Логические задание по обучению грамоте. Игра «Где наш дом? Игра «Кто больше?»

Автор: Мозгова Людмила Геннадьевна Учитель-логопед, ГБДОУ д/сад №26 Красносельского района г. Санкт-Петербурга

Работая логопедом в речевой группе с детьми, имеющими диагноз: «Общее недоразвитие речи», я столкнулась с проблемой, что моим детям тяжело дается усвоение материала на занятиях по обучению грамоте, они испытывают значительные трудности в процессе овладения навыком чтения, не всегда понимают смысл прочитанного, во время чтения допускают значительное количество разнообразных ошибок.

Овладение грамотой – сложная деятельность, которая требует определенной степени зрелости многих психических функций ребенка и достаточно высокого уровня развития устной речи. Если дети с нормальной речью на протяжении всего дошкольного возраста усваивают словарный запас, овладевают грамматическими формами, приобретают готовность к овладению звуковым и морфологическим анализом слов, то у детей с различными формами речевой патологии происходит отставание в развитии этих процессов. Дети недостаточно различают на слух фонемы близкие по артикуляционным или акустическим признакам.
Дети с диагнозом «Общее недоразвитие речи» попадают в группу риска по дислексии. Дислексия проявляется в многочисленных ошибках при чтении, ошибки сохраняются продолжительное время и носят стойкий характер, являются специфическими, повторяющимися, типичными.
Так как коррекционное обучение началам грамоты имеет цели: сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте и научить детей чтению и письму, была выделена система специальных упражнений, направленная на подготовку детей к обучению грамоте и овладению её элементами. Все упражнения провожу в игровой занимательной форме, поскольку игра – основной вид деятельности детей – дошкольников. Практический опыт показывает, что обучение в игре идёт значительно быстрее и прочнее, нежели при использовании только дидактических приемов. Использование игры на занятиях по обучению грамоте помогает мне снять у детей напряжение, вести изучение и закрепление трудного (теоретического) материала на уровне эмоционального осознания. Игровые методы я использую ещё и в связи с тем, что у детей с общим недоразвитием речи поздно формируется учебно-познавательные интересы и долго сохраняется игровая мотивация.
Занятия по обучения грамоте направлены на развитие понятийного теоретического мышления и на них невозможно обойтись без игр, обслуживающих центральный и наиболее сложный этап обучения: этап введения теоретических понятий. Игра вносит в эти понятия то образное, чувственное содержание, которого лишены и словесные определения нового абстрактного знания, и даже его наглядные схемы и модели. Игру, в результате которой у детей формируются понятия нового типа, перестраивается представление о слове, можно назвать обучающей в строгом смысле слова.
Как же строится обучающая игра?
Образец нового учебного действия (выделение звуков в слове, различие гласных и согласных звуков и т.д.) первоначально задается детям в воображаемой игровой ситуации, мы отправляется в сказку.
С самого первого занятия по обучению грамоте я начинаю рассказывать детям сказку (её условное название «Путешествие Маши по стране Русского языка») и на последующих занятиях постоянно возвращаюсь к героям этой сказки. По мере необходимости вводятся новые условные персонажи, которые персонифицируют вводимые понятия.
Незнайка, Буратино, Карлсон не могут олицетворять содержание лингвистических понятий. Зато фея фонетика помогает нам побольше узнать о звуках, знакомит с Тимом и Томом, которые прекрасно воплощают различение твердости и мягкости согласных. Фея Графика отвечает за буквы, за правильное чтение. Ударный мастер поможет найти ударный слог. Корней Корнеич расскажет об однокоренных словах – родственниках. Действия со словами или их звуковыми схемами совершаются детьми от имени этих лингвистических персонажей.

Основные требования к играм, используемым на занятиях по обучению грамоте.
1. При выборе правил игры учитывают особенности детей данной группы (подгруппы).
2. Игра должна соответствовать целям занятия и содействовать их реализации (обучающая цель занятия).
3. Игра, кроме познавательных, должна иметь игровые задачи.
4. По окончании игры обязательно подводятся результаты и выявляются победители в лице одного ребенка или группы.
С учетом этих требований разрабатывались игры. И было замечено, что наибольшей эффективностью обладают игры с включением действий, необходимых для развития навыка чтения, когда чтение становится не самоцелью, а средством достижения игровой цели.
Исходя из того, что ведущими симптомами дислексии на начальном этапе овладения чтением являются слабость образования звуко – буквенных связей (это появляется в неспособности в должные сроки овладеть звуко – буквенной символикой) и неспособность формировать навыки слогослияния, большое внимание уделяется работе над звуком, буквой и слогом.

