Были запрещены тайные общества и масонские ложи. О запрещении тайных обществ и масонских лож

13 января 1822 года в России запретили деятельность всех тайных обществ и масонских лож, а в 2007 году самая загадочная организация мира вновь открыла свою ложу в России. Сегодня в неё уже входят около 400 человек. В обзоре сайта "Культурология " собраны факты о масонах в России. Предлагаем читателям ИА "Амител" с ними ознакомиться.

Масонство, история которого насчитывает 300 лет, и сегодня остаётся самой закрытой организацией. Масонам приписывают несметные богатства, невероятное влияние в мире, тайные заговоры, революции и свержение правителей.

История масонства

Масонство зародилось в Лондоне 24 июня 1717 года. В тот день 4 ложи, в которые входили ремесленники и которые назывались по тавернам, где ремесленники собирались — "Яблоко", "Корона", "Виноградная кисть", "Гусь и противень", — объединились и стали Великой ложей Лондон. Позже в братство "вольных каменщиков" начали вступать знать, коммерсанты и интеллигенция. Этот день и сегодня члены ложи отмечают как главный масонский праздник.

Некоторые историки утверждают, что в России масонство появилось в середине XVIII века, а его основателями были Петр I и его соратники Франц Лефорт и Патрик Гордон. Но документального подтверждения эта версия не имеет.

Женщинам в масонство путь закрыт

Известно, что российская масонская ложа собирается раз в месяц. У кандидата в масоны должны быть рекомендации 2-3 "братьев". Обязательное условие – пройти "опрос под повязкой" (на глазах). Главный вопрос, который задают претенденту, – его мотивы вступления в ложу. Голосование проходит белыми и чёрными шарами. Если кандидат набрал 3 чёрных шара, то для него закрыт доступ не только в масонскую, но и в любую другую тайную ложу.

На заседании ложи действующие её члены читают доклады морально-философского характера, так называемые "зодческие работы". После официальной части – агапа (ужин). Первый тост масоны обязательно поднимают за Россию, второй – за президента России, а третий – за ложу. Женщин в "вольные каменщики" не принимают.

Масонские символы связаны со строительной тематикой

Масонские символы связаны в своём большинстве со строительной тематикой: линейка и отвес – символ равенства сословий, молоток — символ того, что члены ложи не отказываются от профанской жизни, циркуль — символ общественности, угломер – символ справедливости. Кроме этого, масонскими символами считают пятиконечную и шестиконечную звезды, треугольник с помещенным внутрь всевидящим оком, круглую шляпу, гроб, череп, кости, камень и проч.


Масонские символы можно увидеть на российских медалях и монетах царского времени. Существует мнение, что герб СССР содержит сразу несколько масонских символов. Молот – один из главных атрибутов масонства, серп — символ смерти, а пересечение двух этих символов трактуется как установление и удержание власти масонов при помощи самых жестоких самых кровавых репрессий. Колосья пшеницы приверженцы этой версии трактуют как символ богатства, денег и процветания.

Если говорить о других странах, то масонский знак есть и на долларовой купюре США. Впрочем, принадлежность большинства американских президентов к масонству сегодня не вызывает сомнения.


На украинской купюре достоинством 500 гривен — "Всевидящее Око". Этот элемент является частью рисунка "Пифагоров треугольник" украинского поэта и философа Григория Сковороды. На украинской монете достоинством 1 гривна (выпуск 2001 года) есть акация, которая является священным деревом масонов и обозначает бессмертие.

В российских столицах можно проводить экскурсионный тур по масонским достопримечательностям


Знатоки архитектуры Москвы уверены, что в российской столице вполне можно организовать тур "Москва масонская". До нашего времени сохранились здания с масонскими символами, возведённые в XVIII веке архитектором-масоном Василием Баженовым: усадьба "Царицыно" и Путевой царский дворец на Ленинградском шоссе. Есть масонские знаки и на особняке известного масона князя Гагарина в Гагаринском переулке, и на старом здании МГУ на Моховой.


Но всё же самым масонским городом России является Санкт-Петербург. В культурной столице России и сегодня сохранено несколько тысяч масонских артефактов: Строгановский дворец, Казанский собор, Михайловский замок, купола Троицкого собора – на каждом из этих зданий есть масонские знаки и символы.

У масонов есть тайные знаки

Ни одна из масонских лож не примет приезжего масона без рекомендательного письма или телефонного звонка из "братской ложи". Обнаружив в своём кругу чужака, масоны, предупреждая друг друга, говорят: "Дождь идет". Призыв всемирной пионерской организации "Будь готов!" — чисто масонский девиз.

Масоны называют немасонов "профанами"

Слово "профан" по отношению к не членам тайной ложи масоны используют в его первоначальном смысле – "pro fane", что означает "стоящий у порога". Это указывает, что человек не посвящен в тайны Ордена. Поэтому "профан" у масонов — слово не оскорбительное. Да и словарь Ожегова трактует это слово как "несведущий в какой-либо области".

Среди российских масонов были Пушкин и Керенский


Алгоритма, по которому можно вычислить принадлежность человека к масонской ложе, не существует. Списки своих членов эта тайная организация хранит в строжайшей тайне. Если сам человек открыто не подтвердил, что он состоит в ложе, то получить достоверный ответ на вопрос о масонстве невозможно.

По неподтверждённым сведениям, масонами были Пушкин, Кутузов, Радищев, Суворов, Фонвизин, Карамзин, Муравьев-Апостол, Рылеев, художник Брюллов, Петлюра, композитор Римский-Корсаков, князья Волконские, Голицыны, Вяземские, Трубецкие, Куракины, Разумовские.

Интересный факт
Любимый композитор масонов – Моцарт. По легенде, он был отравлен, поскольку раскрыл масонские тайны в своей "Волшебной флейте". Когда "Волшебную флейту" исполняют в Венской опере, несколько десятков человек в зале обязательно встают — это масоны.

13 августа 1822 г. государь Александр I подписал рескрипт «О запрещении тайных обществ и масонских лож». Масонские ложи в России возникли ещё в первой половине 18 столетия. Их запрещали при Екатерине II и Павле I, но они продолжали свою деятельность. Правительство Александра первоначально разрешило деятельность масонства в России, пытаясь поставить их под контроль и даже использовать в своих целях.

Однако вскоре Александр понял, что цели масонов радикально расходятся с национальными интересами. В Российской империи стали возникать конспиративные ложи «высших степеней», а само масонство оказалось тесно связанным с деятельность подрывных структур, в том числе «декабристов». Деятельность масонов наносило вред государству и православию. Поэтому император Александр попытался пресечь деятельность тайных структур в империи.

Официальной датой появления масонских лож считается середина XVIII века. Хотя некоторые исследователи считают, что тайные организации стали осваивать территорию России ещё в 17 столетии, среди основателей масонства в Русском государстве называют Петра I и его соратников Франца Лефорта и Патрика Гордона. В 1731 году гроссмейстер Великой Лондонской ложи лорд Ловель назначил капитана Джона Филипса Провинциальным Великим Мастером для Российского государства. Первоначально большинство членов масонских лож в России были иностранцами - офицерами и купцами. Но затем число русских в масонских ложах значительно выросло. В 1750-е годы с столице империи действовала ложа под руководством графа Р. И. Воронцова (активный участник дворцового переворота 1741 года, один из богатейших людей империи).

В 1772 году Провинциальным Великим Мастером стал Иван Перфильевич Елагин. Он преобразовал существовавшие к тому времени в Российской империи ложи в единую систему (в неё вошли до 14 лож). Масоны действовали в Москве, Петербурге, Владимире, Архангельске и других городах. В 1770-е годы в России возникла ещё одна система масонских лож - «Шведская» или «Циннендорфская система» (она была основана П.-Б. Рейхелем). В 1777 году Петербург посетил с визитом шведский король, который вместе со своим братом стоял во главе шведских масонов. Шведский монарх посетил собрания российских франкмасонов и посвятил в масонство великого князя Павла Петровича. В 1770-е годы в масонских кругах под началом графа Н. И. Панина рождается идея установить в России конституционную монархию по английскому образцу. Для этого предполагалось свергнуть и убить Екатерину II.

В начале 1780-х годов важным центром масонства стала Москва. Главную роль в истории Московского франкмасонства сыграли две ярких личности - Н. И. Новиков и И. Шварц. Масоны под началом Новикова развили бурную деятельность по распространению масонской и другой «просветительской» литературы. Государыня Екатерина II стала подозревать масонов в подрывной деятельности. Она предписала провести несколько обысков, изучить книги масонов на предмет опасности для государства. В 1786 году у масонов было отнято школьное и больничное дело, часть подозрительной литературы была запрещена. Масонская литература была признана более опасной, чем издания французских энциклопедистов. Однако Новиков продолжал издавать масонские книги. После назначения князя Прозоровского в Москву деятельность масонов была взята под строгий контроль. В 1791 году была ликвидирована Типографическая компания. В следующем году были опечатаны книги, часть которых была запрещена и издавалась и продавалась вопреки запрету властей. В 1794 году масонство было запрещено. Новикова арестовали, его держали в Шлиссельбурге до 1796 года. Остальных масонов наказали весьма мягко. Так, князь Трубецкой и Тургенев были сосланы в их же деревни, с запрещением переезда. Другие вообще отделались легким испугом. Масонство на время притихло.

