Анализ примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С


Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования от рождения до школы

Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

Издание 3-е, исправленное и дополненное

Руководители авторского коллектива ректор АНО ВПО «Московской педагогической академии дошкольного образования», декан факультета психологии образования РГГУ, доктор психологических наук, профессор – Н. Е. Веракса; доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующая кафедрой эстетического воспитания МГГУ им. М. А. Шолохова – Т. С. Комарова.

Научные редакторы – Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева.

Авторы А. В. Антонова, доктор педагогических наук; Н. А. Арапова-Пискарева; К. Ю. Белая, М. М. Борисова, кандидат педагогических наук; А. Н. Веракса, Н. Е. Веракса, доктор психологических наук; В. В. Гербова, кандидат педагогических наук; Н. Ф. Губанова, кандидат педагогических наук; Н. С. Денисенкова, кандидат психологических наук; Э. М. Дорофеева, О. В. Дыбина, доктор педагогических наук; Е. С. Евдокимова, кандидат педагогических наук; М. В. Жигорева, доктор педагогических наук; М. Б. Зацепина, доктор педагогических наук; Т. С. Комарова, доктор педагогических наук; Г. М. Лямина, кандидат педагогических наук; В. И. Петрова, доктор педагогических наук; Т. Д. Стульник, кандидат педагогических наук; О. А. Соломенникова, кандидат педагогических наук; Э. Я. Степаненкова, кандидат педагогических наук; С. Н. Теплюк, кандидат педагогических наук.

Предисловие

Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» впервые была опубликована в сентябре 2010 года. Программа была апробирована во многих регионах России и в целом одобрена практическими работниками, приславшими свои положительные отзывы. Были получены многочисленные положительные рецензии на Программу от региональных министерств и органов управления образованием различных регионов России, научных институтов и институтов повышения квалификации. Особую благодарность хотелось бы выразить практическим работникам за многочисленные отзывы, вопросы, замечания, рекомендации. Многие конкретные вопросы, касающиеся содержания Программы, внедрения ее в практику, соответствия Программы ФГТ, обсуждались в ходе форумов, конференций, семинаров, курсов в разных регионах страны.

Все полученные вопросы, замечания, предложения были тщательно изучены и учтены при доработке и подготовке к печати второго исправленного и дополненного издания (2011 г.) примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».

Во втором издании внесены уточнения в пояснительную записку, доработаны и дополнены разделы: «Организация жизни и воспитания детей», «Безопасность», «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы», «Взаимодействие детского сада с семьей». Обоснована необходимость разделов, посвященных воспитанию детей раннего возраста (от рождения до 2 лет). Доработаны примерное комплексно-тематическое планирование и планирование образовательной деятельности при работе по пятидневной неделе во всех возрастных группах.

В третьем издании внесены корректировки в планирование образовательной деятельности при работе по пятидневной неделе для средней группы и режимы дня средней, старшей и подготовительной групп в связи с принятием СанПиН 2.4.1.2660-10. В остальном издание идентично предыдущему, которое может использоваться педагогами с учетом указанных изменений.

В настоящее время идет разработка и выпуск полного учебно-методического комплекта к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».

Пояснительная записка

Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (далее – Программа) является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.

Программа разработана в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года).

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений и разработана в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, приказ №655 от 23 ноября 2009 г.).

Руководители авторского коллектива - доктор психологических наук, профессор, декан факультета дошкольной педагогики и психологии МГЛУ - Н. Е. Веракса; доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ. заведующая кафедрой эстетического воспитания МГГУ им. М. А. Шолохова - Т. С. Комарова.

Авторы - А. В. Антонова, доктор педагогических наук; Н. А. Арапова-Пискарева: М. М. Борисова, кандидат педагогических наук; Н. Е. Веракса, доктор психологических наук; В. В. Гербова, кандидат педагогических наук; Н. Ф. Губанова. кандидат педагогических наук; Н. С. Денисенкова, кандидат психологических наук: Э. М. Дорофеева, О. В. Дыбина, доктор педагогических наук; М. В. Жигарева, доктор педагогических наук; М. Б. Зацепина, доктор педагогических наук; Т. С. Комарова, доктор педагогических наук; Г. М. Лямина, кандидат педагогических наук; B.И. Петрова, доктор педагогических наук; С. Н. Пидричная, кандидат педагогических наук; Т. Д. Стульник, кандидат педагогических наук; О. А. Соломенникова, кандидат педагогических наук; Э. Я. Степаненкова, кандидат педагогических наук; C.Н. Теплюк, кандидат педагогических наук.

В Программе «От рождения до школы» на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

При разработке Программы авторы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Особая роль уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).

Авторы Программы основывались на важнейшем дидактическом принципе - развивающем обучении и научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.

В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы комплексно представлены основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы.

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд). Главный критерий отбора программного материала - его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной - как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.

Ведущие цели Программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы:

Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;

Формирование основ базовой культуры личности;

Всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;

Подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе;

Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Для достижения целей Программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы первостепенное значение имеют:

Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

Творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

Уважительное отношение к результатам детского творчества;

Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.

Решение обозначенных в Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.

Содержание и структура Программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы

Общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»:

Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);

Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);

Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;

Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с до¬школьниками и ведущим видом их деятельности является игра.