План работы над звуком и буквой
1. Выделение звука из ярда слогов, слов.
2. Определение места звука в слове.
3. Придумывание слов на заданный звук.
4. Уточнение артикуляции и характеристика звука.
5. Знакомство с буквой.
6. Из каких элементов буква состоит.
7. На что похожа буква.
8. Узнавание заданной буквы среди других букв.
9. Определение пространственных соотношений элементов букв, расположение буквы на листе бумаги.
10. Работа с буквенными таблицами на распределение внимания.
Остановлюсь лишь на тех видах игр и игровых упражнений, которые я наиболее часто использую на занятиях, и которые, на мой взгляд, являются наиболее эффективными.
Игры на уровне звука и буквы.
Выделение звука из слов.

Игровое управление «Открытки»
Логопед показывает детям открытку и называет слово, предъявляется 10-15 открыток – слов. Необходимо запомнить слова и назвать их в той последовательности, в какой они были названы. Для лучшего запоминания слова связываются между собой в рассказ или небылицу.
Подружки – парк –принцесса – пудель – птичка – пальма – почтальон – посылка – подарок – Павлик – портфель – пряник – пальма.
Дети запоминают и называют слова, определяют, какой звук встречается во всех этих словах, дают ему характеристику.
Аналогично проводится упражнение «Письмо», но детям предъявляются не открытки, а ряж слов.
Оля – осень – отпуск – остров – овцы – овощи – ослик – обувь – осы – облако – окна – обруч – окунь – озеро.

Игровое упражнение «Зажги фонарик».
Инструкция: зажечь фонарик, если в слове встречается звук …..
Логопед медленно произносит слова, дети поднимают сигналы, услышав звук.

Игра «Необычные цветы».
Цель:Найти заданный звук в слове.
Из ряда картинок – лепестков дети выбирают только те, в названии которых есть заданный звук и составляют цветок.

Игра «Рыболов»
Цель: Определение места звука в слове.
Дети ловят на удочку карточки с картинками, называют слова, четко проговаривая все звуки. В конце игры детям предлагается ещё раз назвать все слова и определить, какой звук сегодня пришел к нам в гости.

Игра «Улитка – светофор».
Эта настольно-печатная игра разработана на все звуки. Возьмем, для примера, поле со звуком А.
Цель: упражнять детей в нахождении места звука А в слове.
Оборудование: игровое поле с предметными картинками, фишки красные, желтые, зеленые (цвета светофора) символизируют начало, середину, конец слова.
Ход игры. Дети делятся на команды и по очереди называют слова, определяя место звука А в слове. Если звук стоит в начале слова, выдается красная фишка, в середине – желтая, в конце – зеленая. Когда все слова – картинки названы, подводится итог. Команда, у которой из набранных фишек получилось больше светофоров, победила.

Игровое упражнение «Светофор».
Логопед называет слово, дети определяют место заданного звука в этом слове и поднимают сигнал (красный, желтый или зеленый).

Игровое упражнение «Домики».
У детей на столах домики с тремя окошками (схема: начало, середина, конец слова) и предметные картинки. Необходимо определить место заданного звука в слове и вставить картинку в нужное окошко.
Знакомство с буквой.
Стабильный графический образ буквы необходимо формировать на полианализаторной основе. Для этого я использую такие игровые упражнения, как обводка пальцем контура выпуклых рельефных букв, тактильное опознание «наждачных» букв – «Читающие пальчики», игра «Чудесный мешочек» с буквами, лабиринты – «Какие буквы написали коньками на льду Маша и Миша», зашумленные картинки – «Буквы рассыпались» (например, найти букву А и обвести её фломастером по контуру).
Группировка букв. Детям предлагается на буквенной таблице найти все буквы, например, А и закрыть их фишками или пальчиками. Более сложный вариант, когда дети ищут 2 буквы (например А, У) и закрывают их фишками разного цвета или пальчиками правой и левой руки.
Работа с буквенными таблицами на распределение внимания.
Игровое упражнение «Близнецы».
Например, дана таблица, на ней буквы А разного шрифта, каждая буква в двух экземплярах – «близнецы». Задание: найти две одинаковые буквы и закрыть их пальчиками левой и правой руки. Работа начинается с верхнего ряда и идёт построчно слева – направо.

Игровое упражнение «Умные фломастеры» или «Послушный фломастер».
За основу я взяла «Электронную муху», но в данном упражнении нет опоры на клетку, дети выполняют работу на чистом листе.
Даётся установка: «Фломастер будет выполнять все мои команды и посмотрим, что же он нам напишет». Предварительно детям объясняю, что фломастер делает «шаги» и шагает только в том направлении, какое я называю (вверх, вправо, вниз, влево). Дети должны точно выполнить указания, сравнить свою букву с образцом. Выигрывает тот, чья буква соответствует образцу.
Например, вверх, вверх, вправо, вниз, вниз П
вправо, вниз, влево, вверх, вверх, вправо Б
Игровое упражнение «Магический квадрат» - нахождение букв в геометрических фигурах.
, У, Х, М, П У, Ш, Э, Ы

Упражнения по конструированию и реконструированию букв.
Составление букв из спичек, веревочек, из «буквенного конструктора» (дуга – полукруг, короткая и длинная полоски).

