Кризисы в жизни человека. Психологические кризисы у взрослых людей

Возрастные кризисы – это закономерные для каждого человека переходные этапы, знания о которых крайне востребованы. Если личность, проживая конкретный период, не достигает поставленных возрастом целей, появляется ряд проблем общего и психологического рода. Каждый хочет прожить счастливо и долго, притом пребывать до последнего в уме, сохранять активность. Лишь желания, однако, здесь мало, психологи уверены – влияет на полноту жизни именно успешность прохождения возрастных кризисов.

От какого возраста начинаются кризисы, имеют ли возрастные ограничения, как разворачиваются кризисы у разных полов? При кризисе обычно не хочется действовать, как обрести снова желание двигаться?

Понятие возрастного кризиса

Как раскрывается понятие кризиса, какова его симптоматика, временные рамки? Как отличить кризис от других психологических проблем, обычной усталости? Слово кризис от своего древнегреческого корня означает решение, поворотный пункт, исход. Действительно, кризис всегда связан с принятием какого-то решения, необходимости изменений. Человек осознает наступление кризисного периода, когда подытоживает достижение целей, поставленных ранее в жизни, и неудовлетворен результатом – смотрит в прошлое и анализирует, что он не получил.

За всю жизнь мы проходим несколько кризисных периодов, и каждый из них приходит не внезапно, а через накопление неудовлетворенности вследствие расхождений ожидаемого и реально наступившего. Потому и известен больше других, ведь человек прожил большую часть жизни и начал задумываться о прошедшем и достижениях, а часто и сравнивать себя с другими.

Бывает, словом кризис человек прикрывает свои другие душевные недомогания, не имеющие отношения к прохождению возрастных этапов. Если возрастные кризисы у детей легко наблюдаются, то у взрослого человека временные рамки могут сдвигаться, обычно каждому этапу отводится лет 7-10, притом один может проходить практически бесследно, другой же будет очевиден даже окружающим. Однако содержание кризиса в каждом возрасте универсально, с учетом временных сдвигов в одном кризисе могут находиться, например, люди 30 и 35 лет, решая приблизительно одинаковые проблемы.

Кризисы возрастного развития стоит отличать от личностных биографических кризисов, связанных с такими объективными условиями как, например, окончание школы, потеря родных или имущества. Кризисы возрастного развития характерны тем, что внешне у человека все нормально, плохо, однако внутри. Человек начинает провоцировать перемены, иногда разрушительные, чтобы изменить жизнь и внутреннюю ситуацию, окружающие же могут не понимать его, считать проблемы человека надуманными.

Возрастные кризисы в психологии

Еще Выготский говорил, что идеально адаптированный ребенок далее не развивается. Взрослый человек буквально застрахован от такого застоя – как только он как-то освоился в жизни, возникает кризис, требующий перемен. Затем наступает период достаточно длительного затишья, сменяющийся опять новым кризисом. Если кризис заставляет человека развиваться, то, что есть развитие? Чаще оно понимается как некий прогресс, улучшение. Однако существует явление патологического развития – регресса. Мы же говорим о развитии, которое приносит изменения более высокого порядка. Через некоторые кризисы практически все проходят благополучно, тогда как кризис, например, середины жизни, часто ставит человека в тупик и разворачивает в его развитии. Хорошо суть кризиса передает китайский иероглиф, содержащий сразу два значения: опасность и возможность.

Психологи определили общие возрастные закономерности кризисов, что позволяет нам не лишь подготовиться заблаговременно к ним, а и успешно проходить каждый этап, в полноте осваивая задачи каждого прекрасного возраста. В буквально каждом возрастном этапе в обязательном порядке есть необходимость принятия решения, которая задается преимущество обществом. Решая задачи, человек проживает свою жизнь более благополучно. Если же решения человек не находит – у него возникает определенное количество проблем, уже более острого характера, с которыми нужно справиться, в противном же случае это грозит не лишь невротическими состояниями, но и выбиванием из колеи жизни. Каждый этап имеет так названные нормативные кризисы, некоторые из каких, как, например, кризисы 20 и 25 лет, довольно слабо описаны, другие же, кризисы 30 и 40 лет, известны практически каждому. Такой известностью эти кризисы обязаны своей часто неясной разрушительной силой, когда человек, находящийся в видимом благополучии, вдруг начинает резко изменять свою жизнь, совершать безрассудные поступки, связанные с крушением более ранних смыслов, на какие он уповал.

Возрастные кризисы у детей хорошо наблюдаемы и требуют внимания родителей, поскольку непрохождение каждого кризиса наслаивается на следующий. Детские кризисы особенно сильно впечатываются в характер человека и часто задают направление всей жизни. Так, ребенок без базового доверия может оказаться во взрослости неспособным к глубоким личным отношениям. Не ощутивший самостоятельность в детстве человек не имеет возможности опереться на личные силы, остается инфантильным и всю жизнь ищет замену родителю в супруге, начальстве или же стремится безвольно раствориться в социальной группе. Ребенок, не наученный трудолюбию, во взрослости испытывает проблемы с , внутренней, внешней дисциплиной. Если упустить время и не развивать навыки ребенка – далее он будет иметь ряд комплексов и испытывать из-за этого сложности, ему потребуются усилия в разы больше. Огромное количество взрослых не прошли подростковый возрастной кризис, не взяли ответственность полностью за свою жизнь, их естественный бунт был приглушен, теперь же неразрешенным проходит красной нитью через всю жизнь. Даже в кризисе средины жизни детство напоминает о себе, поскольку наибольшее количество теневых контекстов сформировались в детстве.

В каждом кризисе человеку нужно побыть отведенное ему должное время, не пытаясь обойти острые углы, прожить темы кризиса в полноте. Имеют место однако гендерные различия в прохождении кризисов. Особенно это заметно в кризисе средины жизни, когда мужчины оценивают себя по карьерным достижениям, финансовой обеспеченности и другим объективным показателям, а женщины – по семейному благополучию.

Возрастные кризисы имеют еще и непосредственное отношение к острой теме возраста, поскольку повсеместно считается, что все хорошее может присутствовать лишь в молодости, это убеждение всячески подогревается средствами массовой информации и часто даже благодаря противоположному полу. Значительные внешние изменения, когда уже не удается убедить окружающих и себя в собственной юности, поднимают массу психологических проблем, некоторые люди как раз на данном этапе через внешность осознают необходимость и внутренних личностных перемен. Если же человек пытается несоответственно своему возрасту молодиться – это говорит о непройденных кризисах, неприятии своего возраста, тела и жизни в целом.

