Готовность ребенка к обучению школьная зрелость. Понятие «школьная зрелость», методы определения у детей

Чувства -- одно из наиболее ярких проявлений личности человека. Содержание чувств составляют устойчивые отношения личности к тому, что она познает и делает. Охарактеризовать личность во многом означает сказать, что вообще данный человек любит, что он ненавидит, презирает, чем он гордится, чему радуется, чего он стыдится, чему завидует. Предмет устойчивых чувств индивида, их интенсивность и характер раскрывают окружающим эмоциональный мир человека, его чувства и, тем самым, его индивидуальность. Различия в чувственной сфере накладывают глубокий отпечаток на весь строй духовной жизни человека. Здесь следует сказать, что о личности мы судим не только по мыслям, действиям и поступкам, но и по ее эмоциям и чувствам. В зависимости от развития волевых качеств трудности и неудачи вызывают у разных людей неодинаковые чувства: у одних -- чувство неудовлетворенности собой, активности, бодрости, боевого возбуждения, у других -- чувство беспомощности и досады, уныния, апатии.

Неповторимые индивидуальные проявления эмоционального облика человека складываются в течение всей его жизни и связаны с развитием личности в целом. Важнейшими направлениями развития эмоций и чувств являются формирование высших положительных, моральных, интеллектуальных и эстетических чувств и формирование умения владеть своими эмоциями.

Интеллектуальные чувства формируются в процессе познания явлений и отношений окружающего мира и связаны с радостью открытия нового, удовлетворением от решения трудной задачи.

Моральные чувства развиваются по мере приобретения личностью социального опыта, опыта общения и взаимодействия с людьми и обществом в целом. Разрешая этически сложные ситуации, человек накапливает необходимый практический опыт морального поведения в коллективе, испытывает чувство морального удовлетворения от выполнения этических норм.

Эстетические чувства развиваются при восприятии художественных произведений, музыкальном воспитании, общении с природой.

Культура чувств предполагает умение владеть своими эмоциями. Любой человек в силах регулировать свое эмоциональное состояние, быть хозяином своих эмоций.

Психически нормальный человек эмоционален в любой деятельности, он ничего не делает равнодушно и безразлично, но частые и сильные эмоциональные переживания истощают нервную систему, снижают эффективность его работы, осложняют межличностные отношения. Испытывает ли человек бурную радость, сильный гнев или переживает тяжелое горе -- все это отражается на его самочувствии, работоспособности, затрагивает его близких.

В состоянии аффекта человек теряет способность принимать рациональные, обдуманные решения, сильные эмоции становятся барьером в общении с другими людьми (причем независимо, положительные ли или отрицательные это эмоции). В то же время любое дело требует определенного уровня эмоциональной напряженности, необходимой для того, чтобы цель была достигнута.

Для оптимизации эмоционального состояния психологи предлагают следующие методы: различные техники нервно-мышечной релаксации (расслабления), дыхательные упражнения (техники регуляции дыхания для снижения чрезмерного стресса), различные техники самовнушения, аутогенную тренировку (AT), медитацию, йогу и др.

Каждый может выбрать наиболее подходящий ему метод и, применяя его, сделать свою жизнь более полноценной, эмоционально яркой, оптимально использовать энергию эмоций для достижения своих целей.

Название: Развитие эмоционального мира личности
Рожина Л.Н.
Страниц: 272
Формат: PDF
Размер: 51 Мб
Качество: Отличное
Язык: Русский
Год издания: 2003
ISBN: 985-06-0829-3

Рассматриваются наиболее важные теоретические вопросы, среди которых особое внимание уделяется психологии эмоций, их функциям, уровням базальной системы эмоциональной регуляции.Включает шесть разделов, различных по своей направленности: в теоретической части внимание сосредоточено на принципах психологии эмоций, их функциях и базальных уровнях эмоциональной регуляции; в методической части представлены материалы, раскрывающие технологии эмоциональной регуляции учебной деятельности, методики изучения эмоций и чувств, специальные коррекционно-развивающие упражнения, а также дополнительный материал (документальные, философские и литературные тексты).
Для преподавателей, учителей, практических психологов. Рекомендуется также студентам, аспирантам.

