Что значит интермедия. Интермедия – это пьеса в пьесе

Существует около 40 определений стиля. Вот некоторые из них:

М.М. Бахтин: «Стиль - это реализация творческого метода в конкретно-исторических условиях, требующая определенного единства приемов оформления и создания текста, обработки материала». Бахтин указывает на связь метода и стиля. Стиль - это конкретное проявления творческого метода, а метод, напомним, это общие установки познания действительности, отбор ее явлений.

«Стиль - это такое состояние текста, которое рассматривается либо как отклонение от нормы, либо как результат выбора определённых способов из возможных способов создания текста» Данное определение указывает на обязательное условие оригинальности текста.

Определение, данное в ЛЭСе (1987): «Стиль - это устойчивая общность образной системы, средств художественной выразительности, принципов построения произведения, способов изображения, проявляющаяся в склонности к определенному кругу тем, идей, проблем, конфликтов, характеризующих своеобразие писателя, направления, метода, эпохи».

«Стиль - это единство - основных идейно - художественных особенностей, отличительных черт, проявляющихся в творчестве писателей, направлений».

«Стиль - это система языковых средств и художественных приемов, характерных для отдельного произведения или всего творчества писателя или направления.

В данных определениях стиль включает в себя содержательные категории. В определении В.В. Виноградова под стилем подразумевается только словесная, языковая сущность стиля: «Стиль - это система индивидуально-эстетического использования свойственных данному периоду развития художественной литературы средств словесного выражения».

В определении А.Б. Есина также озвучены только формальные признаки стиля: «Стиль - это эстетическое единство всех элементов художественной формы, обладающее определенной оригинальностью и выражающее известную содержательность».

Для понимания С. существенно то, что нашло выражение во всех формулировках: стиль - явление глубоко оригинальное. Стиль возникает там, где мы, с одной стороны, чувствуем типовые, повторяющиеся внутренние закономерности в сфере композиции, выбора художественных средств, определенных тем, конфликтов и пр. Иначе говоря, само представление о стилевой форме - это результат обобщения некоторых характерных признаков, повторяющихся в нескольких произведениях. Так, в произведениях классицизма повторялся конфликт между долгом и чувством, ставший типовым, в произведениях Тургенева рисовался портрет «тургеневской девушки», черты которой получали в каждом произведении более чёткие контуры. С другой стороны, С. существует там, где проявляется неповторимое, индивидуальное, глубоко оригинальное. Стиль ощущается, когда у писателя есть что-то своё, особенное. Таким образом, С. включает и типовые и индивидуальные формы. Он возникает на основе опыта, собственного, практического и опыта уже существующего в практике других писателей. Но в этот опыт обязательно привносится своё.. В свою очередь, индивидуальный С. может стать источником новых типовых форм стиля - стиля направлений, школ. Например, некрасовский стиль повторился в опыте поэтов некрасовской школы, стал типовым. Типовой стиль перерастает в национальный, ибо он несёт в себе обобщение.

Стиль представляет собой эстетическую, а следовательно, оценочную категорию. Когда мы говорим, что произведение обладает стилем, мы подразумеваем, что в нем художественная форма достигла известного эстетического совершенства. В этом смысле, С. противопоставлен, с одной стороны, бесстильности (отсутствию всякого эстетического значения, эстетической невыразительности художественной формы), а с другой - эпигонской стилизации (простое повторение уже найденных художественных эффектов).

Эстетическое воздействие художественного произведения на читателя обусловлено наличием стиля. Как всякое эстетически значимое явление, стиль может вызывать эстетическую полемику; говоря проще, стиль может нравиться или не нравиться. Этот процесс происходит на уровне первичного читательского восприятия. Эстетическая оценка определяется как объективными свойствами С., так и особенностями воспринимающего сознания - реципиента, которые, в свою очередь, обусловлены самыми разными факторами: психологическими и даже биологическими свойствами личности, воспитанием, предшествующим эстетическим опытом и т.п. Вследствие этого различные свойства стиля возбуждают в читателе либо положительную, либо отрицательную эстетическую эмоцию: кому-то нравится стиль гармонический и не нравится дисгармония, кто-то предпочитает яркость и красочность, а кто-то -- спокойную сдержанность, кому-то нравится в стиле простота и прозрачность, кому-то наоборот, сложность и даже запутанность. Подобного рода эстетические оценки на уровне первичного восприятия естественны и законны, но для постижения стиля недостаточны. Надо учитывать, что любой стиль, независимо от того, нравится он нам или нет, обладает объективной эстетической значимостью. Научное постижение стиля и призвано в первую очередь эту значимость раскрыть, выявить; показать неповторимую красоту самых разных стилей. Развитое эстетическое сознание отличается от неразвитого в первую очередь тем, что способно оценить красоту и прелесть возможно большего числа эстетических явлений (что, разумеется, не исключает наличия индивидуальных стилевых предпочтений).

С. связан с мировоззрением. Новый С. появляется у Гёте, Шиллера, когда они переходят к романтизму. Стиль - явление динамичное, меняющееся. Романтика Пушкина характеризует яркий, образный, «романтический» язык, Пушкин-прозаик, реалист пишет иначе, освобождая прозу от всякой экспрессии.

С. есть выражение эстетической целостности произведения. Это предполагает подчинение всех элементов формы единой закономерности, наличие организующего принципа С., который пронизывает всю структуру формы. Так, в «Войне и мире» стилевым принципом становится антитеза, реализующаяся в каждой клеточке произведения и воплощающаяся в парности образов - духовного и телесного, войны и мира, русских и французов, Москвы и Петербурга, Наташи и Элен, Кутузова и Наполеона. Другой стилевой принцип Толстого - внимание к телесной портретной детали (маленькие руки Андрея Болконского, лучистые глаза княжны Марьи).

