И индивидов определяет положение в. Малая группа

Важнейшей характеристикой положения индивида в социальной группе является его роль и статус. Статус - это достаточно устойчивая позиция в рамках институциализированного взаимодействия, он определяется местом индивида в системе общественного разделения труда, социальной иерархии, может быть формализованным илинеформализованным , главным и второстепенным , предписанным и достигаемым , прирожденным и приобретенным (образование, квалификация), социальным (принадлежность к большой социальной группе) и личным (принадлежность к малой или первичной социальной группе). Социальный статус наиболее важен среди незнакомых, личный - среди знакомых людей. Они могут, как совпадать, так и не совпадать (пример несовпадения: высокий статус в трудовом коллективе, и низкий - в семье). Главным называется характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие. Он определяет стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения и т.п. Для научной интеллигенции это ученая степень, для менеджеров - должность.
Прирожденными в строгом смысле слова считаются только три социальных статуса: пол, национальность, раса (мужчина, африканец, русский, сын, дочь, сестра, брат и т.д.). Однако уже появились понятия биологического пола и социально приобретенного. Люди сами могут выбирать и национальность.
Приписываемый (предписанный, аскриптивный) статус не сводится к прирожденному, так как является социально приобретаемым, но различить их бывает весьма сложно (теща, тесть, падчерица, пасынок, крестный отец и мать).
Достигаемый статус человек приобретает благодаря собственным усилиям или удаче (муж, студент, чемпион мира, рок-звезда и др.). Чем более общество является развитым и открытым, тем больше в его социальной структуре ячеек, рассчитанных на достигаемые статусы.
Но зачастую очень сложно определить, к какому типу относится тот или иной статус, в этих случаях говорят о смешанном статусе (дворянин, академик, олимпийский чемпион и т.д.).
К элементам статуса относятся: адекватность поведения, реализация определенных прав и обязанностей, идентификация (психологическое отождествление себя со своим статусом).
Статусный набор - это совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом.
Если статус рассматривается как место в иерархии, его называют рангом . Ранг статуса может быть высоким, средним и низким.
Престиж - это оценка определенного статуса в социальной иерархии, принятая и закрепленная в общественном мнении.
Социальной ролью принято называть ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с его статусом. Роль является динамической стороной статуса. Она представляет собой некоторый образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе. Социальная роль может быть закреплена за человеком формально (например, в законодательном акте) или же носить неформальный характер. Каждый человек обладает целым набором социальных ролей, осуществляемых им в обществе (ролевой набор ). Их совокупность называется ролевой системой . Общество стремится подчинить индивида его социальной роли с помощью механизмов отбора, предписания и контроля за исполнением роли. С другой стороны, чтобы сформировать свою личностную идентичность, индивиду необходимо общество. Самоидентификацией называют самоопределение личности в статусно-ролевой системе общества.



Семья как малая социальная группа

К малым социальным группам можно отнести семью, бригаду, а к большим - этносы, классы, страты. Малой группой называют небольшое число людей, которые хорошо знают друг друга и взаимодействуют между собой. К ее признакам можно отнести: ограниченное число членов (2-20), стабильность состава, наличие внутренней структуры, ролей и т.д. Исходные формы малой группы - диада (в основе эмоциональная привязанность) и триада (уже присутствует социальное отношение, понятие большинства). Триада более стабильна. В ней меньше чувств, но лучше развито разделение труда, что дает независимость индивидам.
Семья - это малая группа, фундаментальный институт общества, придающий ему стабильность, первичная ячейка общества (так считали Аристотель, Гегель, Маркс), среда воспитания детей и формирования их личности. В ней осуществляется начало социализации индивида, она способствует становлению гражданина. Благодаря семейным отношениям обеспечивается преемственность поколений, воспроизводится культура. Чем крепче семья, тем стабильнее общество. С разрушением семейных уз разлагается и общество.
Семья выполняет следующие функции: репродуктивную (продолжение рода), воспитательную, хозяйственно-экономическую, рекреативную (взаимная моральная и материальная поддержка) и коммуникативную (общение). Члены традиционной семьи связаны общностью быта, ведением совместного хозяйства, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. В нормальной семье человеку всегда легче решать проблемы и материальные, и психологические, чем будучи одному.
Семья может быть основана на (1) кровном родстве, (2) браке или (3) опекунстве. Гегель полагал, что семья - это прежде всего нравственный союз. В жизненном цикле семьи можно выделить несколько стадий: начальная (от брака до рождения ребенка) - стадия роста; зрелая (стадия отселения взрослых детей или рождение внуков); завершающая для старшего поколения и знаменующая начало нового жизненного цикла.
Семья может быть многопоколенной (в которой дети, создав собственные семьи, не отъезжают от родителей) и двухпоколенной (нуклеарной , когда дети отделяются от родителей, идет процесс "ядерного" деления. Первый тип семьи свойственен для традиционного аграрного общества, для сельской жизни, он носит патриархальный характер, при котором уважается старшинство и глава семьи; второй - для современного общества, городской жизни, где каждый член семьи обладает свободой и независимостью. Однако нуклеарная семья менее устойчива, в ней меньше детей и выше процент разводов.
Основой создания новой семьи является брак как "добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, порождающий для них личные и имущественные права и обязанности и направленный на создание семьи". Государство, заботящееся о своей стабильности и о своем будущем, должно всячески поддерживать семью, особенно помогать молодоженам и многодетным семьям.