Оглавление.
Предисловие.
Введение.
Основные подходы и характеристики эмоций и чувств человека.
Принципы психологии эмоций.
Функции эмоций.
Базальная система эмоциональной регуляции.
Эмоциональная регуляция учебной деятельности.
Содержание учебных предметов как источник развития эмоций и чувств учащихся.
Проблемное обучение.
Стимулирование вопросов учащихся.
Другие приемы и средства эмоциональной регуляции учебной деятельности.
Саморегуляция эмоций и чувств.
Эмоционально-волевой уровень регуляции.
Что нам советуют.
Несколько советов автора.
Методики изучения эмоций и чувств.
Шкала дифференциальных эмоций.
Параметрическая шкала.
Дискретно-эмоциональный подход и шкала дифференциальных эмоций.
Карта тестов "Причины и следствия эмоций".
Вербальные методики.
Авторские методики изучения эмоциональной сферы личности.
Развитие и психологическая коррекция эмоциональной сферы личности.
Обогащение мира переживаний и чувств. Формирование навыков и умений адекватного эмоционального реагирования.
Упражнения на овладение умениями пользоваться терминами-понятиями в описании эмоциональной сферы человека.
Самоанализ внутреннего мира.
Пробуждение и развитие желаемых чувств.
Благословляю вас, мгновенья жизни полной!
Способы выражения чувств.
Релаксационные упражнения.
Учитесь радоваться.
Художественная литература - в развитии эмоциональной сферы личности.
Приложения.
Литература.

С этой книгой бесплатно скачивают:





Благодаря электронной библиотеке сайт вы получите доступ к необходимым книгам в любое удобное время и совершенно бесплатно. Разделы сайта постоянно обновляются, навигация совершенствуется, а выбор изданий растет - вот почему стоит обратиться именно к нам. Библиотека позволяет скачивать литературу в различных форматах. сайт - настоящая находка для книголюбов вне зависимости от возраста и предпочтений. В разделе «Наука и образование» можно найти такие интересные издания, как «Развитие эмоционального мира личности», а также погрузиться в увлекательный мир эзотерики, психологии и истории.


HTML ссылка:

Сфера эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста вынужденных сменить место жительства

дипломная работа

1.1 Сущность эмоционального развития личности

Психология сравнительно недавно обратилась к серьёзному исследованию проблемы эмоций, хотя в актуальности данного вопроса не приходится сомневаться. Эмоции необходимы для выживания и благополучия человека. Не обладая эмоциями, то есть, не умея испытывать радость и печаль, гнев и вину, мы не были бы в полной мере людьми. Эмоции стали одним из признаков человечности. Не менее важна и способность человека сопереживать чужим эмоциям, способность к эмпатии, равно как и способность выразить эмоцию словами, рассказать о ней.

Эволюционное значение эмоций состоит в том, что они обеспечили новый тип мотивации, новые поведенческие тенденции, большую вариативность поведения, необходимые для успешного взаимодействия индивида с окружающей средой и для успешной адаптации.

Эмоции появились у человека в процессе эволюции. Предполагают, что истоки некоторых человеческих эмоций следует искать в простейших физиологических мотивах, таких как голод, и в первичных адаптационных механизмах, таких как реакция приближения-отстранения. Каждая эмоция исполняла те или иные адаптивные функции в процессе эволюции человека. Учёные не могут сказать наверняка, каким образом, развиваясь, человек пришёл к такому многообразию эмоций, какое характерно для него сейчас. Можно только предполагать, что уже первые живые организмы имели некие механизмы, позволяющие им реагировать на стимулы окружающей среды, то есть принимать или отвергать их, приближаться к ним или отстраняться от них. Возможно так же, что причиной возникновения эмоций явилась насущная необходимость в средствах коммуникации между матерью и ребёнком, так же как и между взрослыми людьми.

Из соображений удобства принято делить эмоции на положительные и отрицательные на основании их сенсорных или эмпирических характеристик. Однако нужно помнить, что всякая эмоция может быть и позитивной, и негативной - в зависимости от того, насколько она помогает или мешает адаптации индивида в конкретной ситуации.

