10 наречий которые пишутся через дефис. Написание наречий через дефис

Как уже отмечалось, глагол обладает весьма обширным набором грамматических форм, вследствие чего у него оказывается чрезвычайно развитой система внутриглагольного формообразования. При этом определенные формы глагола образуются от одной из трех формообразующих основ: основы настоящего времени, основы инфинитива и основы прошедшего времени.

1. Основа настоящего (настоящего/будущего) времени. Она определяется путем отделения флексии в форме третьего лица множественного числа глаголов настоящего/будущего времени:

(про)читаj/ут – (про)читаj-

(с)пил’/ат – (с)пил’-

(вы)корм’/ат – (вы)корм’-

От основы настоящего времени образуются:

1) Все личные формы настоящего/будущего времени: (про)читаj/у (про)читаj/эш(ь)… и т. д.

2) Формы повелительного наклонения: (про)читаj/#(те) .

3) Причастия настоящего времени: читаj/ущ/иj – читаj/эм/ыj .

4) Деепричастия несовершенного вида: читаj/а .

При образовании некоторых форм возможны исторические чередования в формообразующей основе:

корм/и/т’ – корм’/ат – кормл’/у м//мл’

печ’ – пек/ут – печ’/ош к//ч’ и т. п.

2. Основа инфинитива. Определяется путем отделения суффикса инфинитива:

(про)чита/т’ – (про)чита-

(с)пили/т’ – (с)пили-

(вы)корми/т’ – (вы)корми-

От основы инфинитива образуются:

1) Формы прошедшего времени: (про)чита/л/а .

2) Причастия прошедшего времени: (про)чита/вш/иj – (про)чита/нн/ыj .

3) Деепричастия совершенного вида: прочита/в (прочт’/а ).

В основах инфинитива на согласный также возможны исторически чередования при образовании некоторых форм: грес/т’и – греб/л/а – греб/ущ’/иj с//б .

3. Основа прошедшего времени. Определяется путем отделения формообразующего суффикса -л- в формах прошедшего времени не мужского рода:

(про)чита/ла – (про)чита-

(с)пили/ли – (с)пили-

(вы)корми/ла – (вы)корми-

Обычно эта основа совпадает с основой инфинитива. В этом случае от них образуются одни и те же глагольные формы. Однако у ряда глаголов она от неё отличается:

основа инфинитива глагола мерзнуть – мерзну/т’ – мерзну- ,

основа прошедшего времени глагола мерзнуть – мерз/ла – мерз- .

Ср. также: пе/чь – пе- и пек/ла – пек- и т. п.

В этом случае формы прошедшего времени, причастия прошедшего времени и деепричастия совершенного вида образуются от основы прошедшего времени: мёрз- - мерз/ла – мёрз/шиj (не «мёрзнувший »).

Таким образом, на практике целесообразно всегда пользоваться только двумя основами – основой настоящего времени и основой прошедшего времени.

В общем виде схему внутриглагольного формообразования можно представить следующим образом (см. схему 3).

Внутриглагольное формообразование

Классы глагола

Классы глагола определяются по соотношению формообразующих основ инфинитива и настоящего/будущего времени. Глаголы, имеющие одинаковое соотношение этих основ, относятся к одному и тому же классу. Различают продуктивные и непродуктивные классы глаголов.

1. Продуктивные классы – это классы, служащие моделью для образования новых глаголов, то есть все новые глаголы (исключая некоторые индивидуально-авторские окказионализмы, которые могут быть самыми необычными) в современном русском языке образуются только по типу одного из продуктивных классов. Существует пять продуктивных классов:

Глаголыпервого продуктивного класса имеют следующее соотношение указанных основ: чита /т’ – читаj /ут .

Второго продуктивного класса: боле /т’ – болеj /ут .

Третьего продуктивного класса: торгова /т’ – торгуj /ут , ноч’эва /т’ – ночуj /ут .

Четвертого продуктивного класса: толкну /т’ – толкн /ут . При этом суффикс -ну- должен сохраняться и в основе прошедшего времени – толкну /ла . Если в основе прошедшего времени этот суффикс отсутствует (мёрзну /т’ – мёрзн /ут – мёрз /ла ), то глагол относится ко второму непродуктивному классу (см. ниже).

