьников по ОБЖ В 2009 г. (в старшей возрастной группе 10-11 классы ... военные реформы в истории российского государства, ...

10 Класс

Максимальная оценка – 100 баллов, продолжительность – 3 часа.

Задание № 1. Перед вами отрывок из сообщения о международной конференции (максимальный балл – 5) .

17 июля 1945 года Президент Соединенных Штатов Америки, Председатель Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик и Премьер-Министр Великобритании встретились на трехсторонней Берлинской Конференции.

В период с 17 по 25 июля состоялось 9 заседаний. После этого Конференция была прервана на 2 дня, на то время, когда объявлялись результаты общих выборов в Англии. Затем состоялось еще 4 заседания.

1.1. Напишите другое название данной конференции (1 балл).

1.2. Напишите фамилии лидеров трех стран, открывших конференцию. (2 балла)

1.3. Что изменилось после упомянутых выборов в Англии? (2 балла).

Задание № 2. Соотнесите элементы правого и левого столбцов таблицы. (В перечне справа есть лишняя характеристика, максимальный балл – 12).

Окончание войны за «испанское наследство»

Роспуск Уложенной комиссии

Бостонское чаепитие

Отмена опричнины

Начало плавания Д. Кука, в ходе которого были открыты Автсталия и Новая Зеландия

Открытие пролива между Азией и Америкой

Начало войны североамериканских колоний Англии за свою независимость

Принятие указа о единонаследии

Варфоломеевская ночь во Франции

Губернская реформа

Плавание вдоль побережья Южной Америки Америго Веспуччи, сделавшего вывод, что открытые земли – не Индия, а новый континент

Начало Крестьянской войны под руководством Е.И. Пугачева

Правление Ивана IIIВеликого

2.2. Сопоставьте устаревшие термины и их значения.

амазонка

павильон с музыкой, предназначенный для танцев, развлечений

блошиная ловушка

приспособление для ловли насекомых на теле: полая трубочка с отверстиями, внутрь которой заливали приманку – сладкий сироп

дамский костюм для верховой езды

панталоны

длинные мужские штаны

короткие, до колен, штаны

женское платье с широкой колоколообразной юбкой

Ответы

Задание № 3. В представленном тексте выделены элементы текста, среди которых сделано семь ошибок . Выпишите в таблицу номера ошибочно написанных слов. Ниже укажите верные слова. (1 балл за каждую пару правильно заполненных пропусков, максимальный балл – 7).

В сентябре 1962 г.(1) газета «Правда» опубликовала статью харьковского ученого Е.Г. Либермана(2) «План, прибыль, премия», в которой он предлагал оценивать деятельность предприятий не по показателям индивидуального(3) производства продукции (на что нацеливали партийные документы), а по объему той прибыли(4) , которая оставалась после ее реализации. Предлагалось не только возродить материальное принуждение(5) производителя, но и освободить его от мелочной опеки в вопросах планирования и сбыта. Предложения поддержали крупнейшие советские экономисты, но и глава государства того времени Л.И. Брежнев(6) , разрешивший провести «экономический эксперимент» на двух текстильных фабриках. Одобрил эти идеи и Л.В. Канторович(7) , ставший в октябре 1964 г.(8) главой советского правительства(9) вместо Н.С. Хрущева(10) . Он распространил эксперимент на предприятия других отраслей производства и объявил о начале разработки полномасштабной экономической реформы.

Реформа началась с сельского хозяйства. В марте 1967 г.(11) пленум ЦК РКП(б)(12) принял программу переустройства аграрного сектора экономики. Было решено значительно увеличить вложения средств в развитие социальной сферы села, повысить розничные(13) цены на продукцию сельского хозяйства, установить на шесть лет твердый план госзакупок(14) , ввести 50-процентную надбавку к основной цене за сверхплановую продажу продуктов государству, снять долги и недоимки прошлых лет. Были несколько смягчены запреты на ведение подсобного хозяйства(15) .

Задание № 4. Соотносите элементы правого и левого столбцов таблицы. В перечне справа есть лишняя характеристика, максимальный балл – 3).

