Методика для определения самооценки. Способы диагностики самооценки

Здравствуйте, дорогие друзья!

Самооценка - хитрая и очень хрупкая штука! Если вы хоть раз позволите себе усомниться в собственных качествах - будьте уверены, зерна сомнения надолго поселяться в вашей голове.
Для чего нам с вами нужна самооценка? С ее помощью можно давать оценку личным подвигам, а иногда и провалам!

Она является мерилом адекватного восприятия мира и поступков, помогает отделять «хорошо от плохо» и участвует в формировании мотивации, для достижения успеха! Более того, самооценка позволяет лучше понять себя и собственную природу!

Но существует один важный нюанс - это возможно только тогда, когда данный инструмент находится в рабочем состоянии и способен предоставить качественные отчеты о проделанной работе!

А что делать, когда сомнения в нормальности оценочного аппарата все же появились? Вы замечали за собой неуверенность, отсутствие веры в успех, самоедство или пренебрежение к другим? В таком случае, своевременная диагностика самооценки - лучший метод, для нормализации правильного восприятия себя любимого!

Что есть норма или отклонение?

Оптимальная - адекватная оценка личных способностей и качеств, критическое отношение к ситуациям и возможностям. Человек с оптимальной самооценкой умеет ставить перед собой достижимые цели, спокойно реагировать на неудачи и радоваться победам.

Иными словами, она не позволяет завысить полномочия в оценке, но и относится к себе с полным пренебрежением также. Это демонстрация , терпимости и работы над собой;
неоптимальная - это тот вид самооценки, что отклоняется от нормы. Она может колебаться в сторону завышенной или заниженной. Чем опасно подобное явление?

Неоптимальная самооценка приводит к идеализированию поступков, перспектив и поведенческих норм. И даже если неудачи случились, человек выберет полное игнорирование, чтобы не пошатнуть самооценку на пьедестале.

Действительность искажается, справедливые замечания будут восприняты, как покушение на святое, а разум откажется делать выводы. Это были последствия завышенной самооценки. ? Коварная привычка оценивать себя ниже имеющихся способностей, может сделать из человека трусливого зайца, который боится реализовывать потенциал.

Робость, ложный страх и другие прелести - это все результат неоптимальной самооценки, что обнаружат методы диагностики личности, одним из которых является метод Будасси.

Методика С.А. Будасси

Чем вызвана самооценка? Естественно, потребностью самоутвердиться! Нам хочется думать, что мы - очень классные ребята: успешные, любящие и любимые, счастливые и талантливые! Главная миссия людей - найти свое место в жизни, используя доступные средства для самовыражения. Но одно дело, когда слова и реальность сопоставимы, совершенно иной вариант - притянуты за уши.

Данная методика основана на ранжировании. Будасси создал ее таким образом, чтобы сопоставить реальное Я и идеальное (придуманная, улучшенная версия себя), определив настоящий уровень самооценки!

Каким образом людям свойственно себя оценивать? Дневников или таблиц в этом процессе вы не найдете, а вот 2 разных подхода - да:

  1. сравнение имеющихся достижений, поступков и побед с уровнем личных целей и желаний;
  2. путь наименьшего сопротивления — сравнение себя с другими людьми!

Проведя анализ самооценки по методу Будасси, вы сможете увидеть, к какому типу она относится. И как обстоят дела на самом деле!?

Методика Дембо-Рубинштейн

Название, в виде двух объединенных фамилий, метод получил благодаря известным авторам, одна из которых изучала представления о счастье, другая - безграничные тайны человеческой самооценки.

Метод основан на оценке ключевых аспектов человека: его качеств, способностей, состояния здоровья и даже характера. Он очень часто применяется психологами в работе не только с подростками, но и взрослыми людьми.

Он формирует собой небольшой тест, главной задачей которого выступает определение реалистичности, сил и устойчивости самооценки. Какие способы диагностики помогут раскрыть все тайны реального отношения к себе?

3 способа

  1. Подумайте, в каких сферах вы обладаете заниженной самооценкой, а в какой завышенной? Это могут быть различные зоны коммуникаций, например: отношения с противоположным полом, да и вообще всеми живыми существами - низкая, оценка крутости поступков, манер и т. д. — высокая. Но чаще всего, люди с заниженной самооценкой хотя бы в 2 конкретных областях, не могут похвастаться оптимальным уровнем самооценки в других, разве что это защитная реакция психики;
  2. вам свойственна ругань по отношению к себе? Любите преуменьшать свою значимость и обесцениваете любые попытки думать о себе хорошо? Поздравляю, у вас заниженная самооценка!;
  3. вы чувствуете свою уникальность просто потому, что вы хороший человек? Думаете, что другие люди — холопы? Считаете, что море по колено, а трава зеленая только в вашем дворике? Ура, торжественно объявляю - ваша самооценка летит в космос!

