Как характеризуются согласные звуки. Согласные звуки

Звуки речи, состоящие только из шума, или из голоса и шума, которые образуются в полости рта, где выдыхаемая из легких струя воздуха встречает различные преграды, называются согласными.В составе согласных звуков русского языка имеется 37 звуковых единиц, каждая из которых в определенной позиции способна выполнять смыслоразличительную функцию:1) [б], [б"], [в], [в"], [г], [г"], [д], [д"], [з], [з"], [п], [п"], [ф], [ф"], [к], [к"], [т], [т"], [с], [с"];2) [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"];3) [х], [х"], [ж], [ш], [ц];4) [ч"], [ j ];5) [ш?"], [ж?"].Классификация согласных строится на противопоставлении одних признаков другим. В современном русском языке согласные звуки делятся по нескольким классификационным признакам (акустическим и артикуляционным):1) по участию голоса и шума;2) по месту образования;3) по способу образования;4) по наличию или отсутствию палатализации ("смягчения", от лат. palatum - небо).По акустическим признакам согласные различаются по степени участия голоса и шума. Все согласные русского языка делятся на сонорные (от латинского sonorus - звучные) и шумные.Сонорные характеризуются тем, что в составе этих звуков голос преобладает над шумом. В современном русском языке к ним относятся: [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"], [ j ].Шумные согласные характеризуются тем, что их акустической основой является шум, однако есть шумные согласные, которые образуются не только с помощью шума, но при некотором участии голоса. Среди шумных различаются шумные глухие и шумные звонкие.Шумные звонкие образуются с помощью шума, сопровождаемого голосом. В современном русском языке к ним относятся: [б], [б"], [в], [в"], [г], [г"], [д], [д"], [з], [з"], [ж], [ ж?" ].Шумные глухие образуются с помощью шума, без участия голоса. При произношении их голосовые связки не напряжены и не колеблются. В современном русском языке к ним относятся: [к], [к"], [п], [п"], [с], [с"], [т], [т"], [ф], [ф"], [х], [х], [ц], [ч"], [ш], [ ш?" ].Большинство шумных согласных русского языка противопоставляются по глухости - звонкости: [б] - [п], [б"] - [п"], [в] - [ф], [в"] - [ф"], [д] - [т], [д"] - [т"], [з] - [с], [з"] - [с"], [ж] - [ш], [г] - [к], [г"] - [к"]; не имеют парных звонких глухие согласные [ ш?" ], [ц], [х], [х"], [ч"]. По артикуляционным признакам исходными являются способ образования и место образования. 1. По месту образования шума, по тому, какие органы речи принимают участие в произношении, звуки делятся на губные и язычные.а) Губные согласные, при которых преграда образуется при помощи губ или нижней губы и верхних зубов. В русском языке губные делятся на губно-губные ([б], [п], [м], [б"], [п"], [м"]) и губно-зубные ([в], [в"], [ф], [ф"]).При образовании губных звуков активным органом является нижняя губа, а пассивным - или верхняя губа (губно-губные звуки), или верхние зубы (губно-зубные звуки).б) В зависимости от того, какая часть языка создает преграду, язычные согласные делятся на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные.В русском языке к переднеязычным относятся [д], [т], [н], [з], [с], [л] и соответствующие им мягкие звуки [д"], [т"], [н"], [з"], [с"], [л"], а также [ц], [ч"], [ш], [ ш?" ], [ ж?" ].В составе переднеязычных выделяются:1) зубные: [т], [т"], [д], [д"], [с], [с"], [з], [з"], [ц], [н], [н"], [л], [л"];2) небно-зубные: [ш], [ ш?" ], [ж], [ ж?" ], [р], [р"], [ч"].Разделение переднеязычных звуков на зубные и небно-зубные производится с учетом пассивного органа. Таким пассивным органом служат в данном случае или верхние зубы, или основание верхних зубов.Язычные звуки составляют большинство всех согласных звуков: переднеязычные образуются при участии передней части спинки языка; среднеязычный - при участии средней части спинки языка; заднеязычные - при участии задней части спинки языка.К среднеязычному звуку относится только [j].Заднеязычные звуки - это [г], [к], [х], [г"], [к"], [х"].2. По способу образования шума согласные делятся на:А) Взрывные (смычные), при произношении которых возникает полное смыкание органов речи, с силой преодолеваемой воздушной струёй. Это [б], [п], [д], [т], [г], [к] и соответствующие им мягкие варианты [б"], [п"], [д"], [т"], [г"], [к"].Б) Щелевые (фрикативные), при произношении которых органы речи смыкаются не полностью, в результате чего образуется щель, через которую проходит воздух. Щелевые согласные иначе называют спирантами (от латинского spiro - дышу). В русском языке это - [в], [в"], [ф], [ф"], [з], [з"], [с], [с"], [ж], [ ж?" ], [ш], [ ш?" ], [х].В) Аффрикаты при произношении этих согласных органы речи смыкаются, образуя преграду, которая затем разрывается воздухом, в результате чего образуется щель. При этом смыкание и разрыв мгновенные. Это звуки [ч"] и [ц]. При произношении звуков [ч"] и [ц] необходимо строгое сохранение двух моментов артикуляции: смычки и щели. Сначала происходит смыкание кончика языка с зубами (при звуке [ц]) или с передней частью нёба (при звуке [ч"]), затем воздух с легким взрывам размыкает органы речи, отчего образуется щель, через которую воздух с шумом выходит наружу, поэтому звук [ц] состоит как бы из слитых вместе звуков [т] и [с], а звук [ч"] - из слитых вместе мягких звуков [т"] и [ ш?" ].Г) Дрожащие согласные, или вибрирующие, при образовании которых активные органы речи вибрируют. В русском языке это звуки [р] и [р"].Д) Смычно-проходные согласные, при произношении которых органы речи полностью смыкаются, но не прерываются воздухом, так как воздух проходит через нос или рот. Это звуки [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"]. Так, при образовании звуков [л] и [л"] передняя часть языка смыкается с верхними зубами, но между боковыми краями языка и боковыми зубами образуются щели, через которые выходит воздух. Поэтому звуки [л] и [л"] называют боковыми. При образовании звуков [м] и [м"] плотно смыкаются губы, а при образовании звуков [н] и [н"] язык плотно примыкает к верхним зубам; но взрыва не образуется, так как воздух, не разрывая сомкнутых органов речи, выходит через нос. Поэтому звуки [м], [м"], [н], [н"] называются носовыми.3. Большинство согласных звуков русского языка противопоставлены друг другу по признаку твёрдости-мягкости: [б] - [б"], [п] - [п"], [в] - [в"], [ф] - [ф"], [д] - [д"], [т] - [т"], [л] - [л"], [м] - [м"], [н] - [н"], [р] - [р"], [с] - [с"], [г] - [г"], [х] - [х"], [к] - [к"]: [но?с] - [н"о?с] - нос - нёс; [во?с] - [в"о?с] - воз - вёз; [ра?т] - [р"ат] - рад - ряд; [ста?л] - [ста?л"] - стал - сталь; [да?л] - [да?л"] - дал - даль; [бра?т] - [бра?т"] - брат - брать.При образовании мягких согласных к основному звукообразующему движению прибавляется сопутствующее ему дополнительное движение органов речи: средняя часть спинки языка поднимается вверх к твердому нёбу, как при звуке [j], вследствие чего согласный приобретает особое звучание, которое мы условно называем мягкостью. Не имеют пар и являются только твердыми: [ж], [ш], [ц], только мягкими: [ ж?" ], [ ш?" ], [ч"], [j].