Задание № 5. Ниже представлены представители российской культуры и тексты их песен. Напишите их фамилии и соотнесите с ними отрывки из песен. Какой песенный жанр отражают данные иллюстрации? (Максимальный балл за все задание – 7).

Ответы:

Задание № 6. Применительно к каждому изображенному ниже зданию укажите

Муниципальный этап олимпиады по истории 6 класс
I. Выберите правильный ответ:
1. Восточнославянский племенной союз
а)Печенеги б)Половцы в)Уличи г)Неря
2. Какое произведение принадлежит перу Владимира Мономаха
а) «Житие Феодосия Печерского» б) «Поучение детям»
в) «Слово о погибели земли русской» г) «Повесть временных лет»
3. Укажите правильную хронологическую последовательность
а) Битва на реке Сити б) битва при Калке в) оборона Рязани г) оборона Киева
а) абвг б) авгб в) бваг
4. Что такое вира?
а) судебная пошлина за убийство или увечье, нанесенное человеку
б) выкуп, даваемый женихом семье невесты
в) судебный поединок
г) вид денег
5. Что такое боярская дума
а) совещательный орган при князе б) судебный орган при князе
в) правительственный орган в Новгороде г) законодательный орган Древней Руси
6. Что построили архитекторы Барма и Посник
а) стены Китай – города б) стены Смоленского кремля
в) Гранатовую палату г) собор Покрова на Рву
7. В 1408 году произошло:
а) набег Едисея на Русь б) набег Тохтамыша на Москву в) стояние на реке Угре
8. Что изучает геральдика
а) печати б) монеты в) гербы г) старые рукописи
9. В каком веке Олег совершил свой поход на Царьгород и подписал договор с греками?
а) VIII в. б) IX в. в) X в. г) XI в.
10. Кто такой смерд?
а) холоп
б) крестьянин
в) человек низкого рода
г) княжеский слуга
II . Установите соответствие между историческими деятелями и событиями
а) Мамай 1) захват Москвы
б) Дмитрий Донской 2) основание династии московских князей
в) Иван Калита 3) поединок перед Куликовской битвой
г) Даниил 4) право сбора дани на Руси
д) Сергий Радонежский 5) победа на Куликовом поле
е) Тохтамыш 6) поражение на Куликовом поле
ж) Пересвет 7) благословение Дмитрия на борьбу с Ордой

Решите кроссворд:
III
1) состояние Руси после распада единого государства; 2) глава новгородского правительства;
3) новгородский архиепископ; 4) герой новгородских былин; 5) прозвище князя, неоднократно
захватывавшего Киев; 6) название формы правления в Новгороде; 7) Столкновение князей; 8) орган
власти в русских городах; 9) имя мальчика­новгородца, тетради которого найдены археологами;

2
7
9

IV
. Вставьте в текст пропущенные имена, даты, географические названия
«Один из предводителей монгольских племен (1) _______________ в начале (2) ________в.
объединил их и принял имя (3) ___________________. С огромным войском он покорил Китай и
Среднюю Азию, затем его полководцы напали на половцев, которые обратились за помощью к
русским князьям. В (4)_________г. на реке Калке произошла битва, где русско­половецкое войско
потерпело поражение. В 1237 г. внук (5)_______________ хан (6) ___________________ двинулся
на Русь. Первым пал город (7) ___________________. Затем наступила очередь Владимира. В битве
на р. (8) ___________________ в 1238г. погиб князь (9) ___________________. Не дойдя 100 верст до
(10) _____________________, хан (11) _____________________ повернул назад. На пути в степи он в
течение 7 недель осаждал город (12) _____________________. Через два года в _________ г.
монголами был взят Киев»

Ответ муниципального этапа олимпиады по истории 6 класс
I . Выберите правильный ответ: ­ 20 баллов (по 2 балла за прав ответ)
­ в
1.
­ б
2.
3.
­ в
4. – а
5. – а
6.
­ г
­ а
7.
­ в
8.
9.
­ в
10. – б
II . Установите соответствие между историческими деятелями и событиями – 14 баллов
а) ­ 6
б) ­ 5
в) ­ 4
г) ­ 2
д) ­ 7
е) ­ 1
ж) – 3
. Решите кроссворд: 9 баллов
III
1) раздробленность; 2) посадник; 3) владыка; 4) Садко; 5) Долгорукий; 6) республика;
7) усобица; 8) вече; 9) Всеволод;
IV
. Вставьте в текст пропущенные имена, даты, географические названия ­ 13 баллов
Темучин
(1)

