Когда проходит гиперактивность. Детская гиперактивность

И нормально ли гиперактивное поведение ребенка или оно требует лечения?

Что такое гиперактивность

Так сокращенно называют синдром дефицита внимания и гиперактивности, который также обозначают аббревиатурой СДВГ. Это весьма распространенное нарушение работы мозга в детском возрасте, которое также имеется у многих взрослых. По статистике синдром гиперактивности есть у 1-7% детей. У мальчиков его диагностируют в 4 раза чаще, чем у девочек.

Вовремя распознанная гиперактивность, при которой требуется терапия, позволяет ребенку сформировать нормальное поведение и лучше адаптироваться в коллективе среди других людей. Если же оставить СДВГ у ребенка без внимания, он сохраняется и в более старшем возрасте. Подросток с таким нарушением хуже приобретает школьные навыки, более склонен к асоциальному поведению, он враждебен и агрессивен.

Признаки СДВГ

Далеко не каждого активного и легко возбуждаемого ребенка относят к категории деток, у которых есть синдром гиперактивности.

Чтобы диагностировать СДВГ, следует выявить у ребенка основные симптомы такого нарушения, которые проявляются:

Симптомы обычно возникают в возрасте до 7 лет. Чаще всего родители замечают их в 4 года или 5 лет, а наиболее частым возрастным периодом обращения к специалисту является 8 лет и старше, когда ребенок сталкивается с множеством задач в школе и по дому, где нужна его сосредоточенность и самостоятельность. Малышам, которым еще не исполнилось 3 года, диагноз ставят не сразу. За ними некоторое время наблюдают, чтобы убедиться в наличии СДВГ.

В зависимости от преобладания конкретных признаков выделяют два подтипа синдрома – с дефицитом внимания и с гиперактивностью. Отдельно выделяют смешанный подтип СДВГ, при котором у ребенка есть симптомы и дефицита внимания, и гиперактивности.

Проявления дефицита внимания:

  1. Ребенок не может длительно сосредотачиваться на предметах. У него часто возникают небрежные ошибки.
  2. У ребенка не получается долго сохранять внимание, из-за чего он несобран во время выполнения задания и часто не выполняет задачи до конца.
  3. Когда к ребенку обращаются, возникает впечатление, что он не слушает.
  4. Если дать ребенку прямую инструкцию, он ее не выполняет либо начинает выполнять и не заканчивает.
  5. Ребенку трудно организовать свою деятельность. У него наблюдается частое переключение от одного занятия на другое.
  6. Ребенку не нравятся задания, для которых требуется долгое умственное напряжение. Он старается их избегать.
  7. Ребенок нередко теряет вещи, которые ему нужны.
  8. Малыш с легкостью отвлекается на посторонний шум.
  9. В повседневных делах у ребенка отмечают повышенную забывчивость.

Проявления импульсивности и гиперактивности:

  1. Ребенок часто встает с места.
  2. Когда ребенок волнуется, он интенсивно двигает ногами или руками. Кроме того, малыш периодически поеживается в стуле.
  3. Он поднимается с места очень резко и часто бегает.
  4. Ему трудно участвовать в спокойных играх.
  5. Его действия можно охарактеризовать, как «заведенные».
  6. Во время занятий он может выкрикивать с места или шуметь.
  7. Ребенок отвечает до того, как услышит вопрос полностью.
  8. У него не получается дожидаться своей очереди во время занятия или игры.
  9. Ребенок постоянно вмешивается в занятия других людей или их разговоры.

Для постановки диагноза у ребенка должно быть минимум 6 признаков из указанных выше, причем они должны отмечаться длительное время (минимум полгода).

Как проявляется гиперактивность в раннем возрасте

Синдром гиперактивности выявляют не только у школьников, но и у деток дошкольного возраста и даже у грудничков.

У самых маленьких такая проблема проявляется следующими признаками:

  • Более быстрым физическим развитием, если сравнивать со сверстниками. Младенцы с гиперактивностью намного быстрее переворачиваются, ползают и начинают ходить.
  • Появлением капризов, когда ребенок устал. Гиперактивные детки перед сном нередко возбуждаются и становятся активнее.
  • Меньшей длительностью сна. Малыш с СДВГ спит намного меньше, чем это положено в его возрасте.
  • Трудностями с засыпанием (многих деток нужно укачивать) и очень чутким сном. Гиперактивный ребенок реагирует на любой шорох, а если просыпается, заснуть снова ему очень тяжело.
  • Очень бурной реакцией на громкий звук, новую обстановку и незнакомые лица. Из-за таких факторов малыши с гиперактивностью возбуждаются и начинают больше капризничать.
  • Быстрым переключением внимания. Предложив младенцу новую игрушку, мама замечает, что новый предмет привлекает внимание крохи совсем ненадолго.
  • Сильной привязанностью к маме и боязнью посторонних людей.

СДВГ или характер?

Повышенная активность ребенка может быть проявлением его врожденного темперамента.

В отличие от детей с СДВГ темпераментный здоровый ребенок:

Раньше возникновение СДВГ связывали преимущественно с поражением головного мозга, например, если новорожденный перенес гипоксию, когда находился в материнской утробе или во время родов. В наши дни исследования подтвердили влияние на появление синдрома гиперактивности генетического фактора и нарушений внутриутробного развития крохи. Развитию СДВГ способствуют слишком ранние роды, кесарево сечение, маловесность крохи, долгий безводный период в родах, применение щипцов и подобные факторы.

Что делать

Заподозрив у своего ребенка синдром гиперактивности, первое, что нужно сделать – пойти к специалисту. Многие родители обращаются к врачу не сразу, так как не решаются признать проблему у ребенка и боятся осуждения знакомых. Такими действиями они упускают время, в результате чего гиперактивность становится причиной серьезных проблем с социальной адаптацией ребенка.

Есть также и родители, которые приводят вполне здорового ребенка к психологу или психиатру, когда не могут или не желают отыскать к нему подход. Это часто наблюдается в кризисные периоды развития, например, в 2 года или при трехлетнем кризисе. При этом никакой гиперактивности у малыша нет.

Во всех этих случаях без помощи специалиста определить, действительно ли ребенку нужна медицинская помощь или у него просто яркий темперамент, не получится.

Если у ребенка подтвердится синдром гиперактивности, то в его лечении будут использоваться такие методы:

  1. Разъяснительная работа с родителями. Врач должен объяснить маме и папе, почему у ребенка появилась гиперактивность, как проявляется такой синдром, как вести себя с ребенком и как правильно его воспитывать. Благодаря такой просветительской работе родители перестают винить себя или друг друга в поведении ребенка, а также понимают, как вести себя с малышом.
  2. Изменение условий обучения. Если гиперактивность диагностирована у школьника с плохой успеваемостью, его переводят в специализированный класс. Это помогает справиться с задержкой формирования школьных навыков.
  3. Медикаментозная терапия. Лекарственные препараты, назначаемые при СДВГ, отличаются симптоматическим действием и эффективны в 75-80% случаев. Они помогают облегчить социальную адаптацию деток с гиперактивностью и улучшить их интеллектуальное развитие. Как правило, лекарства назначают на длительный период, иногда до подросткового возраста.

Мнение Комаровского

Популярный врач много раз сталкивался в своей практике с детьми, у которых диагностирован СДВГ. Главным отличием такого медицинского диагноза от гиперактивности, как черты характера, Комаровский называет тот факт, что здоровому ребенку гиперактивность не мешает развиваться и общаться с другими членами общества. Если же у ребенка заболевание, он без помощи родителей и врачей не может стать полноценным членом коллектива, нормально учиться и общаться со сверстниками.

Чтобы убедиться, здоров ли ребенок или у него СДВГ, Комаровский советует обратиться к детскому психологу или психиатру, поскольку лишь квалифицированный специалист не только с легкостью выявит у ребенка гиперактивность, как болезнь, но и поможет родителям понять, как растить ребенка с СДВГ.

  • При общении с малышом важно устанавливать контакт. Если требуется, для этого ребенка можно тронуть за плечо, развернуть к себе, убрать из его поля зрения игрушку, выключить телевизор.
  • Родители должны определить для ребенка конкретные и выполнимые правила поведения, но при этом важно, чтобы их придерживались всегда. Кроме того, каждое такое правило должно быть понятно ребенку.
  • Пространство, в котором пребывает гиперактивный ребенок, должно быть полностью безопасным.
  • Режима следует придерживаться постоянно, даже если у родителей выходной. Гиперактивным детям, по мнению Комаровского, очень важно просыпаться, есть, гулять, купаться, укладываться спать и совершать другие привычные ежедневные действия в одно и то же время.
  • Все сложные задания для гиперактивных детей необходимо разбивать на части, которые будут понятны и легко выполнимы.
  • Ребенка следует постоянно хвалить, отмечая и подчеркивая все положительные действия малыша.
  • Отыщите то, что гиперактивному ребенку удается лучше всего, а затем создайте такие условия, чтобы малыш мог выполнять такую работу, получая от нее удовлетворение.
  • Обеспечьте ребенку с гиперактивностью возможность тратить избыток своей энергии, направляя ее в нужное русло (например, гулять с собакой, посещать спортивные секции).
  • Собираясь с ребенком в магазин или в гости, обдумайте детально свои действия, к примеру, что взять с собой или что купить ребенку.
  • Родителям следует заботиться и о собственном отдыхе, поскольку, как подчеркивает Комаровский, для гиперактивного малыша очень важно, чтобы папа и мама были спокойными, мирными и адекватными.