Расы и расизм

Социальная сфера может быть представлена различными формами общности людей в соответствии с мерой природной определенности:
1) естественноисторическими - пол, поколение, раса и т.д. (целиком в природе);
2) этноисторическими - род, племя, народность, нация (смесь природных и социальных факторов: осуществляется мощное влияние культурных факторов, но и природа еще не уступает своих позиций);
3) социально-историческими - касты, сословия, классы и страты (всецело определяются социально-экономическими и культурными факторами).
Раса - это категория людей с общими биологическими чертами, природно-климатически детерминированными, передающимися от поколения к поколению. Происхождение и изменение физического типа человека изучает антропология (от греч. "антропос" - человек).
Есть различные классификации рас . Самая общая выделяет три основных: европеоидную (относительно светлая кожа и пушистые волосы); монголоидную (желтая или желто-коричневая кожа и узкий разрез глаз); негроидную (темная или черная кожа и вьющиеся волосы). Это белая, желтая и черная расы - в массовом сознании. Однако чистых рас практически уже нет, и границы между ними достаточно условны.
Существуют две точки зрения относительно происхождения рас: моногенетическая (она говорит о том, что все расы происходят от одного общего предка, а расовые различия возникли в результате длительного влияния различных географических зон, ее придерживается большинство ученых) и полигенетическая (расы рассматриваются как биологически различные виды).
Расизм несостоятелен как с точки зрения строго научной, биологической и социальной, также он недопустим и с точки зрения духовной, морально-нравственной. Расовые признаки не носят морфологический характер, а являются надстроечными, внешними и второстепенными по отношению к общей природе человека. Морфологическими являются, например, строение скелета, мышц, мозга, а внешними - цвет кожи, разрез глаз и т.п. Последние начали формироваться в период позднего палеолита (30-40 тыс. лет назад). Представители различных рас дают здоровое потомство, что невозможно при видовом отличии, а физические и психологические различия между расами не являются препятствием к их социальному и духовному развитию. Они несущественны для характеристики человека как социального и духовного существа. Умственное, социальное, духовное развитие - это плод длительного культурно-цивилизационного развития, результат воспитания и образования, а не биологического наследования. В основе расизма могут лежать неверно интерпретированные биологические данные, а духовно-нравственно он абсолютно невозможен и недопустим.

Этнические общности

Этнические общности представляют собой территориальные группы, связанные кровнородственно. В основе формирования этносов - семья, род, клан, которые иногда называют доэтническими общностями. Их состав ограничен, они входят в более крупное целое и не обладают самостоятельной культурой. Семья - наименьшая кровнородственная группа людей, связанная общностью происхождения (бабушка, дедушка, отец, мать, дети). Несколько семей, вступивших в союз (или разросшаяся семья), образуют род (группа кровных родственников, возводящих себя к одному предку). Роды объединяются в кланы (группа родственников, носящих имя предполагаемого предка), которые сохраняют общую собственность на землю, кровную месть и круговую поруку. Несколько кланов, объединившись, составляют племя.
Племя управляется вождем или племенным советом, его численность может доходить до многих тысяч. Этот тип этнической организации свойственен родовому строю. На основе родственных племен, живущих по соседству, имеющих общий язык и сходные обычаи возникает соплеменность . Союз племен - это уже скорее политическое, нежели этническое образование. На его основе возникали метаэтносы из родственных или близких по формам хозяйствования и языку этносов (этнические объединения эллинов, древних славян, иранцев, тюрков и т.д.).
Вместе с формированием дифференцированного общества племена объединяются в общности, на основе которых возникает новый исторический тип этноса - народность. Обычно в народность консолидируются близкородственные племена, но бывает, что и не родственные этнические группы. Решающую роль в превращении соплеменности в народность играет государство. Народность - это этническая общность, исторически расположенная между племенами и нацией, свойственная для рабовладельческого и феодального общества.
Архаические народности возникают в IV-III тыс. до н.э., вместе с первыми цивилизациями. Они уже имели границы, были более сплоченными. Древнерусская народность сформировавшаяся во второй половине I тыс. н.э., включила в себя и неславянские этносы (финно-угорские, балтские, тюркские). Русское слово народ отражает процесс его происхождения (корень "- род" дополняется расширяющей приставкой "на-", что означает "все увеличивающееся потомство").
Римская империя, объединив многие народы (этруски, галлы, иберы и др.), создала новый - "популюс романус". Однако после ее развала стали формироваться новые европейские этносы, что было связано со становлением новых государств - Италии, Испании, Франции и др. История рождения новых народов представляет собой процесс смешения и слияния, который продолжается и сегодня. С XVIII в. выходцы из Англии, Голландии и Германии стали осознавать себя американцами. Большинство жителей США перешли на английский язык и считают себя американцами, хотя и с различным происхождением. В Южной Африке к XIX в. выходцы из Европы образовался народ - африканеры или буры (от нидерландского "крестьяне"). Их язык похож на голландский. В конце XX столетия в молодых государствах Океании происходит процесс сближения мелких племен и образование новых народов (новогвинейцы и др.).
Этнос (от греч. "группа", племя, народ) - это исторически возникший вид устойчивой социальной группы людей, обладающий неповторимой внутренней структурой: языком, обычаями, культурой, формами хозяйственной деятельности и т.д. Но в целом четкого определения этноса пока нет, его ищут биологи, географы, историки. К этническим общностям относят племя, народность и нацию.
Понятие этноса широко использовалось Л.Н. Гумилевым (1912-1992). С его точки зрения этнос связывает как социальный, так и природный аспекты. Он есть как социокультурная общность, так и форма внутренней дифференциации вида homo sapience, которая зависит, прежде всего, от географических условий жизни и форм хозяйственной деятельности. "Этничность" является универсальным признаком человека, ибо он обязательно принадлежит к какому-либо этносу.
Этногенез представляет собой локальный вариант внутривидового формообразования, обусловленный сочетанием исторических и географических факторов. Гумилев рассматривал этногенез через понятие "месторазвития" - когда характер территории оказывает определяющее воздействие на духовный склад и обычаи народа. Формирование этносов он также соотносил с понятием пассионарности . Данное понятие занимает центральное место в теории этногенеза Гумилева 1 . Пассионарный толчок образует начальную точку этногенеза, что связано с мутацией, происходящей в результате воздействия определенных географических факторов. Естественный срок жизни этноса - 1200-1500 лет.
Процесс этногенеза рассмотрен Гумилевым с позиций его энергетической природы, а в качестве источника исторического творчества названа биохимическая энергия живого вещества биосферы. Отдельные люди различаются, согласно теории Гумилева, по количеству биохимической энергии, которую они способны устойчиво извлекать из внешней среды. В этой связи Гумилев выделил три индивидуальных типа: "гармоничные люди", которые обладают достаточным количеством энергии для приспособления к окружающему миру; "субпассионарии", которые, будучи не в состоянии поддерживать бытовую устроенность, живут в погоне за сиюминутными удовольствиями; и "пассионарии", обладающие избытком биохимической энергии. Этот избыток они обращают в деятельность, направленную на творческое переустройство действительности.
В наибольшей степени единство этноса выражается в общности фундаментальных стереотипов поведения. Основаниями для объединения в этносы могут быть разными, от общности языка, религии, культуры и государственной принадлежности, до единства территории и т.д., в связи с чем возникло несколько классификаций этносов :
1) территориально-государственная, в основе которой - географический критерий;
2) языковая. Однако существуют самые разнообразные соотношения языков и народов. Так евреи в рассеянии стали говорить на языках других народов, сохраняя, тем не менее, свою письменность. Английский язык, стал языком иных этносов (австралийцев, новозеландцев, американцев и др.). Сербскохорватский язык является родным для нескольких народов (хорваты, сербы, черногорцы). Но есть народы, пользующиеся одновременно несколькими языками: люксембуржцы (летцембургиш, французский и немецкий), швейцарцы (немецкий и французский);
3) на основе особенностей хозяйственной деятельности и культуры.
Наряду с этносами выделяют хозяйственно-культурные типы населения и историко-культурные области , когда у разных народов, живущих в сходных природных условиях, наблюдаются совпадения. Структура этносов разнообразна и может включать в себя как различные племена, так и субэтнические группы (у русских - поморы, казаки, старообрядцы и т.д.) и социально-правовые корпорации . Суперэтносы включают в себя целые регионы ("Запад", "Мир ислама" и т.д.).
В отношениях между народами возможны:
Симбиоз (от греч. "симбиозис" - совместная жизнь) - сосуществование разных организмов или народов. Новые народы и нации могут образовываться путем стихийного смешения различных этнических групп (латиноамериканские народы).
Ассимиляция (от лат. assimilatio - уподобление) - слияние этносов, при котором один из них усваивает чужую культуру и утрачивает свою (этническое поглощение). Ассимиляция бывает естественной (при длительных культурных контактах и межэтнических браках) и насильственной (подавление развития языка и культуры этнического меньшинства).
Диаспора (греч. "рассеяние") - большая группа людей, территориально оторванная от своего народа существующая достаточно автономно, не смешиваясь с другими народами.
Народы не только рождаются, но и умирают, в основном из-за политических причин. На территории Восточной Европы исчезли, ассимилировались такие народы, как болгары (древний тюркский народ), половцы и др. Полностью были уничтожены тасманийцы, исчезли убыхи - кавказский народ, подвергшийся изгнанию в Турцию. Существуют народы-странники, правда - по принуждению в основном: ирландцы, евреи, армяне, цыгане (самоназвание ромa , в X в. вышли из Индии), курды. Есть также этносы, сохранившиеся на протяжении более чем 2-х тыс. лет: греки, армяне, китайцы, евреи, эскимосы.