Государь Павел во многом действовал в пику царствованию матери, поэтому первоначально проводил либеральную политику в отношении масонства. Новиков был освобождён, с Лопухина сняли надзор, разрешил свободное передвижение Татищеву и Трубецкому и т. д. Многие масоны были награждены. Сам император «заигрывал» с Мальтийским орденом, пытаясь «играть» по европейским правилам. Однако он не разрешил возобновить деятельность ордена вольных каменщиков в империи. Надо сказать, что практически все основные участники убийства государя Павла I были масонами или связаны с ними. Павел, несмотря на свои игры с европейским масонством, стал проводить национально ориентированную политику, бросил вызов Англии, поэтому его и устранили.

В царствование императора Александра I деятельность масонских лож была восстановлена. В Петербурге была основана «Великая ложа Астрея» (её создали по английскому образцу - по примеру Великой Ложи Англии). Её Великим Мастером стал граф В. В. Мусин-Пушкин. Среди масонов были многие будущие «декабристы», в том числе и руководитель Южного общества декабристов - Павел Пестель. К моменту закрытия в 1822 году Великая Ложа Астрея насчитывала 19 лож, а её конкурент Великая Провинциальная Ложа - 7 лож. Суть масонства в России хорошо показывает восстание декабря 1825 года (среди лидеров восставших преобладали масоны). Вопреки навязанному советским и российским жителям мнению о «декабристах, как «рыцарях без страха и упрёка», это были настоящие «враги народа». Они планировали не только превратить Россию в слабое децентрализованное государство (конституционную монархию или республику), но и расчленить её на федерацию (или конфедерацию) из нескольких самостоятельных, обособленных территорий. Царская династия подлежала уничтожению. Россия в случае победы «декабристов» была бы превращена в легкую добычу западных колониальных империй.

В дальнейшем деятельность масонства ушла в подполье, переместившись в культурную сферу. Только в правление государя Николая II их деятельность была легализована. Это стало ещё одной ошибкой правительства Николая II. Значительная часть высокопоставленных участников Февральской революции («февралистов») были масонами. Они мечтали переделать Россию по образцу Англии или Франции. Их деятельность привела к развалу империи и миллионам жертв.

Все слышали про масонов и их таинственные ложи, которые якобы контролируют власть по всему миру. О том, каково же было их реальное влияние на политику в Российской империи, рассказывается в статье Юрия Кондакова.

В XVIII - начале XX века в России действовал широкий спектр тайных обществ самого разного рода. К их числу можно отнести секты, Ордена, масонские ложи, политические организации. Кроме того, в разное время в России существовали тайные общества, участники которых скрывали свою деятельность по причине ее несоответствия моральным нормам. К их числу относились существовавшие при Екатерине II «Евин клуб» и при Александре I общество «Свиней». Несомненно, действовали схожие организации и в начале XX века. Тайный характер могли носить клубы, студенческие и профессиональные союзы. Однако о каком-либо их влиянии на политику и говорить не приходится. Особняком стоят тайные националистические организации, боровшиеся за независимость различных народов России. Политические задачи ставили перед собой Ордена тамплиеров, розенкрейцеров, иезуитов, революционные организации. На мировоззрение государственных деятелей могло оказывать влияние их многолетнее участие в масонских ложах и сектах. Именно эти тайные организации и будут в центре данного очерка.

В условиях монархии влияния на политику страны можно было достичь, воздействуя на императора и крупных государственных чиновников. Был и другой путь - организация общественных движений или создание определенных настроений в массах. Таким путем шли революционные организации, некоторые секты и религиозные общества. Масонские ложи и Ордена применяли в своей практике оба метода. Итоги этой деятельности в России и предстоит оценить.

Рост количества тайных организаций в России начался во второй половине XVIII века. В это время в России появился ряд «национальных» сект - духоборы, скопцы, хлысты. Несмотря на то, что некоторые из сект, например, духоборы, могли быть организованы квакерами, дальнейшей связи с зарубежьем они не имели. Их последователи ставили перед собой чисто религиозные задачи и действовали в нижних слоях общества. При этом Александр I, благосклонно относившийся к сектантам, лично посетил главу скопцов Кондратия Селиванова. Лица из окружения императора входили в секту Н.Ф.Татариновой, практиковавшей элементы практики хлыстов. На определенном этапе снисхождение властей привело к расширению влияния сект. Несколько иная ситуация складывалась в России вокруг сект, куда входили немецкие подданные, часто они занимали видные посты. Заметную роль в этом отношении играли гернгутеры. В 1764 году Екатерина II подарила дом в С.-Петербурге приезжавшим в Россию сектантам, получили они и земли на Волге (колония Сарепта). В Московском университете гернгутеры действовали одновременно с розенкрейцерами. Гернгутер И.И.Виганд вспоминал о том, что он был принят на службу в университет по протекции розенкрейцера И.Г.Шварца, который перед смертью выражал желание стать гернгутером. 1 В XIX веке граф К.А.Ливен, попечитель Дерптского университета, был политическим противником министра духовных дел и народного просвещения А.Н.Голицына. Столкновение произошло именно на религиозной почве. В последние годы царствования Александра I целый ряд крупных чиновников входил в секту И.Е.Госснера, действовавшую в С.Петербурге. В начале века общество «духовидцев» «Народ божий» в столице образовал граф Т.Лещиц-Грабянка. Хотя он сам был арестован и умер в тюрьме, один из его последователей - князь А.Н.Голицын - продолжил собрания общества. Совершенно неожиданно «Общество Грабянки» или «Народ божий» продолжило свои работы и при Николае I до естественной смерти его участников. Несмотря на то, что вышеуказанные секты имели иностранное происхождение и вовлекали в свои ряды крупных чиновников, политических задач их члены перед собой не ставили. Ни о каком единстве сектантов речи идти не могло. Каждое направление считало лишь себя «избранниками Божьими» и критиковало конкурентов.

Иную картину представляют политические организации, преследовавшие революционные цели. Одними из первых на российскую арену вышли декабристские организации «Союз спасения», «Союз благоденствия», «Северное» и «Южное» общества. В их задачи входило изменение политического строя в стране путем военного переворота. В царствование Александра II крупнейшими революционными организациями были «Земля и воля», «Черный передел», «Народная расправа». В конце XIX века в России появились подпольные политические партии, ставившие своей целью свержение монархии. В ряде случаев оппозиционные политические течения получали поддержку из-за рубежа. Уже классической стала теория, согласно которой за спиной революционных организаций стоял общий управляющий центр. Чаще всего руководящей силой называют масонов.

Масонские ложи, Ордена тамплиеров и розенкрейцеров начали активно действовать в России с середины XVIII века. Особняком стоял Орден иезуитов, ставивший своей целью защиту католической церкви, в том числе и от масонов. Иезуиты внедрялись в организации масонов, пытались навязать им христианскую догматику. До сих пор существует мнение, что иезуиты были причастны к созданию Орденов неотамлиеров и золотых розенкрейцеров. Участвовали иезуиты и в политических интригах. В 1762 году Орден был запрещен во Франции, а в 1767 году об упразднении Ордена объявил король Испании. Екатерина II разрешила иезуитам, находящимся на территории Российской империи, продолжать свои работы. Иезуиты пытались влиять на политическую ситуацию в России при Павле I и Александре I. По легенде, в день перед убийством Павла генерал иезуитов Грубер не успел подписать у него указ о подчинении РПЦ Римскому Папе. Считается, что перед смертью Александр I послал с той же целью к Римскому Папе своего адъютанта Мишо-де-Боретур. Однако участившиеся совращения православных в католицизм привели к тому, что в 1815 году Орден выслали из столицы Российской империи, а в 1820 - из страны. В это время Римский Папа уже возобновил деятельность иезуитов в Европе. Их перу принадлежало множество антимасонских произведений. Крупнейшими из них был труды Огюстена Баррюеля (1741-1820) - «Волтерианцы, или история о якобинцах, открывающая все противохристианские злоумышления и таинства масонских лож, имеющие влияние на все европейские державы» в 12-ти томах и их сокращенный вариант - «Записки о якобинцах, открывающие все противохристианские злоумышления и таинства масонских лож, имеющие влияние на все европейские державы», переведенные и изданные в России. Вероятнее всего, иезуитами был составлен документ, хранившийся в архиве великого князя Константина Павловича. Его приводил в своей статье «Декабристы масоны» Семевский: «Франкмасоны должны усиливаться и умножаться в тени тайны и повторять страшные клятвы о праве мстить даже оружием за нарушение обещания хранить ее, в обществе же следует выставлять правило, что они не совершают ничего противного закону религии и нравам. И эта тайна величайшей важности должна храниться лишь в ложе 5-й степени, составленной из одних архитекторов, предназначенных для управления и восстановления постройки храма Соломона. Всем же остальным скажут только, что в нашем обществе особенно советуют оказывать помощь и милосердие друг к другу». Насколько правдоподобен это отрывок из неизвестного масонского документа, будет видно из последующего краткого обзора истории масонских лож и Орденов.

Масонское движение, пришедшее в Россию в XVIII веке, никогда не было единым. Между различными течениями царила жестокая конкуренция. В России в своем развитии масонские системы следовали в европейском русле. Первые русские ложи работали по «английской» системе под руководством И.П.Елагина. Их работы проходили только в трех степенях, были просты и практически не документировались. Зарубежная ложа, от которой получались разрешения на работы и установочные документы, контролировала лишь соответствие работ масонским уставам. Никаких распоряжений из-за рубежа Елагин не получал.