Комплексное определение феномена эмоции должно включать в себя физиологический, экспрессивный и эмпирический компоненты. Эмоция возникает как результат нейрофизиологических процессов, которые в свою очередь могут быть вызваны как внутренними, так и внешними факторами. Несмотря на то, что ещё работы З.Фрейда заложили фундамент для изучения эмоций, взаимосвязей их с мотивацией и поведением, одна из наиболее серьёзных проблем психологии состоит в том, что не существует чёткого, включающего все аспекты, определения, что же такое эмоция. Весьма характерным является тот факт, что авторы многих теорий личности даже не упоминают проблему эмоций. Как правило, они пользуется тем или иным понятием, связанным с мотивацией, но при этом крайне редко рассматривают частные эмоции в качестве мотивационных переменных. Исследователи эмоций также, как правило, анализируют лишь одну или несколько составляющих эмоционального процесса - его нейрофизиологический, экспрессивный или феноменологический компонент, из чего следует, что существующие теории личности и поведения в большинстве своём не дают ясной картины той роли, которую играет в жизни человека каждая из эмоций.

Классическая психоаналитическая теория почти не обращается к эмоциям, хотя и подчёркивает важность некогнитивных феноменов, или аффектов, в человеческом поведении. В своих ранних работах З.Фрейд рассматривал аффекты как мотивационные переменные. Несмотря на то, что его понимание инстинктивных влечений как источника мотивации серьёзно критикуется или полностью отвергается некоторыми современными теоретиками психоанализа, предложенное им понимание мотивационных феноменов как продуктов взаимосвязи представления и аффекта получило своё развитие и приобрело новое звучание. Фрейдовское понимание мотивации отчётливо проглядывает в концепциях желания, выдвинутых Р.Р.Холтом; оно же повлияло на теорию эмоций С.Дала, который рассматривает эмоции как фундаментальные мотивы. Кроме того, оно непосредственно повлияло на работы Хелен Льюис, в которых исследуется роль эмоций стыда и вины в развитии личности, - эти работы представляют собой современное истолкование взглядов Фрейда.

Сторонники измерительного подхода к проблеме эмоций, в отличие от психоаналитической теории, особенно в современном её варианте, не столь жестоко связывают эмоции с функционированием личности. Этот подход был заложен Спенсером, его пониманием эмоций (переживаний) как измерений сознания или состояния сознания; он оформился в самостоятельное направление, когда В.Вундт предложил оценивать эмоциональную сферу сознания такими количественными мерами, как «удовольствие-неудовольствие», «расслабление--напряжение» и «спокойствие-возбуждение». Основываясь на этом, была выдвинута теория о том, что любой поведенческий акт можно объяснить исходя из уровня напряжения, или энергии. То есть эмоция по данному подходу, представляет собой высший уровень напряжения, или энергетики, в тканях организма. Такой подход позволяет говорить о количественной мере эмоции и отрицает её качественное разнообразие.[ 19, 46-49]

Р.С.Вудворд, изучавший в основном внешние, поддающиеся наблюдению аспекты эмоций, доказал возможность категоризации мимических проявлений эмоций и обратный механизм определения эмоции на основе оценок, распределённых по шкалам «удовольствие-неудовольствие», «принятие-отвержение» и «сон-напряжение». Следует упомянуть, что результаты последних исследований поставили под сомнение возможность использования шкал «принятие-отвержение» и «сон-напряжение» в качестве самостоятельных, независимых друг от друга переменных, и поэтому были предложены иные варианты шкал. В ходе исследований, проводившихся в рамках данного подхода, были получены данные, которые свидетельствуют о том, что качественно различные эмоции могут быть представлены как точки или группы точек в многофакторном пространстве. Как показано в исследовании К.Изарда, такие критерии, как «удовольствие», «напряжение», «самоуверенность» и «импульсивность», могут быть полезны в описании субъективного опыта переживания эмоций.

Несмотря на такое разнообразие понимания эмоции многие исследователи сходятся во мнении, что каждая эмоция имеет свои уникальные мотивационные и адаптивные функции. Каждая из эмоций работает на человека и для человека, и то, что она делает, обычно идёт на пользу. Исключением из этого правила являются случаи, когда эмоция становится более интенсивной, чем того требует ситуация, -- тогда она оказывает дезорганизующее, разрушительное воздействие. Но в целом эмоция всё же несёт в себе конструктивное начало.