Артикуляционная фонетика.

Артикуляционная фонетика изучает анатомо - физиологическую базу артикуляции (речевой аппарат) и механизмы речи производства. Артикуляционная характеристика позволяет рассмотреть звук с позиции говорящего. Звук, с точки зрения артикуляции – это определенное звуковое единство, которое состоит из приступа (экскурсии), выдержки и отступа (рекурсии). Приступ артикуляции состоит в том, что органы речи переходят из спокойного состояния в положение, необходимое для произнесения данного звука. Выдержка - это сохранение положения, необходимого для произнесения звука. Отступ артикуляции состоит в переводе органов речи в спокойное состояние. В основу артикуляционной характеристики кладется работа произносительных органов, прежде всего активных органов речи (язык, губы).

Речевой аппарат, т.е. совокупность органов речи, к которым относятся: губы, зубы, язык, небо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма следует понимать условно.

Весь речевой аппарат лингвистики, т.е. с точки зрения образования звуков речи можно разделить на три части:

Всё, что ниже гортани

Всё, что выше гортани

Пространство, в котором может осуществляться артикуляция от голосовых связок до губ, называется речевым трактом. Знание артикуляции делает возможной классификацию звуков русского языка.

Артикуляционными различиями обусловлено деление звуков русского языка на гласные и согласные. При образовании гласных звуков слабая воздушная струя проходит свободно, не встречая преград. При образовании согласных звуков более сильная воздушная струя встречает на своем пути преграды.

Артикуляционная фонетика изучает анатомофизиологическую базу артикуляции (речевой аппарат) и механизмы речепроизводства. Артикуляционная характеристика позволяет рассмотреть звук с позиции говорящего.Звук (с точки зрения артикуляции) – определенное звуковое единство, которое состоит из приступа (экскурсии) и отступа (рекурсии). В основу артикуляционной характеристики кладется работа произносительных органов, прежде всего активных органов.

Термин «речевой аппарат», т.е. совокупность органов речи, к которым относятся губы, зубы, язык, нёбо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, следует понимать условно. Поэтому весь речевой аппарат лингвистически (т.е. с точки зрения образования звуков в речи) можно разделить на три части:

1. всё, что ниже гортани (дыхательный аппарат, необходимый для образования речевых звуков);

2. гортань (преобразование воздушного потока);



3. всё, что выше гортани (в которых осуществляется артикуляция).