Игровое упражнение «Превращение букв».
Оборудование: «буквенный конструктор» на каждого ребенка.
Например, составить букву «О» - О, букву «О» превратить в «Э» - Э, «И» - И, в «П» - П

Игровое упражнение «Логические цепочки».
Х л Н? П; Ж К Ф? Р

Очень нравится детям игра «Живые буквы».
«Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три – любимая буква на месте замри»!
Дети изображают буквы, а педагог или ребенок – ведущий «читает».
Работа с печатными текстами по типу корректурной пробы.
Работа на уровне слога.
В коррекции дислексии первостепенное значение принадлежит выработке навыков слогослияния. Чтение слогов с уже усвоенными буквами позволяет автоматизировать чтение слогов и упорядочить звуко – буквенные связи. Пройденная буква сразу же вводится в слоги. Составляются прямые и обратные слоги. При чтении слогов левая рука лежит на столе и необходимо постоянно акцентировать внимание на то, что читаем слева – направо.
На начальном этапе для составления слогов я использую игровые упражнения «Ромашка» и «Бабочки». Упражнение «Бабочки» нравятся детям больше, потому что они сами могут манипулировать картинками – буквами, составлять слоги и читать.
После того, как пройдено 10-12юукв, вводится такое упражнение, как чтение слоговых таблиц.
Работа с таблицами проводится в форме игры «Лото» и называется «Закрой окошко». Логопед называет слог, дети находят данный слог на своих таблицах и закрывают его («окошко») фишкой. Работа начинается с таблиц СГ-ГС, в них присутствуют прямые и обратные слоги того же буквенного состава (ТО – ОТ, МА – АМ).
Подобные упражнения дают хороший эффект при регулярном применении, усложнении (СГС, ССГС, СГСС) и частой смене таблиц.
С таблицами можно провести упражнение «Птичий базар», предложив детям вполголоса прочитать свою карточку. При чтении слогов угадывание невозможно, ребенок при выполнении задания вынужден опираться только на навыки слогослияния.
Придумывание слов на заданный слог.
Игровое упражнение «Чудесный мешочек». Ребенку предлагается достать слог, прочитать его и придумать слово, которое начинается на данный слог.

Игровое упражнение «Вороний язык», «Мышкины слова».
В стране русского языка даже мышки умеют разговаривать, но могут они сказать только те слова, которые можно «попищать» - ПИ (те слова, которые начинаются со слога ПИ-), слог выставляется на доске. Какие это слова? Пианино, пижама, пирог, письмо и т.д.
А какие слова умеет говорить ворона? Картошка, карман, карта и т.д. аналогично обыгрываются слоги МУ, ГА, КО, КВА.

Игровое упражнение «Чудо – дерево» или «дерево и листочки».
На ветвях написаны слоги. Дети придумывают слова и закрепляют листочки на соответствующих ветках.
Используя слоговые карточки мы работает над синтезом – конструируем слова. Для составления слов из заданных слогов активно используются на занятиях игры Воскобовича «Читайка», «Нахлобушки»; игра «По кругу».

Игровое упражнение «Слово рассыпалось».
Проводится по принципу разрезной картинки, на одной сторон карточки слоги, на другой – части предмета. Если слово составлено верно, карточки со слогами переворачиваются и на обратной стороне получится предмет, соответствующий прочитанному слову.
Игровое упражнение «Рыболов».
Дети ловят на удочку слоги, читают их. Когда «аквариум» опустел, детям предлагается из своих слогов составить слова и объяснить их значение.

Цепочка слов
Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.
Оборудование: карточки с предметными картинками.
Ход игры: играют 4-6 детей. У каждого ребенка по 6 карточек. Начинает выкладывать цепочку логопед. Следующую картинку кладет ребенок, у которого название изображенного предмета начинается с того звука, каким кончается слово – название первого предмета. Выигравшим считается тот, кто первым выложит все свои карточки.

Найди место звука в слове
Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове.
Оборудование: карточки со схемами расположения места звука в словах.
Ход игры: каждый ребенок получает карточку. Логопед показывает картинки и называет слова. Если заданный звук слышится в начале слова, надо поставить фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова, фишку ставят в третью клеточку. Победил тот, кто не допустил ошибок.