Программа начинается с раздела «Организация жизни и воспитания детей», в котором даны общие принципы построения режима дня, создания предметно-развивающей образовательной среды, интеграции образовательных областей и проектирования воспитательно-образовательного процесса.

Содержание психолого педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образователь¬ной области, с обязательным психологическим сопровождением.

Содержание психолого-педагогической работы представлено по возрастным группам. Программа охватывает четыре возрастных периода физического и психического развития детей: ранний возраст - от рождения до 2 лет (первая и вторая группы раннего возраста), младший дошкольный возраст - от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы), средний дошкольный возраст - от 4 до 5 лет (средняя группа), старший дошкольный возраст - от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).

При этом, в силу возрастной специфики и особенностей развития малы¬шей от рождения до 2 лет, разделы для первой и второй групп раннего возраста структурно отличаются от разделов для дошкольных групп.

В разделах по группам раннего возраста для каждого возраста даются характеристика возрастных особенностей психического развития детей, особенности организации жизни детей, примерный режим дня, определены задачи воспитания и обучения.

В разделах по дошкольным группам для каждого возраста, помимо характеристики возрастных особенностей психического развития детей, особенностей организации жизни детей, примерного режима дня и содержания психолого-педагогической работы, даются примерное комплексно-тематическое планирование и планируемые промежуточные результаты освоения Программы.

При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов - как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

Для четкости изложения в начале раздела по каждой образовательной области приводится цитата из ФГТ (Федеральные государственные требования), обозначающая цели и задачи данной образовательной области.

Планируемые промежуточные результаты освоения Программы в подготовительной к школе группе совпадают с итоговыми результатами освоения Программы, поэтому они изложены в отдельном разделе, завершающем содержательную часть Программы.

В разделе «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы» изложены принципы мониторинга достижения детьми планируемых промежуточных и итоговых результатов освоения Программы.

Авторы Программы, признавая ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников, выделяют в Программе работу с родителями в отдельный раздел.

Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве отражена в Программе в разделе «Коррекционная работа».

Обширный перечень необходимых программ, технологий, методических пособий поможет педагогам составить на базе программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» основную общеобразовательную программу для своего дошкольного образовательного и успешно реализовать ее.

Рекомендации по написанию части программы, формируемой участниками образовательного процесса

Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» в полном объеме без изменений может быть использована в качестве основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения. Объем Программы рассчитан на 100% времени, отведенного на образовательный процесс.

Участники образовательного процесса могут изменить до 20% общего объема Программы для отражения: 1) видового разнообразия учреждений, наличия приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья); 2) специфики национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс

Преемственность

Следует отметить, что программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», являясь современным инновационным продуктом, опирается на лучшие традиции отечественного образования и по многим направлениям сохраняет преемственность по отношению к наиболее известной программе дошкольного образования последнего десятилетия - «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой . Благодаря такой преемственности, большинство пособий к «Программе воспитания и обучения в детском саду» могут быть использованы и при работе по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».

Веракса, Николай Евгеньевич

Николай Евгеньевич Веракса
Дата рождения:
Страна:

СССР Российская Федерация

Научная сфера:
Место работы:
Известен как:

психолог, создатель структурно-диалектической психологии

Сайт:

Веракса, Николай Евгеньевич – доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии образования РГГУ , руководитель лаборатории психологии и педагогики способностей Института психолого-педагогических проблем РАО , главный редактор журнала «Современное дошкольное образование. Теория и практика» .

Биография

1965-1967 – обучался в МИФИ
1967 – 1968 – обучался в МИХМ
1968 - 1973 – обучался на факультете психологии МГУ имени М.В.Ломоносова
1973 – 1980 – научный сотрудник НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. Работал вместе с А.В.Запорожцем , Л.А.Венгером. Н.Н.Поддъяковым, Ф.А.Сохиным, Я.З.Неверович, Т.А.Репиной, Я.М.Фонаревым и другими исследователями детского развития
1977 защитил кандидатскую диссертацию на тему «Развитие временно-пространственных представлений у детей дошкольного возраста»
1991 защитил докторскую диссертацию на тему «Возникновение и развитие диалектического мышления у дошкольников».

Научная деятельность

В конце 1980-х годов Н.Е.Вераксой была сформулирована концепция структурно-диалектической психологии. Основу концепции составляет структурно-диалектический метод анализа психических явлений. Использование структурно-диалектического метода позволило разработать систему диалектического обучения дошкольников, младших школьников и позиционного обучения студентов. Структурно-диалектический метод успешно применялся для методологического анализа социальной психологии развития и методологии психологии. Под руководством Н.Е.Вераксы защищено более 30 кандидатских и 2 докторских диссертации.

Н.Е.Веракса - научный руководитель дошкольной образовательной программы «От рождения до школы», которая в настоящее время является наиболее распространенной на территории РФ, а также научный руководитель дошкольной образовательной программы «Key to Learning» , которая реализуется на территории Великобритании, Польши и других стран. Применение структурно-диалектического подхода позволило сформулировать концепцию развития детских способностей, а также разработать методы их диагностики и развития. Одним из приложений этого подхода стало создание технологии проектной деятельности, которая в настоящее время широко применяется в дошкольном образовании.

Николай Евгеньевич - автор более 150 публикаций, в том числе ряда учебных пособий, которые опубликованы на иностранных языках, выступает на федеральных телеканалах в качестве эксперта по психологии развития , психологии мышления и др.