6. Понятие нации и его современное содержание

В Европе в XIII-XVI вв. стали формироваться этносы современного типа - нации. Они возникают на основе народностей в эпоху капитализма как высший тип этноса. Западноевропейское понятие "нация" сформировалось в эпоху Возрождения. Нация - это исторически устойчивая общность людей, возникающая в результате единства государственной, территориальной, экономической, социальной и культурной жизни. Экономическая основа существования нации характеризуется наличием общенационального рынка, который преодолевает раздробленность и замкнутость местных рынков. Народ как этническая категория становится нацией, только осознав свою индивидуальность, живое место в общечеловеческой семье. Можно говорить также о чувстве этнической принадлежности , которое характерно для рода, племени и народности. Национальной культуре свойственен фольклор, определенные обычаи и верования. Национальное самосознание является высшей формой этноисторической общности людей. Если чувство этнической принадлежности выражает бессознательное единство, то национальное самосознание - сознательную самоидентификацию нации. О прочности и интенсивности национальной самоидентификации может служить отношение к языку, традиции, обычаям, верованиям, образу жизни и т.д.
В современном смысле слова нация - это автономная, зачастую не ограниченная территориальными рамками общность, члены которой привержены общим ценностям и институтам. Представители одной нации уже могут не иметь общего предка и общего происхождения, хотя объединяющая их национальность сформировалась благодаря общей истории, языку и культуре. Проходя эволюцию от племени и народности к нации, в общности людей убывают биологические черты и начинают преобладать социально-политические и даже духовные. Если общность территории первоначально было одним из главных факторов образования нации (английская и американская), то в современном мире это уже не столько территория, сколько общая коммуникативная целостность . Нация - это "говорящее бытие", языковая общность. Общенациональный язык возвышается над диалектами и жаргонами, получает свое закрепление и развитие в литературе. Однако в современном мире есть факты, когда на одном языке говорят различные нации (английский - англичане и американцы) и наоборот, в рамках одной нации существует несколько языков (Швейцария - нация без языкового единства). Вопрос о единстве языка крайне важен для жизни нации, и все же он не определяет ее бытие: швейцарская нация говорит на трех языках; евреи, отправляющиеся на вновь обретенную родину, заново учат иврит. Русские эмигранты во втором и третьем поколении порой едва говорят на родном языке, но считают себя русскими и тоскуют по родной земле. На базе общности территории, экономической жизни и языка формируется общая культура и менталитет нации. Менталитет - это особые стереотипы и установки мышления людей.
Традиционно выделяемые признаки нации (общность экономики, территории, языка и "психического склада") явно недостаточны и ограниченны. Пример цыган и евреев показал, что можно сознавать себя нацией, не имея ни своей территории, ни общей экономики и т.д. Антропологи считают, что слово "нация" характеризует не столько принадлежность к определенному народу, сколько к государству. Это подтверждает то, что такие названия как индийцы, индонезийцы, филиппинцы, американцы означают не этносы, а совокупность граждан определенной страны. Афроамериканцы, пожалуй, составляют в США самостоятельный народ, несмешивающийся с представителями других народов нации. Однако как национальную, так и этническую территорию не следует отождествлять с государственными границами (хотя зачастую они совпадают, или стремятся к этому). Бывает и так, что два государства представляют одну нацию (Северная и Южная Корея, Россия и Беларусь (согласно определенному мнению), ранее - разделенные Вьетнам и Йемен), Однако эти разделения преодолеваются. Может ли нация существовать, не будучи государством? Возможно многонациональное государство, а потеря государственной самостоятельности не ведет автоматически к гибели нации. Главное в проблеме нации - самосознание. Возможно создание многонационального государства (Россия), в котором соблюдаются права и свободы каждой народности. При этом несколько языков могут быть государственными (Бельгия, Швейцария), и существовать культурный плюрализм. Так в США на место "плавильного котла", в котором стираются все национальные различия, приходит идея этнического "салата". Культурный плюрализм иногда рассматривается как успешная адаптация человека к чужой культуре без отказа от своей собственной.
Если в западной науке развита концепция политической нации, то в России это, прежде всего, духовное образование. "Сущность всякой национальности, - писал В.Г. Белинский, - состоит в ее субстанции. Субстанция есть то непреходящее и вечное в духе народа, которое, само не изменяясь, выдерживает все изменения, целостно и невредимо проходит через все формы исторического развития" 2 . Главным признаком современной нации является единство культуры, понимаемой как системы ценностей. Нация - это общность святынь. Для Бердяева ни раса, ни территория, ни язык, ни религия не являются признаками, определяющими нацию, хотя все они играют ту или иную роль в ее формировании. Нация - это сложное историческое образование, возникающее в результате смешения рас и племен, многих перераспределений земель, с которыми она связывает свою судьбу в ходе культурного процесса, созидающего ее неповторимый духовный лик. В результате всех исторических и психологических исследований "остается неразложимый и неуловимый остаток, в котором и заключается вся тайна национальной индивидуальности" 3 . Россия стоит на пути создания единой нации. От реализации этой задачи зависит ее будущее существование. Формированию единого общенационального сознания, общенациональной культуры способствует массовое образование, ставшее с XIX в. в развитых странах мощным механизмом национальной интеграции.