Простое упражнение

Упражнения для диагностики созданы специально для того, чтобы достать из глубин подсознания истинное отношение к себе, а не завуалированное. Поэтому сейчас я предлагаю вам правдиво ответить на несколько вопросов:

  • запишите слова, с помощью которых вы себя ругаете. Это фразы и словосочетания, что разрушают вашу самооценку;
  • подумайте, если бы эти слова говорили не вы, кто бы мог это делать? Опишите свою реакцию на это и человека, критикующего действия, его пол, возраст и т. д.;
  • похвалите себя за хорошее поведение, поступки, слова. Что вы чувствуете? Неловкость, робость, радость? Иногда самооценку разрушает критика, что в детстве звучала из уст родителя или влиятельного человека. И тогда работать над устранением проблемы уже стоит в контексте не только поднятия самооценки, но и и .

Вашему вниманию видео, в котором небольшой тест, для определения уровня самооценки:

На этом точка!

Подписывайтесь на обновления, а в комментариях делитесь впечатлениями от тестов или своих методик диагностики!

Методика «самооценка личности» (О.И. Мотков)

(модификация методики Б.А. Сосновского.

См.: Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии.

М.: Просвещение, 1979, с. 87-91)

Методика позволяет изучать общий уровень самооценки позитивного развития личности, самооценку отдельных факторов и качеств личности, а также ее адекватность или неадекватность.

Адекватность самооценки – это степень ее соответствия реальной выраженности личностных качеств, проявляющихся в переживаниях и поведении. Это ее реалистичность. Она обусловливается качеством работы особого личностного механизма - внутреннего программиста и регулятора жизнедеятельности. Реализм в самооценке позволяет человеку строить более точные и более выполнимые планы, стремиться к более осуществимым целям и желаниям. Поэтому адекватность самооценки можно считать одним из показателей гармоничности личности .

Обычно адекватность определяется путем соотнесения самооценки реального состояния личности с оценкой этих же качеств у некоей идеальной личности. Возможно и определение реальной выраженности качеств испытуемых с помощью экспертных оценок степени наличия этих качеств со стороны людей, хорошо знающих респондентов.

В варианте методики Б.А. Сосновского испытуемому предлагается список из 30 слов, определяющих некоторые качества личности. Опрашиваемый сначала должен ранжировать их по степени ценности, ориентируясь на свой идеал личности (ставя на 1 место наиболее ценное качество, затем на 2 место - чуть менее ценное, и т.д.). Затем он ранжирует эти качества по степени их выраженности у себя (на 1 место ставится наиболее выраженное качество, на 2 – чуть менее выраженное, и т.д.). Т.е. таким образом испытуемый оценивает свое РЕАЛЬНОЕ Я. Третий раз он ранжирует эти качества, оценивая их по степени проявления, демонстрации для других людей (Я ДЛЯ ДРУГИХ). Далее подсчитываются коэффициенты ранговой корреляции между получившимися тремя рядами рангов.

В представленном здесь варианте № 2 методики испытуемому предлагается список из 24 позитивных качеств личности, которые входят, по моему мнению, в характеристику «идеальной» личности (большинство из этих качеств не совпадает с «качествами личности» из списка Б.А. Сосновского, так как некоторые характеристики в его списке не являются, строго говоря, качествами личности, например, «знания», «умения», и, кроме того, предложенные им качества с трудом поддаются классификации).

24 качества личности группируются в следующие ФАКТОРЫ : нравственность, воля, самостоятельность и чувство реальности, креативность, гармоничность, экстраверсия, общая самооценка позитивности развития личности.

Так как в этом списке представлены только положительные качества личности, то, при их оценке испытуемым по единой 5-балльной шкале , максимальную выраженность всех этих качеств можно считать полным самоотождествлением опрашиваемого с идеальной личностью , что будет указывать на явно завышенную самооценку, на наличие амбиций и отсутствие самокритичности.

Таким образом, открывается возможность изучения адекватности самооценки не по тесноте связи между рядами проранжированных качеств по критериям идеала Я, реального Я и Я для других, а по другому, более точному показателю общей выраженности самооценки позитивных качеств личности , который не требует от испытуемого проведения процедуры насильственного размещения (ранжирования) в общем-то примерно одинаково значимых и примерно равноценных качеств личности в ряд по убыванию их ценности. Такая процедура ранжирования достаточно искусственна и искажает реальное положение дел в личности опрашиваемых.

Мою гипотезу легко проверить, попросив испытуемых сначала оценить выраженность каждого из 24 качеств у себя на данный ближайший год жизни (выраженность реального Я), а затем – оценить выраженность этих качеств у некоей абстрактной идеальной личности (выраженность идеальной ЛИЧНОСТИ). Если у идеальной личности выраженность большинства качеств будет приближаться к 5 баллам, то, следовательно, эти примерно рядоположны по своей значимости и ценности, и их не имеет смысла ранжировать.

Конечно, и в новой процедуре оценки выраженности своих качеств по 5-балльной шкале есть свои минусы, как в любой методике, требующей от испытуемого самооценки качеств. Возможен крен в самооценках в сторону социальной и личностной желательности. Однако при введении, в ходе анализа результатов по методике, уровня псевдовысокой, завышенной и потому неадекватной самооценки , и последующем размещении таких данных ниже высокого, но адекватного уровня выраженности самооценки личности, такие случаи «злостных» ответов в сторону социальной желательности будут автоматически учитываться и соответственно оцениваться по стандартизированной методике определения уровня выраженности результатов.

