Как назвать речевой центр в детском саду. Центр речевого развития в подготовительной группе своими руками

Из опыта работы воспитателя ДОУ. Говоруша - центр речевого развития в подготовительной группе

Автор: Кичигина Наталья Анатольевна, воспитатель МАДОУ № 18 «Детский сад «Ладушки» г. Гай Оренбургская область.
Описание. Данная статья предназначена для педагогов дошкольных учреждений, которые работают с детьми этой возрастной категории и родителям. Статья поможет педагогам в организации предметно-развивающей среды в группе, которая будет способствовать речевому развитию детей.

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа
Формирование правильной речи детей является одной из основных задач дошкольного образования.
Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности. Одно из условий для полноценного познавательно-речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
В нашей группе для полноценного речевого развития детей оформлен центр речевого творчества, представляющий возможность нашим воспитанникам действовать индивидуально.



Нами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр: пособия для проведения артикуляционных упражнений, материалы для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук. Мы считаем, что речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

Для развития речевого дыхания и мелкой моторики пальцев рук в нашем уголке имеются различные тренажёры:
- мыльные пузыри;
- воздушные шары;
- султанчики и тренажёры для дыхания;



- свечи;
- массажные мячики;


- трубочки для сока со стаканами;
- волшебное ведёрко с крупой и предметами;
- разные клубочки;


- карандаши и ручки;
- наборы различных семян для выкладывания картин;


- маленькие зеркала для индивидуальной работы детей;
- дидактическое пособие «Многофункциональный куб»;


Особое место в нашем центре занимает методическая литература, которая в условиях реализации ФГОС подбирается нами по принципу блочно – тематического планирования.



Картотека по развитию связной речи содержит различные группы дидактических игр, направленных на развитие речи детей: игры на развитие словаря, игры по формированию грамматического строя речи, игры на речевые процессы, и тд. Данная картотека помогает нам вести планомерную работу с детьми по развитию речи.


Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Одно из важнейших познавательных процессов человека эта речь. Решение этих задач невозможно без создания современной предметно–развивающей среды. Именно поэтому мы организовали речевой уголок, который расширил речевую среду в группе, создал у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринуждённо развивать и совершенствовать свои речевые навыки.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня речи зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие. Сегодня мы рассмотрим один из центров предметно-развивающей среды - Речевой уголок. Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами.

Цель речевого уголка: способствовать созданию оптимальных условий для организации предметно-развивающей среды в группе для совершенствования процесса развития и коррекции речи детей.

Задачи:

  1. Формирование фонематического восприятия и слуха.
  2. Развитие артикуляционной моторики.
  3. Закрепление навыков правильного произношения звуков.
  4. Закрепление навыков, полученных на занятиях.
  5. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий.
  6. Развитие связной речи.
  7. Развитие мелкой моторики.

В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне, стол, стул, игровой, дидактический и наглядный материал, стимулирующий речевую деятельность и речевое общение детей.

При подборе составляющих речевого уголка необходимо учитывать:

  • соответствовать индивидуальным и возрастным особенностям детей;
  • речевой уголок должен быть размещён рядом с книжным уголком;
  • важно, чтобы речевой уголок была комфортен и эстетичен. Красота формирует ребенка. Поэтому необходимо уделять большое внимание эстетике речевого уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок и воспитывать бережное отношение к материалам и оборудованию содержащемуся в уголке;
  • игровой материал должен быть доступным для ребенка;
  • неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – «одушевленный персонаж» , обычная кукла, би-ба-бо, марионетка. Такая игрушка должна быть многофункциональна. Она может двигаться (с помощью взрослого или ребёнка) , выполнять артикуляционную гимнастику, задавать вопросы или отвечать на них, загадывать загадки, придумывать интересные истории, преподносить неожиданные сюрпризы и многое другое. Её способности вызовут у детей живой интерес, побудят к речевой активности.
  • не следует перегружать уголок оборудованием.

В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие:

артикуляционной моторики (предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; ватные палочки, ватные диски)

пособия для развития дыхания (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки - карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и т.д.)

пособия для развития мелкой моторики (сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв)

материал по звукоподражанию (шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков) ; индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова)

игры и пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова)

игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам)

игры по развитию связной речи (серии сюжетных картинок; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.)