Поскольку С. является не отдельным, локализованным элементом, а как бы разлит во всей структуре формы, постольку каждая точка текста, каждый его фрагмент несёт отпечаток целого. Благодаря этому С. опознается по отдельному эпизоду: опытному читателю, хорошо знакомому с тем или иным автором, достаточно прочитать небольшой отрывок, чтобы определить автора. Стиль узнаваем и может быть воспроизведен на основе подражаний, стилизаций, пародий.

Выполнила: ст-ка группы 596 Филинкова А. А.

Преподаватель: профессор, д.ф.н. Быстрова Т.Ю.

1.Введение.

2.Глава I. Понятие и границы стиля.

§1. Определения стиля.

3. Глава II. Определение понятия «большой стиль» и «индивидуальный стиль».

Сравнительные характеристики.

4. Заключение.

6. Список используемых источников и литературы.

Введение.

Понятие «стиль» многозначно, им пользуются разные науки (литературове-дение, искусствоведение, лингвистика, культурология и эстетика). И чем расширительнее начинает толковаться это понятие (« стиль одежды», «стиль моды», «стиль поведения», «стиль игры», «стиль жизни», «стиль мышления», «стиль ру-ководства», «стиль работы»), тем более усиливается его культурологический смысл. Стиль предстает как качество определенной культуры, отличающее ее от всякой другой, как конструктивный принцип построения культуры. Обре-тая культурную значимость, предмет обретает и стилистическую выражен-ность - свидетельство его принадлежности к определенной культуре, к тому или иному ее социально-историческо-му пласту. (4, с. 413)

Стиль является феноменом, имеющим место во всех сферах чело-веческой деятельности, в которых проявляется потребность в куль-турном самосознании и самоопределении. (5, с. 241)

Сейчас, в современном мире, в дизайне, на мой взгляд, не преобладает определенный стиль. Это связанно с тем, что идет тенденция на индивидуальность каждого человека. Нет общности, каждый сам за себя, каждый творит то, во что горазд. Данная проблема стиля меня заинтересовала, потому что приблизительно в течение уже 70 лет не возникает «большого стиля». Устоявшегося стиля нет. Для этого рассматриваются понятие «большого» и «индивидуального» стилей.

Целью данной работы является выяснение вопросов: Что считается «индивидуальным» а что «большим стилем»? Как в современном дизайне трактуются эти стили?

Для этого поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть определение стиля и проследить возникновение понятия стиля.
  2. Рассмотреть что считается «большим стилем».
  3. Проанализировать понятие «индивидуальный стиль».
  4. Выяснить, как влияет на творчество дизайн-проектировщика в современном мире окружающая среда.

Глава I. Понятие и границы стиля.

§1. Определение стиля.

В философии искусства и в искусствознании одной из значимых категорий является стиль. Фактически это более свободная в формах проявления и своеобразная модификация канона в его чисто эстетическом смысле, точнее - достаточно устойчи-вая для определенного периода истории искусства, или для конкретного направления, течения, школы, или даже для од-ного художника, трудно описуемая, но хорошо ощущаемая эс-тетически развитым сознанием многоуровневая целостная система принципов художественного мышления, способов об-разного выражения, изобразительно-выразительных приемов, конструктивно-формальных структур и т.п. система, обусловленная духом времени, трансформированным конкретным коллективным (для художественного периода, направления, школы и т.п.) или индивидуальным эстетическим сознани-ем, и придающая художественно-эстетическое единство (формально-выразительную общность) определенному клас-су произведений искусства. Так, в искусствознании говорят о византийском, готическом, барочном и т.п. стилях, имея в ви-ду некую, достаточно хорошо ощущаемую (и частично даже описуемую) общность принципов художественно-пластичес-кого выражения, присущую всем произведениям, созданным в данном стилевом пространстве. О стиле говорят не только применительно к искусству, но и к другим сферам человечес-кой жизни, деятельности, поведения, манере одеваться, гово-рить и т.п., имея в виду, прежде всего, некое уникальное един-ство всех элементов внешнего выражения, характерное для данной сферы. (2, с. 255)

Стиль в искусстве (лат. stylus, от греч. stylus - палочка, стержень для письма) - структурное единство образной системы и приемов художественного выра-жения, порождаемое живой практикой развития архитектуры, изобразитель-ного и декоративно-прикладного искусства. Стиль служит одним из связующих элементов в синтезе искусств, приобретая наибольшую степень органичности и целостности (готика, барокко, классицизм). Будучи относительно самостоятельным, образуя собственную традицию, стиль мо-жет при известных условиях существо-вать дольше, чем социально-культурная ситуация его породившая, сталкиваясь с другими стилями. В формировании стиля участвуют многие социальные и культурные предпосылки, связанные с представлениями о природе искусства, его функциях, выражаемые в творческом методе мировоззрении художников. (3, с. 333)

§2. Истоки возникновения понятия стиля и его развитие.

Рассмотрим истоки возникновения понятия стиля и его развитие.

Первые значительные стили складываются в древних цивилизациях (Египет, Вавилон) в соответствии с господствующими религиозно-идеологическими нормами. В разные исторические периоды стили специфично осуществляются в отдельных видах искусства, в большей или меньшей степени прояв-ляя свои типичные признаки во взаимоотношении содержания и формы в ис-кусстве. Стилевому развитию искусств, с каждой новой эпохой, соответствует все нарастающее усложнение, проявляющее во взаимодействии местных, региональных школ, художественных традиций. С эпохи Возрождения все большее значение приобретает индивидуальность художника (индивидуальность в искусстве) уже не укладывающаяся в рамки стилевых явлений (Микеланджело, Рембрандт). Развитие станкового искусства способствует укреплению подобных тенденций, давая живописи, графике, скульптуре все большую свободу выражения.

