Общественно-экономическая формация. Капитализм как общественно-экономическая формация Список использованной литературы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Капитализм как общественно-экономическая формация

капитализм капитал мануфактура фабричный

Капитализм, общественно-экономическая формация, основанная на частной собственности на средства производства и эксплуатации наёмного труда капиталом; сменяет феодализм, предшествует социализму - первой фазе коммунизма. Основные признаки: господство товарно-денежных отношений и частной собственности на средства производства, наличие развитого общественного разделения труда, рост обобществления производства, превращение рабочей силы в товар, эксплуатация наёмных рабочих капиталистами. Целью капиталистического производства является присвоение создаваемой трудом наёмных рабочих прибавочной стоимости. По мере того как отношения капиталистической эксплуатации становятся господствующим типом производственных отношений и на смену докапиталистическим формам надстройки приходят буржуазные политические, правовые, идеологические и др. общественные институты, Капитализм превращается в общественно-экономическую формацию, включающую капиталистический способ производства и соответствующую ему надстройку. В своём развитии Капитализм проходит несколько стадий, но его наиболее характерные черты по своей сути остаются неизменными. Капитализм присущи антагонистические противоречия. Основное противоречие капитализма между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения его результатов порождает анархию производства, безработицу, экономические кризисы, непримиримую борьбу между основными классами капиталистического общества - пролетариатом и буржуазией - и обусловливает историческую обречённость капиталистического строя.

Возникновение было подготовлено общественным разделением труда и развитием товарного хозяйства в недрах феодализма. В процессе возникновения на одном полюсе общества образовался класс капиталистов, сосредоточивших в своих руках денежный капитал и средства производства, а на другом - масса людей, лишённых средств производства и потому вынужденных продавать свою рабочую силу капиталистам. Развитому предшествовал период т.н. первоначального накопления капитала, суть которого состояла в ограблении крестьян, мелких ремесленников и захвате колоний. Превращение рабочей силы в товар и средств производства в капитал означало переход от простого товарного производства к капиталистическому. Первоначальное накопление капитала было одновременно процессом быстрого расширения внутреннего рынка. Крестьяне и ремесленники, существовавшие ранее своим хозяйством, превращались в наёмных рабочих и вынуждены были жить продажей своей рабочей силы, покупать необходимые предметы потребления. Средства производства, которые концентрировались в руках меньшинства, превращались в капитал. Создавался внутренний рынок средств производства, необходимых для возобновления и расширения производства. Великие географические открытия (середина 15 - середина 17 вв.) и захват колоний (15-18 вв.) обеспечили нарождавшейся европейской буржуазии новые источники накопления капитала (вывоз из захваченных стран драгоценных металлов, ограбление народов, доходы от торговли с др. странами, работорговля) и привели к росту международных экономических связей. Развитие товарного производства и обмена, сопровождавшееся дифференциацией товаропроизводителей, служило основой дальнейшего развития. Раздробленное товарное производство уже не могло удовлетворять растущий спрос на товары.

Исходным пунктом капиталистического производства стала простая капиталистическая кооперация, т.е. совместный труд многих людей, выполняющих отдельные производственные операции под контролем капиталиста. Источником дешёвой рабочей силы для первых капиталистических предпринимателей было массовое разорение ремесленников и крестьян в результате имущественной дифференциации, а также «огораживаний» земли, принятия законов о бедных, разорительных налогов и др. мер внеэкономического принуждения. Постепенное укрепление экономических и политических позиций буржуазии подготовило условия для буржуазных революций в ряде стран Западной Европы (в Нидерландах в конце 16 в., в Великобритании в середине 17 в., во Франции в конце 18 в., в ряде др. европейских стран - в середине 19 в.). Буржуазные революции, осуществив переворот в политической надстройке, ускорили процесс смены феодальных производственных отношений капиталистическими, расчистили почву для созревшего в недрах феодализма капиталистического строя, для замены феодальной собственности капиталистической. Крупный шаг в развитии производительных сил буржуазного общества был сделан с появлением мануфактуры (середина 16 в.). Однако к середине 18 в. дальнейшее развитие капитализма в передовых буржуазных странах Западной Европы натолкнулось на узость её технической базы. Созрела необходимость перехода к крупному фабричному производству с использованием машин. Переход от мануфактуры к фабричной системе был осуществлен в ходе промышленного переворота, который начался в Великобритании во 2-й половине 18 в. и завершился к середине 19 в. Изобретение парового двигателя привело к появлению целого ряда машин. Рост потребности в машинах и механизмах привёл к изменению технической базы машиностроения и переходу к производству машин машинами. Возникновение фабричной системы означало утверждение капитализма как господствующего способа производства, создание соответствующей ему материально-технической базы. Переход к машинной стадии производства способствовал развитию производительных сил, возникновению новых отраслей и вовлечению в хозяйственный оборот новых ресурсов, быстрому росту населения городов и активизации внешнеэкономических связей. Он сопровождался дальнейшим усилением эксплуатации наёмных рабочих: более широким использованием женского и детского труда, удлинением рабочего дня, интенсификацией труда, превращением рабочего в придаток машины, ростом безработицы, углублением противоположности между умственным и физическим трудом и противоположности между городом и деревней.

