Олимпиадные задания по русскому языку и русской литературе. Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по русскому языку С ним произошел неприятный инцидент ошибка

На этой странице представлен материал, полезный как для учителя русского языка, так и для всех учащихся 10 класса. Ученики смогут закрепить пройденный материал и подготовятся к участию в олимпиаде по русскому языку, решая задания, составленные на этом сайте.

Ниже представлены реальные примеры олимпиадных заданий разных типов: тестовые задания, открытые вопросы и задания творческого направления. Тренировочный комплект заданий может использоваться на уроках. Если ученик легко справился со всеми заданиями, значит он готов к олимпиаде и сможет добиться хорошего результата.

Также наш сайт поможет тем, кто готовится самостоятельно. Внизу страницы указаны правильные ответы и примеры решений, так что ученик сможете проверить себя.

Олимпиада по русскому языку 10 класс

Скачайте задания, заполнив форму!

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Тестовые задания

1. У какого из этих глаголов нет значения, связанного с высокой температурой?
А) нагреть
Б) огреть
В) подогреть
Г) прогреть
Д) разогреть

2. Какое слово образовано иначе, чем остальные?
А) подставка
Б) подборка
В) подножка
Г) подпорка
Д) подсечка

3. В какой из этих пар существительные надо поменять местами?
А) полынья – прорубь
Б) парк – лес
В) озеро – пруд
Г) река – канал
Д) такой пары нет

4. Выберите слово, которое относится только к одной части речи:
А) но
Б) уж
В) чай
Г) ведь
Д) мол

5. Какое существительное не может быть одушевлённым?
А) лицо
Б) субъект
В) тип
Г) сорт
Д) фрукт

6. Некоторые лингвисты считают, что русское слово «а-ля» (напр., «причёска а-ля Софи
Лорен») - это предлог. Каким падежом управляет этот предлог?
А) именительным
Б) родительным
В) дательным
Г) винительным
Д) творительным

7. В каком из данных ниже предложений допущена грамматическая ошибка?
А) В голосовании приняло участие значительно меньшее число избирателей, чем четыре
года назад.
Б) На утреннике были не только первоклассники, но и существенно более младшие дети.
В) В наши дни браки заключаются в значительно старшем возрасте, чем сто лет назад.
Г) Толстой был существенно старше Чехова, но умер на шесть лет позже.
Д) В предложениях 1)–4) грамматических ошибок нет.

8. В польском языке есть два слова, соответствующих русскому «что» - co (цо) и że
(же). Даны предложения, в которых слово «что» переведено на польский язык:
1. Мои друзья ещё не знают, что (co) случилось вчера.
2. Учительница думает, что (że) никто не списывает.
3. Я уже увидел, что (co) мне принёс Аркадиуш.

Даны ещё два предложения.
4. Я уверен, что здесь что-то не так.
5. Катажина догадывается, что ей напишет Войцех.
Как слово «что» в этих предложениях будет переведено на польский язык?
А) 4 - co, 5 - że
Б) 4 - że, 5 - co
В) 4 - co, 5 - co/że
Г) 4 - że, 5 - co/że
Д) 4 - co/że, 5 - że

9. В романе И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» председатель Старкомхоза Гаврилин на торжественном митинге по случаю открытия старгородского трамвая говорит: «И я так думаю, товарищи, что этот трамвай, который сейчас выйдет из депа, благодаря кого он выпущен? Конечно, товарищи, благодаря вот вам, благодаря всех рабочих, которые действительно поработали не за страх, а, товарищи, за совесть». Какие места требуют исправлений?
А) из депа;
Б) благодаря кого;
В) благодаря вот вам;
Г) благодаря всех рабочих;
Д) не за страх.

10. Какие из этих слов можно понять как форму родительного падежа?
А) ничего
Б) немного
В) отчего
Г) полого
Д) полвторого

Открытые вопросы

Вопрос 1
Какой лексико-грамматической функцией объединены приведенные ниже слова? Дайте им грамматическую характеристику. Значения каких из слов вам известны?
Индиго, маренго, прюн, хаки, пансе, беж, электрик, массака.

Вопрос 2
Что означает выражение «битый час»? Каково его происхождение?

Вопрос 3
Поставьте ударения в следующих словах.
Баловать, газопровод, жалюзи, заржаветь, завсегдатай, кашлянуть, красивее, иначе, дремота, квартал.

Вопрос 4
Так уж повелось, что, к сожалению, букву ё постоянно в книгах и газетах заменяют буквой е.
Немудрено вообще забыть, где пишется Ё, где Е.
Укажите, в каких словах пишется и произносится только Е:
Опека, афера, челн, новорожденный.

Вопрос 5
В каких словах ударение падает на последний слог?
Жалюзи, газопровод, ворожея, позвонит, нефтепровод, каталог.

Творческие задания

Задание 1
Как следует изменить пунктуацию отрывка, чтобы стало ясно, что автор письма имеет в виду не столько скот, принадлежащий губернатору, сколько самого губернатора, которого автор не прочь обругать скотом?

Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его скота нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец.

Задание 2
Кофий, кофь, кохей, кохвай. Это названия известного вам напитка.
Прочитайте приведённые в задании предложения и установите, почему это слово «выпало» из ряда имен существительных нарицательных, неодушевленных, относящихся к среднему роду:
— «Кто чорный кофь пьет – ков на Бога кует».
— «Ани ево за дубовый стол сажали, ани его чаем, кохваем поили»
— «Пойдут чаи, кофеи…»
— «Готов кофий?» («Вишневый сад»)
Определите род этого слова в современном русском языке. Приведите примеры.

