Готы и их язык. Готский язык как германский и как индоевропейский

ГОТСКИЙ ЯЗЫК, u (Gutones у Плиния Старшего, ГОТСКИЙ ЯЗЫК, один из древних германских языков, в настоящее время мертвый. Наименование языка связано с племенным названием готов и трансформацией этого этнонима в позднеантичных и раннесредневековых источниках. Самоназвание готов *gut- восстанавливается по засвидетельствованному в готском церковном календаре слову gutthiuda «(языческая) страна готов». У античных авторов данный этноним передается как с огласовкой u (Gutones у Плиния Старшего, у Птолемея), так и с огласовкой o (Got[h]ones у Тацита); в более поздних источниках принята форма Gothi, к которой и восходит название языка.

Готский был языком группы германских племен, которые обитали в 1 в. н.э. в устье и по нижнему течению Вислы, во 2 в. начали продвижение на юг и достигли к 3 в. Северного Причерноморья. В 4 в. готы вступили в контакт с Восточной Римской империей, а впоследствии основали два варварских королевства на территории Западной Римской империи: остготское (остроготское) королевство в Италии (5–6 вв.) и вестготское (визиготское) королевство на Пиренейском полуострове (5–8 вв.). Дольше всего готский язык сохранялся в заселенных потомками готов областях Крыма: реликты крымско-готского языка (свыше 80 слов) дошли до нас в передаче информанта-грека и в письменной фиксации О.Г. де Бусбека (1560–1562).

Готский язык принадлежит к восточногерманской группе (в настоящее время не представленной ни одним живым языком). Наименование этой группы дано по территориальному признаку: в последние века до н.э. и в первые века н.э. готы и близкородственные им племена (гепиды, вандалы, бургунды, руги, скиры) обитали к востоку от мест поселения других германских племен. Готский – единственный язык восточногерманской группы, представленный письменными памятниками; от других языков этой группы до нас дошли лишь отдельные слова, известные в основном из сочинений древних авторов. Особая ценность готского языка состоит в сохранении системы архаичных черт, присущих германской группе в целом. Готский язык представлен в основном переводными письменными памятниками 4–6 вв., создание и функционирование которых было связано с богослужебной практикой готской арианской общины. Язык готских текстов служил также в качестве койне для других германцев-ариан и оказал определенное влияние на формирование новой сакральной лексики других германских языков.Имеются достаточные основания предполагать двуязычие (владение готским и латынью) или даже полиглоссию (владениеготским, латынью и греческим) для большинства готов, расселившихся на территории Восточной Римской империи, в варварских королевствах и на территории Крыма.

Наиболее значительные памятники готского языка – отрывки перевода Евангелия, апостольских Посланий и Ветхого Завета, рукописи которых происходят из Италии, – относятся в основном к 6 в., но, очевидно, представляют собой поздние списки и варианты текстов, созданных в 4–5 вв. К мелким памятникамотносятся отрывки готского церковного календаря, отрывок арианского догматического комментария к Евангелию от Иоанна (Skeireins ; название означает «Пояснение» и дано первым издателем рукописи К.Ф.Массманом), готский алфавит и отдельные словосочетания из перевода Евангелия, сохранившиеся в Зальцбургско-Венской (Алкуиновой) рукописи конца 9 в., готские подписи к латинским купчим (6 в.) и отдельные глоссы к латинскому тексту арианского епископа Максимина (6 в.). Имеются старшерунические памятники – надпись на золотом кольце из Пьетро[а]ссы, надпись на наконечнике копья из Ковеля и на пряслице из Лецкан, по определенным фонетическим признакам атрибутируемые как готские или восточногерманские, хотя вопрос этот относится к числу дискуссионных.

Готский язык характеризуется единообразием форм и ограниченным числом фонетических, морфологических и лексических колебаний. Проблема диалектного членения готского языка – частный вопрос в дискуссии о диалектном членении восточногерманской группы языков. Ограниченность готского и скудость совокупного восточногерманского материала не позволяет прийти к окончательным выводам; наиболее доказанными являются положения об определенной специфике остготского и крымско-готского диалектов в сравнении с вестготским.

Возникновение готской письменности связано с деятельностью вестготского (визиготского) арианского епископа Вульфилы (ок. 311 – ок. 383), по свидетельствам древних авторов создавшего готский алфавит, перевод Св.Писания и литургических текстов. Основой готского письма является греческий алфавит, на что указывает форма букв и порядок их следования; для некоторых графем отмечается также влияние латинского алфавита и рунической традиции. Наиболее важные готские рукописи – Codex Argenteus «Серебряный кодекс» (5–6 вв), Codex Carolinus «Каролинский кодекс» (5 в., параллельный текст на готском и латинском языке), Codices Ambrosiani «Амброзианские кодексы» (5–6 вв.; отрывки Евангелия, Посланий, фрагменты Ветхого Завета). В изданиях нового времени готские памятники воспроизводятся в латинской транслитерации. Звуковое значение ряда графем (ai, au и др.) остается дискуссионным.

Участиеготского языка в языковых контактах прослеживается по наличию определенного пласта лексических заимствований из латыни и греческого. Многие из этих заимствований проникли в готский язык еще в дописьменную эпоху (иногда, судя по косвенным данным, через посредство других языков). К дописьменной эпохе относятся и некоторые заимствования из славянских языков. Заимствования из древнееврейского языка принадлежат эпохе перевода Библии и производились через посредство греческого и латинского языков. Наряду с другими восточногерманскими языками готский послужил источником лексических заимствований в славянские языки (обозначения оружия: др.-рус. «меч», «шлем»; термины права: «долг»; бытовая лексика: др.-рус. «хлеб», «хлев», «умелый, искусный» > русск. художник и др.).

Фонологическая система готского языка, восстанавливаемая для эпохи создания готской письменности (4 в.), характеризуется архаичностью системы шумных, позиционным чередованием звонких смычных и звонких спирантов, сохранением лабиовелярных h w и k w , крайне ограниченным количеством комбинаторных изменений гласных. Готская орфография не дает последовательного различения долготы и краткости гласных и никак не выделяет ударные слоги. Поэтому особенности готского краткого и долгого вокализма и ударения устанавливаются на основании данных самого готского языка с привлечением сравнительного материала других древнегерманских языков. Дляготского языка реконструируется сильное динамическое ударение на первом слоге. В целом фонологическая система готского языка близка к общегерманскому состоянию.