материал по грамоте – (магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; кубики «Азбука в картинках» , «Учись читать» , «Умные кубики» , «Слоговые кубики» ) .

Подбор игрового и дидактического материала осуществляется учителем-логопедом и воспитателем совместно, что делает их взаимодействие не формальным, а очень тесным и плодотворным.

Требования к содержанию речевых центров в разных возрастных группах

Младшая группа

  • Уголок книги 5-6 наименований книг по 2-5 экземпляра, так как детям данного возраста свойственна подражательность, книжки-ширмы (книги подбираем с учётом возраста детей, а именно для данного возраста произведения русского фольклора: частушки, потешки, песенки, народные сказки о животных, произведения русской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи современных авторов) ;
  • Альбомы или иллюстрации по темам «Игрушки» . «Семья, «Транспорт» , «Домашние животные» , «Одежда» , «Посуда» , «Мебель» .
  • Картинки с простыми сюжетами и действиями
  • «Что лишнее?» , «Назови одним словом» .
  • Игры по типу «Найди пару» , «Найди отличия» .
  • Игровизоры, игрушки – телефоны.
  • Игры с предметными картинками по типу «Что изменилось?»
  • Картинки с простым сюжетом для составления рассказов.
  • Альбомы загадок скороговорок, песенок, потешек, стихов.
  • Трафареты, шаблоны.
  • Игры для развития ручной умелости.
  • Картотека речевых игр.
  • Открытки о родном городе.

Средняя группа

  • Уголок книг: 5-6 наименований, для оформления можно использовать эстампы на темы русских народных сказок. 1 раз в квартал необходимо оформлять тематические выставки «Сказки» , «Времена года» , «Сказки о дружбе зверей» и др.
  • Альбомы дополняются по темам о Российской армии, о труде взрослых, диких животных, цветах, овощах, фруктах, по временам года о различных зданиях (архитектура) .
  • Открытки для рассматривания.
  • Дидактические игры на группировку, классификацию, сериацию по типу «Что лишнее?» , «Назови одним словом» .
  • Игры небылицы «Чего на свете не бывает?» , «Кто кричит?»
  • Игры с картинками – загадками и предметными картинками по типу «Что изменилось?» «Найди пару?» , «Найди отличия» .
  • Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи.
  • Игровизоры, игрушки- телефоны, занимательные головоломки.
  • Трафареты, шаблоны для подготовки руки к письму
  • Открытки о родном городе, крае.
  • Предметы быта и старины.

Старшая группа

  • Уголок книги 7-8 книг различной тематики и жанров (может быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками) . 1 раз в квартал оформляются тематические выставки с рисунками детей на заданную тему
  • Портреты писателей в соответствии с программой
  • Альбомы или иллюстрации дополняются о Родине, о технике.
  • Книги, созданные на рисунках детей на темы произведений детских писателей.
  • Портреты художников – иллюстраторов.
  • Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи, по подготовке к обучению грамоте.
  • Игры – небылицы, игры – картинки по типу «Назови отличия» .
  • Наборы картинок , .
  • Азбука букв различной фактуры.
  • Альбомы загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов.
  • Трафареты, перфокарты, шаблоны для подготовки руки к письму
  • Игры на развитие ручной умелости.
  • Картотека словесных речевых игр.
  • (верёвочки, шнурки проволока, камушки, песок, пластилин и др.) .
  • Заготовки для штриховки, кодирование, трафареты, перфокарты.
  • Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые линейки, слоговые линейки.
  • Иллюстрации о памятниках и музеях старины (Москва, Санкт – Петербург) .
  • Карта России, где отмечены флажками города.

Подготовительная к школе группа

  • Наличие библиотеки книг по разделам: о природе, о животных или по авторам. Выставляются 10-12 книг, различных по жанру и тематике. Оформляются тематические выставки с рисунками детей.
  • Альбомы или материал о творчестве и жизни писателей.
  • Альбомы загадок, скороговорок, стихов.
  • Заготовки для штриховки, кодирования, трафареты, перфокарты для подготовки руки к письму, игры на развитие ручной умелости.
  • Картотека словесных речевых игр.
  • Коллекция значков, марок, календариков, этикеток.
  • Дидактический материал для изображения букв (верёвочки, шнурки, проволока, камушки, песок, пластилин и другое) .
  • Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые линейки, азбуки букв разной фактуры.
  • Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, обучению детей грамоте.
  • Игры – небылицы «Что перепутал художник?» , игры - картинки по типу «Найди отличия» .
  • Наборы картинок «Составь рассказ по картинке» , «Разложи по порядку и составь рассказ» .
  • Альбомы или книжки – самоделки с сочинёнными детьми и нарисованными рисунками.
  • Уголок «Читаем сами» журналы «Непоседа» , «Весёлые картинки» , «Солнечный зайчик» и др., детские красочные книги с крупным шрифтом, книги с развивающими заданиями.