Задание 3
В нашем языке много «парных слов»: сторож-страж, Млечный — молоко, дерево — древо. В корнях этих слов чередуются полногласные и неполногласные сочетания букв. Напишите, что вы знаете об этом фонетическом явлении в русском языке.
Это фонетическое явление лежит в основе названия реки Смородины, знакомой вам по сказкам и былинам. Как вы думаете, существовала ли такая река на самом деле? Что могло означать её название? Свой ответ аргументируйте

Задание 4
В современном русском языке известно слово «витать», то есть «двигаться, носиться в вышине».
Витать в облаках (также перен.: предаваться бесплодным мечтам, забывать о действительности).
Витать в мире мечтаний (перен.).
Но, как вы видите, все значения данного слова – переносные. Каково прямое значение слова «витать»

Задание 5
Исправьте грамматические ошибки в приведенных примерах.
А) Мать любила и гордилась своим сыном.

В) Мемориальный памятник установлен на площади.
Г) С ним произошел неприятный инцидент.

Ответы на тесты

Тестовое задание № 1 № 2 № 3 № 4 № 5
Ответ Б В Б Г Г
Тестовое задание № 6 № 7 № 8 № 9 № 10
Ответ А В Г А, Б, Г А, В, Г

Ответы на открытие вопросы

Ответ на вопрос 1: Это слова-цветообозначения.
Это несклоняемые (неизменяемые) прилагательные; в предложении являются определением.
Индиго – синий цвет. Маренго – черный с серым отливом или черный с светлыми вкраплениями. Прюн – темно-лиловый цвет. Хаки – коричнево-зеленый. Пансе – темно-фиолетовый. Беж – светло-коричневый с желтоватым или сероватым оттенком. Электрик – ярко-синий цвет с сероватым оттенком. Массака – темно-красный цвет с синеватым оттенком.
Ответ на вопрос 2: Битый час – целый час.
Связано с боем часов, буквально «от одного боя часов до другого»
Ответ на вопрос 3: БаловАть, газопровОд, жалюзИ, заржАветь, завсегдАтай, кашлянуть, красИвее, инАче, дремОта, квартАл.
Ответ на вопрос 4: В двух словах пишется Е: опека, афера.
Ответ на вопрос 5: Во всех словах.
ЖалюзИ, газопровОд, ворожеЯ, позвонИт, нефтепровОд, каталОг

Ответы на творческие задания

Пример ответа на творческое задание №1: Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его, скота, нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец.
Пример ответа на творческое задание №2 Слово кофе в современном русском языке мужского рода. Допускается — средний род.
Пример ответа на творческое задание №3 Слова с неполногласием пришли к нам в русский язык из старославянского. Наличие неполногласия – примета старославянизмов. Они считались словами торжественного высокого стиля.
Река Смородина – эпическая, зловещая река. Смородина – смрадная, пахнущая смрадом.
Пример ответа на творческое задание №4 Витать – жить, пребывать. ОБВитати – утрата корневого В – обитати. Витать – обитать – витальница (комната для жилья) – родственные слова
Пример ответа на творческое задание №5 А) Мать любила и гордилась своим сыном. — Мать любила своего сына и гордилась им.
Б) Свидетель показал о том, что видел обвиняемого именно 24 января.
Свидетель показал, что видел …
В) Мемориальный памятник установлен на площади. — Памятник установлен на площади.
Г) С ним произошел неприятный инцидент. — С ним произошел инцидент.

Олимпиада по русскому языку (школьный этап) 7 класс 2012 – 2013 уч.год

1 задание – за каждый правильный ответ – 0,5 балла, максимум – 6 баллов.

Расставьте ударение в словах:

Дефис, звонишь, договор, торты, процент, каталог, прибыл, положил, черпать, средства, досуха, втридорога.

2 задание - за каждый правильный ответ – 0,5 балла, всего – 5 баллов.

Решите орфографическую задачу. Вставьте пропущенные буквы.

Непр…тязательный вкус, пр…бывать за границей, непр…одолимый страх, национальные пр…оритеты, искать пр…станища, непр…хотливое животное, пр…зреть сироту, камень пр…ткновения, знаки пр…пинания, пр…зумпция невиновности.

3 задание – за правильный ответ – 1 балл.

Сколько в русском языке слов, состоящих всего из одной буквы? Какими частями речи они являются?

4 задание – за правильный ответ -0,5 балла, всего 3 балла.

Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию слов:

Люк, ожог, киль, араб, лёд, краб.

5 задание – за правильный ответ – 2 балла.

Спортивный комментатор сообщил: «Особенно удачно выступили Коваленко, Чухлеб и Седых. Все трое в составе сборной».

Мужская это сборная или женская? Объясните вашу точку зрения.

6 задание – за правильный ответ – 0,5 балла, всего 6 баллов

Распределите слова по трём группам: а) с нулевым окончанием, б) фонетически выраженным окончанием, в) без окончания.

Бесценный, могуч, волчий, опасность, кенгуру, домой, приберёг, хороша, дороже, влево, своего, купи.

7 задание – максимальное количество – 10 баллов. Задание оценивается по следующим критериям: логичность, последовательность, аргументированность, стройность, выразительность.

Напишите сочинение – миниатюру « Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора…»

Максимум – 40 баллов.

Ответы школьного этапа олимпиады по русскому языку, 7 класс, 2012 – 2013 уч.год

1 задание.

ДефИс, звонИшь, договОр, тОрты, процЕнт, каталОг, прИбыл, положИл, чЕрпать, срЕдства, дОсуха, втрИдорога.

2 задание.