Более 30 лет Н.Е.Веракса ведет преподавательскую деятельность в вузах РФ (МПГУ, МГПУ, МГППУ, РГГУ и др.), а также выступает в университетах Великобритании, Кубы, Мексики, Малайзии, Польши, США, Чехии и других стран. В настоящее время ученики Н.Е.Вераксы используют разработанные им методы и подходы в своей профессиональной деятельности.

С 2011 года Н.Е.Веракса является председателем организационного комитета ежегодной международной конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» , проведение которой поддерживается Министерством образования и науки РФ, ЮНЕСКО, Всемирным Банком и др.

Н.Е.Веракса принимает активное участие в исследовательской работе, реализуемой в образовательных учреждениях города Москвы и в других городах РФ. Н.Е.Веракса – научный руководитель ряда научных проектов, выполненных по заказу департамента образования города Москвы, Министерства образования и науки РФ, РГНФ, ЮНЕСКО.

Издательская деятельность

По инициативе проф. Н.Е.Вераксы был основан журнал «Современное дошкольное образование. Теория и практика» , главным редактором которого он является с 2007 года.

Н.Е.Веракса является членом редколлегий журналов:

  • Вестник Московского городского педагогического университета
  • Вестник Российского государственного университета. Серия «Психология».
  • Северо-Восточный научный журнал

В 2011 году Н.Е.Вераксой был разработан и началась реализация проекта по созданию серии учебных пособий «Высшее профессиональное образование» (издательство «Мозаика-Синтез»), отражающих современное состояние знаний в области детского развития.

Основные публикации

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Социальная психология. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования . – М.: Академия, 2011.

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы. Подготовительная к школе группа. М.: Мозаика-Синтез, 2011.

От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Руководители авторского коллектива - Веракса Н.Е.. Комарова Т.С. - – М: Мозаика-Синтез, 2010.

Веракса Н.Е. Методологические основы психологии: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: "Академия", 2008 - 240 с.

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. История возрастной психологии: детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений . - М.: "Академия", 2008. - 304 с.

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждения. – М.: Мозаика-Синтез, 2008 – 112 с.

Веракса Н.Е. Диалектическое мышление – Уфа: Вагант, 2006. – 212 с.

Веракса Н.Е. Понимаете ли вы своего ребенка? Книга для родителей – М.: Дрофа, 2006 – 91 с.

Веракса Н.Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста / Под ред. О.М.Дьяченко. – М.: ПЕР СЭ, 2003 – 144 с.

Веракса Н.Е., Кондаков О.В., Кондакова Н.Н. Физика для маленьких. Пособие для воспитателей детских дошкольных учебных заведений, учителей начальной школы и любознательных родителей. – Елец: Издательство Елецкого государственного педагогического института, 1997. – 168 с.

Veraksa N., Diachenko O. The Gifted Children: The Possibilities of the Development of Cognitive Abilities of 3-7-year-old Children. - South Bank University. London. Special Publication, 1995.

Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает? - М.: Знание, 1994 – 160 с.

Веракса Н.Е., Дьяченко О.М. Еще не поздно. М., Знание. 1991. – с.128

Веракса Н.Е. Диалектическое мышление ребенка и возможности его активизации // Вестник МГПУ. - 2010. - №2. - С.46-53

Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество // Вопросы психологии, №4, 1990, с. 5-14

Веракса Н.Е. К вопросу о способах регуляции поведения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1996, №3

Веракса Н.Е. Концепция школы диалектического обучения / Диалектическое обучение - М.: Эврика, 2005 - с. 161-174.

Веракса Н.Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход // Перемены, 2000, №1, с.81-107.

Веракса Н.Е. Модель позиционного обучения студентов // Вопросы психологии, 1994. №3, с.122-129

Веракса Н.Е. Научная психологическая школа «Структурно-диалектическая психология развития» на факультете социальной психологии МГППУ // Московская психологическая школа: История и современность/ Под общ. Ред. В.В.Рубцова. – М.: ПИ РАО, МГППУ, 2007.

Веракса Н.Е. Особенности единых временно-пространственных представлений у дошкольников // Вопросы психологии, №1976, №2

Веракса Н.Е. Особенности единых пространственно-временных представлений у дошкольников // Новые исследования в психологии, 1976, №1

Веракса Н.Е. Особенности преобразования противоречивых проблемных ситуаций дошкольниками // Вопросы психологии, 1981, №3, С. 123-127

Веракса Н.Е. Предисловие к книге: Л.С.Выготский. Избранные психологические произведения. - М.: ЭКСМО-Пресс, Апрель Пресс, 2000, с. 5-12

Веракса Н.Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии, 1987, №4, с. С-135-139.

Veraksa N. Development of cognitive capacities in preschool age // International Journal of Early Years Education. – 2011. - 1. – PP.79-88.

Veraksa N.E. Pensamiento dialectico y creatividad // Eclecta. Revista de Psicologia General. - Vol.5, №11. - 2007. - P.7-14.

Veraksa N.E. Structural approach to dialectic cognition / Psychology in Russia: State of Art. - Moscow: MSU, RPS. - P.227-239.

Веракса Н.Е., Булычева А.И. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте // Вопросы психологии, 2003, №6 с.17-31.

Веракса Н.Е., Варенцова Н.С. О раннем обучении и развитии детей // Психологическая наука и образование, 2005, № 2

Веракса Н.Е., Дьяченко О.М. Способы регуляции поведения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии, 1996, №3, с.14-27.