Основные закономерности развития капитализма характерны для всех стран. Однако в различных странах имелись свои особенности его генезиса, которые определялись конкретными историческими условиями каждой из этих стран.

Классический путь развития - первоначальное накопление капитала, простая кооперация, мануфактурное производство, капиталистическая фабрика - характерен для небольшого числа западноевропейских стран, главным образом для Великобритании и Нидерландов. В Великобритании раньше, чем в др. странах, завершился промышленный переворот, возникла фабричная система промышленности, в полной мере проявились преимущества и противоречия нового, капиталистического способа производства. Чрезвычайно быстрый (по сравнению с др. европейскими странами) рост промышленной продукции сопровождался пролетаризацией значительной части населения, углублением социальных конфликтов, регулярно повторяющимися (с 1825) циклическими кризисами перепроизводства. Великобритания стала классической страной буржуазного парламентаризма и одновременно родиной современного рабочего движения. К середине 19 в. она добилась мировой промышленной, торговой и финансовой гегемонии и была страной, где капитализм достиг наивысшего развития. Не случайно, что теоретический анализ капиталистического способа производства, данный капитализм Марксом, основывался главным образом на английском материале. В.И. Ленин отмечал, что важнейшими отличительными чертами английского капитализма 2-й половины 19 в. были «громадные колониальные владения и монопольное положение на всемирном рынке».

Формирование капиталистических отношений во Франции - крупнейшей западноевропейской державе эпохи абсолютизма - происходило медленнее, чем в Великобритании и Нидерландах. Это объяснялось главным образом устойчивостью абсолютистского государства, относительной прочностью социальных позиций дворянства и мелкого крестьянского хозяйства. Обезземеливание крестьян происходило не путём «огораживаний», а через налоговую систему. Большую роль в формировании класса буржуазии играли система откупа налогов и государственных долгов, а позднее протекционистская политика правительства в отношении зарождавшегося мануфактурного производства. Буржуазная революция произошла во Франции почти на полтора века позднее, чем в Великобритании, а процесс первоначального накопления растянулся на три столетия. Великая французская революция, радикально устранив феодальную абсолютистскую систему, мешавшую росту капитализма, одновременно привела к возникновению устойчивой системы мелкого крестьянского землевладения, наложившей отпечаток на всё дальнейшее развитие капиталистические производственные отношений в стране. Широкое внедрение машин началось во Франции лишь в 30-е гг. 19 в. В 50-60-е гг. она превратилась в промышленно развитое государство. Главной особенностью французского капитализма был его ростовщический характер. Рост ссудного капитала, основанный на эксплуатации колоний и выгодных кредитных операциях за рубежом, превратил Францию в страну-рантье.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Капитализм как общественно-экономическая формация, основанная на частной собственности на средства производства. Эволюция промышленного капитализма во второй половине XIX–началеXX в. Особенности становления монополистического капитализма в Великобритании.

    контрольная работа , добавлен 27.03.2009

    Великие географические открытия как предпосылки возникновения процесса первоначального накопления капитала. Экономические и социальные изменения эпохи первоначального накопления капитала. Экономическая мысль Средневековья. Этапы развития меркантилизма.

    курсовая работа , добавлен 16.05.2015

    Ознакомление с историческим процессом отделения производителя от средств производства. Принципы проведения политики меркантилизма и протекционизма в период абсолютизма. Особенности первоначального накопления капитала во Франции, Англии и Голландии.

    реферат , добавлен 19.03.2011

    Особенности и характеристика переходного периода от феодализма к капитализму. Анализ причин становления и развитие мануфактурного капитализма в Европе на примере Голландии и Англии. Начало экономических процессов первоначального накопления капиталов.

    контрольная работа , добавлен 06.06.2010

    XVII век - ранний этап первоначального накопления капитала в России. Основное содержание петровских реформ. Колониальный грабеж и колониальная торговля. Преодоление противоречий между крупным промышленным производством и остальным аграрным сектором.