Исходя из опыта работы с методиками, в которых самооценка личностных особенностей производится по 5-балльной шкале, псевдовысоким уровнем выраженности самооценки является диапазон от 4,51-4,71 балла до максимальной границы 5,00 баллов.

Говорить о низком уровне выраженности самооценки личностных качеств как о неадекватно заниженном уровне развития личности гораздо сложнее. Такая самооценка, конечно, не желательна, но может быть вместе с тем достаточно реалистичной, адекватной самооценкой. Здесь следует провести анализ ответов по каждому пункту списка качеств. Если по всем пунктам даны низкие самооценки, то это действительно может говорить о заниженной и неадекватной самооценке, так как человек априори не может быть «плохим» по всем личностным параметрам. Нужно искать причины таких тотально низких, неадекватно обобщенных, одинаковых по стилю, ответов (возможно, депрессивное состояние, самобичевание после сильной неудачи, и т.п.). Если же часть ответов все-таки на среднем или даже высоком уровне, а часть – на очень низком, что в итоге может дать усредненный общий низкий уровень, то в этом случае, при дифференцированных по уровню ответах, низкий конечный уровень самооценки будет адекватным, реалистичным отражением положения дел в собственной епархии личности.

Методика может использоваться испытуемыми, начиная с 12 лет. При объяснении некоторых понятий – и с более молодого возраста.

БЛАНК методики « самооценка личности » (О.И. Мотков)

ВАРИАНТ 2

ФИО………………………………………………………. Пол …… Возраст ………………

Место работы (учебы)……………………… Дата обследования …………….

ИНСТРУКЦИЯ

Оцените, пожалуйста, степень проявления у вас личностных качеств, составляющих приводимый ниже Список. Оценивайте ближайший год жизни. Выбирайте один ответ из пяти возможных, представленных в Шкале возможных ответов, ставя напротив оцениваемого качества соответствующую цифру в колонке с данным ответом. Отвечайте искренне. Сохранение тайны ваших ответов – профессиональный долг экспериментатора.

Шкала возможных ответов:

1 – очень слабая выраженность качества,

2 – слабая выраженность качества,

3 – средняя выраженность качества,

4 – высокая выраженность качества,

5 – очень высокая выраженность качества.

СПИСОК ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ

качество

Возможные ответы

Активность

Воспитанность (уважение к людям)

Доброжелательность

Жизнестойкость

Инициативность (выдвижение идей)

Искренность, правдивость

Настойчивость

Общительность

Отзывчивость (сочувствие, помощь другому)

Оптимизм, жизнерадостность (вера в лучшее)

Покладистый характер (легкий, гибкий, идущий на сотрудничество и компромисс)

Разумность (учет реальной ситуации)

Самокритичность (способность видеть у себя и плюсы, и минусы)

Самостоятельность (чаще - опора на себя)

Сдержанность

Собранность (неотвлекаемость)

Творческость (оригинальность)

Уверенность

Увлеченность чем-то интересным

Уравновешенность (спокойствие)

Чувство красоты

Чувство меры (в желаниях, в поведении)

Гармоничность (согласие с собой и с внешним миром)

Независимость суждений

Примечание: В варианте 1 методики было 22 пункта - без двух последних.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

    Подсчитываем среднее арифметическое всех ответов испытуемого: определяем общую сумму баллов и делим ее на число пунктов методики, т.е. на 24. Получаем показатель общей самооценки позитивности развития личности.

    Определяем показатели выраженности самооценки отдельных факторов личности , т.е. специфических групп качеств с помощью Ключа. Суммируем баллы по данной категории и делим сумму на число пунктов – получаем среднее арифметическое (сохранять не менее двух знаков после запятой). Это число и выражает самооценку своих качеств по данной категории личности. Таким образом подсчитываем средние по каждому фактору №№ 1 - 6.

КЛЮЧ

ФАКТОРЫ (АСПЕКТЫ) ЛИЧНОСТИ

№№ пунктов

Число пунктов

Нравственность

Самостоятельность и чувство реальности

Креативность

Гармоничность

Экстраверсия

Общая самооценка позитивных аспектов личности

все пункты 1 - 24

Примечание: В варианте 1 методики сами изучаемые факторы были такими же, как и в варианте 2. Но по фактору 3 «Самостоятельность» в Ключе были следующие №№ пунктов: 12, 13, 14 и 18; по фактору 5 «Гармоничность» - №№ 11, 19, 20 и 22.

Номера пунктов остальных факторов в Ключе были такими же, как и в варианте 2.

    Соотносим получившиеся результаты с табличными уровнями самооценки (табл. 1) и определяем уровни выраженности Общей самооценки и ее отдельных факторов.