Функции эмоции можно анализировать на трёх уровнях. Во-первых, эмоция выполняет специфически биологическую функцию, например направляет поток крови и энергетические ресурсы от гладких мышц внутренних органов к мышцам, ответственным за движения. Во-вторых, эмоция оказывает мотивирующее воздействие на индивида, организуя, направляя и побуждая его восприятие, мышление и поведение. И, наконец, в-третьих, каждая из эмоций выполняет социальную функцию. Сигнальный аспект жизненно важной системы взаимодействия человека с другими людьми складывается из его эмоциональных проявлений.

Итак, человеческое поведение зиждется на эмоциях, они активизируют и организуют устремления человека. Эмоции оказывают непосредственное влияние на перцептивные процессы, фильтруют информацию, которую человек получает при помощи органов чувств, активно вмешиваются в процесс её дальнейшей обработки. Из чего следует, что роль эмоций в жизни человека огромна и подлежит дальнейшему более глубокому и детальному исследованию.

Темой данной работы стало изучение такой эмоции как страх. Страх является неизбежной принадлежностью нашей жизни. Он сопровождает нас от рождения до смерти. Страх существует независимо от культуры и уровня развития народа или его отдельных представителей; единственное, что изменяется, - это объекты страха, ибо, как только человек полагает, что победил или преодолел страх, появляется другой вид страха, а также другие средства и мероприятия, направленные на его преодоление. В настоящее время человек не боится грома и молнии, солнечных и лунных затмений и относится к ним как к интересным явлениям природы, но не может избавиться от переживаний страха, так как исчезновение некоторых предрассудков не исключает возможности гибели мира. В связи с этим люди сегодня испытывают страх перед угрозой новых болезней, перед возможным несчастным случаем на транспорте, страх старости или одиночества.

Страх является очень сильной эмоцией, и она оказывает весьма заметное влияние на перцептивно-когнитивные процессы и поведение индивида. Когда человек испытывает страх, его внимание резко сужается, заостряясь на объекте или ситуации, сигнализирующей об опасности. Интенсивный страх создаёт эффект «туннельного восприятия», то есть существенно ограничивает восприятие, мышление и свободу выбора индивида. Кроме того, страх ограничивает свободу поведения человека. Можно сказать, что в страхе человек перестаёт принадлежать себе, он движим одним-единственным стремлением - устранить угрозу, избежать опасности. Исходя из этого, можно предположить, что страх складывается из определённых и вполне специфичных физиологических изменений, экспрессивного поведения и специфического переживания, проистекающего из ожидания угрозы или опасности.

Отмечено, что некоторые объекты и ситуации с большей силой, чем другие, сигнализируют об опасности, и их принято называть естественными активаторами страха. К естественным сигналам опасности относятся мотивы, эмоции и когнитивные процессы.

Мотивы и процессы, обеспечивающие развитие организма, составляют наименее значимый класс активаторов страха. Мотив приобретает психологическое значение тогда, когда его интенсивность достигает критического уровня, когда он сигнализирует человеку об остром физиологическом дефиците. В этих случаях мотив активизирует эмоцию, и такой эмоцией может быть страх.

Так же любая эмоция может активизировать страх по принципу эмоционального заражения. Реакции возбуждения и испуга в силу сходства их нейрофизиологических механизмов с механизмами, лежащими в основе эмоции страха, часто являются активаторами последнего. Кроме того, страх сам для себя является активатором. Переживая страх и выражая его в поведении, человек получает обратную связь от собственной эмоциональной экспрессии, и это может усиливать его страх. В этом смысле само переживание страха пугает человека.

Страх может быть и результатом когнитивной оценки ситуации как потенциально опасной. Действительно, когнитивные процессы составляют самый обширный, самый распространённый класс активаторов страха. Так, например, страх может быть вызван воспоминанием об определённом объекте, мысленным образом объекта или антиципацией определённой ситуации. Однако эти когнитивные процессы довольно часто отражают не реальную угрозу, а вымышленную, в результате чего человек начинает бояться ситуаций, не представляющих реальной угрозы, или слишком многих ситуаций, или жизни вообще. Воспоминание о пережитом страхе или ожидание страха само по себе может быть активатором страха. Таким образом, человек, предмет или ситуация могут стать источником страха в результате:

1. формирования гипотез (воображаемых источником вреда)

2. ожидания вреда

3. непосредственного столкновения со сконструированным (воображаемым) объектом страха.