Центр речевого развития

«Говоруша»


Презентация для педагогов дошкольных образовательных

учреждений

воспитатель

МАДОУ № 18 «Ладушки» г. Гай Оренбургская область

Центр речевого развития

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа

Формирование правильной речи детей является одной из основных задач дошкольного образования.

Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности. Одно из условий для полноценного познавательно-речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.


Речевой центр «Говоруша»

В нашей группе для полноценного речевого развития детей оформлен центр речевого творчества, представляющий возможность нашим воспитанникам действовать индивидуально. Нами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр: пособия для проведения артикуляционных упражнений, материалы для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук. Мы считаем, что речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

Книжный уголок


Для развития речевого дыхания и мелкой моторики пальцев рук в нашем уголке имеются различные тренажёры: - мыльные пузыри; - воздушные шары; - султанчики; - свечи; - массажные мячики; - трубочки для сока со стаканами; - волшебное ведёрко с крупой и предметами; - разные клубочки; - карандаши и ручки; - наборы различных семян для выкладывания картин; - маленькие зеркала для индивидуальной работы детей; - дидактическое пособие «Многофункциональный куб»;


Султанчики

Тренажер для дыхания

Клубочки


Массажные мячики

Магнитный театр

Набор семян




Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Одно из важнейших познавательных процессов человека эта речь. Решение этих задач невозможно без создания современной предметно–развивающей среды. Именно поэтому мы организовали речевой уголок, который расширил речевую среду в группе, создал у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринуждённо развивать и совершенствовать свои речевые навыки.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» выдвигают в качестве основной цели педагогической работы – развитие каждого ребенка.

Формирование правильной речи детей является одной из основных задач дошкольного образования.

Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности. Одно из условий для полноценного познавательно-речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

Для развития речи дошкольников необходима организация двух центров, стимулирующих речевую активность детей. Это литературный центр (книжный уголок) и центр речевого развития.

Литературные произведения, подбираемые в книжный уголок, должны быть разнообразными по жанру, тематике и содержанию.

Возрастная группа

Оснащение уголка

1 младшая

В книжном уголке должно находиться немного книг – 4-5, но у воспитателя в запасе должны иметься дополнительные экземпляры этих же книг:

  • Книги на плотной основе по знакомым программным сказкам, потешкам, объемом не более 5 листов;
  • Книги с динамичными элементами (двигающиеся глазки, открывающиеся и закрывающиеся окошки и т.п.);
  • Книжки разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа), книжки – четвертушки, книжки – малышки;
  • Книжки-панорамы (с раскладывающимися декорациями, двигающимися фигурками);
  • Музыкальные книжки (с голосами животных, песенками сказочных героев и т.п.);
  • Книжки-раскладушки, в том числе и изготовленные своими руками;
  • Предметные картинки с изображением предметов ближайшего окружения (предметы мебели, одежды, посуды, животных), сюжетные картинки с самыми простыми сюжетами

2 младшая, средняя

В уголке должно находиться 4 – 5 наименований книг.

  • Книги с твердыми листами, что и в 1 младшей;
  • книги с обычной листовой структурой;
  • эстампы на темы русских народных сказок.
  • Сюжетные картинки по сказкам, программным произведениям.

В книжном уголке необходимо помещать знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т.п. (4-6 книг, остальные - в шкафу).