Пространство, в котором может осуществляться артикуляция от голосовых связок до губ называется речевым трактом.

Значение артикуляции делает возможной классификацию звуков русского языка. Артикуляционными различиями обусловлено деление звуков русского языка на гласные и согласные. При образовании гласных звуков слабая воздушная струя проходит свободно, не встречая преград. При образовании согласных более сильная воздушная струя встречает преграды.

В русском языке гласные классифицируются по 3-ём признакам:

1.по ряду – определяется движением языка по горизонтали:

· гласные переднего ряда – и, э

· гласные среднего ряда – ы, а

2.по подъему – движение языка по вертикали:

· нижнего подъема – а

· среднего подъема – э, о

· верхнего подъема – и, ы, у

3.по наличию или отсутствию лабиализации, т.е. по вытягиванию или округлению губ:

· лабиализованные о, у

· нелабиализованные все остальные

Согласные звуки характеризуются по 4-ем основным признакам:

[р] [л] [м] [н] [j]

[р, ] [л, ] [м, ] [н, ]

· шумные

- звонкие [б] [в] [г] [д] [з] [ж] [й]

[б, ] [в, ] [г, ] [д, ] [з, ]

- глухие [п] [т] [к] [с] [х] [ц] [ч]

[п, ] [т, ] [к, ] [с, ]

2. по месту образования:

Согласные:

· губные

Ø губно-губные [б] [п] [м]

[б, ] [п, ] [м, ]

Ø губно-зубные [в] [ф]

[в, ] [ф, ]

· язычные

Ø переднеязычные:

Зубные [д] [т] [з] [с] [л] [н] [ц]

[д, ] [т, ] [з, ] [с, ] [л, ] [н, ] [ц, ]

Небные [ж] [ш] [р] [ч]

[ж, ] [ш, ] [р, ] [ч, ]

Ø среднеязычные [j]

Ø заднеязычные [г] [к] [х]

[г, ] [к, ] [х, ]

3. по способу образования – обусловлен характером преграды, которая встречается на пути воздушной струи (полная смычка органов речи или щель)

· смычные (взрывные) [б] [п] [д] [т] [г] [к]

[б, ] [п, ] [д, ] [т, ] [г, ] [к, ]

При образовании смычных согласных вначале происходит полное смыкание органов произношения, а потом воздушная струя резко размыкает их.

· аффрикаты [ц] [ч]

Согласные звуки, которые образуются путем смыкания органов речи, между которым остается щель и воздух, проходя через эту щель как бы взрывается.

· дрожащие (вибранты) [р]

Образуются при помощи дрожащего кончика языка, который вибрирует при выходе воздушной струи.

· смычно-проходные

Ø боковые [л]

Ø носовые [м] [н]

[м, ] [н, ]

Образуются в результате того, что воздушная струя из-за смычки органов находит другой выход.

· щелевые (фрикативные) [ф] [в] [з] [с] [ж] [ш] [х] [j]

[ф, ] [в, ] [з, ] [с, ] [ж, ] [ш, ] [х, ]

При образовании фрикативных согласных активный орган сближается с пассивным, образуя щель, через которую проходит воздушная струя, щель образуется в результате трения.

4. по отношению к палатализации

Одной из характерных черт русских согласных является признак твердости/мягкости. При произношении мягких согласных кроме основной артикуляции используется дополнительная артикуляция палатализации (j-овая пал.). Для твердых согласных характерна особая артикуляция твердости (веляризация).

Согласные образуют пары по твердости/мягкости.

[б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [х]

[б, ] [в, ] [г, ] [д, ] [з, ] [к, ] [л, ] [м, ] [н, ] [п, ] [р, ] [с, ] [т, ] [х, ]

Непарные мягкие:[j] [ч, ] [ш, ]

Непарные твердые:[ж] [ш] [ц]

Артикуляция согласных звуков сложнее артикуляции гласных. Основная особенность образования согласных состоит в том, что речевой аппарат создаёт преграду в виде смыкания или сближения органов речи. В зависимости от места и способа образования звука в основу артикуляционной классификации согласных положены такие признаки:

1. Место образования звука. По месту образования все согласные различаются в зависимости от артикуляции активного и пассивного органов речи. Активными органами являются язык и нижняя губа, пассивными – верхняя губа, зубы и нёбо. По действию активного органа согласные подразделяются на губные и язычные .

Губные согласные создаются в результате сближения или смыкания нижней губы с одним из пассивных органов – верхней губой или зубами. В соответствии с этим губные согласные звуки в свою очередь подразделяются на 2 подгруппы: губно-губные ([б], [б`], [п], [п`], [м], [м`]) и губно-зубные ([в], [в`], [ф], [ф`]).

Язычные согласные в зависимости от того, какая часть языка – передняя, средняя или задняя – участвует в создании преграды с пассивными органами – зубами и нёбом (которое в свою очередь условно делится на переднюю, среднюю и заднюю части), подразделяются на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные . Переднеязычные согласные по пассивному органу делятся на зубные ([т], [т`], [д], [д`], [ц], [с], [с`], [з], [з`], [н], [н`], [л], [л`]) и передненёбные ([ч`], [ш], [ш`:], [ж], [ж`:], [р], [р`]).