Пятого продуктивного класса: води /т’ – вод’ /ат , реши /т’ – реш /ат . При спряжении глаголов этого класса в основах возможны исторические чередования согласных: вож /у – вод’ /иш(ь) ж//д, любл’ /л"у – люб’ /иш(ь) б//бл и т. п.

Глаголы 1 – 4 классов относятся к I спряжению, 5-го класса – ко II спряжению.

2. Непродуктивные классы – это классы, которые новыми глаголами не пополняются. К ним относится сравнительно небольшое количество (около 400) издавна существующих и часто употребляемых глаголов. Однако по соотношению формообразующих основ инфинитива и настоящего/будущего времени выделяется значительно большее количество непродуктивных классов, чем продуктивных – до 17. Например: вяза/ т’ – вяж/ ут (не вязаj /ут ) – первый непродуктивный класс, мёрзну /т’ – мёрзн /ут (с основой прошедшего времени – мёрз /ла ) – второй непродуктивный класс, стере /ч’ – стерег /ут – третий непродуктивный класс и т. д.

В русском литературном языке между глаголами продуктивных и непродуктивных классов шла (и продолжает идти) конкурентная борьба, в результате которой в нем (языке) закрепляется глагол какого-то одного (чаще продуктивного) класса. Ср., например: И в детской резвости колеблет твой треножник… (А. С. Пушкин) – первый непродуктивный класси Душевной крепости моей не колебают (Д. И. Фонвизин) – первый продуктивный класс. В этом случае в литературном языке закрепился глагол непродуктивного класса: колеба /т’ – колебл’ /ут (не колебаj /ут ). Однако в просторечии и детской речи под влиянием соответствующих глаголов первого продуктивного класса вполне возможны и употребления колебаj/у – колебаj/эш(ь) и т. д.

Формы лица бывают синтетическими (простыми) и аналитическими (сложными).

В настоящем/будущем времени формы лица синтетические:

Я (про)читаj/у Мы (про)читаj/эм

Ты (про)читаj/эш(ь) Вы (про)читаj/эт’э

Он (она, оно)прочитаj/эт Они (про)читаj/ут

В будущем времени глаголов несовершенного вида формы аналитические:

В прошедшем времени глаголы по лицам не изменяются.

Не все глаголы имеют стандартные (безвариантные, полные и т. п.) парадигмы спряжения. В этом отношении разграничивают.

1. Изобилующие глаголы . Существование продуктивных и непродуктивны классов определяет наличие в современном русском языке параллельных парадигм спряжения одного и того же глагола. Например, глагол мучить/мучать может спрягаться по первому продуктивному классу и одному из непродуктивных классов:

Я муч’/у Мы муч’/им Я муча j/у Мы муча j/эм

Ты муч’/иш(ь) Вы муч’/итэ Ты муча j/эш(ь) Вы муча j/эт’э

Он (она, оно) муч’/ит Они муч’/ат Он (она, оно) муча j/эт Они муча j/ут

Глаголы с параллельными парадигмами спряжения получили название изобилующих.

Благодаря этим глаголам в современном русском языке имеются вариантные личные формы типа: муч/у – мучаj/у, мер’/иш(ь) – меряj/эш(ь), рыщ’/эт – рыскаj/эт и т. п., которые, как правило, чем-то отличаются друг от друга – значением, степенью устарелости, сферой употребления, стилистической окраской. Так, в приведенном выше примере спряжения глагола мучить литературной является 1-я парадигма, 2-я – разговорно-просторечной.

Семантические различия находим у следующих форм: брызгает (‘спрыскивает’) и брызжет (‘разлетается каплями’), двигает (‘перемещает’) и движет (‘руководствуется’), капает (‘падает каплями’) и каплет (‘протекает, просачивается’) и др. Ср., например: И капают горькие слезы... (М. Ю. Лермонтов) – Яд каплет сквозь его кору... (А. С. Пушкин).

По сфере употребления (при тождестве лексического значения) разграничиваются формы: указывает – указует, кличет – кликает, мяукает – мяучет и др. Первые формы относятся к литературной сфере, вторые – к разговорно-просторечной. И т. д.