Веракса Н.Е., Дьяченко О.М. Элементы "карнавальной культуры" в развитии ребенка-дошкольника // Вопросы психологии, 1994, №2, с.77-87.

Esteban, Dolya & Veraksa Key to Learning. A neo-vygotskian program for children aged 3-7 // Revista de Psicologia y Educacion. – 2011. – Volume 11. - №2.

Veraksa N., van Oers B. Early childhood education from a Russian perspective // International Journal of Early Years Education. – 2011. - 1. – PP.5-18.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Веракса, Николай Евгеньевич" в других словарях:

    Кавалеры ордена Святого Георгия IV класса на букву «В» Список составлен по алфавиту персоналий. Приводятся фамилия, имя, отчество; звание на момент награждения; номер по списку Григоровича Степанова (в скобках номер по списку Судравского);… … Википедия

Книги

  • Детская психология. Учебник для академического бакалавриата , Николай Евгеньевич Веракса. Издание представляет собой первую попытку в современной отечественной психологической науке создания учебника по детской психологии, ориентированного на изучение предмета через освоение…

Цель исследования: выявить использование элементов этнопедагогики в реализации программы дошкольного образования; выявить место народных праздников в реализации программы дошкольного образования.

Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

Изучив программу «От рождения до школы», мы пришли к заключению, что нравственное воспитание рассматривается в программе как одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности, поэтому реализация задач нравственного воспитания предусмотрена во всех ее разделах.

В программе ставится задача воспитания с раннего возраста уважения к взрослым, формирования навыков культурного поведения, ответственного отношения к выполнению поручений и обязанностей, умения дружно играть и трудиться.

Программа строится на принципе культур образности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания ребенка. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (представление, знание, мораль, искусство, труд). Главный критерий отбора программного материала - его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической - как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.

В старшем дошкольном возрасте у детей закладываются основы гражданственности, нравственности, развивается интерес к Родине на эмоционально - чувственном уровне.

Задачи воспитания и развития:

  • 1. Воспитывать у ребенка интерес к родной стране, природе, достопримечательностям родной страны, ярким событиям прошлого и настоящего, культуре и традициям своего народа и других народов России.
  • 2. Развивать представления детей об особенностях (внешний облик, национальные костюмы, жилища, традиционные занятия) и культурных традициях представителей разных национальностей - жителей России.
  • 3. Воспитывать уважение к культурным традициям своего и других народов.

Решая эти задачи, воспитатель использует разнообразные формы и методы: беседы об истории создания народных праздников, игры - занятия (знакомятся с народными играми, которые являлись составной частью любого народного праздника), экскурсии и целевые прогулки, игры - путешествия, рассматривание фотографий и иллюстраций о народных праздниках. Дети узнают, что у каждого народа свои народные промыслы, национальные праздники, игры, сказки, танцы. Дети знакомятся с яркими особенностями жизни представителей 2-3 национальностей (наиболее близких ребенку), узнают об играх, сказках, любимых занятиях детей разных национальностей. Каждому человеку важно знать культуру своего народа и уважать традиции других народов.

Углублению интереса детей к национальным особенностям, традициям народов родной страны способствуют разнообразные праздники и досуги, проводимые в нашем дошкольном учреждении:

  • - «Колядки»
  • - «Масленица»
  • - «Жаворонки»
  • - «Осенины»

Дети знакомятся со своеобразием народных праздников и игр, понимают, что их различия определяются природно - климатическими условиями жизни народа. С помощью взрослого дети начинают осознавать, что основные социально - нравственные и эстетические ценности (Родина, труд, доброта, семья, красота и т.д.) разных этносов едины: все любят свою страну, чтят предков и уважают старших, заботятся о близких людях, поощряют трудолюбие, дружелюбие, осознают значение взаимопомощи в трудных жизненных ситуациях.

Таким образом, изучив программу «От рождения до школы» можно сделать вывод, что программа предоставляет большие возможности воспитателю дошкольного образовательного учреждения для решения задач нравственного воспитания и развития дошкольников через включение элементов этнопедагогики, в том числе и народных праздников.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

на основе общеобразовательной программы дошкольного образования

«От рождения до школы"

Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

Второй младшей группы № 5

На 2015-2016 учебный год

Воспитатель:

Патракова

Наталья Владимировна

Целевой раздел

  1. Пояснительная записка, цели и задачи реализации программы……………….3
  2. Возрастные особенности детей 3 – 4 лет……………..…………………………4
  3. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении…….5
  4. Режим дня…………………………………………………………………………..5
  5. Модель организации воспитательно-образовательного процесса……………..6
  6. Перечень основных видов организованной образовательной деятельности….8
  1. Сетка непосредственной образовательной деятельности………………………..9
  2. Комплексно-тематическое планирование…………………………………………9
  3. Использование современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе…………………………………………………………12
  1. Физическое развитие…………………………………………………………….14
  2. Социально-коммуникативное развитие………………………………………..17
  3. Познавательное развитие………………………………………………………..20
  4. Речевое развитие…………………………………………………………………24
  5. Художественно-эстетическое развитие………………………………………..27
  6. Целевые ориентиры……………………………………………………………..29
  7. Содержание коррекционной работы с детьми с ОВЗ…………………………30
  8. Работа с родителями……………………………………………………………..32
  9. Организация развивающей предметно-пространственной среды……………33
  10. Перечень методических пособий………………………………………………36