Из нижеследующее видео вы сможете узнать еще больше о гиперактивных детях.

О роли родителей и многих важных нюансах вы узнаете, посмотрев видео клинического психолога Вероники Степановой.

Все права защищены, 14+

Копирование материалов сайта возможно только в случае установки активной ссылки на наш сайт.

Гиперактивность у младенцев

С первыми шагами в своей жизни ребёнок познаёт окружающий мир, будучи активным и подвижным – такова природная закономерность их развития. Малыши 3-4 лет являются особенно большими непоседами. Им хочется всё увидеть, пощупать, подержать в руках и даже поломать. Главное – не стоит ограничивать естественную подвижность ребёнка. Но что делать когда, активность и подвижность становятся чрезмерными? И что считать чрезмерным? Определить норму поведения для всех детей трудно, так как многое зависит от индивидуальных особенностей организма, темперамента, характера и воспитания. И всё же существуют дети, которых врачи называют гиперактивными.

Гиперактивность – состояние, при котором эмоциональная возбудимость, активность и подвижность превышает норму. Если такое поведение становится проблемой для окружающих людей, то его можно трактовать как психическое расстройство.

Жизнь человека начинается не с момента его рождения, а с первых дней внутриутробного существования. Гиперактивность новорождённого возникает из-за особенностей протекания беременности и родов матери. Сильный токсикоз, нервные стрессы и заболевания внутренних органов – все эти факторы не очень благоприятно влияют на будущее поведение малыша. Все девять месяцев организм ребёнка тесно связан с организмом матери и потому очень важно какой режим отдыха, труда и питания придерживается будущая мама.

Стоит заметить, что определить гиперактовность у грудничка очень сложно. Как правило, на первые признаки родители или воспитатели в детском саду обращают внимание в 2-3 года. Но всё же на гиперактивность у детей до года могут указывать следующие симптомы:

  • ранее психомоторное развитие. Такие детки очень рано начинают садиться, поворачиваться, вставать и ходить. И при этом наблюдается некая неуклюжесть в движениях по сравнению с другими детьми;
  • плохой сон и частый плач;
  • неловкие движения – хождение «нога за ногу», переступания с ноги на ногу и чрезмерное болтание ногами во время сидения.

Только опытный педиатр в состоянии поставить диагноз «гиперактивность» в раннем возрасте и приступить к лечению не прибегая к медикаментам.

На сегодняшний день существует много теорий относительно того, что вызывает синдром гиперактивности или дефицит внимания. Проанализировав сотни тысяч больных, врачи смогли выделить основные причины гиперактивности у детей:

    1.Наследственность. По статистическим данным, 58% родителей, чьи дети страдают данным заболеванием, в детском возрасте отличались таким же поведением.
    2. Употребление алкоголя, никотина, наличие различных нервных расстройств и аллергических заболеваний у будущей матери (астма, экзема и сенная лихорадка).
    3.Беременность и роды. Причиной является кислородное голодание во время беременности, родовые травмы, патологии головного мозга и тяжёлые инфекционные заболевания матери или ребёнка.
    4. Дефицит витаминов. Исследования показали, что большинство гиперактивных детей страдают от нехватки определенных витаминов, жирных кислот и микроэлементов.
    5. Питание. С первых дней жизни малыш должен получать хорошее питание. Сначала это материнское молоко, затем продукты, которые не содержат консерванты, искусственные наполнители, ароматизаторы и пищевые красители.

Как лечить гиперактивность?

Решение о лечение данного синдрома принимается после того, как установлена причина и изучены индивидуальные особенности пациента. Одним требуется приём лекарственных препаратов, чтобы устранить повышенную нервозность и тревожность, а другие нуждаются в психокоррекции гиперактивности. Если гиперактивность у младенца является следствием механических нарушений структур мозга, то данные методы устраняют только последствия. Идеальным и эффективным лечением будет взаимодействие нескольких врачей (остеопатов), которые благодаря специальным комплексным методикам помогут организму восстановиться.

К подростковому возрасту гиперактивность, как правило, проходит, но важно чтобы ребёнок приблизился к этому возрасту без отрицательных эмоций.

Свежие записи

Информация на сайте предоставлена исключительно в ознакомительных целях, не претендует на медицинскую точность и не является руководством к действию. Не занимайтесь самолечением. Проконсультируйтесь со своим лечащим врачом. Использование материалов с сайта запрещено. Контакты | Мы в Google+

Гиперактивность у детей: причины, признаки, способы лечения

Детская гиперактивность - состояние, при котором активность и возбудимость ребенка значительно превышают норму. Это доставляет много неприятностей родителям, воспитателям и учителям. Да и сам ребенок страдает от возникающих трудностей в общении со сверстниками и взрослыми, что чревато формированием в дальнейшем негативных психологических особенностей личности.

Как определить и лечить гиперактивность, к каким специалистам нужно обращаться для постановки диагноза, как правильно строить общение с ребенком? Все это необходимо знать, чтобы вырастить здорового малыша.

Что такое гиперактивность?

Это неврологически-поведенческое расстройство, которое в медицинской литературе часто называется синдромом гиперактивного ребенка.

Для него характерны следующие нарушения:

  • импульсивность поведения;
  • значительно повышенная речевая и двигательная активность;
  • дефицит внимания.

Заболевание приводит к плохим отношениям с родителями, сверстниками, низкой успеваемости в школе. По статистике это расстройство встречается у 4% школьников, у мальчиков оно диагностируется в 5-6 раз чаще.

Отличие гиперактивности от активности

Синдром гиперактивности отличается от активного состояния тем, что поведение малыша создает проблемы для родителей, окружающих и него самого.

Необходимо обращаться к педиатру, неврологу или детскому психологу в следующих случаях: двигательная расторможенность и отсутствие внимания проявляются постоянно, поведение затрудняет общение с людьми, успеваемость в школе низкая. Также нужна консультация врача, если ребенок проявляет агрессивность по отношению к окружающим.

Причины

Причины гиперактивности могут быть разными:

  • преждевременные или осложненные роды;
  • внутриутробные инфекции;
  • влияние вредных факторов на работе во время беременности женщины;
  • плохая экология;
  • стресс и физические перегрузки женщины в период вынашивания плода;
  • наследственная предрасположенность;
  • несбалансированное питание в период беременности;
  • незрелость центральной нервной системы новорожденного;
  • нарушения обмена дофамина и других нейромедиаторов в ЦНС младенца;
  • завышенные требования к ребенку родителей и педагогов;
  • нарушения пуринового обмена у малыша.

Провоцирующие факторы

Такое состояние может быть спровоцировано поздним токсикозом, применением во время беременности лекарств без согласования с врачом. Возможно воздействие алкоголя, наркотиков, курения в период вынашивания плода. Подробнее о влиянии курения на течение беременности →

Могут способствовать появлению гиперактивности конфликтные отношения в семье, семейное насилие. Низкая успеваемость, из-за которой ребенок подвергается нареканиями со стороны учителей и наказаниям от родителей - еще один предрасполагающий фактор.

Симптомы

Признаки гиперактивности схожи в любом возрасте:

У новорожденных

На гиперактивность у детей до года - грудничков указывает беспокойство и повышенная двигательная активность в кроватке, самые яркие игрушки вызывают у них непродолжительный интерес. При осмотре у таких детей часто выявляются стигмы дисэмбриогенеза, в том числе складки эпиканта, аномальное строение ушных раковин и их низкое расположение, готическое небо, заячья губа, волчья пасть.

У детей в 2-3 года

Проявления данного состояния чаще всего родители начинают замечать с 2 лет или с еще более раннего возраста. Ребенок отличается повышенной капризностью.

Уже в 2-летнем возрасте мама и папа видят, что малыша трудно чем-то заинтересовать, он отвлекается от игры, вертится на стуле, находится в постоянном движении. Обычно такой ребенок очень непоседлив, шумит, но иногда 2-летний малыш удивляет своей молчаливостью, отсутствием желания вступать в контакт с родителями или сверстниками.

Детские психологи считают, что иногда такое поведение предшествует появлению двигательной и речевой расторможенности. В два года родители могут наблюдать у малыша признаки агрессии и нежелание подчиняться взрослым, игнорирование их просьб и требований.

С 3-летнего возраста становятся заметными проявления эгоистических черт. Ребенок стремится доминировать над сверстниками в коллективных играх, провоцирует конфликтные ситуации, всем мешает.

У дошкольников

Гиперактивность дошкольника часто проявляется импульсивным поведением. Такие дети вмешиваются в разговоры и дела взрослых, не умеют играть в коллективные игры. Особенно мучительны для родителей истерики и капризы 5-6-летнего малыша в людных местах, его бурное выражение эмоций в самой неподходящей обстановке.

У детей дошкольного возраста ярко проявляется неусидчивость, они не обращают внимания на сделанные замечания, перебивают, перекрикивают сверстников. Делать выговоры и ругать за гиперактивность 5-6-летнего малыша совершенно бесполезно, он просто игнорирует информацию и плохо усваивает правила поведения. Любое занятие увлекает его на непродолжительное время, он легко отвлекается.

Разновидности

Поведенческое расстройство, чаще имеющее неврологический фон, может протекать по-разному.