(2) 13 в.
(3) Чингисхан.
(4)1223 г.
(5)Чингисхана
(6) Батый.
(7) Рязань.
(8) Сити
(9) Юрий Долгорукий.
(10) Новгорода, хан
(11) Батый
(12) Козельск.
13) 1240 г.

9 КЛАСС

Задание состоит из двух блоков: тестового и аналитического.

На выполнение всех заданий отводится 3 часа.

I . Тестовый блок (70 баллов).

Задание № 1 (2,5 балла)

Укажите, какие компоненты обозначены на схеме крестово-купольного храма цифрами:

Ответ: 1. Купол/Барабан, 2. Столпы/Столбы, 3. Алтарь, 4. Хоры, 5. Алтарная преграда /Иконоста c .(2,5 балла, по 0,5 за каждый верный ответ)

Задание № 2 (7 баллов)

Прочитайте отрывок из « Эймундовой Саги» (перевод О.И. Сенковского):




«Я скажу вам мое мнение, если вы желаете: я узнал о кончине Конунга Вальдамара 1)__________________, на востоке, в Гардарике, и теперь это владение держат три его сына, мужи самые доблестные. Но он разделил владение свое между ними едва ли поровну, потому, что один из них имеет областей более, нежели два другие. Один называется Бурислейф 2)_________________, и получил самую большую часть отцовского наследства: он же и самый старший между ними; другому имя Ярислейф 3)________________; третьему Вратилаф. Бурислейф имеет Кенугард 4) _________________, Ярислейф - Гольмгард 5)______________, а третий правит Палтеском 6) _________________ и всею тою областью, которая лежит подле, но они теперь в несогласии за свои владения: не довольствуется своим добром тот, который держит самую большую и лучшую часть раздела, думая, что у него мало государства потому, что менее, нежели как было у отца, и от того считая себя ниже своих предков».

I . Заполните пропуски, выбрав из предложенных вариантов: Владимир Мономах, Владимир Святой, Кировоград, Киев, Новгород, Гомель, Полоцк, Павловск, Ярополк, Святополк, Святослав, Ярослав, Глеб.

II . Ответьте на вопросы:

1. В каком году происходят события, описанные в тексте?

2. Объясните значение слова Гардарика.

3. Кто станет князем Киевской Руси после завершения междоусобицы между сыновьями Владимира?

4. Объясните, что такое «лествичный порядок наследования».

Ответ: (7 баллов)

I . (по 0,5 баллов за каждый верный)

1) Владимир Святой;

2) Святополк;

3) Ярослав;

4) Киев;

5) Новгород;

6) Полоцк.

II . (по 1 баллу за каждый верный)

1. 1015 – год смерти Владимира Святославича.

2. Гардарика – «страна городов» (сканд.), название Древнерусского государства.

3. Ярослав Мудрый.

4. Очередной порядок наследования: престол (Киевский) переходит к старшему в роду..

Задание № 3 (7 баллов)

Установите соответствие, выявив современников. Ответ оформите в виде таблицы и запишите в виде 1А, 2Б, 3В…

1. Фридрих I Барбаросса

А. Владимир Святославич

2. Вильгельм III Оранский

Б. Екатерина II

3. Георг VI

В. Н.С. Хрущев

4. Генрих Навварский

Г. Борис Годунов

5. Джордж Вашингтон

6. Карл II Лысый

Е. Юрий Долгорукий

7. Иоанн I Цимисхий

Ответ: 1Е, 2Д, 3В, 4Г, 5Б, 6Ж, 7А. (7 баллов, по 1 за каждое верное соответствие)