НепрИтязательный вкус, прЕбывать за границей, непрЕодолимый страх, национальные прИоритеты, искать прИстанища, непрИхотливое животное, прЕзреть сироту, камень прЕткновения, знаки прЕпинания, прЕзумпция невиновности.

3 задание.

Одно местоимение – Я; два союза – А, И; пять предлогов – О,У,С,К,В.

4 задание.

Куль, кожа, лик, пара, толь, парк.

5 задание.

Мужская, собирательное числительное трое употребляется с сущ. муж. рода

6 задание.

Нулевое: могуч, волчий, опасность, приберёг, купи

Фонетически выраженное окончание: бесценный, хороша, своего

Без окончания: кенгуру, домой, дороже, влево

Олимпиада по русскому языку (школьный этап) (8 кл.)

1 .Расставьте ударение в словах:

Корысть, надолго, углубить, соболезнование, ходатайствовать, христианин, мизерный, танцовщица, жалюзи, оптовый. (По 0,5 за правильный ответ, 5 баллов)

2 .Подберите как можно больше словосочетаний с предлогом ПРИ в разных значениях.

(по 0,5 за правильный ответ, 4 балла)

3. Закончите начатые фразы подходящими словарными словами из списка, ставя их в нужной форме. (по 1 баллу за правильный ответ, записанный орфографически верно, 7 баллов)

1)Для того чтобы не заблудиться и правильно выбрать направление движения, нужны верные …

2)Пространство с четко очерченными границами называют…

3)Офицера, состоящего при начальнике для выполнений особых поручений, называют…

4)Большая удача для коллекционера - приобрести редкий…

5)На должность, звание, даже на руку и сердце нужно найти…

6)Желая описать отличительные свойства кого-либо, дают ему…

7)Земной, дружеской и приятной, доверительной или семейной

может быть…

Ор(?)ентир, и(л,лл)юстрация, те(р,рр)итория, экз…мпляр, тр…буна, конве…р, ад…ютант, к…м…тет, …тм…сфера, пр … т…ндент, о(к,кк)упация, х…р…ктеристика, пр…з…дент, …гр (с,сс)ия.

4 . Слова каких знаменательных частей речи могут заканчиваться на а ? Приведите примеры. (Допустимы любые формы слов.) (по 0,5 балла за правильный ответ, 5 баллов)

5 . Какие изменения в грамматическом строе русского языка можно наблюдать на примере отрывка из «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина? (по 1 баллу за правильный ответ, 2 балла)

Князь у синя моря ходит,

С синя моря глаз не сводит.

6. Определите окончания в словах: Возилась с чьими-то пятьюдесятью резвящимися детьми. Какое слово отличается от других по своему строению и почему? (по 1 баллу за окончание и 1 балл за ответ; 7 баллов)

7. Выпишите все словосочетания из текста, определите виды синтаксической связи и способы подчинительной связи в словосочетаниях. (по 1 баллу за правильный ответ, 5 баллов)

Был вечер. Задувал неприятный ветер, и было холодно… Но сверху снега не шло, и было не очень темно: за облаками вставала луна.

Итого10 баллов

8. 1. Определите тип речи, стиль текста,

2.Укажите художественные средства, помогающие автору создать яркие образы.

Свой ответ оформите в виде связного текста.

Екатерина Ивановна села и обеими руками ударила по клавишам; и потом тотчас же опять ударила изо всей силы…

Екатерина Ивановна играла трудный пассаж, интересный именно своей трудностью, длинный и однообразный, и Старцев, слушая, рисовал себе, как с высокой горы сыплются камни, и ему хотелось, чтобы они поскорее перестали сыпаться, и в то же время Екатерина Ивановна, розовая от напряжения, сильная, энергичная, с локоном, упавшим на лоб, очень нравилась ему…

А.П.Чехов

Итого 6 баллов Итого 51 баллов

Ответы (русский язык – 8 класс)

1.Коры сть, надо лго, углуби ть, соболе знование, хода тайствовать, христиани н, ми зе рный, танцо вщица, жалюзи , опто вый.

2.Школа при посольстве, при школе сад, стеснялся при посторонних, держал при себе, явился при галстуке, при его способностях, при помощи доски и т. д.

3. 1) …ориентиры.

2) … территорией.

3) … адъютантом.

4) …экземпляр.

5) …претендент.

6) …характеристику.

7) … атмосфера.

4.Имена сущ.(река, слона, окна, берега.), кр. прил. (умна), глаголы(шла), кр. прич.(укрыта), дееприч.(ворча), нареч.(издавна), числит.(два), местоиен.(она).

5.В современном русском языке краткие прилагательные не склоняются и не выступают в роли определений, как в отрывке из пушкинской сказки.

6. Возил+а +сь с чь+ими -то пять+ю +десять+ю резв+ящ+ими +ся деть+ми . Отличается слово – детьми, так как лишь у него нет окончания в середине.

7. Неприятный ветер – подч., согл., не шло сверху – подч., прим., не шло снега – подч., упр., не очень темно – подч., прим., вставала за облаками – подч., упр.

8. Описание, художественный; эпитеты, сравнения; образ Е. К., игры на инструменте, музыки.

Олимпиада по русскому языку для 9 класса (школьный этап)

Квартал, вероисповедание, каталог, искра, обеспечение, диспансер, ходатайство, мизерный, заплесневеть, заиндеветь.

а) звуков больше, чем букв;

б) в которых букв больше, чем звуков.

За невестою своей

Королевич Елисей

Между тем по свету скачет.

Нет как нет! Он горько плачет,

И кого ни спросит он,

Всем вопрос его мудрён;

Кто в глаза ему смеётся,

Кто скорее отвернётся;

К красну солнцу наконец

Обратился молодец. (А. Пушкин)

Всего 2 баллов (по 0,2б за каждое слово).