Подбери слово к схеме.
Цель: Та же.
Оборудование: карточки со схемами расположения звуков в словах.
Ход игры: получив карточку, ребенок подбирает 3 картинки/слова с заданным звуком, ориентируясь на закрашенный квадрат.

Найди пару
Цель: упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком. Развивать фонематический слух.
Оборудование: звуковые часы, набор предметных картинок, слова – паронимы.
Ход игры: логопед помещает на часах 6 картинок. Например: коса – коса, ком – дом, мак – рак. Детям предлагается найти картинки с предметами, называния которых звучит сходно и отличаются только одним звуком. Каким? Ребенок, который первым нашел эти слова, передвигает стрелки на картинки. Дети находят все три пары слов. Игру можно повторить, заменив картинки новыми парами/ бочка – почка, тачка – дачка, майка – чайка…./

Включи телевизор
Цель: упражнять детей в определении первого или последнего звука в словах, в составлении слов из выделенных звуков, упражнять в чтении слов (как усложненный вариант).
Оборудование: Пособие «Телевизор», предметные картинки и карточки с буквами, картинки для телеэкрана.
Ход игры: логопед объясняет детям: «Чтобы включить наш телевизор, и увидеть изображение на его экране, нужно определить первый звук в словах – названиях предметов, помещенных в верхнем кармашке. По этим звукам вы составите новое слово. Если слово будет составлено правильно, на экране появится соответствующий предмет. Например: матрешка, аист, кот – МАК. Картинка «мак» появляется на экране. Выделенный звук можно обозначить соответствующей буквой и прочитать.

Зажги светофор

Оборудование: предметные картинки, светофоры на каждого ребенка или круги красный, желтый, зеленый.
Ход игры: логопед показывает картинку, один ребенок называет изображенный на ней предмет. Дети повторяют слово, находят место изучаемого звука в слове и поднимают соответствующий сигнал – зажигают светофор – красный кружок – начало слова, желтый – звук в середине слова, зеленый – звук в конце слова.

Домики
Цель: развитие умения дифференцировать сходные звуки, находить место звука в слове.
Оборудование: набор предметных картинок, названия которых начинаются с оппозиционных звуков, 2 домика, в каждом домике 3 кармана (начало, середина, конец слова).
Ход игры: ребенок берет картинку, называет её, определяет наличие звука (например: Ч или Щ), его место в слове, вставляет картинку в соответствующий кармашек. За правильно выполненное задание насчитываются очки.
Рыболов
Цель: развитие умения устанавливать место звука в слове.
Оборудование: малые предметные картинки с металлической скрепкой, удочка, карточки – схемы «начало, середина, конец слова» на каждого ребенка.
Ход игры: «Поймать» слово, определить место звука в слове и поместить картинку в соответствующее окошко. Дети по очереди выполняют действия.

Причаль на катере

Оборудование: панно с изображением причалов на гласные буквы, катер (рисунок) с капитаном и согласной буквой.
Ход игры: сегодня мы будем причаливать на катере к разным пристаням. Например: на катере «Л» к пристани «А» капитан даёт сигнал: протрубить ЛЛЛААА! Тогда на пристани будут знать, что катер «Л» приближается к причалу «А» и приготовятся к встрече. А что мы погрузим на этой пристани? ЛАМПУ (её можно сразу нарисовать или выставить картинку). Но нам ещё нужна ЛЮСТРА и ЛЕСТНИЦА, чтобы повесить люстру. К каким причалам надо подплыть за этими вещами?

Цветы и бабочки
Цель: упражнять в чтении слогов.
Оборудование: панно с изображением 10 цветов, на каждом цветке гласная буква. Бабочки, у каждой на крыле согласная буква.
Ход игры: бабочка «М» летала над цветами и села на цветок «У». логопед помещает бабочку справа от буквы. Какая песенка получилась? МУ. А теперь бабочка перешла на другую сторону цветка, что получилось? УМ. Далее дети самостоятельно

Елена Антонцева

Ребенок начинает пользоваться родным языком почти с раннего детства, но он не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. Дошкольное детство – время становления первооснов личности , индивидуальности, наиболее благоприятный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Развитие речи детей – одна из ведущих задач, которую решают дошкольное учреждение или родители. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте – это формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. По утверждению М. Монтессори, А. Н. Корнева, Р. С. Немова, обучение чтению необходимо начинать в 5 – 7 лет, так как в этом возрасте развито в определенной степени самосознание, сформированы речевые, двигательные навыки, элементарные навыки в художественных видах деятельности, а также появляется интерес к буквам и желание научиться читать.

Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путём, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира . С началом обучения грамоте дошкольник приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из предложений, которые в свою очередь состоят из отдельных слов, слова – из слогов, слоги – из звуков. Звуки при письме обозначаются буквами. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, позицию и наличие звуков в слове. Развитие речи осуществляется при разных видах деятельности, в том числе на специальных занятиях по обучению грамоте .

Обучение проводится в игровой форме. Предлагаю вам игры , задания, упражнения :

Игра «Назови первый звук в слове » (кольца Луллия)

Знакомство с символами звуков (пособие Т. А. Ткаченко ("Специальные символы")

Игра «Рассели звуки в домики» (классификация гласных - и согласных звуков)


Задание «Нарисуй пальчиком на манке символ звука»


Игра «Сигнальщики»


Игра- упражнение «Подарки Тиму и Тому» (определение твердых и мягких звуков)



Упражнение «Определи место гласного звука в слове» (использование фасоли, пуговиц или фишек красного цвета)

«Звуковая схема слова» (фишки синего, зеленого и красного цветов)


Пальчиковые и логоритмические упражнения.


Игра «Подбери схему слова к картинке»


Игра «Веселый поезд» , "Домики" (деление слов на слоги)


Игра «Волшебный кубик» (составление предложений с предлогами)


Задание «Нарисуй ниточкой букву»


Задание «Звуковой анализ слов»

Игра «Слоговые часы» (составление слов из слогов)


Игра «Собери кубики» (составление слов из букв)



Возможно, эти игры вам пригодятся в работе. Желаю удачи!

Часть ребят в старших группах детского сада уже умеют читать. На занятиях по грамоте они скучают и начинают озорничать.

Педагогу приходится придумывать разнообразные задания по грамоте для подготовительной группы, чтобы занять этих детей пока он работает с остальными.

Для читающих дошкольников с пользой применимы предлагаемые ниже задания по грамоте.

Карточки по грамоте

Каждое упражнение состоит из небольшого предложения и пяти необходимых к выполнению заданий. Предложение – это коротенький текст. С прочтением и пониманием его проблем обычно не возникает. Тексты-предложения не повторяются, легко придумать самим.

Частенько задаётся вопрос: зачем повторять прочитанное предложение? Начинающие читать ребята концентрируются на самом процессе чтения, плохо понимая содержание. Установка на последующее за чтением повторение помогает с нашей точки зрения включать понимание текста.

В первый раз надо выполнить упражнение совместно. А потом обязательно проверить правильность выполнения и разобрать ошибки (если таковые найдутся). В этом ещё один плюс: осваиваются приёмы самостоятельной работы. Самое длинное слово определяется по количеству букв.

Карточка выглядит следующим образом.

В любом редакторе можно поменять предложение, оставив задания. Получите новую карточку. Например.

Лиза нарисовала картину.

1. Прочитай предложение и повтори его вслух.

2. Скопируй самое длинное слово

3. Посчитай, сколько слов в предложении и запиши в пустом квадрате.

4. Раздели слова на слоги.

5. В каждом слове под гласными поставь фломастером красную точку, под твёрдыми согласными синюю точку, под мягкими согласными точку зелёного цвета.

Пример выполнения (частичного) задания

Стимульный материал

Предложения в карточках поначалу печатаем крупными буквами.

Павел ловит сома.

Кот ждёт рыбку.

Мама доит корову.

Гуси пасутся на выгоне.

Оля собирает клюкву.

Зина и Нина собрали грибы.

Бабушка варит компот.

Папа пилит дрова.

Из окна слышна музыка.

Лена играет на пианино.

Ласточка ловит мотыльков.

Щука догоняет карася.

Собака охраняет дом и сад.

На кустах поспела малинка.

На осинке выросла молодая листва.

Гусёнок и утёнок торопятся на пруд.

Лес – это много деревьев, травы и кустов.

Брусника и черника – маленькие кустики.

В лесу растут грибы.

Мухомор и поганка – ядовитые грибы.

Малина, черника, морошка – вкусные ягоды.

В лесу живут медведи, лисы, волки, зайцы, птицы.

Белки запасают на зиму грибы и орехи.

Медведь ест ягоды и ловит рыбу.

Лиса охотится на мышек и зайцев.

Лось и олень питаются травой.

Дупло – дом для совы и дятла.

Птицы ловят мошек и других насекомых.

Дятел достаёт из-под коры деревьев вредителей.

Лес из берёзы называется берёзовая роща.

Лес из сосны называется сосновый бор.

Лес из дубов называется дубрава.

Всем зверям в лесу хватает места.

Эти упражнения вполне применимы как домашние задания в 1 классе. Многие родители придумывают первоклашкам домашнюю работу, даже если в школе её не задают. Для них подойдут предложения подлинее и слова посложнее. Сайт Нестандартные дети желает успехов своим читателям.