В отношениях между народами недопустима никакая дискриминация как исключение или предпочтение, основанное на признаках пола, расы, религии, политических убеждений, национальной принадлежности или социального происхождения и имеющее своим результатом ликвидацию или нарушение равенства правовых возможностей человека и гражданина в различных сферах его общественной и личной жизни.
Дискриминация может возникать в силу группового эгоизма, к которому можно отнести этноцентризм как свойство этнического самосознания, рассматривающего все с точки зрения ценностей собственной этнической группы. С точки зрения социологии этноцентризм может быть функционально целесообразен, поскольку содействует стабильности общности, ее развитию. Но при определенных условиях он становится дисфункциональным. Как только людей начинают различать по крови, в том, что касается прав, - это начало бесчеловечности. Этноцентризм является следствием предубеждений, неправильных, искаженных представлений одной нации по отношению к другой. Расовая и национальная нетерпимость представляет собой бытовую разновидность этноцентризма. В демократических странах права национальных меньшинств равны правам коренного народа. Каждый народ, как и человек, неповторим.
Ксенофобия - это страх и ненависть по отношению к другой расе, народу, культуре.
Из расизма могут вытекать как апартеид, так и геноцид.
Апартеид представляет собой политику расового разделения и дискриминации. В наиболее резкой форме он проводился в Южно-Африканской Республике в отношении африканцев и индийцев в XX в. Белые расисты этой страны лишали каких-либо прав коренное население, изолировали его, устраивали массовые репрессии.
Геноцид (от греч. genos род и лат. caedere убивать) представляет собой истребление отдельных групп населения исходя из расовых, национальных, религиозных, политических и иных мотивов. Геноцид является тягчайшим преступлением против человека и человечества, ибо культура каждого народа неповторима.
История знает не один пример геноцида целых народов. Однако XX в. превзошел в этом преступлении все времена (две кровавые мировые войны и зверства тоталитарных режимов). Фашисты осуществляли геноцид против ряда народов, в войне, развязанной ими, погибло около 50 млн. человек. Особенно пострадали русские, украинцы, поляки, белорусы, югославы и сами немцы. В отношении евреев фашисты осуществляли тотальный геноцид, варварски уничтожая не только мужчин, но и детей, женщин и стариков.
В XX в. произошло два крупнейших геноцида по собственно национальному признаку: армян в Турции в 1915 г. и Холокост (англ. "жертва всесожжения") - уничтожение евреев фашистами во Второй мировой войне, когда погибло 6 млн. евреев (более 1/3 от общей численности).
Сталинизм, в отличие от фашизма, который уничтожал другие народы, обрушился на свою страну, устроив геноцид народов, ее населяющих. Он ввел институт заложников, организовал концентрационные лагеря, использовал бессудные массовые репрессии, проводил выселение целых народов. Геноцид выражался и в уничтожении исторической памяти народов, памятников истории и культуры, сведением к нулю свободы совести и религии, полное удушение свободы слова, мысли и интеллектуального поиска.
Уже в начале XXI века в Косово произошли события, которые также можно назвать геноцидом, когда сотни тысяч сербов были изгнаны с их земель, их памятники истории и культуры варварски уничтожались и осквернялись. Относительно межнациональных отношений в современности можно сказать, что мир сошел с ума…

Психология групп

1.3.4 Положения индивида в группе в качестве ее члена

1.3.4.1 Статус

Другая часть понятийной схемы, которая используется в исследованиях групп, касается положения индивида в группе в качестве ее члена. Первым из понятий, употребляемых здесь, является понятие “статус” или “позиция”, обозначающее место индивида в системе групповой жизни. Термины “статус” и “позиция” часто употребляются как синонимы, хотя у ряда авторов понятие “позиция” имеет несколько иное значение[ Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1967 - С. 76]. Самое широкое применение понятие “статус” находит при описании структуры межличностных отношений, для чего более всего приспособлена социометрическая методика. Но получаемое таким образом обозначение статуса индивида в группе никак нельзя считать удовлетворительным.

Во-первых, потому, что место индивида в группе не определяется только его социометрическим статусом; важно не только то, насколько индивид как член группы пользуется привязанностью других членов группы, но и то, как он воспринимается в структуре деятельностных отношений группы. На этот вопрос невозможно ответить, пользуясь социометрической методикой. Во-вторых, статус всегда есть некоторое единство объективно присущих индивиду характеристик, определяющих его место в группе, и субъективного восприятия его другими членами группы. В социометрической методике есть попытка учесть эти два компонента статуса (коммуникативный и гностический), но при этом вновь предполагаются лишь компоненты эмоциональных отношений (тех, которые индивид испытывает к другим членам группы, и тех, которые к нему испытывают другие). Объективные характеристики статуса при этом просто не фигурируют. И в-третьих, при характеристике статуса индивида в группе необходим учет отношений более широкой социальной системы, в которую данная группа входит, -- “статус” самой группы. Это обстоятельство небезразлично для конкретного положения члена группы. Но этот третий признак также никаким образом не учитывается при определении статуса социометрической методикой. Вопрос о разработке адекватного методического приема для определения статуса индивида в группе может быть решен только при одновременной теоретической разработке этого понятия.