  • Книги с одним и тем же произведением, но иллюстрированные разными художниками;
  • Альбомы дополняются по темам: «Российская армия», «Труд взрослых», «Цветы», «Времена года»;
  • Открытки для рассматривания по произведениям;
  • Портреты писателей: С.Маршак, В.Маяковский, А.Пушкин;
  • Оформляются тематические выставки «Сказки», «Времена года», «Сказки о дружбе зверей» и др. (1 раз в квартал);
  • Материал для ремонта книг
  • Наполняемость: 10-12 книг различной тематики и жанров (может быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками);
  • Портреты писателей: М.Горький, С.Михалков, Б.Житков, Л.Толстой, Н.Носов, К. Чуковский;
  • книги, рекомендованные программой;
  • Книги – самоделки, состоящие из рассказов детей, записанных взрослыми, иллюстрированные самими детьми;
  • Энциклопедии («умные» книжки), словари;
  • «Толстые» книжки;
  • Альбомы или иллюстрации дополняются о Родине, о технике, космосе;
  • наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов;
  • Портреты художников – иллюстраторов (Е.Рачев, Н.Чарушин);
  • Периодически (1 раз в квартал) оформляются тематические выставки «Веселые книжки», «Книги о нашей стране» и т.п., выставки с рисунками детей на заданную тему.

Подготовительная к школе

Количество книг в уголке не регламентировано.

  • книги на различную тематику (каждый ребёнок должен найти книгу по своему желанию и вкусу: рассказы о Родине, войне, приключениях, животных, о жизни природы, растениях, стихи, юмористические произведения и т.д.):
  • 2-3 сказочных произведения;
  • стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью;
  • издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях;
  • весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгуновского, Э.Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников;
  • книги, которые дети приносят из дома;
  • добавляются книги на школьную тематику;
  • портреты известных детских писателей, поэтов.

В книжном уголке подготовительных групп должна быть библиотечка по книжкам – малышкам. Необходимо подготовить атбируты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека» (формуляры на каждого ребёнка, учётные карточки на каждую книгу и др.)

Речевой центр располагается отдельно от литературного центра, так как его назначение предполагает проявление двигательной активности детей, что может помешать спокойному рассматриванию и чтению книжек в литературном центре.

Для центра речевого развития необходимо свободное место, достаточное для смены положения ребенка: занятий сидя на полу или на ковре, движений в различных направлениях в ходе сюжетных подвижных игр, занятий за столами и т. п. Основное пространство в игровой комнате занимает мягкое покрытие, на котором размещаются мягкая мебель и мягкие модули, из которых конструируются игровые уголки для создания соответствующей игровой и коммуникативной ситуации, в процессе которых происходит развитие связной и образной речи. С этими же целями содержание кукольного уголка соответствует ситуациям различных сюжетно-дидактических игр. Оборудование для сюжетно-дидактических игр может храниться в доступных для ребенка местах: на специальных стеллажах доступных для детей младшего возраста, в ящиках, коробках с характерными символическими изображениями для детей старшего дошкольного возраста. Это могут быть игры «Магазин игрушек», «Овощной магазин», «Веселый зоосад», «Аптека», «Почта», «Магазин школьных принадлежностей», «День рождения куклы» и др.

Во всех возрастных группах в центре речевого развития организуются уголки для театрализованных игр. В них отводится место для режиссерских игр с пальчиковым театром, театра на рукавичках, театра шариков и кубиков, настольного театра, стендового театра, костюмов для игр-драматизаций. Для театрализованных игр подбираются различные куклы-бибабо, режиссерские куклы, плоскостные изображения кукол, деревьев, речки и т. п. Для разыгрывания сказки или игровой ситуации на плоскости используется ковролинограф или фланелеграф. Такого рода игры влияют не только на формирование грамматического и лексического строя речи, но и на воспитание звуковой культуры речи, развития ее мелодико-интонационной стороны.

В центре речевого развития при работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста рекомендуется обращать большее внимание на дидактические материалы и пособия, связанные с развитием лексической стороны речи, формированием словаря и слоговой структуры речи.

Для этого используются комплекты:

Игрушек (дидактические, образные, наборы игрушек) ,

Предметных картинок и открыток по основным лексическим темам («Грибы», «Лекарственные растения» «Друзья детей», «Кто это?», «Домашние птицы», «Дикие животные», «Зверюшки-музыканты», «Звери наших лесов», «Зима на носу», «В мире животных», «Животные Севера», «Птицы вокруг нас», «Птичьи следы» и др.) ,

Различного типа лото («Домашние животные и птицы», «Дикие животные», «Ботаническое лото», «Зоологическое лото», «Веселое лото», «Лото на 4-х языках», «Звуковое лото» и др.) ,

Альбом О. С. Соловьёвой (“Говори правильно”) , картины для упражнения детей в правильном звукопроизношении и т. д.