2. Недостаточные глаголы. В результате исторического развития в современном русском литературном языке появился ряд глаголов, имеющих не все личные формы. Такие глаголы принято называть недостаточными.

Выделяют две группы недостаточных глаголов.

1) Глаголы, которые не имеют формы первого лица единственного числа: бдеть, зиждиться, очутиться, убедить, победить, чудить и другие. В этом случае при необходимости передать соответствующее значение прибегают к описательным оборотам типа: сумею победить, должен убедить и т. п. (Ср. у В. Высоцкого в специальных художественно-выразительных целях: А принцессу мне и даром не надо – Чуду-Юду я и так победю ).

2) Глаголы, у которых первое и второе лицо единственного и множественного числа не употребляется в силу особенностей лексического значения, хотя формально они могут быть образованы: ржаветь, жеребиться, течь, гаснуть и другие. Употребление 1-го и 2-го лица этих глаголов возможно лишь в особых случаях (ятеку – в определенные периоды у женщин), в переносном значении (она простотает от любви к нему ), при олицетворении (в фольклоре и т. п.).

3. Безличные глаголы . Особую группу образуют безличные глаголы, то есть глаголы, не обладающие грамматическими категориями лица и числа и употребляющиеся для обозначения действия, осуществляющегося без участия активного производителя действия. В настоящем времени эти глаголы совпадают с формой 3-го лица единственного числа (смеркается, рассветает, знобит, не спится и т.п.), в прошедшем времени – с формой среднего рода (морозило, вечерело, не здоровилось, не хотелось ).

Безличные глаголы всегда употребляются в качестве главного члена безличных односоставных предложений для обозначения состояний человека и животных (ему неспится , ср. с личным употреблением он не спит ), а также различных природных явлений (холодает ).

В значении безличных могут употребляться также некоторые личные глаголы. Ср.: ветер дует и от окна дует и т. п.

Определение и содержание категории вида

Категория глагольного вида охватывает определенные грамматические средства выражения различных представлений характера протекания действия во времени (независимо от момента речи). Она свойственна всем формам глагола.

Значения, обозначающие характер протекания действия во времени, называются видовыми значениями. Эти значения позволяют разделить все глаголы русского языка на две группы:

1) Группа глаголов совершенного вида.

2) Группа глаголов несовершенного вида.

Исследователи расходятся в содержательном определении глаголов совершенного и несовершенного видов (законченность действия (совершенный вид) – действие как процесс (несовершенный вид), ограниченность действия внутренним пределом (совершенный вид) – неограниченность действия внутренним пределом (несовершенный вид), указание на целостность действия (совершенный вид) – отсутствие указания на целостность действия (несовершенный вид) и др.). Большинство же современных вузовских учебников при определении общих видовых значений совершенного и несовершенного видов ориентируется на их понимание академиком В. В. Виноградовым, который, давая определение совершенного вида, писал: «В понятии совершенного вида основным признаком является признак предела действия, достижения цели, признак ограничения или устранения представления о длительности действия» . Основное значение несовершенного вида – «обозначение действия в его течении, не стесненном мыслью о пределе процесса в целом» . В связи с этим глаголы совершенного вида обычно определяют как глаголы, обозначающие целостное действие, ограниченное в своем развитии внутренним пределом , при достижении которого оно прекращается. Глаголы несовершенного вида при этом характеризуются негативно, то есть как глаголы, не имеющие признаков совершенного вида.

С формальной точки зрения глаголы совершенного и несовершенного видов различаются по местоименным вопросам, на которые они отвечают: Что сделать (сделал, сделает и т. д.)? – глаголы совершенного вида (прочитать, купил, нарисует ) и Что делать (делал, будет делать и т. д.)? – глаголы несовершенного вида (читать, покупал, будет рисовать ). В практических целях для разграничений глаголов совершенного и несовершенного видов носителям русского языка почти всегда можно пользоваться этими формальными вопросами.

Помимо общего глаголы совершенного и несовершенного видов имеют ряд частных видовых значений: значение результата действия (сшил костюм ), одноактного действия (толкнул ), процесса (долго думал ), повторяющегося действия (каждый день вставал в 7 часов ) и др.