Наиболее оптимальным, гармоничным является высокий уровень их выраженности. Психологически здоровый человек имеет такой уровень Общей самооценки выраженности позитивных аспектов и качеств личности. При этом на высоком уровне обязательно должны быть выражены Нравственность, Воля, Самостоятельность и Гармоничность, а в юношеском возрасте – и Экстраверсия.

Псевдовысокий уровень Общей самооценки указывает на неадекватно завышенную самооценку, низкий уровень – на заниженную самооценку (может быть как неадекватным уровнем, так и адекватно низким).

Таблица 1. Примерные уровни выраженности Общей самооценки личности и отдельных ее факторов (при средних в группе по фактору в районе 3,30 баллов: 3,2 Хср 3,4)

Интервал в баллах

В процентах %

Высокий

3,71 - 4,50

Псевдовысокий

4,51 - 5,00

2,91 - 3,70

1,00 - 2,90

Примечания: При ранжировании данных по фактору Общей самооценки с учетом уровня их выраженности результаты псевдовысокого уровня следует ставить сразу после рангов данных высокого уровня. Затем идут ранги данных соответственно среднего и низкого уровней. Перевод средних баллов в проценты не обязателен.

Далее рассмотрим результаты, полученные по варианту 1 методики «Самооценка личности» и другим методикам, в выполненной под моим руководством дипломной работе студентки Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ Е.В. Строгановой «Социально-психологические детерминанты самооценки старшеклассников».

Таблица 2. Средние данные по методикам «Самооценка личности», вар. 1 и «Экспертная оценка личности» (Экспертные оценки давались 40 матерями учащихся по тем же вопросам и по той же 5-балльной шкале ответов. 8 и 10 классы - по 20 чел., Строганова Е.В., Москва, 2003)

Показатель

личности)

Самооценка качеств

личности

Экспертная оценка

(родители)

Нравст-сть

Самост-сть

Креатив-сть

Гармон-сть

Экстрав-ия

Общая с-ка (Общая оценка)

Эти данные позволяют увидеть возрастные различия в самооценке, а также в ее адекватности у подростков 8 класса и у старшеклассников юношеского возраста. В среднем самооценка подростков несколько выше, чем таковая у 10-классников, особенно по показателям «самостоятельность» и «экстраверсия» (U-различия не значимы). Максимумы в 8 классе – «самостоятельность» и «экстраверсия», в 10 классе – «воля» и «креативность». Минимумы – в обоих классах это «гармоничность».

Экспертная оценка качеств личности своих детей со стороны матерей, наоборот, выше в отношении ребят 10 класса и ниже – 8-классников, причем по всем факторам. Более всего родительская оценка старшеклассников выше по факторам «воля», «самостоятельность» и «гармоничность». Внешние оценки качеств 10-классников очень близки их самооценкам, между родительскими оценками и самооценками подростков 8 класса – существенная разница.

По критерию U Манна-Уитни достоверности различий для независимых выборок различия по всем показателям между самооценками8-классников и 10-классников оказались не значимыми. В то же время родительские оценки личностных качеств 10-классников по большинству показателей (кроме «экстраверсии» и «гармоничности») оказались достоверно выше, чем таковые качеств 8-классников, причем на очень высоком уровне: от р=0,009 до р= 0,0002 для общей оценки развития позитивных качеств личности (Строганова Е.В., 2003). Т.е. эксперты - матери10-классников - оценивают выраженность отдельных позитивных качеств личности и личность в целом своих детей существенно выше, чем это делают матери 8-классников. За этими различиями в экспертных оценках стоят действительно имеющиеся различия в развитии личности подростков и старшеклассников.

Вывод : Самооценка старшеклассников более адекватна и гармонична (более реалистична), чем самооценка 8-классников. У подростков она в целом завышена и отражает скорее желаемое, чем действительное. Это объясняется влиянием процессов биологического развития – в пубертатном возрасте наблюдается взрыв новой мотивации, образуется фактически новое тело. Все это лихорадит психику подростка и делает ее временно более дисгармоничной, чем обычно, что отражается и на самооценке своих качеств личности. В то же время обостряется и становится сильнее процесс осознавания, начинает расти сфера осознания себя и мира. К юношескому возрасту наступает как бы привыкание к новым желаниям и новому телу, накапливает-ся опыт самоосознания и более глубокого самопонимания. Самооценка, а также личность в целом, становятся относитель-но более реалистичными и гармоничными.

Вывод обоснован и различиями в оценке личностных качеств 8-классников и старшеклассников со стороны их матерей: достоверно выше по всем факторам оценивается позитивность аспектов личности 10-классников.

Корреляции между самооценками и внешними оценками также подтверждают эту закономерность (см. табл. 3).