Синдром дефицита внимания без гиперактивности

Для этого нарушения характерны следующие особенности поведения:

  • выслушал задание, но не смог повторить, тут же забыв смысл сказанного;
  • не может сосредоточиться и выполнить поручение, хотя понимает, в чем состоит его задача;
  • не слушает собеседника;
  • не реагирует на замечания.

Гиперактивность без дефицита внимания

Для этого расстройства характерны такие признаки: суетливость, многословность, повышенная двигательная активность, стремление быть в центре событий. Также характерна легкомысленность поведения, склонность к риску и авантюрам, что часто создает опасные для жизни ситуации.

Гиперактивность с синдромом дефицита внимания

Обозначается в медицинской литературе аббревиатурой СДВГ. О таком синдроме можно говорить, если у ребенка есть следующие особенности поведения:

  • не может сосредоточиться на выполнении определенного задания;
  • бросает начатое дело, не закончив его до конца;
  • внимание избирательное, неустойчивое;
  • небрежность, невнимательность во всем;
  • не обращает внимания на обращенную речь, игнорирует предложения помощи при выполнении задания, если оно вызывает у него затруднения.

Нарушение внимания и гиперактивность в любом возрасте мешают организовать свою работу, аккуратно и правильно выполнить задание, не отвлекаясь на внешние помехи. В повседневной жизни гиперактивность и дефицит внимания приводят к забывчивости, частым потерям своих вещей.

Нарушение внимания с гиперактивностью чреваты затруднениями при выполнении даже простейших инструкций. Такие детки часто спешат, совершают необдуманные поступки, которыми могут нанести вред себе или окружающим.

Возможные последствия

В любом возрасте это поведенческое нарушение мешает социальным контактам. Из-за гиперактивности у детей дошкольного возраста, посещающих детский сад, затруднено участие в коллективных играх со сверстниками, общение с ними и воспитателями. Поэтому посещение садика становится ежедневной психотравмой, что может неблагоприятно сказаться на дальнейшем развитии личности.

У школьников страдает успеваемость, посещение школы вызывает только негативные эмоции. Пропадает желание учиться, узнавать новое, учителя и одноклассники раздражают, контакт с ними имеет только негативный оттенок. Ребенок замыкается в себе или становится агрессивным.

Импульсивность поведения ребенка иногда представляет угрозу для его здоровья. Особенно это характерно для детей, которые ломают игрушки, конфликтуют, дерутся с другими детьми и со взрослыми.

Если не обращаться за помощью к специалисту, у человека с возрастом может сформироваться психопатический тип личности. Гиперактивность у взрослых, как правило, зарождается в детстве. У каждого пятого ребенка, имеющего данное расстройство, симптомы сохраняются и при достижении зрелости.

Часто наблюдаются такие особенности проявления гиперактивности:

  • склонность к агрессии по отношению к окружающим (в том числе, к родителям);
  • суицидальные наклонности;
  • неспособность участвовать в диалоге, принять конструктивное совместное решение;
  • отсутствие навыков планирования и организации собственного труда;
  • забывчивость, частые потери нужных вещей;
  • отказ от решения задач, требующих умственного напряжения;
  • суетливость, многоречивость, раздражительность;
  • утомляемость, плаксивость.

Диагностика

Нарушение внимания и гиперактивность малыша становятся заметны родителям с раннего возраста, но диагноз выставляется неврологом или психологом. Обычно гиперактивность у ребенка 3 лет, если она имеет место, уже не вызывает сомнений.

Диагностика гиперактивности является многоэтапным процессом. Собираются и анализируются данные анамнеза (течение беременности, родов, динамика физического и психомоторного развития, перенесенные ребенком заболевания). Специалисту важно мнение самих родителей о развитии малыша, оценка его поведения в 2 года, в 5 лет.

Доктору нужно выяснить, как проходила адаптация к детскому саду. Во время приема родители не должны одергивать ребенка, делать ему замечания. Врачу важно видеть его естественное поведение. Если малыш достиг 5-летнего возраста, детский психолог проведет тесты на определение внимательности.

Окончательный диагноз выставляется невропатологом и детским психологом после получения результатов электроэнцефалографии и МРТ головного мозга. Эти обследования необходимы для исключения неврологических заболеваний, следствием которых могут быть нарушение внимания и гиперактивность.

Также важны лабораторные методы:

  • определение наличия свинца в крови для исключения интоксикации;
  • биохимический анализ крови на гормоны щитовидной железы;
  • общий анализ крови для исключения анемии.

Могут применяться специальные методы: консультации окулиста и сурдолога, психологическое тестирование.

Лечение

Если диагноз «гиперактивность» выставлен, необходимо проведение комплексной терапии. Она включает в себя медицинские и педагогические мероприятия.

Просветительская работа

Специалисты по детской неврологии и психологии объяснят родителям, как бороться с гиперактивностью их чада. Соответствующими знаниями также нужно обладать воспитателям детского сада и учителям в школах. Они должны научить родителей правильному поведению с ребенком, помочь преодолеть сложности в общении с ним. Специалисты помогут школьнику освоить приемы релаксации и самоконтроля.

Изменение условий

Нужно хвалить и поощрять малыша за любые успехи и добрые поступки. Подчеркивать положительные качества характера, поддерживать любые положительные начинания. Можно вести вместе с ребенком ежедневник, где фиксировать все его достижения. В спокойном и доброжелательном тоне рассказывать о правилах поведения и общения с окружающими.

Уже с 2-летнего возраста малыш должен привыкать к распорядку дня, спать, кушать и играть в определенное время.

С 5-летнего возраста желательно, чтобы у него было свое жизненное пространство: отдельная комната или отгороженный от общего помещения уголок. В доме должна быть спокойная обстановка, ссоры родителей и скандалы недопустимы. Желательно перевести школьника в класс с меньшим количеством учащихся.

Чтобы снизить гиперактивность в 2-3 года, детям необходим спортивный уголок (шведская стенка, детские брусья, кольца, канат). Физические упражнения и игры помогут сбросить напряжение и потратить энергию.

Что нельзя делать родителям:

  • постоянно одергивать и ругать, особенно при посторонних людях;
  • унижать малыша насмешливыми или грубыми замечаниями;
  • постоянно говорить с ребенком строго, давать поручения в приказном тоне;
  • запрещать что-либо, не объяснив ребенку мотив своего решения;
  • давать слишком сложные задания;
  • требовать примерного поведения и только отличных оценок в школе;
  • выполнять домашние дела, которые были поручены ребенку, если он их не выполнил;
  • приучать к мысли, что главная задача - не изменить поведение, а получить за послушание награду;
  • применять методы физического воздействия при непослушании. Подробнее о влиянии физических наказаний на детей →

Медикаментозная терапия

Медикаментозное лечение синдрома гиперактивности у детей играет только вспомогательную роль. Его назначают при отсутствии эффекта от поведенческой терапии и специального обучения.

Для устранения симптомов СДВГ применяется препарат Атомоксетин, но его использования возможно только по назначению врача, есть нежелательные эффекты. Результаты появляются примерно через 4 месяца регулярного приема.

Если малышу поставлен такой диагноз, ему также могут быть назначены психостимуляторы. Они используются в первой половине дня. В тяжелых случаях под врачебным контролем применяются трициклические антидепрессанты.

Игры с гиперактивными детьми

Даже при настольных и спокойных играх гиперактивность ребенка 5-ти лет заметна. Он постоянно обращает на себя внимание взрослых беспорядочными и бесцельными телодвижениями. Родителям нужно больше времени проводить с малышом, общаться с ним. Очень полезны совместные игры.

Эффективно чередование спокойных настольных игр - лото, собирание пазлов, шашки, с подвижными играми - бадминтон, футбол. Много возможностей для помощи ребенку с гиперактивностью дает лето.

В этот период нужно стремиться обеспечить малышу загородный отдых, длительные походы, научить плаванию. Во время прогулок больше разговаривать с ребенком, рассказывать ему о растениях, птицах, явлениях природы.

Питание

Родителям нужно внести коррективы в питание. Поставленный специалистами диагноз подразумевает необходимость соблюдения времени приема пищи. Рацион должен быть сбалансированным, количество белков, жиров и углеводов - соответствовать возрастной норме.

Желательно исключить жареные, острые и копченые блюда, газированные напитки. Меньше есть сладкого, особенно шоколада, увеличить количество потребляемых овощей и фруктов.

Гиперактивность в школьном возрасте

Повышенная гиперактивность у детей школьного возраста заставляет родителей искать врачебной помощи. Ведь школа предъявляет к подрастающему человеку совсем другие требования, чем дошкольные учреждения. Он должен много запоминать, получать новые знания, решать сложные задачи. От ребенка требуется внимательность, усидчивость, способность к сосредоточению.

Проблемы с учебой

Нарушение внимания и гиперактивность замечают учителя. Ребенок на уроке рассредоточен, двигательно активен, не реагирует на замечания, мешает вести занятие. Гиперактивность младших школьников в 6-7 лет приводит к тому, что дети плохо усваивают материал, небрежно делают домашние задания. Поэтому они постоянно получают замечания за низкую успеваемость и плохое поведение.

Обучение детей с гиперактивностью часто становится серьезной проблемой. Между таким ребенком и учителем начинается настоящая борьба, так как ученик не желает выполнять требований педагога, а учитель борется за дисциплину в классе.