Начиная с романтизма, в искусстве XIX-XX вв. проявляются лишь отдель-ные стилистические тенденции, опреде-ляемые общностью мировосприятия художников. Попытки создать «новый стиль» (модерн) из-за социально-художественной противоречивости развития искусства на рубеже XIX-XX вв. оказались несостоятельными. Однако именно в это время категория стиля энергично разрабатывалась многи-ми историками и теоретиками искусства, эстетиками, филосо-фами. (3, с. 334) Школа искусствоведов Г. Вёльфлина, А. Ригля и др. пони-мала под стилем достаточно устойчивую систему формальных признаков и элементов организации произведения искусства (плоскостность, объемность, живописность, графичность, про-стоту, сложность, открытую или закрытую форму и др.) и на этом основании считала возможным рассматривать всю исто-рию искусства как надындивидуальную историю стилей («исто-рия искусства без имен» - Вёльфлин). А.Ф. Лосев определял стиль как «принцип конструирования всего потенциала худо-жественного произведения на основе его тех или иных надст-руктурных и внехудожественных заданностей и его первичных моделей, ощущаемых, однако, имманентно самим художествен-ным структурам произведения» (2, с. 256) Но в XX в. развитие искусства уже не может пол-ностью укладываться в рамки смены стиля. Возникновение и быстрое исчезнове-ние всевозможных «измов» в авангар-дизме, их идеологическая неустойчи-вость препятствуют созданию цельных стилевых образований. В социалисти-ческом обществе поиски стиля в искусстве связы-ваются со стремлением создавать эстетически совершенную среду, окру-жающую человека. (3, с. 334)

Глава II. Определение понятия «большой стиль» и «индивидуальный стиль».

Сравнительные характеристики.

В данной работе речь пойдет об употреблении понятие «стиль» для характеристики крупной эпохи в развитии искусства и индивидуальной манеры художника. Эти два направления называют еще как «индивидуальный» стиль, то есть стиль человека (стиль автора, почерк), и «большой стиль», то есть стиль того или иного исторического периода («стиль эпохи»).

Ниже рассматривается понятие «большого стиля», его характеристики и взгляды авторов.

Стиль - это не нечто неизменяемое и закостенелое. ...Вся история искусств и архитектуры представляет со-бой живую ткань, постоянно развивающуюся и изменяющуюся. ...Однако при всей живой изменчивости форм искусства в пре-делах того или иного периода всегда имелись относительно ус-тойчивые художественные признаки - композиционные, пласти-ческие, колористические, ритмические и другие, определяющие стиль того или иного времени», - отмечают И.А. Бертенев и В.Н. Батажкова. (1,с. 239)

Чаще всего авторы имеют в виду так называемые «большие» стили, объемлющие различные сферы культуры. «...Стиль, во-первых, захватывает в свою орбиту все виды пластических ис-кусств, включая архитектуру и декоративно-прикладные изде-лия; во-вторых, обладает определенной общностью художествен-ного языка, общей системой выразительных средств и приемов...» - пишет Н.А. Дмитриева. Художник «вступает в игру, ко-торая ему предложена; он принимает условия этой игры; он включается в определенное движение. Разумеется, художник мо-жет восстать против этого движения... Но он делает это в преде-лах самого движения». (1,с. 239)

0. Шпенглер в «Закате Европы» уделял особое внимание стилю, как одной из главных и сущностных характеристик культуры, ее определенных эпохальных этапов. Для него стиль - это «метафизическое чувство формы», которое определяется «ат-мосферой духовности» той или иной эпохи. Он не зависит ни от личностей, ни от материала или видов искусства, ни даже от направлений искусства. Как некая метафизическая стихия данного этапа культуры «большой стиль» сам творит и лично-сти, и направления, и эпохи в искусстве. При этом Шпенглер понимает стиль в значительно более широком, чем художест-венно-эстетическое, значении. «Стили следуют друг за другом, подобно волнам и ударам пульса. С личностью отдельных ху-дожников, их волей и сознанием, у них нет ничего общего. На-против, именно стиль и творит самый тип художника. Стиль, как и культура, есть первофеномен в строжайшем гётевском смысле, все равно стиль искусств, религий, мыслей или стиль самой жизни. Как и «природа», стиль есть вечно новое пережи-вание бодрствующего человека, его alter ego и зеркальное ото-бражение в окружающем мире. Оттого в общей исторической картине какой-либо культуры может наличествовать только один стиль - стиль этой культуры». При этом Шпенглер не согласен с достаточно традиционной в искусствоведении классификацией «больших стилей». Он, например, считает, что готика и барокко не различные стили: «это юность и старость одной и той же совокупности форм: зреющий и созревший стиль Запада» (2, с. 257).

Если посмотреть на «большие» стили, то становятся заметны некоторые особенности. Они возникают; возникнув, проявля-ются в самых разных сферах культуры, а не только в художе-ственной; активность действия стиля в разных сферах различна, в одних он более явственен, в других - менее; наряду со «сти-левыми» выражениями, как правило, сосуществуют традиционные, и границы стиля в культуре все-таки можно очертить; стиль ва-рьируется, изменяется лишь в определенных пределах. То, что современниками может быть оценено как новация, на деле за-частую является внутристилевыми поисками; стиль меняется во времени и, в конце концов, сменяется другим стилем, перерыв при этом может быть как небольшим (модерн - функционализм), так и длительным (готика - барокко). Стиль не исчезает бес-следно. М.М. Бахтин отмечает наличие стилевых черт, проходя-щих «сквозной нитью» через эпохи (1, с. 241).