    контрольная работа , добавлен 01.02.2015

    Капитализм как система экономических, нравственных и политических отношений в обществе. Характерные признаки социальных метастаз капитализма в России, коррупция, рост преступности и увеличение материального неравенства, рецессия морали и нравственности.

    статья , добавлен 12.04.2012

    Понятие о рынке реального капитала и его структуре. Основной, оборотный капитал. Первоначальное накопление и приватизация в России. Условия зарождения первоначального капитала. Приватизация как этап первоначального накопления капитала.

    курсовая работа , добавлен 27.12.2006

    Источники первоначального накопления капитала в Голландии: создание колониальной системы, морское пиратство, прогрессивное развитие торговых отношений, система государственных займов, огромная потребность государства в деньгах в связи с захватом колоний и

    реферат , добавлен 02.11.2004

    Признаки капитализма свободной конкуренции, объективные основы и пути его возникновения и развития. Экономическая система монополистического капитализма, причины возникновения смешанной экономики. Социалистическая экономическая система и ее эволюция.

    реферат , добавлен 04.10.2009

    Система российского капитализма как следствие экономического развития в пореформенный период (промышленный подъем 90-х гг. XIX века). Характер капитализма рубежа веков. Современное экономическое состояние России в условиях мирового финансового кризиса.

Общественно-экономическая формация - важнейшая категория исторического материализма, обозначающая определённую ступень прогрессивного развития человеческого общества, а именно такую совокупность общественных явлений, в основе которой лежит определяющий данную формацию способ производства материальных благ и которой свойственны собственные, присущие только ей типы политической, юридической и других организаций и учреждений, свои идеологические отношения (надстройка). Смена способов производства определяет смену общественно-экономической формации.

Сущность общественно-экономической формации

Категория общественно-экономической формации занимает центральное место в историческом материализме. Она характеризуется, во-первых, историзмом и, во-вторых, тем, что охватывает каждое общество в его целостности. Выработка этой категории основоположниками исторического материализма дала возможность поставить на место абстрактных рассуждений об обществе вообще, характерных для предшествовавших философов и экономистов, конкретный анализ различных типов общества, развитие которых подчиняется присущим им специфическим законам.

Каждая общественно-экономическая формация представляет собой особый социальный организм, отличающийся от других не менее глубоко, чем отличаются друг от друга различные биологические виды. В послесловии ко 2-му изданию «Капитала» К. Маркс приводил высказывание русского рецензента книги, по мнению которого её истинная цена заключается в «…выяснении тех частных законов, которым подчиняются возникновение, существование, развитие, смерть данного социального организма и заменение его другим, высшим».

В отличие от таких категорий, как производительные силы, право и др., отражающих различные стороны жизни общества, общественно-экономическая формация охватывает все стороны общественной жизни в их органической взаимосвязи. В основе каждой общественно-экономической формации лежит определённый способ производства. Производственные отношения, взятые в их совокупности, образуют сущность данной формации. Системе данных производственных отношений, образующих экономический базис общественно-экономической формации, соответствует политико-юридическая и идеологическая надстройка и определённые формы общественного сознания. В структуру общественно-экономической формации органически входят не только экономические, но и все социальные отношения, которые существуют в данном обществе, а также определённые формы быта, семьи, образа жизни . С переворотом в экономических условиях производства, с изменением экономической основы общества (начинающимся с изменения производительных сил общества, которые приходят на известной ступени своего развития в противоречие с существующими производственными отношениями) происходит переворот и во всей надстройке .

Исследование общественно-экономических формаций даёт возможность подметить повторяемость в общественных порядках различных стран, находящихся на одной и той же ступени общественного развития. А это позволило, по словам В. И. Ленина, перейти от описания общественных явлений к строго научному анализу их, исследующему то, что свойственно, например, всем капиталистическим странам, и выделяющему то, что отличает одну капиталистическую страну от другой. Специфические законы развития каждой общественно-экономической формации являются в то же время общими для всех стран, в которых она существует или утверждается. Нет, например, особых законов для каждой отдельной капиталистической страны (США, Великобритании, Франции и др.). Однако имеются различия в формах проявления этих законов, вытекающие из конкретно-исторических условий, национальных особенностей.

Практически в любой беседе о коммунизме каждый уважающий себя антисоветчик обязан заявить тезис, что, мол, коммунизм – это утопия. Более изысканный антисоветчик любит подавать этот тезис под «кисло-сладким» соусом, говоря: идея-то хороша, никто не спорит, но она несбыточна; строили коммунизм, ничего не построили, да ещё и страну развалили. А потом, исходя из этого тезиса, появляются другие не менее бредовые сказки наших «борцов за демократию» и прочих защитников «барыжьей» власти, играющих на патриотических чувствах: «Сталин был тиран, потому что строил коммунистическую утопию!» - кричат первые. «Сталин не был коммунист, он был государственник!» - кричат вторые.