Проблемы с одноклассниками

Затруднена адаптация в детском коллективе, трудно найти общий язык со сверстниками. Школьник начинает замыкаться в себе, становится скрытным. В коллективных играх или обсуждениях упорно отстаивает свою точку зрения, не прислушиваясь к мнению других. При этом часто ведет себя грубо, агрессивно, особенно если с его мнением не соглашаются.

Коррекция гиперактивности необходима для успешной адаптации малыша в детском коллективе, хорошей обучаемости и дальнейшей социализации. Важно обследовать кроху в раннем возрасте и провести своевременное профессиональное лечение. Но в любом случае, родители должны осознавать, что больше всего ребенок нуждается в понимании и поддержке.

специально для Mama66.ru

Полезное видео о воспитании гиперактивных детей

Наш невролог в поликлинике сказал, что «Зайчонок» идет как доп.средство при синдроме дефицита внимания. Доча пропивает курс раза три в год по полные 2 недели, помогает неплохо в составе комплексной терапии. В сиропчике есть магний (он снижает возбудимость нейронов, слова невролога) и экстракты успокаивающих трав. А родителям с гиперактивными детками которые не могут усвоить учебный материал, например, советую: не теряйте время, вовремя обращайтесь к специалисту, он пропишет необходимые перпараты.

Сейчас этот диагноз очень популярен у педиатров, его приписывают уже грудничкам, которые активно двигаются, но ведь это признак наоборот здорового хорошо развивающегося ребенка. Очень подробно про данный диагноз описано здесь

Ежедневно мы слышим такой термин, как «гиперактивный ребенок». Воспитатели, учителя и доктора именуют гиперактивным почти каждое второе чадо, которое неспособно даже на минутку остановиться и сосредоточиться. Но как отличить простого непоседу от гиперактивного малыша? И как понять, что делать: помочь ребенку избавиться от неврологической патологии или просто позволить ему наслаждаться детским баловством?

В силу своей любознательности, энергичности и не до конца сформированной нервной системы, дети всегда подвижные, эмоциональные и активные. И это нормально, ведь природа позаботилась о том, чтобы детство прошло в поисках новых открытий и познания мира. Но среди общей массы непосед всегда выделяется один или несколько шалунов, которых мило называют «шило в попе». Такие детки считаются гиперактивными: они сметают все на своем пути, совершают отчаянные поступки, и порой до смерти пугают взволнованных родителей.

У кого в семье живет такой суетливый ребенок, рано или поздно задается вопросом, здоров ли их живчик. Порой трудно понять, что именно с ребенком происходит: он болен, плохо воспитан или это особенности характера.

И даже если ваш ребенок отчаянно бегает по детской площадке, стараясь перевернуть все вверх дном, когда остальные малыши мило играют в песочнице, это еще ни о чем не говорит. Как же быть в этой ситуации?! Советы специалистов помогут вам разобраться.

Если гиперактивность ребенка является его чертой характера, ему трудно запомнить и воспроизвести сложный алгоритм действий. Например, мама просит убрать комнату, а ребенок не может это сделать, потому что просьба трудна для восприятия. Но если поочередно попросить его сложить игрушки, а потом застелить постель, проблем у малыша не возникнет и он выполнит просьбу мамы. Такому малышу порой сложно успокоиться и выполнять некоторые действия, но это не исключает его достаточное развитие, дружбу, учебу. В данной ситуации малыш просто нуждается в режиме и понимании родителей.

Совсем другое дело, если ребенок не способен развиваться, концентрироваться на учебе, дружить без конфликтов. Если вы замечаете, что ребенок неуправляемый, импульсивный, проявляет агрессию и невнимательность, надеяться что «само пройдет» бессмысленно, поскольку из гиперактивного малыша вырастет эмоционально нестабильный взрослый. В этом случае ребенок перестает быть полноценным членом общества и без адекватной помощи специалистов (невролога, психолога) обойтись невозможно.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Диагноз СДВГ был официально признан в качестве диагноза в 80-х годах. Среди нервно-психических расстройств СДВГ был обозначен, как гиперкинетическое нарушение (полное отсутствие самоконтроля и невозможность концентрации внимания).


Что же такое СДВГ? Это отклонение в организме, которое заключается в расстройстве внимания. Оно проявляется рассеянностью, упрямством, тяжелым восприятием новой информации, неусидчивостью.

Проявляется патология еще в детстве. Если с гиперактивным ребенком вовремя начинает работать психолог, а родители учатся правильно себя вести по отношению к малышу, СДВГ успешно «перерастается». Если такое состояние ребенка не было скорректировано, во взрослом возрасте возникают проблемы в интеллектуальном развитии и общении с окружающим миром.

Кто занимается гиперактивностью, кто ставит диагноз и лечит?

Вы заметили у ребенка признаки СДВГ? Вам нужно обратиться к лечащему врачу. Если он поддержит ваши волнения, даст направление к узким специалистам ― психиатру и неврологу.

Окончательный диагноз поставит психиатр, после проведения психологических тестов, сбора анамнеза ребенка, изучения его поведения.

Как правило, ребенку с диагнозом СДВГ назначают комплексное лечение ― поведенческую коррекцию, тренинги для социализации, общение в группах поддержки для пациентов с СДВГ. Лечением ребенка будет заниматься личный психолог.

Диагностика гиперактивности

Для подтверждения СДВГ врачи используют феноменологическую психологическую характеристику. Общепринятые критерии СДВГ были разработаны Американской ассоциацией психиатров.

В соответствии с диагностическими стандартами, СДВГ может быть установлен начиная со школьного возраста.

Диагноз СДВГ ставится, если:

  1. На протяжении 6 месяцев и дольше отмечается невнимательность, повышенная импульсивность, гиперактивность.
  2. Симптомы должны выражаться очень ярко и не быть характерными для имеющегося возраста ребенка.
  3. Определенные симптомы СДВГ были замечены до семилетнего возраста.

Симптоматика СДВГ должна быть подтверждена минимум в двух различных обстоятельствах, например, дома, у доктора в кабинете, школе, при общении с друзьями. Если диагностика проводится у взрослого человека, изучают его поведение дома и в рабочей обстановке.

Малышей до шести лет не обследуют на предмет присутствия гиперактивности. И только с семилетнего возраста можно говорить о признаках СДВГ, которые требуют консультации с доктором.

Диагноз — гиперактивность

С диагнозом СДВГ сталкивается от 4 до 22% школьников. С такой болезнью ребенок начинает свой школьный путь с трудностями, ведь проблема СДВГ заключается не только в нервно-психологическом нарушении, но и в воспитательных, двигательных, социальных, языковых аспектах.

Первые неудачи в учебе, отношениях с одноклассниками еще сильнее усугубляют состояние ребенка. Нередко к диагнозу СДВГ присоединяется пониженная самооценка, эмоциональные расстройства. Ребенок отстает от школьной программы, неспособен себя реализовать.

Повзрослев, лишь 25% больных, у которых был СДВГ в детстве, считаются здоровыми. Остальные 75% испытывают трудности в зрелой жизни и нередко живут антисоциально. Нередки случаи алкоголизма, наркомании, тяжелых психических расстройств. Поэтому при диагностировании СДВГ, ребенку нужна полноценная коррекция гиперактивности. Для этого индивидуально подбирают коррекционные программы с учетом характера малыша, обстановки в семье, уровня гиперактивности.

Особенности гиперактивности

Не каждого непоседу относят к категории детей с гиперактивностью. Подозрения возникают, когда у ребенка возникает сразу три характерных проявления:

  1. Гиперактивность.
  2. Дефицит внимания.
  3. Импульсивность.

Наблюдая за ребенком, можно выделить три подтипа поведенческого расстройства:

  • с дефицитом внимания ― есть трудности с концентрацией;
  • с гиперативностью ― ребенок отличается гипервозбудимостью;
  • смешанный подтип ― присутствует и нехватка внимания, и чрезмерная активность.

Признаки и симптомы гиперактивности у детей и взрослых

Первые «звоночки» гиперактивности часто просматриваются в грудном возрасте.

Родители должны обращать внимание на такие особенности поведения грудничка:

  • Малыш значительно опережает сверстников в физическом развитии: раньше переворачивается, встает, ползает, бегает.
  • Грудничок плохо засыпает, становится активным перед засыпанием.
  • Грудничек с СДВГ мало спит по сравнению со среднестатистическими нормами для его возраста.
  • Чтобы малыш уснул, его нужно длительно укачивать, он резко просыпается от любого шороха, а потом с трудом засыпает.
  • Грудничок бурно реагирует на новый звук, смену обстановки, чужих людей.
  • Чадо не может надолго увлечься одной игрушкой.

Дефицит внимания у ребенка школьного возраста проявляется следующими симптомами:

  • Ребенок не акцентирует внимание на одном предмете/занятии.
  • Ребенок не может сконцентрироваться, что служит причиной ошибок ― пропускает слова в тексте, не может выучить стихотворение. Он часто не может завершить начатое до логического конца, например, не может решить математический пример.
  • Малыш не замечает, что к нему кто-то обращается, что происходит вокруг него. Бывает и противоположная ситуация ― малыш бурно реагирует на любой шум.
  • Если ребенок получил четкую инструкцию, например, его попросили убрать посуду со стола и вымыть ее, он не может выполнить все до конца.
  • Ребенок переключается с одного занятие на другое и не в состоянии организовать свою работу.
  • Он начинает нервничать, если ему предстоит умственная деятельность, поэтому всячески избегает выполнения домашнего задания.
  • Ребенок отличается забывчивостью, часто теряет вещи.