Обязательными элементами содержания центра в среднем и старшем дошкольном возрасте должны быть результаты их творческой деятельности: альбомы детских загадок, книжки детских сказок, портреты литературных героев, сделанные детьми в процессе проектной деятельности книжки и альбомы являются хорошим средством активизации творческих проявлений детей и упражнением для речи: дети «озвучивают», воспроизводят тексты, используя свои средства выразительности речи.

Младший дошкольный возраст

Материалы по развитию речи

1. Наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детёнышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода.

2. Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению и т.п.).

3. Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации).

4. Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения).

5. Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей).

6. Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку, - сказочной, социобытовой)

Средний дошкольный возраст

Материал по развитию речи

1. Наборы картинок для группировки и обобщения (до 8-10 в каждой группе): животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, продукты питания, одежда, мебель, здания, транспорт, профессии, предметы обихода и др.
2. Наборы парных картинок типа «лото» из 6-8 частей.
3. Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия (по внешнему виду), ошибки (по смыслу).
4. Наборы табличек и карточек для сравнения по 1-2 признакам (логические таблицы).
5. Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2-3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина).
6. Серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации, литературные сюжеты).
7. Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей).
8. Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата.
9. Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (6-8 частей).
10. Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей).
11. Разрезные контурные картинки (4-6 частей).
12. Набор кубиков с буквами.
13. Набор карточек с изображением предмета и названием.

Старший дошкольный возраст

1. Пособия для воспитания правильного физиологического дыхания (тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки).

2. Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные фишки или магниты).

3. Игры для совершенствования навыков языкового анализа («Слоговое лото», «Определи место звука», «Подбери слова», «Цепочка звуков» и др.).

4. Игры для совершенствования грамматического строя речи.

  • «Назови ласково»
  • «Один-много, много-один»
  • «Составь слово из двух»
  • «Добавь слово»

5. Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса.

  • «Мяч бросай животных называй»
  • «Кто чем занимается»
  • «Горячий – холодный»

При работе с детьми старшего дошкольного возраста особое внимание обращается, кроме того, на наличие пособий и демонстрационных материалов по подготовке детей к обучению грамоте. Это могут быть:

  • Классная подвижная азбука.
  • Азбука в картинках.
  • Дидактическая игра «Буква за буквой»,
  • Дидактическая игра «33 богатыря»,
  • Дидактическая игра «Умный телефон»,
  • Таблицы по обучению грамоте с рисунками.
  • Звуковые линейки.
  • Комплект наглядных пособий “Обучение грамоте” (автор Н. В. Дурова) .
  • Дидактический материал “Ступеньки грамоты” (авторы Н. В. Дурова, Л. Н. Невская) .
  • Наглядно-дидактическое пособие для детского сада “Звучащее слово” (автор Г. А. Тумакова) и др.

Компьютерные программы по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста и др.

Наталья Тукмачева

* Задачи :

Осуществлять работу по развитию речи детей согласно комплексно – тематического планирования

Обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребенка;

Обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых реакций ;

Обеспечение возможности для исследования и экспериментирования в языковой системе.

Обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью детей;

* Цель построения речевой развивающей среды :

Насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста

оказание помощи при усвоении содержания основной общеобразовательной программы ДОУ при взаимодействии воспитателя и ребенка, родителей.

* Актуальность построения речевой развивающей среды :

На основании ФГОС ДО,мы хотим видеть своих детей : физически развитыми, любознательными, активными , эмоционально – отзывчивыми, овладевшими средствами общения, способными управлять своим поведением, способными решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту.

* Современные дети испытывают трудности в овладении средствами общения, потому что телевизор, компьютер, короткие разговоры по телефону заменяют дружеское общение с взрослыми и сверстниками. Взрослые, стараясь увеличить темп своей жизни, стали уделять меньше внимания детям

* Центр речевого развития в тематическом плане :

Для развития лексико-грамматической стороны речи приобретены папки с предметными и сюжетными картинами для пересказов, словесные игры и задания по текущей лексической теме. Это способствует развитию речи, расширению представлений об окружающем мире, пространственной ориентации, наблюдательности и воображения

Совместно с педагогами мы решили обогатить предметно – развивающую среду, а именно, создать речевой центр .