Готский является языком флективного типа (т.е. грамматические значения выражаются в нем средствами словоизменения). Для системы именного склонения характерны: дифференциация по типу основы в зависимости от основообразующего суффикса, наличие трех родов – мужского, женского и среднего, категории числа – единственного, множественного и реликтов двойственного, четырех падежей – именительного, родительного, дательного, винительного, а в ед. числе также звательного. В системе имени прилагательного имеются следы дифференциации по типу основы, сильный и слабый тип склонения, три степени сравнения; среди местоимений имеются личные, притяжательные, указательные, относительные, вопросительные, неопределенные. В системе глагола по способу образования грамматических форм различаются так называемые сильные глаголы (где грамматические значения выражаются средствами «внутренней флексии», т.е. чередований гласного основы), слабые (использующие для этих целей суффиксацию), претерито-презентные (формы презенса которых аналогичны по образованию формам претерита сильных глаголов) и неправильные глаголы. Основная временная оппозиция – презенс/претерит, специальная форма будущего времени отсутствует; категория залога представлена оппозицией актив – медиопассив; категория наклонения включает оптатив и императив; к именным формам относятся инфинитив, причастия настоящего и прошедшего времени; спряжение включает форму двойственного числа. Артикль в готском языке отсутствует; артиклеобразное употребление указательного местоимения обусловлено ориентацией готских текстов на греческие образцы. В целом морфологический строй готского языка характеризуется значительным архаизмом. К консервативным особенностям готского языка относятся: широкое использование внутренней флексии, или аблаута, довольно последовательное сохранение структурной схемы древнегерманских типов склонения, неразвитость аналитических конструкций в системе глагола, стойкость древней категории медиопассива, наличие особого класса глаголов, образующих временные формы при помощи редупликации (удвоения начального слога корня), сохранение двойственного числа. Вместе с тем вготском языке имеются и отдельные индивидуальные новообразования.

Словопроизводство вготском языке может осуществляться при помощи суффиксации, префиксации и внутренней флексии. Возможно одновременное использование разных способов словообразования.

Специфика готского синтаксиса во многом обусловлена переводным характером текстов (ориентацией переводчика на греческие и латинские модели). Вместе с тем структура простого предложения в готском в важнейших признаках совпадает со структурой предложения в других германских языках. В готском представлены двусоставные и односоставные предложения. В функции подлежащего выступают существительное, местоимение, субстантивированные прилагательные и причастия, инфинитив. Сказуемое вготском языке может быть простое (представленное финитной формой глагола) и составное (именное или глагольное). Порядок слов свободный. Синтаксис сложноподчиненного предложения представлен многочисленными структурными образцами. Имеются абсолютные конструкции (которые не всегда обусловлены греческим оригиналом) – абсолютный дательный, абсолютный винительный, абсолютный именительный. Весьма употребителен синтаксический оборот accusativus cum infinitivo.

Лексикаготского языка сохраняет близость к общегерманскому словнику, хотя в ряде значимых случаев наблюдаются инновации, очевидно, обусловленные обособленным положением готского среди других германских языков.

Благодаря своей консервативности материал готского языка имеет первостепенное значение при построении сравнительной грамматики германских языков.

Основные источники знаний о языке древних германцев это:
Рунические надписи, о которых уже было(либо будет) сказано
Заимствования в финском и саамском языке, которые происходили в начале нашей эры. Например, финские kulta - золото (ср. гот. gulþ), rengas - кольцо (ср. гот. hrings) kansa – народ (ср.гот. hansa – толпа) и тд. Так же для исследователей важно. то, что в этих источниках сохранились суффиксы и окончания, которые позволяют восстановить сведения о древнем языке

Германское ударение

Германское ударение было особенным и в древней Англии существовал даже такой вид стихосложения, аналогов которому не было более нигде под названием альтерация, которое строилось за счет повышения или понижения тона.

Гласные германских языков

В древнем общегерманском языке различались краткие и долгие гласные. Кратких гласных было 4: i, e, a, u. Краткое o отсутствовало.
Долгих гласных в германском языке так же было 4: ī, ē, ū и ō. При этом не сложно заметить, что гласные не симметричны. Это объясняется изменениями, которые произошли в германском языке – основе.
Так, гласная o (ŏ) которая присутствовала в индоевропейском языке, из которого и появились германские языки, в германском языке преобразовалась и стала краткой a (ă), так же как долгое а (ā) преобразовалось и перешло в долгое о (ō).
Примерами для первого преобразования могут служить слова:
лат. hostis (чужеземец), ст.-слав. гость. – рун. gasriR, гот. gasts;
лат. octō (восемь) – гот. ahtau, нем. acht
для второго преобразования можно найти следущие примеры:
лат. māter (мать) – гот. mōdar
лат. frāter (брата) – гот. brōþar.

Т.о. можно вывести правило:

И.-е. краткое o (ŏ) – герм. краткое a (ă)
и.-е. долгое а (ā) – герм. долгое о (ō)

Германский умлаут

Умлаутом или перегласовкой называется вид регрессивной ассимиляции т.е влияние артикуляции последующего гласного звука на предыдущий. Это комбинаторный системный процесс, охватывающий все гласные заднего ряда. Физиологически ассимиляция появляется из-за того, что человек произнося один гласный звук готовится произнести другой, так и получается, что, например j во втором слоге влияет на артикуляцию y, создавая таким образом ü. Этот процесс происходил в западно-германских и скандинавских языках и появился как предполагается в V – VI вв.

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филологический факультет

Кафедра романо-германской филологии

ГОТЫ И ИХ ЯЗЫК

Учебно-методическое пособие для студентов отделения романо-германской филологии

КАЗАНЬ Казанский государственный университет им. В.И.Ульянова-Ленина

Казанского государственного университета

Составитель кандидат филологических наук Н.Г.Николаева

Рецензент доцент А.В.Шарипова

Г74 Готы и их язык: Учебно-методическое пособие для студентов отделения ро- мано-германской филологии / Сост. Н.Г.Николаева.- Казань: Казан. гос. ун- т им. В.И.Ульянова-Ленина, 2003. – 32 с.

ББК 81.2Нем+81-03

© Филологический факультет Казанского государственного университета, 2003

Предисловие

Настоящее пособие подготовлено на материале спецкурса по готскому языку и включает в себя две части: теоретическую и практическую.