Импульсивность и гиперактивность у непоседы можно заподозрить по таким признакам:

  • Малыш не сидит на месте, резко вскакивает, постоянно бегает.
  • В волнительной ситуации ребенок начинает активно шевелить ручкам и ножками, ерзать на стуле.
  • Ребенок плохо относится к спокойным играм, они его не интересуют, вызывают раздражение.
  • В любой ситуации поведение ребенка можно назвать «заведенным».
  • На протяжении дня ребенок часто выкрикивает, активно шумит.
  • У него отсутствует терпение, и он всегда отвечает, не дослушав вопрос.
  • Ребенок никогда не ждет своей очереди во время групповых игр.
  • Малыш регулярно вмешивается в разговор.

Для констатации СДВГ у ребенка должно быть 6 и больше симптомов из всех вышеперечисленных.

Во взрослом возрасте патологическая гиперактивность проявляется несколько иначе.

Понять, что человек болен, можно по таким признакам:

  • Невнимательность, забывчивость и несобранность. Жизнь человека с таким распорядком напоминает хаос.
  • Импульсивность и эмоциональные трудности. Например, человек делает необдуманные покупки, ссорится с коллегами, проявляет неуважение к другим.
  • Пониженная самооценка и снижение мотивации. Человек крайне самокритичен, каждую неудачу рассматривает как свою неполноценность, у него нет желания завершать начатое до конца.
  • Возникает тревожность и признаки депрессии после осознания того, что он не способен справляться со своей жизнью.
  • Проблемы со здоровьем. Люды с гиперактивным поведением редко концентрируются на своем самочувствии и запускают болезни. Кроме этого, тревожность и стресс усугубляют состояние.

У большинства людей с СДВГ во взрослом возрасте нет проблем с самореализацией. Несмотря на плохую успеваемость в школе, они в некоторой мере добиваются успеха в жизни.

Причины гиперактивности у грудничков?

Гиперактивность у малыша может возникнуть под влиянием разных факторов, например:

  1. Угроза выкидыша на ранних сроках.
  2. Внеплановые, скоротечные, стимулированные роды.
  3. Родовые травмы позвонка, асфиксия при родах.
  4. Заболевания грудничка на фоне сильной лихорадки.
  5. Заболевания, влияющие на работу головного мозга (астма, дисфункция почек, диабет).
  6. Несоблюдение матерью благоприятных условий для внутриутробного развития (алкоголь, стресс, инфекции).

Кто из будущих матерей находится в группе риска рождения гиперактивного ребенка?

К сожалению, точные причины развития гиперактивности неизвестны, но есть косвенные причины этого нарушения.

В группу риска относят матерей, которые вынашивали малышей при таких обстоятельствах:

  • Неудовлетворительная экологическая ситуация.
  • Инфекционные заболевания при беременности.
  • Прием разных лекарственных препаратов, алкоголя, психотропных наркотиков при гестации.
  • Несовместимость резус-фактора.
  • Генетическая предрасположенность (наличие гена-переносчика дофамина).

Чтобы избежать развития у малыша СДВГ, женщинам нужно на протяжении беременности находиться в спокойном эмоциональном состоянии, избегать стрессов, поддерживать хорошее настроение и проживать в комфортных условиях.

Гиперактивные дети: дошкольники и школьники, когда проявляются симптомы гиперактивности?

Впервые родители начинают замечать чрезмерную активность и рассеянность у малыша в 4-6 лет. Но в этом возрасте даже специалисту сложно дифференцировать нарушение от нормы. Ближе к 8 годам у ребенка осложняется жизнь ― он идет в школу, постоянно взаимодействует с новым окружением, учится. В этот момент можно заметить, что ребенку трудно сосредоточится и проявить самостоятельность. Именно в этот момент СДВГ проявляется в полной мере.

Гиперактивность у взрослых

В 75% случаев детская гиперактивность сохраняется до конца жизни. Всемирные данные говорят, что в мире больше 4% взрослого населения страдает СДВГ и это разрушительно влияет на их жизнь. Насколько выражена невнимательность, рассеянность и эмоциональность зависит от остроты синдрома.

Изучая СДВГ у взрослых, психиатры заметили, что у взрослого человека гораздо проще контролировать гиперактивность, нежели у детей, поэтому при обращении к доктору больные могут вести абсолютно нормальный образ жизни.

Однако тенденция к конфликтам на работе, в супружеских и дружеских отношениях сохраняется. Человеку с СДВГ приходиться бороться с постоянной неусидчивостью и неорганизованностью. У него часто неустойчивое настроение и его называют человеком с «горячим темпераментом». Необузданные страхи и низкая самооценка часто приводят к курению, одиночеству, алкоголизму.

Тест на гиперактивность

Предположить у ребенка синдром гиперактивности можно с помощью стандартной схемы наблюдения по П. Бейкеру и М. Алворду.

Изучите критерии, предложенные на рисунке:

Если у малыша присутствует не менее 6 признаков, значит, его нужно показать специалисту ― невропатологу и психиатру.

Пройти онлайн-тест на наличие СДВГ у ребенка можно

В большинстве случаев помочь гиперактивному ребенку могут сами родители, если захотят найти подход к непоседе. Но часто такие попытки неудачные, поэтому ребенок попадает к доктору.

После установления степени СДВГ, доктор разрабатывает план лечения. Он выглядит примерно так:

  • Обучение родителей . Доктор объясняет им, почему малыш стал гиперактивным, каковы особенности этой патологии, как найти подход к ребенку и помочь ему справиться с этим.

  • Изменение обстановки . Если у ребенка проблемы с учебой, его переводят в специализированный класс, если имеются проблемы дома, изменяют тактику воспитания.

  • Медикаментозная терапия . В 80% случаев лекарства позволяют устранить картину гиперактивности. Ребенок или взрослый человек начинает адаптироваться в обществе, контролировать свои эмоции, способен пользоваться интеллектуальным резервом. Как правило, назначают психостимуляторы, симпатомиметики, антидепрессанты.

Советы родителям: как общаться с гиперактивным ребенком?

Специалисты дают множество советов, как найти контакт с гиперактивным чадом. Центральными из них являются:

  • Правильное позиционирование запретов . Ребенку с СДВГ нельзя говорить «нет» или «нельзя». Поэтому вместо «не прыгай на кровати», лучше предложите «давай поиграем в прятки» и медленно переключите малыша на спокойную игру.
  • Контроль времени . Гиперактивные дети не следят за временем, поэтому четкое выполнение распорядка дня, включая , всегда контролируют родители.
  • Последовательность действий . Дети с СДВГ не могут выполнить сразу несколько заданий, поэтому помогайте им достигать цели поэтапно.

Кроме этого, родителям нужно:

  • Часто говорить малышу, что они его любят.
  • Понимать, что ребенок не виноват в своем поведении.
  • Учить малыша распознавать и контролировать эмоции.
  • Не запрещать малышу активные игры.
  • Приучать ребенка к расслаблению, например, записать его на йогу или курсы релаксации.
  • Прививать ребенку любовь к пассивным играм.

СДВГ ― тяжелое испытание для родителей и серьезная проблема для ребенка. Не нужно пренебрегать помощью психологов, если у вашего ребенка поставлен такой диагноз. Помните, что от вашего участия зависит судьба пока еще маленького непоседы.

Детская гиперактивность - состояние, при котором активность и возбудимость ребенка значительно превышают норму. Это доставляет много неприятностей родителям, воспитателям и учителям. Да и сам ребенок страдает от возникающих трудностей в общении со сверстниками и взрослыми, что чревато формированием в дальнейшем негативных психологических особенностей личности.

Как определить и лечить гиперактивность, к каким специалистам нужно обращаться для постановки диагноза, как правильно строить общение с ребенком? Все это необходимо знать, чтобы вырастить здорового малыша.

Это неврологически-поведенческое расстройство, которое в медицинской литературе часто называется синдромом гиперактивного ребенка.

Для него характерны следующие нарушения:

  • импульсивность поведения;
  • значительно повышенная речевая и двигательная активность;
  • дефицит внимания.

Заболевание приводит к плохим отношениям с родителями, сверстниками, низкой успеваемости в школе. По статистике это расстройство встречается у 4% школьников, у мальчиков оно диагностируется в 5-6 раз чаще.

Отличие гиперактивности от активности

Синдром гиперактивности отличается от активного состояния тем, что поведение малыша создает проблемы для родителей, окружающих и него самого.

Необходимо обращаться к педиатру, неврологу или детскому психологу в следующих случаях: двигательная расторможенность и отсутствие внимания проявляются постоянно, поведение затрудняет общение с людьми, успеваемость в школе низкая. Также нужна консультация врача, если ребенок проявляет агрессивность по отношению к окружающим.

Причины

Причины гиперактивности могут быть разными:

  • преждевременные или ;
  • внутриутробные инфекции;
  • влияние вредных факторов на работе во время беременности женщины;
  • плохая экология;
  • и физические перегрузки женщины в период вынашивания плода;
  • наследственная предрасположенность;
  • несбалансированное питание в период беременности;
  • незрелость центральной нервной системы новорожденного;
  • нарушения обмена дофамина и других нейромедиаторов в ЦНС младенца;
  • завышенные требования к ребенку родителей и педагогов;
  • нарушения пуринового обмена у малыша.