Все изменилось с появлением в России систем высших степеней. Наиболее влиятельным из них был устав «строгого наблюдения», скрывавший в себе восстановленный Орден тамплиеров. В 1754 году устав был введен в Германии бароном К.Хундом. Основная идея была в том, что рыцари Ордена тамплиеров сохранились в Шотландии и продолжали хранить тайные обряды и реликвии Иерусалимского храма. Их усилиями, якобы, было создано масонство, ими же и управляемое. Руководство Ордена называли «тайные начальники». Уже в шестой степени посвященный становился рыцарем-тамплиером. В Ордене царила жесткая дисциплина и обязательность повиновения младших старшим, принимались только христиане. Тамплиеры мечтали возродить Орден в полном объеме и вернуть ему земельные владения. В связи с этим в различные Провинции Ордена (в разные страны) направлялись директивы, призванные консолидировать усилия рыцарей. В России свои ложи открывали немецкие и шведские Провинции Ордена. В 1763-1765 годах в С.-Петербурге капитул системы «строгого наблюдения» открыл И.А.Штарк. В 1779 году берлинская ложа «Трех глобусов» (строгое наблюдение) открыла в Москве ложу «Трех знамен».

Сильное влияние на ситуацию в русском масонстве оказала привезенная в 1777 году А.Б.Куракиным «шведская» система. Ее устройство напоминало «строгое наблюдение» и также включало степени рыцарей-тамплиеров. В то время, когда «шведская» система пришла в Россию, ее глава герцог Карл Зюдерманландский заключил соглашение с системой «строгого наблюдения» и стал гроссмейстером ряда провинций (он реформировал «шведскую» систему по образцу «строгого наблюдения»). Вслед за этим герцог объявил, что Россия входит в подчинение возглавляемой им Шведской провинции. От русских лож стали требовать отчеты в работе, перечисления денежных средств и назначения иностранцев на руководящие посты. В 1780 году герцог Зюдерманландский возглавлял шведский флот в войне с Россией. Контакты российских масонов со Швецией вызвали негодование Екатерины II. Начались полицейские проверки лож, некоторые из них должны были закрыться. Чувствуя непрочность своего положения, лидеры трех лож матерей разного подчинения, А.П.Татищев, Н.Н.Трубецкой и Н.И.Новиков, договорились в Москве о том, чтобы избавиться от шведского владычества. Поступками герцога Зюдерманландского были недовольны и в Германии. Глава шотландских лож системы «строгого наблюдения» герцог Фердинанд Брауншвейгский объявил о созыве масонского конвента в Вильгельмсбаде с целью обсудить дальнейшее развитие системы. Первоначально конвент был назначен на 1781 г., но состоялся летом 1782 года. Российские «братья» соединившихся трех лож матерей послали в Берлин И.Г.Шварца, который убедил Ф.Брауншвейгского представлять на конвенте их интересы. Несмотря на то, что Вильгельмсбадский конвент вынес решение о том, что тамплиеры не являются основателями масонства, и учредил новую систему, «шведская» система в России продолжала с перерывами существовать в России до запрета лож в 1822 году.


В разное время в России действовали и другие системы - «мелиссино», «рейхелева», «исправленный шотландский устав». Несмотря на то, что каждая из них была популярна в свое время, последствий для российского масонского движения они не имели и в XIX веке уже не практиковались (за исключением единичных лож). Совершенно иначе обстояло дело с «розенкрейцерской» системой, привезенной И.Г.Шварцем из Берлина в 1782 году. Орден золотого и розового креста появился в Австрии и Германии в середине XVIII века. Его руководители утверждали, что их братство действовало скрытно с глубокой древности и было известно в Европе под именем розенкрейцеров. Орден имел сложную структуру и был связан строгой дисциплиной. Главным занятием розенкрейцеров была алхимия, но они имели и политические цели. Орден предполагал, что в 1856 году должно произойти Второе Пришествие и к этому событию было необходимо готовить мир. Розенкрейцеры пытались вовлечь в свои ряды коронованных особ, войти в их окружение и направлять политику. В 1782 году центр Ордена находился в Берлине во главе с прусскими масонами И.Х.Вельнером, И.Р.Бишофсвердером и И.Х.Теденом. Именно они и курировали новую русскую секцию. Из Берлина в Россию потоком шли инструкции, распоряжения, информационные послания. Вскоре российское отделение Ордена возглавил присланный из Берлина барон Г.Я.Шредер. За короткий период времени розенкрейцеры смогли установить контроль над большинством российских лож и вошли в контакт с наследником престола Павлом Петровичем. Такая активность испугала Екатерину II, и на российских масонов обрушились репрессии. В 1786 году по негласному запрету императрицы прекратили работу практически все ложи. Однако розенкрейцеры не подчинились запрету и продолжали сои собрания в «тесном кругу». Итогом в 1792 году стал арест их лидеров и заключение Н.И.Новикова в Шлиссельбургскую крепость.

С воцарением Павла I запреты с розенкрейцеров были сняты, некоторые из них были вознаграждены и приближены к престолу. Но возобновить работу лож новый император не разрешил. Вновь масоны начали открыто собираться лишь при Александре I. В этот период на первое место вышли руководители «шведского» и «французского» уставов. Масонство стало модой и широко распространилось в высшем свете. В XIX веке розенкрейцерам так и не удалось восстановить своего влияния, так как их лидеры Н.И.Новиков и И.А.Поздеев не смогли поделить между собой власть. В этот период активных связей с зарубежными центрами русские масоны не имели. Опасность пришла с другой стороны. Тайные организации, созданные в армии и гвардии (декабристы), взяли за основу устройство масонских лож и даже пытались использовать некоторые ложи в своих целях. Итогом стал целый ряд жалоб императору от лидеров масонов, призывавших навести порядок в движении. В 1822 году ложи и тайные общества в России были запрещены. Чиновники дали подписку больше к ним не принадлежать. Поскольку запрет прошел, формально ни прекратить собрание лож, ни предотвратить восстания декабристов не удалось.

После 1822 года в России продолжали работы только розенкрейцеры. Их московская группа просуществовала до начала XX века. Крупных чиновников и политических деятелей среди розенкрейцеров того времени не было, поэтому они могли оказывать лишь морально-культурное влияние на общество. Во второй половине XIX века среди россиян появились масоны, прошедшие посвящение в европейских странах. В 1906-1910 году с санкции «Великого востока Франции» ложи открыли работы и в России. Эта масонская организация провозглашала ориентацию на защиту либеральных ценностей, борьбу с самодержавием и допускала в свои ряды атеистов. Большая часть россиян, вошедшая в ряды масонов (в основном профессура), не желала активно включаться в революционную работу, ограничиваясь морально-нравственными исканиями. По этой причине радикально настроенные лидеры движения в феврале 1910 года объявили об усыплении масонских лож в России. В результате в новую организацию «Великий восток народов России» вошло всего 37 человек из 97 масонов. Во главе стал кадет Н.В.Некрасов, в новых ложах использовали упрощенный ритуал, делали политические доклады и обсуждали политические вопросы. Все, что касается «подготовки масонами Февральской революции», пока не может быть подтверждено документально. Считается, что уже в 1916 году ими был подготовлен состав нового правительства. «Великий восток народов России» объединил под своим руководством разнородные политические силы. Военные, великие князья, литераторы, социалисты входили в разные ложи на уровне руководства. Воспользовавшись крушением самодержавия, масонам удалось привести к власти в России своих людей (часть членов «Временного правительства»). Дальше последовал крах. Хочется заметить, что в отличие от большевиков масоны не сотрудничали с немцами, врагами России. Напротив, на них делали ставку союзники, заинтересованные в том, чтобы Россия продолжала войну (и не меньше в том, чтобы России не было среди стран-победителей). Однако именно масоны, а не большевики, сделали все, чтобы покончить с монархией. Хочется верить, что эти люди были ослеплены надеждами на новое демократическое будущее страны и переоценили собственные силы. До начала 30-х годов в СССР продолжали существовать разрозненные масонские группы, пока с ними не покончило ОГПУ.

С начала XVIII века масонство начало распространяться в Европе. С самого начала это вызвало негативную реакцию официальных церквей и монархов. В 1738 году эдикт против масонства выпустил папа Климент XII. Католикам было запрещено вступать в ложи под страхом отлучения от церкви. В последующие годы масонство было запрещено в Испании (1740), Португалии (1743), Австрии (1766), в последнем случае запрет касался и розенкрейцеров. Несмотря на репрессивные мероприятия, европейская аристократия продолжила активно участвовать в работах масонских лож. Мода на масонство стала столь устойчива, что в движении принимали участие, а иногда и пытались его возглавить европейские монархи. В Швеции во главе масонов стал герцог Карл Зюдерманландский (позднее шведский король). В Пруссии брат Фридриха II герцог Фердинанд Брауншвейгский возглавил шотландские ложи устава «строгого наблюдения». Во Франции великим мастером «Великого востока Франции» стал герцог Орлеанский Луи-Филипп I. Самое «крупное приобретение» сделали розенкрейцеры. Им удалось привлечь в орден наследника прусского престола Фридриха Вильгельма II, в 1786 году ставшего прусским королем. Министрами нового правительства стали лидеры розенкрейцеров Вельнер, Бишофсвердер, Дю Босак. Их владычество оказалось недолгим и малопродуктивным. После смерти короля в 1797 году они утратили должности, а с ними и влияние на политику.