Таким образом, хотим этого или нет, мы помещаем окружающих нас людей в статусные категории, и среди членов группы существует довольно четкое представление, кто находится выше, кто в середине, а кто аутсайдер.

Источники статуса. Статус придается индивиду группой, и в этом смысле является групповой ценностью. В качестве статусной характеристики может выступать любая социальная или индивидуальная характеристика: внешняя привлекательность или уродливость (например, шрамы на лице), молодость и старость, высокий рост или миниатюрность и т. д. Среди борцов сумо, например, ценится огромный вес. Он обладает несомненной статусной ценностью в этой профессиональной группе. В то же время среди профессиональных жокеев такой ценностью, наоборот является миниатюрность. Говорить по-английски с русским акцентом - имеет разную статусную ценность в Лондоне и в Ташкенте. То, чем индивид владеет, что он знает или умеет, может иметь или не иметь статусной ценности. Все зависит от той системы групповых координат, на основании которой производится оценка.

Организации и группы снабжают индивидов статусными атрибутами различными путями. В случае, если группа занимает высокое место в более широкой социальной системе, сама принадлежность к ней служит статусным отличием.

Статусным значением могут обладать престижная профессия, положение в организационной иерархии, заработная плата, организационные льготы и т. д. Кроме того, статусом могут быть личностные характеристики, воспринимаемые организацией или группой как ценные. Это могут быть образование, пол, национальность, религиозность, общительность, опыт или компетентность.

Функции статуса. Статусные символы выполняют ряд функций в организации. Они служат для вознаграждения, мотивации и облегчения общения. Статусные символы действуют как награды за достижение, полученные путем напряженной работы или благодаря большим способностям. Они также выступают как мотивирующие факторы, заставляя индивидов напряженно трудиться ради возможного продвижения по службе. Но наибольшая ценность статуса для организации состоит в том, что он является средством облегчения общения. Статус определяет, какова позиция индивида по отношению к другим внутри организации, каков его ранг для посторонних лиц, кто начинает коммуникацию, к кому она адресована, как распределена ответственность и т. д. Статусные символы придают общению большую определенность.

Соответствие статусов. Каждый статус может сравниваться с другими по тому или иному признаку, соотносимому с господствующей системой ценностей и, в конечном счете, должен быть привязан к вкладу каждого индивида в групповую или организационную деятельность. Соответствие статусных символов реальным заслугам индивида перед группой является важным фактором групповых процессов.

Когда члены группы сталкиваются со статусным несоответствием, они демонстрируют поведение, направленное на его корректировку. Работники ожидают вознаграждения пропорционально тем усилиям, которые затрачивают. Если две медсестры претендуют на должность главной медсестры клиники, очевидно, что более опытная и квалифицированная имеет больше оснований на это повышение. И если так и произойдет, и группа, и другая претендентка на должность воспримут это как статусное равновесие. В случае же, если предпочтение будет отдано менее достойному кандидату, основываясь на каком-либо внегрупповом критерии (например, чьей-то протекции), такая ситуация приведет к статусному дисбалансу в группе и неизбежно скажется на ее эффективности.

Несмотря на то, что группы в целом без труда приходят к согласию о статусных критериях, нередко возникают конфликтные ситуации. Эго происходит, например, когда индивиды перемещаются в группы с другими статусными критериями или же когда группы сформированы из индивидов с неоднородным опытом.

1.3.4.2 Роли

Еще одной структурной характеристикой группы являются роли индивидов в группе. Обычно роль определяют как динамический аспект статуса, что раскрывается через перечень тех реальных функций, которые заданы личности группой, содержанием групповой деятельности. Если взять такую группу, как семья, то на ее примере можно показать взаимоотношение между статусом, или позицией, и ролью. В семье различ ные статусные характеристики существуют для каждого из ее членов: есть позиция (статус) матери, отца, старшей дочери, младшего сына и т.д. Если теперь описать набор функций, которые “предписаны” группой каждой позиции, то получим характеристику роли матери, отца, старшей дочери, младшего сына и т.д. Нельзя представлять роль как что-то неизменное: динамизм ее в том, что при сохранении статуса набор функций, ему соответствующих, может сильно варьировать в различных однотипных группах, а главное в ходе развития как самой группы, так и более широкой социальной структуры, в которую она включена. Пример с семьей ярко иллюстрирует эту закономерность: изменение роли супругов в ходе исторического развития семьи -- актуальная тема современных социально-психологических исследований.

Понимание ролевого поведения было бы в значительной мере упрощенным, если бы одни и те же роли игрались постоянно, без изменений. К сожалению, все намного сложнее: от людей требуется играть целый набор ролей, часто чрезвычайно противоречивых, и одна из задач в понимании поведения людей состоит в определении той роли, которую человек играет в настоящий момент. Например, армейский офицер обязан выполнять целый ряд ролей на своей службе: командовать своим подразделением, нести боевое дежурство, проверять боеготовность солдат и сержантов, заботиться об их благополучии и здоровье. Вне службы он играет еще целый ряд ролей-- мужа, отца, друга, члена спортивного клуба или местного общества охотников.

Многие из этих ролей вполне совместимы, другие создают конфликт. Например, забота о солдатах и семье вполне сопоставимы. Но часто возникают совсем иные ситуации. Представим, что офицер получает повышение, которое сопровождается изменением места службы: вместо крупного города он вместе с семьей должен переехать в отдаленный гарнизон, где жена вряд ли сможет найти работу, а детям - не удастся получить хорошее образование. В этом случае роль исполнительного офицера вступает в конфликт с ролью заботливого отца, пекущегося о благополучии своего семейства.

Люди вольно или невольно вынуждены играть разнообразные роли, и их поведение во многом зависит от того, какую роль они играют. И поведение офицера на строевом плацу будет сильно отличаться от его поведения на теннисном корте. Даже при сохранении одного и того же статуса набор функций, ему соответствующих, может сильно отличаться не только в различных группах, но и в ходе развития самой группы. Возвращаясь к нашему примеру с семьей, нельзя не отметить тех драматических изменений, которые претерпели семейные роли в новейшей истории.