Провоцирующие факторы

Такое состояние может быть спровоцировано , применением во время беременности лекарств без согласования с врачом. Возможно воздействие , наркотиков, курения в период вынашивания плода.

Могут способствовать появлению гиперактивности конфликтные отношения в семье, семейное насилие. Низкая успеваемость, из-за которой ребенок подвергается нареканиями со стороны учителей и наказаниям от родителей - еще один предрасполагающий фактор.

Симптомы

Признаки гиперактивности схожи в любом возрасте:

  • беспокойство;
  • неусидчивость;
  • раздражительность и плаксивость;
  • плохой сон;
  • упрямство;
  • невнимательность;
  • импульсивность.

У новорожденных

На гиперактивность у детей до года - грудничков указывает беспокойство и повышенная двигательная активность в кроватке, самые яркие игрушки вызывают у них непродолжительный интерес. При осмотре у таких детей часто выявляются стигмы дисэмбриогенеза, в том числе складки эпиканта, аномальное строение ушных раковин и их низкое расположение, готическое небо, заячья губа, волчья пасть.

У детей в 2-3 года

Проявления данного состояния чаще всего родители начинают замечать с 2 лет или с еще более раннего возраста. Ребенок отличается повышенной капризностью.

Уже в 2-летнем возрасте мама и папа видят, что малыша трудно чем-то заинтересовать, он отвлекается от игры, вертится на стуле, находится в постоянном движении. Обычно такой ребенок очень непоседлив, шумит, но иногда 2-летний малыш удивляет своей молчаливостью, отсутствием желания вступать в контакт с родителями или сверстниками.

Детские психологи считают, что иногда такое поведение предшествует появлению двигательной и речевой расторможенности. В два года родители могут наблюдать у малыша признаки агрессии и нежелание подчиняться взрослым, игнорирование их просьб и требований.

С 3-летнего возраста становятся заметными проявления эгоистических черт. Ребенок стремится доминировать над сверстниками в коллективных играх, провоцирует конфликтные ситуации, всем мешает.

У дошкольников

Гиперактивность дошкольника часто проявляется импульсивным поведением. Такие дети вмешиваются в разговоры и дела взрослых, не умеют играть в коллективные игры. Особенно мучительны для родителей истерики и капризы 5-6-летнего малыша в людных местах, его бурное выражение эмоций в самой неподходящей обстановке.

У детей дошкольного возраста ярко проявляется неусидчивость, они не обращают внимания на сделанные замечания, перебивают, перекрикивают сверстников. Делать выговоры и ругать за гиперактивность 5-6-летнего малыша совершенно бесполезно, он просто игнорирует информацию и плохо усваивает правила поведения. Любое занятие увлекает его на непродолжительное время, он легко отвлекается.

Разновидности

Поведенческое расстройство, чаще имеющее неврологический фон, может протекать по-разному.

Синдром дефицита внимания без гиперактивности

Для этого нарушения характерны следующие особенности поведения:

  • выслушал задание, но не смог повторить, тут же забыв смысл сказанного;
  • не может сосредоточиться и выполнить поручение, хотя понимает, в чем состоит его задача;
  • не слушает собеседника;
  • не реагирует на замечания.

Гиперактивность без дефицита внимания

Для этого расстройства характерны такие признаки: суетливость, многословность, повышенная двигательная активность, стремление быть в центре событий. Также характерна легкомысленность поведения, склонность к риску и авантюрам, что часто создает опасные для жизни ситуации.

Гиперактивность с синдромом дефицита внимания

Обозначается в медицинской литературе аббревиатурой СДВГ. О таком синдроме можно говорить, если у ребенка есть следующие особенности поведения:

  • не может сосредоточиться на выполнении определенного задания;
  • бросает начатое дело, не закончив его до конца;
  • внимание избирательное, неустойчивое;
  • небрежность, невнимательность во всем;
  • не обращает внимания на обращенную речь, игнорирует предложения помощи при выполнении задания, если оно вызывает у него затруднения.

Нарушение внимания и гиперактивность в любом возрасте мешают организовать свою работу, аккуратно и правильно выполнить задание, не отвлекаясь на внешние помехи. В повседневной жизни гиперактивность и дефицит внимания приводят к забывчивости, частым потерям своих вещей.

Нарушение внимания с гиперактивностью чреваты затруднениями при выполнении даже простейших инструкций. Такие детки часто спешат, совершают необдуманные поступки, которыми могут нанести вред себе или окружающим.

Возможные последствия

В любом возрасте это поведенческое нарушение мешает социальным контактам. Из-за гиперактивности у детей дошкольного возраста, посещающих детский сад, затруднено участие в коллективных играх со сверстниками, общение с ними и воспитателями. Поэтому посещение садика становится ежедневной психотравмой, что может неблагоприятно сказаться на дальнейшем развитии личности.

У школьников страдает успеваемость, посещение школы вызывает только негативные эмоции. Пропадает желание учиться, узнавать новое, учителя и одноклассники раздражают, контакт с ними имеет только негативный оттенок. Ребенок замыкается в себе или становится агрессивным.

Импульсивность поведения ребенка иногда представляет угрозу для его здоровья. Особенно это характерно для детей, которые ломают игрушки, конфликтуют, дерутся с другими детьми и со взрослыми.

Если не обращаться за помощью к специалисту, у человека с возрастом может сформироваться психопатический тип личности. Гиперактивность у взрослых, как правило, зарождается в детстве. У каждого пятого ребенка, имеющего данное расстройство, симптомы сохраняются и при достижении зрелости.

Часто наблюдаются такие особенности проявления гиперактивности:

  • склонность к агрессии по отношению к окружающим (в том числе, к родителям);
  • суицидальные наклонности;
  • неспособность участвовать в диалоге, принять конструктивное совместное решение;
  • отсутствие навыков планирования и организации собственного труда;
  • забывчивость, частые потери нужных вещей;
  • отказ от решения задач, требующих умственного напряжения;
  • суетливость, многоречивость, раздражительность;
  • утомляемость, плаксивость.

Диагностика

Нарушение внимания и гиперактивность малыша становятся заметны родителям с раннего возраста, но диагноз выставляется неврологом или психологом. Обычно гиперактивность у ребенка 3 лет, если она имеет место, уже не вызывает сомнений.

Диагностика гиперактивности является многоэтапным процессом. Собираются и анализируются данные анамнеза (течение беременности, родов, динамика физического и психомоторного развития, перенесенные ребенком заболевания). Специалисту важно мнение самих родителей о развитии малыша, оценка его поведения в 2 года, в 5 лет.

Доктору нужно выяснить, как проходила адаптация к детскому саду. Во время приема родители не должны одергивать ребенка, делать ему замечания. Врачу важно видеть его естественное поведение. Если малыш достиг 5-летнего возраста, детский психолог проведет тесты на определение внимательности.

Окончательный диагноз выставляется невропатологом и детским психологом после получения результатов электроэнцефалографии и МРТ головного мозга. Эти обследования необходимы для исключения неврологических заболеваний, следствием которых могут быть нарушение внимания и гиперактивность.

Также важны лабораторные методы:

  • определение наличия свинца в крови для исключения интоксикации;
  • биохимический анализ крови на гормоны щитовидной железы;
  • общий анализ крови для исключения анемии.

Могут применяться специальные методы: консультации окулиста и сурдолога, психологическое тестирование.

Лечение

Если диагноз «гиперактивность» выставлен, необходимо проведение комплексной терапии. Она включает в себя медицинские и педагогические мероприятия.

Просветительская работа

Специалисты по детской неврологии и психологии объяснят родителям, как бороться с гиперактивностью их чада. Соответствующими знаниями также нужно обладать воспитателям детского сада и учителям в школах. Они должны научить родителей правильному поведению с ребенком, помочь преодолеть сложности в общении с ним. Специалисты помогут школьнику освоить приемы релаксации и самоконтроля.

Изменение условий

Нужно хвалить и поощрять малыша за любые успехи и добрые поступки. Подчеркивать положительные качества характера, поддерживать любые положительные начинания. Можно вести вместе с ребенком ежедневник, где фиксировать все его достижения. В спокойном и доброжелательном тоне рассказывать о правилах поведения и общения с окружающими.

Уже с 2-летнего возраста малыш должен привыкать к распорядку дня, спать, кушать и играть в определенное время.

С 5-летнего возраста желательно, чтобы у него было свое жизненное пространство: отдельная комната или отгороженный от общего помещения уголок. В доме должна быть спокойная обстановка, ссоры родителей и скандалы недопустимы. Желательно перевести школьника в класс с меньшим количеством учащихся.

Чтобы снизить гиперактивность в 2-3 года, детям необходим спортивный уголок (шведская стенка, детские брусья, кольца, канат). Физические упражнения и игры помогут сбросить напряжение и потратить энергию.

Что нельзя делать родителям:

  • постоянно одергивать и ругать, особенно при посторонних людях;
  • унижать малыша насмешливыми или грубыми замечаниями;
  • постоянно говорить с ребенком строго, давать поручения в приказном тоне;
  • запрещать что-либо, не объяснив ребенку мотив своего решения;
  • давать слишком сложные задания;
  • требовать примерного поведения и только отличных оценок в школе;
  • выполнять домашние дела, которые были поручены ребенку, если он их не выполнил;
  • приучать к мысли, что главная задача - не изменить поведение, а получить за послушание награду;
  • применять методы физического воздействия при непослушании.