Схожие процессы проходили и в России. При Елизавете Петровне правительство обратило внимание на масонские ложи и повело против них борьбу. Однако уже Петр III, как рьяный последователь масона Фридриха II (выдающегося государственного и военного деятеля), открыл ложу в Ораниенбауме. Правление нового императора длилось недолго, и сместившая его с трона Екатерина II предприняла расследование масонской деятельности мужа (неизвестно, чем закончившееся). Императрицу должно было неприятно поразить то, что масоном оказался сподвижник поручика В.Мировича А.Ушаков (утонувший в реке и не принявший участия в попытке освобождения Иоанна Антоновича). Думается, не случайно в первые годы правления Екатерины II русских масонов возглавил ее ставленник и доверенное лицо И.П.Елагин. Первое время императрица спокойно относилась к масонам, тем более что в ложах состояли и любимые ею «просветители». Все изменилось, когда в Россию стали приходить системы высоких степеней. Уже в директивах, получаемых русскими масонами от Карла Зюдерманландского, предписывалось обратить особое внимание на наследника престола Павла Петровича, предполагалось избрать его главой российских масонов. Императрица не собиралась передавать престол своему сыну. Крупными масонами были приближенные Павла Петровича А.Б.Куракин, Н.И.Панин, Н.В.Репнин. Глава капитула «Феникс» Бебер в своей записке о масонстве рассказывал, что «шведская» система возбудила подозрения Екатерины II. Она приказала опубликовать в России французскую сатирическую брошюру о масонах «Противонелепое общество». Затем обер-полицмейстер, сам масон, посоветовал «братьям» закрыть свои ложи. Лидеры «шведской» системы А.Б.Куракин и Г.П.Гагарин были удалены из С.-Петербурга. 2

Следующий виток участия русских масонов в политике был связан с введением в России Ордена розенкрейцеров. Пока не обнаружено указаний, присылавшихся в Москву из Берлина, однако можно проследить основные направления развития российской секции Ордена. Еще до принятия розенкрейцерства Н.И.Новиков и его товарищи взяли в аренду университетскую типографию и наладили перевод, издание и распространение масонской литературы. Были открыты Переводческая и Филологическая семинарии, где обучались студенты университета. Один за другим открывались журналы и создавались различные общества. По решению Вильгельмсбадского конвента Н.И.Новиков и его товарищи получили монопольное право открывать в России ложи «Исправленного шотландского устава». Ими были сформированы управляющие органы «Провинция» и «Капитулы». Место Провинциального Великого Мастера было оставлено вакантным, в надежде, что его соблаговолит принять наследник престола Павел Петрович. 3 Розенкрейцерам удалось взять под контроль большую часть руководителей российских масонских лож. Особое внимание они обратили на Павла Петровича и его окружение. В орденские структуры вошли приближенные великого князя С.И.Плещеев и Н.В.Репнин. С самим Павлом Петровичем поддерживал связь архитектор В.И.Баженов.

На следствии Н.И.Новиков рассказывал, что В.И.Баженов принес ему запись своего разговора с Павлом Петровичем. Новиков посчитал доставленный ему материал настолько опасным, что сразу хотел сжечь, но переписал и отправил берлинскому руководству. Записка, составленная Баженовым, была представлена Екатериной II великому князю. Павел Петрович ответил письменно: «С одной стороны этот документ представляет собой нагромождение бессмысленных слов, с другой – он явно составлен со злым умыслом». 4 Императрица согласилась, что в «записке» находится клевета. Как показывают воспоминания Г.Я.Шредера, руководство розенкрейцеров в Берлине очень интересовалось Павлом Петровичем и его окружением. Екатерину II пугали контакты масонов с великим князем. Она пристально следила за происходившим в Пруссии вокруг Фридриха Вильгельма II. Императрица негодовала на то, что нового короля морочат его советники-розенкрейцеры (вызывали дух его отца). Итогом стал негласный запрет, наложенный на работу лож в России в 1786 году. Полицейские власти обошли помещения лож и предупредили их мастеров о том, что если они не прекратят работы, к ним будут применены статьи «Устава благочиния». Ложи закрылись, но розенкрейцеры продолжили свои собрания. Итогом стал арест Н.И.Новикова и привлечение к следствию его товарищей.

Конец XVIII века стал ареной ожесточенной борьбы между сторонниками различных систем масонства. Ни о каком общем управлении тайными организациями в этот период говорить не приходится. Особенный резонанс вызвало разоблачение Ордена иллюминатов, в результате его название стало нарицательным. Даже в XIX веке российские розенкрейцеры предупреждали своих последователей о кознях иллюминатов. Ярким примером борьбы в среде масонов является послание розенкрейцерской ложи «Фридриха к золотому льву» на Вильгельмсбадский конвент в 1782 году. «Братья» обрушивались на своих бывших товарищей, отколовшихся от розенкрейцеров и создавших собственный Орден рыцарей истинного света. Розенкрейцеры именовали «рыцарей света» «сатанинскими учениками, в своих чудесах копирующими Бога». Они были убеждены, что «рыцари света» проникнут на конвент и помешают его работе. 5 Другой пример - это отзывы И.П.Елагина о последователях «Карлсбадской системы» (так он называл розенкрейцеров). Главными обвинениями «Карлсбадской системе» были следующие: корысть ее членов, суеверие, привлечение высокопоставленных чиновников, запрет вступления в ложи масонам других систем. Среди характерных черт общества И.Г.Шварца Елагин указывал на то, что его членам предписывается «непрестанно» читать Ветхий и Новый Заветы, открывать училища, где преподают «братья». Елагин сравнивал «Карлсбадскую систему» с Орденом иезуитов. 6 Жестокой критике порядки в розенкрейцерских ложах подвергал ритор ложи «Трех знамен» И.Ф.Вигелин. В письме неизвестному лицу он порицал ханжество и корысть «братьев». «Теперь братьям были предписаны молитва, пост, умерщвление плоти и другие упражнения. В порядке дня стали мечтания, суеверия, чудеса, сумасбродство вокруг адептов. Разум был отвергнут, ему объявили войну; тех, кто за него держался, отстранили и даже преследовали ненавистью. Распространялись пошлейшие, абсурднейшие сказки; воздух был насыщен сверхъестественным; говорили только о явлении призраков, божественном воздействии, чудотворной силе веры», - писал Вегелин. 7 После разоблачения Ордена иллюминатов руководство розенкрейцеров в Берлине разослало распоряжения о том, что тайные шифры, проходные слова и лозунги первых трех степеней Ордена попали в руки иллюминатов. Кроме того, в ряды иллюминатов перешли некоторые розенкрейцеры, передав им тайны Ордена. Предписывалось всех тех, кто старые шифры и знаки употреблять будет, считать за иллюминатов и исторгать из общения. Любой, вступивший в Орден иллюминатов, должен был быть исключен из Ордена розенкрейцеров. 8

Очень характерной для освещения темы влияния тайных обществ на политику является ситуация с масонством в царствование Павла I. После его воцарения сначала Ю.Н.Трубецкой, а чрез год и Н.Н.Трубецкой были назначены сенаторами московских департаментов и получили чины тайного советника. Тот же чин в 1796 году получил М.М.Херасков. И.П.Тургенев был назначен директором Московского университета и статским советником. И.В.Лопухин стал статским советником и статс-секретарем. С.И.Плещеев был произведен в вице-адмиралы и назначен состоять при императоре, Н.В.Репнин стал генерал-фельдмаршалом. Получили повышения З.Я.Карнаев и А.А.Ленивцев. Розенкрейцер М.М.Десницкий был сделан пресвитером придворной церкви в Гатчине. Больше всего новое царствование сказалось на судьбе Н.И.Новикова, М.И.Багряницкого и М.И.Невзорова. Первые были освобождены из Шлиссельбургской крепости, а последний - из сумасшедшего дома. Однако особенности личности Павла Петровича не дали вновь развернуться масонскому движению и в полной мере возродиться розенкрейцерам. Ф.В.Ростопчин вспоминал, что он, понимая опасность масонов, воспользовался поездкой в карете императора и «раскрыл ему глаза» на Орден. Он рассказывал о связях мартинистов с Германией, их желании убить императрицу и корыстных целях. «Этот разговор нанес мартинистам смертельный удар», - заявлял Ростопчин. 9 Подобному сообщению трудно верить, так как в «Записке» Ростопчина были причудливо переплетены пустые слухи и реальные факты. В «Записке о масонах особой канцелярии Министерства полиции» указывалось, что Павел Петрович, приехав в Москву на коронацию, собрал руководителей масонских лож и потребовал от них не собираться до его особого повеления. 10 Масоны подчинились воле императора, но розенкрейцеры начали возрождение лож еще до убийства Павла Петровича.

В царствование Екатерины II среди российских масонов были крупные государственные чиновники. По сведениям Г.В.Вернадского в Императорский Совет в 1777 году входило четверо масонов, а в 1787 году - трое. Масоны были в Сенате и придворном штате (1777 - 11 камергеров, в 1787 году - шесть). 11 В ложи входили высокопоставленные военные, такие как С.К.Грейг и Н.В.Репнин (руководил «походной» ложей). Среди масонов было множество представителей титулованной знати и чиновников «средней руки». Необходимо упомянуть куратора Московского университета М.М.Хераскова, председателя Московской губернской уголовной палаты И.В.Лопухина, главнокомандующего в Москве З.Г.Чернышева, служивших под его начальством С.И.Гамалею и И.А.Поздеева. Эти люди могли оказывать протекцию масонам, но для влияния на большую политику у них было недостаточно сил.

Власти пытались контролировать деятельность масонов. О полицейских проверках в ложах известно в 1780 и 1786 годах. На следствии Н.И.Новиков рассказывал о попытках внедрить в ложи полицейских агентов. Речь шла о принятии в масоны чиновника тайной канцелярии В.П.Кочубеева (будущего министра МВД В.П.Кочубея). «Искания с нашей стороны или намерения какого при сем, истинно говорю, как пред богом, никакого не было; но подумали, что ему приказано это сделать от главнокомандующего, дабы ведать, что в наших ложах происходило... По сей самой тогда догадке решились ввести его во все градусы, которые давать от нас зависело, чтоб он все видел и знал», - показывал Новиков. 12 Таким образом, мнимый полицейский агент был введен в пятую степень «Теоретический градус соломоновых наук».