Чтобы не продолжать полет фантазии спекулянтов и просто людей не до конца разбирающихся в данных понятиях, хотелось бы ответить на вопрос: является ли утопией коммунизм в принципе?


Первобытный коммунизм

Но я не хочу заострять внимание на этом тезисе, а перехожу к более актуальному и важному в контексте сегодняшнего дня.


Социализм есть коммунизм

Только абсолютные маргиналы будут спорить о том, что в СССР был социализм, поэтому хотелось бы разобраться, что такое социализм и с чем его едят? Для этого я хочу предоставить слово Владимиру Ильичу Ленину:

То, что обычно называют социализмом, Маркс назвал «первой» или низшей фазой коммунистического общества. Поскольку общей собственностью становятся средства производства, постольку слово «коммунизм» и тут применимо, если не забывать, что это не полный коммунизм…

В первой своей фазе, на первой своей ступени коммунизм не может еще быть экономически вполне зрелым, вполне свободным от традиций или следов капитализма». (В. И. Ленин, Соч., т. 25, изд. 4, стр. 442.)

Давайте разберёмся с данной цитатой. Возможно, товарищ Ленин допустил ошибку? Не могло же быть в СССР никакого коммунизма, а был только социализм, верно?

И вообще, какие общественно-экономические формации мы знаем из марксистской теории:

Первобытнообщинная

Рабовладельческая

Феодальная

Капиталистическая

Коммунистическая

Как мы видим, социализм не является какой-либо отдельной общественно-экономической формацией - значит, он должен быть частью какой-то из этих пяти. Первые две уже давно пройденный исторический этап, а вот последние три стоит рассмотреть поближе.

Буржуазная революция в России случилась в феврале 1917 года, а значит состоялся переход к капитализму, то есть от феодальной собственности на средства производства к частной. Буржуазия, которая до этого довольствовалась исключительно собственным капиталом, дотянулась до власти. Так как капитализм только что восторжествовал, в нем еще оставались пережитки старого строя. Но основная собственность уже - частная и, казалось бы, вот оно счастье, можно «жрать ананасы и жевать рябчиков». Но нет, пришли большевики и все испортили… Решили строить какой-то там социализм, отбирать собственность у «креативных» предпринимателей, или попросту говоря барыг.

Социализм пришел после капитализма, и он никак не связан с феодализмом. Соответственно, социализм должен принадлежать либо капитализму, либо коммунизму (как следующей стадии развития общества). Давайте разберем понятие капитализма. Большая советская энциклопедия дает такое определение:

Капитализм - общественно-экономическая формация, основанная на частной собственности на средства производства и эксплуатации наёмного труда капиталом; сменяет феодализм, предшествует социализму».

Хорошо, значит социализм следует после капитализма и им не является. А это подразумевает что социализм принадлежит следующей по списку формации – коммунизму:

Коммунизм - 1) сменяющая капитализм общественно-экономическая формация, основанная на общественной собственности на средства производства;

2) в более узком значении - высшая по сравнению с социализмом ступень (фаза) развития этой формации».

Соответственно, тезис Ленина о том, что социализм - это коммунизм, в значении общественно-экономической формации, является верным, если конечно не забывать, что это только ранняя стадия формации. И тут же мы видим второе более узкое значение коммунизма: коммунизм - высшая стадия коммунистической формации, которое сегодня часто путают с самой формацией.

То, что социализм является коммунизмом, подтверждает также конституция СССР от 1936 года:

Статья 4. Экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком».

Ну и наконец хочется дать само определения социализма из БСЭ:

Социализм - первая (низшая) фаза коммунистической общественно-экономической формации, отличающаяся от её второй (высшей) фазы степенью экономической зрелости нового общества и уровнем развития коммунистической сознательности масс».

С социализмом вроде бы разобрались, но что же это нам дает в вопросе об утопичности коммунизма? Ведь социализм лишь первая фаза. Можем ли мы найти подобные примеры в других формациях и так ли они утопичны?


Утопичность капитализма

Все мы слышали эту великую фразу и одноименную работу: «Империализм как высшая стадия капитализма». Империализм, или монополистический капитализм, является высшей стадией развития капиталистической формации, точно так же, как и полный коммунизм является высшей стадией при следующей формации. Но также мы знаем о существовании низшей стадии капитализма - домонополистического капитализма. В ранней стадии капитализм уже имеет частную собственность на средства производства и, хотя он всё ещё несет в себе пережитки старого строя, он уже является капитализмом.