Таблица 3. Ранговые корреляции самооценок и экспертных оценок позитивных факторов личности учащихся 8, 10 и обоих (8 + 10) классов

(РС-программа Statistica 6.0, непараметрическая корреляция Спирмена)

Фактор

личности

8 класс

20 чел

10 класс

20 чел

8 + 10 классы

40 чел

Нравст-сть

Самост-сть

Креат-сть

Экстрав-ия

Общая с-ка и

Эксп. оценка

В 8 классе из 7 корреляций самооценок личностных факторов

с родительскими оценками 3 связи высоко значимы, остальные не значимы. В 10 классе все корреляции высоко значимы, причем общая самооценка личности почти на 100% связана с материнской оценкой их личности (r = 0,990!). Это также подтверждает вывод о большей реалистичности и гармоничности самооценки старшеклассников по сравнению с подростками. И говорит о лучшем взаимопонимании между 10-классниками и их матерями. Они, возможно, внутренне больше учитывают внешние оценки близких людей, чем подростки. Т.е. самооценка строится на основе более широкого числа согласований с оценками других.

Проверка самооценки у школьников. Тесты


Афанасьева Римма Ахатовна, учитель обществознания МКОУ "Унъюганская СОШ №1", п. Унъюган, ХМАО-Югра
Описание: Предлагаю Вашему вниманию четыре теста для выяснения уровня самооценки учащихся с ключами для обработки. Ключ для обработки учитель выдаёт ученикам после того, как они отметят в тесте ответы на вопросы и подсчитают количество баллов. Обработку результатов теста можно записать на доске или на слайде презентации, если она предусмотрена к уроку.
Назначение: Тесты предназначены, прежде всего, учителям обществознания, а так же будут интересны классным руководителям, психологам, социологам, родителям и детям.
Актуальность: Актуальность проведения данных тестов связана с тем, что большинство учителей и родителей не уделяют должного внимания некоторым аспектам и особенностям личности. Одним из таких факторов можно выделить самооценку. Динамика самооценки поможет не только улучшить свои результаты в процессе обучения, но и утвердить свои позиции в социуме. От самооценки зависят такие социальные факторы, как взаимоотношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка влияет на дальнейшие развитие личности и на эффективную деятельность человека. Неправильное оценивание себя происходит из-за расхождения в возможностях человека. Нередко именно это является главной причиной неадекватного поведения (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и другое). Объективное выражение самооценки проявляется в том, как человек оценивает умения и достижения других (имея завышенную самооценку, человек начинает занижать результаты других). В наше время повышение качества обучения и усвоения знаний продолжает оставаться актуальной. С целью выявления причин неуспеваемости учеников, необходимо учитывать личностные характеристики ученика.Несомненно самооценка в наибольшей степени влияет на успешность обучения в любом школьном возрасте.
Цель: выявить динамику самооценки в процессе обучения и формирования личности подростка.
Задачи: подобрать методики исследования самооценки школьников;интерпретировать полученные данные, провести анализ;сформулировать выводы по полученным результатам тестов.
Подготовка и материал: учитель готовит тест для проверки самооценки школьников, продумывает обработку результатов и каким образом он будет предоставлять детям ключ для результата теста.
известном смысле каждый есть то, что он о себе думает", - Франсис Герберт Брэдли


Методика для определения самооценки учащихся (7-9) классов
Отвечаем на вопросы: «да» (+), «нет» (–)
1. Вы настойчиво и без колебаний осуществляете принятые решения, не останавливаясь перед трудностями?
2. Вы считаете, что командовать, руководить лучше, чем подчиняться?
3. По сравнению с большинством людей вы достаточно способны и сообразительны?
4. Когда вам поручают какое-нибудь дело, вы всегда настаиваете, чтобы делать его по-своему?
5. Вы всегда и везде стремитесь быть первым?
6. Если бы вы всерьез занялись наукой, то рано или поздно стали бы профессором?
7. Вам трудно сказать себе «нет», даже если ваше желание неосуществимо?
8. Вы считаете, что достигните в жизни гораздо большего, чем ваши сверстники?
9. В своей жизни вы успеете сделать очень многое, больше, чем другие?
10. Если бы вам пришлось заново начать жизнь, вы достигли бы гораздо большего?
Обработка результатов:
Подсчитайте количество «да» (+).
6-7 (+) – завышенная самооценка;
3-5 (+) – адекватная (правильная);
2-1 (+) – заниженная.


Тест "Самооценка уверенности в себе" (5-7 класс)
Отметьте в листе ответов знаком “+” свое согласие с приведенными высказываниями, а несогласие знаком “-”.
Подсчитайте сумму баллов, один “+” = 1 баллу.
1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.
2. Чаще всего у меня хорошее настроение.
3. Со мной все ребята советуются, считаются.
4. Я уверенный в себе человек.
5. Считаю, что я сообразительный и находчивый.
6. Я уверен, что всегда всем нужен.
7. Я все делаю хорошо.
8. В будущем я обязательно осуществлю свои мечты.
9. Люди часто помогают мне.
10. Я стараюсь обсуждать мои планы с близкими людьми.
11. Я люблю участвовать в спортивных соревнованиях.
12. Я проявляю самостоятельность в учебе и труде.
13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.
14. Я стараюсь планировать свою деятельность.
15. Я редко жалею о том, что уже сделал.
16. Я уверен, что в будущем добьюсь успеха.
17. Мне нравится принимать участие в различных олимпиадах и конкурсах.
18. Я учусь лучше, чем все остальные.
19. Мне чаще везет, чем не везет.
20. Ученье для меня не представляет труда.
Сумма баллов __________________
Расшифровка:
17-20 баллов - высокая степень уверенности в себе, самостоятельность и решительность при принятии ответственных решений.
11-16 баллов - потребность в обсуждении своих действий с друзьями, близкими; избирают задачи средней трудности.
1-10 баллов - неуверенность в своих силах, мнение о достигнутом критично, явно занижен уровень притязаний в планируемой деятельности.