Теоретическая часть имеет форму словаря, в который включены основные понятия из истории, культуры и языка готов. Словарные статьи не претендуют на полноту изложения материала по каждому вопросу – их цель упорядочить, систематизировать полученные на занятиях знания, их роль сродни роли дорожных указателей: они указывают основные вехи в изучении материала и намечают пути дальнейшей работы над проблемами. Перекрестная система ссылок (курсивом выделяются понятия, которым посвящены отдельные статьи словаря; нигде не выделены курсивом только два наиболее часто встречающиеся понятия – «готский язык» и «готы», хотя они и раскрыты в соответствующих статьях) должна способствовать работе учащихся с пособием. Форма словаря позволяет объединить лингвистические и культурно-исторические сведения и облегчает ориентацию изучающих данный предмет в имеющемся обширном материале.

Практическая часть состоит из нескольких групп заданий. Сначала учащимся предлагаются вопросы по пройденному материалу: с их помощью каждый может проконтролировать свои знания, выяснить, в достаточной ли степени он изучил предмет. Вопросы касаются как готского языка, так и истории готов. Затем следует ряд практических упражнений. Его открывает упражнение на чтение, в котором не только отрабатываются навыки произнесения готских слов, содержащих звуковые сочетания разной степени сложности, но и предлагается провести сопоставление с изучаемыми современными германскими языками. В дальнейшем принцип сопоставления будет положен в основу практически каждого упражнения. Таким образом, учащийся должен знакомиться с готским не как с изолированным языком, но постоянно искать и обнаруживать связи с другими германскими и индоевропейскими языками, выстраивая полученные знания в общую систему. Предлагаемые в пособии задания затрагивают все уровни языка: фонетику, лексику и словообразование, грамматику. Завершает практическую часть анализ текста на готском, который одновременно представляет пример работы с историческим языковым материалом и предлагает учащимся круг заданий, связанных с текстом, для самостоятельного выполнения (задания выделены курсивом).

Завершает пособие список литературы, на материале которой основана, в частности, его теоретическая часть. Предполагается самостоятельная работа учащихся с названной учебной и научной литературой по тем «вехам», которые намечены в данном пособии.

Настоящее пособие призвано подготовить студентов отделения германской филологии к курсу истории изучаемого языка, так как на материале готского языка они знакомятся с основными закономерностями фонетики и лексики древних германских языков, с основными особенностями словообразования, с базовыми понятиями исторической грамматики германских языков, учатся работе с древними текстами. В силу содержащихся в нем культурно-исторических сведений, а также характера упражнений, ориентированных на обнаружение закономерностей в германских языках, пособие может использоваться как дополнительный материал в курсе «Введение в германистику» и на занятиях по истории германских языков. Основное предназначение пособия – работа на занятиях по готскому языку со студентами отделения германистики.

Готы и их язык

АБЛАУТ. Одно из древнейших явлений и.-е. языков, выраженное в чередовании гласных (ср. рус. везти – воз, лат. tegere – toga). Особенное распространение получило в германских языках. Чередование гласных в ударных и безударных слогах является средством как словообразования, так и формообразования. А. мог быть качественным и количественным. Качественный А. представлен в готском языке чередованием вида i (ai) – a,

ē – ō (ср. siggwan ‘петь’ – saggws ‘пение’; niman ‘брать’ – nam ‘взял’; nimiþ ‘он берет’ – nimand ‘они берут’). Количественный А. представлен в готском языке следующими раз-

новидностями: i (ai) или a – ø гласного, i (ai)<*e – ē, ă – ō (*<ā) (ср. barn ‘дитя’ – baur ‘рожденный’; bairan ‘рождать’ – berusjos ‘родители’; faran ‘ехать’ – for ‘ехал’).

АЗБУКА (ГОТСКОЕ ПИСЬМО). Включает 27 знаков. Создано в 4 в. готским епископомВульфилой на основе греческого письма, а также с привлечением, по всей видимости, латинского и рунического алфавитов. Один из вариантов А. зафиксирован вАлкуиновой рукописи . Буквы имеют не только звуковые (24 из 27), но и цифровые значения (как в греческом). Некоторые имеют названия, заимствованные у рун. Звуковое соответствие графем устанавливается на основе ряда факторов, в который входят звуковое значение букв и сочетаний греческого языка 4 в., написание заимствованных имен собственных, сравнительный материал других германских языков, звуковые чередования, факторы ударения и т.д. Однако, все это помогает установить звуковое значение готских букв лишь с известной долей уверенности.

Готская А. в целом хорошо соответствует системе фонем готского языка, однако не во всех случаях можно говорить об однозначном соответствии между графемами и фонемами, что связано с процессами языкового развития.

В современной традиции готские тексты передаются в латинской графике.

Буквы, отмеченные звездочкой, имели только числовое значение (90 и 900 соответственно).

АЛАРИХ (ок. 370 – 410). Корольвестготов с 395г. Дважды осаждал Рим, в 410г. вестготы под его предводительством захватили и разграбили Вечный город.

АЛКУИНОВАЯ РУКОПИСЬ (CODEX SALISBURGENSIS). Создана в Вене в 9 – 10

вв. Содержит т.н. готское приложение: 2 рунических алфавита, один из вариантов готского алфавита, слова и сочетания слов из Евангелия от Луки и из ветхозаветной Книги Бытия. Возможно, опирается на бытовавший в то время в Германии экземпляр готской Библии, до нашего времени не дошедший. Перевод, сопутствующий словам, показывает, что автор заметок был плохо знаком с готским языком.

АРИАНСТВО . Самое мощное еретическое течение в христианстве, названо по имени епископа Ария, его вдохновителя. Ариане отвергали принятый на Никейском церковном соборе (325г.) Символ Веры: по их убеждению, Сын не может быть единосущен Отцу, так как это постулирует нецелостность Отца. Кроме того, они утверждали, что если Сын был рожден, то это означает, что были времена, когда его не существовало. А. осуждено уже на Никейском и на Константинопольском (381г.) соборах. Ариане подвергались преследованиям, однако это движение просуществовало почти 3 века, имело много сторонников.

Принятию христианства в форме А. у готов способствовал, во-первых, внешний фактор: их массоваяхристианизация происходила при римском императоре Валенте, который был арианином. А другим немаловажным фактором явились традиции социального уклада самих готов: им была близка такая система общественных отношений, в которой сын стоял ниже отца, находился в подчиненном положении. Все это способствовало тому, что готы приняли христианство в данной разновидности.

