Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии

Говоря о творческом потенциале внеклассной работы, нельзя не упомянуть о формах ее осуществления. Вариантов организации творческих форм внеклассной работы в школе может быть большое количество. В Федеральном государственном стандарте начального общего образования второго поколения обозначены такие формы организации внеклассной деятельности, как: кружки, секции, круглые столы, диспуты, олимпиады, конференции и др.

В школах для развития творческого потенциала учащихся широко распространена кружковая работа. Кружковая внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определённой области науки, прикладного творчества, в искусстве или в спорте. Драматическим, танцевальным, кружками выпиливания и резьбы по дереву, фото, радио, кинолюбителей руководят, как правило, специально приглашенные школой преподаватели или родители учащихся. Очень важно, чтобы занятия кружков проводились по твердому расписанию, без переносов и пропусков, без траты времени на поиск свободного помещения. Кружковая работа обеспечивает возможности и для осуществления более тесной связи и общения между школьниками разных классов, встречающихся в условиях благоприятной эмоциональной обстановки, создающейся на основе общности интересов и творческих потребностей. Отчёт работы кружка за год проводится в виде выставки, смотра или фестиваля детского творчества и др.

Наиболее эффективными творческими формами в педагогической науке и практике распространено следующее деление форм внеклассной работы: индивидуальные и массовые.

Индивидуальная работа - это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание. Например, подготовка номеров художественной самодеятельности, моделирование и конструирование, подготовка рефератов и сообщений. Это позволяет каждому ученику найти своё место в общем деле. Эта деятельность требует от педагога знаний индивидуальных особенностей учащихся данной возрастной категории.

Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространённых в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих обучающихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей и подростков. Массовая работа таит в себе большие возможности развития творческого потенциала учащихся. Так, конкурс, олимпиада, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого, наличия дружбы и взаимопомощи в большом (классном) коллективе ребят. При проведении же бесед, вечеров, утренников лишь часть школьников выступают в качестве организаторов и исполнителей. Традиционной формой массовой работы являются школьные праздники. Они посвящены датам календаря, юбилеям писателей, деятелей культуры, науки и др. Праздники могут быть и познавательно-развлекательными или фольклорными. В течение учебного года возможно проведение 4-5 праздников. Они расширяют кругозор младших школьников, развивают творческие способности, организационные. В последнее время стало популярным проводить малые научно-практические конференции среди учащихся 2-4 классов. Такие мероприятия стимулируют детскую активность, развивают инициативу. В связи с проведением конкурсов или смотров обычно устраиваются выставки, которые отражают творчество школьников: рисунки, сочинения, поделки, изобретения, проекты и др. Школьные олимпиады организуются по учебным предметам. Их цель - вовлечь наибольшее количество детей с отбором наиболее талантливых и одарённых.

Говоря о творческий формах внеклассной работы, нельзя упустить такой вид работы как « тематическая неделя». Тематические предметные недели (декады) могут стать традиционными в каждой школе, проводится для учащихся различных возрастных групп. Могут включать в себя проведение различных форм работы: коллективных, групповых, индивидуальных и т. д. Пальчиковые и подвижные игры, игры на развитие дыхания, ролевые и настольные игра, игры на развитие мелкой и крупной моторики, лепка, конструирование, аппликация, идеи для творчества и многое др.

Еще одной формой проявление творческого потенциала является классный час. Классный час является прямой формой развития творческого потенциала совместно с классным руководителем и учениками. Классный час может проводиться в форме:

экскурсии;

встречи с интересными людьми;

викторины по различным областям знаний;

дискуссии (дискуссии могут носить свободный характер, а могут быть дискуссии по заданной теме);

интерактивные игры;

игры путешествия;

театральные премьеры;

читательские конференции.

На протяжении нескольких десятилетий сложилась и оправдала себя в массовой педагогической практике методика коллективной творческой деятельности (методика КТД),родившаяся в середине 1960-х годов в Ленинграде. Автор ее- известный педагог И.П. Иванов, положивший в основу идеи А.С. Макаренко, Н.П. Крупской, С.Т. Щацкого. Главные черты этой методики: совместно-разделенная деятельность воспитателей и воспитанников, игровая инструментовка деятельности детей, коллективный и творческий характер, личностная ориентированность.

Суть совместно-разделенной деятельности в том, что в совершении любого действия объединяются усилия неумелого ребенка и умеющего взрослого (родителя, педагога). Поначалу инициатива и технологическое исполнение почти полностью принадлежат взрослому; ребенок следует по образцу. На следующих этапах педагог тактично, нередко под благовидным предлогами (« надо уйти», « есть другие дела»…) все больше и больше инициативы передает ребенку, все более и более превращая его в субъект деятельности. Главное - тактично, четко и грамотно определить меру, время и место «совместной» и «разделенной» деятельности, чтобы не подавить активность и самостоятельность ребенка либо не бросить его, не знающего и не умеющего, на произвол судьбы и случая, когда уходит от деятельности вообще.

Наилучшим образом технология совместно разделенной деятельности разработана и широко внедряется в методике КТД. Первый и главный признак этой методики - коллективность на всех этапах деятельности детей и взрослых: обсуждение идей и замыслов, планирование, подготовка, организация, проведение, анализ результатов…причем, важны такие моменты, как: поручения на основе индивидуальных желаний, интересов и склонностей; обеспечение активности и самостоятельности каждого участника; оптимизм и мажор; позитивная педагогическая оценка на протяжении всех этапов деятельности, игровая инструментовка всех дел и участия каждого, творческий характер организуемой педагогами деятельности и т.д.