Представьте себе, что вы живете в буржуазной Франции начала 19 века, Великая Французская революция случилась более двух десятков лет назад. Феодализм кончился, наступил капитализм. Вы зажиточный крестьянин, владеющих землей и живущий за счет труда наемных рабочих. Вдруг, ни с того ни с сего, Наполеон отрекается и к власти приходят Бурбоны, но в этот раз они проводят контрреволюцию. Отбирают землю у крестьян и возвращают феодальную собственность. Потом выходят десятки тысяч газет, кричащих о невозможности и утопичности капитализма. Вы удивляетесь данному стечению обстоятельств: ведь вы уже однажды жили при капитализме, ведь собственность однажды была частная, а не феодальная. Да и в других странах, таких как Англия и Голландия, есть капитализм. Но это ни на секунду не умаляет антикапиталистической пропаганды. Все феодальные страны в унисон твердят одно и то же: феодализм свойствен человеку! Люди рождены неравными!

А теперь давайте вернемся в наше время и подумаем об абсурдности утопичности капитализма. Даже в его ранней стадии понятно, что это только начало и далеко не конец новой формации. В таком случае почему мы должны думать иначе о коммунизме? Ведь коммунизм в ранней стадии (социализм) уже был построен на Земле и до сих пор есть страны с общественной собственностью на средства производства. Контрреволюция в нашей стране сменила формацию, но не отменила того факта что формация уже однажды существовала.

Коммунизм - это не утопия, это реальность, которую можно воплотить уже сегодня.

Финал этой формации есть светлое будущее, но первая её стадия - это наше возможное настоящее.

взято здесь bd.su/политпросвещение/лживость-утопичности-коммунизма

(от лат. communis - общий; от франц. communisme - общий; англ. communism; нем. Kommunismus)

1. Бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества, где вместе с всесторонним развитием людей вырастут и производственные силы на основе постоянно развивающейся науки и техники, все источники общественного богатства польются полным потоком и осуществится принцип «от каждого - по способностям, каждому — по потребностям.

2. Будущее, совершенное общество, исключающее частную собственность, тяжелый, монотонный труд и неравенство людей.

3. Высокоорганизованное общество свободных и сознательных тружеников, в котором утвердится общественное самоуправление, труд на благо общества станет для всех первой жизненной потребностью, осознанной необходимостью, способности каждого будут применяться с наибольшей пользой для народа.

4. Высшая и последняя общественно-экономическая формация, в рамках которой развернётся подлинная история человечества.

5. Высшая по сравнению с социализмом ступень (фаза) развития общественно-экономической формации, основанной на общественной собственности на средства производства.

6. Высшая фаза коммунистического общества.

7. Высшая форма развития социализма как переходной ступени от капитализма к Коммунизму.

8. Гипотетический общественный и экономический строй, основанный на полном равенстве, общественной собственности на средства производства, реализующий принцип «от каждого по способностям - каждому по потребностям».

9. Древний гиперцентр, идеал утопической социальной системы, представляющей полюс, противоположный злу, несправедливости, голоду, страданию и т.д.

10. Идеальное общество, в котором обеспечен равный доступ ко всем благам, отсутствуют частная собственность, экономическая конкуренция, эксплуатация труда, сословия, классы и нации, а соответственно, насилие, преступность, государство, полиция и армия (утопия).

11. Идеальное общество (идеал общества), характеризующееся общественной собственностью на средства производства, соответствующей высокоразвитым производительным силам и обеспечивающей: всестороннее развитие личности, ликвидацию классов, общественное самоуправление, реализацию принципа: от каждого по способностям - каждому по потребностям.

12. Идеологии утопического характера, в которых, по учению научного коммунизма, ставится цель достижения коммунистического общества, но предлагаются средства, с позиций коммунистической теории, в принципе нереализуемые.

13. Идеология, согласно которой порочное буржуазное общество делится на антагонистические классы тружеников и собственников, и для построения гуманного общества первые должны захватить политическую власть и насильственно перераспределить собственность.

14. Коммунистическая идеология, претендующая на научное обоснование неизбежности и форм перехода от капитализма к коммунизму.

15. Концепции, учения, политические движения, разделяющие и обосновывающие коммунистический идеал, выступающие за реализацию его на практике.

16. Любое общество 20-го столетия, управляемое коммунистической партией.

17. Общее название различных концепций, в основе которых отрицание частной собственности (первобытный коммунизм, утопический коммунизм и др.).