Средняя часть языка может приподниматься только к средней части нёба. Поэтому среднеязычный средненёбный согласный только один: [й`].

Заднеязычные согласные по пассивному органу делятся на средненёбные ([г`], [к`], [х`]) и задненёбные ([г], [к], [х]).

2. Способ образования звука. При классификации по способу образования учитывается характер преграды, образующейся между активным и пассивным органом речи. Эта преграда может быть двух типов: либо происходит полное смыкание органов речи, либо они сближаются, оставляя между собою узкую щель. В соответствии с этим все согласные по способу образования можно разделить на 2 основные группы: смы́чные и щелевые (их ещё называют фрикативные , от лат. fricatio – трение ).

При образовании смычных согласных, как было сказано, активный орган тесно смыкается с пассивным, прекращая прохождение воздушной струи. В зависимости от характера преодоления такой преграды смычные согласные делятся на следующие подгруппы: взрывны́е : размыкание органов речи происходит в результате резкого их прорыва воздушной струёй с характерным шумом ([п], [п`], [б], [б`], [т], [т`], [д], [д`], [к,] [к`], [г], [г`]); аффрикаты (или смычно-щелевые ): органы речи не резко размыкаются, а приоткрываются, образуя щель для выхода воздушной струи ([ц], [ч`]); носовые : в результате смыкания органов речи воздушная струя свободно проходит через носовую полость ([м], [м`], [н], [н`]); дрожащие : кончик языка периодически прижимается к передней части нёба или отходит от неё, создавая своеобразную вибрацию, дрожание ([р], [р`]).

Щель при образовании щелевых согласных может образовываться посередине сближенных органов речи или между боковой частью языка и нёбом. В соответствии с этим щелевые согласные подразделяются на срединные ([ф], [ф`], [в], [в`], [с], [с`], [з], [з`], [ш], [ш`:], [ж], [ж`:], [х], [х`], [й`]) и боковые ([л], [л`]).

3. Наличие или отсутствие палатализации. Палатализация согласных (от лат. palatum – твёрдое нёбо ) – это дополнительная артикуляция, возникающая вследствие подъёма средней части языка по направлению к твёрдому нёбу. Согласные, образуемые с такой дополнительной артикуляцией, являются мягкими , а без неё – твёрдыми (сравните артикуляцию парных по данному признаку согласных, например, [п] – [п`], [н] – [н`] и др.). Только у звука [й`] такая артикуляция является не дополнительной, а основной (вспомните его характеристику по месту образования – среднеязычный средненёбный).

Различие согласных по твёрдости-мягкости требует особенного внимания, т.к. при всей важности этого различия оно не нашло прямого отражения в буквенном составе русского алфавита: парные твёрдые и мягкие согласные обозначаются одной и той же буквой, хотя и при помощи других средств (букв ь, е, ё, ю, я ), что, по-видимому, несправедливо даёт основания некоторым авторам школьных и вузовских учебников не принимать во внимание наличие или отсутствие соответствующих пар различных согласных.

Так, например, часто можно услышать и прочитать высказывания типа «Мягкий звук [н] в слове конь » (но ведь в этом слове нет звука [н], а есть [н`]. Если же произнести слово с [н], то получим кон , а не конь , т.е. разные по смыслу слова); «Звук [ч`] всегда мягкий» (но разве звуки [т`], [с`] или [л`] и др. не «всегда мягкие»? Ведь не могут же они быть то твёрдыми, то мягкими, иначе не различали бы мы по звучанию лексическое значение слов [пут] – [пут`] (пуд – путь ), [вл`эс] – [вл`эс]

(в лес – влезь ), [лук] – [л`ук] (лук – люк ) и т.п.).

Кроме того, в ряде пособий при характеристике согласных по месту и способу образования указываются только твёрдые звуки, тем самым создавая ошибочное впечатление, что мягкие согласные являются лишь разновидностью твёрдых. Отметим, что существующая особенность в буквенном обозначении твёрдых и мягких согласных, а также схожесть артикуляции при их образовании не может служить основанием для предположения, что само различие твёрдых и мягких звуков имеет лишь второстепенное значение. Это различие так же важно, как и различие по всем другим признакам: звонкости-глухости, способу образования и т.п., т.к. твёрдые и мягкие согласные способны различать слова: мать – мять ([м] – [м`]), был – быль ([л] – [л`]), кров – кровь ([ф] – [ф`]) и многие другие. Следовательно, это вполне самостоятельные звуки, а не варианты одной и той же фонетической единицы.