Совершенно иная ситуация сложилась в России в царствование Александра I – в период «золотого века» масонских лож. В это время широко распространились ложи «французской» и «шведской» систем. Масонство стало модой, и в ложи массово вступали дворяне. По-прежнему наибольшей активностью отличались розенкрейцеры. Сохранились сведения об их попытках влиять на чиновников. И.А.Поздеев стал масонским наставником братьев Разумовских (А.К.Разумовский - с 1810 года министр народного просвещения) и подчинил себе молодых лидеров масонов С.С.Ланского и М.Ю.Виельгорского. И.В.Лопухин какое-то время опекал М.М.Сперанского, Н.И.Новиков и А.Ф.Лабзин руководили Д.П.Руничем. Среди советов, даваемых розенкрейцерами своим подопечным, мы видим в основном морально-нравственные рекомендации. Политики наставники касались лишь в том случае, когда дело шло о ситуации в масонстве. Например, в 1810 году, когда готовилась реформа масонских лож и А.К.Разумовский вошел в разрабатывающий ее Комитет, Поздеев давал ему соответствующие рекомендации. Поздеев боялся официального разрешения лож, так как в масонство массово могли «хлынуть» случайные люди. Он мечтал о негласном разрешении масонства и создании в Москве и С.-Петербурге двух независимых центров управления - Провинциальных лож. Однако реформа так и не была проведена. Соперничество двух лидеров розенкрейцеров - Н.И.Новикова и И.А.Поздеева - не позволило в полном объеме восстановить в России Орден золотого и розового креста.


Ближайший друг Александра I князь А.Н.Голицын оказался вовлечен в «Авиньонское общество». На десятилетие масон Р.А.Кошелев стал идеологом реформ в духовной сфере. При его непосредственном участии в России были проведены мероприятия, очень напоминающие действия розенкрейцеров-министров в Пруссии. В Россию было привлечено английское «Библейское общество». Членство в нем стало практически обязательным для чиновников. В 1817 году было учреждено Министерство духовных дел и народного просвещения, во главе которого стал А.Н.Голицын, получивший прозвище «гаситель просвещения». Главная проблема заключается в том, что никому не удалось доказать факта принятия А.Н.Голицына в масоны, а Р.А.Кошелев после своего вхождения во власть масонских связей не имел. Голицын был идеальным исполнителем воли императора. Он старался не вмешиваться в дела Русской православной церкви и заботился об улучшении благосостояния духовенства и поднятии его престижа. Известны случаи, когда масонство служило препятствием к карьере лиц, служивших под управлением Голицына. Так Д.П.Рунич не получил места директора департамента, поскольку выяснилось, что он был членом ложи «Умирающего сфинкса».

Сведений о связях масонских лож XIX века с европейскими центрами мы не имеем. По-прежнему ложи находились на самофинансировании и жили за счет членских взносов и денег, вносимых за посвящение и повышение в степенях. Сведений о получении российскими масонами денег из-за границы нет, напротив, в XVIII веке руководство «шведской» и «розенкрейцерских» систем требовало отправлять в Стокгольм и Берлин часть платы за принятие. Пути государственных чиновников в ложи были различны. Часто они вступали еще в молодости, до занятия высоких должностей, часто следовали велению моды. В этом отношении характерна ложа «французской» системы «Соединенные друзья» (в ее списке, составленном А.И.Серковым, более 500 членов). В ложу входили великий князь Константин Павлович, герцог Александр Виртембергский, граф Станислав Потоцкий, граф Александр Остерман, генерал-майор Н.М.Бороздин, И.А.Нарышкин (церемониймейстер двора), А.Х.Бенкендорф и А.Д.Балашов (министр полиции). Полицейские власти давали ложе следующую характеристику: «акты учения имели мало, а предмету и цели никакого». 13 Другим замечательным феноменом является ложа «Полярная звезда», созданная по прямому распоряжению Александра I вызванным в С.-Петербург реформатором масонства И.А.Фесслером. В ложу входили чиновники Комиссии по составлению законов М.М.Сперанский, М.Л.Магницкий, А.И.Тургенев, П.Д.Лодий, Г.А.Розенкампф, С.С.Уваров, Е.Е.Эллизен и т.д. Любопытно, что недолгое время нахождения в ложе привело Сперанского к тому, что он всю жизнь писал труды на масонскую тематику. Точно так же в молодости в ложу «Умирающий сфинкс» вошли Д.П.Рунич, П.Д.Маркелов, Ю.Н.Бартенев, Ф.И.Прянишников, В.Н.Жадовский. Давно прекратив посещать ложи и заняв крупные государственные посты, они в свободное время продолжали изучать масонскую литературу и даже писать собственные масонские сочинения. Еще более интересным примером является ученик и воспитанник И.В.Лопухина А.И.Ковальков. Он официально в ложах не состоял, но оставил после себя глубочайшие алхимические сочинения (закончил службу тайным советником). Ни о каком влиянии масонства на служебную деятельность всех этих людей говорить не приходится.

Как бы ни благоприятен был либерализм Александра I для масонов, официального разрешения на свои работы они так и не получили. Более того, в 1822 году был издан единственный в российской истории указ, запрещавший деятельность масонских лож и тайных обществ (повторен Николаем I). На введении запрета настаивали и некоторые лидеры масонов, озабоченные тем, что в ложи проникают революционные элементы. Действительно, декабристы пытались использовать некоторые ложи как филиалы тайного общества («Соединенных друзей», «Избранного Михаила»). Однако они отказались от своих планов, предпочтя создавать свои общества по типу лож. Исследователь В.И.Семевский сравнивал уставы российской ложи «Астрея» с «Масонскими старыми обязанностями или основными законами» 1723 года и приходил к выводу, что масоны ложи «Астрея» являлись «верными рабами русского правительства». Исследователь писал, что уставы ложи «Астрея» требовали немедленного исключения любого «брата, возмутившегося против государства». Старые английские законы, напротив, не предполагали исключения из ложи за политические взгляды (хотя предписывалось не одобрять «возмущения»). Освещая консервативные и проправительственные взгляды русских масонов, Семевский удивлялся, как вообще к ним, хотя бы и на короткое время, могли примкнуть декабристы.

В действительности в России ложи никогда не были тайными организациями. Чаще всего они работали по прямому разрешению властей. По первому требованию предоставляли для проверки свои акты. Секретность носила во многом формальный характер. Действительно тайными были собрания «кругов» розенкрейцеров. Об их деятельности сохранились крупицы информации. Все они свидетельствуют о том, что это была религиозная, а не политическая организация.

Удельный вес масонов в чиновничьей среде александровского царствования был велик. При этом чиновники-масоны в своей служебной деятельности руководствовались личными и служебными, а вовсе не масонскими интересами. Убедительнее всего этот факт доказывают подписки, собранные с масонов по указам 1822 и 1826 годов. В обоих случаях сбор сведений о масонах чиновниках и военных носил формальный характер (власть не верила, что они представляют опасность для государства). Многие из них утаили сведения о членстве в ложах и высших масонских структурах и не понесли ответственности. Даже Николай I, едва не лишившийся престола в результате восстания декабристов, спокойно терпел масонов на министерских должностях. Он позволил А.Н.Голицыну собрать масонов в особую канцелярию Почтового департамента и давал им важные поручения. Репрессивных мер не принимали к собиравшимся в Москве розенкрейцерам, хотя на этот счет имелись полицейские донесения. Надо полагать, что российские императоры не верили в возможность всемирного масонского заговора. Они отдавали должное деловым качествам чиновников-масонов, «закрывая глаза» на их оригинальные увлечения.

Октябрьский манифест 1905 года открыл в России возможности легальной партийной и парламентской деятельности. В условиях Мировой войны в российское общество удалось внедрить идею о том, что страна не может победить под управлением Николая II. Оппозиция монархии развилась практически во всех слоях общества (особенно в политиканствующей «элите»). Однако, думским либеральным деятелям, генералитету, великим князьям и социалистам, одинаково желающим падения или смены монарха, было очень трудно объединиться и выработать общую линию. Точку соприкосновения разнородных политических сил удалось найти благодаря масонству. До сих пор идут споры, был ли регулярной масонской ложей «Великий восток народов России». Эта организация была фактически лишена обрядовости, «братья» преследовали политические цели, не велась документация. Сеть лож, объединявших группы россиян разной социальной, профессиональной и политической принадлежности, дала возможность согласовывать деятельность оппозиции. 14

Масоны-думские деятели руководствовались политической программой партий, к которым они принадлежали, совершенно в ином положении были военные. Сама критическая ситуация требовала от них оставить политическую борьбу до заключения мира. Однако генералы М.В.Алексеев, Н.В.Рузский, А.С.Лукомский сыграли центральную роль в отречении императора. В том случае, если эти люди были участниками заговора, их поступок не имеет оправдания. Думается, что членство в масонских ложах сыграло ключевую роль в политической борьбе периода Временного правительства. В стране искусственно поддерживалось «двоевластие», пока главой правительства не стал А.Ф.Керенский. В определенный момент этот лидер перестал устраивать «братьев», и тогда против него единым фронтом выступили лица, соединенные еще по «февральскому заговору» - М.В.Алексеев, А.М.Крымов, Н.В.Некрасов. Они использовали Л.Г.Корнилова для того, чтобы убрать от власти непопулярного главу правительства и очистить Петроград от социалистических элементов. 15 Провал их предприятия предопределил приход к власти большевиков.