18. Общественная формация, идущая на смену капитализму, основывающаяся на крупном научно-организованном общественном производстве, организованном распределении и состоящая из двух фаз: 1) низшей (социализм), при которой средства производства уже являются общественной собственностью, классы уже уничтожены, но сохраняется еще государство, и каждый член общества получает в зависимости от количества и качества его труда; 2) высшей (полный коммунизм), при которой отмирает государство и осуществляется принцип: «от каждого по способностям, каждому по потребностям».

19. Общественно-экономическая формация, которая в результате пролетарской революции сменяет капитализм, разрешая его противоречия на основе общественной собственности на средства производства и превращения труда из силы порабощения человека в средство его развития.

20. Общественно-экономическая формация, основанная на общественной собственности на средства производства и имеющая своими целями построение бесклассового общества, полное социальное равенство всех членов общества и осуществление принципа «от каждого - по способностям, каждому - по потребностям».

21. Общественно-экономическая формация, сменяющая капитализм и проходящая в своём развитии две ступени (фазы) - низшую (социализм) и высшую (Коммунизм полный).

22. Общество, конкретный тип организации общественной жизни, отвечающий тому или иному пониманию коммунистического идеала.

23. Общество социальной справедливости.

24. Общественный идеал, впитавший в себя гуманистические начала человеческой цивилизации, извечные стремления людей к всеобщему благополучию, полному социальному равенству, свободному всестороннему развитию.

25. Одна из радикальных версий общественного идеала, сопряженная с мифом о достижимости всеобщего равенства людей на основе многомерного и беспредельного изобилия.

26. Политическая идеология, нацеленная на построение общества без частной собственности на средства производства, без социальных классов и государства.

27. Политическая теория, основанием которой является идея общественной организации, позволяющей всем людям всесторонне развивать свои способности в условиях свободы и господства общественной пользы, а также политическая практика попытки создания подобных отношений в форме социализма.

28. Разновидность политической идеологии, предполагающей устройство общества на основе принципов коллективизма, равенства, справедливости, удовлетворения всех потребностей индивида.

29. Ряд политических идей, возведенных в ранг идеологии с попыткой осуществления в Советском Союзе, Восточной Европе и некоторых странах третьего мира.

30. Сменяющая капитализм общественно-экономическая формация, основанная на общественной собственности на средства производства.

31. Утопическая концепция, отстаивающая возможность или даже необходимость построения в обозримом будущем совершенного общества, исключающего частную собственность, тяжелый, монотонный труд и неравенство людей.

32. Утопическая экономическая система, в которой производственные решения должны сообща контролироваться всеми гражданами, исходя из предположения безграничности ресурсов и технологических возможностей, позволяющих удовлетворить любые потребности.

33. Форма общества, приближающаяся к социалистическому идеалу.

34. Формация, следующая за капитализмом, вторая, высшая по сравнению с социализмом ступень этой формации, конечная цель коммунистического движения.

Крах капитализма - на сегоднешний день очень актуальная тема в интеллектуальных кругах. Да что там, даже сами капиталисты уже говорят, что наступают те дни, когда происходит долгожданная смена экономических формаций. Что такое общественно-экономическая формация? Давайте разберём это, чтобы было понятно. Вообще это термин ввёл в обиход Маркс. Это исторический тип общества, определяемый способом производства. Он выделил следующие общественно-экономические формации, характерные для европейского континента: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (где социализм - первая стадия коммунизма).

Значит, за всю историю человечества развивитие происходило в рамках этих пяти экономических формаций. Азиатские же страны с особым видом развития Маркс обозначил "азиатским способом производства".

Во времена Маркса социализм как явление, как экономическая модель развития, уже развивался и, собственно уже созрел, однако в то же время господствовал капитализм, который начался приблизительно с 16-го века. Маркс как аналитик предположил и даже доказал, что капитализм не может существовать вечно и рано или поздно должен рухнуть, лопнуть, как мыльный пузырь. Всё от того, что капиталистическая модель строится на постоянном расширении рынков, научно-техническом прогрессе, инновациях. В связи с постоянным ростом населения Европы людям уже становилось тесно, а точнее, европейская земля уже не могла обеспечить всех питанием, тогда произошла очередная смена экономических формаций: с феодальной, на капиталистическую. Был снят запрет на ссудный процент, который запрещала католическая церковь и вообще христианская система ценностей. Именно со взятием ссудного процента и возможен был тот прогресс как способ вывода экономики из кризиса.

Затем людские умы созрели до новой формации, до социализма, но победить он смог лишь в 20-ом веке, придя на смену капитализму. А по той самой теории Маркса, капиталистический мир должен был рухнуть ещё тогда, как когда-то феодальный. И революцию в России планировали не как простую смену власти, а как первый этап в мировой социалистической революции. Россия была тогда лишь искрой в мировом пламени революции. Но мировой революции не получилось, капитализм выжил да и ещё и победил в конце 20-го века. Какой живучий оказался, однако!