Интересно и эффективно протекает воспитательный процесс в педагогических коллективах и у педагогов, вводящих в практику своей внеурочной деятельности с учащимися игровую инструментовку всех дел. Например, в интеллектуально- познавательной деятельности -различные игры типа « Что? Где? Когда?», « Поле чудес», «Состязания знатоков…»,заочные путешествия…

Важным условием успешности всех видов воспитывающей деятельности является ее творческий характер, то есть « нестандартный» , «оригинальный», « не имеющий аналогов», приводящий к нестандартным и оригинальным результатам в создании принципиально новых материальных и духовных ценностей, к самоактуализации личности.

И.П. Иванов изложил сущность КТД, следующим образом:

Дело, как забота о людях;

Коллективное - совершается сообща;

Творческое - представляет собой непрерывный поиск лучших решений.

Личностная ориентированность- основа КТД. В придании личностно-ориентированного характера любому коллективному делу, « ориентированному на развитие желания и умения себя осознавать и проявлять как личность у каждого участника дела». В такой логике коллективное дело рассматривается как « специально организованная ситуация для помощи в развитии каждого школьника».

Не мало важную роль во внеклассной работе играет «стихотворчество», особенно когда дети пишут стихи сами. Или « стихи на одну букву». Главное правильно показать пример детям. Например, стихотворение М.Пляцковского:

«Семь суток сорока старалась, спешила,

Себе сапоги сыромятные сшила.

Сказала со смехом соседка синица:

Стать самой скрипучей сорока стремится!»

Говоря о творческих формах внеклассной работы нельзя упустить такую деятельность как « творческие пятиминутки» Задача пятиминуток - развить фантазию и творческое воображение учащихся, активизировать понимание учебного материала, а так же развитие навыка быстрого рисования. Желательно пятиминутки использовать ежедневно, тогда будет видна системная работа. На заключительных этапах в конце четверти, пятиминутки можно увеличить по времени. Важно для пятиминуток, что бы они шли параллельно программе, они могут быть прекрасным дополнением к учебному материалу, например: тема урока «Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства - тема пятиминутки «Создание мультипликационного образа места действия: лес».

Таким образом, творческие формы внеклассной работы могут быть разные: кружки, КВНы, тематические недели, стихотворчество и многие другие. Нельзя перечислить их многообразие. Изучив и организовав деятельность правильно, внеклассная работа у младших школьников сыграет большую роль в развитие творческого потенциала.

Форм внеклассной работы огромнейшее количество. Это многообразие создает сложности в их классификации, поэтому единой классификации нет.

Формы внеклассной работы – это те условия, в которых реализуется ее содержание. В педагогической науке и практике наиболее распространено следующее деление форм внеклассной работы: индивидуальные, кружковые, массовые.

Индивидуальная работа – это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание. Это позволяет каждому найти своё место в общем деле. Эта деятельность требует от воспитателей знание индивидуальных особенностей учащихся путём бесед, анкетирования, изучения их интересов.

Кружковая внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определённой области науки, прикладного творчества, в искусстве или в спорте. Наиболее популярными здесь являются такие формы, как кружки по интересам и спортивные секции (предметные, технические, спортивные, художественные). В кружках проводятся занятия разного типа: обсуждение произведений литературы, экскурсии, изготовление поделок. Отчёт работы кружка за год проводится в виде выставки, смотра или фестиваля детского творчества.

Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространённых в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. Так конкурс, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого. При проведении же бесед, вечеров, утренников лишь часть школьников выступают в качестве организаторов и исполнителей. В таких мероприятиях, как посещение спектаклей, встреча с интересными людьми, все участники становятся зрителями. Сопереживание, возникшее от участия в общем деле служит важным средством сплочения коллектива. Традиционной формой массовой работы являются школьные праздники. Они посвящаются датам календаря, юбилеям писателей, деятелей культуры. В течение учебного года возможно проведение 4–5 праздников. Они расширяют кругозор, вызывают чувство приобщения к жизни страны. Широко используются конкурсы, смотры. Они стимулируют детскую активность, развивают инициативу. В связи с конкурсами обычно устраиваются выставки, которые отражают творчество школьников: рисунки, сочинения, поделки.

Смотры – наиболее общая соревновательная форма массовой работы. Их задача – подведение итогов и распространение лучшего опыта, усиление деятельности по профориентации, организация кружков, клубов, воспитание стремления к общему поиску.

Формой массовой работы с детьми является классный час. Он проводится в рамках отведённого времени и является составной частью воспитательной деятельности. Любая форма внеклассной работы должна быть наполнена полезным содержанием. Характерной особенностью внеклассной работы является то, что в ней наиболее полно реализуется принцип взаимного обучения, когда старшие, более опытные учащиеся, передают свой опыт младшим. В этом состоит один из эффективных способов реализации воспитательных функций коллектива.

Также существуют формы индивидуальной внеклассной работы. В индивидуальной внеклассной воспитательной работе общая цель – обеспечение педагогических условий для полноценного развития личности – достигается через формирование сторон его личности, индивидуального потенциала. Сущность индивидуальной работы заключается в социализации ребенка, формировании у него потребности в самосовершенствовании, самовоспитании. Эффективность индивидуальной работы зависит не только от точного выбора формы в соответствии с поставленной целью, но и от включения ребенка в тот или иной вид деятельности. В реальности не такой уж редкой бывает ситуация, когда индивидуальная работа сводится к отчитыванию, замечаниям, порицаниям. Индивидуальная работа с ребенком требует от педагога наблюдательности, такта, осторожности («Не навреди!»), вдумчивости. Основополагающим условием ее эффективности служит установление контакта между педагогом и ребенком, достижение которого возможно при соблюдении следующих условий:

1. Полное принятие ребенка, т. е. его чувств, переживаний, желаний. По силе переживаний детские чувства не уступают чувствам взрослого, кроме того, в силу возрастных особенностей – импульсивности, недостатка личного опыта, слабой воли, преобладания чувств над разумом – переживания ребенка приобретают особую остроту и оказывают большое влияние на его дальнейшую судьбу. Поэтому очень важно учителю показать, что он понимает и принимает ребенка. Это совсем не означает, что учитель разделяет поступки и действия ребенка. Принять – не значит согласиться. 2. Свобода выбора. Учитель не должен всеми правдами и неправдами добиваться определенного результата. Учитель не должен принуждать ребенка, заставлять признаться в чем–либо. Всякое давление исключается. Неплохо учителю помнить, что ребенок имеет полное право на собственное решение, даже если с точки зрения педагога оно неудачное. Задача педагога – не заставить ребенка принять предлагаемое учителем решение, а создать все условия для правильного выбора. Педагог, думающий в первую очередь об установлении контакта с ребенком, желающий понять его, допускающий, что у ребенка есть право на самостоятельное решение, имеет гораздо больше шансов на успех, чем тот учитель, который обеспокоен лишь сиюминутным результатом и внешним благополучием.

3. Понимание внутреннего состояния ребенка требует от учителя умения читать невербальную информацию, посылаемую ребенком. Здесь таится опасность приписывания ребенку тех отрицательных качеств, которые педагогу хочется видеть в нем, но которые, скорее, присущи не ребенку, а самому учителю. Такая особенность человека называется проекцией. Для преодоления проекции педагогу следует развивать в себе такие способности, как эмпатия – умение понимать внутренний мир другого человека, конгруэнтность – умение быть самим собой, доброжелательность и искренность. Несоблюдение данных условий приводит к возникновению психологических барьеров в общении педагога и ребенка.

4. Способность слышать – физиологический акт, при котором происходит непроизвольное восприятие звуков. Слушание – волевой акт, требующий от человека определенных волевых усилий. От понимающего слушателя требуется: 1) всем своим видом демонстрировать рассказчику, что его внимательно слушают и пытаются понять; 2) не перебивать репликами и рассказами о себе; 3) не давать оценок; 4) оценочные суждения заменять невербальным и вербальным отражением чувств рассказчика, т. е. мимикой, жестами и другими средствами невербального общения передавать чувства, испытываемые рассказчиком, как бы выполнять роль зеркала его чувств; 5) не давать советов, если в них не нуждаются. Рефлексивное слушание необходимо при обсуждении производственных вопросов, в спорных ситуация, так как оно предупреждает конфликты, непонимание между людьми, т.е. когда первостепенное значение имеет само содержание беседы, а не ее контекст, когда нужно выяснить точки зрения собеседников, совместно решить что-то, договориться о чем-либо.

В индивидуальной воспитательной внеклассной работе наряду с запланированным компонентом существует спонтанный, так называемые педагогические ситуации, являющиеся индикатором уровня педагогического профессионализма.

Выбирая форму внеклассной работы, следует оценить ее воспитательное значение с позиций ее цели, задачи, функций.

Организация внеклассной воспитательной работы может использоваться при индивидуальной и при массовой работе.

1. Изучение и постановка воспитательных задач. Данный этап направлен на изучение особенностей школьников и коллектива класса для эффективного воспитательного воздействия и определение наиболее актуальных для сложившихся в классе ситуаций воспитательных задач. Цель этапа – объективная оценка педагогической реальности, заключающаяся в определении ее положительных аспектов (лучшее в ребенке, коллективе), и того, что нуждается в корректировке, формировании и выборе наиболее важных задач. Изучение осуществляется с помощью уже известных методов педагогического исследования, ведущим среди которых на данном этапе является наблюдение. С помощью наблюдения педагог собирает информацию о ребенке и коллективе. Информативным методом является беседа, причем не только с ребенком и классом, но и с родителями, учителями, работающими в классе; особое значение имеет беседа со школьным психологом, который не только расширит представления педагога, но и даст профессиональные рекомендации. В индивидуальной работе большое значение имеет изучение продуктов деятельности ребенка: рисунков, поделок, стихотворений, рассказов. В изучении коллектива информативным является метод социометрии, с помощью которого педагог узнает о наиболее популярных и непопулярных детях, наличии малых групп, характере взаимоотношений между ними.

2. Моделирование предстоящей внеклассной воспитательной работы заключается в том, что педагог создает в своем воображении образ определенной формы. При этом следует использовать в качестве ориентиров цель, общие задачи, функции внеклассной работы. В соответствии с целью, задачами, приоритетными функциями внеклассной работы и результатами изучения подбираются конкретное содержание, формы, методы, средства.

3. Практическая реализация модели направлена на осуществление задуманной воспитательной работы в реальном педагогическом процессе.

4. Анализ проведенной работы направлен на сравнение модели с реальным воплощением, выявление удачных и проблемных моментов, их причин и последствий. Очень важен элемент постановки задачи для дальнейшей воспитательной работы. Данный этап очень важен для корректировки воспитательных задач, содержания, форм и планирования дальнейшей внеклассной работы.

Индивидуальная и массовые формы внеклассной воспитательной работы будут более эффективны в воспитательном воздействии на детей, если в их организации и проведении примут непосредственное участие родители.

Многим учащимся недостаточно тех знаний, которые они получают на уроках, они хотят больше узнать о любимом предмете; понять, где и каким образом применить полученные знания в практической деятельности.

Удовлетворение запросов учащихся в расширенных знаниях по экономике осуществляется через внеклассную работу, которая не только расширяет знания учащихся, но и развивает навыки самостоятельной работы. Через решение экономических задач, подготовку и чтение докладов, сообщений, рефератов, изучение экономической литературы, изготовление дидактического материала по экономике учащиеся познают основы экономических знаний, развивают свою экономическую культуру.

· Преемственность в содержании, формах, методах и средствах обучения.

· Общность дидактических принципов обучения.

· Взаимодействие процессов обучения, развития и воспитания.