Вопрос о влиянии масонских лож на личность, общество и политику неоднократно дискутировался в литературе. Влияние масонства на каждого конкретного человека, вступившего в ложу, было очень избирательно. Например, Н.В.Суворов или Н.М.Карамзин, вступившие в масонство в молодости, в дальнейшем в работах не участвовали. По иному обстояло дело с людьми, многие годы посещавшими ложи, менявшими системы и получавшими высокие степени. У розенкрейцеров С.И.Гамалеи, Н.И.Новикова, И.А.Поздеева, Р.С.Степанова эта тайная сфера их жизни вытеснила и затмила все остальное. Эти люди жили глубочайшей духовной жизнью, практически отказавшись от всего материального. К ним вполне применимо высказывание митрополита Платона (Левшина): «Молю всещедрого Бога, чтобы во всем мире были христиане таковые, как Новиков». 16 Можно привести и иные случаи. Священник Иов (Куроцкий), вступивший в ложу «Умирающий сфинкс», сошел с ума и осквернил свою церковь. По свидетельству архимандрита Фотия (Спасского) покончил самоубийством глава лож «французской» системы А.А.Жеребцов. Масон И.Ф.Вольф, согласно воспоминаниям С.Т.Аксакова, сошел с ума и заморил себя голодом. Некоторые за свое увлечение масонством подверглись репрессиям: Н.И.Новиков и М.И.Багряницкий отсидели четыре года в крепости, М.И.Невзоров столько же провел в сумасшедшем доме, его товарищ В.Я.Колокольников скончался в заключении, был отправлен в ссылку А.Ф.Лабзин, А.П.Дубовицкий многие годы провел в заключении в монастыре (за организацию секты).

Влияние масонства на российское общество видно «невооруженным глазом». Н.И.Новиков, А.Ф.Лабзин, М.И.Невзоров и другие менее известные масонские издатели и переводчики сделали очень много для пропаганды и распространения масонских идей. В конце XVIII, начале XIX и XX веков масонская литература активно внедрялась в России, а вслед за этим распространялась и мода на масонство. Ярким примером такого влияния стал А.С.Пушкин. Он перед самым запрещением масонства он вступил в ложу «Овидий», еще не успевшую получить официального разрешения на работы. Очевидно, что влияние на творчество «солнца русской поэзии» произвело не мимолетное участие в ложе, а круг общения, где были модны масонские мотивы. Влияние на общество оказывала и антимасонская литература. Уже с конца XVIII тезис о всемирном масонском заговоре начал распространятся в России. В некотором отношении подобная пропаганда так же привлекала внимание к масонству, как к явлению. Масоны традиционно отличались широкой веротерпимостью (в XVIII - начале XIX веков в отношении различных направлений христианства). Некоторых из них это приводило в секты.

Легко заметить, что когда английские ложи И.П.Елагина пришли в Россию, влияния на общество они практически не оказывали. По-другому дело пошло после учреждения Орденов тамплиеров и розенкрейцеров. Они установили оживленные контакты с зарубежными центрами, пытались привлекать к себе чиновников и наследника престола. В начале XIX века масонским движением воспользовались заговорщики-революционеры, итогом стало восстание декабристов. В третий приход масонства в Россию оно уже носило яркий политический оттенок и, по мнению некоторых исследователей, стало основой заговора, приведшего к государственному перевороту.

Для профана масонское движение часто представляется единым. В действительности, как в XVIII и XIX веках, так и сегодня существует множество направлений, не признающих друг друга. По своим конституциям регулярные ложи (трех степеней) не должны заниматься политическими и религиозными вопросами. До начала XX века в России так и было. Однако таких ограничений на себя не накладывали члены примыкавших к масонству организаций - нерегулярных лож и Орденов. Именно они чаще всего и участвовали в политической борьбе. Политическая деятельность регулярных масонов не была связана с их масонской деятельностью. Каждый из них в своей служебной деятельности руководствовался собственными расчетами и резонами. Вступавший в ложу уже имел сложившиеся взгляды, и дальнейшие «работы» позволяли ему развиваться в желаемом направлении («масонство делает хороших людей еще лучше»). Тот, кому масонские «работы» пришлись не по вкусу, мог оставить ложу как неудачный опыт и больше не вспоминать эту страницу своей жизни. Иначе говоря, масоны-чиновники были свободны в своей политической деятельности. Легенды о том, что упустил Наполеона из России по своим масонским симпатиям или адмирал П.С.Нахимов (чье масонство не подтверждено) по заданию масонского «центра» сознательно проигрывал Крымскую войну, являются забавным анекдотом. В действительности во время боевых действий масоны могли подобрать и спасти раненного «брата» противника (как это было с Г.С.Батенковым), но это уже не политический, а нравственный шаг.

1 Тимошук В.В. Пастор Виганд// Русская старина. 1892. № 6. С. 560-562.
2 Пыпин А.Н. Масонство в России. М., 1997. С. 150.
3 Лонгинов М.Н. Новиков и московские мартинисты. СПб., 2000. С. 194-195.
4 Шумигорский Е.С. Император Павел I и масонство// Масонство в его прошлом и настоящем. М., 1991. Т. 2. С. 148.
5 Альбом Ланского// ИРЛИ. Д. 4880. Л. 142.
6 Пекарский П.П. Дополнения к истории масонства в России XIX столетия. СПб., 1869. С. 100-104.
7 Письмо И.Ф.Вегелина неизвестному// Киселев Н.П. Из истории русского розенкрейцерства. СПб., 2005. С. 335-345.
8 Пыпин А.Н. Масонство в России. М., 1997. С. 313.
9 Записка о мартинистах// Русский архив. 1875. Ч. III С. 78-79.
10 Записка о масонах особой канцелярии Министерства полиции// Сборник исторических материалов, извлеченных из архива собственной его императорского величества канцелярии. СПб., 1901. Вып. 11. С. 302.
11 Вернадский Г.В. Русское масонство в царствование Екатерины II. СПб., 1999. С. 128.
12 Материалы о преследовании Новикова, его аресте и следствии // Новиков Н. И. Избр. соч. М.; Л., 1951. С. 659.
13 Масонство в его прошлом и настоящем. СПб., 1991. С. 159.
14 Керенский Л.Ф. Россия на историческом повороте. Мемуары. М., 1993. С. 62-63.
15 Кондаков Ю.Е. На пути к диктатуре: Л.Г.Корнилов, А.М.Крымов, М.В.Алексеев// Революция 1917 года в России: Новые подходы и взгляды. СПб., 2009. С. 53-60.
16 Лонгинов М.Н. Новиков и московские мартинисты. СПб., 2000. С. 442.

Главные герои конспирологических теорий, главные подозреваемые в стремлении к мировому господству и участии в политических заговорах, главные хранители секретных знаний, главные любители тайных символов и затейливых рукопожатий… «Вокруг света» разобрался, кто же такие масоны на самом деле.

Говорят, что масоны тайно правят миром. Это правда?

Это заблуждение. Они просто не смогли бы этого делать: на заседаниях ложи запрещается спорить о государственной политике и религии. Это прописано в Конституции Андерсона - масонском уставе, разработанном членом Великой ложи Англии братом Джеймсом Андерсоном в 1723 году. Масоны «строят» мир только в вопросах культуры, науки и духовных ценностей. Эти законы соблюдаются до сих пор. Цель масонов - не захватить мир, а сделать его лучше, совершеннее.

Что же такое совершенный мир, с их точки зрения?

В масонской символике есть три добродетели - красота, сила и мудрость. Идеальный мир тот, где каждый возводит на этих опорах храм внутри себя. Масонство основано на чувстве единства Жизни и Высшего Нравственного Закона. Правило: «Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой» - закон для вольного каменщика. Братья должны неукоснительно следовать ему и в ложе, и в мире «профанов» - людей непосвященных. У каждого ордена есть свое предназначение: госпитальеры занимались медициной, тамплиеры создали, по сути, саму основу государственности и экономическую систему мира, а масоны развивают культуру и науку.


А как же строительство? Ведь масоны называют себя «вольными каменщиками»?

Первоначально масонами действительно были профессиональные каменщики, заключившие тайные союзы для распространения в своем кругу секретных технологий. Это называлось оперативным масонством. В начале XVIII века в масоны стали брать людей, не имеющих отношения к строительству, - так появилось умозрительное символическое масонство. Сегодня люди приходят в ложи, чтобы проще было овладевать знаниями, духовно обогащаться.


Ученик: разобраться в себе

Но знаниями можно овладевать в соответствующих институтах. Зачем нашим современникам для этого становиться масонами?

Масонская ложа тоже своего рода институт, а вдобавок коллектив единомышленников. Это братство людей с общими целями по совершенствованию себя и мира. Есть два способа постигать мир. Один научный - когда мир исследуют как собрание атомов, молекул или элементарных частиц, раскладывая его на составляющие. И есть способ духовный, при котором мир воспринимают как единое целое, храм, где обитает Дух. Вот за этим Духом, за Тайной идут в масоны.

История: За каменной стеной

По легенде, тайное общество масонов было основано последователями архитектора Хирама, главного строителя храма Соломона. Слово «франкмасон» переводится со старофранцузского как «вольный каменщик». Философия масонов опирается на уставы, уложения и регламенты древних строительных гильдий и философию монотеистических религий. Считается, что первый масонский съезд был проведен в Йорке в 926 году. В 1717-м состоялось первое собрание Великой ложи, а в 1721-м брату Андерсону поручили составить свод постановлений из сохранившихся документов строительных товариществ. Этот устав был признан Конституцией нового ордена. В 1731 году Великий магистр Великой ложи Англии лорд Ловел назначил капитана Джона Филлипса провинциальным великим мастером России, а в 1740-е годы в масонские ложи стали вступать русские дворяне. Масонство в России запрещали четыре императора: Екатерина II, Павел I, Александр I и Николай I. После Октябрьской революции движение также подверглось преследованиям. Новые масонские ложи стали появляться только в 1991 году, после развала Советского Союза, когда были официально разрешены.