Тест «Моя самоуверенность» (7-9 класс)
Прочитайте десять утверждений и решите, в какой степени вы согласны с каждым из них.
1 балл. Полностью не согласен.
2 балла. Скорее не согласен, чем согласен.
3 балла. Все равно.
4 балла. Скорее согласен, чем не согласен.
5 баллов. Полностью согласен.
1. Если я прикладываю достаточно усилий, мне всегда удается решать трудные проблемы.
2. Если люди не соглашаются со мной, я всё равно могу отыскать способы, позволяющие мне добиться желаемого.
3. Мне легко удается не сбиваться с пути, ведущему к цели, и достигать ее.
4. У меня достаточно ресурсов, чтобы справляться с непредвиденными ситуациями, возникающими в самых разных областях
моей жизни.
5. Я уверен, что могу эффективно справляться с неожиданностями.
6. Я всегда говорю «да» новым возможностям.
7. Я спокойно воспринимаю трудности, возникающие как в личной, так и в профессиональной жизни.
8. Я способен решить большую часть проблем, с которыми сталкиваюсь.
9. Большую часть времени я чувствую себя живым энергичным человеком.
10. Я уверен, что могу справиться со всем, что встречается у меня на пути.
Обработка результатов:
41-50 баллов. Вы обладаете всеми признаками уверенного в себе человека.
31-40 баллов. Чаще вы уверены, что способны выходить из тупиков, в которые иногда попадаете. Однако есть ситуации, перед которыми вы пасуете.
21-30 баллов. Вы часто чувствуете нервозность в определенных обстоятельствах.
10-20 баллов. Ваша уверенность в себе на данный момент, по-видимому, довольно низка, однако с этим можно справиться.
"Каких бы вершин вы не достигли, всегда будет что-то, в чем вы не очень сильны и этого всегда будет больше чем того, что у вас получается хорошо. Поэтому, не позволяйте своим недостаткам снижать вашу самооценку. Забудьте о них и развивайте ваши сильные стороны,"- Ричард Брэнсон

Самооценка: понятие, сущность, развитие

2.2 Диагностика самооценки личности

В современном мире все большую роль играет проблематика становления регулятивных функций, помогающих индивиду выступать настоящим субъектом собственного личностного поведения и деятельности, независимо от воздействия социума определять перспективы своего дальнейшего развития, направления и инструменты для их реализации. Ключевое место среди причин, обуславливающих образование механизмов саморегуляции, принадлежит самооценке, которая определяет направленность и степень активности индивидуумов, становление их ценностных ориентаций, личностных целей и границы его достижений.

Анализ литературы показал, что современные авторы-психологи в последнее время все чаще выносят вопросы, которые имеют связь с изучением личностной направленности, ее самооценки, проблемой самоуважения, постоянства личности, на передний план. Так как такие явления для научного познания обладают сложностью и неоднозначностью, успех изучения которых, в большинстве своем, зависит от уровня совершенства используемых методик исследования. Интерес субъектов к изучению характерных свойств личности, таких как темперамент, самооценка, интеллект и т.д. - повлек за собой разработку множества методик для проведения исследования личности.

По результатам исследования самооценка может быть:

Оптимальной - человек правильно оценивает свои способности и возможности, относится к себе достаточно критически, реально смотрит на неудачи и успехи, ставит перед собой осуществимые цели. Оценку своих достижений он проводит не только со своей точки зрения, но и пытается предположить, как это выглядит в глазах других людей. То есть адекватная самооценка не допускает с одной стороны, переоценки, а с другой - излишней критичности к себе;

Неоптимальная - слишком завышенная или заниженная самооценка. Неадекватно завышенная самооценка приводит к тому, что человек идеализирует себя и свои возможности. Это чревато игнорированием неудач ради сохранения привычной высокой оценки себя и своих поступков. При этом человек отвергает все, что нарушает это идеалистическое представление, восприятие действительности искажается и отношение к ней становится не рациональным, а исключительно эмоциональным. Справедливое замечание воспринимается как придирка, объективная оценка результатов деятельности - как несправедливо низкая. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 256 с.

Методики диагностики самооценки сегодня можно рассматривать во всем их многообразии, так как разработано множество различных приемов, методов, позволяющих проанализировать самооценку личности, базируясь на разных показателях. Поэтому психология имеет в своем арсенале целый ряд экспериментальных методик обнаружения самооценки индивида, ее количественной оценки и качественной характеристики. Методик самооценки личности, дающих 100% результат, пожалуй, не существует, но попытки их создания предпринимались неоднократно.