Возрастные кризисы и их характеристика

Первый кризисный этап, соответствующий возрасту с рождения до года, соотносится с доверием окружающему миру. Если у ребенка нет возможности от рождения быть в объятиях близких людей, в нужный ему момент получать внимание, заботу – даже став взрослым, он будет с трудом доверять окружающим людям. Причины болезненной осторожности относительно других часто кроются именно в тех детских неудовлетворенных потребностях, о каких мы пытались сказать родителям своим громким криком. Возможно, родителей и вовсе рядом не было, что становится предпосылкой базового к миру недоверия. А потому важно, чтобы до года рядом находились близкие люди, какие смогут удовлетворить детскую потребность по первому крику. Это не прихоть, не баловство, а необходимость, присущая данному возрасту.

Второй этап, который обычно выделяют психологи – возраст от 1 до 3 лет. Тогда происходит становление автономии, ребенок часто хочет сделать все сам – ему важно удостовериться, что он способен на это. Часто мы встречаемся при этом с , упрямством, каких не было раньше, отторжением и неприятием взрослого, попытками ребенка установить себя выше взрослого. Это естественные моменты для данного периода, его обязательно нужно пройти. Взрослые должны обязательно ставить перед ребенком границы, рассказывать, что делать можно, что нельзя, почему. Если же не будет границ – вырастает маленький тиран, который впоследствии мучает своими проблемами всю семью. Также важно поддерживать ребенка, позволять делать ему самостоятельно что-то. Также сейчас закладывается понятие , дети часто интересуются их половыми органами, приходит осознание отличия от противоположного пола. Важно не одергивать ребенка, не стыдить за естественный интерес.

В следующий период, от 3 до 6 лет, присваиваются основы трудолюбия, любовь к бытовым делам. Ребенок уже может выполнять практически всю бытовую работу под присмотром взрослого сам, если при этом не дать возможности ребенку проявлять свою инициативность – впоследствии он не привыкнет, устанавливая цели, достигать их. Если ребенок захотел помыть пол, полить цветы, попробовать пылесосить – научите его. Но это делать нужно не понуканиями и приказаниями, а игрой. Приобретают большую важность ролевые игры, вы можете играть куклами, с книжными героями, даже самостоятельно сделать фигурки, например, из бумаги, разыграть сценку, какая будет интересна вашему ребенку. Водите ребенка в кукольный театр, чтобы он наблюдал, как взаимодействуют персонажи. Получает информацию ребенок именно через родителей, от них зависит развитие ребенка правильным и гармоничным образом.

Последующий период – период кружков, от 6 до 12 лет. Ребенка сейчас необходимо по максимуму нагружать тем, чем он хочет заниматься. Необходимо знать, что сейчас его тело хорошо запоминает принятый опыт, все навыки, освоенные в данный период времени, ребенок сохранит на всю его жизнь. Если будет танцевать – он будет красиво танцевать всю жизнь. С пением, занятиями спортом так же. Возможно, он чемпионом не станет, но сможет раскрыть дальше свои способности в любом периоде жизни в дальнейшем. Когда есть возможность водить ребенка на кружки – делайте это, занимайте насколько возможно время занятиями. Полезно интеллектуальное развитие, ведь сейчас ребенок получает основную информацию, которая пригодится ему далее, поможет сформировать мышление.

Период подростковый, следующий затем, наверное, самый тяжелый, поскольку большинство родителей прибегают к психологам именно в связи со сложностями общения с ребенком-подростком. Это период самоидентификации, если человек его не пройдет, то в дальнейшем может остаться ограниченным в его потенциалах. Подрастающий человек начинает задумываться, кто он и что несет в мир, каков его образ. Именно в подростковом возрасте рождаются разные субкультуры, дети начинают прокалывать себе уши, изменять внешность иногда даже до саморазрушения, могут появиться необычные увлечения. Подростки прибегают к интересным формам одежды, какие привлекают внимание, подчеркивают или, наоборот, открывают все недостатки. Эксперименты с внешностью могут быть безграничны, все они повязаны с принятием ребенком своего тела, какое в этом возрасте значительно меняется. Это нравится или же не нравится подростку, проблемы у каждого строго индивидуальны, потому родителям есть смысл осторожно поговорить о комплексах, связанных с изменением его внешности.

Родителям стоит тщательно следить за поведением подростка, когда они уверены, что выбранная им форма одежды не подходит ребенку – стоит мягко подсказать ему это, а также смотреть, кем окружен подросток, кто входит в компанию, ведь то, что он возьмет из окружающего мира, будет играть доминирующую роль в дальнейшем. Также важно, чтобы перед глазами у подростка были примеры достойных взрослых, которые бы ему нравились, поскольку впоследствии он сможет перенимать их поведение, манеры, привычки. Если такого примера нет, например, семья состоит лишь из матери и сына – нужно давать ему возможность общаться с родственниками его же пола, чтобы он знал, как должен вести себя мужчина. Важно, чтобы подросток нашел свой стиль, свой образ, каким он хочет выразить себя этому миру, каковы его цели, планы. Именно сейчас взрослым стоит это все с ребенком обсудить. Даже если ребенок, кажется, не хочет вас слушать – все равно он наверняка к вам прислушивается, ваше мнение весомо для него.

В следующий период от 20 до 25 лет человек полностью отделяется от родителей, начинает самостоятельную жизнь, потому этот кризис часто заметен больше других. Это кризис отделения, однако, есть и противоборствующее ему стремление к слиянию. На данном этапе важно начать близкие личные отношения с человеком противоположного пола. Если таких отношений нет – значит человек не прошел предыдущий подростковый период как должно, не понял, кто есть он, кого хочет рядом видеть с собой. Данному возрасту вопросы отношений сверхактуальны, важно учиться общаться с противоположным полом. Важны также дружба и профессиональные контакты, поиск нового круга общения, в какой человек уже входит, как взрослая личность. Возьмет ли он ответственность за личные шаги? Ошибки будут непременно, важно, как будет человек действовать – вернется ли под родительское крыло или найдет замену родителям в партнере, тем самым снова регрессируя в детство, или же станет отвечать за принятые решения с их последствиями. Новообразованием этого кризиса является ответственность. Сложностью данного возраста является все еще довлеющий образ социальной приемлемости, когда от еще совсем молодого человека ожидается, что непременно он будет успешен в учебе, работе, будет иметь глубокие отношения, хорошо выглядеть, иметь много хобби, будет активен, деятелен. Конфликт в том состоит здесь, что начать угождать социальной желательности означает потерять себя, не позволить раскрыться личностным, индивидуальным потенциалам, не произойдет отделение, человек будет идти по накатанной, протоптанной ожиданиями окружающих для него дороге, не возьмет максимальную ответственность за свою жизнь.