В чём же живучесть капитализма? Капитализм, как я уже писал выше, продолжает существовать за счёт расширения рынков, увеличения спроса и потребления. Капитализм есть модель накопления капитала отдельно взятыми индивидами, господство буржуазного класса, который подчиняет себе другие классы (мелкая буржуазия, пролетариат, люмпен-пролетариат). Т.е. по идее капитализм есть хорошо, есть благо, только для отдельно взятого класса. Так же как коммунизм есть благо для отдельно взятого класса - пролетариев, капитализм есть благо для буржуазии. Т.е. одни эксплуатируют других. Одни работают, а другие едят... Капитализм обуславливается ссудным процентом, т.е. одни дают деньги взаймы другим, а затем получают эту сумму ещё с процентом, т.е. зарабатывают деньги из воздуха. Получается, в стране есть какое-то количество произведённых товаров и есть какое-то количество денег, являющиеся эквивалентом этого всего товара. Если товара стало больше, то и денег стало больше (произошла эмиссия, напечатали, короче говоря) Значит, чтобы получить какую-то сумму денег, то надо реализовать какую-то эквивалентную этой сумме часть товара. При капитализме же и сами деньги становятся товаром, поэтому их можно менять, давать в займы и т.д. Если я ничего не произвёл, то я и не должен получать деньги, а если я получаю деньги лишь на предоставляемых мною услугах ростовщика, то тем самым я подрываю экономику, денег становится больше, чем товара, происходит гиперинфляция. Стало быть, чтобы инфляции не происходило, то нужно создать такие условия, при которых товара будет становится всё больше и больше, чтобы я дальше мог получать ссудный процент и жить за счёт этого (причём припеваючи) долго и счастливо. И какое мне дело до эксплуатируемого класса?

Этим условием является расширение рынков, создание новых предприятий, новых элементов экономики, производящих товары. Но недостаточно только увеличить количество товаров, нужно ещё и увеличить их сбыт. А как это сделать? Правильно, путём рекламы. И вот начиная с 19 века (может и раньше) капиталисты стали увеличивать свои рынки. Об этом увеличении хорошо, грамотно, с цифрами и статистикой, написано у В. Ленина в работе "Империализм как высшая стадия капитализма". Там он приводит живые примеры развитых капиталистических стран Запада.

Подойдя к краю пропасти в начале 20-го века, капитализм столкнулся с серьёзной проблемой. В США началась великая депрессия - экономический кризис, безработица, голод. И это очень уж задело крупные олигархические семьи, так как они реально задумались о том, что вскоре могут лишиться всего того состояния, которое они "честным путём заработали" за все эти годы. И вот в 1913 году была создана легендарная Федерально-Резервная Система США. Самые влиятельные американские банкиры приняли решение создать некий резервный банк, причём не подчиняющийся никому. Им удалось создать частный банк, который в итоге перенял функции центрального банка страны и занялся эмиссией (выпуском) доллара. Тем самым они смогли поддержать систему разделения труда, расширение рынков с помощью рефинансирования системы. Но что с того, что в какой-то там Америке появился центробанк, являющийся частной конторой? Да вроде бы и ничего, если бы фантики свои он не стал бы распространять по всему миру, тем самым колоссально увеличив рынок, возможность ссудного процента, а, стало быть, продлив жизнь капитализму.

Затем была Первая мировая война, которая началась в 1914 году. Собственно, американские банкиры и развернули её, вызвав с помощью различных политических провокаций. И вот эти самые доллары, напечатанные по руководством уже нового банка, они тоннами пустили в ход за океан, в самое пекло войны, давая взаймы странам, участвующим в войне.

Однако дальше всё-таки произошла Октябрьская революция 1917 года. Был очередной период, когда, вроде как, должна произойти смена общественно-экономической формации, и она произошла, но не везде. Мир разделился на два лагеря. Коммунистическая модель на тот момент была чем-то новым, тем, чего ещё никогда не было. Коммунистический человек был человеком будущего, была прекращена эксплуатация буржуазией низших классов и вообще, буржуазия как класс была уничтожена (в буквальном смысле). Я не буду сейчас говорить о том, хороший ли это был период или плохой, скажу лишь то, что он был своевременный, это то, что должно было случится. Нисколько не умаляя бесчинства большевиков, я скажу, что этот период когда-либо должен был произойти и трансформироваться из прежнего опыта, из прежних моделей.