Крупные стили возни-кали, как правило, в синтетические эпохи, когда основные искус-ства формировались в какой-то мере по принципу некоего объединения вокруг и на основе ведущего искусства, которым обычно выступала архитектура. Живопись, скульптура, прикладные искусства, иногда и музыка ориентировались на нее, т.е. на систему принципов художественного выражения, работы с формой и художественным образом (принципами организации про-странства, в частности), складывающуюся в архитектуре. Понят-но, что стиль и в архитектуре, и в других видах искусства (так же, как стиль жизни или стиль мышления - говорят и о таких сти-лях) формировался исторически и интуитивно, внесознательно. Никто и никогда не ставил перед собой конкретной задачи: со-здать такой-то стиль, отличающийся такими-то чертами и харак-теристиками. Фактически «большой стиль» является сложно опо-средствованным оптимальным художественным, отображением и выражением на макроуровне (уровне целой эпохи или крупно-го художественного направления) неких сущностных духовных, метафизических, эстетических, мировоззренческих, религиозных, социальных, предметно-практических характеристик определенной исторической общности людей, конкретного этапа культуры; своего рода макроструктурой художественного мышления, адекватного той или иной социокультурной, этноисторической общности людей. Некоторое влияние на стиль могут ока-зывать и конкретные материалы искусства, техника и технология их обработки в процессе творчества (1, с. 258).

В качестве примера «большого стиля» В. В. Бычков приводит краткую харак-теристику готического стиля. Готика - «один из крупнейших интернациональных стилей развитого европейского средневекового искусства. Тер-мин происходит от «готов» - обобщенного именования римля-нами европейских племен, покоривших в III-V вв. Римскую импе-рию, синоним «варваров»; в качестве характеристики искусства начал применяться мыслителями Возрождения для обозначения искусства Средневековья в насмешливо-уничижительном смыс-ле. Готика, господствовавшая в западноевропейском искусстве в XIII-XV вв., возникла как высшая, предельная и наиболее адек-ватная стилевая форма художественного выражения самого духа христианской культуры в его западной модификации...Она сформировалась, прежде всего, в архи-тектуре и распространилась на остальные виды искусства, в ос-новном связанные с христианским богослужением и образом жизни средневековых христиан-горожан.

Глубинный смысл этого стиля сводится к последовательному худо-жественному выражению сути христианского миропонимания, заключающегося в утверждении приоритета духовного начала в человеке и Универсуме над материальным при внутреннем глу-боком уважении к материи, как носителю духовного, без и вне которого на Земле оно существовать не может. Готика достигла в этом плане, пожалуй, оптимально возможного в христианской культуре. Преодоление материи, материала, вещности духом, духовностью с помощью этой же материи было реализовано здесь с удивительной силой, экспрессией и последовательностью...

Тем самым созда-валась некая пространственно-средовая оппозиция между пре-дельно иррациональной устремленной в мистические дали архитектурой и органично вливающейся в нее конструктивно, но противостоящей ей по духу земной, чувственно выразитель-ной пластикой и живописью. На художественном уровне и (это характерная черта стиля готики) выражалась сущностная анти-номия христианства: единство противоположных начал в чело-веке и земном мире: духа, души, духовного и материи, тела, телесного...

Органическая природа и математически выверенная и геометрически прописанная форма образуют в готике целостный высокохудожественный и высо-кодуховный внутренне напряженный образ, или, точнее - символ, ориентирующий, устремляющий, возводящий дух верующего или эстетического субъекта в иные реальности, на иные уровни сознания (или бытия). Если к этому добавить еще звуко-вую атмосферу (акустика в готических храмах превосходная) органа и церковного хора, исполняющего, например, грегорианское пение, то картина некоторых сущностных особенностей готического стиля будет более-менее полной, хотя и далеко не достаточной» (2, с. 259)

Если посмотреть на «большие» стили, то можно заметить ряд закономерностей, позволяющих одновременно уточнить мето-дологию их изучения.

Во-первых, возникновение стиля, как правило, происходит не на пустом месте. В культуре накапливаются различные тенден-ции, отдельные характерные моменты, до поры существующие разрозненно - и все-таки в едином культурном поле. Не все они получают именно то формальное выражение, к которому позже придет стиль...

Во-вторых, возникнув, стиль проявляется в различных сферах культуры, а не только в художественной. Ментальность, принципы мышления, парадигмы играют в этом большую роль. Искусство или архитектура, в силу их художественно-эстетической природы, наиболее полно выражают черты стиля, однако понять стиль только из них представляется невозможным. Чем шире исследователь-ское поле, тем больше шансов нахождения адекватного «первофеномена» (О. Шпенглер)...

В-третьих: активность стиля в разных сферах культуры раз-лична, в одних он более явственен, в других менее. Возможно вывести своеобразный алгоритм формообразования: так уло-вимо похожи между собой виньетка в конце письма, построение фразы этого письма, прическа дамы, его написавшей, и движение шляпы кавалера при поклоне во времена барокко, разводящего и в конце концов разрывающего между собой чувственную и разумную стороны жизни человека...

В-четвертых, на стиль не распространяется закон неоднов-ременности. Наряду со стилевыми выражениями продолжают существовать только традиционные формы, близкие архаичным и не составляющие оппозиции «большому» стилю. Сосущество-вание в XX веке означает конец этих стилей и переход к каче-ственно новому этапу.

В-пятых, стилевые выражения и проявления варьируются, меняются, но лишь в определенных пределах. Продукт, оценива-емый современниками как новаторство, может по прошествии времени оказаться внутристилевым поиском. Пирамиды и скальные храмовые комплексы по-разному ищут воплощение сущности камня, а значит, - вечности. Арт деко и арт нуво, не-смотря на различие форм и программных установок, представ-ляют собой этапы развития модерна, обыгрывание одной идеи синтеза функционального и эстетического. Пределы вариатив-ности задаются мироощущением и миропредставлением чело-века-творца. Структуры видения мира определяют иконогра-фию.

