Характеристика согласных звуков русского языка. Артикуляционная характеристика звуков русского языка (гласных, согласных)

В русском языке согласных звуков больше, чем букв: если согласных букв 21, то согласных звуков 37. Классифицируются они по самым разным параметрам: глухости и звонкости, твердости и мягкости, а также на категории по способу произнесения. В отличие от гласных, согласные звуки, кроме шипящих, произносятся очень коротко.

Классификация согласных звуков русского языка

Согласные звуки могут быть твердыми и мягкими, глухими и звонкими. Если звуки, которые по этим характеристикам делятся на пары, но есть и непарные. Понять общую картину поможет таблица:

Звук

Глухой/звонкий

Твердый/мягкий

Парный/непарный

парный

звонкий

твердый

непарный

звонкий

непарный

непарный

непарный

непарный

непарный

Стоит разобраться подробнее в тех характеристиках, которые она описывает.

Так что такое звонкость и глухость согласных? Это характеристика тональности, которая говорит о том, задействуются ли при произнесении звука голосовые связки или нет. Если нет – звук глухой. Если да – звонкий.

Твердость и мягкость – это тоже произносительная характеристика. Мягкие звуки образуются тогда, когда средняя спинка языка поднимается к мягкому небу.

Соответственно, согласные могут иметь пару по твердости/мягкости и глухости/звонкости, и тогда они будут называться парными. Те, у которых такое пары нет – непарные.

Другие характеристики согласных звуков

Все согласные звуки подразделяются на три категории – сонорные (их еще называют носовыми – так понятнее, каким способом они произносятся), шумные (образуются сближением органов произношения) и шипящие (произносятся сквозь межзубную щель). Делятся согласные звуки следующим образом:

  • Сонорные , их девять: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
  • Шумные , их двадцать семь: [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’], [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’].
  • Шипящие , их четыре: [ж], [ч’], [ш], [щ’].

Согласные звуки могут состоять только из голоса, только из шума или из шума и добавленного к нему голоса.

Что мы узнали?

Согласных звуков в русском языке больше, чем букв, и они делятся на разные категории в зависимости от способа произнесения. Бывают твердыми и мягкими, звонкими и глухими, парными и непарными, а также шипящими, шумными и сонорными.

Тест по теме

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 147.

В характеристику согласных звуков входят пять основ­ных признаков: место образования, способ образования, уро­вень шума (сонорность/шумность), глухость/звонкость, твер­дость/мягкость.

Место образования согласного зависит от того, какой активный орган совершает основную работу и с ка­ким пассивным органом он смыкается или сближается. Это то место во рту, где воздушная струя встречает препят­ствие.

Если активный орган - нижняя губа, то согласные могут быть губно-губными: [п], [п"], [б], [б"], [м], [м"] (пассивный орган - верхняя губа) - и губно-зубными: [в], [в"], [ф], [ф"] (пассивный орган - верхние зубы).

Если активный орган - язык, то характеристика согласно­го зависит от того, какая часть языка - передняя, средняя или задняя - участвует в создании преграды и с каким пассивным органом - зубами, передней, средней или зад­ней частью нёба - язык сближается либо смыкается. Переднеязычные согласные бывают зубными, когда передняя часть языка направляется к зубам: [т], [т"], [д], [д"], [с], [с"], [з], [з"], [н], [н"], [л], [л"], [ц], и передненебными, когда она направлена к передней части неба: [р], [р"], [ш], [ш"], [ж], [ж"], [ч"]. Среднеязычный одно­временно всегда и средненёбный: [j]. Заднеязычные либо задненебные: [к], [г,| [х], либо средненебные: [к"], [г"], [х"].

Способ образования согласного - это харак­теристика препятствия в полости рта на пути воздушной струи и способа его преодоления. Препятствие это бывает трех родов: узкая щель между сближенными органами речи, полная их смычка и дрожащий в потоке речи активный орган. Поэтому все согласные делятся на щелевые, смычные и дрожащие.

Щелевые (или фрикативные, от лат. fricatio "трение") образуются в результате трения воздушной струи о края сближенных органов речи, образующих узкую щель. Щелевые срединные образуются посредине сближенных органов речи: [в], [в"], [ф], [ф"], [с], [с"], [з], [з"], [ш], [ш"], [ж], [ж"], [j], [х], [х"]. При артикуляции щелевых боковых воздух протекает по бокам ротовой по­лости, между боковыми частями языка и зубами: [л], [л"].

Смычные согласные включают момент полного прекращения протекания воздушной струи через ротовую по­лость. В зависимости от характера преодоления смычки согласные делятся на носовые, взрывные, аффрикаты, имплозивные.

Носовые согласные характеризуются полным замыканием ротовой полости и одновременным опусканием нёбной занавески, в результате чего воздух свободно про­текает через носовую полость: [м], [м"], [н], [н"], [нг]. Другие согласные неносовые, ртовые. При их произношении нёбная занавеска поднята и прижата к задней стенке глотки, так что воздушная струя выходит через рот.