Об..жаться следует только тогда когда хотят вас обид..ть. Если (не) хотят а повод для обиды случайность то зачем(же) обижат..ся? (Не)сердясь вы..снить (не)доразумение и все. Ну а если хотят обидеть? Прежде чем ответить на обиду обидой стоит подумать следует ли опускаться до обиды? Ведь обида обычно лежит где(то) низко и до нее следует накл..ниться что(бы) ее поднять.

Если решили все(же) обидеться то прежде произв..дите некое математическое действие вычитание деление и пр. Допустим вас оск..рбили за(то) в чем вы только отчасти виноваты. Выч..тайте из вашего чу..ства обиды все что к вам (не)относится. Допустим что вас обидели из побуждений бл..городных произв..дите деление вашего чу..ства на побуждения бл..городные вызвавшие оск..рбительное замечание. Произв..дя в уме некую нужную математическую операцию вы смож..те ответить на обиду с большим достоинством которое будет тем бл..городнее чем меньше значения вы пр..даете обиде. До известных пределов конечно.

В общем(то) излишняя обидчивость признак недостатка ума или какой(то) закомплексова..ости. Буд..те умны. (Д.С. Лихачев)

    Существительные

    Глагол

    Наречие

    Предлог

    Деепричастие

    Краткое причастие

    Местоимение

    Краткое прилагательное

    Числительное

  1. Лингвистическая задача. В стихотворении А.А.Тарковского «Петровские казни» читаем:

Передо мною плаха

На площади встаёт,

Червонная рубаха

Забыться не даёт.

Определите значение выделенного слова. Что вы можете сказать о его происхождении? Почему именно это слово употребил поэт в своём стихотворении?

    Десница, виктория, ланиты, блиставица, ветрило, шуйца, толмач, сиречь, тать, чага.

    7. «Составляем текст». Расскажите о своем городе, о тех изменениях, которые в нем произошли уже на Вашей памяти, о том, чем он славится и чем он дорог Вам. Используйте данное начало. Постарайтесь увидеть в привычном неожиданное. Напишите о нем так, чтобы заинтересовать читателя. Озаглавьте сочинение - миниатюру. (10 баллов)

К месту, в котором родился и живешь, привыкаешь, как к своему дому. Все в нем знакомо. Некогда остановиться, оглянуться…

Но бывают мгновения, когда родной посёлок (деревню, село) видишь словно со стороны.

ОТВЕТЫ:

    Расставьте ударение в данных словах:

КвартА л, вероисповЕ дание, каталО г, И скра, обеспЕ чение, диспансЕ р, ходА тайство, мизЕ рный, заплЕ сневеть, заИ ндеветь.

Всего 2 балла (по 0,2б за каждое слово).

    Выпишите из текста слова в две группы:

а) звуков больше, чем букв: НЕВЕСТОЮ, СВОЕЙ, СКОРЕЕ (т.к. буквы Ю и Е после гласной обозначает 2 звука); ЕЛИСЕЙ, ЕГО, ЕМУ (буква Е в начале слова обозначает 2 звука)

б) в которых букв больше, чем звуков: ГОРЬКО (Ь звука не обозначает); ОТВЕРНЁТСЯ, СМЕЁТСЯ (ТС обозначает звук Ц); СОЛНЦУ (буква Л звука не обозначает)

За каждое правильно указанное слово – 0,4 балла. За правильный комментарий каждого слова – 0,1 балла.

    Вставьте пропущенные буквы и расставьте недостающие знаки препинания:

Обижаться следует только тогда, когда хотят вас обидеть. Если не хотят, а повод для обиды – случайность, то зачем же обижаться? Не сердясь, выяснить недоразумение – и все. Ну, а если хотят обидеть? Прежде чем ответить на обиду обидой, стоит подумать: следует ли опускаться до обиды? Ведь обида обычно лежит где-то низко и до нее следует наклониться, чтобы ее поднять.

Если решили все же обидеться, то прежде произведите некое математическое действие – вычитание, деление и пр. Допустим, вас оскорбили за то, в чем вы только отчасти виноваты. Вычитайте из вашего чувства обиды все, что к вам не относится. Допустим, что вас обидели из побуждений благородных, – произведите деление вашего чувства на побуждения благородные, вызвавшие оскорбительное замечание, и т.д. Произведя в уме некую нужную математическую операцию, вы сможете ответить на обиду с большим достоинством, которое будет тем благороднее, чем меньше значения вы придаете обиде. До известных пределов, конечно.

В общем-то, излишняя обидчивость – признак недостатка ума или какой-то закомплексованности. Будьте умны. (Д.С. Лихачев)

Максимальное количество баллов – 5.

    Заполните таблицу такими существительными, которые омонимичны другим частям речи. Можно использовать падежные формы.

Существительные

Глагол

Жгут

Наречие

Тепло

Предлог

В течение

Деепричастие

Краткое причастие

Бита

Местоимение

Краткое прилагательное

Числительное

Сорок

Всего 4 балла (по 0,5б за каждое слово).

    ЧЕРВОННЫЙ - красный, алый, цвет крови.

В старославянском языке было слово чръвьнь , в древнерусском – чьрвенъ – красный.

Использовано для создания исторического колорита. Судя по названию, речь в стихотворении идёт о временах восхождения на престол Петра Первого, казни стрельцов, выступавших на стороне сестры Петра I, Софьи.

За правильно определённое значение слова – 1 балл. За объяснение происхождения слова – 1 балл. За комментарий функции слова – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 3.