Глаголы совершенного вида часто называют перфективными (от лат. perfectus – совершенный) глаголами, а процесс образования глаголов совершенного вида – перфективацией . Глаголы несовершенного вида называют имперфективными (от лат. imperfectum – незавершенное), а процесс образования глаголов несовершенного вида – имперфективацией .

Видовые пары глаголов

Глаголы, различающиеся только грамматическим значением вида и сохраняющие тождество лексического значения, образуют видовые пары : перечитать – перечитывать, делать – сделать .

Вопрос о том, что считать видовыми парами глаголов, не имеет однозначного решения, так как часто трудно бывает определить, изменяется ли при образовании той или иной видовой пары только собственно грамматическое значение вида, или же в то же время происходит изменение и в лексическом значении глагола. Особая сложность в этом вопросе возникает при образовании видовых пар префиксальным способом типа: читать – про/читать, писать – на/писать и т. п.

Наиболее общий механизм видообразования в русском языке следующий.

Подавляющее большинство бесприставочных глаголов русского языка являются имперфективными, то есть глаголами несовершенного вида (делать, писать, читать и т. д.), от которых в результате перфективации с помощью приставок образуются глаголы совершенного вида: делать с/делать, при/делать, за/делать…, писать – на/писать, под/писать, вы/писать…, читать – про/читать, за/читать, от/читать… . При этом лексическое значение глагола может практически не меняться (делать – с/делать ), может меняться, но не очень значительно (писать – на/писать ), но может и совсем измениться (читать – от/читать ). В первом случае (делать – с/делать ) мы имеем дело с собственно грамматическим явлением образования видовой пары. Приставка с- является здесь чистовидовой (формообразующей) приставкой, а сам процесс образования видовой пары совершенного вида от несовершенного – формообразующим (формообразовательным) процессом. Во втором случае (писать – на/писать ) грамматическое образование видовой пары занимает ведущее положение, но оно осложняется некоторым (пусть весьма незначительным) изменением лексического значения в производном глаголе по сравнению с производящим. Формообразующее (основное) значение приставки на- несколько осложняется словообразующим значением. Поэтому в данном случае необходимо говорить о синкретическом характере приставки, выполняющей формообразующую и словообразующую функции, хотя и со значительным преобладанием первой. То же самое можно сказать и о самом процессе перфективации – это, прежде всего, формообразование с добавлением незначительных моментов словообразования. Практически обратное положение дел находим в третьем случае (читать – от/читать ). Приставка от- здесь, прежде всего, меняет лексическое значение глагола, но в то же время, как и любая приставка, служит и для образования совершенного вида от несовершенного. Таким образом, она также носит синкретический характер, но с преобладанием словообразовательной функции над формообразовательной, то есть перед нами процесс словообразования, с сопутствующим ему формообразованием.

Большинство приставочных глаголов совершенного вида, образованных в результате перфективации, способно образовывать с помощью суффиксов (чаще всего -ыва-, -ива-, -ва- ) соответствующие глаголы несовершенного вида: ч’ит/а/т’ от/ч’ит/а/т’ – от/ч’ит/ыва /т’ , ры/т’ – за/ры/т’ – за/ры/ва /т’ . Этот процесс получил название вторичной имперфективации , осуществляемой с помощью суффиксов несовершенного вида. Вторичная имперфективация – это формообразовательный процесс, в результате которого образуются собственно видовые пары глаголов (отчитать – отчитывать, зарыть – зарывать и т. п.).

Однако не все перфективные глаголы, образованные в результате префиксации, способны к вторичной имперфективации: делать – с/делать – ?, писать – на/писать – ? и др.

Наиболее распространенной точкой зрения на рассмотренные процессы является следующая. Видовыми парами необходимо считать лишь такие пары, образованные путем префиксации, которые не способны к вторичной имперфективации (делать – сделать и т. п.), а также все пары, образованные с помощью вторичной имперфективации (отчитать – отчитывать и т. п.).