При образовании взрывных согласных сначала про­исходит полная задержка воздушной струи и повышение в результате этого внутриротового давления, а затем резкое размыкание органов речи и прорыв воздушной струи в образовавшийся проход с характерным шумом: [п], [п"], [б], [б"], [т], [т"], [д], [д"], [к], [к"], [г], [г"].

Образование аффрикат (или смычно-щелевыхх, слитных согласных), как и взрывных, начинает­ся с полной смычки органов речи. Но на последней фазе сомкнутые органы не резко размыкаются, а только приот­крываются, образуя щель для выхода воздуха. Таковы, например, [ц], [ч"]. Они иногда обозначаются в транскрипции иначе: [ц] как [тс], [ч"] как [т"ш"]. Такой способ обозначе­ния указывает на неоднородность звука. Однако [тс] не равно [т+с] (как и [т^ш"] не равно [т"+ш"]): [тс] - один слитный звук, а [т+с] - два звука. По-разному произносятся сочетания о целевой и от солевой, о цепной и отсыпной, о цыпке и отсыпке: в первом примере этих пар звук [ц] (=[тс]), во втором примере ему соответствуют два звука. Начальная и конечная фазы аффрикаты [тс] только напоминают звуки |т|, [с], но не совпадают с ними полностью.

Имплозивные (или сомкнутые) согласные со­держат только фазу смычки. У них нет второй фазы, как у взрывных и аффрикат. Имплозивные выступают на месте взрывных перед взрывными и аффрикатами того же места образования и на месте аффрикат перед такими же аффри­катами: о[тт]уда, о"[т"т"]епелъ, по[а-д]дмом, по[д/д"]е"ли;о[тц]а.

Дрожащие согласные, или вибранты, образуются путем вибрации, дрожания кончика языка в выходящей струе воздуха. Обычно происходит также смыкание и раз­мыкание кончика языка с альвеолами или заальвеолярной частью нёба: [р], [р"]. Дрожащие характеризуются точеч­ным контактом языка с пассивным органом и кратковре­менностью смычки в отличие от смычных согласных, у ко­торых эта смычка более плотная и более длительная.

По уровню шума (степени его интенсивности) со­гласные делятся на сонорные [м], [м"], [н], [н"], [л], [л"], [p], , [j] и шумные [п], [п"], [б], [б"], [ф], [ф"], [т], [т"], [д], д"], [c], [с"], [з], [з"], [ц], [ч"], [ш], [ш"], [ж], [ж"], [к], [к"], [г], [г"], [х], х"] и др. Интенсивность шума у шумных согласных значи­тельно выше, чем у сонорных. Объясняется это различия­ми в напряженности органов речи и в силе воздушной струи при произнесении сонорных и шумных согласных. Шум­ные согласные образуются при большем, чем у сонорных, напряжении мышц в том месте ротовой полости, где возни­кает преграда воздушной струе. Поэтому и сила воздушной струи, выходящей из ротовой полости во время речи, при произнесении шумных согласных гораздо больше, чем при произнесении сонорных.

Глухие и звонкие согласные определяются по отсутствию или наличию при их произнесении голоса (тона), голос возникает в результате того, что голосовые связки сближены и дрожат при прохождении струи воздуха. Так образуются звонкие согласные. Разница между сонорными и звонкими шумными в том, что у сонорных голос значительно преобладает над шумом, а у звонких шумных шум преобладает над голосом. Без голоса, при помощи одного только шума образуются глухие согласные: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч"], [ш] и др. При их произнесении голосовая щель раскрыта, а голосовые связки расслаблены.

По глухости/звонкости согласные звуки образуют пары: [п]-[б], [ф]-[в], [д]-[т], [с]-[з], [ш]-[ж] и др. Звук [ц] глу­хой, но у него есть парный звонкий [дз], который произно­сится на месте [ц] перед звонким согласным: пла[дз]дарм, Шпи[дз]берген, коне[дз] года. Такую же пару составляют глухой [ч"] и звонкий [д"ж"]. Перед звонким шумным со­гласным на месте [ч] произносится [д"ж"]: на[д"ж"]базы, мя[д"ж"] забили, до[д"ж"] говорила. Звук [γ] составляет звон­кую пару [х] и произносится, например, в словах двух­годичный, мо[γ] зелёный, и[γ] ждали.