    Подберите к устаревшим словам современные синонимы:

Десница – правая рука; виктория – победа; ланиты – щёки; блиставица - молния; ветрило – парус;

шуйца – левая рука; толмач – переводчик; сиречь - то есть; тать – вор; чага – рабыня.

Всего 2 балла (по 0,2б за каждое слово).

    Задание 10. Всего 10 баллов.

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников 2012-2013 уч.года по русскому языку.

Задания

10 класс

1 . Исправьте грамматические ошибки в приведенных примерах.

А) Мать любила и гордилась своим сыном.

В) Мемориальный памятник установлен на площади.

Г) С ним произошел неприятный инцидент.

Итого 2 балла

2 . Так уж повелось, что, к сожалению, букву ё постоянно в книгах и газетах заменяют буквой е. Немудрено вообще забыть, где пишется Ё, где Е.

Укажите, в каких словах пишется и произносится только Е:

Опека, афера, челн, новорожденный.

Итого1 балл

3 . В каких словах ударение падает на последний слог?

Жалюзи, газопровод, ворожея, позвонит, нефтепровод, каталог.

Итого 3 балла, 0,5 за каждый правильный ответ

4 . В нашем языке много «парных слов»: сторож-страж, Млечный - молоко, дерево - древо. В корнях этих слов чередуются полногласные и неполногласные сочетания букв. Напишите, что вы знаете об этом фонетическом явлении в русском языке.

Это фонетическое явление лежит в основе названия реки Смородины, знакомой вам по сказкам и былинам. Как вы думаете, существовала ли такая река на самом деле? Что могло означать её название? Свой ответ аргументируйте.

Итого 5 баллов

5 . Найдите пару, в которой слова имеют одинаковые окончания:

А) Столовая – стая Б) Портной – герой В) Рыбачий – рабочий Г) Лекторий – лисий

Итого 2балла

6 . Дайте толкование лингвистическому термину пароним. Приведите примеры.

Итого 2 балла

7 . Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы и раскройте скобки. Выполните задания к тексту.

Ранним утром когда все спали я вышел на ц..почках из душной жаркой избы и как(будто) не на улице оказался а вышел в тихую (не)изъяснимой прозрачности солнечную воду - такая охватила свежесть. Трава еще (не)обсохла от росы хотя блистáния рóсного когда висят на траве крупные седые капли уже (не)было.

С главной улицы тихого села повела тропинка в проýлок под гору. Гора становилась все круче и вот впереди сверкнула затуманен..ая река а за ней запереливались красками уходящие (в)(далекую)(даль) луговые просторы. Это Пекша, первая порядочная река на нашем пути!

По бережку, по бережку добрался я до мельн..чной плотины которая теперь была прорван..а. Вода обруш..валась на торчащ..й из прорван..ого тела плотины лозняк и падая дробилась о него так что по тихому мельн..чному омуту ниже плотины плавали клочья пены. Ивняк повис над омутом. Н.. один рыболов н.. мог бы смотреть на это спокойно. Именно такие мельн..чные омуты описывают..ся в рыболовных книгах как самое верное и надежное пристан..ще рыб.

(157 слов. В. Солоухин. Владимирские проселки)

З а д а н и я к тексту:

1) найдите случаи тавтологии, встречающиеся в тексте; оправданы ли они здесь? Мотивируйте свой ответ;

2) определите значение слов омут и проулок , встречающихся в тексте. Поставьте в них ударения;

3) слово омут является составной частью известного фразеологизма. Назовите этот фразеологизм и укажите его значение.

7. Творческая работа

Напишите сочинение-миниатюру в художественном стиле в жанре рассказа на тему «Книга».

Итого 10 баллов

Итого 37 баллов

Ключи

10 класс

1. Нормы русского литературного языка

А) Мать любила и гордилась своим сыном. - Мать любила своего сына и гордилась им.

Свидетель показал, что видел …

В) Мемориальный памятник установлен на площади. - Памятник установлен на площади.

Г) С ним произошел неприятный инцидент. - С ним произошел инцидент. Итого2балла

2.В двух словах пишется Е: опека, афера. Итого1балл

3.Во всех словах. ЖалюзИ, газопровОд, ворожеЯ, позвонИт, нефтепровОд, каталОг. Итого 3балла

4.Слова с неполногласием пришли к нам в русский язык из старославянского. Наличие неполногласия – примета старославянизмов. Они считались словами торжественного высокого стиля.

Река Смородина – эпическая, зловещая река. Смородина – смрадная, пахнущая смрадом. Итого5баллов

5. Ответ: Г). В слове лисий и лекторий нулевое окончание.

А) Столовая – стая (в слове столовая окончание – ая, в слове стая – я).

Б) Портной - герой (в слове герой нулевое окончание, в слове портной –ой.)

В) Рыбачий –рабочий (В слове рыбачий – нулевое окончание, в слове рабочий – ий).

Итого2 балла

6.Пароним – от греч. para – возле, мимо и onyma – имя. Слова, сходные по звучанию, но разные по значению и строению. Абонемент – абонент, костный – костлявый - косный.

Итого 2балла

7. Ранним утром, когда все спали, я вышел на цыпочках из душной, жаркой избы и как будто не на улице оказался, а вышел в тихую, неизъяснимой прозрачности солнечную воду - такая охватила свежесть. Трава еще не обсохла от росы, хотя блистáния рóсного, когда висят на траве крупные седые капли, уже не было.

С главной улицы тихого села повела тропинка в проýлок под гору. Гора становилась все круче, и вот впереди сверкнула затуманенная река, а за ней запереливáлись красками уходящие в далекую даль луговые просторы. Это Пекша, первая порядочная река на нашем пути!