Использование дидактических игр с перфокартами в работе с детьми дошкольного возраста по обучению грамоте

Автор работы: Радулова Светлана Михайловна, учитель-логопед, МОУ «Бендерский Детский сад № 9» г. Бендеры
Описание работы: дидактические игры с перфокартами разработаны для детей 5-7 лет по обучению элементам грамоты. Данный материал будет полезен воспитателям, учителям-логопедам, родителям в работе с дошкольниками.
Цель: обучение грамоте дошкольников в процессе использования дидактических игр с перфокартами.
Задачи:
- совершенствовать фонематическое восприятие, навыки звукового и слогового анализа слова, предложений, чтения слов, предложений;
- развивать графические навыки.

Основной вид детей дошкольного возраста – игра. Использование дидактических игр с перфокартами делает процесс обучения интересным и занимательным, активизирует деятельность детей.
Перфокарта – это индивидуальная ламинированная или, помещенная в файл карточка с заданием, сделанная из бумаги или картона. Задания ребенок выполняет с помощью фломастера или маркера. После проверки линии легко удаляются губкой.

Преимущество перфокарт перед простой карточкой-заданием – это многократное использование.
Использование перфокарт позволяет:
- закрепить пройденный материал;
- оперативно проверить усвоение материала;
- развивать самостоятельность, мелкую моторику рук;
- активизировать мыслительную деятельность детей, внимание;
- учитывать индивидуальные особенности дошкольников.
Проверка:
- самостоятельно;
- парами – дети обмениваются перфокартами и проверяют задания друг у друга;
- фронтально – педагог вывешивает образец правильно выполненного задания на доску, дети сверяют с образцом.
Перфокарты могут быть использованы:
- педагогами на подгрупповых и индивидуальных занятиях,
- педагогами и родителями дошкольников в самостоятельной деятельности в детском саду и дома.
Дидактические игры с перфокартами имеют развивающее, обучающее и воспитывающее значение. В этом заключается их практическая ценность.

Дидактическая игра «Найди букву»
Цель:
Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа – буквы, посередине - полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети соединяют линией каждую картинку с той буквой, с которой начинается ее название.

Дидактическая игра «Найди картинку»
Цель: совершенствование навыков звукобуквенного анализа.
Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены буквы, а справа - предметы, посередине - полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети соединяют линией каждую букву с предметом, название которого начинается с этой буквы.

Дидактическая игра «Твердый-мягкий»
Цель: Развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков [б]-[бь])
Оборудование: перфокарты, на которых изображена буква и картинки, названия которых начинаются с твердого или мягкого согласного звука.
Ход игры. Дети определяют, с какого звука начинается название предмета. Если первый звук твердый согласный, картинку обводят синим фломастером. Если первый звук мягкий согласный, картинку обводят зеленым фломастером.


Дифференциация звуков [л]-[ль]

Дидактическая игра «Подбери звуковую схему»
Цель: совершенствование навыков звукового анализа.
Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа – схемы звукового анализа слов, посередине - полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети соединяют линией каждую картинку со звуковой схемой, которая подходит к названию изображенного предмета.

Дидактическая игра «Найди место звука в слове»
Цель: совершенствование навыков звукового анализа (определение места звука в слове).
Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа - схемы расположения места звука в словах, посередине - полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети определяют место звука [р] в слове (начало, середина, конец) и соединяют линией с соответствующей схемой.


Дети определяют место звука [с] в слове (начало, середина, конец) и соединяют линией с соответствующей схемой.

Дидактическая игра «Посчитай слоги»
Цель: совершенствование навыков слогового анализа.
Вариант 1.
Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа - цифры, посередине - полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети делят названия предметов на слоги и соединяют линией с цифрой, которая обозначает количество слогов в слове.


Вариант 2.
Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа - слоговые схемы, посередине - полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети делят названия предметов на слоги и соединяют линией со слоговой схемой, которая обозначает количество слогов в слове.

Дидактическая игра «Подбери картинку к слогу»
Цель: совершенствование навыков слогового анализа, чтения слогов.
Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа – напечатаны слоги, посередине - полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети рассматривают картинки и соединяют линией каждую картинку с тем слогом, с которого начинается ее название.

Дидактическая игра «Подбери слог к картинке»
Цель: совершенствование навыков слогового анализа, чтения слогов
Оборудование: перфокарты, на которых слева напечатаны слоги, а справа – изображены предметы, посередине - полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети читают слоги и соединяют линией каждый слог с предметом, название которого начинается с этого слога.

Дидактическая игра «Угадай слово»
Цель: совершенствование навыков чтения слов.
Оборудование: перфокарты, на которых слева напечатаны слова с пропущенной буквой, а справа - предметы, посередине - полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети добавляют пропущенную букву (Л) в начале или в конце слова, читают его и соединяют линией с соответствующей картинкой.