1. Фридрих I Барбаросса

Е. Юрий Долгорукий

2. Вильгельм III Оранский

Д. Петр I

3. Георг VI

В. Н.С. Хрущев

4. Генрих Навварский

Г. Борис Годунов

5. Джордж Вашингтон

Б. Екатерина II

6. Карл II Лысый

Ж. Рюрик

7. Иоанн I Цимисхий

А. Владимир Святославич

Задание № 4 (3 балла)

У всех народов есть устные предания – записанные в литературной обработке они становятся памятниками художественной культуры страны. Прочитайте отрывок из литературного произведения:

(перевод с древнерусского языка Л. А. Дмитриева)

«Благоверный же князь Петр повелел: "Везите меня туда, где эта девица". И привезли его в тот дом, где жила девушка. И послал он одного из слуг своих, чтобы тот спросил: "Скажи мне, девица, кто хочет меня вылечить? Пусть вылечит и получит богатую награду". Она же без обиняков ответила: "Я хочу его вылечить, но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне и лечить его". И вернулся человек тот и передал князю своему, что сказала ему девушка.

Князь же Петр с пренебрежением отнесся к словам ее и подумал: "Ну как это можно - князю дочь древолаза взять себе в жены!" И послал к ней, молвив: "Скажите ей - пусть лечит, как умеет. Если вылечит, возьму ее себе в жены»

1. Укажите название литературного произведения.

3. С точностью до полувека определите время написания литературного произведения.

Ответ: (3 балла, по 1 за каждый правильный ответ)

1. «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

2. Ермолай Еразм/Ермолай Прегрешный.

3. Первая половина 16 в., может быть указано, что Повесть была написана к церковному собору 1547 г.

Задание № 5 (8,5 баллов)

Логические ряды:

1. Что объединяет все данные храмы?

2. Что объединяет храмы внутри вертикальных (123, абв) и горизонтальных рядов (1а, 2б, 3в)

3. Назовите приведенные храмы.

Степан Фёдорович Апраксин, Иван Иванович Шувалов, Виллим Виллимович Фермор, Пётр Семёнович Салтыков, Александр Борисович Бутурлин, Захар Григорьевич Чернышёв.

1. Что объединяет пять из шести храмов?

2. Укажите лишний. Аргументируйте свой вывод.

1. Что объединяет пятерых из шести перечисленных деятелей?

2. Укажите лишнего. Аргументируйте свой вывод.

Ответ: (8 баллов)

I . 1. Храмы крестово-купольные, Св. Софии. (1 балл)

2. 1,2,3 – исторические реконструкции, а,б,в – современное состояние. 1а, 2б и далее – реконструкция и современный вид одного и того же храма. (1 балл)

3. 1,а – Киевский Софийский собор; 2,б – Новгородский Софийский собор; 3,в – Константинопольский Софийский собор/Музей Ая-Софья/Айя София. (1 балл)

II . 1. Военачальники (Апраксин, Фермор, Салтыков, Бутурлин, Чернышёв) (1 балл)

2. Шувалов – дипломат (0,5 балла)

III .1. 1,2,3,4,5 – Нарышкинское барокко/(может быть засчитан как верный ответ: «время возведения храмов – XVII – начало XVIII в.») (1 балл)

2. 6 – Неорусский стиль / (может быть засчитано как верный ответ указание на время постройки храма в конце XIX – начале ХХ в.) (1 балл)

IV . 1. Лауреаты Нобелевской премии (1,2,3,4,5). (1 балл)

2. 6 – дипломат (М.М. Литвинов) (1 балл)

Задание № 6 (2 балла)

Прочитайте отрывок из указа:

"Вам англичанам, со всеми своими животы, ехать за море, а торговать Московского Государства с торговыми людьми всякими товарами, приезжая из-за моря у Архангельского города; а к Москве и в городах с товарами и без товаров не ездить. И которые англичане вперед похотят торговать с Русскими людьми: и им, приезжая из Английской земли, торговать с ними у города повольной торговлей и пошлины платить по Государеву указу. Да и потому вам англичанам в Московском Государстве быть не довелось, что преж сего торговали вы в Московском Государстве по Государевым жалованным грамотам, каковы даны вам по прошенью Государя вашего, английского Карлуса Короля, для братской дружбы и любви. А ныне Великому Государю нашему, Его Царскому Величеству, ведомо учинилось, что англичане всей землей учинили большое злое дело, Государя своего, Карлуса Короля убили до смерти: и за такое злое дело в Московском Государстве вам быть не довелось".