Твердые и мягкие согласные звуки отличают­ся характерной для каждой из этих групп артикуляцией. При образовании мягких согласных язык концентрирует­ся в передней части, а при образовании твердых - в задней части ротовой полости; ср.: [в"]ил - [в]ыл, [п"]ил - [п]ыл, [л"]ёг - [л]ог. Это основное положение языка сопровождается дополнительной артикуляцией. При обра­зовании мягких согласных в результате сдвига языка впе­ред происходит палатализация - приподнятие по направлению к твердому нёбу средней части спинки языка (от лат. palatum - нёбо), а также расширение и увеличение объема глотки. Поэтому мягкие согласные, кроме [j], палатализованные. У [j] приподнятие к средней час­ти нёба средней части спинки языка не дополнительная, а основная артикуляция, поэтому [j] - палатальныйсогласный. При образовании твердых согласных в резуль­тате сдвига языка назад происходит сужение в области глот­ки и уменьшение ее объема - фарингализация (от греч. pharinx - глотка). Поэтому твердые согласные фарингализованные. Кроме того, при образовании твер­дых согласных может наблюдаться веляризация - приподнятие по направлению к мягкому нёбу задней части спинки языка (от лат. velum palati - нёбная занавеска), такие согласные - веляризованные. У заднеязыч­ных [к], [г], [х], [γ] подъем задней части спинки языка к мягкому нёбу - основная артикуляция, без которой задне­язычные произноситься не могут, веляризация же - арти­куляция дополнительная к основному фокусу согласных. Поэтому заднеязычные не веляризованные согласные, а в ел я р н ы е.

Согласные звуки образуют пары по твердости/мягко­сти: [п]-[п"], [б]-[б"], [ф]-[ф"], [в]-[в"], [м]-[м], [т]-[т"], [д]-[д"], [с]-[с"], [з]-[з"] и др.

Звук [ц] твердый, а мягкий [ц"] произносится, например, на месте [т"] перед [с"]. Звук [ч"] мягкий, его твердая пара - [ч], который бывает перед [ш], в том числе на месте [т], [д]: лу[ч]ше , о[ч]шатнутъся, по[ч]шутйтъ. У твер­дого звука [ш] мягкая пара [ш"]: [ш":]ука. У звука [ж] пара [ж"], который бывает почти все­гда двойным, долгим: во[ж":]и, дро[ж":]и, ви[ж":]атъ. Так произносят слова вожжи, дрожжи, визжать многие гово­рящие на литературном языке (допустимо и произноше­ние [ж:] на месте [ж":]). Только у звука [j] не может быть твердой пары. У остальных мягких согласных поднятие средней части спинки языка по направлению к твердому нёбу - артикуляция, дополнительная к основному способу образования согласного. У [j] же поднятие средней части спинки языка к средней части нёба - основная артикуля­ция, без которой никакого согласного звука вообще не воз­никает.

В таблице перечислены важнейшие признаки и основные звуки современного русского литературного язы­ка (в каждом квадрате слева - глухие, справа - звонкие, вверху - твердые, внизу - мягкие). Но, конечно, далеко не нее. Если, например, сравнить начальные звуки слов сад и суд, дам и дум, таз и туз, то можно заметить разницу в их артикуляции. Перед [а] согласные произносятся без напря­жения губ, а перед [у] - с округленными и вытянутыми губами. Мы еще только приготовились произнести слова суд, дум, туз, а губы уже приняли это положение. Такая дополнительная артикуляция называется лабиализа­цией (от лат. labium - "губа"), а согласные звуки [с°], [д°], |т°] и т. п. - лабиализованными (или огубленными). Эти звуки отличаются от [с], [д], [т] артикуляцией и на слух. (Эту разницу можно услышать, если начать произ­носить слово сад и остановиться после первого согласного, затем начать произносить слово суд, но произнести только первый согласный.) В русском языке лабиализация соглас­ных всегда связана с их положением перед [у] или [o], a также перед лабиализованными согласными: [с°т°ул], [с°тол], но [стал]. Исключений нет, поэтому в транскрипции она обыч­но не отмечается.

Характеристику согласных составляют пять основных признаков: место образования, способ образования, уровень шума, участие или неучастие голоса, твердость-мягкость.

# Место образования согласного зависит от того, какой активный орган совершает основную работу и с каким пассивным органом он смыкается или сближается.

Это то место во рту, где воздушная струя встречает препятствие. Если активный орган нижняя губа, то согласные могут быть г у б н о-г у б н ы м и: [п, б, м] (пассивный орган - верхняя губа) и г у б н о-з у б н ы м и: [в, ф] (пассивный орган - верхние зубы). Если активный орган язык, то характеристика согласного зависит от того, какая часть языка - передняя, средняя или задняя - участвует в создании преграды и с каким пассивным органом - зубами, передней, средней или задней частью нёба - язык сближается или смыкается. Переднеязычные согласные бывают зубными: [т, д, с, з, н]когда передняя часть языка направляется к зубам, и передненёбными: [р, ш, ж, ч’], когда она направлена к передней части нёба. Среднеязычные одновременно всегда и средненёбные: . Заднеязычные либо средненёбные: [к’, г’, х\ у’], либо /задненёбные: [к, г, х, у].

" Способ образования согласного - это характеристика препятствия во рту на пути воздушной струи. Препятствие это бывает двух родов: либо полная смычка органов речи, либо щель между ними. Поэтому все согласные делятся на две группы: смычные и щелевые.