Дидактическая игра «Слово рассыпалось»
Цель: совершенствование навыков составления и чтения слов.
Оборудование: перфокарты, на которых слева напечатаны буквы из слов, а справа - предметы, посередине - полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети составляют из букв слова, печатают их в клеточках и соединяют линией с соответствующей картинкой.

Дидактическая игра «Найди схему предложения»
Цель: совершенствование навыков анализа и чтения предложения.
Оборудование: перфокарты, на которых сверху напечатаны предложения, а снизу изображены схемы предложений, посередине - полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети читают предложение и соединяют линией с соответствующей схемой.

Сценарий игровой программы по обучению грамоте на основе телевизионной передачи «Вопрос на засыпку»

Мальцева Елена Михайловна, учитель-логопед МБОУ «Северокоммунарская СОШ», МБДОУ «Северокоммунарский детский сад» п. Северный Коммунар Сивинского района Пермского края
Описание работы: Игровая программа по обучению грамоте «Вопрос на засыпку» предназначена для детей 6-7 лет. В ходе игры дети в игровой форме закрепляют знания по изученным темам. В зависимости от уровня развития детей задания можно усложнять или упрощать. Данный материал будет полезен учителям-логопедам дошкольных и школьных учреждений, воспитателям, учителям начальных классов, а также родителям при проведении игры в домашних условиях.
Цель: закрепление полученных знаний на занятиях в занимательной игровой форме.
Задачи:
Образовательные задачи:
проверить прочность усвоения детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях;
учить применять их в практической деятельности – игре.
Коррекционно-развивающие задачи:
закреплять умение определять количество слогов;
закреплять умение находить слова с заданным звуком;
закреплять умение различать твёрдые и мягкие согласные;
развивать умение правильно отвечать на поставленный вопрос;
развивать внимание, память, логическое мышление.
Воспитательные задачи:
воспитывать интерес к речевым играм, умение работать в команде.
Оборудование:
ручки, фломастеры, жетоны, ксероксная цветная бумага, буква Ы, карточки с заданиями, рисовое зёрнышко, магическая коробка, грамоты, сертификаты, призы, часы, протокол для жюри.
Подготовительная работа:
приглашаются для участия в игре родители, подготавливаются по 15 листочков трёх цветов (например, розовый, зелёный, жёлтый) , выбираются курьеры, которые помогают учителю-логопеду собирать ответы, раздавать жетоны, приглашается жюри (родители, методист, воспитатели) и болельщики.
Музыкальное сопровождение:
Заставка из телепередачи «Вопрос на засыпку».
Музыкальные композиции из альбома «Новые детские песенки»:
« Буква А», «Раз, два, три…».
Музыкальная композиция «Каждый маленький ребёнок».
Музыкальная композиция «Неразлучные друзья».
Музыкальная композиция «Азбука».
Участники:
1 команда - 4 человека + наставник (родитель для конкурса «Спецзадание»)
2 команда - 4 человека + наставник (родитель для конкурса «Спецзадание»)
3 команда – 4 человека + наставник (родитель для конкурса «Спецзадание»)

Ход игры:

Учитель-логопед:
Добрый день, участники игры, уважаемые родители и гости. Я рада сегодня приветствовать вас на интеллектуально-познавательной игре «Вопрос на засыпку» (звучит музыкальная композиция и демонстрируется на экране заставка из передачи «Вопрос на засыпку»)
Учитель-логопед:
В "Вопросе на засыпку" принимают участие 3 команды по 4 человека, один из которых отважный капитан. В его обязанности входит руководить командой, писать верные ответы на поставленные вопросы на листочках и ответственно вести свою команду к победе. За правильный ответ команда получает фишку, которая равна 10 секундам. Каждая команда зарабатывает время для последнего решающего конкурса.
Самое главное - это разгадать финальный вопрос. У каждой команды своё время, которое она заработала во время игры. Та команда, которая справится с последним заданием первой и станет победительницей.
Поприветствуем наши команды бурными аплодисментами.

(Приветствие и представление команд).

Учитель-логопед:
У каждой команды есть свой наставник, который поможет команде заработать дополнительные 10 секунд. Поприветствуем наших наставников.
Учитель-логопед:
Оценивать ваши результаты будет строгое, но справедливое жюри (представление жюри)
Учитель-логопед:
Внимание! Внимание! Дорогие болельщики! Сейчас наши интеллектуалы продемонстрируют свою эрудицию. От души приветствуем и поздравляем всех. Пожелаем успехов нашим командам победы.
Учитель-логопед:
Есть и у нас для вас игра, где знания вам проявить пора!
Пусть смекалка вам поможет проявить себя в игре!
Не стесняйся, не ленись – победителей ждёт приз!