АТТИЛА (? – 453). Корольгуннов с 434г., объединивший под своей властью многие племена и народы. Под предводительством А. гунны заняли территорию практически всей Центральной и Западной Европы. В 451г. состоялась битва на Каталаунских полях (современная Франция), в которой против гуннов выступило огромное объединенное римское войско (в его состав вошли многие германские племена).Остготы сражались на стороне гуннов. Победа досталась римлянам, но очень дорогой ценой.

После смерти А. его союз племен распался.

Имя «Аттила» готского происхождения, переводится как «батюшка».

БОЭЦИЙ , Аниций Манлий Северин (ок. 480 – 524). «Последний римлянин», человек истинно античной образованности и культуры, христианский философ, писатель, автор трактата по греческой музыкальной теории, учебников по арифметике, логике, переводчик работ греческих философов. Государственный деятель, приближенный короляТеодориха . Обвиненный в заговоре, был заключен под стражу и казнен. В тюрьме в ожидании казни написал известный труд «Утешение философией», оказавший большое влияние на последующую философию и литературу.

БУСБЕК , Авгерий (Аугериус). Дипломат из Фламандии, посол в Константинополе в 16 в. В 1560 – 1562 гг. специально проверял слухи окрымских готах. По его словам, он видел гота, забывшего свой язык, а со слов некоего грека, знавшего готский, Б. составил словарик из 68 слов крымско-готского языка (приводит его в своем Четвертом письме из Турции). Сомнительный с точки зрения языковой корректности, этот случай тем не менее может служить одним из доказательств расселения части готов в Крыму.

ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ . Миграция европейских племен, проходившая в хронологических рамках с 4 по 7 вв. н. э. Одним из факторов В.п.н., давше-

го непосредственный толчок его развитию, явилось нашествие гуннов (4 в.). Готы в рамках В.п.н. проделали огромный путь: пересекли с севера на юг Европу (с берегов Балтики до Черного моря),остготы обосновались в Италии,вестготы дошли до Пиренеев, где основали свое королевство.

ВЕСТГОТЫ (правильнее ВИЗИГОТЫ; традиционное название есть, видимо, результат т.н. «народной этимологии», осмысления этого этнонима как указания на расселение данной части готов, в этом виде встречается уже уИордана ). Во время нашествия гуннов эта часть племени уходит к римлянам. Далее следуют нападения вестготов на Римскую империю: сначала на Константинополь (в 378г. в сражении под Адрианополем погибает римский император Валент), затем на Рим. Вождь В.Аларих дважды осаждал Вечный город. Взяв Рим, В. двинулись в Галлию. В начале 5 в. там основано влиятельнейшее вестготское королевство (с центром в Тулузе). Постепенно В. занимают практически весь Пиренейский полуостров. Со временем В. были романизированы (под влиянием местного населения). Их королевство просуществовало до арабского вторжения в Испанию (711г.).

ВИЗИГОТЫ – см. ВЕСТГОТЫ.

ВУЛЬФИЛА (УЛЬФИЛА) (311 – ок. 382), епископ, миссионер, изобретатель готского письма (см.Азбука ) и переводчик Библии на готский язык. Судя по всему, отец В. был гот, а мать вела свое происхождение от каппадокийских пленников-христиан.

В 30 лет В. стал епископом у вестготов . Первые 7 лет своей миссии проповедовал христианство у варваров, затем, в связи с начавшимися гонениями на христиан, возвращается в границы Римской империи, поселяется в Мезии, области между нижним Дунаем и Балканами, среди т.н.мезоготов . Там он проводит 33 года своей жизни, работает над созданиемазбуки ипереводом Библии . Его современник и ученик Авксентий, оставивший воспоминания о В., говорит, что В. писал на трех языках (греческом, латинском и готском). В. был арианином. В 381г. после церковного собора в Аквилее все надежды ариан были связаны с именем В., так как император Феодосий обещал ему аудиенцию по этому вопросу, но ситуация изменилась не в их пользу. Видимо, расстройства подкосили здоровье В.: он заболевает и умирает в возрасте 70 лет.

В. стоит у истоков готского литературного языка. Его труд по переводу Священного Писания и создания готской письменности можно расценить как духовный подвиг.

ГЕТИКА , GETICA (“De originis actibusque Getarum”). «О происхождении и деяниях готов». Один из основополагающих источников наших знаний о готах, произведение остготского историкаИордана , кратко передающее недошедший до нас труд историкаКассиодора . Написано в 6 в. на латинском языке. Повествование доведено до 511г. Соединяет пересказ реальных событий с легендами, преданиями, вымыслом. Явно выражена личная точка зрения автора.

ГЛАГОЛ . Основные грамматические категории готского Г.:

залог: представлен синтетическими формами действительного залога и т.н. медиопассива, т.е. «средне-страдательного», но последние не передают собственно медиопассивных значений, поэтому можно говорить о страдательном залоге готского Г.; страдательный залог представлен также аналитически (сочетаниями глаголов wairþan или wisan с причастием II);

время: имелись 2 синтетические формы времени – настоящее и прошедшее (т.н. «претерит», реже его называют «перфект»); будущее время передается либо формой настоящего, либо посредством формообразующего префикса ga-, либо аналитически (сочетаниями глаголов skulan, haban, duginnan с инфинитивом);

наклонение: представлено тремя формами – индикативом, оптативом («желательное» наклонение), императивом;

число: помимо единственного и множественного числа, в готском сохраняется также двойственное число (употребляется нерегулярно, отсутствуют формы 3-го лица).

некоторые исследователи предполагают наличие в системе готского Г. категории вида (видовые пары образуют простые имперфективные Г. и перфективные Г. с

приставкой ga-).

Кроме того, в систему Г. входили именные глагольные формы: инфинитив (только настоящего времени), причастия настоящего (I) и прошедшего (II) времени.

Г. разделяются по типу образования прошедшего времени на два основных класса: сильные Г . ислабые Г . Кроме того, выделяют еще особый класс претерито-презент-

ных Г. и неправильные Г.

В готском Г. различают тематическое и атематическое спряжение на основании того, что основа настоящего времени у одних глаголов имела тематический гласный i/a, который предшествовал личным окончаниям, а у других глаголов этого гласного не было. К тематическому спряжению относятся все сильные Г. и слабые Г. I и IV классов. К атематическому спряжению относятся слабые Г. II и III классов, а также неправильные глаголы wisan и wiljan.