По бережку, по бережку добрался я до мельничной плотины, которая теперь была прорвана. Вода обрушивалась на торчащий из прорванного тела плотины лозняк и, падая, дробилась о него так, что по тихому мельничному омуту ниже плотины плавали клочья пены. Ивняк повис над омутом. Ни один рыболов не мог бы смотреть на это спокойно. Именно такие мельничные омуты описываются в рыболовных книгах как самое верное и надежное пристанище рыб.

Оценка: 5 баллов(0+ 0; 0+1) 4 балла (1+0; 1+1; 2+0) 3 балла (3+ 0…0+3) 0 б более 3ор и(или) 3 пун.

З а д а н и я к тексту:

1) найдите случаи тавтологии, встречающиеся в тексте: По бережку, по бережку добрался я до мельничной плотины… - такой повтор (тавтология) оправдан, так как автор показывает нам осторожность, неторопливость своего передвижения по берегу реки; в далекую даль - такое сочетание часто встречается в произведениях устного народного творчества и имеет значение «очень далеко» (Возможны другие комментарии) (2 балла )

2) определите значение слов омут и проулок , встречающихся в тексте. Поставьте в них ударения: Óмут - «1) водоворот на реке, образуемый встречным течением; 2) глубокая яма на дне реки или озера» 1 (1 балл ); проýлок - «переулок, маленькая узкая улица (просторечное) »(1 балл ).

3) слово омут является составной частью известного фразеологизма. Назовите этот фразеологизм и укажите его значение: тихий омут(1 балл) - неодобрительное - о человеке скромном, спокойном, но способном обмануть это первое впечатление(1 балл ). Выражение возникло в результате расщепления пословицы В тихом омуте черти водятся (1 балл ).

Всего 12 баллов

8. Творческая работа

Оценивается

· качество связного текста: полнота и глубина содержания, логика изложения; оригинальность суждений;

· языковое и речевое оформление работы: ясность, точность, простота выражения мысли в речевых конструкциях, стилевое единство, эмоциональность стиля, грамотность;

· эстетический вкус: построение текста в единстве содержания и формы, отсутствие социологизации и вульгаризации в суждениях, бережное отношение к стилю автора при выборочном цитировании художественного текста.

Итого10баллов

Итого 37 баллов

1 Указание хотя бы одного из значений слова следует считать правильным ответом.

Языка.

Подсказка. Узнайте о происхождении языка.

а) Прочитайте строки из произведения «Сказка о царе Салтане». Можно ли назвать выделенные слова однокоренными? Каково происхождение выделенных слов, что они обозначали раньше и каково их значение в современном языке?

Мать и сын идут ко граду.

Лишь ступили за ограду,

Оглушительный трезвон

Поднялся со всех сторон.

б) Название реки Смородины знакомо вам по сказкам и былинам. Напишите строчку из былины, в которой упоминается эта река. Как вы думаете, существовала ли такая река на самом деле? Что могло означать её название? Свой ответ аргументируйте.

Подсказка. В нашем языке много «парных слов»: сторож-страж, Млечный - молоко, дерево - древо. В корнях этих слов чередуются полногласные (-оро-,-оло-, - ере-) и неполногласные(-ра-,-ла-, - ле-) сочетания букв.

В истории языка найдите информацию об этом фонетическом явлении.

3. Почему в наречиях с приставками из-, до-, с- пишется суффикс - а -; в наречиях с приставкой в-, на-, за- пишется суффикс - о -?

Подсказка. Узнайте о происхождении наречий и обратите внимание на пары слов: за окно – засветло, в окно – влево, на окно – налево, с окна – справа, до окна – докрасна, из окна – издавна.

4. Определите, есть ли одинаковые звуки в словах брюки и юбка .

5. Исправьте речевые ошибки. Назовите виды речевых ошибок.

а) Многие из участников встречи познакомились друг с другом.

Подсказка. О нарушениях синтаксической нормы вы найдете материал в учебнике

8. Найдите пару, в которой слова имеют одинаковые окончания.

А) Прихожая – стая

Б) Портной - герой

В) Рыбачий – рабочий

Г) Лекторий – верблюжий

Подсказка. Просклоняйте слова.

9. Постройте словообразовательную цепочку

Переодевание

Обвинение

Обновочка

Поневоле

Сбрасыватель

10. В каком словосочетании иной вид связи, чем в трёх остальных?

а) по мокрой траве, известный в городе, в ближайшем болотце, о своей любви;

б) стоять не двигаясь, сидеть сгорбившись, смотреть не мигая, поднимаясь по лестнице;

в) давно известный, известный всем, довольный результатом, злой на сына.

Подсказка. Вспомните виды подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.

11. Отличаются ли по составу предложения? Свой ответ аргументируйте.

А) Цветы в вазе на столе.

Б) Гравюры, потемневшие от времени.

Подсказка. Вспомните односоставные /двусоставные предложения, полные / неполные.

12. В каких предложениях выделенные слова являются определением?

Название произведения

О чем произведение

Летописи

«Повесть временных лет», составленная ………………………

………………..…………………….

…………………….

…………..………………………….

Поучения

…………………………

.…………………………………..

Подсказка.

2. По биографическим сведениям узнайте поэтов. К какому литературному направлению принадлежат эти поэты?

1. Этот поэт

а) принимал участие в подавлении Пугачевского восстания;

б) написал оду, которую посвятил Екатерине II;

в) на переводном экзамене в Царскосельском лицее отметил поэтическое дарование А. Пушкина.