Социальная неприемлемость на описываемом этапе часто свидетельствует, что личность находится в контакте с собой. У парней это получается лучше, поскольку социум отводит им больше возможностей для этого. Сопротивление авторитетам, оставшееся с подросткового возраста, здесь выходит уже за рамки семьи, вместо мамы с папой человек начинает сопротивляться, например, начальству. Один из сценариев прохождения данного кризиса – предопределенная судьба, когда семья заранее наметила, расписала путь человека. Часто это профессиональное направление, однако может оказаться и семейная жизнь в консервативных традициях. В данном сценарии человек не использует возможность отделения от родителей, словно минует кризис 20 лет, обманывая его, однако тема личностного самоопределения и отделения остается, возвращаясь к человеку иногда и через 10-20 лет, уже, будучи наболевшей. Непройденный кризис накладывается на следующий, и выбирать направление придется уже зачастую имея семью, детей, что на голову сложнее. Затянутое профессиональное самоопределение, когда приходится менять сферу работы лет к 30, начиная с новой – также оказывается непростой задачей.

Очень плодотворный период начинается с 25 лет, когда приходит возможность получить жизненные блага, на какие он рассчитывал, будучи подростком. Обычно в этом периоде очень хочется быстро получить работу, создать семью, родить детей, сделать карьеру. Воля и стремление закладываются с детского возраста, если этого не произошло – жизнь может оказаться скучной и бесперспективной. Кризис перекликается с темой , когда человек задается вопросом, за что себя он может уважать. Тема достижений и их коллекционирования здесь находится на пике. К 30 годам происходит оценка предыдущей жизни, возможности уважать себя. Интересно, что на данном этапе чаще свойственно обустраивать внешнюю часть жизни, формируя дерево социальных связей, тогда как интроверты делают опору на их собственные личностные ресурсы и глубокие отношения в ограниченном кругу. Если есть значительный перекос, когда, например, человек длительно занимался социальными контактами, преуспевал на работе, делал карьеру, создавал круг общения и имидж в обществе – теперь он начинает больше задумываться о домашнем комфорте, детях, семейных отношениях.

Напротив, если первые 10 лет зрелой жизни были посвящены семье, что часто является женским сценарием, когда девушка вышла замуж, стала матерью и домохозяйкой – то данный кризис требует выйти из гнезда в мир внешний. Чтобы пройти данный кризис, человеку нужно иметь коллекцию достижений. Она имеется у каждого, однако не каждый себя способен уважать, что часто бывает при концентрации на недостатках. Также на этом этапе есть возможность работать личностно над собой, поменять жизнь на ту, какой она понравится. Посмотрите, чего вам не хватает. Возможно, это близкий человек, подумайте, каким он должен быть, какого человека вы хотели видеть рядом, и насколько сами вы отвечаете образу любимого человека, которого задумали для себя. Если вас не вполне устраивает работа, вы хотите поменять сферу деятельности, но как это сделать не представляете – попробуйте начать с хобби, увлечения, какое вы сможете перевести в разряд постоянной работы. Также подумайте, как вы отдыхаете, что несет ваш отдых вам – хорошее или же плохое. Ведь отдых занимает большую часть личного времени, и его нехватка отрицательно отзывается на качестве жизни, складываются различные дистрессовые ситуации, которых не было бы, если вы бы хорошо и полноценно отдыхали. В этот период часто человек уже становится родителем и хочет помочь детям прожить жизнь лучше. Поразмышляйте, какие основы вы заложите в них, проходя собственную жизнь, что вы получили в вашем детстве, чего не хватило, есть ли доверие миру, если же нет – что помешало ему сформироваться.

Следующий кризис средины жизни обласкан вниманием не только психологов, а и обывателей. У большинства в середине жизни все стабилизировано, когда же человек вдруг начинает по непонятным для окружающих, а иногда и даже себя самого причинам маяться – он оказывается в запутанной ситуации. Начало кризиса сопровождается состоянием скуки, потерей интереса в жизни, человек начинает совершать какие-то внешние перемены, какие не приводят к желанному облегчению, внутри ничего не изменяется. Первичной должна быть именно внутренняя перемена, которая, если произошла, может не нести за собой перемен внешних. О кризисе средины жизни снято множество фильмов, когда мужчины чаще заводят любовниц, а женщины уходят в детей, что не меняет ситуацию. Успешное же прохождение кризиса связано не с внешними попытками перемен, а внутренним абсолютным принятием жизни, что дает прекрасное, гармоничное состояние души. На этом этапе уже не стоит вопрос достижений и самооценки, но лишь принятия себя, жизни, какими они есть. Принятие не значит, что все остановится – напротив, развитие пойдет лишь интенсивнее, поскольку человек прекращает войну внутри себя. Перемирие с собой высвобождает много сил для более продуктивной жизни, открываются все более новые возможности. Человек задает вопросы о миссии своей жизни, еще притом может многое успеть, обнаружив свои истинные смыслы.

Кризис 40 лет инициирует духовный поиск, ставит перед человеком глобальные вопросы, на какие нет однозначных ответов. Этот конфликт связан с психологической структурой Тени – теми непринимаемыми контекстами, какие человек бесконечно вытесняет, пытаясь врать даже себе. Подрастающие дети не дают возможности человеку был младше, чем есть, требуя от родителя мудрости. Экзистенциальность этого кризиса подкрепляется переживаниями скоротечности времени, когда уже не получится писать черновики, приходится жить начисто, и радует то, что возможность для этого еще есть.

Кризис 50-55 лет снова ставит человека на развилку, по одной дороге он может идти к мудрости, по другой же – к маразму. Человек делает внутренний выбор, будет он жить или доживать, что дальше? Социум сообщает человеку, что зачастую он больше не в тренде, на разных позициях приходится уступать место подрастающей молодежи, в том числе и в профессии. Часто здесь человек стремится быть нужным другим, уходит полностью заботиться о внуках или цепляется за работу, боясь отойти на задворки. Однако гармоничным исходом из кризиса будет отпустить все, сообщить себе прежде, что вы отдали все возможные социальные долги, никому ничем не обязаны, теперь вольны делать, что хотите. Для такого принятия жизни и желаний нужно пройти все предшествующие кризисы, ведь потребуются ресурсы материальные, ресурсы отношений и самовосприятия.