Медикаментозная терапия

Медикаментозное лечение синдрома гиперактивности у детей играет только вспомогательную роль. Его назначают при отсутствии эффекта от поведенческой терапии и специального обучения.

Для устранения симптомов СДВГ применяется препарат Атомоксетин, но его использования возможно только по назначению врача, есть нежелательные эффекты. Результаты появляются примерно через 4 месяца регулярного приема.

Если малышу поставлен такой диагноз, ему также могут быть назначены психостимуляторы. Они используются в первой половине дня. В тяжелых случаях под врачебным контролем применяются трициклические антидепрессанты.

Игры с гиперактивными детьми

Даже при настольных и спокойных играх гиперактивность ребенка 5-ти лет заметна. Он постоянно обращает на себя внимание взрослых беспорядочными и бесцельными телодвижениями. Родителям нужно больше времени проводить с малышом, общаться с ним. Очень полезны совместные игры.

Эффективно чередование спокойных настольных игр - лото, собирание пазлов, шашки, с подвижными играми - бадминтон, футбол. Много возможностей для помощи ребенку с гиперактивностью дает лето.

В этот период нужно стремиться обеспечить малышу загородный отдых, длительные походы, научить плаванию. Во время прогулок больше разговаривать с ребенком, рассказывать ему о растениях, птицах, явлениях природы.

Питание

Родителям нужно внести коррективы в питание. Поставленный специалистами диагноз подразумевает необходимость соблюдения времени приема пищи. Рацион должен быть сбалансированным, количество белков, жиров и углеводов - соответствовать возрастной норме.

Желательно исключить жареные, острые и копченые блюда, газированные напитки. Меньше есть сладкого, особенно шоколада, увеличить количество потребляемых овощей и фруктов.

Гиперактивность в школьном возрасте

Повышенная гиперактивность у детей школьного возраста заставляет родителей искать врачебной помощи. Ведь школа предъявляет к подрастающему человеку совсем другие требования, чем дошкольные учреждения. Он должен много запоминать, получать новые знания, решать сложные задачи. От ребенка требуется внимательность, усидчивость, способность к сосредоточению.

Проблемы с учебой

Нарушение внимания и гиперактивность замечают учителя. Ребенок на уроке рассредоточен, двигательно активен, не реагирует на замечания, мешает вести занятие. Гиперактивность младших школьников в 6-7 лет приводит к тому, что дети плохо усваивают материал, небрежно делают домашние задания. Поэтому они постоянно получают замечания за низкую успеваемость и плохое поведение.

Обучение детей с гиперактивностью часто становится серьезной проблемой. Между таким ребенком и учителем начинается настоящая борьба, так как ученик не желает выполнять требований педагога, а учитель борется за дисциплину в классе.

Проблемы с одноклассниками

Затруднена адаптация в детском коллективе, трудно найти общий язык со сверстниками. Школьник начинает замыкаться в себе, становится скрытным. В коллективных играх или обсуждениях упорно отстаивает свою точку зрения, не прислушиваясь к мнению других. При этом часто ведет себя грубо, агрессивно, особенно если с его мнением не соглашаются.

Коррекция гиперактивности необходима для успешной адаптации малыша в детском коллективе, хорошей обучаемости и дальнейшей социализации. Важно обследовать кроху в раннем возрасте и провести своевременное профессиональное лечение. Но в любом случае, родители должны осознавать, что больше всего ребенок нуждается в понимании и поддержке.

Ответов

Все чаще и чаще современные родители сталкиваются с гиперактивностью своих чад, заставляющей присматривать за ними чуть ли не круглосуточно. Проходит ли гиперактивность с возрастом — главный вопрос, подробно обсуждаемый в данной статье.

Признаки и причины развития проблемы

Прежде, чем задаваться вопросом, проходит ли гиперактивность, необходимо разобраться с причинами возникновения данной проблемы. Одна из самых распространенных проблем, на фоне которой возникает гиперактивность — это негативное влияние социальной среды. В неблагополучных семьях дети довольно часто бывают гиперактивными, и подобным образом они пытаются выразить свои чувства по поводу происходящего вокруг.

Также психологами было доказано, что подобная проблема передается генетически. Если один из родителей страдал из-за чрезмерной активности в детстве, аналогичные признаки могут появиться и у его ребенка. Порой сложности возникают из-за осложнений во время родов или заболеваний, которые перенесла женщина, будучи беременной. Астма, аллергические реакции, серьезные вирусные инфекции — все эти болезни матери могут непосредственно повлиять на малыша.

Признаков у такого синдрома чрезмерной активности бывает немало, и в первую очередь, психологи определяют проблему по неумению малыша сосредотачиваться на конкретном задании. Такие дети часто отвлекаются, допускают ошибки даже в элементарных заданиях, отличаясь к тому же, импульсивностью и чрезмерной говорливостью. Поставить точный диагноз может только врач, и если это произошло, необходимо сразу же переходить к лечению, ведь с признаками гиперактивности еще можно справиться.

Способы борьбы с гиперактивностью

Гипердинамический синдром может пройти, и успешные случаи лечения это только подтверждают. Однако, чтобы состояние малыша нормализовалась, с ним необходимо регулярно работать, подбирая для крохи индивидуальный режим дня. Заботливым родителям придется проводить массу времени за выполнением с малышом разнообразных заданий. Также стоит организовать для ребенка специальную диету, устроив и постоянные посещения врачей. Некоторые психологи назначают гиперактивным детишкам медикаментозное лечение, но оно эффективно далеко не всегда.

Многие родители считают, что чрезмерная активность — это лишь признак возрастных изменений и постепенно столь серьезный синдром исчезнет сам собой. В международной практике бывали случаи, когда ребенок сам справлялся с гиперактивностью, но это скорее исключение из правил. Обычно, оказавшись в школе, в новых для себя условиях, малыш становится еще более активным и эмоционально не устойчивым. Это вызывает лишь дополнительные конфликты с одноклассниками и преподавателями, влияя на успеваемость.

Главный метод борьбы с повышенной активностью ребенка — это забота и любовь со стороны его родителей. Если взрослые действительно хотят помочь чаду, и поэтому занимаются с ним круглые сутки, это обязательно даст свои плоды. Игнорировать визиты к психологу также не стоит, поскольку регулярные беседы с профессионалом научат малыша гораздо эффективнее сосредотачиваться на разных темах и заданиях.

Нарезвившись полдня в детском саду и нагулявшись в парке до вашего посинения, малыш продолжает веселье и дома. Его батарейка никогда не садится, и только ночью, когда он, наконец, утихает, домашние могут опуститься с ушей на ноги. Бурлящая энергия ребенка, его неуемная подвижность часто ставят родителей в тупик. А что, если виной тому гиперактивность, о которой сегодня так часто говорят врачи?

Минусы прогресса

Сегодня диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности» (сокращенно СДВГ или просто – гиперактивность) имеют от 5 до 15% детей в возрасте 7−10 лет. Для сравнения: «школьный невроз», то есть нарушения адаптации к детскому саду или школе − с плачем, головными болями и частыми простудами, − встречается у 5% детей. Сомнений нет: последний десяток лет гиперактивность лидирует среди неврологических детских болезней. Однако об этой проблеме человечеству было известно и раньше. В 30-е годы ХХ века советский психолог П.П. Блонский заметил, что в каждой школе и в каждом классе есть дети, выбивающиеся из общего ряда. Он назвал их «дезорганизаторами». Термин «гиперактивность» появился позже, на съезде неврологов в Оксфорде в недалеком 1962 г.

В детском коллективе гиперактивные малыши ведут себя как дезорганизаторы: отнимают у других детей игрушки, толкаются, нарушают режим. Если вы заметили тревожные симптомы, обязательно поговорите с воспитателем. Если он подтвердит ваши опасения, есть смысл обратиться к доктору – детскому неврологу или психиатру.

К началу текущего тысячелетия число гиперактивных детей заметно увеличилось. И хотя точные причины врачи до сих пор не раскрыли, главным обвиняемым по делу проходит… сама медицина. Благодаря ее бурному развитию на свет стали появляться дети, у которых раньше не было шансов. Сегодня примерно треть родов в России проходит путем кесарева сечения. Примерно половина «счастливцев» (а это 15% всех новорожденных) получают на выходе диагноз «перинатальная энцефалопатия». Это поражение мозга развивается из-за того, что малыш слишком резко попадает на этот свет и его мозг не успевает адаптироваться к разнице давления в материнской утробе и в воздушном пространстве. К таким же последствиям могут привести и другие методы родовспоможения, например применение акушерских щипцов.

Есть и иные предпосылки. Гиперактивность способны спровоцировать инфекции с высокой температурой на первом году жизни, травмы головы до 3 лет. Дети, часто страдающие респираторными или желудочно-кишечными заболеваниями, тоже входят в группу риска. Токсины, которые вырабатывают вредные бактерии и вирусы, высокая температура, нехватка питательных веществ из-за снижения аппетита во время болезни – все это негативно сказывается на мозге. Самыми опасными считаются периоды, когда он созревает семимильными темпами. Мозг очень уязвим на первом году жизни (когда растет кора головного мозга, отвечающая за высшие психические функции), в районе 3 лет, между 5 и 6 годами и в 8, 9−10, 12 и 16−18 лет. Добавляет масла в огонь и плохая экология. В городах, где бурно развивается промышленность, дети с СДВГ рождаются чаще. Йододефицитные регионы (которых в России большинство) тоже неблагополучны, ведь этот элемент играет важную роль в становлении нервной системы.