2. Этот поэт

а) родился в семье крестьянина-помора, занимавшегося морским промыслом.

б) разработал теорию «трех штилей»;

в) назвал его «отцом и пестуном» русской литературы, «ее Петром Великим».

б) был назначен воспитателем наследника престола – будущего императора Александра II;

Подсказка. Смотрите учебник русской литературы, 9 класс.

а) «Я знак бессмертия себе воздвигнул превыше пирамид и крепче меди».

б) «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, металлов тверже он и выше пирамид».

в) «Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа».

Подсказка. Смотрите учебник русской литературы, 9 класс.

4. Выберите верные утверждения. Исправьте неверные утверждения.

а) романтизм как литературное направление возник в России в начале 19 века;

б) романтики считали, что человек велик не своим духом, а делами;

в) романтизм предпочитал смешение в одном и том же произведении различных жанров;

г) распространенными жанрами произведений романтизма являются ода, трагедия, комедия;

д) позиция гражданского романтизма выражается формулой «Я не Поэт, а Гражданин»;

е) байронический герой – это герой, который передает авторские мысли, больше рассуждает, чем действует.

5. Определите, портрет какого из своих современников рисует А. Пушкин. Какой художественный прием он использует?

Поэзии чудесный гений,

Певец таинственных видений,

Любви, мечтаний и чертей,

Могил и рая верный житель

И музы ветреной моей

Наперсник, пестун и хранитель!

Подсказка: узнайте о таких художественных приемах, как хиазм, перифраз, умолчание (смотрите литературоведческий справочник).

В. Жуковский

М. Ломоносов

А. Пушкин

Д. Фонвизин

Г. Державин

7. Ответьте на вопросы:

а) Откуда почерпнул Пушкин предание о смерти князя Олега?

б) С какого вопроса начинается «Слово о полку Игореве»?

г) Кто из русских поэтов использовал образы «Слова» вскоре после его открытия и публикации?

д) Кого из фонвизинских персонажей Пушкин сделал похожим на Митрофана и дал ему в учителя второго Вральмана?


Ответы. (февраль)

10 класс

Русский язык и литература

А) Мать любила и гордилась своим сыном. - Мать любила своего сына и гордилась им.

Свидетель показал, что видел …

В) Мемориальный памятник установлен на площади. - Памятник установлен на площади.
Г) С ним произошел неприятный инцидент. - С ним произошел инцидент.

1.Слова кофей, кофий и т.п. были мужского рода. Слово кофе тесно связано с этими устаревшими формами. К концу 19 века они стали просторечными. А сохранившаяся форма слова КОФЕ (мужской род) вошла в наш нормированный литературный язык.

2. Слово кофе в современном русском языке мужского рода. Допускается - средний род.

3. Данные слова являются однокоренными, так как у них один корень: -течь- (в слове течь), -ток- (поток), -ток- (восток), - тек- (наутек);

Исторический корень с чередованием гласных Е\О и Щ\Ч\К (тещи - старосл.). Начальное значение глагола ТЕЩИ – «бежать, быстро двигаться».

В современном русском языке только в наречии наутек сохранилась память об изначальном значении слова (двигаться быстро).

4.. Местоимение, по мнению выдающегося филолога В.В. Виноградова, особая часть речи в современном русском языке. Во-первых, местоимение – часть речи, не имеющая собственного значения, а замещающая слова других частей речи. Например, во фразе Вчера мы встретили соседа, он очень постарел местоимение ОН замещает имя существительное сосед. При помощи местоимений говорящий или указывает на лицо, предмет, признак, количество, или обобщает их, но не называет. Например, местоимением такой говорящий указывает на признак, местоимением столько - на количество, а с помощью вопросительного местоимения кто? спрашивает о лице или о лицах. Ни одна другая самостоятельная часть речи такой особенности не имеет. Во- вторых, особенность местоимений ещё и том, что они позволяют в тексте избегать повторений слов, так как являются средством связи между частями предложений и предложений в целом: Вчера мы встретили соседа, он очень постарел. Местоимение ОН в этом предложении – средство связи.
Ещё одна интересная особенность местоимений – личные местоимения ты и вы составляют основу речевого этикета: на ТЫ обращаются друг к другу в семье, между родственниками, друзьями; на ВЫ - люди мало знакомые и незнакомые. Местоимение ВЫ принято также в официальной и служебной обстановке.

А.С. Пушкин использует именно эту семантическую особенность личных местоимений. Лирический герой А.С. Пушкина говорит о желании перейти от официальных отношений к близким, отсюда и сердечное ты.

5.Индоевропейская семья: испанский, немецкий, литовский, русский, греческий, иранский.

Уральская (финно-угорская) семья: венгерский, финский, эстонский.

Тюркская семья: татарский, азербайджанский, турецкий.

Кавказская семья: грузинский.

6.В русском языке есть парные и непарные твердые согласные звуки. Например: [Б]- [Б], [Т]- [Т] и др. Всегда твёрдыми непарными являются [ж], [ш], [ц]. Когда-то звуки [ж], [ш], [ц]были мягкими и слова с ними писались так: живот, шило. В XIII в произошло отвердение шипящих [ж], [ш], а XIV- XV веках - [ц]. Слова с этими звуками стали произноситься твердо, но написание сохранились прежним. Буква И после Ж, Ш, Ц напоминает о былой мягкости шипящих звуков и звука [ц]. Окончательное отвердение звука [ц] в XVI - XVII в.в. отразилось и на письме: отцы, улицы, лисицын, круглолицый.

Мы пишем: «Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул: «Цыц!»

После отвердения Ц в русском языке после этой буквы стало возможным написание буквы О под ударением, Е – без ударения: сельцо-полотенце.