Видовые пары составляют и соотносительные по значению глаголы с суффиксом -и- (у глаголов совершенного вида) и суффиксом -а- (у глаголов несовершенного вида): заяв’/и/т’ – заявл’/а/т’ (с чередованием в//вл ), реш/и/т’ – реш/а/т’ . Бессуффиксные глаголы совершенного вида и глаголы совершенного вида с суффиксом -а- также образуют видовые пары: спас/т’и – спас/а/т’, вз’/а/т" – вз’/им/а/т’ (с чередованием в корне а//им ).

Немногочисленные видовые пары приставочных глаголов образованы путем передвижения ударения: засы пать – засыпа ть, разре зать – разреза ть и др.

Видовыми парами являются и супплетивные пары глаголов тип: взять – брать, положить – класть, поймать – ловить и некоторые другие.

Глаголы совершенного вида с суффиксом -ну- (стук/ну/т’, ду/ну/т’ и т. д.) и соответствующие глаголы несовершенного вида без суффикса -ну- (стуч’/а/т’, ду/т’ ), хотя и являются глаголами разного вида, видовых пар не образуют, так как относятся к различным способам глагольного действия (см. ниже).


Похожая информация.



У глагола выделяются две основы : основа инфинитива и основа настоящего/простого будущего времени. (Иногда выделяется ещё и основа прошедшего времени, но у большинства глаголов она совпадает с основой инфинитива.) Часть глагольных форм образуется от основы инфинитива, а другая часть - от основы настоящего/простого будущего времени. Эти две основы у многих глаголов различаются.

Чтобы выделить основу инфинитива, нужно отделить формообразующий суффикс инфинитива: нес - ти, писа - тъ, говори - ть, чита - ть, рисова - ть.

Чтобы выделить основу настоящего/простого будущего времени, нужно от формы настоящего/простого будущего времени отделить личное окончание (обычно берётся форма 3 ли­ца множественного числа): нес - ут, пиш - ут, говор - ят, читаj - ут, pucyj - ут.

Чтобы выделить основу прошедшего времени, нужно от формы прошедшего времени отбросить формообразующий суффикс -л- и окончание (можно использовать любую форму, кроме формы мужского рода единственного числа, так как в ней может быть представлен нулевой суффикс, что затрудняет выделение основы ): нес - л-а, писа - л-а, гово­ри - л-а, чита - л-а, рисов а - л-а.

Существуют глаголы, у которых совпадают основы инфинитива и настоящего/простого будущего времени и от них отличается основа прошедшего времени: ид - ти, ид - ут, ш - л-а. основы различны: промокну - ть, промокн - ут, промок - л-а; тере - тъ, тр - ут, тер - л-а. Есть глаголы, у которых все три основы совпадают: нес - ти, нес - ут, нес - ла.

Глагольные формы, которые образуются от основы инфинитива Глагольные формы, которые образуются от основы настоящего/простого будущего времени
1.Формы прошедшего времени изъявительного наклонения: нес-л-а, написа-л-а, говорила, читала, рисовал-а. 1.Формы настоящего ипростого будущего времени изъяви­тельного наклонения: несу, напиш-у, говорю, 4 umaj -y (орфографически - читаю), pucyj -y (рисую).
2. Формы условного наклонения: нес-л-а бы, написа-л-а бы, говорила бы, читала бы, рисовала бы. 2. Формы повелительного наклонения: неси, напиши, говори, чита) (читай), рису) (рисуй).
3. Действительные причастия прошедшего времени: нес-ш-ий, написа-вш-ий, говоривший, читавший, рисовавший. 3. Действительные причастия настоящего времени: несущий, пиш-ущ-ий, говорящий, читаj -ущ-ий (читающий), pucyj -ущ-ий (рисующий).
4. Страдательные причастия прошедшего времени: унесённый, написанный, нарисова-нн-ып. 4. Страдательные причастия настоящего времени: нес-ом-ый, говор-и.ч-ый, читауэм-ый (читаемый), pucyj -эм-ый (рисуемый).
5. Деепричастия совершенного вида: написав, сказав, прочитав, нарисовав. 5. Деепричастия несовершен­ного вида: нес-я, говоря, чита" j а (читая), pucyj -a (рисуя).