1. Напишите имя и отчество правителя нашей страны, при котором было издано повеление.

2. Укажите год, в котором был издан документ.

Ответ: (2 балла, по 1 за каждый верный ответ)

1. Алексей Михайлович.

2. 1649.

Задание № 7 (5 баллов)

Приведите таблицу в соответствие. Ответ оформите в виде таблицы и запишите – 1А, 2Б, 3В…

Название города до 1991 г.

Современное название города

1. Андропов

А. Мариуполь

2. Брежнев

Б. Набережные Челны

3. Горький

В. Рыбинск

5. Калинин

Д. Нижний Новгород

Ответ: 1В, 2Б, 3Д, 4А, 5Г. (5 баллов, по 1 за каждое верное соответствие)

Название города до 1991 г.

Современное название города

1. Андропов

В. Рыбинск

2. Брежнев

Б. Набережные Челны

3. Горький

Д. Нижний Новгород

4. Жданов

А. Мариуполь

5. Калинин

Г. Тверь

Задание № 8 (2 балла)

Определите, верно ли предложенное утверждение. Если ложно, то укажите правильный ответ:

1. Первый военный пароход в России был построен в 1826 г. и получил название «Орел».

2. Наиболее древней на Руси считается Макарьевская ярмарка.

Ответ: (2 балла, по 1 за каждый верный ответ)

1. Первый военный пароход в России был построен в 1826 г., но назывался «Ижора»

2. Арская ярмарка, около Казани.

Задание № 9 (6 баллов)

1.Установите соответствие картин и их авторов.

2. Напишите фамилии художников.

3. Определите названия картин.

4. Какой из представленных художников родился на Северо-Западном Кавказе?

Ответ оформите в виде таблицы. Отвечая на вопрос 4, поставьте в последней графе таблицы соответствующую портрету художника букву.

Ответ: 6 баллов: по 0,5 за каждое верное определение названия картины, фамилии художника; 1 балл за полное верное соответствие; 1 балл за верное указание художника, рожденного на Северо-Западном Кавказе.

картины

Название картины

Буква, соответствующая портрету художника

Фамилия художника

Родился на Северо-Западном Кавказе?

«Гамаюн»

В.М. Васнецов

«Тридцать три богатыря»

М.А. Врубель

«Слово о полку Игореве»

И.Я. Билибин

«Авдотья Рязаночка»

К. Васильев

Задание № 10 (5 баллов)

I . Заполните пропуски в стихотворениях:

1. ____________________ жив в сердцах людей Урала

Его земля уральская питала

И все связала с именем его:

И голубую дымчатость металла,

И раскаленной стали торжество…. (А. Павлов)

2. Летел на битву капитан _________________________,

Как гордый сокол выше облаков

На крыльях сокола гроза летела,

Чтоб град стальной обрушить на врагов.

Но враг поджег бензиновые баки.

Раздался взрыв и вспыхнул самолет.

Казалось, что летит по небу факел,

Как метеор, в единственный полет! (В.Винников)

II . Определите (укажите фамилию), о ком идет речь в стихотворении:

1. «К чему так лаврами шатер мой украшают? –

сказал светлейший князь. – Велите прочь их снять.» –

«Пожалуйте, - ему солдаты отвечают. -

Но что же пользы в том? Ведь вырастут опять». (Н. Мациев)

2. «В его «Истории» изящность, простота
Доказывают нам, без всякого пристрастья,

Необходимость самовластья
И прелести кнута» (А.С. Пушкин)

3. В нем каждый атом

Дышит МХАТом (А. Архангельский)

Ответ: (5 баллов, по 1 за каждый верный ответ)

I . 1. Аносов.

2. Гастелло.

II . 1. М.И. Кутузов.

2. Н.М. Карамзин.

3. К. Станиславский.