Особенности возрастных кризисов

Что если человек не отмечает в своей жизни прохождения кризисов, значит ли, что их не было? Психологи убеждены, что кризис психологический так же естественен, как изменения тела человека с возрастом. Не отдавать себе отчет в том, что сейчас они проживают психологический кризис, могут люди с низким уровнем , невнимательностью к себе, когда свое неблагополучие он задвигает подальше. Либо же человек всячески сдерживает переживания внутри себя, боясь разрушить свой положительный образ перед окружающими, показать себя личностью с проблемами. Такое непроживание, игнорирование кризиса впоследствии дает объединение всех непройденных этапов, подобно лавине. Нужно ли говорить, что это тяжелый исход, огромная психологическая нагрузка, с какой справиться человек подчас оказывается не в силах.

Еще один вариант нетипичного течения кризисов наблюдается часто у сверхчувствительных личностей, открытых к переменам, трансформациям личности. Они склонны к профилактике, и при появлении первых симптомов наступающего кризиса, стараются сразу сделать выводы, адаптироваться. Кризисы у них протекают мягче. Однако такой предвосхищающий подход не дает в полноте погрузиться в урок, который несет человеку кризис.

Каждый кризис содержит в себе то, что поможет человеку на дальнейшем отрезке жизни, дает опору для прохождение следующих кризисов. Человек не развивается линейно, он развивается ступенчато, и кризис – как раз тот момент рывка в развитии, после которого наступает период стабилизации, плато. Кризисы помогают личности расти, мы не растем по доброй воле, самостоятельно выходить из состояния равновесия не хочется, да и, кажется, незачем. Потому психика задействует наши внутренние конфликты. Благодаря кризисам человек хоть и неравномерно, но растет всю жизнь.


Возрастные кризисы «преследуют» человека всю жизнь, начиная с рождения.

Однако, кризис — это не есть что-то плохое и страшное . Например, в китайском языке существует два значения этого слова: возможности и опасности.

Греческий язык трактует термин как «поворотный пункт». В любом случае, кризис — это начало нового жизненного этапа , возможность перейти на более высокий уровень развития.

Если знать все особенности возрастных кризисов, то можно пережить их безболезненно и выйти с минимальными потерями .

Суть понятия

В кризисом называют непродолжительный , который предшествует переходу на новый этап развития личности.

Данный период отличается различными изменениями как в физическом, так и в психологическом состоянии.

Каждый человек переживает кризисы по-разному. Одни проходят их безболезненно , у других они сопряжены с некоторыми трудностями. Ведь рушится старая, но такая привычная ситуация, человеку приходится выходить из зоны комфорта и искать новые дороги.

Кризис — это возможность проанализировать свою жизнь, подумать, выбрать новую цель, которая больше соответствует настоящему уровню индивида.

Хотя в психологии принято выделять «кризисный возраст», но наступление переломного периода у всех происходит в разное время . Например, у женщин так называемый кризис среднего возраста случается раньше, чем у мужчин.

Также индивидуально и течение переходных периодов. Интенсивность проявлений, длительность зависят от разных факторов: уровня образования, социальной среды, семейного положения, отношений с близкими и т. д.

Возрастные кризисы часто сопряжены с изменением эмоционального состояния . У людей начинаются депрессивные настроения, нервозность, приступы апатии. Дети проявляют капризность, непослушание, конфликтность.

Если детские кризисы изучены хорошо, то взрослые остаются до конца неизведанными.

Равно как и нет единого мнения на этот счет. Некоторые психологи считают, что развитие и жизнь человека должны проходить гармонично и без резки перемен .

По их мнению, кризис — это результат плохого воспитания и избалованности. Однако, большинство ученых не отрицает наличия переходных периодов.

Кризис не начинается внезапно. В своем развитии он проходит несколько ступеней:

  1. Предкритический этап . Между индивидом и внешней средой возникают некоторые противоречия. Он вдруг понимает, что живет не так и хочет изменить ситуацию.
  2. Критический этап . Противоречия нарастают, человек пытается реализовать свои представления об идеальной жизни. На этом этапе он сталкивается с невозможностью претворить желания в жизнь и случается внутренний конфликт.

    Конфликт завершается тем, что человек корректирует желания в соответствии с окружающей действительностью.

  3. Посткритический этап. Личность переосмысливает свои стремления, принимает новые формы жизни и новую действительность, реальную, а не существующую в мечтах. С этого момента продолжается его гармоничное существование.

Кто изучал?

Основоположником теории о возрастных кризисах является Л.С. Выготский.

Именно он и ввел данный термин. Также изучением этих вопросов занималась Л.И. Божович .

С ее точки зрения, кризисом называется переход от одного возрастного этапа к другому. Поэтому кризисы всегда случаются на стыке возрастов.

Психолог К.Н. Поливанова исследовала взрослые кризисы и дала им свое определение. По ее мнению, данные этапы жизни характеризуются разрушением старой жизненной ситуации и образованием новой.

Возрастные кризисы обусловлены как физиологическими факторами (гормональной перестройкой, физическим взрослением, старением организма), так и социальными (сменой места работы, жизненного статуса, общества, в котором оказывается индивид).

Переходные периоды и их характеристика

В психологии выделяют кризисы детского развития и взрослые. В детском возрасте переломные моменты приходятся на следующий возраст:

  • новорожденность;
  • 1 год;
  • 3 года;
  • 7 лет;
  • пубертатный период.

Новорожденность

Маленький человек, только родившись, уже попадает в кризисную ситуацию.

Из привычной среды он перемещается в абсолютно новую и чуждую ему.

Ребенку приходится приспосабливаться к новым условиям, приобретать умения и навыки.

1 год

У ребенка уже имеется масса новых возможностей и умений: ходить, самостоятельно употреблять пищу, говорить слова. Поэтому у него появляются и новые потребности, ребенок стремится быть самостоятельным.

Связан с непониманием со стороны взрослых, на которые малыш реагирует аффективно.

3 года

Это первый по-настоящему трудный период жизни маленького человека. У ребенка появляется свое «Я» , его поведение строится на принципе «Я сам».

Малыш отделяет себя от других, старается построить абсолютно новую модель отношений со взрослыми. Основные проявления кризиса трех лет: упрямство, капризы, строптивость, конфликтность, самостоятельность, протест.