Внеклассная работа по экономике дает большие возможности для решения обучающих и воспитательных задач.

Рассмотрим некоторые формы внеклассной работы по экономике.

Кружок. Кружок - организация лиц, объединившихся для совместных занятий.

Для привития интереса учащихся к экономике, на
кружке рассматриваются исторические справки, содержащие экономические сведения, делаются экскурсы
по изучаемому материалу.

Занятие кружка состоит из нескольких этапов:

1. Тематическое занятие. Учащиеся делают сообщение по заданной теме в течение 20-25 минут. Уровень сообщений должен быть грамотным, лаконичным, что способствует не только приращению знаний, но и формированию коммуникативных способностей.

2.Десятиминутка. Сообщения учителя или ученика о видных экономистах, их краткая биография, интересный экономический вопрос, сообщения о книгах, статьях, популяризация журнала и т.д.

3. Решение задач. Решаются задачи экономического содержания.

4.Задачи-шутки, игры и развлечения на экономическую тему.

Экскурсии.

Экскурсия (от лат. excursia) - организованный, сопровождаемый объяснениями показ чего-либо, проводимый по определенному плану с образовательной или ознакомительной целью.

В учебных программах должны быть предусмотрены темы экскурсий и их содержание.

Виды экскурсий.

В зависимости от поставленных целей экскурсии бывают:

· на промышленные предприятия (производственные);

· выставки;

· исторические и памятные места (историко-литературные);

· естественно-научные;

· краеведческие;

· фондовые биржи;

В зависимости от темы, экскурсии могут быть

следующие:

1. Экономика на промышленном предприятии.


2. Экономика на железной дороге.

3.Экономика в строительстве.

4.Экономика в банке и т.д.

Функции экскурсий:

1. Наглядность обучения.

2. Научность и связь с жизнью.

3. Техническое обучение (связь с производством).

4. Профориентация учащихся.

В зависимости от изучаемого материала экскурсии бывают:

· после изучения темы (закрепляющие знания учащихся);

· перед изучением темы (экскурсия-вступление, такие экскурсии ориентируют на вопросы, которые необходимо изучить, указывают на перспективность и значимость знаний, определяют конкретные учебные цели);

· во время изучения темы (в ходе экскурсии учащиеся используют полученные ранее знания, перед ними ставятся перспективные задачи для изучения темы, предмета).

Форма экскурсий: индивидуальная; групповая; фронтальная.

Дидактические основы проведения учебных экскурсий:

1. Подготовка к экскурсии:

А) выбор объекта экскурсии, предварительное знакомство учителя с объектом экскурсии;

Б) определение цели и задач экскурсии;

В) составление плана экскурсии;

Г) знакомство учащихся с планом экскурсии, постановка перед учащимися конкретных вопросов, распределение заданий, ознакомление с последовательностью выполнения заданий, определение формы, сроков сдачи отчетности об экскурсии.

Д) решение вопроса о руководстве предстоящей экскурсии (кто сопровождает учащихся и кто отвечает за реализацию планов экскурсии).

2. Выход (выезд) учащихся к изучаемым объектам. Продолжительность экскурсии (в зависимости от цели и объекта изучения) 40-45 мин. или 2,0 – 2,5 часа (без учета дороги и за счет времени, отводимого на изучение предмета).

3. Усвоение материала по теме (экскурсионное время).

4. Обработка материалов по теме, подведение ее итогов, обсуждение. Собранный материал в ходе экскурсии используется в качестве раздаточного материала для уроков, выставок, написания рефератов и творческих работ.

Внеклассное чтение.

Чтение - излагать устно или письменно слушателям сведения, содержание чего-либо.

При чтении экономической литературы необходимо соблюдать требования к данному виду деятельности. Как читать книгу по экономике? Памятка ученику для чтения книги:

1. Краткая аннотация книги.

2. Пересказ прочитанного.

3. Публикация заметки в газете о прочитанной книге.

4. Чтение отрывков из книги.

5. Конференция по прочитанным книгам.

6. Конкурс. Вопросы и ответы.

7. Список книг для внеклассного чтения.

О приемах работы с книгой подробно говорилось в главе 7.2, о системе работы с книгой – в главе 8.1.

Экономическая стенгазета.

Основные разделы газеты: экономическая жизнь школы, выдающиеся экономисты, экономические вопросы современности, факты из экономики и ее истории, экономический словарь, календарь экономических дат, занимательные экономические задания, экономические стихотворения, экономический юмор и т.д.

Экономический журнал.

В журнале публикуются тексты докладов и сообщений, отдельные задачи, статьи исторического и экономического содержания, фотографии, монтажи рисунков и фотографий и т.д.

Экономические вечера.

Этапы подготовки вечера: оформление зала; содержание вечера (сценарий); ведущий вечера и т.д.

Экономические олимпиады.

Олимпиада - соревнование, имеющее целью выявить наиболее достойных из числа его участников, установить их первенство.

Олимпиады проводятся в два тура: 1-ый тур - все ученики класса; 2-ой тур - только победители 1-го тура. В ходе олимпиад определяются победители класса, параллели, школы, района, города, области, республики и т.д.

Олимпиадные задания не должны выходить за рамки школьной программы, но должны содержать элементы, требующие смекалки, самостоятельности, мышления.

Экономические турниры.

Экономические турниры - это соревнование 2-5 команд одного класса или 2-ух команд из разных классов. Состав команды определяется через олимпиадные задания по экономике.

Технология экономического турнира может быть такой: 1-ые номера команд решают задачи в одном классе, 2-ые номера команд работают с тестами в другом классе, 3-ьи, 4-ые, 5-ые номера команд выполняют свои задания в специально отведенных классах. За каждое выполненное задание ученик получает определенное число баллов. Затем сумма баллов, набранная командой, озвучивается перед всеми участниками турнира. Та команда, которая наберет большее число баллов, считается победительницей.