Щелевые (фрикативные - от лат. fricatio - "трение’) образуются в результате трения воздушной струи о края сближенных органов речи, представляющих узкую щель.

Щеле вые срединные образуются посредине сближенных органов речи: [в, ф, з, с, ж, ш, j, у, х]. При щ е л е в ьнх боковых воздух протекает сбоку ротовой полости, между боковой частью языка и зубами: [л, л’].^

Смычные согласные включают момент полного прекращения протекания воздушной струи через ротовую полость. В зависимости от характера преодоления смычки смычные делятся на взрывные, аффрикаты, носовые, дрожащие..

Взрывные согласные содержат в своем образовании два момента: сначала происходит полная Задержка воздушной струи и повышение в результате этого внутриротового давления, а затем резкое размыкание органов речи и прорыв воздушной струи в образовавшийся проход с характерным шумом. Таковы, например, [п, б, т, Д, к, г].

Аффрикаты (или смычно-щелевые, слитные) содержат, как и взрывные, тот же начальный момент - полную смычку органов речи. Но на последней фазе сомкнутые органы не резко размыкаются, а только приоткрываются, образуя щель для выхода воздуха. Таковы, например, [ц, ч’]. Они иногда обозначаются в транскрипции и иначе: [ц] - [тс], [ч’] - [тЧи5]. Такой способ обозначения указывает на неоднородность звука. Однако [тс] не равно [т] + [с] (как и [тТн’] не равно [т’] + [ш’]): [тс] - это один слитный звук, а [т] + [с] - два звука. По-разному произносятся слова о цепной и отсыпной: в первом случае звук [ц] (= [тс]), во втором случае ему соответствуют два звука. Такая же разница между словами о целевой - от солевой, о цыпке -■ отсыпке и т. п. Начальная и конечная фазы аффрикаты [тс] только напоминают звуки [т] и [с], но не совпадают с ними полностью. Таковы же и

другие аффрикаты: [дз, д’з’, дж, дДж’].

Носовые согласные характеризуются полным замыканием ротовой полости и одновременным опусканием нёбной (носовой) занавески (мягкого нёба, оканчивающегося язычком); воздух свободно протекает через носовую полость: [м, н].

Дрожащие образуются путем вибрации, дрожания кончика языка и смыкания и размыкания его с альвеолами: [р, р’].

/ _Л1о уровню шума (степени его интенсивности) согласные делятся на с о н о р н ы е [р, л, м, н, j] и ш у м н ы е [б, в, г, д, ж, з, к, п, с, т, ф, х, ц, ч\ ш] и др. Интенсивность шума шумных согласных значительно выше, чем у сонорных. Объясняется это различиями в напряженности органов речи и в силе воздушной струи при произнесении сонорных и шумных согласных. Шумные образуются при большем, чем у сонорных, напряжении мышц в том месте ротовой полости, где возникает преграда воздушной струе. Измерения интенсивности воздушной струи, выходящей из ротовой или носовой полости во время речи, показывают, что при произнесении сонорных согласных сила воздушной струи гораздо слабее, чем при произнесении шумных.

По степени интенсивности воздушной струи сонорные согласные стоят между гласными и шумными согласными.

* По участию голоса согласные делятся на две группы: произносимые с голосом (тоном) и без голоса. Голос возникает в результате того, что голосовые связки сближены и дрожат при прохождении струи воздуха. Так образуются звонкие согласные: [р, л, м, н, j, б, в, г, д, ж, з]. Разница между звонкими сонорными и звонкими шумными в том, что у звонких сонорных голос (тон) обычно преобладает над шумом, а у звонких шумных шум преобладает над голосом. Без голоса, при помощи одного только шума образуются глухие согласные: [к, п, с, т, ф, х, ц, ч\ ш]. При их произнесении голосовая щель раскрыта, а голосовые связки расслаблены.

По наличию и отсутствию голоса, т. е. по звонкости и глухости, согласные звуки образуют пары [б] - [п], [в] - [ф], [г] - [к], [д] - [т], [ж] - [ш] и др. Звук [ц] глухой. Но у него есть звонкая пара - звук [дз], который произносится на месте [ц] перед звонким согласным, например, в словах плацдарм, соцдоговор, спецзадание, Шпицберген, это отец был, конец года. Такую же пару составляют глухой [ч’]и звонкий [д’ж’]. В словах алчба, начбазы, лечь бы, мяч закатился^это дочь была произносится не [ч’], а его звонкий заместитель [д’ж’]. Он, как и [дз], появляется перед звонким шумным согласным. Звук, [у] составляет звонкую пару к [х] и произносится, например, в словах двухгодичный, сверхзвуковой, страхделегат, их было пятеро, мох зеленый, оглох бы, бухгалтер (бу[у]алтер).

У сонорных согласных звуков тоже есть звонкие и глухие пары: [р] - [р]. [л] - [л] и др. Глухие сонорные могут выступать, в частности, на конце слова после глухого согласного: мет [р], вих [р’], смыс[л], мыс[л’], пес[н’], кос[м]. Глухой [j] -пара звонкому [j] -возможен на конце слова, "особенно в эмоциональной речи: _/Отда[j]! Откро[}]\ Cro[j]!