У некоторых детей конфликты с родителями становятся постоянными, ребенок превращается в деспота и манипулятора . Возникает ревность по отношению к младшим членам семьи.

Стремление быть самостоятельным — это положительное явление. Но у некоторых детей оно приобретает гипертрофированную форму . Это приводит к своеволию, полному отсутствию послушания.

Родителям следует проявить высшую степень терпения, чтобы справиться с малышом.

Нельзя проявлять насилие, но и не стоит допускать вседозволенность .

Стремление к самостоятельности должно быть реализовано. Например, путь малыш сам убирает игрушки, гуляет с собакой, поливает цветы, помогает маме по дому. Родители просто должны быть рядом, чтобы предотвратить опасность.

7 лет

В 7 лет ребенок идет в школу, то есть попадает в новую социальную среду . Ему необходимо наладить отношения с новыми людьми: одноклассниками, учителями.

В 7-8 лет происходит становление социального «Я» человека. Также постепенно расширяется сфера деятельности малыша. Он приобретает множество умений, навыков, знаний.

Задача родителей — помочь справиться с большим объемом информации.

Характерные черты семилетнего кризиса:

  1. Обобщение неудач . Если ребенок плохо справляется с учебой, то он переносит эти неудачи на другие сферы. У него формируется чувство неполноценности, униженного самолюбия.
  2. Возможность прослеживать связь между поступками и результатами . Ребенок уже может осмыслить, что последует за его действиями.
  3. Манерность . Малыш начинает скрывать что-то от родителей, кривляется, строит из себя взрослого.
  4. Скрывание чувств . Если до этого возраста все эмоции и переживания имели внешние выражения, то сейчас ребенок умеет скрывать, что ему плохо.

Другими словами, у ребенка появляется своя внутренняя жизнь, отдельная от родителей .

Внутренние переживания накладывают отпечаток на поведение.

Взрослые всегда должны быть рядом, нельзя игнорировать переживания ребенка, ведь для него каждая мелочь имеет огромное значение. Малыш должен чувствовать себя защищенным и любимым .

Пубертатный период

В происходят глобальные физические изменения в организме человека: интенсивный рост, гормональная перестройка.

Из-за этого внутренние органы начинают работать по-другому. Например, сердце может не успевать за ростом скелета и «давать сбой». Все это становится причиной нестабильности эмоционального фона.

Подростки начинают интересоваться своей внешностью, сравнивать себя с другими. Появляются кумиры и идеалы. На первый план выходит межличностное общение, друзья, компании.

Подросток хочет выглядеть взрослым , поэтому часто грубит, позволяет себе некоторые вольности поведения. Он не терпит к себе как к ребенку, психологического насилия со стороны родителей.

В этом возрасте дети часто уходят из дома, бунтуют, нарушают запреты, поступают против воли родителей. Особенно это проявляется в семьях, где родители не воспринимают личное мнение ребенка , считая его маленьким и несмышленым.

Должен строиться на принципах общения взрослых людей.

Важно выслушать, понять и поддержать положительные стремления.

Негативные и противоречащие закону должны быть остановлены. Доказано, если подросток занимается спортом или другой внеурочной деятельностью, которая ему интересна, он гораздо легче переживает кризис пубертата.

17 лет

Кризис 17 лет совпадает с переходом от школьной жизни ко взрослой. Привычной обстановки и расписания жизни уже нет, приходится приспосабливаться к новым более суровым и сложным условиям . Если юноша или девушка продолжают учебу в ВУЗе, то переход проходит легче.

В этот период у человека появляется множество страхов : не сдать экзамены, не поступить в ВУЗ, страх перед армией. На этом фоне могут возникнуть невротические проявления: обмороки, головная боль, тахикардия.

Главная черта этого периода — профессиональное самоопределение. Новые условия, новые люди и новая деятельность требуют больших сил для адаптации.

Человек очень нуждается в поддержке близких, понимании. Родители должны стать надежным тылом и плечом, на которое можно опереться в трудной ситуации.

Взрослые кризисы отличаются от детских тем, что протекают на внутреннем плане. Внешне они почти никак не проявляются.

30 лет

У некоторых людей (в основном девушек) переломным является возраст 25 лет.

Психологи называют это «ранней зрелостью» . Человек уже поработал, многие завели семью, родили детей.

Однако, не все довольны своей жизнью и начинают искать новые пути . Если девушка до сих пор не замужем, она начинает страдать от этого, страстно хотеть завести семью, ребенка.

Молодой человек обычно задумывается о карьерном росте и смене профессии, если она не приносит ему желаемого дохода. В 30 лет рушится большинство семей, так как партнеры не смогли оправдать ожидания друг друга.

40 лет

Данный период принято называть «кризисом среднего возраста» . У большинства уже есть сложившаяся стабильная жизнь, семья, подросшие дети.

Вдруг неожиданно для других и для себя человек начинает скучать, задумываться о бессмысленности существования. Ему кажется, что годы уходят, а он ничего не успел. В 40 лет

Данный кризис связан со старением организма и боязнью старости .

На человека давит стереотип, что жизнь закончена, а впереди только безрадостное существование.

Ситуация ухудшается, если люди имеют проблемы со здоровьем или случилась потеря близких.

Многие сами усугубляют свою жизнь тем, что перестают двигаться, развиваться, интересоваться новым. На самом деле, человек уже отдал свой долг всем: вырастил детей, отработал положенное время.

Теперь можно заняться только своими желаниями: путешествовать, отдыхать. К тому же, старость — это не маразм, это мудрость и жизненный опыт, который может быть полезен молодым.

Основные проявления кризиса и пути выхода приведены в таблице:

Возраст

Проявления

Пути решения

Капризность, истерики, протест

Развитие навыков, перевод общения в игру

Упрямство, негативизм, бунтарство, стремление к самостоятельности

Поддерживание становления «Я», пресекание негативных проявлений, не реагирование на манипуляции

Обобщение неудач, манерность, скрытность, потеря непосредственности

Обеспечение возможностей для новых видов деятельности, эмоциональная поддержка, формирование уверенности в себе

Отдаление от родителей, грубость, стремление выглядеть как взрослый, подражание кумирам

Налаживание доверительных отношений, отсутствие давления, принуждения, помощь в любых ситуациях

Страхи, нервозность, неуверенность в будущем, максимализм

Помощь в выборе жизненного пути, обретении уверенности в своих силах, обеспечение надежного тыла

Переосмысление целей, стремление к карьерным переменам

Нахождение новых целей, стремление к новым достижениям

Депрессия, апатия, потеря смысла жизни, сожаление об упущенных возможностях, боязнь стать невостребованным

Принятие себя и ситуации, отказ от возврата в прошлое

Страх старости, ощущение бессмысленности существования, чувство ненужности

Получение удовольствия от жизни, помощь близким, занятие любимым делом

С кризисами возрастного развития человек сталкивается на протяжение всей жизни . Некоторые люди переживают их почти безболезненно, другие — с большими потерями и ошибками.