Как в ложу попадают новые люди, если это тайная организация?

У большинства лож есть официальные сайты, на которых можно подать заявку на вступление. Но отбор очень строг, и желательно, чтобы хотя бы два брата являлись поручителями вступающего и несли за него ответственность. Соискатель должен быть старше 21 года. Исключение делают только для детей масонов: их принимают в ложу с 18 лет. Ведь они с детства воспитываются в этой среде и у них уже есть поручители. В любом случае соискатель должен быть человеком самостоятельным и финансово независимым, понимающим, зачем он решился на этот шаг. Руки и помыслы братьев чисты - будущий масон обязан не иметь долгов, судимостей, конфликтов с существующей государственной властью.


А если помыслы не чисты? Если человек хочет стать масоном из соображений личной выгоды?

Это недопустимо. Даже в ритуалах присутствует символическое предупреждение тем, кто хочет вступить в масонскую ложу из любопытства или корыстных и карьерных соображений. Но всегда находятся те, кто ищет полезных знакомств и прочей выгоды, поэтому, перед тем как принять профана в свои ряды, братья долго приглядываются к нему. Практикуются так называемые открытые встречи, где гости вместе с масонами обсуждают вопросы культуры, искусства и науки. Обычно такие встречи проводятся в кафе или ресторане. Когда братство вводит в свой круг нового члена, практикуется «опрос под повязкой», неоднократно описанный в литературе: соискателя с завязанными глазами заводят в храм, где его спрашивают, зачем он хочет вступить в ложу. После чего мастера голосуют черными и белыми шарами. Если кандидат наберет три черных шара, во вступлении ему откажут и возможности еще раз войти в храм у него уже не будет.

Что такое масонский храм, как он выглядит?

Храм - чисто символическое обозначение. Это помещение, которое символизирует место перед храмом Соломона, где жили и работали древние строители. Храмом может стать любое оформленное по канонам место с алтарем и креслами для заседаний братьев. В России масонские собрания проходят в частных или арендованных домах, ничем не выделяющихся из городского пейзажа.


Имеет ли значение религиозность соискателя для вступления в масонскую ложу?

Первые масоны пытались создать союз людей свободных и добрых нравов всех рас, национальностей и вероисповеданий. Девиз вольных каменщиков - «Свобода. Равенство. Братство». Но так сложилось исторически, что в масоны принимали только тех, кто верит в Бога и в бессмертие души. При этом не принципиально, будет брат христианином, мусульманином или буддистом. В масонстве существует понятие универсальной высшей силы - Великий Архитектор Вселенной. Для кого-то это христианский Бог, для кого-то Аллах. Профан приносит клятву, положив руку на священную для него книгу - на алтаре масонского храма рядом могут лежать Библия, Коран и Тора. Сейчас появилось так называемое либеральное масонство, куда, в отличие от регулярного, стали принимать атеистов и агностиков.

А женщин берут в масоны?

Согласно конституции Андерсона, масоны - мужское братство, но, например, «Великий восток Франции» в 1774 году начал принимать в свои ряды женщин. Сегодня женские ложи есть и в России, к примеру «Большая медведица». Дабы избежать раздоров между братьями, женщины и мужчины до сих пор постигают масонские истины отдельно и встречаются только на совместных работах Великой ложи. В любом случае считается, что независимо от религиозных убеждений, пола и национальности достойный соискатель верит в высшее предназначение Человека и Человечества и благодаря этой вере совершенствует окружающую действительность.


Подмастерье: познать мир

Вступая в ложу, профан начинает менять мир. Кто поручится, что он делает это правильно?

Чтобы менять мир, надо его познать. Путь познания подразумевает три ступени: ученик, подмастерье, мастер. Чтобы стать мастером, то есть полноценным масоном, брат должен заниматься саморазвитием, изучать науки, такие как геометрия, астрономия, философия, алхимия. Он должен защищать выполненные им зодческие работы, в которых будет отражено его понимание символики ордена и собственное восприятие мира. Это не обязательно доклад. Например, Бетховен выражал свое понимание масонства в музыкальных произведениях, а Пушкин писал стихи. Когда уровень знаний у брата начинает соответствовать следующей ступени, ложа проводит ритуал перехода с обязательными символическими испытаниями. По достижении уровня мастера дорога познания идет не вверх, а как бы вширь. Все мастера равны.


Но ведь в ложе существуют разные должности?

Безусловно. Во главе локальной ложи стоит Досточтимый мастер, или, по некоторым уставам, Мастер стула. На этот пост выбирают достойнейшего из братьев, тем самым оказывая ему честь. Досточтимый мастер, в свою очередь, предлагает на голосование кандидатуры офицеров - Первого и Второго стражей, Казначея и прочих. Но должность никак не выделяет братьев среди других мастеров, а просто означает работу, за которую они отвечают. У каждого офицера есть своя роль в ритуалах. Плюс существуют и чисто практические задачи: сбор денег на содержание ложи, решение хозяйственных вопросов, переписка с иностранными коллегами - все, как в любой организации, которая работает с внешним миром.

А как у них? Братский мир

Член масонской ложи с 2012 года Марк Б. из Нью-Йорка , рассказал корреспонденту «Вокруг света» Марине Соколовской о жизни забугорных масонов



В массовом сознании масонство окутано тайнами и мистикой. Многим нравится думать, что они станут частью некоего Великого Секрета и будут причастны к тому, чего не знают остальные. Но масонские секреты давно выложены в «Ютубе», обряды и ритуалы можно найти в Интернете, по крайней мере основные.

Несомненно, есть соискатели, рассчитывающие получить выгоды от членства: представляют, что станут серыми кардиналами, будут править « из-за кулисы», ну если не миром, то точно какой-то страной. Это очень смешно! По нашим правилам, масоны должны быть преданы собственному государству и чтить его законы. О каком мировом заговоре может идти речь? Ведь если случится война, масоны обязаны воевать за свою страну, даже друг против друга.

Возможно, лет сто назад все правители были членами ложи, но сейчас я не вижу масонов среди главных мировых политиков. Вообще за последние 70 лет состав ложи очень изменился. Те, кому за 70, - совсем другие масоны. Я видел таких в Израиле, вижу в США. Это элита. Теперь элитарность исчезла. Она еще сохранилась, например, в основной ложе - в Англии (именно оттуда выдаются лицензии другим странам): там братом не может стать каждый желающий. Или в Норвегии, где членами ложи традиционно были представители королевской семьи. «VIP -ложа» и в Иордании, в нее входит король.

А в США, например, в ложе можно встретить даже разнорабочих: вступление стоит около 100 долларов, и еще мы платим 20 долларов в год. Тут все просто: подай заявление через Интернет, пройди интервью, где главное показать себя адекватным человеком, - и добро пожаловать в масоны! Я не встречал пока кого-то, кому бы отказали в США. А в Израиле вступить стоит не менее тысячи и взносы в год выше, масонов там, по-моему, всего около двух тысяч человек.

Немного масонов и в России. Глава масонской ложи здесь - видный политический деятель, насколько я помню, из коммунистической партии. Что явно противоречит принципам масонства. Однако лицензию у них никто не забрал.

В традициях и правилах нашего общества помогать друг другу. Но на деле… Когда я из Израиля переехал в США, у меня совсем не было связей. И я пришел на собрание и сказал, что только прибыл. Никто не спросил, нужна ли помощь, хотя по правилам должны были.

Тогда я поинтересовался сам, есть ли работа для меня. В ответ люди покачали головами - и на этом все. Больше я никого не спрашивал и всего добился сам.

А в целом у нас быт как у обычных людей, жизнь как у обычных людей. Разница в том, что иногда мы собираемся для наших ритуалов, а еще знаем специальные пароли, без которых никуда.

И как масоны работают с внешним миром?

Основное «внешнее» направление деятельности масонских лож - благотворительность. Масоны организуют фонды, делают частные пожертвования больницам, хосписам, детским домам. У ложи есть несколько источников доходов. Во-первых, существуют вступительные и членские взносы. На сайте Великой ложи России обозначено, что первоначальный платеж составляет 10–20 тысяч рублей, а ежегодный - 6–10 тысяч. Эти деньги обычно тратятся на содержание ложи и ее работу. Во-вторых, после каждого собрания наполняется «кружка вдовы» - сосуд, в который любой брат может положить сумму по своему усмотрению. Деньги отсюда идут как в кассу взаимопомощи, так и на благотворительность. Но чаще члены братства принимают участие в благотворительности независимо от этих взносов, даже если они не слишком состоятельные люди.

А среди масонов таких много? Ведь считается, что в этот круг входят звезды эстрады, политики и бизнесмены? Кто из медийных российских личностей сейчас состоит в масонской ложе?

Такую информацию вы нигде не найдете. По масонскому уставу, профаны не должны знать, кто входит в ложу, пока брат сам не заявит публично, что он масон. Разглашать собственный статус не запрещено, но нельзя рассказывать о тех людях, которых масон видел на собрании ложи. Единственное, что мы можем утверждать про масонов России, - сегодня это представители среднего класса. И там не так много известных личностей. В нашей стране масонское движение не столь популярно, как, например, в США. За рубежом в состав лож входят многие известные и влиятельные люди. Но там и масонские храмы вполне официальны. В США, Великобритании, Израиле можно увидеть на зданиях таблички, на которых указано, что здесь располагается Великая ложа. А в России ложа может быть зарегистрирована как общество с ограниченной ответственностью. Например, Русская великая регулярная ложа зарегистрирована как Некоммерческое партнерство «Ассоциация развития искусства обработки камня „Русская великая регулярная ложа“», а Великая ложа России - как Некоммерческое партнерство общества древних принятых масонов шотландского обряда.