В-шестых, стилевые формы меняются со временем, и, в конце концов, один стиль сменяется другим. Интервал может быть как очень значительным (готика - барокко), так и сравнительно кратким (барокко - романтизм), что обусловлено культурной ситуацией в целом, а также состоянием взаимодействия донной локальной культуры с другими. (1, с. 264)

Источником большого стиля, по Шпенглеру, является «сущность макрокосма», «прасимвол большой культу-ры», впитанный отдельным индивидом, находящимся в этой куль-туре. (1, с. 248)

«Избыток видения - почка, где дремлет форма и откуда она и разверты-вается, как цветок. Но чтобы эта почка действительно разверну-лась цветком завершающей формы, необходимо, чтобы избыток моего видения восполнял кругозор созерцаемого другого чело-века, не теряя его своеобразия. Я должен вчувствоваться в этого другого человека, ценностно увидеть изнутри его мир так, как он его видит, стать на его место и затем, снова вернувшись на свое, восполнить его кругозор тем избытком видения, который откры-вается с этого моего места вне его, обрамить его, создать ему завершающее окружение из этого избытка моего видения, моего знания, моего желания и чувства»... Здесь не может быть са-мовыражения, монолога, субъективизма. Стиль - ценностная мера человека, выводимая в процессе его культурного взаимодействия с другим» (1, с. 254).

Следовательно, индивидуальный стиль рождается не от одного индивида, а от взаимодействия человека с другими людьми.

Создавая произведение, писатель «мыслит своим читателем». Последний присутствует в творческом про-цессе как цель, во имя которой художник творит. Пи-сатель в свою очередь всегда присутствует в сознании читателя в виде обаяния имени, притягательности сла-вы, авторитета, профессионального статуса, внушенного критикой и утвердившегося в общественном мнении. Все это и знакомство с прежними творениями, в кото-рых светится личность художника, «работает» на его образ. Встреча писателя и читателя в произведении осу-ществляется только тогда, когда они заведомо тянутся друг к другу и являются друг для друга желанной целью, когда существует их духовная «взаимность». Точкой их встречи, местом пересечения их обоюдных стремлений и является стиль. Через него писатель передает свидетельство своего авторства, знак своей личности, заложенный в каждой клеточке произведения, вплоть до отдельной фразы, ее структуры, ритма, ин-тонации. Через стиль произведения узнается худож-ник, проявляется степень его близости духовному на-строю реципиента. В стиле осуществляется (или прерывается) художественная коммуникация: действитель-ность - творец - произведение - исполнитель - ре-ципиент - действительность. На концах этой цепочки находится реальность; ее воспринимает художник, и на нее же под воздействием искусства влияет публика. В этом смысле стиль есть способ совершенствования реальности посредством культуры. (4, 416).

Если говорить об индивидуальном авторском стиле, то здесь мера будет тем «безмернее», чем ярче и разностороннее человек, вместе с которым рождается и существует стиль. Мера не определяется количественно, и она не статична. Тип - не стиль. Пушкин, Толстой, Пикассо, Вествуд узнаваемы и верны себе, не смотря на разнообразие форм и творческих приемов, потому что сила их индивидуальности цементирует это разнообразие...

Получается, что индивидуальный стиль проявляется прежде всего в ситуации общения, в процессе взаимодействия с другими людьми...

Однако чем «жест-че» жанр (в нашем случае - «большой» стиль или стилевое направление), тем менее благоприятными становятся условия «для отражения индивидуальности». Иначе говоря, даже очень неординарная и своеобразная личность не всегда сможет блеснуть всеми гранями стиля. «В огромном большинстве речевых жанров (кроме литературно-художественных), - пишет Бахтин, -индивидуальный стиль не входит в замысел высказывания, не служит одной его целью, а является, так сказать, эпифеноменом высказывания, дополнительным продуктом его»... Следовательно, судить о масштабе и яркости стиля творческой личности невоз-можно без учета масштаба стилевой ситуации, в которой он находится (1, с. 252).

Разные сферы теории по-разному пытаются лексически раз-граничить «индивидуальный» и «большой» стили. Так, литературо-веды и лингвисты пользуются парой «стиль - жанр», искусствове-ды и эстетики оперируют понятиями «стиль эпохи», «стилевое на-правление», по-разному их соотнося... Мы употребляем понятие «стилистика» как набор узнаваемых элементов, сугубо формальных характеристик, отсылающих к тому или иному сти-лю, но не тождественных ему; понятие «стилевое направление» - как исключительно количественный показатель. Например, Д.С. Лихачев отмечает как историческую тенденцию движение от стиля эпохи к стилевым направлениям, характеризуя его как сви-детельство ослабления власти стиля. Наконец, понятие «стиль» - и как стиль человека, и как стиль эпохи - подразумевает каче-ственные характеристики, одной из которых выступает цельность (1, с. 256).

Л.Г. Бергер: «Индивидуальный стиль всегда основывается на закономерностях одного или нескольких сти-левых направлений своего или прошлого времени, как и на общих эпохальных стилевых закономерностях» (1, с. 251).

Итак, индивидуальный стиль не может не существовать в рамках «большого» стиля, и наоборот. Получается, эти понятия дополняют друг друга.

Заключение.

Стиль - это в какой-то мере материально зафиксированная систе-ма изобразительно-выразительных принципов художественного мышления, более-менее однозначно воспринимаемая всеми ре-ципиентами, обладающими определенным, достаточно высоким уровнем художественного чутья, эстетической чувствительнос-ти, «чувством стиля»; это некая относительно ясно ощущаемая тенденция к целостному художественному формообразованию, выражающему глубинные духовно-пластические интуиции (коллективное художественное-бессознательное, пластические архетипы, праформы, соборные переживания и т.п.) конкретной эпохи, исторического периода, направления, творческой личнос-ти, поднявшейся до ощущения духа своего времени; это, образно говоря, эстетический почерк эпохи; оптимальная для данной эпохи (направления, школы, личности) эстетическая модель отображения (система характерных принципов организации ху-дожественных средств и приемов выражения, внутренне одухо-творенная жизненно важными невербализуемыми принципами, идеалами, идеями, творческими импульсами из высших уровней реальности. Если нет этой одухотворенности, стиль исчезает. Остаются только его внешние следы: манера, система приемов.