ГЛАСНЫЕ . Готский язык имел следующий состав гласных фонем: ĭ, ī, ŭ, ū, ă, ā, ō, ε, ē. Кроме того, имелся дифтонг iu. Диграф ei обозначал [ī]. Сочетания ai и au, повидимому, служили как диграфами, обозначая [ε] и соответственно, так и дифтонгами в определенных позициях (вопрос об их звуковом соответствии специалистами до сих пор не решен однозначно). О чередовании Г. см.Аблаут .

ГОТСКИЙ КАЛЕНДАРЬ . Памятник 7 в. Отрывки из клерикального календаря (от 23 октября до 30 ноября). Содержится вCodices Ambrosiani . В Г.к. упоминается самоназвание готов – gutþiuda.

ГОТСКИЙ ЯЗЫК . Мертвый язык восточногерманской подгруппы. Первый из германских языков, получивший письменный статус. Известен в основном по памятникам 4 в. Язык памятников отличает редкое единообразие. Скорее всего существенных различий в языкевестготов иостготов не было. Немецкий исследователь Г.Безеке (G.Baesecke) и английский Дж.Фридриксен (G.Friedrichsen) считают, что Г.я. – язык не только готов, но всех «восточногерманских ариан», проживавших от границ Руси до Африки; его территориальные фонетические, лексические и другие различия были минимальны.

Г.я. – язык ярко выраженного индоевропейского типа. По своему строю близок к общегерманскому, хотя в силу своего раннего обособления от других языков лишен многих инноваций, свойственных другим германским языкам, и имеет черты, им не свойственные. Таким образом, он представляет большую ценность для сравнительного изучения германских языков, изучения истории отдельных германских языков,

сравнительных исследований индоевропейских языков вообще.

В группе германских языков Г.я. имеет много выраженных общих черт с северногерманскими языками, так что иногда говорят о северно-восточных германских языках, или «готосеверном» языке (к этим общим чертам относятся рефлексы герм. *ii и *uu, переход герм. *ē в ā, наличие –nan-класса вслабых глаголах , окончание –t во 2 л. ед.ч. претеритасильных глаголов и 2-я ступеньаблаута в той же форме и др.). С западногерманскими языками Г.я. сближает наличие общих абстрактных суффиксов имен существительных, образование форм родительного и дательного падежей числительных с 4 по 19. Особенно много общих черт у Г.я. и немецкого языка (сохранение герм. *n перед глухими щелевыми þ, f, s; сохранение герм. [z] в конце односложных форм, наличие трех окончаний в парадигме множественного числа глаголов и др.). Вместе с тем в Г.я. много специфических, только ему присущих черт (переход герм. *ĕ в i, сохранение герм. [z] между гласными, сохранение сочетаний начальных wl, wr, согл.+j; преобразование начального fl (из и.-е. *pl) в þl, сохранение класса редуплицирующих глаголов и др.).

Г.я. – первый из германских языков, на котором были созданы памятники письменно-

сти (см. Литература готская).

ГОТЫ . Греч. Γό(τ)θοι, лат. Go(t)thi. Восточногерманская народность. Самоназвание gutþiuda, зафиксированное в т.н.Готском календаре (7в.), видимо, связано с топонимом Gautelfr (название реки, где gaut – ‘исток’), по другой версии, переводится как ‘народ гутов’.

Древнейшие свидетельства о Г. оставили античные авторы, более поздние этапы их истории отражены в трудах раннесредневековых сочинителей – Иордана , Прокопия Кессарийского,Исидора Севильского и др. Кроме того, важные сведения о Г. дают археологические находки, топонимика и языковые данные (в т.ч. язык соседних племен) вообще, отклики других народов о Г.

Относительно этнического состава этой народности, ее миграции и т.д. мнения в исторической литературе часто расходятся. Принято считать, что прародиной Г., вероятнее всего, является Скандинавия (до 1 в. до н. э.). С середины 2 в. н. э. Г. начали продвижение на юг, к Черному морю и расселились по берегам Днепра и в нижнем течении Дуная, в Приазовье. К середине 3 в. н. э. относятся первые столкновения Г. с римлянами, Г. совершают нападения на Восточную Римскую империю (Византию). В 257 г. они отвоевывают у Рима Дакию. В 258 г. часть Г. достигает Крыма и поселяется там (см. Крымские готы ). В 322 г. император Константин заключает с Г. соглашение, по которому они стали его союзниками (foederati) и должны были защищать восточные границы Римской империи от варварских племен.

Традиционно Г. разделяют на остготов ивестготов (об их истории см. соответствующие статьи).

ГРАММАТИКИ ГОТСКОГО ЯЗЫКА . Первые научные Г.г.я. появляются в 19 в. К таковым относится, например, Г.г.я. Габелентца и Лебе (H. Gabelentz, J.Loebe. Grammatik der gotischen Sprache. Leipzig, 1843-46). Г.г.я. с исторической точки зрения представил в своем труде М.Йеллинек (M.H.Jellinek. Geschichte der gotischen Sprache. Berlin, Leipzig, 1926). Наиболее реномированные Г.г.я. принадлежат перу В.Брауне

(W.Braune Gotische Grammatik mit Lesestücken und Wörterverzeichnis. Несколько переизданий), В.Штрейтберга (W.Streitberg. Gotisches Elementarbuch. Несколько переизда-

ний), В.Краузе (W.Krause. Handbuch des Gotischen. München, 1953), Дж.Райта (J. Wright. Grammar of the Gothic language. Oxford, 1917). Из работ на русском языке не-

ГУННЫ . Союз кочевых племен, основу которого составил народ, сложившийся в Приуралье из тюркоязычных хунну и местных угров и сарматов. В 4 в. пришли на европейскую территорию, подчинив себе многие племена (началоВеликого переселения народов ). Г. подчинили себе иостготов , но в культурном отношении, по римским свидетельствам, готы оказывали влияние на Г. Наиболее известен предводитель Г. Аттила, при котором Г. достигли особого политического и военного могущества.

ЗАИМСТВОВАНИЯ в готском языке происходят в основном из латинского и греческого языков (или эти языки выполняют роль посредников). Прежде всего заимствуются обозначения реалий средиземноморской и восточной природы и культуры (в связи спереводом Библии ) и, конечно, христианская религиозная терминология.