Мастер: побеждая смерть

Если все так зашифровано, то как узнать масона среди обычных людей?

Масона может узнать только другой масон. Сохранилась система секретных слов и рукопожатий, но в век современных технологий они скорее дань традиции. Сегодня уже существуют масонские удостоверения, а если брат отправляется в заграничную ложу, туда посылается электронное письмо. И о собраниях теперь оповещают в соцсетях и мессенджерах, а с иностранными братьями философские вопросы обсуждают на форумах. Конечно, у каждого масона из внешних атрибутов должен быть фартук, перчатки и перевязь, но эти предметы надеваются только для проведения храмовых ритуалов и не должны использоваться в миру. Даже рассказывать об их назначении и ритуальной символике строжайше запрещено.


А что будет, если брат нарушит запрет и обнародует секрет ложи?

За разглашение масонской тайны уставами ордена предписано наказание: масона могут «усыпить». Это означает, что брат навсегда исключается из рядов посвященных и больше не может посещать собрания и заходить в храм. Но тот, кто однажды стал масоном, остается масоном навсегда. Поэтому исключенных братьев и называют уснувшими. Такое наказание может последовать и за систематическое непосещение собраний без уважительной причины, за недостойное поведение, например уход из семьи. Каждый случай масонский суд разбирает отдельно. Изгнать могут и за участие в экстремистских, террористических, нацистских или любых других политических организациях, чьи цели противоречат идее мирного созидания. У брата заберут масонское удостоверение, которое открывает двери других лож, и больше никогда не примут в свои ряды.


Это очень напоминает исключение из партии. Можно ли провести такую параллель?

Как известно, Сталин масоном не был. Вопрос с Лениным до сих пор остается открытым. Но Советский Союз действительно напоминает попытку создать идеальное масонское государство, где любой сын тракториста может стать руководителем колхоза. Тот же девиз - «Свобода. Равенство. Братство», те же обозначения - Генеральный секретарь, Верховный совет. Устройство масонского ордена аналогично устройству любого рыцарского или монашеского, но цели у всех разные. Все закрытые общества отличаются друг от друга тем, что они несут в этот мир. Каждый строит свой храм внутри себя и свой идеальный мир вокруг.

Карта: Знаковые места Москвы


1. Московский государственный университет на Моховой - шестиконечные звезды, лжеколонны.

2. Дом Юшкова (Мясницкая, 21) - здание построено в форме рога изобилия.


3. Храм Василия Блаженного - шестиконечные звезды (символы расположены внутри).

4. Храм Христа Спасителя - шестиконечные звезды в убранстве храма.


5. Храм Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Б. Ордынка, 20) - шестиконечные звезды, колонны, балдахин Великого мастера на месте иконостаса.


6. Донской монастырь (на Шаболовке) - лучезарная дельта.


7. Институт Склифосовского - лучезарная дельта на фасаде.

8. Посольство Республики Абхазия (Гагаринский переулок, 11) - лучезарная дельта, молоток, раковины с жемчугом, наугольник.


9. Государственный музей А. С. Пушкина (ул. Пречистенка, 12/2) - три кольца на фасаде.

10. Ресторан Центрального дома литераторов - масонские звезды в интерьере.


11. Церковь Пимена Великого в Новых Воротниках - ветка акации над главным иконостасом.

12. Дом страхового общества «Россия» - под одним из балконов фигурка саламандры.

13. Донское кладбище - на могильных памятниках много лучезарных дельт.

14. Английский клуб (Тверская, 21) - с левой стороны от центральной колоннады окно в обрамлении двух колонн (Яхин и Боаз), химеры на воротах и на самом здании, триединый венок, львы с человеческими лицами, львы с кольцами в зубах («львы молчания»)

15. Памятник Калашникову - циркуль и треугольник на постаменте - предмет многочисленных дискуссий в Интернете. Многие видят в изображении намек на масонские символы. Скульптор Салават Щербаков считает это бредом.

Фото: ДМИТРИЙ ЗВЕРЕВ (X2), LEGION-MEDIA , РУСЛАН ШАМУКОВ / ТАСС, ДМИТРИЙ ЗВЕРЕВ (Х3), LEGION-MEDIA , GETTY IMAGES (X2), ДМИТРИЙ ЗВЕРЕВ, GETTY IMAGES, ЮЛИЯ БАТУРИНА, АЛЕКСЕЙ ГУСЕВ, ЕЛЕНА КОРОМЫСЛОВА, ОКСАНА АЛЕШИНА, ТАТЬЯНА БЕЛОВА, LANA1501 / ФОТОБАНК ЛОРИ, © УЧАСТНИКИ OPENSTREETMAP


Вокруг масонов сложилось множество легенд – от теории «мирового жидомасонского заговора» до холодящих душу кровь историй про ритуальные убийства. Сами же масоны называют себя не тайным обществом, а обществом с тайнами. В нашем обзоре подборка фактов об этом закрытом мужском клубе богатых интеллектуалов.

1. Около пяти миллионов масонов


Масонство существует в различных формах по всему миру. Считается, что всего в мире около пяти миллионов масонов (в том числе, около 480 тысяч в Великобритании и более двух миллионов в Соединенных Штатах).

2. Масоны - тайный или не тайные?


Вопреки распространенному мнению, масоны не являются тайным обществом. Масон может свободно говорить людям, что он является масоном. А вот тайны своего ордена им разглашать нельзя.

3. 24 июня 1717 года


4. Нравственность, дружба, братская любовь


Изображения рабочих инструментов в символике масонов являются иллюстрацией нравственности, дружбы и братской любви членов ордена.

5. Происхождение символики


Считается, что масоны используют символы из-за секретности братства. Однако на самом деле в масонстве начали использовать символы, поскольку на момент основания общества большинство его членов не умели читать.

6. Квадрат и компас


Самый старый масонский символ - квадрат и компас. Он также является самым распространенный символом масонства, хотя его точное значение в разных странах варьируется.

7. Масонская ложа - общность людей


Масонская ложа - общность людей, а не просто название здания. Каждая ложа должна получить грамоту от "Великой Ложи", но после этого они в основном находятся на самоуправлении. Также не существует общепринятых ритуалов для ведения заседаний, они различные в каждой ложе.

8. Атеист? Значит не масон


Атеист не может стать масоном. Первое требование заключается в том, что потенциальные члены должны верить хоть в какую высшую силу.

9. Две ветви масонства


Существуют две ветви масонства: регулярное, которое подчиняется "Объединенной Великой Ложе Англии", и либеральное, которое подчиняется "Великому Востоку Франции".

10. Секретные знаки


Масоны традиционно приветствуют друг друга различными "секретными" знаками, в том числе носят кольцо с масонской эмблемой, различные нагрудные знаки, а иногда обмениваются так называемым "масонским рукопожатием".

11. Андерс Брейвик


Андерс Брейвик, известный серийными убийствами в Норвегии в 2011 году, тоже был масоном.

12. Приказано лжесвидетельствовать


Масоны не могут давать правдивые показания в суде, если подсудимый - их брат по ордену, и он виновен. Они признают, что это может быть лжесвидетельством, но в братстве намного большим грехом считается не защитить "своего".

13. У масонства нет единого лидера


Масоны - это множество людей в многочисленных организациях, которые находятся в подчинении местной Великой Ложи. Ни один из этих членов братства и ни одна организация не могут говорить от лица всего масонства - это позволено лишь Великой Ложе.

14. Статуя Свободы


Фредерик Бартольди, человек, который создал знаменитую статую Свободы, был масоном.

15. Рукопожатия и пароли


Секретные рукопожатия и пароли, которые в настоящее время ассоциируются с масонством, ранее использовались масонами, чтобы узнать друг друга. Это имело важное значение для сохранения тайны братства.

16. Пилот лунного модуля


Астронавт Базз Олдрин был членом лоджии Клир Лейк № 1417 в Техасе. Он был также пилотом лунного модуля в миссии "Аполлон 11".

17. Екатерина Бабингтон


Екатерина Бабингтон так хотела узнать тайны масонства, что пряталась во время встреч ложи в Кентукки внутри кафедры в течение года. Когда ее обнаружили, то продержали в плену в течение месяца.

18. Самые известные масоны


Чарльз Дарвин, Марк Твен, Уинстон Черчилль, Дж. Эдгар Гувер, Бенджамин Франклин, а также первый президент и отец-основатель США Джордж Вашингтон - все они были масонами.

19. Иллюминаты и франкмасоны


Сторонники теории заговора связывают франкмасонов с иллюминатами. Тем не менее, это кажется маловероятным, потому что иллюминаты - совершенно тайное общество (до такой степени, что большинство людей считают, что этого общества сегодня не существует), в то время как масоны могут разглашать, что они являются членами ложи масонов.

20. Нацисты уничтожали масонов

23. Масонский храм в Чикаго


Масонский храм в Чикаго, штат Иллинойс, построенный в 1892 году, был на то время самым высоким зданием в мире. В нем было 22 этажа.

24. Масоны на войне


Во время американской гражданской войны солдаты вражеских армий, которые признавали друг в друге масонов, помогали и спасали жизни друг друга. Даже во время войны верность масонов братству никуда не исчезала.

В 2007 году самая загадочная организация мира вновь открыла свою ложу в России. Сегодня в неё уже входят около 400 человек. можно найти в одном из наших обзоров.

Последние материалы раздела:

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...