Стиль, при всей ощутимости высокоразвитым эстетическим чув-ством его наличия в тех или иных произведениях искусства, даже для «больших» стилевых феноменов не является чем-то абсолютно определенным и «чистым». При явном преоблада-нии в нем целостной совокупности неких доминирующих фор-мальных характеристик почти в каждом произведении данно-го стиля всегда находятся элементы и черты случайные для него, чуждые ему, что не только не умаляет «стильности» дан-ного произведения, но скорее напротив усиливает его художе-ственную активность, его конкретную жизненность как эстети-ческого феномена именно этого стиля. Так, например, наличие многих романских элементов в памятниках готической архи-тектуры только подчеркивает экспрессию их готического сво-еобразия. (2, 259)

Тема стиля интересна потому, что трудно определить какие-то мерки, границы его. Скорее эта граница определяется на подсознательном уровне. Стоит упустить одну деталь или наоборот добавить и стиль уже теряется как токовой. Отсюда надо очень тонко чувствовать границу и меру. Говорят стиль «либо дан от рождения либо его нет». Но с этим можно поспорить, ведь «стиль рождается в поиске» (Т. Ю. Быстрова).

Сейчас преобладает дух не коллективизма, как было во времена наших отцов, а дух индивидуальности. Поэтому нет определенного канона, которому следуют. И стиль сейчас рассматривается как индивидуальный стиль каждого, стиль как почерк дизайнера. Так же сейчас идет разнообразие всего, перенасыщение, эклектика. Связанно это с тем, что у человека есть безграничные возможности, то есть область деятельности ничем и никем не ограничивается. Дизайнер творит по своим впечатлениям, его творчество зависит от сложившейся ситуации в мире, от окружающей обстановки, посмотрев на эклектику теперешнего мира, он создает эклектику. В данный момент не человек следует моде, а мода подчиняется ему. И мода меняется с космической скоростью, следовательно, стиль не успевает сформироваться, так как XXI век - век информационных технологий, век скорости и динамичного развития событий. Дизайнеры много путешествуют по миру, устанавливают международные отношения, все впечатления пропускают через себя, отсюда образуется эклектика. Идет большой поток информации и дизайн основан на ней, дизайнер как отражение реальности.

Сегодня понятно, что всякий рационализм, механицизм может оказаться вреден для стиля. Осознание средств выразительно-сти «большого» стиля приводит к их фиксации, он начинает тяготеть к канону, теряя живую жизненность. Творческая активность автора в этом случае ограничивается поисками нюансов и смыслов внутри устоявшейся системы, цитированием или аллюзиями. Само по себе это может быть бесконечно инте-ресно, но стиль перестает поспевать за ходом жизни или оказы-вать на нее тормозящее влияние. (1, с. 266)

По мере нарастания техногенных, цивилизационных тенден-ций в культуре, сужается база возникновения новых стилей, что подтверждает ситуация постмодерна. Чем суше и бездушней культура, тем сложнее ей выражать себя (1, с. 249).

Хотя, с другой стороны, может сейчас идет период возникновения, зарождения какого-либо «большого стиля», ведь «для человека, находящегося «внутри» стиля, он выступает чем-то совершенно естественным, даже если вызывает удивление или насмешку соседей или потомков. Иначе люди попросту убегали бы от стиля, не воспроизводили его» (1, с. 267).

Список используемых источников и литературы.

  1. Быстрова Т. Ю. Вещь, форма, стиль, 2001 год
  2. Бычков В. В. Эстетика. Краткий курс. - М.: Проект, 2003. С. 384.
  3. Эстетика: Словарь/ Под общ. ред. А. А. Беляева и др. - М.: Политиздат, 1989. С. 477.
  4. Бореев Ю. Б. Эстетика в 2-х т. Т1. - Смоленск: Русич, 1997. С. 576
  5. Устюгова Е. Н. Стиль и культура: Опыт построения общей теории стиля. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2006. С. 260