К примеру, при помощи величины рангового соотношения можно сравнить представление субъекта о том, какие личностные черты он желал бы иметь в первую (Я идеальное), а какие качества имеет на самом деле (Я текущее). Существенным фактором в данном методе является то, что индивид в процессе прохождения исследования производит нужные вычисления самостоятельно в соответствии с имеющейся формулой, и не сообщает исследователю информацию о собственном текущем и идеальном "Я". Коэффициенты, полученные в результате исследования самооценки, позволяют увидеть самооценку в ее количественном выражении. Рассмотрим наиболее популярные на сегодняшний день методики диагностики самооценки. Там же

Методика Дембо-Рубинштейн. Методика Дембо-Рубинштейн, названная по фамилиям авторов, помогает определить три ключевых параметра самооценки: высоту, реалистичность и устойчивость. В данной методике обследуемому дается возможность определить свое состояние по избранным для самооценки шкалам с учетом ряда нюансов, отражающих степень выраженности того или иного личностного свойства. Методика Дембо-Рубинштейн отличается крайней простотой в проведении. На листе бумаги проводится вертикальная черта, обозначающая одно из свойств, например, здоровье, ум, характер, авторитет испытуемого. Верхний край соответствует состоянию, где, по мнению испытуемого находится самый счастливый человек, которого можно представить, а нижнему соответствует состояние самого несчастного человека. То есть внизу находятся отрицательные ценности, которых человек старается избежать, а вверху наоборот положительные, к которым человек стремится.

самооценка личность поведение адекватность

Испытуемому необходимо выдать специальный бланк, где изображено семь линий высотой - 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы (Приложение Б). При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина - едва заметной точкой. Далее испытуемому предлагается обозначить место на этой линии, которое, по его мнению, соответствует его текущему уровню чертой (-). То, каким уровнем развития качества он был бы удовлетворен, нужно обозначить кружком (о). И крестиком (х) необходимо обозначить то место на шкале, где он может оказаться, объективно оценивая свои возможности. Сама процедура выполнение методики и подсчет результатов является основой для дальнейшего собеседования с испытуемым. Более того, в процессе собеседования может быть выявлена необходимость какой-нибудь еще шкалы. Ее также можно включить в исследование. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности: учебное пособие / Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта - Москва: Флинта: МПСУ, 2013.

Данная методика может проводиться как фронтально - с целой группой, так и индивидуально. В первом случае необходимо проверить, как каждый испытуемый заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10-12 мин. В ходе проведения исследования следует учитывать абсолютно все комментарии участника процесса, сказанные по отношению к шкалам, полюсам и его расположения на шкалах. Специалисты убеждены, что внимательный анализ разговора способствует более верным и полным выводам о самооценке индивида, чем обычный анализ местоположения меток на шкалах (Приложение Б).

Методика С.А. Будасси. Методика анализа личностной самооценки по Будасси дает возможность проведения количественного анализа самооценки, а также выявить ее степень и адекватность, найти соотношение своего идеального "Я" и тех качеств, которые существуют в реальности. Методика позволяет проводить количественное исследование самооценки личности, то есть ее измерение, в основе которой лежит способ ранжирования. Она основана на положении о том, что личность в процессе общения постоянно сверяет себя с неким эталоном и в зависимости от результатов проверки выявляет занижение или завышение собственной оценки по сравнению с эталоном. Представления человека о самом себе кажутся ему достоверными, независимо от того, объективны они или субъективны, истинны или ложны. Прикладная социальная психология. Под редакцией А. Н Сухова и А.А. Деркача. - М., Наука, 2001.

Стимульный материал представлен набором, состоящим из 48 свойств личности, например, таких как мечтательность, вдумчивость, развязность и др. Принцип ранжирования составляет основу данной методики. Цель ее заключается в определении связей среди ранговых оценок личностных свойств, входящих в представления о себе реальном и идеальном, в ходе обработки результатов. Степень связи определяется при помощи величины ранговой корреляции. Метод исследования Будасси основан на самооценивании индивида, которое может совершаться двумя способами. Первый - заключается в сопоставлении собственных представлений с реально существующими, объективными показателями деятельности. Второй - представляет собой сравнение собственной персоны с прочими людьми. Данная методика самооценки личности позволяет получить ее количественную характеристику, что может стать отправной точкой для развития у обследуемого адекватной самооценки на основе самопознания (Приложение В).

Тест Кеттелла. Шестнадцати-факторный личностный опросник американского психолога Кеттелла является практически самым распространенным анкетным методом оценивания индивидуально-психологических черт личности, который был создан в рамках объективного экспериментального подхода к исследованию личности. Опросник Кеттелла содержит 187 вопросов, на которые предлагается ответить обследуемым (взрослым людям с образованием не ниже 8 - 9 классов). Испытуемому предлагают занести в регистрационный бланк один из вариантов ответа на вопрос "да", "не знаю", "нет" (или "а", "в", "с"). Данный метод направлен на обнаружение сравнительно самостоятельных шестнадцати факторов личности. Каждый из таких факторов формирует несколько поверхностных свойств, которые соединены вокруг одной ключевой особенности. Фактор MD (самооценка) представляет собой дополнительный фактор. Средние цифры данного фактора будут означать наличие адекватной самооценки, ее определенную зрелость (Приложение Г).