Однако, кризис необходим для того, чтобы личность смогла перейти на более высокий уровень развития и достичь большего.

Содержание статьи:

Кризисные периоды в жизни - это нормальный, физиологический процесс, который обусловлен сменой жизненных ценностей и установок. Эти обязательные этапы развития личности происходят у большинства людей, но протекают у всех по-разному. Если человек готов меняться и развиваться, то проблем с психологическим состоянием быть не должно, но нередко кризисы влекут за собой развитие различных фобий, комплексов, депрессий. Часто люди загоняют себя в состояние, из которого помочь выбраться может только психолог.

Понятие и тезисы кризисного периода в жизни человека

Кризис - это всегда важный период жизни человека, связанный с принятием судьбоносного решения. В переводе с греческого языка означает «разделение дорог», поэтому это душевное состояние еще называют «поворотом судьбы».

Любой внутренний кризисный период развивается на фоне уже привычного образа жизни, когда человек привыкает к определенному укладу, размеренности и комфортным условиям. Но в один момент происходит надлом, и нестабильное психологическое состояние лишает его опоры, уверенности в том, что его жизнь - это действительно то, что ему нужно. У человека появляются новые потребности.

В эти периоды люди вступают в конфликт с окружающим миром, они недовольны всем, что их окружает. А на самом деле, как утверждают психологи, суть кризиса заключается во внутреннем конфликте и неспособности человека принять реальность, желании сделать ее идеальной. На этом фоне возникает протест, а затем начинаются поиски путей решения. Важно, чтобы они были найдены, и человек направил всю скопившуюся энергию на их реализацию.

Понятие кризисного периода включает такие основные тезисы:

  • Любой кризис - это психологически сложный период, который нужно принять и пережить.
  • Этот период ни в коем случае нельзя считать тупиком. Это накопившиеся противоречия вступают в борьбу с вашим внутренним «Я».
  • Из кризисного периода жизни всегда есть пути выхода, которые кроются в действии, реализации потребностей и желаний.
  • Пережитый кризис способствует становлению характера, развитию сильных волевых качеств.
  • После сложного этапа человек обретает уверенность, и у него появляется новая комфортная модель поведения.
Переломные моменты могут происходить по разным причинам, связанным с личной жизнью, работой или здоровьем. Это индивидуальные ситуации, а есть ряд так называемых «обязательных возрастных кризисов», через которые проходят все люди, и повлиять на их начало человек не может.

Основные причины кризисных возрастных периодов


Появление кризиса в разном возрасте - закономерность, которая свидетельствует о развитии личности. Кроме физиологических аспектов, существует еще несколько важных причин появления таких периодов.

Что приводит к появлению кризиса:

  1. Травма . Это может быть травма, которую переживает ребенок в процессе рождения, или перенесенная человеком в раннем детстве. Эти факторы влияют на протекание кризиса и его длительность.
  2. Становление личности и формирование характера . Это происходит, когда человек уже обладает определенным набором информации об окружающем мире и начинает в полной мере использовать полученные знания: манипулировать, требовать, изучать границы дозволенного.
  3. Влияние окружающих . Родители, друзья, супруг или супруга, знакомые и коллеги играют не последнюю роль в старте кризиса. Иногда толчком может послужить брошенная фраза, ссора или определенная негативная ситуация. Эти обстоятельства заставляют задуматься о жизненных приоритетах, могут привести к анализу достижений, неудовлетворенности и, как следствие, кризису.
  4. Стремление к совершенству . Человек развивается на протяжении всей жизни, но есть периоды, когда он не доволен своим внешним видом, уровнем заработной платы или состоянием жилья. Это также становится причиной для начала кризисного периода. Люди, которые ставят перед собой завышенную планку, особенно подвержены этому.
  5. Резкая смена привычного образа жизни . Это может быть переход на новую работу, переезд в другой город или в новую квартиру. На этом фоне могут появиться новые потребности и желания, у индивида будут развиваться рефлексии, внутренние переживания, которые выльются в кризис.

Обратите внимание, во время кризиса человек всегда становится перед выбором, и от того, какой выбор он сделает, зависит, насколько его жизнь будет успешной в будущем.

Главные признаки кризисного периода в жизни


Человека, который переживает переломный момент в жизни, достаточно просто выделить из толпы по визуальным симптомам - блуждающему взгляду, поникшему виду. Также есть и ряд внутренних признаков, которые характеризуют это состояние:
  • Пустой взгляд . Создается впечатление, будто человек постоянно думает о чем-то своем. Часто люди, переживающие кризис, настолько погружаются в себя, что даже не откликаются, когда к ним обращается собеседник.
  • . Человек может быть на первый взгляд совершенно спокойным и вдруг внезапно начать плакать или дико смеяться над банальной шуткой. Все зависит от возраста индивида. Например, подросткам сложно контролировать свои негативные эмоции, а люди зрелого возраста уже умеют держать себя в руках.
  • Отказ от пищи и сна . Иногда сознательно, а иногда из-за нервного напряжения человек не может нормально питаться и спать.
  • Пессимистический или излишне оптимистический настрой на будущее . Людям в эти периоды присуща излишняя эмоциональность: у них есть планы и желания, но одни люди впадают в депрессию, потому что не могут их реализовать, а другие начинают создавать эффект бурной деятельности. Эти два варианта не являются нормой в обычной жизни и считаются ярким признаком того, что человек переживает внутреннее напряжение.

Любой возрастной кризис не должен подавляться самим человеком или родителями, если речь идет о переломных моментах у детей. Только проживание этой ситуации и выход из нее с новыми моделями поведения позволят избежать психологических расстройств.