Первые З. приходят в готский язык еще до активных контактов с античной цивилизацией. Церковные З. появляются впервые с началом этих контактов, но еще до перевода Библии (ими пользовались миссионеры). Более древние З. ассимилированы готским языком, в более поздних ярко выражены черты языка-источника (вплоть до передачи морфологических признаков), иногда встречается колебание в написании З. даже в пределах одного памятника, смешение латинских, греческих, готских черт.

В рамках З. было распространено калькирование – как структурное (гот. all-waldans ‘всемогущий’ < греч. panto-kratōr, ср. лат. omni-potens; гот. miþ-wissei ‘совесть, сознание’ < греч. syn-eidēsis, ср. лат. con-scientia и т.п.), так и семантическое (гот. afletan – ‘отпускать (грехи)’, galga ‘крест’ и т.п.).

З. может употребляться параллельно с готским соответствием, особенно если между ними есть разница в значении: греч. aggelos (буквально ‘посланник’) встречается в форме З. aggilus ‘ангел’ и готского прямого соответствия airus ‘посол’.

ЗАКОН ВЕРНЕРА . Сформулированные датским лингвистом К.Вернером закономерности перехода глухих щелевых f, þ, χ (из *p, t, k) в их звонкие варианты (b, đ, g) в зависимости от местоположения ударения: замена на звонкие спиранты осуществляется, если согласные *p, t, k находятся после неударного гласного (греч. kratýs ‘силь-

ный’ – гот. hard us, греч. decás ‘десяток’ – гот. tig us, греч. hekatón ‘сто’ – гот. hund и

т.п.). Впоследствии b, đ, g переходят в соответствующие взрывные b, d, g.

В отличие от других германских языков, в готском языке не сохраняются результаты этого озвончения в образовании форм сильных глаголов (ср. гот. lisan – las – lesum - lisans ‘собирать’ и двн. lesan – las – lar um - giler n). Следы этого чередования наблюдаются в формах некоторых претерито-презентных глаголов (напр., aih ‘я имею’ – aigum ‘мы имеем’). Чередование f – b, þ – d, h – g, h – w сохраняется в готском словооб-

разовании: þarf ‘я нуждаюсь’ – þarba ‘нужда’, alþeis ‘старый’ – alds ‘возраст’, huhrus ‘голод’ – huggrjan ‘голодать’, saihwan ‘видеть’ – siuns ‘образ’ и т.п.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ . В готском, как и в других германских языках, большинство И.п. в зависимости от контекста могут иметь две параллельные словоизменительные формы: сильную и слабую. Парадигма сильного склонения имеет смешанный характер: в нее включены как именные по своему происхождению, так и место-

По данному языку мне в 2012 году предложила сделать доклад в Томском русско-немецком центре, одна из его активных деятелей, специалист по современному немецкому языку Лариса ЛУШНИКОВА. Ранее, лет 30 назад, мне довелось внимательно проработать готский язык и теперь по той старой памяти мне нетрудно было все это рассказать в докладе.

Из древних восточно-германских племен большой интерес представляют ГОТЫ, язык которых на опыте текстов Библии Иордана является очень кельтизированным в такой же степени, и даже большей, насколько кельтизированы скандинавские языки (в отличие от языков германских племен, имевших свое место в других исторических областях Германии.

Готы являются продуктом ассимиляции кельтами восточно-германских племен: РУГОВ, ВАНДАЛОВ и СКИРОВ. Мощная волна кельтов их зацепила с собой на пути в Скандинавию, откуда позднее, в начале новой эры они вышли на материк, не переставая мигрировать. Дойдя до Галлии и Иберии, они встретили здесь своих братьев по основному происхождению и ассимиляции их кельтами, что послужило причиной быстрого слияния готов с галлами и кельтами-иберийцами.

Таким образом, готы не являются прямыми предками нынешних германцев, автохтонов нижнего Рейна, Вестфалии и Пруссии, также, как к примеру, болгары не считаются предками русских. Язык готов пришел в тупик, когда они прибыли в Галлию и Иберию, вернувшись к почти родному своему языку кельтов.

Как историки ведут исследования истории народа по музейным артефактам, то и в лингвистике можно начинать исследования языка по музыкальным, тоже так сказать, по звуковым артефактам.

Как известно, в истории культурного развития стран Северо-Восточной Европы большое место занимало немецкое культуртрегерство, которым занималось немецкое духовенство, проводя свои миссии распространения христианства в Прибалтике, Чехии и Венгрии. Так, например, в Прибалтике этим занимались монахи-рыцари Тевтонского и Ливонского орденов. Их служба осуществлялась почти как у нынешних нефтяников Сибири - вахтовым методом, но «вахта» длилась у них целый год. А сами они назывались ПЕРИГРИНАМИ (но не путайте их с пилигримами!). Благодаря этим культуртрегерам (буквально «носителям культуры») в Прибалтике привилась массовая любовь к хоровому пению. Кстати, в 2013 году отмечается 140-летие Праздников Песни, где хор может состоять сразу из десятков тысяч певцов. Эта народная страсть не нарушалась и в советские годы, когда на спевки участники собирались на уровне районов, а затем на республиканском уровне, в Риге и Таллинне. Но если взглянуть на музыкальный инструментарий, скажем в Латвии, то в названии инструментов не встретишь немецких слов, все они восточного происхождения и близки к названиям музыкальных инструментов индоиранского мира.


Так, например, прибалтийские КОКЛЕ, КАНКЛЕС и КАНТЕЛЕ происходят от восточного инструмента, называемого ЧАНГ. Как видите, даже звуки в слове сохранены, а переход от «Ч» к «К» - естественный лингвистический переход. ЧАНГ распространен у иранских и индийских народов и даже ближайших к ним тюрок.

Есть на Востоке музыкальный инструмент, называемый КАРНАЙ, там в быту он применяется для созыва людей на тожественные праздники. Ему подобный инструмент на Западе называется ТРЕМБИТА, которая применяется на Карпатах тоже для созыва людей, но при трауре. Второе его название - БУЧУМ. Это слово на венгерском и румынском языках означает «прощание».

В привычных для нас словах «музыка» и «канто» тоже восточные корни: МУЗА - «наука», ГИТА - КАНТО - «песня».

Перейдем конкретно к языку. Лексикон готского языка должен представлять интерес для латышских и шотландских филологов. Об этом сходстве лексики бриттов, скоттов и латышей с удивлением писал еще Тацит в начале новой эры.