7.Витать – жить, пребывать. ОБВитати – утрата корневого В – обитати. Витать – обитать – витальница (комната для жилья) – родственные слова.

8. А. И.С.Тургенев «Записки охотника» («Свидание»).

Б. И.С.Тургенев «Отцы и дети».

В. Ф.М.Достоевский, «Преступление и наказание».

Г. Л.Н.Толстой, «Война и мир».

Д. В.Г.Короленко «Дети подземелья».

9.2. Как называлось первое изданное произведение М. Ю. Лермонтова, подписанное его именем? Где оно было напечатано? («Бородино», «Современник»)

. 9.3. Назовите поэмы М. Ю. Лермонтова, в которых изображается Кавказ? («Мцыри», "Черкесы», «Кавказский пленник», «Хаджи-Абрек»,"Демон», "Исмаил-бей").

9.4. В каких видах искусства проявился талант М. Ю. Лермонтова?

9.5. Какой выдающийся русский художник конца 19-начала 20 века иллюстрировал поэму М. Ю. Лермонтова «Демон»? (М. А. Врубель ).

1. Нормы русского языка.

1. Исправьте грамматические ошибки в приведённых примерах .

А) Мать любила и гордилась своим сыном.

В) Мемориальный памятник установлен на площади.

Г) С ним произошёл неприятный инциндент.

2. Так уж повелось, что, к сожалению, букву ё постоянно в книгах и газетах заменяют буквой е . Немудрено вообще забыть, где пишется Ё , где Е.

Укажите, в каких словах пишется и произносится только Е :

Опека, афера, челн, новорожденный.

3. Каждый школьник знает, какие трудности вызывает написание слов с непроверяемыми безударными гласными в корне, особенно если это слова иноязычного происхождения. Как, например, следует писать : валюта или волюта , компания или кампания ? Свой ответ аргументируйте.

    В каких словах ударение падает на последний слог ?

Жалюзи, газопровод, ворожея, позвонит, нефтепровод, каталог .

5. Вставьте пропущенные орфограммы согласно литературным нормам русского языка .

Беспреце…дентный инци…дент.

В полицейском участке и…дентифицировали скомпроме…тировавшего себя дебошира. Он оказался воспитателем детского сада. «Странная нынче конъю…ктура, - конста…тировали в полиции. – Воспитатели – не наш контингент».

2. История русского языка.

1. Прочитайте предложение. Ответьте на вопросы.

«Летось погода дивная живёт: дождь летит, бог стрелы пущает и гром…» (Северное наречие, северо-восточная диалектная зона).

А) Почему погода названа «дивной», если дождь, гроза, гром?

Б) Почему дождь «летит», а не «идёт»?

2. Сравните в приведённых предложениях употребление слов год и година. Существенно ли различаются эти однокоренные слова в сфере употребления? Какова дальнейшая судьба этих слов? Приведите примеры.

А) «Приде год ея, егда же родить отроча» (Остромирово Евангелие).

Б) «Приде година да прославится Сынъ Человечьскыи» (Остромирово Евангелие).

    В нашем языке много «парных слов»: сторож – страж, Млечный – молоко, дерево – древо . В корнях этих слов чередуются полногласные и неполногласные сочетания букв. Напишите, что вы знаете об этом фонетическом явлении в русском языке.

Это фонетическое явление лежит в основе названия реки Смородины, знакомой вам по сказкам и былинам. Как вы думаете, существовала ли такая река на самом деле? Что могло означать её название? Свой ответ аргументируйте.

3. Язык художественных произведений.

    Прочитайте фрагмент стихотворения П. А. Вяземского:

Бог ухабов, бог метелей,

Бог просёлочных дорог,

Бог ночлегов без постелей,

Вот он, вот он, русский бог.

Какая русская поговорка, отразившая типично русское, народное отношение к жизни, «зашифрована» в этом фрагменте?

    Прочитайте фрагменты народных песен и сказаний.

А) Оторвался твой добрый конь

От того столба малинова.

Б) На берегу лес

Все малинов.

Что обозначают подчёркнутые краткие имена прилагательные? Какую эстетическую функцию они выполняют?

    Определите, какими средствами создаётся языковой каламбур в приведённых ниже примерах.

А) Как брань тебе не надоела?

Расчёт короток мой с тобой:

Ну так, я празден, я без дела,

А ты бездельник деловой.

(«Как брань тебе не надоела?»)

Б) Спрашивали однажды у старой крестьянки, по страсти ли она вышла замуж? – «По страсти, - отвечала старуха, - я было заупрямилась, да староста грозился меня высечь»

(А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»).

Последние материалы раздела:

Анна Иоанновна. Жизнь и правление. Свержение Бирона. Биография императрицы анны иоанновны Правление анны Иоанновны
Анна Иоанновна. Жизнь и правление. Свержение Бирона. Биография императрицы анны иоанновны Правление анны Иоанновны

Родилась в Москве 8 февраля (28 января по старому стилю) 1693 года. Она была средней дочерью царя Иоанна Алексеевича и Прасковьи Федоровны...

Армянские сказки скачать Герои армянских народных сказок
Армянские сказки скачать Герои армянских народных сказок

Армянские сказки © 2012 г. Издательство «Седьмая книга». Перевод, составление и редакция. Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой...

Биологическая роль воды в клетке Какую роль играет вода в жизни клетки
Биологическая роль воды в клетке Какую роль играет вода в жизни клетки

Высокое содержание воды в клетке - важнейшее условие ее деятельности. При потере большей части воды многие организмы гибнут, а ряд одноклеточных и...