Характеристика кризисных периодов разных лет жизни

На каждом этапе взросления и изменения внутреннего мира человека поджидает определенный возрастной кризис. В детстве эти состояния проходят незаметно для ребенка, здесь очень важную роль играет поведение родителей. Впервые осознанно с кризисом человек сталкивается в подростковом возрасте. Это очень важный период, когда с одной стороны нужно дать ребенку возможность принимать решения самостоятельно, а с другой - оградить его от негативных последствий этих решений. В зрелом возрасте также есть место кризисам, главным образам они происходят из-за не способности принимать реальность и жажды новых впечатлений.

Детские кризисные периоды в жизни


Жизнь маленького человека с первых минут существования начинается со стресса. Так называемый кризис новорожденного - первый переломный момент, когда он вступает в борьбу за свою жизнь и побеждает, делая первый вздох.

Следующие детские кризисы появляются на разных стадиях развития малыша:

  1. На первом году жизни . Причиной является первое сознательное отдаление от самого близкого человека - мамы. Ребенок начинает ходить, расширяя свои горизонты. А также кроха учится говорить и уже может изъясняться с родными обрывками слов. Это приводит к эмоциональному возбуждению, острой потребности все делать самостоятельно: узнать, что это за предмет, потрогать его и даже попробовать. Родителям в это время лучше просто наблюдать за чадом, не мешая познавать мир, ликвидируя явные опасные предметы из его зоны досягаемости.
  2. На третьем году . Самый эмоционально выраженный детский кризис, который характеризуется сразу несколькими симптомами: отрицательной реакцией, связанной с отношением одного человека к другому, упрямством, желанием, чтобы с решением крохи считались, протестом против домашних порядков, стремлением к эмансипации от взрослых. По сути, в это время ребенок хочет все делать сам, рвет связи со взрослыми, у него начинается период выделения собственного «Я». В это время очень важно заложить крохе любовь к окружающему миру, показать ему, что этот мир любит его. Только дети с такой уверенностью вырастают оптимистами, не боящимися принимать решения и отвечать за свою жизнь.
  3. На седьмом году . Это «школьный кризис», который характеризуется получением новых знаний, началом мыслительного процесса, когда малыш уже может обдумать и проанализировать свои поступки. В этот период у детей наблюдается симптом «горькой конфеты»: они замыкаются в себе, делают вид, что их ничего не беспокоит, а сами могут страдать. Эмоционально они переживают большой стресс, ведь их жизнь после похода в школу кардинально меняется, начинают формироваться социальные связи. Здесь очень важна поддержка родителей, их максимальное участие в жизни первоклассника.

Кризисные периоды жизни человека в юности


Переход во взрослую жизнь также ознаменован несколькими кризисными периодами. В это время вчерашний ребенок уже должен принимать серьезные решения, отвечать за свои поступки, уметь распоряжаться финансами. Многие дети впервые отделяются от родителей, уезжая на учебу. Это сильный стресс, который либо воспитает волю у ребенка, либо станет причиной ряда безответственных поступков.

Какие кризисные возрастные периоды выделяют в юношестве:

  • В подростковом возрасте 12-16 лет . Этот возраст еще называют «переходным» и «сложным». В это время меняется тело ребенка, происходит половое созревание и появляется интерес к противоположному полу. С психологической точки зрения взрослый ребенок оценивает себя через призму восприятия другими людьми. Ему главное, что сказали о нем, его платье или сумке подруга или друг. Очень важно не навешивать ребенку ярлыков, не акцентировать внимание на его недостатках, потому что во взрослой жизни это все превратится в комплексы. Следует дать ребенку уверенность, что у него есть множество положительных качеств и достоинств - так он станет их развивать.
  • Кризис самоопределения . Он наблюдается в возрасте 18-22 лет, когда человек понимает, что юношеский максимализм не всегда работает и нельзя все делить только на «белое» и «черное». В это время перед молодежью раскрывается очень много возможностей, а выбрать один правильный вариант сложно. Поэтому часто люди делают ошибки, следуя не своим мечтам, а тому, что было навязано родителями, учителями, друзьями. В этот период важно прислушаться к себе и сделать выбор в пользу своих желаний, суметь их отстоять. А также необходимо принять и полюбить себя со всеми своими недостатками.

Кризисные периоды развития личности в зрелом возрасте


После 30 лет, когда человеком уже выбран курс движения по жизни, определены приоритеты и цели, его может беспокоить ощущение неудовлетворенности, могут одолевать мысли из серии «как могла сложиться моя жизнь, если бы…». Это первый звоночек, что на носу кризисные периоды зрелых лет.

Рассмотрим особенности кризисных периодов в зрелом возрасте:

  1. В возрасте 32-37 лет . Человек может войти в противоречия с самим собой. Видя свои ошибки, он уже не может, как в юности, легко согласиться с ними и принять факт их наличия. Напротив, он начинает внутреннюю борьбу, доказывая самому себе, что ошибок быть не может, а все его действия были правильными. Выхода из этого кризиса два: принять ошибки, скорректировать план на будущее и получить приток энергии для его реализации, или цепляться за прошлый опыт и иллюзорные идеалы, оставаясь на месте. Последний вариант может длиться несколько лет и сделает человека крайне несчастным.
  2. В возрасте 37-45 лет . Сложнейший в эмоциональном плане период жизни, когда и мужчины, и женщины склонны рвать устоявшиеся связи ради желания идти дальше, развиваться и получать желаемое. Семья, работа, быт - все это может показаться «лишним грузом», который тянет на дно. К человеку приходит четкое понимание, что жизнь одна и тратить ее на пресное существование нет никакого желания. Выход виден в прерывании обременительных связей, перераспределении обязанностей, смене сферы деятельности с целью получить больше свободного времени для реализации собственных целей.
  3. После 45-ти лет . Это время второй молодости, когда и мужчины, и женщины перестают измерять свой возраст прожитыми годами, а начинают ощущать свой внутренний потенциал на будущие годы. В этот период из-за гормональной перестройки женщины становятся похожими на подростков - у них часто меняется настроение, они обижаются по любому поводу. У мужчин развивается инстинкт самца, они снова стремятся стать завоевателями, сражаться за свое. Как говорят психологи, в этом возрасте можно либо сделать пресные супружеские отношения более острыми, либо найти нового, подходящего по темпераменту партнера.
  4. После 55-ти лет . В этот период наблюдается затяжной кризис, который предполагает принятие нескольких истин: ваше тело изменилось, вам придется выйти на пенсию, уход из жизни неминуем. Психологи считают, что самое страшное для человека в это время остаться одному, без необходимости о ком-то заботиться или ходить на любимую работу. Однако нельзя падать духом, главный неоспоримый плюс этого периода - человек получает уйму свободного времени, о котором мечтал на протяжении всей жизни. Сейчас самое время им воспользоваться, ведь зрелый возраст - это не болезнь, а момент, когда можно позволить себе попутешествовать, отдохнуть. Желательно также найти себе хобби после выхода на пенсию, чтобы заполнить уйму времени. Важно, чтобы понятие «старость» не стало синонимом пассивности. Это период радоваться результатам своей жизни, время, которое можно посвятить только себе.
Переходные этапы в жизни следует воспринимать спокойно, плавно переступая с одной ступеньки кризиса на другую, понимая, что перепрыгнуть несколько одним махом не получится. Важно из каждого кризиса выходить внутренне обогащенным, с новым стимулом для дальнейших свершений.