Большинство твёрдых и мягких согласных образуют соотносительные пары: [д] – [д`], [р] – [р`], и т.д. Однако не у всех согласных имеются подобные пары. Так, в русском языке нет мягких пар у звуков [ц], [ж], [ш] ([ж`:] и [ш`:] нельзя считать соответствующими мягкими парами, т.к. они отличаются от [ж] и [ш] не только мягкостью, но и долготой, которая является их самостоятельным признаком), а твёрдых – у [ч`], [й`]. Их можно называть либо непарными твёрдыми (или мягкими согласными), либо звуками, не имеющими мягкой (или твёрдой) пары (но не «всегда твёрдыми» или «всегда мягкими»).

В фонетической транскрипции мягкость согласного обозначается [`]. Отсутствие такого значка указывает на твёрдость согласного. Поэтому особо хочется оговорить обозначение в транскрипции звука [й`]. Традиционно мягкость этого звука не указывается, возможно, на том основании, что для него палатальная артикуляция является основной, в то время как для других мягких звуков – дополнительной. Но всё же, по нашему мнению, отсутствие значка мягкости в фонетической транскрипции, особенно в младших классах, может ввести в заблуждение: ребёнок автоматически назовёт звук твёрдым. Поэтому лучше обозначать звук так: [й`], ведь указывается же всегда мягкость [ч`], также не имеющего в русском языке твёрдой пары.

Таблица акустико-артикуляционной характеристики согласных звуков представлена в Приложении 3.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет и задачи фонетики
Предметом изучения фонетики является вся звуковая система языка: звуки в потоке речи, их закономерные чередования, сочетаемость, акустические и артикуляционные характеристики. Кроме того, в фонетик

Понятие звука и буквы
Изучение русского языка в младших классах начинается с того, что учитель постепенно знакомит учеников со звуками, а затем с буквами, которыми данные звуки обозначаются на письме. Учебники и програм

Фонетическая транскрипция
Устная речь, являющаяся объектом рассмотрения фонетики, отличается от письменной, фиксирующей звучащую речь в буквенных обозначениях. Но при изучении фонетики возникает необходимость точно охаракте

Фонетические единицы русского языка
Наша речь не является непрерывным потоком звучания. Она членится на отрезки, выделяемые разного рода паузами. Ведь для понимания смысла сказанного важна не только последовательность грамматически с

Акустическая характеристика звуков
Звуки речи, как и другие окружающие нас звуки, представляют собой результат особых колебательных движений воздушной среды. Различают два основных типа звуков: музыкальный тон (результат ритмических

Гласных звуков
Разная артикуляция (работа органов речи) позволяет произносить звуки, отчётливо отличающиеся друг от друга. Качество гласного звука зависит от положения языка и участия губ в процессе образования д

Слог. Слогоделение
Наша речь членится на разные по продолжительности отрезки. Вспомним, что одной из единиц такого членения является слог (см. § 4). В современном русском языкознании существуют различные тео

Звуковые изменения в потоке речи
Звуки в потоке речи очень редко употребляются изолированно. Обычно они тесно связаны друг с другом и подвергаются различным изменениям. Если такие изменения происходят в пределах одной и той же мор

Позиционные изменения гласных звуков
Чередование гласных звуков зависит в первую очередь от их положения по отношению к ударному слогу. В нём гласные звучат наиболее отчётливо, поэтому позиция гласного в ударном слоге называется

Позиционные изменения согласных звуков
Позиционные чередования согласных связаны с положением звука в слове, а также с влиянием звуков друг на друга. Как и для гласных звуков, для согласных тоже существуют сильные и слабые позиции. Одна

Понятие фонемы
Одной из основных фонетических единиц языка является звук – минимальная речевая единица (см. § 4). Следовательно, легко предположить, что именно звук выполняет смыслоразличительную функцию: [пыл] –

Состав фонем современного русского языка
Поскольку фонема определяется по своему сильному варианту, достаточно легко подсчитать количество гласных и согласных фонем русского языка: их столько, сколько звуков в сильных позициях. Однако не

Фонематическая транскрипция
Звуковой состав слова передаётся при помощи фонетической транскрипции, учитывающей всё многообразие звучащей речи (см. § 3). Фонетическая транскрипция имеет большое значение для фиксации акустическ

Знаки фонетической транскрипции
[а] [о] гласные в сильной позиции

Гласных звуков
В основе лежит таблица, представленная в «Русской грамматике» (М.: Наука, 1980). звуки характеристика подъём

Согласных звуков
В основе лежит таблица, представленная в «Русской грамматике» (М.: Наука, 1980) звуки участие голоса и шума

Фонетический анализ слова
І. Порядок характеристики слога: 1. Ударный или безударный слог. 2. Прикрытый или неприкрытый. 4. Открытый или закрытый.

Артикуляционная характеристика

Однако следует заметить, что в данной схеме представлены только варианты гласных, встречающихся в сильной позиции, т.е. в ударных слогах. В безударных же слогах произносятся и другие, так называемые слабые варианты, речь о которых пойдёт в § 10. Следовательно, гласных звуков в русском языке больше 6-ти, и деление на три подъёма и три ряда не отражает действительного состава гласных русского языка. Полный вариант таблицы артикуляционной характеристики гласных звуков представлен в Приложении 2.