Подробный словарь кельтского (галльского) языка в 1894 году был выпущен Виттлеем ШТОКЕСОМ на немецком языке. Книга называлась, естественно, по-немецки: «Urkeltischer Shrachschatzen». Имея по нему представление о кельтском языке, можно судить о готском. А в последнем, в его текстах каждое второе слово по форме имеет явно кельтское происхождение.

Разберем готский лексикон по конкретным лингвистическим темам. Так, например, слова, обозначающие «личность», «человека» и его «родню» все кельтского происхождения. К примеру, ГИНО - «женщина», ГЕНС - «жена», СКАЛЬК - «раб», СКОСЫЛ - «бес», СИБИЙ - «родственник», СТОЯН - «друг», ВАЙР - «муж», СИНЕЙС - «дед», ЛЕКЕЙ - «врач», АНДАУГ - «лицо», БАРН - «ребенок», ДЮДА - «народ», ТИУН - «слуга».

Некоторые из названных слов в свое время попали в латынь, такие как ВАЙР и СИНЕЙС. Слово ТИУН фигурировало при дворах Рюриковичей. Остальные принесены кельтами из древнейшего индоиранского мира.

Можно рассмотреть готский лексикон по теме «дом», «общество», «способности». У готов фигурировало слово АЛАХС в смысле «храм». Этот «артефакт» тоже говорит о его восточном происхождении. ГАРОТ - «дом» заставляет вспомнить, что германские историки-путешественники систему русских городов называли ГАРДАРИКОЙ. Слово РАЗДА - «язык», «речь» тоже можно считать восточным, если сравнить со славянским словом РАДА.

Если говорить о словах, несущих «способности» и «качества», то выявляются такие негерманские слова: МИКИ - «большой», ДВАХАН - «водопадный», ХУГ - «хороший», ФРИЯДВА - «любовь», ГАМУНД - «память», ГАУНОН - «печаль», ЛЕЙТИЛ - «малый», ФРАТХИ - «разум», УХТВО - «рассвет». Разберем этот ряд конкретно. Из слова ДВАХАН строится название реки Двина. ФРИЯДВА и ФРАДХИ - слова чисто санскритского происхождения, как и УХТВО - «рассвет». Из ФРИЯДВА образуется ПРИЯЗНЬ. А ФРАДХИ имеет санскритскую основу ПРАТИ, из которой в свое время образовались ЭКСПЕРТ и латышское слово САПРОТ - «понимаю». Интересная судьба слова ГАУНОН. Латыши и тевтоны, жившие в Ливонии, похожим словом того же смысла называли эстонцев: ИГАУНИИ. В латышском языке это слово означает «печальные», но относится непосредственно к эстонцам. О них еще Тацит упоминает как о людях, ведущих жалкое существование. Об их нищем образе жизни писал и Пушкин: «приют убогого чухонца…».

Представляют интерес и такие бытовые слова, как УЛЬБАНД - «верблюд», ДЮБ - «глубокий», ЮБ - «верхний», КАС - «чашка». Из названных тут УЛЬБАНД можно считать самым ближайшим по звучанию русскому «верблюду». ДЮБ применяется в названиях рек: Дубисса, Дубна. КАС - явно восточное слово. А ЮБ - «верхняя одежда» - «юбка».

Для интересующихся историей кельтского языка можем рекомендовать книгу «Кельты» профессора Софьи ШИРОКОВОЙ, где путь кельтов исторически отслеживается: три тысячи лет до новой эры они находились на берегах Аральского моря, что подтверждается материалами кельто-именерского раскопа, который вбирал в себя культуру племен, приходивших сюда со степей Сибири и ближайших к ним лесных районов, в частности, с мест, где проживали предки селькупов и хантов. Об этом говорится в трудах томского историка Галины ПЕЛИХ. Наш томский автор доказала, что сходство в культуре памятников Средней Азии и Сибири говорит о движении племен именно с Востока на Запад, а не наоборот, как считали историки до нее и которые ставили Ближний Восток влияющим на культуру древней Сибири.

язык готов (См. Готы), принадлежит к восточной группе древних германских языков. Известен преимущественно по письменным памятникам 4 в., периода поселения готов в Причерноморье; важнейший из них - перевод Библии, приписываемый вестготскому епископу Ульфиле (См. Ульфила) и дошедший до нас в остготских рукописях 5 в. Считают, что Ульфила создал и сам готский алфавит, положив в его основу греческий и отчасти латинский алфавиты, а также руническое письмо. Благодаря ранней письменной фиксации Г. я. и его консервативности (в силу периферийного положения среди других герм. языков), он сохранил большую близость к общегерманскому состоянию и потому играет особенно важную роль в сравнительной грамматике герм. языков.

Между двумя диалектами Г. я. - остготским и вестготским - не было существенных различий. В Крыму долго сохранялся т. н. крымско-готский язык (известно около 70 слов, записанных фламандцем Бусбеком в 16 в.), восходящий к остготскому диалекту.

Лит.: Гухман М. М., Готский язык, М., 1958; Streitberg W., Gotisches Elementarbuch, 6 Aufl., Hdlb., 1920; его же, Gotische Bibel, 3 Aufl., Hdlb., 1950 (тексты и словарь); Braune W., Helm К. Gotische Grammatik,16 Aufl., Tübingen, 1961.

О. А. Смирницкая.

  • - рим. император. Открывает правл. императоров-иллирийцев. Подчинил Испанию и часть Галлии. В битве около Наиссуса в 269 разбил готов, после чего присвоил себе титул Готский...

    Древний мир. Энциклопедический словарь

  • - родоначальник владетельного княжеского рода Саксен-Мейнингенского, сын герцога Эрнста Саксен-Готского и альтенбургской принцессы Елисаветы-Софии, род. в 1649 г., учился в Тюбингенском и Женевском университетах,...
  • - дипломатический и статистический ежегодник, издаваемый в Готе с 1763 г. Основателем его был саксен-готский министр Вильгельм фон Ротберг, выполнивший этим желание герцогини Доротеи, поклонницы Вольтера и всего...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - в Швеции, длиною 615 км, между гг. Готенборгом и Стокгольмом, соединяет р. Гота-Эльф с озерами Венер, Веттер и Мелар. Вместе с каналом Трольгеттан составляет главное внутреннее водное сообщение в Швеции...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - язык готов, принадлежит к восточной группе древних германских языков. Известен преимущественно по письменным памятникам 4 в., периода поселения готов в Причерноморье...
  • - Марк Аврелий, римский император с 268. Родом иллириец. Был провозглашен императором солдатами после смерти Галлиена...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Язык, используемый в сфере религиозного общения...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

  • - ГО́ТСКИЙ, -ая, -ое. 1. см. готы. 2. Относящийся к готам, к их языку, образу жизни, культуре, а также к местам их проживания, их внутреннему устройству, истории; такой, как у готов. Г. язык. Готские племена. По-готски...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ГО́ТСКИЙ, готская, готское...