Влияние группы на продуктивность деятельности индивида

Индивидуальные особенности памяти младшего школьника, их проявление и развитие в процессе обучения

Проблема памяти в настоящее время рассматривается в рамках различных психологических теорий и подходов. Наибольшее распространение получили ассоциативные теории памяти...

Исследование подверженности индивида психическим состояниям других людей

Так как психическое состояние не статично, и может изменятся во времени, в течении дня или даже пары минут, нас прежде всего интересует как и следуя каким способом можно добиться изменения состояния у зрителя во время спектакля...

Манипулятивное воздействие и способы защиты

Необходимо заметить, что психика индивида на самом деле уже как бы изначально предрасположена к некой особой восприимчивости, которую видимо и можно назвать манипулированием...

Массовая психология политического поведения индивида

Поиск причин, объясняющих содержание политического поведения дополняются исследованиями собственно психологической природы тех поступков, которые совершают граждане...

Место и роль педагогической психологии в системе современных научных знаний

Проделанный анализ показывает, что в самом объекте исследования никакого предмета не содержится. Но он может быть выделен как особое содержание посредством познавательных действий с объектом, опосредованных категориальным подходом...

Основные этапы эволюции предмета психологии

В связи с развитием анатомических и физиологических знаний о строении и работе тела, великими открытиями и изобретениями понятие души становится излишним для объяснения большей части явлений жизнедеятельности тела. Ф...

В структуру индивидно-типических свойств входят конституциональные и нейродинамические. Выделяют общую и частную конституции человека...

Психологическая характеристика индивида

Причина индивидуальных особенностей поведения человека обусловлена, в том числе свойствами нервных процессов возбуждения и торможения и их различными сочетаниями. И. П. Павлов полагал...

Психологические особенности людей пожилого возраста

Процесс старения представляет собой генетически запрограммированный процесс, сопровождающийся определенными возрастными изменениями в организме. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М...

Психология личности

Биогенетическая периодизация развития человека (Ст. Холл, З. Фрейд). Социогенетические периодизации возрастного развития человека (Л. Колберг, А.В. Петровский)...

Самоопределение личности в условиях массы, толпы

Если бы С. Московичи попросили назвать наиболее значительное изобретение нашего времени, он бы, не колеблясь, ответил: индивид. И по причине совершенно очевидной...

Связь эмоций и инстинктов в теории У. Мак-Даугалла

В своей теории Мак-Даугалл сформулировал три аспекта инстинктов. Во-первых, каждому отдельному инстинкту свойственна перцептивная предрасположенность к тому, чтобы "замечать" одни стимулы и не "замечать" другие. Во-вторых...

Стадии формирования действующей толпы

В толпе индивид приобретает ряд специфических психологических особенностей, которые могут быть ему совершенно не свойственны, если он пребывает в изолированном состоянии...

Условия успешности малых групп

Основные феномены взаимодействия. Исследование взаимодействия индивида и малой группы связано, с одной стороны, с изучением группового давления, т.е. совокупности явлений, обусловленных теми воздействиями, влияниями...

Характеристики положения индивида в группе: статус, роль, групповые ожидания

Элементарными параметрами любой группы являются: композиция группы (состав), групповые процессы, нормы, ценности, система санкций, структура группы.

Композиция (состав), структура группы, динамика групповой жизни (групповые процессы) - это обязательные параметры описания группы в социальной психологии.

Существует и иная часть понятийной схемы, используемая в исследованиях социальных групп. Она касается положения индивида в группе в качестве ее члена. Место индивида в системе групповой жизни обозначается понятием «статус» или «позиция». Термины эти употребляются как синонимы, однако у некоторых авторов понятие «позиция» имеет несколько другое значение. Понятие «статус» применяется широко в описании структуры межличностных отношений, особенно в социометрической методике. Однако нельзя считать удовлетворительным получаемое таким образом обозначение статуса индивида:

1. Значимо то, насколько индивид пользуется привязанностью других членов группы, а также как он воспринимается в структуре деятельностных отношений группы. Место в группе индивида определяется не только его социометрическим статусом.

2. Статусом является единство объективно присущих индивиду характеристик, которые определяют его место в группе, и субъективного восприятия его другими членами группы. В социометрии предполагаются только компоненты эмоциональных отношений и мало учитываются коммуникативный и гностический. Т.е. объективные характеристики отсутствуют.

3. При определении статуса индивида в группе социометрической методикой не учитываются отношения более широкой социальной системы, в которую входит данная группа, - «статус» самой группы. А этот показатель необходим для конкретного положения члена группы. Только при теоретической разработке этого понятия может быть решен вопрос о разработке методического приема для определения статуса индивида в группе.

Следующая характеристика индивида в группе - его «роль». Роль является динамическим аспектом статуса, который раскрывается через те функции, которые заданы личности группой, содержанием деятельности этой группы. На примере такой группы как семья можно рассмотреть взаимоотношение между статусом (позицией) и ролью. Для каждого из членов семьи существуют различные статусные характеристики. А если описать набор функций, которые предписаны группой каждой позиции, то получаем уже характеристику роли. Роль может быть динамичной, т.е. при сохранении статуса набор соответствующих ему функций может изменяться в однотипных группах и в ходе развития самой группы, а также развития и более широкой социальной структуры, в которую группа включена.

Важным компонентом характеристики положения индивида в группе является система «групповых ожиданий». Этот термин обозначает тот простой факт, что всякий член группы не просто выполняет в ней свои функции, но и обязательно воспринимается, оценивается другими. В частности, это относится к тому, что от каждой позиции, а также от каждой роли ожидается выполнение некоторых функций, и не только простой перечень их, но и качество выполнения этих функций. Группа через систему ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой роли, определенным образом контролирует деятельность своих членов. В ряде случаев может возникать рассогласование между ожиданиями, которые имеет группа относительно какого-либо ее члена, и его реальным поведением, реальным способом выполнения им своей роли. Для того чтобы эта система ожиданий была как-то определена, в группе существуют еще два чрезвычайно важных образования: групповые нормы и групповые санкции.

Все групповые нормы являются социальными нормами, т.е. представляют собой «установления, модели, эталоны должного, с точки зрения общества в целом и социальных групп и их членов, поведения».