Турниры лучше проводить в выходной день или в день, специально отведенный для турнира, так как торжественно открывается и закрывается это мероприятие, подводятся итоги перед всей школой, что делает турнир значимым, весомым и стимулирующим к усвоению новых знаний по экономике. В завершении турнира чествуют команду-победительницу.

Конкурс. Конкурс - соревнование, дающее возможность выявить наиболее достойных из числа его участников.

Обычно перед конкурсом вывешиваются экономические задания, задачи, указываются сроки сдачи заданий. Учащийся имеют право выполнять эти задания, где захочет, с кем захочет, но важно, чтобы задания были правильно сделаны и сданы в указанный срок. Победителем будет тот, кто наберет большее количество очков.

Такие конкурсы могут сыграть немалую роль в привитии учащимся интереса к экономическим знаниям, в приобщении к самостоятельному чтению литературы.

Факультатив.

Предмет, выбираемый по желанию, для дополнительной специализации называется факультативным. Тематика факультативных занятий базируется на материале основной программы по предмету экономика. Заниматься успешно на факультативе будет тот, кто хорошо усваивает программу по предмету и усваивает стандарт знаний по экономике. В процессе факультативных занятий учащиеся расширяют, углубляют, совершенствуют полученные на уроке знания.

На факультативе требуется дифференцированный подход к учащимся, поэтому работа ведется в дифференцированных группах по уровню знаний.

1-ая группа - яркая потребность в экономических знаниях.

2-ая группа - учащиеся хорошо знают физику, математику, но в будущем им нужны будут знания по экономике.

3-ья группа - учащимся не нужны экономические знания, но так как сегодня изучают экономику, то знания могут пригодиться в будущем.

4-ая группа - интерес к экономике не сформирован, увлечения экономическими знаниями проявляются слабо.

Внеклассная работа расширяет знания учащихся, развивает их самостоятельность и творческую активность, формирует компетентность в области экономики, поэтому ей придают большое значение.

Теоретические вопросы

1. Перечислите основные формы обучения и формы организации обучения.

2. Назовите классические и нетрадиционные типы уроков.

3. Сформулируйте ответ на вопрос: «Что влияет на выбор типа урока?»

4. В комбинированном уроке назовите дидактические задачи, содержание, условия достижения положительных результатов, показатели выполнения дидактической задачи этапа (этап по выбору студента).

Практические задания

Современные методологические приемы активизации внеклассной деятельности

Современному учителю, руководителю кружка или спортивной секции, педагогу дополнительного образования необходимо свободно владеть в педагогической практике основными методологическими приемами или методами организации внеклассной деятельности.

Интерактивные формы внеклассной деятельности – формы организации учебного занятия или внеклассного мероприятия, предполагающие усиленный умственный труд, физическую, коммуникативную активность или быстрое принятие решения. К таким формам можно отнести экспресс-викторины, мозговой штурм, эстафеты, мини-конкурсы и др.

Беседа – метод обучения и воспитания, предполагающий диалог между учителем и учащимися преимущественно по вопросам педагога. Беседа активизирует умственную работу обучающихся, поддерживает внимание и интерес, развивает речь: каждый вопрос – задача, которую решают ученики. Виды бесед: подготовительная, сообщающая, эвристическая, воспроизводящая, обобщающая, повторительная. Беседы различных видов могут совмещаться, пересекаться, перемежаться в зависимости от микроцели на определенном этапе учебного занятия и внеклассного мероприятия.

Эвристическая беседа используется в том случае, когда педагог не сообщает истину, а учит ее находить. На основеанализа известных обучающимся фактов и явлений, а также самостоятельных наблюдений ученики приходят к выводу по теме нового (познавательного) материала.

Воспроизводящая беседа используется при закреплении изученного материала, а также при повторении и обосновании выполненных действий.

Сообщающая беседа применяется педагогом в тех случаях, когда новый материал не может быть получен эвристически.

Обобщающая беседа проводится обычно в конце учебного занятия (внеклассного мероприятия) и в конце изучения крупной темы, раздела, курса.

Диалог - вид устной речи (реже письменной), характеризующейся сменой высказываний двух или нескольких (в этом случае иногда употребляют термин “полилог “) говорящих лиц. Реплики (высказывания) говорящих связаны между собой по смыслу и составляют вместе единое целое, поэтому диалог – вид связной речи или текста. В диалоге важную роль играют ситуация, жест, мимика, интонация. Для диалога характерны некоторые стилистические особенности: вопросы, восклицания, эллиптические конструкции, междометия и частицы, обращения и пр.

Демонстрация методический прием, показ на занятии (внеклассном мероприятии) всем обучающимся таблиц, схем, моделей, картин, диапозитивов, видеофильмов, телепередач, изображений, проецируемых на экран с помощью современной электронной и видеотехники.

Дифференцированный подход – форма организации труда обучающихся на основе их объединения, в рамках учебного коллектива, в небольшие группы по интересам, по уровню готовности, а в смешанных – по национальному составу, по степени владения русским (иностранным) языком. Каждая группа получает разного характера, неодинаковой степени трудности. Дифференцированный подход позволяет в рамках подросткового коллектива подтянуть отстающих, дать возможность для развития каждой подростковой группе (каждой личности). Деление на группы не является постоянным. Для разных видов работы могут создаваться разные по составу творческие группы.

Дозировка учебного материала . При организации и проведении внеклассного занятия (мероприятия) педагогу необходимо продумать насыщенность каждого этапа занятия или мероприятия. Такая работа способствует предупреждению перегрузки обучаемых, утомляемости, обеспечивает оптимальные условия усвоения учебного (познавательного) материала.