Страны восточного блока в итоге резко сократили щупальца капиталистов, обрезав их на корню. Социалистические страны убрали возможность экспансии капитала на свои территории, не дали возможности расширения рынков и распространения зон влияния запада. А последние-то надеялись, создавая ФРС... И, начиная с середины 70-х годов, американская экономика стала испытывать лёгкие стрессы. Так что перед самым развалом СССР, в 1987 году, промышленный индекс Dow Jones рухнул аж на 22,6% (508 пунктов). Это событие вошло в историю как "чёрный понедельник". Помимо штатов встряхнуло ещё и другие биржи. Фондовые биржы Австралии вскоре потеряли 41,8%, Канады - 22,5%, Гонконга - 45,8%, Великобритании - 26.4%. "Shit, what do we do?" - подумал хитрый англосаксонский толстосум.

Спасти этих ребят могло только чудо. И вот тебе на - этим чудом оказался распад СССР! После чего экспансия западного капитала продолжилась, мыльный пузырь стал раздуваться дальше, получив подкрепление и всё - можно спать спокойно, хэппи энд! Из российских учебных заведений убрали этого ненавистного им всем Маркса с его политэкономией и вместо неё появился новый предмет - экономикс. Все сразу стали бизнесменами, деловыми и успешными предпринимателями. Эти всякие безнесвуманы, эти директора в своих пиджачках, все такие современные, ну куда нам до них!

Население стали рассматривать как потребителей. И даже министр образования (бывший) сказал, что советская система образования готовила людей-творцов, но нам сейчас нужны квалифицированные потребители. Всё правильно, нужны потребители, нужны армии потребителей, чтобы было кому впихивать всё это барахло, произведённое с одной лишь целью - получения капиталистом максимальной прибыли. Т.е. опять-таки одни живут хорошо, припеваючи, а другие на них работают. На нравится? Становись капиталистом! Тем самым развивай и расширяй рынки да и кредит не забудь у нас взять. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!

А что теперь? А теперь у нас появился уникальный момент: быть современниками исторического события - смены экономической формации. Т.е., грубо говоря, капиталистическая парадигма как общественно-экономическая формация, а также как философская модель приказала долго жить. Собственно, кранты приходят капитализму. По мнению экономиста М.Хазина, ключевым этапом был арест Доминика Стросс-Кана, бывшего главы МВФ (Международного валютного фонда). Дело в том, что он представлял позицию тех людей, которые продвигали в качестве нового, очередного выхода из кризиса, создание некой новой федеральной резервной системы, т.е. как бы "надбанка" - организации, стоящей в иерархии выше, чем ФРС США. Но как-то не срослось, видать, и Стросс-Кан был вынужден сесть в тюрьму.

Судя по всему, капитализм как глобальная экономическая система подошёл к своей точки бифуркации т.е. к той точке, после которой уже будет пропасть. Вероятнее всего, капитализм исчерпал себя и уже дальше некуда расширять рынки, мыльный пузырь вот-вот должен лопнуть, а что дальше - не знает никто. Вообще Маркс был настолько прав, что капиталисты бояться его так сильно, что у них чуть ли не эпилептические припадки возникают от страха. Можно по-разному относиться к Марксу за его, например, материализм, но, что касается исследования капитализма - ему нет равных. Даже если и удастся продлить плавание капитализма по "мировому океану", то рано или поздно оно закончится. Это как больной, когда его тело уже по сути мертво, но он продолжает существовать с помощью аппаратов искусственного продления жизни - так же и в этом случае, рано или поздно мыльный пузырь должен лопнуть. Но самое страшное не в этом, а в том, что капитализму и социализму нет на данный момент никаких альтернатив, ну просто не придумали ещё люди. И поэтому впереди неизвестность, пугающая и, в то же время, освобождающая от оков капиталистического рабства.

Последние материалы раздела:

Кислород – характеристика элемента, распространённость в природе, физические и химические свойства, получение
Кислород – характеристика элемента, распространённость в природе, физические и химические свойства, получение

Первые исследователи кислорода заметили, что в его атмосфере легче дышится. Они предсказывали широкое применение этого живительного газа в медицине...

Московский государственный университет технологий и управления имени К
Московский государственный университет технологий и управления имени К

language mgutm.ru/entrant_2012 mail_outline [email protected] schedule Режим работы:Пн., Вт., Ср., Чт., Пт. c 09:00 до 18:00 Последние отзывы...

Презентация на тему
Презентация на тему "квадратный корень из произведения" Разложение на простые множители

Ученики всегда спрашивают: «Почему нельзя пользоваться калькулятором на экзамене по математике? Как извлечь корень квадратный из числа без...