Другие методики. Методика В. Щур под названием "Лесенка" способствует выявлению системы представлений детей о том, каким образом они производят оценку собственных качеств, как их оценивают окружающие и как соотносятся такие суждения между собой. Данная методика имеет два способа применения: групповой и индивидуальный. Групповой вариант проведения позволяет оперативно выявить степень самооценки у нескольких детей одновременно. Целью этой методики является выявление уровня самооценки личности. На листе бумаги следует нарисовать лестницу из 10 ступенек, предварительно ее пронумеровав. Показывая малышу лесенку, необходимо объяснить, что на самой нижней ступеньке находятся самые плохие девочки и мальчики. На второй чуть получше, а вот уже на верхней ступеньке находятся самые добрые, хорошие и умные девочки и мальчики. Спросите у ребенка, на какую ступеньку поставил бы он себя. Предложите ему на этой ступеньке нарисовать себя. Если ребенку трудно изобразить человечка, предложите нарисовать 0.

Обработка результатов:

1-3 ступенька - это низкий уровень (заниженная самооценка);

4-7 ступенька - это средний уровень (адекватная самооценка);

8-10 ступенька - это высокий уровень (завышенная самооценка).

Интерпретация результатов методики

Низкий уровень самооценивания показывает, что личность не уверена в себе, робка, не может реализовать свои желания и возможности. Такие дети не добиваются желаемого, слишком критичны к себе и не могут реализовать свои способности.

Средний уровень показывает, что детская личность соотносит правильно свои способности и возможности, критически относится к себе, реально смотрит на успехи и неудачи, ставит перед собой достижимые цели, осуществимые на деле. Средний уровень самооценки личности показывает, что ребенок уважает себя, однако знает личные слабые стороны, стремясь к саморазвитию, самосовершенствованию.

Высокий уровень показывает, что у ребенка неправильное представление о себе, идеализированный образ своих возможностей и личности, своей ценности для окружающих и для общего дела. В таких случаях личность игнорирует неудачи, чтобы сохранить привычную высокую оценку самого себя и своих поступков. Справедливое замечание воспринимается как придирка, а объективная оценка - как несправедливо заниженная. Личность с завышенным неадекватным самооцениванием не признает, что все это происходит вследствие личных ошибок, недостатка знаний, лени, неправильного поведения, способностей. Слишком низкая или высокая самооценка нарушают самоуправление, ухудшают самоконтроль. Такое поведение заметно при коммуникациях, когда лица с заниженной и завышенной самооценкой являются причиной конфликтов.

Также исследовать самооценку у детей можно с помощью следующих техник, таких как методика, разработанная А. Захаровой для определения уровня эмоциональной самооценки и метод самооценки Д. Лампена под названием "Дерево", модифицированный Л. Пономаренко. Эти методики ориентированы на определение степени самооценки малышей.

Тест, предложенный Т. Лири, предназначен для выявления самооценки путем оценивания поведения индивидов, близких людей, описания идеального образа "Я". При помощи этого метода становится возможным выявить превалирующий тип отношения к окружающим в самооценке и во взаимооценке. Опросник содержит в себе 128 оценочных суждений, которые представлены восемью типами взаимоотношений, объединяющихся в 16 пунктов, которые упорядочены по поднимающейся интенсивности. Метод выстроен таким образом, что суждения, ориентированные на определение какого-нибудь типа взаимоотношений, располагаются не подряд, а сгруппированы по 4 типа и через равное число определений они повторяются.

Методика проведения диагностики самооценки состояний психики, разработанная Г. Айзенком, применяется для определения самооценки таких состояний психики, как фрустрация, ригидность, тревожность, агрессивность. Стимульный материал представляет собой перечень состояний психики, свойственных либо не свойственных испытуемому. В процессе интерпретации результатов определяется характерный для испытуемого уровень выраженности изучаемых состояний. Практическая психодиагностика: Методики и тесты. Учебное пособие / Ред. сост.Д.Я. Райгородский. - Самара: БАХРАХ-М, 2006. - 672 с.

Последние материалы раздела:

Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные
Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные

Какую профессию можно получить, поступив в высшие учебные заведения нашего города. На этой неделе во всех школах региона прозвенит последний...

Слои атмосферы по порядку от поверхности земли
Слои атмосферы по порядку от поверхности земли

Космос наполнен энергией. Энергия наполняет пространство неравномерно. Есть места её концентрации и разряжения. Так можно оценить плотность....

Берестяная трубочка — Михаил Пришвин
Берестяная трубочка — Михаил Пришвин

Жанр: рассказГлавные герои: рассказчик - авторЛюди все меньше времени и внимания уделяют природе, а краткое содержание рассказа «Берестяная...