; Твердые и мягкие согласные звуки отличаются характерной для каждой из этих групп артикуляцией. При образовании мягких согласных тело языка концентрируется в более передней части, а при

В таблице в каждом квадрате слева - глухие, справа - звонкие, вверху - твердые, внизу - мягкие.

В таблице перечислены важнейшие признаки и основные звуки современного русского литературного языка, но, конечно, далеко не все. Если, например, сравнить начальные звуки слов сад и суд, дам и дум, таз и туз и т. п., то можно легко заметить разницу в их артикуляции. Согласные перед [а] произносятся без напряжения губ, а перед [у] согласные произносятся с округленными и вытянутыми губами. Мы еще только приготовились произнести слова суд, дум, туз, а губы уже приняли это положение. Такая дополнительная артикуляция называется лабиализацией (от лат. labium - Ѵуба’), а согласные звуки [с°], [д°], [т°] и т. п.- лабиализованными или огубленными. Эти звуки отличаются от [с], [д], [т] артикуляцией и на слух. (Можно эту разницу услышать, если начать произносить слово сад и остановиться после первого согласного, затем начать произносить слово суд, но произнести только первый согласный.) Но в русском языке лабиализация согласных всегда связана с их положением перед [у] или [о]. Исключений нет. Поэтому она в транскрипции обычно не отмечается.

Методическое примечание.

В начальной школе противопоставление согласных определяется только по признаку звонкость-глухость и твердость-мягкость. Кроме того, рассматриваются только основные согласные звуки - те, которые могут быть в позиции перед гласным. В связи с этим некоторые согласные оказываются непарными. Как всегда звонкие определяются звуки, обозначаемые на письме буквами л, м, н, р, й, как всегда глухие - звуки, обозначаемые буквами х, ц, ч, іц\ как всегда твердые - ж, ш, ц, как всегда мягкие - ч, щ. Поскольку некоторые звуки не учитываются, то это меняет характеристику остальных звуков.

Артикуляционная характеристика

Однако следует заметить, что в данной схеме представлены только варианты гласных, встречающихся в сильной позиции, т.е. в ударных слогах. В безударных же слогах произносятся и другие, так называемые слабые варианты, речь о которых пойдёт в § 10. Следовательно, гласных звуков в русском языке больше 6-ти, и деление на три подъёма и три ряда не отражает действительного состава гласных русского языка. Полный вариант таблицы артикуляционной характеристики гласных звуков представлен в Приложении 2.

Вопросы и задания

1. На каких признаках основывается артикуляционная характеристика гласных звуков?

2. Какие звуки являются лабиализованными? Почему?

3. Охарактеризуйте гласные по степени подъёма языка.

4. Охарактеризуйте гласные по ряду.

5. Какими общими и различительными признаками обладают следующие пары гласных: [а] – [ы], [у] – [о], [и] – [э], [и] – [у], [э] – [о]?

6. Определите гласный звук по данному описанию:

а) лабиализованный, верхний подъём, задний ряд;

б) нелабиализованный, верхний подъём, передний ряд;

в) нелабиализованный, нижний подъём, средний ряд;

г) нелабиализованный, средний подъём, передний ряд.

7. Произнесите звук верхнего подъёма переднего ряда. Измените ряд на средний. Какой звук получим? Произнесите звук среднего подъёма переднего ряда. Измените подъём на верхний. Какой звук получим?

8. В подчёркнутых словах охарактеризуйте гласные в ударных слогах:

Апрель щебечет в синеве. И я один . Вокруг весна

А под берёзой старой И день такой хороший!

Лежит калоша на траве. А где-то есть ещё одна

Забытая. Без пары. Непарная калоша.

(В.Левин)

Артикуляция согласных звуков сложнее артикуляции гласных. Основная особенность образования согласных состоит в том, что речевой аппарат создаёт преграду в виде смыкания или сближения органов речи. В зависимости от места и способа образования звука в основу артикуляционной классификации согласных положены такие признаки:

1. Место образования звука. По месту образования все согласные различаются в зависимости от артикуляции активного и пассивного органов речи. Активными органами являются язык и нижняя губа, пассивными – верхняя губа, зубы и нёбо. По действию активного органа согласные подразделяются на губные и язычные .

Губные согласные создаются в результате сближения или смыкания нижней губы с одним из пассивных органов – верхней губой или зубами. В соответствии с этим губные согласные звуки в свою очередь подразделяются на 2 подгруппы: губно-губные ([б], [б`], [п], [п`], [м], [м`]) и губно-зубные ([в], [в`], [ф], [ф`]).