1 раунд – «Слоги»

Учитель-логопед:
Познакомимся с правилами игры.
Правила игры: У каждой команды листочки определенного цвета. Это отличительный знак вашей команды. На них вы будете писать свои ответы. Из 3 вариантов вам необходимо выбрать правильный ответ и записать соответствующую цифру на листочке, отдать курьеру, который приносит листок с ответом жюри.
Помогать мне будут мои помощники – Наташа и Настя.
1 вопрос: Выберите птицу, в названии которой 2 слога (файл с изображением называется "ris2")
1. Грач
2. Дятел
3. Воробей
Справка: А вы знаете, что длина языка дятла достигает 15 сантиметров.
2 вопрос: Выбери животного, в названии которого 1 слог (файл с изображением называется "ris3")
1. Лось
2. Лиса
3. Белка

Справка: Зимой за 1 сутки лось обгладывает кору около 100 (ста) деревьев и кустарников.
(Жюри подводит итоги, во время игры курьеры собирают листочки с ответами, раздают жетоны)

2 раунд – «Гласные звуки»

Учитель-логопед:
Вы знаете, что в русском языке 6 гласных звуков: а, о, у, ы, и, э.
1 вопрос: На какой картинке девочка произносит гласный звук [и] (файл с изображением называется "ris4")


2 вопрос: Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?
1. синий
2. зелёный
3. красный


3 вопрос: Выбери цветок, который заканчивается на гласный звук (файл с изображением называется "ris6")
1. мак
2. роза
3. тюльпан


Справка: Самый маленький бутон розы – размером с рисовое зёрнышко учитель-логопед демонстрирует рисовое зёрнышко).
(Жюри подводит итоги)

3 раунд – «Согласные звуки и буквы»

Учитель-логопед:
Когда мы произносим согласные звуки, воздушная струя встречает преграду (зубы, губы, язык)
1 вопрос: Перед вами 3 буквы, одна из них обозначает согласный звук. Под какой цифрой она находится (файл с изображением называется "ris7")
1. ы
2. м
3. у


2 вопрос: Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные звуки? (файл с изображением называется "ris5")
1. синий
2. зелёный
3. красный
3 вопрос: Выберите картинку, в названии которой первый согласный мягкий (файл с изображением называется "ris8")
1. матрёшка
2. мяч
3. кукла

(Жюри подводит итоги)


4 раунд – «Перемена»

Учитель-логопед:
Команда строится в колонну за капитаном. По сигналу каждый игрок команды добегает до мольберта, обводит предмет, в названии которого встречается звук [а]. Выигрывает та команда, которая первая справится с заданием и верно обведёт все картинки с заданным звуком (файл с изображением называется "ris9")


(Во время конкурса звучит композиция « Буква А»)

5 раунд – «Звуки и буквы»

1 вопрос: Определи количество звуков в слове дом? (файл с изображением называется "ris10")

(Жюри подводит итоги)

6 раунд «Физкульт - привет»

Учитель-логопед:
Вы знаете, что буквы можно вылепить, выложить из разных предметов, а мы с вами сейчас при помощи разных частей тела её изобразим.
Задание: Подумайте, изобразите командой букву М. Выигрывает та команда, которая более точно, разнообразно и оригинально изобразит эту букву. Выигравшая команда получает жетон. (Во время конкурса звучит композиция «Азбука»)
(Жюри подводит итоги)

7 раунд «Магический шар»

Учитель-логопед:
Сегодня в «Магическом шаре» спрятана гласная буква. В русском языке на этот гласный звук нельзя назвать ни один предмет. Напишите эту гласную букву. ответ: буква Ы(Жюри подводит итоги)

8 раунд «Спецзадание»

Учитель-логопед:
Сейчас приглашаем к участию наших наставников, ваших родителей. Для вас тоже есть задание, ответив правильно, вы принесете своей команде дополнительный жетон.
Задание: Перед вами 3 предмета, выберите тот, в названии которого все согласные звуки звонкие (файл с изображением называется "ris11")
1. арбуз
2. груша
3. мандарин


(Во время конкурса звучит композиция «Взрослые и дети»)
(Жюри подводит итоги)

9 раунд «Вопрос на засыпку»

Учитель-логопед:
Каждая команда подсчитывает количество жетонов, каждый жетон равен 10 секундам. Команда выполняет последнее задание за время, заработанное во время игры. Выигрывает та команда, которая первая справляется с заданием (во время конкурса жюри следит за временем)
Задание: Отгадай пословицу, записав 1 букву в названии каждой картинки
(файл с изображением называется "ris12")

Последние материалы раздела:

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...