Приложения

Организация режима дня второй младшей группы № 5

На холодный период

Время Режимные моменты
7:45 – 8:45 Утренний прием, осмотр, игры
8:45 - 8:55 Утренняя гимнастика
8:55 - 9:15 Подготовка к завтраку, завтрак
9:15 - 9:30 Самостоятельная деятельность
9:30 – 9:45
9:45- 10:20 Игровая деятельность
10:20 – 12:20 Подготовка к прогулке, прогулку
12:20– 13:00 Подготовка к обеду, обед
13:00 – 15:45 Подготовка ко сну, сон
15:45 – 16:00 Постепенный подъем, пробуждающая гимнастика, воздушные и водные процедуры
16:00 – 16:15 Подготовка к полднику, полдник
16:15 – 16:30 Непосредственно-образовательная деятельность
16:30 – 18:15 Игры, досуг, общение по интересам, самостоятельная деятельность, прогулка, уход домой

Таблица 1

На основе режима дня разработана модель организации воспитательно-образовательного процесса на весь день – таблица 2

Модель организации воспитательно-образовательного процесса

Таблица 2

Образовательная область Первая половина дня Вторая половина дня
Социально – коммуникативное развитие · Утренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы · Оценка эмоционального настроения группы · Формирование навыков культуры еды · Этика быта, трудовые поручения · Формирование навыков культуры общения · Театрализованные игры · Сюжетно-ролевые игры · Правила дорожного движения · Проблемные ситуации · Воспитание в процессе хозяйственно-бытового труда в природе · Эстетика быта · Тематические досуги в игровой форме · Работа в книжном уголке · Игры с правилами, сенсорные игровые задания · Формирование социально-нравственных представлений
Познавательное развитие · НОД по познавательному развитию · Дидактические игры(по сенсорике, на развитие мелкой моторики рук, игры с природным материалом,) · Наблюдения (за сезонными изменениями, за растительным миром, за животным миром природы Коми края, за транспортом, за людьми) · Беседы (о выходном дне, по ознакомлению с окружающим миров Республики Коми и т.д.) · Экскурсии по участку · Простые опыты(вода, лед, песок) · Индивидуальная работа (по математике, по ЗКР, по РР, повторение коми художественных произведений, фольклора) · Логические игры · Развивающие игры Досуги развивающего характера · Индивидуальная работа · Игры на внимание · Знакомство с коми художественной литературой · Ознакомление с природой (растительного и животного мира Республики Коми) · Скороговорки, потешки · Экология · Русские народные сказки ·
Речевое развитие · НОД по развитию речи · Чтение · Беседа · Театрализованные игры · Развивающие игры · Дидактические игры · Словесные игры · чтение
Художественно-эстетическое развитие · Занятия по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности · Эстетика быта · Рассматривание произведений искусства, слушание муз. произведений · Индивидуальная работа по рисованию, лепке, аппликации · Музыкально-художественные развлечения · Индивидуальная работа · Слушание записей коми народных песен · Ознакомление с видами искусства · Декоративное рисование · Хороводные игры · Театрализованная деятельность
Физическое развитие · Прием детей в детский сад на воздухе в теплое время года · Утренняя гимнастика (подвижные игры, игровые сюжеты) · Гигиенические процедуры (обширное умывание, полоскание рта) · Закаливание в повседневной жизни (облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, обширное умывание, воздушные ванны) · Физкультминутки · НОД по физическому развитию · Прогулка в двигательной активности · Игры-забавы · Индивидуальная работа по ФИЗО · Гимнастика после сна · Закаливание (воздушные ванны, ходьба босиком в спальне) · Физкультурные досуги, игры и развлечения · Самостоятельная двигательная деятельность · Прогулка (индивидуальная работа по развитию движений) · Беседы о спорте

Перечень основных видов организованной образовательной деятельности

По действующему СанПиН для детей от 3 до 4 лет планируют не более 11 занятий в неделю продолжительностью не более 15 минут (СапПиН 2.4.1.3049-13) .

Непосредственная образовательная деятельность проводится в первую и во вторую половину дня. В тёплое время года непосредственная образовательная деятельность осуществляется на участке во время прогулки.

Режим работы МБДОУ «Детский сад № 2», с. Ижма:

· пятидневная рабочая неделя;

· длительность работы МБДОУ - 10,3 часов;

· ежедневный график работы - с 07:45 до 18:15 часов

· выходные дни – суббота, воскресенье, нерабочие - праздничные дни.

Непосредственная образовательная деятельность (НОД) начинается с 9:30 часов.