Язычные согласные в зависимости от того, какая часть языка – передняя, средняя или задняя – участвует в создании преграды с пассивными органами – зубами и нёбом (которое в свою очередь условно делится на переднюю, среднюю и заднюю части), подразделяются на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные . Переднеязычные согласные по пассивному органу делятся на зубные ([т], [т`], [д], [д`], [ц], [с], [с`], [з], [з`], [н], [н`], [л], [л`]) и передненёбные ([ч`], [ш], [ш`:], [ж], [ж`:], [р], [р`]).

Средняя часть языка может приподниматься только к средней части нёба. Поэтому среднеязычный средненёбный согласный только один: [й`].

Заднеязычные согласные по пассивному органу делятся на средненёбные ([г`], [к`], [х`]) и задненёбные ([г], [к], [х]).

2. Способ образования звука. При классификации по способу образования учитывается характер преграды, образующейся между активным и пассивным органом речи. Эта преграда может быть двух типов: либо происходит полное смыкание органов речи, либо они сближаются, оставляя между собою узкую щель. В соответствии с этим все согласные по способу образования можно разделить на 2 основные группы: смы́чные и щелевые (их ещё называют фрикативные , от лат. fricatio – трение ).

При образовании смычных согласных, как было сказано, активный орган тесно смыкается с пассивным, прекращая прохождение воздушной струи. В зависимости от характера преодоления такой преграды смычные согласные делятся на следующие подгруппы: взрывны́е : размыкание органов речи происходит в результате резкого их прорыва воздушной струёй с характерным шумом ([п], [п`], [б], [б`], [т], [т`], [д], [д`], [к,] [к`], [г], [г`]); аффрикаты (или смычно-щелевые ): органы речи не резко размыкаются, а приоткрываются, образуя щель для выхода воздушной струи ([ц], [ч`]); носовые : в результате смыкания органов речи воздушная струя свободно проходит через носовую полость ([м], [м`], [н], [н`]); дрожащие : кончик языка периодически прижимается к передней части нёба или отходит от неё, создавая своеобразную вибрацию, дрожание ([р], [р`]).

Щель при образовании щелевых согласных может образовываться посередине сближенных органов речи или между боковой частью языка и нёбом. В соответствии с этим щелевые согласные подразделяются на срединные ([ф], [ф`], [в], [в`], [с], [с`], [з], [з`], [ш], [ш`:], [ж], [ж`:], [х], [х`], [й`]) и боковые ([л], [л`]).

3. Наличие или отсутствие палатализации. Палатализация согласных (от лат. palatum – твёрдое нёбо ) – это дополнительная артикуляция, возникающая вследствие подъёма средней части языка по направлению к твёрдому нёбу. Согласные, образуемые с такой дополнительной артикуляцией, являются мягкими , а без неё – твёрдыми (сравните артикуляцию парных по данному признаку согласных, например, [п] – [п`], [н] – [н`] и др.). Только у звука [й`] такая артикуляция является не дополнительной, а основной (вспомните его характеристику по месту образования – среднеязычный средненёбный).

Различие согласных по твёрдости-мягкости требует особенного внимания, т.к. при всей важности этого различия оно не нашло прямого отражения в буквенном составе русского алфавита: парные твёрдые и мягкие согласные обозначаются одной и той же буквой, хотя и при помощи других средств (букв ь, е, ё, ю, я ), что, по-видимому, несправедливо даёт основания некоторым авторам школьных и вузовских учебников не принимать во внимание наличие или отсутствие соответствующих пар различных согласных.

Так, например, часто можно услышать и прочитать высказывания типа «Мягкий звук [н] в слове конь » (но ведь в этом слове нет звука [н], а есть [н`]. Если же произнести слово с [н], то получим кон , а не конь , т.е. разные по смыслу слова); «Звук [ч`] всегда мягкий» (но разве звуки [т`], [с`] или [л`] и др. не «всегда мягкие»? Ведь не могут же они быть то твёрдыми, то мягкими, иначе не различали бы мы по звучанию лексическое значение слов [пут] – [пут`] (пуд – путь ), [вл`эс] – [вл`эс]

(в лес – влезь ), [лук] – [л`ук] (лук – люк ) и т.п.).

Кроме того, в ряде пособий при характеристике согласных по месту и способу образования указываются только твёрдые звуки, тем самым создавая ошибочное впечатление, что мягкие согласные являются лишь разновидностью твёрдых. Отметим, что существующая особенность в буквенном обозначении твёрдых и мягких согласных, а также схожесть артикуляции при их образовании не может служить основанием для предположения, что само различие твёрдых и мягких звуков имеет лишь второстепенное значение. Это различие так же важно, как и различие по всем другим признакам: звонкости-глухости, способу образования и т.п., т.к. твёрдые и мягкие согласные способны различать слова: мать – мять ([м] – [м`]), был – быль ([л] – [л`]), кров – кровь ([ф] – [ф`]) и многие другие. Следовательно, это вполне самостоятельные звуки, а не варианты одной и той же фонетической единицы.