В более узком смысле групповые нормы - это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна. Нормы выполняют, таким образом, регулятивную функцию по отношению к этой деятельности. Нормы группы связаны с ценностями, так как любые правила могут быть сформулированы только на основании принятия или отвержения каких-то социально значимых явлений. Ценности каждой группы складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений, ее опытом в организации определенной деятельности.

Хотя проблема ценностей в ее полном объеме исследуется в социологии, для социальной психологии крайне важно руководствоваться некоторыми установленными в социологии фактами. Важнейшим из них является различная значимость разного рода ценностей для групповой жизнедеятельности, различное их соотношение с ценностями общества. Когда речь идет об относительно общих и абстрактных понятиях, например о добре, зле, счастье и т.п., то можно сказать, что на этом уровне ценности являются общими для всех общественных групп и что они могут быть рассмотрены как ценности общества. Однако при переходе к оцениванию более конкретных общественных явлений, например, таких, как труд, образование, культура, группы начинают различаться по принимаемым оценкам. Ценности различных социальных групп могут не совпадать между собой, и в этом случае трудно говорить уже о ценностях общества. Специфика отношения к каждой из таких ценностей определяется местом социальной группы в системе общественных отношений. Нормы как правила, регулирующие поведение и деятельность членов группы, естественно, опираются именно на групповые ценности, хотя правила обыденного поведения могут и не нести на себе какой-то особой специфики группы. Нормы группы включают в себя, таким образом, и общезначимые нормы, и специфические, выработанные именно данной группой. Все они, в совокупности, выступают важным фактором регуляции социального поведения, обеспечивая упорядочивание положения различных групп в социальной структуре общества. Конкретность анализа может быть обеспечена только в том случае, когда выявлено соотношение двух этих типов норм в жизнедеятельности каждой группы, причем в конкретном типе общества.

Важная проблема - это мера принятия норм каждым членом группы: как осуществляется принятие индивидом групповых норм, насколько каждый из них отступает от соблюдения этих норм, как соотносятся социальные и «личностные» нормы. Одна из функций социальных (и в том числе групповых) норм состоит именно в том, что при их посредстве требования общества «адресуются и предъявляются человеку как личности и члену той или иной группы, общности, общества». При этом необходим анализ санкций - механизмов, посредством которых группа «возвращает» своего члена на путь соблюдения норм. Санкции могут быть двух типов: поощрительные и запретительные, позитивные и негативные. Система санкций предназначена не для того, чтобы компенсировать несоблюдение норм, но для того, чтобы обеспечить соблюдение норм. Исследование санкций имеет смысл лишь при условии анализа конкретных групп, так как содержание санкций соотнесено с содержанием норм, а последние обусловлены свойствами группы.

Таким образом, рассмотренный набор понятий, при помощи которых осуществляется социально-психологическое описание группы, есть лишь определенная концептуальная сетка, наполнить содержанием которую еще предстоит.

Такая сетка полезна и нужна, но проблема заключается в том, чтобы четко понять ее функции, не сводить к простой констатации, своеобразной «подгонке» под эту сетку реальные процессы, протекающие в группах.

Особенности группового поведения в дошкольном и школьном возрасте

Проведенное мной исследование (обоснование детских выборов в социометрическом эксперименте, особенностей внутригрупповых оценочных отношений и ценностных ориентаций детской группы) помогает пролить свет на функции группы и мотивы обуславливающие избирательные отношения, общение и свободное объединение для совместной игровой деятельности.* Так, удовлетворение в обществе сверстников многих многих насущных потребностей ребенка-дошкольника при благополучных отношениях с детьми и воспитателями делает для него очень притягательной группу детского сада.

«Сверстники удовлетворяют и потребность в дружеских отношениях и в эмоциональной поддержке со стороны равных. Для эмоционального благополучия ребенка важно, чтобы он чувствовал себя равным среди других детей. Очень рано у дошкольников формируется эталон сверстника - хорошего друга, который характеризуется не только умением интересно играть, но и нравственными качествами: справедливостью, отзывчивостью прийти на помощь и т.д.

Важной функцией группы дет. сада является функцией половой социализации. Значительно больше социализирующее влияние на детей дошкольного возраста оказывают сверстники одного с ними пола

Вне общения со взрослыми людьми и другими детьми ребенок вряд ли приобретет нужные ему человеческие качества. Следовательно, коллектив ему необходим».

В совместной деятельности у людей нередко возникают споры, дискуссии, - противоречия во взглядах, могущие, если их своевременно не снять,- перерасти в конфликт, завести совместную деятельность в тупик. Имея в виду природную импульсивность детей, их эмоциональную экспансивность и несдержанность, неумение контролировать свои действия и поступки, важно чтобы дети как можно раньше научились следовать определенным правилам в спорах и дискуссиях, которые предупреждаютвозникновение конфликтных и тупиковых ситуаций в совместной деятельности.

Мы знаем, что первый явно выраженный интерес к сверстникам дети начинают проявлять уже в раннем возрасте. Начиная с этого времени у них уже можно воспитывать полезные формы группового поведения, обучать необходимым коммуникативным умениям и навыкам. Что же касается усвоения детьми ролевых форм поведения, то оно может стать эффективным, начиная примерно с дошкольного возраста, когда у детей впервые появляются сюжетно-ролевые игры. Важно не просто наблюдать за тем, как естественно развивается этот процесс, но и разумно им управлять, вводя новые сюжеты и изменяя правила взаимодействия. В старшем дошкольном возрасте у детей вполне могут воспитываться навыки организаторской и исполнительской деятельности, самостоятельность в распределении ролей, прав и обязанностей.

В младшем школьном возрасте можно и нужно, например, обучать детей гибкости общения с целью поддержания эффективного делового взаимодействия друг с другом. Этот же возраст вполне подходит для формирования у детей умения устанавливать и поддерживать эмоционально положительные личные взаимоотношения с людьми.

Подростковый возраст можно рассматривать как время окончательного оформления коммуникативных умений и навыков. В эти годы перед детьми необходимо ставить настоящие деловые задачи, подобные тем, которые стоят перед группами и коллективами взрослых людей.

Большая роль межличностным отношениям в детском возрасте отводится потому, что в эти годы в системе человеческих интерперсональных связей происходит активный процесс становления личности, а межличностные отношения представляют собой наиболее эффективное средство управления развитием личности.

Стиль и методы руководства детскими группами и коллективами должны отличаться от приемов руководства коллективами взрослых людей, т.к. в качестве основной задачи в управлении детскими группами и коллективами ставится задача обучения и воспитания у детей умений и навыков группового взаимодействия.