Задание № 11 (3 балла)

Перед Вами два письма, связанные общим событием:

3. С точностью до десятилетия определите датировку документа. Ответ объясните.

I. «Сестрица, здравствуй! А я, слава богу, здоров. По письму твоему к ядрам и пулькам близко не хожу, а они ко мне ходят. Прикажи им, чтоб не ходили; однако хотя и ходят, только по ся поры вежливо. Турки на помощь пришли, да к нам нейдут; а чаю, что желают нас к себе. Piter.»

II. "Min Her Kenich, известно вам, государю, буди, что благословил господь бог оружие ваше государское: понеже вчерашнего дня, молитвою и счастием вашим государским, [противники] видя конечную тесноту, сдались. Piter»

Ответ: (3 балла, по 1 за каждый верный ответ)

1. Наталья Алексеевна.

2. Ромодановский.

3. 1690-e. В письмах речь идет об успешно завершившейся осаде, таким образом, поход на Азов, а не Прутский. Также в ответе может быть указано, что в 1695 г. Петр I отправился в поход, оставив Ф.Ю. Ромодановского в Москве, и в сохранившейся переписке периода Азовских походов Петр именует Ромодановского высшими титулами (Siir, Min Her Kenich, Ваше Пресветлейшество, Ваше Величество). В XVIII в. Петр I подобные обращения использует только изредка.

Задание № 12 (2 балла)

В данном задании приведен отрывок выступления политического лидера:

1. Напишите фамилию политика.

2. С точностью до месяца определите дату выступления.

«На протяжении последних двадцати пяти лет никто не был таким упорным противником коммунизма, как я. Я не откажусь ни от одного слова, которое я когда-либо говорил о нем, но все это бледнеет перед тем зрелищем, которое раскрывается теперь. Прошлое с его преступлениями, ошибками и трагедиями отступает в сторону. Я вижу русских солдат, стоящих на пороге своей родной земли, охраняющих поля, которые их отцы возделывали с незапамятных времен. Я вижу их, стоящих на страже своих домов, где молятся их матери и жены, – ибо бывают времена, когда все молятся, – о безопасности своих любимых, о возвращении своих кормильцев, своих воинов, своих защитников».

Ответ: 2 балла, по 1 за каждый верный ответ.

1) У. Черчилль

Задание № 13 (1,5 балла)

Укажите города, обозначенные на плакате цифрами

Ответ: (1,5 балла: по 0,5 за каждый верный ответ)

1. Орел, 2. Курск, 3. Белгород

Задание № 14 (4,5 балла)

Установите соответствие чинов и обращений согласно петровской Табели о рангах, последовательность запишите в соответствии от старшего ранга к младшему, например Д5, А2, В4…:

Обращения

    Титулярный советник

    Ваше высокопревосходительство

    Подполковник

    Ваше высокородие

    Генерал от инфантерии

    Ваше превосходительство

    Бригадир

    Ваше высокоблагородие

    Генерал-майор

    Ваше благородие

Ответ: (4,5 балла: по 0,5 за каждое верное соответствие, 2 балла за правильную последовательность от старшего ранга к младшему, 1 балл при одной ошибке в последовательности) В1, Д 3, Г 2, Б 4, А 5.

Задание № 15 (4 балла)

1. Назовите исторический процесс, отображенный на карте (название карты)

2. Заполните легенду карты:

3. Назовите что обозначено в легенде цифрами

4. Обозначьте даты соответствующие цифрам.

Ответ: (4 балла, по 1 за каждый верный ответ)

1. Разделы Польши (Речи Посполитой)

а. Границы Польши (Речи Посполитой) накануне разделов

б. Земли перешедшие Австрии

в. Земли перешедшие Пруссии

г. Земли перешедшие России

3. 1- первый раздел Польши,

2-второй раздел Польши,

3-третий раздел Польши

4. 1- первый раздел Польши – 1772 г.,

2-второй раздел Польши – 1793 г.,

3-третий раздел Польши – 1795 г.

Задание № 16 (7 баллов)

1. Определите элемент, соответствующий каждой из цифр.

2. Определите, кто изображен на портретах.

3.Установите соответствие цифр и букв. Объясните связь.