Большинство твёрдых и мягких согласных образуют соотносительные пары: [д] – [д`], [р] – [р`], и т.д. Однако не у всех согласных имеются подобные пары. Так, в русском языке нет мягких пар у звуков [ц], [ж], [ш] ([ж`:] и [ш`:] нельзя считать соответствующими мягкими парами, т.к. они отличаются от [ж] и [ш] не только мягкостью, но и долготой, которая является их самостоятельным признаком), а твёрдых – у [ч`], [й`]. Их можно называть либо непарными твёрдыми (или мягкими согласными), либо звуками, не имеющими мягкой (или твёрдой) пары (но не «всегда твёрдыми» или «всегда мягкими»).

В фонетической транскрипции мягкость согласного обозначается [`]. Отсутствие такого значка указывает на твёрдость согласного. Поэтому особо хочется оговорить обозначение в транскрипции звука [й`]. Традиционно мягкость этого звука не указывается, возможно, на том основании, что для него палатальная артикуляция является основной, в то время как для других мягких звуков – дополнительной. Но всё же, по нашему мнению, отсутствие значка мягкости в фонетической транскрипции, особенно в младших классах, может ввести в заблуждение: ребёнок автоматически назовёт звук твёрдым. Поэтому лучше обозначать звук так: [й`], ведь указывается же всегда мягкость [ч`], также не имеющего в русском языке твёрдой пары.

Таблица акустико-артикуляционной характеристики согласных звуков представлена в Приложении 3.

Вопросы и задания

1. На каких признаках основывается артикуляционная характеристика согласных звуков?

2. Охарактеризуйте согласные по месту образования (учитывая активный и пассивный орган речи).

3. Охарактеризуйте согласные по способу образования.

4. Что такое палатализация? Охарактеризуйте согласные в зависимости от её наличия или отсутствия.

5. Докажите наличие мягких согласных как самостоятельных фонетических единиц.

6. В одном из пособий по русскому языку приводится такое объяснение: «В словах жир, цирк, шёпот непарные твёрдые согласные ж, ш, ц остаются твёрдыми и произносятся твёрдо, а в словах чаща, чудо, щука непарные мягкие согласные ч, щ произносятся мягко». Оцените правильность данного утверждения.

7. Выпишите слова, не имеющие мягких согласных: матч, лось, маяк, тема, мел, мышь, цыплёнок, бороться .

8. По каким классификационным признакам различаются согласные [б]-[б`], [т]-[с]-[ц], [г]-[к], [ф]-[х]? А какими признаками они объединены?

9. Какие артикуляционные особенности создают трудности в произношении скороговорок?

На дворе трава, на траве дрова. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. В один, Клим, клин колоти.

10. Определите согласные звуки по данному описанию. Приведите примеры слов, где встречаются такие звуки.

а) шумный, звонкий, парный; губно-губной; смычный, взрывной;

мягкий, парный;

б) шумный, глухой, непарный; переднеязычный, зубной; смычный,

аффриката; твёрдый, непарный;

в) сонорный; переднеязычный, передненёбный; смычный, дрожащий;

мягкий, парный;

г) шумный, звонкий, парный; заднеязычный, задненёбный; взрывной,

твёрдый, парный.

11. Определите слово, в состав которого последовательно входят звуки со следующими признаками:

Согласный; сонорный; среднеязычный, средненёбный; щелевой, срединный; мягкий, непарный;

Гласный; лабиализованный; средний подъём; задний ряд;

Согласный; шумный, глухой, парный; переднеязычный, передненёбный; щелевой, срединный; твёрдый, непарный.

12. Затранскрибируйте слова. Дайте характеристику гласным и согласным звукам1: пень, струя, всё, сбор, дед, пример, жизнь, юрист, часть, цвет, ящик, кто, футбол, ружьё .

Артикуляционная фонетика.

Артикуляционная фонетика изучает анатомо - физиологическую базу артикуляции (речевой аппарат) и механизмы речи производства. Артикуляционная характеристика позволяет рассмотреть звук с позиции говорящего. Звук, с точки зрения артикуляции – это определенное звуковое единство, которое состоит из приступа (экскурсии), выдержки и отступа (рекурсии). Приступ артикуляции состоит в том, что органы речи переходят из спокойного состояния в положение, необходимое для произнесения данного звука. Выдержка - это сохранение положения, необходимого для произнесения звука. Отступ артикуляции состоит в переводе органов речи в спокойное состояние. В основу артикуляционной характеристики кладется работа произносительных органов, прежде всего активных органов речи (язык, губы).

Речевой аппарат, т.е. совокупность органов речи, к которым относятся: губы, зубы, язык, небо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма следует понимать условно.

Весь речевой аппарат лингвистики, т.е. с точки зрения образования звуков речи можно разделить на три части:

Всё, что ниже гортани

Всё, что выше гортани

Пространство, в котором может осуществляться артикуляция от голосовых связок до губ, называется речевым трактом. Знание артикуляции делает возможной классификацию звуков русского языка.