Доказательство – методический прием, развивающий мышление и речь и состоящий в обосновании какого-либо утверждения с помощью других мыслей, утверждений, уже доказанных или принимаемых без доказательств (очевидных или недоказуемых). Задания с предложением “докажи ” широко используются как на учебных занятиях, так и во время проведения внеклассного мероприятия.

Закрепление знаний, умений и навыков - вид учебной деятельности учеников, организуемой и проверяемой педагогом, направленной на осуществление принципа прочности усвоения учебного (познавательного) материала. Закрепление знаний осуществляется путем повторения нового материала в разных вариантах и сочетаниях, в перестроенном виде, с новыми примерами, а также при помощи выполнения практических действий – упражнений, практических заданий. Закрепление на учебном занятии проводится обычно после объяснения нового материала.

Тестирование современный вид проверки усвоения учебного (теоретического) материала, определения психологического типа личности подростка, его склонностей и интересов. Тестирование предполагает две методики исполнения: компьютерный вариант и вариант на бумажных носителях. Преподаватели составляют краткие задания по изученным темам или блоку учебного материала, предлагают различные варианты их решения (ответы), из которых лишь один вариант верен. Обучаемым предлагается за определенное (ограниченное) время обозначить правильный вариант ответа или на листах бумаги, или в компьютере.

Компьютер – современное техническое средство обучения, развития и поиска информации в Интернете, которое применяется в следующих видах:

Разработка и использование учащимися компьютерных программ, по которым они работают самостоятельно на персональных компьютерах или в компьютерных классах;

Использование готовых компьютерных программ, развивающие игры, тестирование;

Контроль и самоконтроль (проверяются знания и умения);

Общение с друзьями других регионов и стран через Интернет, передача информации посредством электронной почты;

Моделирование и конструирование; обобщение изучаемого теоретического материала, а также реферирование и редактирование написанного текста;

Анализ и отбор учебных текстов, необходимой информации и их оценка по определенным критериям;

Количественное изучение звучащей речи или напечатанных текстов и др.

Повторение учебного (познавательного) материала – возвращение в ходе учебного занятия (внеклассного мероприятия) к изученному ранее с целью его закрепления, связывания с новым материалом, обобщения и систематизации изученного. Повторение обеспечивает прочность усвоения знаний. Обычно повторение проводится на новых примерах, в ином порядке, с применением новых способов деятельности (подготовка обучаемыми обобщающих таблиц, схем, докладов и пр.).

Индивидуальное обучение (консультация) – форма организации учебных занятий с отдельными учениками вне учебного коллектива. Чаще всего используется с учениками, которым предписано обучение на дому. Индивидуальное обучение обычно состоит в разъяснении трудных теоретических вопросов, в совместном выполнении заданий с учетом методических указаний преподавателя, в самостоятельной работе под руководством педагога. Как правило, индивидуальные консультации даются педагогом при подготовке докладов, выполнении длительной творческой работы (при использовании проектной методики).

Развитие речи обучаемых – процесс овладения речью: средствами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой, культурой речи, стилями) и механизмами речи – ее восприятием и выражением своих мыслей. Процесс развития речи протекает у людей разного возраста. Термин “развитие речи ” используется также в узком методическом значении: специальная учебная деятельность педагога и обучаемых, направленная на овладение речью, а также соответствующий раздел курса методики русского или иностранного языка. Она включает организацию речевых ситуаций, речевой среды, словарную работу, синтаксические упражнения, работу над текстом (связной речью), интонациями, над исправлением и совершенствованием речи.

Вся работа по развитию речи опирается на курс грамматики, лексики, фонетики, словообразования, стилистики, а также на теорию речи и текста, которая не входит в программу для учащихся, но используется как основа методики развития речи обучаемых.

Ролевая игра – методический прием обучения и активизации внеклассной работы школьников. Суть ролевой игры заключается в создании таких ситуаций, в которых каждый участник получает вымышленное имя, социальную роль – туриста, экскурсовода, журналиста, медсестры, педагога и т. д. Ведущий руководит ходом беседы. Ролевая игра создает мотивацию, близкую к естественной, возбуждает интерес, повышает эмоциональный уровень учебного труда обучаемых.

Самоконтроль – необходимый этап учебного действия. Реализуется в следующих приемах: проверка правильности написанного текста; применение словарей и справочников; выверка своего ответа по заранее составленному плану; самонаблюдение за произношением, темпом, выразительностью речи и правильностью чтения текста и т. д.

Самостоятельная работа – познавательная, учебная деятельность, выполняемая по заданию учителя, под его руководством и контролем, но без его непосредственного участия. Может иметь место при изучении нового учебного материала, закреплении знаний, подготовке реферата или доклада, творческой работы, сборе коллекции или гербария, проектировании проекта.

Метод проектов – в настоящее время наиболее популярный метод обучения среди учителей-экспериментаторов. Наиболее эффективное применение проектного метода возможно с использованием компьютера. В проектном процессе выделяют три главные стадии, или фазы. На первой выдвигается плодотворная идея (содержательное ядро, смысл дальнейших действий). На второй (средней) – из недифференцированной идеи вырисовывается многоплановая панорама желаемого (построение технологии дальнейших действий или приемов будущей планируемой модели), Завершающая фаза проектирования – составление проектно-технологической документации.

Проектный метод предполагает принципиально иной подход: “Подумай, вообрази, поразмысли над тем, каким путем и какими средствами это можно было бы выполнить “.

Приоритетные формы внеклассной работы в общеобразовательных учреждениях

Чаще всего приоритетными для детей и подростков в общеобразовательных учреждениях являются игровые, театральные, дискуссионные, ситуативно-творческие, психологические, состязательные формы воспитательной и внеклассной работы, позволяющие учащимся осознать самих себя.

Наиболее популярными формами внеклассной деятельности являются:

1.
Предметные недели по учебным предметам социально-гуманитарного, математического и естественнонаучного циклов.