Вопросы и задания

1. На каких признаках основывается артикуляционная характеристика гласных звуков?

2. Какие звуки являются лабиализованными? Почему?

3. Охарактеризуйте гласные по степени подъёма языка.

4. Охарактеризуйте гласные по ряду.

5. Какими общими и различительными признаками обладают следующие пары гласных: [а] – [ы], [у] – [о], [и] – [э], [и] – [у], [э] – [о]?

6. Определите гласный звук по данному описанию:

а) лабиализованный, верхний подъём, задний ряд;

б) нелабиализованный, верхний подъём, передний ряд;

в) нелабиализованный, нижний подъём, средний ряд;

г) нелабиализованный, средний подъём, передний ряд.

7. Произнесите звук верхнего подъёма переднего ряда. Измените ряд на средний. Какой звук получим? Произнесите звук среднего подъёма переднего ряда. Измените подъём на верхний. Какой звук получим?

8. В подчёркнутых словах охарактеризуйте гласные в ударных слогах:

Апрель щебечет в синеве. И я один . Вокруг весна

А под берёзой старой И день такой хороший!

Лежит калоша на траве. А где-то есть ещё одна

Забытая. Без пары. Непарная калоша.

(В.Левин)

Артикуляция согласных звуков сложнее артикуляции гласных. Основная особенность образования согласных состоит в том, что речевой аппарат создаёт преграду в виде смыкания или сближения органов речи. В зависимости от места и способа образования звука в основу артикуляционной классификации согласных положены такие признаки:

1. Место образования звука. По месту образования все согласные различаются в зависимости от артикуляции активного и пассивного органов речи. Активными органами являются язык и нижняя губа, пассивными – верхняя губа, зубы и нёбо. По действию активного органа согласные подразделяются на губные и язычные .

Губные согласные создаются в результате сближения или смыкания нижней губы с одним из пассивных органов – верхней губой или зубами. В соответствии с этим губные согласные звуки в свою очередь подразделяются на 2 подгруппы: губно-губные ([б], [б`], [п], [п`], [м], [м`]) и губно-зубные ([в], [в`], [ф], [ф`]).



Язычные согласные в зависимости от того, какая часть языка – передняя, средняя или задняя – участвует в создании преграды с пассивными органами – зубами и нёбом (которое в свою очередь условно делится на переднюю, среднюю и заднюю части), подразделяются на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные . Переднеязычные согласные по пассивному органу делятся на зубные ([т], [т`], [д], [д`], [ц], [с], [с`], [з], [з`], [н], [н`], [л], [л`]) и передненёбные ([ч`], [ш], [ш`:], [ж], [ж`:], [р], [р`]).

Средняя часть языка может приподниматься только к средней части нёба. Поэтому среднеязычный средненёбный согласный только один: [й`].

Заднеязычные согласные по пассивному органу делятся на средненёбные ([г`], [к`], [х`]) и задненёбные ([г], [к], [х]).

2. Способ образования звука. При классификации по способу образования учитывается характер преграды, образующейся между активным и пассивным органом речи. Эта преграда может быть двух типов: либо происходит полное смыкание органов речи, либо они сближаются, оставляя между собою узкую щель. В соответствии с этим все согласные по способу образования можно разделить на 2 основные группы: смы́чные и щелевые (их ещё называют фрикативные , от лат. fricatio – трение ).

При образовании смычных согласных, как было сказано, активный орган тесно смыкается с пассивным, прекращая прохождение воздушной струи. В зависимости от характера преодоления такой преграды смычные согласные делятся на следующие подгруппы: взрывны́е : размыкание органов речи происходит в результате резкого их прорыва воздушной струёй с характерным шумом ([п], [п`], [б], [б`], [т], [т`], [д], [д`], [к,] [к`], [г], [г`]); аффрикаты (или смычно-щелевые ): органы речи не резко размыкаются, а приоткрываются, образуя щель для выхода воздушной струи ([ц], [ч`]); носовые : в результате смыкания органов речи воздушная струя свободно проходит через носовую полость ([м], [м`], [н], [н`]); дрожащие : кончик языка периодически прижимается к передней части нёба или отходит от неё, создавая своеобразную вибрацию, дрожание ([р], [р`]).

Щель при образовании щелевых согласных может образовываться посередине сближенных органов речи или между боковой частью языка и нёбом. В соответствии с этим щелевые согласные подразделяются на срединные ([ф], [ф`], [в], [в`], [с], [с`], [з], [з`], [ш], [ш`:], [ж], [ж`:], [х], [х`], [й`]) и боковые ([л], [л`]).

3. Наличие или отсутствие палатализации. Палатализация согласных (от лат. palatum – твёрдое нёбо ) – это дополнительная артикуляция, возникающая вследствие подъёма средней части языка по направлению к твёрдому нёбу. Согласные, образуемые с такой дополнительной артикуляцией, являются мягкими , а без неё – твёрдыми (сравните артикуляцию парных по данному признаку согласных, например, [п] – [п`], [н] – [н`] и др.). Только у звука [й`] такая артикуляция является не дополнительной, а основной (вспомните его характеристику по месту образования – среднеязычный средненёбный).