Ответ оформите в виде таблицы.

Перводержавную

Русь православную

Боже, храни!

Царство ей стройное

В силе спокойное! -

Все ж недостойное

Прочь отжени!

Ответ: 7 баллов: по 0,5 за каждый верно определенный элемент или портрет; 1 балл за верно установленное полное соответствие, 1 балл за объяснение.

Определение элемента

(что изображено или написано)

Буква, соответствующая портрету

Кто изображен на портрете

«Молитва русских»/ Первый официальный государственный гимн Российской империи

Малая печать/печать

Иван Грозный (личная печать)

Герб Российской Федерации

Проект российского знамени

Гимн Краснодарского края/Ты, Кубань, ты наша Родина

II . Аналитический блок (30 баллов).

Выберите одну из обозначенных дискуссионных тем по истории России. Напишите эссе, в котором:

1) продемонстрируйте уровень знания

    исторических фактов

    источников по теме

    различных взглядов на проблему в науке, художественной литературе, публицистике

2) покажите умение

    анализировать, делать выводы

    формировать и аргументировать собственную позицию

1. «Принятие христианства из Византии оторвало Русь от магометанской и языческой Азии, сблизив ее с христианской Европой. Болгарская письменность сразу позволила Руси не начинать литературу, а продолжать ее и создавать в первый же век христианства произведения, которыми мы вправе гордиться. Сама по себе культура не знает начальной даты. Но если говорить об условной дате начала русской культуры, то я считал бы самой обоснованной 988 год.» (Д.С. Лихачев).

2. «На стороне тверских князей были право старшинства и личные доблести, средства юридические и нравственные; на стороне московских были деньги и уменье пользоваться обстоятельствами, средства материальные и практические, а тогда Русь переживала время, когда последние средства были действительнее первых. Князья тверские никак не могли понять истинного положения дел и в начале XIV в. все еще считали возможной борьбу с татарами». (В.О. Ключевский)

3. «Иоанн III принадлежит к числу весьма немногих государей, избираемых провидением решить надолго судьбу народов: он есть герой не только российской, но и всемирной истории. Иоанн явился на театре политическом в то время, когда новая государственная система вместе с новым могуществом государей возникала в целой Европе. Власть королевская усилилась в Англии, во Франции, Испания, свободная от ига мавров, сделалась первостепенною державою… Россия при Иоанне III как бы вышла из сумрака теней, где еще не имела ни твердого образа, ни полного бытия государственного». (Н.М. Карамзин)

4. «Соединяя с большим умом административный талант и житейскую хитрость, Борис сумел внести в жизнь дворца и в правительственную практику совершенно иной тон и новые приемы. Пристальное знакомство с документами той эпохи обнаруживает большую разницу в этом отношении между временем Грозного и временем Бориса. При Борисе московский дворец стал трезвым и целомудренным, тихим и добрым, правительство – спокойным и негневливым. Вместо обычных от царя Ивана Васильевича «грозы» и «казни», от царя Федора и «доброго правителя» Бориса народ видел «правосудие и «строение». (С.Ф. Платонов)

5. «Царевна Софья была выдающаяся натура, достойная сестра своего великого брата. Как и Петр Великий, она обращала на себя внимание прежде всего своей внешностью: то же высокий рост, то же могучее телосложение, тот же быстрый и огненный взор, в котором светился живой природный ум, скорее мужской, чем женский. Царевна отличалась тою же страстностью, той же стремительностью нрава, тою же жестокостью и смелостью и тою же неразборчивостью в выборе средств для достижения поставленной цели… С тем же чисто революционным пренебрежением к старым обычаям… царевна выступила из тишины тесного терема, увлеклась политикой, сначала действуя как скрытая пружина политической борьбы, а затем открыто ухватилась за власть». (М.М. Богословский).