2.
Учебно-познавательная деятельность: общешкольные предметные олимпиады и общественные смотры знаний, чествование призеров и победителей общешкольных, городских (районных) и областных (окружных, региональных, республиканских) предметных олимпиад и конкурсов; чемпионаты “знатоков виртуального мира ” (знатоков информационно-коммуникационных технологий), фестивали творческих и научно-исследовательских проектов; общешкольные смотры-конкурсы “Лучший ученик ” (по параллелям классов), “Лучший выпускник школы (лицея, гимназии) “, “Лучшее портфолио ученика “.

3.
Героико-патриотические и военно-спортивные мероприятия : работа школьных музеев, тематические вечера и праздники; организация и проведение экскурсий и тематических экскурсионных поездок, военно-спортивных игр “Зарница ” и “Орленок “, соревнований “Безопасное колесо “, отрядов ЮИД (юных инспекторовдорожного движения) и ЮДП (юных друзей пожарников).

4.
Массовые праздники (коллективно-творческие дела): Тематические праздники, фестивали творчества и фантазии; конкурсы: “Алло, мы ищем таланты “, “А ну-ка, парни “, “Мисс школа “, КВН, профессий, самоделок; интеллектуальные турниры знатоков; конкурсы инсценированной или строевой песни, театральных постановок, чтецов и авторского творчества, рисунков и плакатов.

5.
Специализированные (тематические) или профориентационные) акции: ярмарки знаний и будущих профессий; праздники и фестивали народного творчества, национальных обычаев и традиций; фестивали науки и творчества, кружков и клубов по интересам; неделя детской книги или библиофилов.

6.
Общественно полезные и социально значимые мероприятия: трудовые десанты и субботники; тимуровская деятельность, рейды Айболита и чистоты; поисковая и краеведческая работа; операции “Подарок далеким друзьям “, “Подарок ветерану “; акции милосердия: “Помоги детям-инвалидам “, “Наш подарок детскому дому “, “Помоги людям старшего возраста “.

7.
Спортивная и туристская деятельность : организация и проведение туристских слетов, “робинзонад ” и соревнований, одно – и многодневных пешеходных, комбинированных, горных, вело-мото походов и экспедиций; вечеров туристов, “Малых олимпийских игр “, турниров (чемпионатов) по волейболу, баскетболу, легкой и тяжелой атлетике, гимнастике и борьбе, шахматам и шашкам (нардам, бильярду); спортивных эстафет (с учащимися, родителями); соревнований “Мама, папа, я – спортивная семья “, “Самый спортивный класс “.

Наиболее распространенные формы досугового общения: “огоньки “, круглые столы, дискотеки, вечера, посиделки, выезды за город, посещения музеев, встречи с интересными людьми; работа кружков и клубов по интересам, спортивных секций; “мозговые штурмы “, дискуссии и интерактив.

Становятся популярными новые игровые формы: по типу игры программы “Новая цивилизация “, интенсивного общения (целевые тренинги, обучающие и развивающие интеллектуальные и психологические игры), коммуникативно-лингвистические (тренинги-общения, творческие игровые вечера), коммуникативные (дискуссии, мозговые атаки, деловые, сюжетно-ролевые игры).

В пособии выделены лишь некоторые направления внеклассной работы с учащимися и далеко не исчерпано богатство содержания занятий, которые можно наблюдать на практике. Быстрый темп развития информатики и компьютерных технологий делают подвижным содержание внеклассной работы по информатике, требуя от учителя гибкости в его определении дел. Целенаправленная индивидуальная работа учащихся необходима для того, чтобы каждый из них мог в полной мере раскрыть и развить свои способности, выразить свою индивидуальность. Эта деятельность требует от воспитателей знания индивидуальных особенностей учащихся, изучения их интересов и стремлений, положения в коллективе сверстников, а также умения строить процесс воспитания со всем коллективом школьников и в отдельности с каждым из них . В индивидуальной внеклассной работе наряду с запланированным компонентом существует спонтанный, так называемые педагогические ситуации, являющиеся индикатором уровня педагогического профессионализма. Это могут быть, например, ответы на вопросы учащихся после уроков, оказание помощи учащимся в выборе конфигурации домашнего компьютера или его модернизации и т.п.

1.4 Формы внеклассной работы по информатике

Первая группа - фронтальные формы. Деятельность учащихся организована по принципу "рядом": они не взаимодействуют друг с другом, каждый осуществляет одинаковую деятельность самостоятельно. Педагог воздействует на каждого ребенка одновременно. Обратная связь осуществляется с ограниченным количеством учащихся. По этому принципу организовано большинство общеклассных занятий .

Вторая группа форм организации внеклассной деятельности характеризуется принципом "вместе". Для достижения общей цели каждый участник выполняет свою роль и делает свой вклад в общий результат. От действий каждого зависит общий успех. В процессе такой организации учащиеся вынуждены тесно взаимодействовать друг с другом. Деятельность такого рода получила название коллективной, а внеклассная работа - коллективной внеклассной работы. Педагог влияет не на каждого в отдельности, а на их взаимосвязь, что способствует лучшей обратной связи между ним и учащимися. По принципу "вместе" может быть организована деятельность в парах, в малых группах, в классе .

Первая группа отличается простотой организации для педагога, но мало формирует навыки коллективного взаимодействия. Вторая группа незаменима для развития умений сотрудничать, оказывать помощь друг другу, брать на себя ответственность. Однако в силу возрастных особенностей младших школьников (они не видят в другом равноправного человека, не умеют договариваться, общаться) организация коллективных форм требует от педагога больших временных затрат и определенных организаторских умений. В этом заключается ее сложность для педагога. Каждое направление имеет свои преимущества и ограничения, они взаимосвязаны и дополняют друг друга .