Таблица 3

День недели Наименование занятия Время
ПН утро Художественно-эстетическое развитие (лепка/аппликация) Физическое развитие (улица) 9:30 – 9:45 10:50 – 11:05
вечер Познавательное развитие (формирование целостной картины мира) 16:15 –16:30
ВТ утро Физическое развитие (зал) 9:30 – 9:45
вечер 16:15 –16:30
СР утро Познавательное развитие (ФЭМП) 9:30 – 9:45
вечер Речевое развитие 16:15 –16:30
ЧТ утро Художественно-эстетическое развитие (рисование) 9:30 – 9:45
вечер Физическое развитие (зал) 16:15 –16:30
ПТ утро Художественно-эстетическое развитие (музыка) 9:30 – 9:45
вечер Речевое развитие 16:15 –16:30

Сетка непосредственной образовательной деятельности

Таблица 4

Комплексно-тематическое планирование

Таблица 5

Тема Развернутое содержание работы Период Итоговые мероприятия
До свидания, лето, здравствуй, детский сад! Вызвать у детей радость от возвращения в детский сад. Продолжать знакомство с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка: профессии сотрудников детского сада (воспитатель, младший воспитатель, музыкальный руководитель, дворник), предметное окружение, правила поведения в детском саду, взаимоотношения со сверстниками. Знакомить детей друг с другом в ходе игр (если дети уже знакомы, помочь вспомнить друг друга). Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми (коллективная художественная работа, песенка о дружбе, совместные игры). 26 августа - 6 сентября Развлечение для детей, организованное сотрудниками детского сада с участием родителей. Дети в подготовке не участвуют, но принимают активное участие в развлечении (а подвижных играх, викторинах).
Осень Расширять представления детей об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада), о времени сбора урожая, о некоторых овощах, фруктах, ягодах, грибах, Знакомить с сельскохозяйственными профессиями. Знакомить с правилами безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать умения замечать красоту осенней природы, вести наблюдения за погодой. Расширять знания о домашних животных и птицах. Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц осенью. 9-27 сентября Праздник «Осень". Выставка детского творчества.
Мой дом, мой город Знакомить с домом, с предметами домашнего обихода, мебелью, бытовыми приборами, Знакомить с родным городом (поселком), его названием, основными достопримечательностям и. Знакомить с видами транспорта, в том числе с городским, с правилами поведения в городе, с элементарны ми правилами дорожного движения. Знакомить с «городскими» профессиями (милиционер, продавец, парикмахер, шофер, водитель автобуса). 30.09-18октября Сюжетно-ролевая игра по правилам дорожного движения.
Я и моя семья Формировать начальные представления о здоровье и здоровом образе жизни. Формировать образ Я. Формировать элементарные навыки ухода за своим лицом и телом. Развивать представления о своем внешнем облике. Развивать гендерные представления, Формировать умение называть свое имя, фамилию, имена членов семьи, говорить о себе в первом лице. Развивать представления о своей семье. 21октября - 1 ноября Открытый день здоровья. Спортивное развлечение.
Мониторинг 4-15 ноября Заполнение персональных карт развития детей.
Эти удивитель-ные животные Формировать первичные представления детей об окружающем мире. Расширять знания о животных и птицах, месте их жительства (домашние-дикие). Формировать представления о детенышах животных. Экологическое воспитание. Развивать творческие и конструктивные способности детей. Формировать элементарные математические представления. 18-29 ноября Выставка детских работ Развлечение «В гостях у бабушки Варварушки»
Новогодний праздник Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы Нового года и новогоднего праздника. 2 - 31декабря Новогодний утренник.
Зима Расширять представления о зиме. Знакомить с зимними видами спорта, Формировать представления о безопасном поведении зимой, Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту зимней природы. Расширять представления о сезонных изменениях в природе (изменения в погоде, растения зимой, поведение зверей и птиц). Формировать первичные представления о местах, где всегда зима. 14-31января Праздник «Зима» Выставка детского творчества.
Я вырасту здоровым Расширять представления о здоровье и ЗОЖ. Воспитывать стремление вести ЗОЖ. Формировать положительную самооценку. Развивать творческие и конструктивные способности детей. Формировать элементарные математические представления. 3 -14 февраля Неделя здоровья
День Защитника Отечества Осуществлять патриотическое воспитание. Знакомить с «военными» профессиями. Воспитывать любовь к Родине. Формировать первичные гендерные представления (воспитывать в мальчиках стремления быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины). 17-20 февраля Тематическое занятие посвященное Дню защитников Отечества. Фотогалерея «Вот такие наши папы!»
8 марта Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно исследовательской, продуктивной, музыкально художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям. 24 февраля - 7 марта Праздник «8 Марта». Выставка детского творчества.
Человек и мир вещей Расширять представления детей о вещах: одежде, обуви, головных уборах и их предназначении. Дать первичные представления о свойствах материалов. Развивать творческие и конструктивные способности детей. Формировать элементарные математические представления. 11-21 марта Оформление уголка «Ряженья»
Весна Расширять представления о весне. Воспитывать бережное отношения к природе, умение замечать красоту весенней природы. Расширять представления о сезонных изменениях (изменения в погоде, растения весной, поведение зверей и птиц). Расширять представления о простейших связях в природе (потеплело - появилась травка и т. д.). 24марта-11 апреля Праздник «Весна». Выставка детского творчества.
Народная культура и традиции Расширять представления о народ ной игрушке (дымковская игрушка, матрешка и др.). Знакомить с народными промыслами. Продолжать знакомить с устным народным творчеством. Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности. 14-30 апреля Театрализованное представление «Бабушка-Загадушка». Выставка детского творчества.
Мониторинг 5 – 16 мая Заполнение персональных карт развития детей
Лето Расширять представления детей о лете, о сезонных изменениях (се зонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Формировать элементарные представления о садовых и огородных растениях. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и песком. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту летней природы. 19-30 мая Праздник «Лето»
В летний период детский сад работает в каникулярном режиме 1 июня - 20 августа

Использование современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе

Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений.