6. «Необычным был его путь восхождения его к могуществу, славе и богатству – пирожник стал вторым лицом в государстве. Незаурядными были дарования этого человека, в полной мере раскрывшиеся на военном и административном поприщах. Не оставляет равнодушным падение князя, последние годы жизни, проведенные в полной безвестности в далеком Березове. Среди сподвижников царя Меншиков занимал особое место и по талантам, и по реальному вкладу в преобразования. Интересен он и как личность – личность нового времени, пробужденная к жизни реформами царя-преобразователя». (Н.И. Павленко)

7. «Павел всегда останется психологической задачей. С сердцем добрым, чувствительным, душею возвышенною, умом просвещенным, пламенною любовию к справедливости, духом рыцаря времен протекших, он был предметом ужаса для подданных своих. Остается неразрешенным вопрос: хотел ли он быть действительно тираном, или не выказали ли его таким обстоятельства?». (Я.И. де Сангелен)

8. «Подводя итоги этому замечательному тридцатилетию, мы должны признать, что правительственная система императора Николая I была одной из самых последовательных попыток осуществления идеи просвещенного абсолютизма. Император Николай по своим взглядам не походил на Людовика ХIV и никогда не сказал бы, как тот: “L’Etat c’est moi!”;

напротив, он неоднократно высказывал, что почитает себя первым слугой государства; но воле этого первого слуги должны были безропотно подчиняться все остальные». (А.А. Корнилов)

9. «Наука отведет Императору Александру III подобающее место не только в истории России и всей Европы, но и в русской историографии, скажет, что Он одержал победу в области, где всего труднее достаются эти победы, победил предрассудок народов и этим содействовал их сближению, покорил общественную совесть во имя мира и правды, увеличил количество добра в нравственном обороте человечества, ободрил и приподнял русскую историческую мысль, русское национальное самосознание, и сделал все это так тихо и молчаливо, что только теперь, когда Его уже нет, Европа поняла, чем Он был для неё». (В.О. Ключевский)

10. Что еще мы имеем от Англии? Массу восторгов по поводу мужества и патриотизма советского народа, по поводу блестящих боевых качеств Красной Армии. Это, конечно, очень приятно … но уж слишком платонично. Как часто, слыша похвалы, расточаемые по нашему адресу, я думаю: "поменьше бы рукоплесканий, а побольше бы истребителей"! В учете всего сказанного выше надо ли удивляться чувствам недоумения и разочарования, которые сейчас все больше закрадываются в душу советского человека? Ведь фактически так выходит, что Англия в настоящий момент является не столько нашим союзником, товарищем по оружию в смертельной борьбе против гитлеровской Германии, сколько сочувствующим нам зрителем». (И.М. Майский)

11. «Свершилось великое событие: впервые в истории человек осуществил полет в космос"!.. Это – беспримерная победа человека над силами природы, величайшее завоевание науки и техники, торжество человеческого разума. Положено начало полетам человека в космическое пространство. В этом подвиге, который войдет в века, воплощены гений советского народа, могучая сила социализма» («Известия», № 88. 1961).

12. «Чтобы объяснить основные причины поражения Горбачева, достаточно вспомнить одно из лучших высказываний Макиавелли: «Нет ничего труднее, ничего, вызывающего больше сомнений в успехе, ничего опаснее в осуществлении, нежели возглавить введение новых порядков». (Дж. Боффа)

Критерии оценивания эссе

Каждый из критериев оценивается по шкале 0-5 баллов

Максимальный балл за задание – 30.

I. Знание исторических фактов

II. Знание исторических источников по теме

III. Знание историографии проблемы, взглядов на проблему в художественной литературе и публицистике

IV. Умение анализировать, делать выводы

V. Умение формировать и аргументировать собственную позицию

VI. Внутреннее смысловое единство, логика изложения, соответствие теме

критерий

Iэтап Всероссийской олимпиады по истории 2010-2011 учебный год 11 ... , который предложено включить в книгу по истории России для иностранцев, владеющих русским...

  • Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по истории 2010/2011учебного года

    Документ

    Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по истории 2010/2011учебного... 2 Б.А. Рыбаков Б Курс русской истории 3 В.Л. Яшин В История второй русской революции 4 П.Н. Милюков... положений. 3)Используя знания по истории , отметьте, добились ли...

  • Рекомендации для проведения Муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории

    Документ
  • Последние материалы раздела:

    Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
    Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

    ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

    Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
    Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

    Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

    Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
    Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

    Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....