Особенностью некоторых форм внеклассной работы в школе является то, что часто используются популярные формы, пришедшие из телевидения: КВН, "Что? Где? Когда?", "Угадай мелодию", "Поле чудес", "Огонек" и т.д.

Выбирая форму внеклассной работы, следует оценить ее учебно-воспитательное значение с позиций цели, задачи, функций .

Формы массовой внеклассной работы позволяют педагогу косвенно воздействовать на каждого учащегося через коллектив. Они способствуют развитию умений понимать другого, взаимодействовать в коллективе, сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Согласно Калечиц Т.Н., кроме индивидуальной выделяют кружковые (групповые), объединяющие и массовые формы внеклассной работы .

Кружковая (групповая) внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей учащихся в определенных областях науки, техники, искусства, спорта, углублению знания ими программного материала, дает новые сведения, формирует умения и навыки.

Кружок - одна из основных форм внеучебной деятельности по информатике. Содержание его работы определяется в основном интересами и подготовкой учащихся, хотя для некоторых существуют и программы. Кружки по информатике могут иметь различную направленность в соответствии с разнообразными возможностями компьютера: компьютерной графики, программирования, компьютерного моделирования и т.п. В кружках проводятся занятия разного типа. Это могут быть доклады, работа над проектами, экскурсии, изготовление наглядных пособий и оборудования для кабинетов, лабораторные занятия, встречи с интересными людьми, виртуальные путешествия и т.п. .

Учет работы кружка ведется в дневнике. Отчет может проводиться в виде вечера, конференции, выставки, смотра. В некоторых школах итоги деятельности подводятся на школьных праздниках, являющихся смотром проделанной за год работы, например, при проведении общешкольной недели информатики.

К объединяющим формам работы относятся клубы, школьные музеи, общества, временные коллективы и т.д.

Широкое распространение в недалеком прошлом имели клубы - политические, пионерские, комсомольские, интернациональной дружбы, старшеклассников, выходного дня, интересных встреч и т.д., действовавшие на началах самоуправления, имевшие названия, эмблемы, уставы и положения .

Работа клубов может быть возрождена на основе новых информационных технологий. Так, в настоящее время многие школы поддерживают связи с зарубежными школами. На этой основе могут быть возрождены клубы интернациональной дружбы, имеющие секции переводчиков, истории, географии, культуры страны, в которой находится школа, и т.д. В работе клубов могут широко применяться возможности Интернет для сбора информации и выполнения общих проектов, электронной почты для переписки и т.д.

Учащиеся ряда школ с удовольствием занимаются созданием виртуальных (электронных, представленных в сети Интернет) музеев, выставок и галерей. Этот вид работы может выступать и как самостоятельная форма деятельности, и как вспомогательная для реально существующих школьных музеев, выставок и галерей и т.п.

Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространенных в школе. Они очень разнообразны и по сравнению с другими формами внеклассной и внешкольной работы имеют преимущество в том, что рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственны такие специфические особенности, как красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на учащихся.

Во внеклассной деятельности следует широко использовать такие формы массовой работы, как соревнование, конкурсы, олимпиады, смотры. Они стимулируют активность, развивают инициативу, укрепляют коллектив. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся, хотя степень ее может быть различной. Так, конкурс, олимпиада, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого. При проведении же бесед, вечеров лишь часть учащихся выступает в качестве организаторов и исполнителей. А в таких мероприятиях, как посещение вычислительного центра, просмотр кинофильма, встреча с интересными людьми, лекция, все участники являются зрителями или слушателями .

В последнее время все большую популярность среди учащихся, проявляющих к изучению информатики повышенный интерес и способности, завоевывают такие формы углубленной подготовки, примыкающие к внеклассной работе, как юношеские школы информатики, заочные физико-математические школы (ЗФМШ), школы и классы с уклоном по информатике, летние компьютерные лагеря и т.п.

В качестве средств на внеклассном занятии могут выступать: оформление класса; музыкальное оформление, игровые атрибуты, видеоматериалы, книги, программные средства.

Некоторые формы внеклассных мероприятий.

Вечер информатики - это своеобразная форма подведения итогов работы класса или кружка за год. Совместно с учителем учащиеся подробно продумывают программу вечера, виды занятий и развлечений, подбирают материал для вечера: задачи-шутки, задачи на сообразительность, исторические сведения, ребусы, софизмы, шарады, кроссворды, вопросы для викторин; готовят необходимые модели, плакаты, лозунги, оформляют класс. Мероприятие имеет важное воспитательное значение: во-первых, учащиеся вместе борются за честь своего класса; во-вторых, это соревнование вырабатывает у школьников выдержку, спокойствие и упорство в достижении победы .

Викторина по информатике - это своего рода игра. Викторину лучше всего проводить или на занятиях кружка, или в виде соревнования между отдельными классами (во внеурочное время). Задания для викторины должны быть с легко обозримым содержанием, не громоздкие, не требующие записей, в большинстве своем доступные для решения в уме. Задачи типовые, решаемые обычно на уроках, неинтересны для викторины. Помимо задач в викторину можно включить также различного рода вопросы по информатике. В викторину включают также задачи-шутки. Викторины могут быть посвящены целиком какой-нибудь одной теме, но лучше всего предлагать комбинированные викторины.

Встречи с интересными людьми являются важным средством формирования подрастающего поколения. Такие встречи могут быть классными или общешкольными, иметь самостоятельный характер или входить в другие формы внеклассной работы. Встречи могут быть организованы с представителями "компьютерных" профессий; с представителями других профессий, использующими компьютеры; с выпускниками школы, выбравшими соответствующие профессии и т.д. .

Последние материалы раздела:

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...

Третичное образование Третичное образование
Третичное образование Третичное образование

Чешская система образования развивалась на протяжении длительного периода. Обязательное образование было введено с 1774 года. На сегодняшний день в...