комические сценки, вставляемые между действиями основной пьесы. Через И., называвшиеся еще интерлюдиями (от латинского слова ludus - игра), в средние века проникает в мистерию светское начало , постепенно разлагавшее сюжет духовной драмы обличительно-шутовским жанром. Позже такие разрозненные сценки объединяются даже в небольшие комедийные пьески, разыгрываемые между действиями драмы или оперы. И. знала уже в XVII столетии и русская школьная драма Киевской духовной академии , где они назывались «междувброшенные забавные игралища». Но особое распространение как театрально-литературный жанр они получили в России в XVIII столетии, после того как Петербург в 1733-1735 посетила труппа итальянских комедиантов под управлением Аволия, дававшая представления при дворе Анны Иоанновны (публичного театра тогда еще не существовало). «Их репертуар, - говорит П. . Морозов в своей „Истории русского театра“, - состоял из веселых комедий и И., к-рые чрезвычайно нравились императрице, потому что обыкновенно кончались потасовкой и палочными ударами». На русский яз. их переводил Тредьяковский. Для самой императрицы либретто составлялось академиком Штелиным на немецком яз. В жанре И. были сценки в характере commedia dell’ arte. В «Примечаниях на Ведомости» 1738 дается такое объяснение появления И. в Италии: «Тамошним жителям, к-рые всегда только о новых веселиях стараются, показалась совершенная (серьезная - Э. Б.) опера уже чрезмерно важна. Надобно было нечто вымышлять, чтобы смотрителей, к-рые представляемыми пристрастиями в особливое чувствие приводятся, во время самого действия могло несколько успокоить и при важных размышлениях увеселить некоторыми шутками. В самую оперу того примешивать без умаления ее красоты было не можно. Того ради выдумали новое представление, к-рое до оперы весьма не надлежит, но имеет особливое веселое содержание и может иногда на две, а иногда и на три части разделено быть. В таких И. выходят обыкновенно только две персоны, а именно буффо и буффа, к-рые какой-нибудь веселый случай представляют ариями и речитативами и чрез то как смотрителям, так и оперистам дают время к успокоению от важных представлений». Всего шире развил жанр И. английский театр. «Слово интерлюдия , - говорит Ал. Веселовский , - рано делается в Англии чем-то вроде синонима драмы вообще; в привилегиях, выданных в разное время бродячим труппам актеров, как равно и в запрещениях, нередко налагаемых на свободное занятие их ремеслом, И. упоминается как особый род драматических, а именно, светских произведений. При дворе Генриха VII находилась целая труппа актеров, посвятивших себя исполнению одних интерлюдий; их отличительным именем было «The players of interludes». В патенте, данном в 1603 Шекспиру с товарищами, И. все еще упоминаются наряду с комедиями, трагедиями и «историями». Из авторов старинных английских И. XVI в. известен Джон Гейвуд (см.). В настоящее время И. называются вставные сценки между актами основной пьесы (напр. И. в постановке в московском театре им. Вахтангова пьесы Гоцци «Принцесса Турандот») или даже по ходу самой пьесы в тексте ее (напр. И.-пастораль «Исповедь пастушки» в опере Чайковского «Пиковая дама» или арлекинада в опере Леонковалло «Паяцы»). Библиография: Пекарский П. П., История Академии наук, т. I, 1870, и т. II, 1873; Веселовский Ал., Старинный театр в Европе, 1870; Морозов П. О., История русского театра, 1889; Сиповский В. В., Итальянский театр в С.-Петербурге при Анне Иоанновне, «Русская старина», 1900; Перетц В. Н., Итальянская интермедия 1730-х гг. в стихотворном переводе; Его же, Итальянские комедии и интермедии, представленные при дворе Анны Иоанновны в 1733-1735 гг. Эм.

Интермедия (от лат. intermedins - находящийся посреди, промежуточный; итал. intermedio, intermezzo, франц. intermиde, нем. Intermedium).

\1) Муз. пьеса или к.-л. рода сценич. представление (пантомима, балет, маскарад, род оперной сцены) между актами спектакля. Появилась в Италии в конце 15 в., вначале применялась преим. в постановках комедий. Целью И. было развлечь зрителя, а также подчеркнуть деление спектакля на акты (это было особенно важно при исполнении классич. лат. комедий). Нередко И. привлекала большее внимание слушателей, чем сама пьеса, в к-рую она включалась. Связь И. с осн. действием, как правило, полностью отсутствовала или была очень отдалённой. Сюжеты сценич. И. обычно заимствовались из мифологии. Большое значение в И. приобрели сценич. оформление, костюмы и декорации. Первоначально в них господствовала инстр. и ансамблево-хор. музыка (произв. типа мадригала). С 17 в. важное место в И. занимают сольное пение, диалоги. В это время появляются И., к-рые могут рассматриваться как маленькие оперы, исполняемые "параллельно" осн. действию, вперемежку с ним. Таковы, напр., опера Д. Белли "Страдающий Орфей" (1616), написанная как И. к "Аминте" Тассо, опера О. Верницци "Улисс и Цирцея" (1619) - И. к пьесе "Алькей" Бранки.

В Италии И. писали братья К. и Дж. Ч. Монтеверди, С. Росси, М. да Гальяно, Ф. Витали и др. В том же 17 в. И. распространилась в др. странах. Каждой нац. разновидности сценич. иск-ва был присущ свой тип И. Так, во французской лирической трагедии И. представляла собой исключительно балетные номера. Само проникновение И. в трагедию было важным завоеванием 17 в., свидетельствовавшим о росте самостоятельности И. (в трагедии не было необходимости в И. для подчёркивания деления на акты, т. к. эту роль выполнял хор).

И. в опере-сериа носили преимущественно комедийный, юмористич. характер; они накладывали отпечаток на восприятие всего представления. Лишь в Вене и при нем. дворах, в связи с реформой П. Метастазио и А. Дзено, И. в 20-х гг. 18 в. были изгнаны из оперы-сериа как чуждый элемент. Особенно большое развитие И. в опере-сериа приобрели в Италии. Многие И. переходили из оперы в оперу, исполнялись и самостоятельно. Наиболее значит. итал. И. явилась "Служанка-госпожа" Перголези (1733), написанная им для собств. оперы-сериа "Гордый узник". "Служанка-госпожа" положила начало развитию итал. оперы-буффа, вызвала во Франции знаменитую "войну глюкистов и пиччинистов" и способствовала зарождению франц. комич. оперы; одним из первых её образцов явилась И. "Деревенский колдун" (1752), написанная Ж. Ж. Руссо под впечатлением "Служанки-госпожи".

В России в 17-18 вв. И. наз. короткие сцены комич. характера, разыгрывавшиеся 2-3 персонажами между действиями драмы (часто это были пародии на саму драму, иногда - инсцениров. анекдоты или популярные в то время в народе шутки). В т.н. драмах-панегириках встречались и муз. И. В эпоху Петра I И., направленные против врагов царских реформ, носили резко сатирич. характер. Популярность таких И. была очень велика. В конце 18 в. в ярмарочных представлениях зародился новый вид балаганной И. Один из самых популярных героев этих И.- Петрушка.

\2) Эпизод в фуге, связывающий различные проведения темы, называется также интерлюдией и дивертисментом (2).