Как пережить кризисные периоды жизни


Любой кризис - это стресс для человека, который может стать причиной ухудшения самочувствия и работоспособности. Чтобы этого не произошло, необходимо соблюдать правила, которые помогут пережить кризисные периоды развития личности:
  • Найдите стимул вставать с постели . Даже во время кризиса каждого человека окружает множество маленьких и больших радостей. Главное их найти. Это может быть смех вашего ребенка во время игры, утренняя прогулка с собакой, чашка любимого кофе или ежедневная пробежка. Сначала все это покажется вам мелким и неважным, но проделывая эти ритуалы, вы поймете, что именно из таких радостей строится большое счастье.
  • Займитесь йогой или пилатесом . Во время сложных моментов в жизни важно научиться максимально расслабляться, выключая не только тело, но и голову. Эти практики помогут вам справиться с этим, а также будут держать мышцы в тонусе.
  • Дарите себе положительные эмоции . Во время стресса очень полезно гулять в парках, ходить на выставки, в кино на комедийные фильмы. Улыбка, смех, радость - это база, которая не даст негативным мыслям поглотить вас. Это касается и детей, переживающих кризис - дарите им больше ярких эмоций.
  • Хвалите себя . Делайте это на каждом шагу: успели на маршрутку - отлично, удалось вовремя сдать отчет - тоже ваша заслуга. Вы должны повысить чувство собственного достоинства.
  • Хотите поплакать - плачьте . Сдерживать эмоции вредно в любом возрасте, а особенно во время кризиса. Со слезами и криками выходит скопившийся внутри негатив. Человек истощается, очищается и открывается навстречу новым свершениям.
  • Не уходите в себя . Помните, возрастные кризисы - это естественный процесс, спрятаться от него или пройти мимо не получится, его важно пережить. Если вам сложно, одиноко и кажется, что самостоятельно со всеми обрушившимися мыслями не справиться, обязательно обратитесь за помощью к психологу.
Что такое кризисный период в жизни человека - смотрите на видео:


В большей степени срывам на фоне кризиса подвержены одинокие люди, те, кто недавно пережил смерть близкого человека или больные с тяжелыми диагнозами. Чтобы не допустить депрессии, помочь этим людям должны их друзья и родные своим вниманием и участием.

Возрастные кризисы [греч. krisis - решение, поворотный пункт] - особые, относительно непродолжительные по времени периоды перехода в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Возрастные кризисы обусловлены прежде всего разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития человека.

Возрастные кризисы сопровождают человека на протяжении всей жизни. У кого-то они проходят гладко, кто-то вообще себе места не находит. Форма, длительность и острота кризисов может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей человека, социальных условий, особенностей воспитания в семье. Возрастные кризисы закономерны и необходимы для развития. Это помогает человеку обрести новую относительно стабильную форму взаимоотношений с окружающим миром.

Гораздо менее изучены возрастные кризисы зрелых периодов жизни и старости. Они возникают заметно реже, чем в детстве, и протекают, как правило, более скрыто, без выраженных изменений в поведении. Происходящие в это время процессы перестройки смысловых структур сознания и переориентации на новые жизненные задачи, ведущие к смене характера деятельности и взаимоотношений, оказывают глубокое влияние на дальнейший ход развития личности

Первый подобный кризис приходится примерно на 16-20 лет. В этом возрасте человек уже является формально и считается взрослым. Более того - взрослым он считает себя сам, и соответственно пытается это доказать себе и всему остальному миру. Кроме того, это время настоящей, взрослой ответственности: армия, первая работа, университет, возможно первый брак. За спиной перестают стоять родители, начинается действительно самостоятельная жизнь, пропитанная многочисленными надеждами на будущее.

Следующий возрастной кризис приходится примерно на 30- летие. В это время человек оценивает сделанное и уже гораздо более трезво смотрит в будущее. Ему начинает хотеться покоя, стабильности. Многие в этом возрасте начинают "делать карьеру", другие, наоборот, уделяют больше времени семье в надежде найти некий "смысл жизни", что-то, что всерьез заняло бы ум и сердце.

Далее возрастной кризис выпадает на 40-45 лет. Человеку видится впереди старость, а за ней самое страшное - смерть. Тело утрачивает силу и красоту, появляются морщины, седые волосы, одолевают болезни. Наступает время для первого боя со старостью, время, когда ударяются то в любовные приключения, то с головой уходят в работу, то начинают совершать экстремальные поступки вроде прыжков с парашютами или восхождений на Эверест. В этот период некоторые ищут спасения в религии, другие - в различных философиях, третьи же наоборот становятся циничней и злее.

Следующий возрастной кризис приходится на 60-70 лет. Человек в эти годы, как правило, выходит на пенсию и совершенно не знает, чем себя занять. К тому же здоровье уже не то, старые друзья далеко, а кого-то может быть, нет в живых, дети выросли и живут давно уже своей жизнью, даже если и в одном доме с родителями. Человек внезапно понимает, что жизнь подходит к концу и он уже не в центре ее круговорота, что его век - завершается. Он ощущает себя потерянным, может впасть в депрессию, утратить интерес к жизни.

Последние материалы раздела:

Скачать Тесты по психологии на андроид v
Скачать Тесты по психологии на андроид v

– приложение на андроид с развлекательным характером. С его помощью пользователь узнает свои стороны личности, а также познакомится ос страхами и...

Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные
Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные

Какую профессию можно получить, поступив в высшие учебные заведения нашего города. На этой неделе во всех школах региона прозвенит последний...

Слои атмосферы по порядку от поверхности земли
Слои атмосферы по порядку от поверхности земли

Космос наполнен энергией. Энергия наполняет пространство неравномерно. Есть места её концентрации и разряжения. Так можно оценить плотность....