Различие согласных по твёрдости-мягкости требует особенного внимания, т.к. при всей важности этого различия оно не нашло прямого отражения в буквенном составе русского алфавита: парные твёрдые и мягкие согласные обозначаются одной и той же буквой, хотя и при помощи других средств (букв ь, е, ё, ю, я ), что, по-видимому, несправедливо даёт основания некоторым авторам школьных и вузовских учебников не принимать во внимание наличие или отсутствие соответствующих пар различных согласных.

Так, например, часто можно услышать и прочитать высказывания типа «Мягкий звук [н] в слове конь » (но ведь в этом слове нет звука [н], а есть [н`]. Если же произнести слово с [н], то получим кон , а не конь , т.е. разные по смыслу слова); «Звук [ч`] всегда мягкий» (но разве звуки [т`], [с`] или [л`] и др. не «всегда мягкие»? Ведь не могут же они быть то твёрдыми, то мягкими, иначе не различали бы мы по звучанию лексическое значение слов [пут] – [пут`] (пуд – путь ), [вл`эс] – [вл`эс]

(в лес – влезь ), [лук] – [л`ук] (лук – люк ) и т.п.).

Кроме того, в ряде пособий при характеристике согласных по месту и способу образования указываются только твёрдые звуки, тем самым создавая ошибочное впечатление, что мягкие согласные являются лишь разновидностью твёрдых. Отметим, что существующая особенность в буквенном обозначении твёрдых и мягких согласных, а также схожесть артикуляции при их образовании не может служить основанием для предположения, что само различие твёрдых и мягких звуков имеет лишь второстепенное значение. Это различие так же важно, как и различие по всем другим признакам: звонкости-глухости, способу образования и т.п., т.к. твёрдые и мягкие согласные способны различать слова: мать – мять ([м] – [м`]), был – быль ([л] – [л`]), кров – кровь ([ф] – [ф`]) и многие другие. Следовательно, это вполне самостоятельные звуки, а не варианты одной и той же фонетической единицы.

Большинство твёрдых и мягких согласных образуют соотносительные пары: [д] – [д`], [р] – [р`], и т.д. Однако не у всех согласных имеются подобные пары. Так, в русском языке нет мягких пар у звуков [ц], [ж], [ш] ([ж`:] и [ш`:] нельзя считать соответствующими мягкими парами, т.к. они отличаются от [ж] и [ш] не только мягкостью, но и долготой, которая является их самостоятельным признаком), а твёрдых – у [ч`], [й`]. Их можно называть либо непарными твёрдыми (или мягкими согласными), либо звуками, не имеющими мягкой (или твёрдой) пары (но не «всегда твёрдыми» или «всегда мягкими»).

В фонетической транскрипции мягкость согласного обозначается [`]. Отсутствие такого значка указывает на твёрдость согласного. Поэтому особо хочется оговорить обозначение в транскрипции звука [й`]. Традиционно мягкость этого звука не указывается, возможно, на том основании, что для него палатальная артикуляция является основной, в то время как для других мягких звуков – дополнительной. Но всё же, по нашему мнению, отсутствие значка мягкости в фонетической транскрипции, особенно в младших классах, может ввести в заблуждение: ребёнок автоматически назовёт звук твёрдым. Поэтому лучше обозначать звук так: [й`], ведь указывается же всегда мягкость [ч`], также не имеющего в русском языке твёрдой пары.

Таблица акустико-артикуляционной характеристики согласных звуков представлена в Приложении 3.

Вопросы и задания

1. На каких признаках основывается артикуляционная характеристика согласных звуков?

2. Охарактеризуйте согласные по месту образования (учитывая активный и пассивный орган речи).

3. Охарактеризуйте согласные по способу образования.

4. Что такое палатализация? Охарактеризуйте согласные в зависимости от её наличия или отсутствия.

5. Докажите наличие мягких согласных как самостоятельных фонетических единиц.

6. В одном из пособий по русскому языку приводится такое объяснение: «В словах жир, цирк, шёпот непарные твёрдые согласные ж, ш, ц остаются твёрдыми и произносятся твёрдо, а в словах чаща, чудо, щука непарные мягкие согласные ч, щ произносятся мягко». Оцените правильность данного утверждения.

7. Выпишите слова, не имеющие мягких согласных: матч, лось, маяк, тема, мел, мышь, цыплёнок, бороться .

8. По каким классификационным признакам различаются согласные [б]-[б`], [т]-[с]-[ц], [г]-[к], [ф]-[х]? А какими признаками они объединены?

9. Какие артикуляционные особенности создают трудности в произношении скороговорок?

На дворе трава, на траве дрова. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. В один, Клим, клин колоти.

10. Определите согласные звуки по данному описанию. Приведите примеры слов, где встречаются такие звуки.