Две основы, от которых посредством формообрааующих суффиксов и окончаний образуются все глагольные формы, за исключением будущего сложного и сослагательного наклонения:

1) основа настоящего времени, которая определяется путем отделения окончания 3-го лица множественного числа настоящего или будущего простого времени, например: пиги-ут,-реж-ут, знaj-ym (знают), корм’-am (кормят);

2) основа инфинитива (или прошедшего времени), которая определяется путем отделения суффиксов инфинитива -ть, -ти, -сть, -сти или суффикса прошедшего времени -л, например: писа-ть, реза-тъ, зна-тъ, вез-ти, кла-стъ, гре-сти. У некоторых глаголов основа инфинитива и основа прошедшего грсмени не совпадают; ср. : бере-чъ - берег, берег-ла, грес-ти - греб, греб-ла, сохну-ть - сох, сох-ла,

  • - вид глаго́ла грамматическая категория, объединяющая все глагольные формы. Общее значение вида глагола – осуществление события во времени...

    Литературная энциклопедия

  • - вре́мя глаго́ла словоизменительная категория спрягаемых форм глагола в изъявительном наклонении...

    Литературная энциклопедия

  • - грамматическая категория Глагола многих языков, обобщённо отражающая те или иные типы протекания действия...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Глагольная категория, показывающая характер протекания действия во времени, выражающая отношение действия к его внутреннему пределу. Категория вида присуща всем глаголам русского языка в любой их форме...
  • - Глагольная категория, выражающая отношение действия к моменту речи, который принимается за точку отсчета. см.будущее время, настоящее время, прошедшее время. см. также абсолютное время, относительное время...

    Словарь лингвистических терминов

  • - Глагольная категория, обозначающая различные отношения между субъектом и объектом действия, находящие свое выражение в формах глагола...

    Словарь лингвистических терминов

  • - Глагольная категория, выражающая отношение действия и его субъекта к говорящему лицу. Субъектом действия может быть сам говорящий, его собеседник или же лицо, не участвующее в речи...

    Словарь лингвистических терминов

  • - Глагольная категория, выражающая отношение действия к действительности, устанавливаемое говорящим, т. е. определяющая модальность действия...

    Словарь лингвистических терминов

  • - Грамматическая категория глагола, обозначающая особые свойства, характер протекания данного процесса, т.е. в его отношении к внутреннему пределу, результату, длительности, повторяемости и т.п. В русском языке...
  • - Грамматическая категория, соотносящая действие с моментом речи. Это соотношение может нарушаться в разных стилях...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - 1) Основа инфинитива, при выделении которой необходимо отбросить конечный суффикс -ть или -ти; 2) основа настоящего или будущего времени, при выделении которой отбрасываются личные окончания глаголов...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - Словоизменительная система глагола, включающая: 1) парадигму спряжения – 6 членов; 2) парадигму изменения по родам – 3 члена; 3) парадигму изменения по числам – 2 члена; 4) парадигму изменения по временам – 3 члена...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - Форма глагола, более конкретная по значению, нежели не, поэтому наиболее употребительная в художественной, разговорной речи, особенно при описании действия: Колхозный председатель сбежал к речке, плеснул в лицо водой,...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - прил., кол-во синонимов: 1 отглагольный...

    Словарь синонимов

  • - Словоизменительная категория, характерная для глагольных форм наст. и будущ...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - Форма глагола, менее конкретная по значению, нежели совершенный вид глагола...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

"основы глагола" в книгах

5. СКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛА «ВОРОВАТЬ»

Из книги Изумрудное оперение Гаруды (Индонезия, записки) автора Бычков Станислав Викторович

5. СКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛА «ВОРОВАТЬ» Корнелис де Хутман, голландец по происхождению, авантюрист по натуре, много лет жил в Лиссабоне. Брался за торговлю, нанимался на суда, подвизался на ниве ростовщичества, но все время ждал того самого часа, который, верил он, перевернет его

От глагола «ведать» Рим. 1983-1984

Из книги Тарковские. Отец и сын в зеркале судьбы автора Педиконе Паола

По поводу глагола "ложить".