Артикуляционными различиями обусловлено деление звуков русского языка на гласные и согласные. При образовании гласных звуков слабая воздушная струя проходит свободно, не встречая преград. При образовании согласных звуков более сильная воздушная струя встречает на своем пути преграды.

Артикуляционная фонетика изучает анатомофизиологическую базу артикуляции (речевой аппарат) и механизмы речепроизводства. Артикуляционная характеристика позволяет рассмотреть звук с позиции говорящего.Звук (с точки зрения артикуляции) – определенное звуковое единство, которое состоит из приступа (экскурсии) и отступа (рекурсии). В основу артикуляционной характеристики кладется работа произносительных органов, прежде всего активных органов.

Термин «речевой аппарат», т.е. совокупность органов речи, к которым относятся губы, зубы, язык, нёбо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, следует понимать условно. Поэтому весь речевой аппарат лингвистически (т.е. с точки зрения образования звуков в речи) можно разделить на три части:

1. всё, что ниже гортани (дыхательный аппарат, необходимый для образования речевых звуков);

2. гортань (преобразование воздушного потока);



3. всё, что выше гортани (в которых осуществляется артикуляция).

Пространство, в котором может осуществляться артикуляция от голосовых связок до губ называется речевым трактом.

Значение артикуляции делает возможной классификацию звуков русского языка. Артикуляционными различиями обусловлено деление звуков русского языка на гласные и согласные. При образовании гласных звуков слабая воздушная струя проходит свободно, не встречая преград. При образовании согласных более сильная воздушная струя встречает преграды.

В русском языке гласные классифицируются по 3-ём признакам:

1.по ряду – определяется движением языка по горизонтали:

· гласные переднего ряда – и, э

· гласные среднего ряда – ы, а

2.по подъему – движение языка по вертикали:

· нижнего подъема – а

· среднего подъема – э, о

· верхнего подъема – и, ы, у

3.по наличию или отсутствию лабиализации, т.е. по вытягиванию или округлению губ:

· лабиализованные о, у

· нелабиализованные все остальные

Согласные звуки характеризуются по 4-ем основным признакам:

[р] [л] [м] [н] [j]

[р, ] [л, ] [м, ] [н, ]

· шумные

- звонкие [б] [в] [г] [д] [з] [ж] [й]

[б, ] [в, ] [г, ] [д, ] [з, ]

- глухие [п] [т] [к] [с] [х] [ц] [ч]

[п, ] [т, ] [к, ] [с, ]

2. по месту образования:

Согласные:

· губные

Ø губно-губные [б] [п] [м]

[б, ] [п, ] [м, ]

Ø губно-зубные [в] [ф]

[в, ] [ф, ]

· язычные

Ø переднеязычные:

Зубные [д] [т] [з] [с] [л] [н] [ц]

[д, ] [т, ] [з, ] [с, ] [л, ] [н, ] [ц, ]

Небные [ж] [ш] [р] [ч]

[ж, ] [ш, ] [р, ] [ч, ]

Ø среднеязычные [j]

Ø заднеязычные [г] [к] [х]

[г, ] [к, ] [х, ]

3. по способу образования – обусловлен характером преграды, которая встречается на пути воздушной струи (полная смычка органов речи или щель)

· смычные (взрывные) [б] [п] [д] [т] [г] [к]

[б, ] [п, ] [д, ] [т, ] [г, ] [к, ]

При образовании смычных согласных вначале происходит полное смыкание органов произношения, а потом воздушная струя резко размыкает их.

· аффрикаты [ц] [ч]

Согласные звуки, которые образуются путем смыкания органов речи, между которым остается щель и воздух, проходя через эту щель как бы взрывается.

· дрожащие (вибранты) [р]

Образуются при помощи дрожащего кончика языка, который вибрирует при выходе воздушной струи.

· смычно-проходные

Ø боковые [л]

Ø носовые [м] [н]

[м, ] [н, ]

Образуются в результате того, что воздушная струя из-за смычки органов находит другой выход.

· щелевые (фрикативные) [ф] [в] [з] [с] [ж] [ш] [х] [j]

[ф, ] [в, ] [з, ] [с, ] [ж, ] [ш, ] [х, ]

При образовании фрикативных согласных активный орган сближается с пассивным, образуя щель, через которую проходит воздушная струя, щель образуется в результате трения.

4. по отношению к палатализации

Одной из характерных черт русских согласных является признак твердости/мягкости. При произношении мягких согласных кроме основной артикуляции используется дополнительная артикуляция палатализации (j-овая пал.). Для твердых согласных характерна особая артикуляция твердости (веляризация).

Согласные образуют пары по твердости/мягкости.

[б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [х]

[б, ] [в, ] [г, ] [д, ] [з, ] [к, ] [л, ] [м, ] [н, ] [п, ] [р, ] [с, ] [т, ] [х, ]

Непарные мягкие:[j] [ч, ] [ш, ]

Непарные твердые:[ж] [ш] [ц]

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...