а) шумный, звонкий, парный; губно-губной; смычный, взрывной;

мягкий, парный;

б) шумный, глухой, непарный; переднеязычный, зубной; смычный,

аффриката; твёрдый, непарный;

в) сонорный; переднеязычный, передненёбный; смычный, дрожащий;

мягкий, парный;

г) шумный, звонкий, парный; заднеязычный, задненёбный; взрывной,

твёрдый, парный.

11. Определите слово, в состав которого последовательно входят звуки со следующими признаками:

Согласный; сонорный; среднеязычный, средненёбный; щелевой, срединный; мягкий, непарный;

Гласный; лабиализованный; средний подъём; задний ряд;

Согласный; шумный, глухой, парный; переднеязычный, передненёбный; щелевой, срединный; твёрдый, непарный.

12. Затранскрибируйте слова. Дайте характеристику гласным и согласным звукам1: пень, струя, всё, сбор, дед, пример, жизнь, юрист, часть, цвет, ящик, кто, футбол, ружьё .

Классификация звуков русского языка (гласных и согласных) строится на противопоставлении одних классификационных признаков другим.

В современном русском языке звуки характеризуются по акустическим и артикуляционным признакам.

    1. Акустическая характеристика звуков русского языка

Таблица № 1

Характеристика звуков русского языка

[и], [ы], [у], [а], [э], [о]

Согласные

Сонорные

[л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"], [ j ]

(консонанты)

[б], [б"], [в], [в"], [г], [г"], [д], [д"], [з], [з"], [ж], [ж ̅ "]

[к], [к"], [п], [п"], [с], [с"], [т], [т"], [ф], [ф"], [х], [х"], [ц], [ч"], [ш], [ш ̅ " ]

Непарные глухие [ц], [ч’], [ш ̅ ’], [х]

Основным органом, влияющим на акустику звука, являются голосовые связки.

Гласные звуки отличаются от согласных наличием голоса – музыкального тона и отсутствием шума. Напряжение голосовых связок при произнесении гласных наиболее сильное. В современном русском языке 6 гласных звуков: [и], [ы], [у], [а], [э], [о]. Они могут быть в сильной (под ударением) и в слабой (безударной) позиции. В безударной позиции наблюдается редукция звука, когда он произносится наиболее кратко и слабо. Редукция гласных в русском языке в основном представлена следующими звуками: [и э ], [ы э ], [а], [ʌ], [ь], [ъ].

По акустическим признакам согласные различаются по степени участия голоса и шума. Все согласные русского языка делятся на сонорные и шумные.

Сонорные ([л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"], ) характеризуются тем, что в них голос преобладает над шумом.

Акустической основой шумных согласных является шум. Среди шумных различаются глухие и звонкие.

Звонкие образуются с помощью шума, сопровождаемого голосом. В современном русском языке к ним относятся: [б], [б"], [в], [в"], [г], [г"], [д], [д"], [з], [з"], [ж], [ж̅"].

Глухие образуются без участия голоса, с помощью шума. При произношении их голосовые связки не напряжены и не колеблются. В современном русском языке к ним относятся: [к], [к"], [п], [п"], [с], [с"], [т], [т"], [ф], [ф"], [х], [х"], [ц], [ч"], [ш], [ш̅"].

В учебной литературе обычно указывается, что большинство шумных согласных русского языка противопоставляются по глухости – звонкости: [б] – [п], [б"] – [п"], [в] – [ф], [в"] – [ф"], [д] – [т], [д"] – [т"], [з] – [с], [з"] – [с"], [ж] – [ш], [г] – [к], [г"] – [к"]; не имеют парных звонких глухие согласные [ш̅"], [ц], [х], [х"], [ч"].

Но в действительности, в потоке речи и в вариантном произнесении, эти звуки имеют пары. См. задание № 11 (пункт 1.4).

    1. Характеристика звуков по месту и способу образования

      1. Характеристика гласных по месту образования

Классификация гласных по месту образования учитывает:

– степень подъема языка,

– место подъема языка,

– участие или неучастие губ.

Самым существенным из этих условий является положение языка, изменяющее форму и объем полости рта, от состояния которых и зависит качество гласного.

По степени подъема языка различаются гласные:

– верхнего подъема [и], [ы], [у];

– среднего подъема [э], [о];

– нижнего подъема [а].

Движение языка по горизонтали приводит к образованию гласных:

– переднего ряда [и], [э];

– среднего ряда [ы], [а];

– заднего ряда [у], [о].

Участие или неучастие губ в образовании гласных является основой для деления гласных на:

– лабиализованные (огубленные) [о], [у];

– нелабиализованные (неогубленные) [а], [э], [и], [ы].

Таблица № 2

Характеристика гласных по месту образования

ПОДЪЕМ

Передний

Средний

Задний

Верхний

Верхне-средний

Средний

Средне-нижний

Нижний

Огубленность –

Неогубленность

Нелабиализованные

Лабиализованные

Последние материалы раздела:

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...

Система управления временем Б
Система управления временем Б

Бюджетный дефицит и государственный долг. Финансирование бюджетного дефицита. Управление государственным долгом.В тот момент, когда управление...

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....