Из книги Креативы Старого Семёна автора

По поводу глагола "ложить". Многие помнят сцену из "Доживем до понедельника", диалог героя В.Тихонова с молоденькой учительницей, которая жалуется на непослушных учеников:- Я им говорю не ложьте, а они ложат!Учительницу сыграла актриса Нина Емельянова, недавно ушедшая из

ТРИ ФОРМЫ ГЛАГОЛА БЫТЬ

Из книги автора

ТРИ ФОРМЫ ГЛАГОЛА БЫТЬ Федор Михайлович Зявкин сидел за столом, положив перед собой руки, с обычным для него твердым, спокойным выражением лица, и лишь по тому, как он изредка щурил глаза и у него почти неприметно вздрагивали краешки губ, Калита догадывался, с каким

Этапы Солнечного Глагола

Из книги Божественная эволюция. От Сфинкса к Христу автора Шюре Эдуард

Этапы Солнечного Глагола Брахманская религия и цивилизация представляют первый этап постатлантического человечества. Этот этап кратко резюмируется так: завоевание божественного мира исконной мудростью. Великие последующие цивилизации Персии, Халдеи, Египта, Греции и

О первоначальном значении глагола «бояться»

Из книги Дорога Домой автора Жикаренцев Владимир Васильевич

О первоначальном значении глагола «бояться» Там есть слова: «Подобает нам поведати сия величествия Божие, како сотвори волю боящимся его и како способствовал великому князю Дмитрию Ивановичю Володимирскому над безбожныя татары». Они переводятся примерно так:

3. ТЕОРИЯ ГЛАГОЛА

Из книги Слова и вещи [Археология гуманитарных наук] автора Фуко Мишель

3. ТЕОРИЯ ГЛАГОЛА В языке предложение есть то же, что представление в мышлении: его форма одновременно самая общая и самая элементарная, поскольку как только ее расчленяют, то обнаруживают уже не дискурсию, а ее элементы в разрозненном виде. Ниже предложения находятся

№ 39: Залог глагола

Из книги 50 Приемов Письма автора Кларк Рой Питер

№ 39: Залог глагола Выбирайте между действительным и страдательным залогом в зависимости от смысла.Золотое правило для пишущих: «Используйте активные глаголы». Эта фраза повторяется бессчетное количество раз на всех семинарах с такой убедительностью, что это должно

XL. Употребление форм глагола

Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

XL. Употребление форм глагола § 171. Образование некоторых личных форм 1. Глаголы победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить и некоторые другие, принадлежащие к так называемым недостаточным глаголам (т. е. глаголам, ограниченным в образовании или употреблении личных форм),

XL. УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМ ГЛАГОЛА

Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

XL. УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМ ГЛАГОЛА § 173. Образование некоторых личных форм 1. Глаголы победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить и некоторые другие, принадлежащие к так называемым недостаточным глаголам (т. е. глаголам, ограниченным в образовании или употреблении личных

Вид глагола

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВИ) автора БСЭ

Наклонение (грамматич. категория глагола)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (НА) автора БСЭ

6.45. Понятие классов глагола

Из книги Современный русский язык. Практическое пособие автора Гусева Тамара Ивановна

6.45. Понятие классов глагола По соотношению основ инфинитива и настоящего времени глаголы делятся на несколько классов. Класс – это группа глаголов, имеющих одинаковые основы инфинитива и настоящего времени. Понятие класса позволяет более экономно характеризовать

II. История глагола «стушеваться»

Из книги Записки о русской литературе автора Достоевский Федор Михайлович

II. История глагола «стушеваться» <…> В литературе нашей есть одно слово: «стушеваться», всеми употребляемое, хоть и не вчера родившееся, но и довольно недавнее, не более трех десятков лет существующее; при Пушкине оно совсем не было известно и не употреблялось никем.