    Толковый словарь Ушакова

  • - го́тский прил. 1. Относящийся к готам, связанный с ними. 2. Свойственный готам, характерный для них. 3. Принадлежащий готам...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - г"...

    Русский орфографический словарь

  • - Относящийся, принадлежащий Готам...
  • - Древний германский язык, на который в IV в. по Р. Хр. переведено епископом Ульфилою св. писание...

    Словарь иностранных слов русского языка

  • - ...

    Формы слова

  • - ...

    Словарь синонимов

"Готский язык" в книгах

ГОТСКИЙ ВОПРОС

Из книги ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВОСТОЧНОГО СЛАВЯНСТВА (История и современное состояние вопроса -1948г.) автора Свободин Александр Петрович

ГОТСКИЙ ВОПРОС В дореволюционной и европейской науке не вызывающей сомнение аксиомой было господство в Восточной Европе в III и IV веках огромной и сильной «готской державы», образованной германскими готскими племенами, переселившимся с берегов Вислы. При этом особенно в

Из книги История Византийской империи. Т.1 автора

Германский (готский) вопрос в IV веке Жгучим вопросом в конце IV века для империи был вопрос германский, а именно готский.В силу каких-то не вполне еще выясненных причин готы, жившие в начале христианской эры на южном берегу Балтийского моря, передвинулись, вероятно, в конце

Крымские иконопочитатели: Иоанн Готский и Стефан Сурожский

Из книги Тайны горного Крыма автора Фадеева Татьяна Михайловна

Крымские иконопочитатели: Иоанн Готский и Стефан Сурожский С VI в. упоминается центр области Дорос, который одни историки отождествляют с Мангупом - Феодоро, другие - с Каламитой - Инкерманом. В VII в. в источниках упоминается Георгий, епископ Херсонесский и Дорантский. В

Германский (готский) вопрос в IV веке

Из книги История Византийской империи. Время до крестовых походов до 1081 г. автора Васильев Александр Александрович

Германский (готский) вопрос в IV веке Жгучим вопросом в конце IV века для империи был вопрос германский, а именно готский. В силу каких-то не вполне еще выясненных причин готы, жившие в начале христианской эры на южном берегу Балтийского моря, передвинулись, вероятно, в конце

Славяно-готский союз

Из книги Начало русской истории. С древнейших времен до княжения Олега автора Цветков Сергей Эдуардович

Славяно-готский союз Полиэтничность вообще была характерна для многих варварских политических образований. Средневековые сербо-хорватские историки сохранили предания о славяно-готском военном союзе. Сербская «Летопись попа Дуклянина» сообщает, что во время правления

Глава 15. Сармато-готский период древнерусской истории

Из книги Мы – арии. Истоки Руси (сборник) автора Абрашкин Анатолий Александрович

Глава 15. Сармато-готский период древнерусской истории В жгучий год, когда сбирает родина Плод кровавый с поля битв; когда Шагом бранным входят дети Одина В наши дрогнувшие города, - . . . . . . . . . . . . . . . . В этот год само дыханье гибели Разомкнуло память дней былых, Давних дней,

Готский язык

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГО) автора БСЭ

Клавдий II Готский Марк Аврелий

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КЛ) автора БСЭ

Иордан (готский историк)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИО) автора БСЭ

Из книги 100 великих полководцев древности автора Шишов Алексей Васильевич

Марк Аврелий Клавдий II Готский Сильная личность на престоле Рима из Иллирии, получившая прозвище Готик Монета с изображением Марка Аврелия Клавдия II ГотскогоПостоянные вторжения «варварских» народов в пределы Римской империи с суши и с моря заставляли римлян и их

Марк Аврелий Клавдий II Готский

Из книги 100 великих полководцев Западной Европы автора Шишов Алексей Васильевич

Марк Аврелий Клавдий II Готский Постоянные вторжения «варварских» народов в пределы Римской империи с суши и с моря заставляли римлян и их армию «искать» для себя сильных личностей на трон монарха. В 268 г. на него по единодушному выбору взошел прославленный полководец

Никита Готский, великомученник (+372)

Из книги Молитвослов на русском языке автора

Никита Готский, великомученник (+372) Никита Готский (+372) - христианский святой, почитаемый в лике великомучеников.По происхождению Никита был гот, родился и жил на берегах Дуная. Крещение принял от епископа Феофила, участника Первого Вселенского собора. Вместе с готским

д) Готский

Из книги Толковый Типикон. Часть I автора Скабалланович Михаил

д) Готский От той же эпохи (ранее половины V в.) сохранился отрывок готского (арианского) календаря на 23 окт. - 29 нояб. , с именами исключительно готскими (строго национальный, - например нет памятей Климента и Цецилии); 14 ноября - ап. Филиппа, 29 ноября - ап.

ГОТСКИЙ ПЕРЕВОД БИБЛИИ

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

ГОТСКИЙ ПЕРЕВОД БИБЛИИ - см. Ульфила.

Рассения, алано-готский союз и возрождение Русколани

Из книги Быстьтворь: бытие и творение русов и ариев. Книга 2 автора Светозаръ

Рассения, алано-готский союз и возрождение Русколани Сразу же после создания алано-готского союза готы с сарматами начали расширять своё влияние на Дунае и в Крыму, где и столкнулись с Римом. Начались маркоманские войны (166–180 годы с.л.), в ходе которых Рим вынужден был

Последние материалы раздела:

Кислотные свойства аминокислот
Кислотные свойства аминокислот

Cвойства аминокислот можно разделить на две группы: химические и физические.Химические свойства аминокислотВ зависимости от соединений,...

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...

Система управления временем Б
Система управления временем Б

Бюджетный дефицит и государственный долг. Финансирование бюджетного дефицита. Управление государственным долгом.В тот момент, когда управление...