В функции педагога включены задачи, связанные с повышением уровня развития ребенка; формированием нравственных качеств личности, взглядов и убеждений; развитием познавательного интереса, творческих способностей, воли, эмоций, познавательных способностей – речи, памяти, внимания, воображения, восприятия.

Главная идея в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.

Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий. Учитывая это, педагог 2 младшей группы выбрал современные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели становления личности:

· здоровьесберегающие технологии;

· технологии проектной деятельности;

· игровая технология;

Игровая технология.

Единственный язык, который легко дается детям - это язык ИГРЫ.

Именно игра позволяет скорректировать, возникающие возрастные

проблемы и сложности в отношениях. Без игры жизнь ребёнка невозможна. Для детей младшего возраста создается игровое оснащение (ширмы, строительное оборудование, атрибуты для ролевых игр, предметы - заместители, дидактические игры), дающее опыт разнообразного использования объекта, педагоги на собственном примере показывают детям, как пользоваться ролевой речью, звукоподражанием, подсказывают реплики, объясняют действия.

С помощью игровой технологии реализуются следующие функции образовательного процесса:

· эмоционально - развивающая функция;

· релаксационная функция - снижается излишнее напряжение;

· компенсаторная функция - дает ребенку то, чего ему не хватает;

· коммуникативная функция - является великолепным средством для общения;

· функция самореализации - служит средством для достижения желаний и

реализации возможностей;

· социокультурная функция - в процессе игры ребенок осваивает социокультурные нормы и правила поведения.

Применение современных образовательных технологий дает положительную динамику роста развития воспитанников и новые возможности для всестороннего гармоничного развития ребенка.

Образовательная область

«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

«Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорнодвигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)»

Основные цели и задачи

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.

Физическая культура . Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления.

Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки.

Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.

Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.

Физическая культура

Продолжать развивать разнообразные виды движений. Учить детей ходить и бегать свободно, не шаркая ногами, не опуская головы, сохраняя перекрестную координацию движений рук и ног. Приучать действовать совместно. Учить строиться в колонну по одному, шеренгу, круг, находить свое место при построениях.

Учить энергично отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться в прыжках с высоты, на месте и с продвижением вперед; принимать правильное исходное положение в прыжках в длину и высоту с места; в метании мешочков с песком, мячей диаметром 15–20 см. Закреплять умение энергично отталкивать мячи при катании, бросании. Продолжать учить ловить мяч двумя руками одновременно.

Обучать хвату за перекладину во время лазанья. Закреплять умение ползать.

Учить сохранять правильную осанку в положениях сидя, стоя, в движении, при выполнении упражнений в равновесии.

Учить кататься на санках, садиться на трехколесный велосипед, кататься на нем и слезать с него.

Учить детей надевать и снимать лыжи, ходить на них, ставить лыжи на место. Учить реагировать на сигналы «беги», «лови», «стой» и др.; выполнять правила в подвижных играх. Развивать самостоятельность и творчество при выполнении физических упражнений, в подвижных играх.

Подвижные игры. Развивать активность и творчество детей в процессе двигательной деятельности. Организовывать игры с правилами.

Поощрять самостоятельные игры с каталками, автомобилями, тележка- ми, велосипедами, мячами, шарами. Развивать навыки лазанья, ползания; ловкость, выразительность и красоту движений. Вводить в игры более сложные правила со сменой видов движений.

Воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.

Примерный перечень основных движений,

Подвижных игр и упражнений

Основные движения

Ходьба. Ходьба обычная, на носках, с высоким подниманием колена, в колонне по одному, по два (парами); в разных направлениях: по прямой, по кругу, змейкой (между предметами), врассыпную. Ходьба с выполнением заданий (с остановкой, приседанием, поворотом). Упражнения в равновесии. Ходьба по прямой дорожке (ширина 15–20 см, длина 2–2,5 м), по доске, гимнастической скамейке, бревну, приставляя пятку одной ноги к носку другой; ходьба по ребристой доске, с перешагиванием через предметы, рейки, по лестнице, положенной на пол. Ходьба по наклонной доске (высота 30–35 см). Медленное кружение в обе стороны.

Бег. Бег обычный, на носках (подгруппами и всей группой), с одного края площадки на другой, в колонне по одному, в разных направлениях: по прямой, извилистой дорожкам (ширина 25–50 см, длина 5–6 м), по кругу, змейкой, врассыпную; бег с выполнением заданий (останавливаться, убегать от догоняющего, догонять убегающего, бежать по сигналу в указанное мес- то), бег с изменением темпа (в медленном темпе в течение 50–60 секунд, в быстром темпе на расстояние 10 м).

Катание, бросание, ловля, метание. Катание мяча (шарика) друг другу, между предметами, в воротца (ширина 50–60 см). Метание на дальность правой и левой рукой (к концу года на расстояние 2,5–5 м), в горизонтальную цель двумя руками снизу, от груди, правой и левой рукой (расстояние 1,5–2 м), в вертикальную цель (высота центра мишени 1,2 м) правой и левой рукой (расстояние 1–1,5 м). Ловля мяча, брошенного воспитателем (расстояние 70–100 см). Бросание мяча вверх, вниз, об пол (землю), ловля его (2–3 раза подряд).

Ползание, лазанье. Ползание на четвереньках по прямой (расстояние 6 м), между предметами, вокруг них; подлезание под препятствие (высота 50 см), не касаясь руками пола; пролезание в обруч; перелезание через бревно. Лазанье по лесенке-стремянке, гимнастической стенке (высота 1,5 м).

Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте, с продвижением вперед (рас- стояние 2–3 м), из кружка в кружок, вокруг предметов, между ними, прыжки с высоты 15–20 см, вверх с места, доставая предмет, подвешенный выше поднятой руки ребенка; через линию, шнур, через 4–6 линий (поочередно через каждую); через предметы (высота 5 см); в длину с места через две линии (рас- стояние между ними 25–30 см); в длину с места на расстояние не менее 40 см.

Групповые упражнения с переходами. Построение в колонну по одному, шеренгу, круг; перестроение в колонну по два, врассыпную; размыкание и смыкание обычным шагом; повороты на месте направо, налево переступанием.

Ритмическая гимнастика. Выполнение разученных ранее общеразвивающих упражнений и циклических движений под музыку

Общеразвивающие упражнения

Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса. Поднимать и опускать прямые руки вперед, вверх, в стороны (одно- временно, поочередно). Перекладывать предметы из одной руки в другую перед собой, за спиной, над головой. Хлопать в ладоши перед собой и от- водить руки за спину. Вытягивать руки вперед, в стороны, поворачивать их ладонями вверх, поднимать и опускать кисти, шевелить пальцами.

Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника . Передавать мяч друг другу над головой вперед-назад, с поворотом в стороны (вправо-влево). Из исходного положения сидя: поворачиваться (положить предмет позади себя, повернуться и взять его), наклониться, подтянуть ноги к себе, обхватив колени руками. Из исходного положения лежа на спине: одновременно поднимать и опускать ноги, двигать ногами, как при езде на велосипеде. Из исходного положения лежа на животе: сгибать и разгибать ноги (поочередно и вместе), поворачиваться со спины на живот и обратно; прогибаться, приподнимая плечи, разводя руки в стороны.

Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног. Подниматься на носки; поочередно ставить ногу на носок вперед, назад, в сторону. Приседать, держась за опору и без нее; приседать, вынося руки вперед; приседать, обхватывая колени руками и наклоняя голову. Поочередно поднимать и опускать ноги, согнутые в коленях. Сидя захватывать пальцами ног мешочки с песком. Ходить по палке, валику (диаметр 6–8 см) приставным шагом, опираясь на них серединой ступни.

Подвижные игры

С бегом. «Бегите ко мне!», «Птички и птенчики», «Мыши и кот», «Бегите к флажку!», «Найди свой цвет», «Трамвай», «Поезд», «Лохматый пес», «Птички в гнездышках».

С прыжками. «По ровненькой дорожке», «Поймай комара», «Воробышки и кот», «С кочки на кочку».

С подлезанием и лазаньем. «Наседка и цыплята», «Мыши в кладовой», «Кролики».

С бросанием и ловлей. «Кто бросит дальше мешочек», «Попади в круг», «Сбей кеглю», «Береги предмет».

На ориентировку в пространстве. «Найди свое место», «Угадай, кто и где кричит», «Найди, что спрятано».

Таблица 6

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ПРОГУЛКЕ см ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Образовательная область

«СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

«Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального 47 интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».

Основные цели и задачи

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.

Ребенок в семье и сообществе. Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной принадлежности.

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание . Развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

Воспитание культурно-гигиенических навыков.

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Формирование основ безопасности. Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.

Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них.

Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.

Образовательная область

«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира» .

Основные цели и задачи

Формирование элементарных математических представлений. Формирование элементарных математических представлений, первичных

представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, мате- риале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.). Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Ознакомление с предметным окружением. Ознакомление с предметным миром (название, функция, назначение, свойства и качества предмета); восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда.

Формирование первичных представлений о многообразии предметно- го окружения; о том, что человек создает предметное окружение, изменяет и совершенствует его для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между миром предметов и природным миром.

Ознакомление с социальным миром. Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств. Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира. Ознакомление с миром природы.

Ознакомление с природой и природными явлениями . Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек - часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.

Сезонные наблюдения

Осень . Учить замечать изменения в природе: становится холоднее, идут дожди, люди надевают теплые вещи, листья начинают изменять ок- раску и опадать, птицы улетают в теплые края.

Расширять представления о том, что осенью собирают урожай овощей и фруктов. Учить различать по внешнему виду, вкусу, форме наиболее распространенные овощи и фрукты и называть их.

Зима. Расширять представления о характерных особенностях зимней природы (холодно, идет снег; люди надевают зимнюю одежду).

Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на учас- ток, подкармливать их. Учить замечать красоту зимней природы: деревья в снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки и т.д.; участвовать в катании с горки на санках, лепке поделок из снега, укра- шении снежных построек.

Весна. Продолжать знакомить с характерными особенностями весен- ней природы: ярче светит солнце, снег начинает таять, становится рыхлым, выросла трава, распустились листья на деревьях, появляются бабочки и майские ж

Последние материалы раздела:

Все, что нужно знать о бактериях
Все, что нужно знать о бактериях

Бактерии представляют собой одноклеточные безъядерные микроорганизмы, относящиеся к классу прокариотов. На сегодняшний день существует более 10...

Кислотные свойства аминокислот
Кислотные свойства аминокислот

Cвойства аминокислот можно разделить на две группы: химические и физические.Химические свойства аминокислотВ зависимости от соединений,...

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...