Потомки русского глагола

Из книги Литературная Газета 6440 (№ 47 2013) автора Литературная Газета

Потомки русского глагола Замечательная идея потомков и наследников великих писателей созвать Российское литературное собрание для обсуждения проблем активного включения культурного наследия в контекст жизни и деятельности современного человека находит глубокое и


В отличие от имен существительныx и прилагательных, имеющих одну основу, глагол, как правило, обладает двумя формообразующими основами, от которых образуются все глагольные формы: это основа инфинитива и основа настоящего времени . Основу инфинитива получают путём отсечения инфинитивного суффикса -ть. От основы инфинитива образуются формы прошедшего времени, сослагательного наклонения, причастий прошедшего времени и деепричастий сов. вида: решить, реши + л, решил бы, реши + вш + ий, реши + в.

Основа настоящего времени устанавливается путём отделения окончаний у формы 3 лица мн. числа настоящего или будущего простого времени: решают, берегyт .

В остальных формах лица характер основы может затемняться чередованием конечного согласного: вижу - видят, бережешь - берегут .

И это затрудняет образование форм настоящего времени, повелительного наклонения, причастий настоящего времени и деепричастий несов. вида, которые от этой основы образуются: решай, решаj + ущ + ий, решаj + эм + ый, решаj + а.

Основа инфинитива обычно совпадает с основой прош. времени: чита ть- чита л .

Однако в отдельных группах глаголов они различаются, и в таких случаях глагол имеет не две, а три формообразующих основы: это глаголы с полногласным сочетанием -ере : тере ть - тр ут - тер ; запере ть - запр ут - запер ; ряд глаголов на - нуть : окнуть - мокн ут - мок ; оглохну ть- оглохн ут- оглох и др.

Основа инфинитива оканчивается обычно на гласный, поэтому её называют вокалической , а основа наст. времени - на согласный, и eё называют консонантной.

Спряжение глаголов

Все формы глагола делятся на две группы: спрягаемые (личные) и неспрягаемые (инфинитив, причастие и деепричастие).

В русском языкознании термин «спряжение» понимается по-разному. В узком смысле спряжение - это изменение глагола по лицам и числам (в настоящем и простом будущем времени). Такое определение даётся обычно в вузовских и школьных учебниках. В широком понимании спряжением называют изменение глагола по лицам, числам, временам и наклонениям (а в прошедшем времени и сослагательном наклонении - не по лицам, а по родам).

Выделяют два основных типа спряжения, которые отличаются друг от друга гласными окончаний форм 2-го и 3-его лица ед. числа и 1, 2, 3 лица мн. числа под ударением. В 1-ом лице ед. числа окончания глаголов 1 и 2 спряжения совпадают.

Ко 2 спряжению относятся (из числа имеющих безударные окончания) глаголы на -ить в инфинитиве (валить, клеить ), кроме брить, зиждиться ; а также следующие 11 глаголов: вертеть, видеть, обидеть, ненавидеть, смотреть, зависеть, терпеть, гнать, дышать, держать, слышать и производные от них.

Остальные глаголы с безударными личными окончаниями (кроме разноспрягаемых и особо спрягаемых) относятся к 1 спряжению (сказать, колоть и др.).

Глагол стелить употребляется только в инфинитиве, а иные формы образуются от глагола 1 спряжения стлать: стелешь, стелет, стелем и т. д.

Разноспрягаемыми (имеющими окончания и первого и второго спряжения) являются глаголы хотеть , бежать, брезжить (в 1 и 2 лице не употребляется). Глагол чтить образует две формы 3 лица мн. числа: чтят (и в этом случае он принадлежит 2 спряжению) и чтут (и тогда глагол относится к разноспрягаемым). Особо спрягаемых глаголов в русском языке два: есть и дать (и производные от них). Представим систему спряжения глаголов в таблице.

Типы спряжения 1 л. ед.ч. 2 л. ед.ч. 3 л. ед.ч. 1 л. мн.ч. 2 л. мн.ч. 3 л. мн.ч.
1 спряжение -у (ю) иду -ешь идешь -ет идет -ем идем -ете идете -ут- (ют) идут
2 спряжение -у (ю) шумлю -ишь шумишь -ит шумит -им шумим -ите шумите -ат- (ят) шумят
Разноспрягаемые бегу хочу бежишь хочешь бежит хочет бежим хотим бежите хотите бегут хотят
Особо спрягаемые ем дам ешь дашь ест даст едим дадим едите дадите едят дадут

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...