Гиперактивные малыши обожают компьютерные игры и прогулки: эти виды активности дают им эмоциональную и двигательную разрядку. избежать перевозбуждения помогут чтение, лепка, рисование.

Иногда условия для развития гипер­активности возникают еще на стадии беременности. О зле курения и алкоголя знает каждый, а вот о том, что недостаток умеренных физических нагрузок и неправильно сбалансированная диета вредны не меньше, будущие мамы забывают.

И, наконец, у мальчиков этот синдром встречается в три раза чаще, чем у девочек. Женский плод от природы более устойчив к негативным воздействиям любого рода − так уж распорядилась эволюция.

Шестое чувство

Ученые пришли к выводу, что гиперактивным детям не хватает энергии, которую они получают из внешнего мира и которой здоровому человеку бывает достаточно.

Мозг условно делится на три части: блок регуляции тонуса и бодрствования, блок приема и переработки информации и блок, контролирующий поведение. Вся информация, которую мы получаем извне от органов чувств, преобразуется в энергию благодаря электрическим импульсам между нейронами. Эта энергия в норме накапливается в блоке тонуса, который можно сравнить с батарейкой. Но у гиперактивных детей связи между нейронами нарушены, и часть энергии теряется. Для подзарядки им не хватает той стимуляции, которую способны обеспечить 5 органов чувств. Чтобы утолить энергетический голод, гиперактивный ребенок начинает эксплуатировать свое шестое чувство. И интуиция здесь ни при чем. Речь идет о так называемом мышечном чувстве − способности человека и животных ощущать перемещение частей своего тела в пространстве. Первым его описал русский ученый И.М. Сеченов в 20-х годах прошлого века. К слову, это самый мощный и самый главный из всех органов чувств, и именно благодаря ему наши двигательные реакции так хорошо скоординированы. Избыточная подвижность гиперактивных детей объясняется потребностью получить как можно больше энергии за счет работы мыщц. Они бегают, прыгают, ерзают, чтобы подпитать ослабевший блок тонуса, иначе они в буквальном смысле будут засыпать на ходу.

Тонкая грань

Гиперактивность прежде всего проявляется в неспособности к самоконтролю, однако действовать в полной мере осознанно ребенок учится не раньше 5−7 лет. Это значит, что поставить диагноз СДВГ малышу можно только после 4,5−5 лет. До этого времени все дети много двигаются, неохотно слушаются родителей, нередко нарушают правила. Важно также не путать гиперактивность с невоспитанностью или переменами в поведении на фоне стрессовой ситуации (переезда, развода родителей). В последних двух случаях нетипичными выходками малыш пытается сообщить взрослым о своей проблеме. Гиперактивный ребенок будет вести себя неадекватно практически всегда и всюду.

У СДВГ три главных симптома: трудности с концентрацией внимания, импульсивное поведение, повышенная двигательная активность. У маленьких детей граница между нормой и отклонением размыта, и оценивать эти параметры должен врач. Хотя некоторые ориентиры для родителей все же существуют. Повышенная двигательная активность проявляется в том, что после 4 лет малыш не может и минуты посидеть спокойно: он то и дело вскакивает со стула, постоянно куда-то срывается и убегает. Его движения кажутся избыточными и неорганичными. Особенно ярко контраст заметен на детской площадке. Но в более раннем возрасте эти симптомы не должны настораживать.

Импульсивность означает неспособность придерживаться принятых в семье или в другом коллективе правил. С обычным малышом всегда можно договориться: старшим говори «вы», не отбирай игрушки у других детей. Гиперактивный ребенок, напротив, всегда себе на уме. Он делает только то, что ему хочется. При этом он прекрасно понимает, о чем его просят, но не может совладать со своими эмоциями. Если после 4,5 года малыш не чувствует рамок, это повод задуматься.

Трудности с концентрацией внимания у детей до 5 лет проявляются в том, что они не могут довести начатое дело до конца. Уже после 4 лет за 3−5 минут здоровый малыш успеет нарисовать человечка или построить из кубиков башню (если превысить это время, он быстро устанет). Гиперактивный ребенок с миссией не справится: будет постоянно отвлекаться.

Подробное досье

Поставить диагноз СДВГ может либо невролог, либо психиатр. Если врач делает вывод «с лету» на основе 15-минутной устной беседы, лучше сразу идти к другому специалисту. Гиперактивность можно заподозрить только в том случае, если вышеперечисленные симптомы проявились не позднее 7-летнего возраста и как минимум в двух ситуациях: например, дома и в детском саду или дома и в торговом центре. Но этих доказательств все равно недостаточно. Сначала врач подробно расспросит родителей и, если нужно, отправит их собрать информацию о поведении малыша в детский сад. Затем он пообщается с ребенком и даст ему несколько тестовых заданий, чтобы оценить уровень развития психических и двигательных функций. Ему потребуются также результаты энцефалограммы и заключение окулиста и отоларинголога о том, что со зрением и слухом малыша все в порядке. При необходимости врач может назначить дополнительные обследования, но без этих четырех пунктов диагноз не может считаться верным.

Помощь идет

В большинстве случаев СДВГ поддается лечению. Психические функции (мышление, речь, память) можно представить в виде цепочек, которые состоят из нескольких звеньев. При болезнях мозга, в том числе и при гиперактивности, некоторые звенья ослабевают, поэтому какие-то психические функции начинают работать хуже или отключаются вовсе. Однако никакой катастрофы не происходит. Восполнить пробелы помогают запасные звенья, которые в обычной ситуации не используются. Например, глухие люди могут понимать речь, считывая фразы по губам. Так и у гиперактивных детей: способность к самоконтролю у них отсутствует не полностью, а лишь частично. Да, они не могут выстраивать сложные программы поведения, зато с задачами в 1−2 звена они справляются. Исходя из этой особенности, нейропсихологи разработали для таких ребят особые занятия, в основе которых лежит принцип дробления сложных задач на цепь простых действий с контрольными вопросами посередине. Эти упражнения малыш должен выполнять под руководством врача и дома вместе с родителями.

Специализированных школ для детей с СДВГ в России нет. Если ребенку трудно учиться вместе с обычными детьми, выходом из положения может стать школа надомного обучения или «школа здоровья» с усеченным до 15 числом учеников.

Однако без лекарств лечение, как правило, все же не обходится. Врачи обычно назначают витамины группы В в больших дозах и ноотропы. Первые способствуют развитию мозга, вторые улучшают обмен веществ и укрепляют связи между нейронами. В России ноотропы назначают детям от 5 до 7−8 лет. В более старшем возрасте используются другие лекарства.

Только такой комплексный подход дает результат. Нейроны – это клетки, которые активизируются в процессе мышления, поэтому наряду с медикаментами ребенку необходима регулярная психологическая стимуляция. Зато если альянс получился, гиперактивность поддается коррекции за 3−5 месяцев. Это не значит, что ребенок полностью выздоровеет, но такие симптомы, как импульсивность и избыточная подвижность, сгладятся.

Когда курс лечения закончится, ребенка можно будет отдать в обычную школу. Однако на пути его развития еще будет несколько критических точек. Трудности возникнут при подготовке к школе (с обу­чением чтению, письму и счету), поступлении в школу, переходе из начальной школы в среднюю и в подростковом возрасте. В периоды «обострений» родителям нужно будет снова обратиться к врачу, возобновить занятия, а возможно, и пропить курс лекарств. Однако с каждым разом всплески гиперактивности будут стихать: с возрастом болезнь, как правило, отступает. Без вмешательства врачей ближе к подростковому возрасту от 25 до 50% гиперактивных детей «перерастают» этот синдром сами. Но при этом улучшения наступают не раньше 12 лет, а нарушения внимания остаются на всю жизнь.

Советы родителям

    1. Относитесь к гипер­активному малышу как к обычному ребенку и принимайте его таким, каков он есть. Между прочим, как ни парадоксально, гиперактивные дети вырастают чуткими, деятельными, внимательными к деталям людьми с позитивным кредо по жизни.
    2. Для гиперактивного ребенка четкие правила становятся неотъемлемым условием реабилитации. Главное, чтобы их соблюдали и дети, и родители. Несдержанные обещания, нарушения режима будут только подогревать и без того возбужденного малыша. Режим дня должен быть расписан до мелочей, для каждого рутинного занятия необходимо прописать четкий алгоритм.

Гиперактивному ребенку любого возраста идеально подходит плавание. С 7-8 лет можно попробовать айкидо, ушу, тхеквондо: так он будет учиться управлять своим телом и мыслями.

  1. Перед каждым походом в публичное место снова и снова растолковывайте малышу правила поведения.
  2. Вне дома через каждые полчаса делайте паузы, давая ребенку возможность «подзарядить батарейку»: побегать, порезвиться, поскакать. Можно играть в ладушки, подпрыгивать и приседать на месте по хлопкам.
  3. Повышенная опека навредит ребенку. Оставляйте ему свободу действий, делегируйте обязанности, − и он научится самостоятельности.
  4. Уточните у врача, в каких широтах ребенку лучше отдыхать. Под запретом часто оказываются страны вроде Египта и Турции: мозг таких детей плохо переносит жару.
  5. Дети с СДГВ часто не умеют контролировать чувство голода. Им сложно понять, сыты они или нет, поэтому контролируйте количество еды, особенно сладостей. Шоколад чаще заменяйте фруктами.

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...