Литература: Goldschmidt H., Studien zur Geschichte der italienischen Oper im 17. Jahrhundert, Bd 1-2, Lpz., 1901-1904; Rolland R., L"opйra avant l"opйra, в его кн.: Musiciens d"autrefois, P., 1908, рус. пер. в кн.: Роллан Р., Музыканты прошлых дней, М., 1938; Pulver J., The intermezzi of the opera, "Proc. Mus. Association", XLIII, 1917; Rolandi U., Il libretto per musica attraverso i tempi, Roma, 1951; Magagna to L., Teatri italiani del Cinquecento, Venezia, 1954; Engel H., Nochmals die Intermedien von Florenz 1589, в кн.: Festschrift Max Schneider, zum 80 Geburtstage, Lpz., (1955); Lazarevich G., The Neapolitan intermezzo and its influence on the symphonic idiom, "MQ", 1971, v. LVII, No 2.

E. А. Мнацаканова, M. А. Зильберквит

ИНТЕРМЕДИЯ

Случалось вам в театре или по телевизору познакомиться с оперой Чайковского «Пиковая дама»? Если да, то вы, верно, помните третью картину оперы Прием в богатом петербургском доме. Ждут самых знатных, самых высоких гостей. Среди приглашенных -- и главные герои оперы: графиня с внучкой Лизой, жених Лизы Елецкий, Герман, Развивается действие оперы, происходят какие-то события, непосредственно с ним связанные, и вдруг... «Хозяин просит дорогих гостей прослушать пастораль под титлом «Искренность пастушки», -- слышите вы. И начинается прелестная пастораль, своего рода спектакль в спектакле: очаровательная пастушка отвергает богача Златогора ради своего милого дружка, пастушка Миловзора. Пастораль изящная сценка в стиле XVIII века, персонажи которой воспринимаются как ожившие фарфоровые фигурки, останавливает основное действие оперы, на время отвлекает от него. Тем напряженнее оно развернется в следующих картинах. Это и есть интермедия (латинское слово «intermedia» означает находящаяся посередине), то есть вставная пьеса, исполняемая во время перерыва в основном театральном представлении. Когда-то такие интермедии были широко распространены и в драматическом, и в оперном театре. Из интермедий возник целый жанр -- комическая опера которая первоначально не ставилась самостоятельно, а звучала в антрактах между действиями серьезного спектакля, так называемой оперы-сериа. Есть у слова интермедия еще одно значение. Так называется часть полифонической пьесы -- фуги -- между двумя соседними проведениями темы. Этому значению близок по смыслу другой термин: интерлюдия (по-латыни inter -- между, ludus -- игра), которым называют также музыкальный отрывок или небольшую пьесу, являющуюся своего рода связкой между двумя частями более крупного произведения. Еще один родственный термин -- интермеццо, происходящий от итальянского intermezzo -- пауза, антракт. Так называется пьеса промежуточного значения, находящаяся в циклических -- многочастных -- произведениях между другими, более значительными. Ее роль -- оттенять их по характеру и настроению. Иногда композиторы дают название интермеццо и самостоятельным пьесам, не очень значительным по содержанию.


Творческие портреты композиторов. - М.: Музыка . 1990 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ИНТЕРМЕДИЯ" в других словарях:

    - (лат. intermedium, промежуточный, находящейся между частями). Небольшое театральное представление между двумя действиями. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИНТЕРМЕДИЯ [лат. intermedius находящийся… … Словарь иностранных слов русского языка

    Комические сценки, вставляемые между действиями основной пьесы. Через И., называвшиеся еще интерлюдиями (от латинского слова ludus игра), в средние века проникает в мистерию светское начало, постепенно разлагавшее сюжет духовной драмы… … Литературная энциклопедия

    Ритурнель, миниатюра, пьеска Словарь русских синонимов. интермедия сущ., кол во синонимов: 5 интермеццо (2) … Словарь синонимов

    - [тэ], интермедии, жен. (итал. intermedio) (театр., лит.). Небольшая комическая пьеска, обычно исполняемая между двумя актами драматического представления. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    - [тэ ], и, жен. Комическая пьеска, исполняемая между актами драматического представления. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Жен., лат. небольшое зрелищное (театральное) сочинение, написанное для представления посреди других двух зрелищ; оно, либо служит введением к другому представлению, либо относится до празднуемого торжества и пр. Толковый словарь Даля. В.И. Даль.… … Толковый словарь Даля

    Интермедия, или интермеццо (Intermedio, intermezzo) маленькаямузыкальная пьеска в простой коленной форме, преимущественно веселогохарактера. И. часто помещается между пьесами, написанными в болееобширной форме и в более серьезном характере. И.… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Интермедия - ИНТЕРМЕДИЯ (интерлюдия, entremeses в старо испанском театре, «между вброшенные забавные игралища» в древне русском) комические сцены, иногда одноактная комическая опера, балет, пантомима, или музыкальные номера, вставляемые между действиями… … Словарь литературных терминов

    интермедия - интермедия. Произносится [интэрмедия] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    Интермедия - (от латинского intermedius находящийся посреди), 1) не связанная непосредственно с сюжетом театрального представления (мистерии, трагедии, комедии, оперы и др.) короткая, как правило комическая, сценка или пьеска с пением и танцами, исполнявшаяся … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    интермедия - [тэ], и, ж. 1) Небольшая комическая пьеса или сцена, разыгрываемая между актами основной пьесы. Играть интермедию. 2) муз. Промежуточный, связующий эпизод между различными произведениями темы в фуге. Этимология: От итальянского intermedio (←… … Популярный словарь русского языка

Книги

  • Книга песен , Генрих Гейне. Санкт-Петербург, 1893 год. Книгоиздательство Герман Гоппе. Иллюстрированное издание. Рисунки П. Тумана. Владельческий переплет. Сохранность хорошая. Центральным произведением в творчестве…

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...