«В социально-психологически зрелых группах и коллективах, т.е. в таких объединениях детей, которые заняты какой-либо серьезной совместной деятельностью, существуют два основных вида отношений: деловые и личные. Их развитие и функционирование оказывает преимущественное влияние на формирование деловых и личных качеств ребенка, и первый педагогически важный вывод, который может быть сделан на основе констатации этого факта, заключается в необходимости параллельного развития в детских группах и коллективах как деловых, так и личных взаимоотношений их участников.

К деловым отношениям в группах детей можно отнести те, которые складываются в игре, учении и труде - основных видах совместной Деятельности детей. Сюда входят руководство, подчинение, распределение обязанностей, координация действий, составление планов и программ, их обсуждение и реализация, подведение итогов, оказание взаимопомощи и др. В каждом подвиде деловых отношений формируется и развивается то или иное социально полезное личностное качество или группа таких качеств. Например, включение ребенка в руководство детским коллективом способствует становлению у него практического интеллекта и ответственности, более глубокого понимания интересов других людей и умения учитывать их на практике. Выполнение в группе роли подчиненного развивает у ребенка дисциплинированность, а личное участие в распределении обязанностей формирует у него более широкий взгляд на проблему деловых связей и отношений людей, тренирует наблюдательность и память.

Личные взаимоотношения детей, их развитие и руководство детскими группами и коллективами имеют свою логику. Поскольку главной задачей развития отношений становится укрепление и обогащение их нравственной основы, то задача педагога сводится к тому, чтобы в виде нормативов и образцов задавать и действенно поддерживать необходимые нормы нравственности, реализуя их в системе детских групповых межличностных отношений. Важнейшими из них являются порядочность, доброта, ответственность, сочувствие, готовность прийти на помощь.

Интересно, что статус человека в конкретной группе часто зависит от его положения в других группах, успехов его внегрупповой деятельности. Так, студент, отличившийся в каком-либо виде спорта, искусстве, может за счет этого улучшить свои позиции в группе. С этой точки зрения большими преимуществами в достижении высокого устойчивого места в системе групповых предпочтений обладают студенты, имеющие богатый опыт социального общения в различных сферах, с различными людьми.

Итак, статус - величина, стремящаяся к устойчивости. Вместе с тем с точки зрения развития личности человеку целесообразно периодически "менять" свой статус, так как это обеспечивает ему большую социальную гибкость, дает возможность примерить на себя различные социальные маски, побывать в разных внутригрупповых ролях. Тем самым человек вырабатывает более гибкие и более продуктивные стратегии своего социального поведения, познает людей и смысл их поступков. Относительно отрицательного полюса статусной иерархии необходимость смены статуса представляется очевидной, однако это столь же важно и для тех членов группы, которые уверенно занимают вершину групповой статусной пирамиды. Постоянное хождение в "звездах", "любимчиках" делает человека ригидным, чрезвычайно социально-уязвимым и беззащитным перед неминуемыми изменениями. Помимо этого, человек растет как бы "социально слепым", будучи лишенным необходимости прислушиваться и присматриваться к различным людям, не в состоянии встать на их незавидное место. Несомненна и вся опасность устойчивого нахождения человека в ролях отверженного и изолированного, что окрашивает его опыт взаимодействия с людьми в неизменно мрачные тона.

Закономерно возникает вопрос, как можно повлиять на статус члена группы, обеспечить его позитивную динамику. Можно предложить несколько способов, несомненно не исчерпывающих всего арсенала педагогических средств, которые может в этих целях использовать опытный руководитель и наставник.

Главное условие, обеспечивающее динамику статусов членов группы, - создание разнообразных форм групповых деятельностей, которые потребовали бы от своих исполнителей различного перераспределения функций и обязанностей, различных форм управления, раскрытия и реализации различных личностных возможностей и ресурсов членов группы. Это предоставило бы всем членам группы возможность найти деятельность, повышающую их групповую роль и изменяющую отношение к ним других участников группового общения.

Для повышения статуса отверженного или изолированного члена группы может быть использован прием, условно называемый "отсветом от звезды". Суть его в том, что высокостатусному члену группы поручается в сотрудничестве с низкостатусным (под благовидным предлогом) выполнить важную для группы работу. Конечно, большая часть успеха достается "звезде", но можно не сомневаться, что отсвет ее славы упадет и на помощника, чья роль в группе может измениться.

Повышению статуса члена группы может способствовать его успешность в какой-либо внепрофессиональной деятельности. Задача руководителя - активно информировать группу об успехах ее члена "вовне".

Наконец, понимание причин отверженности и изолированности отдельных членов группы требует системного психологического анализа. Важно понять, в чем коренится причина: в определенных личностных особенностях сотрудника, особенностях и традициях семейного уклада, низкой самооценке, вызванной негативным прошлым опытом общения и т. д.

Практический интерес представляет вопрос о восприятии членами группы своих статусов, то есть своего объективного положения в системе групповых предпочтений. Как правило, наименее адекватно воспринимают и оценивают свою групповую роль крайние статусные категории: "звезды", с одной стороны, "изгои" и изолированные - с другой. Высоко- и среднестатусные члены группы, как правило, не затрудняются отвечать на вопросы аутосоциометрии о том, кто, по их мнению, выбирает их и кто отвергает. Неадекватное восприятие, видимо, объясняется защитой, выставляемой этими членами группы на пути негативной информации, а также низкой социальной рефлексией тех, кто устойчиво находится в крайних категориях.

Наконец, заслуживает внимания вопрос об отношении человека к своему статусу. В ряде случаев уверенность в том, что человеку, имеющему низкий статус, неуютно в группе и хочется свой статус повысить, безосновательна. В различных группах можно встретить "звезд", оценивающих свое положение в группе как неудовлетворительное (такого внимания им недостаточно) и "изгоев", вполне удовлетворенных своим положением. Последний факт может иметь разные причины. Например, "изгой" может быть не заинтересован в группе, иметь другую группу, где его ценят и принимают, разделяют его ценности. Другая причина: он привык занимать в группах такое место, другого не знает и не желает тратить силы на его завоевание. В любом случае нужно быть очень осторожным, принимая решения о необходимости повлиять на статус того или иного члена группы в любом направлении.

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...