* Для коррекции звукопроизношения имеется картинный материал для артикуляционных гимнастик, зеркала для индивидуальной работы, рабочие альбомы с артикуляционными упражнениями и соответствующим занимательным картинным материалом, альбомы со сказками для артикуляционной гимнастики, альбомы с чистоговорками на свистящие, шипящие и сонорные звуки, на дифференциацию звуков

* Для подготовки к обучению грамоте оформлен центр с магнитной доской , магнитной азбукой комплектом цветных магнитов. Также есть опорные схемы для составления рассказов, центр оснащен д/и как фабричного производства также в нём присутствуют игры сделанные своими руками : «Мой, моя, мои, моё» , «Рассели по домикам» , «Веселая гусеница» , «Слоговые часы» и др.


* Дидактическая игра «МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ» .

Цель : Формирование умений согласовывать местоимения с существительными.

Задачи :

Способствовать пополнению и активизации словаря у детей .

Совершенствовать грамматический строй речи.

Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику, речь.

Возраст : Игра предназначена для детей с 4 - 7 лет, играть в нее могут не более 4 человек


* Речевая игра «Рассели по домикам»

Цель игры : Тренировать определять род имён существительных и их число (не называя терминов) .

Задачи игры : Упражнять в правильном употреблении существительных единственного и множественного числа 3-его лица. Обогащать речь детей существительными и местоимениями. Способствовать развитию речи, внимания, мышления, мелкой моторике.

Воспитывать умение действовать рядом со сверстниками.

Возраст : Игра предназначена для детей с 5- 7 лет, играть в нее могут не более 4 человек

* Дидактическая игра «Составь слог»

используется на индивидуально- подгрупповых занятиях .

Цель : развитие умения составлять из букв слоги.

Задание : собери буквы в правильном порядке, придумай слово на прочитанный слог.

Возраст : 5-6 лет.

* ИГРА РЕЧЕЦВЕТИК .

Цели : развивать умение детей определять наличие или отсутствие заданного звука в слове, определять место звука в слове и характер звучания (по твёрдости, мягкости, развивать умение определять количество слогов в слове, закреплять умение правильно называть основные цвета, развивать мелкую моторику

Возраст : 5-7 лет

* Материал, который представлен в Лэпбуках охватывает все компоненты речевой системы . Это позволяет в любое свободное время в игровй форме изучить лексические темы, поставнока и автоматизация звуков, развить функции фонематичексого анализа и синтеза, слоговой стркутуры слова и равзитии связной речи.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Фольклор как средство развития речевой активности детей дошкольного возраста Р. К. Чугунекова <<Язык-это летопись истории народа>>К. Д. Ушинский Великий педагог К. Д. Ушинский считал:<<. воспитание,если.

Использование песочной терапии в повышении речевой активности детей раннего возраста К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!». Песок – загадочный материал, песок может быть сухим, лёгким, и ускользающим.

Программа по самообразованию: «Развитие речевой активности дошкольников». Программа по самообразованию тема: «Развитие речевой активности дошкольников» (сентябрь 2014 - декабрь 2017) 1. Актуальность. Совершенствование.

Развитие познавательно-речевой активности дошкольников средствами проектно-исследовательской деятельности Развитие познавательно-речевой активности дошкольников средствами проектно - исследовательской деятельности. Развитие познавательно - речевой.

Развитие речевой активности детей с использованием информационно-коммуникационных технологий В последнее время в дошкольном образовании происходят большие перемены, связанные с внедрением ФГОС ДО. Практика работы дошкольных учреждений.

Развитие речевой активности дошкольников посредством театрализованной игры «Развитие речевой активности дошкольников по средством театрализованной игры» (Вступление) Овладение родным языком является одним из важных.

Последние материалы раздела:

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...

Третичное образование Третичное образование
Третичное образование Третичное образование

Чешская система образования развивалась на протяжении длительного периода. Обязательное образование было введено с 1774 года. На сегодняшний день в...

Презентация земля, ее развитие как планеты Презентация на тему возникновения земли
Презентация земля, ее развитие как планеты Презентация на тему возникновения земли

Слайд 2 В одной галактике насчитывается около 100 миллиардов звезд, а всего в нашей Вселенной, предполагают учёные, существует 100 млрд...