Помимо вышеперечисленных, естественными активаторами страха называют боль, одиночество, необычность объекта, внезапное приближение объекта, внезапное изменение стимуляции, высоту. Эти факторы необязательно являются врождёнными, внутренними активаторами страха, но человек, по-видимому, биологически предрасположен реагировать на них страхом. Несмотря на свою малочисленность, естественные сигналы опасности лежат в основе многих производных и культуральных активаторов страха.

Из вышеизложенного следует, что несмотря на то, что страх, особенно в крайних его проявлениях, переживается довольно редко, большинство людей боится этой эмоции. Переживание страха ощущается и воспринимается людьми как угроза личной безопасности. Страх побуждает людей предпринимать усилия, направленные на избежание угрозы, на устранение опасности. Поэтому проблема изучения и преодоления эмоции страха является актуальной на сегодняшний день.

Анализ взаимосвязи синдрома эмоционального выгорания и личностных характеристик у медицинских работников

Термин "эмоциональное выгорание" введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами...

Взаимоотношения детей 3-5 лет в дошкольном учреждении

Влияние гендерной игрушки на эмоциональное развитие ребенка в дошкольном возрасте

На протяжении детства эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая все более богатое содержание и все более сложные формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания...

Влияние эмоционального интеллекта на успешность деятельности

Исследование эмоционального интеллекта

В психологии еще с начала ХХ в. велись поиски способностей, которые в отличие от традиционно выделяемого общего интеллекта связаны с социально-эмоциональной сферой психики. Ведущие специалисты в области психологии интеллекта...

Особенности личностных качеств умственно отсталых детей

Развитие личности является одной из наиболее важных проблем в теории воспитания и обучении. Под личностью в общей психологии подразумевается интегрирующее начало...

Особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников с ДЦП

Эмоциональные особенности детей с детскими церебральными параличами -- тема сложная и многогранная. Для ее полного теоретического исследования мы считаем необходимым анализ литературы, исследовавшей вопросы эмоций...

Психологические условия эмоционального благополучия подростков

О переходном возрасте обычно говорят как о периоде повышенной эмоциональности, что проявляется в лёгкой возбудимости, страстности, частой смене настроения и т. п. Но что же подразумевается под эмоциями? Этой проблемой занимается Г. М...

Психология личности

Синдром эмоционального выгорания в правоохранительной сфере

Синдром эмоционального выгорания представляет собой состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе...

Сущность стрессовых состояний. Индивидуальные стили реагирования на сложные ситуации

В переводе с английского слово "стресс" означает давление, натяжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Стресс, вызывающий негативные эмоции, называется "дистрессом", положительные эмоции - "эустрессом"...

Эмоциональное выгорание личности профессионала

Вернемся еще раз к определению эмоционального выгорания. Доктор К. Маслач подчеркивает, что выгорание - это не потеря творческого потенциала, не реакция на скуку, а «эмоциональное истощение, возникающее на фоне стресса...

Исследователи генеза синдрома выгорания отмечают, что его развитие носит стадиальный характер. Польский психолог Т.И.Ронгинская , описывая последовательность проявления признаков этого синдрома, отмечает...

Эмоциональное выгорание педагогов в сельской местности

После того как феномен стал общепризнанным, закономерно возник вопрос о факторах, способствующих развитию или, наоборот, тормозящих его. Пишут о трех факторах, играющих существенную роль в "эмоциональном сгорании": личностном...

Эмоциональный интеллект и его формирование в процессе обучения в высшем учебном заведении

В ходе развития науки проблемой эмоционального интеллекта занималось немалое количество ученых. Согласно представлениям авторов оригинальной концепции эмоционального интеллекта Дж. Мейера, П. Сэловея, Д. Карузо...

Последние материалы раздела:

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Режим дня II
Конспект урока по окружающему миру на тему: «Режим дня II

Тема Режим дня Учебная задача Цель темы научиться планировать распорядок дня Сформировать понятие о режиме дня школьника Показать...

Страна с трагической судьбой
Страна с трагической судьбой

Апофеозом гражданской войны в Анголе и Войны за независимость Намибии стала оборона ангольскими правительственными войсками, кубинскими...

Все, что нужно знать о бактериях
Все, что нужно знать о бактериях

Бактерии представляют собой одноклеточные безъядерные микроорганизмы, относящиеся к классу прокариотов. На сегодняшний день существует более 10...